Церковные праздники. Антипасха, или Фомина неделя


Молитвы, которые стоит читать на Пасху, с Древних времен у Православных христиан имели особенную силу и энергетику. Священные заговоры было принято произносить, чтобы улучшить здоровье близких родственников и излечиться от тяжелых болезней, для привлечения в дом благополучия и удачи, для приумножения денег и богатства. Молодые девушки читали молитву на Пасху, чтобы в скором времени выйти замуж. А с помощью Молитвы Христос Воскрес люди просили у Бога и высших сил здоровья, любви и мира для всей семьи.

Молитвы, которые читаются на Пасху – Христос Воскрес


Мы составили список лучших молитв на Пасху в 2017 году, которые дошли до наших дней. Все тексты сохранили Священную энергетику прошлого и обязательно принесут вам и вашей семье счастье и удачу, защитят детей и близких от любых невзгод, принесут в дом достаток и благополучие, сохранят здоровье, уберегут мир и любовь в отношениях между близкими людьми.

Молитва на Пасху – обращение к Христу, чтобы быть здоровым и везучим

Мать Мария Христа носила,

Родила, крестила, кормила, поила,

Молитвам учила, спасала, оберегала,

А потом у Креста рыдала, слезы лила, причитала,

Вместе со своим милым Сыном страдала.

Иисус Христос в воскресенье воскрес,

Отныне слава Его от земли до небес.

Ныне он сам нас, своих рабов, опекает,

Милостиво наши молитвы принимает.

Господи, услышь меня, спаси меня, защити меня

От всяких бед отныне и навеки.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

Текст молитвы Христос Воскрес, которую нужно петь на ночь в Пасхальное Воскресенье

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды).

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному.

Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем.

Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды).

Молитва на Пасху на здоровье – способ избавиться от болезней


Если ваш ребенок, родители или кто-то из близких родственников серьезно болен, избавиться от болезней поможет Пасхальный ритуал. Для этого нужно набрать в церкви святой воды и опустить в нее освященный нательный крестик человека, который нуждается в исцелении. Чтобы ускорить лечение заболевания прочтите молитву на Пасху на здоровье 3 раза:

В царствии небесном есть родник чудесный. Кто до воды дотронется, кто водой умоется, с того недуги смоются. Той воды я набрала, рабу Божьему (имя) отдала. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

После прочтения молитвы на Пасху на здоровье крестик вынимается и надевается на своего хозяина. Святой водой нужно трижды обмазать лоб больного, затем обрызгивать тело человека по 3 раза в день в течение 7 дней Страстной недели. Бутылочку с водой храните возле иконы. Обряд не только поможет в излечении больного от тяжелого недуга, но и избавит всю семью от небольших хворей, которые постоянно приходят в дом.

Тексты молитв на Пасху на удачу, счастье и благополучие

Молитв для обращения к Господу на Пасху очень много, однако люди часто хотят, чтобы им везло во всех начинаниях. Тексты самых действенных просьб о помощи представлены ниже.

Очень сильная проверенная молитва на привлечение удачи в дом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мать Мария Христа носила, Родила, крестила, кормила, поила, Молитвам учила, спасала, оберегала, А потом у Креста рыдала, слезы лила, причитала, Вместе со своим милым Сыном страдала. Иисус Христос в воскресенье воскрес, Отныне слава Его от земли до небес. Ныне он сам нас, своих рабов, опекает, Милостиво наши молитвы принимает. Господи, услышь меня, спаси меня, защити меня От всяких бед отныне и навеки. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сильная молитва на удачу в Пасхальное Воскресенье, чтобы царили мир и согласие в семье

Если читать заговор не только на Пасху, но и каждый вечер перед сном, ваши мольбы помогут наладить отношения членов вашей семьи. Чтобы в доме царили мир и гармония – на третий день после Пасхального Воскресенья прочтите молитву на удачу 12 раз подряд.

Господи, помоги, Господи, благослови светлой Пасхой,

Чистыми днями, радостными слезами.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Иоанн Поститель, Иоанн Богослов, Иоанн Креститель,

Иоанн многострадальный, Иоанн безглавый,

Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Георгий Победоносец,

Николай Чудотворец, Варвара Великомученица,

Вера, Надежда, Любовь и мать их София,

Молитесь об общем пути рабов Божьих (имена враждующих).

Уймите их злобу, укротите их гнев, утолите их ярость.

Ратью своей святой,

Силой неспобедимой, неукротимой ведите их к согласию.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва на Пасху о замужестве – верный способ быстро найти жениха


Наверняка все одинокие девушки мечтают найти настоящую любовь и создать семью. Даже те представительницы женского пола, которые не говорят об этом открыто, в глубине души хотят выйти замуж и иметь счастливый брак. Православная церковь целиком поддерживает благие намерения, ведь именно будучи семейным человеком, миряне могут вести благочестивый образ жизни. Позиция церкви в этом отношении такова, что семья представляет собой маленькую церковь, а в Библии сказано, что каждый человек не должен быть один.

Пасхальные праздники идеально подходят, чтобы попросить у Господа помощи в поисках спутника жизни. Кроме того, есть даже специальные иконы Святых, перед которыми рекомендуется молиться о замужестве.

Самые известные и почитаемые иконы, перед которыми стоит читать молитву на Пасху о замужестве




О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим, и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани мя от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают мя. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же ми охоту к трудолюбию и благослови труды моя. Поелику же Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему, освященному Тобою, званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Замечательным дополнением к молитве на Пасху о замужестве станет посещение мощей Святых либо оригинальных чудотворных икон, которые регулярно привозятся в храмы разных городов. Не забывайте о таком празднике, как Пасха Христова, и обязательно просите Богородицу и Святых о встрече с вашим суженым. После этого сходите в церковь на службу, исповедуйтесь и причаститесь. После Священного ритуала очищения души и сердца вы будете открыты к судьбоносной встрече с будущим женихом.

Ритуал на большую любовь – заговор на Пасхальные куличи


Так как Пасху поистине можно считать праздником человеческой и божественной любви, очень эффективным будет проведение приворотной магии. В том случае, если вы уже встретили своего суженого, и ваши помыслы по отношению к нему чисты, можно провести любовный обряд. При выпекании Пасхальных булок читаются молитвы.

  1. Когда месите тесто произнесите:

Я красива, я пригожа, на березку стройную похожа. Я как мед сладка, как праздник приятна, душой чиста, телом опрятна. Я тебе одному обещана, вместе быть нам небом завещано.

  1. Когда Пасхальный кулич будет готов, его нужно поцеловать и прошептать:

Поцелуй мой суженому передай, счастье быть со мною обещай. Будет он тобою насыщаться, а душа его любовью распаляться.

Кусочком Пасхальной булки нужно угостить молодого человека, и он обязательно проявит к вам благосклонность. Если проводить ритуал каждый год на Пасху, внимание мужчины к вам позволит прожить долгую и счастливую жизнь в любви и согласии.

Важно знать! Ни в коем случае не пытайтесь извлечь из любовной магии материальную выгоду или делать приворот с целью мести или насмешки, иначе последствия ритуала будут обращены против вас. Девушка может проводить приворот лишь в том случае, когда она имеет добрые намерения и светлые чувства по отношению к своему избраннику.

Сильнейшие заговоры на Пасху – варианты обрядов и оберегов в Страстную неделю

Пасха является не только радостным и светлым православным праздником, во время которого человек может духовно возродиться. В этот воскресный день очень благоприятная пора для магических обрядов. Заговоры на Пасху обладают очень большой энергетикой, поскольку большое число православных верующих пребывают в великом духовном напряжении.

Сила оберегов, проведенных в Пасхальное Воскресенье, увеличивается еще и потому, что весной восстанавливается биополе человека с природой после зимы. Вот почему наши языческие предки использовали этот период для проведения магических ритуалов.

Молитва на Пасху на привлечение денег и богатства

Чтобы в вашем кошельке и в доме всегда водились деньги, в канун Пасхального Воскресенья в 2017 году следует положить во все углы квартиры по крашеному яйцу и денежной купюре. При этом нужно приговаривать:

Как пасхальное яичко с рублем

Не выйдет из этого угла,

Так чтобы из моего дома

Не выходили деньги никогда.

Христос воскрес, а моим словам Аминь.

На следующий день нужно собрать все яйца по углам и съесть их всей семьей. Заговоренные деньги нельзя тратить до конца Страстной седмицы.

Заговоры на крашеные яйца на Пасху – путь к победам и успеху

Зазвать удачу в дом также можно с помощью освещенных в церкви крашеных яиц. Для этого нужно взять пасхальное яичко и поднести его ко рту, приговаривая:

«Яйцо пасхальное, яйцо светлое, яйцо благословенное, все беды мои разбей, все неудачи мои одолей, весть благую разнеси, мне удачу принеси».

(первой седмицы Пасхи) вместо вечерних и утренних молитв () поются или читаются . Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы. Читаются Часы Пасхи до утра субботы Светлой седмицы включительно.

Со дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня (40 дней) все молитвословия (в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении) предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: « Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» . Далее читается . С Вознесения до Троицы (10 дней) все молитвословия начинаются с Трисвятого .

Со дня Святой Пасхи до Дня Святой Троицы (50 дней) молитва « » не читается.

Со дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня (40 дней): молитва « » заменяется на:
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего» .
От Вознесения до дня Святой Троицы обе эти богородичные молитвы не читаются (10 дней)

На Светлой седмице каноны Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю заменяются .
В «Правиле ко св Святому Причащению» (М., 1893) говорится: Ведомо буди, яко во Светлую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи, вместо же канона Господу Иисусу и Параклисиса Богоматери чтется канон Пасхи с Богородичнами его, прочии же, по днем седмицы. опускаются». Последование ко Святому Причащению и молитвы по Причащении предваряются троекратным чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых…»; псалмы и Трисвятое (с тропарями посте него) при этом не читаются .

Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные (50 дней).

Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи (из Богослужебных указаний)

1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (см. также в п. 5).

2) На всено́щном бдении «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется, по традиции, вместо «Прииди́те, поклони́мся…» и после «Благословение Господне на вас…», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5).

3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением.

4) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется после «Благословено Царство…».

  • Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз – кончая словами: «…смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе…» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Христос воскресе…» все три раза поет хор.

5) «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия, полунощницы и утрени : на 3-м, 9-м часах, повечерии и полунощнице – вместо «Царю Небесный…», а на 1-м, 6-м часах и вечерне (если непосредственно перед ее началом прочитан 9-й час), по традиции, вместо «Прииди́те, поклони́мся…».

6) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» поется (единожды) вместо «Ви́дехом Свет Истинный…». Входное: «Прииди́те, поклони́мся… воскресый из мертвых…».

7) В конце Литургии, по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», певцы поют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). На всех прочих службах после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресый из мертвых…».

8) В воскресенье, по отпусте Литургии, по древнему обычаю, иерей трижды осеняет народ Крестом и возглашает: «Христос воскресе!», как и в дни Светлой седмицы. Певцы поют заключительное «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), «И нам дарова живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению» (единожды). По седмичным дням осенения Святым Крестом не бывает.

9) Тропарь «Христос воскресе из мертвых…» поется также в начале молебнов, панихид, Крещения, отпевания и других треб.

10) «Царю Небесный…» не читается и не поется до дня Святой Троицы.

11) Службы случившихся святых во все воскресные дни Святой Пятидесятницы (кроме вмч. Георгия, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свв. равноапостольных Константина и Елены, храмовых и полиелейных праздников) не соединяются с воскресной службой, а совершаются на повечериях вместе с каноном Богородицы из Октоиха и трипеснцами Цветной Триоди (помещены в приложении Триоди).

12) «Воскресение Христово видевше…» на воскресной утрене поется трижды, а в прочие дни на утрене, перед 50-м псалмом, единожды.

13) Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряны́не и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона. В седмичные дни (на будничных службах) канон Пасхи петь не положено. В Неделю Антипасхи и в праздники с великим славословием положено петь на катавасию ирмосы Пасхи (кроме Преполовения и его отдания).

14) Во все Недели (т. е. воскресенья) до отдания Пасхи на воскресной утрене «Честнейшую» не поется. Каждение храма на 9-й песни канона совершается.

15) Ексапостиларий «Плотию уснув…» поется на воскресной утрене в Недели, когда полагается канон Пасхи.

16) На 1-м часе во все дни от Недели Фоминой до Вознесения принято вместо «Взбранной Воеводе…» петь кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».

17) На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…».

18) Причастен Пасхи «Тело Христово приими́те…» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с попразднством.

19) Земные поклоны до дня Святой Троицы Уставом отменяются.

В последовании понедельника 2-й седмицы начало утрени показано такое: «Слава Святей, и Единосущней…», «Христос воскресе…» (трижды). И «а́бие» (тотчас) по «Христос воскресе…» – «Слава в вышних Богу» и обычное шестопсалмие. При этом замечено, что такое начало утрени должно быть «даже до Вознесения».
См.: Валентин, иером. Дополнения и поправки к книге протоиерея “Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви”. 2-е изд., доп. М., 1909. С. 19.
См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 694.
См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 676. Существует мнение, что «Христос воскресе…» в начале 1-го часа читается только в том случае, если на утрене был отпуст; после вседневной утрени 1-й час, согласно данной точке зрения, как присоединяемая служба, начинается сразу с «Приидите, поклонимся…» (см.: Михаил, иером. Литургика: Курс лекций. М., 2001. С. 196).

В память о том дне, когда Иисус Христос явился своим ученикам, что случилось на восьмой день после того, как он Воскрес, а также в честь уверений апостола Фомы, которого не было в те времена, когда Иисус Христос являлся впервые, и был установлен праздник Антипасха, другими словами, напротив Пасхи, после Пасхи. Это торжественный православный праздник, который отмечается через неделю, т.е. в первое воскресенье после Пасхи, поэтому дата его определяется в зависимости от даты Пасхи. Что же это за праздник такой Антипасха? Как причащаться в этот светлый день? Какие молитвы присущи ему?

Антипасха: что это за праздник, чему посвящен?

Антипасха, неделя апостола Фомы или же Фомина неделя – православный праздник всех верующих, которые воочию не видели, как происходило распятие Господа, но свято веруют в то, что он действительно воскрес, созерцая своей душой это чудесное событие. Слова самого Господа: «Блаженны не те, кто видел, а те, кто уверовал».

Богослужения в храмах в этот день – это воспоминания двух первых явлений Иисуса Христа апостолам. Десять апостолов увидели воскресшего Спасителя вечером в день его Светлого Воскресения, но в тот момент не было апостола Фомы, который по непонятным причинам отсутствовал.

Ровно через восемь дней Иисус снова явился своим апостолам, которые закрылись в доме, боясь гонений иудеев и римлян. В этот раз апостолов было 11, и апостол Фома в том числе. До этого же Фома отказывался верить в то, что тот, кто являлся апостолам ранее, действительно Спаситель, он хотел лично удостовериться в этом.

Когда же Иисус Христос явился 11 апостолам, они все смогли убедиться в том, что он не является призраком, а имеет пречистую человеческую плоть, которую и распяли на кресте, о чем свидетельствовали раны от гвоздей.

Апостол Фома, которого Господь лично призвал убедиться в реальности происходящего, смог не только увидеть, но и потрогать тело Иисуса. Это и стало подтверждением того, что Иисус Христос воскрес в действительности.

Господь, обращается ко всем людям в лице Фомы, чтобы они верили открытой душой и всем сердцем, несмотря на то, что не видели своими глазами.

Обычаи Антипасхи, Фоминой недели

Православные продолжают приветствовать друг друга словами «Христос Воскрес –Воистину Воскрес».

На протяжении всей Фоминой недели центральные врата алтаря в храмах открыты, что показывает близость и доступность верянам Царствия Небесного по вольным страданиям и милости Иисуса Христа. Возле открытых дверей на протяжении всей седьмицы стоит артос (особый хлеб).

В среду и пятницу седьмицы нет поста, а надо колокольней раздаются перезвоны колокола. Если настоятель благословит, каждый желающий верянин может подняться на колокольню и ударить в колокол.

Такой обычай берет свои корни с времен апостолов, когда Господь являлся своим ученикам. Он или благословлял трапезу или же ел сам. Апостолы, ожидая явлений, Господа, а после в память о нем, центральное место за столом оставляли свободным и клали хлеб, якобы предназначавшийся самому Господу. Позднее эта традиция перенеслась в храмы. Так, хлеб ложился у входа в алтарь, чтобы показать, что страдания Господа были ненапрасными.

В субботу седьмицы, после окончания литургии артос благословлялся, после чего читалась молитва, хлеб разламывали на небольшие кусочки и раздавали верянам. Эти кусочки давали больным людям, а также людям, которые по каким-либо причинам не могли причащаться.

Молитвы на Антипасху

Молитвы, которые христиане читают утром и вечером в течение года, – это больше прошения простить грехи, покаяния, просьбы помочь найти решение существующих проблем. На Антипасху молитвы же должны быть направлены на прославление победы Иисуса Христа над смертью.

С понедельника до субботы седьмцы вместо утренних и вечерних молитв читается «Часы Пасхи», Пасхальный канон и стихары Пасхи, последование к Святому Причащению (можно найти в молитвословах).

Как причащаться на Антипасху?

Чтобы подготовиться к причастию на Антипасху, неделю Фомы, нужно читать положенные каноны, вечерние и утренние молитвы, последование к Причащению.

Что касается причащение в течение Светлой седьмицы каждый день, то здесь каждый решает индивидуально. Это зависит от того, насколько человек близкий к храму, а также образа его жизни, множества других причин. Самое главное, чтобы человек чувствовал необходимость причастия своей душой. Чтобы максимально приобщиться к радости Светлой Пасхи, нужно причаститься на Светлой седьмице за литургией.

Итак, можно с уверенностью сказать, что Антипасха, неделя апостола Фомы – это светлый праздник, который православные верующие во всем мире ждут не менее Пасхи.

Центром годичного круга церковных праздников являются Страстная и Светлая седмицы. В жизни церкви и мирян это время, которому предшествует серьёзная длительная подготовка, прежде всего духовная. Участие верующих в богослужениях этих дней, отправление молитвенных правил являются не просто формальным следованием богословским идеям и данью традициям. Все чтения в эти дни направлены на то, чтобы вспоминаемые и празднуемые церковью события были пережиты православными с полной глубиной искренней веры.

Ежедневное чтение молитвенного правила - один из важных аспектов духовной жизни каждого христианина. Утренние и вечерние молитвы, которые верующие читают в течение года, исполнены чувствами покаяния, просьбами о прощении грехов и ниспослании сил для борьбы с искушениями. С наступлением Светлого Воскресения на первый план выступает другая эмоциональная составляющая - прославление победы Христа над смертью.

Согласно церковному уставу, читать в Пасхальную седмицу вместо традиционного молитвенного правила нужно Часы Пасхи - особое последование песнопений, исполняемое по цветной триоди. Так каждый верующий сможет выразить радость и благоговение перед святым праздником, понимание основных библейских событий, последовавших за ним. Часы Пасхи включают в себя все главные праздничные славословия:

  • троекратно читаемое «Христос воскресе»;
  • трижды возглашаемое «Воскресение Христово»;
  • ипакои 8-го гласа «Предварившая утро»;
  • кондак также на глас 8-й «Аще и в гроб снизошёл»;
  • тропари гласа 8-го.

Такое последование, более краткое, чем обычно, следует читать в пасхальную неделю ежедневно, на 1-й, 3-й и 6-й часы. По окончании чтения, как и полагается в большие праздники, молитва «Достойно есть» заменяется на задостойник. Ему в Светлую седмицу соответствует ирмос 9-й песни Пасхального канона «Светися, светися новый Иерусалиме». При особом желании верующий, выполняя дома утреннее молитвенное правило, может пропеть торжественный Пасхальный канон.

Во время Светлой седмицы повечерие и полунощница также заменяются Часами Пасхи. Любые другие домашние славословия - каноны, акафисты - предваряют троекратным чтением тропаря Пасхи. Вместо обычных молитв до и после принятия пищи троекратно произносят «Христос Воскресе», задостойник Пасхи.

К обычному порядку выполнения молитвенного правила возвращаются вечером первой субботы после Светлого Воскресения.

Какие главы Евангелия читают перед Пасхой

Весь духовный смысл Страстной недели, предшествующей Светлому празднику, раскрывается в церковных богослужениях. Содержание их построено таким образом, что песнопения, описывающие буквально каждый шаг Спасителя в последние дни Его земной жизни, максимально приближают верующих к Нему. Если не представляется возможным посещение служб, следует всю Страстную неделю читать перед Пасхой соответствующие главы Нового Завета. Особенностями богослужений первых трёх дней является то, что на утрене, в окончание шестопсалмия и «Аллилуйя», поётся тропарь «Се Жених грядет», а после канона - «Чертог Твой вижду».

День недели О чем читают накануне Пасхи
В понедельник Вспоминают о прообразе страдающего Христа - Иосифе, проданном в рабство в Египет, а также притчу о смоковнице иссушенной, олицетворяющей душу, не приносящую плодов добродетельных.
Вторник Посвящён чтению о Христе, обличающем фарисеев и книжников, притч о дани римскому императору, воскрешении мёртвых и о десяти девах.
Среда Этому дню отводятся размышления о двух жизненных путях - бывшей блудницы Марии Магдалины и предателя Иуды.
Четверг День воспоминаний об омовении Иисусом ног апостолов, Тайной вечере, молитве в Гефсиманском саду и предательстве Иуды.
В пятницу Вспоминают о суде, крестных муках, снятии Господа с распятия и положении во гроб.
Суббота День, посвящённый воспоминаниям о погребении Христа, схождении Господа в ад, чтобы освободить души верующих.

Домашнее чтение глав Евангелия, повествующих о страстях Христовых, обычно предваряют соответствующим акафистом «Взбранный Воеводо и Господи Небесе». Помощью в духовной подготовке к созерцанию таинства искупления станет изучение святоотеческих комментариев. Расширить ежедневное молитвенное правило рекомендуют текстами богослужебного устава Страстной недели: пением Псалтири (до Великого четверга), великопостными молитвословиями - ко Господу Иисусу распятому, Покаянным каноном, молитвой Ефрема Сирина. В домашние требы можно включать те главы Евангелия, которые посвящены данному дню Страстной седмицы.

Страстная и Светлая недели неотделимы друг от друга: эти 14 дней верующие, сопереживая Христу и апостолам, мысленно проходят путь от принесения Господом искупительной жертвы до Его Воскресения. Молитвословия в этот период - не только духовная опора: они говорят о смысле веры, надежде на жизнь вечную и со всей очевидностью указывают тот путь, которым христианин может войти в царство небесное.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), насельник Спасо-Преображенского монастыря г. Саратова

Что такое артос и как его следует употреблять?

Артос — это особым образом приготовленный церковный хлеб, внешне похожий на большую просфору. Значение этого хлеба для христиан определяется самим чином его освящения. По окончании ночной Пасхальной службы перед царскими вратами полагается артос, совершается каждение, священник читает особую молитву на освящение артоса и окропляет его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа.

Артос не просто посвящается Господу, но знаменует собой невидимое присутствие среди молящихся Самого Христа. Этот обычай сохраняется в Церкви от апостольских времен, когда после Вознесения Иисуса Христа апостолы, собираясь на общую трапезу, оставляли центральное место незанятым и полагали перед ним хлеб, ясно выражая веру в слова Спасителя: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Также в молитве на освящение артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недугов, о даровании здравия вкушающим святой артос. В течение всей Светлой Седмицы артос пребывает напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на Пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу, а также в первое воскресенье после Пасхи, которое называется Антипасха, после литургии артос раздробляют и раздают верующим.

Употребление артоса, который является символом самого насущного для нас хлеба — Христа Спасителя, должно быть для христианина правилом благочестия. Артос — святыня, и наряду с крещенской водой — агиасмой, является благодатной помощью во время телесных и душевных недугов. Принеся артос домой, нужно хранить его с благоговением так же, как и просфоры: подсушив, положить в коробочку или банку, поставить под иконами или в чистом месте и вкушать по необходимости натощак, запивая святой водой.

Надо только помнить о том, что самое главное в жизни христианина — причащение Святых Христовых Тайн — ни артос, ни крещенская вода заменить не могут.

Правда ли, что на Светлой седмице не читают утренние и вечерние молитвы (и когда следует снова их читать)? Как на Светлой готовиться ко Причастию? Можно ли причащаться ежедневно?

Светлая седмица — совершенно особое время в богослужебной жизни Церкви, а также в обыденной жизни христиан. Многократное повторение на службах слов о победе Христа над смертью как бы погружает человека в состояние радостного возбуждения, которое в каком-то смысле даже мешает сосредоточиться на чем-либо другом. «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь восстание Христово, в немже утверждается»,— это тропарь Пасхального канона, который каждый вечер поется в течение Светлой седмицы.

Читаемые христианами в течение всего года утренние и вечерние молитвы наполнены более покаянными чувствами, прошениями о прощении грехов и ниспослании сил для ежедневной борьбы со страстями и искушениями. Эти чувства, обычные для тех, кто старается жить духовной жизнью, на Пасху никуда не исчезают, но свет Воскресения Христова заполняет собой все — «и небо, и землю, и преисподнюю». Поэтому-то Церковь отлагает на время эти покаянные молитвословия и предлагает христианам и в домашней молитве совершать прославление Христовой победы над смертью.

Начиная с понедельника Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно вместо вечерних и утренних молитв читаются «Часы Пасхи», а вместо правила ко причастию — Пасхальный канон и стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию). Если же человек хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

Что касается поста перед причащением на Светлой седмице, то, несмотря на уставные указания о его отмене, общепринятая практика все же рекомендует поститься один день. Это не является нарушением устава, но необходимой подготовительной аскетической мерой, особенно для тех, кто причащается нерегулярно.

Относительно ежедневного причащения на Светлой седмице, каждый должен решить этот вопрос со своим духовником. Это зависит от степени воцерковленности человека, образа его жизни и многих других причин. Причаститься на Светлой седмице за литургией, совершаемой по пасхальному чину, было бы полезно для теснейшего приобщения к Пасхальной радости.

Почему после Пасхи не читаются молитвы «Царю Небесный» и «Достойно есть»? И какие молитвы надо читать перед едой?

Светлая седмица вносит изменения во внешние правила благочестия, не умаляя их, но как бы давая нам возможность хоть немного прочувствовать слова Христа: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Например, отменяются вообще все земные поклоны, как в храме, так и во время домашней молитвы. Это вовсе не означает, что мы не готовы приклониться перед Господом, но напоминает нам о том, к какому общению с Ним мы призваны.

В начале всех молитвословий в период до отдания Пасхи молитва «Царю Небесный» заменяется на троектратное «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Это связано с тем, что, начиная со Страстной седмицы, мы следуем за евангельским повествованием и сопереживаем апостолам, ученикам Христовым. По Воскресении Он многократно являлся ученикам, беседовал с ними и давал наставления, одно из которых звучит так: надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 46-49) . Здесь Господь говорит о грядущем сошествии Духа Святого на апостолов и рождении Церкви Христовой. Поэтому в период до Троицы мы, вместе с апостолами, не призываем Духа Святого: «прииди и вселися в ны»,— но находимся, по слову Господа, в ожидании «облечения силою свыше».

По окончании всех молитв, как и положено в большие праздники, вместо «Достойно есть» читается или поется задостойник, который на Пасху является ирмосом девятой песни пасхального канона: «Светися, светися новый Иерусалиме…». Также и обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи соответственно.