Сводный финансовый баланс. О чем говорит ваш бухгалтерский баланс Методы финансового планирования


Сводный финансовый баланс -- это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, А.М. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.

Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. Схему основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1 Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)

  • 1. Прибыль
  • 2. Налог на добавленную стоимость и акцизы
  • 3. Подоходный налог с физических лиц
  • 4. Налоги на имущество
  • 5. Средства для образования Фонда социального страхования. Пенсионного фонда. Фонда страховой медицины и Фонда занятости
  • 6. Средства других бюджетных целевых фондов
  • 7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • 8. Амортизационные отчисления
  • 9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи госимущества
  • 10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности
  • 11. Прочие доходы

Итого доходов

  • 1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)
  • 2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • 3. Государственные дотации
  • 4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации
  • 5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)
  • 6. Расходы на науку за счет бюджета
  • 7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов
  • 8. Расходы на оборону
  • 9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)
  • 10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)
  • 11. Расходы по внешнеэкономической деятельности
  • 12. Расходы на образование резервных фондов
  • 13. Прочие расходы

Всего расходов

Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, O.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.

Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г. Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного и районного уровня. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

  • 1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;
  • 2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;
  • 3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

Основная задача территориального сводного финансового баланса -- определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Сводный финансовый баланс на территориальном уровне имеет следующий состав показателей (приложение 1).

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

  • * достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;
  • * точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;
  • * сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
  • * повысить качество бюджетного планирования;
  • * скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
  • * концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;
  • * изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;
  • * наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
  • * осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
  • * активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
  • * добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

представляет собой прогноз формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хо-зяйствования в рамках конкретной административно-территориальной единицы страны, региона, муниципального образования. Назначением этого баланса являются обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития, формирование финансовых резервов.
Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и используется при составлении проекта бюджета. Показатели баланса финансовых ресурсов формируются на основе прогноза социально-экономического развития и отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год. Этот финансовый прогноз составляется на один календарный год.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хозяйствования на территории конкретной административно-территориальной единицы (страны, субъекта РФ, муниципального образования). Он охватывает находящиеся в распоряжении органов власти, организаций основные источники средств, направляемых на развитие производства (капитальные вложения) и осуществление социальных программ, и не включает денежные средства населения.
С точки зрения межбюджетных отношений эти балансы позволяют на этапе макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений и решений, принимаемых органами государственной власти в отношении финансовой обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.
Баланс построен по методу двойной записи - доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ре-
сурсов: I раздел - Доходы, II раздел - Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.
При расчете показателей раздела I баланса финансовых ресурсов учитываются показатели отчетного баланса, прогноза социально-экономического развития, изменения налогового и бюджетного законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, другие обстоятельства, которые могут повлиять на объем доходов субъектов хозяйствования и субъектов власти в прогнозируемом периоде. Кроме того, принимаются во внимание положения, связанные с проводимой государственной политикой в области межбюджетных отношений, в частности при разграничении и распределении доходов по уровням бюджетной системы, предоставлении финансовой помощи бюджетам других уровней.
Доходы баланса финансовых ресурсов, исчисленные на душу населения, определяют финансовую обеспеченность субъекта РФ, муниципального образования, которая может служить индикатором для оценки реальной потребности в дополнительных финансовых ресурсах, направляемых соответственно из федерального или регионального бюджета.
В разделе II баланса финансовых ресурсов отражаются расходы, прогноз которых осуществляется исходя из проектных расчетов доходных статей баланса с учетом необходимости снижения дефицита финансовых ресурсов. В расходной части баланса отражаются расходы, осуществляемые на территориях административно-территориальных единиц из всех финансовых источников. Структура бюджетных показателей расходов определяется в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». При определении объема и направлений расходов принимается во внимание порядок, закрепляющий определенные обязательства (полномочия) за конкретным уровнем государственной власти или
местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
В базовых показателях для расчета расходов принимается ожидаемая оценка на соответствующий период, учитываются прогнозные показатели возможной инфляции и индексация заработной платы и материальных затрат.
Баланс финансовых ресурсов на федеральном уровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учетом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Состав статей сводного финансового баланса РФ приведен в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Схема сводного финансового баланса Российской Федерации Доходы Расходы Прибыль
Амортизация
Налоговые доходы
Единый социальный налог
Неналоговые доходы
Средства целевых бюджетных фондов
Безвозмездные перечисления
Средства государственных внебюджетных фондов
Итого доходов
Превышение доходов над расходами Средства, остающиеся в распоряжении организаций
Затраты на государственные ин-вестиции
Фундаментальные исследования и содействие НТП
Расходы на социально-культурные мероприятия
Расходы на национальную обо-рону
Расходы на проведение военной реформы
Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства
Расходы на судебную власть
Расходы на содержание органов государственной власти и местное самоуправление
Расходы по международной дея-тельности
Обслуживание государственного и муниципального долга
Финансовая помощь бюджетам других уровней
Целевые бюджетные фонды
Прочие расходы
Всего расходов
Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому планированию, т.е. составлению проекта бюджета. Сбалансированность ба-ланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.
Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов. В частности, некоммерческие организации их, как правило, не составляют, а коммерческие организации разрабатывают по форме, аналогичной форме их финансового плана. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Кроме того, коммерческие орга-низации могут составлять прогноз прибыли и убытков, прогноз движения денежных средств, прогноз активов и пассивов.
Можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой - является его составной частью, так как разработка финансовых планов производится на основе показателей финансовых прогнозов.

Финансовые ресурсы РФ

Распределение и перераспределение стоимости с использованием финансов сопровождается движением денежных средств, которые принимают специфическую форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы являются материальным воплощением финансовых отношений.

Финансовые ресурсы – это совокупность целевых фондов денежных средств, т.е. это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования.

Понятия финансы и финансовые ресурсы – это не тождественные понятия. Финансы – отношения, финансовые ресурсы – их воплощение.

Финансовые ресурсы формируются у всех субъектов финансовых отношений: государства, хозяйствующих субъектов, населения. Их формирование происходит за счет различных видов денежных доходов и используется на удовлетворение потребностей данных субъектов и выполнения ими своих обязательств.

Совокупность финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов образуют финансовые ресурсы определенной территории или же государства в целом. Определение этой величины является исключительно важным, так как позволяет узнать, какими возможностями располагает та или иная территория.

В настоящее время в финансовых расчетах при определении финансовых ресурсов территории финансы населения не учитываются!

Финансовые ресурсы территории складываются из 3-х групп источников :

1 Финансовые ресурсы организаций различных форм собственности (прибыль, амортизация).

2 Финансовые ресурсы бюджетной системы (различные налоговые и неналоговые доходы).

3 Финансовые ресурсы внебюджетных фондов (средства внебюджетных экономических и социальных фондов).

Аналогично источникам финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятия.

Чтобы иметь полную картину финансовых ресурсов какой-либо территории соответствующие территориальные финансовые органы ежегодно составляют финансовый план (сводный баланс финансовых ресурсов или сводный финансовый баланс). Например, Минфин РФ ежегодно формирует сводный баланс финансовых ресурсов РФ; Минфин РБ, соответственно формирует сводный баланс финансовых ресурсов РБ и т.д.

Сводный финансовый баланс представляет собой свод доходов и расходов органов власти и организаций всех форм собственности, расположенных на соответствующей территории. Доходы, и расходы населения в схему сводного финансового баланса не включаются!



Назначение финансового баланса заключается в определении финансового результата воспроизводственного процесса на данной территории (располагаемых доходов и направлений их использования). Важная роль ему отводится в ходе прогнозирования финансовой обеспеченности региона.

Сводный баланс финансовых ресурсов РФ состоит из доходной и расходной частей. В них раскрываются конкретные источники поступления и конкретные направления расходования денежных средств.

Доходная часть характеризует размер финансовых ресурсов, которым располагает территория для целей социально-экономического развития. Величина созданных финансовых ресурсов рассчитывается с учетом сальдо финансовых взаимоотношений с федеральным и республиканским уровнями власти.

Расходная часть отражает объем финансовых ресурсов, расходуемый для финансирования капиталообразования, коллективного потребления и удовлетворения социальных потребностей.

Если баланс сводится с дефицитом, т.е. имеется отрицательное сальдо финансового баланса, то это находит свое отражение в 3 части в следующем показателе – Превышение расходов над доходами – дефицит (показывается в рублях и в % к ВВП).

Четвертая часть носит название – Источники финансирования дефицита . Ими могут быть кредиты Центробанка, доходы от операций с государственными ценными бумагами, внешние заимствования.

Недостатки сводного баланса финансовых ресурсов:

– отсутствие доходов и расходов населения в схеме финансового баланса;

– отсутствие учета расходов предприятий за счет заемных средств.

– отсутствие учета места расходования прибыли.

Данные недостатки не позволяют использовать финансовый баланс территории в его сегодняшнем состоянии в качестве инструмента разработки стратегии развития и управления ее реализацией, как для муниципальных образований, субъектов РФ, так и для РФ в целом.

Анализ пассивов позволяет выявить динамику отдельных источников финансовых ресурсов как по стоимости, так и по доле в общей структуре пассивов.

Данные для анализа финансовых ресурсов должны выглядеть следующим образом:

Показатели На начало года На конец года Изменение за год
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1. Собственные средства 27370 74,8 33310 74,5 +5940 +21,7
1.1. Уставной капитал 320 0,9 320 0,7
1.2. Добавочный капитал 25110 68,6 29920 66,9 +4810 +19,1
1.3. Резервный капитал 250 0,7 315 0,7 +65 +26
1.4. Нераспределенная прибыль 500 1,4 1175 2,6 +675 +135
1.5. Доходы будущих периодов 1190 3,2 1580 3,6 +390 +32,8
2. Заемные средства 9230 25,2 11390 25,5 +2160 +23,4
2.1. Долгосрочные кредиты и займы 1500 4,1 2400 5,4 +900 +60
2.2. Краткосрочные кредиты и займы 2900 7,9 3880 8,7 +980 +33,8
2.3. Кредиторская задолженность 4830 13,2 5110 11,4 +280 +5,8
Пассив 36600 100 44700 100 +8100 +22,1

Для определения изменений структуры финансовых ресурсов в абсолютных значениях нужно найти разницу между результатами в конце и в начале периода.

Для расчета изменений в процентах найдите отношение полученной разницы к результатам на начало периода.

То есть, например, динамика роста финансовых ресурсов вычисляется следующим образом: 5940 / 27370 * 100% = 21,7%.

Помимо непосредственной оценки структуры финансовых ресурсов, такой анализ позволяет быстро произвести и некоторые дополнительные расчеты:

– Стоимость имущества увеличилась на 22,1%. Это произошло в результате роста финансовых ресурсов компании на 21,7%, а заемных - на 23,4%. Из-за того, что скорость увеличения заемных средств несколько выше, чем собственных, доля последних в общем объеме снизилась - впрочем, довольно незначительно, всего на 0,3%.

– Источники формирования финансовых ресурсов в этом году на 73,3% (5940 / 8100 * 100%) состоят из собственных средств и на 26,7% - из заемных.

– Объем заемных средств увеличился по всем позициям. При этом наиболее значительный рост произошел у долгосрочных займов, теперь их доля в общем объеме обязательств составляет 21,1% (2400 / 11 390 * 100%) - это на 4,8% больше, чем в начале года. Доля краткосрочных займов тоже увеличилась - на 2,7%; сейчас она равна 34,1%.

В приведенном примере основной источник заемных финансовых ресурсов - это кредиторская задолженность, так что нелишним будет изучить ее состав отдельно.

Стоит обратить внимание и на то, что кредиторская задолженность изменилась меньше, чем собственные финансовые ресурсы. В случае с предприятиями, занимающимися изготовлением или реализацией какой-либо продукции, такое соотношение может указывать на то, что увеличение собственных средств не связано с ростом или производства. Такие изменения в структуре финансовых ресурсов, впрочем, сами по себе не говорят ни об ухудшении, ни об улучшении ситуации - их значимость всецело зависит от целей финансовой деятельности компании.

Кроме изучения динамики, на основании пассива баланса можно сделать выводы и о устойчивости предприятия - для этого используется несколько коэффициентов, характеризующих структуру финансовых ресурсов.

Коэффициент капитализации показывает соотношение заемных и собственных финансовых ресурсов компании. Рассчитывается он следующим образом:

Коэффициент капитализации = Заемные средства / Собственные средства

Для компании из примера он равен 11390 / 33310 = 0,34, то есть на 1 рубль собственных средств приходится 0,34 заемных.

Такая величина коэффициента капитализации говорит о том, что основную долю капитала составляют собственные финансовые ресурсы. С одной стороны это указывает на высокую степень устойчивости, а с другой – на то, что компания может упускать значительную прибыль, отказываясь от займов.

Тем не менее, само по себе значение этого показателя не позволяет дать оценку финансовой эффективности предприятия, в данном случае нормативы сильно зависят от отрасли и этапа развития бизнеса.

Коэффициент финансовой независимости позволяет определить удельный вес собственного капитала в сумме всех источников финансовых ресурсов. Для его определения используется формула:

Коэффициент финансовой независимости = Собственные средства / Валюта баланса

Для компании из примера он имеет следующий вид: 33310 / 44700 = 0,75.

Максимальное значение этого коэффициента равно 1, а чем выше результат - тем больше устойчивость компании. Но, опять же, высокое значение может указывать на низкую эффективность использования финансовых ресурсов.

И, наконец, последний - коэффициент финансовой устойчивости . Он указывает на то, какую часть капитала составляют устойчивые источники формирования финансовых ресурсов - то есть, те, которые предприятие сможет использовать в течение длительного времени. Вычисление производится по следующей формуле:

Коэффициент финансовой устойчивости = (Собственные средства + Долгосрочные обязательства) / Валюта баланса

У компании из примера результат выходит таким: (33310 + 2400) / 44700 = 0,8.

Если значение находится в пределах 0,8 - 0,9, положение предприятия можно с уверенностью назвать устойчивым. Впрочем, дать оценку финансовой эффективности с помощью этого показателя нельзя - для этого необходимо отдельно рассмотреть отношение собственных средств к долгосрочным обязательствам.

Финансовые ресурсы: показатели финансовой деятельности

В число ключевых показателей финансовой деятельности входят следующие:

– Прибыль (убыток) на конец отчетного года – это сумма прибыли (убытка) от продажи основных средств, продукции, работ, услуг и чистых доходов от внереализационных операций. Выявляется на основе бухучета финансовых операций.

– Рентабельность – это отношение величины прибыли и издержек на производство и продукцию

– Оборотные средства

– Оборачиваемость оборотных средств – чем быстрее оборачиваемость, тем меньше разрыв по времени между затратами на производство и получением выручки и прибыли.

– Денежные поступления – деньги от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.

– Кредиторская задолженность – долги поставщикам, подрядчикам, векселям, зарплате, бюджетным и внебюджетным платежам и т.д.

– Дебиторская задолженность – долги за проданные товары и услуги от покупателей, задолженность по операциям с бюджетом, подотчетными лицами и т.д.

– Просроченная задолженность – долги, не погашенные в назначенное время.

Важная роль в проведении финансовой политики принадлежит разработке и реализации финансовых планов. Они принимаются на разных уровнях: общегосударственном, республиканском, местном, предприятиями и учреждениями и другими субъектами финансовой деятельности. С помощью финансовых планов осуществляется прогнозирование финансового развития объекта. Принятые и утверждены планы рассматриваются как руководящие документы, являющиеся основанием для проведения финансового планирования региона.

Сочетание законов рыночной экономики с элементами планирования в сфере управления финансовыми ресурсами региона должно иметь гармоничный характер, базироваться на комплексном подходе с учетом интересов его социально-экономического развития. Устойчивое развитие производственной системы региона и достижения определенных целей и показателей в условиях рыночной экономики может быть обеспечен посредством планирования объемов и источников происхождения, а также движения финансовых ресурсов. Однако следует помнить, что планирование финансовых ресурсов в условиях командно-административной экономики и планирования движения финансовых ресурсов в управляемой рыночной экономике не являются тождественными понятиями.

Так, в командно-административной экономике процесс планирования объемов финансовых ресурсов фактически представлял собой планирования бюджета региона. С другой стороны, аналогичное планирования в рыночной экономике направлены на формирование финансового потенциала региона с целью создания сбалансированной структуры производственного потенциала, повышение общей эффективности региональной экономики и решения актуальных социальных вопросов.

Финансовый план региона - это задача по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, принятое на определенный период с целью обеспечения социально-экономического развития региона.

В финансовом плане содержатся задачи по определению объемов и источников доходов, направления их распределения, структуры затрат, объемов и источников инвестиционной политики, формирования и использования резервных фондов и др. Финансовый план разрабатывается в форме баланса доходов и расходов и имеет несколько разделов: поступление средств и структура доходов; расходы и отчисления финансовых ресурсов, финансовые результаты (сальдо доходов и расходов).

Финансовое планирование - это деятельность субъектов по разработке проектов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью решения поставленных задач. К основных составных частей финансового планирования относятся: определение источников и объемов мобилизации финансовых ресурсов с целью обеспечения планируемой деятельности; разработка вариантов распределения привлеченных средств по различным направлениям; введение рационального и эффективного использования полученных ресурсов. Как правило, финансовые планы сопровождаются разработкой системы управления с целью мобилизации, распределения и использования ресурсов, а также проведения контроля за реализацией планов.

В процессе проведения финансового планирования используются различные методы. К основным из них относятся: нормативный метод, балансовый метод, аналитический метод, метод прогнозирования. Балансовый метод позволяет учесть соотношение между активами и источниками их образования. Нормативный метод позволяет рассчитать планы на основе учета утвержденных норм и нормативов. Методы факторного анализа используются в процессе определения влияния определенных факторов на возможное развитие объекта. В основе разработки финансовых планов - использование прогнозирования, определения возможных вариантов будущих событий путем проведения расчетов возможных моделей развития.

Финансовое планирование проводится в разных формах. К основным из них относятся: стратегическое планирование, текущее планирование, оперативное планирование.

Баланс финансовых ресурсов и затрат региона - это план поступления финансовых ресурсов и их использования во всех секторах экономики региона. В нем отражается система показателей по источникам образования, объемов, направлений распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов региона. Он составляется с целью разработки прогнозов экономического и социального развития, является основой разработки многих планов и программ регионального развития. К ним, в частности, относятся: бюджет региона, баланс денежных доходов и расходов населения и др.

Баланс финансовых ресурсов и расходов составляется на общегосударственном и региональном уровнях. Для примера рассмотрим структуру баланса финансовых ресурсов и расходов области. В первом разделе баланса отражаются финансовые ресурсы, созданные в области и поступления средств в область от других субъектов. В частности, сюда включаются доходы бюджетов области, финансовые ресурсы хозяйственных структур, средства централизованных и децентрализованных государственных целевых фондов, кредитные ресурсы коммерческих банков, а также средства, привлекаемые на условиях займа. Второй раздел баланса отражает расходы, осуществляемые различными субъектами финансовой деятельности: местными бюджетами, Государственным бюджетом, субъектами предпринимательства, государственными целевыми фондами и др.

Структура баланса финансовых ресурсов и затрат региона включает следующие разделы:

1.1. Прибыль.

1.2. Налоги, сборы, обязательные отчисления юридических и физических лиц в Государственный бюджет и государственные целевые фонды.

1.3. Амортизационные отчисления.

1.4. Долгосрочные вклады населения.

1.5. Иностранные кредиты и поступления.

1.6. Поступление средств из Государственного бюджета.

1.7. Прочие доходы.

2. Расходы

2.1. Расходы на развитие экономики (капитальные вложения за счет всех источников финансирования).

2.2. Государственные дотации и выплаты разницы в ценах.

2.3. Расходы на социальные гарантии населению.

2.4. Расходы на социально-культурные мероприятия.

2.5. Пенсии и оказания помощи.

2.6. Расходы на управление.

2.7. Расходы за счет государственных целевых фондов.

2.8. Расходы хозяйственных структур на социальные мероприятия.

2.9. Другие расходы хозяйственных структур.

2.10. Другие расходы бюджета.

2.11. Передача средств в Государственный бюджет. Баланс.

К расходам на развитие экономики относятся капитальные вложения, осуществляемые за счет всех источников финансирования. Такие расходы, в частности, включают капитальные вложения субъектов хозяйствования, расходы развития бюджета области, Государственного бюджета, государственных целевых фондов; капитальные вложения хозяйственных структур, долгосрочные расходы, осуществляемые за счет банковских кредитов. Государственные дотации и выплаты разницы в ценах - это ассигнования из местного бюджета на выплату разницы в ценах на газ, твердое топливо (при реализации их населению), жилищно-эксплуатационным организациям и коммунальному хозяйству, общественному транспорту, школьным столовым, медицинским учреждениям и др.

Расходы на социальные гарантии населению включают финансирование (из местного бюджета) выплат помощи на детей в возрасте до 16 лет; гражданам с минимальными доходами, жилищных субсидий (по оплате электроэнергии, газа, твердого топлива и жилищно-коммунальных услуг), переселенцам, одиноким матерям, инвалидам, ветеранам и др. Выделение средств из местного бюджета на содержание детских дошкольных мероприятий, школ, расходы на развитие культуры, подготовку и переподготовку кадров, здравоохранение, физкультуру и др. - Это расходы на социально-культурные мероприятия.

Пенсии и пособия включают расходы, финансируемые из Пенсионного фонда Украины и Фонда социального страхования, а также из местных бюджетов. Пособие выплачивается пенсионерам, временно нетрудоспособным и другим категориям населения. К расходам хозяйственных структур на социальные мероприятия относятся расходы на материальное поощрение, улучшение жилищных условий работников, на организацию отдыха и лечения. Такие расходы финансируются за счет прибыли предприятий и учреждений. Другие расходы хозяйственных структур - это расходы на создание резервных фондов, на благотворительные мероприятия и др. К прочим расходам бюджета относится финансирование гражданской обороны, создание резервных фондов, охране окружающей среды, передача средств в бюджеты нижестоящих уровней и др.

Таким образом, показатели баланса финансовых ресурсов и расходов области охватывают все финансовые ресурсы, которые формируются, распределяются, перераспределяются и используются на территории региона в течение определенного периода. Общая сумма поступлений должна равняться общей сумме расходов. При этом, часть доходов, полученных в регионе перечисляется за его пределы: налоги и отчисления в Государственный бюджет, в государственные целевые фонды и др. С другой стороны, определенная сумма поступлений обеспечивается перечислением из источников за пределами области: из Государственного бюджета, кредитных ресурсов из других регионов и поступлений от иностранных государств и др.

Баланс финансовых ресурсов и расходов области является основой для разработки программ социально-экономического развития региона, подготовки и принятия местных бюджетов, целевых программ и других мероприятий регионального значения. Сам по себе баланс выступает как финансовый план. Вместе с тем, он не является непосредственным обязательной задачей местным органам власти. Но поскольку на его основе формируются более императивные финансовые планы, баланс играет важную роль в проведении финансовой политики в регионе.

В. Столяров утверждает, что пока мы не научимся делать балансы финансовых ресурсов, начиная с региона и заканчивая государством, никакой согласованности региональных и общегосударственных воспроизводственных процессов не будет. Ученый приходит к выводу, что в условиях рыночной экономики должны действовать механизмы государственного контроля и управления, которые могут самостоятельно функционировать под контролем органов местного самоуправления на уровне региона с учетом общегосударственной финансовой политики.

С целью обеспечения реализации экономических и социальных программ развития, установление оптимальных направлений их распределения и использования в Украине разрабатывается баланс финансовых ресурсов. Его разработка осуществляется Министерством экономики Украины, Министерством финансов и Госкомстатом Украины во исполнение постановления Кабинета Министров Украины №471 от 28.06 95 и в соответствии с требованиями методологических указаний по его составлению, утвержденных совместным приказом указанных ведомств ОТ 18 апреля 1996 №49 / 76/117 .

В нормативных документах баланс финансовых ресурсов определяется как комплексный прогнозный расчет, в котором отображается объем создаваемых финансовых ресурсов и их использования во всех секторах экономики государства. Он является базой для принятия управленческих решений по вопросам эффективности использования всех видов финансовых ресурсов, привлечения дополнительных инвестиционных источников, служит информационной и аналитической основой для разработки и обоснования финансовой политики государства.

Баланс финансовых ресурсов составляется по установленной форме и включает в себя следующие основные разделы:

По доходам:

1. Ресурсы бюджетов.

2. Долгосрочные кредитные ресурсы на развитие народного хозяйства.

3. Ресурсы предприятий и организаций.

4. Ресурсы внебюджетных фондов, не направляются в государственный бюджет.

5. Средства иностранных инвесторов на развитие народного хозяйства

6. Другие источники, направляемых на покрытие дефицита бюджета (кредиты Национального банка, выпуск ценных бумаг, финансовая помощь международных финансовых организаций и т.д.).

По расходам:

1. Расходы бюджетов.

2. Расходы на реализацию национальных программ развития народного хозяйства за счет долгосрочных кредитов.

3. Расходы предприятий и организаций за счет собственных ресурсов.

4. Расходы внебюджетных фондов (без бюджетных средств). Показатели баланса рассчитываются в тесной взаимосвязи с показателями валового внутреннего продукта, национального дохода, фонда оплаты труда, прогнозных индексов изменения цен, фондов накопления и потребления. В отдельных случаях показатели баланса определяются на основании экспертных оценок.

При составлении балансов финансовых ресурсов как составных частей программ социально-экономического развития регионов, Министерством экономики Украины рекомендуемая форма баланса (табл. 3.1.), Которая одновременно определяет состав ресурсов.

Полное представление о финансовых ресурсах, которые аккумулируются на территории, дает анализ сводного финансового баланса региона. Такой баланс содержит информацию о поступлении, формирование, перераспределение и использование в регионе всех финансовых ресурсов как из централизованных, так и из децентрализованных источников, а также перечисления их за пределы региона.

Финансовый баланс дает необходимую информацию о финансовом потенциале региона. Такая информация нужна для разработки мероприятий по повышению эффективности использования финансов.

Таблица 3.1. Баланс финансовых ресурсов региона (пример) (млн. Грн.)

Информационной базой для составления сводного финансового баланса данные территориальных финансовых, кредитных, статистических органов, функциональных подразделений местных органов управления, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели прогнозов социально-экономического развития региона, данные местного бюджета, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории, баланс денежных доходов и расходов населения.