Успенский собор Московского Кремля: история и архитектура. Музеи московского кремля: архитектурный ансамбль кремля


: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов , митрополитов и патриархов , оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, "церковь камена на Москве на площади", было заложено в году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой , на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Московский Успенский собор - первая каменная церковь Москвы - был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра . Собор был освящен 14 августа года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы .

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в году.

Архитектура

Иконостас

Иконостас собора был создан в году по инициативе патриарха Никона . В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий - ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин , напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Иконы

Собрание икон XII -XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя "Богоматерь Одигитрия" и "Святой Георгий", "Спас Ярое око", "Троица", два списка "Богоматери Владимирской", храмовый образ "Успение", "Предста царица", "Апостолы Петр и Павел", "Митрополит Петр в житии" и многие другие. С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая "Богоматерь Петровская," которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Великолепный архитектурный ансамбль, являющийся памятником российской истории, культуры и архитектуры - это, конечно же, Московский Кремль. Его храмы и соборы вызывают интерес ученых и исследователей со всего мира. Миллионы туристов съезжаются в нашу столицу, чтобы своими глазами увидеть бесценные творения русских зодчих.

Соборная площадь

В центре ансамбля Кремля располагается Соборная площадь. С древности к ней сходились все центральные улицы знаменитого города-крепости. На этой площади проходили торжественные празднования русской столицы - встречи иностранных послов, православные службы, шествия во время венчания и коронации царей.

Величественный и гармоничный ансамбль Соборной площади создавался талантом и трудом русских зодчих, а также итальянских мастеров. Его нынешний облик сформировался в конце XV века. Архангельский и Благовещенский соборы, Успенский собор Московского Кремля, а также другие церкви и храмы, расположенные на этой территории - это величайшие памятники самобытного русского зодчества и истории. Они дали название площади. Она с древности является колыбелью русской культуры и символом могучей русской империи.

Успенский собор Московского Кремля

В течение более чем 500 лет это главный собор России. Он является ее первым и главным престолом, давшим столице ее главную характеристику - Первопрестольная.

Успенский собор Московского Кремля, по задумке его создателей, по размерам должен был превышать Владимирский собор. Но, к сожалению, первая попытка русских строителей окончилась неудачно - почти полностью построенный храм неожиданно рухнул. После этого трагического события Иван III вынужден был обратиться за помощью к специалистам из Италии, которые в то время считались лучшими зодчими Европы.

За возведение храма взялся итальянский архитектор Аристотель Фиорованти, прибывший в Москву в 1475 году. Именно ему и принадлежит это великое творение, дошедшее до нас и сыгравшее неоценимую роль в дальнейшем развитии великой русской архитектуры. Строительство нового собора было завершено в 1479 году. Русские православные стали называть его "Свято-Успенский собор".

В 1955 году храм стал музеем, а в 1960 года он перешел в ведение Министерства культуры страны. С 1990 года после благословения Великого Патриарха в соборе стали совершать богослужения.

Особенности архитектуры

Московский Успенский собор, высота которого достигает 45 метров (вместе с крестом) представляет собой четырехугольник. Его стены выполнены из белого камня, своды - из кирпича. Четыре колонны диаметром более двух метров удерживают свод.

Итальянский архитектор Фиорованти был плохо знаком с конструкцией древнерусских храмов, строившихся по крестово-купольной системе, потому строение получилось особенным. Внешне Успенский собор Кремля выдержан в традициях русского церковного зодчества, но конструктивно он построен иначе. Внутри строения различие становится очевидным - больше ни в одном храме России нет такого огромного пространства. Своды храма равновысотные, которых до этого русские мастера возводить не могли. Венчают строение пять куполов, которые символизируют Иисуса Христа с четырьмя апостолами.

Южный вход венчает икона Божьей Матери Владимирской.

Роль собора в жизни страны

Успенский кафедральный собор с момента своего появления на московской земле стал центром идейно-политической жизни не только города, но и всей России. После его освящения, через несколько лет, он стал постоянным и единственным местом коронации русских правителей. Здесь же происходило и рукоположение российских митрополитов.

Московский Успенский собор - место захоронения патриархов и митрополитов. Здесь покоятся великие и заслуженные люди России.

Иконостас

Успенский собор Московского Кремля, фото которого вы можете посмотреть в нашей статье, имеет уникальный иконостас, состоящий из 69 работ великих русских мастеров. Все они иллюстрируют историю человечества по Библии. В Верхнем ряду находится ветхозаветный период, который предшествовал воплощению Христа. Следующий ряд - пророческий. В нем находятся изображения пророков перед Богоматерью. В третьем ряду находятся иконы, которые освещают главные события из жизни Христа.

Дальнейшая судьба собора

Во время Отечественной войны 1812 года французские солдаты вели себя варварски. Они превратили Успенский собор Московского Кремля в конюшню. В кремлевских соборах они грабили и рушили все, что попадалось под руку. По подсчетам ученых, они вывезли из России более 280 кг золота и 5000 кг серебра.

В советское время служба в храмах Кремля была запрещена. Лишь в 1990 году они вновь стали принадлежать Русской Православной церкви. Сейчас соборы Московского Кремля являются музеями, в большие церковные праздники здесь проходят богослужения. Интересно, что перед новой службой соборы освящаются заново.

Успенский собор Московского Кремля, фото которого часто используется как визитная карточка столицы, не единственный на Соборной площади. Здесь есть не менее прекрасные храмы, достойные вашего внимания.

Благовещенский собор

Храм построен в 1489 году зодчими из Пскова. Расположен он на юго-западе Соборной площади. Был построен как домовая церковь московского князя, где проводились крещения детей и бракосочетания. Храм построен в лучших традициях русского, а точнее, московского зодчества, с некоторыми деталями, заимствованными из псковской архитектуры. Два входа ведут в собор с площади. Здесь сохранился древнейший в нашей стране пятиярусный иконостас. В храме собраны иконы, относящиеся к XIV-XVI векам, среди которых бесценные работы Андрея Рублева, Прохора Горобца, Феофана Грека.

Архангельский собор

Строительство этого храма началось при Иване III и было завершено при князе Василии Ивановиче (1505-1509 гг.). Сооружение является работой архитектора Алевиза Нового и снаружи выполнено в традициях русского зодчества. Однако его отличает очень богатая внутренняя отделка, носящая элементы итальянского Возрождения.

По размерам этот храм значительно меньше, чем Успенский собор Московского Кремля. Он увенчан пятью главами, которые несколько смещены на восток. Центральный купол позолочен, остальные покрашены серебряной краской.

Этот храм до конца XVII века являлся усыпальницей московских правителей. Здесь находятся 54 захоронения, в которых покоятся останки Алексея Михайловича, Ивана Грозного, Ивана Калиты и многих других.

Собор Василия Блаженного

Его строительство началось в 1555 году, в честь Покрова Богородицы. Согласно летописям, авторами этого удивительного сооружения были русские зодчие Барма и Постник. Вокруг центральной церкви группируются еще восемь не похожих одна на другую церквей. Все они, несмотря на явные отличия, выполнены по единому художественному замыслу и отлично гармонируют, дополняя друг друга. В 1558 году к собору добавили десятую церковь - святого Василия. Так десятиглавый храм получил свое нынешнее название.

В 1812 году его постигла печальная участь всех кремлевских храмов. Французы варварски его разграбили. Они планировали взорвать святыню, но, к счастью не успели. Через сто лет (1918 г) собор был разграблен еще раз, а его последнего настоятеля Иоанна Восторгова расстреляли. С 1923 года часть собора стала музеем, колокола были сняты и переплавлены. Сегодня в обновленном и отреставрированном соборе проводятся службы в честь Покрова Богородицы.

Собор Двенадцати апостолов

В 1656 году на территории Московского Кремля появился новый собор, авторами которого стали прекрасные русские мастера А. Константинов и Б. Огурцов. Он был построен на месте старого храма. Кровля и кресты храма покрывались медными листами и позолотой. В 1680 году собор был перестроен и получил название, которое мы знаем сегодня. В 1929 году из разрушенного Вознесенского собора сюда перевезли уникальный иконостас XVII века.

Мы не смогли рассказать вам обо всех соборах и церквях Московского Кремля, поэтому если у вас появится возможность побывать в Москве, не упустите ее - посетите эти великолепные соборы. Уверены, что вы получите массу ярких впечатлений.

Успенский собор возведен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти на месте двух более древних храмов.

Все этапы строительства главного храма государства с большой полнотой отражены в летописях. За образец итальянскому зодчему было предложено взять Успенский собор города Владимира - пятиглавый крестово-купольный храм XII века. Выполняя заказ, Аристотель Фиораванти повторил в своей постройке наиболее существенные черты прославленного образца, но при этом сумел творчески соединить их с ренессансным пониманием архитектурного пространства.

Московский Успенский собор - огромное шестистолпное здание с пятью абсидами и пятью куполами. Оно стоит на высоком мощном цоколе, значительная часть которого скрыта сейчас под насыпью Соборной площади. Здание перекрыто системой арок и крестовых сводов, опирающихся в одном уровне на столбы и внутренние лопатки. Выстроен собор из хорошо отесанных блоков белого камня с забутовкой внутри кладки. Своды, барабаны, столбы и алтарная преграда выполнены из кирпича.

План собора представляет собой 12 одинаковых квадратов по четыре в каждом нефе. Это обусловило главную типологическую особенность храма, о которой в летописи сказано: “ обложи же церковь продолговату полатным образом”. Равномерная расстановка столбов, членящих пространство на одинаковые ячейки, является едва ли не основной его характеристикой. Отсутствие хор, нивелировка центрального подкупольного пространства усиливают впечатление обширности, “зальности” интерьера. Диаметр центрального барабана на 3 метра больше угловых. Его тонкие, выложенные в два кирпича стены поставлены на внешние периметры столбов. Все вертикальные членения фасада одинаковы по ширине и главный фасад, выходящий на Соборную площадь Кремля, имеет четыре членения одинакового размера, завершенных полуциркульными закомарами равной высоты.

Новым в композиции Успенского собора было также применение пяти низких и плоских апсид при трехнефном плане, вследствие чего алтарная часть слабо выявлена снаружи и со стороны Соборной площади скрыта за угловым контрфорсом. Здание не имеет венчающего карниза, а фасады членятся аркатурным поясом.

В Успенском соборе нет прямого повторения каких-либо деталей и приемов, характерных для архитектуры итальянского Возрождения. Фиораванти создал произведение, близкое ему по духу своей композиционной ясностью, строгостью и лаконизмом архитектурных форм. При этом традиционные особенности древнерусского культового зодчества получили свое дальнейшее развитие в новых исторических условиях.

На протяжении четырех столетий собор был главным храмом России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Сегодня собор, в котором сохраняется усыпальница глав русской церкви, древняя стенопись, уникальное собрание икон, является одним из наиболее посещаемых музеев Московского Кремля. С 1990 года в соборе возобновились богослужения.

Два древних храма - предшественника Успенского собора

Еще в 1327 году во времена Ивана Калиты и митрополита Петра на месте Успенского собора был построен первый белокаменный храм Успения Богоматери. По мнению исследователей, это был одноглавый четырехстолпный храм с тремя апсидами, тремя притворами и тремя приделами. Придел Дмитрия Солунского был, вероятно, изначальным и находился у южной алтарной стены. Второй придел, носивший название “Поклонение веригам апостола Петра”, был построен в 1329 году. Третий - основан митрополитом Ионой в 1459 году и посвящен празднику “Похвалы Богородицы” в благодарность за избавление Руси от нашествия татарского хана Седи-Ахмета. Простоял собор почти сто сорок пять лет и был неразрывно связан с жизнью Москвы. В соборе венчались на престол великие князья, поставлялись митрополиты, провозглашались главные государственные акты. В нем торжественным молебном было отмечено триумфальное возвращение Дмитрия Донского и русского войска с поля Куликова.

К концу XV века ветхий и тесный собор уже не отвечал возросшему значению Москвы - столицы государства. В 1472 году с возведения нового Успенского собора была начата коренная перестройка Кремля. Строительство возглавили московские мастера Кривцов и Мышкин. К маю 1474 года здание, возводимое по образцу Успенского собора города Владимира, поднялось до уровня сводов, но неожиданно рухнуло. Причиной тому было землетрясение, плохое качество раствора, просчеты в конструкции стен и сводов.

После этого великий московский князь Иван III для осуществления своего грандиозного замысла по перестройке Московского Кремля решил пригласить известных всей Европе итальянских зодчих. 26 марта 1475 года в Москву прибыл Аристотель Фиораванти и возглавил строительство главного храма Русского государства.

Этапы строительства главного храма государства

Аристотель Фиораванти прежде всего разобрал собор 1472-1474 годов. Для сноса стен были сделаны специальные стенобитные машины. Чтобы облегчить разборку, остатки стен обложили поленьями и подожгли. Обожженный известняк потерял прочность и стал крошиться. Быстрота расчистки поразила москвичей: “еже три года делали, во едину неделю и меньше развалили”. Наблюдательный автор летописи отметил также, что рвы под фундамент Аристотель указал копать глубже, да еще забил во рвы дубовые сваи, засыпал камнем и залил известью. Такой фундамент должен был стать надежной основой для грандиозного храма.

Уже в первое лето Фиораванти вывел новую постройку из земли и заложил внутри храма четыре круглых столба, а в алтаре два крадратных. В сентябре Аристотель был послан во Владимир для изучения образца - Успенского собора XII века. По всей вероятности, он увидел что-то близкое: ведь у истоков зодчества Владимирской земли стояли романские мастера, артели которых строили и на Западе, и на Руси.

Внимательно следя за ходом работ по возведению нового храма, летопись отмечает и густую известь, и смешанную технику постройки, и то, что своды церкви были выложены в один кирпич, и железные связи вместо дубовых балок. Не упустил летописец и того, что иностранный архитектор делал все “в кружало да в правило”, то есть циркулем и линейкой проверял правильность выстроенных частей здания. В 1479 году строительство было окончено, и новый храм торжественно освятили.

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45"03.6"N 37°37"01.9"E

Московский Кремль - древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля , в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором - им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен - на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора - он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Новая жизнь Успенского Собора

Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного . Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.

Вход в собор с Соборной площади

Успенский Собор в 20 веке...

В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено. Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху. Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».

... и в наши дни

Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус

Современный статус

Архитектура

Интерьер

Некрополь Успенского собора

Успенский собор Московского Кремля - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).

Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.

Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I:4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные - круглые - столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В1642-1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.

В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович.

В 1625 году в собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю). Драгоценный ковчег с ризой был помещен в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий.

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

Реставрации Успенского собора проведены в 1895-1897 годах архитектором С. К. Родионовым, в 1900-е годы архитектором С. У. Соловьёвым, в1911-1915 годах - архитектором И. П. Машковым.

15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года - 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Современный статус

Открыт как музей в 1955 году. В феврале 1960 года передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

Архитектура

Собор имеет монолитный лаконичный облик. Единство здания подчёркнуто равным делением фасадов с помощью лопаток. На гладких стенах - узкие окна и аркатурный пояс. Апсиды собора относительно невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами. Собор украшен пятью мощными главами, смещёнными к востоку. Современники отмечали, что здание смотрится «аки един камень».

Выполняя сложнейшую задачу увеличения внутреннего объема храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, Аристотель Фиораванти впервые в русской архитектуре применил и крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проемные связи. Но главной его инженерной идеей было то, что благодаря возведению позади иконостаса дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение легкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся.

Интерьер

Святыни

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Некрополь Успенского собора

«В первом каменном храме Кремля - Успения Богоматери - формирование некрополя началось в 1326 году. Здесь были похоронены московский князь Юрий Даниилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в этом храме были погребены двадцать человек. Могилы митрополитов XIV - сер. XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены храма. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Большая часть погребений находится под полом храма и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками (в конце XIX века они были заключены в металлические чехлы). Надгробия патриархов в отличие от митрополичьих сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями, хорошо видные сквозь застеклённые рамы чехлов. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора - митрополитов: св. Петра, Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёва) и свмч. патриарха Гермогена - совершены в раках».

Митрополиты Киевские

  • Пётр (ум. 1326),
  • Феогност (ум. 1353),
  • Киприан (ум. 1406),
  • Фотий (ум. 1431),
  • Иона (ум. 1461).

Митрополиты Московские

  • Филипп I (ум. 1473),
  • Геронтий (ум. 1489),
  • Симон (ум. 1511),
  • Макарий (ум. 1563),
  • Филипп II (ум. 1569).

Патриархи Московские

  • Иов (ум. 1607),
  • Гермоген (ум. 1612),
  • Филарет (ум. 1633),
  • Иоасаф I (ум. 1640),
  • Иосиф (ум. 1652),
  • Иоасаф II (ум. 1672),
  • Питирим (ум. 1673),
  • Иоаким (ум. 1690),
  • Адриан (ум.1700).

Правители Москвы

  • Юрий Данилович (ум. 1325), Московский князь в 1303-1325 годах, великий князь Владимирский в 1319-1322 годах, князь Новгородский в 1322-1325 годах - могила утрачена

перезахоронены

  • Алексий (Бяконт) - мощи были в соборе с 1929 по 1948 гг., ныне - в Елоховской церкви.