Восстание в древнем китае. Восстание «Желтых повязок


Мне кажется, важные ключи к пониманию данной песни заключены в последних строках:

И лишь когда свет фонарей за шторами погаснет,

Он поправляет на рукаве желтую повязку.

И заперев свою землянку, крепко на ночь,

Вдаль уходит, стуча по асфальту белой палочкой.

Во-первых, жёлтая повязка на рукаве. На территориях, оккупированных нацистской Германией, для идентификации евреев применялись нарукавные повязки с жёлтой шестиконечной звездой. Видимо, речь в песне идёт именно о такой повязке, следовательно, герой песни - еврей, либо имеет какое-то непосредственное отношение к евреям. Во-вторых, белая палочка, являющаяся отличительным признаком слепых и инвалидов по зрению.

Итак, в песне идёт речь о некоем слепом еврее. Кто же он? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться примерно на две тысячи лет назад, во времена зарождения христианства. В I-III веках н. э. одновременно с христианством, дошедшим до нас, возникали христианские, околохристианские и не совсем христианские секты, известные сегодня как гностики. Они были довольно разношёрстны в своих верованиях, и в частности, одно из их верований состояло в том, что наш мир, несовершенный, полный зла, страданий, насилия и несправедливости, был создан несовершенным творцом. Творца этого называли греческим словом "демиург" или именем "Иалдабаоф", и символом его несовершенства и неполноценности являлась как раз слепота. Кроме того, Иалдабаофа отождествляли с ветхозаветным Богом, Богом евреев, Яхве, что в общем было не лишено своей логики, учитывая, сколько творилось в Ветхом Завете жестокости и насилия, нередко инициируемых самим Богом. Собственно, именно о нём, об Иалдабаофе и написана песня CCTV. Чувствуете тонкость метафоры? Такая гностическая теодицея. Бог всё видит, точнее, имеет для этого "технические возможности", но на самом деле он слепой. Поэтому и творится в мире вот это всё:

Где-то трое лбов избивают больного,

надев на него жабо, размалеванного, как клоун.

Где-то хоронят детей образцового детдома,

Но за ними дед в оба глядит из телескопа.

В качестве дополнительного обоснования своей точки зрения приведу цитату из другой песни Мирона, из которой становится ясно, что он явно в курсе, кто такие гностики:

Меня на погосте ждёт ад в гости? Да бросьте

Как кости. Был агностик,

От злости стал как гностик.

Возвращаясь собственно к заданному вопросу. Не скажу точно, в какой конкретно книге написано именно про Иалдабаофа, как слепого творца Вселенной, но явно нужно копать в сторону гностических апокрифов. К сожалению, далеко не все из них дошли до наших дней, но кое-что дошло. Хорошие новости: в 1945 году было обнаружено крупное собрание гностических текстов, получившее название "Библиотека Наг-Хаммади".

Мне кажется, важные ключи к пониманию данной песни заключены в последних строках:

И лишь когда свет фонарей за шторами погаснет,

Он поправляет на рукаве желтую повязку.

И заперев свою землянку, крепко на ночь,

Вдаль уходит, стуча по асфальту белой палочкой.

Во-первых, жёлтая повязка на рукаве. На территориях, оккупированных нацистской Германией, для идентификации евреев применялись нарукавные повязки с жёлтой шестиконечной звездой. Видимо, речь в песне идёт именно о такой повязке, следовательно, герой песни - еврей, либо имеет какое-то непосредственное отношение к евреям. Во-вторых, белая палочка, являющаяся отличительным признаком слепых и инвалидов по зрению.

Итак, в песне идёт речь о некоем слепом еврее. Кто же он? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться примерно на две тысячи лет назад, во времена зарождения христианства. В I-III веках н. э. одновременно с христианством, дошедшим до нас, возникали христианские, околохристианские и не совсем христианские секты, известные сегодня как гностики. Они были довольно разношёрстны в своих верованиях, и в частности, одно из их верований состояло в том, что наш мир, несовершенный, полный зла, страданий, насилия и несправедливости, был создан несовершенным творцом. Творца этого называли греческим словом "демиург" или именем "Иалдабаоф", и символом его несовершенства и неполноценности являлась как раз слепота. Кроме того, Иалдабаофа отождествляли с ветхозаветным Богом, Богом евреев, Яхве, что в общем было не лишено своей логики, учитывая, сколько творилось в Ветхом Завете жестокости и насилия, нередко инициируемых самим Богом. Собственно, именно о нём, об Иалдабаофе и написана песня CCTV. Чувствуете тонкость метафоры? Такая гностическая теодицея. Бог всё видит, точнее, имеет для этого "технические возможности", но на самом деле он слепой. Поэтому и творится в мире вот это всё:

Где-то трое лбов избивают больного,

надев на него жабо, размалеванного, как клоун.

Где-то хоронят детей образцового детдома,

Но за ними дед в оба глядит из телескопа.

В качестве дополнительного обоснования своей точки зрения приведу цитату из другой песни Мирона, из которой становится ясно, что он явно в курсе, кто такие гностики:

Меня на погосте ждёт ад в гости? Да бросьте

Как кости. Был агностик,

От злости стал как гностик.

Возвращаясь собственно к заданному вопросу. Не скажу точно, в какой конкретно книге написано именно про Иалдабаофа, как слепого творца Вселенной, но явно нужно копать в сторону гностических апокрифов. К сожалению, далеко не все из них дошли до наших дней, но кое-что дошло. Хорошие новости: в 1945 году было обнаружено крупное собрание гностических текстов, получившее название "Библиотека Наг-Хаммади".

крест. восстание в Китае в 184-204; свое название получило потому, что повстанцы в качестве знака приверженности к восстанию носили на голове желтые повязки. Во главе восстания стоял уроженец Цзюйлу (совр. пров. Хэбэй) Чжан Цзяо, приверженец даосской секты, пропагандировавшей учение о "пути великого равенства (или благоденствия)" (Тайпиндао). За религ. оболочкой учения о "пути великого благоденствия" скрывалась социальная сущность требований крестьянства, мечтавшего о всеобщем равенстве.

В течение десяти лет Чжан Цзяо и его братья Чжан Лян и Чжан Бао в религ.-мистич. форме вели пропаганду революц. идей, сплачивая нар. массы на борьбу против господствующего класса и его гос. аппарата. Им удалось привлечь на свою сторону несколько сот тысяч людей в восьми округах (Цинчжоу, Сюйчжоу, Ючжоу, Цзичжоу, Цзинчжоу, Янчжоу, Яньчжоу и Юйчжоу) на терр. совр. пров. Шаньдун, Хэбэй, Хубэй, Цзянсу, Аньхой и Хэнань. Чжан Цзяо и его сторонники создали разветвленную орг-цию, построенную по воен. принципу: были сформированы 36 больших и малых отрядов (фан). Большие фаны насчитывали св. 10 тыс. чел., малые - по 6-7 тыс. Агитаторы Чжан Цзяо в различных частях страны в завуалированной форме предсказывали, что в год (под циклическими знаками) цзя-цзы (184) произойдут крупные события - свершится падение династии Хань и наступит новая эра: "Синее небо (имеется в виду правящая династия) уже погибло. Желтое небо должно утвердиться. В год цзя-цзы в Поднебесной (стране) наступит великое счастье".

Чжан Цзяо наряду с привлечением нар. масс пытался использовать оппозиц. группы при императорском дворе. Он отправил одного из предводителей большого отряда Ma Юань-и в столицу, где тот заручился поддержкой влият. придворных евнухов Фын Сюя и Сюй Фына, договорившись с ними о совместном выступлении в пятый день третьего месяца первого года Чжунпин (184). Однако в результате предательства заговор был раскрыт, Ma Юань-и арестован и убит, а вслед за ним казнено св. 1000 человек. Был отдан приказ также об аресте Чжан Цзяо. Предупрежденный об этом, Чжан Цзяо поднял восстание раньше намеченного срока - во 2-м месяце 184 года. В короткий срок восстание охватило значит. часть страны.

На протяжении года правительств. войска совместно с вооруж. отрядами крупных землевладельцев подавляли один очаг за другим. Чжан Цзяо и его братья пали в боях. Каратели уничтожили сотни тысяч нар. повстанцев. Но крест. массы поднимались на борьбу в новых р-нах. Отряды "Желтых повязок" объединились с повстанцами "Черных гор" (по названию местности - Хэйшань), и повстанческая армия по численности превысила миллион человек. Восстание распространилось на провинции Шаньси и Сычуань. Всего в восстании участвовало 2 млн. чел.; значит. часть повстанцев составляли рабы. Лишь к 205 отряды "Желтых повязок" и "Черных гор" были окончательно разгромлены вооруж. силами крупных военачальников-феодалов Цао Цао, Юань Шао, Лю Бэя и др.

Восстание Желтых повязок является одним из самых масштабных народных выступлений в Древнем Китае. Его причины обусловлены такими факторами, как слабость царской верхушки, междоусобицы политических партий знати, нещадная эксплуатация крестьянства и небывалый экономический упадок. А также его отличие заключается в особо жестоких методах подавления.

Предпосылки восстания Желтых повязок: кратко об обстановке в стране

Обстановка, предшествующая восстанию в Китае, выглядела следующим образом. Во II веке н. э. в Поднебесной правит династия Хань, свергшая в 206 году до н. э. Некогда процветающая империя Хань приходит к политическому и экономическому упадку.

Ослабевает и ее военное могущество. Китай теряет влияние на западных территориях, северо-восточные и северные земли подвергаются нападениям со стороны племен сяньби (древнемонгольские кочевники).

Социальное неравенство приобретает катастрофические масштабы. Мелкие землевладельцы разоряются и становятся зависимыми от более крупных хозяйств, называемых «сильные дома». Начинается голод среди крестьян, население массово сокращается. Усугубляет положение неурожаем и эпидемией чумы. Вспыхивают восстания, крестьяне объявляют массовые голодовки.

Среди двух господствующих классов, называвшихся «учеными» и «евнухами», противоречия становятся все сильнее, каждая из групп борется за усиление политического влияния.

Причины восстания Желтых повязок

Восстание вспыхивает по следующим причинам. Государство теряет контроль над средними землевладельцами и крестьянами, зависящими от «сильных домов». Средние и мелкие собственники арендуют земли у крупных, выплачивая им огромную арендную плату. Те же стараются укрыть налоги от государства, присваивая их себе.

При этом фискальная нагрузка увеличивается. Центральная власть теряет свое могущество, так как «сильные дома» прекращают с ней считаться. Помимо богатства они имеют свои армии численностью до десяти тысяч человек.

Начинается голод и вымирание целых деревень. Многие уходят в леса, бродяжничают, вспыхивают голодные бунты, распространяется людоедство. Экономика приходит в упадок.

Политическая группировка, называемая «ученые», пытается совершить государственный переворот и привести своего ставленника к власти. Однако заговор раскрывают, многих бунтовщиков казнят, остальных недовольных бросают в тюрьмы.

Начало выступлений

В результате вышеописанных событий в империи вспыхивает крупномасштабное восстание, которое поднимают мелкие землевладельцы, свободные производители, крестьяне и рабы. Оно началось в 184 году н. э. и в дальнейшем было названо восстанием Желтых повязок. Мятеж имел для фатальные последствия.

Восстание Желтых повязок в Китае возглавлял даосский проповедник Чжан Цзио, также являвшийся основателем одной из тайных сект. Его планировали начать пятого числа третьего месяца 184 года н. э. Ма Юань, один из ближайших соратников Чжан Цзио, отправился в округ Лоян, чтобы обговорить детали восстания с союзниками.

Однако из-за доноса, в котором была раскрыта дата выступления против власти и имена заговорщиков, он был арестован и казнен. Также в столице были казнены многочисленные сторонники Чжан Цзио.

Узнав о казни Ма Юаня, Чжан Цзио отдал приказ о незамедлительном начале восстания, не дожидаясь намеченной даты. Было условлено, что все участники должны повязать на головы желтые платки, от чего и пошло название "восстание Желтых повязок".

Продолжение революционных событий

Вместе с Чжан Цзио восстание Желтых повязок в Древнем Китае возглавили его родные братья, Чжан Бао и Чжан Лян, в качестве военных начальников. Оно поднялось во втором месяце 184 года н. э., и на момент первого выступления армия Чжан Цзио насчитывала более 360 тысяч человек. Спустя неделю народные волнения были поддержаны на внушительной территории, от Сычуани до Шаньдуна.

С каждым днем количество бунтовщиков увеличивалось в разы. Самые масштабные революционные события происходили в провинциях Хэнань, Хубэй, Хэбэй и Шаньдун. Небольшие армии повстанцев, нападая на города, убивали чиновников и представителей местной знати, поджигали правительственные здания и подвергали разграблению склады с продовольствием.

Они присваивали имущество богачей, затапливали поля, выпускали из тюрем заключенных, освобождали рабов. Многие из освобожденных людей присоединялись к повстанческой армии. Узнавая, что в соседних провинциях полыхает возмущение бедноты, знать и чиновники в панике спасались бегством.

Вражда между политическими группировками

В то время как по всей империи полыхало восстание Желтых повязок, при дворе обострилась вражда между политическими группами - «учеными» и «евнухами». Первые утверждали, что главными причинами восстания стали жестокость и злоупотребления «евнухов», которые покровительствовали «сильным домам». Вторые, вместе со своим соратниками, в свою очередь, говорили о государственной измене со стороны «ученых».

Император Лю Хун (Лин-ди) созывает государственный совет, на котором принимается решение о незамедлительной отправке армии численностью 400 тыс. человек для подавления сил повстанцев. Однако правительственные войска, отправленные на борьбу с бунтовщиками, постоянно терпели поражения в сражениях.

Наблюдая за беспомощностью императорской армии и власти в целом, представители знати и «сильные дома» осознавали опасность своего положения. Вместе с влиятельными полководцами они начали формировать силы для самостоятельной борьбы с многочисленной армией поднявшегося на борьбу народа.

Разгром восстания

Войска, собранные знатью и «сильными домами», начали одерживать верх над армиями повстанцев. После этого они крайне жестоко расправлялись со всеми, кто встречался им на пути, не щадя женщин, детей и стариков. Пленники также подвергались истреблению. Одним из начальников армии знати являлся Хуанфу Суне, который, по преданию, уничтожил более двух миллионов человек.

В шестом месяце 184 года карательные силы выступили против войск Чжан Цзио в Хэбэй. Он занял оборону в одном из городов и успешно сдерживал наступление. После его внезапной смерти командование берет на себя старший брат Чжан Лян.

Отчаянное сопротивление не имело успеха, и армия Чжан Ляна была полностью разгромлена, а он сам погиб в бою. В этой битве было убито более 30 тысяч восставших, а более 50 тысяч погибли, утонув в реке и болотах, спасаясь бегством. Младший брат Чжан Цзио, Чжан Бао, возглавил оставшиеся силы повстанцев, однако в результате ожесточенных боев он потерпел поражение, был взят в плен и казнен.

Последнее сопротивление

Смерть главных руководителей восстания значительно ослабила повстанческие силы, но свое сопротивление они не прекратили. Появлялись новые предводители, и ожесточенная борьба против войск знати и «сильных домов» продолжилась вновь.

К началу 185 года карательная армия разгромила основные силы восстания Желтых повязок в центральных провинциях Китая, однако небольшие отряды продолжали сопротивление. После начала восстания по всему Китаю поднялась большая волна сопротивлений и бунтов, не связанных с Чжан Цзио и его сектой. В сражении, случившимся рядом с Кукунором, повстанцы под предводительством Бо-Юэма и Бэй-Гуна нанесли поражение армии кровавого Хуанфу Суна.

Около двадцати лет различные отряды повстанцев, в том числе и Желтые повязки, во многих частях империи успешно сопротивлялись войскам знати, одерживая многочисленные победы. И лишь к 205 году армии «сильных домов» и знати удалось практически полностью расправиться с бунтовщиками.

Исторические последствия

Рассказав кратко о восстании Желтых повязок в Китае, нельзя не упомянуть, чем обернулись эти кровавые события в будущем и каковы были последствия.

Последние отряды Желтых повязок были уничтожены в 208 году. Завершил кровавую расправу жесточайший представитель знати Цао Цао, который разгромил одного из последних лидеров восставших - Юань Таня.

Усмирители народных выступлений собрали большие армии, главы «сильных домов» и полководцы полностью перестали учитывать интересы императора, который к тому времени не имел у них никакого авторитета. Утопив в крови многочисленные восстания простого народа, они начали жесточайшую междоусобную борьбу за влияние и власть в империи.

После многолетних кровопролитнейших войн император династии Хань был убит, а Китай был разделен на три части. Империя была уничтожена и началась эпоха Троецарствия.

Это восстание, как и другие бунты, показало всю несостоятельность империи Хань в области защиты своих интересов и интересов всего господствующего класса. Можно с уверенностью утверждать, что восстание Желтых повязок и падение империи Хань связаны между собой напрямую.