Имперская стратегия и внешняя политика Японии до Перл-Харбора. Политика японии в годы второй мировой войны Правая история



Правая история. Московская битва и японская «стратегия спелой хурмы»


Анатолий Кошкин
доктор исторических наук


70-летие Московской битвы вызвало немало публикаций в нашей стране и за рубежом. И хотя военные историки продолжают спорить, явилась ли победа под Москвой коренным переломом в Великой Отечественной и во Второй мировой войне в целом или только началом перелома, неоспоримо одно – нанеся крупное поражение германскому вермахту, Красная Армия и народное ополчение развеяли миф о непобедимости гитлеровских полчищ, что произвело сильнейшее воздействие на правительства всех вовлечённых в войну государств.

Красная Армия в наступлении под Москвой. Декабрь 1941 г.

Большое значение имело то, что разгром немцев под Москвой затруднил дипломатические усилия Берлина по втягиванию в войну против СССР обладавших немалой военной силой Японии и Турции, правительства которых убедились, что Советский Союз вовсе не колосс на глиняных ногах, как утверждала германская пропаганда.

Москва занимала особое место в японской стратегии «спелой хурмы», смысл которой состоял в том, чтобы совершить нападение на советский Дальний Восток и Сибирь в момент, когда СССР будет на грани поражения в европейской части страны. Японское командование считало условием вступления в войну значительное ослабление советских войск на Дальнем Востоке. Военный министр Х. Тодзио заявлял, что Япония выступит тогда, когда «можно будет воевать, не встречая большого сопротивления со стороны русской армии». При этом в случае падения Москвы допускалась ситуация, когда Япония сможет вести одновременные военные действия как на юге против западных держав, так и севере - против Советского Союза. Поэтому трудно согласиться с утверждениями о том, что вступление в декабре 1941 года в войну против США и Великобритании означало отказ Токио от захватнических планов в отношении восточных районов нашей страны.

Порох в пороховницах на Дальнем Востоке всегда держали сухим.

15 января 1942 года японский император Хирохито потребовал от начальника генерального штаба Х. Сугияма доклада о результатах советского контрнаступления под Москвой. В своём докладе Сугияма, дав оценку положению Советского Союза, особо подчеркнул: «СССР, сохранив около 40% своего промышленного потенциала, последовательно восстанавливает производство, и мы не должны недооценивать его». Затем, 22 января, отвечая на вопрос императора о сроках проведения перенесённых на весну операций против СССР, начальник генерального штаба заявил, что, по его мнению, «в настоящее время, до лета сего года нецелесообразно проводить наступательные операции на севере».

Составители насчитывающей свыше ста томов японской «Официальной истории войны в Великой Восточной Азии» отмечают прямую связь результатов победы Красной Армии в Московской битве с вынужденным решением японского правительства пересматривать сроки начала нападения на СССР. Они пишут: «Сплочение Красной Армии с населением под руководством Сталина для защиты своей страны было весьма прочным. Москва и Ленинград упорно удерживались, Красная Армия сохраняла высокий боевой дух, не наблюдалось никаких признаков внутреннего развала. Ожидавшийся нами момент для решения вопроса о Советском Союзе с течением времени отдалялся… Провал зимней кампании германской армии определил крах большой стратегии Германии в борьбе против СССР. В результате зимнего контрнаступления Красная Армия добилась перелома в ходе войны».

Уже к началу 1942 года в Японии стали сознавать, что одновременное ведение войны на юге и севере чревато опасными последствиями. Было подтверждено решение на время операций на юге «поддерживать спокойствие на севере». Тем не менее, разработанный летом 1941 года оперативно-стратегический план войны против СССР «Кантокуэн» («Особые манёвры Квантунской армии») отменён не был.

Достигнутые в первом периоде операций против вооружённых сил США и Великобритании военные успехи породили у японского командования уверенность в скором завершении войны на юге. В первые месяцы 1942 года в Токио считали, что в результате захвата источников сырья, в первую очередь нефти, Япония сможет вести против СССР не только быстротечную, но и длительную войну. 18 февраля 1942 года японский «Институт тотальной войны» представил правительству стратегическую программу такой войны. «В случае войны с Советским Союзом, - говорилось в ней, - использовать стратегическую обстановку на главных театрах войны противника и отдалённость от основных оперативных баз, нанести максимально сильный первый удар, быстро уничтожить наличные силы и части усиления противника, стремясь к разрешению военного конфликта в короткий срок, а затем, захватив важные районы, вести затяжную войну».

Одновременно японским генеральным штабом был составлен оперативный план наступательных операций на 1942 год, который оставался действующим вплоть до 1944 года. Являвшийся с 1940 по 1944 годы офицером оперативного управления генерального штаба подполковник Р. Сэдзима давал на Токийском процессе для главных японских военных преступников следующие показания: «Как и предыдущие оперативные планы, план 1942 года был наступательным. Операции должны были начаться внезапно. По плану, в Маньчжурии намечалось сосредоточить около 30 дивизий. Первый фронт состоял из 2-й, 3-й, 5-й и 20-й армий и имел задачу нанести главный удар в направлении Ворошилова (ныне Уссурийск. - Ред. ). Эти четыре армии должны были одновременно провести решающее сражение в окрестностях Ворошилова. Во второй фронт входили 4-я и 8-я армии. Его задача состояла в наступлении на направлении Свободный - Куйбышевка с целью разгромить советские войска и перерезать железную дорогу».

На основе этого плана, направленного в Квантунскую армию, продолжалась подготовка к наступательным операциям. Об этом свидетельствовал заместитель начальника штаба Квантунской армии генерал-майор Т. Мацумура: «Генеральный штаб дал указание армии составить план операций против СССР с общей целью оккупировать советское Приморье и уничтожить там авиационные базы. Направлением главного удара был определён Ворошилов. В указаниях генерального штаба Квантунской армии предписывалось вслед за оккупацией Приморья быть готовой к проведению последующих операций».

Штаб Квантунской армии разработал график проведения операций против СССР весной 1942 года:

Начало сосредоточения и развёртывания войск - день Х минус 5 дней;

Завершение развёртывания - день Х минус 2 дня;

Переход границы - день Х;

Выход на южный берег реки Суйфыньхэ (Пограничная) - день Х плюс 8 - 10 дней;

Завершение первого этапа наступления - день Х плюс 21 день.

На страже рубежей Родины.

По плану генерального штаба, решение о начале войны должно было быть принято в марте, а начало боевых действий намечалось на май 1942 года. Для осуществления такого графика перед войсками Квантунской армии ставилась задача «опередить противника в подготовке к войне и создать положение, позволяющее по собственному усмотрению нанести первыми удар в момент, благоприятный для разрешения северной проблемы».

Однако к весне 1942 года ожидавшегося японским командованием значительного сокращения численности советских войск на Дальнем Востоке и в Сибири не произошло. В феврале разведуправление генерального штаба представило данные, согласно которым «переброска советских войск с востока на запад не вела к ослаблению группировки Красной Армии, пополнявшейся за счёт местных резервов».

По планам японского генерального штаба после фазы активных боевых действий на юге предусматривалось оставить там только такое количество войск, которое обеспечивало бы поддержание общественного порядка и проведение операций на внешних рубежах. Высвобождавшиеся войска, как того требовала директива № 1073, должны были быть переброшены в Маньчжурию и Китай, а также частично в метрополию. Весной 1942 года Квантунская армия была вновь усилена (сюда были направлены дополнительно две дивизии), достигнув своей максимальной численности. Тогда нацеленная на СССР общая группировка войск, включавшая Квантунскую армию, дислоцированную на Корейском полуострове японскую Корейскую армию, а также части на Хоккайдо, Южном Сахалине (Карафуто) и Курильских островах, насчитывала около одного миллиона солдат и офицеров.

Усиление войск в Маньчжурии было непосредственно связано с планами выступления Японии на севере в ходе ожидавшейся летней военной кампании Германии, на которую сторонники войны с СССР возлагали большие надежды.

Весьма заинтересованное в помощи Японии с востока гитлеровское руководство всячески подталкивало Токио к скорейшему удару по СССР. 15 мая 1942 года министр иностранных дел Германии И. Риббентроп телеграфировал японскому правительству: «Без сомнения, для захвата сибирских приморских провинций и Владивостока, так жизненно необходимых для безопасности Японии, никогда не будет настолько благоприятного случая, как в настоящий момент, когда комбинированные силы России предельно напряжены на европейском фронте».

Успех нового немецкого наступления должен был стать сигналом к началу японского выступления против СССР. Для этого генеральный штаб разработал план «Операция № 51», согласно которому против советских войск на Дальнем Востоке предусматривалось использовать 16 пехотных дивизий Квантунской армии, а также 3 пехотные дивизии, дислоцировавшиеся в Корее. Кроме того, намечалось перебросить в Маньчжурию 7 пехотных дивизий из Японии и 4 - из Китая. На первом этапе операции из 30 выделявшихся дивизий планировалось использовать 24: на восточном (в Приморье) направлении - 17, на северном - 6, на западном - 1. В наступлении на восточном и северном направлениях должна была принять участие 1-я танковая армия в составе 3 танковых дивизий.

Замысел операции состоял в том, чтобы путём нанесения внезапного авиационного удара по аэродромам уничтожить советскую авиацию и, добившись господства в воздухе, силами 1-го фронта (3 полевые армии) прорвать линию обороны советских войск на восточном направлении - южнее и севернее озера Ханка - и захватить Приморье. Одновременно силами 2-го фронта (2 полевые армии) форсировать Амур, прорвать линию обороны советских войск на северном направлении - западнее и восточнее Благовещенска и, овладев железной дорогой на участке Свободный - Завитинск, не допустить подхода подкреплений с запада. Осуществить операцию предполагалось в течение двух месяцев.

Однако наличие этого плана не означало, что в японском руководстве было единое мнение о вступлении в войну с Советским Союзом. Поражение немцев под Москвой, провал германской стратегии «блицкрига», а также создание антигитлеровской коалиции заставляли японских генералов проявлять осторожность и не идти на поводу своего европейского союзника - гитлеровской Германии. К тому же серьёзное поражение японцев в июне 1942 года в сражении за остров Мидуэй свидетельствовало о том, что война на юге против США и Великобритании потребует мобилизации всех сил империи. 20 июля 1942 года начальник оперативного управления генерального штаба С. Танака записал в своём дневнике: «В настоящее время необходимо решить вопрос о принципах руководства войной в целом. Видимо, в 1942-1943 гг. целесообразно будет избегать решающих сражений, вести затяжную войну. Операцию против Советского Союза в настоящее время проводить нецелесообразно». Не рекомендовал выступать на севере и посол Японии в СССР Ё. Татэкава.

Тщательно подготовленное вероломное нападение милитаристской Японии на Советский Союз не состоялось не в результате «соблюдения пакта о нейтралитете», как утверждают современные японские пропагандисты и их некоторые сторонники в нашей стране, а в результате сохранения на Дальнем Востоке и в Сибири достаточных для отражения агрессии сил. Этого не могут не признавать даже проправительственные японские военные историки, которые указывают в «Официальной истории»: «Советский Союз, ведя оборонительную войну против Германии, не ослабил свои военные силы на востоке, сохранив группировку, равную Квантунской армии. Таким образом, Советскому Союзу удалось достичь цели - оборона на востоке, избежав войны… Главным фактором явилось то, что СССР, обладая огромной территорией и многочисленным населением, за годы предвоенных пятилеток превратился в мощную экономическую и военную державу». Весьма примечательное признание бывшего противника.

Настоящее издание представляет собой перевод рукописи контр-адмирала Томиока Садатоси, бывшего начальника Оперативного отдела Генерального штаба флота Японии. В рукописи излагается точка зрения руководства японского флота на события 1931–1941 годов, приведшие к началу войны на Тихом океане, в том числе на японо-китайскую войну, противостояние с СССР, политику продвижения на юг и связанные с этим обстоятельства. Издание содержит переводы документов японского военного и политического руководства, в большинстве своем не публиковавшихся ранее на русском языке. Книга будет интересна специалистам в области истории, политологии, военного дела, а также всем, интересующимся данной тематикой.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политическая стратегия Японии до начала войны (Томиока Садатоси, 2004) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Третий год Китайского инцидента (1939)

Хронология

27 марта. Японские войска оккупировали Наньчан. Испания присоединилась к Антикоминтерновскому пакту.

26 мая. Части японской и советской армий столкнулись у Номонхана. (Боевые действия продолжались до июля. Соглашение о прекращении огня достигнуто 16 сентября.)

15 июля. В Токио состоялись переговоры между Японией и Великобританией. 20 августа переговоры прекратились.

26 июля. США неожиданно известили Японию об аннулировании американо-японского договора о торговле и мореплавании.

15 ноября. Началась операция против Наньнина. Японские войска высадились в Тонкинском заливе.

Военные действия в Китае в течение 1939 года

Военные операции в 1939 году проводились в не столь широком масштабе, как в предыдущем. Японские войска перешли к обороне посредством проведения операций по очистке оккупированной территории и блокадных действий и посвятили себя поддержанию мира и восстановительным работам. Также они постепенно протягивали к югу линию блокады Чан Кайши, еще более увеличивая трения с англичанами и французами. Режим Чана, со своей стороны, объявил о ряде контрнаступлений (апрельское наступление, сентябрьское наступление и Большое зимнее наступление), но все эти операции на ранних стадиях были остановлены японскими войсками.

Считалось, что в начале войны китайская военная мощь составляла 195 дивизий, имевших в своем составе около двух миллионов солдат. Однако последовательные поражения уменьшили эти силы приблизительно наполовину. С сократившейся в два раза армией китайцы тщетно пытались получить вооружение. В частности, после потери Кантона железная дорога Кантон – Ханькоу перестала работать, поставки материалов из-за границы зависели от функционирования маршрута через Французский Индокитай, Бирманской дороги и северного Красного маршрута. Просачивалась лишь тонкая струйка. Помимо этого часть грузов контрабандно провозилась через блокадные линии японского флота.


Операция по захвату острова Хайнань была в основном проведена силами флота (включая особые десантные отряды) и поддержана частями армии.

Остров Хайнань лежит на полпути между Французским Индокитаем и Гонконгом; он расположен к югу от полуострова Лэйчжоу и отделен от последнего Хайнаньским проливом. Также он находится поблизости от арендованной Францией территории Гуанчжоувань. Это большой остров с населением в 2 200 000 человек. Остров обороняла 152-я дивизия численностью приблизительно 25 000 человек под командованием Юй Ханьмоу, который отвечал за поддержание мира в провинции Гуаньдун.

После захвата Кантона в предыдущем году японский флот поддерживал труднопреодолимую линию блокады вдоль всего побережья Южного, Центрального и Северного Китая. Однако на южной оконечности блокадной линии имелись бреши, примерами которых были маршруты снабжения Чан Кайши с Гонконгом и северной впадиной Индокитая в качестве перевалочных пунктов и прямые пути через остров Хайнань и Гуанчжоувань. Из-за этих брешей, а также необходимости проводить воздушные операции в глубине страны, вплоть до района Куньмина, флот пришел к выводу о необходимости создания авиационных баз на острове Хайнань. Центральное руководство флота поддержало этот шаг. Операция была осуществлена особыми подразделениями десантных сил флота при поддержке частей армии.

Эскортируя конвой, Южно-Китайский отряд (Пятый флот) Китайского флота под командованием вице-адмирала Кондо Нобутакэ в полночь 9 февраля 1939 года вошел в залив Цинхай на северном побережье острова Хайнань, встал здесь на якорь и осуществил успешную высадку. Вслед за этим 10 февраля в 12.00 подразделения сухопутных частей флота высадились в Хайкоу. Затем армия и флот совместно очистили северную зону. 11 февраля сухопутные части флота высадились в Самах, на южной оконечности острова Хайнань, и заняли ключевые позиции в Юйлине и Яйчэнчжэне. После этого части приступили к захвату и покорению всего острова.

Позже остров Хайнань стал военно-морским административным округом, в Самах был учрежден штаб Хайнаньского оборонительного района. Стратегически остров представлял собой передовую авиационную базу, а также передовую базу для сил, блокирующих Чана. Одновременно эксплуатировались залежи железных и медных руд острова.

Номонханский инцидент (май – август 1939 года)

Хотя этот инцидент не имел связи с Китайским, он возник из мелкой стычки между войсками Маньчжурии и Внешней Монголии в районе, где маньчжурско-монгольская граница была неопределенной. Позднее он превратился в крупный конфликт между японскими и советскими вооруженными силами. Он повлек за собой четыре месяца наземных и воздушных боев и завершился, не перейдя в открытую войну между Японией и СССР. Ввиду своеобразия инцидента ниже приводится краткое его описание.

Независимость, которую Маньчжоу-Го получило в 1932 году, вызвала коренные изменения в существующих административных границах, подняв проблему границы между Маньчжурией и Монголией. Хотя после инцидента у Халха-Мяо в 1935 году начались переговоры о демаркации, они не дали ничего, и реальная демеркационная линия осталась неурегулированной. Описываемый инцидент начался 11 мая 1939 года, когда небольшой отряд войск Внешней Монголии перешел реку Халха и неожиданно атаковал маньчжурский наблюдательный пост. Часть маньчжурских войск, по составу примерно равная полку, оказала сопротивление; затем последовала серия стычек. Постепенно войска Внешней Монголии были заменены советскими. После 14 мая в столкновениях приняли участие части Квантунской армии. В дополнение к боям между наземными войсками до 1 июня произошло несколько столкновений между воздушными силами красных и авиационными частями японской армии, после чего японские силы вернулись на места постоянной дислокации. Казалось, что инцидент завершается. Однако около 18 июня нас вновь атаковали механизированные части красных, в распоряжении которых имелось 70 пушек, 26 зенитных пушек, 860 автомобилей, 140 танков, а также две кавалерийские дивизии войск Внешней Монголии и несколько десятков самолетов. С намерением захватить холм Морои реку Хорстен обе стороны постепенно наращивали свои силы, и бои продолжались в течение всего июля. 20 августа советские войска начали мощную контратаку. Советские войска имели в своем составе около 45 000 солдат и были оснащены 350 танками, 340 бронемашинами, 210 тяжелыми полевыми пушками и 200 самолетами. Японцы, не привыкшие к крупномасштабным танковым сражениям, уступали противнику как в техническом, так и в количественном отношении и потеряли около 100 самолетов и приблизительно от 17 000 до 18 000 человек убитыми и ранеными. Представлялось, что и советские войска понесли немалые потери. Крупные и мелкие контратаки случались и в дальнейшем, но к началу сентября положение нормализовалась. Начались дипломатические переговоры, и с подписанием 15 сентября соглашения о прекращении огня конфликт был урегулирован.

Хотя не ясно, с какой целью Советы вели военные действия, можно считать, что, как и в случаях с инцидентами у Чанкуфына и Чжанлинцзы, советские действия представляли собой демонстрацию мощи, в соответствии с политикой использования силы для подрыва уверенности японцев в своем могуществе. Ясно, что у Японии не было причин начинать инцидент. Для нее, глубоко вовлеченной в Китайский инцидент, отправка любых сил в северный район была невыгодна.

Благодаря этому инциденту японская армия пришла к пониманию недостатков своих бронетанковых частей и тактики в целом. Впоследствии были предприняты энергичные усилия по обновлению материальной части и наращиванию танковой и огневой мощи.

Политические отношения с Китаем в третий год Китайского инцидента

В январе 1939 года, сразу после формирования кабинета Хиранума, на Императорской конференции были приняты «Принципы исправления китайско-японских отношений». Как видно из нижеследующего, эти принципы достойны упоминания, поскольку в них описана система идеального «установления нового порядка в Восточной Азии», хотя политика «установления соседских и дружеских отношений между Японией, Маньчжоу-Го и Китаем» изменений не претерпела.

Принципы исправления китайско-японских отношений

Япония, Маньчжоу-Го и Китай объединятся как добрые соседи в осуществлении идеала установления нового порядка в Восточной Азии и будут работать над общей целью формирования оси мира на Востоке.

1. Установление принципов широкого сотрудничества будет включать добрососедство и дружбу, сотрудничество в обороне против коммунизма, а также экономическое сотрудничество Японии, Маньчжоу-Го и Китая.

2. Создание в Северном Китае и районе Мэнцзян зон крепкого китайско-японского объединения в национальной обороне и экономике. Установление особого военного и политического положения в Мэнцзян с целью обороны против коммунизма.

3. Установление района прочного китайско-японского экономического объединения в нижнем течении реки Янцзы.

4. Установление особого положения на определенных островах у побережья Южного Китая.

Основы для изменения китайско-японских отношений:

1. Китай признает империю Маньчжоу-Го, а Япония и Маньчжоу-Го будут уважать территориальную целостность и суверенитет Китая.

2. Япония, Маньчжоу-Го и Китай уничтожат причины и поводы, вредящие их дружбе.

3. Администрация нового Китая будет основываться на политике децентрализации и сотрудничества. Шанхай, Циндао и Амой станут особыми административными районами.

4. По мере развития соседских отношений между Японией, Маньчжоу-Го и Китаем Япония учтет возможность постепенного возвращения прав на концессии и экстерриториальность.

5. Между Японией и Китаем будет заключен антикоммунистический военный союз.

6. Япония и Китай будут совместно осуществлять оборону против коммунизма. С этой целью Япония будет дислоцировать необходимые войска в Северном Китае и Мэнцзяне.

7. Японские войска будут выведены, как только это позволит общая и местная обстановка. Однако определенные морские силы останутся в определенных пунктах вдоль Янцзы и на определенных островах у побережья Южного Китая с целью поддержания мира и порядка. Будет позволено свободное плавание и стоянка японских судов по Янцзы и вдоль побережья Китая.

(Вопросы, связанные с линией экономического сотрудничества, опущены.)


Дополнения

1. Китай выплатит репарации за ущерб, нанесенный правам и интересам японских граждан на его территории с момента начала инцидента.

2. Экономическая деятельность или права и интересы, поддерживаемые в Китае третьей стороной, будут ограничены только в тех случаях, когда такие ограничения покажутся необходимыми для национальной обороны и существования. Однако несправедливая дискриминация в намерения Японии не входит.

В дальнейшем сформулированная выше национальная политика в отношении Китая осуществлялась без существенных изменений. Но, поскольку эта политика была односторонне продиктованной Японией, она не смогла ни завоевать поддержку большинства китайского населения, ни принудить Китай доверять Японии или склонить его к идеалу сопроцветания Японии, Маньчжоу-Го и Китая. Причина неудачи заключалась в том, что китайское население, независимо от классовой принадлежности, было одержимо идеей, что Маньчжоу-Го является лишь номинально независимым государством, управляемым японскими оккупационными силами, а так называемая объединенная антикоммунистическая зона в Северном Китае на самом деле представляет район вторжения Японии. Распространенное мнение, что Японии доверять нельзя, изменений не претерпело.

Политические движения Японии в установлении режима Ван Цзинвэя (нового центрального правительства)

После того как в 1938 году японские войска захватили Нанкин, Ханькоу и Кантон, Ван Цзинвэй, в то время вице-президент Националистической партии Китая, начал поддерживать идею мира с Японией. Однако китайское правительство не приняло его идей, и, в конце концов, он порвал с Чан Кайши. 20 декабря 1938 года Ван Цзинвэй тайно бежал из Чунцина. Он прибыл в Ханой, столицу Французского Индокитая, и 29 декабря опубликовал телеграфное заявление, пропагандирующее мир с Японией на базе антикоммунистической политики. Таким образом, Ван в Ханое неуклонно проталкивал мирные планы, в то время как Мэй Сыпин и Лин Бошэн делали приготовления в Шанхае и Гонконге. 25 апреля Ван Цзинвэй покинул Ханой и 8 мая прибыл в Шанхай. 20 мая он с Чжоу Фохаем, Мэй Сыпином и другими секретно переправился в Японию и провел с премьер-министром Хиранума, военным министром Итагаки и другими переговоры о создании нового правительства и фундаментальных связей с Японией. 13 июня Ван покинул Японию и вернулся через Пекин в Шанхай, где совещался с Лян Хунчжи, главой реформированного правительства о создании нового центрального правительства. Среди японцев, принимавших участие в этой деятельности, были полковники армии Кагэса Садааки и Яхаги Накао, капитан флота Суга Хикодзиро, сотрудники Министерства иностранных дел Симидзу Киндзо и Яно Масаки, а также гражданские лица – Инукаи Кен и Хата Хироси.

Таким образом, приготовления к созданию прояпонского центрального правительства развивались благоприятно. 28 августа фракция Вана провела Шестой национальный съезд в Шанхае, а 5 сентября Ван встретился с Ляном в Нанкине. Когда отношение японского правительства к проекту определилось, Ван Цзинвэй, Ван Кэминь и Лян Хунчжи провели еще одно трехдневное совещание в Циндао, начавшееся 24 января 1940 года. Там были определены точные принципы и структура центрального правительства.

31 марта 1940 года, под предлогом реорганизации правительства и восстановления столицы, Ван утвердил свой режим в Нанкине. Одновременно были распущены временное и реформированное правительства. Главными фигурами в новом правительстве были Ван Цзинвэй, действующий президент Исполнительного Юаня, Чэнь Гунбо, президент Законодательного Юаня, Чжоу Фохай, министр финансов, Чу Миньи, министр иностранных дел, Чэнь Чунь, министр внутренних дел и Лин Бошэн, министр пропаганды. Вслед за тем японское правительство назначило генерала Абэ Нобуюки, бывшего премьер-министра, чрезвычайным и полномочным послом при новом режиме. В июле в Нанкине Ван и Абэ начали переговоры об урегулировании дипломатических отношений между Японией и Китаем. Результатом этих переговоров стало формальное подписание соглашения 30 ноября. Договор был направлен в основном на установление добрососедских отношений и дружбы, совместной обороны и экономического сотрудничестве, однако в нем также подчеркивался особый характер северного Китая и Мэнцзяна. (См. Приложение № 13.)


Японское правительство в общих чертах согласилось с китайскими требованиями, однако по нижеследующим пунктам мнения разошлись.


1. Японское правительство согласилось, что неразумно назначать центральному правительству политических советников или японских официальных лиц. Но в зонах, где японские и китайские граждане живут в тесном контакте, а также в других определенных правительством районах, оно считает выгодным для обоих сторон назначать японских советников и должностных лиц.

2. В состав военных советников не будут включаться представители третьих стран. Некоторым военным частям необходимо, однако, принять японских военных экспертов для ведения дел по вопросам военного сотрудничества между Японией и Китаем.

3. Японское правительство надеется, что скоро наступит день, когда обстановка позволит если не полностью, то хотя бы частично отменить ограничения в районе Янцзы. Но в современных обстоятельствах невозможно точно определить, когда это будет сделано.


Ван согласился с такими положениями, как признание Маньчжоу-Го, создание особых антикоммунистических зон и совместная антикоммунистическая оборона. Тем не менее, он энергично отстаивал принципы автономии, независимости и суверенитета Китая. В ответ японское правительство приложило максимальные усилия, чтобы помочь режиму Вана развиться в центральное правительство. Таким образом, в июне 1940 года, по прошествии около 18 месяцев после побега Вана из Чунцина, японское правительство заключило договор с новым центральным правительством.

Аннулирование американской стороной американо-японского договора о торговле и мореплавании служило предупреждением Японии. Этот шаг был предпринят в результате игнорирования японской стороной неоднократных протестов Соединенных Штатов против произвольных действий Японии: ведения дел в Маньчжурии, действий в период Китайского инцидента и блокады Тяньцзиньских концессий. Аннулирование имело серьезные последствия для Японии. Это был первый шаг к разрыву между двумя странами.

Во второй половине дня 26 июля 1939 года помощник государственного секретаря Сейр вручил советнику Сума ноту, извещавшую об аннулировании американо-японского договора о торговле и мореплавании от 1911 года.

В ноте, направленной секретарем Халлом японскому послу Хориути, утверждалось следующее:

«В последние несколько лет правительство Соединенных Штатов исследовало существующие соглашения о торговле и мореплавании, заключенные между Соединенными Штатами и другими странами, с целью выяснить, какие изменения следует сделать для того, чтобы такие соглашения наилучшим образом служили тем целям, для которых они были заключены. Изучая документы, правительство Соединенных Штатов пришло к заключению, что договор между Соединенными Штатами и Японией о торговле и мореплавании, подписанный в Вашингтоне 21 февраля 1911 года, включает статьи, требующие пересмотра. В целях подготовки к такому рассмотрению и в целях гарантирования и поддержания интересов Соединенных Штатов, как того требует новое положение, правительство Соединенных Штатов, в соответствии с процедурой, определенной в статье 17 означенного договора, настоящим уведомляет о своем намерении прекратить действие означенного договора. Вследствие данного уведомления ваше правительство должно ожидать, что срок действия означенного договора, вместе с приложенным к нему протоколом, истечет по прошествии шести месяцев начиная с этого дня».

«Поскольку недавнее уведомление было сделано неожиданно и приведенные аргументы были слишком краткими, невозвожно установить намерения, стоящие за этим действием.

Если у Соединенных Штатов существуют причины для аннулирования договора, то эти же причины должны одновременно создать почву для пересмотра договора. Однако не ясно, почему столь решительный шаг должен быть предпринят внезапно.

Правительство Соединенных Штатов объяснило, что уведомление не связано с предложением г-на Ванденберга об отмене подобных соглашений о торговле и мореплавании, сделанным во время дискуссии в комитете Сената США по международным связям. Но, поскольку это произошло одновременно с Тяньцзиньскими переговорами, ведущимися между Японией и Великобританией, существует большая опасность, что общественность преувеличит политическое значение этого события.

Новая обстановка создается на Дальнем Востоке с поразительной быстротой. Японское правительство выразило ясное желание, чтобы мир реалистично посмотрел на этот факт, а не закрывал на него глаза. Если бы правительство Соединенных Штатов стремилось к заключению нового подобного соглашения, соответствующего новым условиям на Дальнем Востоке, японское правительство было бы счастливо ответить на инициативы».

Предпосылки действия, предпринятого Соединенными Штатами, заключались в следующем.

В тот год на открытии Конгресса президент Рузвельт в своем докладе о положении США рекомендовал пересмотреть закон о нейтралитете. Однако комиссия Сената по международным отношениям после продолжительных дебатов проголосовала 11 июля за то, чтобы отложить решение вопроса по закону о нейтралитете до январской сессии следующего года. Пересмотр закона о нейтралитете обосновывался тем, что в случае начала большой войны в Европе он позволит Великобритании и Франции, используя превосходство своих флотов, поддерживать господство на море и таким образом обезопасит линии коммуникаций между Европой и Америкой для доставки военных грузов из Соединенных Штатов. Однако в то же время в отношении Китайского инцидента такой пересмотр будет выгоден Японии и невыгоден Китаю. Соответственно, в связи с предложенным пересмотром закона о нейтралитете было решено воспрепятствовать получению Японией выгоды. Как и ожидалось, 15 июля председатель комиссии по международным отношениям Питтман представил на рассмотрение «Билль об эмбарго», призывавший запретить поставку военного снаряжения в страны, которые нарушают Пакт девяти держав. 18 июля г-н Ванденберг внес предложение аннулировать американо-японский договор о торговле и мореплавании. Статья 5 американо-японского договора о торговле и мореплавании предусматривала, что ни одна из подписавших сторон не может запретить другой экспорт товаров, за исключением тех, которые категорически запрещены к экспорту в любую другую страну. Поскольку предложение Питтмана было явным нарушением этого условия, Ванденберг предложил резолюцию, которая, в случае ее принятия, приводила правительство к отмене существующего соглашения – в качестве средства защиты прав и интересов Соединенных Штатов в новых условиях, а также создания основы для переговоров с Японией о новом договоре. Предложение Ванденберга вызвало значительные протесты с разных сторон, и 26 июля дебаты были отложены. В тот же день Государственный департамент неожиданно объявил Японии об отмене договора.


В июне 1940 года после ультиматума Японии французским властям в Индокитае поставки Китаю материалов по Индокитайской дороге были прекращены. В июле 1940 года и Британия, находившаяся в крайне тяжелом положении из-за ситуации в Европе, согласилась на временное прекращение транспорта в Китай по Бирманской железной дороге. Действия Японии в Восточной Азии с тревогой воспринимались великими державами. В апреле 1940 года, когда возникла реальная угроза захвата Германией Нидерландов, Япония заявила о необходимости сохранения статуса Голландской Ост-Индии. Этот шаг в целом имел антигерманское звучание, поскольку указывал на стремление Токио предупредить «автоматический» переход голландских колоний к Германии. Япония позволила себе это заявление не без учета подписания советско-германского пакта 1939 года, вызвавшего рост недоверия Токио к Берлину и временное охлаждение германо-японских отношений. Вместе с тем, одновременно с Японией о необходимости сохранить статус-кво в Голландской Ост-Индии заявили и Соединенные Штаты Америки, послав тем самым Японии своего рода предостережение против попыток использовать ослабление позиций Нидерландов для расширения сферы японского контроля в ЮВАЮ.

Перспектива противодействия со стороны США в Азии воспринималась в Японии серьезно. Японское правительство предпочитало урегулировать наметившиеся расхождения в своих отношениях с Германией в интересах совместного противостояния США. В августе 1940 года японское правительство во главе с принцем Коноэ огласило официальное заявление об «установлении нового порядка в Великой Восточной Азии», содержавшее заявку на создание сферы японского влияния, включающей в себя Индокитай, Голландскую Ост-Индию, Малайю, Бирму и Филиппины. Устремления Японии определили ее позицию на переговорах с Германией и Италией о подготовке к заключению «Тройственного пакта» . Пользуясь заинтересованностью Германии в его подписании, японская дипломатия добилась поддержки Берлина в вопросе о расширении контроля Японии во Французском Индокитае. Под давлением Германии и Японии правительство Петена в конце августа 1940 года было вынуждено пойти на подписание с Японией общего соглашения, позволявшего создавать японские базы на территории Индокитая. Главное, чего добивались в Токио, - это право транзита через территорию Французского Индокитая и военно-воздушные базы в Северном Индокитае, откуда японская авиация могла бы совершать регулярные налеты на полосу Бирманской железной дороги на китайской территории.

В развитие общего соглашения в сентябре 1940 года японская сторона выговорила себе право разместить в Северном Индокитае для защиты своих баз сухопутные войска. Фактически этот район был поставлен под японский контроль. Успех Японии был закреплен 27 сентября 1940 года, когда в Берлине был подписан «Тройственный пакт». Германия и Италия признали сферу влияния Японии в Восточной Азии так, как ее очертания были определены в августовском заявлении правительства Коноэ. Более того, к сфере интересов Японии была отнесена так же Новая Каледония. Было оговорено и то, что со временем доминирование Японии распространится на Австралию и Новую Зеландию. Вопрос о бывших германских владениях в Микронезии, находился под японским мандатом, специально не оговаривался. По сути дела, Германия отказалась от постановки вопроса об их возвращении. Задачей Берлина было побудить Японию, скорее напасть на восточноазиатские колонии Британии, а собственные колониальные устремления Германии были ориентированы скорее на бывшие германские владения в Африке.

Союз Японии с Таиландом. Япония и Голландская Ост-Индия. В июне 1940 года таиландское правительство заключило с Японией договор о дружбе и территориальной целостности. Опираясь на него и сознавая слабость Франции, продемонстрированную уступками режима Петена Японии, в конце 1940 года Правительство Таиланда начало боевые действия против Французского Индокитая. Только в мае 1941 года при посредничестве Японии этот конфликт был урегулирован. На основе трехстороннего договора между Таиландом, режимом Петена и Японией Таиланд получил значительную часть Лаоса и Камбоджи. Одновременно три стороны в специальном протоколе обязались не вступать в прямое или косвенное сотрудничество с любыми внешними силами против Японии. Фактически весь Индокитай превратился в зону преобладающего японского влияния. В июле 1941 года эта расстановка сил была закреплена подписанием между Токио и Виши договора о совместной обороне Индокитая. Таким образом, и Таиланд, и правительство Петена стали основными союзниками Японии в Восточной Азии. Японская дипломатия пыталась добиться мирного включения в сферу своего влияния и Голландской Ост-Индии. С лета 1940 года по лето 1941 года проходило несколько туров переговоров японских представителей с голландскими колониальными властями в Батавии, административном центре Голландской Ост-Индии. Япония добивала, прежде всего, льгот и привилегий в отношении импорта необходимых ей нефтепродуктов - в первую очередь, высокооктанового авиационного горючего – и другого сырья. Японскому правительству удалось добиться согласия голландской администрации на поставки нефти в Японию. Однако основным потребителем авиационного горючего из Голландской Ост-Индии была британская авиация, которая вела борьбу за спасение Британии в Европе. Находившееся в Лондоне в эмиграции правительство Нидерландов полностью зависело от Британии и США. Предвидя осложнения отношения этих держав с Японией, оно упорно уклонялось от предлагаемого сотрудничества с Токио. С середины 1941 года контакты голландской колониальной администрации с Японией были заморожены .

Отношения Японии со странами Юго-Восточной Азии. Свою слабость в противостоянии с США и Британией японское руководство намеревалось компенсировать мобилизацией против них азиатского национализма. В 1942-1943 годов на занятых территориях Малайи, Китая, Индокитая и Голландской Ост-Индии японские оккупационные власти провели экспроприацию иностранной собственности, подчеркивая, что они добиваются уничтожения в Азии позиций неазиатских держав. Японская оккупация воспринималась в разных странах Восточной Азии не одинаково. На Филиппинах, в Китае и Малайе к японцам относились враждебно. Но в Бирме, Голландской Ост-Индии и Французском Индокитае приход японских войск первоначально воспринимался с энтузиазмом – как освобождение от колониального ига. Особенно заметны симпатии к японцам были в Бирме, которая в августе 1943 года при поддержке Японии провозгласила себя независимым государством и подписала с Японией договор о союзе. 14 октября 1943 года была провозглашена и независимость Филиппин, которые также вступили в союз с Японией. 21 октября было провозглашено создание правительства «Свободной Индии» во главе с Субхасом Чандра Босом, хотя последнее не представляло сколько-нибудь существенной политической силы. Основная масса индийских националистов осталась лояльной Британии, несмотря на острые разногласия с Лондоном. Только со временем жестокость японского оккупационного режима привела к разочарованию местных национальных сил в Японии и их повороту к борьбе против японской оккупации.

Наряду с националистами, конкурируя с ними, под лозунгами национального освобождения выступали коммунистические и связанные с ними группировки. В 1943 году на территории Южного Китая при деятельном участии известного вьетнамского коммуниста Хо Ши Мина была создана первая в Восточной Азии прокоммунистическая национальная организация – Демократический фронт борьбы за независимость Вьетнама, преследовавшая одновременно цели изгнания японцев, свержения старых колониальных властей и учреждения нового коммунистического режима на территории Французского Индокитая. В 1942 году леворадикальное антииностранное (антияпонское и антиамериканское) движение «Хукбалахап» возникло на Филиппинах. Группы левых националистов действовали в Малайе и Голландской Ост-Индии. Движения на оккупированных Японией территориях развивались на фоне мощного подъема национальной волны в Индии, где с 1942 года гандисты развернули кампанию за предоставление стране полной независимости. Это не могло не вызывать тревогу как Японии, так и ее противников – США, Британии и Голландии.

Японская оккупация Юго-Восточной Азии осуществлялась постепенно и имела свою специфику в каждой стране. Так, для Индокитая было характерно вплоть до марта 1945 года сосуществование японской и французской колониальных администраций в виде «двойного протектората». После вступления Франции в войну с Германией в Европе колониальные власти приступили к разгрому легальных организаций вьетнамских коммунистов, которые вынуждены были перенести свою резиденцию на территорию Китая (с октября 1940 г. – в Тонкин), откуда шло руководство нелегальными ячейками во Вьетнаме. Потерпев поражение от Германии, Франция в лице режима Виши подписала с Японией военную конвенцию, по которой последняя фактически имела равные права с метрополией в регионе .

После тридцатилетней эмиграции в начале 1941 года во Вьетнам вернулся Хо Ши Мин, который возглавил ЦК КПИК. Под его руководством на Пленуме ЦК в мае 1941 года принимается решение об образовании Лиги борьбы за независимость Вьетнама (Вьетминь). В октябре того же года был опубликован ее Манифест, в котором ставилась задача борьбы против режима двойного протектората. Французские колониальные власти, чувствуя ослабление своих позиций, стремились заручиться поддержкой императора Бао Дая, а также ряда политических партий и организаций – Конституционной и Демократической партий, группы «1884» и других. Особенно сильными были их позиции на Юге страны. На Севере преобладающее влияние было у Вьетнама, сторонники которого сформировали несколько партизанских отрядов и создали там уже в 1941 году первые освобожденные районы. Япония, в свою очередь, распространяла идеи «Великой Восточной Азии, единства желтой расы, поддерживала действия партий Дай Вьет, Фук-Куок, а также ряда религиозных сект. Символом этой части вьетнамской политической элиты был принц Кьюнг Де, который много лет провел в эмиграции в Японии. В 1944 году, когда на фронтах Второй мировой войны все явственнее стало проявляться преимущество Антигитлеровской коалиции, а во Франции пал режим Виши, Вьетнам выдвинул новую программу освободительной борьбы. На базе существовавших партизанских отрядов была создана Освободительная армия Вьетнама. В марте 1945 года Япония, стремясь перехватить инициативу, ликвидировала французскую колониальную администрацию и ее вооруженные силы. Была провозглашена «независимость» страны при условии сотрудничества с Японией. Но такое развитие событий никого уже не могло ввести в заблуждение. Более того, еще сильнее укрепились позиции коммунистов в народе, и к лету 1945 года на Севере образовались обширные районы, где установилась власть Вьетнама .

В июне 1940 года после заключения военного договора Японии с Таиландом, последний открыто стал претендовать на часть Лаоса. В итоге в июне 1941 г. режим Виши вынужден был отдать ему часть Луангпрабанга и провинцию Бассак. В качестве компенсации французские власти присоединили к Луангпрабанга три провинции, управлявшиеся до этого непосредственно колониальной администрацией. Французы поощряли создание «Лаосского движения» из числа молодежи под лозунгом «пробуждения национального духа» и упрочения влияния метрополии, но власть Франции с того периода была уже номинальной. В марте 1945 года японцы объявили о «независимости» Лаоса при сохранении своего полного контроля. Недовольные таким развитием событий политические силы Лаоса из числа высшей элиты и интеллигенции пошли на создание движения «Лао Итсала» («Свободный Лаос), которое было поддержано лидерами «Лаосское движение» и созданной в эмиграции организации «Лао пен лао» («Лаос для лаосцев»). Они требовали ликвидировать французский протекторат после ухода японцев. 1 сентября 1945 года было объявлено о денонсации договора с Францией и объединении Лаоса в единое государство. Был сформирован Народный комитет, который 12 октября объявил о формировании временного правительства и принятии временной конституции. В тот же день было провозглашено независимое государство Патет Лао (Страна Лао).

В марте 1945 года в Камбодже, как и в других странах Индокитая, было объявлено о независимости и расторжении всех соглашений с Францией. В августе того же года в Камбодже накануне капитуляции Японии при поддержке Токио было объявлено о создании правительства во главе с Сон Нгок Тханем, который в октябре был арестован прибывшими сюда французскими. В Юго-Восточной Бирме начались военные действия в направлениях Хукауна и Юньнани тоже протекали крайне неудачно. Ожесточенные бои, которые восемнадцатая дивизия вела в направлении Хукауна уже в течение семи месяцев, в конце июня завершилась ничем, судьба Мьиткъины была неясной. Северная Бирма перешла в руки противника.

Командующий фронтом Кавабэ еще в середине июня пришел к выводу, что оставление Северной Бирмы уже неизбежно, и поэтому решил организовать фронт обороны по линиям к востоку и западу от Мохньина. 17 мая 1944 года наземные механизированные части противника захватили аэродром Мьиткъина, не терял ни минуты, перебросили сюда по воздуху аэродромные части, зенитную артиллерию, пехоту и продолжали наращивать силы. Генерал-майор Мидзуками получил приказ, в котором указывалось, что армия основными силами будет наступать в направлении на Лунлин, что оборонительные мероприятия в районе Бамо, Нангана еще не завершены и что генерал-майору Мидзуками надлежит до конца оборонять Мьиткьину. 3 августа прошло последнее сражение за город. Мидзуками направил донесение Хонда: «Мьиткьину удержать уже не возможно…». Так завершилась длившееся 80 дней оборона.

С началом второй мировой войны в бирманском национально-освободительном движении возникли противоречия. Появились сторонники союза с Японией, как врагом Великобритании, наивно верившие, что в случае победы Япония предоставит Бирме независимость. Группа бирманских националистов во главе с Аун Саном в начале войны прошла в Японии военную подготовку. В составе японской армии, в течение нескольких недель 1942 году разгромившей английские войска и оккупировавшей страну, находились и бирманские части. Однако, несмотря на то, что в 1943 году Бирма была формально объявлена независимой республикой, фактически она превратилась в бесправную, жестоко эксплуатируемую японскую колонию, разделив судьбы всех остальных оккупированных Японией стран. В годы оккупации антиимпериалистические силы, как находившиеся в подполье коммунисты, так и та часть патриотов, которая на первых порах сотрудничала с японцами, объединились в Антифашистскую лигу народной свободы (АЛНС) во главе с Аун Саном .

Таким образом, период Второй мировой войны является одной из важнейших лет в истории государств Юго-восточной Азии. Фактически все они, за исключением Таиланда, оказались оккупированными Японией, правители которой мечтали включить регион в свою империю. Японская оккупация и неспособность метрополии оказать сколько-нибудь серьезное сопротивление вызвали среди местного населения подъем освободительного движения. Окончательно рассеялись в регионе иллюзии относительно истинных мотивов Японии, а также ее «помощи» для достижения полной политической независимости. В этих условиях значительно возрос авторитет левых организаций, в частности коммунистов, предлагавших вооруженные методы борьбы за национальное освобождение. Однако и часть местной элиты, настроенной более умеренно, сохраняла в обществе сильные позиции. Окончательно ситуация могла проясниться лишь после войны.






На ярмарке интеллектуальной литературы в ЦДХ прикупил отличную книгу "Политическая стратегия Японии перед началом войны".
Написал ее Томиока Садатоси. Автор весьма примечательная личность – в 30х годах работал военно-морским атташе Японской Империи во Франции, а позднее в первом оперативном отделе Генерального Штаба Императорского флота, непосредственно участвуя в планировании агрессивных войн Японской Империи. В силу серьезных противоречий во взглядах с Ямамото (критиковал планы операций против Перл-Харбора и аэтолла Мидуэй) попал в опалу, но после гибели Ямамото в 1943 году, пошел в гору, командовал крупными соединениями японского флота, а в конце войны и вовсе возглавил первый оперативный отдел. Входил в число официальных представителей Японской Империи, которые подписали акт о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. В целом, классический генштабист, обеспечивавший вращение основных механизмов японского военно-стратегического планирования.


Судебному преследованию не подвергался и после войны занимался военно-историческими исследованиями, в числе которых была и написанная по заказу отдела военной истории Штаба Дальневосточных сил армии США искомая книга, которая вышла вскоре после войны очень маленьким тиражом в нескольких брошюрах, которые длительное время имели гриф "для служебного пользования". Полностью на русском языке она была впервые издана только в 2016 году.

Книга представляет из себя анализ причин вступления Японской Империи в войну и сосредоточена на периоде, который предшествовал нападению на Перл-Харбор.
Автор достаточно подробно углубляется в дебри японской политике в Китае, резонно указывая, что именно китайская политика толкнула Японскую Империю на путь конфликта с США, хотя Садатоси и пытается указать на то, что не только японское правительство было виновато, так как обострение конфликта в Китае было вызвано не только желанием Японии упрочить позиции завоеванные в ходе русско-японской войны, но и ростом антияпонских настроений, которые подпитывал Чан-Кайши, китайские националисты и коммунисты. Прямо скажем, при всех огрехах политики Чан Кайши, японцы в Китае действовали как оккупанты по праву сильного, а попытки оправдать нарастание агрессии "недовольством и сопротивлением китайцев", выглядят достаточно жалко. Тем не менее, именно частный вопрос Манчжурии и созданного японцами марионеточного государства Манчжоу-Го привел к обострению отношений с США и Британской Империей, а также последующему выходу Японии из Лиги Наций.

Как пишет Садатоси, это повлекло за собой очень серьезные последствия. Япония обиженная на то, что ее позицию по Северному Китаю не признают, начала сближаться с "бедными странами", к которым относились Италия и Германия, обделенные по Версальскому мирного договору. С учетом недостатка ресурсов, Садатоси относит страны оси к "бедным" странам, которые противостояли странам богатым, к которым он относит США, Британскую Империю и СССР.

Относительно СССР, Садатоси особых иллюзий не питал, указывая на то, что договор о нейтралитете подписанный с СССР, был решением временным, которое было выгодно обеим сторонам, при этом японцы были уверены, что если Япония ослабнет, то вступление в войну США, рано или поздно приведет к тому, что США будут просить СССР вступить в войну с Японией и это с очень большой долей вероятности произойдет (что и случилось). Если бы СССР проиграл войну Германии, Япония безусловно была готова напасть на Дальний Восток и захватить Сахалин, Приморье и Камчатку. Наличие серьезных сил Красной Армии на Дальнем Востоке и Квантунской Армии в Манчжурии было следствием того, что даже подписав договор, стороны совершенно не доверяли друг другу и ожидали возобновления конфликта в удобный момент для одной из сторон. Как писал на этот счет заместитель Молотова Лозовский "До Сталинграда в сохранении пакта с Японией был больше заинтересован СССР, а после Сталинграда, уже Япония была больше заинтересована в том, чтобы он продолжал действовать".

Как офицер флота, Садатоси был не очень заинтересован в войне против СССР, на которой настаивали генералы сухопутных войск, что приводило к очень серьезным конфликтам внутри структур оперативного планирования, когда доходило до смешного – по требованию императора, армия и флот подписывали соглашения о совместных действиях в Китае, а флот организовывал оборону своих штабов от возможного захвата их армией. Но в конечном итоге возобладала точка зрения командования флота и основной упор был сделан на войну против США, что впрочем не помешало армии иметь свои планы по развитию кампании в Китае и планы войны против СССР. Флотскую оппозицию курсу на войну с США фактически выдавили из командных структур.

Садатоси жалуется, что под влиянием немецких побед в 1940 году, в японской армии резко усилились прогерманские настроения, что сыграло негативную роль в судьбе кабинета Ёнаи, который не хотел связывать судьбу Японии с судьбой Германии и Италии. Этих прогермански настроенных офицеров Садатоси открыто называет "Пятой колонной". Причиной разногласий было желание флота вести ограниченную войну на Тихом Океане не привязывая ее к войне в Европе, но в конечном итоге, давление армейского руководства втянуло Японию в прямой альянс с Гитлером и Муссолини. Флот хотел сохранить ситуативное взаимодействие с Германией, но в конечном итоге был вынужден уступить.Заключение тройственного союза сделало участие Японской Империи во второй мировой войне неизбежным. Уклониться от войны с США после его подписания стало значительно сложнее.

Ниже, ряд интересных цитат:


Подписание советско-японского договора о нейтралитете.

Тодзио, военный министр: "Я отвечу в основном с точки зрения армии. В случае наихудшей ситуации, если часть сил армии будет привлечена к операциям против Америки, оснований для беспокойства в отношении экипирования этих сил нет. Однако операции против Соединенных Штатов не могут планироваться без учета последующих военных действий против Советской России. Соответственно, урегулировании дипломатических отношений между Японией и Советской Россией является очень важной проблемой. Если это урегулирование осуществиться, нагрузка военных приготовлений значительно снизиться. Тем не менее, ввиду характера Советской России не следует пренебрегать военными приготовлениями японской армии.

Оиква, министр флота: " Так как военные приготовления действующих подразделений нашего флота теперь завершены, Америка не сможет победить нас в начальном решительном сражении. Однако, в случае продолжительной войны мы должны полностью подготовиться к борьбе с планом расширения американского флота. Флот в настоящее время вырабатывает герметическую политику (принципы существования страны в условиях полной автаркии).

Хосино, председатель совета по планированию: "Тем не менее, в случае продолжительной войны с Соединенными Штатами самообеспечение бензином в пределах трех стран – Японии, Манчжурии и Китая – невозможно, в отличие от железа. Поэтому необходимо как можно быстрее взять под контроль права на бензин в Голландской Ост-Индии, Северном Сахалине и других местах. Этот пункт также обсуждался на недавних переговорах с германскими властями.

Коноэ, премьер-министр: "Основная концепция договора всегда заключалась в избежании конфликта между Японией и США. Однако, наша скромность лишь подтолкнет США, поэтому демонстрация силы необходима."

Вопрос: "Война между Японией и Соединенными Штатами считается неизбежной вне зависимости о того, будет ли заключен договор. Поэтому не должны ли мы пристально наблюдать за расширением флота США и в соответствии с этим вести наши военные приготовления.
Ответ министра флота: "Существует большая вероятность победы в случае, если сейчас будут предприняты быстрые и решительные действия против Соединенных Штатов.

Точка зрения японского флота на перспективы войны:

Когда флот под давлением согласился на Тройственный Союз, адмирал принц Фусими, в то время начальник Генерального штаба флота, заявил Императору: "Войны с Соединенными Штатами нужно избежать. Шансы на победу не поддаются оценке".
После этого Кондо, заместитель начальника Генерального штаба, сказал: "Победа, подобная достигнутой в русско-японской войне, будет трудной, и даже если война будет выиграна, мы, несомненно, понесем тяжелые потери".

В начале мая 1939 года японская армия начала настаивать на заключении Тройственного Союза. Генерал Итагаки, военный министр, горячо поддерживавший находящегося под влиянием армии премьера Хиранума, выразил позицию армии на заседании Кабинета 9 мая. Поскольку морской министр адмирал Ёнаи был столь же экспрессивен в своем противодействии пакту, на этом заседании не могло быть принято никакого решения. Некоторые круги в армии воспринимали флот как врага народа номер один. Распространялись слухи, что армейское подразделение попытается захватить Департамент флот, чтобы застаиать Кабинет быстро принять решение о ратификации пакта. После 9 мая жандармы армии получили приказ под видом охраны следить за адмиралом Ёнаи и вице-адмиралом Ямамото. Флот оперативно создал планы обороны своего департамента. Один батальон сухопутных боевых сил флота был приведен в боевую готовность в Йокосуке, а на крыше здания Департамента флота установили пулеметы. Охранники департамента были вооружены мечами и пистолетами. Такие условия сохранялись до августа 1939 года, когда адмиралы Ёнаи и Ямамото были вынуждены покинуть свои посты.

1. Чтобы ускорить покорение Чана (Чан Кайши) будет еще более усилено давление на его режим из южных районов. В зависимости от развития событий Япония, если это окажется необходимым, осуществит права воюющей стороны против режима Чана и займет враждебные иностранные сеттельменты в Китае.
2. Япония продолжит дипломатические переговоры в отношении южных территорий важных для ее самообеспечения и самообороны. Одновременно будут сделаны военные приготовления против Англии и Соединенных Штатов. Прежде всего – приготовления к продвижению на юг путем осуществления различных планов, касающихся Французского Индокитая и Таиланда в соответствии с "Основными положениями политики в отношении Французского Индокитая и Таиланда" и "Принципами ускорения продвижения на юг". Для достижения этих целей Япония не колеблясь объявит войну Англии и Соединенным Штатам.
3. Хотя основой для отношения к германо-советской войне станет дух Тройственного Союза, Япония в настоящее время будет действовать независимо, но тайно проведет военные приготовления против Советского Союза.
Тем временем, естественно, будут с наибольшей осторожностью вестись дипломатические переговоры. Если ход советско-германской войны обернется в пользу Японии, она прибегнет к силе в целях урегулирования северной проблемы и обеспечения безопасности северного рубежа.
4. В осуществлении различных мероприятий, следующих из предыдущего параграфа, должна быть проявления осторожность, чтобы избежать какого-либо нарушения хода подготовки к войне против Англии и Соединенных Штатов.
5. Хотя в соответствии с установленной политикой будут предприняты все усилия по предотвращению участия Соединенных Штатов в войне, Япония, если война с США произойдет, будет действовать в соответствии с Тройственным пактом. Однако время и метод использования силы определится позже.

Текст национальной политики был выдержан в сильных выражениях и, на первый взгляд, мог быть интерпретирован как решение вступить в войну с Соединенными Штатами и Англией. Однако главным пунктом политики было занятие юга Французского Индокитая и ускорение оборонительных приготовлений. Это не было решением вступить в войну против Советского Союза, Соединенных Штатов или Великобритании. Тем не менее оккупация юга Французского Индокитая ничего не дала для осуществления плана получения топлива из Голландской Ост-Индии, но спровоцировала Соединенные Штаты на осуществление всеобщего торгового эмбарго против Японии. В конце концов, эта политика стала считаться одной из причин, приведших Японию к Тихоокеанской войне.

О перспективах войны против СССР.

Параграф 3 (программы "Ускоренного продвижения на юг).после того, как бы отвергнута идея решения северной проблемы, выдвигавшаяся некоторыми кругами в армии, означал, лишь "воспользуйся возможностью, когда она тебе представится". Можно сказать, что такая позиция была вызвана германской пропагандой, создававшей впечатление, что Советский Союз в результате успехов германского наступления готов рухнуть. В то время на совещании Кабинета военный министр Тодзио оценивал перспективы развития советско-германской войны следующим образом:
а) Советская армия будет шаг за шагом отступать, пока окончательно не рухнет. (Наиболее вероятно)
б) Она отступит на значительное расстояние и вступит в решительное сражение с германской армией. (Это то, чего хочет Германия).
в) Она будет отступать шаг за шагом и продолжать сопротивление. (Это то, чего не хочет Германия).

Таким образом, в значительной степени, преобладала выжидательная стратегия.

В общем, отличная книга, дающая наглядное представление о том, как оценивалась ситуация японским военно-политическим руководством перед началом войны, как расценивались перспективы войны против США и СССР и как Японская Империя вступила на гибельный для себя путь.
Очень логично обосновано, почему война из вероятной, стала неизбежной, и как субъективные причины повлияли на то, почему вектор ее развития был направлен против США, а не против СССР.
Несколько портят книгу лишь завуалированные попытки Садатоси снять часть ответственности за развязывание войны с Японской Империи, с переводом стрелок на Китай, США и СССР, что впрочем достаточно типично для мемуаров военоначальников проигравшей стороны.
В целом, для интересующихся второй мировой войной и войной на Тихом Океане строго рекомендую к прочтению.

Как уже отмечалось, на китайской территории, оккупированной японскими силами, зимой 1938 года была установлена власть коллаборационистского режима Ван Цзинвэя со столицей в Нанкине. Ни одна из великих держав, кроме Японии, не признала его. В ноябре 1940 года Коллаборационисты заключили с Японией договор об «основах отношений между Японией и Китаем», провозгласивший сотрудничество режима Ван Цзинвэя с японскими военными властями против коммунистических сил. В ноябре 1941 года. Этот режим заявил о присоединении Китая к «антикоминтерновскому пакту». После соединения японских войск, находившихся в Северном и Восточном Китае, ими было предпринято наступление на Гуанчжоу и Ухань, которые им удалось захватить в конце октября 1938 года. Правительство Чан Кайши, переехавшее после падения Нанкина в Ухань, вынуждено было перебраться в Чунцин, провинции Сычуань. На этом первый этап японо-китайской войны был завершен. Японское руководство предложило Чан Кайши подписать мирный договор на кабальных условиях: признание независимости Маньчжоу-го, вовлечение страны в сферу «японской экономической деятельности» и присоединение к антикоминтерновскому пакту. Ван Цзинвэй, к тому времени возвратившийся в Китай и восстановленный в Гоминьдане, занимая пост заместителя председателя ЦИК, предложил согласиться с японскими условиями. Однако Чан Кайши на это не пошел. Тогда Ван Цзинвэй уехал из Чунцина и в марте 1940 года возглавил созданное японцами марионеточное правительство в Нанкине .

Для понимания ситуации в Китае важно, что ни Чан Кайши, ни его противники были не в состоянии эффективно контролировать положение даже в пределах собственных зон. Генералиссимус реально мог положиться только на часть верных лично ему войск. Большую часть вооруженных сил на стороне Чан Кайши составляли формирования местных милитаристов, «кормившихся» на территориях своих провинций или уездов. В Китае не было унифицированной организации армии, отсутствовала всеобщая воинская повинность и система пополнения вооруженных сил. Отдельные военачальники могли по своему усмотрению поддержать или не поддержать действия главнокомандующего и самостоятельно определять политику в отношении противостоящих японских вооруженных сил на месте. Сходным образом японские оккупационные власти и режим Ван Цзинвэя не могли контролировать ситуацию на местах полностью. Их власть распространялась на крупные города, транспортные узлы и полосы контроля вдоль главных железных дорог. Сельские районы выходили из-под контроля, как только их покидали японские войска, которых просто не хватало для сплошной оккупации Китая.

Но соперничество коммунистов с Гоминьданом не было единственной причиной малой эффективности попыток Китая противостоять военному давлению Японии. Сам Чан Кайши следовал стратегии пассивного сопротивления захватчикам. Он не предпринимал против японских войск наступательных операций. Пользуясь своим численным превосходством, китайские войска концентрировались на основных путях продвижения японских сил, создавая своего рода «пробки» из живой силы. Японский натиск наталкивался на сопротивление огромной человеческой массы. Поскольку военно-техническое превосходство было на стороне Японии, китайские войска, в конце концов, отступали. Однако за это время они успевали создать новую «пробку» на соседнем участке японского продвижения. Силы противника изматывались, а темпы наступления замедлялись. Огромные пространства Китая позволяли Чан Кайши отступать в глубь труднодоступных районов страны неограниченно долго. Стратегия Чан Кайши состояла в изматывании экономических и людских ресурсов Японии, с тем, чтобы затем нанести ей решающее поражение при помощи Запада, а при возможности, и Советского Союза. Подход Японии к войне на материке. Хотя боевые действия между Японией и войсками Чан Кайши развивались неудачно для Китая, в японских правительственных кругах довольно скоро возникла тревога по поводу возможности быстро выиграть войну. Важно было принудить Чан Кайши к миру. Однако, отступая под напором японских сил, генералиссимус не соглашался заключить мир на японских условиях. Япония требовала, во-первых, признания независимости Маньчжоу-го, во-вторых, согласия на размещение в Китае японских гарнизонов как гарантии против экспансии коммунистов. Генералиссимус не был против координации усилий по борьбе с коммунистами. В принципе он не исключал и признания фактического отторжения Маньчжурии .

Гражданская часть японского руководства – высшее чиновничество и аристократия – имела более трезвое понимание невозможности сплошной оккупации Китая. Она выступала за заключение мира с Китаем на условиях ограничения зоны оккупации главным образом территорией Маньчжоу-го. Эта группировка считала главным геополитическим противником Японии Советский Союз. Задача неизбежной борьбы с ним определяла, по мысли этих политиков, необходимость концентрации усилий на укреплении японских позиций в Маньчжоу-го и требовала ограничения масштабов экспансии на материке. Эта группировка не отказывалась от доминирования Японии в Восточной Азии, в том числе и через создание некого широкого регионального объединения под японским лидерством. Но эта сфера мыслилась с непременным вхождением в нее мирного и лояльного по отношению к Японии Китая. Это предполагало необходимость урегулирования японо-китайских отношений. Представителем «ограничительной» линии в 40-х годах стал принц Фумимаро Коноэ. За подобными шагами стояло не только личное соперничество двух лидеров, но и определенные интересы различных слоев китайского общества. Чаи Кайiпи являлся выразителем настроений крупного национального китайского капитала и помещиков, заинтересованных в большем расширении самостоятельности за счет устранения конкурентов в лице иностранного капитала. Вторая тенденция определялась интересами той части национальной буржуазии, которая видела свое благополучие в сотрудничестве с японцами и терпела убытки от военных действий с этим государством. Второй этап японо-китайской войны, начавшийся в 1939 году, характеризовался неспособностью обоих сторон к организации сколько-нибудь значительных военных операций и определенным равновесием сил. Используя наступившую передышку на фронте, лидеры КПК и Гоминьдана в очередной раз предприняли попытки изложить свое видение будущего Китая. К тому времени КПК сумела довести свою численность до 800 тысяч человек, в основном за счет крестьянства, составлявшего порядка 9/10 вновь принимаемых. Мао Цзэдун попытался теоретически обосновать новую роль крестьянства в партии, в программных документах определявшей себя пролетарской. Так, в 1940 году Мао Цзэдун обнародовал программную работу «О новой демократии», в которой сформулировал свое видение переустройства страны. Опираясь на высказанную им впервые еще в 1938 году идею о «китаизированном марксизме», лидер КПК определил будущую китайскую революцию как «новодемократическую» и крестьянскую, которая приведет к диктатуре «союза различных революционных классов», прежде всего крестьянства . Естественно, именно что такая трактовка входила в противоречие с установками Коминтерна могла не привести к критике Мао Цзэдуна со стороны тех лидеров КПК, которые ориентировались на Советский Союз. После ухода Чжан Готао наиболее известными деятелями из этой группы были Ван Мин (Чэнь Шаоюй) и Гао Ган. Именно они представляли для Мао Цзэдуна главное препятствие на пути установления полного руководства компартии.

В 1941-1945 годах в КПК под руководством Мао Цзэдуна проводилась кампания по дискредитации сторонников ориентации на СССР. Против Ван Мина и так называемой «московской группы» применялись меры психологического воздействия с целью заставить подчиниться сторонникам Мао и укрепить в качестве идеологической основы партии «китаизированный марксизм». Эта политика получила название «чжэнфын» («упорядочение стиля работы»). В результате на состоявшемся летом 1945 году седьмом съезде КПК «идеи Мао Цзэдуна» были объявлены наряду с марксизмом-ленинизмом идеологической основой деятельности партии. Сам Мао Цзэдун был избран на должность Председателя ЦККПК, которую затем бессменно занимал вплоть до своей смерти. В состав нового ЦК и Политбюро вошло большинство его сторонников. Такому укреплению авторитета Мао Цзэдуна объективно способствовал роспуск Коминтерна в 1943 году, а также отсутствие у его потенциальных конкурентов внутри партии реальных рычагов воздействия на армию. Однако к 1943 году территория освобожденных районов сократилась в два раза. Также наполовину уменьшился личный состав воинских формирований КПК.

Что касается Гоминьдана, то с 1939 года перед Чан Кайши стояла проблема окончательно определиться в отношении своих союзников и противников как внутри страны, так и на международной арене. В апреле 1939 года лидер Гоминьдана призвал к ликвидации «коммунистических баз», блокировал Особый район, но желаемых результатов эта акция ему не дала. Следующим шагом стала неудачная попытка физического устранения Ван Цзинвэя в начале лета 1939 года. Во внешнеполитическом плане чунцинское правительство продолжал курс на укрепление отношений с Великобританией и США, а также с СССР. Однако вплоть до нападения японцев на Перл-Харбор Китай официально так и не вступил в состояние войны с Японией. Это произошло лишь 9 декабря 1941 году. Военные действия вплоть до этого периода можно разделить на два направления: локальные операции японских войск против армии Чаи Кайши и боевые действия против районов, контролировавшихся коммунистами, против которых, в свою очередь, независимо друг от друга, воевали гоминьдановцы и армия Ван Цзинвэя. В результате КПК и ГМД ослабляли силы друг друга в борьбе против общего врага – Японии. СССР, недовольный таким развитием событий, весной 1940 года объявил о прекращении поставок оружия и снаряжения чунцинскому правительству. Этот шаг возымел действие и в последующие годы внутри китайское противостояние несколько ослабло. Настоящее смятение внутри Китая вызвало подписание в апреле 1941 года советско-японского договора о ненападении. Ван Цзинвэй сразу же обратился лично к Чан Кайши с призывом о сотрудничестве. Он считал, что прекращение сопротивления Японии позволит Китаю стать нейтральным государством во Второй мировой войне, а вместе с СССР и Японией защитить Азию от происков США и Великобритании. На Чан Кайши этот призыв не оказал сколько-нибудь существенного влияния. Тем более что 22 июня ближайший союзник Японии Германия начала войну против СССР и вскоре образовалась Антигитлеровская коалиция. Для Гоминьдана исчезла опасность оказаться один на один в противостоянии с Японией.

До конца 1943 года японские войска в основном проводили сравнительно ограниченные операции против коммунистических районов, но в 1944 году наступила очередь Гоминьдана. В марте японцы начали наступление в провинции Хэнань, где четырех сот тысячная гоминдановская группировка вынуждена была отступить. В мае-июне они развернули успешное наступление в Хунани и Гуанси, вплотную подойдя к Чунцину. До конца года ГМД потерял порядка 1 миллиона солдат, большое количество техники, а также территорию около 2 миллионов квадратных километров с населением 60 миллионов человек. В это время несколько укрепили свои позиции коммунисты, сумевшие увеличить численность своих вооруженных формирований и территорию освобожденных районов. Кроме того, при посредничестве США удалось вновь наладить внутри китайский диалог, продолжавшийся вплоть до начала 1945 года .

К весне 1945 года армия Гоминьдана насчитывала более 4,5 миллионов человек, а также вооруженные формирования КПК – около одного миллиона. Им противостояла армия Японии численностью 2 миллионов солдат. Однако несогласованность действий двух главных политических сил Китая не позволяла надеяться на быстрый военный успех. После вступления СССР в войну с Японией Чан Кайши попытался не допустить расширения влияния КПК в стране, отдав приказ верным ГМД частям взять под контроль ранее оккупированные японцами районы. Коммунисты расценили такие действия как предательство. Советский Союз в тот период пытался проводить политику формально одинаково дружественную в отношении обоих противостоящих политических сил. И. В. Сталина в то время явно не устраивало доминирование ни одной из сторон, так как СССР хотел в максимальной степени укрепить собственное влияние в послевоенном Китае. Так, 14 августа 1945 года сын Чан Кайши Цзян Цзинго от имени своей страны подписал в Москве Договор о дружбе и союзе с СССР, по которому было подтверждено обоюдное стремление к дальнейшему сотрудничеству в различных областях. Одновременно в освобожденной советскими войсками Маньчжурии оружие, захваченное у японцев и марионеточной армии Маньчжоу-го, передавалось в распоряжение КПК. Во главе новой администрации этого района был поставлен Гао Ган, известный как ярый сторонник СССР и потенциальный кандидат, по мнению И. В. Сталина, на пост главы КПК вместо Мао Цзэдуна.

После неоднократных призывов Чан Кайши к Мао Цзэдуну начать политические консультации, 25 августа была опубликована Декларация ЦК КПК, в которой выражалась готовность к началу диалога. Хотя обе стороны уже тогда понимали, что рано или поздно вновь начнется формально прекращенная в 1937 году гражданская война, в которой и определится будущее Китая. Однако военные круги – руководители военного и военно-морского министерств, начальники штабов видов вооруженных сил и среднее звено офицерского корпуса полевых армий требовали расширения агрессии против Китая. Для этого Японии было необходимо изолировать зону контроля Чан Кайши от внешнего мира. Поскольку основные порты и прибрежные районы Китая находились под японским контролем, главным источником снабжения китайского правительства были две железные дороги, соединявшие Южный Китай с британскими колониями – Бирмой и Французским Индокитаем. Их блокада была одной из главных целей Японии в регионе(4). Отмена режима капитуляций в Китае. Сознавая ослабление своих позиций, японское правительство попыталось модернизировать свою политику в отношении Китая и привлечь на свою сторону хотя бы часть националистов, поддерживавших Чан Кайши. В январе 1943 года Япония вслед за СССР стала второй из великих держав, подписавших с Китаем (нанкинским правительством Ван Цзинвэя) договор об отмене права экстерриториальности и о возвращению Китаю всех прав по концессиям, которыми Япония владела на китайской территории .

Таким образом, хотя мысль об отказе от неравноправных договоров с Китаем была выдвинута американской дипломатией еще в 1941 году, она допустила промедление в этом вопросе. Психологический эффект от шага Японии бы отчасти сглажен Соединенными Штатами и Британией, которые также в январе 1943 года когда были подписали договора об отказе от экстерриториальности с правительством Чан Кайши. Эта задача была тем более актуальной, что неожиданно обнаружившаяся «конкуренция» между Японией и двумя демократическими державами за право первенства в отмене неравноправных договоров с Китаем была только частным случаем более общего процесса.