Примеры разных типов границ новые прозрачные барьерные. Государственная территория России


На этом уроке все желающие смогут изучить тему «Государственная территория России. Типы российских границ». Мы запишем определение понятия «государственная граница», узнаем, что с ее помощью можно установить. Также поговорим о существующих на сегодняшний день типах российских границ.

Тема: Географическое положение России

Урок: Государственная территория России. Типы российских границ

В географии существуют множество разнообразных границ. Наряду с природными, есть сложившиеся исторически - это государственные границы . Они необходимы любому государству и обеспечивают его территориальную целостность, суверенитет и безопасность.

Линия границы и проходящая через нее вертикальная поверхность, которая простирается в атмосферу (до 100 км.) и литосферу, ограничивают пределы территории страны.

После распада СССР 13 тыс. км границ России превратились из внутренних в государственные. Новые границы не были оформлены в соответствии с международным правом. На них нужно было провести съемки местности, согласовать линию границы, оформить соответствующие документы, чтобы передать в ООН. Процесс согласования государственных границ страны не завершен. Не оформлены границы с Эстонией, Белоруссией, Азербайджаном. Не решены вопросы проведения морских границ с Украиной и в Каспийском море. Не зафиксированы, в соответствии с международным правом, границы между Россией и Японией.

Границы страны требуют обустройства: застав, пропускных пунктов, таможен, технических средств охраны. Затраты на обустройство 1 км границы составляют в среднем около 1 млн рублей.

Российская государственная территория включает: сушу (материковую часть государства, острова, анклавы), воды (внутренние воды суши и внутренние воды морей (воды портов, заливов, бухт) и территориальные), лежащие над сушей и водами воздушное пространство; расположенные под сушей и водами недра.

Государственной территорией также считаются посольства, морские, воздушные и космические корабли за рубежом, носящие флаг или отличительный знак государства, а также принадлежащие ему кабели, трубопроводы.

Любые действия иностранных государств в пределах территориальных вод нашей страны, например, заход иностранных военных и торговых судов, возможен только по согласованию с Россией.

В океане России также принадлежат не входящие в ее государственную территорию пространства, на которые она имеет суверенные права, закрепленные международными соглашениями. К ним относятся:

200-мильная зона (370, 4 км) - исключительная экономическая зона за пределами территориальных вод, закрепляющая за государством право на разведку и разработку минеральных и биологических ресурсов (рыба, морепродукты) . Общая площадь экономической зоны России - 4,1 млн.км. в пределах экономической зоны разрешено плавание иностранных судов, но научные исследования и разработка природных ресурсов возможна, только по согласованию с правительством России. (см.рис.1)

Рис. 1. 200-мильная зона

Континентальный шельф, в пределах которого государство имеет суверенные права на разведку и разработку его естественных ресурсов.

Протяженность государственных границ России составляет около 60 тыс.км. Каждый участок государственной границы такой огромной страны как Россия имеет свои особенности. (см. рис.2)

Рис. 2. Типы границ России

К природным границам относятся сухопутные и морские.

Сухопутные границы могут проходить по равнинным участкам, горам, рекам и озерам. Природно-географическое положение России определяет большую протяженность ее границ на суше (около 21 тыс. км). Наиболее протяженные сухопутные границы:

  • равнинная - с Казахстаном (7,2 тыс. км.)
  • горная - с Монголией (3 тыс. км)
  • речная - с Китаем (3,4 тыс. км)
  • озерная - с Эстонией (147,8 км.)

Природные объекты, являющиеся природными границами, изменяются с течением времени. Наиболее динамичны в этом отношении реки. Это может стать причиной пограничного конфликта. Так, в 1969 г. причиной пограничного конфликта стал остров Даманский на реке Уссури. Граница между Россией и Китаем, проходящая по рекам Амур и Уссури, была установлена в 1860 г. и определялась по берегам рек. Ни водное пространство, ни острова не были официально разграничены. Однако, к середине века остров значительно увеличился и стал располагаться с китайской стороны от фарватера реки. Конфликт был урегулирован только в 1991 г., когда по соглашению между СССР и КНР этот участок границы был проведен по фарватеру реке Уссури и остров Даманский отошел Китаю. (см.рис.3)

Рис. 3. Даманский конфликт

Западная граница практически на всем своем протяжении не имеет отчетливо выраженных природных рубежей. Начинается она на побережье Баренцева моря от Варангер-фьорда и проходит вначале по всхолмленной тундре, затем по долине реки Паз. На этом участке Россия граничит с Норвегией. Далее соседом России является Финляндия. Граница идет по возвышенности Манселькя, по сильно заболоченной и заозеренной местности, по склону невысокой гряды Сальпоуселькя и в 160 км юго-западнее Выборга подходит к Финскому заливу Балтийского моря. На крайнем западе, на берегу Балтийского моря и его Гданьского залива, находится Калининградская область России, которая граничит с Польшей и Литвой. Большая часть границы области с Литвой проходит по Неману (Нямунас) и его притоку реке Шешупе. От Финского залива граница идет по реке Нарве, Чудскому и Псковскому озерам, и далее, преимущественно, по низким равнинам, пересекая более или менее значительные возвышенности (Витебскую, Смоленско-Московскую, южные отроги Среднерусской, Донецкий кряж) и реки (верховье Западной Двины, Днепра, Десны и Сейма, Северский Донец и Оскол), иногда по второстепенным речным долинам и небольшим озерам, через лесистые всхолмленные пространства, овражно-балочные лесостепные и степные, преимущественно распаханные, просторы до Таганрогского залива Азовского моря. Здесь соседями России на протяжении свыше 1000 км являются бывшие братские республики Советского Союза: Эстония, Латвия, Белоруссия и Украина.

Южная граница, подобно западной, преимущественно, сухопутная. Она начинается от Керченского пролива, соединяющего Азовское море с Черным, и проходит по территориальным водам Черного моря до устья реки Псоу. Здесь начинается сухопутная граница с Грузией и Азербайджаном. Она проходит по долине Псоу, а далее, преимущественно, по Главному, или Водораздельному, хребту Большого Кавказа, переходя на Боковой хребет на участке между Рокским и Кодорским перевалами, затем вновь идет по Водораздельному хребту до горы Базардюзю, откуда поворачивает к северу до реки Самур, по долине которой доходит до Каспийского моря. Таким образом, в районе Большого Кавказа граница России четко фиксируется естественными, природными рубежами. Это обусловлено тем, что природа ограничивала возможности расселения народов Кавказа его крутыми высокими горными склонами. Протяженность границы по Кавказу составляет более 1000 км.

Далее граница России проходит по акватории Каспийского моря, от побережья которого близ восточной окраины дельты Волги начинается сухопутная граница России с Казахстаном. Она проходит по пустыням и сухим степям Прикаспийской низменности, в районе сочленения Мугоджар с Уралом, по южной степной части Западной Сибири и по горам Алтая. Граница с Казахстаном у России самая протяженная (свыше 7500 км), но почти не фиксированная естественными рубежами. По территории Кулундинской равнины, например, на расстоянии около 450 км граница идет с северо-запада на юго-восток, практически, по прямой, параллельно направлению течения Иртыша. Правда, около 1500 км границы проходит по рекам Малый Узень (Прикаспий), Урал и его левому притоку Илеку, по Тоболу и по его левому притоку - реке Уй (наиболее протяженная речная граница с Казахстаном), а также по ряду более мелких притоков Тобола.

Восточная часть границы - по Алтаю - орографически отчетливо выражена. Она проходит по хребтам, отделяющим бассейн Катуни от бассейна Бухтармы - правого притока Иртыша (Коксуйский, Холзунский, Листвяга, на небольших отрезках - Катунский и Южный Алтай).

Почти вся граница России от Алтая до Тихого океана проходит по горному поясу. В районе сочленения хребтов Южный Алтай, Монгольский Алтай и Сайлюгем находится горный узел Табын-Богдо-Ула (4082 м). Здесь сходятся границы трех государств: Китая, Монголии и России. Протяженность границы России с Китаем и Монголией лишь на 100 км длиннее российско-казахстанской границы. Граница проходит по хребту Сайлюгем, северной окраине Убсунурской котловины, горным хребтам Тувы, Восточного Саяна (Большой Саян) и Забайкалья (Джидинскому, Эрмана и др.). Далее она идет по рекам Аргунь, Амур, Уссури и ее левому притоку - реке Сунгача. Более 80% российско-китайской границы проходит по рекам. Государственная граница пересекает северную часть акватории озера Ханка, проходит по хребтам Пограничный и Черные горы. На крайнем юге Россия граничит с Северной Кореей по реке Туманная (Тумыньцзян). Протяженность этой границы всего 17 км. По долине реки российско-корейская граница выходит к побережью Японского моря южнее залива Посьет.

Морские границы России — самые протяженные в мире (38,8 тыс. км). Из них 19,7 тыс. км — в Северном Ледовитом океане. Самая протяженная морская граница - граница полярных владений России (российский полярный сектор Арктики) — проходит по водам морей Северного Ледовитого океана. Здесь Россия граничит с владениями Норвегии и Дании (Гренландия), Канады и США.

Восточная граница России - морская. Она проходит по водным просторам Тихого океана и его морей — Японского, Охотского и Берингова. Здесь Россия граничит с Японией и США. Граница проходит по, более или менее, широким морским проливам: с Японией - по проливам Лаперуза, Кунаширскому, Измены и Советскому, отделяющим российские острова Сахалин, Кунашир и Танфильева (Малая Курильская гряда) от японского острова Хоккайдо; с Соединенными Штатами Америки в Беринговом проливе, где находится группа островов Диомида. Именно здесь по узкому (5 км) проливу между российским островом Ратманова и американским островом Крузенштерна проходит государственная граница России и США.

Северная граница , как и восточная, морская. Она идет по морям Северного Ледовитого океана: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское. От крайней восточной точки на острове Ратманова и от крайней северной точки полуострова Рыбачий (на Кольском полуострове) к Северному полюсу примерно по меридианам этих точек идут границы «полярных владений» России.

В зависимости от видов межгосударствен-ного сотрудничества выделяют несколько видов экономических границ:

Контактные границы связывают Россию с ее соседями транспортны-ми путями. Они подразделяются на несколько типов:

  • Соединяющие гра-ницы играют наиболее важную роль во внешней торговле России (к этому виду относятся западные границы страны).
  • Интеграционные границы связывают страны, которые вовлечены в процесс экономической интегра-ции. Примером может служить граница с Белоруссией, через которую свободно переезжают люди, перевозятся товары и грузы.
  • Прозрачные границы — это неохраняемые границы, не имеющие оборонительных со-оружений, слабо обеспеченные таможенными учреждениями. К этому виду относятся границы с Казахстаном, Украиной.

Государственная граница - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

Виды природных границ:

1. Линии, отделяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства, являются государственной границей на суше. Сухопутные границы предпочитают проводить по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам. Ими могут быть реки, горы и т.п. Такие границы ясно различимы и вызывают меньше недоразумений.

2. Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря, то есть линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами, являются морскими государственными границами . Морские границы совпадают с внешними границами территориальных вод. В соответствии с международным правом Россия установила 12-мильную ширину этих вод. В России протяженность морских границ – свыше 40 тыс. км..

3. Воображаемая поверхность, проходящая по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности, служит границей воздушного пространства соответствующего государства .

Виды границ по способу их определения:

Орографическая граница - линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек.

Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты).

Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллелью или меридианом). Географические границы, проведённые по параллелям и меридианам, встречаются в Африке и Америке, где они устанавливались государствами-метрополиями для колоний.

Экономические границы .

Наибольшую роль среди них играют контактные границы , которые связывают Россию с соседними странами транспортными путями. Они подразделяются на соединяющие , имеющие большую роль во внешней торговле России (западные границы России), и интеграционные .

Пример интеграционной границы - это граница с Белоруссией, с которой укрепляются связи, свободно перевозятся грузы, переезжают люди.

Многие границы с бывшими республиками Союза ССР «прозрачные» , т. е. неохраняемые, слабо обеспеченные таможенными учреждениями, - это бывшие административные границы с Украиной и Казахстаном.

В то же время выделяют барьерные границы , через которые затруднены экономические связи или вследствие природных препятствий (высокогорья), или из-за установленных государством режимов (препятствий).Барьерные границы бывают отчуждающими и фильтрующими .

Геополитические границы учитывают отношения между странами. В конце 30-х гг. XX в. западная граница СССР была конфронтационной. По обе ее стороны концентрировались войска. На сегодняшний день в связи с рядом конфликтов границу на юге можно назвать конфликтной.

С правовой точки зрения границы могут быть легитимными (законными, определяемыми государственными договорами) и условными , которые еще требуется уточнить, заключив соответствующие договоры. Многие границы России до настоящего времени являются условными.

Исторические границы – границы, в пределах которых когда-то находилась страна.

Основываясь на происхождении и длительности существования государственных границ, их можно разделить на две категории: антецедентные и субсеквентные. Границы предшествуют окончательному заселению и развитию тех регионов, которые они окружают. Примером такого типа границы является граница между Канадой и США, которая проводилась по 49-й параллели в период 1782-1846 гг. и которая разделяла очень редко заселенные территории. Субсеквентные границы противоположны антецедентным в том смысле, что они проводятся после заселения территории. Здесь примером являются границы между европейскими странами.

Одним из самых развитых направлений политической географии является исследование границ, которое также называется лимологией (от латинского limes - граница). Границы являются необходимым атрибутом территориального государства, без которого его существование попросту невозможно. Такие особенности политических границ, как протяженность, возраст, происхождение, история, стабильность, проницаемость, спорность давно уже стали объектом политико-географических исследований (Foucher, 1988). Выше говорилось о тенденции в западной политической географии к отказу от лимологических исследований, поскольку, как считают некоторые авторы, дело идет к “стиранию” государственных границ. Однако говорить об исчезновении границ явно преждевременно. Более того, государственные границы выполняют важную функцию, они нужны в качестве фильтров, мембран, регулирующих отношения между соседями, поскольку глубокие политико-культурные различия между странами мира не позволяют отказаться от границ из-за рисков потери национальной идентичности, экономического упадка, роста преступности и пр. Мир слишком неоднороден, чтобы отказаться от таких фильтров. Поэтому политические границы сохраняют свое значение, а значит, лимология остается одной из важнейших политико-географических дисциплин. Предметом ее исследований служат не только государственные границы, но и административные границы в пределах государств.

Политическая граница создается с помощью двух операций - делимитации и демаркации . Делимитация представляет собой договор о прохождении границы, описание границы в документах. Затем на месте производится установка пограничных знаков, т.е. демаркация. В прошлое уходят площадные границы, представлявшие собой вытянутые переходные зоны без определенных демаркации и делимитации (что было характерно для азиатских государств). Все современные границы являются линейными, хотя еще остаются границы, которые практически не демаркированы на местности (например, граница Саудовской Аравии и Йемена в пустыне Руб-эль-Хали).

Морфология государственных границ включает их основные свойства и геометрическую конфигурацию . Основные свойства границ связаны с их природными и этнокультурными особенностями. Любая государственная граница, как правило, представляет собой комбинацию, во-первых, линий, проведенных вдоль природных объектов, и во-вторых, прямых линий, соединяющих какие-либо легко идентифицируемые на местности объекты, обычно также природные.

Известно несколько свойств границ. Это, во-первых, природные свойства (многие границы совпадают с природными объектами). Во-вторых, это геометрические свойства . Границы могут проводится по прямой линии или быть извилистыми. В-третьих, это этнические свойства , выраженные у границ, которые делят ареалы проживания различных этносов. В-четвертых, это исторические свойства . Границы с исторической точки зрения могут быть более или менее зрелыми, имеют различный возраст.

Существует множество классификаций политических границ . Прежде всего границы следует разделить на две большие группы - морские и сухопутные . В данном разделе речь пойдет о сухопутных границах, морским границам и морской политической географии посвящен специальный раздел к конце данной главы. Основная классификация границ делит их на три типа - природные , этнографические (этнокультурные) и геометрические .

Природные границы по определению совпадают с физико-географическими объектами. Они делятся на гидрографические , проходящие по рекам, и орографические , проходящие по водоразделам, горным хребтам. Некоторые природные границы также привязаны к природным объектам, но в отличие от описанных выше не следуют их протяжению, а рассекают их (на суше это озерные границы). Наиболее ярко выраженные гидрографические границы проходят по таким рекам, как Рейн (франко-германская граница), Дунай (румыно-болгарская, румыно-югославская, югославо-хорватская, венгро-словацкая границы), Меконг (граница Таиланда и Лаоса), Рио-Гранде (граница США и Мексики), Уругвай (граница Аргентины и Уругвая), Сенегал (граница Мавритании и Сенегала). В России к числу наиболее выраженных речных границ относится граница с Китаем по рекам Амур, Уссури и Аргунь. Что касается горных хребтов, то наиболее выраженные границы проходят по Пиренеям (франко-испанская) и Андам (граница Чили и Аргентины).

В прошлом природные границы считались наиболее удобными и признавались “естественными”. К достижению природных границ стремились многие государства (Франция). Хорошо выраженная на местности граница как бы подчеркивала мощь и стабильность государства и кроме того играла оборонительную роль. Физико-географические барьеры - горы, моря (Англия), леса (вспомним пример России), пустыни спасали государства от агрессии извне и превращали их в естественные крепости. Некоторые государства-крепости сохранились до сих пор, например, Сан-Марино, возникшее на горе Титано. В древности даже пытались дополнить природные границы искусственными укреплениями. Так, Китай построил на открытом участке своей границы Великую Китайскую стену, а “просвет” между Копетдагом и Каспийским морем был закрыт валом Александра вдоль реки Горган (территория Ирана). Государства, не имеющие природных барьеров на своих границах, чаще страдали от завоевателей, как например, открытая всем ветрам Польша.

Существуют особые правила делимитации и демаркации гидрографических границ. Провести границу по реке не так просто, как кажется. Речное русло имеет ширину, которая к тому же не одинакова на протяжении реки, река может менять свое русло, меандрировать и пересыхать. Поэтому речная граница не обязательно хорошо выражена на местности и “надежна”. Есть разные варианты проведения границы по реке. Во-первых, граница может проводиться по одному из берегов, но этот вариант непопулярен, поскольку все русло реки оказывается у одной стороны, которая монополизирует судоходство и рыбную ловлю. Чаще граница проводится по медиане (средней линии между двумя берегами) или тальвегу (фарватеру) -линии, которая соединяет самые глубокие места речного русла. Сложные ситуации и даже конфликты возникают, если в русле реки находится множество островов (как на Амуре). В таких случаях стороны пытаются решить вопрос о принадлежности каждого острова.

Этнографические (этнокультурные, этнические) границы разделяют ареалы проживания различных этнокультурных групп. На волне национализма Европа в 19-20 вв. активно строила именно этнические границы. Надо заметить, что провести этническую границу, в отличие от природной, очень сложно, поскольку существуют обширные ареалы смешения двух и даже нескольких этносов. Однако логика создания национальных государств подталкивала страны и народы к их проведению. Часто проблема многонациональных районов решалась путем выселения и даже изгнания представителей “чужого” этноса. Более цивилизованный путь - референдум (плебисцит), когда население само решает, в каком государстве ему жить. В современной Европе основная часть границ относится к разряду этнических, хотя чисто этнических границ мало даже здесь (норвежско-шведская, германо-голландская, испано-португальская). Ярко выраженные этнические свойства более характерны для исторически зрелых, “старых” границ, поэтому в Западной Европе их больше, чем в Центральной и Восточной. Напротив, некоторые европейские государства возникали на стыке этнических ареалов и относятся к разряду многонациональных (Бельгия, Швейцария). К разряду этнокультурных относятся многие участки российской границы, например, границы с Финляндией, Польшей, Китаем.

Геометрические границы проводятся по прямой линии. Такого рода границы распространены в слабозаселенных районах с однообразной природой, где трудно провести природную или этническую границу. Геометрические границы часто встречаются на севере Африки (Египет и Судан, Ливия и Чад, граница Алжира с Мавританией, Мали и Нигером), в Америке (граница США и Канады, которая отделяет Аляску от канадской провинции Юкон) и др. Границы, проведенные по меридиану или параллели, называются астрономическими . Известным примером является граница между США и Канадой западнее озера Лесное, проведенная по параллели. С меридианом совпадает граница Ботсваны и Намибии. Геометрические границы распространены и в постсоветской Центральной Азии (граница Казахстана и Узбекистана на западном участке).

Существует также генетическая, или историческая, классификация границ . Согласно этой классификации, границы делятся на антецедентные и наложенные . Первый тип границ встречается редко. Это - границы, проведенные до заселения территории по договору между сторонами. Так проводились западная часть границы США и Канады, российско-китайская граница на Дальнем Востоке. Наложенные границы проводятся по уже заселенной местности, иногда они рассекают ареалы проживания этносов, нарушают коммуникации и т.п.

Возможен и другой вариант генетической классификации границ, когда определяется, кто и в какой исторической ситуации провел данную границу. Например, граница может быть послевоенной , т.е. проведенной по итогам войны (новые границы Польши после Второй мировой войны). Либо стороны договариваются о границе, избежав военных действий (договорные границы). Некоторые границы устанавливаются по результатам международного арбитража, если две страны, которые граничат друг с другом, сами не способны решить вопрос о границе (арбитражные границы). Граница может быть проведена по результатам плебисцита, когда население некоторой территории голосует за вхождение в состав одного из государств (плебисцитарные границы, например германо-бельгийская и германо-датская). Распространены постколониальные границы, проведенные колонизаторами в качестве границ их владений (большинство границ в Африке). Государственные границы появляются на месте административных границ распавшегося государства (Югославия, СССР). Такие границы можно назвать постадминистративными .

Есть смысл исследовать не только ныне существующие границы, но и реликтовые , т.е. границы, которых уже нет. Исследования в области культурной или экономической географии часто вскрывают эти границы, которые до сих пор существуют на местности как незримые разделительные линии. На Украине такой границей является река Збруч, отделяющая Хмельницкую область от Ивано-Франковской. Раньше здесь проходила граница между Россией и Австро-Венгрией, и разница между Подолией и националистически настроенной, греко-католической Галичиной ощущается до сих пор. В некоторых странах реликтовые границы используются для выдвижения территориальных претензий, оформленных как требование возврата к тем или иным историческим границам.

Классификация границ возможна по их фактическому правовому статусу . Выделяются границы договорные (по поводу которых существует общепризнанный международный договор), спорные (правомочность которых оспаривается одной из сторон) и силовые (установленные военной силой и не подтвержденные общепризнанным договором).

Функциональная классификация границ делит границы на несколько типов в соответствии с их основными функциями. В отечественной литературе принято рассматривать три основные функции границ - барьерную , контактную и фильтрующую (Географические границы, 1982). Первая функция отделяет одну страну от другой с помощью границы. Вторая служит сближению двух стран в районе границы, через которую эти страны поддерживают связи. С помощью третьей функции страна производит отбор товаров, людей, культурных ценностей и пр., регулируя их потоки на свою территорию и во внешний мир. Различные границы могут быть в большей или меньшей степени ориентированы на те или иные функции. В одних случаях граница видится как барьер и является закрытой, в других способствует интеграции двух стран и является скорее контактной. Граница-фильтр представляет собой нечто среднее между двумя другими типами.

С функциональной классификацией связана и классификация границ по их режиму . Отчуждающая граница жестко разделяет две страны, трансграничное сообщение минимально (т.е. барьерная функция является единственной). Полупроницаемая граница тоже не отличается прозрачностью, но через нее все-таки осуществляется взаимодействие, две стороны пытаются наладить сотрудничество, хотя и видят в своих границах прежде всего фильтры для минимизации нежелательного внешнего воздействия. Более успешно приграничное сотрудничество идет в случае с соединяющими границами. Наконец, интеграционные границы возникают там, где две страны осознанно стремятся к снятию пограничных барьеров и даже полностью отказываются от пограничного контроля (как это было в странах Бенилюкса еще до Шенгенских соглашений). В лимологических исследованиях определяется прозрачность , или проницаемость , государственных границ, которая может оцениваться с помощью количественных показателей, например, в баллах.

Особым признаком границы является ее освоенность . Есть “глухие” границы, поблизости которых практически нет следов человеческой деятельности. И есть границы, которые буквально по живому режут густонаселенную территорию. В качестве показателей для оценки освоенности границ можно использовать число населенных пунктов в приграничной полосе на 1 км границы или численность населения в приграничной полосе на 1 км границы. Немаловажно и другое: рассекает ли граница сложившиеся социально-экономические комплексы, или трансграничные связи исторически слабы. Анализировать можно густоту транспортной сети, пересекающей границу, число автомобильных и железных дорог разного ранга, проходящих через границу. В некоторых случаях граница разделяет “сросшиеся” населенные пункты: наличие трансграничных агломераций также является индикатором освоенности границы (ситуация, характерная для российско-украинской границы). Возможно исследование интенсивности работы границы через анализ числа контрольно-пропускных пунктов, таможен, грузо- и пассажиропотоков.

В целом тип границы во многом зависит от типа политической культуры. Отчуждающие границы с ярко выраженной барьерной функцией именуются также фронтальными и являются одним из отличительных признаков тоталитарного режима. Страны с либеральной политической культурой стремятся к интеграционным границам.

С основными свойствами границ связаны типы их легитимации . Природная легитимация является очень распространенным типом. Во многих концепциях государственного строительства природные границы считались "естественными", выход на которые был главной целью внешней экспансии. На макроуровне речь, как правило, идет о крупных природных объектах - значительных реках и горных хребтах, но таких границ немного. На микроуровне природные свойства государственых границ вскрываются намного лучше, поскольку границы при их демаркации на местности обычно привязываются к мелким природным объектам - небольшим рекам, ручьям, водоразделам, высотам, впадинам и пр.

Одним из основных параметров, используемых при анализе границы, являются природные свойства границ, совокупность которых можно также обозначить как природную контрастность . Государственные границы с точки зрения их природных свойств могут быть более или менее контрастными в зависимости от того, насколько граница выражена на местности, т.е. совпадает ли она с природным объектом типа реки, озера (в этом случае существуют разные способы раздела водной поверхности, как и в случае с большими реками) или водораздела, и насколько выражен этот объект (идет ли речь о мощной реке или маленьком ручье и т.п.). Границы с меньшей природной контрастностью чаще являются предметом приграничных споров, поэтому оценка природной контрастности государственных границ имеет огромное прикладное значение.

Другой важный тип легитимации государственных границ - этнокультурный . Многие концепции государственного строительства, в особенности если принять во внимание огромную государствообразующую роль национализма, подразумевают выход на этнические границы и их удержание. Сразу оговоримся, что проведение на местности этнических границ является делом весьма затруднительным, а в идеале и вовсе невозможным. В то же время можно максимально приблизить государственную границу к этнической, выделив территории с относительным численным преобладанием одного и другого этноса. Заметим, что эта проблема может решаться на макроуровне (уровень провинций), мезоуровне (уровень районов, на которые делятся провинции), микроуровне (уровень населенных пунктов). Отсюда различные способы проведения этнических границ, их различная точность. Не будет преувеличением сказать, что любая этническая граница может быть оспорена.

В этой связи необходимо исследовать и такой параметр границы, как этническая контрастность . Определять этот параметр можно, например, сравнивая доли представителей того или иного этноса в населении по обе стороны границы. Причем делать это можно на нескольких географических уровнях. Так, в случае с российскими границами можно сравнивать этнический состав населения на уровне областей (макроуровень), на уровне административных районов (мезоуровень) и на уровне приграничных населенных пунктов (микроуровень). Этническая контрастность границы может меняться как результат культурно-исторических процессов. Приближение государственных границ к уровню наибольшей этнической контрастности является одним из конфликтогенных факторов в мировой политике.

При исследованиях границ важно также учитывать их геометрическую конфигурацию . На макроуровне границы обычно представляются весьма изрезанными, но при ближайшем рассмотрении они оказываются комбинациями коротких прямых линий, проведенных по линейке, и извилистых линий, привязанных к природным объектам. Исследование конфигурации границ включает анализ их извилистости и наличия эксклавов. Можно говорить о геометрических свойствах границ как об их третьем параметре. При этом извилистые границы зачастую обладают меньшей легитимностью, и одна из сторон выступает за их спрямление: граница, проведенная по прямой линии, иногда считается более "правильной". В целом проведение геометрических, т.е. прямых границ характерно для пустынных местностей, где мало подходящих природных объектов.

Можно вести речь еще об одном важном параметре государственных границ - исторической зрелости . Анализируются время первого проявления данной границы или ее приблизительных исторических аналогов на территории, продолжительность прохождения государственной границы (возраст границы) и внутригосударственных административных границ. Исторический тип легитимности государственных границ является крайне важным: менее зрелые границы чаще оспариваются соседями.

Выделяются четыре основных типа легитимации границ - природный, этнокультурный, геометрический и исторический . Границы могут испытывать кризис легитимности, когда в обществе формируется мнение об их “неправильности” и необходимости “исправления”. В некоторых случаях граница даже становится частью национальной идеи. Например, в Хорватии после распада Югославии вновь возникла идея об исторической границе государства по реке Дрине (что означало необходимость присоединения к Хорватии Боснии и Герцеговины). В этой связи был использован популярный лозунг “Хорватия обороняется на Дрине” (“Hrvatska se brani na Drini”). Главным типом легитимации границ в прошлом был природный: границы старались проводить по рекам и горным хребтам, и они были очень хорошо выражены на местности, что подчеркивало их устойчивость. В современном мире чаще используется этнокультурный тип легитимации границ, а территориальные претензии обосновываются причинами этнического и исторического характера.

Одним из интересных объектов комплексного лимологического анализа является т.н. “новое пограничье” - границы России с бывшими советскими республиками, превратившимися в независимые государства (Колосов, Туровский, 1997). Эти границы наименее исследованы, в то же время с ними связано множество проблем государственного развития России, многие новые границы обладают немалым конфликтным потенциалом. Рассмотрим эти границы как пример. Наименее распространены в новом российском пограничье орографические границы. Они составляют большую часть протяженности российской границы на Кавказе и на Алтае. При этом особенно хорошо выражен кавказский орографический участок границы, где граница проходит по Главному Кавказскому хребту. Орографическая кавказская граница делится на два участка - западный (российско-грузинская граница в Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии) и восточный (российско-грузинская и российско-азербайджанская границы в Дагестане). Эта граница обозначена высокими горными вершинами, особенно в центральной части границы (высота прохождения границы составляет порядка 2500-3000 м, отдельные вершины превышают 4000 м). Природные свойства этого участка выражены очень хорошо.

Другая орографическая граница расположена на Алтае. Это - границы Алтайского края и Республики Алтай с Восточно-Казахстанской областью. Правда, эта граница лишь частично следует водоразделу, проходя по Тигирецкому, Коксуйскому, Катунскому хребтам и хребту Южный Алтай. Имеются три отклонения от водораздела: в районе хребта Листвяга (граница смещена в пользу Казахстана), южнее Катунского хребта и севернее хребта Южный Алтай (граница смещена в пользу России). На местности на западном участке алтайская граница выражена хуже, нежели кавказская, ее отмечают вершины высотой до 2600 м. Лучше выражена орографическая граница в районе Катунского хребта и Южного Алтая (вершины от 3000 до 4500 м). На восточном участке орографическая алтайская граница выражена столь же ярко, что и кавказская, но ее протяженность мала.

Гораздо большие по протяженности участки новой российской границы относятся к числу гидрографических, проходят по речному руслу. Однако непрерывных, протяженных участков гидрографических границ немного, речь скорее идет о множестве “обрывков” речных границ, составляющих в сумме существенную часть российской границы. Специально по рекам проводились только российско-эстонская граница (по Нарве) и российско-литовская (по Неману).

Речные границы более характерны для западных участков нового пограничья. Наибольшую часть протяженности границы они занимают на границе Ленинградской области с Эстонией (Нарва) и Калининградской области с Литвой (Неман, Шешупе, Ширвинта, Лепона) участках. Кроме того, к разряду гидрографических относятся протяженные участки границ Краснодарского края с Абхазией (Псоу) и Дагестана с Азербайджаном (Самур). Хорошо выраженные гидрографические границы есть и на других участках российской границы. Например, российско-белорусская граница проходит по Западной Двине и Днепру, российско-казахстанская - по Уралу и протокам в дельте Волги, но протяженность этих участков очень мала.

Итак, лишь небольшая часть новых российских границ относится к разряду ярко выраженных природных. Прежде всего это граница на Кавказе, основная часть которой является орографической либо гидрографической, и только один участок на границе Северной Осетии, Ингушетии, Чечни и Дагестана с Грузией не обладает природными свойствами. Природной с некоторой натяжкой можно считать и алтайскую границу, но она обозначена менее высокими горными вершинами, правило следования границы водоразделу не везде выполняется. Природный фактор является определяющим на границе с Эстонией на участке Ленинградской области и на границе Калининградской области с Литвой, которая в основном следует рекам. Выраженных природных границ на других участках новой российской границы нет.

Геометрический принцип используется на достаточно протяженных участках российско-казахстанской границы. Прежде всего это граница Алтайского края с Павлодарской и Семипалатинской областями, которая представляет собой прямую линию. Другой пример - граница Астраханской области с Западно-Казахстанской. На остальном протяжении границы небольшие прямолинейные участки границы сочетаются с небольшими же участками, проходящими по рекам или пересекающим озера.

Таким образом, для основной части новых российских границ природная контрастность не характерна, и принцип прямой линии также используется редко. Рассмотрим этнические свойства границы.

Этнические свойства можно анализировать с помощью показателей этнической контрастности, например, отношения долей русских в населении в приграничных районах с одной и другой стороны границы. Для многих участков границы характерна высокая этническая контрастность. Это прежде всего российско-литовская граница в Калининградской области, российско-эстонская граница в Псковской области, практически вся российско-белорусская граница, российско-украинская граница в Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской, частично Ростовской областях, основная часть кавказской границы (российско-грузинская граница в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, частично Северной Осетии, Чечне, Дагестане, западная часть российско-азербайджанской границы в Дагестане), отдельные участки российско-казахстанской границы - граница Астраханской, Волгоградской, Саратовской областей с Урдинским, Джаныбекским, Казталовским и Фурмановским районами Западно-Казахстанской области, граница Оренбургской области с Чингирлауским районом Западно-Казахстанской области, Хобдинским, Карабутакским, Комсомольским районами Актюбинской области, граница Алтайского края с Лебяжинским районом Павлодарской области, граница Республики Алтай с Катон-Карагайским районом Восточно-Казахстанской области.

Более низкий уровень этнической контрастности отмечается на восточном участке российско-украинской границы (район Донбасса), на границе Краснодарского края с Абхазией и еще на целом ряде участков российско-казахстанской границы (граница Оренбургской области с Бурлинским районом Западно-Казахстанской области, Курганской области с Джамбульским районом Северо-Казахстанской области, границы Омской и Кокчетавской областей, Алтайского края и Семипалатинской области). На этих участках границы по обе стороны высок процент русского населения, что снижает ее этническую контрастность.

Наконец, многие участки границы практически невозможно отнести к этническим, они рассекают ареалы расселения одного этноса. Такой является граница Ленинградской области с Эстонией, по обе стороны которой абсолютно доминирует русское население (как в Ивангороде, так и в Нарве). Разделяют один этнос российско-грузинская граница на участке границы Северной Осетии с Южной и российско-азербайджанская граница на ее восточном участке (разделяет лезгин и цахуров). Наконец, этническая контрастность низка на значительной части российско-казахстанской границы. На оренбургском участке такая ситуация отмечается на границе с Приуральным районом Западно-Казахстанской области, Мартукским и Ленинским районами Актюбинской области. Самый протяженный участок неэтнической границы отделяет Кустанайскую и Северо-Казахстанскую области Казахстана от Челябинской, Курганской, Тюменской и Омской областей. Здесь в приграничных районах Казахстана доля казахов не превышает 30-31% (здесь и далее приводятся данные Всесоюзной переписи населения 1989 г.), и во многих районах меньше 20% (в Соколовском районе Северо-Казахстанской области казахов всего 9.5%, в Федоровском районе Кустанайской области - 11.65%).

Следующий участок российско-казахстанской границы с низкой этнической контрастностью расположен на границе Новосибирской области и Алтайского края с Железинским, Успенским и Щербактинским районами Павлодарской области. Наконец, очень слабо выражены этнические свойства российско-казахстанской границы на участке, который отделяет Алтайский край и Республику Алтай от Восточно-Казахстанской области (точнее от Шемонаихинского, Глубоковского, Зыряновского районов и административной территории Лениногорска). Здесь с казахстанской стороны наблюдается минимальная доля казахов в населении: в Шемонаихинском районе казахи составляют 7.4%, в Лениногорске - 5.2%, в Зыряновском районе - 13.85%. Таким образом, существенная часть новой российской границы рассекает ареалы проживания одного и того же этноса - русского, что провоцирует территориальные претензии.

Следующим важным признаком границы является ее историческая зрелость. Очевидно, что все новые российские границы существуют только пять лет, со времени распада СССР. Однако на значительном своем протяжении они уже играли роль государственных границ в прошлом и в зависимости от этого могут считаться более или менее зрелыми.

К числу исторически наиболее зрелых относится российско-литовская граница, претерпевшая интересную метаморфозу. В прошлом российская сторона границы располагалась там, где сейчас находится Литва. После присоединения Восточной Пруссии к России и провозглашения независимости Литвы российская сторона границы оказалась там, где прежде много веков была ее германская сторона. В качестве границы Пруссии с Литвой (Польшей) эта граница функционировала с 13 в., после вхождения Литвы в состав России в 18 в. она стала прусско-российской и в этом качестве сохранялась до 1945 г., когда она утратила статус государственной и стала административной внутрисоветской границей. Таким образом, российско-литовская граница существовала порядка семисот лет, но только в другом качестве. Исключение составляет ее крайний западный участок в районе Клайпеды, где государственная литовско-германская граница существовала только в 1924-45 гг. Прежде по обе стороны границы были германские земли, т.к. Мемель (нынешняя Клайпеда) входил в состав Пруссии.

Исторически наиболее зрелыми являются и другие новые границы России на их западном участке. Российско-эстонская граница восходит к границам между древними новгородскими землями и этнической территорией эстов, она оформилась в середине 13 в. как граница Новгорода с Данией, затем - с Ливонским орденом, в 1478 г. после присоединения Новгорода к Москве становится российско-ливонской. Граница эта существовала до 1721 г. (с перерывом в 1583-95 гг.), когда Россия присоединила Эстляндию. Таким образом, эта граница, приблизительно совпадающая с современной, существовала почти пять столетий, с середины 13 в. до 1721 г. Аналогична история российско-латвийской границы.

Относительно зрелой является российско-белорусская граница, которая на большей своей части в прошлом представляла собой границу Полоцкого княжества, затем выступала в качестве русско-польской границы. Более длительную историю имела граница России с Белоруссией на участке Витебской области. Она восходит к границе новгородских и псковских земель с Полоцким княжеством, которая позднее превратилась в российско-польскую границу, и утратила статус государственной в 1772 г. Таким образом, эта граница имеет исторический аналог, просуществовавший не менее пятисот лет. От Орши и южнее, на участке Смоленской области российско-белорусская граница существовала в качестве русско-польской в 1514-1618 и 1667-1772 гг., т.е. в общей сложности на протяжении более чем двухсот лет. Брянский участок российско-белорусской границы был русско-польской границей в 1503-1618 и 1667-1772 гг., т.е. также более двухсот лет.

Исторической может считаться граница России на Кавказе, которая в течение столетий разделяла грузинские и тюркские государства с полунезависимыми государственными образованиями северокавказских горцев. Свой статус эта граница окончательно утратила в 19 в., когда весь Кавказ окончательно вошел в состав России. Не имеет устойчивых исторических корней граница с Азербайджаном по Самуру, которая была государственной границей Дербентского и Кубинского ханств менее ста лет, во второй половине 18 в. и до 1806 г., когда оба ханства вошли в состав России.

Исторические корни имеют и значительные участки российско-казахстанской границы. Но надо оговориться, что исторические аналоги этой границы лишь очень приблизительно совпадают с нынешней границей. Здесь строились укрепленные линии на границах с казахскими степями, но при этом казахские племена вскоре приняли российское подданство. В середине 18 в. на оренбургском и челябинском участках границы создавалась Оренбургско-Уйская линия, на челябинском, курганском, тюменском и омском - Пресногорьковская. Последняя проходила довольно близко к нынешней российско-казахстанской границе, но государственной границей считать ее не вполне корректно, поскольку в те же годы кочевые казахские племена приняли российское подданство.

Аналогично значительная часть российско-украинской границы восходит к укрепленным линиям на рубежах русской колонизации конца 16-17 вв. Здесь в 30-40-е гг. 17 в. строилась Белгородская черта, которая примерно соответствовала нынешней российско-украинской границе на курском, белгородском и воронежском участках.

Таким образом, наиболее высокой является историческая зрелость границ России с Эстонией, Латвией и Литвой, а также с Белоруссией в районе Витебской области. Исторической можно условно считать и основную часть новой российской границы на Кавказе. Существенно меньше историческая зрелость российско-белорусской границы на смоленском и брянском участках. Есть исторические аналоги, но далеко не столь значимые у российско-украинской и российско-казахстанской границ.

Проанализировав природные, геометрические, этнические и исторические свойства границ, можно составить типологию новых российских границ.

1. Природноэтноисторический тип - границы, у которых хорошо выражены природные, этнические и исторические свойства. К этому типу границ относятся:

а) российская граница на Кавказе за исключением осетинского и лезгинского участков;

б) российско-литовская граница на большем своем протяжении за исключением крайне западного участка, который не является историческим, и некоторых восточных участков, которые не являются природными.

2. Этноисторический тип - границы, которые плохо выражены в природном ландшафте, но выделяются на этнической карте и отличаются высокой исторической зрелостью:

а) российско-грузинская граница в восточной части Северной Осетии, Ингушетии, Чечне и западной части Дагестана, которая не совпадает с водоразделом, но отделяет грузинские исторические области Хеви, Тушети и Хевсурети от этнических земель осетин, ингушей, чеченцев и аварцев;

б) российско-эстонская граница в Псковской области;

в) российско-латвийская граница в Псковской области;

г) российско-белорусская граница в Псковской и частично Смоленской области;

д) российско-белорусская граница на смоленском (южная часть) и брянском участках, которая отличается существенно меньшей исторической зрелостью в сравнении с предыдущей;

е) российско-украинская граница на белгородском и воронежском участках, которая отличается низкой исторической зрелостью и приближается к чисто этническому типу.

3. Этнический тип - у границы выражены только этнические свойства, исторические аналоги практически отсутствуют, природные свойства выражены слабо:

а) российско-казахстанская граница на астраханском (кроме дельты Волги), волгоградском, саратовском участках;

б) российско-украинская граница в Восточном Донбассе.

4. Природный тип - у границы выражены только природные свойства:

а) восточный участок российско-азербайджанской границы по реке Самур, который почти не имеет исторических аналогов и рассекает поле расселения лезгин;

б) западный участок российско-казахстанской границы на Алтае, который проходит по горным хребтам, разделяющим территории с абсолютным доминированием русских (Тигирецкий, Коксуйский хребты).

4. Природноэтнический тип - границы, которые являются одновременно природными и этническими:

а) восточный участок российско-казахстанской границы на Алтае, которая проходит по горным хребтам и разделяет алтайцев и русских с казахами.

5. Природноисторический тип - границы, у которых выражены природные свойства, которые отличаются высокой исторической зрелостью, но рассекают территорию проживания одного этноса:

а) российско-эстонская граница на ленинградском участке;

б) граница России с Южной Осетией.

В приведенной типологии речь идет о более контрастных участках новых российских границ. В то же время на некоторых участках границы контрастность низка по всем параметрам. Такие границы, как правило, наследуют только прежним административным границам, почти не выражены на этнической и физико-географической картах и не имеют устойчивых исторических аналогов. Эти границы можно отнести к особому - постадминистративному типу. Это - российско-казахстанская граница на большей части оренбургского, челябинском, курганском, тюменском, большей части омского, новосибирском, большей части алтайского участков. В этой части нового пограничья находятся наименее контрастные российские границы. Это в частности граница Алтайского края с Шемонаихинским районом Восточно-Казахстанской области и граница Тюменской области с Соколовским районом Северо-Казахстанской области. Эти границы никак не выражены в природном ландшафте, не имеют исторических аналогов, кроме административных внутригосударственных границ, возникших не ранее 19 в., и разделяют территории с абсолютным преобладанием русских.

Помимо типологии новых границ по рассматриваемым признакам можно определить степень их контрастности. Наиболее контрастной следует признать российскую границу на Кавказе в той ее части, которая проходит по Главному Кавказскому хребту за исключением юго-осетинского участка. Это - два участка российской границы: первый проходит от горы Агепста на границе Краснодарского края с Абхазией до границы Южной Осетии, второй отделяет Дагестан от Грузии и Азербайджана за исключением крайне западного (в верховьях Андийского Койсу) и крайне восточного (по реке Самур) участков. Чуть ниже, но также высока контрастность российско-литовской границы в той ее части, которая проходит по Неману (за исключением “неисторического” участка в дельте Немана).

Прочие границы нельзя считать высококонтрастными. Основная часть новых российских границ отличается средней контрастностью. К этой категории относятся прежде всего границы России с Латвией и Литвой, а также юго-осетинский участок кавказской границы. Несколько меньше контрастность российско-белорусской границы, еще меньше - западной части российско-украинской границы (брянский, курский, белгородский, воронежский участки).

Существенная часть новой российской границы отличается низкой контрастностью. Таковы граница с Азербайджаном, проходящая по Самуру (лезгинский участок кавказской границы), российско-украинская граница на ростовском участке, а также участки российско-казахстанской границы, которые выражены на этнической (большая часть астраханского, волгоградский, саратовский, часть оренбургского, омского, алтайского участков) или физико-географической (на Алтае) карте.

Наконец, значительная часть новой российской границы имеет слабо выраженную контрастность. Это те границы, которые относятся к постадминистративному типу. Самыми неконтрастными являются российско-казахстанские границы на центральном и восточном участках.

Важной исследовательской операцией является деление новой российской границы не по административному принципу, а на основе группы признаков - природных, геометрических, этнических, исторических.

Объектом лимологического исследования может быть не только собственно граница, но и приграничье - районы вдоль границы, характеризующиеся общими проблемами (Колосов, Галкина, Туровский, Клесова, 1997). Есть даже специальное понятие, обозначающее жителей приграничья, - “фронтальеры ”. Проводятся комплексные исследования политической и социально-экономической ситуации в приграничье, трансграничных связей. В некоторых странах приграничные районы имеют особый политический статус и налаживают сотрудничество между собой. У нас в Псковской области была создана Ассоциация приграничных районов. В постсоветский период появились организации, объединяющие приграничные области двух-трех стран. Одна из них объединяет приграничные области России и Казахстана, другая - России и Украины. Существует союз трех приграничных областей России, Белоруссии и Украины - Брянской, Гомельской и Черниговской.

Богатый опыт приграничного сотрудничества накоплен в Европе. Здесь пошли по пути создания “еврорегионов ”, или трансграничных районов , объединяющих приграничные территории двух, а то и трех стран. Еврорегионы имели свой особый статус, в их границах сложился единый рынок рабочей силы, были налажены политические связи, не говоря уже об экономических. Наибольшую известность получили Женевский и Базельский еврорегионы, первый из которых объединял территории Швейцарии и Франции, второй - Швейцарии, Франции и Германии. Еврорегионы создавались на стыках границ Нидерландов, Бельгии и Германии, Нидерландов и Германии, Франции, Люксембурга и Германии, Великобритании и Ирландии и др. В настоящее время идет формирование двух еврорегионов с участием российской Калининградской области - “Янтарь” и “Неман”, но их политический статус пока неясен.

В заключение следует сказать о некоторых терминологических особенностях западной лимологии. В англоязычных работах можно встретить различение двух понятий - boundary (“обычная” граница, разделяющая две стороны) и frontier (“фронтир ”). Второе из них часто имеет особое значение. Под “фронтиром” чаще всего понимается или край освоенной территории, внешняя граница крупного государства, за которой отсутствует государственность как таковая (например, западная граница США, постепенно сдвигавшаяся к Тихому океану), или четкая граница между крупными странами, например, империями. Если “обычная” граница является простым разделителем, то “фронтир” как бы обращен вовне (Taylor, 1989). Понятие “фронтир” восходит к работе американского историка Фредерика Тернера , который описывал его как особое культурное явление на западной границе США (Turner, 1920). Роль “фронтиров” в мировой истории играли Великая Китайская стена, граница Римской империи, известная как Limes и др.

Географические границы выступают рубежами, отражающими качественную смену одних географических явлений и процессов другими. Если такие изменения происходят одномоментно (государственные, административные), то граница представляет собой линию. Если изменения происходят не скачкообразно, а медленно, то граница выражается полосой.

Государственные границы - это особый тип границ, изучаемый политической географией. Они достаточно жестко фиксированы на местности и достаточно устойчивы. Государственная граница представляет линию на поверхности земли (суши или водного пространства) и воображаемую вертикальную поверхность, очерчивающую воздушное пространство и недра, определяющую пределы территории страны и отделяющую ее от других государств и открытых морей. Принцип неприкосновенности и целостности государственной территории органически связан с принципом нерушимости и неприкосновенности государственных границ. Это означает не только запрещение угрозы силой или ее применения для изменения границ, но и признание существующих границ, отсутствие территориальных претензий.

Государственная граница - это политическая и экономическая граница, лимитированная государственным строем, национально-культурной обособленностью, таможенным и пограничным контролем, правилами внешней торговли и другими критериями.

В географической лимологии - науке о границах - выделяются четыре теоретических подхода, используемых при их изучении (Колосов, Мироненко, 2001).

Историко-картографический подход возник на основе многочисленных конкретных исследований, основанных на принципе историзма - сопряженного изучения границ в пространстве и времени. В мире очень немного границ, остававшихся неизменными в течении столетий (между Францией и Испанией, испано-португальская, Швейцарской конфедерации и др.) В прошлом границы не имели четко определенной линии, ее приблизительно определяли оборонные и контрольные пункты (форты, пикеты, крепости, сторожевые башни), расположенные на перекрестках важных дорог, речных переправах, в горных долинах и т.п.) Современная концепция границ сравнительно новая, сформировалась только в ХI Х в. Историко-картографический подход учитывает взаимосвязи режима и функций границы с экономической, политической и военной мощью соседних стран, анализирует влияние государственного устройства и политического режима на конкретную внешнеполитическую деятельность по установлению, охране и обеспечению легитимности государственных границ. Исследователями (Ж. Ансель и др.) было доказана недостижимость «естественных границ» для государства. Представления западноевропейских политических деятелей, о том, что безопасными и устойчивыми могут служить лишь границы, совпадающие с «естественными» природными рубежами (горные хребты, крупные реки), оправдывали экспансионизм и аннексию в отношении более слабых соседних государств. Разновидностью теории «естественных границ» признается обоснование необходимости максимально полного совпадения государственных и этнических границ. На этом принципе фактически основывалось территориально-политическое переустройство Европы после Первой и Второй мировых войн, когда осуществлялись массовые переселения больших этнических групп (немцы, поляки и др.).

Ключевыми методами при историко-картографическом подходе является анализ структуры и тщательное картирование этнического состава и культурных особенностей населения, отраслевой структуры и специализации хозяйства, природных особенностей и состава природных ресурсов по обе стороны разграничительной линии. При этом привлекаются материалы переписей населения, выборов и референдумов, архивные данные о структуре землепользования и землевладений. Однако на практике доверие к таким исследованиям часто подрывает политическая ангажированность, особенно в случае этнотерриториальных конфликтов.

Одним из главных подходов к изучению характера границ является классификационный подход, имеющий не менее длительную историю, чем историко-картографический. В частности, известный британский

политик лорд Керзон, рассматривая морфологию границ, разделяя их на астрономические (проведенные по параллелям и меридианам), математические (по радиусу окружности с центром в каком-либо городе) и референтные (проведенные на определенном расстоянии от географического объекта).

В политической географии разработаны ряд частных классификаций границ:

· естественно-географическая;

· морфологическая;

· генетическая;

· функциональная.

По естественно-географическим признакам выделяют границы совпадающие с физико-географическими объектами и рубежами (горные хребты, водоразделы, крупные реки). Наиболее ярко выраженные гидрографические границы проходят по Рейну (франко-германская граница), Дунаю (румыно-болгарская, венгеро-словацкая и др.), Меконгу (граница Лаоса и Таиланда), Рио-Гранде (граница США и Мексики), Сенегалу (граница Мавритании и Сенегала) и др. Границы по горным хребтам отделяют Россию от стран Закавказья (Главный Кавказский хребет), проходят по Пиринеям (франко-испанская граница), Андам (граница Чили и Аргентины) и другим горным системам. При кажущейся простоте делимитация и демаркация границ по природным рубежам является часто сложной политической проблемой. В частности, при установлении границ по рекам (ширина и русло которых изменяется на своем протяжении, часто меандрирует) она может устанавливаться по одному из берегов (тогда одна из стран монополизирует речное судоходство, рыбную ловлю), по медиане (средней линии между двумя берегами) или фарватеру - линии, которая соединяет самые глубокие места речного стока. Сложные ситуации при этом возникают если в русле реки находятся острова (например, российско-китайская граница на Амуре). Река Рио-Гранде является границей между США и Мексикой с 1848 г. и проходит по середине русла, или в случае наличия рукавов, по наиболее широкому и глубокому из них. В условиях частых изменений главного русла трактат 1970 г. устанавливает, что в случае естественных изменений русла, вызвавших отделения участка территории менее 250 га или с населением до 100 чел., «потерпевшее» государство имеет право за свой счет вернуть реку в прежнее русло. Если площадь отделенного участка превышает 250 га или количество 100 жителей, то река возвращается в прежнее русло совместными усилиями стран и граница остается неизменной. Всего в мире на границы по природным рубежам приходится около 55 % государственных границ (20, 4 % - по горным системам, 6, 4 % - по водоразделам, 28, 1 % - по рекам).

По морфологическим признакам выделяют границы геометрические, астрономические, прямые и извилистые. Геометрическая граница - это линия между двумя точками, проведенная, невзирая на естественные, этнокультурные и исторические рубежи. Такого типа границы часто встречаются в Северной Америке (граница отделяющая на большем протяжении Аляску от канадской провинции Юкон), Африке (граница Египта и Ливии, Ливии и Чад, Алжира и Мавритании, Мали и Нигера), Центральной Азии (западный участок границы Казахстана и Узбекистана) и др. Границы, проведенные по географическим параллелям или меридианам, называются астрономическими - западный участок границы США и Канады по 49˚ с. ш., египетско-суданская граница по 22˚ с. ш., с меридианом совпадает южный участок границы Намибии и Ботсваны. Всего в Африке около 42 % всех границ астрономические и геометрические, проведенные в колониальную эпоху без учета этнических реалий.

Генетическая (историческая) классификация учитывает характер происхождения границ, длительность их существования, условия возникновения. В соответствии с генезисом границы делятся на субсеквентные и антецедентные, характер которых рассмотрен выше. Большинство европейских границ относится к субсеквентным, антецедентная граница проводилась на западном участке США и Канады, российско-китайская граница на Дальнем Востоке. С учетом исторической ситуации проведения границ они делятся на послевоенные (проведенные по итогам войны на основе международных или двухсторонних договоров - границы Польши после Второй Мировой войны), арбитражные (определенные по результатам международного арбитража), плебисцитарные (проведенные по результатам плебисцита, когда население проголосовало за вхождение в состав одного из государств - например, германо-датская граница), компенсационные (сложившиеся в итоге обмена территорий между соседними государствами (например, между СССР и Финляндией после Второй Мировой войны).

Для исторически зрелых, «старых» границ характерны ярко выраженные этнические свойства. Этнические и этнокультурные границы разделяют ареалы проживания различных наций, народов и этнокультурных групп. Логика создания национальных государств активно подталкивала страны Европы в ХI Х - ХХ вв. к установлению этнических границ, которые преобладают на этом континенте. Однако, число этнических границ мало даже здесь (норвежско-шведская, германо-голландская, испано-португальская), некоторые государства возникли на стыке этнических ареалов и относятся к многонациональным (Бельгия, Швейцария).

Функциональная классификация делит границы на типы по их основным функциям - барьерные, контактные и фильтрующие. Первая функция отделяет одну страну от другой с помощью границы. Вторая служит сближению стран, способствует трансграничному сотрудничеству, развитию экономических и культурных связей. С помощью третьей страна проводит отбор товаров, людей, культурных ценностей и др. товаров и информации регулируя их потоки на свою территорию и во внешний мир. В первом случае граница выступает как барьер и является закрытой по своему режиму, во втором - она способствует интеграции двух стран, развитию сотрудничества во всех сферах и ее режим носит соединяющий (интеграционный) характер. Граница-фильтр не отличается большой прозрачностью, через нее осуществляется взаимодействие, стороны развивают сотрудничество, но устанавливают на своих границах определенный контроль для минимизации нежелательного внешнего воздействия. Границы играют также важную регулирующую роль по поддержании определенного политического и экономического режима, сохранения стабильности на государственной территории. Несут они и функцию сопоставления, поскольку границы позволяют поддерживать в мировых экономических отношениях элементы конкуренции, сопоставлять издержки, преимущества и выгоды производства в разных странах.

Функциональный подход в изучении границ развивался во второй половине ХХ в. и носил определенные критические черты бесчисленных классификаций, увлечение академизмом в рассмотрении реальных, часто изменяющихся ситуаций. Его представители (Дж. Прескотт, Дж. Хауз) отмечали, что местоположение и характер границы - результат действия многих, в т. ч. и географических факторов. Была предложена модель изучения границы, направленная, с одной стороны, на анализ влияния различных элементов географического ландшафта, на местоположение, делимитацию и демаркацию границы на местности, а с другой - влияние границы на различные элементы культурного ландшафта. При этом внимание фокусируется на проницаемости границы для разных потоков в обе стороны, барьерных функциях границы для развития коммуникаций, формах приграничного взаимодействия на разных уровнях (межгосударственном, приграничных регионов, локальных сообществ). Формы такого сотрудничества, проницаемость границ, соотношение контактной и барьерной функций определяются как генерирующими (первичными) факторами - политико- и экономико-географическое положение, величина и компактность территории, природно-ресурсный потенциал пограничных районов, так и производными - уровнем экономического развития, отраслевой структурой и взаимодополняемостью хозяйства, этноконфессиональной структурой населения и особенностями его социальной психологии.

Географо-политологический подход к изучению государственных границ развивается в политологии и направлен на изучение влияния границ и их стабильности на состояние международных отношений. При этом, однако, взаимосвязь между территорией и населением, природой государства и характером границ не рассматриваются с достаточной глубиной. Феномен государственных границ объясняется только политическими факторами, выступающими как зеркало военной и экономической мощи соседних государств. Практически отсутствовал в первых работах и сопряженный анализ государственных и внутренних политико-административных границ, культурных рубежей как единой системы. В последующем, в условиях расширения интеграционных процессов, границы при данном подходе стали изучаться на наднациональном уровне, с учетом проявления регионального самосознания. Это дало толчок к анализу границ и выделению их типов в зависимости от их соотношения с геополитическими рубежами (границы между «империями», «нормальными» суверенными и «строящимися» государствами и т.п.). При этом новейший опыт показал, что фронтальные границы не исчезли там, где геополитические рубежи совпадают с культурными, этническими и лингвистическими. В новых исторических реалиях расширилось изучение влияния территориальной, (национальной и этнической) идентичности на формирование и функции границ. Главные виды территориальной идентичности (этническая и национально-государственная) могут находиться в гармонии или остром конфликте, от которого зависит система границ. В условиях разнообразия типов этнической идентичности (1/ моноэтнический - с одной этнической группой, 2/ биэтнический (или множественный) с двумя или несколькими группами, 3/ маргинальный - со слабой или нестабильной самоидентификацией, 4/ панэтнический - с сильной идентификацией с большой группой включающей множество этнических групп (восточнославянская, арабская и т.п.). Государственное строительство и границы должно учитывать их динамику и саморазвитие по пути сплочения разных этнических групп и формирования государства всего населения страны. С учетом этих задач географо-политологический подход в определенной мере трансформируется в государственно-политологический с широким рассмотрением экономических рычагов и региональной политики (региональная политология) для сохранения целостности государства и стабильности государственных границ (Туровский, 1999; Колосов, Мироненко, 2001).

Типы Виды Описание
Природ-ный тип границ Сухопутные: Включают равнинные, горные, речные, озерные.
Морские
Экономический тип границ Контактные соединяющие границы - границы с развитой транспортной сетью, играющие большую роль во внешней торговле. Интеграционные границы – это границы между странами, вовлеченными в процесс экономической интеграции. Например, граница России с Белоруссией.
Прозрачные Это неохраняемые, слабо обеспеченные таможенными учреждениями границы. Например, граница России с Украиной и Казахстаном.
Барьерные Это границы, через которые затруднены экономические связи вследствие природных препятствий или установленных государством режимов (препятствий).
Фильтрующие Это границы, на которых установлены ограничения на транспортировку каких-либо товаров. Например, цветных металлов через российско-эстонскую границу.
Геополитический тип Дружественные Безопасные границы с дружественными странами.
Конфронтационные Например, западная граница СССР перед войной, когда по обе ее стороны концентрировались войска и обострялась обстановка.
Конфликтные и нестабильные Например, южная граница России в связи с событиями на Кавказе.

Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Существует два типа установления государственной границы - делимитация и демаркация. Делимитация - определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Демаркация - проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

На пограничных озерах линия государственной границы проходит посередине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной государственной границы к его берегам. Внутри государственной территории выделяют еще границы административно-территориальных единиц (например, границы республик, областей, штатов, провинций, земель и др.). Это внутренние границы.

Политическая карта мира прошла длительную историю своего формирования , отражающую весь ход развития человеческого общества. Процесс формирования политической карты мира охватывает несколько тысячелетий. Более 2 тысяч назад возникли первые государства: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, а также древние Китай, Индия, Иран и др. С тех пор на политической карте мира появлялось много больших и малых стран. Некоторые из них, пусть и в других границах, существуют и поныне, другие исчезли с лица Земли вследствие передела территорий мира.