Страны Древнего Востока. Вавилон


Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города - Баб-Илу ("Ворота Бога") - говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей.

Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья - шумерские города Ур, Урук, Эреду и другие были примерно на тысячу лет старше. Дважды Вавилон становился столицей могущественной державы. Первое его усиление охватывает период примерно с 1800 до 1700 г. до н. э. Историки называют его "старовавилонским". Второй период подъёма после крушения Ассирийской державы также продолжался около столетия (626-539 гг. до н. э.). Эти годы принято обозначать как время существования "нововавилонского" царства.

Небольшое поселение на месте будущего Вавилона существовало, вероятно, ещё во времена шумеров. Городом Вавилон стал после захвата Междуречья кочевниками-амореями около 2000 г. до н. э. Амореи победили Шумеро-Аккадское царство и широко расселились по его территории. Одним из их опорных городов и стал Вавилон.

Город располагался в очень удобном месте - там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом. Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишённых полива полях кочевники пасли овец.

Но запустение оказалось недолговременным. Крупные царские хозяйства распались. Больше никто не гнал сельских жителей на полевые работы, не собирал весь урожай в царские амбары, не вёл долговых записей на глиняных табличках. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Хозяева сами решали, что им выращивать - ячмень или финиковые пальмы, и сами распоряжались урожаем. С приходом амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Сельские жители смогли удобрять поля навозом и пахать на быках, а не рыхлить землю вручную.

Перестали существовать и царские ремесленные мастерские: ведь уже никто не заботился о подвозе древесины, металлов, пряжи и драгоценных камней... Зато появилось много мелких мастерских.

Раздробление огромных хозяйственных объединений на мелкие привело к тому, что после налаживания торговых связей, восстановления каналов и орошения заброшенных полей в стране начался невиданный подъём. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведённых ими продуктов или изделий. Возникает множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появляются излишки продуктов и изделий. Их скупают и продают за пределами страны богатые торговцы-тамкары. Обратно они привозят в основном рабов: в Междуречье стало не хватать рабочей силы.

К 1800 г. до н. э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению новых центров, таких, как Вавилон, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами - Ларсой, Исином, Мари - и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

Положение меняется при шестом царе Вавилона - Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н. э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причём нередко - чужими руками. В конце концов вавилонский царь расправился и со своим главным союзником, царём северного государства Мари, которого звали Зимри-Лим.

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы его владения опять не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны - люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками "Кодексом Хаммурапи".

В 1901 г. французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов в основном и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей - воинов и так называемых "мушкену". Мушкену считались приближёнными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тремя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Не мудрено, ведь среди тамкаров были не только тор-говцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.

Во введении к законам Хаммурапи говорит: "...Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей". Напомним, что Мардук был самым почитаемым богом Вавилона. Царь, таким образом, пытается примирить интересы разных людей - тамкаров, мушкену, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божества.

Мардук, по словам Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников - бог даёт людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но - через царя!..

Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжёлых поражений от своих соседей, и её владения сократились. Началась полоса неудач. В 1595 г. до н. э. старовавилонское царство было уничтожено вторгшимися хеттами и касситами, которые потом правили Междуречьем около 400 лет.

Но Хаммурапи всё же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливающего согласие между людьми.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азии. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами мы делим год на двенадцать месяцев, час - на минуты и секунды, а круг - на триста шестьдесят градусов. Благодаря трудолюбивым вавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий. Причём отдельные рассказы сведены ими в большие циклы, а их содержание умело приспособлено к современности.

Научная и культурная жизнь Вавилона оказалась мало зависимой от перемен в его политической судьбе. Менялись цари и завоеватели, а в Вавилоне так же почитали Мардука, собирали библиотеки и обучали в специальных школах молодых писцов.

В 689 г. до н. э. Вавилон в наказание за постоянные мятежи был полностью разрушен по приказу ассирийского царя Синаххериба. Через некоторое время город был отстроен вновь и обрёл невиданный прежде блеск. Вершины своего расцвета он достигает при вавилонском царе Навуходоносоре II (605-562 гг. до н. э.). Вместо узких кривых улочек были проложены прямые длинные улицы протяжённостью до 5 км, которые использовались для торжественных процессий; они делили город на правильные кварталы. Было воздвигнуто великолепное святилище - семиступенчатый, похожий на пирамиду храм высотой 91 м. Такие сооружения в Междуречье называли "зиккурат".

Восхищение современников вызывали и две мощные оборонительные стены Вавилона: каждая 6-7 м толщиной. Главный вход в город был через великолепно украшенные ворота, посвящённые богине Иштар. На них царь Навуходоносор II написал: "Я строил Вавилон, прекраснейший из городов... У порога его ворот поставил я огромных быков и змеев с ногами, чего не придумал до меня ещё ни один царь". Некоторые из рельефных изображений диковинных животных на воротах Иштар археологами найдены и восстановлены; по замыслу царя, они должны были отпугивать от города врагов.

К семи чудесам света причисляли в древности и созданные по приказу вавилонских царей "висячие сады", в которых деревья как бы взбирались под самое небо. Такой эффект достигался благодаря тому, что они были посажены на специально выстроенных террасах, примыкающих к царскому дворцу. По-видимому, уход за деревьями требовал больших хлопот, но правителей Вавилона это не смущало. Своей цели они добились - люди были поражены...

Впечатление, которое производил Вавилон, было столь сильным, что даже через 130 лет после создания этих великолепных зданий греческий историк Геродот писал о нём как о "славнейшем и самом могущественном" городе в Междуречье. Около 600 г. до н. э. в Вавилоне жило не меньше 200 000 человек - это был огромный по тем временам город. Но в 539 г. до н. э. красивейший город почти без сопротивления сдался иранскому царю Киру. И дело было не в том, что иранцы казались хитроумным вавилонским купцам лучшими хозяевами, чем собственные цари. Вавилон мог позволить себе не мериться силой с царями; ему и без того суждена была слава в веках.

А.Чернышов

ВАВИЛОН [шумер. Кадингирра ("врата бога"), аккад. Бабилу (тот же смысл), лат. Babylon], древний город на севере Месопотамии, на берегу Евфрата, к юго-западу от современного Багдада, близ города Хилла. Основан, видимо, шумерами, но впервые упоминается во времена аккадского царя Саргона Древнего (2350-2150 до н. э.). Был незначительным городом вплоть до утверждения в нем так называемой Старовавилонской династии аморейского происхождения, родоначальником которой был Сумуабум. Представитель этой династии Хаммурапи сделал Вавилон крупнейшим политическим, культурным и экономическим центром не только Месопотамии, но и всей Передней Азии. Вавилонский бог Мардук стал главой пантеона. В его честь, помимо храма, Хаммурапи начал воздвигать зиккурат Этеменанки, известный как Вавилонская башня.

Хаммурапи уделял особое внимание строительству городских укреплений, мелиоративных и ирригационных сооружений в Междуречье, заботился не только о возведении новых строений и храмов, но и о нуждах отдельных людей. Свою стелу с записями законов он поставил для всеобщего обозрения. Однако наследники Хаммурапи, лишенные его способностей, утратили контроль над большей частью страны: в Вавилон вторглись хетты под преводительством Мурсили I, в 1595 до н. э. разграбившие и разорившие город.

После ухода хеттов власть перешла к касситам (около 1520). В начале первого тысячелетия до н. э. царь Ассирии Тукульти-Нинурта I разбил вавилонское войско и захватил в плен царя. Вавилоняне через год подняли восстание, закончившееся для них неудачно: ассирийский царь разрушил городские стены, разграбил имущество и даже статую Мардука отправил в Ассирию. После его смерти Вавилон на короткое время обрел независимость, но подвергся сокрушительным атакам эламитов, изгнавших окончательно касситов около 1160 до н. э. В результате этого Вавилон лишился многих ценностей, в том числе и стелы Хаммурапи, которая была увезена в Сузы - столицу Элама.

Начавшиеся в Ассирии внутренние смуты дали возможность Вавилону вновь отстроиться, но борьба с Ассирией практически не прекращалась. Тиглатпаласар I вновь захватил Вавилон, но разрушил лишь царские дворцы и посадил в городе своего наместника. Кочевые племена семитов-арамеев, смешавшись с местным населением, вновь отстроили город. С 1050 на престоле утвердилась арамейская династия. Мощный подъем Ассирии в это время вновь привел к столкновениям, в которых перевес был на стороне профессионального ассирийского войска. Город несколько раз занимался ассирийцами, но цари Ассирии щадили его как древний религиозный центр и не применяли к его жителям своих обычных методов тотального переселения. Салманасар III даже ввел в свой дом вавилонянку Семирамиду, будущую великую правительницу.

Со времен Тиглатпаласара III Вавилон был включен в состав Ассирии (732 до н. э.), но царь Ассирии оказал городу особое уважение - выполнив обряд касания руки Мардука и таким образом признав себя преемником вавилонских царей, он обязался соблюдать местные законы. Такую же политику по отношению к Вавилону проводил и Саргон II, развернувший в городе оживленное строительство. Но его сын Синахериб в ответ на интриги арамейских князей с Эламом в 689 полностью разрушил город. Статуи Мардука и Царпаниту были увезены в Ашшур. Но сын и преемник Синахериба, Асархаддон, заново отстроил город, богато украсил храмы. После смерти Асархаддона Вавилон отошел к Шамашумукину, ингриговавшему против своего брата и наследника Ассирии, Ашшурбанипала. Ашшурбанипал захватил все города своего брата, в том числе и Вавилон, но пощадил жителей великого города, построил в нем много сооружений. После смерти Ашшурбанипала в Ассирии возникли смуты, царство ослабело, чем воспользовались арамеи-халдеи, добившиеся независимости, а затем перешедшие в наступление. Набопаласар сравнял с землей столицу Ассирии Ниневию, а в Вавилоне основал Нововавилонскую, или Халдейскую, династию.

Свою главную задачу Набопаласар видел в украшении и обновлении города. Он начал восстанавливать зиккурат Этеменанки, посвященную Мардуку. Сын Набопаласара, Навуходоносор, вел многочисленные войны, за сорок лет своего правления превратив город в самый великолепный на Ближнем Востоке и во всем тогдашнем мире. В Вавилон Навуходоносор привел в плен целые народы. Город при нем развивался по строгому плану. Были построены и украшены Ворота Иштар, Дорога процессий, крепость-дворец с Висячими садами, вновь усилены крепостные стены.

Строительство Этеменанки было доведено до конца. Один из дворцов был отдан под собрание произведений искусства из завоеванных стран - это был, вероятно, первый музей в мире. Один из преемников Навуходоносора, Набонид, стремясь сохранить завоевания, подолгу не жил в Вавилоне. Он объявил своим покровителем не Мардука, а бога луны Сина, к тому же под предлогом экономии отменил пышные празднования нового года (кульминационный момент культа Мардука), тем самым нажив врагов в лице влиятельных жрецов Мардука. Они вступили в сговор с Киром, с радостью приняли войска персов.

При Кире Вавилон, уже не будучи столицей, оставался процветающим экономическим и культурным центром. Народы, переселенные в Вавилон, Кир вернул на родину. Однако при преемниках Кира в городе вспыхивали восстания, после одного из которых Дарий в 521 до н. э. повелел разрушить городские стены. Но город по-прежнему оставался важным центром державы Ахеменидов, экономическим центром Ближнего Востока, где совершались важнейшие финансовые операции и существовали на протяжении поколений настоящие банкирские дома. В 479 до н. э. после очередного восстания Ксеркс разрушил многие строения, в том числе и Этеменанки, приказал расплавить статую Мардука, а празднования нового года отменил.

Вероятно, он убил и выслал большинство жрецов, после чего Вавилон как религиозный всемесопотамский центр более не существовал, персидские цари перестали включать его в свою титулатуру, однако через город по-прежнему проходили торговые караваны и многие знаменитые постройки еще стояли. Побывавший здесь Геродот (между 470 и 460 до н. э.) увидел многонаселенный город с красивыми зданиями, каменным мостом, хотя историк уже не упоминает о Воротах Иштар, Дороге процессий, Висячих садах. В 331 в город вступили войска Александра Македонского, встреченные так же восторженно, как некогда войска Кира. Александр признал культ Мардука и выбрал Вавилон столицей своей будущей мировой державы.

В городе развернулось активное строительство и реставрационные работы, однако смерть Александра прервала их. Диадох Селевк переселил большую часть жителей в основанную им недалеко от Вавилона на берегах Тигра столицу своего царства Селевкию. Вместе с тем и в Вавилоне он осуществил несколько построек: вероятно, еще при Александре был построен греческий театр к северо-востоку от храма Мардука. Вавилонская культура попала под влияние эллинизма, клинопись использовалась мало, и написанная в этот период история Вавилонии Бероса создавалась по-гречески. С упадком Селевкидов в Вавилоне воцарились парфяне (140 до н. э.), и город не раз становился местом столкновения Парфянского царства и Рима. В 115 он был завоеван Траяном, в 199 - Септимием Севером. Находясь на окраине Парфянского царства, Вавилон постоянно приходил в упадок, торговые пути уже огибали его. Жилища этого времени примитивны, собраны из обломков старых зданий, население города сильно уменьшилось, коренное население в этот период почти вымерло. В 227 после гибели Парфянского царства Вавилон отходит к Сасанидам, продолжая неуклонно вымирать. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское население и хранит память о великом городе, спрятанном под холмами.

В Европе Вавилон был известен по упоминаниям в Библии, отразивших те впечатления, которые он некогда произвел на древних евреев. Описание Геродота составлено по впечатлениям от путешествия, но в деталях "отец истории" не вполне точен, так как он не знал местного языка. Поздние греческие и римские авторы не видели Вавилона своими глазами, а основывались на том же Геродоте и рассказах путешественников, всегда приукрашенных. Лишь немногие европейские путешественники посещали Месопотамию после арабского завоевания. Знаменитый же еврейский путешественник Вениамин из Туделы интересовался лишь жизнью местных еврейских общин.

Интерес к Вавилону вспыхнул после того как итальянец Пьетро делла Валле в 1616 привез отсюда кирпичи с клинописной надписью. Вавилон с деревушкой Хилле отождествил датский ученый К. Нибур в 1765. В дальнейшем английские путешественники, в большинстве эмиссары правительства и деловых кругов, описывали и исследовали холм. Здесь пытался вести раскопки уже добившийся успеха находкой библиотеки Ашшурбанипала О. Г. Лэйярд (1850), но найденные мелкие предметы не показались ему достойными внимания. Большего успеха добилась немецкая экспедиция Р. Кольдевея (1899), которая и положила начало систематическим раскопкам. Экспедиция сразу же открыла развалины дворца Навуходоносора в холме Каср. Немецкая экспедиция до Первой мировой войны, когда работы были свернуты из-за наступления английской армии, раскопала значительную часть Вавилона периода расцвета. Многочисленные реконструкции представлены в Берлинских государственных музеях (Переднеазиатский музей).

В пору своего расцвета город был виден издалека по башне Мардука. На Вавилонской равнине Евфрат превращался в широкую реку, делящую город на две неравные части. Навуходоносор окружил Вавилон двумя рядами мощных крепостных стен с каналами между ними. Широкий мост через Евфрат связывал две части города. Дворец Навуходоносора находился в западной части города, рядом располагалась башня Мардука - зиккурат Этеменанки (90-метровая Вавилонская башня). У северных ворот вблизи стен находилась резиденция царя на кирпичном 18-метровом основании, окруженная садами.

Дорога процессий, предназначенная для новогодних церемоний, вымощенная цветным кирпичом и окруженная роскошными строениями вела к воротам Иштар, единственным из восьми городских ворот, покрытыми драгоценными глазурованными кирпичами с рельефами. Сам Навуходоносор называл дорогу "Аибур-шабу" - "Врагу не добиться победы". Дорога процессий кончалась у храма Мардука - Эсагила, окруженного высокой стеной и открывавшегося лишь для служб в определенные дни года. У храма находился центр города, сюда по воде и суше в дни новогодних торжеств прибывали люди со всей Месопотамии. Планировка Вавилона отличалась прямыми длинными улицами. Широкие улицы связывали восемь городских ворот с центром Старого города. Кварталы имели свое название, многие улицы и кварталы населялись по профессиональному признаку. Всего в Старом городе было свыше пятидесяти храмов. Возле храма Мардука располагалась главная базарная площадь. Город на восточном берегу был окружен, кроме общегородских, своими стенами. Со Старым городом его связывал первый в мире каменный мост длиной 123 м.

Большинство зданий и храмов строилось из необожженного кирпича и требовало частого ремонта и подновления. При ремонте храмов разыскивались закладные надписи, делавшиеся обычно в виде глиняных цилиндров, и о находке такой надписи сообщалось в новой. Большинство городских жилых зданий было построено по одинаковому плану, на улицу они выходил глухой стеной без окон, а внутри имели садики. Здесь существовал водопровод и канализация. Основу городского населения составляли ремесленники и торговцы. Широко была распространена грамотность.

Ворота Иштар

Вавилон («Врата Бога») – величественный город в Месопотамии Древнего мира, столица государства «Вавилония» – в далеком прошлом являлся центром «мирового царства». Сейчас же это древние руины, расположенные примерно в 90 км на юг от Багдада (Ирак).

История «Вечного обиталища царственности»

Возникновение Вавилона приходится на вторую половину третьего тысячелетия д.н.э., на берегах реки Евфрат в центре Месопотамии.

  • К началу 2 тысячелетия д.н.э. относят к основанию в небольшом тогда Вавилоне новой династии. Когда на престол взошел Хаммурапи Вавилон превратился в политический центр и сохранял эту позицию более тысячелетия.

Интересный факт: Вавилон в период правления Хаммурапи получил статус «вечного обиталища царственности».

Вавилон, как столица Южной Месопотамии, богател и быстро развивал торговлю и ремесла. Рост в экономическом секторе сказался на облике Вавилона, превратив его в роскошный и царственный город. Менялись архитектура, дороги и план застройки.


Вавилонский лев

  • Событие-трагедия для Вавилона (689 год д.н.э.) произошло в период агрессии царя Ассирии Синаххериба, который впал в ярость от неповиновения Вавилона. Синаххериб разрушил столицу, и город, который был раскопан археологом Кольдвеем, не старый Вавилон, а отстроенный и восстановленный новый.
  • После смерти ассирийского царя Вавилоном правил Навуходоносор. Период его власти (604-562 годы д.н.э.) – эпоха апогея развития Вавилонии — экономического, социального и культурного.

Вавилон, благодаря военным завоеваниям страны, стал центром притока материального и культурного богатства. Благодаря чему в Вавилоне была осуществлена грандиозная реконструктивная деятельность, столица стала наибольшим и наибогатейшим центром древнего Ближнего Востока.

Особенности постройки и архитектуры Вавилона

План города представлял собой разделение на 2 части – Старый и Новый города, которые располагались по разным берегам Евфрата. Левый берег – область Старого города. Здесь были размещены богатые владения. А на правом берегу реки был Новый город. Тут проживали преимущественно простые горожане.

Старый и Новый города связывались огромным каменным мостом. Довольно длинные прямые улицы проходили сквозь весь город, разделяя его на кварталы прямоугольной формы.

Национально — культурное разнообразие

Вавилон был крупной столицей, численность населения которого составляла примерно 200 тысяч жителей. Помимо вавилонян в городе проживали люди других культур, языков и национальностей. Были и насильно завезенные рабы, пленники. Представители той или иной культуры говорили на своих языках и следовали своим традициям.

«Чудеса» Вавилона

Этот город-легенда был не только могущественным центром, но и являлся невероятно красивым городом. Геродот назвал его самым красивым местом из всех, что он видел. Сады Семирамиды (Висячие Сады) и Вавилонская башня, которые являются Чудесами Света, ворота богини Иштар, семиярусная башня Зиккурат и вавилонский лев – это то, что Вы обязательно должны увидеть, если соберетесь посетить руины Вавилона.

  • 539 год – время завоевания Вавилона персами. После восстания 479 года город утратил независимость и статус государственной столицы и важнейшего центра культуры.

Позже жителей Вавилона стали переселять в Селевкию-на-Тигре – новую столицу. В конечном итоге от Вавилона осталось бедное поселение, которое вскоре тоже исчезло. Некогда великий, могущественный город царей и богов превратился в засыпанные песком и забытые руины.

Впервые Вавилон достиг могущества в правление великого царя Хаммурапи. Когда его царство рухнуло, город был захвачен племенем касситов. Их мирное правление продолжалось более 400 лет.

Приблизительно после 730 г. до н. э. Вавилон стал частью Ассирийской империи . Жители Вавилона часто поднимали восстания против ассирийцев. Последние в конце концов напали на город и разрушили его.

В 625 г. до н. э. вавилонский военачальник Набопаласар объявил себя царем Вавилона. Объединившись с жителями соседней Мидии, он нанес ассирийцам поражение. Он и его сын, Навуходоносор II, вновь отстроили Вавилон и своими трудами поставили его в ряд богатейших городов мира.

Царь Навуходоносор II много раз ходил в походы и создал огромную державу. Самой знаменитой была его война против Иудеи. Когда иудеи подняли восстание, он разрушил Иерусалим, их столицу, а тысячи ее жителей увел в рабство, в Вавилон.

В 539 г. до н. э. Вавилон был захвачен войском из Персидского царства (территория современного Ирана) и стал частью могущественной Персидской державы.

Периоды Вавилона

  • Старовавилонский период, Древневавилонский период (ок. 2000 — ок. 1595 гг. до н. э.)
    • Царство Хаммурапи (ок. 1792 — ок. 1595 гг. до н. э.).
  • Средневавилонский период (ок. 1595 — ок. 1004 гг. до н. э.).
    • Ок. 1595 — 1155 гг. до н. э. — Вавилоном правят касситы (III касситская династия).
    • II династия Исина.
  • Нововавилонский период (ок. 1004 — 539 гг. до н. э.).
    • Ок. 730 г. до н. э. — Вавилон входит в состав Ассирийской империи. Правление ассирийских царей.
      • 689 г. до н. э. — разрушение Вавилона.
    • Нововавилонская держава.
      • 625 — 605 гг. до н. э. — правление царя Набопаласара. Ассирийцы терпят поражение.
      • 605 — 562 гг. до н. э. — правление царя Навуходоносора II Вавилон отстроен заново.
      • 539 г. до н. э. — Вавилон входит в состав Персидской державы.
  • Вавилон в составе державы Ахеменидов (539 — 331 гг. до н. э.).
  • Вавилон в эллинистический период (331 — ок. 130 гг. до н. э.) Материал с сайта

Сооружения Вавилона

Ворота Иштар

Навуходоносор II построил восьмые — самые известные — внутренние ворота Вавилона, и назвал их в честь богини — Иштар. Они были покрыты ярко-синей изразцовой плиткой и покрыты живописными изображениями быков и драконов. Центральная часть города была обнесена двумя рядами массивных стен.

Дорога Процессий

От ворот Иштар шла дорога, известная как Дорога Шествий (или Дорога Процессий). Она была окружена зубчатой стеной, и вела в город.

Висячие сады Семирамиды

Навуходоносор разбил сады для жены: она тосковала по зеленым холмам своей родины. Эти сады известны как висячие сады Семирамиды. Рядом находился царский дворец, в центре которого был тронный зал царя.

Система подъемников доставляла воду к висячим садам Семирамиды. Вода сбегала вниз по террасам, и потому там никогда не бывало сухо.

Зиккурат Этеменанки

Неподалёку от царского дворца возвышался зиккурат Этеменанки — ступенчатая башня, построенная Навуходоносором II в честь бога Мардука. На её вершине был храм, а вокруг зиккурата жили жрецы. Это культовое сооружение Вавилона вошло в историю под названием Вавилонская Башня.

Боги Вавилона

Мардука считали верховным богом Вавилона. Ему посвящали особое празднество — праздник Нового года , который длился 11 дней. Верховной богиней была Иштар, богиня любви и войны.

Предсказание будущего

Вавилоняне верили, что могут предсказать будущее, взглянув на внутренности мертвых животных. У жрецов были глиняные слепки внутрен-ностей

Краткая история Вавилонии


В конце XIII века наблюдается экономический и политический упадок Вавилона, которым не преминули воспользоваться ее соседи: Ассирия и Элам. Особенно опасными были вторжения эламитов. В середине XII века до н.э. вся Вавилония была захвачена ими, а последний касситский царь Эллиль-надин-аххе был уведен в плен. Наместником Вавилона был назначен эламский ставленник, а эламиты продолжали военные походы на юг и север страны. Инициатива борьбы против эламского господства перешла к городу Исин, расположенному на западе Вавилонии. Страна стала постепенно набирать силы, и при царе Навуходоносоре I (Набукудурриуцур, 1126-1105 гг. до н.э.) наступил ее кратковременный расцвет. Одержав победу над эламитами в битве около крепости Дер, вавилоняне вторглись в Элам и нанесли ему тяжелейшее поражение.

В середине XI века до н. э. полукочевые племена арамеев, обитавшие к западу от Евфрата, стали вторгаться в Вавилонию и Ассирию, которые объединились перед лицом общей опасности. К концу IX века до н. э. им удалось прочно осесть на западных и северных границах Вавилонии. Начиная с 8 века до н. э., в течение нескольких веков в истории Вавилонии большую роль стали играть племена халдеев (калду). Они жили на берегу Персидского залива, вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата. В 9 века до н. э. халдеи прочно заняли южную часть Вавилонии и начали постепенное продвижение на север, воспринимая древнюю вавилонскую культуру и религию. Халдеи занимались скотоводством, охотой и, частично, земледелием.

Вавилония была разделена на 14 административных округов. Столицей с конца XII века стал опять Вавилон. Царь распоряжался обширным фондом государственных земель, из которых выделялись наделы воинам за их службу. Цари часто дарили земельные владения своим приближенным и храмам. Армия состояла из пехоты, конницы и колесничих, роль которых в войнах была особенно важной.

В конце IX века до н. э. ассирийцы часто вторгаются в Вавилонию и постепенно захватывают север страны. Ассирийское государство в это время становиться могущественным царством. В 744 году до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III вторгся в Вавилонию и нанес поражение халдейским племенам. В 729 г. до н. э. он же полностью захватил Вавилонию. Однако Вавилония имела статус отдельного царства в составе Ассирии. В правление Саргона II ассирийцы не смогли удержать власть над Вавилонией. Халдейский вождь Мардук-апла-иддин овладел Вавилонией и объявил себя царем страны. В союзе с эламитами он начал войну. Вначале, в 720-710 гг. до н. э. союзники имели успех. Но вскоре Саргон II разгромил Элам и вытеснил из Вавилонии Мардук-апла-иддина. Он короновался в Вавилоне. В 705-703 гг. Мардук-апла-иддин вновь начал военные действия против Ассирии, но опять неудачно. В 692 г. до н. э. вавилоняне восстали против Ассирии и заключили союз с Эламом и арамеями. В битве у местности Халуле на Тигре обе стороны понесли тяжелые потери, но решающего успеха не имела ни одна сторона. Но в 690 г. до н. э. ассирийский царь Синанххериб осадил Вавилон и в 689 г. город пал. Была учинена жестокая расправа. Многие жители были убиты, часть угнана в рабство. Сам город был до основания разрушен, а территория его была затоплена.

Новый ассирийский царь Асархаддон в начале своего правления велел восстановить Вавилон и вернуть его уцелевших жителей. Вавилонией на правах вассального царя стал править Шамаш-шум-укин. В 652 г. до н. э. он, заключив тайный союз с Египтом, сирийскими правительствами, Эламом, а также с племенами халдеев, арамеев и арабов, поднял восстание против Ассирии. В сражении у крепости Дер победы не одержала ни одна из сторон, но вскоре ассирийцам путем дворцового переворота удалось вывести из союза Элам. Не смогли помочь Вавилонии и другие союзники. Ассирийцы осадили Вавилон и другие города. После длительной осады летом 648 г. до н. э . Вавилон пал. Уцелевших жителей ждала жестокая расправа.

Разгром Ассирии и создание Ново-Вавилонской державы
Стремление к независимости не ослабевало в Вавилонии, одной из самых развитых областей Передней Азии. В начале 626 г. до н. э. вспыхнуло восстание против ассирийского владычества, во главе которого встал халдейский вождь Набопаласар (Набу-апла-уцур). Утвердив свою власть на севере страны и заключив союз с Эламом, он провел ряд удачных походов против Ассирии. В октябре 626 г. до н. э. Вавилон перешел на сторону Набопаласара, и 25 ноября 626 г. он торжественно короновался в этом городе и основал здесь халдейскую (или нововавилонскую) династию. Однако лишь в 616 г. до н. э. вавилонянам удалось захватить один из крупнейших городов Вавилонии - Урук. В этом же году вавилоняне осадили ассирийский город Ашшур, но успеха не имели. Неожиданная помощь пришла с востока. В 614 г. до н. э. мидийцы захватили ассирийскую провинцию Аррапху, а затем взяли город Ашшур, истребив его жителей. Вскоре мидийцы и вавилоняне заключили союз. Весной 612 г. до н. э. союзники, поддерживаемые скифами осадили столицу Ассирии - Ниневию. В августе того же года город пал и был разрушен, а его жители вырезаны. Это была жестокая месть государству, которое долго время грабило и опустошало страны Передней Азии. Часть ассирийской армии сумела пробиться на запад, в город Харран, и там продолжала сопротивление, но в 609 г. до н. э. Набопаласар с большим войском нанес окончательное поражение. В результате крушения Ассирийской державы мидийцы захватили коренную территорию Ассирии, а также город Харран, вавилонянам же досталась Месопотамия. Вавилоняне стали готовится к захвату всех областей к западу от Евфрата, которые прежде принадлежали ассирийцам. Но Египет также претендовал на эти территории и стремился захватить Сирию и Палестину. Поэтому в 607 г. до н. э. Набопаласар с огромной армией напал на Каркемиш на Евфрате, где находился египетский гарнизон, в составе которого были и греческие наемники. В 605 г. до н. э. город был взят, а гарнизон уничтожен. После этого вавилоняне захватили Сирию и Палестину.

В 605 г. царем стал сын Набопаласара - Навуходоносор II. Он продолжал военные походы, и в 605 г. до н. э. он захватил финикийский город Аскалон, а в 598 г. подчинил себе Северную Аравию. В это же время против Вавилонии восстала Иудея. В 597 г. до н. э. Навуходоносор осадил и взял Иерусалим, уведя в плен около 3.000 его жителей. Через 8 лет египтяне захватили некоторые финикийские города и побудили Иудею к новому восстанию. После двухгодичной осады вавилоняне взяли Иерусалим. Иудейское царство было ликвидировано, а многие иудеи были переселены в различные части Месопотамии, в том числе и в Вавилон. Затем вавилоняне осадили финикийский город Тир, который они смогли взять только в 574 г. до н.э.

Правление Навуходоносора II было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древней Востоке с населением около 200.000 человек. На одном конце города находился огромный царский дворец, а на другом - главное святилище вавилонян - Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 метров. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу семиэтажный зиккурат (ступенчатая пирамида) высотой 91 метр, который назывался Этеменанки (храм краеугольного камня небес и земли). Названный в Библии "Вавилонской башней" он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось святилище верховного бога Мардука. Одним из чудес света считались также висячие сады, которые покоились на высоких каменных стенах, державших грунт и экзотические деревья. Эти сады предназначались для жены Навуходоносора Амитиды, скучавшей по родным местам горной Мидии.

При Навуходоносоре II Вавилон превратился в мощную крепость. Он был обнесен двойной стеной, высота которых достигала 14 метров. Город окружал глубокий и широкий ров с водой. После смерти Навуходоносора II, после долгой междоусобной борьбы к власти пришел Набонид (556-539 гг. до н. э.), происходивший из семьи арамейского вождя. Он захватил в 553 г. до н. э. город Харран. Набонид активно продвигал культ верховного бога Сина, чем вызвал недовольство жречества. Набонид перенес в город Тейму свою резиденцию, а в Вавилоне оставил править своего сына Бел-шар-уцуру (библейский Валтасар).

Вскоре у восточных границ Вавилонии появился новый противник - персы, которые захватили Мидию, Лидию и многие другие государства. Весной 639 г. персы начали наступать на Вавилонию. В августе того же года у города Опис они разбили вавилонское войско, которым командывал царевич Бел-шар-уцур. Не имея поддержки среди знати и жречества, Набонид сдался, и в октябре 639 г. персидский царь Кир II вошел в Вавилон. Вначале политика персов была умиротворяющей. Были разрешены все религии. Народам, переселенным во время правления нововавилонской династии, было разрешено вернуться на родину. Но вскоре персидский гнет стал усиливаться, и в 522-521 гг. до н. э, в 484-482 гг. до н. э. вспыхивало несколько восстаний против персов. Вавилония превратилась в одну из сатрапий Персидского государства.

На протяжении многих веков город Вавилон - "врата бога" - считался центром первого "мирового царства", наследниками которого выступали великие империи. Библия связывает основание города с именем Нимрода - правнука Ноя . Он же считается и строителем знаменитой Вавилонской башни. Ассирийские цари, жестоко расправлявшиеся с непокорными народами и стиравшие с лица земли и города, не просто сохраняли особый статус Вавилона, но и восстанавливали древние храмы, строили новые. О значении города в древнем мире свидетельствовало и то, что Александр Македонский, захвативший Вавилон в 331 г. до н. э., намеревался сделать его столицей своей империи. Память о Вавилоне надолго пережила сам город. Согласно исторической традиции, знаки царского достоинства византийских императоров и русских царей происходят также из Вавилона. В русском "Сказании о Вавилоне-граде" это описывается так: "Услышал же князь Владимер Киевский, что царь Василий получил из Вавилонского царства такие великие царские вещи, и послал к нему своего посла. Царь же Василй ради чести своей послал князю Владимеру в Киев в дарах сердоликову крабицу да мономахову шапочку." И с того времени прослышал великий князь Владимер Киевский Мономах. А ныне та шапочька в Московском государстве в соборной церкви. И как бывает властя поставление, тогда ради чину воскладывается на главу». Как же выглядел этот город, чьё имя стало нарицательным для многих народов?

Раскопки, производившиеся английскими археологами в начале XX в. н. э., позволили восстановить облик древнего города и его историю. Археологи доказали, что первые камни в его основание были заложены шумерами в начале III тысячелетия до н. э., но столицей государства город стал примерно в 1894 г. до н. э. когда в Двуречье вторглись племена амореев. В XVIII в. до н. э. при царе Хаммурапи Вавилон превратился в крупнейший политический и культурный центр всей Передней Азии.

В VII в. до н. э. знаменитый царь Навуходоносор развернул огромные строительные работы, превратившие Вавилон в роскошную столицу мира. Руины грандиозных и величественных построек, воздвигнутых Навуходоносором , сохранились до наших дней.

Карта Вавилонского царства

Когда в V в. до н. э. греческий географ и историк Геродот посетил этот город, он был потрясён его размерами и величием. В то время Вавилон входил в состав персидской державы, но ещё сохранял положение величайшего города мира, а проживало в нём более одного миллиона жителей. Жилые кварталы тянулись по обе стороны Евфрата длинной полосой. Город был окружён глубоким рвом, заполненным водой, и тремя поясами высоких кирпичных стен, увенчанных башнями. Крепостные стены достигали в высоту 20 м, а в ширину - 15 м, имели 100 ворот из кованой меди. Парадным входом служили ворота богини Иштар, облицованные синими глазурованными изразцами с чередующимися барельефными изображениями животных (575 фигур быков, львов и фантастических драконов-сиррухов). Улицы древнего города совсем не напоминали хаотичную планировку большинства городов Востока, а были расположены в соответствии с чётким планом: одни шли параллельно реке, другие пересекали их под прямым углом. Жители Вавилонского царства застраивали улицы трёх и четырёхэтажными домами. Главные улицы были выложены камнем.

В северной части города, на левом берегу реки, возвышался большой каменный дворец, построенный Навуходоносором, а по другую сторону - главный храм столицы, достигавший высоты восьмиэтажного дома.

В основании храм представлял собой прямоугольник со сторонами 650 и 450 м. В нем находилось святилище со статуей бога Мардука и чистого золота весом около 20 т., а так же ложе и золотой стол . Сюда могла входить лишь особая избранница - жрица. Геродоту рассказывали, «будто сам бог посещает этот храм и отдыхает на ложе». Невдалеке от храма возвышалась легендарная ступенчатая семиэтажная Вавилонская башня высотой 90 м. Археологи обнаружили её фундамент и остатки стен.

История государства Вавилон

Следует отметить, что Вавилон впервые возвысился над другими городами Двуречья и стал столицей государства, объединившего всю Нижнюю и часть Верхней Месопотамии, ещё в XX в. до н. э. Несмотря на то что это объединение просуществовало лишь на протяжении жизни одного поколения, оно надолго сохранилось в памяти людей. Вавилон остался традиционным центром страны до конца существования аккадского языка и клинописной культуры.

Это было время расцвета городской культуры, развития литературы и законодательства. Именно в этот период были унифицированы и записаны знаменитые законы царя Хаммурапи .

В 1595 г. до н. э., после того как в Месопотамию вторглись хетты, власть в Вавилонии захватили кочевники-касситы. Их правление продолжалось более 400 лет.

Последующие столетия государство Вавилон сохранял формальную независимость, но всё больше оказывался под политическим влиянием северного соседа - . Но вот её господству был положен конец. Начался новый период подъёма Вавилона .

Особого могущества империя достигла в период правления сына покорителя Ассирии Набопаласара - Навуходоносора. Были окончательно подчинены Сирия и Палестина. Вавилон перестроили, и он стал крупнейшим центром международной торговли. Это время подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития всей Передней Азии. После долгих войн здесь наконец установился относительный мир.

Весь Ближний Восток был разделён между тремя великими державами - Вавилонией, Мидией и . У них сохранялись настороженные, даже враждебные отношения, но крупных переделов сфер влияния уже не происходило.

Прошло полстолетия, и новая угроза процветанию пришла с востока. В 553 г. до н. э. началась война между Мидией и её восставшими подданными - персами .

Вавилон в эпоху Нововавилонского царства VI в. до н.э. реконструкция

Вавилон поражал воображение иноземцев своей архитектурой. Одно из семи чудес света - висячие сады Семирамиды были сооружены на искусственных террасах, где высаживались пальмы, фиги и другие деревья. Царица Семирамида на самом деле не имела к ним никакого отношения. Сады построил Навуходоносор для своей жены Нитокрис, страдавшей от душного климата Месопотамии, вдали от родных гор и лесов, откуда она была родом. Вавилонская царица Нитокрис снискала себе славу благодаря строительству плотин, оросительных каналов и большого разводного моста, соединявшего две части столицы. Мост был сложен из больших необтёсанных камней, скреплённых специальным раствором и свинцом. Его средняя часть, сделанная из брёвен, на ночь разбиралась.

В 312 г. до н. э. один из полководцев Александра Македонского - Селевк, ставший правителем обширной ближневосточной империи, переселил большую часть жителей «вечного города» в свою новую столицу Селевкию, расположенную недалеко от Вавилона. А древняя мировая столица утратила своё прежнее положение и через несколько столетий окончательно была погребена под пылью веков.