Упражнения для инвалидов – колясочников. Виды гимнастики, применяемые в работе с людьми, имеющими ограниченные возможности


Упражнения в инвалидной коляске

Инвалидность — это не синоним пассивности. Даже при ограниченных возможностях движения можно выполнять физические упражнения, заниматься спортом, танцами и вести активный образ жизни. Потребуется подобрать хорошую устойчивую коляску . Существуют и специальные коляски для занятий спортом .

Виды упражнений для колясочников:

  • Гимнастика на коляске;
  • Силовая тренировка для мышц рук и спины;
  • Упражнения на растяжку;
  • Специальные упражнения по безопасному движению;
  • Танцевальные занятия.

Гимнастика на коляске

Гимнастика на коляске желательна и обязательна для всех. Простые упражнения для шеи и плеч, наклоны и повороты, дают возможность поддерживать тонус мышц, улучшать кровообращение, вентиляцию легких, поднимают настроение. Существует специальный комплекс упражнений для колясочников с параплегией и тетраплегией.

Силовая тренировка

Силовые упражнения — это уже занятия спортом. Они помогают увеличить объем мышц и их силу. Очень полезны для колясочников, так как помогают поддерживать в нужном положении суставы плеч и укрепляют позвоночник. Можно использовать гантели, бинт.

Примеры силовых упражнений для колясочников:

Отжимание от подлокотников. Надо полностью выпрямить руки и поднять тело над коляской. Не допускать в плечах провисания. Кроме увеличения силы мышц рук, упражнение разгружает позвоночник и ягодицы.

Упражнение с гантелями. Для их выполнения необходимо руки с гантелями свести между ног, при этом большие пальцы необходимо направить вниз и внутрь. Далее следует поднимать руки в стороны до уровня плеч.

Упражнения на растяжку

Упражнения на растяжку выполняются только после разогрева. Гибкость и сила мышц спины очень важна для колясочников. Длительное сидение деформирует позвоночник и делает его «круглым». Из-за этого начинают страдать внутренние органы, так полость живота теряет свое естественное положение.

Примеры упражнений на растяжку:

Прогибы назад. Отталкивайтесь руками от подлокотников или бедер. 5 секунд держите прогиб, потом отпускайте. Начинайте делать упражнение с одной минуты, постепенно увеличивая время.

Упражнения растяжки мышц спины и шеи. Для них по очереди нужно опускать плечи, держась пальцами за спицы прямо около оси. Голова же наклоняется в противоположную сторону.

Специальные упражнения для безопасного движения включают в себя:

  • умение преодолевать препятствия в движении назад или вперед;
  • безопасное вставание после падений;
  • пересадку в автомобиль. π

Лечебные упражнения (ЛФК) лечебная гимнастика для детей ДЦП

Для детей с диагнозом ДЦП, органическое поражение мозга комплекс специальных упражнений просто необходим. От постоянства родителей в этом вопросе зависит на сколько наши дети будут развиты физически, независимы от родителей и близких людей, социально приспособленными.

Учим держать равновесие и ходить.

Если ребенок уже может ходить с поддержкой за две руки, но не держит баланс, то очень важно ходить с ребенком как можно чаще, но, чтобы наш малыш научился ходить сам, его нужно тренировать таким образом:

Нужно взять своими руками за бедра ребенка, не за поясницу, а именно за бедра и поворачивать свои руки, как бы крутить ребенку бедра провоцируя его на то, что бы он делал сам шаги. Очень важно, чтобы ребенок не опирался своей спиной на идущего позади родителя, чтобы ребенок сам балансировал и напрягал мышцы спины.

Для этого конечно родителю нужно согнуться буквой "зю", но есть очень хороший способ, который облегчит маме (папе) выполнение этого занятия. Это смастерить или заказать очень низкий табурет на колесиках. Родитель садится на такой стульчик, ноги вытягивает вперед, между ног находится ребенок в вертикальном положении. Тогда можно легко контролировать расстояние между родителем и ребенком и не допустить, чтобы малыш своей спиной опирался на маму (папу) и совершать данное упражнение - ребенок идет, а за ним едет его родитель. Таким образом, можно значительно увеличить время исполнения данного упражнения и ходить столько, сколько ребенок сможет, а родителю не напрягать спину.

Приседания

Это упражнение очень хорошо укрепляет ноги и спину ребенка. Делать его рекомендуется 50 приседаний в день, нужно делать несколько подходов. Например: 10 приседаний - отдых, 10 приседаний - отдых. Если ребенок очень слаб, то столько раз, сколько может. Но впоследствии, нагрузка должна увеличиваться.

На фотографии видно, каким образом садится родитель, ребенка надо посадить себе на одно колено. Родитель держит ребенка своими руками за бедра и, немного наклоняясь вперед, как бы подталкивает ребенка, чтобы тот прогнулся вперед и встал. Родитель своими руками так же помогает подняться ребенку. Позже, когда ноги у ребенка станут крепче, эта помощь будет минимальна.

Ребенок сидит на телефонном справочнике или детском стульчике

Поставьте детский стул (вместо него можно использовать толстую книгу) и посадите на него ребенка. Перед ним поставьте “стол” - вместо стола подойдет перевернутая корзина или коробка. Положите руки ребенка на поверхность “стола”. Придерживайте ребенка за ягодицы и убедитесь, что его ступни параллельны полу и колени согнуты под углом 90°. Ребенок должен сидеть по центру стула, а не с краю.

Правильное положение:

  • Голова прямо
  • Тело выпрямлено
  • Колени согнуты под углом 90
  • Ступни параллельны полу
  • Руки впереди на перевернутой коробке или корзине
Упражнение поможет:
  • Укрепить мышцы плеч, рук, ягодиц и ног во время отталкивания ребенка
  • Укрепить мышцы тела и спины
  • Улучшить чувство равновесия
  • Руки свободны для игры

Идеи для игры:

Поиграйте в барабанщика - постучите погремушкой или деревянной ложкой по “столу”, покатайте по нему машинки. Если машинки падают, придерживая ребенка за ягодицы, позвольте ему наклониться и поднять их, затем снова сесть на стул. Следите, чтобы в это время его ступни оставались стоять параллельно полу. Это упражнение поможет улучшить координацию.

Примечание : К упражнению следует приступать, если ребенок может ровно держать тело и голову дольше одной минуты и начинает использовать руки для удержания равновесия.

Обучение ребенка стоять на полу, придерживаясь за кушетку, перемещая вес тела с Вашей помощью, чтобы сделать шаг

Поставьте ребенка на пол лицом к кушетке. Вытяните руки малыша вперед и положите его ладони на край кушетки для создания опорной точки. Сядьте на пол позади ребенка и расположите Ваши руки на бедрах ребенка. Медленно и осторожно двигайте бедра ребенка из стороны в сторону до тех пор, пока вес ребенка большей частью не перейдет на одну из ног. После этого помогите ребенку шагнуть свободной ногой и позвольте ему сдвинуть бедро, чтобы перенести массу тела с той ноги. После того как малыш шагнет одной ногой, помогите ему передвинуть вторую ногу, чтобы свести их вместе.

  • голова находится в вертикальном положении на одной линии с телом
  • тело выпрямлено
  • бедра и колени выпрямлены и сведены вместе
  • ступни вместе
  • плечи расположены над бедрами, бедра над коленями и ступнями
  • руки вытянуты вперед, ладони находятся на краю кушетки

Заставьте ребенка шагнуть в сторону посредством взятия игрушки с кушетки, расположив игрушку таким образом, чтобы ребенок не смог до нее дотянуться, не шагнув. Велите малышу взять игрушку, либо дайте ему машинку и скажите ребенку проехать машинкой до конца кушетки. Не забывайте о том, что необходимо дать ребенку шагнуть в обе стороны – и вправо, и влево.

Примечание: Используйте это упражнение, когда ребенок уже научится перемещать вес тела на одну ногу и держать колени и тело выпрямленными, опираясь на кушетку.

Предостережение:

  • следите за тем, чтобы ребенок не расставлял ноги слишком широко, скрещивал их или держал слишком близко друг к другу
  • не позволяйте ребенку вставать на цыпочки
  • не давайте малышу стоять на полусогнутых ногах, наклоняться к краю кушетки

Упражнение помогает:

  • развить мышцы туловища, спины, ног
  • развить чувство контроля над туловищем и ногами
  • получить опыт перемещения массы тела на ноги


Учимся держать баланс

Родитель садится на стул, ноги вместе перед собой. На колени садится ребенок, его ноги раздвинуты. Родитель своими руками держит ребенка за бедра. Немного отклонитесь от ребенка, и удостоверьтесь, что его спина прямая, и он не наклоняется за вами. Родитель начинает по очереди поднимать то одно свое колено, то другое. Тем самым ребенок начинает наклоняться то вправо, то влево. Ребенок вынужден будет держать равновесие, т.к. остался только на одной вашей ноге (вторая ушла вниз) И так поочередно поднимайте то одно своё колено, то другое.

Ребенок стоит на четвереньках, облокачиваясь на Вашу ногу

Сядьте на пол, раздвинув ноги или согнув их как на картинке, и облокотитесь спиной. Положите ребенка лицом вниз на нижнюю часть ноги. Поставьте ноги ребенка так, чтобы колени находились под ягодицами. Одной рукой придерживайте ребенка за ягодицы, другой отодвиньте его руки вперед. Положите их на пол так, чтобы ребенок мог оттолкнуться от него.

Правильное положение:

  • Голова не опущена
  • Тело выпрямлено
  • Руки выпрямлены, расположены по ширине плеч
  • Колени на уровне бедер, ноги параллельны друг другу
Упражнение поможет:
  • Укрепить мышцы тела и спины
  • Улучшить чувство равновесия

Идеи для игры:

Аккуратно раскачивайте ногу, на которой лежит ребенок, напевая веселую песню или притворяясь лошадкой (это поможет ребенку понять, как переносить вес тела). Можно положить книгу перед ребенком и читать ее вместе. Помогайте ребенку дотянуться до книги. Также можно дать ему плюшевую игрушку или магнитофон (чтобы ребенок почувствовал его вибрацию).

Ребенок учится стоять, поднимаясь с Ваших колен

Сядьте на колени или по-турецки на пол перед диваном, табуретом или журнальным столом. Посадите ребенка на колени, убедившись, что его ступни ровно стоят на полу и что угол между его ягодицами и коленями равен 90°. Держа ребенка за ягодицы, помогите ему дотянуться до столика или табурета. Затем приподнимите тело ребенка вперед и вверх, выпрямив его ноги. Позвольте ребенку самому делать упражнение, насколько он может. Когда ребенок научится вставать самостоятельно, Вам больше не нужно будет придерживать его. Также можно научить ребенка садиться назад на Ваши колени.

Правильное положение:

  • Голова прямо
  • Тело выпрямлено
  • Ноги согнуты на 90°, ступни ровно стоят на полу
  • Ладони не сжаты в кулак, пальцы направлены вперед
  • Руки вытянуты вперед и опираются на столик или табурет

Упражнение поможет:

  • Улучшить координацию и чувство равновесия
  • Укрепить мышцы тела, спины и ног
  • Научить ребенка перемещать вес тела назад и вперед

Идеи для игры:

Положите фигурки разной формы на пол перед ребенком, а коробку с отверстиями для фигурок положите на стол. Пусть ребенок садится, чтобы взять фигурку, и встает, чтобы положить ее в коробку. Можно использовать и другие игрушки, которые нужно собирать (напр. кольца на палочке, кукла и кукольный домик, машинки и гараж).

Примечание: Упражнение стоит начинать, когда ребенок уже умеет сидеть и может самостоятельно стоять, держась за что-либо.

Ребенок стоит на четвереньках, поддерживаемый Вашими руками

Сядьте на пол, обопритесь спиной на диван, раздвиньте ноги. Поставьте ребенка на четвереньки перед собой. Одной рукой придерживайте его за живот, другой возьмите за ягодицы. Используя одну руку для поддержания ребенка, второй сгибайте и разгибайте его колени.

Правильное положение:

  • Голова не опущена, тело выпрямлено
  • Руки ребенка выпрямлены, расставлены на ширине плеч
  • Пальцы рук направлены вперед
  • Колени на ширине ягодиц, ноги параллельны друг другу

Упражнение поможет:

  • Укрепить мышцы плеч, рук, ягодиц и ног, во время отталкивания ребенка
  • Укрепить мышцы тела и спины
  • Улучшить чувство равновесия

Идеи для игры:

Чтобы помочь ребенку научиться перемещать вес тела, с помощью рук раскачивайте его вперед и назад, опираясь на руки и колени. Можно положить перед ребенком мячик или плюшевую игрушку и помочь ему достать и потрогать их.

Наклоны (укрепляют мышцы спины)

Сядьте на пол, на колени. Поставьте ребенка между своих ног лицом от себя, так чтобы бедра ребенка были прижаты к вашей груди. Обхватите одной рукой ноги ребенка (чтобы он не падал), а второй рукой надавите на спину ребенка, чтобы он наклонился максимально вперед. Как только вы наклонили ребенка, то убирайте руку со спины, а только придерживайте за ноги. Ребенок должен начать пытаться подняться. Как только ребенок поднялся, наклоните его вновь. Делайте это упражнение столько, сколько сможет сам ребенок.

Ребенок стоит, полностью поддерживаемый вами

Сядьте на пол или на диван раздвинув ноги и облокотившись спиной. Поставьте ребенка между своих ног лицом от себя. Держите его за живот - положите одну руку ему на грудь, для удержания тела в вертикальном положении, а другую на колени, чтобы предотвратить их сгибание. Убедитесь, что руки ребенка опущены и не блокированы вашими, и что его ступни стоят параллельно полу.

Правильное положение:

  • голова не наклонена
  • тело выпрямлено
  • ноги на ширине плеч
  • носки смотрят вперед
  • руки опущены

Возможные ошибки:

  • ноги сильно раздвинуты, перекрещены или расположены слишком близко друг к другу
  • тело наклонено
  • ребенок стоит на цыпочках

Упражнение помогает:

  • укрепить мышцы тела, спины, бедер и ног
  • улучшить контроль равновесия тела и ног
  • почувствовать вес тела
  • руки свободны для игры

Идеи для игры:

Аккуратно раскачивайте своё тело влево-вправо, вперед-назад, напевая песню, чтобы ребенок ощутил вес своего тела. Можно сесть напротив зеркала или журнального столика и позволить ребенку дотянуться до них.


Упражнение, в положении лежа: ребенок располагается на вашей груди

Положите свою голову на подушку, если вы лежите на спине. Положите ребенка себе на грудь лицом к вам. Поддерживайте грудь ребенка своими руками, чтобы помочь малышу опереться на локти. Когда ребенок это сделает, придержите его чуть ниже спины руками, для того чтобы помочь ему научиться поднимать грудь.

Положение ребенка во время упражнения:

  • голова поднята кверху, подбородок выставлен вперед, тело выпрямлено
  • руки находятся под телом, локти ниже уровня плеч
  • руки вытянуты перед собой
  • ноги выпрямлены и зафиксированы

Упражнение помогает:

  • развить управление головой
  • развить мышцы рук и плеч
  • развить мышцы спины
  • научить ребенка лежать на животе

Игровая форма проведения занятия:

Заставьте ребенка поднять голову и опереться на руки с помощью пения, разговора с ним или различных забавных звуков, можете попробовать строить смешные рожицы. Осторожно покачайтесь, чтобы ребенок учился балансировать и находиться в движении. Дайте ребенку дотронуться до вашего лица и пощупать его. Это упражнение можно выполнять и не только лежа, родитель может просто облокотиться на кушетку, опереться о подушку или откинуться в кресле.

Ребенок находится на ваших скрещенных ногах.

Сядьте на пол и скрестите ноги, обопритесь ногой на кушетку. Посадите ребенка к себе на колени, убедитесь, что спина ребенка находится к вам как можно ближе. Это поможет малышу держать спину прямо и ноги вместе. Свесьте ноги ребенка перед вашими, сдвиньте его колени таким образом, чтобы его ступни оказались на полу. Убедитесь, что плечи ребенка опущены и руки вытянуты вперед. Если голова ребенка чуть-чуть заваливается на бок или отворачивается, а так же тело наклоняется вперед, используйте свою руку, чтобы поддержать ребенка за грудь. Это поможет ему держаться прямо.

Положение ребенка во время упражнения:

  • тело выпрямлено
  • плечи слегка опущены, руки вытянуты вперед

Упражнение помогает:

  • развить управление головой
  • развить чувство баланса
  • развить мышцы тела
  • уменьшить, а иногда и полностью выпрямить осанку у детей с напряженными мышцами спины

Спойте детскую песенку, при этом играя с пальцами ребенка. Помогите ребенку соединить или разъединить игрушки, выполненные по типу конструктора. Слегка покачайте ногами, имитируя езду на автомобиле, при этом помогайте ребенку балансировать.

Сидя на полу.

Сядьте на пол и поместите ребенка между своими ногами. Одна нога может служить опорой для малыша, а другая - сидением. Поощряйте и приветствуйте наклоны ребенка вперед.


Ребенок сидит на полу рядом с кушеткой, для упражнения используется коробка или столик.

Вырежьте в одной из сторон коробки отверстие размером примерно 25 на 30 сантиметров. Посадите ребенка на пол таким образом, чтобы он с выпрямленными ногами сидел спиной к кушетке. Убедитесь, что бедра ребенка наклонены под углом 90 градусов по отношению к икрам. Ребенок должен сидеть на ягодицах, а не на копчике. Поместите коробку над ногами ребенка вырезанной стороной к нему и придвиньте её так, чтобы коробка оказалась близко к груди малыша. Положите руки ребенка на коробку. Положите подушки с обеих сторон от ребенка, если ему требуется опора, чтобы сидеть ровно.

Положение ребенка во время упражнения:

  • голова поднята кверху, находится на одной линии с телом, подбородок выставлен вперед
  • тело выпрямлено
  • руки вытянуты перед собой и лежат на коробке
  • ребенок сидит на ягодицах, а не на копчике

Упражнение помогает:

  • развить чувство баланса
  • развить мышцы тела,
  • приучить ребенка самостоятельно сидеть

Игровая форма проведения занятия:

Изобразите из себя барабанщика, используя деревянные ложки или погремушки. Выложите на коробку игрушки, чтобы ребенок мог их трогать, играть.

Упражнение в положении лежа на животе, опираясь на полотенце.

Сверните в длину полотенце средних размеров и поместите его под грудь ребенка для создания опоры. Вытяните руки ребенка перед ним так, чтобы они оказались параллельно скрученному полотенцу. Если ребенку нужна большая помощь, чтобы опираться на ладони и локти, поместите свою руку чуть ниже спины малыша и осторожно надавите ладонью вниз.

Упражнение помогает:

  • развить управление головой
  • развить мышцы рук и плеч, когда ребенок опирается на локти
  • развить мышцы плеч

Игровая форма проведения упражнения:

Чтобы заставить ребенка поднять голову и опереться на локти, поставьте на пол перед ним зеркало или разложите цветные картинки, чтобы ребенок мог их рассматривать. Потрите о ребенка мягкую игрушку и дайте ему почувствовать её.

Обучение ребенка искать точку опоры, лежа на ваших коленях.

Сядьте на пол или кушетку, держите спину напротив кушетки. Положите ребенка лицом вниз на ваши колени. Помогите малышу вытянуть руки перед собой и поместите его ладони на пол или диванную подушку. Поместите свою ладонь чуть ниже спины ребенка, чтобы уберечь его от падения с ваших коленей. Аккуратно покачивайте коленями, чтобы ребенок приподнял голову и оперся руками на пол.

Примечание: Если ребенок маленького роста и не достает руками до пола, подложите книгу сбоку от ваших ног прямо под руки малыша.

Положение ребенка во время упражнения:

  • голова находится в вертикальном положении на одной линии с телом, туловище выпрямлено
  • руки опущены ниже тела, локти находятся ниже уровня плеч, ладони ниже уровня локтей, пальцы вытянуты вперед
  • ноги выпрямлены и зафиксированы, находятся параллельно друг другу.

Упражнение помогает:

  • развить управление головой
  • развить мышцы спины, рук, плеч

Игровая форма:

Разложите цветные картинки на полу, чтобы ребенок смотрел на них. Положите на пол книгу и прочитайте малышу сказку. Покачайте ногами взад-вперед, напевая детскую песенку. Покатайте рядом с ребенком машинку или запустите волчок.

Сидя на стуле

Посадите своего ребенка на стул или низкий столик так, чтобы ноги не касались пола. Заставьте двигаться его за игрушкой, при этом следя за равновесием.

Сидя на стуле

Посадите своего ребенка на стул, чтобы ступни касались пола. Играйте в игры с движениями во всех направлениях: вперед, к полу, в стороны, назад.

Как научить ребенка садиться на пол из положения стоя

Поставьте ребенка перед столиком, стулом или диваном, положите руки ребенка на столик, стул или диван. Поддерживайте ребенка - одна рука на попе, вторая - на животе. Для того, чтобы побудить ребенка сесть на пол, положите на пол какие-нибудь игрушки, чтобы он к ним стремился. Затем потяните ребенка по диагонали назад и вниз, чтобы он в итоге шлепнулся на попу. Позвольте ребенку повторять это действие столько, сколько он захочет.

Совет:

  • голову держите прямо на одной линии с телом
  • тело - прямо в положении стоя
  • бедра и ноги прямо, стопы стоят плотно на полу
  • руки вперед

Идеи для игры: поставьте игрушки, машинки, кубики на стол и заставьте ребенка сбросить их на пол. Затем помогите ребенку сесть, чтобы собрать их.

Ребенок, стоящий на коленях, опирающийся на вашу ногу

Сядьте на пол, прислонившись спиной к дивану. Согните одну из ваших ног в колене и подтяните к себе. Поставьте ребенка на колени возле вашей ноги. Убедитесь в том, что колени, ноги и тело ребенка находятся прямо перед вашей ногой, насколько это возможно близко. Положите руки ребенка на ваше колено и поддерживайте тело и грудную клетку ребенка своей ногой. Следите за тем, чтобы бедра ребенка были прямые, для чего положите одну руку ему на попу. Вторую руку используйте, чтобы показать ребенку игрушку

Помогает:

  • развить мышцы тела
  • развить чувство равновесия в ногах и теле
  • руки свободны для игры

Идеи для игры:

Сыграйте в "отбери" с любимой игрушкой. Помогите ребенку повозить машинку по вашей ноге. Для того, чтобы научить ребенка держать равновесие, немного покачайте ногой вперед и назад, при этом пойте.

Упражнения на равновесие и баланс просто жизненно необходимы, особенно если поврежден мозжечок (отвечает за координацию движений). Простые тренировки тела оказывают эффективное воздействие на мозг.

Ребенок, стоящий на полу перед перевернутой коробкой или корзиной для белья

Сядьте на пол перед детским стульчиком, перевернутой коробкой или корзиной для белья, и поставьте ребенка перед ними. Положите руки ребенка наверх стула, коробки или корзины, чтобы он мог использовать их для поддержки. Чтобы бедра ребенка были прямые, поддерживайте его руками за попу. Положите на стул, коробку или корзину игрушки.

Совет:

  • голова - прямо, на одной линии с телом, подбородок поднят
  • туловище прямо в положении сидя
  • бедра и голени прямо, сомкнуты вместе
  • стопы плотно прижаты к полу, носки - прямо
  • руки прямо, ладошки на коробке.

Избегайте:

  • ноги стоят далеко друг от друга или слишком близко, скрещены
  • бедра и туловище наклонены к опоре
  • колени сведены, стоит на носках

Помогает:

  • развить чувство равновесия в ногах и туловище
  • развить мышцы туловища, спины, ягодиц и ног
  • ощутить ребенку вес собственного тела, стоя на ногах
  • освободить руки для игры или поддержки тела.

Идеи для игры:

Заставьте ребенка притвориться барабанщиком и постучать погремушками или деревянными ложками по коробке, стулу. Заставьте ребенка покатать машинки или поиграть кубиками. Если игрушка упала, помогите ребенку сесть или наклониться, чтобы подобрать её. Для веселья оставьте отпечатки краски или пены на стуле, коробке.


Учим ребенка переносить свой вес с позиции "сидя" на коленки и руки

Сядьте на пол, скрестив ноги или вытянув одну из них. Облокотитесь спиной на что-нибудь типа дивана и посадите ребенка перед собой лицом от вас. Одной рукой придерживайте ребенка за попу, а другой рукой за грудь. Чтобы заставить ребенка встать на коленки, упираясь ручками на пол, приподнимите его бедро одной рукой и переместите его чуть вперед. Используйте свою другую руку, чтобы поддерживать ребенка, когда он переносит свой вес на свои ручки. Чтобы вернуть ребенка в исходную позицию повторите движение в обратном направлении. Ребенок должен вернуться в вертикальную позицию сам, и, если это необходимо, направляйте движения ребенка одной рукой. После повтора данного упражнения несколько раз, позвольте ребенку сделать его самому, совмещая данное упражнение с поворотами вправо или влево.

Нужно:

  • держать голову прямо
  • сидеть прямо
  • колени согнуты
  • коленки под бедрами, руки прямые, ниже плеч, когда ребенок в нужной позиции

Помогает:

  • развить мускулатуру тела
  • развить координацию
  • учиться переносить вес своего тела на колени и руки и возвращаться в исходную позицию.

Как можно разнообразить упражнение:

Поместите рядом с ребенком, но вне его досягаемости какую-нибудь игрушку. Можете дать ребенку мячик, и после того, как он его бросит, пусть он доползет до него, возьмет и бросит снова.

Примечание: Попробуйте это упражнение, когда ребенок сможет сидеть самостоятельно, а так же сможет сам передвигаться на коленках с позиции "лежа на животе"

В настоящее время в работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, как в нашей стране, так и за рубежом, все большее внимание уделяется танцевальным упражнениям, которые, по существу, интегрируют в себе средства физической культуры, спорта и искусства.

Помимо традиционных хореографических, танцевальных залов танцевальные упражнения проводятся и на открытом воздухе (на танце-вальных площадках), и в воде (аква- или гидроаэробика, аква- или гид-рошейпинг и т.п.), и на льду (элементы спортивных танцев на коньках, салазках).

В отличие от России, где танцы лишь недавно привлекли к себе пристальное внимание специалистов, в мировой практике все более отчетливо выделяются такие понятия, как танцевальная терапия и адаптивные танцы.

В первом случае основная целевая установка так называемого танцевального терапевта состоит в использовании танцевальных упражнений в качестве психотерапевтического средства коррекции эмоционального состояния любого занимающегося, испытывающего психологические проблемы после страха, перенапряжения и т.п. Другими словами, занимающийся здесь может быть здоровым человеком, не имеющим инвалидности, но оказавшимся в состоянии депрессии, тревожности и т.д.

Во втором случае танцевальные упражнения рассматриваются как средство двигательной активности, применяемое с различными целя-ми в работе, прежде всего с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут использовать обычные танце-вальные программы. Здесь танцевальные упражнения приспосабливают (адаптируют) к проблемам этих людей. Отсюда и название – адаптив-ные танцы.

Однако после такой адаптации танцы становятся средством не только коррекции психологического состояния у данной категории лиц, но и (причем в большей степени) адаптивного физического воспитания (на-пример, для формирования жизненной компетентности), адаптивного спорта (для участия в соревнованиях вплоть до Паралимпийских игр), адаптивной двигательной рекреации (для активного отдыха, проведе-ния досуга) и т.п.

Применительно к адаптивной физической культуре, активно развивающейся в России, танцевальные упражнения используются во всех ее видах, однако более всего востребованы в адаптивной двигательной рекреации и креативных (художественно-музыкальных) видах двигательной активности. В адаптивной физической культуре применяются преимущественно адаптивные танцы.

Поскольку наиболее специфичны и менее известны в нашей стране танцевальные упражнения для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих для перемещения кресла-коляски, они будут рассмотрены более подробно.

Танцы на инвалидных колясках

За последние 30 лет в международной практике наибольшее разви-тие получили различные формы танцев на инвалидных колясках:

– индивидуальный танец;

– парный танец;

– танец группы.

1. Индивидуальный танец. Сидящий в инвалидной коляске перемеща-ется под музыку один, независимо от партнера, выполняя различные ритмические движения вперед и назад, вращения, повороты с различ-ной скоростью, с участием головы и пояса верхних конечностей.

2. Парный танец. Этот танец может быть осуществлен в двух формах:

– танец, где оба партнера, сидящие в инвалидных колясках, танцуют вместе. Они взаимодействуют друг с другом, либо с ручным контактом, либо без него в гармонии с музыкой. Это направление получило развитие в Великобритании (1968), а позже – в Нидерландах и Бельгии;

– комбинированный танец: сидящий в инвалидной коляске танцует со здоровым партнером. Ритмические вращения сидящего в инвалидной коляске и шаги партнера должны быть приспособлены друг к другу, чтобы получилось гармоничное выполнение танца пары. Это направление получило развитие в Швеции и Германии в конце 1960-х годов, а с середины 1970-х – в большом количестве других стран.

3. Танец группы (групповой танец). Сидящие в инвалидных колясках танцуют одни или со здоровыми партнерами в установленных действи-ях: например, в народных танцах, в формировании танцзала, во фрис-тайле или других действиях.

В зависимости от способностей и уровня обучения различают сле-дующие типы танца в инвалидных колясках.

А. Основные движения

Обычно танец в инвалидной коляске начинается с основных движений, выполняемых на месте или в передвижении. В первом случае цель состоит в том, чтобы получить фундаментальную базу движений, адаптированную к способности занимающихся выполнить то или иное движение.

Движения выполняются головой и поясом верхних конечностей под музыку в индивидуальном танце, танце в парах или группах. Сидящий в инвалидной коляске осуществляет позицию, координацию, контроль колеса, ориентацию в пространстве и сотрудничество с другими партнерами.

Б. Общительный (коммуникативный) и творческий танец

Цель состоит в осуществлении связи и сотрудничестве с партнера-ми. Способность действовать может быть достигнута коммуникативны-ми играми и различными темами, которые поддерживают танцующего в их новизне, гибкости и спонтанности. Формы взаимодействия, подоб-ные выражению лица, жестам и положениям, – предварительные ус-ловия для невербальной связи. Импровизации с предметами (например, шарфами, лентами) или без них могут помочь получить понимание движения. Кроме того, они могут быть расширены на изучение движе-ния со специальными темами и действиями во «Фристайле» и «Театре движения».

В. Танец диско

Танец предназначен для сидящих в инвалидных колясках и здоровых людей. В смягченной атмосфере дискотеки танцующий может получить большее понимание движения, чем в других ситуациях. Здесь имеются все виды возможного взаимодействия, главным образом в действии «игры-реакции», в которой творческий потенциал партнеров реагирует на импульсы, которые они дают друг другу. Это наиболее популярный тип танца из-за свободной интерпретации музыки.

Г. Народный танец

Легкие традиционные танцы народов различных стран, требования которых приспособлены к инвалидному креслу, показывают широкое разнообразие танца в инвалидной коляске от основных шагов и пози-ций к сложному ряду совместных шагов и позиций. Народный танец на линиях, кругах и квадратах прост, чтобы исполнять движения в группе и обеспечивать связь между партнерами.

Д. Балет – современный танец

Бывшие балерины, оказавшиеся в силу разных причин в инвалидных колясках, вместе со здоровыми балеринами создали этот специальный вид танца. Они предложили использовать специфику движения, выражения и эстетики из традиционного балета и хореографии пар или групп. Этот вид танца был создан на Севере и в Южной Америке и был показан в действии в культурной программе Паралимпийских игр в Атланте (1996).

Е. Танец танцзала

Наиболее социальные случаи касаются стандартных танцев (например, вальс, танго, венский вальс, фокстрот), латинских (самба, чача-ча, румба, джайв) и других танцев (рок-н-ролл, блюз, мамбо). Данному типу танца отдает предпочтение большое количество и молодежи, и взрослых. Здесь ясно определены шаги и позиции, и программа танца может использоваться в различных социальных случаях. Целью каждого характерного танца является выражение гармонии партнера в ритме и выборе времени.

Танец в инвалидной коляске признан как официальный спорт Международной спортивной организацией инвалидов (ISOD) в 1989 году, а в 1997 году был признан Международным паралимпийским комитетом как паралимпийский вид спорта (в зимних играх).

В международных соревнованиях используются следующие категории:

1) комбинированные танцы;

2) отдельные пары;

3) спортивные танцы на инвалидных колясках (эта категория включает в себя: а) стандартные танцы; б) латиноамериканские танцы).

Кроме того, используются пять критериев оценки функций пояса верхних конечностей и контроля тела:

1) управление колесом – способность ускорять и останавливать колесо одной или двумя руками;

2) функция толчка – управление инвалидной коляской в движении партнеров с ручным контактом посредством толкания одной или двумя руками;

3) функция натяжения – управление инвалидной коляской в движении партнеров с ручным контактом посредством тяги одной или двумя руками;

4) полная функция руки – управляемое движение свободной руки, достигающей полного контроля суставами и полной координации;

5) вращение тела – способность тела совершать вращения без потери равновесия.

Стандартные и латиноамериканские танцы – реальный вид адаптивного спорта. Однако для участия в спортивных состязаниях необходимы специальные инвалидные коляски, которые, как правило, стоят очень дорого. Для целей рекреации могут быть использованы более упрощенные их варианты, что позволяет привлекать к адаптивной двигательной рекреативной деятельности большое количество лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

Художественная гимнастика на инвалидных колясках

Художественная гимнастика для инвалидов – очень молодой вид спорта, который позволяет продемонстрировать женскую элегантность в движении, выражение экспрессии и гармонии.

Подобно танцам на инвалидных колясках различают следующие

формы художественной гимнастики:

Индивидуальная гимнастика. Пользователь инвалидной коляской перемещается один.

Парная гимнастика. Пользователь инвалидной коляской переме-щается со здоровым партнером. Оба партнера демонстрируют новые творческие возможности для инвалидов. Движения выполняются с раз-личными контактами рук или предметами. Репертуар движений может быть расширен, когда меняется предмет между двумя партнерами.

Групповая гимнастика. Три пользователя инвалидной коляской и три здоровых партнера выполняют групповое упражнение под музыку, обмениваясь различными предметами. Типичным характером осуществ-ления групповых упражнений является участие каждой гимнастки в ра-боте группы в духе сотрудничества.

Для трех видов предметов (лента, мяч и обруч) были разработаны следующие приемы, адаптированные к возможностям занимающихся.

А. Упражнения с лентой

Взмахи и круги в различных проекциях.

Змеи и спирали в различных проекциях на месте и в передвижении, с поворотом вперед и назад.

Б. Упражнения с мячом

1. Отскоки:

– на месте – двумя руками, одной рукой, кулаком, локтем;

– в передвижении с поворотами вперед и назад, с вращением вперед.

Броски: на месте – двумя руками, одной рукой, за спиной.

Вращения на полу: на месте и в передвижении.

Перекаты по телу: на двух руках, на одной руке, на груди.

В. Упражнения с обручем

1. Вращения в различных проекциях: вокруг рук или шеи.

2. Перекаты по полу: по прямой линии, по кривой, с возвращением назад.

3. Броски:

– с размахиванием вокруг горизонтальной оси;

– с поворотом вокруг горизонтальной оси.

4. Повороты: вокруг центра в различных проекциях.

Для дальнейшего развития танцевальных видов адаптивной двигательной рекреации необходимо организовать симпозиумы на региональном, национальном уровнях. При этом следует учитывать, что танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации являются эффективными способами комплексного воздействия на занимающихся и позволяют совершенствовать следующие аспекты реабилитации и социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Моторные аспекты

1. Совершенствование позиций тела, подвижности, ловкости, гибкости.

Совершенствование навыков координации.

Подготовка инвалидной коляски к движению под музыку.

Медицинские аспекты

Совершенствование функций кровообращения.

Компенсация ограниченности движений.

Психологические аспекты

Воспитание уверенности в себе.

Реализация самовыражения.

Выражение индивидуальности.

Социальные аспекты

Создание связи между отдельными партнерами, между группами.

Создание обществ.

В заключение отметим, что танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации очень тесно связывают этот вид адаптивной физической культуры с креативными (художественно-музыкальными) видами двигательной активности человека, в которых главная целевая установка состоит в обеспечении у занимающихся возможности для творческой деятельности, самовыражения и самоактуализации.


Упражнение 1
Туловище выпрямить, поднять подбородок, плечи расправить, руки вытянуть вдоль тела, расслабить, пальцы «веером». Подтягиваем плечи вверх, отводим назад, пытаясь лопатки соединить друг с другом. Опускаем отведенные в таком положении плечи вниз (образно представляем, что зажали между лопатками почтовую марку, которую должны удержать и опустить вниз). Затем плечи опускаем вперёд, вниз. И повторяем: на вдохе поднимаем плечи вверх и опять «зажимаем почтовую марку», а на выдохе опускаем вниз. Еще раз.

Упражнение 2
На вдохе прямые руки поднимаем вперед вверх, над головой (бицепсы рук как можно ближе прижать к уху). На выдохе через стороны опускаем руки вдоль тела. Повторяем это упражнение в спокойном темпе. Обратите внимание, чтобы на выдохе туловище не отклонялось назад, держитесь прямо.

Упражнение 3
Исходное положение: спина прямая, поднять подбородок, руки вытянуть вверх, пальцы "веером". На вдохе тянемся левой рукой вверх как можно выше, правая рука, полусогнутая в локте, идёт вниз. На левой стороне туловища образуется как бы реберная дуга, выпуклая наружу. На выдохе тянем вверх правую руку, а левая опускается вниз. И так, сменяя руки, повторяем 2-3 раза. По окончании обе руки поднимаем вверх и на выдохе через стороны плавно опускаем. Один раз повторяем упражнение 1. Расслабляемся.

Упражнение 4
Исходное положение: руки на коленях, спина прямая, подбородок поднят. Осторожно наклоняем голову влево, следя, чтоб туловище не двигалось. Затем плавно возвращаемся в исходное положение. Наклоняем голову вправо. Опять очень осторожно(!) наклоняем голову влево и из этого положения поворачиваем подбородок к левому плечу. С опущенным вниз подбородком делаем полукруговое движение к правому плечу. И в обратном направлении. Ещё 1-2 раза, как кто пожелает, но не напрягаясь.

Упражнение 5
Расслабить обе руки, опустить вдоль тела. Левую руку выпрямить и положить на правое бедро ладонью наружу. Рука должна быть разогнута в локтевом суставе. Следите за осанкой. Правую руку поднимаем вперед и вверх до уровня плеч, ладонью вверх. В этом положении отводим постепенно руку наружу и назад, поворачивая за ней тело и голову. Должно немного тянуть, но не быть больно (это очень важно!). Туловище не должно отклоняться влево. Когда достигли точки, когда уже невозможно дальше повернуться, поворачиваем голову влево, оставляя руку сзади и корпус развернутым. Затем поднимаем правую руку постепенно вверх, разворачивая туловище в исходное положение, опускаем прямую правую руку на левое бедро (пальцы вытянуты, ладонь наружу), при этом левая рука опускается вдоль туловища. Поднимаем левую руку вперед и вверх до уровня плеч, ладонью вверх. Повторяем всё, что делали раньше, теперь в левую сторону. Пару раз повторить.

На каждую группу мышц, которую вы считаете нужным. Поделите все выбранные вами упражнения на 2 части и занимайтесь следующим образом: первый день – на одни группы мышц, второй день на другие, третий день отдыхаете. В первое время не стоит перегружать себя упражнениями, заниматься нужно постепенно, увеличивать вес постепенно. Для начала делайте все выбранные вами упражнения по одному подходу, затем постепенно увеличивайте количество подходов до трех. Также эти упражнения дикуля есть на видео. При этом для начала нужно подобрать такой вес, с которым вы сможете выполнить упражнение легко. Все упражнения делаются на .

На рисунке обозначено, как с помощью противовеса можно уменьшить вес той или иной части тела, чтобы вы смогли выполнить упражнение, которое без противовеса вам пока выполнить не под силу. Обязательно нужно подбирать вес противовеса очень точно, тут имеет значение каждый грамм. Важно, чтобы движение было полным, то есть выпрямление и сокращение происходило до конца. По мере восстановления мышц вес в противовесе постепенно уменьшайте, пока не сможете выполнить это упражнение без противовеса, тогда выполняйте это движение, но теперь не с противовесом, а, наоборот, с отягощением, то есть другое, более сложное упражнение. Во время выполнения упражнений нужно дышать легко и ритмично, не задерживая дыхания. Между подходами необходим отдых 2-3 минуты.

Скача упражнения можно здесь.

Что такое подход?

Например, в схеме написано: 4х6, это значит, что вы делаете какое-то упражнение одно упражнение 6 раз, отдых 2-3 минут, снова выполняете это упражнение,отдых 2-3 минут и т.д., всего четыре раз (это значит, что вы сделали 4 подходов по 6 повторений). Контрактуру необходимо растягивать, уделяя этому много внимания. Делать эти упражнения нужно с помощью партнера, который поможет уравновесить веса и выполнить упражнения.

Упражнения Дикуля в комплексе с дают неожиданно хороший эффект.