Какое место занимает мфюа в рейтинге вузов. Частное дело


С 2017 года произошло изменение системы налогообложения. Теперь, чтобы внести ежегодный налог по недвижимости, за основу для вычитания суммы необходимо брать его кадастровую стоимость.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Кроме этого, определенной категории лиц можно использовать льготные послабления. Чтобы данную возможность использовать, следует выяснить, какие льготы по налогу на имущество физических лиц существуют и доступные варианты их применения.

Определение понятия

С 2017 года будет происходить наполнение казны посредством вычитания налога с недвижимого имущества, в том числе и граждан. При этом использоваться для вычитания размера налога будет кадастровая стоимость, которая не редко является завышенной и превышает в разы инвентаризационную.

Кадастровая стоимость является неточным значением и превышает рыночную, кроме этого раз в 5 лет ее необходимо обновлять, так как изменяются экономические показатели. Чтобы не сильно перегружать финансово семьи, было принято постановление, что размер налога не сразу будет применяться в полном объеме, а постепенно в течение 5 лет по 20% ежегодно произойдет прибавление.

Важно! Под обложение налогом попадают все жилые и хозяйственные помещения на территории двора свыше 50 кв. метров.

При этом плата за квадратные метры будет выполняться только за те, которые свыше необходимой нормы для проживания согласно государственным законам.

Данный вид налога предназначен для любого вида недвижимого имущества:

  • дома;
  • квартиры;
  • комнаты;
  • гаража;
  • дачи и прочих недвижимых объектов.

Кроме этого, налогом облагается и долевая собственность любого вида.

Нормативно-правовая основа

Начиная с начала 2019 года, ФЗ № 286 были внесены изменения относительно налога на имущество в часть 2 НК РФ, в частности:

Относительно налога на имущество физлиц — существует ФЗ № 2003-1 от 1991 года о налогообложении недвижимости граждан, получивший на сегодняшний день широкий спектр корректировок.

Кроме этого, данный вопрос подробно описывает Налоговый Кодекс в ст. 399 – 409, в нем указывается пояснение относительно объектов, плательщиков, сумм к вычитанию и льготах. Ст. 407 НК РФ регулирует предоставление льгот относительно недвижимого имущества.

Важно! Ставки относительно имущества устанавливаются местными органами самоуправления каждого региона.

Кому положены льготы

Освобождение от уплаты налога вправе получить следующие категории населения:

  • герои СССР и РФ, владельцы орденов Славы 3 степеней;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • инвалиды детства;
  • участники ВОВ, прочих боевых действий, служившие в Афганистане и прочих горячих точках;
  • служащие в органах внутренних дел, госбезопасности, находящиеся на должностях штата;
  • лица, располагающие правом на социальную поддержку в результате перенесенного радиоактивного воздействия;
  • военнослужащие, уволенные в запас после 20-летней службы;
  • лица, участвовавшие в ликвидации опасных аварийных ситуаций на радиоактивных объектах и мирные граждане, пострадавшие из-за возникновения техногенных аварий на подобных объектах;
  • родственники военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей;
  • пенсионеры и граждане пенсионного возраста с пожизненным государственным обеспечением;
  • лица, занимающиеся профессиональной творческой деятельностью, и вынужденные для этого снимать помещение;
  • граждане, имеющие хозяйственные строения на участке земли не более 50 кв. метров.

Льготы предоставляются на всю сумму налога, при этом жилье не должно использоваться в целях предпринимательства.

Дополнительно семьи, воспитывающие от 3-х детей, могут воспользоваться следующими преимуществами:

  • получение вычетов на детей;
  • понижение транспортного сбора и земельного налога;
  • уменьшений объема сбора, если организовано семьей сельское хозяйство.

Если налогоплательщик инвалид, тогда он сможет воспользоваться дополнительно следующими преимуществами:

  • ежемесячный налоговый вычет до 3 000 рублей;
  • скидка по транспортному налогу;
  • особые условия выплаты налога на землю

Важно! Пенсионеры в 2019 году и последующих налоговых периодах выплачивают от размера налога только 6,7%, но при этом они могут не получить льготу, если имущество стоит свыше 300 млн. рублей.

В отношении земельного налога — льготные категории определяются на региональном уровне.

Фото: в каких случаях не избежать уплаты налога на имущество

Порядок оформления

С целью реализации права на получение имущественной льготы, необходимо предъявить в налоговый орган соответствующий пакет документов и заявление. Бланк заявления о необходимости получения льготы на имущественный налог можно .

Важно! Если подобное обращение выполнялось до конца 2014 года, тогда повторно обращать с целью получения льготы нет необходимости.

Фото: формула расчета налога на имущество

Если гражданин не имел понятия, что существуют льготные экономии, тогда он вправе обратиться в налоговую с заявлением о пересчете излишне уплаченных средств за последние 3 года. Однако переплата происходит редко, так как при отсутствии заявления налоговая самостоятельно рассчитывает льготу по самому дорогому виду имущества плательщика.

При этом следует помнить, что:

  • льготу можно оформить только на один объект имущества по каждому виду, например, при наличии нескольких квартир — необходимо оформлять только на одну из них;
  • объект, для которого льгота требуется, должен являться собственностью льготника, а не просто проживанием по месту прописки;
  • для объектов предпринимательской деятельности льгота недоступна;
  • при наличии нескольких поводов для получения льготы, ее доступно получить только по одному виду имущества.

Кроме этого налогоплательщик должен обладать следующими доказательствами статуса льготника:

  • особый статус и заслуги перед государством, подтвержденные документально;
  • справка об инвалидности;
  • документ относительно проживания в местности ведения боевых действий;
  • удостоверение, что лицо является работником соответствующих органов;
  • справка, подтверждающая наличие пенсии;
  • произошли потери в процессе техногенной катастрофы;
  • налогоплательщик, бывший военнослужащий, деятель культуры.

Куда обращаться

Обратиться с соответствующим пакетом документов можно в любую налоговую инстанцию, при этом желательно до 1 мая, так как после этой даты начнется рассылка уведомлений, но в принципе, согласно правилам, обращаться с подобным заявлением в отношении получения льгот — можно до начала ноября.

Обратиться в орган можно:

  • лично, предъявив удостоверение личности;
  • посредством почтового отправления;
  • через официальный сайт ФНС . Для этого необходимо иметь собственный кабинет на портале, пароль к которому выдадут в отделении налоговой.

Список необходимых документов

Обращаясь в отделение, нужно приготовить соответствующий пакет документов:

  • заявление собственника на получение льготы с указанием соответствующего объекта;
  • паспорт;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство на право собственности;
  • техническую и кадастровую документацию.

Важно! Если плательщик одновременно имеет право на земельную и транспортную льготу, в этом заявлении можно указать все объекты.

Период предоставления

Ежегодно подтверждать свое право на льготу нет необходимости, при указании в документе периода начала действия льготы, гражданин ее получает до конечной даты сохранения за гражданином соответствующего статуса.

Расслабляться не стоит, так как законодательство постоянно изменяется, что требует определенной бдительности со стороны плательщика, чтобы не упустить момент, когда льгота не будет активной.

Существуют ли категории, которые полностью освобождены

Полностью освобождаются от налогообложения, следующие жилые объекты:

  • имущество, являющееся государственной собственностью или территориальных общин – общежития и прочие жилые помещения;
  • приюты для детей семейного типа;
  • недвижимость детей-сирот, лишенных родительской заботы;
  • недвижимость, принадлежащая детям-инвалидам, которыми опекаются родители-одиночки;
  • аварийное и непригодное к пользованию жилье;
  • имущество, предназначенное под ведение хозяйства;
  • жилье, используемое многодетными семьями, пенсионерами.

Налог на имущество обязателен для всех категорий граждан, так как это требование федеральных законов. Но существует установленный перечень относительно категорий граждан, которые освобождаются от подобных выплат частично или полностью.

Многие граждане РФ интересуются, предполагает ли налог на имущество физических лиц какие-нибудь льготы. Такие преференции имеются, но их предоставление предполагает некоторые нюансы.

Общие положения

При получении льготы налог может быть отменен/уменьшен в размере.

Право на льготное налогообложение имеет только собственник недвижимости, с которой взимается сбор. Проживающим и прописанным в квартире лицам, не владеющим данным имуществом, преференция не предоставляется.

Если гражданин, имевший право на льготу, востребовал ее спустя длительное время, то переплаченную сумму сбора на имущество могут возвратить. Однако он будет вправе обратиться за пересчетом средств, внесенных исключительно за 3 последних года. Чтобы реализовать желание вернуть эту сумму, нужно составить 2 заявления: на предоставление преференции и возврат переплаченных денег.

Лица, имеющие право получить льготы по сбору на имущество, перечисляются статьей 407 НК (часть II). Региональные власти могут расширить этот перечень, но не сократить. Новые категории налоговых льготников среди физических лиц, обладающих имуществом, были определены 1.01.2015.

Еще преференции распространяются на лиц, участвовавших в войнах (гражданской, 1941-1945 гг.), переживших другие военные операции, оборонявших СССР и военнослужащих, служивших непосредственно в учреждениях наподобие военных штабов, являющихся частями армии, разведчики.

Льготы по налогу на имущество физических лиц положены ветеранам, участвовавшим в боевых действиях.

Скидки предоставляют наемникам Советской Армии, ВМФ, сотрудникам правоохранительных структур МВД, госбезопасности, работавшим на штатских должностях в военных штабах (во времена ВОВ являлись частями армии).

Подобные налоговые вычеты получают лица, проживавшие в период ВОВ в районах, участие в защите которых заносится пожилым гражданам в выслугу лет, а пенсионерам дает право пользоваться льготами.

Соответствующие льготы положены членам семей, лишившихся кормильца, который проходил военную службу.

Аналогичное право имеют родители, супруги бывших военнослужащими/госслужащими и трагически погибших при исполнении обязанностей.

По медицинским показаниям преференции полагаются инвалидам двух категорий: 1 - и с детского возраста.

Льготы, установленные на налог на имущество, вправе получать граждане, пострадавшие от радиационного бедствия, катастрофы на Семипалатинском полигоне.

Данными скидками могут пользоваться лица, непосредственно участвовавшие в пробах оружия, признанного особо опасным, ядерным, термоядерным, погашении аварий, вызванных ядерными установками на объектах военного, государственного значений.

Такую же возможность имеют граждане, имеющие лучевую болезнь, ставшие инвалидами после проведения ядерных испытаний/учений с использованием соответствующего оружия, установок, всевозможной техники.

Другие категории льготников

Имущественные налоговые льготы также предоставляются:

  • (женщинам после 55, мужчинам – достигшим 60 лет);
  • лицам, отслужившим на военных должностях, регулировавшим ситуацию в и других государствах, переживавших военные конфликты, боевые действия;
  • лицам, несшим военную службу и уволенным вследствие достижения предельно допустимого возрастного ценза, если их стаж составляет минимум 20 лет;
  • творческим деятелям, работающим в специально построенных зданиях, помещениях (студии, творческие ателье, помещения, в которых организовали частные музеи, выставки предметов искусства, картинные галереи, библиотеки);
  • лицам, владеющим строениями размером до 50 м2 на территории, отведенной под личное хозяйство (приусадебное, дачное), занятие садоводством.

Какое имущество охватывается данным налогом

Этот налог распространяется на лиц, которые являются владельцами следующих видов имущества:

  • жилой дом (дача, пристройка, сарай на приусадебном участке);
  • помещение для проживания (квартира, комната);
  • общий недвижимый комплекс;
  • недостроенный объект;
  • другие здания, склады;
  • гаражное помещение;
  • сооружения.

Имущество многоэтажки налогом не облагается.

Расчет стоимости налога

Узнать, какая плата взимается государством за имущество физических лиц можно в госкадастре, где расписана кадастровая стоимость каждого вида имущества.

В расчетах имеет значение цена нажитого в течение календарного года имущества, бывшая актуальной в период его постановки на учет. Колебания стоимости за год никак не влияют на пересчет кадастровой цены.

С 2015 г. набрал силу новый документ о порядке расчета государственного сбора, взимаемого за имущество физических лиц. Главное отличие этого закона заключается в уплате по кадастровой стоимости. Ранее эта процедура совершалась по инвентаризационной цене, размер которой несколько ниже. Кадастровая оценка наиболее полно раскрывает реальную стоимость имущества. Расчет налога с учетом рыночных цен делается более объективным.

Также изменился срок уплаты имущественного сбора – теперь гражданин обязан внести начисленные средства до 1 октября.

Вычеты

Механизм предоставления вычетов на имущественный налог также претерпел изменения. Кадастровая стоимость (база) уменьшается на определенную сумму, вследствие чего сокращается размер налога.

Вычеты можно оформить только на жилые помещения. База уменьшится в следующих размерах:

  • комната – на 10 м2 общей площади;
  • квартира – на 20 м2 для каждого из собственников;
  • частный дом – на 50 м2.

Кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса, включающего жилое помещение (дом/квартиру), уменьшается на установленную сумму – 1 млн.

Указанные значения вычетов установила федеральная власть. На региональном уровне база может дополнительно снизиться, вплоть до обнуления (в последнем случае плательщик освобождается от налога).

Имущественные налоги, их ставки и льготы

Ставка налогообложения колеблется в пределах 0,1 - 2 %. Она распределяется следующим образом:

  • 2 % – недвижимость, имеющая коммерческое назначение, а также кадастровую стоимость от 300 млн;
  • 0,1 % – на гаражи, квартиры, единый недвижимый комплекс (ЕНК), незавершенные стройки, машиноместа и другие помещения жилого характера;
  • 0,5 % – все остальные объекты.На этот показатель влияет совокупная оценочная стоимость имущества в конкретной местности. Региональные органы власти вправе сводить процентную ставку к нулю или, напротив увеличивать ее. Подобные изменения разрешается вносить трижды.

Первые 4 года налогоплательщик может ожидать, что налоговая служба пойдет на уступки. Если подтвердится факт повышения прежней суммы налога с 2015 года, у него будет основание получить понижающий коэффициент.

В любом случае, государственный сбор определяют работники налоговой. Владелец имущества уполномочен только получить справку о внесении необходимой суммы.

Особенности уплаты имущественного налога

Если помещение (здание), досталось физическому лицу от собственника по наследству, он уплачивает за него налог с момента вступления в силу права наследования.

Если строение каким-то образом было уничтожено либо разрушено, моментом прекращения уплаты рассматриваемого налога считается месяц, когда был зафиксирован факт разрушения.

Если имущество передано другому владельцу, с прежнего собственника некоторое время продолжает взиматься налог. Государственный сбор уплачивается с 1 января по число, фиксирующее утрату права собственности.

Как оформить налоговый вычет

Заявить свое право получателя льготы можно посредством предъявления сотруднику территориальной налоговой инспекции письменного заявления и официально подтвержденных бумаг, уполномочивающих гражданина оформить налоговую преференцию. Заявление с требуемыми бумагами можно отдать, лично посетив инспекцию, или переслать по почте (желательно заказным письмом, содержащим уведомление о вручении).

Нужно успеть оформить документы, оплатить выданную сотрудником налогового органа справку до 1 ноября настоящего календарного года. Это число знаменует собой наступление налогового периода, в котором будут действовать имущественные налоговые льготы для физлиц. В противном случае перерасчет рассматриваемого государственного сбора произведен не будет.

Реализацию льготных прав для агентов налоговой службы осуществляют по условиям 406 статьи Налогового кодекса.

Узнать, почему важны для населения привилегии ФНС, помогут составляющие налоговых взносов.

Субъекты Российской Федерации или органы представительных муниципальных образований, разрабатывают нормативы с правовыми актами. Положения из законов становятся основанием для установки размеров взносов физическим лицам, принадлежащего им имущества. Налогоплательщики, это граждане, имеющие собственность, она признаётся как предмет налогообложения.

НК своей статьёй 401 утверждает, что к объектам принадлежат здания, расположенные на определенной территории в регионе, это может быть город или сельский населенный пункт.

В перечень включили:

  • жильё - домовладения или квартиры;
  • гаражные помещения;
  • комплексы, незавершенного строительства;
  • любых строений, принадлежащих к зданиям и сооружениям.

Постройка, размещенная на земельном наделе, чтобы проводить сельскохозяйственные работы, сажать огороды, выращивать сады, а также жилой застрой - подлежит налоговому обложению.

Что входит в базу для начислений

Под налоговой базой нужно понимать обязательный элемент, который характеризует предметы налогообложения по их расценкам и количеству. В каком порядке её исчислять определяет и устанавливает НК РФ.

В организациях налоговых агентах, начисления проводятся по данным представленным бухучетом. Сведения документально подтверждают о принадлежности предметов к налогообложению. Недостоверность прошлых отчетов исправляют в текущих документах. При обнаружении ошибок пересчитывают налоговую базу и размер взносов.

ИП, частные практики объем налоговых ресурсов высчитывают в каждый отчетный период по итогам финансовых операций.

Граждане, принадлежащие к физическим лицам, подчиняются тем же правилам. Получается, что под налоговой базой следует понимать величину, по её значению происходит налоговое исчисление. В каждом случае происходят разные расчеты.

Чтобы определить имущественную налоговую базу берут остаток из регистров бухучета по основным средствам или кадастровую оценку домовладения.

Представление о бюджетных ставках

В обязанность инспекторов ФНС входит расчет налога гражданского имущества. Каждый год они рассылают уведомления, всем, кто должен оплатить определенную расчетчиком сумму.

В квитанции указывают основания, по которым проходил расчет:

  • кадастровую или инвентаризационную оценку недвижимости;
  • налоговую ставку;
  • вид облагаемой постройки.

Путем умножения ставки на стоимость имущества узнают, в каком размере налогоплательщику вносить оплату. Определение инвентаризационной стоимости находится в ведомстве БТИ. Кадастровую оценку выполняет Росреестр. НК статьёй 406 утвердил и опубликовал налоговые ставки.

Их размер зависит от отличительных признаков:

  • методов расчета, применяемых в регионе, какую стоимость в данной местности берут за основу;
  • вида недвижимости;
  • ставки установленной местной властью.

Законодательный акт дал определение базовым ставкам, предоставил местным органам самостоятельно устанавливать конкретные значения. В их власти как увеличивать, так и снижать величину единицы налогообложения.

Кому дано право, не платить имущественный налог

В НК РФ согласно статьям 407, 399 налоговые льготы условно разделены в федеральных установках:

  • по гражданским категориям, куда входят определенные лица;
  • по видам недвижимости.

Местные органы устанавливают отдельные преференции.

Помощь федерального уровня предназначена жителям отдельных категорий:

  1. Героям СССР и РФ, награжденным орденами Славы.
  2. Инвалидам с первыми группами или по детству.
  3. Участникам и ветеранам боёв.
  4. Вольнонаемным, работающим в действующих войсках, на флоте, в штате МВД, КГБ, ФСБ, принимавших участие в боевых операциях или оборонявших населенные пункты во время ВОВ, при условии, что их стаж засчитан в выслугу лет и назначено пенсионное содержание со льготными привилегиями.
  5. Чернобыльцам, лицам, подвергшимся радиоактивным излучениям после катастроф или испытаний.
  6. Военнослужащим, уволенным по возрасту, сокращению, имеющим 20-летний стаж или потерявшим на службе здоровье.
  7. Семьям военных, которые потеряли кормильца.
  8. Лицам, если их деятельность была связана с ядерными испытаниями, ликвидацией аварийных последствий.
  9. Пенсионерам, получающим ежемесячное пенсионное содержание.
  10. Уволенным в запас военнослужащим после афганских событий, к ним приравненным сражениям.
  11. Отцам, матерям, женам военных, убитых при исполнении воинского долга.

Жителей освобождают от налоговых взносов в следующих случаях:

  • выполняется деятельность, которую характеризуют творческой площади, обустраивают под студии, мастерские, или в жилых помещениях открывают музеи, галереи, библиотеки;
  • хозяйственная постройка или домовладение размещено на площади 50 м.кв., предназначена собственность для деятельности по огородничеству, садоводству.

Местная власть по исходящим от них правовым актам, устанавливает льготы:

  • лицам, которые не использовали привилегий за отчетный период по точкам, которые НК перечислил в статье 407;
  • гаражная площадь не больше 25,1 м.кв.;
  • недвижимость состоит в перечне и соответствует требованиям, обозначенным в Налоговом кодексе статья, которую представляет правовой инструмент под №378.2.

С 2017 года появилось новое определение, его включили в список налоговых объектов под наименованием машино-место. До выхода нововведений в законодательстве, элементы оформлялись, как части или доли хозпостроек и не указывали их конкретное назначение. У владельцев появилась возможность оформить такие машино-места в Росреестре, если в документах не фигурирует, подобное название.

После поступления в ФНС документов сотрудники пересчитают имущественный налог по меньшей ставке или с применением льгот.

В каком порядке предоставляют преференции

Имущественная льгота имеет заявительный характер. Это значит, что претендент на привилегию должен посетить ФНС с заявлением и документальным пакетом.

Льготы оформляют с условием:

  • преференции предусмотрены для одного объекта;
  • имущество должно быть собственностью, а не местом для проживания;
  • предпринимателям льготы не предоставляются;
  • если под скидку попадают несколько мотиваций, её предоставляют на один объект.

Налогоплательщик обязан предоставить документальные подтверждения, относительно:

  • особого статуса, наличия заслуг перед страной;
  • инвалидности, справкой от медицинской экспертной комиссии;
  • места жительствам в районе, где проводились боевые действия;
  • работы в госорганах;
  • наличия пенсионного обеспечения;
  • потерь во время техногенных катастроф;
  • прежней деятельности, если работа относится к категории, за которую положены льготы, подтверждена документом, что налогоплательщик является бывшим военнослужащим, деятелем культуры.

До 1 ноября нужно собрать необходимые сведения и передать их в ФНС. Лучшим периодом для обращения является время пока налоговая не начала рассылку квитанций.

Обращаются в инспекцию следующим образом:

  • посетив офис с паспортом;
  • послав ходатайство по почте;
  • отправив электронное сообщение на официальном сайте налоговиков.

Для электронной связи потребуется регистрация и открытие личного кабинета. Пароль для входа на собственный портал предоставляют в налоговой инспекции. Ежегодного подтверждения льготного права не требуют, нужно постоянно интересоваться об изменениях в законодательстве, они периодически редактируются.

Какие объекты освобождены от налогообложения

Льготы предоставляют не только заслуженным гражданам, здания и сооружения тоже попадает под действие привилегий и освобождения от платежей.

Налоги не платят за здания:

  • государственные или принадлежащие территориальным общинам;
  • семейные детские дома;
  • квартиры, если их собственники дети-сироты;
  • жилые помещения в собственности детей инвалидов под опекой родителей одиночек;
  • жильё в аварийном и непригодном состоянии;
  • домовладения многодетных семей, пенсионеров.

Вправе региональных властей регулировать льготными размерами, а также расширять перечень категорий. Граждане, которые подойдут под это определение пользуются всеми преференциями.

Соцподдержка для граждан с ограниченными возможностями

В каждом государстве имеются жители с разным жизненным укладом, они отличаются по взглядам, интересам и состоянию здоровья. Если человек с трудом или вообще не может выполнять физические действия по медицинским показателям, его состояние называют инвалидностью.

Насколько критично здоровье определяет медицинская комиссия, утверждает группу на время или пожизненно. В этот период человек нуждается в государственной помощи, ему выплачивают пенсию, разрабатывают и реализуют социальные программы поддержки.

Полное или частичное освобождение от налоговых взносов на имущество, принадлежит к одному из видов госзащиты для инвалидов. Эти действия позволяют снизить материальную нагрузку людям, у которых пенсия является их единственным финансовым источником.

Признаки инвалидности, по которым назначают пенсионное содержание:

  • полностью или частично потеряна работоспособность;
  • необходим постоянный уход из-за серьёзного заболевания, признания недееспособности;
  • произошла ампутация конечностей;
  • обнаружены нарушения психики;
  • утрачен внутренний орган;
  • нарушено зрение, слух.

На основании обследования врачебно-трудовой экспертной комиссии, где сотрудники определяют возможность выполнения пациентом работ. Врачи присваивают группу инвалидности – 1, 2, 3 и ограничения для труда. Письменное медицинское свидетельство служит основанием для соцзащиты по предоставлению льгот, назначению пенсии.

Какие льготы полагаются гражданам с группой инвалидности

Каждый случай имеет индивидуальный характер. Для инвалидов, уровень работоспособности показывает группа, по ней назначают налоговые дотации, связанные с собственностью:

  • имущественной;
  • земельной;
  • транспортной;
  • юридической.

Правовые документы предоставляют право на их реализацию на федеральном или региональном уровне. Чтобы попасть в льготную категорию гражданин с инвалидностью должен быть собственником. В ФНС подают решение ВТЭК, и он полностью будет освобожден от налогового обременения в отношении своей недвижимости – одного дома или квартиры.

Какую поддержку предоставляет государство пенсионерам

В каждом регионе существуют свои порядки по реализации законодательных распоряжений. В налоговой инспекции любого уровня никто не будет требовать взносов за .

Если человек данной категории имеет недвижимость в количестве одной единицы, ему достаточно посетить ФНС по месту своего проживания и подать сотруднику пенсионное удостоверение с паспортом. Например, в Краснодарском крае работают быстро, без проволочек, инспектор сам заполняет нужную форму заявки, если объектов несколько, предоставляют право сделать выбор.

Взносами не облагаются:

  • жильё в квартирах или домах;
  • гаражные места для машин;
  • хозпостройки;
  • творческие мастерские.

Перечень показывает совокупность элементов, они полностью освобождены от налогообложения, если хозяин владеет всеми предметами. Одна квартира и дача, подходит под это условие. Но если владельцу принадлежат жилое домовладение, коттедж, предстоит выбирать наиболее выгодное исключение.

Пенсионер должен внести в государственную казну налоговый платеж в следующем случае:

  • объект оценён в 300,0 млн.руб.;
  • постройка используется для деятельности ИП.

Ставками по земельным налогам, как и дотациями, распоряжаются местные органы самоуправления.

Должны ли платить имущественный налог многодетные семьи

Налоговый кодекс в статье 407 установил, что все граждане должны платить за имущество ежегодно. В данной норме нет определения о льготах для многодетных семей. Законодатели предоставили регионам самостоятельно решать о реализации подобных прав.

Освободили от платежей семьи с 4 и более детьми:

  • Нижегородская область;
  • Новосибирск;
  • Краснодарский край.

Существуют другие привилегии, которые осуществляются на всей территории РФ.

Работающим родителям представляют налоговые вычеты с подоходного налога:

  • за 2 детей – 1400 руб.
  • на 3 ребенка – 3000 руб.
  • если в семье воспитывается инвалид – 12 000 руб.

Для исчисления налоговых льгот родителю нужно прийти в ФНС и подать заявление.

К нему приложить копии:

  • паспорта;
  • брачного свидетельства или подтверждение развода;
  • детских удостоверений личности;
  • документов об усыновлении или попечительстве;
  • справок из учебных заведений;
  • удостоверения, подтверждающего многодетность;
  • выписку, утверждающую материальное состояние семьи.

После передачи в налоговую службу документального пакета, семье назначают преференции в виде вычетов, это сумма, не облагаемая налогом.

Финансовая помощь может быть 2 видов:

  • стандартной, она предназначена для каждого ребенка;
  • социальной, однократной выплатой, деньги возвращает налоговая служба после взносов налогоплательщика.

Господдержка многодетных семей направлена:

  • снизить ставку по земельному налогу;
  • уменьшить плату за аренду земельного участка;
  • освободить от сбора за регистрацию ИП;
  • возвратить 20% за оплаченный детсад.

Освобождение от любой обязательной оплаты в госбюджет должно происходить на законодательном уровне. Если гражданин не принадлежит к льготной категории, не соблюдает график платежей, указанный в налоговом уведомлении, любые нарушения караются штрафными санкциями.

О новом налоге на имущество физических лиц в следующем видео:

Сен 11, 2018 Пособие Хелп

Любой свой вопрос вы можете задать ниже

Налог на имущество физических лиц является местным налогом. Он устанавливается НК РФ и нормативными актами органов муниципальных образований (п. 1 ст. 399 НК РФ). Соответственно, и льготы по налогу на имущество физических лиц устанавливаются как НК РФ, так и местными «законами».

«Федеральные» налоговые льготы на имущество физических лиц

Для многих категорий налогоплательщиков НК РФ предусматривает льготы по налогу на имущество. Льготник вправе не уплачивать этот налог, но только по одному объекту недвижимости каждого вида, из всех, находящихся у него в собственности (п. 3, 4 ст. 407 НК РФ). То есть если гражданин является собственником нескольких квартир, то он может не платить налог только по одной из них. При этом «льготируемый» объект недвижимости не должен использоваться им в предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 407 НК РФ).

Итак, право на освобождение от налога на имущество физических лиц с учетом указанных выше условий имеют (п. 1 ст. 407 НК РФ):

  • пенсионеры;
  • предпенсионеры;
  • инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • военнослужащие, а также уволенные с военной службы по определенным причинам (по достижении предельного возраста, состоянию здоровья и др.);
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах;
  • лица, имеющие право на социальную поддержку, т.к. подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии в 1957 году на ПО «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • лица, получившие / перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений, иных работ, связанных с ядерными установками, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • Герои Советского Союза и Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР, ветераны боевых действий;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ, ОВД и госбезопасности, занимавшие должности в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, участвовавшие в обороне городов, что засчитывается им в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях;

Также освобождаются от уплаты налога лица, которые ведут профессиональную творческую деятельность в своих специально оборудованных мастерских, ателье, студиях (в части налога, которым облагаются именно эти помещения).

И абсолютно всем физическим лицам предоставляется льгота в отношении хозяйственных построек площадью не более 50 кв. метров, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС.

«Местные» налоговые льготы по налогу на имущество

Иные налоговые льготы, не предусмотренные НК РФ, могут быть прописаны в нормативных актах муниципальных образований. Сведения о них можно найти на

СТАТЬЯ 381. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;

7) организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 11.11.2003 года №139-ФЗ;

9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

12) организации - в отношении космических объектов;

13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15) имущество государственных научных центров;

16) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Статья 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) устанавливает перечень льгот по налогу на имущество организаций.

Из всего приведенного в данной статье перечня можно выделить два вида льгот:

Первый вид предполагает полное освобождение от уплаты налога,

Второй вид предусматривает освобождение от налога организаций в отношении отдельного имущества, источника финансирования на содержание или использования данного имущества.

У организаций, для которых предусмотрено полное освобождение от уплаты налога, льготируется все их имущество.

При этом назначение или фактическое использование такого имущества значения не имеют.

К таким организациям относят:

1) Специализированные протезно-ортопедические предприятия.

Льгота по налогу предоставляется организациям, которые специализируются на производстве протезно-ортопедической продукции.

Обращаем Ваше внимание на то, что имущество организаций, занимающихся на основании лицензии терапевтической стоматологией, ортопедической стоматологией (протезированием), ортопедической и медицинской статистикой, облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке.

2) Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации.

Адвокатская деятельность представляет собой квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе гражданами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Такое определение адвокатской деятельности дано в статье 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокатская деятельность не является предпринимательской, а адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Формами адвокатских образований являются:

Адвокатский кабинет,

Коллегия адвокатов,

Адвокатское бюро,

Юридическая консультация.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет.

Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов.

Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. При этом коллегия адвокатов вправе создавать филиалы.

Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.

К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила, регулирующие деятельность коллегии адвокатов.

Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

В случае если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

Таким образом, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций не облагается налогом на имущество организаций.

Имущество адвокатского кабинета не облагается налогом на имущество организаций по причине того, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом, а следовательно, не является плательщиком налога на имущество организаций.

3) Государственные научные центры.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, а также подготовку научных работников.

Если научная организация имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и такая научная и (или) научно-техническая деятельность получила международное признание, то Правительство Российской Федерации может присвоить ей статус государственного научного центра.

Таким образом, имущество научных организаций, имеющих статус государственного научного центра, освобождается от налога на имущество организаций.

На государственные научно – технические центры данная льгота не распространяется.

Льготы, которые имеют организации в отношении отдельных видов имущества, также можно условно разделить на те, которые установлены на неопределенный срок, и те, действие которых ограничено.

Статья 381 НК РФ предусматривает, что некоторые виды льгот по налогу на имущество организаций действуют только ограниченный период времени.

От уплаты налога на имущество освобождают следующие организации.

а) Организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

К объектам жилищного фонда относят: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристских), дома и общежития для приезжих.

Объектами коммунального хозяйства являются:

Объекты внешнего благоустройства;

Улично-дорожная сеть;

Искусственные сооружения;

Объекты инженерной защиты города;

Зеленые насаждения общего пользования;

Уличное освещение;

Сооружения санитарной уборки городов;

Здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов;

Сооружения и оборудование пляжей и переправ;

Элементы простейшего водоснабжения;

Объекты коммунального и бытового водоснабжения;

Очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями;

Все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Обратите внимание на то, что объекты жилищно-коммунальной сферы исключаются из налогообложения только при условии, что их содержание полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Необходимо отметить, что льгота, установленная пунктом 6 статьи 381 НК РФ, действует только до 1 января 2006 года.

б) Организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Организации независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и ведомственной подчиненности вправе исключать из налоговой базы по налогу на имущество находящиеся у них на балансе такие объекты, как санаторий, дом отдыха, оздоровительный лагерь для детей, имущество медсанчасти, клуба, гостиницы, библиотеки, спортивного зала, бани и других аналогичных объектов.

Данной льготой могут пользоваться также и организации, осуществляющие деятельность в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, в социальной сфере, а также в непроизводственных видах бытового обслуживания. При этом из налоговой базы у этих категорий налогоплательщиков должны исключаться только объекты, непосредственно используемые по целевому назначению.

в) Отдельно следует отметить льготу по налогу на имущество организаций, предоставляемых медицинским учреждениям.

Небюджетные медицинские организации, в соответствии с пунктом 7 статьи 381 НК РФ, по-прежнему могут не платить с объектов основных средств, которые используются для нужд здравоохранения.

Правда, такой льготный порядок налогообложения будет действовать только до 1 января 2006 года.

А вот со стоимости других объектов основных средств, таких как административные помещения и здания, служебные машины, гаражи, платить налог на имущество придется.

Обратите внимание на то, что организация может не платить налог на имущество с объектов основных средств, которые используются в медицинских целях, если ведет раздельный учет такого имущества. В противном случае налог придется заплатить со всех основных средств.

Бюджетные учреждения, также как и небюджетные, с 01.01.2004 года могут не платить налог на имущество только со стоимости объектов основных средств, которые используют в медицинских целях.

Чтобы воспользоваться льготой, бюджетные медицинские учреждения теперь, также как и небюджетные, должны вести раздельный учет льготируемого имущества.

Объекты основных средств, которые используются как в медицинских, так и в других целях, нужно относить к льготируемому имуществу. И со всей стоимости такого объекта налог на имущество платить не нужно. Данный вывод объясняется следующим:

Во-первых, нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета единого инвентарного объекта, который одновременно используется для разных целей.

Во-вторых, глава 30 НК РФ не требует определять часть стоимости такого объекта, который используется не для медицинских целей.

Обращаем Ваше внимание на то, что не всем бюджетным учреждениям придется платить налог на имущество. Дело в том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 372 НК РФ, региональные органы власти могут вводить дополнительные льготы по этому налогу.

В некоторых регионах от уплаты налога на имущество бюджетные учреждения освобождены. При этом не важно, как они используют имущество.

г) С 1 января 2005 года отменена льгота по налогу на имущество для организаций, у которых есть объекты мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения.

д) Научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Указанные организации могут применять льготу в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Список академий является закрытым.

Льготы по налогу на имущество вправе применять следующие организации:

1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации включает в себя:

Учреждения, исполняющие наказания;

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

Центральный орган уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года №89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Таким образом, организации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта и другие организации), вправе использовать льготу по налогу на имущество предприятий, если они входят в уголовно-исполнительную систему МВД России.

2. Религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Указанная льгота распространяется на предприятия, имеющие статус некоммерческих организаций согласно Федеральным законам от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Федеральный закон №125-ФЗ) и от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон №7-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ, к некоммерческим относят организации, которые не ставят в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Кроме того, не распределяют полученную прибыль между участниками.

Сами некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.

Также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов и тому подобного.

1). Памятники. Отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений. Кроме того, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия).

2). Ансамбли. Четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья). В том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям. А также произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

3). Достопримечательные места. Творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов. Кроме того, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки. Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

При этом объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры России.

Необходимо отметить, что в России ведется Единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Таким образом, организациям для получения указанной льготы необходимо иметь паспорт от органа охраны объектов культурного наследия, который подтверждает, что данный объект признан памятником истории и культуры федерального значения.

6. Организации - в отношении ядерных установок, используемых ими для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.

7. Организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания.

8. Организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.

Обратите внимание, пунктом 2 данного Постановления установлено, что данный перечень применяется к правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций, возникшим с 1 января 2004 года.

9. Организации - в отношении космических объектов.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ космические объекты относятся к категории недвижимых вещей и соответственно права собственности на эти объекты подлежат государственной регистрации.

Статьей 17 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года №5663-1 «О космической деятельности» определено, что космические объекты Российской Федерации подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с новыми экономическими условиями ГК РФ предоставил гражданам и их объединениям право иметь в собственности любое, не изъятое из оборота имущество, в том числе и космические объекты, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Однако Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства.

Таким образом, если организации имеют в собственности космические объекты, право собственности на которые подтверждено государственной регистрацией, то такие объекты не облагаются налогом на имущество.

Следует отметить, что перечень льгот, установленных статьей 381 НК РФ, не является исчерпывающим.

Вводя налог на своей территории, законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Это право им предоставлено пунктом 2 статьи 372 НК РФ.

Например, в Москве налог на имущество бюджетные учреждения, которые финансируются из городского или муниципального бюджета, платить не должны. Это установлено пунктом 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».

Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, с 1 января 2004 года претерпело значительные изменения.

Эти изменения связаны прежде всего с принятием Государственной Думой в новой редакции главы 26.1 НК РФ о едином сельскохозяйственном налоге, а также главы 30 НК РФ о налоге на имущество организаций.

Законодательные органы многих субъектов Российской Федерации воспользовались предоставленным им пунктом 2 статьи 372 НК РФ правом и своими законодательными актами установили льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога на имущество названных организаций.

Полного освобождения от уплаты налога на имущества организаций, занимающихся производством, переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции, а также предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов.

При этом выручка от указанных видов деятельности должна составлять не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В Кировской же, Новгородской областях и ряде других субъектов Российской Федерации законодательством объем такой выручки установлен в размере 50%. Эта льгота предоставляется в Амурской, Астраханской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Кировской, Новгородской областях и во многих других регионах Российской Федерации;

Освобождения организаций, осуществляющих указанные выше виды деятельности, от уплаты налога не на все имущество, а только на ту его часть, которая непосредственно используется в этих видах деятельности. Выручка от реализации продукции при этом также не может быть менее 70 (50)%. В таком виде предусмотрена льгота по налогу на имущество законодательством Астраханской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Тверской областей и ряда других субъектов Российской Федерации;

Освобождения от уплаты налога на имущество, используемое при производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции. Однако удельный вес выручки от реализации сельскохозяйственной продукции или услуг по ее переработке и хранению в общем объеме выручки от реализации при этом вообще не учитывается.

Однако из-за отсутствия в региональном законодательстве детально прописанных условий, необходимых для получения льгот, вполне возможно различное толкование соответствующих положений предприятиями и налоговыми органами. Поэтому большое значение имеет сложившаяся арбитражная практика по применению налоговых льгот. Тем более что вводимые в регионах льготы по налогу на имущество принципиально не отличаются от ранее предоставленных федеральным законодательством.

В ряде случаев можно воспользоваться разъяснениями, содержащимися в Методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью применения налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, изложенных в Письме МНС Российской Федерации от 11 марта 2001 года №ВТ-6-04/197 «О методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий». Но использовать их нужно с учетом сложившейся арбитражной практики. Тем более что они разъясняли порядок применения льгот, установленных Законом о налоге на имущество предприятий, который уже не действует с 1 января 2004 года.

Основные проблемы, связанные с предоставлением льгот по налогу на имущество , можно объединить в следующие группы.

1. Определение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки или услуг по их хранению.

При определении объемов выручки, дающих право на применение льгот по налогу на имущество, нужно иметь в виду, что:

Показатель выручки определяется по правилам бухгалтерского учета, поскольку иное региональным законодательством не установлено;

При исчислении выручки от реализации продуктов переработки сельскохозяйственной продукции учитывается технологический процесс ее производства;

Перечень сельскохозяйственной продукции определен Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №301.

Поэтому от уплаты налога на имущество могут освобождаться заводы по переработке молока, пивоваренные заводы и другие организации, использующие при производстве конечной продукции сельскохозяйственное сырье.

Напомним, что объем выручки от реализации конечной продукции должен составлять не менее 70 (50)% в общем объеме продаж. Кроме того, выход такой продукции должен быть обусловлен единым технологическим процессом.

Именно на это обращают внимание при рассмотрении конкретных дел федеральные окружные арбитражные суды.

Так, например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 8 декабря 2003 года по делу №А68-АП-134/14-03 отмечает следующее. Если организация приобретает сельскохозяйственную продукцию с целью ее дальнейшей переработки и изготовления нового продукта в рамках единого технологического процесса, то показатель выручки, учитываемый при применении льготы по налогу на имущество, может быть определен только при реализации конечного произведенного продукта покупателю. Причем не может считаться реализацией передача продукта от одного подразделения (цеха) другому подразделению с целью его дальнейшей переработки в рамках одной организации.

При этом не имеет значения, у кого приобретается сельхозпродукция, служащая сырьем для производства конечного продукта (непосредственно у сельхозпроизводителя или у посредника).

Поэтому суд признал обоснованным применение льготы ОАО «Тульский хладокомбинат», которое производит мороженое из молока, относящегося к сельхозпродукции согласно ОК 005-93, поскольку выручка от его реализации превысила 70% в общем объеме продаж хладокомбината.

Но далеко не всегда арбитражные суды занимают сторону налогоплательщиков.

К примеру, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13 октября 2003 года по делу №А 55-1363/03-5 указывается на необоснованное получение льготы по налогу на имущество ЗАО «Тольяттинский мясокомбинат «Лидер», производящим колбасные изделия из мяса в тушах, закупаемого у организаций. Это объясняется тем, что используемое при производстве колбас сырье в соответствии с ОК 005-93 относится к продукции мясной промышленности (код 92 0000), а не к сельскохозяйственной продукции (код 98 0000).

Налогоплательщики могут воспользоваться Методическими рекомендациями МНС России в части включения в объем реализации сельхозпродукции стоимости товаров, произведенных давальческим способом.

Если же продукт переработки сельскохозяйственной продукции на давальческих началах организация-давалец использует для производства других товаров, то стоимость этих товаров не должна включаться в объем выручки от реализации сельхозпродукции, позволяющий применять льготу по налогу. Это объясняется тем, что к продукции сельского хозяйства относятся продукты, включенные в ОК 005-93 под кодами 97 0000 и 98 0000, то есть продукция, не прошедшая вторичную переработку (зерно, молоко, шерсть, крупный рогатый скот и другие животные в живом весе и тому подобное). Товары, полученные в результате переработки сельхозпродукции, к таковой не относятся.

Пример 1.

Организация передала сторонней организации зерно для производства на давальческих началах муки. В дальнейшем часть муки была реализована, а часть - использована для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, предназначенных для продажи.

Выручка от реализации за I полугодие составила:

Муки - 200 000 рублей;

Хлебобулочных и кондитерских изделий - 100 000 рублей;

Зерна - 300 000 рублей;

Покупных товаров - 100 000 рублей.

В данном случае выручка от реализации товаров по льготируемым видам деятельности составит 71,4% ((300 000 рублей + 200 000 рублей): (300 000 рублей + 200 000 рублей + 100 000 рублей + 100 000 рублей)).

Следовательно, организация вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество.

Окончание примера.

При использовании указанной льготы нужно также иметь в виду, что согласно статье 56 НК РФ льготы предоставляются категориям налогоплательщиков, а не отдельным плательщикам налогов.

К налогоплательщикам, согласно статье 19 НК РФ относятся организации, на которые возложена обязанность по уплате налога. Поэтому льгота не может предоставляться филиалам организаций, даже если они имеют отдельный баланс и расчетный счет в банке. Вопрос о праве организации на освобождение от уплаты налога на имущество может рассматриваться только исходя из показателей ее финансово-хозяйственной деятельности в целом.

Пример 2.

Организация имеет филиал, осуществляющий производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Выручка филиала от реализации сельскохозяйственной продукции за I полугодие составила 1 000 000 рублей.

Выручка от реализации товаров по организации в целом составила 2 000 000 рублей.

В данном случае удельный вес льготируемого вида деятельности в общем объеме реализации составляет 50% (1 000 000 рублей: 2 000 000 рублей) х 100%.

Следовательно, организация не имеет права на льготу по налогу на имущество.

Не имеет права на льготу и ее филиал.

Окончание примера.

2. Определение состава имущества, освобождаемого от налогообложения

В регионах, законодательными актами которых предусмотрено освобождение от налогообложения не организаций в целом, а только конкретного имущества, используемого в производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции, могут возникнуть проблемы, связанные с определением состава льготируемого имущества.

Опыт прошлых лет свидетельствует о неоднозначном подходе к имуществу организаций, передаваемому в аренду предприятиям, использующим его для льготируемых видов деятельности.

По мнению налоговых органов, стоимость имущества, предназначенного для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сдаваемого в аренду другим организациям без его передачи на баланс арендаторам, должна учитываться при налогообложении в общеустановленном порядке. Аргументируется эта позиция тем, что данное имущество используется арендодателем не по целевому назначению. Однако у арбитражных судов по этому вопросу сложилась иная точка зрения.

Так, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 3 июля 2003 года по делу №А35-4041/02-С3.

Суд указал, что ОАО «Красная поляна», передававшее в аренду имущество предприятию, которое его использовало для производства сельскохозяйственной продукции, имело право на льготу по налогу на имущество.

По мнению суда, данная льгота не связана с использованием имущества для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции непосредственно балансодержателем. Для ее получения достаточно того, чтобы это имущество применялось по целевому назначению у арендатора.

Однако нужно упомянуть и Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2004 года по делу №Ф08-182/2004-79А и ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2003 года по делу №Ф04/2659-567/А03-2003, в которых отражена противоположная точка зрения.

По мнению этих судебных инстанций, арендодатель при передаче имущества в аренду утрачивает право на льготу по налогу на имущество независимо от целей его использования арендатором.

По имуществу, сдаваемому в лизинг с передачей его на баланс лизингополучателя и используемому им по целевому назначению, по мнению налоговых органов, льготу по налогу имеет право заявить . Поскольку налогом облагаются основные средства, учитываемые на балансе организации.

От налогообложения не освобождаются также административные здания организаций, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. В то же время на имущество вспомогательных производств, обслуживающих льготируемую деятельность, эта льгота распространяется.

Статья 377 НК РФ предусматривает, что в рамках договора простого товарищества каждый его участник определяет налоговую базу по имуществу, переданному в совместную деятельность. Соответственно, участники простого товарищества, в рамках которого осуществляется производство, переработка или хранение сельскохозяйственной продукции, имеют право на освобождение от налогообложения стоимости имущества, используемого в совместной деятельности.

По мнению МНС России, организации, оказывающие услуги другим предприятиям с использованием сельскохозяйственной техники (подготовку почвы, уборку урожая, заготовку кормов и тому подобное), не вправе воспользоваться указанной налоговой льготой, так как они не производят сельскохозяйственную продукцию.

Их деятельность относится к оказанию услуг, предусмотренных кодом 0141 Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года №17. В то же время деятельность, связанная с производством сельхозпродукции, отражается по кодам 011 - 013 упомянутого Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД). Однако суды придерживаются иной точки зрения.

Министерство не рекомендовало предоставлять льготу по налогу на имущество, если организации, закупающие сельскохозяйственную продукцию, передают ее для промышленной переработки на давальческих началах другим организациям. У организации-давальца в этом случае отсутствует льготируемое имущество. Предприятие, принявшее сельхозпродукцию в переработку, не может воспользоваться льготой по налогу на имущество, поскольку оно занимается не производством товаров из сельскохозяйственной продукции, а оказанием услуг по переработке сырья, принадлежащего другой фирме.

Если же организация-давалец передает стороннему предприятию для переработки на давальческих началах сельскохозяйственную продукцию собственного производства, то она имеет право на льготу в части стоимости имущества, которое было использовано для выпуска переданной на переработку сельхозпродукции.

Следует отметить, что освобождение от налогообложения имущества, использованного при производстве, переработке и хранении сельхозпродукции, возможно только в случае ведения его учета раздельно от иного имущества организации.

При его ведении возможны проблемы с определением имущества, используемого как для производства, переработки и хранения сельхозпродукции, так и для иных видов деятельности. Объясняются они тем, что ни ранее, ни в настоящее время не разработана единая методика учета такого имущества. По нашему мнению, если в законодательном или ином нормативном акте субъекта Российской Федерации не предлагается механизм такого раздельного учета, организации вправе его разработать самостоятельно и утвердить в своей учетной политике для целей налогообложения.

В этом случае претензии налоговых органов по поводу правомерности применения льготы по такому имуществу можно будет оспорить в судебном порядке.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».