Портал "дивное дивеево". Можно ли венчаться с серебряными кольцами


У меня давняя мечта - обвенчаться в Свято-Иверском монастыре на Валдае. Возможно ли это с точки зрения православной церкви. Вместе с тем, я знаю, что венчание в монастырях запрещено уставом. Но, несмотря на это, в данном монастыре такие обряды проводятся.

Виктория

Санкт-Петербург

Уважаемая Виктория (в крещении Ника, наверное), в Вашем вопросе содержится некое внутреннее противоречие. С одной стороны Вы знаете, что по уставам православной Церкви в монастырях венчание не совершается. Понятно почему, монастырь - это сообщество людей, среди прочего, отрекшихся и от такого аспекта земной жизни, как брачный путь, семейные узы, как утешение мужем или женой. Так что логика несовершения венчаний в монастырях понятна. С другой стороны вы продолжаете внутренне настаивать на желании венчаться именно в Валдайском монастыре на основании того, что у Вас такая давняя мечта. Но согласитесь, мало ли у кого из нас какие были детские желания; я, например, в детстве хотел быть, как и многие тогда, космонавтом. Но странно было бы теперь пытаться реализовать эти устремления. Или еще какие-то у нас по юношеству мечтания были - кому что только в голову не приходило! Поэтому, наверное, разумно будет так поступить: венчайтесь Вы где-нибудь в прекрасном Вашем граде, прекрасной нашей северной столице Санкт-Петербурге. Какие великолепные соборы, какое торжественное венчание можно там учредить! Не ищет сердце торжественного - поезжайте в загородный храм, и там все будет тихо, скромно. А есть у Вас благочестивое желание побывать в Свято-Валдайском монастыре - хорошо, скажем, до венчания вместе со своим женихом поехать туда поговеть, поисповедоваться, причаститься, взять благословение на брак и после этого венчаться. Или несколько после совершить туда, только не свадебное, конечно, а паломническое путешествие, с тем, чтобы помолиться в сей славной обители. Так, наверное, будет более сообразно православной христианке.

Почему в монастырях не совершаются крещение, венчание и отпевание?

иеромонах Иов (Гумеров)

Монастырь - место монашеского служения Богу. Живущий в нем отрекается от мира. Великие наставники иноческой жизни видели в этом необходимое условие для достижения главных целей монашества. «Исшедший из мира для того, чтобы избавиться от бремени грехов своих, да подражает тем, которые сидят над гробами вне города, и да не престает изливать теплые и горячие слезы, и да не прерывает безгласных рыданий сердца, до тех пор, пока и он не увидит Иисуса, пришедшего и отвалившего от сердца камень ожесточения, и ум наш, как Лазаря, от уз греховных разрешившего, и повелевшего слугам Своим, ангелам: разрешите его от страстей и оставите его ити (Ин.11:44) к блаженному бесстрастию. Если же не так, то (от удаления из мира) не будет ему никакой пользы» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица.1:6). Именно поэтому в первых монастырях не было собственного священства. Так, преп. Пахомий Великий (ок. 292–348 гг.; память 15 мая) высказывался против принятия монахами сана. Обычно Божественную Литургию служил священник из ближайшего населенного пункта. Поскольку приглашение священника в монастырь сопровождалось порой трудностями (особенно, когда обитель находилась в большом отдалении), то стали из числа братии рукополагать иеромонахов. Так, Иерусалимский патриарх Саллюстий в 491 г. поставил священником преп. Савву Освященного († 532; память 18 декабря).

При рукоположении монахов в священники предполагалось совершенно определенно, что их служение будет только для братии, а не для мирян. Это вытекало из 4-го правила IV Вселенского Собора, постановившего: «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града, по необходимой надобности» (Правила Православной Церкви. Том 1). Совершение различных треб (венчания, крещения, молебнов и др.) означало бы прямое нарушение этого правила. В последующие века было сделано немало уступок миру в противоречие с требованием: да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве . Самое серьезное отступление от этого правила - появление при монастырских храмах приходов, что неизбежно вызывает необходимость ежедневной исповеди многочисленных прихожан. Наряду с другими немонашескими попечениями все это не может не сказываться на духовно-молитвенной жизни современных монастырей. Однако отказ от этого лишил бы многих страждущих людей необходимой духовной помощи.

Есть ли какие-то особенности в приготовлении к Причастию Великим постом?

иеромонах Иов (Гумеров)

Правила приготовления ко святому Причащению в великопостные седмицы и во дни, когда поста нет, одни и те же: молитвенно прочитать «Последование ко святому Причащению» и три канона (Спасителю, Богородице и ангелу-хранителю), соблюдать пост. Необходимо быть накануне на вечернем богослужении. Исповедаться во всех грехах от последней исповеди. Хранить себя от развлечений и суетных занятий. Самое главное - приготовить себя духовно. Время Великого поста для этого наиболее благоприятно. «Итак, вот в чем должно состоять приготовление к принятию Святых Таин: во-первых, должно приступать к Святым Тайнам с помыслом и умом чистым; во-вторых, пост соблюсти в чистоте; в-третьих, очистить себя покаянием и, наконец, в-четвертых, приступать и со страхом. Все ли тут сказано? Нет, нужно еще приступить и с любовью и верою, как и говорит святая Церковь: верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечные будем! - И это самое главное. Поэтому, приготовляясь к Причащению тем, что сказано, не забудем и о вере и любви» (Пролог, 25 марта).

Что касается поста, то существующая уставная традиция вполне по силам любому, у которого нет каких-то особых заболеваний. Надо держаться меры. Если есть недуги, то можно, поговорив со священником, сделать такое послабление, которого требует болезнь.

Почему в канонах отсутствует вторая песнь?

иеромонах Иов (Гумеров)

В основу наших канонов легли библейские песни: 1-й песни канона - песнь Моисеева (Исх.15:1-19); 2-й песни - песнь Моисеева (Вт.32:1-43); 3-й песни - песнь Анны (IЦар.2:1-11); 4-й песни - песнь Аввакума (Авв.3:1-19); 5-й песни - песнь Исаии (Ис.26:9-19); 6-й песни - песнь Ионы (Ион.2:3-10); 7-й и 8-й песней - песнь 3-х отроков еврейских в Вавилоне (Дан.3:26–56 и Дан.3:67–88); 9-й песни - песнь Захарии (Лк.1:68–79).

Песнь Богородицы (Лк.1:46–55) составила умилительное песнопение (Честнейшая ) - творение св. Косьмы, епископа Маиумского. Она исполняется на утрени после 8-й песни почти во все дни года.

Вторая песнь канона составлена по образцу песни пророка Моисея: Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих, да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мои, яко туча на троскот и яко иней на сено: яко имя Господне призвах, дадите величие Богу нашему… В этой пространной песне много обличений народа Израильского: Согрешиша, не Того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете, сии людие буии и не мудри… В конце возвещается праведный суд Божий. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Исполняется 2-я песнь только в дни св. Четыредесятницы.

Почему на Сретение Господне богослужения совершают в голубом облачении?

иеромонах Иов (Гумеров)

Голубой цвет священнических одежд символизирует чистоту и целомудрие. В праздники, посвященные Божией Матери служба совершается в облачениях голубого цвета, потому что Пресвятая Богородица, будучи избранным сосудом благодати Святого Духа, являет собой небесную чистоту и непорочность.

Сретение Господне соединяет в себе черты Богородичного и Господского двунадесятого праздника. Продолжается он 8 дней: с 2/15 февраля до 9/22 февраля Главную мысль и основное настроение праздника выражает тропарь:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение

Монастырь – место монашеского служения Богу. Живущий в нем отрекается от мира. Великие наставники иноческой жизни видели в этом необходимое условие для достижения главных целей монашества.

«Исшедший из мира для того, чтобы избавиться от бремени грехов своих, да подражает тем, которые сидят над гробами вне города, и да не престает изливать теплые и горячие слезы, и да не прерывает безгласных рыданий сердца, до тех пор, пока и он не увидит Иисуса, пришедшего и отвалившего от сердца камень ожесточения, и ум наш, как Лазаря, от уз греховных разрешившего, и повелевшего слугам Своим, ангелам: разрешите его от страстей и оставите его ити (Ин.11:44) к блаженному бесстрастию. Если же не так, то (от удаления из мира) не будет ему никакой пользы» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица.1:6).

Именно поэтому в первых монастырях не было собственного священства. Так, преп. Пахомий Великий (ок. 292 – 348 гг.; память 15 мая) высказывался против принятия монахами сана. Обычно Божественную Литургию служил священник из ближайшего населенного пункта. Поскольку приглашение священника в монастырь сопровождалось порой трудностями (особенно, когда обитель находилась в большом отдалении), то стали из числа братии рукополагать иеромонахов. Так, Иерусалимский патриарх Саллюстий в 491 г. поставил священником преп. Савву Освященного († 532; память 18 декабря).

При рукоположении монахов в священники предполагалось совершенно определенно, что их служение будет только для братии, а не для мирян.

Это вытекало из 4-го правила IV Вселенского Собора, постановившего: «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града, по необходимой надобности» (Правила Православной Церкви. Том 1).

Совершение различных треб (венчания, крещения, молебнов и др.) означало бы прямое нарушение этого правила. В последующие века было сделано немало уступок миру в противоречие с требованием: да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве. Самое серьезное отступление от этого правила – появление при монастырских храмах приходов, что неизбежно вызывает необходимость ежедневной исповеди многочисленных прихожан.

Наряду с другими немонашескими попечениями все это не может не сказываться на духовно-молитвенной жизни современных монастырей. Однако отказ от этого лишил бы многих страждущих людей необходимой духовной помощи.

о.Иов Гумеров

Говоря о святых таинствах, я хочу сказать о таинстве пострига. Является ли монашеский постриг таинством? Конечно, это таинство! Как для юноши с девушкой, которые желают создать семью, Церковь совершает таинство брака, так же и для юноши или девушки, которые хотят посвятить себя Богу и жить в целомудрии, Церковь совершает другое таинство — монашеский постриг! А как прекрасно чинопоследование этого таинства! Если вы узнаете, что в монастыре постригается монах или монахиня, пойдите туда, чтобы полюбоваться не только тем, что увидите, но и тем, что услышите!

По существу, монашеский постриг — это повторение крещения. Мы с вами все крещены и дали обет, что будем принадлежать Богу. Мы сказали: «Отрекся от сатаны» и «Сочетаюсь Христу», мы посвятили себя Богу через пострижение волос, но все это забыли. В самом деле, нашим крещением мы связали себя обязательством принадлежать Богу. Словом «отрекаюсь», которое мы тогда произнесли (через уста нашего восприемника), мы изгнали сатану из нашей жизни, еще и плюнули на него три раза и потеряли с ним всякую связь. Словом же «сочетаюсь» мы в присутствии ангелов и людей подписали священный договор о том, что теперь мы полностью принадлежим Богу. «Кто хочет идти за Мною…» — призывал Господь некрещеных. Нам же, крещеным, надлежит произносить: «Говори, Господи, ибо раб Твой слушает». Это большое дело, братья мои, что мы крестились и стали христианами. Плохо то, что мы забываем крещальные обеты и из-за этого теперь теряем благодать святого крещения.

Но приходят избранные души — женщины и мужчины, юноши и девушки, которые желают обновить обеты святого крещения, сказать уже сознательно, что они отрекаются от дел сатаны и полностью принадлежат Богу, и вновь повторить пострижение волос, которое совершалось при крещении. Пострижение волос, во-первых, символизирует приношение от самой верхней части нашего тела Богу, а во-вторых, означает оставление плохих помыслов и посвящение нашего ума Богу.

Итак, монашеский постриг — это, прежде всего, повторение крещальных обетов. Но не только это. Монашеский постриг я теперь назову браком. Душа монаха или монахини вступает в брак со Христом, и ангелы присутствуют в этот момент и свидетельствуют о священности и нерасторжимости этого союза.

Во время венчания мужчины и женщины священник читает одну молитву, где обращается к Богу и называет Его «иже тайнаго и чистаго брака Священнодействителю, и телеснаго Законоположителю». Что такое «телесный» брак, который «законоположил» Господь, — мы знаем. Это брак наших родителей, из которого родились и мы. Но что это за другой брак, «тайный и чистый», который Бог «священнодействует», как говорится в вышеупомянутой молитве? Это брак монахов и Бога, монашеский постриг. Это очень красивый и сладкий брак души со Христом. Монахиня знает, что Небесный Жених Христос никогда ее не ударит и не разведется с ней. Христос был побит и распят за Свою невесту, и Он приготовляет ей дворец на небе, Свое Царство Небесное! На монашеском постриге обильно изливается любовь Божия. «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением!»

Еще хочу сказать, что этот «тайный и чистый» брак не является естественным состоянием человека. Естественным для человека после падения является брак, когда женщина выходит замуж, а мужчина женится. Девственность — не естественное состояние, но сверхъестественное. Я спрашиваю: как монаху или монахине, имея тело, удается побороть естественное и жить сверхъестественно? Очень просто! Они достигают сверхъестественного, потому что имеют постоянное общение с Богом, Который выше всякого естества. Преподобный Иоанн Лествичник говорит так: «Нам необходимо знать, что там, где мы увидим, что побеждено естественное, там явится сверхъестественный Бог».

У монахов и монахинь свой мир. Они все время живут «горе́ имеем сердца»! Примером того, что они отрезаны от мирского, является повязка на их глазах. Под повязкой на глазах я подразумеваю платок (в РПЦ — апостольник. — Прим пер. ), который носят монахини, и клобук, который носят монахи и иеромонахи. Поэтому, мои дорогие христиане, будьте очень внимательны, когда вы встречаетесь с монахами и монахинями. Следите за тем, что говорите. Ваши беседы с ними должны быть не о мирском, но о божественном. Потому что, когда вы с ними говорите о мирских вещах, вы их извлекаете из их мира, из «их воды», как мы говорим. Вы им вредите. И, в конце концов, вред будет и вам самим. Ведь если монах прерывает свое общение со Христом, которое должно быть непрестанным, и болтает и занимается мирским, то, когда вы его попросите помолиться о ваших семейных проблемах, его молитва не будет иметь силы и не будет услышана. Когда ездите в монастыри, общайтесь с монахами и монахинями так, как будто вы сами являетесь монахами и монахинями. Так посещение монастыря будет приносить вам благодать от Бога и Богородицы.

И в заключение я хочу вам сказать самое главное: если ваш ребенок, мальчик или девочка, скажет вам: «Мама, папа, я хочу посвятить себя Богу и уйти в монастырь», — не препятствуйте ему и не идите против желания, которое вложил в него Бог. Вы совершите величайший грех, если ему помешаете, даже больший грех, чем если бы вы разрушили храм. И сказать вам, почему? Если вы разрушите храм, мы соберем деньги и построим новый. Но если вы воспрепятствуете ребенку в его священном призвании, тогда это зло невозможно исправить. Это великая честь и великое благословение для семьи отдать своего ребенка Богу, чтобы он стал монахом или монахиней.

Перевод с греческого языка Екатерины Полонейчик

По материалам портала Pemptousia . gr

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему в монастырях не совершаются таинства крещения и венчания, а также отпевания?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Монастырь - место монашеского служения Богу. Живущий в нем отрекается от мира. Великие наставники иноческой жизни видели в этом необходимое условие для достижения главных целей монашества. «Исшедший из мира для того, чтобы избавиться от бремени грехов своих, да подражает тем, которые сидят над гробами вне города, и да не престает изливать теплые и горячие слезы, и да не прерывает безгласных рыданий сердца, до тех пор, пока и он не увидит Иисуса, пришедшего и отвалившего от сердца камень ожесточения, и ум наш, как Лазаря, от уз греховных разрешившего, и повелевшего слугам Своим, ангелам: разрешите его от страстей и оставите его ити (Ин.11:44) к блаженному бесстрастию. Если же не так, то (от удаления из мира) не будет ему никакой пользы» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица.1:6). Именно поэтому в первых монастырях не было собственного священства. Так, преп. Пахомий Великий (ок. 292 - 348 гг.; память 15 мая) высказывался против принятия монахами сана. Обычно Божественную Литургию служил священник из ближайшего населенного пункта. Поскольку приглашение священника в монастырь сопровождалось порой трудностями (особенно, когда обитель находилась в большом отдалении), то стали из числа братии рукополагать иеромонахов. Так, Иерусалимский патриарх Саллюстий в 491 г. поставил священником преп. Савву Освященного († 532; память 18 декабря).

При рукоположении монахов в священники предполагалось совершенно определенно, что их служение будет только для братии, а не для мирян. Это вытекало из 4-го правила IV Вселенского Собора, постановившего: «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града, по необходимой надобности» (Правила Православной Церкви. Том 1). Совершение различных треб (венчания, крещения, молебнов и др.) означало бы прямое нарушение этого правила. В последующие века было сделано немало уступок миру в противоречие с требованием: да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве . Самое серьезное отступление от этого правила - появление при монастырских храмах приходов, что неизбежно вызывает необходимость ежедневной исповеди многочисленных прихожан. Наряду с другими немонашескими попечениями все это не может не сказываться на духовно-молитвенной жизни современных монастырей. Однако отказ от этого лишил бы многих страждущих людей необходимой духовной помощи.