Идеал женской красоты в разные эпохи. Идеалы женской красоты Идеал красоты женщины


Во все времена человечество стремилось к красоте и гармонии, однако понимание этой самой красоты на протяжении столетий претерпевало существенные изменения. И, попади современная «Мисс мира», к примеру, в эпоху Возрождения, на нее вряд ли вообще обратили бы внимание. Идеал красоты - не выдумка одного человека, а творение времени, отвечающее главным его потребностям, политическому и социальному устройству общества и даже… климату.

К примеру, современная мода на загар возникла лишь в двадцатые годы XX века с легкой руки Коко Шанель, публично заявившей: «Красивая кожа - загорелая кожа». До этого момента на протяжении веков «загорали» на солнце лишь труженики-крестьяне, а аристократия защищала кожу от палящих лучей, стараясь сохранить «благородную бледность». Так что по цвету кожи можно было судить о социальном статусе человека.

К слову, на Востоке и сейчас нет моды на загар, а салоны красоты вместо привычных нам соляриев предлагают услуги по отбеливанию кожи.

История идеалов женской красоты

Светлая кожа и белокурые волосы ценились кстати, еще в Древнем Риме. В моде у женщин были кудри, и римские парикмахеры неустанно изобретали все новые способы завивки волос.

В средние века идеалом красоты были светловолосые женщины (яркое тому подтверждение - картины Сандро Боттичелли). Считалось, что золотые локоны облагораживают лицо. Поэтому красавицы часами просиживали на крышах домов в то время, когда солнце было в зените, чтобы волосы выгорели и приобрели желанный оттенок (предварительно их обрабатывали специальным составом).

А вот тело средневековые женщины скрывали под широкими одеждами, ведь в ту эпоху земная красота считалась греховной. Главной ценностью провозглашалась красота духовная, которой не нужны были ни парикмахерские ножницы, ни пудры или помады.

Эпоха Возрождения принесла с собой смену идеала. В моду вошли «пышные» формы - широкие бедра, округлое лицо, полные плечи. Кожа идеальной красавицы эпохи Ренессанса должна была быть не бледной (поскольку бледность свидетельствовала о болезни), а чуть розоватой, волосы - цвета меда. Именно таких женщин изображали на своих полотнах Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие художники того времени. Воспевание телесной полноты - символа жизненной силы - достигло апогея в картинах Тициана (Высокое Возрождение) и Рубенса (Барокко).

Примерно так же выглядела в XV - XVII вв. и русская красавица - пышущая здоровьем, с румянцем на щеках и густыми черными бровями.

В XVIII столетии, в эпоху Рококо, в моду вошли пышные и высокие прически с использованием всевозможных каркасов, париков и других сложных конструкций. Создавать такие шедевры парикмахерского искусства было дорого и хлопотно, а потому дамы старались спать практически неподвижно и как можно реже мыться, чтобы сохранить прическу.

Владимир Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной. 1797 г. Стиль: Рококо.

Чем стремительнее развивалось общество и чем более высокоразвитым оно становилось, тем чаще менялись подходы к определению красоты. То, что раньше ценилось на протяжении веков, начало изменяться в течение нескольких десятилетий. Так, в первой половине XIX века красивым считался тонкий женский стан, подчеркнутый легким платьем с завышенной талией. Но уже в 80-е годы все естественное начали считать грубым и «низким». Идеалом красоты стали «осиные» талии и бледность кожи.

XX век внес в представление об идеальном женском образе свои коррективы и предложил в качестве эталона худощавую, спортивную фигуру с широкими плечами, небольшой грудью, узкими бедрами и длинными ногами.

Да что там говорить о народах и эпохах, если представления о красоте изменяются даже в течение жизни человека!

Ричард Стог Джонсон (Richard S. Johnson) — современный американский художник

Ричард Стог Джонсон — современный американский художник

Красота требует жертв?..

В некоторых странах существовали (и существуют до сих пор) достаточно жестокие способы сделать женщину красивой (в соответствии с местными традициями), порой без ее согласия.

Представительниц народа падаунг (проживающего в Мьянме, Бирме, Таиланде) неспроста называют «женщины-жирафы». С пятилетнего возраста им на шею надевают медные кольца, точнее - спирали из прута. С годами количество оборотов спирали увеличивается, достигая своего максимума к тому моменту, когда красавица выйдет замуж.

Похожий обычай существует в южноафриканском племени ндбеле - женщины носят на шее кольца от 12 лет до замужества.

В племени мурси (Эфиопия) считают необычайно красивой сильно растянутую нижнюю губу, поэтому девушкам на выданье вставляют в нее специальную глиняную тарелку. Чем больше тарелка, тем более привлекательной видится соплеменникам девушка и тем больше у нее шансов выйти замуж. А вот женщины племени сурма, также проживающие на территории Эфиопии, украшают похожими пластинами не губы, а уши.

В Китае вплоть до начала XX века красивой считалась маленькая женская ступня, поэтому девочкам очень плотно бинтовали ножку, стараясь прекратить ее рост. Малышки терпели сильнейшие боли. Ходить самостоятельно они практически не могли. Зато считались необыкновенно привлекательными!

А вообще, если поставить в один ряд всех первых красавиц с древности до наших дней, то в этом ряду окажемся мы все! Высокие и миниатюрные, брюнетки, блондинки и рыжие, длинноволосые и коротко стриженые, худышки и «пышки», обладательницы бронзового загара и совершенно белой кожи… Мода на внешность переменчива, но во все времена в цене остаются женственность, искренность и доброта. И конечно же, любовь и уважение женщины к самой себе.

И, если вы будете чувствовать себя королевой, то и воспринимать вас будут именно так!

Идеал красоты, икона стиля, эталон женской красоты - как часто такие слова, произнесенные с экрана телевизора или прочитанные в женском журнале, портят настроение. Разглядывая свое отражение в зеркале, многие женщины с ужасом замечают, что не соответствуют тому образу, что является эталонным на сегодняшний день.

Тут и начинаются: бессонные ночи, слезы в подушку, безумное желание похудеть или сделать пластическую операцию. А может быть, стоит призадуматься, как часто изменялась мода, как менялись стандарты женской красоты в разное время?

Древние эпохи, стандарты красоты

Итак, начнем с Древнего Египта. Женщины Египта очень следили за своей внешностью, ей уделялось огромное внимание. Идеал красоты - томный взгляд зеленых очей, вот что особенно ценилось среди египетских мужчин.

В своем большинстве, египтянки были кареглазыми, чтобы соблюсти навязанные каноны, им приходилось подвергать свое здоровье мучительной процедуре. Дамы закапывали глаза вредными веществами, чтобы изменить цвет и создать эффект поволоки.

Женщины Древнего Китая считали, что эталон красоты - крохотные ножки. И снова страдания и мучения. Несчастные китаянки с раннего детства вынуждены были ходить с плотно забинтованными ступнями, до тех пор, пока те не превращались в крохотные, деформированные копытца.

Девушка, раскрашенная, словно кукла, с волосами, уложенными в сложную прическу, еле передвигающаяся на крохотных ножках - вот идеал женской красоты, воспетый китайскими поэтами.

Эпохи античности, стандарты женской красоты

Античные времена принесли дамам некоторую передышку. Женщины Древней Греции, запечатленные скульпторами того времени, обладали приятной внешностью и фигурой, мало напоминающей современный эталон красоты. Небольшая грудь, полные бедра и достаточно широкая талия, так выглядела идеальная дама того времени.

В Древнем Риме эталоном женственности считались белокурые волосы и бледная кожа лица. Чтобы достичь совершенства, римским модницам приходилось осветлять темные от природы волосы при помощи извести и древесной золы. Аристократическая бледность достигалась разными способами, не слишком полезными для кожи лица.

Средневековье, каноны того времени

В Средние века красивые женщины могли быть обвинены в колдовстве и сожжены на костре, как ведьмы. В средневековье, во времена разгула инквизиции, идеал красоты - бледное, изможденное существо, мало напоминающее женщину. Женщины того времени не имели права выставлять на всеобщее обозрение тело и волосы. Бесформенная , головные уборы, отсутствие украшений и косметики, так выглядели красавицы в средневековье.

Во времена эпохи Возрождения снова меняются идеалы женской красоты. В эти времена в моду входят дамы, имеющие длинную шею. И снова женщины вынуждены соответствовать. Несчастные модницы той эпохи шли на разные хитрости: подбривали волосы на затылке, выбривали лоб и брови, добиваясь того, чтобы лицо выглядело в форме овала.

Время эпохи Ренессанса снова изменило эталоны красоты. Роскошные формы, огромные бюсты, буйство плоти, именно такие дамы считались эталоном женственности.

Идеал красоты эпохи Рококо - дама, больше напоминающая причудливую игрушку. Сложные конструкции из волос, соломы, фруктов, проволоки и украшений на голове, тугой корсет, уродующий фигуру, белое лицо с нарисованными бровями и приклеенными мушками. Именно такие женщины казались красавицами кавалерам того периода.

Лишь приближение двадцатого века вернуло дамам естественность. Нормальные женские фигуры, пышная грудь и свежий цвет лица снова вошли в моду.

Современные стандарты

Последнюю сотню лет время словно пустилось вскачь. Разные моды, эталоны и идеалы меняются с завидной регулярностью. Современные женщины с трудом успевают соответствовать признанным кумирам.

Сороковые годы прошлого века возвели на пьедестал неподражаемую Мэрилин Монро. Все девушки того времени мечтали о белых волосах, пухленьких губках и родинке на щеке. Тонкая талия и заметный бюст были пределом мечтаний каждой дамы, одежда того времени, как нельзя кстати, выгодно подчеркивала достоинства женской фигуры, делая акцент на талии и груди.

Недаром мода того времени часто возвращается вновь. Да и сам образ красивой, но глупенькой и порочной девчонки, завоевал сердца всех мужчин того периода.

Всего лишь через двадцать лет, в шестидесятые годы двадцатого века, стандарты привлекательности снова резко изменились. Весь мир стал сходить с ума от девушки-модели по имени Твигги. Тоненькая, подростковая фигурка, острые локти, худые лопатки, огромные глаза на детском личике, именно таким стал идеал женщины в то время. Девушки стремились добиться его любыми способами.

Странная одежда, призванная скрыть все существующие женственные изгибы, короткие, прямые платьица, больше подходящие девочкам-подросткам, тяжелые на толстой подошве, именно так одевались модницы того времени. Как раз в то время и обрели популярность самые разнообразные диеты, призванные помочь дамам похудеть как можно быстрее.

В восьмидесятые годы приобрел огромную популярность новый вид спортивных упражнений, под названием «аэробика». Практически каждая девушка восьмидесятых мечтала выглядеть стройной и подтянутой. Синди Кроуфорд, известная модель того времени, может считаться тем идеалом, на который мечтали походить миллионы дам. Высокий рост, полная грудь, подкачанное тело, улыбка на губах - так выглядели самые привлекательные девушки тех лет.

А с девяностых годов в индустрии моды начали править бал высокие, чрезмерно худые, длинноногие модели, практически не имеющие женских форм. Именно такой тип женской красоты вдруг взлетел на пик популярности, яркой представительницей этого периода можно считать супермодель Кейт Мосс.

И снова миллионы женщин почувствовали себя ущербными, многие всеми силами начали стремиться походить на новые идеалы, доводя свой организм суровыми диетами и огромными физическими нагрузками до последней степени худобы. Многие дамы, в стремлении ничем не отличаться от девушек с подиума, были готовы на многочисленные жертвы: голодание или сложные хирургические операции, призванные удлинить ноги или убрать лишние объемы тела.

Немного о мужчинах

А теперь стоит поговорить о сильной половине человечества. Существуют ли стандарты мужской красоты, и как часто они меняются?

С древнейших времен и по наши дни эталон мужской красоты остается практически неизменным. В разные века дамы ценили в мужчинах такие качества, как: сила, доблесть, смелость, брутальность. Именно сильная харизма и природная сексуальность делает мужчину прекрасным в глазах женщин.

Почему так происходит? Может быть из-за того, что мужчины реже обращают внимание на навязанные стереотипы, предпочитая оставаться такими, как их создала природа. Они меньше подвержены мнению окружающих, самооценка мужчин всегда на должной высоте.

И снова о женщинах

Двадцать первый век кардинально изменил сознание многих женщин. Все чаще они начинают осознавать, что красота и привлекательность вовсе не зависят от похожести на определенные идеалы, сиюминутно навязанные обществом. Каждый человек от рождения обладает целым рядом достоинств, у любого есть недостатки.

Главное в этой жизни - подчеркнуть все свои плюсы, а минусы свести к минимуму. Любая женщина, достигшая такой гармонии, прекрасна.

Древний Египет

Начнем с азов. В Древнем Египте царило равноправие полов, общество было раскрепощенным и свободным. Но при этом существовал весьма определенный идеал красоты эпохи — стройное тело с удлиненной талией и узкими плечами, длинные черные волосы, классические строгие черты лица и выразительные глаза, подведенные черной краской.

Древняя Греция

Идеал женской красоты мы можем увидеть в сохранившихся древнегреческих скульптурах, в частности, в скульптуре Афродиты. В то время активно продвигалась идея физического совершенства, греки даже рассчитали формулу красоты женского тела, в которой приводится соотношение размера стоп, кистей и других частей тела друг к другу. Лицо греческой красавицы должно было быть симметричным и ровным, с большими глазами, а также прямым носом. Идеальным типом фигуры считалась« груша» с небольшой грудью, но объемными бедрами.

Идеал красоты Средневековья

В средние века отношение к внешности по сравнению с античностью сильно поменялось. Красота в этот период считалась греховной. Но некий канон все же существовал. Идеал красоты Средневековья — это девушка с очень бледной, белоснежной кожей, худая и изможденная. Овал удлиненного лица обрамлен светлыми волнистыми волосами. Рот маленький и скромный, глаза — большие и слегка навыкате. Чтобы достичь бледности, девушки не только натирали лицо лимоном, но и делали кровопускания. В Средневековье многие также сбривали брови. Так что портреты красоток тех времен выглядят довольно странно.

Популярное

Эпоха Возрождения

Классический примеры идеала женской красоты в эпоху Возрождения — Мона Лиза, а также Венера Боттичелли. Все та же бледность и высокий лоб, но выражение лица становится загадочнее, а волосы теперь свободно уложены. Пышная фигура становится одной из главных ценностей этого периода. Полные руки, широкие бедра, мягкие и плавные черты — все это ценилось в эпоху Возрождения. Что касается прически, то идеальным вариантом были светлые волнистые волосы.

Барокко и рококо

17−18 века диктуют новые правила женской красоты. Одно из основных — это тонкая талия. Наступает эпоха корсетов, некоторые девушки умудряются стянуть свою талию до 33 см. При этом в пару к корсету всегда идет очень глубокое декольте. Красавицы тщательно охраняют себя от солнца, ведь в моде белоснежная кожа. Дамы в кружевных оборках напоминают красивые статуэтки из фарфора.

19 век

Приходит время стиля ампир, в котором ценится естественная красота. Девушка должна быть стройной, в легком платье из муслима, с большими глазами и белой кожей. Одновременно с этим в 19 веке было и другое направление — пышные платья с тугими корсетами и сложные укладки. И в том, и другом стиле в моде была так называемая болезненная женственность: бледность, слабость и обмороки.

20 век

Эта эпоха подарила нам немало разных идеалов женской красоты. В 20-е годы в моду вошла андрогинная внешность — корсет был забыт, ценились мальчишеские фигуры с небольшой грудью, а также впервые за многие столетия женщины начали носить короткие стрижки.

В 30−50-е, в эпоху золотого Голливуда, в моду вернулась женственность. Фигура« песочные» часы с тонкой талией, большой грудью и объемными бедрами, пышные укладки с локонами, длинные ресницы, румянец и алые губы — идеалом красоты эпохи была Мэрилин Монро и другие актрисы.

В 60-е годы самой популярной моделью была Твигги с ее стройным телом, длинными ногами и маленькой грудью. В 80-е идеал снова стал другим: в моду пришла аэробика, а также супермодели — высокие, спортивные и подтянутые. К 90-м идеал сместился немного в другую сторону, в моду вошла болезненная худоба и бледность.

21 век

Современный идеал красоты — понятие довольно сложное. Сегодня ценится здоровье и стройность, но не анорексичная худоба, как в 90-е годы. Плоский живот, большая грудь и упругая попа считаются идеальным вариантом. Который, как мы знаем, практически недостижим. К счастью, все больше людей склоняются к идее естественной красоты во всем ее многообразии. Но для того, чтобы эта идея действительно стала популярной, понадобится еще немало времени.

Есть научные теории, доказывающие, что история развивается по спирали. Это касается истории отдельно взятого общества, государства и человечества в целом. Понятие «эталон красоты» тоже имеет свою историю, которая началась, пожалуй, с момента появления человека на земле. Изучив теорию эволюции «красоты», можно сделать вывод, что история движется не по спирали, а по кругу.

>Причем, замкнутому. Каждой эпохе были присущи свои взгляды на красоту, и ее олицетворение – Женщину.

Основой для формирования тех или иных представлений о красоте, служили социальный строй, представления о морали и духовных ценностях общества. Эти шаткие в нашем мире понятия и определяли, что должно волновать, восхищать и называться «красотой». Основа достаточно зыбкая, и неудивительно, что все, основанное на ней постоянно менялось, иногда доходя до крайностей.

Палеолитические Венеры

Так называют статуэтки в форме женских фигур, найденные археологами и датируемые каменным веком или около того. Они все изображают женщин полных, с очень большой грудью, бедрами и животом. Часто без головы, или без лица, но, что поделать, не для того время было. Пока часть адептов науки выясняют, что же именно означают эти первые проявления творчества, другая часть решила, что именно в таком виде представлялась древним идеальная женщина.

Если представить условия, в которых жили люди в те незапамятные времена, то такой «эталон» вполне себя оправдывает.

Полные женщины зачастую более сильные, выносливые, легче вынашивают и рожают детей. Что еще нужно, если речь идет о выживании вида.

Тут не до эстетики, в нашем, возможно, искаженном ее понимании, по крайней мере. Хотя, символом изобилия и плодородия даже сейчас является женщина, как минимум округлая. Так что, с нашей генной памятью ничего не сталось.

Древний Египет

Следующая эпоха, оставившая потомкам не только массу неразгаданных тайн, но и культурное наследие, в достаточной степени дающее представление о женщинах, красоте и определенным ее «канонам». Практически все изображенные на фресках девушки достаточно стройные, с небольшой грудью, длинными ногами, широкими плечами, узкими бедрами и развитой мускулатурой. Обязательное условие – длинная шея, пухлые губы, густые черные брови и большие, выразительные миндалевидные глаза, которые подчеркивались «подводкой» из сажи или других природных красителей.

Можно по разному относиться к этому периоду в истории человечества, ведь имели место и рабство, и жестокая борьба за власть, и странные языческие культы, но, с точки зрения истории эволюции отношения к красоте, и средств ее поддержания, Египет оказал просто неоценимую услугу всем современным женщинам.

Никогда до этого женщины не уделяли своей внешности столько внимания и не использовали для этого такое количество косметики. Эпиляция, парики, помада, лак для ногтей, подводка для глаз, кремы, духи и, все это впервые появилось там, и активно использовалось египтянками для ухода за собой.

Древняя Греция и Рим

Это время возведения красоты тела практически в религиозный культ. Оттуда родом не только многие науки, но и понятие эстетики и гармонии. Во времена Олимпийских богов и олимпийцев идеалом красоты была

Венера Милосская. Статуя изображает грациозную женщину невысокого роста – 164 см и с параметрами, близкими к современным – 86-69-93 см.

У нее широко поставленные глаза, прямой нос и невысокий лоб. Греки пытались применить научный подход и к поиску идеала красоты, главными критериями которого были гармония и пропорциональность.

Между глазами должно было быть расстояние, как минимум, по величине одного глаза, а губы в полтора раза больше глаза. Действительно красивое лицо, по мнению греков, можно было разделить на три равные части — по верхнему надбровному краю и кончику носа.

Волосы у большинства статуй собраны в узел или пучок, который до сих пор пользуется популярностью. Эталоном красоты считались блондинки с голубыми глазами и формами Венеры-Афродиты. Декоративную косметику гречанки тоже использовали, но, не в таком изобилии, как египтянки. В моде была естественная красота, которая ценилась, как величайший дар богов.

Величайшая империя всех времен свои представления об идеальной женщине основывала на идеалах древних греков. Правда, со временем, «идеал» немного округлился, особенно в области бедер. Прически стали гораздо сложнее, использовались разные виды завивок и обесцвечивание волос, поскольку «в моде» все еще оставались блондинки.

Средневековье

Красота, на протяжении всей истории человечества оценивалась согласно культурных, духовных и мирских приоритетов в определенный период времени. В средние века политической доктриной, регулятором жизни, идеологии и этики, а так же формой самосознания и самосознания в обществе стало христианство.

Сделав идеалом женщины бледное до эфемерности худосочное существо, закутанное «по самые уши» в несколько слоев одежды и проводящее все свое время в посте и молитве. Лицо без тени косметики, которая считалась происками дьявола.

Природная красота лица и тела считалась постыдной и греховной, данной тем же дьяволом, чтобы вводить в искушение добродетельных христиан. За красоту можно было поплатиться жизнью, искупая этот «грех» на костре инквизиции.

Эпоха Возрождения

Та же история подтверждает и тот факт, что бесконечно удерживать разум и дух человека, под рясой или какими бы то ни было еще давлением, невозможно. Бурное развитие искусства, науки и техники в 14-16 веках это очередной раз доказало. Общество тоже изменилось, а вместе с ним и отношение к женской красоте.

На потрясающих своим мастерством, игрой света и красками полотнах Рембрандта и Тициана изображены прекрасные девушки со здоровым румянцем, лебединой шеей, рыжими или светлыми кудрями и соблазнительными округлостями. Воплощение красоты эпохи Ренессанса – Симонетта Веспуччи. С нее писали картины ди Козимо и Боттичелли, в частности «Рождение Венеры», которую изображала Симонетта.

Со временем барышни становились все более округлыми во всех местах. Во время перехода от Возрождения к Просвещению пользовались популярностью пышнотелые женщины.

Даная, Рембрандт

Барокко

Идея Ренессанса о гармоничной, грандиозной универсальной личности терпит кризис. Понимание многосложности мира, его противоречивости и драматизма бытия, привело к сложности форм, пышности и величавости. Как обычно, не без «перегибов». Идеальная женщина – пышнотелая, статная, величавая и манерная. Ни капли естественности: в моде белила, корсеты, парики, сложные костюмы и еще более сложные прически с дополнительными прядями на каркасах, высота которых превышала полметра.

Рококо

Период галантности и меланхолического изящества, попыток укрыться от реальности среди пасторальной идиллии в компании очаровательной пастушки. А «пастушка», как собирательный образ всех наиболее востребованных в этот период прелестей, была действительно очаровательна. Умеренная округлость форм, особенно в районе плеч, небольшая грудь, милое нарумяненное личико с мелкими чертами лица, обрамленное светлыми или рыжеватыми кудряшками, напоминающее лица фарфоровых амурчиков. Выражение кукольного лица непременно игривое и кокетливое, с надутыми капризно губками и томным взглядом.

В моде, после преувеличений барокко, все миниатюрное.

Классицизм эпохи Просвещения

Став достойным продолжением Возрождения и Барокко, эпоха Просвещения принесла возвращение к эстетическому и этическому эталону античного искусства. Естественность снова входит в моду, и это выражается отказом от засилья париков, невообразимых причесок, костюмов, белил и румян. Ушли в прошлое платья на каркасах невероятных объемов, и вернулись «античные» силуэты с плавными линиями. Небольшое количество косметики, правильные черты лица и приятная округлость тела снова в моде. Главное отличие от предыдущих идеалов, которое особенно выразилось в живописи – мода на темные волосы.

Брюллов, Энгр Жан Огюст Доминик

Романтизм

Ставшие более естественными в период Просвещения, женщины снова отразили состояние и настроения общества, которому, при бурном развитии промышленности, захотелось обратиться к самоценности духовной и творческой жизни личности, бунта и страстей. В образе красавиц эпохи Романтизма чувствуется отголосок идеалов средневековья. С одним только отличием, в прошлом барышни должны были изводить себя молитвами, постами и покаянием, поэтому выглядели худыми, бледными и отрешенными от мира сего.

А в конце 18 века , красивыми считались красивыми девушки примерно такой же наружности, но не от чтения молитв, а художественной литературы. Тонкая фигура и тонкая душевная организация, которая подчеркивалась одухотворенным меланхоличным выражением лица, влажными глазами с темными кругами, корсетами и способностью плакать над стихами или уноситься в воображаемый мир иллюзий от суровой действительности, стали эталоном красоты в этот период, у которого есть еще одно определение – культ болезненной женственности.

Во второй половине 19 века описанный образ несколько уплотнился телесно и психически. Округлые плавные линии силуэтов, тела, пышущие здоровьем и естественным румянцем. В моде образ скромной госпожи, хорошей хозяйки и матери.

К концу века, с развитием промышленности, усилилось влияние буржуазии. В том числе на моду и красоту. Изящество и утонченность уступили место блеску и декоративным деталям.

XX век представляет

20й век принес эстетический протест интеллигенции сытой буржуазии и эмансипацию. Эталон красоты снова худеет, приобретая угловатые черты подростка с узкими бедрами, маленькой грудью и короткими прическами. В почете одинаково и блондинки и брюнетки, с томными взглядами обильно накрашенных глаз, полные трагизма и загадочности, окруженные облаками дыма из полуметрового мундштука.

Относительно мирный период, когда Европа пережила одну войну, но еще не вступила во вторую, характеризуется активным процессом борьбы за права женщин и модной революцией Коко Шанель. В результате, индустрия моды и красоты приобрела промышленные масштабы и стала культом, приобщиться к которому, в той или иной степени старалась каждая женщина.

Длина и ширина платье стремительно уменьшались, открывая взглядам все больше прелестей, химики взялись за изобретение духов и косметических средств, призванных сделать женщину еще привлекательнее. Все это набирало такие обороты, что идеалы красоты, державшиеся раньше десятками, а то и сотнями лет, стремительно менялись, как рисунки в калейдоскопе. Каждое десятилетие утверждало свой эталон красоты.

30е годы снова возвели на пьедестал блондинок с короткими стрижками, однако теперь они стали более женственными, округлыми и естественными.

Вторая мировая война привнесла свою лепту в женский образ. Мужские костюмы, мужская работа, необходимость поднимать жизнь из руин, сделали женщин сильнее и выносливее. Стало не до косметики и моды.

Но женщина всегда остается женщиной, поэтому, как только затянулись физические, эмоциональные, культурные и экономические фронтовые раны, они вздохнули свободнее и готовы были заняться собой.

50е годы стали триумфом женственности, которую можно было демонстрировать. Юбки скукоживались с каждым показом мод на несколько сантиметров. Вернулись корсеты, которыми стягивали талию до «осиных» параметров. Высокая объемная грудь, тонкая талия и округлые бедра: женщина с фигурой «песочные часы» идеал красоты в середине прошлого века: Софи Лорен, Мерлин Монро.

70е годы снова принесли революцию , только другого характера. Секс, наркотики и рок-н-ролл повлияли на представления о красоте, бунтующей против общественных норм и устоев, сделав моду «общедоступной» и вызывающей одновременно. Появление на поддержала молодежь, принявшая «на ура» новый стиль подростка-сорванца. Худоба и андрогинность, рваный деним и вызывающий боевой раскрас, вот что было на пике популярности в годы сексуальной революции.

Твигги

80е годы стали периодом преклонения перед высокой, но не угловатой, здоровой естественной красотой женщины с выраженными мышцами. Этому способствовало увлечение аэробикой, финтесом и вообще спортом.

Женщины становились более уверенными в себе, старались реализовать себя на работе. Носили костюмы с выраженными подплечниками, дополняющими образ уверенной в себе сильной женщины. Эти качества олицетворяли собой кумиры того времени – Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста, Наоми Кемпбелл.

90е-2000е годы стали культом дистрофии. С выходом на подиум угловатого подростка Кейт Мосс, мир снова признал эталоном красоты худышек.

Экстремальная красота

Понятие эстетики и красоты воспринимается настолько по разному, что некоторые «эталоны» просто не укладываются в голове. Например, женщины «жирафы» из Бирмы, которые носят с детства на шее медные кольца, чтобы удлинить ее до 20-30 см. Женщины племен мурси из Эфиопии растягивают губы и мочки ушей до невероятных размеров. Индейцы Амазонии раскрашивают лица красителями из травы или крови животных.

Маори из Новой Зеландии эталоном красоты считают синие татуированные губы и подбородки. Есть племена Гвинеи, где у красивой женщины соски должны быть на уровне талии. Для мавританцев, как для многих жителей Азии, красавица должна быть обязательно упитанной. И чем больше, тем лучше. Любимые наложницы Чингисхана были почти все с кривыми ногами. Есть народы, где приветствуется растительность на теле.

И все вышеперечисленное кому-то нравится. А на кого-то наводит ужас. Человек очень разный и полный противоречий даже в восприятии красоты, которая определяется как гармоничное сочетание аспектов, вызывающих у наблюдателя эстетическое наслаждение.

На каждое несоответствие красоте, или вашему представлению о ней – находится ценитель, возводящий в идеал то, что другим кажется откровенно уродливым.

21 век только начался , и выделить четкие каноны современной красавицы достаточно сложно. Как вариант, потому, что их нет. Можно сказать, что идеалы женской красоты XXI века — Анджелина Джоли, , а также Вы можете выглядеть как угодно, и ни у кого это не вызовет благоговейного ужаса, как например в случае, если бы современных девушек увидели во времена инквизиции или романтизма. Можно только сказать, что андрогинность и дистрофия уже не в почете. Современная женщина должна быть здоровой и естественной, средней комплекции, без перегибов в излишнюю худобу или рыхлость. Ухоженной и аккуратной. Образ красивой женщины для нас связан уже не только с внешними данными, а с характером и внутренним миром.

Уверенность в себе, самодостаточность и самореализация, психологическая устойчивость и харизма. Вот качества, без которых признанная красавица превращается в пластиковую куклу, а женщина не соответствующая «эталонным» параметрам добивается признания и успеха. Потому что красота не только в определенных размерах внешних форм, но в сочетании их с внутренним содержанием.

А каноны красоты, как и мода, весьма переменчивы. Стоит ли фанатично стремиться соответствовать им? Лучше просто любить себя, вне канонов, эталонов и чьих-то представлений о красоте. Тогда точно появится тот, кто посчитает именно вас своим каноном красоты.

Невероятные факты

Мода и красота - понятия относительные.

То, что казалось привлекательным ещё в начале века, сегодня кажется обычным или неуместным.

Время бежит, а с ним стремительно меняются и эталоны красоты женского тела.

В статье представлена подборка эталонов женской красоты , начиная с прошлых веков и до нашего времени. Видео и фотографии доказывают, что идеал – понятие, всё же, весьма относительное и крайне изменчивое.

Эталоны красоты в разные эпохи


Женщины в Древнем Египте наслаждались свободой во всем. Они пользовались огромными привилегиями, наравне с мужчинами. Прошло много веков, прежде чем в общество вернулось такое равноправие полов.

Египетское общество было сексуально раскрепощенным. Например, добрачные связи не считались постыдными, более того, они были нормой того времени.

Женщины могли владеть собственностью независимо от своих мужей и имели право инициировать развод, не стыдясь осуждения общества. Представительницы слабого пола также могли наследовать титул фараона.


© dimabl / Getty Images

Важным аспектом женской красоты этой эпохи в Древнем Египте считались длинные плетеные волосы, обрамляющие симметричное лицо. Вокруг глаз женщины наносили специальную черную краску, делающую их взгляд более выразительным.


Эталоном красоты женского тела считались следующие показатели:

- Стройное тело

- Высокая талия

- Узкие плечи

Идеалы красоты Древней Греции


Аристотель называл женские формы того времени "деформируемыми мужскими". Действительно, Древняя Греция была очень ориентированной на всё мужское.

Древние греки были более сосредоточены на идеальном мужском телосложении, нежели женском, это означает, что в этот период времени именно представители сильного пола должны были достигать высоких стандартов физического совершенства.

По этой причине женщины стыдились своих форм, так как они были непохожи на мужские. К женскому телу относились, как к "неудачной копии мужчины".

Нагота была неотъемлемой частью древнегреческого общества. Несмотря на эту тенденцию, скульптуры и картины обнаженных женщин были часто покрыты. Первой важной женской обнаженной скульптурой в классической Греции стала Афродита Книдская, которая показала, что красота в Древней Греции означает следующее:


- Аппетитные формы

- Склонность к полноте

- Светлая кожа

Женская красота в разные эпохи


Китайское общество было патриархальным с древних времен. Патриархальный строй правления сводил к минимуму роль и права женщин в обществе.

Во время династии Хань эталоном красоты считалась женщина, во внешности которой сочетались следующие параметры:


- Тонкое, стройное тело, излучающее внутреннее свечение

- Бледная кожа

- Длинные черные волосы

- Красные губы

- Белые зубы

- Плавная походка

- Маленькая стопа

Маленький размер ноги считается главным показателем красоты китайской женщины на протяжении сотен лет.

Красота в эпоху Возрождения


Италия эпохи Возрождения был католическим, патриархальным обществом. Женщины должны были воплощать в себе все добродетели и часто были отделены от мужского пола, как в обществе, так и дома.

Значение и ценность женщины была связана с ее служением мужчине, Богу, отцу или мужу.

Считалось, что поведение и внешний вид женщины отражали статус мужа. Красота в Италии эпохи Возрождения означала, что женщина должна обладать следующими критериями внешности:


- Бледная кожа

- Пышные формы, включая полные бедра и большую грудь

- Светлые волосы

- Высокий лоб


Викторианская эпоха в Англии длилась во времена правления королевы Виктории. Она была самой влиятельной фигурой эпохи. Молодая королева также была молодой женой и матерью.

В викторианском обществе высоко ценились хозяйственность, семья и материнство. Эти добродетели нашли воплощение в самой королеве Виктории.

Направление того времени отражалось во внешности слабого пола. Женщина носила корсеты, как можно плотнее затягивая их, благодаря чему талия становилась тоньше.


Эталоном женственности считалась фигура, похожая на песочные часы. Критериями красоты, несмотря на наличие тонкой талии, считались округлые формы и склонность к полноте.

Красота в разные эпохи


В 1920 году женщины в Соединенных Штатах получили право голоса, и это задало тон на целое десятилетие. Наконец-то представительницы слабого пола почувствовали равноправие и свободу.

Женщины, которые получили рабочие места во время Второй мировой войны, изъявили желание продолжать работу и после окончания войны.

В моду вошла так называемая андрогинная внешность, женщины старались визуально сделать талию ниже и носили бюстгальтеры, которые сплющивали грудь.


В 20-е годы прошлого века красивой считалась женщина с мальчишеской фигурой, полным отсутствием пышных форм, с маленькой грудью. Также в моде была стрижка боб-каре.

Эталон красоты в разные эпохи


Золотой век Голливуда длился с 1930-х по 1950-е года. Так называемый Кодекс Хейса, этический кодекс, принятый в Голливуде Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов, создавал нравственные параметры относительно того, что может или не может быть сказано и показано в кино.

Кодекс накладывал ограничения на роли в кино, доступные женщинам. Красивыми считались девушки, обладающие следующими параметрами:



- Аппетитные формы

- Тип фигуры “песочные часы”

- Пышная грудь

- Тонкая талия

Воплощением красоты и женственности того времени стала актриса Мэрилин Монро.


Женщины в 60-х годах извлекли выгоду от освободительных движений, прокатившихся по многим странам мира.

На рабочих местах можно было наблюдать всё большее количество представительниц слабого пола. Им был открыт доступ к противозачаточным средствам. Все эти факторы привели к подъёму феминистических настроений в обществе.