Московские церкви во имя трех святителей. Описание церкви трех святителей на кулишках Храм трех святых на кулишках


Фото: Церковь Трех Святителей на Кулишках

Фото и описание

Храм Трех Святителей на Кулишках был построен в той части Белого города, которая в XVI веке стала называться Ивановской горкой – холмом, где был расположен монастырь Рождества Иоанна Предтечи. В XIX веке рядом с храмом была построена Хитровская площадь, поэтому среди прихожан были и богатые купцы, и так называемые «хитрованцы» - постоянные обитатели площади, создавшие ей репутацию места чрезвычайно криминального.

Церковь получила название в честь Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. Согласно истории праздника, который называется Собор Вселенских учителей и отмечается 30 января, эти три святителя в конце XI века явились митрополиту Иоанну с требованием установить общий день их почитания, чтобы прекратить споры между своими последователями.

Первым строением на этом месте была возведенная в XV столетии церковь Флора и Лавра, стоявшая на конном дворе рядом с резиденцией московского князя Василия Первого. Позже к ней была пристроена церковь Трех Святителей, имевшая статус домового храма при владениях московского митрополита, которые также были построены рядом с княжеским дворцом.

В следующем столетии, когда усадьба великого князя была перенесена в село Рубцово-Покровское, церковь Трех Святителей стала приходской. Во второй половине XVII века храм был перестроен на деньги прихожан и стал каменным. В новом двухэтажном здании главный престол нижнего, теплого храма был освящен в честь Трех Святителей, в верхней части разместился престол в честь Живоначальной Троицы. Второй придел нижнего храма был освящен в честь Флора и Лавра. Изменения в облик здания вносились и в последующих столетиях.

Установление советской власти ознаменовалось для этого храма, как и для многих других, изъятием реликвий и ценностей. Была, в частности, утрачена храмовая икона Божьей Матери «Прозрение очес». После закрытия церкви здание было обезображено изнутри и снаружи: были снесены ограда, верхушка колокольни, сброшены главы, внутренний объем был разделен перегородками, сверху был надстроен еще один этаж. До 60-х годов прошлого века бывший храм успел побывать тюрьмой, больницей, коммуналкой, в нем размещались кабинеты учреждений. В 60-е годы Всероссийское общество охраны памятников провело его реставрацию. В конце 80-х годов в здание въехала известная мультипликационная студия «Пилот» и занимала его в течение почти десяти лет.

В настоящее время храм является действующим и обладает статусом объекта культурного наследия Российской Федерации.

Во Всехсвятском храме находятся почитаемые, как в Греции, так и в России святыни, привезенные владыкой Афанасием из Киккского монастыря, расположенного на горе Киккос в северо-западной части острова Кипр. Это два мощевика: большой, в виде продолговатой раки, и малый, округлой формы, увенчанный высокой крышкой с крестом. В большом, в виде продолговатой раки-ковчега помещены частицы мощей древних святых угодников:

  • Прмц. Параскевы из Рима;
  • Мч. Трифона из Апамеи;
  • Вмч. Маманта из Гангры Пафлагонской;
  • Вмч. Мины из Египта;
  • Сщмч Антипы еп. Пергамского;
  • Св. славного апостола Филимона;
  • Прп. Онисифора;
  • Вмч. Артемия;
  • Сщмч. Харалампия из Магнезии Фессалийской;
  • Сщмч. Поликарпа еп. Смирнского;
  • Св. славного апостола Филиппа;
  • Мч. Саввы Стратилата.

В малом мощевике округлой формы почивает частица мощей святителя Николая Чудотворца.

Каждое воскресенье эти ковчеги со Святыми мощами износятся для всеобщего поклонения, а после Божественной Литургии перед ними совершается водосвятный молебен.

Всякий христианин молится своему небесному покровителю — тому святому угоднику, чье имя он носит. Каждый понедельник, в 17:30, в нашем храме совершается молебен с акафистом всем святым перед мощами древних угодников Божиих. Таким образом, совершая по понедельникам молебное пение в честь всех святых, мы воздаем должное поклонение и своему Святому. На акафистное пение в честь всех святых износится также ковчежец с частицей мощей великого русского святого - прп. Серафима Саровского. Этот святой угодник особо почитаем в храме Всех Святых на Кулишках. И жизнью, и молитвенным предстательством подвижник Саровский близок душе православного человека, он незримо пребывает с ним в его страданиях, испытаниях и упованиях.

25 ноября 1825 года Пресвятая Богородица в сопровождении святителя Климента и святителя Александрийского Петра явилась преподобному Серафиму Саровскому. Выйдя из затвора по повелению Пресвятой, Преподобный, зная прошедшее и провидя будущее, давал духовные советы, исполненные премудрости и добра.

Наиболее характерно общение двух Церквей выражено в еженедельных водосвятных молебнах с акафистами, совершаемых в храме Подворья. Ведь акафист (неседальное пение — греч.) — это форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Первый акафист был сложен на греческом языке в честь Пресвятой Богородицы, он пелся всю ночь стоя, в субботу, на пятой неделе Великого поста. Этот акафист, называемый Великим акафистом («Взбранной Воеводе...»), был составлен в начале VII века и исторически является самым древним.

Согласно традиции, это богослужение в храме Всех Святых на Кулишках совершается в среду, в 17:30, перед иконой Божией Матери, именуемой «Киккской».

На Киккской иконе Пресвятой Богородицы, написанной святым апостолом и евангелистом Лукой, удостоившейся Ее благословения и облагодатствованной Ею, Пресвятая Дева изображена держащей Богомладенца, Сына Своего, на правой руке. Этот иконографический извод называется «Елеуса», то есть «Милостивая». Позже эта святая икона стала называться Милостивой-Киккской.

По древнему благочестивому преданию, сия икона была послана святым евангелистом Лукой в Египет к назореям, ставшими христианами по слову апостола и евангелиста Марка. Икона Милостивая-Киккская оставалась в Египте продолжительное время, но по причине возникших разногласий благочестивые христиане перевезли в 980 году святой образ в Константинополь. Драгоценная икона была поставлена в царском чертоге, где и оставалась до времен императора Алексия I Комнина (1082-1118). При этом императоре наместником Кипра был Мануил Вутомит. Однажды во время охоты он вместе со своей свитой заблудился в горах. В лесной глуши он встретил старца Исайю и хотел спросить у него дорогу, но отшельник попытался скрыться, не дав ему ответа. В гневе Мануил приказал слугам побить инока. В конце концов, Мануил нашел дорогу и вернулся в Лефкосию. На другой день наместник занемог. Поняв, что это наказание за нанесенную старцу обиду, он велел разыскать его. Мануил попросил прощения у старца, обещая выполнить любое его желание. Исайя, которому во сне Пресвятая Богородица открыла свою волю, сказал, что ему нужна икона Божией Матери, которая хранится в Константинополе в царских чертогах. После долгих колебаний Мануил отважился обратиться к императору со столь дерзкой просьбой. Вместе с Исайей он отправился в столицу. В это время императорская дочь тяжело заболела, и никто не мог излечить ее. Только Исайе удалось это сделать, и в награду он попросил любимую царскую икону. Не желая расставаться со святыней, император велел лучшему иконописцу сделать точную копию образа Божией Матери и предложил обе иконы на выбор старцу. Севшая на древнюю икону пчела, указала Исайе подлинник.

После чудесного исцеления императорской дочери от этого образа императору явилась Пресвятая Богородица и повелела отвезти святую икону на остров Кипр. Там на Киккской горе была сооружена в честь Пресвятой Богородицы церковь, а при храме, иждивением императора Алексея, — прекрасный монастырь. На сем святом месте Киккская икона прославилась многочисленными чудесами, а в ее благодатную силу уверовали не только христиане, но даже иноверцы. Символом же Киккского монастыря, своего рода «гербом» обители стала пчела, которая со дня основания обители изображается на ризе святой иконы.

Монастырь пережил четыре пожара — в 1365, 1541, 1751 и 1813 годах, полностью уничтоживших все строения, церковную утварь, императорскую грамоту. Однако чудотворная Киккская икона всегда чудесным образом спасалась. После двух первых пожаров святой образ вернули на прежнее место лишь в 1570 году, когда возобновили и заново отстроили Киккскую обитель.

И с тех пор многочисленные чудотворения от иконы продолжаются и записываются в летописи Киккского монастыря. Так от благодатной силы этой иконы тучи неоднократно проливали дождь во время засухи, исцелялись кровоточивые жены, бесплодные получали чадородие, немые заговоривали, умирающий отрок получил выздоровление, прекращались эпидемии, спасались утопающие. Один мавр попытался оскорбить икону, но рука его отсохла. Модель этой руки подвешена сейчас рядом с иконой в память об этом событии. В 1683 году голландец Корнелиус ван Брун рассказывал о нашествии саранчи и о том, что после крестного хода с Киккской иконой Божией Матери появилась стая птиц, истребивших саранчу.

Давно уже Киккская икона Пресвятой Богородицы помещена в оклад и до половины закрыта пеленой (от верхнего левого угла до правого нижнего) так, что ликов Богоматери и Богомладенца никто не может видеть, кроме особых случаев. Считается, что таково было желание императора Алексея I Комнина. За дерзновенное поднятие пелены многие подвергались тяжким наказаниям. Так, Александрийский Патриарх Герасим, приехавший в Киккский монастырь в 1699 году, поднял из любопытства завесу и был поражен слепотой. Лишь раскаявшись и испросив прощение у Пресвятой Богородицы, он получил исцеление, что было засвидетельствовано в патриаршей грамоте.

Водосвятный молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, совершаемый еженедельно по вторникам и четвергам, собирает в храм Всех Святых на Кулишках особо много верующих. И немудрено. Ведь еще в самом начале святого пути святителя Николая Чудотворца, при совершении над ним Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря!

Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают, по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. И ныне, возлежа частицей своих святых мощей в храме Александрийского Подворья, он, как и встарь, принимает верующих с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником.

Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая (по старому стилю), но и еженедельно, каждый четверг. Так и в московском Всехсвятском храме каждый четверг можно приложиться к частице мощей святителя Николая: ковчег с его святыми мощами выносится для поклонения после окончания Божественной Литургии и пребывает в храме до 20:00. Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, почивает в малом, округлой формы, ковчеге, увенчанным высокой крышкой с крестом.

Из Ватопедского монастыря со Святой Горы Афон нашему подворью привезена в дар как благословение икона - список с чудотворного образа Божией Матери «Всецарица». Образ Богоматери «Всецарица» прославился многими чудесами и исцелениями от тяжелых недугов.

Каждую пятницу на нашем подворье совершается вечерня с чтением акафиста перед этой святой иконой. По окончании богослужения всем желающим раздается освященный елей из лампады от иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица».

Во Всехсвятском храме также имеются и другие известные и почитаемые святыни:

  • Крест-распятие, являющееся исключительным произведением искусства;
  • Прекрасный Царственный Иконостас;
  • Икона Тихвинской Божией Матери;
  • Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»;
  • Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия-Сумела»;
  • Икона Божией Матери «Милостивая»;
  • Икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова;
  • Икона мч. Андрея Стратилата.

Храмовая икона Пресвятой Богородицы «Оди...

Центральный иконостас. Господь Вседержит...

Святитель Кирилл, архиепископ Александри...

Храмовая икона Св. Евангелиста Ионна Бог...

Святитель Афанасий, архиепископ Александ...

Храмовая икона Пресвятой Богородицы «Зна...

Храмовая икона: св. блгв. кн. Дмитрий До...

Храм во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу. Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра - святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские). В начале XV века "в садех" была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских. В XVI веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму - Ивановская горка. Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы.

В 1670-1674 гг. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами. На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный входе улицы. Здесь находился домовый храм М.И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л.М. и П.Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х гг. церковь перестраивалась. Разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 г. холерном году упразднили приходское кладбище. 1812-й г. принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 г. придел Трех Святителей, но из-за малочисленности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 г. упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня - икона Божией Матери "Прозрение очес". В 1815 г. прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 гг. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах.

В приходе храма жил известный московский архитектор Ф. К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А.Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Староста же церковный в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.

В 1858 г. по проекту архитектора Д.А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 г. крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).

На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 гг., а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами.

Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик "хитрованцев". Известны имена большинства священнослужителей и псаломщиков Трехсвятительского храма от XVII века до 1920-х гг.: это и бесфамильный причт древности, и церковники конца XVIII-XIX веков, биографии которых более или менее известны, и последние клирики храма с длинными послужными списками.

Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 г., был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 г. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 г. Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 г. администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери "Прозрение очес".

Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е гг. церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом. В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку. В 1950-е гг. разрушили ограду. В середине 1960-х гг. здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных контор. Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 г. здание заняла мультипликационная студия "Пилот".

В 1991 г. сформировалась православная община во главе с протоиереем Владиславом Свешниковым, желающая вновь открыть храм. 30 июня 1992 г. вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. Но еще четыре года прихожане вымаливали свой храм, одновременно подыскивая мультипликаторам новое пристанище. И только 6 июля 1996 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия.

За прошедшие с этого времени годы поруганный храм преобразился, но работы по его благоукрашению, проводящиеся в основном силами самой общины, длятся до сих пор. В 1997 г. в верхнем Троицком храме побелены стены, устроена солея, из ступеней белокаменной лестницы московского дома. В 1998 г. сделан новый пол из керамической плитки. В 1999 г. на колокольню подняты колокола, поставлены филенчатые двери, лестница украшена резным парапетом, возведена ограда. К 2006 г. храм был перекрашен, заменена часть крыши, поставлены резные окна, готовятся к освящению нижние приделы. Заканчивается устройство иконостаса верхнего Троицкого храма (мастерская иконописца А.А. Лавданского), решенного в византийском стиле. 2 мая 2003 г. была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, в возрождаемом приделе Трёх Святителей Вселенских.

Информация с сайта храма http://www.trisvyat.orthodoxy.ru/hist1.php



Церковь Трех Святителей, что на Кулишках

В Ружной книге 1681 г. эта церковь названа по другому престолу: Святых мучеников Флора и Лавра, что у старых конюшен. При пожаре 1547 г. значится погоревшим «Фрол Святый у конюшен». В переписи 1620 г. упоминается в этой местности «Трехсвятцкий переулок». В Строельной книге 1657 г. церковь показана деревянной.

Сооружение каменной церкви относится к 70-м гг. XVII в., придел Флора и Лавра построен 21 августа 1670 г., а главная верхняя церковь Живоначальной Троицы одновременно с приделом Трех Святителей построена 1 мая 1674 г., а освящена 3 сентября этого же года.

Во внутреннем убранстве почти ничего не осталось древнего, а снаружи обновления были незначительны. Более всего заметны новая форма главы и новый вход в верхнюю церковь.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

В старой Москве было несколько церквей, освященных во имя Трех Святителей Вселенских – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Сам праздник был установлен в память о прекращении в 1084 году внутрицерковных споров между последователями этих учений – василианами, григорианами и иоаннитами.


Дожившая до наших дней Трехсвятительская церковь притаилась в тихих и пустынных переулках между Покровским бульваром и Солянкой.

Точный ее адрес, впрочем, когда-то был знаменит – угол Хитровского переулка (после революции – Максима Горького) и Малого Трехсвятительского, названного по этой церкви, а в советское время переименованного в М.Вузовский – в соответствии с идеалами пролетарской революции.

Именно здесь, рядом с этой чудом уцелевшей церковью находилась страшная Хитровка – рынок и ночлежка для московских нищих, на месте которой после ее сноса в советское время были построены школа и четырехэтажное здание с магазином. Название этого места произошло от имени зятя фельдмаршала Кутузова, генерала Н.З.Хитрово, который в 1820-х годах имел здесь владение и решил построить добротный рынок для торговли мясом и зеленью.

Мало известно, что сама Хитровка была не простой ночлежкой, как Ржанов дом на Смоленской, а московской "биржей труда" для безработных, устроенной в 1860-х годах. Или, как тогда говорили, "стоянкой" рабочего народа, толпившегося здесь в ожидании работодателей.

Здесь ежедневно нанимали поденных, сезонных и даже постоянных рабочих, выходцев из деревни - каменщиков, землекопов, плотников, дворников, половых и прочих на чернорабочие должности. Многие "хитрованцы" все равно оставались безработными, только нищенством добывая на хлеб и пятак на ночлежку, и оседали здесь, в специально выстроенных ночлежных домах.

Отсюда Горький черпал материал для пьесы "На дне", и еще в 1901 году К.С. Станиславский вместе с художниками и декораторами Московского Художественного театра приезжали на Хитровку, готовя постановку этой пьесы. Станиславский вспоминал потом: "Явилась натура, с которой можно лепить живой материал для творчества образов". И поэтому после уничтожения Хитровки в память о знаменитом шедевре Горького местному переулку и площади присвоили имя писателя.

Однако в дореволюционной краеведческой литературе старинная Трехсвятительская церковь чаще упоминается как "Трех Святителей, на Кулишках". Теперь московскому слуху более привычно это название для Всехсвятской церкви на Славянской площади, но известно, что в древности местность "Кулишки" имела большие границы и простиралась выше - к Ивановской горке и далее.

Есть предание, что когда-то здесь было болото, где водились кулики - птицы, обитающие в болотистой местности. А по одной из многочисленных версий "кулишками" в старину вообще именовали заболоченные участки земли.

Или же эта территория получила свое имя во времена Дмитрия Донского, который прошел здесь со своим войском на Куликово поле, и тем же путем вернулся в Кремль с победой, повелев заложить тут Всехсвятскую церковь.

В действительности, говорят современные ученые, кулишками назывались в древности расчищенные поляны среди леса, который густо покрывал эту территорию, и теперь правильнее произносить "кулижки".

Достоверно известна эта местность с XIV века столетия. Тогда и появилась здесь, на Кулишках, первая деревянная церковь, будущая Трехсвятительская: предполагают, что она существовала с 1367 года, а известна в документах с 1406 года.

Однако изначально эта церковь была освящена во имя свв. Флора и Лавра, поскольку была выстроена близ находившихся здесь царских конюшен, а эти святые почитались покровителями лошадей и домашних животных.

Есть даже версия, что именно по этой Фроловской церкви на Кулишках, а не по одноименному храму на Мясницкой первоначально были названы Фроловскими главные ворота Кремля (см. публикацию от 31 августа прошлого года).

И еще рядом с этой церковью стоял один из загородных домов митрополита, упраздненный только в 1656 году. Потом церковь была переосвящена - ее главный престол освятили во имя Живоначальной Троицы, один из приделов - во имя свв. Флора и Лавра, а другой во имя Трех Святителей Вселенских. И с 1699 года по этому приделу вся церковь стала называться Трехсвятительской.

Ныне же существующее здание церкви было выстроено в 1674 году. Следует отметить, что эта церковь была выстроена тогда на "пограничной" территории рядом с соседней Хохловкой - местностью, которую заселяли выходцы из Украины, Малороссии, что запечатлелось в названии и самой Хохловки и улицы Маросейки.

Особенно активно это заселение происходило после 1654 года, когда Украина вошла в состав России. Здесь же, поблизости, в Колпачном переулке стояли палаты самого гетмана Мазепы. И своеобразным центром Хохловки была Троицкая церковь, выстроенная в стиле московского барокко. А в приходе Трехсвятительской церкви стояли дворы московских служивых людей и "разных чинов".

Так, сохранились до наших дней палаты XVII века, принадлежавшие думному дьяку и известному дипломату Украинцеву. Именно он в 1699 году был отправлен Петром I на русском корабле в Константинополь для заключения мира с турками, чтобы высвободить силы России для надвигавшейся Северной войны.

Только через год был подписан Андрусовский договор о мире, и царь Петр, получив известие о нем 18 августа 1700 года, на следующий же день объявил Швеции войну.

И богатый дом Украинцева не ушел из ведения казны. После него в этих палатах разместился Архив иностранных дел.

Другой, не совсем обычный прихожанин церкви в первой половине XIX века приложил немало усердия для обновления и благолепного украшения старинного Трехсвятительского храма. Это был московский обер-полицмейстер А.С. Шульгин, чья резиденция в то время находилась по соседству в Мясницкой части, пока ее не перевели в Столешников переулок. А потом для начальника московской полиции купили знаменитый дом Кологривова на Тверском бульваре, где на балу Пушкин впервые встретился с юной красавицей Гончаровой. Он стоял на том месте, где сейчас новое здание МХАТа.

И еще во флигеле дома №5 по Малому Трехсвятительскому переулку в детские годы жил поэт Тютчев. А в небольшом флигеле дома №1 в Большом Трехсвятительском в 1892-1900 годах размещалась мастерская художника Исаака Левитана, где у него в гостях бывали Шаляпин и Нестеров, и где Серов написал его известный портрет.

Однако сами хозяева дома, Морозовы, наверно, самые знаменитые здесь жильцы, чьи имена попали на страницы школьных учебников истории, не были прихожанами ни Трехсвятительской, ни Троицкой, ни какой-либо другой из местных церквей. В их домашней молельне служили приглашенные Рогожские священники, так как владельцы великолепного особняка на возвышенности со сквером были старообрядцами.

И, тем не менее, хозяйка этого дома, женщина с крутым и властным характером, финансировала строительство Марфо-Мариинской общины сестер милосердия, а ее младший сын Сергей создал в Москве Кустарный музей, и ныне работающий в Леонтьевском переулке. Считается, что так семья Морозовых заглаживала свои грехи и восстанавливала репутацию благотворителей после знаменитой Морозовской стачки в январе 1885 года, когда рабочие Никольской фабрики в Орехово-Зуево бастовали против морозовской системы жесточайших штрафов.

Хозяйка дома, Мария Федоровна, в девичестве Симонова, была женой владельца этой фабрики Тимофея Саввовича Морозова, сына основателя знаменитой династии промышленников и меценатов. Отличаясь непомерной скупостью и жестокостью, он сумел в 10 раз увеличить отцовский капитал, однако, испуганный невиданной стачкой, решил продать фабрику и положить деньги в банк.

Жена уговорила сделать по-другому: создать паевое товарищество из родственников, а его директором назначить старшего сына - Савву Тимофеевича Морозова. Того самого, о котором до сих пор пишут сенсационные исторические исследования. В ту пору ему было всего 27 лет, и он недавно закончил Московский университет. Прогрессивный, умный, широких взглядов, хорошо обеспеченный, он начинал такую карьеру, что родителям можно было не волноваться и за его будущее, и за судьбу фамильного дела.

Однако он не оправдал семейных ожиданий, взявшись за дело совсем "не с той стороны" - отменил систему штрафов, стал строить спальни для рабочих, учредил стипендии для учащихся. Старик отец косо смотрел на его дорогостоящие нововведения, а в ласковую минуту гладил по голове: "Эх, Саввушка, сломишь ты себе шею!", будто пророча ему судьбу.

А далее последовали вклады на создание в Москве Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко и тяжелый конфликт с ними, несчастная любовь к актрисе Андреевой, которая познакомила его с окружением Ленина. Тогда Савва Морозов стал финансировать издание "Искры", как считал Марк Алданов, из-за разочарования в людях своего круга.

В семье его прозвали "бизоном" за крутой нрав и недолюбливали. А когда в начале 1905 года рабочие Морозовской фабрики устроили новую стачку, требуя повышения зарплаты и 8-часового рабочего дня, Савва Морозов приехал именно сюда, в Трехсвятительский, просить мать передать ему право единоличного управления фабрикой. В ответ мать пригрозила учредить над ним опеку как над душевнобольным и перевела все дела фабрики на себя, став управлять ею из дома в Трехсвятительском.

И уже 15 апреля того же года мать собрала врачебный консилиум, который вынес приговор Савве Морозову - в виду "тяжелого нервного расстройства" отправить его на насильственное лечение в Канны в сопровождении нелюбимой им жены, Зинаиды Григорьевны и личного врача. Спустя 28 дней в номере Каннской гостиницы Савва Морозов застрелился и был похоронен в Москве на Рогожском кладбище.

А дом его матери в Трехсвятительском еще один раз вошел в историю. В июле 1918 года в бывшем особняке Морозовых разместился штаб восстания левых эсеров.

Трехсвятительская церковь была закрыта в 1927 году, но, к счастью, не сломана. Долгое время ее занимали учреждения, были сделаны незначительные перестройки, но в основном старинное здание сохранилось.


Еще одна Трехсвятительская церковь, разрушенная большевиками, находилась на Садово-Спасской улице у Красных ворот в Старых Огородниках, близ дворцовой Огородной слободы, где во множестве стояли дворы царских огородников и сами огороды. Там когда-то Алексей Михайлович поставил церковь св. Харитония - по дню своего венчания на царство. Слобода быстро разрасталась, и в первой половине XVII века в ней насчитывалось уже 212 дворов.

Деревянная Трехсвятительская церковь была известна там уже с 1635 года, ранее Харитоньевской. Каменную, с приделом во имя св. Иоанна Богослова построили в 1699 году на средства подьячего Большого казенного приказа Ивана Венюкова, а в середине XVIII столетия появилась и новая красивая колокольня. В те годы эта местность уже становилась парадной, так как при государе Петре I царская дорога переместилась с Покровки на Мясницкую, которая стала вести в Немецкую слободу.

И при Петре I в честь побед, одержанных в Северной войне, здесь, рядом с церковью, впервые в Москве были поставлены триумфальные ворота - так поначалу назывались красивые деревянные арки.

В 1724 году к коронации Екатерины I их парадно отстроили заново, но они сгорели в Троицкий пожар 1737 года - в том самом, в котором погиб кремлевский Царь-колокол. И тогда московские купцы решили преподнести подарок на коронацию новой императрице Елизавете Петровне и в 1742 году на свои средства выстроили новые красивые Триумфальные ворота - для почетного торжественного въезда государыни в Кремль.

Однако и они сгорели, но указом императрицы были вновь выстроены в 1757 году архитектором Д.Ухтомским. И с середины XVIII века эти ворота стали именоваться Красными - вопреки московской традиции, не только потому, что были красивыми, но и потому, что вели в подмосковное Красное село.

Так, после их построения Трехсвятительская церковь стала называться "у Красных ворот".

Интересно, что на ее главе был венец, наподобие такого же, как был на Воскресенской церкви в Барашах на Покровке (см. публикацию от 26 сентября прошлого года). Именно с этой Трехсвятительской церковью дореволюционные исследователи иногда связывали легенду о чудесно несостоявшемся браке брата и сестры, неведавших о своем родстве, когда венец невидимой силой сорвался и поднялся на церковный крест, - хотя традиционно эту легенду относят к Воскресенской церкви в Барашах.

Может быть, это произошло потому, что обе церкви оказались причастными к императрице Елизавете Петровне, которая, видимо, любила ставить такие венцы на церковных главах в память о каком-либо событии из своей жизни.

В Воскресенском храме она служила молебен (или просто проезжала мимо) после свадьбы с графом Разумовским в Перово. А мимо Трехсвятительской церкви, через подаренные Красные ворота направлялась на коронацию в Кремль и возможно, что в память о том повелела установить на церковной главке красивый венец - как потом и на Воскресенской.

11 октября 1814 года в церкви Трех Святителей был крещен новорожденный Михаил Лермонтов, родившийся за восемь дней до того в соседнем доме напротив, принадлежавшем генерал-майору Федору Толю, который снимала его семья. Из-за конфликта между отцом, капитаном Юрием Лермонтовым и бабушкой младенец почти сразу же был увезен ею в село Тарханы Пензенской губернии, откуда он вернулся уже в пятилетнем возрасте.

На том месте сейчас стоит "высотка" (Садово-Спасская, 21) построенная знаменитым архитектором А. Душкиным, автором лучших станций Московского метро "Кропоткинская", "Комсомольская" и "Маяковская". В этой высотке он и сам получил квартиру. Однако дом Лермонтова был снесен под это строительство, только в сквере в 1965 году памяти поэта установили его скульптуру, и еще местную станцию метро назвали его именем - "Лермонтовская".

Еще в Трехсвятительской церкви в конце июня 1882 года отпевали скончавшегося в Москве в номере гостиницы "Дюссо" в Театральном проезде, "белого генерала" М.Д. Скобелева. Герою Плевны и Шипки не было и 39 лет. Его скоропостижная и загадочная смерть вызвала много слухов и толков, и проститься с ним в церковь пришло множество народа. Оттуда по железной дороге гроб с его телом был отправлен в родовое имение Скобелева - Спасское в Рязанской губернии. И в память о генерале и его отпевании в Трехсвятительском храме прихожане поставили в нем большую икону Архистратига Михаила на паперти в киоте.

А в 1927 году в этот храм ненадолго перенесли чудотворную икону из Богоявленской часовни Китай-города. Сам он был в то время захвачен обновленцами. А уже 11 июля 1927 года вышло решение властей снести Трехсвятительскую церковь для "улучшения" автомобильного движения. В тех же целях месяцем раньше стали разбирать Красные ворота для создания единой магистрали Садового кольца, - как и Сухарева башня, они мешали сквозному потоку машин.

Известно, что церковь от слома защищал Барановский как "ценный памятник архитектуры", но все было бесполезно. Даже память о Лермонтове не спасла ни храм, ни дом. В представлении газетных писак, пропагандировавших их снос, эти памятники "стояли даром".

Церковь была снесена в мае 1928 года. Резной барочный иконостас 1705 года работы царских мастеров передали в храм св. Иоанна Воина на Якиманке. На ее месте разбили всего лишь маленький сквер, рядом с павильоном станции "Красные ворота", построенном в 1934-1935 г.г. архитектором И.А.Фоминым.

Трех Святителей на Кулишках находится на месте деревянной церкви Святых Флора и Лавра, стоявшей в этой части Белого города еще в XIV веке. Слово Кулишки происходит от старинного «кулига» — вырубленная площадка леса.

Фото 1882 г.

Говорят, некогда по этой вырубке Дмитрий Донской вел свои войска на Куликово Поле, по ней же победители возвращались домой. В XIV-XV веке, на холме в Кулишках над рекой Рачкой утопала в садах загородная усадьба Великого князя Московского, к конюшням которой примыкал загородный дом митрополита. Видимо, именно поэтому к стоявшей на конном дворе церкви св. Флора и Лавра (покровителей лошадей) был пристроен домовой во имя Трех Святителей Вселенских – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Фото 1996 г.

В XVI веке великий князь перенес свою резиденцию в село Покровское. Тех Святителей (Флора и Лавры) стал приходским. Эта часть Москвы быстро осваивалась представителями знати и служащими царских приказов. Благодаря их пожертвованиям в 1670 -1674 гг. перестроили из камня. Новый храм обладал уникальной для Москвы колокольней, поставленной на углу всей конструкции. Два этажа храма составляли особенную ступенчатую композицию.

Первый субботник 11.05.1996

Престолы нижнего этажа были освящены во имя Трех Святителей и Флора и Лавра. Придел Флора и Лавра имел отдельный вход, поскольку являлся ружной (на содержании) церковью рода Глебовых на которых и возлагалась забота о ней. Верхний храм (летний, неотапливаемый) посвятили Святой Живоначальной Троице. имела одну главу, как бы венчавшую всю Ивановскую Горку (названную по монастырю Иоанна Предтечи). Узорные наличники и порталы украшали фасад. На церковном погосте имеются захоронения предков Владыкиных, Паюсовых и других известных родов.

04.12.1996 Установка памятного Креста
во дворе храма

В 1771 году в связи с эпидемией холеры погост при церкви был закрыт. В 70-х годах XVIII века на средства графа Ф. Остермана перестраивалась в стиле классицизма. Была разобрана старинная трехэтажная колокольня на углу, а на другом углу — с запада — была поставлена новая, со шпилем. Работами руководил художник С. Горяйнов, староста храма. Великолепный декор XVII века сбили, а в четверике устроили дополнительные окна.

1999 г. Восстановление церковной ограды

В 1812 году во время нашествия войск Наполеона храм был осквернен, но выстоял, сгорела лишь кровля. Так что, в 1813 году придел Трех Святителей был вновь освящен, именно в нем находилась особо почитаемая местными жителями Богородичная икона «Прозрение Очес» (список образа «Живоносный Источник»). В 1817-1818 годах были освящены два других придела. Примерно в это время здание церкви снова перестраивалось, на этот раз уже в стиле ампир. В 1858 г. архитектор Д. Корицкий изменил верхний ярус колокольни, снова сделав ее шатровой. 1884 г. ограду в стиле ампир разобрали и установили новую по проекту архитектора В. Гамбурцева.

Иконостас

После Октябрьской революции Трехсвятительский храм оказался соседом тюрьмы, которую преобразовали в Мясницкую полицейскую часть, и концлагерем (в Ивановском монастыре). Администрация тюрьмы в 1927 г. потребовала передать ей здание храма под склад и мастерские. Так что, в 1928 году храм Трех Святителей на Кулишках был закрыт, обезглавлен, шатер колокольни уничтожен, а церковные ценности и иконы бесследно исчезли. Позднее здесь находились общежития для медперсонала НКВД, а затем обычная коммуналка.

В средине 60-х годов ХХ в. жильцов коммуналки выселили, в здании расположились конторы. Именно тогда Всесоюзное общество охраны памятников начало реставрацию этого храма, пытаясь воссоздать облик XVII в. Архитектором А. И. Окуневым была даже восстановлена угловая колокольня, а также первоначальный декор с фасадов.

В 1987 г. в отреставрированное здание заселилось мультипликационная студия «Пилот», так что, когда в 1991 г. православная община пожелала вернуть себе храм, ей пришлось подыскивать новое помещение для студии. Только летом 1996 г. в верхнем храме в честь Живоначальной Троицы, наконец, провели первую Литургию. Первую Божественную Литургию в нижнем храме Трех Святителей отслужили лишь 2 мая 2003 года.

Храм славится великолепным церковным хором под руководством знаменитого московского регента Евгения Кустовского, открывшего Православные Регентские курсы для подготовки руководителей церковных хоров для храмов Москвы и не только.