Ведущая модальность. Свойства ощущений


Психологическая семья

Универсальная психологическая семья содержит четыре модальности: внутреннюю , внешнюю, демонстративную и наблюдательную (см. книгу «Архетипы психики»).

Когда протагонист использует внутреннюю модальность, его внимание сосредоточено на внутреннем мире и отвлечено от внешних стимулов. Наоборот, в случае внешней модальности его внимание полностью сосредоточено на внешнем мире, и он не ориентируется на свой внутренний мир. Используя выразительную модальность, человек транслирует внутренние объекты и энергии во внешний мир, то есть, говоря на обычном языке, выражает себя. Наблюдательная модальность означает, что человек направляет свое внимание на внешний мир и собранную там информацию и энергию направляет во внутренний, с сознательной или подсознательной целью эту информацию (энергию) сохранить и переработать, адаптировав к внутренней реальности.

Строго говоря, психологические модальности относятся не к коммуникации, а к поведению человека и состоянию его сознания, но в процессе общения они весьма важны, так что автор рассматривает их, так сказать, в одном ряду с остальными модальностями, описанными в этой книге.

Для внутренней модальности (внут ) поведения человека характерно погружение в себя, при котором человек теряет существенные связи с окружающим миром: он фантазирует, грезит, вспоминает, предвидит и т. д. Во внутренней модальности часто идут такие процессы, как внутренняя обработка внешних впечатлений, их внутреннее проживание, воспоминания и их переживания, предвосхищение, планирование реального будущего, создание и переживание фантастических картин.

Для внутренней модальности типичны разговоры, которые человек ведет сам с собой или с образами других людей (реальными и фантастическими), имеющимися у него во внутреннем мире. При этом он может находиться в одиночестве, а может быть - объективно - в обществе, даже находиться в процессе общения с реальным партнером - но фактически он взаимодействует с образами и энергиями внутреннего мира.

Для внешней модальности (внеш ) характерна сильная вовлеченность человека во внешние процессы и события и отсутствие прямого воздействия внутреннего мира на его сознание и поведение. Находясь во внешней модальности, человек ведет себя (в частности, общается), повинуясь логике и энергиям внешнего мира (так, как он их понимает и воспринимает). Если он и проявляет инициативу, то она тоже бывает обусловлена внешней необходимостью и возникает спонтанно. Для внешней модальности характерно исполнение человеком роли, заданной извне, отсутствие прямого личного включения и отчетливой самоидентификации: здесь через человека скорее действуют внешние обстоятельства или внешняя же роль, нежели его внутренне осознанная личность.

Для демонстративной модальности (дем ) характерно выражение вовне внутреннего содержания, заранее подготовленного человеком в своем внутреннем мире. Нередко это содержание (мысли, образы, энергия) имеет отчетливую личностную окраску, но в принципе это необязательно - во внутреннем мире могут находиться объекты, не «авторизованные» человеком, и используемые им как фрагменты культуры его социального слоя - например, шаблонные фразы, расхожие цитаты и т. п.

Для наблюдательной модальности (наб ) характерно молчание в сочетании с вниманием человека, направленным на ту или иную область внешнего мира, которую человек стремится запечатлеть в своей памяти, с тем чтобы в дальнейшем интегрировать полученные впечатления в свой внутренний мир (возможно, после надлежащей переработки). В коммуникативных ситуациях наблюдательная модальность выражается паузой, во время которой человек ничего не говорит, но внимательно смотрит на партнера, или принюхивается к нему, или направляет на него свое ухо. Однако часто коммуникаторы обозначают словами модальность паузы, соответствующей наблюдательной модальности, например:

Я вас слушаю. (пауза) (наб)

- (вопросительно глядя на партнера) Да? (пауза) (наб)

А вы, случайно, не синестетик? Задумывались ли вы над таким удивительным феноменом как светомузыка? Оказывается, есть люди, которые не только слышат музыку, но и «видят» ее. Таких людей называют синестетиками . Синестетики обладают удивительными способностями. Они могут, например, «видеть» запах и «слышать, как он звучит».

Строго говоря, каждый из нас — немного синестетик . Чтобы помочь «увидеть» музыку, ее звуки совмещают с цветовыми пятнами. Получается светомузыка или, точнее, цветомузыка . Явление, при котором модальность ощущений как бы нарушается, потому что сигналы одной модальности (например, звуки) вызывают ощущения другой модальности (например, зрительные образы), называется синестезией. Помните, в каком-то фильме мальчик, решивший наказать музыканта оркестра, игравшего на трубе, сел в первом ряду и стал демонстративно поедать лимон? Одного взгляда на лимон хватит, чтобы во рту появился вкус кислого, и началось слюноотделение. А кому-то для этого и вовсе достаточно лишь произнести слово «лимон».

Синестезия помогает нам почувствовать, что наши ощущения взаимодействуют между собой самым причудливым образом. А ведь по сути своей они – элементарные процессы отражения лишь отдельных свойств окружающего мира. В норме каждое ощущение отражает лишь то свойство, которые соответствует его модальности. Мы пользуемся 5 сенсорно-перцептивными системами, которые продуцируются нашим мозгом под воздействием определенных раздражителей:

  • зрительная (цвет и свет),
  • слуховая (звук),
  • обонятельная (запах)
  • вкусовая (вкус),
  • кинестетическая (прикосновения).

Иногда упоминают также вестибулярные ощущения (результат воздействия вибрации). Но в обыденном сознании отнюдь не вибрацию называют «шестым чувством», а скорее интуицию, место для которой в системе мировосприятия человека психологи пока еще не нашли.

Элементарные сенсорные процессы (так в асихологии принято называть перечисленные 5 ощущений), как показывает синестезия, способны не только взаимодействовать и таким образом генерировать неспецифические ощущения, но и изменять их силу.

Если вы долго и упорно сидите за монитором или книгой и почувствовали, что ваше зрение ослабевает, положите в рот что-либо сладкое или соленое, и сразу почувствуете, что зрение улучшилось. Такое изменение силы ощущения одной модальности (зрительные) под воздействием раздражителя или сигнала другой модальности (вкусовые) получило термин сенсибилизация .

Задавались ли вы вопросом, почему в залах филармонии при исполнении музыкальных произведений не выключают свет, как это обычно делают в оперном театре? Музыканты отмечают, что так, при ярком свете, звучание кажется более насыщенным и мощным. Кондитеры заметили, что зеленый цвет отбивает вкус сладкого во рту, и стали красить в зеленый цвет цеха, где изготавливаются сладости. Рестораторы знают, что красно-коричневые цвета возбуждают аппетит, а соломенно-желтые, напротив, снижают его. Угадайте, в какой цвет они предпочитают окрашивать залы ресторанов? Налицо использование сенсибилизации.

Модальность ощущений в психологии изучают давно. Собственно самые первые научные эксперименты В. Вундта , с которого начинает свою историю экспериментальная психология, посвящены именно измерению чувствительности.

Самые важные ощущения в жизни человека – зрительные . Об их значении можно судить по следующему факту. Чтобы заслужить гордое имя «Соколиный глаз», индейцу надо было иметь зрение, которое позволяло бы ему различать две звезды, расположенные в середине ручки ковша Большой Медведицы. Острота зрения зависит от того, какой величины угол между объектами, которые способен различить человек. Человеческий глаз способен различать несколько сотен тысяч цветов и тонов. А свет свечи мы способны увидеть за 27 км при условии прозрачного и чистого воздуха. И, тем не менее, немецкий физик Г. Гельмгольц, в середине 19 века изучавший устройство человеческого глаза, высказывал множество претензий по поводу несовершенства этого органа.

Следующие по важности – слуховые ощущения , которые воспринимают высоту, тембр и громкость звуков. Мозговой центр разделяет звуки (информативный сигнал от шумового фона), затем обнаруживает повторяющиеся элементы и, в конец концов, идентифицирует его, т.е. опознает.

Вкусовые и обонятельные ощущения до сих пор составляют психологическую загадку. Во-первых, удивительно, насколько велики индивидуальные различия в этих областях. Парфюмеры способны по запаху восстановить состав аромата. А многие мужчины, выбирая духи для любимой дамы, согласятся, что « сбить с толку здесь нетрудно всякого: все пробки пахнут одинаково». Во-вторых, так пока и не может наука создать искусственных распознавателей запахов и вкусов. Дегустаторов пока не способно заменить никакое искусственно созданное устройство.

Тактильные ощущения несут для человека сигналы типа тепло-холодно, больно — не больно, мягко-жестко. Разные рецепторы отвечают за прикосновение, боль и температурные ощущения. И расположены они в разных частях тела с разной степенью частоты. Поэтому, спина, например, почувствует холод быстрее, чем живот. Под носом кожа чувствительнее к боли, чем на поверхности ладони. А прикосновение кончиками пальцев больше сообщит вам о поверхности предмета, чем, если вы прикоснетесь локтем.

Профессионалы отличаются особенной чувствительностью к звукам, запахам и цвету. Услышать фальшь в исполнении музыкального произведения сможет только подготовленный музыкант. Художник лучше дилетанта различает цветовые оттенки. Можно ли измерить эти индивидуальные различия?

Да, причем психологические исследования направлены на измерение двух видов чувствительности: абсолютной и разностной.

Вот самый простой способ понаблюдать за тем, как отличаются люди остротой слуха. Посадить их рядом и попросить закрыть глаза. Затем медленно приближаться к ним с тикающими часами или метрономом. Кто раньше услышит звук, у того выше абсолютная слуховая чувствительность. А кто раньше почувствует, что звук стал громче, у того выше разностная слуховая чувствительность. Закономерность, выведенная психофизиологом С. Стивенсоном, указывает, что, чем слабее сигнал, который способен воспринять человек, тем выше его чувствительность к этому виду сигналов. И, наоборот, при низкой чувствительности человеку требуется сигнал большей силы. Вот почему так тонко дифференцируют звуки, запахи и вкусы тренированные профессионалы – они способны улавливать самые тончайшие оттенки и чувствовать малейшую разницу между сигналами разной силы.

Зачем нужна адаптация

Мозг человека пластичен, и если на органы чувств какой-то сигнал воздействует достаточно длительное время, то ощущение, порождаемое этим сигналом, постепенно притупляется, ослабевает. Срабатывает механизм адаптации.

Вы входите в темную комнату и первое время ничего не видите. Постепенно глаза адаптируются к темноте, и предметы приобретают отчетливые очертания. Когда вы вернетесь в хорошо освещенную комнату, вам снова потребуется время на адаптацию , на этот раз к свету.

А теперь представьте, что вы на какое-то время уехали из своего дома, а потом вернулись. Вы входите в знакомое помещение и первое впечатление – это необыкновенная резкость всех находящихся здесь предметов. Уезжая, вы такого не испытывали, а сейчас оглядываетесь и удивляетесь: вроде все то же самое, а по-другому. Но через некоторое время все опять возвращается на круги своя. Это снова сработал механизм адаптации, благодаря которому ощущения как бы притупляются, теряя свою остроту и яркость.

Может, поэтому психологи предлагают супругам, которые перестали испытывать по отношению друг к другу чувство новизны, разъехаться на несколько дней, чтобы потом, встретившись, взглянуть друг на друга по- новому? Нивелировать адаптацию, из-за которой ушло возбуждение от аромата, образа и прикосновений любимого человека. Как-то незаметно он или она стали привычным элементом домашнего помещения.

Хотя в последнем примере адаптация служит не самую хорошую службу, тем не менее, это очень важный биологический механизм. Человек живет в быстро изменяющемся мире и действует внутри турбулентной среды. Адаптация выполняет, прежде всего, ориентировочную функцию , помогая отбросить привычные знакомые сигналы и сосредоточиться на новых. Поэтому, слушая музыку в концертном зале, вы вполне можете отвлечься на свои размышления или шепот соседа, особенно, если музыка вас не захватывает.

Другая функция адаптации – защитная – помогает приспособиться к сильным раздражителям и, в конце концов, перестать их замечать. Такой приспособительный механизм снижает наши энергетические затраты.

Виды ощущений различаются по скорости наступления адаптации. Обонятельные и тактильные рецепторы адаптируются быстрее, чем это происходит со зрительными и слуховыми ощущениями. Те, кто носит очки и имеет привычку сдвигать их на лоб, знают, как легко про них забыть – быстро наступает адаптация к тактильному раздражителю.

Можно ли развивать свою чувствительность

Да. Собственно это и происходит у профессионалов, которые тренируют свой музыкальный слух, или обоняние, или цветоразличение. Чувствительность поддается тренировке. Тренированный человек способен различать до 40 оттенков черного цвета . Этим отличались и гордились красильщики тканей.

А наградой человеку за тонкость ощущений становятся открывающиеся ему новыми гранями разные стороны мира. Развивая умение различать оттенки цветов или музыкальные фразы сложной формы, человек развивает свои художественные способности. Научившись дифференцировать вкусовые ощущения, он становится способен наслаждаться тончайшими оттенками вкуса кофе, или коньяка, или вина, или кулинарного шедевра.

Напротив, отсутствие такой вкусовой чувствительности заменяется привычкой к очевидному вкусу. И тогда для человека самым вкусным на всю жизнь так и остается лишь то, к чему он привык.

Для разных людей характерны различные системы получения, обработки информации и формирования образов. Стратегия работы с информацией состоит из трех последовательных этапов:

Репрезентация;

То есть перед тем, как сообщить какую-либо информацию вербально, человек находит ее в памяти (поиск), обрабатывает (репрезентация), оценивает (оценка) и только потом сообщает с помощью слов. Весь этот процесс протекает достаточно быстро.

Процесс обучения начинается с восприятия, именно с его помощью преподаватель устанавливает контакт с учеником. Синтоническая модель рассматривает процесс передачи и получения информации как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Синтоническая модель общения (синтония – быть в гармонии с собой и другими) невозможна без состояния гармонии с самим собой и окружающим миром.

Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого - сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» - та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.

Люди по-разному репрезентируют (представляют) свой опыт. Используемые при этом сенсорные системы получили название систем репрезентации или репрезентативных систем . Пути, посредством которых человек познает (репрезентатирует) мир, проходят через органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, кинестетику. Все эти системы функционируют непрерывно, но поскольку большая часть информации по ряду причин оказывается излишней, человек обращает внимание лишь на ту ее часть, которая доставляет информацию в наибольшей степени соответствующей имеющемуся опыту.

Система, которая используется для поиска требуемой информации, называется ведущей. Несмотря на то, что поиск осуществляется всего за 1,5–2 с, именно этот этап процесса мышления определяет ведущую модальность человека.


Система, с помощью которой решается, истинна или ложна известная информация, называется референтной системой .

Существуют три основных типа восприятия (модальностей): визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (чувствительный).

Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление преимущественно с помощью зрительных образов. Аудиальный тип представляет и описывает мир в аудиальных, слуховых образов. Третий тип – кинестетический - воспринимает и оценивает мир с помощью ощущений и чувств.

Любой человек, естественно, использует все каналы получения информации и строит образы во всех сенсорных системах. Но при этом ведущей, доминирующей обычно оказывается одна из названных систем. Зная модальность человека, можно выбрать подходящие ключи доступа к достижению раппорта с ним.

Раппорт – это термин (англ. rapport – возвращать, приносить плоды), означающий глубокое чувство взаимного доверия и легкости, позволяющее партнерам хорошо контактировать друг с другом.

Раппорт (R) имеет следующие характеристики:

1. Люди всегда узнают, когда они находятся в раппорте, но не всегда могут установить, как они к нему приходят и что нужно делать, если его уровень меняется.

2. Раппорт невозможен в условиях межличностного конфликта.

3. Чтобы создать раппорт с другим человеком прежде всего надо быть в раппорте самим собой. Это состояние получило название конгруэнтности (congruens – лат. – встретиться и согласиться), что означает согласие и гармонию во внутренним мире человека.

Конгруэнтность придает силу словам. Неконгруэнтность вызывается рассогласованием между потоками вербальной и невербальной информации. Неконгруэнтность – это не обязательно ложь, она может возникать во время выбора покупок (например, 50 марок телевизоров).

Ключами доступа называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Определение модальности человека – партнера по коммуникации – возможно по ряду индикаторов, к числу которых относятся: глазные сигналы доступа (ГСД), модальные предикаты, жесты, темп речи, интонация голоса (табл. 1).

Таблица 1. Репрезентативные системы

Индикаторы (признаки) Репрезентативные системы
Визуалист Кинестетик Аудиалист Дигитал
Глазные сигналы доступа(ГСД) (для наблюдающего) Вверх влево, вверх вправо, вверх прямо, прямо перед собой Вниз влево, иногда вниз перед собой Влево, вправо, вниз вправо В сторону, вправо, голова поднята вверх
Модальные предикаты (употребляемые слова) картина, взгляд, глаз, видение, воображать, перспектива, темный, туманный, блестящий, ярко, видимо, смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь коснуться, тронуть, тяжелый, грубый, контакт, давление, барьер, теплый, гибкий чувствовать, ощущать громкий, ясный, звонок, говорить, обсуждать, спросить, тихий, гармония, звать, взывать, созвучно, послушайте звучать, слышать, тон анализировать, понимать, логично, аргументировать, осмыслить, смысл, выводы
Признаки
Фразы Я вижу, что вы имеете в виду. Вам следует оглянуться назад. У этого проекта блестящие перспективы Я затрагиваю интересы. Я буду поддерживать контакт. Я могу держать руку на пульсе. Это предложение дурно пахнет. Проглотить чьи-то замечания. Это звучит правильно. Что-то мне подсказывает, что надо настроиться и послушать. Я хочу высказать свое мнение. Оглушительный удар Надо разобраться. Давайте проанализируем. Систематизировать информацию.
Речь Быстрая, громкая, высокий тон Медленная, тихая, низкий грудной тон Выразительная, размеренная, мелодичный голос Монотонный голос
Жесты рук На уровне головы, шеи, плеч На уровне живота На уровне грудной клетки На уровне грудной клетки
Поза Голова вверх, спина прямая Спина согнута, голова опущена Голова склонена набок Прямая поза, руки скрещены
Движения Напряженные, резкие Раскрепощенные средние Однообразные
Дыхание Неглубокое, верхом легких Глубокое дыхание, низ живота Ровное дыхание, всей грудью Неглубокое
Правила слушания "Видеть, чтобы слышать" "Чувствовать, чтобы слышать" "Не видеть, чтобы слышать" Никакого контакта глаз
Цвет лица Бледнее во время монолога Розовеет во время монолога Нормальный во время монолога

Представленные в таблице 1 движения глаз, характерны для человека-правши (у левшей все реакции будут противоположными).

Наиболее эффективным индикатором определения модальности являются глазные сигналы доступа (латеральные движения глаз). Когда человек думает, то совершает движения глазами, что связано с активизацией работы различных частей головного мозга в процессе мышления.

Движения глаз человека в тех ситуациях, когда он вынужден вспоминать, искать ответы на трудные вопросы, формулировать мысли, является надежным показателем доминирующей сенсорной системы человека. Даже если человек стремится смотреть в одну и ту же точку, контролировать свой взгляд, это все равно долго продолжаться не может

Вторым индикатором модальности человека является языковые ключи доступа или модальные предикаты – типичные слова и выражения, используемые человеком и отражающие особенности его восприятия.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитают ваши ученики, вы можете использовать слова, соответствующие их «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической - другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой ученика, то вам будет не только легко установить контакт и взаимопонимание, но и передавать необходимую информацию, учить.

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Модальность – одно из многофункциональных понятий, нашедших применение в различных научных сферах. Категории сенсорной модальности активно используются в психологии и являются опорными точками для способов взаимодействия с реальностью клиента в нейролингвистическом программировании (НЛП).

Что такое модальность?

Модальность - это (лат. modus – наклонение, способ, мера) – способ действия или отношение, выраженное к действию. Модальность - термин, изначально использовался в лингвистической среде Шарлем Балли и обозначал субъективную оценку (модус) по отношению к диктуму (излагаемому материалу, тексту, выражению). В дальнейшем, понятие модальности стали использовать в психологии для объяснения категорий сенсорной системы человека и в философии – как отражение способов бытия, явлений. Модальность используется и в таких сферах, как:

  1. Компьютерные системы – многооконный интерфейс программы, где одно из окон является центральным, на нем происходит фокусирование пользователя.
  2. Музыка – использует модальный звукоряд, от которого строятся другие лады.
  3. Социология. В социологической типологии людей - модальный человек или модальная личность это - реально преобладающий тип в данном обществе.

Модальность в философии

Вид бытия в связи с обусловленными обстоятельствами. Что значит модальность в философии – этим вопросом занимался российский профессор философии М.Н. Эпштейн. В своем труде «Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре» ученый предложил разделить модальности на 3 вида, в зависимости от употребляемых в речи предикатов:

  1. Оптические (бытийные) – «мочь» и «быть». Это разные степени могущества по отношению к бытию (может быть или случиться, а может не быть и не случиться).
  2. Чистые (потенциальные) – модальности способностей: «мочь» – «не мочь» (может не есть, может не пить, может не играть на инструменте)
  3. Эпистемические (познавательные) – образованы предикатами «мочь» и «знать». Модальные суждения древнегреческих философов: Сократа «знаю, что ничего не знаю» и Платона «знаю то, чего никогда не познавал (не знал)» отражают суть познавательной модальности в философии.

Модальность в психологии

Репрезентативная система человека представлена каналами восприятия или сенсорными рецепторами. Модальность в психологии это качественный спектр ощущений и внутренняя переработка полученной информации посредством задействования определенных органов чувств. В - определение ведущей модальности человека является важным этапом для успешной подачи информации клиенту.

Модальности восприятия

Существуют следующие модальности восприятия в психологии:

  • рациональная модальность (мыслительные операции);
  • кинестетическая (прикосновения, движения в пространстве, );
  • слуховая (аудиальная);
  • зрительная (визуальная).

Модальность ощущений

Все живое в природе обладает чувствительностью. Модальность - получение информации из внешнего мира через сенсорные анализаторы:

  • зрение (цвет и яркость);
  • слух (колебания звуковых волн);
  • осязание (давление,тепло-холод, температура,боль);
  • обоняние (запах);
  • вкус (качество пищи).

Каждая личность уникальна, но есть общие составляющие, которые позволяют отнести отдельного человека к той или иной группе или описательной характеристике. Психологи, проведя ряд исследований, обнаружили, что у каждого человека есть ведущая сенсорная система, что позволило составить классификацию:

  1. Аудиал – поступающая информация лучше анализируется слуховыми анализаторами. Такой человек, часто в речи употребляет выражения «Я слышал, что…», «звучит заманчиво/впечатляюще», «режет слух», «даже слушать это не хочу!».
  2. Визуал – мыслит образами. Визуальный тип использует слова, связанные со зрительными действиями, цветовой гаммой: «ярко/сочно/красочно/тускло», «мне кажется», «заметил/сфокусировал».
  3. Кинестетик – телесные ощущения и прикосновения очень важны для кинестетического типа. таких людей очень богата. В выражениях можно услышать слова: «приятно», «тепло», «мурашки» «мне невыносимо противно».

Модальность мышления

Принцип модальности мышления – умение мыслить в различных параметрах. Для человека модальность восприятия и мышления являются одинаково значимыми и постоянно задействованными. Классификация модальностей мышления Я. Старцева по видам:

  1. Рациональная модальность – задействует категории «истинно – ложно». Понятие истинность используется как фильтр в отборе, структурировании и преобразовании информации.
  2. Эстетическая модальность - художественные образы. Формирование образов происходит в психической реальности, затем отображается в физическом мире через произведения искусства, литературу.
  3. Инструментальная модальность – манипуляции с объектом в физическом мире и мысленно. Навыки, связанные с трудовой деятельностью, закрепление полезного опыта и отделение бесполезного.
  4. Магическая модальность – мышление иррациональное, ориентировано на символы, знаки, чудеса. Совпадения при этом подтверждают у человека верность его суждений, за счет наглядности.
  5. Этическая модальность – поведение, намерения и установки людей. Взаимодействие субъект-субъект. Любой поступок или намерение оценивается с позиции принятых обществом норм. Этическое мышление «мыслит» категориями: «добро- зло», «хорошо-плохо».

Модальность эмоций

Эмоции принято делить на положительные, отрицательные и двойственные (амбивалентные). Эмоциональная модальность – это переживание субъектом той или иной эмоции. К. Изард (амер. психолог) разработал теорию базовых дифференциальных эмоций или модальностей:

  • радость – позитивное отношение к миру и себе;
  • интерес – способность воспринимать и усваивать информацию;
  • удивление – внезапные изменения;
  • печаль – переживание, связанное с утратой объекта удовлетворения потребностей;
  • отвращение – эмоция отвержения;
  • гнев – готовность к нападению в ответ на причинение дискомфорта;
  • презрение – чувство превосходства, обесценивание другой личности;
  • стыд – переживание человеком неполноценности;
  • страх – эмоция связана с ситуаций угрозы, готовность к бегству;
  • вина – самобичевание и осуждение в результате проступка.

Модальность памяти

Ведущая модальность человека не означает, что он не пользуется остальными сенсорными каналами. Все системы в разной мере задействованы. По типу основных модальностей восприятия, существуют типы памяти:

  1. Зрительная – запоминание поступающих зрительных образов.
  2. Слуховая - запоминаются поступающие звуки, шумы, музыка.
  3. Вкусовая – человек помнит разные вкусы.
  4. Осязательная – память образов, сохранение и воспроизведение действий/движений;
  5. Двигательная – формирование и запоминание двигательных навыков.
  6. Обонятельная – память на запахи.
  7. Эмоциональная – запоминаются все пережитые .

Чем субличности отличаются от модальностей?

Понятие субличности в психологии - метафора о нескольких существах внутри человека. Субличности привязаны к ролям человека: социальным, профессиональным, семейным, и задействуют по своему усмотрению различные модальности. При сравнении субличности с модальностью, уместнее использовать термин субмодальность. Модальность и субмодальность – взаимодополняющие понятия. В отличие от модальностей, субмодальности - это нюансы и различия внутри определенного типа модальности: светлее-темнее, тише-звонче, движение-статика.

МОДАЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ - термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала. В первом случае имеется в виду возникновение ощущения в определенной сенсорной системе, во втором - адекватность раздражения определенному анализатору. От выделения семи модальностей (Г. Гельмгольц, И.П. Павлов) в современном варианте перешли к пяти основным сенсорно-перцептивным системам: зрительной, слуховой, кожно-мышечной, обонятельно-вкусовой, вестибулярной. Кроме того, выделяются интермодальные ощущения (напр., вибрация), неспецифические ощущения и синестезии (ощущения какой-либо модальности - напр., зрительные - при действии раздражителей др. модальности - напр., слуховой).

  • - распространение болевых ощущений за пределы патологического очага...

    Большой медицинский словарь

  • - Этимология. Происходит от лат. absolutus - неограниченный. Автор. Г.Фехнер. Категория. Вид сенсорного порога. Специфика...
  • - их закономерности показывают, как изменяются пороги восприятия при одновременном действии нескольких стимулов...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - различные формы логической группировки ощущений. К. о. тесно связаны с классификациями рецепторов, органов чувств и сенсорных систем...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - разделение ощущений по критерию соотнесения с анализаторами, ответственными за их появление...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Категория. Качественные показатели чувствительности анализатора. Виды: абсолютный порог, дифференциальный порог, оперативный порог...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Этимология. Происходит от лат. emovere - возбуждать, волновать. Категория. Переживания позитивного знака. Специфика. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Гештальтпсихологическая концепция ощущений - представление о том, что единицей чувственного познания, как и познания вообще, выступает восприятие - , а ощущение лишь абстракция - , результат ""препарирования"" образа...

    Психологический словарь

  • - Дифференциальный порог ощущений - минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие ощущений...

    Психологический словарь

  • - Классификация ощущений - разделение ощущений по критерию принадлежности к анализаторам - , ответственным за их возникновение...

    Психологический словарь

  • - Поиск ощущений - элемент мотивационно - потребностной сферы. Поведение, в котором могут быть выделены следующие составляющие: - поиск опасностей и приключений, - поиск переживаний,  ...

    Психологический словарь

  • - Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора - . Выделяют абсолютный, дифференциальный - и оперативный пороги - ощущений...

    Психологический словарь

  • - Эмоциональный тон ощущений - переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые...

    Психологический словарь

  • - Истолкование больным испытываемых им ощущений, истинных и мнимых, в соответствии с бредовыми переживаниями. Чаще всего наблюдается при шизофрении...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - "...Дифференциальный порог: минимальное изменение количества стимула, вызывающее изменение интенсивности ощущения..." Источник: "ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. МЕТОДОЛОГИЯ...

    Официальная терминология

  • - Вид модальности, выражаемый лексикой с модальным значением, входящей в состав сказуемого: должен; обязан; мочь; хотеть; надо; нужно и т.п.: Завтра должно быть ясно...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"модальность ощущений" в книгах

Визуальная модальность

автора Браун Санни

Визуальная модальность Обучение в визуальной модальности можно описать следующим образом: идеи, понятия, факты и другая информация обрабатываются и осмысляются через наглядные образы и методы визуализации. Использование дудлов в этой ситуации представляется

Аудиальная модальность

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Аудиальная модальность Учащийся-аудиал наилучшим образом воспринимает информацию на слух. Работая с разными учащимися, я поняла, что здесь существует возможность для двоякого использования дудлинга.Во-первых, многие люди особенно активно дудлят, когда слушают, – будь

Кинестетическая модальность

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Кинестетическая модальность Линда Барри, писательница и художник-иллюстратор, сказала однажды, что худшее, что можно сделать, когда иссяк поток творческой фантазии, – это начать думать и перестать двигать руками. Дудлеры знают, что она имела в виду. Казалось бы, такая

Модальность суждений

Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

Модальность суждений Модальность – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.Традиционно в логике выделяется три вида

3. Экстраекция и модальность

Из книги Феноменология галлюцинаций автора Руднев Вадим Петрович

3. Экстраекция и модальность В книге «Психология шизофрении» А. Кемпинский пишет по этому поводу следующее: Главной чертой шизофренической космологии является фантастика и магия <…>. Шизофренический мир наполняют таинственные энергии, лучи, силы добрые и злые, волны,

§ 2. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

автора Кириллов Вячеслав Иванович

§ 2. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ Эпистемическая модальность - это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности.Обмен информацией между людьми в процессе общения предполагает отчетливое понимание оснований принятия или

§ 3. ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

§ 3. ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ Деонтическая модальность - это выраженная в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям.Среди предписаний следует выделить нормативные предписания, включающие и нормы права.Норма права -

§ 4. АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

§ 4. АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ Алетическая модальность - это выраженная в суждении в терминах необходимости-случайности либо возможности-невозможности информация о логической или фактической детерминированности (обусловленности) суждения.Истинность или ложность

3. Экстраекция и модальность

Из книги Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

3. Экстраекция и модальность В книге «Психология шизофрении» А. Кемпинский пишет по этому поводу следующее: Главной чертой шизофренической космологии является фантастика и магия. <…> Шизофренический мир наполняют таинственные энергии, лучи, силы добрые и злые, волны,

31. Модальность суждений

Из книги Логика автора Шадрин Д А

31. Модальность суждений Модальное суждение – это отдельный вид суждений, имеющий свои особенности и характеризующийся как наличием общих с ассерторическими суждениями признаков, так и отличием от последних.Изучаются модальные суждения в рамках модальной логики,

§ 105. Модальность верования как верование, модальность бытия как бытие

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 105. Модальность верования как верование, модальность бытия как бытие Если в отношении описанных выше в высшей степени примечательных ситуаций мы говорим об интенциональности, с помощью которой вторичные модусы устанавливают свое обратное сопряжение с прадоксой, то

1. Модальность суждений

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

1. Модальность суждений Модальное суждение - это отдельный вид суждений, имеющий свои особенности и характеризующийся как наличием общих с ассерторическими суждениями признаков, так и отличием от последних.Изучаются модальные суждения в рамках модальной логики,

Модальность языка и иконографическая модальность

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Модальность языка и иконографическая модальность Язык – это тоже модальность, но «более специфическая». Лингвистические модели вполне распространены в искусствознании, в чем мы уже имели возможность убедиться. Но тем не менее, остаются открытыми две проблемы:

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений Исследование восприятия проводится:1) клиническими методами;2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:1) исследования

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и