Как сформулировать тезис. Что такое тезисы и как их писать: четко и по форме


Научный термин «тезис» знаком каждому учащемуся различных учебных заведений.Это результат исследования, написанный в форме краткого изложения. Обычно объем такого изложения примерно 2 страницы печатного текста. Многие знают значение данного термина, но как сформулировать и правильно изложить результаты, известно не всем. Но это легко исправить.

Тезисы можно назвать небольшой научной статьей, вобравшей в себя основные положения проведенного исследования. Это визитная карточка вашей основной работы. В большинстве случаев они пишутся для научной конференции, где студенту нужно отчетливо и в форме доклада изложить суть своей работы. Существуют определенные правила оформления, обязательные к выполнению, а также структура написания.

Вконтакте

Структура

В тезисах вы подводите итоги, затрагивая только одну тему, выбранную вместе с руководителем. Писать нужно только о личных достижениях или разработках во время исследования, учитывая всех его участников, если помимо вас таковые имеются. Как и любой другой письменный текст, тезисы состоят из определенных разделов:

  1. Вступление. Здесь нужно очень кратко описать причину выполнения исследования. По вступлению читатель сразу должен понять, о чем идет речь, и почему это важно. Отсюда вытекает научная новизна, без которой данная работа будет обычным . Обычно вступление занимает не более одного абзаца.
  2. Теор-часть, в которой тезисно следует отразить самые основные аспекты, касающиеся теории, чтобы читатель имел четкое представление о предмете и объекте проведенного исследования. Лишние высказывания в данной части не приветствуются, так как они и так будут представлены в основном докладе.
  3. Основная часть, где опять-таки кратко излагается анализ проведенного исследования. Излагая те или иные факты, автор всегда должен их подтверждать аргументами. Поэтому он заранее должен подумать, как сформулировать тезис.
  4. Выводы, сформулированные по полученному анализу. Всегда задавайте себе вопрос, почему вы пришли именно к таким выводам. В заключении можно опять кратко упомянуть вступление и научную новизну в прошедшем времени. Пример фразы: «И так мы обосновали…» подойдет как нельзя лучше.
  5. . Важно обратить внимание на правильное оформление, так как частой ошибкой является именно невнимательное отношение к требованиям по оформлению. Научный руководитель обычно уточняет этот момент со студентом.

Типы тезисов

Существует три типа написания :

  • формулирование понятия к постановке проблемы;
  • результат проведенного исследования;
  • представление новой методики работы.

Постановку проблемы можно назвать самым нестабильным жанром. Попадут ваши тезисы докладов в сборник или нет зависит от того, насколько ваше описание проблемы понравится куратору. Если ему покажется, что вы были недостаточно убедительны, их не опубликуют. Поэтому стоит принимать во внимание все аспекты работы, даже то, какой у вас научный руководитель.

Тезисы в литературе

О том, что такое тезис в литературе, мало кто задумывается. Но это достаточно интересный момент, который никак не сравнить с традиционным пониманием понятия.

В Древней Греции литераторы называли тезисом ниспадающую фазу .

На вопрос, что такое тезис в , можно ответить только то, что это кратко и четко формулированные мысли, изложенные в одном предложении. Такие понятия используют для написания сочинений. Относительно стихосложения данным термином называется момент, когда рассказчик использует краткие слоги, понижая голос во время прочтения стихотворения.

Как правильно писать?

Для того, чтобы процесс написания проходил без всяких затруднений и была грамотен в исполнении, нужно соблюдать определенный алгоритм действий:

  • Первое, что нужно сделать, это определиться к какому тексту вы пишите тезисы. В них к докладу вся информация излагается очень кратко, переписывать абсолютно все из научного труда будет неправильным подходом к заданию.
  • После следует заново прочитать ваш доклад, выявить актуальность работы и ее цель.
  • Понять и сформулировать проблематику, затрагиваемую в научной работе.
  • Далее нужно аргументировать свой выбор относительно проблематики.
  • Описать методы исследования, если можно - предложить свою новую методику.
  • Сформулировать выводы.

Важно! Тезисы к статье можно писать либо по выбранной теме, либо подобрать ее к уже написанным работам и придумать название. Любой способ написания имеет место быть. Но в любом случае все будет зависеть от куратора, который будет вас направлять и выбирать способ написания для научной конференции.

Тезисный план

Тезисный план станет при правильном выполнении хорошим помощником в написании любого научного текста. Он должен выражать суть проведенного исследования, конкретные аспекты и голые факты. Без тезисного плана все аргументы автора, приведенные в научном труде, потеряют свой вес. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что тезисы пишутся как к готовой работе, так и к совершенно неготовой.

Важно! Тезисы - это отдельный жанр научного письменного труда, а тезисный план их верный спутник.

Тезисный план должен быть дискуссионного характера, то есть вызывать у слушателей ответную реакцию или споры. Это можно назвать неким анонсом, разогревом перед подачей основной работы и информации на научную тематику. Слушатель уже будет знать о чем конкретно будет идти речь в докладе и так далее.

Основные тезисы по 5 направлениям итогового сочинения 2018-2019 учебного года.

  • Тезис может быть всего один.
  • Не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов, поэтому можно сформулировать два тезиса и более.
  • Некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов.

При формулировке тезиса нужно учесть:

  • связь тезиса и темы,
  • особенности формулировки самого тезиса.

Тезисы к направлению «Отцы и дети»:

  1. Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений.
  2. Советы родителей очень много значат для детей.
  3. По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах.
  4. Не заботиться о своих родителях – значит предать их.
  5. Не всегда родители несут добро своим детям.
  6. Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы.
  7. Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке.
  8. Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал.

Тезисы к направлению «Мечта и реальность»:

  1. Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
  2. Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
  3. Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
  4. Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
  5. Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.
  6. Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.

Изучай дополнительные материалы:

Тезисы к направлению «Месть и великодушие»:

  1. Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
  2. Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
  3. Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
  4. Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
  5. Месть как чувство и действие.
  6. Кровная месть как социально-историческое явление.

Изучай дополнительные материалы:

Тезисы к направлению «Доброта и жестокость»

  1. Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
  2. Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
  3. Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
  4. Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
  5. Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
  6. Истинная и ложная доброта.
  7. Доброта и жестокость на войне.
  8. Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

Изучай дополнительные материалы:

Тезисы к направлению «Искусство и ремесло»:

  1. Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого.
  2. Сила искусства способна перевернуть жизнь человека.
  3. Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека.
  4. В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил.
  5. Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами.
  6. К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации.

Методика обучения написанию сочинения-рассуждения

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера – сочинение – рассуждение на заданную тему с привлечением информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов, объединенных основной мыслью, которую нужно раскрыть в сочинении. Как успешно выполнить это задание?

Попробуем составить план сочинения – рассуждения.

    Вступление. Тезис (формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве).

    Основная часть. Доказательство (собственная аргументированная оценка проблемы):1, 2, 3.

    Заключение. Вывод (подтверждение правильности выдвинутого тезиса).

Вступление.

С чего можно начать сочинение? Предметом обсуждения в сочинении-рассуждении по двум текстам является проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Учащийся должен её выявить и показать в сочинении, как она связана с основной мыслью текстов. Следовательно, во введении необходимо назвать проблему, сформулировав её в форме тезиса.

Рассмотрим возможные варианты формулировки проблемы и приведем примеры.

Проблема может быть сформулирована:

    в виде предложения-тезиса, нуждающегося в доказательстве: В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе . Или: Проблема воспитания является актуальной в наше время . Или: Уважительное отношение к людям – проблема, без сомнения, актуальная в наши дни;

    в форме предложения констатирующего характера, содержащего сообщение об актуальной проблеме: Д. Лихачев и Т. Тэсс поднимают в своих произведениях актуальную проблему, связанную с поведением человека в обществе;

    с использованием стилистических фигур:

Именительного темы: Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?;

Градации: Нужно ли воспитывать в людях терпимость, внимательность, уважение?;

Парного соединения однородных членов: Человек и общество, долг и обязанность, нравственность и гуманизм – вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни .;

Антитезы: Добро и зло, любовь и ненависть, альтруизм и эгоизм – нравственные категории, которые характеризуют человека;

Умолчания: Два текста… Такие разные и такие похожие… Они связаны общей мыслью: призывом уважительно относиться к людям;

Вопроса и ответа на него: Какая из проблем социальной жизни наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, проблема человеческих взаимоотношений;

Риторического вопроса: Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие;

4) путем сообщения сведений об авторе (авторах) текста и определения места проблемы в его (их) творчестве: Академик Д. С. Лихачев - крупнейший ученый-филолог и выдающийся педагог-просветитель наших дней. Огромное место в его творческом наследии занимают труды, связанные с гуманистическим воспитанием подрастающего поколения;

5) с помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.: Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе». В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей . Или: Народная мудрость отражается в пословицах. Как вести себя в обществе? Как относиться к людям? Ответами на эти вопросы могут стать пословицы: «Как аукнется, так и откликнется»; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»;

6) в виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста: Каждый человек хочет, чтобы его ценили, уважали, любили. Но чтобы добиться такого отношения к себе, нужно самому уметь быть внимательным к другим;

7) путём подбора соответствующих примеров из классической литературы: «Что сделаю я для людей?» - сильнее грома крикнул Данко». Эти слова из известного произведения А. М. Горького знакомы каждому школьнику. Два героя: Данко и Лара. Две позиции: любовь к людям и любовь к себе. Какая из них правильная? Как жить в обществе? Каким правилам следовать? На эти вопросы пытаются дать ответы многие, в том числе Д. С. Лихачев и Т. Тэсс. Или из личного опыта: Каждый из нас часто бывает в городском парке. Как похорошел он в последнее время! Повсюду чувствуется забота о нас, жителях города. Аккуратно подстриженные кустарники, новые удобные скамейки, ухоженные цветочные клумбы. И вдруг – исписанные стены летнего театра, вытоптанные газоны, разбросанный возле пустых урн мусор… проблема воспитания, к сожалению, остается актуальной и сегодня;

8) как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами: Большое впечатление произвели на меня очерк Т. Тэсс и письмо Д. С. Лихачева, посвященные одной проблеме – проблеме бережного отношения ко всему, что нас окружает . Или: Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.

Примечание: если учащийся хочет, чтобы сочинение – рассуждение было оригинальным по форме и интересным по содержанию, не следует начинать его словами «Основная мысль, которая объединяет прослушанный и прочитанный тексты,…» или «Оба текста объединены общей мыслью:…»

Тезисная часть должна отличаться краткостью и сжатостью. В ней будут преобладать простые предложения (чаще вопросительные или восклицательные).

Основная часть

В основной части нужно прокомментировать сформулированную проблему с опорой на предложенные тексты или имеющийся жизненный опыт, высказать собственную точку зрения и привести аргументы (доказательства, факты, примеры), убеждающие нас в её правомерности.

Для этого необходимо этически корректно сформулировать собственное мнение по анализируемой проблеме, согласившись или не согласившись с позицией авторов. Аргументируя собственную позицию, пишущий должен привести не менее двух доказательств (аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт, и выстроить их в логической последовательности. Чтобы правильно построить систему аргументов, нужно хорошо представлять, какую мысль мы доказываем, т.е. понимать суть проблемы.

В качестве аргументов могут быть приведены примеры из прочитанного и прослушанного текстов, художественной литературы, жизненного опыта, собственные суждения, изречения великих людей и т.д. При этом аргументы (примеры, доказательства) должны быть краткими, точными, вескими.

Можно построить систему аргументации, выразив свое согласие с авторами текстов, используя предложения с вводными словами, указывающими последовательность доводов, фактов, например: Трудно не согласиться (я согласен и т.п.) с авторами. Во-первых,…; во-вторых,…; в-третьих,…

Целесообразно употребление сложноподчиненных предложений с придаточным причины, например: Я разделяю точку зрения авторов (мне близка мысль авторов, позиция авторов убедительна и т.п.), потому что…

Можно применить синтаксические конструкции с доказательством от противного, например: Попробуем не согласиться с авторами текстов . Или: Представим, что авторы текстов не правы…

Уместно использовать вопрос и ответ на него: Разве можно не согласиться с авторами текстов? Конечно, нет. Они правы, поднимая актуальную проблему и подсказывая нам пути её решения. Они правы, убеждая нас быть внимательными к другим, доброжелательными и терпимыми. Они правы, показывая уровень нашей воспитанности через призму наших взаимоотношений.

В целях вовлечения в сорассуждение уместно частое использование вопросительных предложений в значении восклицательных.

Следуя кольцевой композиции рассуждения, необходимо использовать слова и выражения вывода: Вот почему, Вот поэтому, Значит…

С точки зрения синтаксиса в доказательной части сочинения-рассуждения должны преобладать распространенные, осложненные простые предложения, а также сложные (ССП, СПП, БСП) над простыми.

Заключение.

В заключении необходимо сделать общий вывод, подвести итог всему сказанному. Этот вывод будет зависеть от того, о чем говорится во введении. Нужно помнить, что вывод в рассуждении – доказанный тезис. Введение и заключение сочинения должны быть связаны между собой. Кроме того, вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью. Наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака текста, как завершенность.

В целом сочинение, написанное учеником, должно нести определенную информацию. Информативный план сочинения по прочитанному и прослушанному текстам – сообщение об актуальной проблеме и её оценке авторами двух текстов и пишущим сочинение в виде системы доказательств. Информативность текста типа рассуждения состоит в обоснованной оценке предмета речи, т.е. обсуждаемой проблемы.

В процессе написания сочинений учащимся может быть предложена следующая памятка (составитель Трунцева Т.Н.):

Памятка к написанию сочинения – рассуждения

    На какой общий вопрос отвечает сочинение?

    Ты заявил в самом начале текста о проблеме, которую хочешь исследовать, задал вопрос, на который хочешь ответить?

    Составь композиционную схему рассуждения (тезис-доказательство-вывод), выдели её составные части цветной пастой.

    Ты привел доказательства своему предположению, утверждению (2, 3, и более). Подставь в начало каждого доказательства карандашом слова потому что, так как.

    Ты заканчиваешь своё рассуждение выводом? Использовал конструкции вывода вот потому и, поэтому ?

    Проверь наличие конструкций причинно – следственного содержания почему – потому что.

    Использовал ли ты в качестве доказательства высказывания авторитетных авторов, пословицы, поговорки?

    Экспрессия убеждения – вот основной тон твоего рассуждения, так ли это?

    Перечитай свою работу. Прочти её своим товарищам: убедил ли ты их?

В качестве примера текста – рассуждения девятиклассникам может быть предложен отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и дано задание отыскать в нем основные признаки этого типа речи:

Её сестра звалась Татьяна…

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

И что ж? оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, не разлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей! Мы все должны

Признаться: вкусу очень мало

У нас и в наших именах

(Не говорим уж о стихах);

Нам просвещенье не пристало,

И нам досталось от него

Жеманство, - больше ничего.

Итак, она звалась Татьяной.

И в заключение хочется обратить внимание на одну важную вещь. Работая над сочинением – рассуждением, выпускники девятого класса должны не только показать свою орфографическую и пунктуационную грамотность (хотя и это важно), но и хорошо сформированную коммуникативную компетенцию, которая проявляется в следующих умениях: умении свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста; способности адекватно выражать своё отношение к услышанному и прочитанному; умении оценивать позицию автора, т.е. адекватно откликаться на предложенные тексты как на языковое и духовное явление.Документ

... тезис ... сочинениях ... рассуждениях ... эта формулировка снова... вида : Естественная Монополия: Существует по воле рынка; вступление ... составили планы ... Попробуй ... положение ... проблемы , эволюционисты продолжают выставлять данные окаменелостей как доказательство ... нуждающегося ...

Рассказать о случае из жизни.

Образ-аналогия.

Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).

|| Обязательно сначала проверяйте соответствие темы и тезиса. ||

В любом случае мой совет вам: если вы дочитали, перечитали своё сочинение и не смогли с уверенностью сказать, что аргументы, вами приведённые, доказывают именно ту мысль, которую вы вынесли в качестве тезиса, значит, вероятно, надо менять тезис (просто это порой сделать легче, чем подбирать новые аргументы). Ещё можно проверить, действительно ли эти аргументы вам подходят, по тому микровыводу, который вы пишете в конце каждого аргумента. Такую проверку делать нужно обязательно, чтобы соответствие «тезис-аргумент» было полным.

Основная часть

Аргументация

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод.
Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

То есть если вы на вопрос по теме, например: «Что приносит людям любовь: страдание или счастье?», отве­тите, что, с вашей точки зрения, любовь может как осчастливливать человека, так и делать его несчастным, то вам необходимо привести два аргумента, в одном из которых любовь помогает обрести человеку счастье,
почувствовать всю наполненность жизни, а в другом она приносит грусть и страдание. И тогда в этом случае тезис будет доказан, причём полностью.

Структура аргумента

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем - «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: «ге­рой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т.п.

Микровывод из аргумента должен соотноситься с тем тезисом, который вы привели в начале сочинения, а не просто быть выводом из аргумента!

Все элементы аргумента последовательно располагаются друг за другом.

Например, тема: «Какой путь можно назвать дорогой в никуда?».

Примерное вступление У каждого из нас есть свой путь, и нет ни одного человека на свете, который не совершал бы ошибок, идя по этому пути. Мне кажется, что это вполне естественно. В течение своего жизнен­ного пути нам всё время приходится делать тот или иной выбор, чтобы дойти до какой-либо цели. Нередко случается так, что человек осознаёт, что он совершает бессмысленные действия и поступки. И всё равно упорно идёт по этой дороге. Часто и упрямство заставляет идти по невер­ной дороге. Но дороги могут и не привести туда, куда хотелось бы. Они могут вообще никуда не привести, если ты сам ничего не будешь делать для того, чтобы двигаться вперёд
Тезис Дорогой в никуда можно назвать тот путь, который не принесёт никаких значимых результа­тов

Теперь об аргументах.

Элементы 1-го аргумента Пример
Обращение к произведению На мой взгляд, ответ на вопрос о дороге в никуда мы можем найти в произведении И.А. Гон­чарова «Обломов».
Интерпретация фрагмента (желательно не менее 2 – 3 раз упомянуть ав­тора) Илья Ильич Обломов - помещик средней руки, «... с тёмно-серыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». По моему мнению, про­блема заключается в том, что он не ставит себе целей. И.Н. Гончаров обращает наше внимание на то, что общение с Ольгой - это своего рода последнее проявление личности Обломова, как бы последний взлёт, последнее счастливое время для него, а за всем этим - только лишь паде- ние и бесперспективное существование... Мягкая натура Обломова не способна слиться с фаль­шивым, жестоким внешним миром, потому что для него это слишком тяжело. Автор с сожалением говорит о том, что Илья Ильич решает погрузиться в апатию в загородном домике Агафьи Матве­евны, где он и находит свой «покой»
Микровывод Дорогу, по которой идёт Обломов, можно назвать путём в никуда, потому что он не может сделать ничего для достижения своей цели из-за собственной лени и нежелания двигаться вперёд
Элементы 2-го аргумента Пример
Обращение к произведению Теперь обратимся к замечательному произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и на­казание»
Интерпретация фрагмента (желательно не менее трёх раз упомянуть автора) Жизненный путь Родиона Раскольникова не привёл его ни к чему хорошему. В романе Ф. Достоевский изображает столкновение теории, придуманной героем, с реальной жизнью. Родион хочет помочь всем людям и в то же время узнать: «тварь я дрожащая или право имею...». Раскольников уже давно вынашивал свой ужасный замысел, но всё это до поры до времени оставалось лишь мрачной фантазией. На мой взгляд, как только мысли Раскольникова зашли об убийстве, ему надо было переосмыслить свою теорию и выбрать другой жизненный путь. Неужели он не догадывался, к чему может привести такое преступление? Порой нужно задумываться о последствиях сказанного или сделанного заранее
Микровывод Этот путь я также могу назвать дорогой в никуда, потому что убийство человека - величай­ший грех, который нельзя оправдать ничем, даже теорией всей жизни

Связки между абзацами (микротемами)

Чтобы избежать логических ошибок, не забывайте про «связки», «мостики» между аргументами. Всё должно быть последовательно и логично. Например, нельзя начинать абзац второго аргумента со слова «также», так как «так же», как и автор, о котором говорилось в предыдущем аргументе, новый автор не может раскрывать ту же проблему в своём произведении: другой автор, другое произведение - поэтому всё не «так же», а совсем по-дру­гому. Аргументы должны быть не просто нагромождением эпизодов из произведений, а именно логически свя­занными с тезисом примерами.

Примечание. В итоговом сочинении допускается приводить аргументы на основе зарубежной литературы. Об этом неоднократно говорили в передачах с участием министра образования и науки Д.В. Ливанова и предсе­дателя совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Д. Солженицыной. Они согласи­лись с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.

Заключение

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения.

Существует несколько способов закончить сочинение:

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя по­вторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет уп­рекнуть в неэтичном отношении к адресату (ведь именно учитель будет вашим первым читателем).

Заключение - выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».

Варианты заключения Примеры
Вывод Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что проблема оценки таланта до сих пор очень актуальна. Людям надо искать таланты, не дать им потухнуть, потому что именно они, эти талантливые люди, являются двигателями прогресса и общества в целом
Призыв Подводя итог, хочется верить, что каждый человек должен ставить перед собой высо­кие и благородные цели. Всегда нужно задумываться о том, нужно ли мне это вообще? Нельзя бездействовать, ведь это и называется дорогой в никуда. Не нужно бояться ошибок на протяжении нашего пути, ведь, как говорил один мудрец, «раз вы сбились с пути - зна­чит, путь у вас есть, человек, который никуда не идёт, не может заблудиться»
Выражение надежды Хочется надеяться, что проблема истинного понятия слова «красота» действительно должна быть очень актуальна в наше время. И если мы будем этому вопросу уделять как можно больше внимания, не забывать о таких важных понятиях, как благородство, доб­рота, смелость, то и мир наш станет чуточку лучше и красивее!

Завершение рассказа о случае, заставившем задуматься над темой (если в качестве вступления был приведён такой рассказ).

Цитата, подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, мо­жет, какая-нибудь подойдёт.

Например:

«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин).

«Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н.К. Рерих).

«Природа - творец всех творцов» (И.В. Гёте).

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).

«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С. Пушкин).

«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышев­ский).

«Жить - значит чувствовать, мыслить, страдать...» (В.Г. Белинский).

«Человек - целый мир...» (Ф.М. Достоевский).

«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв).

«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С. Мережковский).

«Нет счастья в бездействии...» (Ф.М. Достоевский).

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С. Тургенев).

Важно, чтобы цитата обязательно соответствовала главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово (например, в сочинении о природе цитата со словом «при­рода»), и не учитывать её общий смысл.

Редактирование текста

Перед тем как переписывать сочинение с черновика в специальный бланк, необходимо его внимательно про­верить и отредактировать. Как это сделать?

Читаем текст по частям.

Сначала вступительную и заключительную части. Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Хорошо, если во вступлении вы задаёте вопрос, а в заключении есть ответ на него.

Тезисы. Они должны быть компактно изложенными логическими ответами на вопрос, который вы задаёте во вступительной части сочинения. Желательно, чтобы последняя фраза тезиса была тем самым основным ответом, для доказательства которого вы и будете приводить аргументы.

Читаем пары «тезис + аргумент». Убеждаемся, что пример соответствует основной мысли, тезису, а не просто рассказывает о чём-то близком теме сочинения.

«Мостики», «связки». Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего. Убеждаемся, что переход от од­ной микротемы к другой плавный, нет логических ошибок.

Только после того как мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логиче­ских ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуа­ционных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.

Читаем текст по отдельным предложениям. Находим грамматические основы, задаём вопросы ко всем второ­степенным членам. Долго и нудно? Но зато это позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь. Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено. Одновременно обращаем внимание на знаки препинания. Если вы сомневаетесь в необходимости того или иного знака, изменяйте конструкцию. Ведь это сочинение, а не диктант! Не бойтесь изменять предложения, менять слова. Здесь можно и нужно изменять текст.

Читаем каждое слово по слогам. Так вами лучше будет усваиваться услышанное - сразу будут активизиро­ваться разные виды восприятия (слуховое, зрительное). Причём лучше читать текст не с первого предложения, а с конца. Или просто не с начала предложения, а с последнего слова в нём, тогда вы будете обращать внимание не на смысл, а именно на написание. Именно так можно отыскать орфографические ошибки. Это известный
способ проверки «с конца».

После этого желательно подсчитать количество слов. Учитываются все слова, в том числе предлоги, союзы и частицы. Цифры, например год (1978), а также слово с дефисным написанием рассматривается как одно. В случае, если получилось меньше 250 слов, придётся увеличивать объём до необходимого минимума, иначе работу не за­считают. Бывают случаи, когда не хватает пары слов, тогда очень обидно получать «незачёт» за хорошее в целом
по содержанию и по грамотности сочинение. Но есть правила оценивания, критерии, которые необходимо учи­тывать.

  • Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

  • ПАМЯТКА

    «Как написать ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИ»

    ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

    Сочинение состоит из трех основных частей:

    I . Вступление (лирическое отступление по заданной теме).

    II . Основная часть:

    Тезис (собственное мнение по предлагаемой теме).

    Аргумент (подтверждение литературным примером).

    III . Заключение.

    Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент!

    ВСТУПЛЕНИЕ

    Итак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.

    ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

    Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

    Элементы вступления

    (перечисленные ниже элементы вступления располагаются последовательно друг за другом)

    Примеры

    Ключевые слова темы

    Родители и дети …

    Общие рассуждения о предмете речи

    Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.

    Вопрос(-ы) (задаем главный вопрос темы, на который отвечаем в основной части).

    Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Основная часть состоит из одного или нескольких тезисов, подкрепленных аргументами на литературной основе. Каждая пара «тезис+аргумент» выделяется в отдельный абзац.

    ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ТРАДИЦИОННАЯ

    Тезис - это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.

    КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
    Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов (например, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).

    При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:
    связь тезиса и темы,
    особенности формулировки самого тезиса.

    ТЕМА И ТЕЗИС
    Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.
    Тема-вопрос
    Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

    «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время.

    Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки.

    Взрослеть человеку помогает забота о близких людях.

    Тема-утверждение (в т.ч. цитата)
    В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
    Тема Тезисы
    «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский)

    (Во вступительной части задаем вопросы: почему "война" - это самое печальное слово, почему это святое слово?) «Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе.

    «Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм.

    Тема - номинативное предложение (ключевые слова)
    Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

    «Гармония природы и несовершенство человека».
    (Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны? Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.

    СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА

    Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.
    Прямое выражение главной мысли:
    Все люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков.

    Формулировка тезиса оригинальная
    Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.
    Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).
    Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.
    Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.

    Пример из жизни
    Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.
    Вопросно-ответный ход
    Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей.
    Аналогия (сравнение с миром природы)
    На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.
    Примечание. Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.

    АРГУМЕНТ

    КОЛИЧЕСТВО АРГУМЕНТОВ
    Вполне достаточно привести к одному тезису один литературный аргумент, приводить несколько аналогичных к одному тезису нецелесообразно. Важно: если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

    СТРУКТУРА АРГУМЕНТА
    Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
    1) обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – "произведение");
    2) его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: "герой пошёл туда-то, сделал то-то"? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ;
    3) промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.
    Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

    Обращение к произведению
    Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».

    Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)
    Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Писатель говорит о новом указании - уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Автор заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.

    Промежуточный вывод в конце аргумента
    Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

    МОЖНО ЛИ ПРИВОДИТЬ АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?
    Да, да и еще раз да!!! 31.08.2015 в программе «Мнение» ( ) принимали участие министр образования и науки Д. Ливанов, председатель совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Солженицына. Они согласились с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.

    СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ)

    Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой.

    Варианты связки

    Примеры

    Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли.

    Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы?

    Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Как писать заключение?

    Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
    Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:
    Вывод . Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
    Призыв .
    Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
    Выражение надежды .
    Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», - не стоит, сами понимаете.

    Варианты заключения
    Вывод
    Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
    Призыв

    В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
    Выражение надежды

    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
    Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

    Зарисовка, которая возвращает к вступлению.
    Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
    Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

    Цитата
    Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света».

    КАК ДОБИТЬСЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИ

    ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ, если содержит рассказ о неком случае из жизни, который навел на размышления о данной проблеме.

    ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ОРИГИНАЛЬНАЯ, если вы

    Привели пример из жизни;

    Или использовали вопросно-ответный ход;

    Или провели аналогию (сравнение с миром природы).

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ, если оно п редставляет собой некую зарисовку, которая возвращает к вступлению или содержит цитату обобщающего характера.