Как заделать свищ в металлопластиковой трубе. Свищ на трубе – как заделать правильно


Термин «свищ на трубе» – обозначает деформационные изменения в виде сквозного отверстия на трубопроводе. Главной причиной образования этого явления на трубопрокатах считают точечную коррозию.

Она четкий сигнал к тому, что трубомагистраль нуждается в срочной замене. Не всегда есть возможность выполнить полный комплекс ремонта труб с заменой, поэтому его выполняют только частично.

При этом нельзя забывать, что такие мероприятия временные, и замены участков, пришедших в негодность, все равно не избежать. Можно воспользоваться помощью профессиональных мастеров, а можно заделать все своими руками.

Как устраняют «аварию»

Для заделки нужно подготовить такой инструментарий:

  1. Дрель.
  2. Болты (комплект).
  3. Щетка для чистки металлопроката.
  4. Склеивающее средство БВ-2, и эпоксидный склеивающий вид.
  5. Ацетон и бензин.
  6. Кетн.
  7. Шпатель.

До того, как заделать свищ в трубе, из сети сливают воду. Для такого нужно закрыть стопорный вентиль и открыть каждый кран. Система должна освободиться от остатков воды.

После этого очищенный участок необходимо обезжирить ацетоном. Для этой же цели можно воспользоваться бензином. При заделке этот этап действий очень важен.

При наложении бандажа на заготовку с неровной поверхностью, нельзя получить максимально герметичный стык, и все мероприятия по заделке придется повторять заново.

На хорошо почищенной поверхности изделия можно точно определить объем деформации. И, руководствуясь полученной информацией, определяют способ дальнейшего устранения недостатка. Свищи по форме образования делят на: точечные и вытянутые. Устраняют каждый из них по разному.

Какими путями проводится работа

Ремонт свищей на трубах проводят следующими методами:

  • Использование болта. Таким способом действуют, когда необходимо заделать дыру небольшого размера. Дрелью расширяют дыру, и в подготовленном отверстии нарезают резьбу. В нее вкручивают подготовленный винт или саморез. В старых магистралях поступать так не рекомендуют. Старость подержанного металла может привести к появлению более объемной дыры в «проблемном» месте.
  • Бандаж с прокладкой из резины. Такой способ является универсальным, потому, что подходит для всех трубопрокатов и любой разновидности течи воды. Бандаж подбирается в зависимости от габаритов течи. Прокладку советуют ставить резиновую, и из нее вырезают полоску на 0.5 см больше, чем бандаж, и на сантиметр меньше, чем окружность патрубка. Ее устанавливают под него и помещают сооружение на зону свища. Если она не очень большая, то при ремонте разрешают не прерывать подачу воды.
  • Ремонт клеевым бандажом. Вначале необходимо приготовить полоску из стеклоткани, или обыкновенного бинта. Размер ленты должен быть такой, чтобы хватило для обмотки изделия шесть раз. Эту ленточку промачивают эпоксидным клеем и обворачивают так, чтобы течь располагалась в центре. В конце бандаж надобно закрепить хомутом. Функционировать эта трубосеть сможет только через сутки после ремонта.
  • Заделка холодной сваркой. Этот вариант относиться к временным. Он предназначается для маленьких прорех. После него лучше заделать проблемное место одним из более надежных способов. Не долгосрочность описанного метода обуславливается тем, что влияние воды и высокой температуры на жидкую сварку, приводит к ее ослаблению. Для ремонта холодной сваркой необходимо просто нанести ее на появившуюся зону протечки воды на изделии.

Видео

В этой статье вы узнаете как устранить свищ на трубопроводе под давлением.

Устранение неполадок на изделиях из пластика

Свищ на пластиковой трубе заделывают двумя вариантами: резьбовым и пайкой.

Резьбовой способ можно использовать лишь для изделий, где возможна нарезка резьбы. Пришедший в негодность кусок трубомагистрали со свищем, отрезают специальными ножницами.

Из заготовок нужного объема готовится вставка. На пластиковых материалах резьбу нарезают леркой. Затем фитингами и муфтами крепят другую конструкцию в трубосети.

Сварка на пластиковых трубоматериалах начинается с обрезания протекающего участка. После этого готовится фитинг и заготовка соответствующего размера.

Подогретый паяльник для сварки пластиковых труб используют чтобы разогреть внешние края пластика и внутренних краев фитингов. На финальном этапе ремонта фитингами присоединяют подготовленную трубу.

Делать это следует не медля, так, как пластик имеет свойство мгновенно застывать, а неправильно скрепившуюся конструкцию переделать вторично не возможно.

Ремонт медных изделий

Свищ медной трубы – явление не редкое. В строительстве медные трубы используют уже очень давно. Они не только подходят для всех видов магистралей, но и отличаются высокой пластичностью и устойчивостью к влиянию коррозии.

Видео

Срок службы у них не ограничен, и с легкостью без поломок простоят весь период, отведенный дому. Но, рано или поздно возникают ситуации, когда эти изделия необходимо ремонтировать от свища.

Ремонтируют медные системы путем сварки, для которой понадобиться участие специалиста. Чтобы не стать перед фактом большого свища, сеть следует регулярно проверять. При малейшем замеченном повреждении следует сразу же заняться устранением.

Неполадки в магистрали отопления

Коммуникации не служат вечно, и даже при использовании высококачественных материалов может образоваться свищ на трубе отопления.

Подосновой течи отопления становятся следующие причины:

  • Износ. Он подвязан с длительным периодом использования системы отопления. Чаще всего от протекания страдают стальные изделия.
  • Нарушение условий эксплуатации системы отопления. Сюда относятся скачки температуры и давления, гидравлические удары.
  • Использование товаров сомнительного качества.
  • Плохая герметичность стыков.

При появлении течи на трубах отопления действовать необходимо следующим образом.

Видео

Нужно приготовить несколько хомутов с уплотнителями из резины (при этом самое главное, не забыть перекрыть воду, прекратить работу обогревательного котла, отсоединить насосы от питания и перекрыть нужные вентили и краны). Ремонт трубопрокатного сортамента в сети отопления зависит от их вида.

Например, стальные патрубки при проблеме стыка резьбовой разновидности потребуют разборки стыка, и нанесения новой прослойки подмотки.

Если разрушение образовалось на самой трубе отопления, то проблемное место придется заварить используя газовую или электрическую сварку.

Если протекает медная труба, то также ее надо заварить. Но, сварочные работы с медью являются довольно сложными, поэтому, их лучше доверить специалистам.

Если протекают металлопластиковые трубопроводы системы отопления, то понадобиться замена всего участка, где образовалось течь. Она на таком виде трубопроката чаще всего образуется в стыках компрессорного типа.

На трубомагистрали отопления из пластика проблему решают таким путем. Это замена целого участка. Пайку полипропилена советуют осуществлять в соответствие ко всем нормам этой работы. Любые погрешности могут спровоцировать то, что стык развалиться спустя очень короткий срок.

Видео

ВАЖНО! При действиях с пластиковыми изделиями вносить изменения в схему разводки запрещают.

Особенности металлических трубопроводов

Если речь идет о том, как заварить свищ в трубе, который отличается большими размерами, то рекомендуемый выход один – полная замена.

А, если свищ небольшой, то вот несколько вариантов для действий. Но, данные рекомендации можно применить только при течи патрубков сортамента из металла.

Видео

Вариант 1. В данном случае дефект устраняют при помощи медицинского бинта и цемента для заделки. Вначале разводят раствор из цемента и воды. Из бинта нарезают 15 -20 полосок, длиною в 20 см. Ленты смачивают в растворе и обматывают магистраль. В результате получается что-то похожее на кокон. На него сверху наносят раствор из цемента. Все это должно высохнуть 24 часа, а затем трубосеть можно запускать.

Вариант 2. Кусочки резины чтобы произвести ремонт. Из резины вырезается полоска, немного длиннее, чем окружность патрубка. Проблемный участок плотно обтягивается этой полоской, которая затем фиксируется. Для надежности ее необходимо покрыть бинтом с цементом, как описано в предыдущем методе.

Вариант 3. Бинт и пищевая соль. Так перекрывают маленькие «прорехи» между стыками. Для этого место течи обматывают бинтом вперемешку с солью. Соль при растворении фиксирует микротечь. Но применять такой способ для больших образований нельзя, следует действовать по-другому.

Дефекты в водопроводных сетях

Как заделать свищ в водопроводной трубе, интересуются часто. К сожалению, протечки водопроводной системе – это очень распространенное явление.

Произвести заделку места протекания воды в данном случае, можно такими приспособлениями, как хомут, холодной сваркой или любыми другими народными способами.

Состояние водопроводной системы надо проверять постоянно. Если заготовки прослужили длительное время, и быстро заменить их не представляется возможным, то необходимо подготовить на запас несколько хомутов чтобы произвести ремонт, ведь протечка воды в таких изделиях может образоваться в любой момент.

Видео

Если на водопроводе появляются подтеки ржавчины и местами на патрубках вздувается наростом краска, то это служит сигналом о скором появлении точечной коррозии.

ВАЖНО! Свищ в трубе холодной воды под слоем краски не так опасен, как в аналоге с горячей водой. Если вода из-под снятой краски при ремонте из патрубка пробьет фонтаном, то может нанести серьезные ожоги человеку.

Течь в канализационных трубопроводах

Рассматривая вопрос, как устранить свищ в трубе канализации, нужно отметить то, что справиться с этой задачей немного сложнее, чем ремонтировать протечки воды в стыках.

Вначале заделки потребуется оценка дефекта и прочности заготовки. Небольшие протечки можно устранить посредством заглушек для этого вида тубопроката. Также можно попробовать метод ремонта – обмотка марлей, пропитанной эпоксидной смолой.

Временно заделать протечку воды поможет вариант с резиновой прокладкой, закрепленной хомутом. Ее и хомут для ремонта можно приобрести в любом магазине строительных материалов. Также его прокладку можно зафиксировать используя проволоку.

Продольные трещины и сколы на патрубке легко ликвидировать герметиком. Для этого свищ слегка увеличивают, обезжиривают и сушат.

После этого на участок наносят герметик. Металлические материалы в канализации от протечек воды заделывают холодной сваркой.

Заделка течи своими руками

Протечки воды возникают в любой момент, поэтому заделка свищей в трубах своими руками является очень важным умением.

Для проведения очень срочной заделки свища рекомендуют использовать хомут. Он представляет собою металлическую стяжку. А накладывать хомут нужно таким образом:

  1. Перекрывается водопроводная система.
  2. На хомуте отворачивают болты, и он обворачивается вокруг зоны утечки воды.
  3. Гайки на хомуте подтягивают разводным ключом, а сама труба при этом придерживается трубным ключом. Без поддержки при заделке хомутом трубу можно повредить, что повлечет дополнительные протечки воды и расходы на ремонт.

Видео

Эффективными оказываются и методы заделки с применением контргайки и при помощи резиновой ленты. В целом, заделать и устранить свищ на трубе не сложно.

Если нет уверенности в своих силах, то стоит пригласить мастеров-профессионалов. А если заделка свища проведена одним из временных способов, то стоит побеспокоиться о том, как в ближайшем будущем выполнить полноценный ремонт труб.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

trubanet.ru

Как заделать свищ в трубе: руководство к действию

В данной статье будет рассмотрено, как заделывается появившийся на трубе свищ, какие существуют способы заделки и приведена подробная инструкция по заделке.

Ситуация с появлением свища в металлическом стояке отопления или водоснабжения возникает довольно часто, особенно – в случае стояка горячего водоснабжения.

Первым признаком того, что появился свищ в трубе и она может «рвануть», является появление на ней в ряде случаев рыжего нароста, который по-научному называют точечной коррозией, а в народе – «трубой в трубе».

Свищи возникают в трубах как в результате износа, так и под действием блуждающих токов, но в момент появления свища причина отходит на второй план, и гораздо важнее выяснить – как исправить ситуацию.

Способы заделки свища

Признак появления свища

Появившийся в трубе свищ может быть заделан несколькими способами, каждый из которых требует предварительного слива воды из системы путем перекрывания стопорного вентиля и открывания всех кранов. Рассмотрим основные способы заделки свищей более подробно.

Заделка с помощью болта

Включает в себя следующие этапы:

Важно: данный метод не пригоден в случае старых труб, поскольку на них практически невозможно нарезать трубную резьбу, попытки нарезания обычно приводят к увеличению диаметра протечки.

Заделка с помощью временного бандажа

Данный способ обычно используется, когда свищ трубы имеет продолговатую вытянутую форму.

На свищ накладывают бандаж с уплотнительными резиновыми прокладками, причем в качестве прокладки могут использоваться такие материалы, как:

  • Толстая резиновая перчатка;
  • Старая велосипедная шина;
  • Медицинский жгут;
  • Голенище резинового сапога и т.д.

Важно: резиновая прокладка должна иметь размер, существенно превышающий размер свища.

Прокладка фиксируется на трубе при помощи специальных хомутов или болтов.

Заделка с помощью бандажа клеевого


Заделка клеевым бандажом: 1 – труба со свищом, 2 и 3 – лента

При помощи клеевого бандажа свищ на трубе заделывают следующим образом:

  1. Очищают трубу металлической щеткой от грязи, обрабатывают ее поверхность бензином или ацетоном и дают просохнуть не менее 15 минут.
  2. Стеклоткань разрезают на ленты, размеры которых зависят от диаметра трубы так, чтобы длина ленты позволяла выполнить как минимум 6 слоев обмотки, а ее ширина превосходила диаметр трубы как минимум на треть.
  3. Кромки ленты обрабатывают клеем БФ-2, после чего на одну из сторон ленты с помощью шпателя покрывают эпоксидным клеем.
  4. Крепко прижимают шпатель, чтобы лента пропиталась клеем.
  5. Далее туго наматывают ленту на обработанную и очищенную поверхность водопроводной трубы так, чтобы центр ленты перекрывал поврежденное место.
  6. Бандаж стягивают лентой из металла.
  7. Через сутки можно использовать отремонтированную трубу.

Важно: в случае трубы, расположенной в холодном помещении с температурой воздуха, не превышающей 17°, пользоваться трубой следует начинать только через 4 дня.

Ремонт методом «холодной сварки»

Холодная сварка

Для временной заделки образовавшегося свища также можно использовать специальный состав, называемый «холодной сваркой»:

  1. Свищ расширяют при помощи дрели.
  2. Поверхность трубы очищают и обезжиривают ацетоном.
  3. После просушивания трубы на нее наносят состав и дожидаются его полного отвердения в течение 10 минут.

Важно: выполнять работы с эпоксидным клеем и «холодной сваркой» следует в резиновых перчатках.

В случае попадания клея или состава на кожу ее следует протереть смоченной ацетоном ватой, после чего тщательно вымыть руки с мылом теплой водой.

Инструкция по заделке свища

Такая подготовка может пригодиться, если свищ возникнет ночью – при этом возникает риск серьезного заливания в процессе ожидания дежурного слесаря или аварийной бригады.

В случае маленького свища его можно заделать с помощью стандартного хомута для автомобиля:

  1. Из куска резины вырезают тонкую ленту, ширина которой равна или на 3-4 мм больше ширины хомута. Длину ленты отмеряют путем обматывания вокруг трубы и отрезания лишней части.
  1. Немного прихватывают хомут.

Прихватывание хомута

  1. Под хомут вставляют вырезанную прокладку из резины и аккуратно подводят к месту образования свища.

Вставка прокладки

  1. Накрывают свищ и затягивают хомут ключом или отверткой в зависимости от затяжного устройства хомута.

Заделанный свищ

В качестве временной меры, когда имеется свищ очень маленького размера, а хомута под рукой нет, свищ можно заделать, просто отломив и вставив в него кончик спички.

Важно: данный способ следует применять только в крайнем случае – в результате, когда трубы очень старые, свищ может не закрыться, а только увеличиться в диаметре.

И даже в случае успешной заделки свища спичкой следует как можно скорее закрыть его уже с помощью хомута.

Хомут для больших свищей

На случай возникновения более серьезного свища желательно иметь также наготове и более солидный хомут (см. фото):

  1. Первым делом отключают и сливают воду из труб.
  2. Перед установкой хомута осматривают поверхность трубы. Если она неровная, ее зачищают с помощью наждачной бумаги во избежание протекания воды через имеющиеся шероховатости.
  3. Далее описанным вырезают резиновую подкладку под более мощный хомут и также устанавливают его на место свища.

Закрытый крупный свищ

Как видно из статьи, самостоятельная заделка свищей в трубах не представляет собой ничего особо сложного, для этого не нужны никакие специальные навыки и инструменты. В случае, если в квартире установлены стояки из металла, желательно всегда иметь наготове пару хомутов и резиновых прокладок к ним, чтобы появление свища не застало врасплох.

o-trubah.ru

Как заделать свищ в трубе под давлением в водопроводной и отопительной системе

Изложенная ниже статья поможет самостоятельно решить вопрос по заделке свищей на трубах. Проблема как заделать свищ в трубе под давлением действительно очень актуальная.

Ведь протечка в трубах водопровода, обогрева, слива может возникнуть в самый неподходящий момент, и ее необходимо решать быстро и эффективно.

Прежде всего, необходимо понимать, что все предложенные советы интересные, но, к сожалению, они не являются долго действующими, и результаты в дальнейшем могут быть куда «плачевнее».

Они не только не дорогие, но и простые в укладке. Их монтаж не сложный, и его легко провести самостоятельно.

Говоря о методах заделки утечек, подразумевается «прорыв» небольшого масштаба. Если вода пробивает фонтаном, то выход из положения один – замена трубопровода.

Свищом называют точечную коррозию, которая образуется от частичных разрушений материала, либо от общей старости. В результате возникает отверстие, сквозь которое протекает наружу жидкость.

Наружным зрительным проявлением свища становится вздутая покраска и наросты из ржавчины. Увидев такой нарост, нельзя спешить его сдирать, ведь размеры повреждения под ним не предсказуемы.

В целом заделать точечную коррозию – это не сложная работа, но, тем не менее, к ней тоже необходимо подготовиться серьезно.

Для таких мероприятий понадобятся (специалисты говорят, что необходимо иметь под рукой всегда):

  • Хомут (пару штук).
  • Резиновые прокладки (их легко сделать из любых подручных материалов таких, как старые сапоги, перчатки из толстой резины, велосипедная шина и так дальше).
  • Отвертка и болты.
  • Эпоксидные материалы.
  • Жидкость для обезжиривания.
  • Наждак.
  • Холодная сварка.

Смотрите так же – чем заделать течь в трубопроводе отопления: методы устранения

Причины появления свищей

Причины появления свищей на водопроводной трубе, чаще всего сводятся к одному знаменателю. Это воздействие коррозии.

Самый подходящий показатель температуры для коррозийных образований – это +15 градусов. Чаще всего трубопрокатные материалы в данном режиме находятся в весенний, летний и осенний периоды.

Также ускоряет коррозийные разрушения и вода, расположенная в системе. Со временем внутри трубопроводы из металла нарастают ржавчиной.

Металл с каждым годом в таких изделиях все больше истончается. И вот приходит момент, когда коррозия прорывает стенку полностью. В результате образуется протечка.

При возникновении небольшого свища, вода не спеша стекает по трубомагистрали, где в последствие образуется лужа.

Устранить эту проблему необходимо сразу, не выжидая пока она не превратиться в большую неприятность. Если протечка маленькая, то заделать ее можно под давлением, не отключая подачу водны.

Протечки в различных системах

Свищ в трубе с горячей водой или любой другой системы, которая состоит из металлических труб можно быстро заделать следующими способами:

Вариант 1. Медицинский бинт и раствор цемента. Его разрезают на куски, промачивают в предварительно подготовленном цементном растворе. На зону протечки эти бинты наматывают, образуя сооружение похожее на кокон.

В заключении образовавшуюся конструкцию тоже покрывают раствором из цемента. Высыхает это приблизительно один день.

Вариант 2. Куски резины. Резина режется на полоски. Каждая из них должна быть немного длиннее, чем окружность трубы.

Вариант 3. Пищевая соль и бинт. Как правило, такой метод используют для заделки протечки под давлением в муфтах, угольниках и т.д. Протекающая зона обматывается бинтом вперемешку с солью.

При растворении соль фиксирует микропротечку. Если сравнить этот метод заделки под давлением, то сразу стоит отметить, что он не такой надежный, как два первые.

Вариант 4. Бандаж. Этот способ можно использовать для труб под давлением. Бандаж относят к самым старым и проверенным вариантам. Небольшой автомобильный хомут можно применить для свища с объемом до 0, 005 см.

Для хомута вырезается полоска из резины, на пару миллиметров шире, чем сам хомут. Длина полоски должна быть на один сантиметр короче, чем окружность трубопровода. Хомут одевается на трубопровод, а под него подставляют прокладку из резины.

Вся эта конструкция обязана полностью прикрыть свищ. Далее хомут затягивают. При этих мероприятиях поверхность на месте коррозии надобно зачистить.

Видео: способы как заделать свищ

Она не должна содержать неровностей. Если этого не выполнить, то жидкость будет проходить через бандаж в области неровных зон.

Заделки свища в пластиковых трубопроводах

Как устранить свищ в водопроводной трубе, если она изготовлена из пластика. Трубопрокатные материалы из пластика в последнее время используют очень часто.

Они быстро заменили привычные изделия из стали, благодаря обширному ряду положительных характеристик. Эти материалы не только просто укладывать, но и просто ремонтировать при появлении свищей.

Заделать протечку на пластиковой заготовке можно путем использования муфт и фитингов (меняют часть магистрали). При этом заготавливают новый отрезок трубы с нарезанной резьбой.

Посредством соединительных элементов он устанавливается на место участка, пришедшего в негодность. Если нет уверенности в том, что все действия произведены правильно, то можно обратиться за консультацией к профессиональному мастеру.

Он после осмотра конструкции даст точный ответ, пригодна ли она к эксплуатации, или посоветует полную замену поврежденной трубы.

Этот метод можно применить не только к пластиковым трубам, но и к металлическим. Только выполнять устранение свища таким способом под давлением не получиться. Придется побеспокоиться об отключении воды в водопроводной системе.

Для того, чтобы давление воды (узнайте оптимальные величины для водопроводной системы) не помешало проводить ремонт необходимо перекрыть основной вентиль. Его, как правило, устанавливают в туалете.

Видео: устранение течи воды доступными способами

Как заварить свищ в трубопроводе с водой

Как заварить свищ в пластиковой трубе с водой можно будет узнать из метода, который прилагается дальше.

В отличие от предыдущего варианта, который мог быть применен не только для пластиковых изделий, этот способ подходит только для работы с ПП трубопрокатными материалами.

Действия проводят с использованием специнструмента для пайки пластика – утюга. Этот инструмент расплавляет подготовленные составные части, и крепит их после остывания.

Для заделки незначительного повреждения участка, все мероприятия по устранению можно провести под давлением.

Но, для образования, отличающегося значительными размерами, водопроводную систему придётся перекрыть, так как заварить дефект под давлением будет невозможно.

Работать с утюгом может любой человек. Специального опыта для этого не потребуется. К таким устройствам прилагается инструкция, где пошагово описан весь процесс работы.

Внимательно прочитав ее можно смело приступать к ремонту ПП трубопровода. Заварить протечку таким образом не сложно.

Особенности горячего водоснабжения

Свищ в трубе ГВС появляется чаще, чем в других местах. Место, которое больше всего подвержено этому явлению – это стояк. Первые признаки опасности в такой системе – ржавый нарост.

Видео: как заделать протечку на сгоне

Выше уже писалось, если принято решение заделать течь, то срывать этот нарост нельзя. В случае с ГВС при таких действиях можно получить серьезные ожоги.

Заделать такой свищ на трубопроводе можно посредством болта или временного бандажа. И в первом и во втором случае действовать под давлением нельзя. Водопровод нужно перекрыть, только после этого можно выполнять работу.

А небольшую протечку можно заделать под давлением, используя клеевой бандаж. Кромки стеклоткани с нанесенным клеем БФ-2 накладывают на зону повреждения (лента наносится очень туго). В конце ленту надо стянуть металлической лентой. Функционировать под давлением такой участок сможет только через 24 часа.

Также в данной ситуации можно заделать утечку «холодной сваркой». Под давлением такую работу лучше не производить. Образовавшуюся дыру немного увеличивают при помощи дрели, а участок обезжиривается.

Когда все подсохнет, на протекающую щель накладывают состав. Он должен полностью застыть. На это уходит приблизительно десять минут.

Свищи в скважинах

Если рассмотреть источники подачи воды на частных участках, то самым перспективными можно назвать скважины. Они по сравнении с колодцами содержат воду более высокого качества. Она практически не нуждается в очистке и дополнительной фильтрации.

Во время работы скважины, насос и водоподъемные трубопроводы вибрируют. Это приводит к ослаблению стыков на водоподъемных магистралях, и соответственно появляются протечки (свищи). Часто это заканчивается серьезными авариями.

Работает скважина с вибрацией водоподъемной трубы из – за насосного оборудования, а это провоцирует послабление стыков. В результате появления свища, функционирование скважины может полностью нарушиться.

Видео

Многие владельцы частных домов пытаются проводить ремонты и устранять такие течи самостоятельно, но специалисты настоятельно рекомендуют доверять это профессионалам.

Такой ремонт стоит немалых денег, но, они полностью себя оправдывают. Ремонтные работы на скважинах сопряжены с рядом сложных операций, для которых нужно спецоборудование.

Непрофессиональным мастерам эта работа может оказаться не под силу. Самостоятельно можно прочистить скважину, заменить насос. И проведение этих мероприятий тоже потребуют определенной сноровки в данном вопросе.

Также мастерам без опыта и знаний, решившим заделать «прореху», необходимо иметь в виду следующую информацию.

Неграмотно проведенные работы могут закончиться фатальными результатами для скважины. К примеру, извлечь, случайно опущенный при заделке в скважину лом, невозможно. А такая потеря для любителей, решивших все сделать самостоятельно, очень частая.

Видео: замена водопроводного крана под давлением

ВАЖНО! Мастера, обслуживающие скважины говорят, что промывка скважины – это обязательное ежегодное мероприятие. Его можно не делать только для скважин, которые эксплуатируются постоянно.

Не менее важно и то, что специалисты сразу установят истинную причину проблемы. А это даст возможность заделать протечки и избежать при этом ненужных лишних расходов. Плюс ко всему этому вся работа будет проделана в кратчайшие сроки.

Теперь как заделать свищ в трубе под давлением ясно. Внимательно изучив предложенные варианты, можно быстро заделать эту неприятную проблему.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

trubanet.ru

Как самостоятельно устранить свищ трубы

Свищ. Что это? Данным термином обозначается деформация на трубе в форме дыры. Основной причиной его появления считается точеная коррозия. Это явный признак того, что конструкция водопровода изношена и ее требуется заменить. Однако не всегда человек немедленно может произвести полный комплекс работы по замене системы на новую. В этом случае требуется выполнить частичный ремонт по ликвидации свища. Стоит помнить, что такие ремонтные работы являются временными, они не избавляют от необходимости смены изношенных труб. Для проведения работ можно вызвать мастера, однако выполнить их можно и самостоятельно.


Что такое свищ?

Для того чтобы устранить свищ необходимо запастись следующими инструментами и материалами:

  • Дрель;
  • Набор болтов;
  • Специальный клеящий состав БВ-2;
  • Щетка из металла;
  • Эпоксидный клеящий состав;
  • Бензин;
  • Метчик;
  • Ацетон;
  • Керн;
  • Шпатель.

Возникает из-за ржавчины

Перед тем, как устранять свищ, необходимо слить воду из системы. Для этой цели требуется перекрыть стопорный вентиль. Потом открываются все краны.

Как устранить дефект посредством болта

Для начала необходимо расширить свищ. Делается это посредством дрели. Метчиком нарезаются резьбовые элементы. Болт ввинчивается в расширенную дыру. Стоит заметить, что данные ремонтные работы рекомендуется выполнять, только если трубы не сильно изношены. Если конструкция старая, вряд ли получиться выполнить на ней качественную резьбу. Так вы только увеличите дефект.


Устранение свища.

Такой вид ремонтных работ оптимально выполнять, если на конструкции образовался свищ вытянутого вида. Для того чтобы его заделать, накладывается бандаж с уплотнителем из резины. Уплотнитель можно сделать из резиновых перчаток, ненужной шины от велосипеда, врачебного жгута, отрезка сапог из резины. Размер уплотнителя должен быть больше, нежели объемы дефекта в трубе. Такая прокладка крепится к конструкции посредством хомутов или болта.

Как заделать отверстие посредством клеевого бандажа

Для начала труба прочищается посредством щетки из металла. Затем она обрабатывается при помощи ацетона или бензина. Выжидается около 15 минут. В это время можно заняться нарезкой стеклоткани на равные части. Оптимальные размеры таких лент находятся в прямой зависимости от размера труб. Лента отрезана правильно, если ею возможно обернуть конструкцию не менее шести раз. Ширина отрезка должна быть в три раза больше диаметра конструкции. На кромки отрезков из стеклоткани наносится клеящий состав БВ-2. Затем на одну из сторон отрезка намазывается, посредством шпателя, эпоксидный клеящий состав. Он должен хорошо пропитать отрезок. Для этого, во время нанесения клея, шпатель должен быть хорошо прижат к поверхности ленты. Затем она обматывается вокруг конструкции. Середина отрезка должна приходиться на ту зону, где образовался свищ. Бандаж стягивается посредством ленты из металла. Конструкция оставляется на сутки. Если она располагается в холодном помещении, ждать, пока система придет в рабочее состояние, придется не менее 4 дней.

Устраняем дефект «холодной сваркой»

Дефект следует расширить посредством дрели. Затем конструкция чистится от загрязнений, обрабатывается ацетоном. Следует подождать, пока конструкция высохнет, а затем нанести на нее состав «холодная сварка». Высыхает он в течение десяти минут.

Внимание: Если при ремонтных работах вы применяете состав «холодная сварка» или эпоксидный клеящий состав, следует надевать резиновые перчатки. Клей не должен соприкасаться с кожными покровами. Если он все-таки попал на кожу, его следует незамедлительно убрать при помощи ваты, пропитанной в ацетоне, а затем хорошо промыть участок, на котором оказался клей, теплой водой с мылом.

В заключение можно сказать, что перечисленные способы, позволяющие заделать отверстие в трубах, дают лишь временный результат. Рекомендуем вам заменить водопровод на новый. Люди, не допускающие износа конструкции, даже не знают что это – свищ.

Образование свища в отопительном или водопроводном стояке, смонтированном из металлических труб, не является редкостью. Исправлять ситуацию нужно как можно быстрее. Поэтому информация, как заделать в трубе свищ и какие из способов его устранения имеются, не будет лишней.

Наличие на трубе рыжего цвета нароста, который получил название точечной коррозии, свидетельствует о появлении проблемы и том, что трубопровод может в любой момент прорвать Повреждение возникает в результате частичного разрушения или общего износа магистрали, либо под воздействием блуждающих токов. При обнаружении свища, уже не имеет значения причина его появления, главное – как можно быстрее его устранить.

Разнообразие способов заделки свища

Чтобы правильно справиться с проблемой, прежде всего, следует разобраться, что такое свищ на трубопроводе. Это отверстие в трубе, посредством которого вода вытекает наружу.

Устранить его можно несколькими способами:

С помощью болта;

С использованием временного бандажа;

С применением клеевого бандажа;

Методом холодной сварки.

Но при этом обязательно нужно слить из системы воду, перекрыв вентили и открыв все имеющиеся краны.

Заделка отверстия болтом

Этот вариант предполагает ряд действий:

1.Расширяют дрелью свищ в трубе.

2.Нарезают метчиком резьбу.

3.Вкручивают болт в образовавшееся отверстие.

Такой способ нельзя задействовать, когда трубы слишком старые, поскольку на них нанести резьбу будет невозможно, а попытки это сделать обычно заканчиваются увеличением размеров протечки.

Ремонт с использованием временного бандажа

Этот способ применяют, когда свищ на трубопроводе имеет продолговатый вытянутый вид.

На отверстие накладывают бандаж с использованием уплотнительных прокладок, которые могут быть сделаны из таких изделий:

Жгут медицинский;

Толстая перчатка;

Велосипедная шина;

Голенище сапога и т.д.

Главное, чтобы размер резиновой прокладки значительно превышал величину отверстия. Для фиксации бандажа на трубопроводе, применяют хомуты или болты.

Заделка клеевым бандажом

Устранение свища данным методом производится поэтапно:

1.Металлической щеткой зачищают трубопровод от грязи, обрабатывают его поверхность ацетоном или бензином и отводят на просыхание 15 минут.

2.От стеклоткани отрезают ленты, протяженность которых зависит от величины диаметра трубы – нужно, чтобы обмотка имела не менее 6 слоев. Ширина материала должна превышать сечение трубопровода не меньше, чем на треть.

3.На края ленты наносят клей БФ-2, потом шпателем покрывают одну ее сторону эпоксидным клеевым составом.

4.Инструмент крепко прижимают к стеклоткани, чтобы она хорошо пропиталась клеем.

5.Затем ленту туго наматывают на заранее подготовленную поверхность, чтобы ее центр накрыл проблемное место.

6.Бандаж скрепляют металлической лентой.

7.Через 24 часа разрешается пользоваться отремонтированным трубопроводом.

В случае, когда система проложена в неотапливаемом помещении, где температура не превышает отметки 17 градусов, пользоваться трубопроводом можно лишь через 4 суток.

Метод холодной сварки

Ремонт водопроводных труб без сварки производят с использованием специального состава:

1.Отверстие расширяют дрелью.

2.Поверхность трубопровода обезжиривают и очищают ацетоном.

3.Когда труба просохнет, на нее наносят средство, которое называется «холодная сварка» и ожидают, когда оно полностью отвердеет – обычно на это уходит около 10 минут.

Используя «холодную сварку» или эпоксидный клеевой состав, нужно пользоваться резиновыми перчатками. Если клей попадет на кожу, его необходимо удалить ватой с ацетоном, а потом отмыть руки теплой водой с мылом.

Процесс заделки отверстия

Когда система изношена, желательно подготовить несколько хомутов, имеющих такой же диаметр, что и у трубопровода. Кроме этого, нужно запастись резиной под них. В случае, если свищ водопроводной трубы появится в ночное время, такая подготовка не будет лишней, поскольку аварийная бригада вряд ли приедет в считанные минуты.

Если отверстие небольшое, его можно заделать, используя обычный хомут для автотранспорта:

1.От куска резины отрезают тонкую ленту – ее ширина должна быть на 2-4 миллиметра больше этого же параметра у хомута. Длина отрезка измеряется путем обматывания материала вокруг трубы. Лишний кусок ленты отрезают.

2.Хомут раскрывают и помещают на трубу, потом его не сильно прихватывают.

3.Прокладку из резины, помещают под хомут и аккуратно продвигают к месту появления отверстия.

4.После накрывания свища хомут затягивают при помощи отвертки или ключа в зависимости от особенностей устройства затяжного изделия.

При обнаружении свища совсем небольшого размера и отсутствии под рукой хомута, отверстие можно закрыть концом спички. Но этот способ используют нечасто, поскольку в старых трубопроводах устранить течь удается редко – она лишь увеличивается в размерах. Даже, если щель заделана спичкой удачно, ее нужно как можно быстрее отремонтировать при помощи хомута.

Чтобы устранить серьезный свищ на трубе горячей воды, потребуется более мощный хомут:

1.В первую очередь отключают воду и сливают ее из трубопровода.

2.Перед монтажом хомута внимательно осматривают трубу. Когда ее поверхность неровная, ее следует зачистить наждачной бумагой, чтобы не допустить протекания жидкости через шероховатости.

3.Под хомут вырезают резиновую подкладку и помещают его на отверстие.

Из вышеприведенной информации ясно, что ликвидировать свищ в трубе вполне можно своими руками – не потребуются ни специальные инструменты, ни особые навыки. При наличии металлических стояков нужно подготовить несколько хомутов и прокладок из резины.

Изложенная ниже статья поможет самостоятельно решить вопрос по заделке свищей на трубах. Проблема как заделать свищ в трубе под давлением действительно очень актуальная.

Ведь протечка в трубах водопровода, обогрева, слива может возникнуть в самый неподходящий момент, и ее необходимо решать быстро и эффективно.

Прежде всего, необходимо понимать, что все предложенные советы интересные, но, к сожалению, они не являются долго действующими, и результаты в дальнейшем могут быть куда «плачевнее» .

Они не только не дорогие, но и простые в укладке. Их монтаж не сложный, и его легко провести самостоятельно.

Говоря о методах заделки течи, подразумевается «прорыв» небольшого масштаба. Если вода пробивает фонтаном, то выход из положения один – замена трубопровода.

Свищом называют точечную коррозию , которая образуется от частичных разрушений материала, либо от общей старости. В результате возникает отверстие, сквозь которое протекает наружу жидкость.

Наружным зрительным проявлением свища становится вздутая покраска и наросты из ржавчины. Увидев такой нарост, нельзя спешить его сдирать, ведь размеры повреждения под ним не предсказуемы.

В целом заделать точечную коррозию – это не сложная работа, но, тем не менее, к ней тоже необходимо подготовиться серьезно.

Для таких мероприятий понадобятся (специалисты говорят, что необходимо иметь под рукой всегда):

  • Хомут (пару штук).
  • Резиновые прокладки (их легко сделать из любых подручных материалов таких, как старые сапоги, перчатки из толстой резины, велосипедная шина и так дальше).
  • Отвертка и болты.
  • Эпоксидные материалы.
  • Жидкость для обезжиривания.
  • Наждак.
  • Холодная сварка.

Причины появления свищей

Причины образования свищей на водопроводной трубе, чаще всего сводятся к одному знаменателю. Это воздействие коррозии .

Самый подходящий показатель температуры для коррозийных образований – это +15 градусов. Чаще всего трубопрокатные материалы в данном режиме находятся в весенний, летний и осенний периоды.

Также ускоряет коррозийные разрушения и вода, расположенная в системе. Со временем внутри трубопроводы из металла нарастают ржавчиной.

Металл с каждым годом в таких изделиях все больше истончается. И вот приходит момент, когда коррозия прорывает стенку полностью. В результате образуется протечка.

Устранить эту проблему необходимо сразу, не выжидая пока она не превратиться в большую неприятность. Если протечка маленькая, то заделать ее можно под давлением, не отключая подачу воды.

К самым часто встречающимся проблемам, в результате которых течет отопительная труба, относятся:

  • длительное время эксплуатации и сильная коррозия;
  • некачественные монтажные работы, плохие стыки соединений;
  • нагрузки разного типа на составляющие отопительной системы.

Так как в трубе постоянно находится вода под давлением, а с внешней стороны на нее действуют температурные перепады воздуха, и ускоряет коррозийные процессы.

Протечки могут образоваться не только в металлическом трубопроводе, но и в пластиковом. Естественно проблема чаще всего возникает в результате механических повреждений или неправильного монтажа, так как этот материал не подвергается коррозии.

Где чаще всего случаются протечки

Чаще всего протечка может образоваться на стыках в месте соединительного шва или присоединения трубы к батарее.

Как устранить течь в металлических трубах

Свищ в металлической трубе с горячей водой можно быстро заделать следующими способами.

Для хомута вырезается полоска из резины, на пару миллиметров шире его. Длина полоски должна быть на один сантиметр короче, чем окружность трубопровода. .

Вся эта конструкция обязана полностью прикрыть свищ. Далее хомут затягивают. При этих мероприятиях поверхность на месте коррозии надобно зачистить.

Видео: способы как заделать свищ


Она не должна содержать неровностей. Если этого не выполнить, то жидкость будет проходить через бандаж в области неровных зон.

Заделки свища в пластиковых трубопроводах

Трубопрокатные материалы из пластика в последнее время используют очень часто. Они быстро заменили привычные изделия из стали, благодаря обширному ряду положительных характеристик. Эти материалы не только просто укладывать, но и легко ремонтировать при появлении свищей.

Заделать протечку на пластиковой заготовке можно путем использования муфт и фитингов (меняют часть магистрали). При этом заготавливают новый отрезок трубы с нарезанной резьбой.

Посредством соединительных элементов он устанавливается на место участка, пришедшего в негодность. Если нет уверенности в том, что все действия произведены правильно, то можно обратиться за консультацией к профессиональному мастеру.

Внимательно прочитав ее можно смело приступать к ремонту ПП трубопровода. Заварить протечку таким образом не сложно.

Течет посредине трубы

Нужно все осмотреть и выявить место повреждения. Что делать если дыра небольшая и течет вода, а сантехнику позвонить нет возможности? Можно воспользоваться автомобильной шпатлевкой «Белый титан» и ней заделать дыру.

Такой способ ремонта на несколько лет продлит срок службы трубы, но только в том случае если она подает воду не под высоким давлением.

Если течет прилично, тогда на место бреши накладывается пласт резины, так называемый бандаж, который по размеру должен быть больше дырки.

Заплатка фиксируется при помощи мягкой проволоки. Все вышеперечисленные элементы можно приобрести в строительном магазине.

Не стоит забывать, что таким способом можно заделать только для временного действия (до прихода мастера, который сможет качественно все исправить).

Ненадежный соединительный шов

Что делать, если течет вода в месте примыкания трубы к батарее, краном или в районе резьбового стыка? В этом случае устранение проблемы будет несколько усложнено, так как иногда соединяются элементы разных диаметров.

Чем заделать в этом случае? Можно заделать дыру, используя отрезок тонкой резины, которую нужно зажать специальным металлическим зажимом.

Такое решение не может стать 100% способом устранения проблемы. Место стыка придется разобрать и капитально его заварить или склеить.

Окончательный ремонт, возможно, произвести только при полном отключении системы отопления и спуска воды. Если в частном доме этот процесс можно проделать самостоятельно, то в квартире рекомендуется доверить такую работу специалисту.

Если в доме стоит автономное отопление, хозяин должен постоянно иметь на подхвате новые муфты и запасные соединительные элементы, чтобы в случае аварии быстро заделать дыру.

Протекает между секциями батареи – что делать?

Небольшое отверстие, из которого течет вода, можно заделать, используя обычный саморез, что найдется в хозяйстве каждого дома.

Естественно на долго такого решения не хватит, но все же поможет избавить от ущерба, что может нанести даже незначительное подтекание.

Второй способ . Проблемный участок рекомендуется обмотать плотной тканью пропитанной герметиком или же клеящим раствором стойким к воздействию воды (гипоксидным клеем).

Когда ткань высохнет, можно подключать батарею к системе, но чтобы качественно ее заделать все же стоит обратиться за помощью к сантехнику.

Что делать, если причиной аварии стал скачок давления воды? В первую очередь стоит позаботиться об устранении внутренней проблемы.

Из применения труб отличных размеров сечения возможно возникновение гидроударов, особенно в процессе устранения воздушных карманов.

В каких случаях необходим ремонт обогревательной системы?

В любом случае капитальные ремонтные роботы отопительных систем проводятся в теплые весенние или летние дни до начала зимнего сезона.

Если в квартире не одно пятилетие стоят железные трубы, нужно подумать об их замене на армированные полипропиленовые образцы, не дожидаясь, когда она лопнет.

Последние не подвергаются окислению при взаимодействии с водой и выдерживают гидроудары, что делает их более долговечными по сравнению с железными.

Часто при ремонте труб системы отопления профессионалы рекомендуют заделать дыры «холодной сваркой». Этот материал является сверхпрочным и после высыхания перекрывает надежно любые протечки.

Все вышеизложенные методы ремонта труб отопления неплохи, но они могут спасти лишь на какое-то время, поэтому чтобы не задавать себе следующий вопрос: «Течет труба отопления, что делать?» – вызовите сантехника, который сможет правильно и надежно устранить все неполадки связанные с работой отопительной системы, чтобы потом с наступлением зимы не проводить дорогостоящий ремонт и не отключать весть дом от отопления.

Особенности горячего водоснабжения

Свищ в трубе ГВС появляется чаще, чем в других местах. Место, которое больше всего подвержено этому явлению – это стояк. Первые признаки опасности в такой системе – ржавый нарост.

Видео: как устранить протечку на сгоне

Выше уже писалось, если принято решение заделать течь, то срывать этот нарост нельзя. В случае с ГВС при таких действиях можно получить серьезные ожоги.

Заделать такой свищ на трубопроводе можно посредством болта или временного бандажа. И в первом и во втором случае действовать под давлением нельзя. Водопровод нужно перекрыть, только после этого можно выполнять работу.

А небольшую протечку можно заделать под давлением, используя клеевой бандаж. Кромки стеклоткани с нанесенным клеем БФ-2 накладывают на зону повреждения (лента наносится очень туго). В конце ленту надо стянуть металлической пластиной. Функционировать под давлением такой участок сможет только через 24 часа.

Также в данной ситуации можно заделать утечку «холодной сваркой». Под давлением такую работу лучше не производить. Образовавшуюся дыру немного увеличивают при помощи дрели, а участок обезжиривается.

Когда все подсохнет, на протекающую щель накладывают состав. Он должен полностью застыть. На это уходит приблизительно десять минут.

Если рассмотреть источники подачи воды на частных участках, то самым перспективными можно назвать скважины. Они по сравнении с колодцами содержат воду более высокого качества. Она практически не нуждается в очистке и дополнительной фильтрации.

Во время работы скважины, насос и водоподъемные трубопроводы вибрируют. Это приводит к ослаблению стыков на водоподъемных магистралях, и соответственно появляются протечки (свищи). Часто это заканчивается серьезными авариями.

Работает скважина с вибрацией водоподъемной трубы из – за насосного оборудования, а это провоцирует послабление стыков. В результате появления свища, функционирование скважины может полностью нарушиться.


Многие владельцы частных домов пытаются проводить ремонты и устранять такие течи самостоятельно, но специалисты настоятельно рекомендуют доверять это профессионалам.

Такой ремонт стоит немалых денег, но, они полностью себя оправдывают. Ремонтные работы на скважинах сопряжены с рядом сложных операций, для которых нужно спецоборудование.

Непрофессиональным мастерам эта работа может оказаться не под силу. Самостоятельно можно прочистить скважину, заменить насос. И проведение этих мероприятий тоже потребуют определенной сноровки в данном вопросе.

Также мастерам без опыта и знаний, решившим заделать «прореху», необходимо иметь в виду следующую информацию.

Неграмотно проведенные работы могут закончиться фатальными результатами для скважины. К примеру, извлечь, случайно опущенный при заделке в скважину лом, невозможно. А такая потеря для любителей, решивших все сделать самостоятельно, очень частая.

Видео: замена водопроводного крана под давлением

ВАЖНО! Мастера, обслуживающие скважины говорят, что ее промывка – это обязательное ежегодное мероприятие. Его можно не делать только для скважин, которые эксплуатируются постоянно.

Не менее важно и то, что специалисты сразу установят истинную причину проблемы. А это даст возможность заделать протечки и избежать при этом ненужных лишних расходов. Плюс ко всему этому вся работа будет проделана в кратчайшие сроки.

Теперь как заделать свищ в трубе под давлением ясно. Внимательно изучив предложенные варианты, можно быстро заделать эту неприятную проблему.

Сварка стальных труб - ответственное дело, после выполнения которого ожидается, что они будут работать под давлением длительное время, и обеспечивать бесперебойную подачу жидкости для водоснабжения или отопления. Поэтому все швы должны выполняться качественно, с соблюдением правильных режимов сварки для конкретной ситуации. Как производится сварка водопроводных труб чтобы минимизировать ремонтные работы? Что делать если необходимо заварить трубу в которой уже есть вода?

Технология сварки трубопроводов, произведенная в соответствии с основными положениями, обеспечивает долгосрочную работу всей системы. Для этого важно соблюсти уклоны для естественного движения теплоносителя. Так, не придется переделывать работу дважды.

Стоит и сохранить достаточное расстояние от стен и между трубами, чтобы сварщику было удобно качественно обварить стыки. Для более надежной проплавки оставляется зазор между сторонами в 1-2 мм, куда затекает расплавленный металл.

Сварка магистральных трубопроводов выполняется в несколько проходов, чтобы гарантировать герметичность. По этому же принципу монтируется и газопровод. Сварщик выполняет корневой шов электросваркой. Важно достичь образования обратного валика, который свидетельствует о хорошем проплавлении сторон. Последующие слои наносятся автоматами с присадочной проволокой и слоем флюса.

Для более качественного монтажа магистрального трубопровода используется сварка лазером в цехах, а на месте выполняются только последние стыки. Ручная сварка на трубах начинается с самой нижней части окружности (в горизонтальном положении трубопровода) и ведется вверх. Наплавленный металл накладывается «полочками» и поднимает шов по окружности до наивысшей точки. Это делается с двух сторон. Заканчивать шов необходимо на цельном металле. Так предупреждаются поры и свищи.

Когда может понадобиться сварка трубы с водой

К сожалению, даже при соблюдении всех вышеописанных правил, могут потребоваться сварочные работы на уже запущенном в эксплуатацию трубопроводе. Чаще всего это связано с ошибками, допущенными предыдущими сварщиками. Возможно, плохое зрение не позволило специалисту качественно заварить стык, и участок дал течь. Если через данный трубопровод подается вода на большой район, который и так уже долгое время был отключен, то повторное отключение может вызвать множество жалоб. Поэтому возникает необходимость выполнять сварку под давлением.

Заваривать трубу с жидкостью может потребоваться и в случае экстренной врезки, когда времени на слив системы нет, и все, что можно сделать - это отключить насосы, чтобы снизить давления в системе. Или площадь всех коммуникаций с водой настолько велика, что ждать ее опустошения придется слишком долго, или это слишком затратно (спустить 20 000 литров воды ради одного шва). Сварные соединения трубопроводов могут осложняться наличием жидкости в зоне выполнения работ из-за специального уклона, который предусмотрен для естественного самотека. В этом случае, даже спустив систему, вода будет продолжать стекать и мешать сварочным работам.

Почему это сложно

Многие сварщики бояться сварки труб с водой, потому что это сложная задача, чреватая долгими мучениями и не гарантирующая успешный исход. Наложение расплавленных частичек присадочного металла на пору или свищ может привести к «обрастанию» проблемного места целой горкой швов, из под которых во все стороны будет просачиваться жидкость. Вместо одной течи получается множество ручейков.

Почему так сложно заварить трубопровод под давлением? Для этого есть несколько причин:

  • Напор воды постоянно остужает сварочную ванну, не давая полноценно сцепиться наплавленному металлу с основным.
  • Процесс осложняется постоянно образовывающимся паром от соприкосновения жидкости с прогретым железом. Это мешает видеть место соединения. Маска сварщика часто запотевает снаружи.
  • Если стык потолочный, то проблема усугубляется тем, что вода стекает на рабочего. Пропитываются рукавицы и куртка. Поскольку у сварщика в руках находится электрододержатель, и сам стоит на массе (или держится за трубу второй рукой), это может провоцировать небольшие удары током (безопасное, но неприятное для ощущения напряжение до 48V ). Варить при этом очень неудобно.

Как заварить трубу с водой

Трубопровод под давлением, как можно увидеть на видео, успешно сваривается электросваркой. Для этого выбираются определенные режимы и параметры, о которых написано ниже. Но существуют и небольшие хитрости, а также технологии, помогающие выполнить правильно этот процесс. В зависимости от вида требуемой работы применяются разные подходы.

Борьба со свищами

Из-за несоблюдения режимов сварки или коррозионной среды в трубопроводе может образоваться свищ. Это небольшое отверстие круглой формы с которого течет вода. Труба может быть механически повреждена из-за удара, вследствие чего образовалась трещина.

Чтобы успешно заварить проблемное место электросваркой необходимо стать напротив проблемного участка. Так будет лучше видно все границы отверстия. Для предотвращения стека воды по электроду (в случае вертикального или горизонтального шва) нужно держать его перпендикулярно свариваемой поверхности. Сварочный процесс ведется сверху вниз. Целью является сужения свища до полного перекрытия.

Для этого нужно:

  1. Наложить несколько капель металла на верхнюю сторону края отверстия.
  2. Ударить один-два раза молотком сразу после прекращения горения дуги. Это позволяет глубже проникать наплавленному металлу в структуру основного, предотвращая появление новых пор. Дополнительно, приплюснутые валики перекрывают большую площадь свища.
  3. Наложить еще насколько капель металла, продвигаясь вниз.
  4. Снова постучать молотком.
  5. Если боковые края свища имеют тонкие стенки, их нужно усилить таким же образом.
  6. После полного прекращения просачивания пара наружу, необходимо нарастить стенку трубы. Это выполняется наоборот, снизу вверх, на малом токе, чтобы не прожечь тонкий металл. Прерывистой дугой накладываются «полумесяцы» до полного прохода к верхней точки проблемного места.
  7. Пройденный шов желательно простучать для проковки и уплотнения.

Цельный стык

В случае соединения двух сторон трубы, по одной из которых все еще течет вода, можно использовать специальный подход. Особенно это применимо к трубопроводу, пролегающему близко к полу или земле.

Для успешного выполнения работы в верхней части трубы, находящейся в горизонтальном положении, вырезается «окно». Это прямоугольное или овальное отверстие в одной из сторон соединения. Поможет это в том случае, когда давление отключено и основной объем жидкости сброшен, но вода продолжает подтекать. В трубу закладывается тряпка, впитывающая влагу и освобождающая низ для беспрепятственной сухой сварки.

Шов накладывается изнутри через вырезанное окно. Важно заварить низ и поднять края шва на стенки. Для большей надежность стоит выполнить несколько проходов. Затем тряпка удаляется (это крайне важно сделать сразу, иначе вся работа будет напрасной, если ее забыть и в спешке заварить стык), и вода течет по уже сваренному дну, не мешая процессу. Боковые швы накладываются с наружной части. Последним закрывается окно. Это делается с применением заранее подготовленной «заплатки», соответствующей по размерам. Поскольку шов состоит из нескольких сегментов, то все окончания требуется перекрывать, а последний кратер выводить на цельный участок трубы и заваривать с наплавкой.

Если необходима врезка

С варка трубопроводов высокого давления может выполняться в случае потребности в дополнительном канале отвода жидкости. Например, добавлена еще одна емкость, куда требуется поставка воды, или сооружена еще одна ветвь отопления в пристройке, и необходима подача теплоносителя. Если нужна врезка, а остановить систему невозможно, то используется приварка сгона или шарового крана.

Это происходит по следующей схеме:

  1. На выбранный участок трубы подгоняется патрубок с резьбой и шаровым краном.
  2. Не нарушая целостности трубопровода выполняется обварка наложенного элемента.
  3. После этого кран ставится в открытое положение и через него сверлится отверстие в основной трубе.
  4. Дальше действовать нужно быстро. Через новообразованный выход вода устремляется наружу. Сверло быстро удаляется и кран перекрывается.
  5. К ответной резьбе крана подсоединяется сгон с обмоткой и замыкается новая ветвь.
  6. Кран открывается и запускается подача жидкости.

Эту операцию можно проводить на любом давлении. Важно приварить патрубок с краном на небольшом токе, чтобы не прожечь основную трубу. Диаметр сверла должен быть достаточным для передачи объема и требуемого давления, чтобы новая ветвь работала полноценно.

Маленькие хитрости

Чтобы успешно заваривать свищи и трещины с водой необходимо знать несколько секретов, которыми пользуются опытные сварщики. Поскольку вода постоянно мешает процессу формирования сварочной ванны, важно уменьшить ее воздействие. Это достигается несколькими способами.

Во-первых, можно забить болт в образовавшийся свищ. Для этого подбирается соответствующий диаметр стержня. В итоге, вместо дырки из которой течет вода, образовывается закупоренное отверстие с удобной для обварки шляпкой. Конечно, жидкость изолируется не полностью, но ее влияние уменьшается. Нужно постепенно соединить стенки основного металла со шляпкой болта. Метод применим во всех пространственных положениях.

Во-вторых, свищ можно заделать приварив на его место гайку крупного диаметра. Последняя накладывается на проблемное место и обваривается. Жидкость при этом не мешает, потому что продолжает свободно вытекать через отверстие в гайке. После окончания сварочных работ в гайку вкручивается болт с плотно намотанной паклей. Это герметизирует место. У метода один недостаток - внешний вид отремонтированного участка не очень презентабельный (с торчащим болтом), но это позволяет быстро заделать течь и укрепить истончившееся место.

Третья хитрость заключается в увеличении присадочного материала. Поскольку за один раз величина наложенной «горошины» расплавленного металла может перекрыть определенный участок свища, важно подать как можно больше присадки в сварочную ванну. Это регулируется диаметром электрода. Но можно использовать и второй электрод, предварительно отбив на нем обмазку. Первым электродом разогревается место, а когда появился жидкий металл, в него добавляется второй стержень. Это повышает количество наплавки и содействует быстрому закрытию отверстия с водой.

Режимы

Для выполнения сварочных работ на трубопроводе, в котором присутствует жидкость, важно установить силу тока выше обычной для данного положения. Это позволит устойчивее удерживать дугу. Электрод не будет прилипать из-за быстрого охлаждения водой.

Присадочные материалы важно хорошо прокалить. Из распространенных моделей подойдет УОНИ 13/55. Они отлично проявляют себя в подобных условиях. Место желательно прогреть горелкой, чтобы испарить подтекающую воду. Это благоприятнее скажется и на проникновении присадочного металла.

Вид напряжения тоже играет свою роль. Здесь все зависит от личных предпочтений сварщика. Переменный ток хорошо удерживает дугу. Им можно варить под большим слоем воды. Но качество самого шва хуже. Постоянное напряжение менее устойчиво при работе во влажной среде, за то степень проникновения расплавленного материала выше.

Грамотный монтаж трубопровода позволяет сразу получить качественную систему. Но если был допущен брак или материал прохудился, и требуется ремонт без слива жидкости, то приведенные советы в статье помогут справиться с проблемой.

Протечка системы отопления – не редкость, причём происходит это в большинстве случаев неожиданно, если не считать пробных пусков оборудования в начале отопительного сезона. Что послужило причиной протечки, не всегда удаётся определить достоверно, да это не всегда и важно, так как на первом плане в таких ситуациях – восстановление герметичности отопительного контура. Как правило, основательный ремонт откладывают на тёплое время года, и при обнаружении протечки выбирают, чем замазать течь в трубе отопления временно.

Характеризующие разгерметизацию системы факторы

Система отопления состоит из следующих основных элементов:

  • нагревательный котёл;
  • трубопровод;
  • радиаторы;
  • контрольно-измерительная и запорная арматура.

Все перечисленные элементы смонтированы в отопительный контур, герметичность которого зависит от целостности составных элементов и их соединений.

Выбор способа восстановления целостности системы отопления зависит от следующих факторов:

  • доступность места повреждения;
  • статус протечки (свищ, утрата герметичности резьбовым соединением и т.д.);
  • материал изготовления повреждённого элемента;
  • наличие возможности отключения системы.

По совокупности перечисленных обстоятельств и выбирается способ, как максимально эффективно заделать протечку в трубе отопления в имеющейся ситуации.

Подготовительные работы

При точечном ремонте системы отопления прежде всего необходимо установить конкретное место протечки теплоносителя. Если трубопровод проложен скрытно (в стене, в полу), облицован декоративными элементами или обустроен теплоизоляцией, задача усложняется.

Важно! В ситуации, когда протекла труба или стык, замоноличенные в стену, целесообразно рассмотреть возможность монтажа нового участка трубопровода, так как портить отделку помещения для ремонта трубы с высокой степенью износа не имеет смысла.

На предполагаемом аварийном участке контура демонтируются декоративная отделка и теплоизоляция, отыскивается место протечки, после чего оценивается характер и степень повреждения, а также его доступность ремонту.

Точечный ремонт системы отопления может быть трёх видов:

  • механический – с применением обжимающих и стягивающих приспособлений, электросварки и других средств, не основанных на применении герметизирующих растворов;
  • химический – с использованием разного рода составов для герметизации, твердеющих в результате химических реакций или высыхания;
  • комбинированный – герметизация контура с помощью комбинации механического и химического способов.

Если выбран механический способ производства ремонта, и повреждение не значительное (игольчатый свищ или капельная утечка), систему отопления перед началом работ по устранению протечки можно оставить в рабочем режиме. Если повреждение более серьёзное, то отопление нужно отключить:

  • автономный котёл выключают, теплоноситель сливают;
  • в системе центрального отопления необходимо перекрыть вентиль общего стояка и повесить на него предупредительную табличку, после чего также слить воду из системы.


Технология обработки основания перед герметизацией контура зависит от материала исполнения трубопровода, статуса протечки и вида ремонта, но, в любом случае, окончательный результат работы во многом обусловлен качеством подготовки поверхности.

Способы выполнения ремонта с привязкой к месту протечки

В большинстве случаев устранить протечку системы отопления возможно своими силами, без привлечения профессионалов. Для этого рассмотрим способы производства точечного ремонта контура при наиболее распространённых повреждениях.

Устранение свища на прямом участке стального трубопровода механическими способами

На горизонтальном или вертикальном участке цельной стальной трубы вследствие ряда факторов (износ, коррозия, дефект материала) часто возникает течь, которую можно устранить самостоятельно и без значительных затрат.

Если в стальной трубе диаметром до 50 мм образовался свищ с сечением струи приблизительно в спичку, то устранить его можно даже без особой подготовки основания, но толщина стенки трубопровода должна быть не менее 3 мм. Место вокруг повреждения очищают от ржавчины и окалины напильником или болгаркой, после чего дрелью вкручивают в отверстие самосверлящий винт с уплотняющей прорезиненной шайбой. Длина винта подбирается с таким расчётом, чтобы он на выходе из отверстия внутри трубы выступал минимально и ни в коем случае не упирался в противоположную стенку.

Важно! При использовании электродрели теплоноситель в трубе не должен быть под давлением, чтобы струя воды не попала на инструмент и не стала причиной электротравмы или поломки дрели. В целях безопасности лучше использовать дрель со встроенным аккумулятором на 12 В, обёрнутую в целлофановый пакет с прорезью для патрона.

О том, как заделать дырку в трубе отопления диаметром от 50 мм и с более значительным сечением свища, тоже лучше знать заранее, так как последствия от повреждений такого теплопровода серьёзнее, а вероятность происшествия ничуть не ниже.

Отверстие свища прогоняется сверлом чуть большего диаметра с таким расчётом, чтобы затем нарезать в нём резьбу под болт. Толщина стенки также должна быть достаточной для нарезки резьбы. В таблице указано соответствие свёрл и резьб (метчиков).

Диаметры отверстий под метрическую резьбу с нормальным шагом

После нарезки резьбы в отверстие вкручивается болт с шайбой и уплотнительной прокладкой из резины. Длина болта подбирается в зависимости от толщины стенки – деталь после вворачивания не должна перекрывать просвет трубы или упираться в противоположную стенку.

Устранить протечку стальной трубы отопления можно и без резьбовых элементов — с помощью зачеканивания и электросварки. Отверстие рассверливается до ближайшего по величине диаметра, после чего в него молотком заколачивается выточенный из стали конус (чоп) подходящего размера. Оставшаяся снаружи часть чопа стачивается болгаркой до такой степени, чтобы осталась небольшая выступающая шляпка, которая потом обваривается электросваркой. Такой способ устранения протечки надёжен и долговечен, но следует помнить, что для сварки оцинкованных труб нужно применять электроды с рутиловым покрытием, а толщина стенок трубы должна быть достаточной (3мм).

Одиночное отверстие в стенке стальной трубы можно заглушить также при помощи узкого обжимного хомута.

Такой хомут можно изготовить и самостоятельно из полосовой стали, но в продаже имеется большой ассортимент этих приспособлений, эстетичность которых гораздо выше. Хомут выбирается по диаметру трубы и, если в комплекте с ним нет прокладки, такая уплотнительная полоса вырезается из резины или паронита толщиной не менее 3 мм. Приспособление надевается на трубу, прокладка совмещается со свищем, и хомут обжимается с необходимым усилием. Данный способ устранения протечки применим и к трубопроводам из меди или полимерных материалов.

В ситуации, когда на малой площади образовалось несколько свищей, использовать вышеперечисленные способы ремонта нельзя – участок трубы ослаблен, и ремонтировать протечки по одиночке не эффективно и даже чревато разрушением всего фрагмента контура. На повреждение продолговатой формы (трещину) узкий хомут тоже, как и чоп, не установишь.

Если в данный момент нет возможности произвести замену всего аварийного участка, то для восстановления герметичности трубопровода отопления используют обоймы — широкие хомуты, принцип действия которых тот же, что и у узких приспособлений.

Ремонт трубопровода на прямом участке или повороте химическим и комбинированным способами

Для устранения протечки трубопровода отопления производятся различные виды термостойких одно- и двухкомпонентных герметиков, применяемых как на стальных, так и на полимерных трубах. Наибольшее распространение получили высокотемпературные составы на основе силикона, характеризующиеся высокой степенью адгезии, пластичностью и способностью выдерживать температуру до 350 градусов. Эти герметизирующие смеси отличаются от других видов силиконовых клеев красноватым или коричневым оттенком.

У каждого из этих составов своя инструкция по применению, изложенная на упаковке и предусматривающая использование при герметизации стыков и сопряжений. Но, если применить армирование, их можно использовать и на плоскости, то есть, на поверхности трубопровода, как стального, так и полимерного.

Перед началом работ из системы отопления сливается теплоноситель, а участок вокруг повреждения очищается от краски, обезжиривается и высушивается.

Важно! Адгезия силиконовых герметиков к гладким поверхностям сильнее, чем к шершавым, поэтому обрабатывать ремонтируемый участок трубы абразивами не следует.

Армирование силиконового герметизирующего покрытия производится для увеличения прочности оболочки на растяжение и её устойчивости к механическим повреждениям. В качестве арматуры используют серпянку – малярную ленту из стекловолокна.

На подготовленную поверхность трубы отопления наносится герметик сплошным слоем толщиной в 2-3 мм, поверх которого наворачивается серпянка – витками встык. Поверх первого слоя сетки опять наносится слой герметика, а затем снова серпянка, но уже с напусками витков друг на друга в 5 мм. В общей сложности, слоёв сетки с прослойками из силикона должно быть 4 или 5. Необходимо, чтобы витки укладывались в натяг, без складок с пустотами, подобно бинтованию – с поворотами ленты вокруг оси в конце каждого слоя для возврата в обратном направлении. Такое бинтование должно захватывать участки трубопровода по 10-20 см в обе стороны от повреждения. Последний слой на трубе выполняется из герметика, который разглаживается рукой, смоченной в мыльной воде. Конец серпянки временно крепится к трубе капроновым хомутом в стороне от ремонтируемого участка – после отверждения состава он отрезается заподлицо поверхности герметика.

В зависимости от вида клея и общей толщины герметизирующего слоя, отверждение, которое происходит от контакта состава с влагой воздуха, требует от нескольких часов до суток.

По такой же технологии, с использованием армирования из серпянки, производят ремонт системы отопления с помощью термостойких каучуковых герметиков – также прочных, но эластичных составов, успешно применяемых как в быту, так и на производстве.

Следует иметь в виду, что в продаже имеются силиконовые и каучуковые герметики для использования в автомобильных двигателях. Если рабочие характеристики таких составов соответствуют требованиям отопительной системы, то автогерметик, рассчитанный на использование при ремонте двигателя внутреннего сгорания, с герметизацией теплопровода в быту справится тем более.


Для устранения течи трубы бытовой системы отопления часто используют готовые ремонтные комплекты, в состав которых входит всё необходимое для герметизации. Примером таких средств может служить ремкомплект Силопласт, укомплектованный даже защитными резиновыми перчатками. Основным элементом ликвидации течи в наборе является лента со специальной пропиткой, которая при контакте с водой (смачивание при монтаже) твердеет и образует на трубе прочную герметичную оболочку, которую дополнительно ничем замазывать не нужно.

Способ применения Силопласта подробно описан на упаковке, и от соблюдения этой технологии, а также качества подготовки основания зависит успех ремонта. Ремонтный набор можно использовать не только на прямых, но и на изогнутых участках трубы, а также поверх резьбовых соединений, уплотнительный материал которых потерял свои свойства.

Материал производится для различных сфер производства, поэтому при покупке необходимо выбрать именно необходимую разновидность ремкомплекта, одна из них – Силопласт «Для дома».

Для восстановления герметичности системы отопления применяются также специальные двухкомпонентные составы под названием «холодная сварка» — смеси на основе эпоксидных смол с добавлением металлического наполнителя и присадок, отвечающих за специфические характеристики клея в определённых условиях.

Смола в составе обеспечивает пластичность материала после отверждения, а металлосодержащий компонент повышает прочность и твёрдость связующего. Холодная сварка производится в жидкой и пластичной форме. Технические характеристики, в том числе температура эксплуатации и способ применения, указаны на упаковке. Остаётся только правильно выбрать тип герметика, соответствующий условиям эксплуатации и материалу изготовления теплового контура.

Если труба отопления подтекает не значительно, то вопрос, чем замазать контур на прямом участке или стыке резьбового соединения, можно решить и подручными средствами, например, с помощью клея «Минутка» или идентичных по действию. Для этого ремонтируемая поверхность или трещина должны быть очищены от краски, обезжирены и высушены. Затем подготовленный участок обматывают слоем серпянки встык и втирают в ячейки сетки обычную пищевую соду (предварительно первый виток точечно крепят к трубе клеем). Затем на трубу накладывают ещё слой из витков сетки, выполненных уже внахлёст, и опять заполняют ячейки содой. После укладки третьего слоя серпянки с содой последний виток ленты закрепляют капроновым хомутом, а на получившуюся муфту наносят клей из тюбика, начиная с места повреждения. Клей мгновенно впитывается в соду и, вступая в реакцию с ней, так же мгновенно твердеет, образуя прочную оболочку. Необходимо нанести клей на всю поверхность обмотки, тюбики выдавливают поочерёдно по мере опустошения, количество туб зависит от площади ремонтируемого участка.

Если повреждение трубы – трещина, то её так же набивают содой и капают сверху клей, мгновенно герметизируя повреждение. Поверх трещины накладывают бандаж из серпянки описанным выше способом.

Способ применим для ремонта как стальных, так и полимерных труб.

Существует ещё один способ заделывать протечки теплоносителя на прямом или овальном участке стального трубопровода отопления, а также поверх резьбового соединения – с помощью накладки бандажа из армированного цементного раствора. Для этого в системе сбрасывают давление, чтобы вода не сочилась из места повреждения, и ремонтируемый участок очищают от краски и ржавчины. Затем из цемента марки 400 или 500 готовят водяной раствор консистенции сметаны, и проблемный участок трубопровода послойно бинтуют полосой из холщовой ткани, хорошо пропускающей через себя жидкости (можно серпянкой или обыкновенным медицинским бинтом). Бинтование производят с обмазыванием каждого слоя цементным раствором. На трубе в результате должна образоваться муфта с толщиной стенки не менее 2 см, которую покрывают последним слоем того же раствора.

Эффективность способа можно повысить, если для затворения цемента использовать не воду, а клей ПВА, но не пастообразную его разновидность, а эмульсионную. Кроме того, вместо цемента можно использовать обмазочную гидроизоляцию на цементной основе

Ceresit СR 65, предназначенную специально для устройства водонепроницаемых покрытий.

Важно! Применение для герметизации трубопровода отопления цементного бандажа является временной мерой, так как цемент не пластичен и плохо сопротивляется усилиям на разрыв, которые будут воздействовать на него при температурных расширениях труб, поэтому от возникновения со временем микротрещин в ремонтной оболочке не спасёт даже армирование серпянкой.

Устранение протечки в местах резьбовых соединений

Если теплоноситель протекает на стыке участков труб, выполненном резьбовым способом, или в местах подключения к радиатору отопления, запорной арматуре, то оптимальным действием будет демонтаж резьбового соединения для диагностики причины разгерметизации. Имеется в виду ситуация, когда при монтаже отопительной системы не были использованы фитинги, рассчитанные на юстировку – регулировку с уплотнением. Демонтаж резьбового соединения, который производится после спуска теплоносителя из системы, покажет причину протечки – износ резьбы или утрата уплотнителем своих качеств.

В первом случае профиль резьбы освежают проходом по ней лерки (плашки) с нарезкой дополнительных 2-3 витков. Если же резьба разрушена значительно, то придётся выполнять вставку нового фрагмента трубопровода с помощью сварки или опять же резьбового соединения (сгон).

При удовлетворительном состоянии резьбы производят замену уплотнительного материала. Для этого резьбу очищают от остатков старого уплотнителя и наносят на неё новый. Для надёжности уплотнения рекомендуется использовать комбинацию из волоконного уплотнителя (льняная прядь) и одного из видов герметика для резьбовых соединений, в том числе и анаэробных, рассчитанных на самостоятельное использование.

Упростить эту процедуру можно, используя специальную универсальную уплотнительную нить с пропиткой. Материал нити может быть натуральным или синтетическим, пропитка – чаще всего силикон. Привлекательна такая нить простотой применения, универсальностью и доступностью цены, что позволяет выполнить ремонт самостоятельно и без значительных затрат.

В качестве уплотнителя резьбового соединения широко применяется ФУМ-лента – синтетический материал, благодаря содержанию фтора устойчивый к воздействию высоких температур и химических веществ.

ФУМ-лента производится трёх видов:

  • ФУМ-1 – со смазкой на основе вазелина, для использования в промышленных трубопроводах, в том числе с агрессивной средой;
  • ФУМ-2 – не содержит смазку, пригодна для сред с окислителями;
  • ФУМ-3 – для трубопроводов с неагрессивной средой.

Все три вида ФУМ-ленты пригодны для использования в бытовых системах отопления и достаточно эффективны при правильном нанесении на резьбу.

В случаях, когда интенсивность протечки не значительна, демонтаж резьбового соединения можно отложить до окончания отопительного сезона, а герметичность соединения восстановить наложением поверх стыка армированного бандажа с использованием одного из описанных выше герметизирующих составов – силиконового, каучукового, холодной сварки.

Заключение

Устраняя протечку системы отопления, следует объективно оценить эффективность и потенциал долговечности производимого ремонта. Большинство средств, предлагаемых производителями для устранения протечки, рассчитаны на временное устранение аварийной ситуации до принятия радикальных мер, в том числе, производства капитального ремонта системы отопления. Поэтому, проведя диагностику причин протечки и выбирая, чем замазать повреждение, необходимо проконсультироваться с профессионалами, не полагаясь только на маркетинговые консультации в магазине, иногда предоставляемые работниками без опыта ремонтно-строительной деятельности. Это позволит получить объективную оценку ситуации и правильно спланировать ремонтные мероприятия по окончании отопительного сезона, чтобы избежать усугубления ситуации в холодное время года.