Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Система требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности


Общие требования к предпринимательской деятельности 1. 2. 3. 4. 5. Критерии классификации и виды требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности. Общая характеристика требований, предъявляемых к началу предпринимательской деятельности. Общая характеристика требований, предъявляемых к процессу осуществления предпринимательской деятельности. Требования, предъявляемые к качеству товаров, работ и услуг. Техническое регулирование. Стандартизация и сертификация. Понятие отходов и их правовой режим

Условия предъявления требований l l Наличие субъекта – носителя интереса Адресность требования – стадии предпринимательской деятельности Соблюдение правовой формы Соблюдение сроков введения в действие

Требования к началу осуществления ПД l l l Оформление статуса Приобретение правоспособности Регистрация имущества Регистрация оборудования Оформления правоотношений с наемными работниками

Требования к производству l l Общие для всех хозяйствующих субъектов Специальные – по видам предпринимательской деятельности

Общие производственные требования l l Организации бухгалтерского учета Соблюдения противопожарной безопасности Соблюдения санитарноэпидемиологических требований Соблюдение экологических требований

Виды результатов ПД l l l Товар (материальные и нематериальные блага, предназначенные для реализации) Финансовый результат - прибыль (убыток) Отходы

Что не является товаром l l Руды железные сырые (0701007, 0701101, 0708018) в класс товарных руд не входят, относятся к "нулевой" иноаспектной группировке, образованной по признакам, отличающимся от признаков группировок основного классификационного деления. Таким образом, обществом произвольно установлен стандарт предприятия на добываемое минеральное сырье без соотнесения данного стандарта с вышеприведенными положениями Общероссийского классификатора продукции ОК 005 -93 и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004 -93, а также проектным заданием ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат". В связи с этим нельзя признать, что стандарт предприятия установлен на полезное ископаемое, подлежащее налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых в соответствии со статьей 337 Кодекса.

Литература по техническому регулированию l "ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРАВО: О СИСТЕМНЫХ ПРИЧИНАХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ХОДЕ РОССИЙСКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ" (А. Н. Лоцманов) ("Журнал российского права", 2008, N 8) l "ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ: СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ИЛИ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" (Я. Е. Парций) (Подготовлен для системы Консультант. Плюс, 2008) l "ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ" (Л. К. Терещенко, А. В. Калмыкова, В. Ю. Лукьянова) ("Законодательство и экономика", 2007, N 4) l "КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ" (Л. К. Терещенко, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева) ("Журнал российского права", 2006, N 9) l "ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ" (В. И. Лафитский) ("Журнал российского права", 2006, N 9)

Технический регламент l технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)

Технические регламенты принимаются в целях: l l l защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Содержание технических регламентов l l l l безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности

ФЗ – технические регламенты l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22. 12. 2008 N 268 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА ТАБАЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ" (принят ГД ФС РФ 03. 12. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27. 10. 2008 N 178 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА СОКОВУЮ ПРОДУКЦИЮ ИЗ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ" (принят ГД ФС РФ 10. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22. 07. 2008 N 123 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 04. 07. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24. 06. 2008 N 90 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА МАСЛОЖИРОВУЮ ПРОДУКЦИЮ" (принят ГД ФС РФ 11. 06. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12. 06. 2008 N 88 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА МОЛОКО И МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ" (принят ГД ФС РФ 23. 05. 2008)

Понятие стандарта l документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг

Документы в области стандартизации l l l национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; своды правил

Подтверждение соответствия l l 1. 2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: декларирования соответствия обязательной сертификации.

Последствия сертификации услуг l l l согласно информационному письму Госстандарта РФ от 11. 07. 2003 N ВК-110 -28/2522 "О сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р" применительно к обязательной сертификации услуг это означает следующее: - если в договоре на сертификацию услуг заявителя с органом по сертификации проведение инспекционного контроля не было предусмотрено, то его проведение для подтверждения действия сертификата соответствия не предполагается; - если в договоре на сертификацию услуг проведение инспекционного контроля было предусмотрено, то возможны две ситуации: 1 -ая: заявитель отказывается от проведения инспекционного контроля. Это означает нарушение условий договора, что регулируется на основании Гражданского кодекса; 2 -ая: заявитель согласен на проведение инспекционного контроля. В этом случае инспекционный контроль подтверждает, что сертификационная услуга продолжает соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована.

Ответственность за нарушение требований стандартов l l Гражданско-правовая (разграничение комплектации поставки и требований стандартов) Административная - Статья 19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

Единство измерений l l единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью; средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений; эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины; государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории Российской Федерации;

Статья 40. Принудительный отзыв продукции l l l 1. В случае невыполнения предписания или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. 2. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом. В случае, если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Понятие отходов l остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства

Виды требований к отходам l l l l Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами Статья 10. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов Статья 12. Требования к объектам размещения отходов Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Статья 13. 1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению Статья 17. Трансграничное перемещение отходов

Требования по поводу опасных отходов l l l Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами Статья 16. Требования к транспортированию опасных отходов

Статья 248. Порядок определения доходов. Классификация доходов l l l 1. К доходам в целях настоящей главы относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации). 2) внереализационные доходы.

Правила определения доходов l l l Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. 2. Для целей настоящей главы имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). 3. Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов.

Статья 252 НК РФ. Расходы. Группировка расходов Расходами признаются 1)обоснованные и 2)документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), 3) осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Предпринимательство-целесообразная деятельность граждан и их объединений,

направленная на производство и реализацию товаров и услуг и получение прибыли от этой деятельности. Предпринимательские права и обязанности регламентируются государственными законами. Законы определяют права и обязанности, а также определяют компетенцию государства во всех сферах деятельности и границы его вмешательства в работу предприятия. Применение государственного контроля и воздействия рационально в тех сферах, отраслях, регионах, ситуациях и явлениях социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые автоматически самими предприятиями, в то время как решение этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики в целом и предприятия в частности; поддержания социальной стабильности в обществе.

Все предприятия (частные, кооперативные, акционерные, коммерческие и некоммерческие и др.) не освобождаются от государственного контроля, который ведется над:

1) доходами предприятия и уплатой ими налогов;

2) санитарным состоянием производства;

3) назначением продукции и ее техническим уровнем;

4) соблюдением стандартов и технических условий производства;

5) правовой защитой наемного персонала;

6) некоторыми другими сторонами деятельности предприятия.

Хозяйственный и правовой контроль, причем очень жесткий, осуществляется во всех странах мира. Законодательством предусмотрено, что предприятие несет полную ответственность за все виды своей деятельности, в том числе:

1) за соблюдение интересов государства и прав граждан;

2) за соблюдение законов;

3) за сохранность окружающей среды;

4) за приумножение вверенного ему государством или акционерами имущества;

5) за повышение эффективности производства.

Предусматривается, что деятельность предприятия не должна нарушать нормальных условий работы других предприятий и организаций, ухудшать условия жизни граждан на прилегающей территории, ухудшать условия труда персонала. При этом государство либо государственный орган, как правило, не отвечают по обязательствам предприятия. Предприятия, в свою очередь, не отвечают по обязательствам государства и других органов.

Администрация предприятия обязана создавать нормальные условия труда для персонала. Решения по социальным и экономическим вопросам должны приниматься с участием трудового коллектива непосредственно или через профсоюзы. Между предприятием и трудовым коллективом заключается трудовое соглашение, в котором закрепляются взаимные обязательства:

1) по санитарному состоянию;

2) по технике безопасности работы;

3) условия режима работы предприятия и его подразделений, включая сменность работы и продолжительность одной смены;

4) продолжительность отпусков и размеры их оплаты;

5) условия и формы оплаты труда по различным категориям работников и др.

Местные органы власти и некоммерческие организации, а также другие коммерческие организации не вправе вмешиваться в осуществление внутренних хозяйственных и административных функций предприятия. Они могут выступать лишь в качестве


органов контроля правомерности хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия действующего законодательства.

Как было отмечено в первой главе учебника, предпринимательское право регулирует отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в целях достижения (и с учетом) баланса частных и публичных интересов.

Публичные интересы можно определить как охраняемые правом общественные и государственные интересы. Их носителями являются общество и государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования, а их выразителями компетентные государственные органы и органы местного самоуправления 1 .

В литературе справедливо отмечается, что государственные и общественные интересы могут не совпадать, поэтому правомерно считать, что понятие «публичные интересы» охватывает как общественные, так и государственные интересы. В свою очередь, общественные интересы следует рассматривать в качестве разновидности публичных интересов .

Следует отметить, что публичными интересами признаны не только интересы всего общества и государства, но и больших социальных групп.

В интересах всего населения страны к предпринимателям предъявляются требования в области охраны окружающей среды, природопользования. Несоблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических требований способны причинить вред не только населению по месту нахождения предприятия, но и проживающим в других регионах и даже других странах.

В интересах государства, его финансовой и иной безопасности, обороноспособности устанавливаются различные требования к предпринимателям, в частности, вовремя платить налоги и сборы, соблюдать правила производства и продажи оружия и патронов к нему, соблюдать особый режим в закрытых административно-территориальных образованиях, не разглашать информацию, составляющую государственную тайну.

Отметим еще одну группу интересов, признаваемых публичными и отражаемых в предъявляемых требованиях - интересы самих предпринимателей. Они заинтересованы в создании одинаковых стартовых условий для предпринимательской деятельности, равноудаленное™ от власти, недопустимости необоснованного протекционизма, создания особых условий деятельности органами государственной власти для «своих» предприятий.

Публичные интересы обеспечиваются путем предъявления государством требований в правовой форме к предпринимателям в процессе осуществления ими этой деятельности. Указанные требования - это содержащиеся в правовых актах указания, адресуемые предпринимателям, которые являются для них обязательными. Они формулируются в виде запретов, ограничений, обязывания к совершению определенных действий.

Запреты означают абсолютную недопустимость видов деятельности, включая недопустимость выдачи разрешений на них. Например, преступным (ст. 258 УК РФ) является бизнес по отлову, отстрелу и использованию мяса и шкур зверей, охота на которых полностью запрещена.

От адресатов требований - запретов требуется исполнение путем их соблюдения. Соблюдение таких требований обеспечивается пассивным поведением предпринимателей: они не должны совершать активных действий, приводящих к нарушению требований.

Ограничения являются относительными запретами - соответствующими видами деятельности нельзя заниматься без специального разрешения, но разрешение (лицензия) легитимирует эти виды деятельности.

Нормы-ограничения реализуются предпринимателями путем их соблюдения (пассивное поведение). Для этого достаточно не заниматься лицензируемыми видами деятельности без лицензии. Однако если лицо желает заниматься лицензируемым видом деятельности, оно обязано совершить ряд активных действий: подать пакет документов в лицензирующий орган, заплатить лицензионный сбор и совершить иные, предусмотренные законодательством действия.

Требования-обязывания устанавливают обязанности предпринимателей перед государством в виде совершения активных действий. Например, платить налоги и сборы, вовремя и по установленной форме представлять в налоговые органы налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и совершать иные, предусмотренные законодательством действия.

Ктссификация требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, может быть проведена по различным основаниям.

Как отмечалось выше, в требованиях к предпринимателям отражаются социально-значимые интересы. Соответственно, требования могут быть классифицированы в зависимости от отражаемых в них интересов. Исполнение требований, отражающих интересы общества в целом и государства, обеспечивается деятельностью органов государственной (исполнительной) власти.

В зависимости от адресата, которого требования касаются, можно выделить требования обязательные:

  • - для всех субъектов предпринимательской деятельности (например, получить лицензию по лицензируемым видам деятельности, подтвердить безопасность своего товара в установленном порядке ит. д.);
  • - только для юридических лиц (например, не использовать чужое фирменное наименование, платить налог на прибыль, установленный, как известно, для организаций);
  • - только для определенной категории юридических лиц (например, для унитарных предприятий, организаций-монополистов, включая работающих в условиях естественной монополии);
  • - только для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности (кредитные организации, страховщики, инвестиционные институты);
  • - только для индивидуальных предпринимателей (например, запрет заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, обязанность платить налог на доходы с физических лиц).

В зависимости от субъекта, предъявляющего требования, различаются требования:

  • - вытекающие из правовых актов ЕАЭС. Например, как нами уже отмечалось, технические регламенты ЕАЭС содержат требования к безопасности продукции, обязательные для применения на территориях членов союза. В силу ст. 53 Договора о ЕАЭС со дня вступления в силу технического регламента ЕАЭС на территориях государств- членов соответствующие обязательные требования к продукции, установленные законодательством государств-членов не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия объектов технического регулирования, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза. Таким образом, обязательные требования к предпринимательской деятельности предъявляются теперь не только правовыми актами РФ, но и правовыми актами органов ЕАЭС.
  • - установленные государством (РФ, ее субъектами) и органами местного самоуправления.
  • - социальные (производить отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, платить работникам в размере не менее минимальной оплаты труда и пр.);
  • - финансовые (платить налоги и сборы, представлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, представлять в налоговые органы налоговые декларации и др.);
  • - производственные (соблюдать правила по технике безопасности, вовремя проходить процедуру сертификации своих товаров, регистрировать в установленном порядке декларации в целях недопущения появления на рынке товаров, не отвечающих требованиям безопасности, предусмотренных в технических регламентах);
  • - экологические;
  • - противопожарные;
  • - санитарно-эпидемиологические;
  • - ветеринарные;
  • - антимонопольные;
  • - требования предоставлять статистическую отчетность и др.

В зависимости от этапа (стадии) становления и развития предпринимательской деятельности можно выделить следующие требования:

  • а) легитимации лиц в качестве предпринимателей, легитимации соответствующих видов деятельности. Субъекты легитимируют себя в качестве предпринимателей, регистрируясь в качестве таковых в налоговых органах на основе Закона о государственной регистрации. Получение лицензии означает легитимацию лицензируемого вида деятельности;
  • б) предъявляемые на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности, т. е. сразу же после регистрации, получения лицензии (например, нельзя начинать деятельность в сфере розничной торговли, не приобретя и не зарегистрировав в налоговом органе контрольно-кассовую технику установленных моделей, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовой техники);
  • в) предъявляемые в процессе осуществления предпринимательской деятельности. На данной стадии круг предъявляемых требований расширяется. Так, по итогам отчетных периодов предприниматели обязаны представлять статистическую отчетность, налоговую, а юридические лица также бухгалтерскую отчетность. По итогам налоговых (отчетных) периодов предприниматели (индивидуальные и юридические лица) обязаны платить законно установленные налоги. Если лицо занимает доминирующее положение на рынке товаров и услуг, оно обязано не злоупотреблять своим доминирующим положением. При эмиссии ценных бумаг необходимо соблюдать требования о государственной регистрации выпусков ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска и другие требования.

Контрольные вопросы

  • 1. Как сочетается понятие государственное регулирование с государственным управлением?
  • 2. В каких правовых формах осуществляется государственное регулирование экономики?
  • 3. Укажите виды государственного регулирования.
  • 4. Как классифицируются требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности?

Литература

  • 1. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: монография / отв. ред. И. В. Ершова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.
  • 2. Губин Е. Л. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. М., 2005.
  • 3. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.
  • 4. Шишкин С. Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики: монография. М., 2011.

"Право и экономика", 2008, N 6

Согласно действующему законодательству любое лицо, желающее осуществлять предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, вправе зарегистрироваться в качестве предпринимателя и получить соответствующую лицензию. Однако при этом субъект должен соответствовать определенной системе требований, предъявляемых к данному виду предпринимательской деятельности.

Гражданский кодекс РФ, с одной стороны, закрепляет свободу предпринимательской деятельности, возможность каждого по своему усмотрению осуществлять принадлежащие ему гражданские права, а с другой стороны, определяет, что отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании лицензии (ст. 49 ГК РФ). В развитие данного положения приняты Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1> (далее - Федеральный закон о лицензировании) и иные нормативные акты, закрепляющие систему требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности. Такая кажущаяся на первый взгляд противоречивость в правовом регулировании вызвана необходимостью достижения равновесия частных и публичных интересов.

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430 (с изм.).

Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом, можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от правового источника различаются требования, установленные Гражданским кодексом РФ (гл. 40 ГК РФ), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Федеральным законом о лицензировании, Законом РФ "О защите прав потребителей", иным законодательством. Исходя из объекта правового регулирования, существуют требования, направленные на безопасность, удобство пассажиров, а также требования, обеспечивающие осуществление государственными органами учетной и контрольной функций в отношении предпринимателя. В зависимости от стадии осуществления предпринимательской деятельности различаются требования-предпосылки, которые предъявляются на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности: государственная регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др., а также требования, предъявляемые в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Осуществляя перевозки пассажиров автомобильным транспортом, предприниматель-перевозчик, помимо участия в качестве одной из сторон в договоре перевозки, становится участником правоотношений, складывающихся в сфере дорожного движения. Правовое регулирование данных отношений направлено на безопасность дорожного движения и характеризуется императивным методом воздействия. К каждому участнику дорожного движения, будь то владелец транспортного средства или лицо, уполномоченное на управление транспортным средством, предъявляются определенные требования, правила. Данные правила обязательны для всех участников дорожного движения, независимо от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет.

Кроме того, на лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или ином законном основании, как на владельца источника повышенной опасности распространяет свое действие система требований, направленных на поддержание транспортного средства в технически исправном состоянии, что, в свою очередь, обеспечивается соблюдением правил технической эксплуатации, организацией и проведением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, осуществлением контроля технического состояния транспортных средств и своевременного устранения технических неисправностей, а также обеспечением охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их посторонними лицами или нанесения им порчи. Данные правила установлены для всех без исключения владельцев транспортных средств, независимо от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет.

Таким образом, следует различать требования, которые предъявляются собственно к предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом, и требования, направленные на безопасность дорожного движения и адресованные участникам дорожного движения и владельцам транспортных средств.

Так как деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом отнесена законодателем к лицензируемой (п. 62 ч. 1 ст. 17 Федерального закона о лицензировании), требования, соответствие которым необходимо при получении лицензии, являются требованиями, предъявляющимися собственно к предпринимательской деятельности.

Получение лицензии - необходимое требование-предпосылка, которое должно выполнить лицо для реализации своего права на занятие предпринимательской деятельностью, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом. Исходя из положений Федерального закона о лицензировании, данное требование включает несколько условий, именуемых лицензионными. Они установлены Положением о лицензировании перевозок пассажиров автотранспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637 (далее - Положение о лицензировании) и обусловлены особенностями перевозочной деятельности, в процессе которой используется автотранспорт, являющийся источником повышенной опасности, необходимостью обеспечения безопасности жизни и здоровья людей.

Всего в Положении о лицензировании установлено пять лицензионных требований и условий, однако на деле их гораздо больше, так как данные нормы носят отсылочный характер и определить полный перечень условий, которым должно соответствовать лицо, обратившееся за выдачей лицензии, на практике очень сложно.

В зависимости от направленности требования, содержащиеся в Постановлении о лицензировании, можно разделить на три группы. Первую группу составляют требования, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения (пп. "а", "г", "д", "и" п. 4 Постановления), вторую группу составляют требования организационного характера, необходимые для выполнения учетной и контрольной функции государственных органов (пп. "д", "ж", "з" п. 4 Постановления), в состав третьей группы входят требования, которые касаются осуществления предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом (пп. "а", "е" п. 4 Постановления).

Анализ положений, определяющих состав лицензионных требований и условий, показывает, что закрепленные ими правила зачастую уже содержатся в иных нормативно-правовых актах. К примеру, требование, содержащееся в пп. "а" п. 4 Постановления, предполагает наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.

Данное требование включает использование автотранспорта:

  1. прошедшего государственный технический осмотр, порядок и сроки проведения которого установлены Правилами проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД России от 5 ноября 1993 г. N 482. К данному требованию тесно примыкает необходимость использования автотранспорта, отвечающего требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, в ред. Постановлений Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. N 370, от 24 января 2001 г. N 67, от 21 февраля 2002 г. N 127, от 7 мая 2003 г. N 265, от 25 сентября 2003 г. N 595);
  2. содержащегося в технически исправном состоянии, что, в свою очередь, обеспечивается:

соблюдением Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, ГОСТ 25478-91 "Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки", инструкций предприятий-изготовителей по эксплуатации автотранспортных средств, других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств;

организацией и проведением технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утв. Минавтотрансом РСФСР 20 сентября 1984 г.;

осуществлением контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки; своевременного устранения технических неисправностей транспортных средств;

обеспечением охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями предприятия или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам (п. 2.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемыми при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 30 марта 1994 г. N 15) и т.д.

Несомненно, соблюдение данного требования имеет большое практическое значение, так как неисправность автомобиля зачастую становится причиной дорожно-транспортного происшествия. Однако к лицу, желающему осуществлять предпринимательскую деятельность, предъявляются требования, которые он уже должен выполнять на основании других нормативно-правовых актов, будучи владельцем транспортных средств, независимо от того, является ли он предпринимателем или желает приобрести статус предпринимателя. На наш взгляд, складывается ситуация, в которой нормы специального Закона - Федерального закона о лицензировании, а также принятого на его основании подзаконного акта - Постановления о лицензировании - противоречат нормам Гражданского кодекса РФ, так как ухудшают положение предпринимателя, предъявляя к нему требования, не относящиеся к процессу осуществления им предпринимательской деятельности, а регулирующие отношения в области безопасности дорожного движения.

Аналогичная ситуация складывается и при рассмотрении иных лицензионных требований и условий. Например , требование, выполнение которого гарантирует пассажиру денежное возмещение за вред, причиненный ему во время перевозки, заключается в наличии у соискателя лицензии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. На наш взгляд, несмотря на свою значимость, требование о наличии у обратившегося за получением лицензии лица договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств должно быть исключено из состава лицензионных требований и условий, так как обязанность по страхованию владельцами транспортных средств своей гражданской ответственности предусмотрена ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ (с изм. и доп.) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <2>. В качестве объекта обязательного страхования в данном случае выступают имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации <3>.

<2> Российская газета. 2002. N 80.
<3> Пункт 5 Постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Таким образом, необходимо уменьшить состав требований, предъявляемых в отношении лица, желающего получить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом, оставив лишь те из них, которые имеют непосредственное отношение к предпринимательству и направлены на создание эффективных и конкурентоспособных субъектов предпринимательства. Например , требование о проведении перевозчиками - юридическими лицами ежемесячных сверок с территориальными органами внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащего им автотранспорта, на наш взгляд, не имеет прямого отношения к договору перевозки и больше относится к формированию статистической информации. В противном случае возникает вопрос: почему данная обязанность не распространяется на перевозчиков - индивидуальных предпринимателей? Ведь их среди лиц, осуществляющих перевозки, большинство.

Подобные попытки уже имеются в юридической практике. Так, лицензионное требование, заключающееся в соответствии должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта РФ, имеет свою конкретизацию в Приказе Министерства транспорта РФ от 22 июня 1998 г. N 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом" (далее - Приказ). Действие данного Приказа оспаривалось в Верховном Суде РФ по тому основанию, что содержащееся в названном Приказе требование о необходимости предоставления соискателем лицензии диплома о высшем образовании без законных оснований ограничивает права истца на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Однако Верховный Суд РФ в своем Решении от 11 января 2005 г. N ГКПИ04-1568 оставил заявление К. без удовлетворения по следующим основаниям. Оспариваемый Приказ в полной мере соответствует федеральному законодательству РФ о лицензировании и безопасности дорожного движения и устанавливает одно из лицензионных требований и условий - соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, к которым, в частности, относятся соответствующее образование и необходимая для перевозки пассажиров и грузов подготовка. Ссылка заявителя на то, что документами, свидетельствующими о квалификации перевозчика должны являться лишь водительское удостоверение и медицинская справка о состоянии здоровья, дающая право на управление транспортным средством, не может быть принята во внимание, поскольку указанные документы подтверждают только наличие специального права на управление транспортным средством той или иной категории и не свидетельствуют о соответствующей квалификации перевозчика в области перевозок пассажиров и грузов. Более того, из содержания ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено предоставление иных документов для получения лицензии, необходимость предоставления которых предусмотрена соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено законом. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 марта 2005 г. N КАС05-94 данное Решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Вывод суда представляется не соответствующим смыслу и началам гражданского законодательства. Законодатель не выделяет профессионализм в качестве признака предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ). Возможность осуществлять предпринимательскую деятельность определенного вида в конечном счете определяется способностями человека, "успехом на рынке" <4> и не может быть измерена только лишь дипломом о высшем образовании. Вместе с тем отказ в выдаче разрешения осуществлять предпринимательскую деятельность на том основании, что лицо не соответствует требованиям, установленным ведомственным нормотворчеством, является нарушением свободы предпринимательской деятельности, закрепленной Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, должны определяться федеральным законом, а не постановлением Правительства.

<4> Предпринимательское право: Учеб. / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. С. 28.

Представляется, что лицо для обеспечения реальной возможности заключения им договоров перевозки пассажиров автомобильным транспортом должно отвечать следующим условиям:

  1. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по своему назначению перевозкам пассажиров.

Основные требования, которым должно отвечать транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, на наш взгляд, должны устанавливаться федеральным законом, а не постановлением Правительства РФ. Так, по отношению к перевозкам грузов Гражданский кодекс РФ устанавливает, что перевозчик обязан подать транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (ч. 1 ст. 791 ГК РФ). Помимо требований о пригодности транспортного средства к пассажирским перевозкам, возможно установление шкалы удобства и комфорта транспортного средства для пассажиров, в зависимости от соответствия которой возможно установление более высокой платы за проезд;

  1. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы. Соблюдение данного требования, на наш взгляд, является серьезной предпосылкой осуществления предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом. Найти квалифицированного водителя в сравнительно короткий период времени представляется затруднительным. Поэтому штат водителей должен быть укомплектован к моменту подачи заявления о выдаче разрешения на осуществление перевозок;
  2. соблюдение лицензиатом требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров. Требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров должны быть определены предельно конкретно. К таковым, на наш взгляд, относятся:

регистрация уполномоченным органом власти субъекта РФ или органом местного самоуправления избранного предпринимателем маршрута и утверждение расписания движения;

предоставление сведений для ведения реестра организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования (во исполнение ч. 1 ст. 789 ГК РФ);

соблюдение расписания и маршрута движения.

Первоочередное значение для бесперебойной работы транспорта имеет организация движения автотранспорта по определенному расписанию, а также по установленному маршруту движения. Данная обязанность предусмотрена Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <5>, упоминается в законодательстве субъектов Российской Федерации <6>, актах органов местного самоуправления.

<5> Российская газета. 2007. N 258.
<6> См., например, Закон Оренбургской области от 5 июля 2001 г. N 259/295-//-ОЗ "Об организации, управлении и государственном (муниципальном) регулировании в сфере автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области".

Перевозки пассажиров автотранспортом представляют собой единый процесс с участием множества перевозчиков. Их деятельность должна быть скоординирована между собой, учтено время, когда потребность в услугах перевозчика возрастает. Несоблюдение перевозчиком расписания движения автотранспорта нарушает нормальный ход всего перевозочного процесса. На наш взгляд, требование о соблюдении перевозчиком маршрута движения, установленное в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта лишь в отношении регулярных перевозок, должно быть распространено и на перевозки по заказам, за исключением пунктов отправления и назначения. Соблюдение маршрута движения гарантирует, что перевозка пассажиров будет осуществлена на обследованном участке, соответствующем требованиям безопасности.

Иные требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок, указанные в Постановлении о лицензировании, должны быть исключены из состава лицензионных, так как направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, а также выполнение учетной и контрольной функций государственных органов. На наш взгляд, указанные требования следует закрепить не в качестве условий, выполнение которых необходимо при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, так как они уже закреплены в иных нормативно-правовых актах, а в качестве вопросов, по которым лицензирующие органы осуществляют контрольные мероприятия. Например , пп. "в" п. 4 Постановления о лицензировании налагает на перевозчиков обязанность по соблюдению установленных ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" <7> основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров. Однако необходимость соблюдения данного требования возникает уже в силу существования данного Закона.

<7> Российская газета. 1995. N 245.

Лицензионные требования и условия перевозки пассажиров автотранспортом должны быть направлены на обеспечение уверенности пассажира в том, что его доставят в обусловленное место в определенное время, что во время следования к месту назначения ему будет удобно, что стоимость оказанной ему услуги будет экономически обоснованной, соответствовать утвержденным тарифам, а сама услуга - доступной.

Рассмотрение нами в обобщенном виде требований, выполнение которых необходимо при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Российской Федерации, показало, что указанные требования содержатся как в законодательных, так и в подзаконных нормативных актах, отличающихся большим разнообразием. В данной сфере применяются нормативные акты бывшего СССР в части, не противоречащей действующему законодательству. В области лицензирования перевозочной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать соответствующие акты. Выявление массива требований из всего законодательства страны для лица, осуществляющего перевозки, представляет сложность: предпринимателю трудно ориентироваться во всем многообразии и множественности нормативных актов, регулирующих перевозки пассажиров. Как показывает практика, перевозчики порой и не подразумевают о том, что в своей деятельности совершают массу правонарушений.

Можно согласиться с изложенной в юридической литературе точкой зрения: "оптимальные результаты в области надлежащего правового регулирования предпринимательской деятельности могут быть достигнуты лишь на путях урегулирования отношений, складывающихся в сфере этой деятельности, в комплексных законодательных актах" <8>. В связи с этим предлагается принять федеральный закон, определяющий правовые основы перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в том числе закрытый перечень лицензионных требований и условий, сформулированных предельно конкретно, без ссылок на иные правовые акты; определить вопросы, по которым должно быть взаимодействие перевозчиков с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

<8> Толстой Ю.К. Гражданское право и гражданское законодательство // Правоведение. 1998. N 2. С. 142.

А.С.Позднякова

Помощник мирового судьи

(судебный участок Октябрьского района

Оренбургской области),

специалист по гражданскому,

предпринимательскому, семейному

и международному частному праву