Позволяет ли Бог приносить в жертву детей? «Человеческие жертвоприношения Ваалу и Молоху в Ханаане и Карфагене.


Демоном по имени Багул многие заинтересовались после просмотра фильма «Синистер», ведь там это существо фигурировало как антигерой, вселяющий страх и заставляющий маленьких детей совершать ужасные поступки. После демон получал душу такого ребенка и забирал его в свою свиту. Но что говорит мифология о таком существе, как Багул? Демон это или божество? И так ли на самом деле его называли древние люди?

Багул в фильме «Синистер»

Для начала познакомимся с Багулом из поближе. Согласно озвученной одним из героев - профессором - легенде, Багул - демон. Мифология утверждает, что ему в жертву приносили детей. Этот древний обряд был характерен для скандинавских народов, но проявлять себя мистическое существо начало в США, причем примерно с 60-х годов прошлого века.

Раз в несколько лет при странных обстоятельствах в одном из штатов погибала семья. При этом каждый раз находили тела всех ее членов, за исключением одного ребенка. Пропажу расследовали, но ни тела, ни самого мальчика или девочку не находили. Точно так же не удавалось отыскать и убийцу. О произошедшем переставали писать в прессе, полицейские отчеты пылились в участках, а через несколько лет все повторялось снова.

Что говорит демонология?

Область знания, изучающая злых духов, утверждает, что норвежский демон Багул - это всего лишь выдумка голливудских кинематографистов. На самом деле существ с таким именем ни одна религия не знала. Ни в одном источнике Багул не упоминается, хотя демоны и боги, которым приносили в жертву детей, чтобы те могли насытиться их душами, существовали.

Так, в культуре ацтеков, возможно, совершались жестокие акты насилия над детьми. В прошлом веке было обнаружено захоронение, которое и натолкнуло исследователей на подобные умозаключения. В нем покоились останки 42 детей. По некоторым признакам специалисты сделали выводы, что это ритуальное убийство. Возможно, жертвы предназначались древнему богу Тлалоку - покровителю дождя, способному даровать плодородие.

Карфагеняне также отдавали души своих малышей богам, чтобы те поспособствовали их успеху в торговых и иных делах. Такое предположение высказывалось учеными после того, как найдены были останки 200 мальчиков и девочек. Если верить записям Плутарха, особенно ценились богами дети из богатых семей, а также единственные наследники.

Молох - прототип Багула?

Итак, в древних культурах иногда имели место жертвоприношения детей. Но описанные выше случаи свидетельствуют о том, что люди делали это, чтобы задобрить богов. А что же демоны? Как эти существа проявляли себя в фантазии создателей фильма «Синистер»? Попытаемся разобраться.

В кино Багул - демон, который забирает себе души детей. Возможно, его прототипом мог послужить Молох - божество моавитян, которое упоминалось в Библии. Обряд жертвоприношения был поистине страшен. В руки статуи Молоха (изображался он как человек с головой быка) помещали ребенка, а внизу разводили костер. Крики младенца заглушались ритуальными песнопениями…

Молоха иногда называют не просто божеством, а демоном. Однако некоторые исследователи склонны предполагать, что и этого мифического персонажа на самом деле никогда не было. Да и вообще детские жертвоприношения были редкостью у древних народов, а слово mlk (Молок, Молох), встречающееся в научных трактатах тех времен, могло отражать только лишь сам термин передачи души младенца тому или иному божеству.

Багул и дети в фильме «Синистер»

Вернемся опять к знаменитому фильму ужасов. В нем дети попадали в лапы к Багугу лишь после того, как совершали страшные преступления. На самом деле именно они убивали членов своих семей, а потом уходили демону в услужение. После этого задачей этих маленьких черных душ становилась вербовка новых приспешников Багула. Мертвые дети входили в контакт с живыми, теми, которые сами должны были скоро убить своих родных, и убеждали их, что сделать это просто необходимо. Сам же Багул до поры до времени оставался в тени. Возможно, он боялся напугать свою будущую жертву.

Дети из свиты боялись Багула. «Он придет, он будет недоволен», - так они иногда говорили, прежде чем в ужасе раствориться в темных уголках дома. Почему демон до смерти пугал и без того уже мертвых детишек, к сожалению, непонятно, так как этот момент остался в фильме за кадром.

Чем страшен Багул?

Этот скандинавский демон (опять же, как утверждается в фильме) на многие века был забыт людьми. Возможно, он охотился где-то в глухих местах, а потом что-то привело его в Соединенные Штаты Америки. Как монстр из голливудских фильмов ужасов, он вряд ли может быть признан самым страшным. Он фактически не появляется на людях, остается в стороне и почти не участвует в происходящем. Более того, он даже не выскакивает неожиданно из-за угла с криком «Буу!» и не корчит страшные рожи.

Но как архетип Багул символизирует неотвратимую тяжкую потерю. Он забирает сначала разум близкого человека, маленького ребенка, а потом и душу, а на закуску ему остается еще несколько человеческих жизней.

Багул - демон-пожиратель детей, которого на самом деле не существовало. Но от этого менее пугающим это существо не становится.

Члены европейских королевских семей ради развлечения устраивают вечеринки с охотой на детей

Джуди Байингтон. Перевод с английского http://beforeitsnews.com/celeb ...

Международный суд общего права раскрывает преступления глобальной организации служителей сатанинского культа Девятого круга. В нее входят члены самых влиятельных королевских дворов Европы, иерархи Ватикана, высшие чины правительств и спецслужб. Обнаруживается единая линия преемственности, связывающая служителей сатанинских культов прошлого, черных магов СС Третьего рейха и представителей современной мировой элиты.

Это одна из серии статей, составленных из показаний свидетелей, данных Международному суду общего права в Брюсселе. Пять международных судей рассмотрели доказательства изнасилования, пыток и убийства детей и похищения людей, совершенные представителями мировой элиты, участниками Культа Девятого круга сатанинских детских жертвоприношений. Регулярные жертвоприношения в рамках этого культа происходили в катакомбах под католическими соборами Ватикана, на частных усадьбах и лесных владениях, на государственных военных базах в Бельгии, Голландии, Испании, Австралии, Ирландии, Франции, Англии и США. По меньшей мере 34 массовых детских захоронения были обнаружены в Ирландии, Испании и Канаде - и правительства, члены королевского двора Англии, представители католической церкви препятствуют проведению раскопок и экспертизы в этих захоронениях. В качестве действующих лиц Культа Девятого круга были названы: ныне действующий Папа Франциск, бывший Папа Ратцингер; Англиканская, Объединенная церковь Канады, Католическая церковь; церковные кардиналы; члены европейских королевских дворов, включая королеву Елизавету и принца Филиппа; должностные лица Канады, Австралии, Великобритании и США, военные, члены правительств, включая ЦРУ, высокопоставленные государственные чиновники, министры, судьи, политики и бизнесмены из США, Бельгии, Голландии, Канады, Австралии, Франции, Ирландии и Великобритании.

Подростков накачивали наркотиками, раздевали догола, насиловали, а затем охотились на них как на диких животных и убивали. Об этом рассказывали очевидцы, давая показания Международному суду общего права в Брюсселе. Женщина была четвертым очевидцем, давшим показания об этих охотничьих развлечениях представителей мировой элиты, причастных к Культу Девятого круга сатанинских детских жертвоприношений. Бывший член преступного синдиката Ндрангета, известного также под названием «Спрут», свидетельствовал, что жертвы для таких охотничьих развлечений поставлялись из голландских и бельгийских центров содержания под стражей несовершеннолетних (колоний для несовершеннолетних).

Женщина рассказывала:
«В 2004 году я оказалась невольным свидетелем пыток, изнасилований и убийства наркотически опьяненных детей, совершенных группой высокопоставленных лиц Нидерландов. Я была доставлена на охоту в Бельгию, недалеко от Брюсселя. Там я видела, как двух мальчиков и девочку в возрасте от 14 до 16 лет убили в процессе охоты на них. Эта охота особенно тщательно охранялась Нидерландской королевской гвардией. Мне сказали, что король Бельгии Альберт присутствовал».

Четыре очевидца подтвердили, что, когда они были еще детьми или подростками, их использовали в такой охоте в качестве живых мишеней и трофеев. Там они и другие дети были изнасилованы, некоторые были убиты. Пенисы убитых мальчиков отрезали и вывешивали на стене как охотничьи трофеи в одном из дворцов в Голландии. Некоторые из этих охотничьих развлечений проводились на территории дворца королевы Бельгии Беатрикс.

Терапевт из Голландии Тоос Нейенхейса рассказывала,
http://youtu.be/-A1o1Egi20c
что в возрасте четырех лет она стала очевидцем убийства детей, в котором принимали участие бывший Папа Ратцингер, голландский католический кардинал и принц Бернард, отец королевы Беатрикс и создатель Бильдербергского клуба. Еще один свидетель подтвердил: «Я видел, как Йозеф Ратцингер убивал девочку. Все это происходило во французском замке осенью 1987 года, это было чудовищно, ужасно и происходило неоднократно. Ратцингер и Бернард были среди этих очень известных людей, принимавших участие в убийствах».

В Ирландии, Испании и Канаде были обнаружены 34 массовых детских захоронения и появились доказательства их связи с деятельностью участников Культа Девятого круга. Крупнейшее из таких захоронений находится при школе-интернате для индейских детей племени Ирокезов в Брантфорде, Онтарио. Оно было обнаружено в 2008 году, но католическая церковь, канадское правительство и представители английской короны закрыли начатый процесс раскопок и опознания.
В 2013 году Международный суд ICLCJ признал королеву Елизавету и принца Филиппа виновными в изъятии 10 детей из католической школы-интерната в городе Камлупс, Британская Колумбия (Канада) в 1964 году.
В первые две недели 2014 года судебные свидетели определили голландских и бельгийских королевских особ, участвовавших в изнасиловании и убийстве детей и новорожденных младенцев племени Мохаук (Mohawk). Были названы Бернард и король Хендрик, супруг королевы Голландии Вильгельмины.

На охотничьих развлечениях с детьми в качестве жертв присутствовали покойный принц Йохан Фризо и его жена Мейбл Висс Смит, бывшие министры, главнокомандующий голландской армии, Секретарь Государственного совета Нидерландов, наместник королевы Беатрикс и другие деловые и политические лидеры мира, некоторые из США. Как сказал один из очевидцев, «Конечно, нынешний король Виллем Александр и король Филипп и их жены знают об этих преступлениях и убийствах детей. И они не делают ничего для того, чтобы это расследовать и остановить».

В январе 2014 года брат короля Голландии принц Йохан Фризо оказался в коме и скончался после появления в Интернете трех веб-сайтов
http://capoditutticapi007.blog ...
на голландском языке, которые обнародовали информацию об участии Фризо в этой охоте на детей. Очевидец сказал: «Эта информация была опубликована в Интернете после долгих лет, потраченных на попытки заставить Департамент политики и правосудия Нидерландов заняться преступниками. Никто ничего не сделал, чтобы остановить их, вероятно, потому что королева Беатрикс и король Альберт не допускали проведения этих расследований».

Был назван дворец королевы Беатрикс в Нидерландах, на территории которого проходили охотничьи развлечения с убийствами детей. Два свидетеля назвали имена бывшего Папы Римского Йозефа Ратцингера и отца королевы Беатрикс покойного принца Бернарда, как участвовавших в жертвоприношениях детей. Оба известны как лица, сочувствовавшие нацистам.

В суд ICLCJ поступило несколько документов из архивных записей Ордена Иезуитов о культе детских жертвоприношений под названием Рыцари Тьмы. Этот культ был создан в 1933 году совместно Орденом Иезуитов и нацистским орденом Ваффен СС. Как гласят архивные записи, Йозеф Ратцингер был одним из «Рыцарей Тьмы» во время его работы в качестве помощника капеллана СС в концентрационном лагере Равенсбрюк в Германии. Ратцингер принимал участие в ритуалах детских жертвоприношений, в которых использовали детей из лагерей и детей политзаключенных.

Другой документ под названием «Magisterial Privilege» показывает, что такие детские жертвоприношения были традиционным явлением в Ватикане.
Свидетельница из Сан-Диего, Калифорния, утверждала, что она была доставлена в катакомбы под Ватиканом, где она видела, как трехлетний мальчик под наркотическим опьянением был принесен в жертву.
В этом видео
http://www.youtube.com/watch?v ...
свидетель рассказывает о том, как стал очевидцем еще одного сатанинского обряда жертвоприношения в тех же катакомбах Ватикана.

На прошлой неделе ирландский полицейский следователь сообщил суду ICLCJ о том, что около 800 младенцев были «захоронены» в септике католических монахинь. Их тела были обезглавлены и расчленены, что говорит о том, что они были убиты в процессе совершения сатанинских детских жертвоприношений.

В последние два месяца суд ICLCJ выслушал эти чудовищные показания об изнасилованиях, пытках и убийствах детей, совершенных иерархами католической церкви, членами европейских королевских семей и другими представителями мировой элиты. Места проведения ритуалов этого Культа Девятого круга сатанинских детских жертвоприношений - катакомбы под католическими соборами, включая соборы Ватикана, военные учреждения, частные владения и лесные угодья в Бельгии, Голландии, Испании, Австралии, Франции, Англии и США.

Представители суда ICLCJ поражены вновь открывшимися обстоятельствами, но ожидаются показания новых свидетелей, которые дадут информацию о ритуалах Культа Девятого круга. Было обнаружено, что Культ Девятого круга связан с международными преступными сообществами, занимающимися оборотом наркотиков, похищением и эксплуатацией детей. Ожидается, что пять международных судей и 27 членов суда продолжат заседания на год ввиду сложности преступлений.

Была предложена амнистия гражданам или сотрудникам Ватикана, английской короны, церквей и правительств, готовым дать показания под присягой или доказательства, которые помогут добиться наказания для указанных представителей мировой элиты, подозреваемых в совершении данных преступлений. Также назначены денежные награды до 10000 евро или 13600 долларов, которые будут выплачены судом ICLCJ за помощь в расследовании.

Суд ICLCJ имеет в своем составе более 450 сотрудников, объединенных в 51 группу, в 13 странах мира. Местные группы действуют в общем организационном поле Международного трибунала по преступлениям Церкви и государства (ITCCS).

До сих пор между археологами не утихает дискуссия о том, приносили ли обитатели Карфагена в жертву детей посредством сожжения, или же обнаруженные на месте этого древнего города тофеты (урны с останками новорожденных) — свидетельство похорон, производимых путем кремации. Интересно, что весомые аргументы имеются у всех участников этого диспута.

Многие из школьного курса истории Древнего мира и европейской литературы знают, что жители Карфагена приносили в жертву Баал-Хаммону своих детей, сжигая их на огне. Об этом можно прочитать не только у таких античных авторов, как Диодор Сицилийский и Плутарх. Французский писатель Гюстав Флобер в историческом романе "Саламбо" (Salammbô), написанном в 1862 году, расписал сцены жертвоприношения более красочно, нежели это сделали бы римские кормилицы, пугавшие своими россказнями малых детей.

Литератор живописал, как карфагеняне "между ногами колосса зажгли костер из алоэ, кедра и лавров": "Длилось это бесконечно долго, до самого вечера. Потом внутренние стенки отверстий зарделись более темным блеском. Тогда стали различать горевшее мясо. Некоторым даже казалось, что они видят волосы, отдельные члены, даже все тело жертв …и тогда слышны были крики матерей и шипение жира, падавшего на угли … отцы, чьи дети умерли задолго до того, кидали в огонь их изображения, игрушки, их сохранившиеся останки".

Некоторых ученых мужей и преподавателей истории не смущало, что карфагенян вполне могли оговорить их извечные противники римляне. И вслед за римским сенатором Марком Порцием Катоном Старшим повторяли его крылатую фразу: Ceterum censeo Carthaginem esse delendam - "А кроме того, я утверждаю, что Карфаген должен быть разрушен". Говорят, что Катон, о чем бы ему ни приходилось высказывать свое мнение в сенате, как заклинание, произносил эту мантру. Историки спорят об этом варварском обычае якобы бытовавшем у карфагенян уже не одно десятилетие.

Еще в 1920-е годы на развалинах древних пунических городов археологи находили на кладбищах урны с останками новорожденных, так называемые "тофеты" (Tophet - в Ветхом Завете так называется место на юго-востоке долины сынов Енномовых, где осуществлялся гнусный обычай жертвоприношения детей Молоху). Однако до сих пор исследователи никак не могут сойтись в интерпретации этих находок. Три года назад группа американских исследователей под руководством антрополога Джеффри Шварца (Jeffrey Schwartz) из университета Питтсбурга опубликовала в интернет-журнале PLoS ONE статью, в которой они пришли к выводу, что в тофетах из Карфагена были сожжены останки грудных детей, умерших естественным образом, прежде чем они достигли возраста, который позволял бы похоронить их на обычном кладбище.

Изучив кремированные останки из 348 урн, американские ученые заключили, что 20 процентов детей родились либо уже мертвыми, либо смерть наступила между вторым и двенадцатым месяцем. Это полностью соответствует обычной норме смертности. Тофеты, написано в статье, были "кладбищами для тех, кто умер незадолго до или вскоре после рождения, безразлично по какой причине".

На следующий год группа специалистов из Еврейского университета в Иерусалиме во главе с Патрисией Смит (Patricia Smith) разразилась статьей в британском журнале Antiquity . Их основной тезис гласил, что мистер Шварц просто проигнорировал тот факт, что кости при сгорании сокращаются. Они исследовали все те же 334 урны как и Шварц, но при этом обнаружили только троих мертворожденных, все другие дети умерли в возрасте между одним и полутора месяцами. Такой результат не соответствует состоянию детской смертности ни в археологических контекстах, ни в современных обществах, где отсутствует надлежащий медицинский уход. Следовательно, останки детей в тофетах из Карфагена приносились в жертву.

Спустя год Шварц откликнулся на их критику статьей во все том же Antiquity . Прежде всего американец привел дополнительные аргументы и поставил под сомнение методы своих коллег. В последнем номере опять того же журнала "Античность" госпожа Смит и Ко. снова отвергли всю аргументацию Шварца. Между прочим они указали, что в качестве сравнения нельзя прибегать к показателям детской смертности в Англии и Уэльсе в середине двадцатого столетия, как это сделал Шварц. Вместо этого они предлагают сравнить имеющиеся показатели с данными доиндустриальных обществ, например, в Карфагене под римским господством (по времени это несколько позже, чем найденные тофеты), а также с современными обществами без должного медицинского обслуживания.

К ним на помощь пришел издатель специализированного журнала по археологии Мартин Карвер (Martin Carver), который на его страницах, как сообщает Spiegel , опубликовал вторую статью, написанную группой исследователей под руководством Паоло Кселлы (Paolo Xella) из итальянского института по изучению античности и средиземноморской цивилизации (Consiglio Nazionale delle Ricerche). "Это исследование отступает на шаг от кремированных останков, — замечает Карвер в предисловии к дискуссии, — чтобы подчеркнуть ряд других социальных и археологических аспектов".

Итальянские исследователи задаются вопросом, почему, собственно говоря, ни одна из обеих спорящих групп не занялась изучением останков в контексте самих тофетов. Известно, что в пуническом городище Моциа (Mozia) ежегодно предавали погребению самое большее двух детей — для "нормальной" детской смертности это слишком мало. Или что делать с жертвоприношением животных, кости которых также находятся в урнах? Шварц предположил, что они были частью похоронного обряда. Однако, почему же тогда карфагеняне будучи под римским господством хоронили животных отдельно от детских останков? Кселла предположил, что позже речь шла именно лишь о жертве, безразлично, будь то ребенок или животное.

Почти каждого из нас «передёргивает» при мысли, что можно принести в жертву человека для ублажения богов. Современное общество связывает фразу «человеческое жертвоприношение» с жестокими, демоническими, или сатанинскими ритуалами. Однако, у народов, которые в древние времена считались цивилизованными, богатыми, и образованными человеческие жертвоприношения считались вполне нормальным явлением. Ритуалы принимали разные формы от гуманных - глоток яда, до жестоких, сожжение или захоронение заживо. Ниже представлен список 10 древних культур, практиковавших человеческие жертвоприношения в ритуальных целях.

Карфагенская цивилизация парадоксальна в том, что она была одной из самых богатых и могущественных представителей древнего мира, но, несмотря на это, карфагеняне приносили в жертву младенцев. Многие историки считают, что, таким образом, общество пыталось получить благосклонность богов, а также управляло ростом населения. Ещё бытует мнение, что состоятельные карфагенские родители приносили в жертву младенцев специально, чтобы сохранить своё богатство.

По оценкам, в период от 800 до н. э. до 146 г. до н. э. приблизительно 20 000 детей были принесены в жертву.


Многие учёные твёрдо убеждены, что древние израильтяне выполняли «всесожжение детей» во имя древнего Ханаанского Бога, по имени Молох. Но не все древние израильтяне практиковали этот ужасный ритуал - специалисты считают, что его использовал один израильтянский культ, который посвятили свою жизнь поклонению Молоху.


Цивилизация Этрусков населяла территорию, которая сейчас более известна как современная Тоскана. Занимались в основном фермерством и торговлей с Грецией и Карфагеном.

В течение многих лет, учёные не желали смириться с тем, что этруски не использовали человеческих жертвоприношений. Но когда археологи из миланского университета обнаружили важные улики в Тарквинии, Италия, было убедительно доказано, что Этруски действительно, приносили в жертву людей. Археологи нашли несколько человеческих останков взрослых и детей, принесённых в жертву, из низкого социального статуса. Помимо человеческих останков, археологи также обнаружили священное здание и каменный алтарь.


Практика человеческих жертвоприношений была очень распространена в Древнем Китае, особенно в период правления династии Шан - первой китайской династии о которой есть письменные записи. Цель жертвоприношений была двоякая: политический контроль и религиозные взгляды.

Эксперты считают, что существовало три типа человеческих жертвоприношений, применявшихся в государстве Шан.


Кельты также использовали человеческие жертвоприношения. Есть письменные труды римских и греческих историков, ирландские тексты, написанные во времена средневековья, и последние археологические находки, доказывающие существование жуткого ритуала. Страбон, греческий географ и философ, описал кельтский ритуал жертвоприношения, в своей книге «география».


Древние Гавайцы верили, что, принося в жертву людей, они могут получить склонность бога Ку - бога войны и обороны, и добиться побед в своих воинах. Жертвоприношения проводились в храмах, называемых Хейо. Для своих ритуалов гавайцы использовали пленников, особенно вождей других племён. Тела принесённых в жертву людей они готовили или съедали сырыми.


В Месопотамии практиковали человеческие жертвоприношения как часть похоронных ритуалов королевских и «элитных» семей. Дворцовых слуг, воинов и т. д. приносили в жертву, для того чтобы после смерти хозяев, они продолжали служить им в загробном мире.

В течение многих лет, эксперты считали, что жертв убивали при помощи яда. Однако новые исследования показали, что их смерти были гораздо более жестокими.


Ацтеки приносили человеческие жертвы для того, чтобы удержать солнце от смерти. Ацтеки сильно верили, что человеческая кровь была «священная» и что Бог солнца Уицилопочтли, ею питался.

Жертвоприношения ацтеков были жестоки и ужасными. В качестве жертв они использовали людей из других племён, которые были захвачены во время войны в плен, или добровольцев.


Многие Египтологи считают, что древние египтяне использовали человеческие жертвоприношения в целях схожими с жителями Месопотамии. Слуг фараонов или других ключевых фигур в основном хоронили заживо вместе с их инструментами, чтобы те продолжали служить фараону в загробной жизни.

Однако человеческие жертвы в конце концов были поэтапно отменены и заменены символическими человеческими фигурками.


Инки прибегали к человеческим жертвоприношениям богам, в частности, предлагая своих детей, как способ предотвращения стихийных бедствий. Империя инков была отягощена множеством природных катаклизмов, в том числе вулканическими извержениями, землетрясениями и наводнениями. Инки верили, что природными катастрофами управляли боги, и чтобы заслужить их благосклонность нужно приносить им жертвы.

Хотя большинство жертв были пленники или заключённые, существовали дети, которые были воспитаны исключительно для ритуальных целей – принесения в жертву богам. Инки твёрдо верили, что в загробной жизни, эти дети будут жить лучше, и счастливей. Кроме того, будущие жертвы получали отличную пищу, в их честь устраивали праздники, и даже встречи с императором.

Поделится в соц. сетях

«Для высшей духовной работы

всегда следует выбирать жертву,

обладающую величайшей и чистейшей силой.

Наиболее подходящим объектом

в этом случае является

невинный и умственно развитый

ребенок мужского пола»

(Алистер Кроули «Магия в теории и на практике»).

«В жертву же принеси скот крупный и мелкий,

но прежде — дитя»

(Алистер Кроули Книга Закона).

Пришло время проанализировать тему, которая является одной из самых скользких и опасных тем, как правило, из осторожности игнорируемых. На моей памяти не было ни одной серьезной попытки философского и психологического осмысления этого вопроса, за исключением тех источников, которые будут приведены в этой статье. Как нетрудно догадаться из названия данной работы и эпиграфов, речь идет о жертвоприношении ребенка. Необходимо разобраться, каково истинное значение этого символа.

И по сей день противники Кроули в своей крайней необразованности понимают эти слова буквально. Абсурдность подобного положения очевидна - только полный идиот может предположить, что, находясь в Америке и будучи одним из тех, кто все время привлекал внимание к себе полиции и журналистов, Кроули мог провести 150 человеческих жертвоприношений в год, как это написано в примечании к представленной цитате (1)

Очевидная провокационность заявлений Кроули в двенадцатой главе МТП, видимо, имеет другой, более глубинный смысл, который необходимо осознать, дабы выйти на принципиально иной уровень понимания.

Буквальное истолкование символов - несомненный признак психологической и оккультной неграмотности, которая неизменно проявляется всякий раз, когда речь идет о другой, неизвестной традиции. Точно так же, исходя из рекомендации Нового Завета «будьте, как дети», человек со стороны мог бы решить, что христиане ложатся в люльку, их пеленуют, а они, став бессловесны, как младенцы, испражняются прямо в пеленки. Как бы ни были слепы христиане, но в интерпретации их символов до подобного абсурда не доходил никто.

Можно было бы привести и другие, еще более абсурдные в случае буквального толкования пассажи евангелия, как например, призыв к членовредительству (2), но это не является рассматриваемым вопросом данной темы.

(3) Общеизвестно, что обвинения в кровавых жертвоприношения детей повторялись на протяжении всей истории человеческой истории. В разные периоды, по мнению предубежденных критиков, детьми питались иудеи, христиане, катары и богомилы, тамплиеры, масоны, впрочем, этот список можно продолжать до бесконечности. Практически любое альтернативное религиозное движение подозревалось в жертвоприношении детей со стороны консерваторов, но как только это движение становилось общепринятым, те же самые обвинения бросались уже их противникам.

Оппоненты могут мне возразить, что в отличие от вышеперечисленных групп Кроули сам дает повод к таким подозрениям. Однако использование «запретной образности» вполне естественно для традиций, основанных не на догме, а на непосредственной работе с глубинным слоем бессознательного. К примеру, один из классических учителей Дзен - Ли Цзи утверждает, что «невозможно обрести просветление, не убив отца и мать своих», после чего дается анализ значений этих символов.

Символы убийства и инцеста в одинаковой степени встречаются в тантрической традиции и в современном психоанализе. Однако никому не придет в голову обвинять психоанализ в пропаганде инцеста и убийства. В этой же ситуации в адрес Тантры эти абсурдные обвинения бросаются достаточно легко, хотя очевидно, что в обоих случаях речь идет о явлении одного порядка. (4)

Интересен факт, что современный бард христианского мистицизма Сергей Калугин использует образ «убийства матери» в одной из своих песен, что указывает на универсальность этого мотива.

По моим наблюдениям, далеко не все телемиты понимают этот образ достаточно широко. Обычно этот пассаж МТП рассматривается либо как провокация с целью защиты учения от дураков, либо как аллегория практики сексуальной магии. По счастью, провокация работает и по сей день, делая учение Телемы исключительно элитарным. А второе - несмотря на то, что до какой-то степени соответствует истине - является лишь одним из возможных прочтений, чем-то вроде верхушки символического айсберга, проявленного на уровне непосредственного действия, тогда как символическая основа этого действия гораздо глубже. В дальнейшем мы проанализируем связь сексуальности с обсуждаемой темой жертвоприношения, обратившись к психологическим открытиям, сделанным Карлом Юнгом.

При обсуждении содержания любой работы Кроули гипотеза провокации или аллегории вполне может быть рассмотрена, но когда заходит речь о книге, которая продиктована высшей силой, подобные интерпретации будут заведомо ограниченными. Книга Закона представляет откровение символического, а не буквального или аллегорического уровня. Разница между символом и аллегорией известна давно. Если аллегория - лишь иносказание чего-либо вполне конкретного и принадлежащего к материальному миру, то символ апеллирует к миру духовному и является посредником между сознанием и архетипом. Символ является живой психической силой, через которую осуществляется связь сознания и архетипа. Книга Закона - высочайшее из проявленных на данный момент в человеческой культуре символов, простое соприкосновение с которым через прочтение уже способно дать подготовленному индивиду связь с силами высшего плана. Каждый стих Книги Закона - это отдельная вселенная, которая постигается через долгие медитации, с одной стороны, и самый внимательный анализ - с другой.

Но вернемся к МТП. «Магия в теории и на практике» является одним из ключевых исследований магии с научной точки зрения. Кроули даже ввел специальный термин - Магика, который должен был подчеркнуть единство магии и науки. Несомненна откровенная провокационность фразы Кроули, утверждающей, что «эта книга написана для банкира или домохозяйки». Чтобы адекватно понять МТП, необходимы самые широкие познания в области философии, психологии, религиоведении, мифологии и оккультизма. Трудно составить даже приблизительный список литературы, которую надо не просто прочесть, а осмыслить самым глубоким образом, чтобы получить реальное понимание магии в традиции Телемы.

Чтобы понять суть архетипа жертвоприношения ребенка, необходимо, прежде всего, осмыслить одно психологическое исследование, написанное не так давно, с которым Кроули, несомненно, был знаком. Речь идет о работе Юнга «Либидо: метаморфозы и символы», другое название этой работы «Символы трансформации».

Написание «Символов трансформации» было переломным моментом для самого автора. Эта книга стала его первым шагом к интеллектуальной независимости и началом создания своего учения. Именно здесь мы можем найти необходимые ключи к символу жертвоприношения ребенка, а последняя глава упомянутого исследования так и называется «Жертва».

В основу «Символов трансформации» положены фантазии некой мисс Миллер, которые были опубликованы. Сам Юнг не знал Мисс Миллер лично, что было важной частью анализа, поскольку анализировалось не её личное бессознательное, а универсальные мотивы, проявленные в её фантазиях. Анализ фантазий производился посредством проведения мифологических параллелей: впервые Юнг использовал свой метод амплификации.

Эти фантазии Юнг рассматривал как спонтанную активность бессознательного, целью которого является освобождение эго от деспотизма родительских имаго и инфантильного либидо. Кульминацией является смерть героя её фантазий, которая интерпретируется как жертвоприношение инфантильного эго. Вот он ключ - жертвоприношение ребенка является символом жертвоприношения самого себя, своего инфантильного эго, о чем, кстати, говорит и Кроули, в примечании к двенадцатой главе (5).

Жертвоприношение ребенка - это, прежде всего, жертвоприношение идеальных представлений и принятие жизни такой, как она есть. Это отказ от инфантильных установок, связанных с властью матриархального начала, вод под бездной (6) (В юнгианской традиции принято разделять матриархальное, то есть материнское, древнее инстинктивное начало и фемининное начало, женское, эротическое. В символике Таро это разделение представлено выбором между ветхой Евой и новой Лилит, между матерью и возлюбленной).

Юнг указывает: «Изначально злое в человеке стремится возвратиться в лоно матери, и хитрость, придуманная Сэтом, есть не что иное, как кровосмесительное желание возвращения назад». Это весьма перекликается с утверждением Кроули относительно власти вод и двенадцатого аркана «Повешенный»: «Но вода - элемент Иллюзии; можно считать этот символ злым наследием старого Зона. Если прибегнуть к анатомической аналогии, то это духовный аппендицит. Именно вода и Обитатели Воды убили Осириса; крокодилы угрожали Хур-Па-Краату. В этой карте есть какая-то странная, незапамятная, отжившая красота» (Алистер Кроули «Книга Тота»). Эта параллель указывает нам, что анализ данного символа должен осуществляться в контексте символики взросления с одной стороны и 12 аркана «Повешенный» - с другой.

«В первооснове кровосмесительных вожделений лежит не влечение к половому акту, а своеобразное стремление стать дитятей, возвратиться под родительскую защиту, вновь очутиться в материнской утробе», - пишет Юнг. Эти стремления должны быть в первую очередь безжалостно принесены в жертву, и в этом аналитическая психология Юнга оказывается полностью солидарна с Книгой Закона.

И именно здесь проходит четкая пограничная линия между подлинной оккультной традицией и научным подходом с одной стороны и инфантильной религиозностью, деспотией эмоций и христианским «будьте, как дети» - с другой.

Необходимо обратить внимание на двойственность Юнга в отношении христианства. Юнг четко осуждает христианский идеал аскезы и одностороннюю установку только на духовное, что видно из следующей цитаты: «Средневековый идеал жизни ради смерти пора сменить более естественным взглядом на жизнь, который бы вполне принимал во внимание естественные потребности человека». Вместе с тем, спустя несколько страниц, Юнг пишет о важности христианского символа, предполагающего «полное жертвоприношение всей инфантильной личности», а не «частичное жертвоприношение некоторых инстинктов».

Эта двойственность становится понятна, когда мы обращаемся к символике Таро. 12 аркан - «Повешенный», представляет инфантильное эго, зависимое от матери. Он висит над водами, власть которых символизирует власть изначального матриархального принципа, и змея кусает его за пятку. Двенадцатый аркан - типичный идеал «смирения» в эстетике Достоевского. Инфантильность этого идеала современному человеку представляется очевидной.

Однако, с другой стороны, символизм двенадцатого аркана подразумевает возможность принесения в жертву этого инфантильного эго, его распятие, уничтожение, дабы стало возможно перерождение на принципиально ином уровне. Заметим, что при всем негативе этого аркана Кроули упоминает, что для эона Озириса « данная карта представляла высшую формулу адептства, ибо фигура утопленного или повешенного человека обладает особым смыслом». Примерно то же самое, но другими словами пишет и Юнг: «Сейчас, когда мы пришли к отвержению идеала христианства, необходимо понять, для чего мы вообще его принимали».

Однако символическое осмысление жертвоприношения ребенка ни в коем случае не должно служить лицемерному, политкорректному сглаживанию углов в отношении христианства. Противостояние отмечено достаточно четко - с одной стороны, «будьте, как дети», с другой, «в жертву принеси скот крупный и мелкий, но прежде всего - дитя», и перенос этого противостояния в область символа ни в коем случае не смягчает противостояние.

Более того, это противостояние не оказывается связано исключительно с христианством, но подразумевает противостояние любой, возможной форме инфантильного существования, в границах какой бы то ни было идеологии. Ибо сказано во второй главе «Книги Закона»: «Вы противостоите людям, избранные мои».

Давайте внимательно рассмотрим, что же символизируется младенцем и должно быть принесено в жертву. В «Книге Тота» Кроули дает достаточно конкретный ответ: «Главнейшей целью мудрого должно быть избавление человечества от этой наглости самопожертвования, от этого бедствия целомудрия; веру должна убить уверенность, целомудрие должно погибнуть от экстаза». Целомудрие названо бедствием и опять же связывается с инфантильной установкой. Это вновь пересекается с идеями Юнга, высказанными в «Символах трансформации»: «Невротик отказывается от полноценного эротического переживания, чтобы иметь возможность оставаться ребенком».

Здесь мы подходим к более глубокому осмыслению сути сексуальной магии, которая так же оказывается связана с символом жертвоприношения ребенка (6). Отношение к сексуальности является пограничной чертой, разделяющей здоровую и патологическую духовность. Выше уже было сказано, что сексуальный аспект жертвоприношения представлен в символике шестого аркана, где осуществляется выбор между Евой и Лилит, то есть между матерью и возлюбленной.

Еще один из аспектов архетипа ребенка - невинность, то есть неведение. Здесь актом жертвоприношения является осознанное познание мира и себя, включая темные стороны и того, и другого. Инфантильное сознание всегда готово спрятаться в уютном доме своих иллюзий, но Маг не имеет на них права, и они должны быть принесены в жертву в первую очередь. Очевидно, что подобное жертвоприношение в глобальном смысле происходит не так часто, но на уровне локальном должно происходить постоянно. В одном из поздних своих работ Юнг писал, что «истину надо открывать заново, каждое утро - через те же мучения и сомнения, как в первый раз, в противном случае, в один прекрасный момент живая истина будет подменена мертвой догмой». Это перекликается с утверждением самого Кроули, что он «приносил в жертву ребенка примерно сто пятьдесят раз в год»

Интересно - эти два аспекта жертвоприношения ребенка, как-то: осознанное познание и полноценное наслаждение сексуальностью (на высшем уровне - сексуальная магия), удивительно перекликаются. Вспомним хотя бы библейское слово, обозначающее половой акт - «познать».

В этом отношении интересно упомянуть символику одного из подлинно магических шедевров великого русского режиссера Андрея Тарковского - фильм «Жертвоприношение». Главный герой, столкнувшись с разрушением мира, должен совершить двойное жертвоприношение - пойти к служанке, которая оказывается ведьмой, и переспать с ней. В момент эротического слияния происходит вознесение от земли, после чего герой просыпается и, облачившись в балахон с символом тайцзы (что указывает на обретенную андрогинность), совершает символическое самоубийство, которое есть вторая часть мистического жертвоприношения. Характерно, что именно этот фильм наименее оценен большинством «чисто духовных» поклонников творчества Тарковского, тогда как мне он представляется вершиной достижения мастера. Люди инфантильного типа даже не могут осмыслить и сформулировать свое бессознательное отторжение, хотя причина всегда очевидна - это невозможность осмыслить в религиозном, сакральном значении сексуальность, которая выступает здесь не как грех (инфантильное видение), а как искупление.

Чтобы окончательно разобраться с этим вопросом, процитируем Алана Уотса, американского популяризатора Дзен, даосизма, тантризма и других оккультных традиций: «Для консерватора (читай - инфантильного сознания) отождествление сексуальности с сакральным представляет гораздо большую опасность, чем самая неприкрытая и грубая пошлость». Таким образом, граница, которая проходит здесь, не подразумевает даже возможности компромисса между элитарным и инфантильным видением. Достижения сексуальной революции оказались призрачными, поскольку не был взят главный бастион врага - разделенность духа и плоти. В итоге, сексуальность формально получила гораздо большую свободу, но при этом был потерян изначальный дух, и вместо интеграции произошла энантиодромия, что можно наблюдать на примере современного подхода к эротическому.

Следующим аспектом жертвоприношения ребенка является радикальный разрыв с ценностями отчего дома. В книге «Тысячеликий герой» Джозеф Кембелл указывает, что символический уход из дома является началом пути героя, пути индивидуации эго. В этом отношении интересно, что в той же двенадцатой главе Кроули идею жертвоприношения связывает с собственным экспериментом в Болескине, где он распял жабу. Этот ритуал может показаться человеку со стороны проявлением садизма, но если бы это было так, Кроули повторял бы его (исходя из своей внутренней потребности в жестокости) не раз и не два, а регулярно на протяжении всей жизни, чего не было. Известно, что это действие было совершено один раз. Его целью был окончательный разрыв между ценностями мира родителей (ортодоксальных протестантов одной из самых нетерпимых религиозных конфессий - «плимутские братья»), которые идентифицировались как христианские. Это был личный ритуал Кроули, призванный помочь ему принести в жертву своего личного ребенка - ту часть либидо, которая была связана с родительским домом. Для тех, кто является принципиальным противником принесения вреда какому бы то ни было представителю животного мира, этот ритуал естественно заменяется на любое личное, бескровное действие. Важно только, чтобы это действие делалось с предельной осознанностью своих целей и не проецировалось на внешние реалии.

На этой стадии жертвоприношения ребенка есть опасность идентификации с ролью вечного борца с родителями. Связь через ненависть остается той же связью, и всегда существует опасность энантиодромии - вот почему, к примеру, многие сатанисты возвращаются в христианство. Надо избегать зависания на стадии противостояния. Внутреннее жертвоприношение должно быть молниеносным, а дальнейшая активность - направлена на утверждение своих ценностей («свобода для…»), а не на сопротивление ценностям родителей, которые должны быть уже полностью нейтрализованы жертвоприношением.

«Сентиментальность есть не что иное, как вытесненная животная жестокость», - пишет Юнг в главе «Жертва», и потому сентиментальные иллюзии должны быть так же безжалостно принесены в жертву. Здесь я хочу обратиться к другому источнику - роману Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия», где приводится полный анализ психологии тоталитаризма, исходя из эстетики, единой для тоталитарного государства любого типа - эстетики кича. Кич - это диктатура эмоций, прозрачное и двухмерное искусство, построенное на сентиментальных штампах. При тоталитаризме каждый гражданин - дитя великого отца-правителя и великой матери-страны, потому сексуальность, естественно, оказывается под запретом. Линейность и наивность эстетики кича - прямое продолжение тоталитаризма, который всегда есть «абсолютизм эмоций». Я настоятельно рекомендую к внимательному изучению этот блистательный роман, дающий исчерпывающее представление, что именно должно быть принесено в жертву.

Лозунг «будьте, как дети» в наше время далеко не исчерпывается христианскими ценностями. Этим посылом проникнуто абсолютное большинство учений, ставших достоянием толпы. Если изначально психология и психоанализ были достаточно элитарны, и даже в материалистическом психоанализе преобладала тема жертвоприношения ребенка, то сейчас ситуация изменилась. Уже Джеймс Хиллман вынужден констатировать «повальную одержимость психотерапии архетипом ребенка», что приносит не пользу, а вред. Несомненно, нужно проводить работу с архетипом ребенка, однако одержимость этим архетипом, которая последнее время выдается за работу, должна быть устранена.

Подведем итоги. Жертвоприношение ребенка - это метафора, но не действие. Эта метафора символизирует символ полный отказ от собственных инфантильных иллюзий, нереалистических притязаний, слабости, выдаваемой за целомудрие. В символике арканов Таро жертвоприношение ребенка связано прежде всего с арканом «Повешенный», представляющим то, что должно быть принесено в жертву. Жертва может осуществляться медленно, через пертофикацию, что соответствует 13 аркану - «Смерть», или мгновенно, через взрыв и разрушение всех привычных границ, что символизируется арканом «Башня». Так же жертвоприношение связано с архетипом выбора между здоровой сексуальностью и страстью и инфантильным и кастрированным существованием шестого аркана.

Жертвоприношение ребенка - символ высочайшей важности. Его игнорирование неизбежно приводит к заразе, которая известна нам как инфантильная псевдодуховность. Инфантильным пафосом заражены девяносто процентов современного мира. Начиная от теософии и заканчивая современной психологией, тема жертвоприношения ребенка старательно обходится или, в лучшем случае, присутствует формально. И Телема здесь - одно из немногих исключений.

Приложение

Эссе «Убивают ребенка»,

взятое из энциклопедии «25 ключевых книг по психоанализу» Паскала Марсона

Убивают ребенка (7)

Убийство ребенка - этот фантазм, глубоко скрытый в бессознательном индивида, служит темой очерка сержа Леклера «Убивают ребенка». Для того, чтобы жить, необходимо убить ребенка - плод воображения и желаний родителей, порвать с первичными нарциссическими чувствами, которые представляет этот ребенок, и сделать это заставляет стремление к смерти.Психоанализ — наиболее эффективное средство избавиться от идеализированного ребенка, чтобы тот не повлиял на судьбу настоящего, из плоти и крови, малыша. Ведь только психоанализ может уничтожить то, что имеет статус бессознательного.

Таким образом — путем обсуждения бессознательного и вытесненного, благодаря прозрачности слов, пропускающих сквозь себя скрытый смысл, воссоздается пространство, где возрождается речь, где слышен голос желания.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ОЧЕРКА «УБИВАЮТ РЕБЕНКА»

Серж Леклер родился 6 июля 1921. Психиатр и психоаналитик, бывший руководитель клиники, является одним из последователей Лакана. В разное время он занимал должности секретаря Французского общества психоанализа (1959—1963), преподавателя Высшей нормальной Болы (1965—1968), руководителя семинара (1969—1971). Основал кафедру психоанализа в Университете Сен-Дени в VIII, пригородном округе Парижа.

И очерке «Убивают ребенка» Серж Леклер со всей прямотой и откровенностью рассказывает о том, что означает желание убить ребенка, — один из многих врожденных фантазмов, то есть продуктов воображения, появляющихся на свет вместе с самим человеком.

Но что это за ребенок, которого нужно убить, почему это убийство требует разрыва с первичным нарциссизмом, и, наконец, в каком виде Серж Леклер изображает психоанализ и психоаналитика? Таковы основные вопросы, на которые мы попытаемся ответить в этой главе.

УБИТЬ РЕБЕНКА

Ребенок-король, ребенок-тиран — таков идеальный, хотя и неосознанный образ, живущий в сердцах всех родителей, в особенности матерей. Это дитя их надежды, их мечты, их самых сокровенных желаний:

«Чудесный ребенок — это бессознательное, врожденное представление, с которым теснее всего связаны упования, тоска и желания каждого человека».

Серж Леклер говорит об этом представлении так:

«И прозрачной действительности ребенка оно позволяет разглядеть почти без покровов реальное воплощение всех наших желаний».

Отказаться от этого представления — значит, потерять всякий смысл жизни, но:

«Притворяться, что его придерживаешься,— все равно, что обречь себя на полное отсутствие жизни».

Есть, однако, нечто ужасное в этом первичном фантазме, нечто неприемлемое, почти чудовищное. Все чувства восстают против этой идеи, которую человек изо всех сил тщетно пытается отвергнуть, — с одной стороны, из-за того, что она его отталкивает, с другой — поскольку она подвергается врожденному вытеснению. Ведь фантазм об убийстве ребенка относится к области бессознательного. Он вытесняется в самые глубины нашего сознания, которое с трудом может его себе представить. И действительно: мало того, что оно отвратительно по сути своей, любое бессознательное представление,— продукт врожденного вытеснения, — «...всегда чем-то напоминает размытые фотографии НЛО (летающих тарелочек), что свидетельствует о врожденной и непреодолимой неприспособленности наших сознательных механизмов регистрации уловить элементы системы бессознательного во всей их абсолютной чужеродности».

Символическое убийство ребенка неизбежно; если этого не сделать, то представление о нем будет определять судьбу малыша из плоти и крови, настоящего ребенка. И избежать этого не сможет никто.

«Нам приходится каждый день переживать эту смерть ребенка — чудесного или ужасающего,— такого, какими мы сами были в мечтах тех, кто нас породил на свет или присутствовал при нашем рождении».

Исчезновение этого ребенка совершенно необходимо, поскольку от него зависит сама жизнь.

«Отвергнуть его — значит, умереть, потерять смысл жизни».

Таким образом, необходимость убийства ребенка является самым важным законом, управляющим нашей жизнью, поскольку «тот, кто не ставит снова и снова крест на этом образе чудесного ребенка — каким он должен быть в идеале,— пребывает в состоянии неопределенности и в тумане ожидания, без просвета и без надежды».

Затем Серж Леклер уточняет:

«Тот, кто думает, что раз и навсегда разделался с этим образом тирана, тем самым отдаляется от первоначал собственного духа, сочтя свой характер достаточно сильным, чтобы противостоять господству наслаждения».

Но что имеется в виду, когда говорят о жизни? Те, кто получает профессию, женится, обзаводится в свой черед детьми, — разве они не живут?

Для Сержа Леклера жить — означает творить самого себя. Автор вспоминает в связи с этим случай с Пьером-Мари. Этот мальчик был вторым в семье и занял в сердце матери место умершего старшего брата Пьера. Однако представление матери о Пьере-Мари, ребенке-утешителе, отличалось от образа живого, настоящего Пьера-Мари. Ей необходимо было убить ребенка-утешителя, чтобы приступить к созданию образа субъекта Пьера-Мари, ребенка из плоти и крови. Психоанализ сыграл в этом решающую роль.

Но жить — это еще и открывать свое сердце для любви. Таким образом, человек познает наслаждение, «связанное с отношениями с фаллосом». Наслаждение этого рода «любой человек, — все равно, мужчина он или женщина,— может испытать лишь с помощью другого». Именно так «открывается пространство любви», и человек знакомится с фаллосом. Это понятие символизирует любовь и отличается от пениса как полового органа. Фаллос есть «золотой знак, приводящий в порядок истину бессознательного».

СВЯЗЬ С ПЕРВИЧНЫМ НАРЦИССИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМ

Серж Леклер различает понятия первичного нарциссического представляющего и представление о нарциссическом представляющем. Последнее образно понимается как составная часть первого. Именно так воспринимаются ипостаси воображаемого ребенка: «ребенок, достойный прославления», «всемогущий ребенок», «ребенок-тиран», «ужасающий ребенок»...

Убить это первичное нарциссическое представление, то есть infans, — значит, вызвать пробуждение субъекта.

«В тот самый момент, когда представление начинают убивать, человек начинает говорить; в той степени, в какой убийство продолжается, человек продолжает говорить искренне, желать».

Таким образом, убить ребенка — значит, разрушить первичное нарциссическое представление того ребенка, что живет в нашей душе.

Движущая сила разрыва с этим первичным нарциссическим представлением — стремление к смерти. Если стремление к жизни разыгрывается в театре наших желаний, нашей сексуальности, поисков фаллоса, то стремление к смерти проводит работу отрицания. Это стремление трудно определить как понятие, невозможно себе представить, но мы его испытываем, в первую очередь, в виде тревоги. Именно со стремлением к смерти связан грезящийся нам бессмертный ребенок.

Таким образом, порвать с первичным нарциссическим представляющим — значит, уничтожить образ воображаемого и идеализируемого ребенка, определяющий судьбу ребенка настоящего. Объявление войны бессознательным представляющим есть необходимое условие наших с ними отношений.

«Убийство» этих образов означает придание бессознательному представляющему его истинного статуса и осознание того неоплатного долга, что связывает нас с фаллическим референтом».

ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОАНАЛИТИК

Для того чтобы «убить ребенка», по-видимому, недостаточно обычного оружия сновидений и даже свободных ассоциаций, истолкованных в соответствии с правилами классического психоанализа. Если симптомы не исчезают, если психика человека остается больной или просто неблагополучной, — следует использовать совсем другое оружие.

Конечно, психоанализ представляет из себя единственный способ разрушить, разбить нечто, имеющее статус бессознательного, — в данном случае первичный фантазм убийства ребенка. По сути дела, терапевтическая методика, предложенная Сержем Леклером, состоит в том, чтобы заставить говорить это бессознательное, состоящее из бесчисленного множества представлений, или сделать так, чтобы могла быть выражена другая история, скрытая за историей явной.

Однако бессознательное представляющее пускает «ростки», о которых индивид в той или иной степени все равно знает, — даже если они затем вытесняются, то есть становятся объектами теперь уже Вторичного вытеснения. И в ходе психоанализа используются как раз эти «ростки» бессознательного представляющего, поскольку именно за них можно «ухватиться». Но лечение не ограничивается лишь этим, иначе оно было бы слишком поверхностным. Его цель —«учет первичного процесса как такового».

Психоанализ снимает все покровы с фантазма убийства ребенка. Это один из способов избавиться от болезненных симптомов, выйти из колеи вытеснения, воссоздать пространство, в котором возрождается речь, где снова начинают звучать голоса желания. Для этого следует пройти через трансфер: «Прежде чем приступать к психоанализу, аналитику настоятельно необходимо изучить скрытый фантазм, толкающий его на то, чтобы избрать профессию охотника за демонами».

Далее Серж Леклер рисует весьма откровенный портрет психоаналитика, со всеми его сильными и слабыми сторонами. Для того чтобы понять, что происходит между ним и его пациентом, аналитик должен сам пройти психоанализ и трансфер. Он должен быть внимательным, нейтральным, — но самое главное,

«что абсолютно необходимо психоаналитику, — это знание из опыта того, что значат произнесенные слова, какие существенные недомолвки таят они в себе, что говорят они "о высказавшем их субъекте».

«По опыту известно, что фантазмам свойственно повторяться, и это позволяет каждый раз открывать в них крупицы чего-то нового; наши знания позволяют постичь заключенный в них смысл, а в событиях, происшедших с пациентом,— безусловно распознать то, что задевает его за живое».

Психоаналитик, подобно ребенку, наделен ненасытным любопытством. Оно и является движущей силой лечебного процесса, хотя сам врач внешне остается недвижим и не покидает своего кресла. Конечно, аналитик, хотя и стремится быть нейтральным, все же не может окончательно избавиться ни от некоторых особенностей своей личности, ни от собственных фантазмов, что проявляются в процессе лечения и даже в его научных трудах. Психоаналитика иногда сравнивают с ухом — жадным, внимательным, любопытным, — и Серж Леклер против этого не возражает. Но все же не в меньшей степени аналитик остается человеком. Он вовсе не бесполое существо и рискует влюбиться в пациентку, откровенно рассказывающую о своих женских проблемах, свободно говорящую о том, что доставляет ей наслаждение, и желающую, «чтобы признали ее сексуальную специфику».

Но приключения в ходе психоанализа «обычно заводят дальше» простого «телесного акта» и могут даже привести к зарождению настоящей любви — а почему бы и нет?

Наконец, Серж Леклер не согласен с тем, что может существовать некий универсальный психоанализ — он невозможен уже из-за различия полов. В каждом конкретном случае нужны свой язык, своя логика — логика бессознательного. Иначе говоря, психоаналитик слушает исповедь пациента и ищет за его словами, ставшими вдруг прозрачными, зоны тени и света.

ОРИГИНАЛЬНОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ

Но все же новизна его работы состоит в разоблачении фантазма, который люди отрицают, отвергают (поскольку он их пугает) и интенсивно пытаются вытеснить. Это фантазм об убийстве ребенка.

Серж Леклер описывает и доказывает его существование, хотя некоторых это может шокировать, а то и вывести из равновесия. В работе Леклера Эдип уже не считается отцеубийцей. Он перестает быть активным действующим лицом — человеком, убившим отца и растерзавшим сердце матери. Он становится жертвой. Таким образом, Серж Леклер не согласен с Фрейдом — для него убийства отца и матери выглядят вторичными, «сопутствующими» по сравнению с убийством главного существа — ребенка,— ведь без него невозможна сама жизнь.

ПРИМЕЧАНИЯ

    Магические Записи Брата Пердурабо дают понять, что с 1912 по 1928 год он производил такие жертвоприношения в среднем по 150 раз в год. Ср. известный роман Гюисманса "Там, внизу", где описана извращенная форма магии аналогичного порядка. (Алистер Кроули «Магия в теории и на практике»).

  1. Этот призыв к членовредительству, кстати, один несчастный философ таки умудрился понять буквально и в результате был лишен возможности принять священнический сан. Обладая базовыми знаниями истории христианства, нетрудно догадаться, что речь идет об Оригене. Буквальное понимание символа так же свойственно некоторым маргинальным христианским сектам скопцов и хлыстов, однако сами христине не считают, что наличие подобных персонажей дискредитирует символ.
  2. Изъяны христианского архетипа подробнее проанализированы в моем эссе «Антихрист», написанному к столетию рождения Книги Закона. Здесь же мы высветим лишь одну из ловушек этой иллюзии.
  3. Не совсем. В психоанализе обращение к символам инцеста, отцеубийства и убийства ребенка происходит с целью проработать эти фантазии и замкнуть анализируемого в границы «принципа реальности», что, с точки зрения любой серьезной оккультной традиции, является порабощением. Обращение же к запретным символам в оккультизме ставит целью освобождение от власти мира и обретение необусловленности, что, несомненно, будет вызвать больший страх. С другой стороны, польза психоанализа очевидна, ибо, чтобы иметь возможность воспринять истины более высшего порядка, необходимо полностью разобраться с чердаками и подвалами личного бессознательного. Вспомните апокрифическое евангелие: «Как поймете вы о небесном, если не понимаете о земном?»
  4. «Это духовное принесение в жертву самого себя. И развитость, и невинность ребенка - это совершенное понимание самого Мага, его единственная цель, свободная от стремления к результату. И он должен быть мужского пола, ибо в жертву приносится не материальная кровь, но его творческая сила» (Алистер Кроули «Магия в теории и на практике»). Из последней фразы внимательному читателю уже очевидно, что речь идет о символе.
  5. Например, аллюзии и символы «Книги рубиновой стелы»
  6. На наш взгляд, это приложение хоть и взято из параллельной психоаналитической школы, но на сто процентов соответствует теме данного эссе. В особенности хочу обратить внимания на пассажи автора относительно фаллоса, которые удивительно пересекаются с обсуждаемым вопросом.