Лайфхак по фотографии: Съемка красивых пейзажей. Пейзажная фотография (жанр пейзажа в фотоискусстве)


Съемка пейзажей всегда привлекала фотографов. Фотографии моря, леса, гор иногда поражают своей красотой. Но для того, чтобы передать всю красоту природы, нужно знать, как правильно снимать пейзаж. В этом выпуске вы не только сможете посмотреть на несколько десятков прекрасных пейзажных снимков, но также и узнать о том, что важно при пейзажной съемке, что следует учитывать начинающим фотографам.

(Всего 42 фото)

1. Съемка пейзажа - это, пожалуй, первое, за что принимается каждый начинающий фотограф. Кажется: что может быть проще? Найти живописное место, дождаться хорошей погоды - и можно щелкать затвором сколько душа пожелает. Синее небо, зеленая травка - чем не чудесный пейзаж? Но при достижении определенного профессионального уровня, когда у фотографа наконец вырабатывается умение критически оценивать свои собственные снимки, эти первые неумелые кадры, если не уничтожаются, то во всяком случае прячутся подальше от посторонних глаз.

3. Можно лишь удивляться тому, на сколько банальны ошибки, допускаемые новичками при съемке пейзажа. Оказывается, что и здесь, как и в любом другом жанре фотоискусства, не обойтись без знания определенных правил, хорошего вкуса и творческого вдохновения.

4. Наверняка, каждому фотолюбителю знакомо чувство, когда после поездки по чудесным местам, вместо поражающих воображение пейзажей на снимках видны лишь тусклые невзрачные копии того, что представлялось глазам на самом деле.

5. А весь секрет состоит в том, что даже самая современная фототехника не способна воспринимать и отображать пространство так же, как это делает человеческий глаз. Объектив фотоаппарата имеет гораздо меньший угол обзора, что ограничивает границы кадра и не позволяет в полной мере отразить масштабы пространства.

6. Если человеческий глаз с относительной легкостью адаптируется под разные виды освещения, то восприятие фотоаппаратом цветовой гаммы, насыщенности и контрастности цвета происходит на основе заданных в нем настроек, которые не всегда способны адекватно изменяться в автоматическом режиме.

7. То, как будет выглядеть фотоснимок, во многом зависит и от различных физических явлений, происходящих в окружающей среде, что непременно нужно учитывать при съемке пейзажа.

8. Одна из самых сложных задач в пейзажной съемке - передать объемность пространства, ведь на фотографиях мы получаем двухмерные изображения, притом, что реальное пространство трехмерно. Именно поэтому часто непрофессиональные пейзажи выглядят "плоско" и скучно.

9. В фотографии объем создается за счет правильного освещения объектов съемки. Но если в студии фотограф всегда может по своему усмотрению расположить источники света и настроить их интенсивность, то при фотосъемке пейзажа это, увы, невозможно. А "поймать" подходящий для задуманного пейзажа свет бывает, порой, так же непросто, как и удачный кадр при съемке динамичных объектов.

10. Вопреки распространенному мнению, ясный солнечный день - не самое лучшее время для пейзажной съемки. Слишком яркий свет, попадая в объектив фотоаппарата, не позволяет передать всего разнообразия и насыщенности оттенков, "засвечивая" их и превращая в сплошные белые пятна.

11. Лучше всего снимать пейзажи при таком освещении, когда солнце находится невысоко над горизонтом, то есть на закате и на рассвете.

12. Снимать пейзажи лучше всего на рассвете за 30 минут до восхода солнца и после в течение часа, в зависимости от яркости солнца. Или на закате. Именно в это время получаются удивительные фотографии, передающие мягкий теплый свет восходящего или заходящего солнца или легкие тени.

14. Для того чтобы правильно снимать пейзаж, нужно обязательно использовать штатив. Он фиксирует камеру и не позволяет ей даже малейшее движение. Таким образом, снимки будут максимально четкими без какого либо смазывания.

15. Еще одна часто встречающаяся среди новичков ошибка - "скучное" небо. Даже насыщенный голубой цвет на большинстве снимков не будет смотреться так же эффектно, как переливающиеся на солнце, пушистые облака разных причудливых форм.

16. Самая распространенная ошибка в пейзажной съемке - попытка захватить в кадр как можно больший отрезок пространства. Новичкам кажется, что так картина получится более полной и интересной. На самом же деле, зачастую, все с точностью наоборот.

17. Слишком большое нагромождение деталей, либо ничем не заполненные части кадра создают негативное впечатление.

18. В пейзажной фотографии очень важна правильная композиция кадра, присутствие центров внимания и направляющих линий. Поэтому фотографу необходимо тщательно выбирать наиболее подходящую точку съемки и очень точно кадрировать снимок, чтобы создать гармоничную и одновременно оригинальную композицию пейзажа, которая может быть дополнена интересными световыми эффектами, придающими снимку особенную ауру.

19. Пейзаж должен быть не просто красивым, но и в чем-то неординарным, эффектным, запоминающимся, он должен вызывать у людей эмоции и пробуждать их фантазию - именно эти черты всегда отличают работу профессионального фотографа от неумелых попыток дилетанта.

20. Для того чтобы правильно снимать пейзаж, нужно обязательно использовать штатив. Он фиксирует камеру и не позволяет ей даже малейшее движение. Таким образом, наши снимки будут максимально четкими без какого либо смазывания.

21. Особое внимание, при съемке пейзажа обратите на горизонт. Не делайте главную ошибку начинающих фотографов – разместить горизонт по центру. Этим вы поделите фотографию пополам, и она не будет смотреться как единое целое. На чем больше заострить внимание решать вам

22. Если более привлекательно выглядит небо – сделайте две трети неба и одну треть земли или воды. Если нижняя часть фотографии выглядит лучше, то соответственно, она будет занимать большую часть снимка.

24. Для получения хороших снимков важно выбрать объектив для съемки пейзажей. Длиннофокусные объективы сужают перспективу, широкоугольные, наоборот, раскрывают ее. В целом, для пейзажной съемки объектив подойдет любой.

28. В пасмурный день не стоит отказываться от прогулки с фотоаппаратом. Напротив мрачный день очень непредсказуем, и вы можете заняться съемкой пейзажей. После грозы, небо может быть окрашено в самые невероятные оттенки, можно получить очень необычную фотографию.

29. После дождя деревья становятся более насыщенного цвета, с каплями дождя тоже можно поиграться – снять их на длинной выдержке или сделать макросъемку.

30. Если вы хотите сфотографировать лес, то постарайтесь чтобы в кадр не попала земля. Она зачастую выглядит не лучшим образом и может испортить отличную фотографию. Лучше сосредоточьте внимание на листве деревьев, а если удастся сфотографировать солнечные лучи пробивающиеся сквозь ветки, то можете получить прекрасную фотографию.

Известнейший американский фотограф Ансель Адамс, который прославился на весь мир своими черно-белыми пейзажными снимками, как-то сказал: «Пейзажная фотография - это главная проверка для фотографа и частенько - главное его разочарование.» И это, пожалуй, чистая правда. Как часто мы, замечая красивый вид, считаем, что достаточно лишь просто начать на кнопку спуска, запечатлеть увиденное - и получится шедевр. Однако, шедевра чаще всего не получается, потому что в пейзажному фотографу не достаточно быть просто зеркалом для природы, ему надо научиться выражать себя через пейзаж.

Фотограф Деклан О"Нейл поделился своими 10 секретами создания выразительных пейзажных фотографий.


1. Что вы можете сказать о пейзаже с помощью фотографии?

Чтобы прочитать и понять пейзаж, нужно время. Надо просто стоять и наблюдать, как свет меняет контуры и формы. По мере движения солнца леса и реки освещаются каждую минуту абсолютно по-новому и порой полностью преображаются. Свет создает в пейзаже свое настроение и свою эмоцию. Пейзаж можно сравнить с огромным холстом, на котором свет рисует свою сложную и удивительную картину.

В данном случае, фотография - это запечатление того, как свет преображает пейзаж. Поэтому решение о том, что фотографировать, и какую композицию выстраивать, должно быть продиктовано вопросом: «Говорит ли эта фотография что-то о свете и пейзаже?» Этот простой вопрос помогает отвергнуть множество проигрышных и пустых композиций и выбрать ту самую - идеальную.


2. Научитесь рано вставать!

Если у меня есть выбор между рассветом и закатом, я всегда выбираю рассвет. Я ничего не имею против закатных фотографий, но мне кажется, что сложно добавить что-то новое и оригинальное к тем тысячам закатных снимков, которые я уже успел повидать. Рассветный же свет, напротив, всегда приподносит сюрпризы! Очень сложно предугадать, что же именно вы получите, пока вы стоите и ждете в предрассветной темноте.

Это чем-то похоже на фотографирование диких животных - потому что с равной вероятностью вы можете получить тот снимок, о котором всегда мечтали, или не получить ничего. Рассветный свет может оказаться абсолютно разным - от дымчатого розового до теплого желтого.

Следите за прогнозами погоды - потому что, если вам посчастливилось жить в областях с холодными ночами и ясным небом, иногда можно поймать удивительные эффекты облачности и дымки, которые непременно рассеятся к тому времени, когда весь остальной мир проснется.


3. Несовершенство - это хорошо.

Одна из основных сложностей пейзажной фотографии в том, что вам приходится сталкиваться с огромным динамическим диапазоном. При этом становится очень сложно контролировать баланс освещенности в кадре. ND-фильтры иногда помогают, но часто оказываются неудобными или неподходящими для конкретного места и времени. Иногда приходится и вовсе отказываться от съемки из-за слишком большого динамического диапозона.

Можно, конечно, использовать HDR-технологии, но они чаще всего выдают себя и могут нарушить целостность и честность снимка. Многие снимки можно сбалансировать по свету при обработке на компьютере. Однако, иногда фотография только выигрывает от невозможности запечатлеть весь динамический диапазон. Скорее всего, такую фотографию не примут к участию на различных конкурсах и наверняка в ней будут участки, из которых невозможно будет вычленить хоть какие-то детали. Возможно, технически фотография получится очень бедной, но черный силуэт на светлом фоне очень часто невообразимо притягивает к себе внимание и как будто призывает рассмотреть себя повнимательнее. Иногда надо отказываться от возможности запечатлеть идеально освещенный снимок, чтобы привлечь внимание к потенциалу самого объекта съемки.


4. Оглянитесь назад!

Так просто - увидеть выигрышный снимок и забыть оглядеться по сторонам. Наблюдая закат или рассвет, люди обычно устремляют свои объективы в сторону солнца и снова делают тысячи снимков, миллионы которых они уже видели у своих друзей или в интернете. Однако, часто достаточно всего лишь обернуться назад, чтобы увидеть что-то абсолютно новое и всеми упущенное! Ведь вместо того, чтобы фотографировать встающее или заходящее солнце, можно запечатлеть то, что оно в этот момент освещает.

Очевидный снимок - не всегда самый лучший. Учитесь смотреть внимательнее.


5. Используйте программное обеспечение для планирования.

Существует множество программ, которые могут помочь вам при съемке на природе. Пожалуй, одна из наиболее полезные из них - The Photographers Ephemeris . Вкратце, она позволяет вам выбрать любое место на планете - и показывает, в каком месте будет находится солнце в любой день и в любое конкретное время. Таким образом, вы можете выбрать лучший день и время для съемки в определенном месте и выбрать конкретную точку съемки с наиболее выигрышным освещением. Если вы серьезно подходите к пейзажной фотографии, вам просто необходим этот инструмент.


Другой инструмент, который может очень вам помочь - это карта рельефа местности. Хорошая карта поможет вам предугадать, как выглядит пейзаж, и даст хоть какое-то представление о том, что попадет в поле вашего зрения. Умение разбираться в этих детальных топографических картах поможет вам сэкономить массу времени и не колесить по округе в поисках той самой - идеальной точки съемки!


6. Оборудование не так важно.

Лучшая аппаратура не гарантирует вам лучшие снимки, так же как лучшая ручка не позволит вам автоматически написать тот самый великий роман, о котором вы всегда мечтали. Аппаратура - это лишь устройство, которое позволяет вам донести до других то, что есть у вас в голове. Если у вас есть свой взгляд и если вам есть, что сказать, (см. пункт 1) - то вы можете использовать все, что угодно, от смартфона до Nikon D800.

Помните, что именно вы выстраиваете композицию вашего будущего снимка, а камера всего лишь запечатлевает его. Большее количество мегапикселей или более быстрый объектив никогда не помогут вам сделать композицию более выразительной и наполненной.


7. Не старайтесь «рисовать» пейзаж с помощью камеры.

В интернете последнее время все более модными становятся фотографии, прошедшие сильнейшую пост-обработку или созданные с использованием ND-фильтров, которые делают воду похожей на гладкий шелк. Почему бы не позволить природе естественно выражать себя? Поверьте, она прекрасно это умеет и без применения всяческих фильтров. То же самое касается и пост-обработки. Если использовать ее умеренно, она помогает подчеркнуть естественную красоту природы, если переусердствовать - мы уже начинаем менять пейзаж и рисовать его совсем не таким, какой он был на самом деле.

Настоящие фотографии всегда оставляют свой след в нашем сознании и подсознании. Вот почему сильно «отфотошопленные», идеализированные изображения пейзажей часто оставляют нас равнодушными. Они рассказывают выдуманную, а не реальную историю. Мы сразу замечаем фальш оранжевого неба и перенасыщенного цвета травы. Фотографии могут быть метафорами, но они должны быть метафорами, появляющимися в голове зрителя, а не в воображении фотографа.

Если вам все же хочется донести свое видение того, как выглядел пейзаж - возможно, вам стоит попробовать себя в рисовании?


8. Плохая погода - это хорошая погода.

Облачность и дождь - не самые вдохновляющие погодные условия, однако они несут с собой возможности гораздо более интересные, чем любой безоблачный день. Необходимо запастись терпением и оптимизмом, чтобы целый день ходить с камерой под дождем, но чаще всего вас будет ждать награда. Если внимательно смотреть по сторонам, вы непременно найдете удивительные кадры, созданные именно облаками и дождем!

— жанр изобразительного искусства, основной задачей которого является отображение окружающей природы как в первозданном её виде, так и в изменённом человеком в той или иной степени. Поскольку фотография является одним из видов изобразительного искусства, пейзажная фотография полностью соответствует этому определению. Главным изобразительным центром пейзажной фотографии является природа во всех её проявлениях.

Конечно же пейзаж, как жанр, появился задолго до изобретения фотографии - в живописи. И отточенные столетиями художественные средства изображения пейзажа сформировали ряд необходимых условий, обязательных для этого жанра фотографии. Линейная перспектива , тональная (воздушная) перспектива, оптическая перспектива, композиция кадра , световое пространство и цвет — вот главные характеристики пейзажной фотографии, способные не только очень точно передать состояние окружающей природы в определённый момент времени, но и выделить смысловой центр снимка без применения дополнительных манипулятивных техник. И несмотря на то, что в пейзажной фотографии допускается присутствие в кадре людей или животных, им однозначно отводится роль стаффажа — элемента пейзажа, существующего для оживления изображения и играющего в этом изображении второстепенную роль.

По сути пейзажная фотография — это документальная фотография о природе. По виду изображаемого пространства пейзажная фотография может быть земной, водной, астрономической и метеорологической. Земная пейзажная фотография изображает ландшафт, рельеф и растительность и при этом бывает сельской и городской.

Водный пейзаж (морской пейзаж , марина ) — это изображение водной (морской) стихии.

Астрономическая пейзажная фотография изображает небеса (звёзды, созвездия, Солнце, Луна),

а метеорологическая — погоду и осадки (туман, дождь, тучи, смерчь и т. д.).

По способу изображения пространства пейзажная фотография может быть камерной и панорамной. Камерная фотография в данном случае не подразумевает узкого круга зрителей, а выражает чисто техническую характеристику — небольшой, узкий угол обзора изображаемого пространства.

Панорамная пейзажная фотография является абсолютной противоположностью — это фотография, угол обзора которой может превышать зачастую 180 градусов.

По степени восприятия зрителем пейзаж может быть по аналогии с музыкой минорным или мажорным. Трагичным или торжественным. Унылым или весёлым. В решении этой задачи фотографу на помощь приходит теория цвета , а именно один из её разделов — психология цвета . Зная, какие цвета и как действуют на сознание зрителя, фотограф может настраивать цветовой баланс композиции пейзажа для достижения конкретного результата. При этом в пейзаже не всегда холодные оттенки могут создавать атмосферу враждебности, а тёплые - дружелюбия. Мелкая цветная растительность на фоне чёрных грозовых туч выглядит беззащитно, а снимок в целом вызывает чувство тревоги, в то время как холодный Эльбрус вызывает трепет и восторг своим величием.

Безусловно, в одном снимке с лёгкостью могут перекликаться одновременно несколько перечисленных природных пространств и состояний, но важным в этом случае для пейзажного фотографа будет решить, что именно в данном снимке является смысловым центром , и выделить этот центр при помощи изобразительных средств перспективы , композиции , света , цвета .

Если такого центра нет, то пейзажная фотография носит чисто эстетический, повествовательно-конкретный характер и используется в декоративных, научных или публицистических целях. Именно к категории эстетической по восприятию относится пейзажная фотография-пленэр — правдивая передача в изображении природы красочного богатства изменений цвета в естественных условиях под воздействием солнечного света и атмосферы.

Если в пейзажной фотографии всё же присутствует смысловой центр, то такой пейзаж будет заряжен эмоционально-драматической (или эпической) энергией и обретёт черты художественной пейзажной фотографии .

Наряду с обязательными условиями создания пейзажной фотографии существует и ряд условий, носящих специфический характер — динамичность , ракурс , подробность. Учитывая, что фотография является статичным и беззвучным видом изобразительного искусства, именно в фото пейзаже наиболее трудно передать те или иные атмосферные явления с большой точностью. Как на фотографии пустыни показать сильный ветер? Как горные исполины изобразить более величественно? Именно в этих случаях пейзажного фотографа спасают знания о динамике кадра, точке съёмки и ракурсе.

Большое распространение в наше время получила туристическая пейзажная фотография . Не являясь по сути отдельным жанром, туристическая пейзажная фотография стала очень популярной благодаря как доступности фототехники, так и возможности посещать самые отдалённые уголки нашей планеты.

Главная особенность пейзажной фотографии заключается в её доступности. Она не требует никаких декораций и постановочных трюков, она не зависит от настроения фотомодели и предпочтений заказчика. Она зависит от окружающей природы и погодных условий. И в этом смысле пейзажная фотография неповторима. Будь то парк или аллея в черте города, а может горный массив или тихая гладь озера за его пределами — везде, где бы Вы не находились, на отдыхе или в командировке, в своей стране или за её пределами, везде присутствует она — природа — потрясающее естественное пространство, способное менять форму, содержание и цвет ежеминутно, изо дня в день, круглый год, на протяжении тысячелетий... И даже если пейзажная фотография, сделанная Вами, не будет содержать никакого смыслового ядра, она всегда будет эстетична, а значит, всегда будет напоминать Вам о сущности и формах прекрасного.

Статьи

До этого поста я писал только о путешествиях, но сегодня я нарушу традицию и поделюсь с читателями ЖЖ небольшой статьей о съемке пейзажей, которую я написал для одного из фотожурналов.
Подробно объяснять все нюансы и грузить фото-терминами я не стал, поэтому простым языком объяснил какие аспекты необходимо учитывать в процессе съемки и при подготовке к ней.

Мне наиболее близка пейзажная тематика, поэтому своей статье я хочу рассказать о съемке именно в этом жанре.
Сразу скажу, что этому ремеслу я никогда и нигде не учился, диплома выпускника фотошколы не имею. Все пришло как-то само собой. Свою первую зеркальную камеру я купил три с половиной года назад, так ей до сих пор и пользуюсь. За это время мне удалось сделать несколько десятков хороших кадров и написать более 50 фоторепортажей. Кто-то даже считает, что у меня получается снимать шедевры, но со стороны, наверное, виднее.

К сожалению, у меня пока не так много возможностей и свободного времени для путешествий, но при первом удобном случае я стараюсь вырываться из паутины повседневности куда-нибудь подальше от города на природу, прихватив с собой камеру. В первую очередь я еду отдохнуть душой, разгрузиться эмоционально и отвлечься. В голове у меня нет мыслей во что бы то ни стало снять шедевр, скорее наоборот мне кажется, что до этого я уже выдал максимум своих возможностей и лучшего кадра, чем были до этого уже никогда не будет.
Очень часто мы путешествуем всей семьей или с друзьями...

Детство, проведенное летом в деревне, по всей видимости, оставили отпечаток в моем сознании, поэтому многие свои пейзажи я снимаю в русской глубинке. Мне очень нравится величие и многообразие русской природы, необыкновенные по красоте памятники деревянного зодчества, отдаленные и полузаброшенные деревни и привычные каждому русскому человеку покосившиеся избушки и заборы...
Такие картинки меня очень впечатляют!

Профессионалы же считают, что жанр "пейзаж" не совсем подходит ко многим моим фотографиям: некоторые сайты, а также организаторы большинства фотоконкурсов определяют мои снимки в раздел "архитектура" или "культурное наследие". Но я фотографирую то, что мне близко и радует глаз и мне без разницы каким жанром это именуется. Я бы назвал свои работы просто "Фото для души".

На традиционный вопрос: "Как это снято?" можно рассуждать долго и развернуто, но в формате этой публикации я бы хотел кратко пробежаться по основным моментам, которые позволяют мне делать хорошие фотографии.

Подготовка к съемке

Ни один более-менее приличный кадр я не снял случайно. Все мои путешествия и короткие вылазки хорошо спланированы и подготовлены...
Самым важным аспектом в пейзажной фотографии я считаю выбор места съемки (так называемая локация). Можно сколько угодно фотографировать красивый вид на парк из окна, топтать берег близлежащего озера в поисках идеального кадра или снимать закат у ближайшей рощи. Возможно, у вас и получится сделать несколько хороших фотографий, но самые красивые работы вы будете получать только перемещаясь во времени и пространстве.

В школьные годы я серьезно занимался спортивным ориентированием, участвовал во всероссийских и международных соревнованиях, попутно занимался и туризмом, поэтому относительно хорошо разбираюсь в картах. Это мне очень помогает в выборе локации и подготовке маршрута. Я бы даже сказал, что изучение карт и местности - это сопутствующее фотографии увлечение.
Нынешние возможности интернета поистине безграничны, поэтому все идеи рождаются после изучения информации из всемирной сети.

На картах Google maps, Google Earth, Wikimapia, Panoramio (приказал долго жить) - я смотрю фотографии и уникальные места со спутников. По многим дорогам, к слову, в Google maps можно "прокатиться" на виртуальной машине и предварительно промониторить окрестности. На популярных у фотографов сайтах, форумах путешественников, а также в сетях ищу интересные заметки, статьи. О памятниках деревянного зодчества много информации на сайте Соборы.ру. Отдельно хотел бы отметить заповедники, национальные и природные парки. Эти территории по определению должны представлять интерес для пейзажистов. Всю полученную информацию складываю воедино и получаю оптимальный маршрут.

Чтобы добраться до некоторых локаций иногда приходится предусматривать дополнительные средства передвижения, такие как лодка, велосипед или лыжи.
Если есть возможность, то лучше посетить объект перед съемкой, провести разведку и "примерить" ракурсы, - лишним это не будет.
Я бываю как на объектах "паломничества" фотографов, так и в местах, куда фотографы еще не добирались. Второй вариант мне нравится намного больше, так как на выходе зачастую получается неожиданно приятный результат и всегда уникальная картинка. В тех районах, где до меня уже сделали десятки или сотни кадров, я стараюсь подойти к съемке нестандартно и привнести в снимок что-то свое.

8

Выбор времени для съемки

Это второй момент, о котором хотелось бы сказать. Большинство своих кадров я делаю в так называемое "режимное" время: примерно час после рассвета и час до заката. Мягкий и теплый свет придает снимку сочности и насыщенности красками и детализирует текстуру объектов. Переходы между яркими и темными областями получаются более плавными.
Кроме этого в утренние и (реже) вечерние часы велика вероятность образования туманов, которые подчеркивают глубину изображения, красиво рассеивают свет и размывают контуры предметов, делая фотографии более таинственными и сказочными.

Естественно, важно понимать, где окажется источник света в момент съемки. Для этого в интернете я смотрю точное время восхода-захода солнца, а потом, ориентируясь по сторонам горизонта, накладываю направление движения светила на карту.
Ну, и конечно же самое главное - погода.
Когда выбранная точка съемки находится недалеко, то достаточно просто посмотреть за окно и на обещания синоптиков в телефоне. А если ехать придется долго, то я знакомлюсь с прогнозом как минимум в трех источниках и смотрю предполагаемую карту движения атмосферных фронтов. Она помогает корректировать маршрут прямо по ходу движения.
Проанализировав вышеупомянутые моменты, у меня в голове уже есть четкий график движения и примерные картинки, которые впоследствии окажутся на матрице моего фотоаппарата. Надо сказать, что осуществить задуманное получается почти всегда, но в некоторые места приходиться возвращаться повторно...

Техническая составляющая

Снимаю я на Sony A65 и три объектива: Sony CZ16-80, Minolta 70-300, Samyang 8мм. Есть еще портретный фикс Sony SAL-50F18.
Первый объектив универсальный, им я снимаю около 80% всех кадров. Он обладает отличной резкостью и цветопередачей.
Пейзажные кадры делаю в основном на прикрытой до f/8 - f/13 диафрагме (это обеспечивает максимальную резкость по всему кадру) с минимально возможным значением ИСО в режиме авто (не всегда) фокуса. Все эти параметры, включая выдержку, выставляю в ручном режиме. Если есть необходимость получить в кадре красивые лучи от солнца можно прикрыть диафрагму и побольше.
Кадр записываю на карту памяти в формате jpg и raw, причем второй мне нужен только для подстраховки, если вдруг придется вытягивать тени или света. Из теней информация восстанавливается намного лучше, чем из засвеченных областей, поэтому чаще всего пейзаж снимаю с недодержкой.

Да простят меня многие фотографы, но я крайне редко использую штатив. Понятно, что в ночное время, при недостаточной освещенности и т.п. условиям без него никуда. Но в режимные часы свет меняется стремительно и мне его, как правило, хватает. Иногда даже приходится совершать пробежки от одной точки съемки к другой, чтобы не упустить момент. Но я бегать люблю и лишняя зарядка никогда не помешает:) Тринога же в этой ситуации значительно уменьшает оперативность. Иногда снимаю с брекетингом по экспозиции, но и здесь мне штатив, как правило, не нужен. Даже панорамные снимки в 90% случаев я делаю с рук.

О панорамной съемке

Некоторые свои работы я делаю в панорамной технике - сшиваю несколько кадров, снятых с одной точки с наложением. Выглядят такие снимки в итоговом варианте как совсем обычные. И дело здесь вовсе не в желании снимать сцены для плакатов или получать запредельные пиксели, просто панорама дает объем, глубину и резкость всему кадру, позволяет устремить взгляд зрителя от переднего плана к среднему и заднему, создать эффект присутствия в кадре, ну и само собой дает более широкий охват.

Мне очень нравятся фото с интересным передним планом, поэтому построение кадра (будь это панорама или одиночный снимок) я стараюсь начинать именно с него. В качестве переднего плана можно использовать камни, цветы, листья и т.п. Если зацепиться взгляду не за что, можно импровизировать, притащив, например, какую-нибудь корягу.

Обработка

Постобработку кадров я выполняю в программе фотошоп Ps5. Правлю главным образом тени-света, контрастность, насыщенность, применяю фильтры и иногда технологию расширения динамического диапазона снимка (HDR). Фотоколлажи я не приветствую. В фотошопе сшиваю и панорамы, по большей части в автоматическом режиме. Руками дорабатываю несостыковки и геометрию.
Следует отметить, что использование фоторедактора позволяет улучшить кадр, но при этом исходник должен быть выполнен качественно. Если снимок откровенно не получился, то никакой редактор ничего путевого из него не сделает.

Ко многим своим кадрам я отношусь критично. Так получается, что в момент съемки какие-то моменты упускаешь из виду, а какими-то нюансами просто пренебрегаешь. По прошествии какого-то времени начинаешь понимать, что можно было снять и лучше.
Вот, вкратце, и все. Но, возможно, что-то упустил.

Резюмируя все вышеизложенное, хочу сказать следующее: если вы занимаетесь фотографией, делайте это с душой, относитесь к делу творчески и совершенствуйте свое мастерство. Ответственно подходите к выбору места съемки, планируйте маршрут, изучайте погоду…

Желаю всем удачи, интересных путешествий и красивых запоминающихся кадров!

Пейзажная съемка – это невероятно увлекательный вид фотографии, требующий от фотографа знания основ не только фотосъемки, но и живописи. Съемка пейзажей всегда была и остается востребованным и интересным жанром. Фотографии архитектуры и природы пользуются немалым спросом на рынке фотографии.

Пейзажная съемка с фильтрами

Уровень горизонта в пейзажной съемке

При съемке пейзажа важно помнить об уровне горизонта, и том, что бы сохранить линию горизонта ровной и не заваленной. Это особенно важно при фотографировании морского пейзажа. В видоискателе фотоаппарата и на дисплее, во время съемки в режиме Live View есть сетка, которая поможет в создании правильного горизонта.

Четкие фотографии в пейзаже


Автор: Xin Hua

Глубина резкости является важным фактором при съемке пейзажей. В пейзажной фотографии приветствуются фотографии, где большая часть кадра четкая и резкая. Для увеличения глубины резкости необходимо фотографировать с узкой диафрагмой.

Телеобъектив


Для достижения наиболее широкого угла обзора стоит использовать соответствующий объектив, или фокусное расстояние, но и телеобъектив будет полезен при съемке ландшафта. Телеобъектив позволяет сжимать элементы сцены, приближая передний и задний план, друг к другу. Таким образом, горный хребет и фон переднего плана будут казаться ближе друг к другу, картинка будет насыщенней. Телеобъективы также помогает сконцентрировать внимание на каком-то конкретном сюжете.

Пейзажная съемка HDR


Выдержка в пейзажной съемке


Длинная выдержка в пейзажной фотографии позволит сделать красивые фотографии движущихся элементов. Водопады, волны и деревья на ветру, и многое другое будет смотреться живее и интереснее при съемке с выдержкой в несколько секунд. Известно, что применение длинной выдержки днем может привести к засвеченности кадра. Требуется установить диафрагму на значение f16, или еще уже. Для достижения наилучшего результата, возможно, придется воспользоваться фильтром нейтральной плотности. Мощные фильтры, такие как Lee Filters Big Stopper позволят использовать чрезвычайно длительную выдержку даже в самый ясный день.

Tilt-shift в пейзажной фотографии


Автор фото: Arnar Birgisson

Tilt-shift позволяет объединять фотографии с большой и малой глубиной резкости. Эффект достигается с помощью использования сдвига и наклона объектива. За счет Tilt-shift элементы кадра будут напоминать миниатюрные модели. Такой эффект будет красиво смотреться на пейзажной фотографии. Если у вас нет такого объектива, эффект Tilt-shift может быть достигнут и с графическим редактором, кроме того, этот эффект предусмотрен в некоторых фотоаппаратах.

Черно-белые пейзажи

Если вы никогда ранее не фотографировали черно-белые пейзажи, но очень хотите попробовать себя в такой съемке, то начните лучше с фотографирования в цветном формате. После создания удачного снимка, переведите его в черно-белый формат, используя Lightroom или Photoshop. Так вы получите полный контроль над изменением снимка, и сможете с тонкой настройкой создать по-настоящему красивую черно-белую фотографию.

Панорама


Для создания панорамной фотографии не снимайте в широкоугольном положении объектива, это исказить кадр. Фотографируйте на расстоянии 30-50 мм. Да, вам придется сделать больше кадров, чем при широкоугольном охвате, но зато панорама получится красивой и естественной. Многие штативы для фотоаппаратов имеют штативную головку для панорамирования, но на практике это не всегда необходимо, особенно если в дальнейшем вы планируете использовать программное обеспечение. Последняя версия приложения Photomerge для Photoshop будет особенно эффективна в процессе создания панорамы. Специалисты панорамной съемки рекомендуют использовать ручные настройки – ручную экспозицию, фокусировку и баланс белого, для обеспечения максимального качества фотографии, и однотипности всех, создаваемых фотографий.

Инфракрасные фотографии

Минималистский пейзаж


Автор: Lisa Wood

В создании пейзажа не обязательно придерживаться мысли о том, что бы запечатлеть как можно больше деталей, объектов и сюжетов в одном кадре, иногда лучше сделать акцент на каком-то одном, интересном моменте. В этом вам, скорее всего, поможет телескопический объектив. Обратите внимание на одинокие деревья, облака и отдельные скалы. Туман, снег и невыразительные небо будут служить чистым холстом для создания фотографических картин.