Оценивание егэ по обществознанию. Правила проведения испытания по обществознанию


ЕГЭ-2018. Обществознание.

Демоверсия.

Система оценивания задания № 29 – сочинения.

Новое в системе оценивания.

В проекте демоверсии ЕГЭ 2018 года предлагается, как это и было в прошлые годы, 5 тем для мини-сочинения . Каждая тема — из определённой отрасли знаний: философии, экономики, социологии (или социальной психологии), политологии и правоведения. Выпускник пишет сочинение по одной из предложенных тем.

Предлагаю критерии оценивания задания № 29 в 2018 году с их комментарием. Особо отмечаю те изменения , которые планируются (так как это только проект ) при оценивании задания 29.

29.Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение . Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й),в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания(соответствующие понятия, теоретические положения ), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников . Каждый приводимый факт / пример должен бытьсформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом
Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания 1
Смысл высказывания раскрыт: верно выделена основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса и/или сформулирован тезис в контексте высказывания, который требует обоснования 1
Смысл высказывания не раскрыт: основная идея невыделена/тезис не сформулирован 0
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов , то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения (Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов) 2
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены связанные между собой объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы 2
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или положения.ИЛИ В ответе наряду с относящимися к одной илинескольким идеям/тезисам приведены понятия и /или положения, не относящиеся к ним 1
Теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения, выводы отсутствуют или не связаны с темой) 0
29.3 Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов 1
Отсутствуют ошибочные с точки зрения научногообществознания положения 1
В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения 0
29.4 Качество приводимых фактов и примеров 2
Указание по оцениванию:
  1. При оценивании могут быть зачтены только факты/примеры, явно связанные с иллюстрируемым положением, рассуждением,

выводом.

  1. При оценивании засчитываются только сформулированные развёрнуто корректные факты /примеры.
  2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании

используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.

Приведено не менее двух фактов/примеров из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственныенаблюдения.Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников 2
Приведён только один факт/пример.ИЛИ Приведены факты/примеры из источников одного типа 1
Факты/ примеры отсутствуют.ИЛИ Ни один из приведённых фактов/примеров явно несвязан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.ИЛИ Ни один из приведённых фактов/примеров несформулирован развёрнуто 0
Максимальный балл 6

Сделаем выводы.

Новое в системе оценивания задания № 29

  • Во-первых, сразу обращает на себя внимание увеличение высшего балла за задание №26. Теперь за него можно получить 6 баллов , а не 5, как было ранее (согласитесь, каждый балл так дорог выпускникам).
  • За что же ставится этот шестой балл? За корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Конечно, это учитывалось и в предыдущие годы. Ведь если теоретические положения были ошибочными, то за теоретическое содержание сочинения баллы снижались. Однако если не было таких ошибок, то баллы НЕ прибавлялись. В 2018 году появилась такая возможность у тех учеников, которые верно с точки зрения науки обосновали теоретические положения. Это огромный плюс.
  • Остальные критерии не изменены.

Таким образом, план мини-сочинения следующий:

  • Раскрытие смысла высказывания (это может быть выделение одной или нескольких идей, проблем, тезиса, который нужно будет доказать)
  • Теоретическое обоснование ключевых понятий, идей, проблем (то есть доказательства с теоретической точки зрения, пока без примеров)
  • Аргументы. Их должно быть не мене двух , но обязательно из разных источников. Например, разные примеры, но из истории- это один аргумент.
  • Конечно, необходимо сделать вывод, подытожить высказанное по цитате.

Таким образом , ориентир вам дан, можно готовиться к ЕГЭ. Конечно, это пока проект КИМа. Возможно, в окончательном варианте будут изменения. Что ж, будем следить на новинками на сайте ФИПИ.

Удачи вам, выпускники!

Мельникова Вера Александровна

11 класс – последний год обучения в школе. И если выпускники не выбрали будущую профессию, далее «тянуть» некуда. Варианты направлений разные: экономическое, гуманитарное, юридическое, медицинское. Как не ошибиться с выбором.

Такие профессии как юрист, менеджер, социолог, психолог, правовед предполагают сдачу ЕГЭ по обществознанию. Высокие результаты ЕГЭ дадут возможность выбрать любую из этих специальностей. Предмет обществознание изучает взаимоотношения человека и общества, духовную сферу, социальные и экономические взаимоотношения людей в обществе, ознакомление с политологией, начальные знания о правоведении. Курс обществознания – это переплетение разных предметов и научных областей:

  1. философия;
  2. история;
  3. экономика;
  4. социология;
  5. этика.

Обществознание – сложный предмет, требующий наличия умений:

  • логически мыслить,
  • находить причинно-следственные связи;
  • разбираться в политике;
  • философски размышлять;
  • выявлять закономерности развития экономики.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию требует серьезного подхода, начинать её надо как можно раньше. Контрольно-измерительные материалы состоят из 2 частей, содержат 29 вопросов. Первые 20 вопросов с кратким ответом, состоящим из 1-3 слов или цифр. Часть 2 более сложная, предполагает развернутые ответы. Задания второй части ориентированы на выпускников с повышенным уровнем знаний по предмету.

Ранжирование заданий по уровню сложности КИМов в 2017 году

Уровень сложности Количество заданий Наивысший балл
Базовый 12 19
Повышенный 10 20
Высокий 7 23
Итого 29 62

В 2017 году в КИМах произошли не большие изменения:

  1. Добавили задание №17, в котором нужно выбрать правильное суждение.
  2. произошли изменения в нумерации вопросов (задания 17, 18 стали 18, 19).
  3. Задание №18 за 2016 год убрали.

Не предполагается кардинальных изменений и в 2018 году. Поэтому, для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, подойдет демоверсия контрольно-измерительных материалов за 2017 год, расположенная на сайте ФИПИ. Внимательно изучив материалы КИМов, можно получить максимальное количество баллов.

Группа

Номер задания

Часть I

I группа 1-3 Проверяет знание понятий и терминов.

Отличие биологической и социальной сущности человека. Закономерности развития общества. Гражданско-политическая роль человека в обществе.

II группа 4-19 Содержит вопросы, определяющие знания по 5 темам:

  • 4-6 «Человек и общество»
  • 7-10 «Экономика»
  • 11-12 «Взаимоотношения в социуме»
  • 13-15 «Политика»
  • 16-19 «Право и правоотношения»

Часть II

20 Проверяет умения обобщать и систематизировать информацию
21 Проверяет умение находить и воспроизводить нужную информацию в авторском тексте.
22 – 24 Умение выделять главную информацию в тексте, дополнять ее, применяя логическое мышление или другие источники информации.
25 Определяет уровень знаний политических аспектов в обществе.
26 – 27 Определяет уровень правовой грамотности. Умения приводить примеры по изученному теоретическому материалу, конкретизировать понятия и положения, анализировать и применять знания для решения конкретных обществоведческих задач.
28 Знания экономических закономерностей в обществе. Проверяет умения дифференцировать информацию, обобщать. Анализирует навыки в составлении плана, отражающие функциональные и иерархические особенности явлений в социуме.
29 Вариационное задание. Выбрать 1 из 5 предложенных тем и написать мини-сочинение, в котором необходимо раскрыть тему, описать факты, используя специальные понятия и термины, жизненный опыт. Проверяет умение определять проблему, изложить свое отношения к ней, подтверждать аргументами, делать выводы.

Если и будут изменения в ЕГЭ к 2018 году, то о них станет известно в начале учебного года. Дата проведения экзамена официально опубликуют только в январе 2018 г.

На сайте ФИПИ выложили проекты демоверсий ЕГЭ-2018. В них еще возможны изменения. Окончательные, заверенные печатями и подписями демоверсии опубликуют в ноябре. Тем не менее по проектам демоверсий уже можно судить, что в заданиях ЕГЭ изменится, а что останется прежним. Наши преподаватели внимательно изучили новые демоверсии и сделали краткий обзор.

Русский язык

Стало на одно задание больше. Перед заданиями по тексту добавили новое задание 20. Оно проверяет знание речевых норм, умение находить лексические ошибки. Это задание базового уровня сложности и оценивается в 1 балл.

Лексическая ошибка в этом предложении - плеоназм, речевая избыточность. Лишнее слово, которое нужно выписать, - «главную» (слово «суть» и так означает нечто главное, важное).

Что изменилось:

Теперь в ЕГЭ по русскому языку 26 заданий и нумерация заданий по тексту сместилась на один пункт вперед. В первую часть входят задания 1-25. Это 34 первичных балла. Вторая часть - сочинение, задание 26. Максимальное количество баллов за сочинение - 24. Всего за обе части - 58 баллов.

Обществознание

Увеличили максимальный балл и изменили критерии в заданиях 28 (план) и 29 (мини-сочинение). Теперь за план дают четыре первичных балла, за сочинение - шесть. Максимальное количество первичных баллов за всю работу увеличилось с 62 до 64.

Задание 28 (план)

В новой демоверсии для плана вели отдельные критерии оценивания :

Критерий 28.1. Раскрытие темы (2 балла)
Чтобы получить максимальное количество баллов, нужно:

1) включить в план как минимум два из трех пунктов, раскрывающих тему по существу;
2) как минимум один из этих пунктов раскрыть в подпунктах.

Критерий 28.2. Количество пунктов плана (1 балл)
В плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых детализированы в подпунктах. Учитываются только те пункты, которые имеют отношение к содержанию темы. Не относящиеся к теме и абстрактные пункты (например, «Введение» или «Заключение») не считаются.

Критерий 28.3. Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана (1 балл)
В формулировках пунктов и подпунктов плана не должно быть ошибок.

Что изменилось:

  • Сложный алгоритм оценивания (таблица на две страницы) заменили на три отдельных критерия - как у сочинения. Требования к заданию стали понятнее.
  • Увеличилось максимальное количество первичных баллов с трех до четырех.

Задание 29 (мини-сочинение)

Максимальное количество баллов увеличили с пяти до шести. Изменили формулировку задания и критерии оценки.

Формулировка задания 29

Что изменилось:

  • «Проблема» в условии задания больше не упоминается. Раньше это вносило путаницу, так как в критериях про формулировку проблемы ничего не говорится.
  • В задании отдельно прописали требования к теоретической и к фактической аргументации.
  • Фактическая аргументация теперь должна иллюстрировать положения, сформулированные в теоретической аргументации.

Критерии задания 29

Теперь сочинение оценивается по четырем критериям :

Критерий 29.1. Раскрытие смысла высказывания (1 балл, если не выполнен, соответствие другим критериям не учитывается и за все задание ставится 0 баллов)
Это бывший критерий К1. В новой демоверсии добавили условие: чтобы раскрыть смысл высказывания, нужно выделить основную идею или сформулировать тезис в контексте высказывания.

Критерий 29.2. Теоретическое содержание мини-сочинения (2 балла)
Этот критерий оценивает связность аргументации: объяснения ключевых понятий, рассуждения и теоретические положения должны пояснять сформулированный тезис или идею.

Критерий 29.3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов (1 балл)
В аргументации не должно быть ошибочных утверждений.

Критерий 29.4. Качество приводимых фактов и примеров (2 балла)
Как и раньше, нужно привести примеры из двух разных источников: СМИ, другие школьные предметы, факты личного опыта. Примеры с фактическими и смысловыми ошибками не засчитываются. Новое требование: если оба примера не сформулированы развернуто или не связаны с положениями теоретической аргументации, по критерию выставляется ноль баллов.

Что изменилось:

  • Трудности вызывала расплывчатая формулировка «раскрытие смысла» в первом критерии. Оценка по этому критерию была субъективной и зависела от личности эксперта. Теперь добавили объективное условие: чтобы раскрыть смысл, нужно выделить идею или сформулировать тезис. Критерий стал более понятным.
  • Качество теоретической аргументации теперь оценивается по двум критериям, за теоретическую аргументацию дают больше баллов.
  • Ужесточились требования к фактической аргументации: примеры должны быть развернутыми и иллюстрировать положения теоретической аргументации.

Литература

Увеличили максимальное количество баллов и изменили критерии оценки в заданиях с развернутым ответом: 8, 9, 15, 16, 17. Максимальное количество первичных баллов за экзамен увеличилось с 42 до 57.

Задания 8 и 15

Максимальный балл - 4.
Два критерия:

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов (3 балла; если 0 или 1 балл, по второму критерию ставится 0 баллов).
2. Следование нормам речи (1 балл).

Максимальный балл - 5.
Три критерия:

1. Соответствие ответа заданию (1 балл; если 0, за все задание ставится 0 баллов).
2. Аргументированность, привлечение текста произведения (2 балла; если 0, третий критерий также оценивается в 0 баллов).
3. (2 балла).

Что изменилось:

Большие проблемы вызывала оценка «убедительности аргументов», значительную роль здесь играл субъективный фактор. Теперь качество аргументов оценивается во всех трех критериях: в первом критерии устанавливается, отвечает ли ученик на поставленный в задании вопрос, во втором - насколько аргументы опираются на текст произведения, в третьем - отсутствие логических ошибок в аргументации.

Задания 9 и 16

Максимальный балл - 4.
Нужно было обосновать выбор произведения.
Не учитывались речевые ошибки.
Сложный алгоритм оценивания.

Максимальный балл - 10.
Выбор произведения обосновывать не нужно.
Учитываются речевые ошибки (критерий 3).
Три критерия:

1. Подбор произведений для выполнения задания (4 балла; если ставится 0, все задание оценивается в 0 баллов).
2. Сопоставление произведений (4 балла; если 0, все задание оценивается в 0 баллов).
3. Фактологическая, логическая и речевая точность ответа (2 балла).

Что изменилось:

  • Увеличился максимальный балл с четырех до десяти. Задания 9 и 16 сложнее, чем 8 и 15. Теперь оценка учитывает эту разницу в уровне сложности.
  • Не требуется обосновывать выбор произведения.
  • Кроме фактологической, оценивается также логическая и речевая точность.

Задание 17

Максимальный балл - 14.
Три темы сочинения.
Пять критериев:

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений (3 балла; если 0, все задание оценивается в 0 баллов).
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями (2 балла).
3. Обоснованность привлечения текста произведения (2 балла).
4. Композиционная цельность и логичность изложения (3 балла).
5. Следование нормам речи (3 балла).

Максимальный балл - 15.
Четыре темы сочинения.
Семь критериев.

Общее число участников основного дня основного периода ЕГЭ в 2018 г. превысило 327 тыс. человек, что, как и в предыдущие годы, составило более половины от общего числа участников ЕГЭ. Обществознание - наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность результатов экзамена для поступления на обучение по широкому спектру специальностей связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (даже к достижению минимального балла предъявляется высокий уровень требований).

В целом доля участников, не преодолевших минимального балла, в 2018 г. увеличилась в сравнении с 2017 г. и составила 17,4% (в 2017 г. - 13,8%; в 2016 г. - 17,6%).

Число стобалльников в 2018 г. повысилось в сравнении с 2017 г.: 198 против 142. Рост в 2018 г. доли стобалльников до 0,06% (в 2017 г. - 0,04%) и высокобалльников до 7,4% (в 2017 г. - 4,5%) может быть обусловлен дальнейшим распространением практики дифференцированной подготовки выпускников с учетом их индивидуального уровня сформированности системы знаний и умений, а также отмеченным выше усовершенствованием системы оценивания ряда заданий и реализацией системы мер по повышению качества работы предметных комиссий субъектов РФ.

Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2018 года доступны по ссылке .

На нашем сайте представлены больше 3800 заданий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2018 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2019 ГОДА

Обозначение уровня сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий.


Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Задание 1. Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания (выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц)
Задание 2. Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания (выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне)
Задание 3. Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания (соотнесение видовых понятий с родовыми)
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6.
Задание 7. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
Задание 8. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
Задание 9. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Задание 10. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (рисунок)
Задание 11. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
Задание 12. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма)
Задание 13. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
Задание 14. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
Задание 15. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Задание 16. Характеризовать с научных позиций основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина РФ
Задание 17. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
Задание 18. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
Задание 19. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Задание 20. Систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию (определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту)
Задание 21. Осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию
Задание 22. Осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов
Задание 23. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
Задание 24. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов.
Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Задание 25. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы (задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте)
Задание 26. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах)
Задание 27. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (задание-задача)
Задание 28. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу (задание на составление плана доклада по определенной теме)
Задание 29. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2019 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 1 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. .

ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА 2019 ГОДА

ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ
Распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ПОРОГ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: 22 первичных баллов (42 тестовых балла).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БЛАНКИ
Скачать бланки в высоком качестве можно по ссылке .

ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН

На данном экзамене применение дополнительного оснащения и материалов не предусмотрено.

Авторы заданий для подготовки к ЕГЭ: М. Ю. Брандт, О. В. Кишенкова, Г. Э. Королева, Е. С. Королькова, О. А. Котова, А. Ю. Лазебникова, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская, и др.; материалы сайта http://ege.yandex.ru.