Автоматизация звука л в словосочетаниях и предложениях. Речевой материал для автоматизации звука


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л

Автоматизация звука [Л] в открытом слоге

Ла - ло - лу
лы - лэ - ла
ло - лу - ла
лу - лы - ла
лу - ло - ла
лэ - лы - ло

Автоматизация звука [Л] в закрытом слоге
ал - ол - ул
ыл - эл - ал
ол - ул - ал
ул - ыл - ал
ул - ол - ал
эл - ыл - ол

В слогах (ала, ало, алу, алы) и слоговых рядах:

Ала-ала-ала ала-ало-алу-алы
ало-ало-ало ало-алу-ало-алы
алу-алу-алу алы-ала-ало-алу
алы-алы-алы алу-ало-ала-алы
алэ-элу-ула алы-ыло-улы-алу

В слогах со стечениями (сла, кла, фла, дла, бла, гла) и слоговых рядах:

Сла-сло-слу-слы кла-кло-клу-клы
фла-фло-флу-флы дла-дло-длу-длы
бла-бло-блу-блы гла-гло-глу-глы

Автоматизация звука Л в словах


1. Проговаривать слова с «Л» в начале

Лак, лоб, лук, лом, лось, ло-жка, ло-дка, лу-жа,лу-на,ло-шадь, ло-коть, лы-жи, лы-сый, ла-вочка, ла-мпочка, лапа, лавка, лампа, ластик, ласточка, лаз, ландыш, лыко, лупа, лук, луч, лунка, луковица, лось, лодка, локоть, лов, лыко, лыжник, луна, лужок, лук, лунатик, лукошко.


2. Проговаривать слова с «Л» в середине

Пи-ла, мы-ла, бы-ла, са-ло, мы-ло, е-ла, се-ла, спа-ла,сня-ла, сда-ла, упа-ла, успе-ла,

би-ла, пе-ла, де-ла,ве-ла,са-лат, ха-лат, пи-лот,ко-лос,мо-лот,ко-лоть

мо-локо, хо-лодец, мо-лодец, мо-лоток, ко-лобок,зо-лото, во-лосы, по-лосы, во-локно, ко-лотить, мо-лотить.

юла, зола, жила, мала, пила, кулак, калач,палатка, булавка, скала, болото, калоши, колодец, пилот, Володя, чулок, холодный, голодный, поломка, столы, колы, голы, волы, полынь, малыш, улыбка, булыжник, школа, Мила, ела, дуло, бегала, ходила, водила, возила, носила, одела, читала, обидела, голубь, желудь, палуба, получать, белый, смелый, алый, целый, вилы, спелый, пчелы, бокалы, пеналы, каналы, вокзалы, каникулы, малыши,шалун.


3. Проговаривать слова с «Л» в конце
Пи-л, бы-л, мы-л, е-л, се-л, спа-л, сня-л, сда-л, упа-л,
успе-л, би-л, пе-л, да-л,вё-л, купи-л, ушё-л, уеха-л, ме-л.

4. Проговаривать «Л» в словах со стечением согласных
благо плот зло блуза
глаза плут злодей клубок
класс плуг слон клумба
платок блокада слово глыба
флаг блокнот клок слух
сладость флот клоп заслуга
шлак флоксы клоун глупый
Бел-ка, бул-ка, игол-ка, пал-ка, бал-кон, вил-ка, бутыл-ка, вол-ки,хал-ва, дол-го, мел-ко
Слон, клуб, клад, клоун, хлопает, клоп, клумба, Клава, главный, сладкий, слово

5. Проговаривать слова с двумя звуками «Л»
Мо-ло-ла, по-ло-ла, ко-ло-ла, пла-ка-ла, пла-ва-ла,де-ла-ла, гла-ди-ла, сло-жи-ла, лоп-ну-ла, ла-ка-ла

Автоматизация звука Л в словосочетаниях

весёлый малыш, гладкий лоб, глубокая лужа,глупая улыбка,голубые волны, кислое молоко,луч солнца, лыжная палка, метла под столом, молочная лапша, нейлоновый плащ, оловянная ложка, платье с воланами, плывущая лодка,плыть к плоту, полная луна, сломанная вилка, холодное молоко,

полосатое платье,палуба теплохода, гладкие полозья,осколок стекла,светлая голова,гнилое яблоко,милая улыбка,тёплый халат,белые клавиши,голубое платье,плохая лодка,тяжёлый молоток,белое полотенце,голубой платок,золотой кулон,голубые глаза,светлая луна,тёплый платок,глубокий колодец,светлые волосы,голубое одеяло,спелое яблоко

белый голубь,спелая голубика,голубой халат,смелый малыш,гладкие полы,белый халат,сладкое повидло,сломанная пила,спелая клубника,белое облако,голубые флажки,тёплое одеяло,глубокий котлован,тёплая ладонь,глубокая лунка,пластмассовая кукла,глубокая тарелка,колкая иголка,холодный подвал,толстая палка,жёлтый подсолнух,жёлтое одеяло,шёлковый платок,подсолнечное масло,белый мел,глупая галка,полный котёл, золотая вилка,весёлый новосёл,полосатый галстук,голубая иволга


Автоматизация звука Л в предложениях


Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Луша полола лук и свеклу. Мила видела слона. Слава идет в кладовую за веслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спелые и сладкие яблоки. Володя - смелый пловец. Клава надела на голову белый платок.

Алла пила молоко.
В кладовой лук и салат.
Володя удил плотву с плота.
Врач надел белый халат.
Дедушка поехал на вокзал.
Дятел стучал клювом и долбил кору.
клава поставила бутылку на полку.
Клубок упал с лавки.
Лара купила куклу.
Лопата стояла у стола.
Мама купила голубое платье.
На ёлке сидела белка.
На клубме растут гладиолусы.
На лужайке много лопухов.
Не клади в салат много лука.
Павел сел за стол.
Папа повязал шёлковый галстук.
Тётя Алла мыла пол.
У Милы гладкие волосы.
Мила ела салат.
Мила надела халат.
Лампа упала.
Мила подняла лампу.
Лайка лает на котёнка.
У котёнка одна лапка белая.
Ласточка поймала бабочку.
Луша взяла лопатку.
Мила вымыла ладони.
У Володи было лото.
Мила пила молоко.
Надя мылась мылом.
Лайка выследила лося.
С яблони упало спелое яблоко.
Около болота утки.
Володя будет пилотом.
Надя каталась на лодке.
Таня скакала на лошади.
В комнате светло и тепло.
Около палаток лопухи и полынь.

На небе луна.
Володя ловкий и смелый.
Володя идёт по лыжне на лыжах.
У халата полы до полу.
Мила вымыла полы.
Холодно. Дядя Лука в тулупе.
Вова и Мила - малыши.
Луша полола лук и свёклу.
Мила видела слона.
Слава идёт в кладовую за вёслами.
В глубоком колодце вода холодная.
В лавке спелые и сладкие яблоки.
Володя - смелый пловец и не боится глубины.
Клава надела на голову белый платок.
Из белого облака выплыла луна.
Спелое яблоко со стола упало.
Дядя Лука копает клумбу лопатой.
Володя и Слава плывут на лодке.
Клава мыла ладони мылом.
Собака унесла в чулан куклу.

Таня надела белое платье.
Над окном плакат.
У Тани на голове платок.
Мила плавает плохо.
По небу плывут облака.
У Милы новый блокнот.
Около дома клумба.
Клава посадила флоксы.
У Глаши голубые глаза.
Мила видела весёлого клоуна.
Клава купила яблоки.
Алла купила белое платье.
Мила несла голубой флаг.
Клава захлопала в ладоши.
У слона белые клыки.
Клава купила молоко и свёклу.
Мила сидела на лавке.
Лада купила ландыши.
Лана пила молоко.
Володя нёс холодную воду.

Лыжники идут по лыжне.
Мама готовила голубцы.
Лошадь увязла в болоте.
Клава ушибла локоть.
На халате вышиты ласточки.
У лайки белая лапка.
Володя кладёт в лодку вёсла.
Слава везёт салазки.
Алла шила платье.
Мила несла флаг.
Милу укусила пчела.
Клава захлопала в ладоши.
Клава купила молоко, масло, лук и свёклу.
Дядя Михаил коня напоил.
Павел поймал галку.
Павел уехал на футбол.
Михаил поставил бутылку на полку.
Папа купил ёлку.
Стул упал на пол, и я испугался.

Дятел долбил ёлку.
На ёлке Павел увидел белку.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Павел поехал на вокзал.
Павел сел за стол.
У дома лаял пёс.
Малыш упал и плачет.
На пол упал клубок ниток.
Мила повесила на стул Клавину блузку.
Петя мыл пол.
Мила отодвинула стул.
Пилот надел пилотку.
На скакалке узел.
У Вовы упал пенал.
Около стола стул.
По волнам плыл плот.
Котёнок лакал молоко.
Павел получил письмо от Михаила.
Павел служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом починил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Во дворе полаял и замолк пёс.
Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.
Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
Павел ловил голубя.
Клава вышла на балкон.
Волк увидел белку.
Михаил вымыл бокал.
Павел починил стул.
На балконе - фиалки.
Михаил подмёл пол метёлкой.
Нил налил воду в поилку.
Павел положил халву на стол.
В углу сложен хлопок.
Луша подмела пол.
Слава пошёл в школу.
Около слона стоял слонёнок.
Белка сидела на ёлке.
Папа купил лопату, лом и пилу.

Измени предложения:
Я сломал палку об стол.(я..., ты..., он..., мы...,вы..., они...).
Я положил лопату на лавку.
Я ловил на лужайке ласточку.

Мила ела лук. Лада резала салат. Алла надела халат. Николай пел песню. Михаил плыл на лодке. Мила купала куклу. Алла собирала алычу.

Закрепление звука Л в конце слов:

Дядя Михаил коня напоил. Дедушка Нил поймал рой пчел. Павел поймал галку. Брат уехал на футбол. Вова поставил бутылку на пол. Папа купил елку. Стул упал на пол, и я испугался. Дятел долбил кору и искал жуков. На елке Павел увидел белку. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол. Дядя Нил повязал галстук и вышел. Отец поехал на вокзал.

Автоматизация звука Л в чистоговорках


Ла-ла-ла - лопата и пила.
Ла-ла-ла - лавка и юла.
Ла-ла-ла - ландыш и пчела.
Ла-ла-ла - лапа и смола.
Ла-ла-ла - лама и скала.
Ло-ло-ло - ложка и стекло.
Ло-ло-ло - лошадь и седло.
Ло-ло-ло - в комнате тепло.
Ло-ло-ло - вот у белочки дупло.
Ло-ло-ло - в лодке весло.
Лу-лу-лу - шкаф стоит в углу.
Лу-лу-лу - кукла на полу.
Лы-лы-лы - вилы и голы.
Лы-лы-лы - шпалы и полы.
Лы-лы-лы - у нас чистые полы.

Ла-ла-ла - у меня юла.
Ла-ла-ла - на цветке пчела.
Ла-ла-ла - Мила маме помогла.
Ла-ла-ла - Мила в лодочке плыла.
Ло-ло-ло - ловко вымыла стекло.
Ло-ло-ло - светит солнышко светло.
Лу-лу-лу - Алла купила пилу.
Лу-лу-лу - наточили мы пилу.
Лу-лу-лу - Милочка полола лук.
Лы-лы-лы - у нас новые столы.
Лы-лы-лы - у Аллы белые полы.
Лы-лы-лы - Мила вымыла полы.

Ла-ла-ла- Ла-ла-ла - наша Милочка мала
Ла-ла-ла- Ла-ла-ла- Мила молоко пила
Ло-ло-ло- Ло-ло-ло – Алла вымыла стекло
Ло-ло-ло- Ло-ло-ло- стало в комнате тепло
Лу-лу-лу- Лу-лу-лу – лежит веник на полу
Лу-лу-лу- Лу-лу-лу- должен он стоять в углу
Лы-лы-лы- Лы-лы-лы – накрывали мы столы

Ал-ал-ал - Павел днём не спал.
Ал-ал-ал - в углу тёмный подвал.
Ол-ол-ол - пенал упал на пол.
Ол-ол-ол - садимся мы за стол.
Ул-ул-ул - Петя губы надул.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ыл-ыл-ыл - суп давно остыл.
Ял-ял-ял - книгу Петя взял.
Ил-ил-ил - я котёнка напоил.
Ил-ил-ил - Лёня воду пил.
Ел-ел-ел - Вова кашу ел.
Ел-ел-ел - дятел прилетел.
Алка-алка-алка - у Аллы белая палка.
Олка-олка-олка - у меня иголка.

Ал-ал-ал - пенал на пол упал.
Ол-ол-ол - вымыли пол.
Ол-ол-ол - Павел видел футбол.
Ул-ул-ул - ломаный стул.
Ул-ул-ул - пенал упал на стул.
Ул-ул-ул - Павел сел на стул.
Ёл-ёл-ёл - съел капусту наш козёл.

Ол-ол-ол- Ол-ол-ол - Николай наш в лес пошёл.
Ол-ол-ол- Ол-ол-ол - Николай грибы нашёл.
Ал-ал-ал- Ал-ал-ал- Николай грибы сорвал.
Ал-ал-ал- Ал-ал-ал- Николай грибы продал.
Ил-ил-ил- Ил-ил-ил –много я грибов купил.
Ил-ил-ил- Ил-ил-ил- всех друзей я угостил.
логопедический кабинет детской поликлиники г.Дмитров

воспользуйтесь само записью

в интернет-регистратуре

логопед Илюхина Светлана Владимировна

Автоматизация звука [л] в словосочетаниях

Произнеси словосочетания правильно

Голубой бокал, голубой колокольчик. Голубая тарелка. Голубое облако, голубое платье.

Голубые облака, голубые колокольчики, голубые бокалы.

Желтая календула, желтая луна. Желтое солнышко, желтое одеяло. Желтый подсолнух, желтый колосок.

Желтые платки, желтые блузки, желтые ласты.

Отвечай правильно. Какой бывает мел? О чем еще можно сказать белый ?

«Подбери слово».

Мармелад... (сладкий ), и халва... (сладкая ). Пастила тоже... (сладкая ).

Сладкое яблоко. Колкая иголка.

Сладкие яблоки. Колкие иголки.

Кислый кизил. Золотой подсолнух.

Кислая алыча. Злой Полкан.

Кислое яблоко. Плохой мальчик.

Кислые яблоки. Волнистые волосы.

Ласковый Слава. Лучистое солнышко.

Ласковая Мила. Лунная ночь.

Ласковое солнышко. Глубокий колодец.

Ласковые лучи. Глубокая тарелка.

Веселый клоун. Глубокие колодцы, тарелки.

Светлый платок. Пластмассовый плафон.

Из чего сделаны предметы? (Из пластмассы. ) Значит, это какие предметы? (Пластмассовые. )

Пластмассовая ложка.

Пластмассовое кресло.

Пластмассовые пластинки.

Найди слову пару. Алый... (платок ), белый... (мел ), белое... (облако ), спелая... (клубника ), унылая... (Мила ), умелый... (человек ), смелый... (пилот ), милый, славный... (малыш ).

Кто больше подберет слов? Какое это яблоко? (Целое, спелое, кислое, сладкое, желтое. )

Автоматизация звука [л] в предложениях и связной речи

Предложения из двух слов

Михаил смелый. Володя уехал. Стул упал. Мила пела. Володя бегал.

Составь предложения,

волк прыгала

белка бежал

малыши улыбались

Предложения из трех и четырех слов

Павел пил молоко. Кот лакал молоко. Мила опрокинула стул. Мила надела халат. Лана долго спала. Слава сколотил стул. Михаил напоил лошадь.

Володя сел за стол. Около стола стул. Клава посадила флоксы. Слава сделал плот. Гладиолусы растут около дома.

Клубок закатился под стул. Лана стояла около стула. Михаил сел в кресло.

Представь, что ты — художник. Я заказываю тебе картину голубого цвета. Что ты нарисуешь голубой краской? (Я нарисую голубые облака. )

Предложения с союзами а, и

Лана ходит в школу, а Мила — в детский сад.

Галка села на палку, а палка ударила галку.

Мила ласковая, а Клава ласковее.

Я положил(а) книгу на стол, а куклу посадил(а) на стул.

Лола взяла метелку и подмела пол. Малыш упал и заплакал. Козел зашел в огород и съел капусту. Павел взял пилу, молоток и смастерил полку.

Выполнение поручений. Возьми куклу и сядь на стул. Что ты сделал(а)? Я взял(а) куклу и сел (а) на стул. Возьми белочку и поставь ее на полку. Что ты сделал(а)? Я взял(а) белочку и поставил(а) ее на полку.

Развитие просодии

Произнеси фразу «Какая пчела» с разной интонацией. Какая пчела? (вопросительно.) Какая пчела! (с восхищением.) Какая пчела?! (с испугом.)

Назови лишние слова в предложении. Повтори предложение.

Лампа висела, светила, погасла очень ярко. (Лампа светила очень ярко. )

Лодка гребла, плыла, летела по реке.

Стол, висел, сидел, стоял в комнате.

Снег таял, сверкал, бежал на солнышке.

Ночью светит луна, солнце.

Володя шел, пел, сидел по улице.

Клава пела, ела, бросала песенки.

Слава сделал, смастерил, сколотил, повесил, распилил скворечник.

Лана испекла, сломала, бросила пирожки.

Мила шила, вязала, бросала кукле шарф.

«Нравится — не нравится».

Мне нравится сладкий мармелад. А что нравится тебе?

Мне хотелось бы съесть сладкое яблоко? А тебе?

Я люблю голубые колокольчики, а ты?

Какой цветок тебе больше нравится — календула или гладиолус?

«Закончи предложение».

По дороге Павел... (шел ). К лесу Павел... (подошел ). В лес густой он... (зашел ) и волнушку там... (нашел ). Срезал грибок, положил в кузовок. По тропинке он... (шагал ), звонко песню... (напевал ). Павел к речке... (подошел ), речку вброд он... (перешел ).

Повтори весь рассказ.

«Учимся размышлять».

Подумай и скажи, какая связь существует между нарисованными предметами. Я скажу слово, а ты назови предмет, который имеет со словом какую-либо связь.

Гроза — молния.

Сено — вилы.

Стол — ложка.

Свет — лампа, лампочка.

Борщ — свекла.

Иголка — елка, ствол.

Грядка — лопата.

Котлета — вилка.

«Развиваем внимание».

Найди 10 отличий. Две елки, украшенные флажками. Какой флажок оторвался? Чего не хватает на этой елке?

«Пятый лишний».

Ряд из цветов и клубника.

Как ты понимаешь слова глупость, глупый ?

Что означают слова головомойка ? Головоломка ? Глоток, глотать ?

Темы для составления рассказов и сказок

«Море». Опорные слова: аквалангист, акваланг, ласты, баллон, палтус, лангуст, камбала, водолаз, лодка, весло, ледокол, ладья, палуба.

Был ли ты на море? Кому нужны акваланг, ласты и баллон?

«Геологи». Опорные слова: молоток, кирка, палатка, минерал, алмаз, золото.

«Комната». Рисунок 42. (См. цв. вклейку.) Опорные слова: стол, на столе лампа, потолок, над столом плафон с лампочкой, стул, кресло, пол, полка, на полке ландыши, клубок под креслом. Кот около стола. Мила сидит в кресле, Слава и солдат Данил — за столом.

Имена: Мила, Павел, Володя, Клава, Слава, Данил, Луша.

«Игра в футбол». Опорные слова: Павел, Володя, ударил, играли, футбол, разбитое стекло, осколки.

Что делали Павел и Володя? Что случилось?

«За грибами». Опорные слова: елки, волнушки, белка, Павел, Мила, лукошко.

Назови детей такими именами, в которых есть звук [л]. Что взяли собой дети? Какие деревья растут в лесу? (В лесу растут елки. ) Кто сидит на елке? (На елке сидит белка. ) Какие грибы растут около елки? (Около елки растут волнушки. ) Кто спрятался за елкой? (За елкой спрятался полоз. ) Что лежит под елкой? (Под елкой лежит палка. ) Кто выпрыгнул из-под елки? (Из-под елки выпрыгнул заяц. )

Куда пришли Мила и Павел?

«Огород». Опорные слова: пугало, овощи, свекла, лук, баклажан, подсолнух, салат.

«Одежда». Опорные слова: платье, платок, колготки, блузка, футболка, бейсболка, лосины, пуловер. Хлопок, лоскут, лоскутик.

«Животный мир». Опорные слова: лось, лань, волк, волчица, волчата, шакал, енот-полоскун, манул, белка, слон, осел, кулан, козел, марал, колонок.

«Посуда». Опорные слова: тарелка, вилка, ложка, солонка, салатница.

«Холодильник». «Продукты». Назови предметы, лежащие в холодильнике. Что не должно лежать в холодильнике?

Опорные слова: балык, колбаса, молоко, подсолнечное масло, сливочное масло, сало, яблоки, баклажаны, халва, мармелад, пастила, клубника, салат, лучок, лук, свекла, голубика, яблоко, клубника, алыча, кукла, лаваш.

Чем можно полакомиться? Что означают слова лакомка, лакомиться, лакомый кусочек ?

Знаешь ли ты эти слова? Маслозавод, маслобойня. Что такое глазурь ? Что означает слово ломтик ? Большой кусок — это ломоть, а маленький кусочек — ломтик.

«Водные животные». Опорные слова: хохлач, кашалот, сервал, белуха, нарвал, малый полосатик, бутылконос, северный плавун, ламантин, лама, лангуст, ласка, луна-рыба, белуга, белуха, головастик.

«Глубоко — мелко». Кто плавает глубже других?

«Птицы». Опорные слова: лунь, орел, ласточка, баклан, голубь, соловей, глухарь, дятел, галка, иволга, сокол, поползень, лунь, лысуха, орлан, плавунчик, славка, фламинго, щегол.

«Магазин "Все для дома"». Опорные слова: иголка, булавка, метелка (мамины вещи).

«Инструменты». Опорные слова: лопата, лобзик, коловорот, лом, долото, шило, пила, пилка, молоток (папины вещи).

«Игрушки». Опорные слова: кукла, юла, волчонок, елка, белочка.

Скажи ласково. Лопата — лопатка, лопаточка. Иголка — иголочка. Пила — пилка, пилочка.

Папа купил себе большую лопату, Лане купили лопатку. Маленькому Володе — лопаточку.

«На лугу». Опорные слова: колокольчики, пчелы. Чистоговорки со словом пчела.

— Пчела, пчела, где ты была?

— Я летала на лужок,

Собирала там медок.

«Магазин "Спорттовары"». Опорные слова: ласты, весло, акваланг, лыжи, палки, велосипед, мотоцикл, бейсболка, футболка, лыжный костюм.

Представь, что ты рассматриваешь товары. Поделись впечатлением с мамой. Что бы ты хотел купить себе для занятий спортом? Расскажи мне, что ты видел в магазине.

«Спорт». Опорные слова: велотрек, велосипедист, велогонки, баскетбол, волейбол, футбол, слалом, скалолаз, пловец.

«Лыжная прогулка». Опорные слова: елки, белка, лыжи, лыжники, лыжня, палки, Михаил, Алла и Володя, елка, кладовая белки, упал, встал, спустился, увидел, посмотрел, прыгала, скакала, грызла.

Где проходит лыжня? Куда дети поставили лыжи и палки? (Возле елки. )

«Спасатели». «Володя — скалолаз».

Опорные слова: скала, скалы, скалолаз Павел, облака, ласточка, орел, горный козел, голубое ущелье, пещера, сталактиты, заоблачные.

Из каких двух слов составлено слово скалолаз ?

«Школа». Опорные слова: школа, пенал, глобус, класс, атлас, краски.

«Звук потерялся». Какой звук потерялся в слове г...обус ?

«Звук заблудился». Какой звук встал на чужое место — шкоал ?

Составь предложения со словами Лола, вышла, подошла, ушла, пришла, перешла.

Анализ слова школа. Чтение слов.

«Зоопарк».

Представьте, что вы в зоопарке. В названиях каких зверей есть звук [л]? Пригласите своих друзей посмотреть на них. Смотрите, какой большой слон! Какой злой волк!

Звук «Л» относится к тем звукам, которые осваиваются детьми довольно поздно. Оптимальным возрастом для его постановки является 5-6,5 лет. К тому же часто происходит так, что без специальной помощи у ребенка не получается сформировать правильный навык произношения данной буквы. Автоматизация звука «Л» поможет закрепить верное произношение.

Прежде чем озвучить причины, по которым происходит нарушение звука «Л», следует сказать о самих ошибках, какими они бывают. Наиболее распространены следующие нарушения:

  • Ребенок вообще не может произносить эту букву.
  • Малыш искажает звук, потому что использует неверное расположение органов речевого аппарата при воспроизведении.
  • Кроха заменяет «Л» на прочие звуки.

Нарушается произношение вследствие таких причин, как:

  1. Наличие короткой подъязычной связки.
  2. Слабость мышечных тканей языка.
  3. Сбой фонематического восприятия звука в речевом процессе.

Для того, чтобы исправить неверное воспроизведение звука, необходимо регулярно заниматься артикуляционной гимнастикой и специальными логопедическими упражнениями, предназначенными для звуковой автоматизации. Делать это можно как в домашних условиях с родителями, так и с логопедом.

Артикуляционные занятия

Перед тем, как приступить непосредственно к закреплению звука, необходимо подготовить органы речевого аппарата. Для этого рекомендуется выполнить несколько упражнений из артикуляционной гимнастики. Они отлично разминают и укрепляют необходимые для звукопроизношения мышцы, поэтому время на автоматизацию звука значительно сократится.

«Качельки»

Задачей данного занятия является выработка навыка удерживания и изменения положения некоторых артикуляционных положений. Для выполнения следует улыбнуться, отрыть ротик, напрячь язычок и тянуть его к носу, а затем к подбородку. Сначала такие качели должны раскачиваться быстро, а потом темп понемногу должен сбавляться. При этом необходимо попытаться зафиксировать язык вверху или внизу на несколько секунд.

В процессе выполнения нужно следить за тем, чтобы двигался только язычок. Нередко встречается, что ребенок делает это упражнение, расположив речевой орган на нижней губе. В результате функционирует только нижняя челюсть, а язык не работает. Это ведет к неэффективности упражнения, поэтому нельзя такое выполнение допускать.

«Лошадь»

Целью этого упражнения является закрепление подъема языка вверх, растяжение связки под языком. Выполнять необходимо следующим образом: улыбнуться, широко открыть рот, приложить широкий язычок к небу, расположенному вверху, после чего опустить речевой орган вниз. Начинать занятие нужно медленно. Скорость можно увеличивать только по мере совершенствования этого упражнения.

Если занятие выполняется правильно, то будет слышен звук, который напоминает цокот лошадиных копыт. В ходе тренировки надо контролировать, чтобы ротик был раскрыт широко в течение всего занятия, а нижние зубы вообще не двигались. В случае возникновения сложностей с удержанием нижней челюсти необходимо придерживать ее рукой первое время.

Данное упражнение выполняется для того, чтобы закрепить подъем языка вверх, а также приобрести навык удерживания определенного расположения речевых органов, растянуть уздечку, находящуюся под язычком. Ребенку понадобится улыбнуться, широко открыть ротик, широкий язык приложить к небу вверху и зафиксировать такое положение настолько, насколько это возможно. Упражнение должно делаться с широко раскрытым ртом, а нижние зубы должны оставаться неподвижными.

Проведя такую несложную артикуляционную гимнастику, малыш подготовит мышечные ткани своего речевого аппарата и сможет легче выполнять упражнения на автоматизацию необходимого звука.

Занятия на звуковое закрепление

Автоматизация звука «Л» в слогах должна проводиться в то время, когда малыш уже научится правильно произносить эту букву. Логопеды советуют сначала автоматизировать звук в слогах, начинающихся с этой буквы и заканчивающихся на нее. Потом уже можно переходить на слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, тексты, стихи.

Занятия важно проводить каждый день, уделяя всего 15 минут. При дефектах произношения автоматизация звука «Л» в предложениях может продлиться от месяца до полугода. Лучше всего выполнять упражнения перед зеркалом. Так ребенок сможет контролировать расположение органов речи и движения языка.

Итак, занятия начинаются с повторения слогов. Сначала нужно проговаривать слоги, которые начинаются с буквы «Л»:

  • ла-ла-ла ле-ле-ле ло-ло-ло;
  • лу-лу-лу ли-ли-ли лы-лы-лы.

Затем понадобится приступить к произношению слогов, заканчивающихся на букву «Л»:

  • ал-ал-ал ол-ол-ол ел-ел-ел;
  • ыл-ыл-ыл ул-ул-ул ил-ил-ил.

После слогов необходимо произносить слова, в которых «Л» может находиться в разных частях. В начале слова: лес, лук, лапша, ласточка, ладонь, лак, лужа, лето, луч.

В середине слова: плот, плечо, колодец, скулы, кулак, одеколон, сила, пчела, зола, солома, пилот.

«Л» в конце слова: бал, бокал, факел, сокол, стул, тыл, козел, осел, кол, дол, мел, металл, чехол, накал, баул.

Красивый голубь.

Хорошая лавочка.

Морской узел.

Деревянный пол.

Серенький козел.

Белая птичка.

Старая полка.

Шустрая белка.

После словосочетаний необходима автоматизация звука «Л» в предложениях. Нужно подобрать около 30 предложений. Можно использовать следующие:

  • Лена медленно мыла полы.
  • Бегала лошадь с седлом.
  • Стул стоял и вдруг упал.
  • Павел со стула упал.
  • Большая луна на небе одна.
  • Данила боится мыла.
  • Где много слов, там мало дела.
  • Пенал со стола упал.
  • Мальвина съела спелое яблоко.
  • Волк наблюдал за белкой.
  • Леша вымыл бокал.
  • На балконе лежат фиалки.
  • Руслан отправил Люсе посылку.
  • Любаша сидела на балконе.

Также автоматизация звука «Л» в предложениях может проводиться с помощью такого упражнения, когда малышу необходимо продолжить фразу словом, имеющим в своем составе эту букву. Пример предложений:

  • У кота не ножки, а мягкие … (лапки)
  • Сестренка красит ногти … (лаком)
  • Детки кушают кашу … (ложкой)
  • Рыбак плавает на … (лодке)
  • Лыжник едет на … (лыжах)
  • В доме светит … (лампа)
  • Лед сломали … (колом)
  • Быстрые ноги с копытами у … (лошадки)
  • Дождик оставляет на дорогах … (лужи)

Применение чистоговорок и стихотворений

Также проводится автоматизация звука «Л» в чистоговорках и стихах. Для занятий можно взять следующие чистоговорки:

  • Ла-ла-ла. Лампа, ласка, лад, бокал.
    Ло-ло-ло. Лодка, лоток, ложка, лоб.
    Лы-лы-лы. Лыжник, лысина, столы.
  • Лу-лу-лу. Луна, лупа, плуг, шалун.
  • Ла-ла-ла. Лизи папе помогла.
    Лы-лы-лы. Лиля вымыла полы.
    Ло-ло-ло. Лена вытерла стекло.
    Лу-лу-лу. Лана прополола лук.
  • Ол-ол-ол. Руслан пошел смотреть футбол.
    Ыл-ыл-ыл. У Лили компот уже остыл.
    Ил-ил-ил. Павел гол забил.
  • Ул-ул-ул. Леонид присел на стул.
    Ел-ел-ел. Коля суп не ел.
    Ёл-ёл-ёл. Глеб двор подмел.
  • Ал-ал-ал. Леша ночью совсем не спал.

Как только автоматизация звука «Л» в чистоговорках закончена, можно переходить к прочтению и изучению стихотворений с этой буквой. Закрепление произношения в стихах можно делать с помощью следующих произведений:

Балалайка играла —
Лена пела и плясала.
Балалайка замолчала —
Плачет Лена: «Мало! Мало!»

Два бельчонка маму-белку

Ждали возле своего дупла.

Им на ужин мама-белка

Шесть орешков принесла.

Поделила на двоих.

По три каждому из них.
***

У Лили порвалась футболка —
Лара дала ей иголку.
У Лили растрепалась челка —
Лара подарила ей заколку!

Лиза клубнику сажала,
Лиза клубничку растила —
Ягоды эти сладкие
Она заслужила!

Молоко лакали кошки

Из большой беленькой плошки.

Без тарелки и без ложки –

Язычком лакали кошки.

Плошка вроде велика,

Но в ней мало молока.

Глядят кошки в облака –

Вот бы столько молока!

Игры для закрепления произношения

Лучше всего, если автоматизация звука «Л» в словах и предложениях будет проводиться в игровой форме. Ведь маленького ребенка необходимо заинтересовать, а обычное повторение слогов, слов, фраз для него очень утомительно и скучно.

Можно проводить занятия, используя разнообразные картинки, на которых изображены предметы или животные, названия которых содержат букву «Л». Нужно разложить рисунки в три ряда и попросить малыша назвать изображения из верхнего, потом среднего и нижнего рядов.

Потом надо разложить на столе пять картинок, дать ребенку время на их запоминание. Потом закрыть их и сказать ребенку, чтобы назвал рисунки на память в том порядке, в котором они были разложены. Затем нужно заменить какую-либо карточку и попросить ребенка, чтобы он сказал, что добавилось.

Также можно играть на слух. Родителю необходимо назвать три слова с буквой «Л», а малышу запомнить их и назвать. Каждый раз можно применять одни и те же слова, но обязательно менять их порядок. Это упражнение поможет не только закрепить произношение, но развить слуховое восприятие и память.

Следующая игра направлена на то, чтобы ребенок научился образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Родитель называет слово, а малыш придумывает ласкательное слово. К примеру, кукла — куколка, слон – слоник, платье – платьице, яблоко – яблочко, каблук — каблучок, лужа – лужица и так далее.

Рассказы для автоматизации

Проводится не только автоматизация звука «Л» в словах и предложениях, стихах, играх, но и рассказах. Необходимо читать ребенку небольшие истории, в которых содержится множество слов с этой буквой.

« Мама подарила Лене куклу. Куколка Лене очень понравилась, потому что она очень милая, у нее голубенькие глазки, светлые волосики, белое платьице и летние туфельки. Лена назвала куклу Любой. Целыми днями Лена играла с Любой. Одевала ее, обувала, купала. Причесывала, заплетала косички. Убаюкивала куколку, пела колыбельную. Лена оберегала Любу.

Однажды Лена уложила куклу спать. Мама позвала Лену кушать, а Любу утащила собака. Она таскала куклу и порвала ее. Расстроилась Лена, но куклу не бросила. А мамочка купила такую же куклу и тайком поменяла. Лена даже и не догадалась».

«Гулял по лесу злой волк. Вдруг увидел, что на елке сидит маленькая белка. «Ага,- подумал про себя серый – вот сейчас я ее то и слопаю». Подошел к белке и сказал «Слезай-ка, белочка, ко мне, будем на лыжах кататься». Белочка мило улыбнулась и ответила: «Нет, не хочу с тобой идти, потому что у меня лыж нет. Пригласи лучше лисичку-сестричку». Только она это сказала, как тут же появилась лиса. Серый волк позвал ее на прогулку на лыжах. «Ладненько,- сказала ему лисичка, - сейчас только возьму свои лыжи». Убежала сестричка и только волк ее и видел».

«Захотелось Глебу половить рыбку. Знал он отличные места, где ловится много большой рыбы. Глеб поплыл туда на лодке. Погода была солнечной и теплой. Приплыл Глеб быстро. Остановился возле омута. Закинул удочку и начал ловить. Рыбешка попадалась разная: и мелкая, и большая. Наловил Глеб много рыбы. Сложил удочку и отправился домой».

Таким образом, автоматизация звука «Л» в словах и предложениях помогает маленьких деткам закрепить произношение звука. Важно делать упражнения на закрепление регулярно, в противном случае добиться хороших результатов не получится. Также крайне важна заинтересованность ребенка в проведении занятий, поэтому лучше всего проводить их в форме игр.

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Л]!

Статья разделена на части с учетом этапов автоматизации звука [Л].

Слова, предложения и чистоговорки для автоматизации звука [Л] в обратных слогах и конце слова очень важны на этапе автоматизации звука, так как в положении обратного слога звук [Л] часто требует длительной работы по введению в речь.

Такая подборка будет полезна практикующим логопедам, а также родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Л].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Звук [Л] в обратных слогах:

АЛ-АЛ-АЛ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ ЭЛ-ЭЛ-ЭЛ ОЛ-ОЛ-ОЛ УЛ-УЛ-УЛ

ЯЛ-ЯЛ-ЯЛ ИЛ-ИЛ-ИЛ ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ ЁЛ-ЁЛ-ЁЛ ЮЛ-ЮЛ-ЮЛ

Звук [Л] в словах с обратным слогом:

Мал, бал, вал, пал, жал, зал, дал, читал, спал, упал, бокал, вокзал, пенал, стал, устал, канал, копал, обвал, стучал, металл, гнал, искал, мазал, выпал, падал, сыпал, гнал, поехал, ехал, уехал, искал, овал, самосвал.

Мял, снял, взял, нырял, стоял, гонял, завял, менял, поднял, занял.

Был, выл, мыл, пыл, ныл, забыл, завыл, тыл, остыл, смыл.

Бил, вил, мил, пил, носил, возил, забил, гостил, учил, поил, водил, косил, купил, садил, тащил, выпил, Михаил, напоил, выскочил.

Мул, дул, аул, гул, стул, подул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, кинул, выгнул, дунул, стукнул.

Ел, мел, пел, сел, съел, спел, смел, успел, умел, одел, гудел, висел, сидел, шипел, шумел, свистел, Павел, дятел, обидел, пепел.

Вол, пол, зол, гол, кол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, баскетбол, буйвол, сокол, ствол, угол.

Вёл, мёл, осёл, козёл, шёл, котёл, новосёл.

Повторить словосочетания и предложения:

Выпускной бал, чугунный котёл, высокий бокал, весёлый новосёл, узкий канал, тяжёлый металл, горный аул, поломанный стул, маленький Павел, чистый пол, последний укол, мебельный чехол, упрямый осёл, рогатый козёл.

У Вовы пенал. Вол был зол. Коля мыл пол. Павел сел за стол. Петя выпил сок. Павел разбил бокал. Отец поехал на вокзал. Брат уехал на футбол. Из – за куста выскочил заяц. Стул упал на пол. Дятел долбил берёзу и искал жуков. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [Л]:

Ал – ал – ал - пенал на пол упал.

Ол – ол – ол - пенал упал на пол.

Ул – ул – ул - пенал упал на стул.

Ыл – ыл – ыл - Павел пенал забыл.

Ал – ал – ал - наш малыш упал.

Ал – ал – ал - кто мал да удал?

Ол – ол – ол - посмотрите, кто пришёл?

Ол – ол – ол - мы пойдём на футбол.

Ул – ул – ул - наш малыш уже уснул.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которое, в свою очередь, обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Вниманию родителей предлагается комплекс упражнений, с помощью которых можно помочь ребенку правильно произносить звук [л].


к[Л]ассная сог[Л]асная

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие - 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений - это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая - ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» - «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л"] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

Звук [л"]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л"] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л"] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

Искажения звуков [л], [л"]

Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

Слова в движении

Лампа

Лам - Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па - Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела. - Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела. - Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.