Тургенев всякий человек воспитать должен. Каждый человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например» - как вы относитесь к этому высказыванию Базарова


«Каждый человек должен воспитать себя сам - ну хоть как я, например» - говорит Базаров в повести Тургенева «Отцы и дети». Эта фраза затрагивает крайне сложную область человеческих взаимоотношений - воспитание. Как, кого и сколько воспитывать - эти вопросы всегда рождали много споров: у каждого на сей счет свое мнение. Что же имел ввиду Базаров, говоря о самовоспитании, «как я»?

«Воспитать себя» значит выработать свою собственную систему мировоззрения, стремиться к идеалу, определенному самим собой. Это делает личность яркой, непохожей на остальных; такая личность может привнести в этот мир что-то новое.

Но чем является самовоспитание в понимании Базарова - нигилиста и романтика одновременно? Базаров не признает авторитетов и верит только в факты, подтверждение которых он видел воочию. Человек, воспитавший себя САМ, по-базаровски, слепо отрицая все остальные идеи и ценности, будет крайне односторонним: как верно подметил Павел Петрович, отрицание чего-либо до ознакомления с ним - только попытка скрыть собственное невежество. Человек, не имеющий авторитетов и ценностей бывает двух типов: тургеневский Базаров - «я отрицаю все»; «в наш век отрицание полезнее всего», отрицающий потому что не желает знать, и «фловеры» Стругацких, отрицающие потому что знающие. Первый тип желает «крушить… потому что сила», второй же уходит от общества, в котором они не нуждаются. Оба приходят к отрицанию, но первые - слепо, не зная от чего и к чему идут; вторые же знают, от чего идут, но не хотят идти никуда. Этих «отрицающих» объединяет только их нежизнеспособность, что и показали авторы.

Базаров говорит о самоопределении, но в то же время поучает и наставляет Аркадия и считает свое мировоззрение единственно верным для всех. Это придает его фразе совсем иной окрас: «как я, например» превращается в «я - пример для всех».

Как же воспитывал себя Базаров? Это легко представить. Время декабристов давно прошло, до 1917 года еще далеко, но молодежь - уже против существующего порядка вещей и всего, что с ним связано. Базаров, не желая становиться «погибшей, растраченной силой», занимается естественными науками - единственным в этом мире, что не отрицает его мировоззрение. Он - материалист и скептик в самой последней степени.

Если бы кто-то обсудил вышенаписанное с Базаровым, то, я уверен, услышал бы в ответ: «Всякий разумный человек, не попавший под пагубное влияние так называемых авторитетов, поступил бы также, как и я; человека же, прислушивающегося к авторитетам, нельзя назвать воспитывающим себя сам». К сожалению, Базаров отрицал и общечеловеческие ценности, и толерантность до самой смерти, и нам остается только жалеть, что такой интеллигентный человек как Базаров не мог понять, что то, от чего он отказался в своем самовоспитании, не уничтожает самобытность, а помогает увидеть все целостнее и стать лучше.

В заключение я хочу сказать, что обсуждаемая фраза верна в общем, но из уст Базарова она звучит абсурдно; пройдя через призму души Базарова, она искажается до неузнаваемости и полностью меняет свой смысл.

«Всякий человек сам себя воспитать должен (По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского) Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ...»

Всякий человек сам себя воспитать должен

(По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)

Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.

Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отразившем главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократическими устремлениями и активно несущего в общество новые взгляды.

Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско -хирургическсой академии - “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр.


Базаров - типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала - некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.

Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.

“Новые люди” - Лопухов и Кирсанов - также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он.

..” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова.

Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.

Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...

И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

Похожие работы:

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"КАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"ОБОЯНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Разработка мероприятия День Пионерии Старшая вожатая Быканова Валентина Егоровна 2016 г. Цель: продолжить работу по знакомству детей с историей пио...»

«ГАНЗЕЙСКИЙ УРОК Сценарий проведения мероприятия, посвященного 25-летию вступления Великого Новгорода в Ганзейский союз Нового времени. Цель мероприятия: Популяризация истории новгородско-ганзейских отношений XIV-XV веков и деятельности современного Ганзейского союза Нового времени.Зада...»

«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе программы курса "Кубановедение" для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края. Под редакцией А.А. Зайцева. "Перспективы образования" Краснодар 2014 год. Кубановедение самостоятел...»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новоселовская общеобразовательная школа" пгт. Новоселовское Раздольненского района Республики Крым Рассмотрено на МО...»

«Лазарева Е.А. Учитель истории и обществознания г. Санкт-Петербург Практическое задание в рамках сетевого проекта "Современный урок: кейс-метод". Предмет обществознание Класс 8 Время 1 урок (45 мин) Вид кейса Практический Тип кейса Аналитический (Case-incident method) Тема урока: "Социальные конфл...»

«1. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДРОБЛЕНИЕ: разделить, разобрать, измельчить объект фантазирования: сказочные предмет, персонаж, действие, окружающий мир. К чему это приведет? Что получится? И что же в этом будет сказочного? Прием...»

Окт 06 2015

Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и поведением, идеями и др. Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый нигилиста в был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе «Отцы и дети», отразившем главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократические устремления и активно несущего в общество новые взгляды. Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм.

Базаров так определяет, что такое нигилист: «Нигилист - это , который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность к естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско-хирургической академии - «в принципы не верит, а в лягушек верит»), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров - типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в этом смысле Базаров «сам себя воспитывает»: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания.

Но говорить о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базарову нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала - некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть. Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе «Что делать?

». Это не нигилистический , это , написанное революционером-практиком, зовущее на борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман «Что делать?» был написан Чернышевским в Алексеев-ском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина. «Новые люди» - Лопухов и Кирсанов - также «воспитывают сами себя», но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе «Особенный человек».

Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе «Особенный человек» есть очень важные слова о Рахметове: «Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он…» all so ch. ru 2001 2005 (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно.

Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают «воспитание самого себя» в настоящем смысле этого слова. Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей. Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными.

Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни… И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Всякий человек сам себя воспитать должен(по произведениям И. С. Тургенева) . Литературные сочинения!

Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной актив-ности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни по-реформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др. Философской и общественной позицией основной части молодежи шес-тидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе "Отцы и дети", отра-зившем главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрения-ми поместного дворянства и молодого разночинского поколения, испове-дующего демократическими устремлениями и активно несущего в обще-ство новые взгляды. Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материа-лизм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: "Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско -хирургическсой академии - "в принципы не верит, а в лягушек верит"), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров - типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров "сам себя воспитывает": поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала - некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть. Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе "Что делать?". Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман "Что делать?" был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина. "Новые люди" - Лопухов и Кирсанов - также "воспитывают сами себя", но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе "Особенный человек". Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе "Особенный человек" есть очень важные слова о Рахметове: "Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он. . . " (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитив-ную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому челове-ку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают "воспита-ние самого себя" в настоящем смысле этого слова. Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей. Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равно-душными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни. . . И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких лич-ностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

Каждый человек должен воспитать себя сам - ну хоть как я, например» - говорит Базаров в повести Тургенева «Отцы и дети». Эта фраза затрагивает крайне сложную область человеческих взаимоотношений - воспитание. Как, кого и сколько воспитывать - эти вопросы всегда рождали много споров: у каждого на сей счет свое мнение. Что же имел ввиду Базаров, говоря о самовоспитании, «как я»?
«Воспитать себя» значит выработать свою собственную систему мировоззрения, стремиться к идеалу, определенному самим собой. Это делает личность яркой, непохожей на остальных; такая личность может привнести в этот мир что-то новое.
Но чем является самовоспитание в понимании Базарова - нигилиста и романтика одновременно? Базаров не признает авторитетов и верит только в факты, подтверждение которых он видел воочию. Человек, воспитавший себя САМ, по-базаровски, слепо отрицая все остальные идеи и ценности, будет крайне односторонним: как верно подметил Павел Петрович, отрицание чего-либо до ознакомления с ним - только попытка скрыть собственное невежество. Человек, не имеющий авторитетов и ценностей бывает двух типов: тургеневский Базаров - «я отрицаю все»; «в наш век отрицание полезнее всего», отрицающий потому что не желает знать, и «фловеры» Стругацких, отрицающие потому что знающие. Первый тип желает «крушить… потому что сила», второй же уходит от общества, в котором они не нуждаются. Оба приходят к отрицанию, но первые - слепо, не зная от чего и к чему идут; вторые же знают, от чего идут, но не хотят идти никуда. Этих «отрицающих» объединяет только их нежизнеспособность, что и показали авторы.
Базаров говорит о самоопределении, но в то же время поучает и наставляет Аркадия и считает свое мировоззрение единственно верным для всех. Это придает его фразе совсем иной окрас: «как я, например» превращается в «я - пример для всех».
Как же воспитывал себя Базаров? Это легко представить. Время декабристов давно прошло, до 1917 года еще далеко, но молодежь - уже против существующего порядка вещей и всего, что с ним связано. Базаров, не желая становиться «погибшей, растраченной силой», занимается естественными науками - единственным в этом мире, что не отрицает его мировоззрение. Он - материалист и скептик в самой последней степени.
Если бы кто-то обсудил вышенаписанное с Базаровым, то, я уверен, услышал бы в ответ: «Всякий разумный человек, не попавший под пагубное влияние так называемых авторитетов, поступил бы также, как и я; человека же, прислушивающегося к авторитетам, нельзя назвать воспитывающим себя сам». К сожалению, Базаров отрицал и общечеловеческие ценности, и толерантность до самой смерти, и нам остается только жалеть, что такой интеллигентный человек как Базаров не мог понять, что то, от чего он отказался в своем самовоспитании, не уничтожает самобытность, а помогает увидеть все целостнее и стать лучше.
В заключение я хочу сказать, что обсуждаемая фраза верна в общем, но из уст Базарова она звучит абсурдно; пройдя через призму души Базарова, она искажается до неузнаваемости и полностью меняет свой смысл.