Киево - печерская лавра. Архив рубрики: Святыни


Кто похоронен в лаврских пещерах?

СПИСОК ПЕЧЕРСКИХ УГОДНИКОВ если проанализировать ряд изданий по истории Киево-Печерской Лавры можно приставить в таком виде:

I. Упоминаются во 2-й Кассиановской редакции «Патерика», подвизались и погребены в Лавре :

А) Феодосий игумен (мощи почивали в Дальних пещерах; в 1091 г. обретены и перенесены в престольный лаврский храм, где в 1240 г. укрыты под спудом);

Б) Остальные Святые этой группы почивают в Ближних пещерах:

2. Антоний (под спудом)

3. Варлаам игумен (ум.ок. 1065)

4. Никон игумен (ум.1088)

5. Нестор-Летописец (ум.ок. 1114)

6. Алипий иконописец (ум.ок. 1114)

7. Агапит врач (ум.ок. 1095)

8. Дамиан пресвитер, врач (ум.до 1074)

9. Онисифор пресвитер, прозорливый (ум.XII)

10. Иеремия прозорл. (ум.ок. 1070)

11. Матфей прозорл. (ум.ок. 1088)

12. Исаакий затворник (ум.кон. XI)

13. Лаврентий затв. (ум.XII)

14. Афанасий затв. (ум.ок. 1176)

15. Григорий чудотворец (ум.1093)

16. Моисей Угрин (т.е. Венгр; ум.XI)

17. Иоанн Многострадальный (ум.ок. 1160)

18. Пимен Многоболезненный (ум.1110)

19. Прохор Лебедник (ум.1107; прозвище получил за то, что раздавал бедным хлеб, который делал из лебеды и молитвой претворял его в сладкий)

20. Марк Пещерник-Гробокопатель (ум.XII)

21. Феофил слезоточивый (ум.XII)

22. Иоанн, брат Феофила (в рукописном «Патерике» не назван по имени; ум.XII)

23. Василий преподобномуч. (ум.1098)

24. Феодор преподобномуч. (ум.1098)

25. Евстратий преподобномуч. (ум.1097)

26. Кукша священномуч. (ум.XII)

27. Спиридон просфорник (ум. XII)

28. Никодим просфорник (ум. XII)

29. Пимен постник (ум. XII)

30. Никон Сухой (ум. нач. XII; тело иссохло от ран, полученных в половецком плену)

31. Николай Святоша (в миру номинальный князь Черниговский Святослав; ум. 1143)

32. Еразм (ум. XII)

33. Арефа (ум. XII)

34. Тит пресвитер (ум. XII)

35. Поликарп архимандрит (ум. 1182)

36. Ефрем, еп. Переяславский (ум. кон. XI)

37. Нифонт, еп. Новгородский (ум. 1156)

38. Симон, еп. Владимиро-Суздальский (ум. 1226)

39-50. 12 братий зодчих и иконописцев, строивших и украшавших престольный лаврский храм (в рукописном «Патерике» не указывается точное их число).

II. Не упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались и погребены в Лавре:

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:

51. Авраамий трудолюбивый

52. Авраамий затв.

53. Алексий затв.

54. Анастасий диакон

55. Анатолий

56. Григорий иконописец

57. Елладий затв.

58. Илия Муромец (воин, прототип героя былин)

59. Исаия чудотворец

60. Иоанн постник

61. Лука эконом

62. Макарий

63. Нектарий

64. Онисим затв.

65. Онуфрий молчаливый

67. Сергий послушливый

68. Сильвестр

69. Сисой затв.

70. Феофан постник

71. Феофил затв.

72. Дионисий, архиеп. Суздальский (1385; постриженник Лавры; мощи либо скрыты, либо встревожены при вражеских нашествиях).

ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:

73. Агафон чудотворец

74. Ахила диакон

75. Аммон затв.

76. Анатолий затв.

77. Арсений трудолюбивый

78. Афанасий затв.

79. Вениамин

80. Геронтий канонарх

81. Григорий чудотворец

82. Дионисий затв.

83. Евфимий схимник

84. Владимир Свящснномученик, митрополит Киевский (ум. 1918; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах, в 1992 г. обретены и перенесены в Дальние )

85. Захария постник

86. Зинон постник

87. Игнатий архимандрит (ум. XV)

88. Илларион схимник

89. Ипатий врач

90. Иосиф Многоболезненный

91. Кассиан затв.

92. Лаврентий затв.

93. Леонтий канонарх

94. Лонгин вратарь

95. Лукиан мученик (ум. XIII)

96. Макарий диакон

97. Мардарий затв.

100. Меркурий постник

101. Моисей чудотворец

102. Нестор Некнижный

103. Павел послушливый

104. Паисий

105. Памва затв.

106. Панкратий иеромонах

107. Пафнутий затв.

108. Пимен постник

109. Пиор затв.

110. Руф затв.

111. Силуан схимник

112. Сисой схимник

113. Софроний затв.

114. Тит воин (принял иночество)

115. Феодор молчаливый

116. Феодор, князь Острожский (принял иночество; ум. XV)

117. Филарет Святитель, митрополит Киевский (Амфитеатров; ум. 1857; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах; в 1994 г. обретены и перенесены в Дальние).

ПРЕСТОЛЬНЫЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР (под спудом):

118. Павел Святитель, митрополит Тобольский (ум.1770; выходец из Лавры, окончил в ней свои дни, находясь на покос)

119. Петр Могила Святитель, митрополит Киевский

IV. Не подвизались в Лавре, но погребены:

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:

120. Иоанн, Первомученик Русский, сын варяга Феодора (убит в 983 г. киевлянами-язычниками)

121. Иулиания, княжна Ольшанская (ум. не позднее 1540 г.; мощи почивали под спудом возле Успенского собора, обретены нетленными в нач. XVII в. и оставлены в указанном храме; при пожаре 1718г. обгорели и перенесены в Ближние пещеры)

123. Меркурий, еп. Смоленский

ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:

124. Евфросиния Полоцкая (преставилась в XII в. в Иерусалиме, откуда мощи были перенесены в Киев, в 1910г. - в г. Полоцк; в Лавре оставлен гроб Преподобной с частицей руки)

125. Феофил, архиеп. Новгородский (ум.1485 г.; страдая недугом, ехал к святыням лаврских пещер и преставился в виду Киева на левом берегу Днепра)

126. Младенец, убиенный Иродом за Христа (часть мощей принесена в Лавру в 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном)

127. Климент, еп. Римский (глава принесена в 988 г. из Херсонеса Таврического в Киев и первоначально находилась в Десятинной церкви)

В ДРУГИХ МЕСТАХ похоронены, а потом перенесены в Лаврские пещеры:

128. Михаил, митрополит Киевский (современник Св. князя Владимира; мощи почивали в Десятинной церкви, откуда перенесены в Ближние пещеры; с 1730 г. - в Успенском соборе).

129. Владимир, Равноап. князь Киевский (глава обретена Св. Петром Могилой при раскопках руин Десятинной церкви; в конце 30-х гг. ХХ в. вывезена из Успенского собора на обследование в Ленинград и бесследно исчезла)

130. Стефан Архидиакон, Первомученик (указательный перст принесен в Лавру в нач. XVIII в. из Молдавского Нямецкого монастыря Романским архиеп. Пахомием, который жил в Печерской обители на покое)

На планах пещер XVII-XIX вв. и в ряде других документов упоминаются еще некоторые Печерские Святые.

Итак, 130 «божьих угодников» находятся в одном месте в Киево-Печерские Лавры.

Много это или мало?

Для УПЦ МП много! Для самого монастыря тоже много ибо все эти мощи и захоронения требуют непрерывного присмотра и ухода, но зато и привлекают в Лавру миллионы верующих и еще больше обычных туристов!

И если вы уважаемый читатель решитесь оставить свои мирские дела и на несколько часов посетить Киево -Печерскую Лавру то я очень настоятельно рекомендую ознакомится с содержанием вот этой книги: « Киево-Печерский патериик » вот ссылка сайт где его можно прочесть http://www.sedmitza.ru/lib/text/438020/, а вот ссылка на сайт

Знание этой важной информации о всех тех 130 лицах что перечислены выше поможет вам лучше понять всю притягательность и таинственность тех мест куда вы придёте!

В самих пещерах где хранятся МОЩИ «божьих угодников» кроме самих мощей имеются и другие объекты для поклонения, а так же по уверениям священнослужителей в пещерах случались и даже иногда и сейчас случаются «ЧУДЕСА» в верующими пришедшими на поклонения к святым местам.

Но сначала небольшой рассказ об уходе за МОЩАМИ и местами их захоронения. Это по сути эксклюзивная информация!

Когда Лавра была атеистическим музеем, то практически никакого особого ухода за пещерами не было (если сказать кратко, то просто поддерживали, что бы не завалились!), а вот с возрождением Лавры как действующего монастыря ситуация изменилась внешне в лучшую сторону.

Из среды монахов ЛАВРЫ для Ближних и Дальних пещер выделены две особые группы, на которых и возложено особое «ПОСЛУШАНИЕ», состоящее в ходе за МОЩАМИ, поддержанием в лаврских пещерах чистоты и общего порядка. Командуют двумя этими особыми группами монахов – 2 особых лаврских архимандрита.

УХОД за мощами

У 130 преподобных Печерских божьих угодников в настоящее время есть свой «гардероб» из нескольких парчовых покрывал и наличников (специальное покрывало для лица; в знак того, что монах удалился от этого мира и созерцает Небо ).

В обычные дни мощи накрывают зеленым покрывалом и наличником, в Великий пост переоблачают в черный цвет, а на Пасху - в красный.

В период Петрова поста, когда особо жарко, мощи преподобных выносят в спецпомещение (на третьем этаже над ближними пещерами. - Авт.), снимают все одежды и просушивают их в саду до вечера.

На ночь не оставляют, чтобы роса не намочила, а на следующий день одевают.

Все одежды подписаны, перепутать не получится. Мощи лежат на деревянных лотках, обернутых монашеской ситцевой тканью, а сами преподобные завернуты в ватники.

Кстати, до революции мощи были открытыми, а от капель масла или воска их берегли ватники.

Крышки над мощами поставили в советское время работники музея (в 20 гг. ХХ века)

Есть такое предание, что однажды к мощам подошел человек, сделал вид, что хочет поцеловать руку святого, а на самом деле решил ее укусить, в насмешку.

Грызнул - и застыл, не может оторваться.

Так и стоял, пока не попросил у преподобных прощения и не раскаялся. Вот после того случая и поставили крышки.

Мощи и теперь хранятся в ватниках, а над ними - красивое парчовое покрывало. Когда в 1988 году передали Лавру и ближние пещеры, оказалось, что на некоторых преподобных только нижние покрывала истлели, а мощи уже 900 лет лежат.

По рассказам монахов, когда МОЩИ переоблачают, такой чудный благовонный запах идет, и никакого тления - «просто чудо»!

Его кстати каждый может ощутить, если зайти в пещеры часиков в шесть утра, при условии, если вас туда в это время пустят".

Но это «первое чудо» но оно не главное, в общем перечне чудес Киево-Печерской лавры.

К примеру, есть ЧУДО: «МИРОТОЧИВЫЕ ГЛАВЫ»

Одно из самых ярких впечатлений в дальних пещерах - это 25 сосудов с древними черепами, называемыми "мироточивые главы".

"Известно только, что одна глава принадлежит епископу Клименту Римскому, пострадавшему за веру в Христа в период гонений в начале II века н. э., остальные имена неизвестны, в нашей Лавре она с 1200 года.

Главы хранятся здесь в стеклянных и серебряных сосудах, потому что обладают чудесным свойством - источать миро, которое потом используется для помазаний на богослужениях. Миро выпадает на главах подобно росе, а потом собирается на дне сосудов".

Наличие в Лавре МИРОТОЧИВЫХ ГЛАВ (ЧЕРЕПОВ) по мнению лаврских священнослужителей, есть отличные детекторы внутренней жизни монастыря.

Образно говоря, если в монастыре все хорошо - миро выделяется регулярно и понемногу.

Если беда какая - могут и вообще перестать мироточить, а если радость великая - наоборот, главы могут утопать в мире.

Но главы мироточили не все время.

Например, в ХІХ веке они 50 лет не мироточили, а потом снова нача ли.

В 1958 году, за три года до закрытия Лавры в советские времена, главы перестали мироточить.

Хотя справедливости ради надо сказать, что при СССР к главам относились достаточно бережно и, слава Богу, в антирелигиозном угаре не уничтожили. Просто «воспринимали» как музейные экспонаты.

И как доказательство "поповского обмана народа". Лично я еще помню, как в 1976 году на экскурсиях рассказывали, что монахи якобы обманывали народ и поливали главы специальным маслом, чтобы они заморочили.

Хотя, начиная с 80 г. прошлого века украинские ученые естественно с подачи всесильной Коммунистической партии Украины и пытались разобраться во многочисленных лаврских чудесах! Об этих «делах» я расскажу в следующей части!

Сами же монахи из числа приставленных к хранению МОЩЕЙ в пещерах рассказывали украинским журналистам, что один монах как-то решил проверить эту атеистическую теорию - налил масла на одну из глав.

После этого череп покрылся зеленым мхом. Оказалось, что главы ничего чужеродного не воспринимают.

Когда мы пришли сюда в июне 1988 года, стали молиться, службы проводить, главы стали сначала влажными, а потом стали выделять капельки мира.

Помню, одна глава просто плавала в мире - до половины сосуда натекло, а они ведь немаленькие - по два-три литра!

Нам тогда миро даже раздавали в бутылочках для богослужений и исцелений немощных.

Тогда наместник Лавры Ионафан (Елецких) отдал часть мира на исследование в Санкт-Петербургский институт биологии.

В результате выяснили, что вещество, выделяемое из глав, обладает удивительно большим количеством единиц живого белка, и аналогов этому веществу в мире нет!".

А пока для поддержания и интереса читателей к данной работе читателя я попробую выяснить правду о «МИРОТОЧАЩИХ ГЛАВАХ»!

И если в Санкт-Петербургский институт биологии исследовав образцы киевского «МИРО», заявили мол «аналогов этому веществу в мире нет » то и в Украине в декабре 1988 г. тоже провели анализ «МИРА» из МОЩЕЙ Киево-Печерской лавры. Проводили их три профессора Киевского медицинского института Хмельовский Ю.В., Бобрик И.И. и Концевич И.А.

И вот их заключение :

«Нами был проведен химический анализ образцов, взятых из чаш с мироточивыми головами №20,№9 и №4. Образцы было взято в присутствии зав. Отделом истории пещер Киев-Печерского государственного историко-культурного заповедника Колпаковой В.М.

Химический анализ образцов был выполнен в лаборатории кафедры биохимии КМИ, руководимой профессором Ю.В. Хмельовским.

Результаты анализа показали: все образцы есть высокоочищенными маслами, которые не имеют в себе примесей высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции этерификации и метилования.

Образцы хорошо растворялись в хлорофоруме и ацетоне, и практически не растворялись в воде и метаноле!

Низкая электропроводность образцов свидетельствовала об отсутствии ионизированной среды (воды и ионизированных частиц).

В образцах не выявлены неорганические фосфаты и ионы аммония, что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических частиц (веществ) которые содержат азот и фосфаты.

Исследование содержимого белка (по Лоури) было проведено из водных вытяжек образцов.

Исследование установило, что образец №20 имеет 20 мг белка на 100 мг, образец №9- 15 мг, а образец №4- 73 мг.

Данный показатель ПРИСУЩ ТОЛЬКО ЖИВОМУ ОРГАНИЗМУ.

Что до химической природы выявленного в образцах белка, то для этого необходимо глубокое научное исследование.»

Хотя как я уже выше указывал в Украине власть предержащие начиная с 1930 г. стали предпринимать меры по привлечению украинских ученных к изучению «чудес» Киево-Печерской лавры. И в этом за 3-5 лет работы до Второй мировой войны и за примерно тот же период времени после войны начиная с 1985-1988 года была проделана очень интересная но мало кому известная научная работа.

Архимандрит Антоний, который служит в Лавре уже 30 лет - о радости каждый день, благодати

Отец Антоний: "Меня спросили: "Вы знакомый митрополита?" - "Я знакомый Бога".

Откровения монаха Киево-Печерской лавры: "Мне было явление, что Лавра откроется" Ярослава Корнеева //smm.ollcdn.net/img/article/7626/35_main.1477059980.jpg //smm.ollcdn.net/img/article/7626/35_tn.1477059980.jpg 2016-10-22T05:48:00+03:00 Воскресная школа Архимандрит Антоний, который служит в Лавре уже 30 лет - о радости каждый день, благодати

"Сегодня" продолжает публикации откровений монахов Киево-Печерской лавры, и в этот раз нам удалось пообщаться с уникальным человеком, старожилом Лавры, который предсказал ее открытие и служит здесь почти 30 лет. Архимандрит Антоний, певчий братского лаврского хора, рассказал нам, как открывали Лавру и как Господь может в любую минуту спасти человека.

— Отец Антоний, на ваш взгляд, в какое время года Лавра самая красивая?

— У меня Лавра всегда красивая. В духовном смысле красив даже каждый день, который приближает нас к спасению. А если мирскими глазами смотреть, то, думаю, летом все же Лавра самая красивая — все цветет, радуется, веселится и благодарит Бога. Весной она расцветает, как сама молодость, а осенью замирает. Но я в любое время года стараюсь радоваться. Говорю братии: "За все слава Богу. Каждый день, каждое время года всегда красиво, купола блестят золотом, ведутся богослужения. Приходят люди и радуются! Не это ли повод для радости?"

— Расскажите, как вы оказались в Лавре?

— Я работал в , служил в армии, в звании сержанта, квартиру получил, стал на ноги. Но душа в храм просилась. Потому и оказался я во Владимирском соборе, стал служить, был там диаконом восемь лет, после оказался в Лавре. В роду один из моих предков был пономарем, 40 лет в церкви прослужил. Мама и папа нам прививали такую любовь. Хотя папа и коммунистом был, но иконы в нашем доме свято хранились. Родители нас всему учили: как молиться, как жить по законам Божьим. Тетя Ирина, папина сестра, привила мне любовь к Богу, хотя сама она безграмотная была.

— Сколько лет вы уже в монашествующих?

— С 1988 года. Здесь я первый монах. Когда пришел в Лавру в 1988 году, здесь музей был. Кого тут только не было! Например, в том корпусе, где сейчас митрополия — был детский сад, младшая группа. Потому мы, монахи, жили, где могли. Бывало в теплое время года даже на улице, на лавочках или в коридорах. Нас тогда мало было, всего пятеро. Вообще поначалу мы служить сюда ходили, а на ночь шли к себе в квартиры, так как ночевать негде было. Потом нам отдали 52-й корпус, 2-й этаж. Тогда мы уже потихоньку стали обживаться. С одной стороны жили мы, с другой — новые послушники.

— Почему решили пойти именно в Лавру? Это понимание пришло в молитвах? Снах?

— Мне явление было, что Лавра откроется, когда каштаны зацветут. Я пошел в монастырь Покровский и сказал матушкам, что откроют Лавру перед тысячелетием Крещения Руси. Причем даже указал, что не с центрального входа (Верхняя Лавра. — Авт.), а от тех врат, что ведут в нижнюю Лавру. Первым сказал об этом матушкам Покровского монастыря: "Когда каштаны зацветут, тогда Лавру откроют", они поразились. Но так и случилось. 16 июня было первое богослужение, а 24-го или 25-го мы стали служить ежедневные службы преподобным Печерским в Дальних пещерах. Я тогда еще диаконом служил. Помню, прицепил лампаду возле одной из икон, засветил ее вечером, а утром на богослужение пришел — лампада горит. Благодать такая была тогда! Миряне много жертвовали. До сих пор помню, мы тогда одних свечек продали на 369 рублей — сумма очень большая по тем временам. Прихожане помогали нам убирать территорию, деревья старые и кусты в порядок приводить. Второй духовный подъем помню в начале 90-х, когда нам передали Храм Воздвижения Животворящего Креста. Как раз перед праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Такой праздник для нас был! Все мы словно на крыльях летали! Сейчас молодежь приходит, не знает о той бедности, которую мы пережили, а мы помним, что такое нищета, бедность, как приносили вещи со вшами и клопами. Монеты бросали настолько стертые, что не видно было ни даты, ни надписи. О таком говорят: "На тебе Боже, что мне негоже". Но больше хорошего было, конечно!

— Говорят, лаврским монахам сами преподобные отцы Печерские помогают?

— Печерским отцам всегда акафист читаю, и они всегда помогают: и Господь, и Матерь Божия, и все святые. Я всех послушников учу читать акафисты, знать их наизусть, особенно акафист Преподобного Антония, ... В сложные моменты все бросаются к Богу. Когда есть здоровье, то люди думают, что Бога нет. Другое дело, когда человек обездвижен или забыт другими — лежит, никому не нужен. Вот тогда уже и иконы ставят, и молитвы вспоминают, если есть что вспомнить, цепляются, как за последнюю надежду. А ведь Бога чтить надо смолоду, тогда Господь будет твоим помощником и покровителем. Хотя Господь всегда нас, грешных, ждет. И в любую минуту может проявить Свою милость. Помню, перед своей поездкой в Иерусалим владыка меня благословил поехать в военный госпиталь, к человеку, который в аварию попал. Ситуация очень глупая получилась. Они с братом, военные при должностях, машинах, "игрались" наперегонки на Житомирской трассе. И доигрались, что оказались в кювете. Брат этого Олега умер на месте, а у Олега был раздроблен позвоночник. Владыка сказал, что у него ноги отказали, а я когда в госпиталь пришел — тот уже в коме был. Возле него его отец как раз сидел, генерал. Глянул на меня так и спрашивает: "Чей вы знакомый? Митрополита?". Я отвечаю: "Я знакомый Господа Бога". Тот долго на меня смотрел, но разрешил провести соборование. Пособоровал больного и уже собрался на выход — вдруг тот глаза открыл! такое было! Оказалось, в то же время владыка за него в Иерусалиме тоже молился.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах

https://elitsy.ru/communities/105696/706963/?utm_medium=105717&utm_campaign=Repost&utm_content=https%3A%2F%2Felitsy.ru%2Fcommunities%2F105696%2F706963%2F
Праздник Успения Пресвятой Богородицы является самым торжественным в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, так как главный храм обители освящен именно в честь этого двунадесятого праздника.

Накануне вечером в Успенском соборе Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил всенощное бдение. Перед началом службы была совершена малая вечерня с чтением Акафиста Успению Пресвятой Богородицы.

В Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских было совершено братское всенощное бдение с чином погребения и Акафистом, которое возглавил благочинный монастыря архимандрит Антоний.

В сам день праздника Блаженнейшего Митрополита Онуфрия у Святых врат встречали Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (ректор КДАиС), архиепископы: Нежинский и Прилукский Ириней, Макаровский Иларий; епископы Львовский и Галицкий Филарет, Боярский Феодосий, Дионисий (Константинов), Ирпенский Климент, Бородянский Варсонофий, Фастовский Дамиан, братия и многочисленные гости обители в священном сане.

На малом входе во время Божественной Литургии, которая совершалась на площади перед Успенским собором, Предстоятель удостоил высоких богослужебных наград братию Лавры. Правом ношения второго креста были удостоены эконом обители архимандрит Зинон и блюститель Дальних пещер архимандрит Дамиан. В сан архимандрита был возведен келарь монастыря иеромонах Арефа. Награжден крестом с украшениями иеромонах Макарий, а иеродиаконы Пиор, Моисей, Лавр и Марк – двойным орарем.

Перед чтением праздничного Евангелия был совершен чин прославления святых, подвизавшихся в стенах Успенской Киево-Печерской Лавры: митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева; + 1900) и насельника Лавры схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича; +1827).

После оглашения митрополитом Антонием решения Синода о канонизации и прочтением митрополитом Павлом житий угодников Божиих Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил многочисленных молящихся иконами новопрославленных святых под пение специально составленных богослужебных песнопений в их честь.

В архипастырском слове по случаю великого праздника Предстоятель УПЦ рассказал о житии и почитании Пресвятой Богородицы, покрывшей Себя необыкновенным смирением и в тоже время «вместившей Невместимого Бога, Сосудом, в Котором хранился Хлеб вечной Жизни».

Блаженнейший Владыка Онуфрий обратил внимание на то, что смерть Божией Матери называется Успением, потому что Она перешла в вечность так же безболезненно, как мы переносим смену дня через краткий сон: «Она уснула, чтобы проснуться в Царствии Божием». Она печется о почитающих Ее святое имя, тех, кто «на земле в скорбях, болезнях и лишениях». Так и сегодня Она простирает руку помощи, – заверил Блаженнейший, «и мы обращаем свою молитву к Царице Неба и земли и просим, чтобы Она исходатайствовала от Бога, чтобы наша жизнь была благословлена Богом, исполнена добрых дел, молитв и любви, чтобы Она нашу смерть также соделала сном, который бы нас возродил из земного бытия в жизнь вечную, которой наслаждаются святые на Небе»

По окончании богослужения был совершен крестный ход с иконой Успения Пресвятой Богородицы и новопрославленных святых к Ближним Пещерам.

Редакция сайта www.lavra.ua

Подземные святыни Киево – Печерской Лавры, какие тайны они хранят.

Почти тысячу лет назад днепровскому Иерусалиму уготовано было стать духовным началом, из которого выросла Печерская лавра, третий удел Богородицы. Именно из нее поднялось мощное древо монашества Руси. Здесь, начиная с первых веков после Крещения, покоятся нетленные мощи более сотни святых, стяжавших в этих местах подвигами и трудами небесные венцы. По милости Божией много монастырей и мест на христианской земле, где как величайшая святыня хранятся нетленные мощи прославленных церковью подвижников и мучеников. Но нет другого места на планете, где хранилось бы такое количество святых мощей, как в Лавре.

Люди и пещеры

При посещении Киево-Печерской Лавры богомольцы, паломники и туристы в первую очередь стремятся посетить пещеры. Место, это очень необычное. Пещеры имеют много ходов, некоторые из них – в рост человека, а кое-где такие низкие, что приходится нагибаться. Даже сейчас, когда стены укреплены и освещены, ходить в одиночестве там немного жутковато. И представить себе жизнь монахов, годами, жившими в темноте и безмолвии, наедине с собой и Богом, нам, сегодняшним просто невозможно…

Сейчас лабиринты Ближних и Дальних пещер представляют собой сложную систему подземных коридоров высотой 2-2,5 м. Глубина залегания Ближних пещер 10-15 м, Дальних - 15-20 м. Копали их монахи на протяжении столетий. Общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но открыты для посещения те из них, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом поклонения. Длина Ближних пещер, доступных сегодня для паломничества - 383 м, Дальних - 293 м. В обоих комплексах есть по три подземные церкви с позолоченными иконостасами. Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 годом.

Со временем маленькие пещерки первых монахов-отшельников были объединены между собой и превратились в составляющую часть огромного комплекса, который сейчас известен как Дальние или Феодосиевы пещеры. А та часть, которую заложил преподобный Антоний, уйдя от братии на другой холм, называется Ближние или Антониевы пещеры. За почти тысячелетнюю историю монастыря в нем подвизались тысячи монахов, но прославлены церковью как святые, прежде всего те, чьи подвиги описаны в древних редакциях Киево-Печерского патерика и чьи мощи остаются нетленными сотни лет. К собору Печерских святых причислены также подвижники, которые при жизни не были насельниками Лавры, но чьи мощи в полном или почти полном виде перенесены из других мест. Иконы и таблички с именами помещены у 122 раки и затвора, из них 73 - в Ближних и 49 - в Дальних пещерах.

Живших здесь в древние времена монахов-отшельников хоронили в подземных кельях, и постепенно пещеры превратились в монастырское кладбище. Умершему обмывали открытые части тела, складывали руки на груди и накрывали лицо. После этого смотреть на лик покойного запрещалось (поэтому и сегодня лики святых, покоящихся в пещерах, не открывают). Затем тело клали на доску и помещали в специально выкопанную нишу - локулу . Вход в нее закрывали деревянной заслонкой или замуровывали. По Студийскому уставу, обряд захоронения имел свое продолжение через три года, когда локула открывалась, и очищенные от плоти кости переносили в костяницы-киметирии. Потом тело помещали в выкопанные в пещерах крипты и замуровывали, а место погребения закрывали иконой или деревянной дощечкой с надписью об умершем. Мощи канонизированных подвижников, сохранившиеся нетленными, одевали в парчовые ризы, клали в специальные, преимущественно кипарисовые гробницы и ставили в коридорах для поклонения. Из 122 мощей, покоящихся в обеих пещерах, 49 относятся к домонгольскому периоду.

То, что в Лавре жили не просто монахи, а выдающиеся подвижники, очевидно. Это был духовный институт, где монахи только по обличью, рясе и клобуку - не задерживались. Святые люди Лавры обладали при жизни уникальными способностями, дарами прозорливости, исцеления и многих чудотворений. Те, к мощам которых мы сейчас прикладываемся, были настоящими воинами Христовыми, победителями в схватке с ордой тьмы, в ежедневном подвиге, превышающем человеческие силы и даже понимание. Годами они жили в темноте сырых пещер на одной просфоре и воде, носили на утружденных телах вериги и мечом молитвы отгоняли искушения лукавого. Сама природа тела, грубые «кожаные ризы» полученные при изгнании из рая настолько утончались от таких подвигов, что по милости Божьей они могли духовными очами созерцать своего Творца. Потому и зовутся они богоносные и духоносные отцы.

За сотни лет существования Лавры в ее хрониках разного времени описано множество удивительных историй - исцелений от мощей и изгнания бесов. «Святые гробы» на протяжении веков жаждут увидеть паломники со всего света. В ХVI-ХVII веках о них писали многие путешественники. «Уроженец веронский» Александр Гваньини делился в своих записках впечатлениями об огромных подземельях, где находятся гробницы с телами достойных мужей. С не меньшим удивлением о них рассказывал посланник немецкого императора Эрих Лясота, польский историк Станислав Сарницкий и другие просвещенные люди.

В ХVI-ХVII веках Ближние пещеры представляли собой сложную систему коридоров, состоявшую из трех основных улиц. Внутри этого поселения под толщей земли располагались две церкви: Введения Богородицы во Храм, считающуюся самой древней и преподобного Антония Печерского. Несколько позже соорудили третью - преподобного Варлаама Печерского. Монастырская братия всегда неутомимо строилась, а после землетрясения в 1620 году, когда часть лабиринтов завалилась, подземные зодчие сделали в них ремонт, а пещерную улицу укрепили кирпичом. В ХVIII веке пол в пещерах выслали чугунными плитами, которые исправно служат и поныне. В ХIХ веке братия прибавила к уже имеющимся иконостасам новые, а святые мощи в гробницах одели в дорогие парчовые и шелковые наряды, расшитые золотыми и серебряными нитями, речным перламутром и бисером.

Подземное чудо

Археологическая наука в 70-90 годы минувшего века сделала полезное исследование лаврских подземелий. Например, в 70-е годы, когда в Ближних пещерах проводился ремонт и замена электроосвещения, под чугунными плитами пола обнаружили неизвестное раньше захоронение. Находка ученых подтолкнула к масштабному исследованию пещер, в стенах которых нашли по два-три яруса неизвестных раньше захоронений. Сейчас пещеры каждый день проветривают, а когда идет дождь, закрывают, чтобы туда не попадала вода.

Надо сказать, что ученые не раз проводили исследования лаврских подземелий и мощей. Работали в пещерах археологи, историки, медики, биологи. В основном люди атеистического воспитания и невоцерковленные. Но результаты экспериментов и наблюдений так поражали самих исследователей, что многие из них поверили в Бога. Ведь они сами доказали, что мощи святых обладают уникальными, необъяснимыми наукой свойствами. Зерна пшеницы, которые прикладывали к мощам, а затем проращивали, отличались от контрольных повышенной всхожестью и ускоренным развитием до 30%. А зерна, облученные дозой радиации в 10 000 рад, побывавшие возле мощей, дали всходы не хуже, чем не облученные и росли быстрее. При проведении сравнительного анализа проб воздуха подземных церквей и воздуха, взятого непосредственно из саркофага с мощами преподобных Агапита и Варлаама, было обнаружено, что окисляемость воздуха в раках с мощами почти в десять раз меньше! Чашки с осемененными микробами, которые пять минут стояли на мощах, снижали число колоний в 6-7 и даже в 10 раз. Более того, отмечалось полное исчезновение наиболее опасных болезнетворных бактерий.

Московский врач и скульптор, сотрудник Бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин провел пластическую реконструкцию внешности выдающихся подвижников, и в результате была создана галерея скульптурных образов Нестора Летописца, Ильи Муромца, врача безмездного Агапита, иконописца Алипия и других. Например, рост былинного богатыря Ильи Муромца - 177 см, который в то время считался высоким. Медэкспертиза установила, что герой преданий обладал развитой мышечной системой, а в конце жизни долгое время страдал от болезни позвоночника. Кроме того, у преподобного были переломы ключицы и ребер, а умер он от проникающего ранения грудной клетки колющим предметом, вероятно, копьем. Многие монахи хворали разными ревматическими заболеваниями, что было следствием длительного пребывания в пещерах. Тела изучали и на предмет выявления антисептических веществ, использующихся при бальзамировании, и ни в одном случае консервирующие компоненты не нашли. А между тем самые древние мощи в Лавре датируются ХI веком.

В труде соборного монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского, изданном в 1638 году под названием «Тератургима», рассказано о 64 чудесах, бывших от мощей. Например. «Лета 1621 князь Павел Курцевич такой больной на глаза, что не только ничего не видел, но от тяжелой болезни еле ходить с поддержкой мог, пришел в Печерский монастырь... Увидела братия святой обители, как он страдает, пожалела его и сказала ему: «Господин Курцевич, эта святая Лавра является чудотворной, и многие из тех, кто с верой приходили сюда, молитвами преподобных отцов наших Антония и Феодосия получали исцеление. И ты тоже (хотя и не православной нашей, а латинской веры) попроси иерея, чтобы на утро отслужил в пещере преподобного Антония службу, ты, послушав святую литургию, от креста святого Марка пещерного, что на раке с мощами его лежит, водой святой глаза с верой промыв, исцеление по молитвам святого (а многих силою Христовою исцеляет), надеемся, получишь». Тот все исполнил, приложился к святым мощам и ушел. «И немедленно в то же время прекратилась его болезнь... И так с тех пор зрение вернулось к нему и он уздоровился. Тотчас же начал славить Бога и благодарить святого Марка Печерского, молитвами которого исцеление принял». Есть истории и весьма поучительные. Один из келейников католического епископа по имени Вольский в 1628 году, будучи в пещерах, стал ругать святые мощи, таскал их за волосы и говорил: «Не эти святые, но русь мертвые засушила тела, чтобы обманывать тех, кто приходит». «Когда вышел из пещеры, сел на своего коня и поехал в путь вместе с господином своим епископом. И только вышли из монастыря - конь его пал с ним и поломал передние ноги, да так, что там и сдох. Сам же Вольский весьма разбился. Потом еще много зла случилось с ним, пока вскоре, в том же году был убит».

Ночь в пещере

Потрясающий рассказ о лаврских пещерах оставил в своих «Записках» Николай Мотовилов, «служка Божией Матери и преподобного Серафима Саровского». Он рассказал, как ездил на поклонение мощам в Киев и в ночь с 8 на 9 февраля 1835 года сподобился переночевать в келье преподобного Феодосия по разрешению митрополита. Ибо «много пакостей делают бесы ночующим в пещерах, и многие умирали даже от ужаса; почему лаврское начальство и принуждено было воспретить свободное для всякого невозбранное ночеванье в пещерах, как было некогда в давние прежние времена, кроме особых разрешений». Всю ночь до утра паломник не смыкал глаз в пещере и потом вспоминал: «Чувства, испытанные мною, тут были следующие: кроме необыкновенной тишины внутри и явно, и чувственно с головы до ног осенившей и препоясавшей меня благодати Всесвятого Духа Божиего, все стало ходить во мне, то рассыпая, то сбирая во мне всю кровь, то гоня ее из головы в ноги и из ног опять в голову».

После Святого причастия в пещерной церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы «во мне такое поднялось чиханье, что я не помню, сколько десятков, а может быть, и сто раз пришлось мне чихнуть, и с меня как тяжелая гора свалилась такая тяжесть, и мне стало так легко и весело, что я не могу это никаким словом прилично выразить, ибо все будет слабо». После этого по молитвам Богородицы, Печерских чудотворцев ему было явлено от Господа откровение «дивное и великое».

Один человек, в истовых поисках Бога объехал все континенты. Он не раз бывал в Африке, Европе, летал в Северную и Южную Америку, искал в Азии. Десять лет он с упоением, переходящим в остервенение, истово искал следы Творца по джунглям, горам, ашрамам и древним индейским капищам. После всех рискованных практик и поисков он остался цел, хотя и не совсем невредим. Однако сказано: пути Господни неисповедимы. Так и путь этого человека, который живет в четырех километрах от Киево-Печерской лавры, лежал к ее вратам через весь земной шар. Когда в унынии он пришел в пещеры и получил помощь от преподобных, с ним случился шок. Теперь каждый раз, выходя из пещер, он повторяет: «Мощи - это мощь!»

Со временем этот искатель с изумлением обнаружил, что Божьи угодники живы духом. Конкретные и поразительные примеры не раз убеждали просящих, что святые слышат, помогают, исцеляют, вразумляют, творят чудеса и утешают. Преподобные слышат тех из нас, кто обращается к ним как к живым, кто знаком с их жизнью и твердо верит в их помощь. И для укрепления веры Печерские угодники могут щедро наградить и удивить просителя чудом.

Современнику, у которого одно горе - от ума, (точнее его захламленности ненужной информацией), а другое - от маловерия, полезно помнить историю, случившуюся однажды с самим начальником Дальних пещер. На Пасху 1463 года при лаврском архимандрите Николе, Дионисий по прозвищу Щепа спустился в пещеры во время пасхальной утрени покадить преподобным. Когда он дошел до места, называемого община, его так переполнила радость, что окуривая кадильницей святые мощи, он в избытке чувств воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня Великий день! Христос воскресе!» И в ответ ему, разорвав тишину подземелья, из гробов громогласно грянули преподобные: «Воистину воскресе!» Благая весть эхом прокатилась по всем пещерам. В страхе и изумлении затрепетало сердце монаха. Это чудо так потрясло Дионисия, что после случившегося он удалился в затвор до конца своих дней. Сейчас его мощи находятся в Дальних пещерах.

Мироточивые главы.

В 1988 году, когда Киево-Печерская лавра восстановила свою молитвенную деятельность, монахи заметили, что с этого дня здесь замироточили главы и мощи святых, находящихся в ней! Тогда миро собиралось в чаши - его было так много! Видимо, Силы Высшие так реагировали на возвращение святынь церкви.

В российской истории, когда большевики уничтожили сотни храмов и убили десятки тысяч священников, главы и мощи святых в Киево-Печерской лавре мироточения не являли. Имена 24 святых, покоящихся здесь, неизвестны, но известно, что здесь находятся мощи Ильи Муромца, преподобного Нестора Летописца, автора, мощи преподобного Лонгина и Феодосия Печерского и глава Папы Римского Климента, она была подарена князю Владимиру по случаю принятия христианства.

В фильме Алексея Макеева, прошедшего по телеканалу ОРТ летом 2004 года, молодой архимандрит Киево-Печерской лавры Нифонт достал из чаши останки главы святого, которая первая начала мироточить. Перед праздником Вознесения Господня в 1988 году замироточила седьмая глава святого. Причем, когда главы мироточат, они становятся мягкими, как воск, а когда перестают мироточить, их кости становятся твердыми. Обычно чудесные исцеления приходящих сюда людей происходят в момент мироточения этих глав, если люди прикасаются к ним лбом и губами с молитвой и крестным знамением.

В декабре 1988 года ученые лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института провели химический анализ образцов миро, взятого из чаш с мироточивыми главами. Результаты анализов показали (эксперименты проводили ученые Ю.В. Хмелевский, И.И. Бабрик, И.В. Концевич), что все образцы являются высоконасыщенными маслами, не имеющими примесей высших жирных кислот. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле, в них не был выявлен неорганический фосфат. Это свидетельствует об отсутствии процесса распада органических веществ в миро. В образцах обнаружили до 73 миллиграммов белка на 100 милиграммов миро. Такой показатель свойствен только живому организму. Этот феномен вряд ли требует глубоких научных исследований, работы в этой области не проводились более тридцати лет, ведь Чудо Божие все равно никогда не будет объяснено наукой, его просто нужно принять в сердце, поверить в него, как и поверить в Христа.

Останки глав святых Киево-Печерской лавры обладают еще одним свойством - способностью изгонять бесов. В этом фильме старушка кричит, проклинает кого-то, ей на голову поставлена чаша со святыми мощами. Архимандрит Нифонт поясняет: Химический анализ показал, что под воздействием святых мощей менялся состав химических элементов. Как в растительном, так и в живом организме баланс химических элементов влияет на химические процессы. Вероятно, в результате этих реакций у пшеницы увеличивался рост, а у людей происходят исцеления.

После этих экспериментов киевские ученые поняли, что сила Святого Духа реальна! Что от икон идут благодать и исцеление, что нательный крест защищает от злых сил, а мощи святых исцеляют людей и убыстряют рост растений.

Этими феноменами несколько лет занимается академик Павел Васильевич Флоренский, внук ученого и священника Павла Флоренского, погибшего в сталинских лагерях. Тот в свое время писал:

Ученые, в том числе академик Павел Флоренский, после этих экспериментов в Киево-Печерской лавре не нашли ответа, почему даже высохший труп обыкновенного человека - это отнюдь не благоухание, а возле мощей святых праведников нет ни запаха тления, ни разложения, рядом с ними - благоухание. Это таинство никогда науке не постичь, в это нужно просто верить.

Народный духовный целитель ВИКТОРИЯ.

Добро пожаловать на мой сайт. celitel .kiev .ua

26 лет ко мне приходят люди, каждый со своими проблемами. После сеансов получают: исцеление, самых сложных заболеваний, встречают вторую половину, выходят замуж, женятся, муж, жена возвращается в семью, находят роботу, налаживается бизнес, у бездетных рождаются дети, уходит страх испуг особенно у детей, бросают пить,курить снимается негативная энергетика (порча сглаз), очищается жилье, офисы, машины.
.Моя методика- искренняя молитва к Богу, Пресвятой Богородице, и ко всем святым, за тех, кто обращается ко мне за помощью. Магией гаданием ворожбой не занимаюсь.

Звоните, пишите, я сделаю все возможное, чтобы быть для вас полезной. Принимаю лично, и оказываю помощь дистанционно желающим с других городов. Нет таких проблем и заболеваний, от которых невозможно избавится.
У меня есть опыты работы по скайпу с эмигрантами, проживающими во Франции, США, Швеции, Греции, Германии, Турции, Израиле, России, Швейцарии, Кипра, Японии.

В мире случайностей нет, вы зашли на мой сайт, у вас проблемы, вам нужна помощь. Звоните .

Телефоны в Украине.

E - mail/ почта : Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Скайп - обращались ли Вы к целителям.

  • - что вас интересует (проблемы: со здоровьем, личные, семейные, бизнес, порча, страхи и т.д)
  • - отправить фото по электронной почте, и позвонить.