Лекция: Стихи о прекрасной даме Блока. Лирический цикл А


Александр Блок поэт-символист, который жил на рубеже веков, в смутное время, когда велась переоценка ценностей, пересмотр принципов жизни. И вдруг «Стихи о Прекрасной Даме»? Во времена протестов, репрессий, подавления человека, как личности независимо крестьянин ты или дворянин. В такое время хотелось хоть как-то спастись от действительности. Вот как раз писатели и стали прибегать к символизму, дабы найти отдушину, стали прибегать к мистическому и нереальному.

Стихи о Прекрасной Даме история создания

Блок нашел свою отдушину в любви, в том чувстве, которое окрыляет и возводит до небес. В любви к «Прекрасной Даме», которую стал излагать на листах бумаги. Так появились у Блока «Стихи о прекрасной Даме». В каждом своем произведении он искал спасения, скрывался от серости будней и это ему удавалось. Он, когда писал, попадал в райское место, в мир любви к «Прекрасной Даме», образ которой он сотворил в своих мыслях и стал ему поклоняться «порой — слуга, порою — милый; и вечно — раб»,- как пишет в стихах поэт.

Блок боялся, что в реальном мире он не найдет такой женщины, потеряется созданный им образ: «Но страшно мне: изменишь облик Ты». Однако Блок продолжает искать «Прекрасную даму», он ищет ее везде, слышит ее голос, дыхание на улицах, ищет ее взгляд и находит. Находит намного прекраснее женщину, настоящую, живую.

Он встретил свое счастье, свою любовь в образе Менделеевой Лидии. Его любовь с еще большим рвением стала отображаться на бумаге. Он боялся спугнуть ее, он не хотел, чтобы она упорхнула, будто бабочка, поэтому долго лишь следил за ней, любовался издали, но он понимал, это та самая женщина, та самая «Величавая Вечная Жена», его половинка «не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая — Ты». И он решился сделать предложение. С годами чувства не угасли, а только разгорались, о чем свидетельствуют произведения, вошедшие в цикл под названием «Стихи о Прекрасной Даме».

Кому посвятил Блок Стихи о Прекрасной Даме?

Отвечая на вопрос: «Кому посвятил Блок «Стихи о Прекрасной Даме», с уверенностью можно сказать, ей, Лидии Менделеевой, которая прожила с ним до последнего его дыхания. Только ей одной и прекрасному чувству любви были посвящены такие замечательные шедевры.

Краткий анализ ранней лирики Блока в Стихах о Прекрасной Даме

Работая над «Стихами о Прекрасной Даме» Блока и делая анализ, мы можем сказать, что здесь переплелось «двоемирие»: небо и земля, материальное и духовное. Все стихи, наполнены возвышенными чувствами, здесь ощущается разрыв с действительностью, создание неземных идеалов. Когда читаешь стихи о прекрасной женщине, начинаешь понимать все чувства, которые испытывал поэт и кажется, будто бы читаешь его жизнь, ведь не зря же раннюю лирику Блока «Стихи о Прекрасной Даме» назвали лирическим дневником поэта.

Анализ цикла стихотворений – О прекрасной даме

Стихи о” Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения…

Стихи о” Прекрасной Даме» были написаны в конце 19 века и начале 20 века, сложное, смутное время; время переоценки ценностей, пересмотра жизненных принципов; время репрессий и революций, протеста, унижений и игнорирования человека, как личности. Страдали все от крестьянина до дворянина. Таким образом, люди измученные безжалостной реальностью искали отдушину, покоя в мистическом.

Огромное влияние на формирование мировоззрений многих современников Блока оказала философия Соловьева, особенно тезис:” сама любовь мира открыта через любовь к женщине…в любви – спасенье наше…» , так же и наш Поэт , создавая свои маленькие произведения, пытался укрыться от серой, грубой реальности, искал спасенья в райском, возможно даже утопическом, мире своей бесконечной любви к” Прекрасной Даме”, в красоте ее,”Вечной Женственности». Поэт целиком растворялся в омуте прекрасных грез, поклонии этой небесной богине, он отчетливо видел каждую черту её лица, знал все о сотворенном его мыслью существе, он был рабом своей мечты:

Твоих страстей повержен силой,

Под игом слаб.

Порой – слуга; порою – милый;

И вечно – раб.

Блок почему-то предчувствовал приход этой удивительной девы, боялся что по пути в реальность нежное создание потеряет часть своей первозданной красоты:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В страхе перед ужасным, обжигающим и разъедающем все на своем пути стихийным миром, Александр Александрович сам начинает искать свою” Прекрасную Даму”: мягкий, завораживающий голос в суетливых магазинчиках, тихое дыхание в шуме не утихающей улицы, скромный взгляд в толпе прохожих… Ищет бездушное, бессловесное творенье свое – находит еще более прекрасную, настоящую, живую женщину, независимую и свободную, как ветер легкую и прозрачную… Душа его была переполнена радостью, надеждой на счастье, он хотел взять свою любимую под руку и лететь к свободному будущему. Сила красоты Лидии Дмитриевны Менделеевой (Это была поистине” Прекрасная Дама»: грациозна, воспитана. Она озаряла всех не только светом добра сердца своего, но и внешне была подобна золотому лучику солнца в серой пыли настоящего: русая коса аккуратно спускалась до пояса, огромные сапфировые глаза нередко будили искренние улыбки на усталых лицах обычных людей.) была настолько велика и светла, что он не страшился пораниться об острые шипы всепоглощающего времени, о злые” кроличьими взгляды пьяниц»,насмешки” двенадцати» в том долгом и бездонном пути к сияющей где-то вдали звездочке высшего довольства:

И полны заветной дрожью

Долгожданных лет,

Мы помчимся к бездорожью

В несказанный свет.

Так поэт полюбил земную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мечты своей. Вот что он тогда ощущал:

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло…

И твое золотое весло.

Но тем не менее” Прекрасная Дама» была все еще жива, она просто еревоплотилась, как и чувства Блока. Они стали еще более возвышенны и одновременно ближе к действительности. Александр Александрович все еще до конца не верил в реальность существования Лидии Дмитриевны. Он любил её чистой, искренней, божественной любовью, дрожал от мысли спугнуть ее, верил в то, что она упорхнет, как бабочка, если услышит шаги вблизи, и потому очень долго просто любовался совершенством её красоты:

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

В те моменты влюбленный точно знал, что именно эта девушка и есть его” Величавая Вечная Жена», та самая половинка, которую ему посчастливилось встретить в самом начале жизни:

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Это была действительно она. В январе 1903 года состоялось торжественное бракосочетание Александра Александровича Блока и Лидии Дмитриевной Менделеевой.

С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал её любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели, хоть немного отвлечься от злой несправедливости бытия:

…А там, наточив топоры,

Веселые красные люди,

Смеясь, разводили костры…

Со мною – весенняя дума,

Я знаю, что Ты не одна…

Скрипки стон неутомимый

Напевает мне:” Живи!»

Образ девушки любимой –

Повесть ласковой любви.

Именно это нежное чувство и освещало весь жизненный путь поэта.

Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о” Прекрасной Даме». Каждое из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков… Все эти отдельные и слаженные фрагменты живы, каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться можно даже ощутить ритм биения сердца его:

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны!

Поэт перелил бушующую музыку своих чувств в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться этим чудесным созвучием в цикле” О прекрасной даме».

Название цикла Блоку предложил В. Брюсов. В него вошли лучшие стихотворения 1901 - 1902 годов, посвящённые Л.Д. Менделеевой. О композиции сборника поэт писал: «...“однострунность” души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке; здесь главы определяются годами, в следующих книгах - понятиями...» Эта книга - наиболее яркое явление «младшего символизма» в русской литературе, но вместе с тем это лирика, вобравшая в себя мировые и русские поэтические традиции, опыт Тютчева, Фета, Полонского. В дневнике Блок записал, что стихи - это молитва, а поэт - это апостол, слагающий их в «божественном экстазе», а вдохновение сродни вере. Три облика лирической героини отмечают исследователи этого цикла: космический - Душа Мира; религиозный - Царица Небесная; бытовой - нежная, но немного надменная девушка. Стихотворения раскрывают взаимоотношения с подругой, невестой, женой, в которой поэт увидел воплощение Вечной Женственности, христианский символ: «Я в лучах твоей туманности / Понял юного Христа». Появляются образы храмов, соборов, церковных врат.

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.
«Вхожу я в тёмные храмы...», 1902

Земной мир и символический тесно переплетены. Звуки и голоса едва слышны, приглушены, таинственны. Господствует белый цвет - основной в образе героини.

Но разве мог не узнать я Белый речной цветок,
И эти бледные платья,
И странный, белый намёк?
«Тебя скрывали туманы...», 1902

Настроение лирического героя переменчиво - надежды и сомнения, любовь и предвидение гибели Прекрасной Дамы. Появляется тема рыцарского служения даме сердца. Лирический герой подчёркивает своё ничтожество перед её «глубинами», называя себя «тварью дрожащей». Не только к неземной любви стремится он, но и к земной, реальной женщине: «Я и молод, и свеж, и влюблён, / Я в тревоге, в тоске и в мольбе, / Зеленею, таинственный клён, / Неизменно склонённый к тебе...» Встреча героев реальна, образный ряд конкретен. Словно средневековый рыцарь, поэт создаёт «молитвенник любви» - книгу, которую всегда считал лучшей.

В «Стихах о Прекрасной Даме», по словам Брюсова, «как бы совсем нет ничего реального», - переживания перенесены в идеальный мир. Жизнь «мучит» поэта, земля для него - «пустынна», он себя чувствует в «старинной келье», на таинственном «царственном пути»; впереди «огнистый столп», свои мечты он определяет как «сны раздумий небывалых», «как священный сон», и его заветные мольбы сводятся к одному: да исчезнет «мысль о теле», «воскресни дух, а плоть усни!».

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Александр Блок поэт-символист, который жил на рубеже веков, в смутное время, когда велась переоценка ценностей, пересмотр принципов жизни. И вдруг «Стихи о Прекрасной Даме »? Во времена протестов, репрессий, подавления человека, как личности независимо крестьянин ты или дворянин. В такое время хотелось хоть как-то спастись от действительности. Вот как раз писатели и стали прибегать к символизму, дабы найти отдушину, стали прибегать к мистическому и нереальному.

Стихи о Прекрасной Даме история создания

Блок нашел свою отдушину в любви, в том чувстве, которое окрыляет и возводит до небес. В любви к «Прекрасной Даме», которую стал излагать на листах бумаги. Так появились у Блока «Стихи о прекрасной Даме». В каждом своем произведении он искал спасения, скрывался от серости будней и это ему удавалось. Он, когда писал, попадал в райское место, в мир любви к «Прекрасной Даме», образ которой он сотворил в своих мыслях и стал ему поклоняться «порой - слуга, порою - милый; и вечно - раб»,- как пишет в стихах поэт.

Блок боялся, что в реальном мире он не найдет такой женщины, потеряется созданный им образ: «Но страшно мне: изменишь облик Ты». Однако Блок продолжает искать «Прекрасную даму», он ищет ее везде, слышит ее голос, дыхание на улицах, ищет ее взгляд и находит. Находит намного прекраснее женщину, настоящую, живую.

Он встретил свое счастье, свою любовь в образе Менделеевой Лидии. Его любовь с еще большим рвением стала отображаться на бумаге. Он боялся спугнуть ее, он не хотел, чтобы она упорхнула, будто бабочка, поэтому долго лишь следил за ней, любовался издали, но он понимал, это та самая женщина, та самая «Величавая Вечная Жена», его половинка «не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая - Ты». И он решился сделать предложение. С годами чувства не угасли, а только разгорались, о чем свидетельствуют произведения, вошедшие в цикл под названием «Стихи о Прекрасной Даме».

Кому посвятил Блок Стихи о Прекрасной Даме?

Отвечая на вопрос: «Кому посвятил Блок «Стихи о Прекрасной Даме», с уверенностью можно сказать, ей, Лидии Менделеевой, которая прожила с ним до последнего его дыхания. Только ей одной и прекрасному чувству любви были посвящены такие замечательные шедевры.

Краткий анализ ранней лирики Блока в Стихах о Прекрасной Даме

Работая над «Стихами о Прекрасной Даме» Блока и делая анализ, мы можем сказать, что здесь переплелось «двоемирие»: небо и земля, материальное и духовное. Все стихи, наполнены возвышенными чувствами, здесь ощущается разрыв с действительностью, создание неземных идеалов. Когда читаешь стихи о прекрасной женщине, начинаешь понимать все чувства, которые испытывал поэт и кажется, будто бы читаешь его жизнь, ведь не зря же раннюю лирику Блока «Стихи о Прекрасной Даме» назвали лирическим дневником поэта.

Это популярно:

Анализ стихотворения «Пороша» Есенин Анализ стихотворения «Муза» Ахматова Анализ стихотворения «Дверь полуоткрыта…» Ахматова Анализ стихотворения «Я - Гамлет…» Блока Анализ Стихотворения А.А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Прекрасна ты,моя великая принцесса.
Весна в душе твоей мимозой расцвела.
Познать всю правду сказочного леса
Мечтала в детстве,принца ты ждала.

Хотела ты без памяти влюбиться.
Стать для него желанною одной,
И страстною,как может только львица,
Свести с ума,очаровав собой.

И вот пришёл желанный-неказистый,
Но это принц,он принц твоей души.
А взгляд его неистовый и чистый.
Скорей к нему в объятия спеши.

Вы проживёте вместе жизнь большую,
Пройдёте вместе тысячи дорог.
И судьбы во единую цепь связуя,
Пока смерти молчит ещё звонок.

Нежная и скромная заря,
Для меня милее в мире нет!
Говорить не стану я зазря!

Если улыбаешься мне ты,
Солнце прогоняет тьму ночи,
И сюда с небесной высоты
Тянет свои теплые лучи!

И как лань волнующе стройна!
Для меня такая ты одна!

О, женщины, земное чудо!
Вас всех для счастья создал Бог.
Глаза - прекрасней изумрудов,
Душа - таинственный цветок.

Жизнь - это вечное движенье.
За мир всегда в тревоге мать
И за судьбу детей. С рожденья
Их ей лелеять, охранять.

Легко живется рядом с вами.
Вы все стараетесь успеть.
Все сделать добрыми руками,
Над колыбелью песни спеть…

Кто с вами красотой сравнится?
Вы от вниманья, нежных слов ,
С мужчиной рядом, как царицы,
Цветок любви среди цветов.

О, наши милые царицы!
За все старанья вам поклон!
Пусть счастье с вами породнится
И станет жизнь, как чудный сон.

Во всем стремитесь к совершенству,
Цените жизни каждый час.
Пусть испытает тот блаженство,
Кто всей душой полюбит вас.

Ты мой ясный, утренний рассвет,
Нежная и скромная заря,
Для меня милее в мире нет!
Говорить не стану я зазря!

Если улыбаешься мне ты,
Солнце прогоняет тьму ночи,
И сюда с небесной высоты
Тянет свои теплые лучи!

Словно лунный свет неуловима,
И как лань волнующе стройна!
Манишь ты к себе неумолимо...
Для меня такая ты одна!

Мне нравится быть женщиной за двадцать:
Смеяться, увлекаться, ошибаться,
Влюляться до безумия навеки
И видеть друга в каждом человеке.

О звуках Мендельсоновского марша
Мечтать. И чтоб мужчина был постарше...
Надеяться стать светочем Вселенной,
Чтоб замер мир передо мной смиренно!

Мне нравится быть женщиной за тридцать:
Сиять огранкой и собой гордиться,
Любить со страстью и душой и телом,
Желанной быть, раскованной, умелой.

Семью хранить, как свечечку, в ладошках,
Слыть умницей, но взбалмошной немножко.
И чувствовать: я- светоч во Вселенной,
Мир замирает предо мной смиренно!

Мне нравится быть женщиной за сорок:
Быть мудрой и прекрасной, как богиня,
Не ведающей злобы и гордыни,
При этом знать: Я - светоч во вселенной
И замер мир передо мной смиренно!

На коленях свернувшись кошечкой
Ты читала мне книги вслух
Ты родная, моя хорошая!
Был любовник тебе, был друг!

Приходил, задушив в объятиях
Грела быстро простой обед.
Поклянусь на своем распятии
Никого мне дороже нет.

О, женщина! – творение Богов!
Ты лучшее создание Вселенной!

Всегда бывая необыкновенной!

Глаза твои – сияние озер,


Морозы отводящий стороною!



Тебе желаю счастья до небес,

Ты - океан из нежности и ласки,
Ты - целый мир из света и цветов,
Ты - радуга эмоций, где все краски
Смешала вдруг волшебница Любовь.

Ты - королева вкуса, моды, стиля,
Собою глянец ты затмишь любой.
И сколько бы тебе вокруг не льстили,
Ты искренна всегда сама с собой.

Сердце покорила красотой небесной,
Смехом-переливом, грацией, умом,
Делая простую тему интересной,
Ты весьма желанна в обществе любом.

Юмор твой уместен и не жалит ядом,
Лести нет фальшивой – искренна всегда.
Счастлив я безмерно быть с тобою рядом,
Ты – небес подарок, ты – моя звезда!

Всю жизнь мечтаю я глаза в глаза
Пробыть, любимая, с тобой наедине -
Иначе тайну их понять нельзя,
Загадка эта не доступна мне!

Они красивы в опушении ресниц,
Их цвет изменчив, как и небеса,
Не хватит даже нескольких страниц,
Чтобы воздать хвалу твоим глазам!

Красивая и нежная, робкая, не спешная,
Милый ангел во плоти, ты с ума меня сведи!
Мой покой ты забрала, одним взглядом
Очаровала меня!
Прикоснись к моей груди,

И почувствуй ритм сердца,
Как оно бьется в груди.
Ты в глаза мне посмотри.
В них прочтешь ты все о моей любви!

Ведь я люблю тебя так страстно,
Но любовь она не опасна.
Отдайся ей, иди в мои объятья.
Моя мечта - это ты одна!

Чистота в душе -
как колодец бездонный,
который не вычерпать до дна.
Вкусна и прохладна водица.

Так хочется прильнуть губами,
пить и никогда не напиться!
Но как колодец сохранить,
чтоб он не засорился,

не измельчал
и не забился илом?

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год,и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,

Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти
По чащам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду,никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Женщина должна быть загадкой:
Маленькой, миленькой,сладкой.
Кокетничать,строить глазки,
Верить во всякие сказки.

Оставаться святой и грешной,
Быть красивой душой и внешне.
Обаятельным, хитрым бесенком,
Нежным. мягким пушистым котенком.

Шалуньей веселой, игривой,
Любить и всегда быть любимой.
Влюбленной безумно и страстно,
Ласковой, робкой и властной,

Сквозь слезы уметь смеяться
И никогда не сдаваться........

Милая, смешная сумасбродка,
Женщина по имени Душа
Промочила и пальто, и боты,
И опять часы её спешат!

В облаках, как будто в белой шали,
Прыгала в воздушные струИ,
“Как же в небесах тебя держали
Крылышки прозрачные твои?

Ну и что, нашла ключи от рая?”
Прикорнув на стуле у двери,
Пёрышки рукой перебирая,
Улыбнувшись грустно, говорит:

“Это верно, на подъём легка я,
Даже под дождём и на снегу.
Извини,что глупая такая-
На земле остаться не могу..

Не зови меня в богатый терем,
Где всегда покой и тишина -
Сонная и сытая тетеря,
Разве буду я тебе нужна?

Не читай морали и нотаций,
Помудреть до срока не проси,
Дай мне напоследок налетаться,
Дай - пока ещё хватaeт сил...

Золотая клетка не годится
Мне для постоянного жилья,
Я-Душа,а это значит- птица,
Ипостась крылатая твоя..

Жизни дали срок такой короткий
A не судят тех, кто не грешат...”
Милая, смешная сумасбродка
Женщина по имени Душа

Всем женщинам, которые читают эти строки –
Наполненные нежностью слова,
Я вас прошу – не подводить итоги,
Ведь с каждым утром эта жизнь – нова.

Вы,просыпаясь ранним утром,доверяйте встречам
Они приносят убеждение в том,
Что только вера и любовь излечат,
Что счастье–близко,по дороге в дом!

Вы только не грустите и не отдавайтесь страсти
Неверия,отчаянья и зла.
Все эти мимолётные напасти
Как от костра бессильная зола.

Молитва за женщину.
Огради её от мук,
От обиды, слёз и горя,
От несчастья и боли,

От потерь и от разлук.
Огради от сплетен, лжи,
Равнодушия и лести,
От падения и мести,

От невзгод всех огради.
Огради от злой молвы,
От страданья и печали,
Пусть беды к её причалу

Не пристанут корабли.
Нежность встреч ей подари,
Теплоту, любовь и счастье,
Дружбу, чистоту участья,

Луч не гаснущей зари.
Подари ей, поспеши,
Чистоту всех отношений,
Не коснутся пусть лишенья
Её трепетной души

Вженщине есть сила, которая изумляет мужчину.
Она может справиться с бедой и вынести тяготы жизни.
Она несет счастье, любовь и понимание.
Она улыбается, когда ей хочется кричать, поет, когда хочется плакать.

Плачет, когда счастлива, и смеется, когда боится.
Она борется за то, во что верует.
Восстает против несправедливости.
Не принимает отказа, когда видит лучшее решение.

Она отдает всю себя на благо семьи.
Ведет подругу к врачу, если та боится.
Любовь ее безусловна.
Она плачет от радости за своих детей.

Радуется успеху друзей.
Умиляется рождению ребенка и свадьбе.
Сердце ее разрывается от горя, когда умирают родные или друзья.
Но она находит в себе силы продолжать жить.

Она знает, что поцелуй и объятие могут исцелить разбитое сердце.
У нее лишь один недостаток:
Она забывает о своих достоинствах…
Передай это своим подругам, чтобы напомнить им, какие они чудесные

О, женщина! – творение Богов!
Ты лучшее создание Вселенной!
Владеешь ты могуществом волхвов,
Всегда бывая необыкновенной!

Глаза твои – сияние озер,
Влекут своей бездонной глубиною!
А сердце – согревающий костер,
Морозы отводящий стороною!

С тобою встреча – чудо из чудес!
Ты фея из прекрасной доброй сказки,
Тебе желаю счастья до небес,
Любви Великой, нежности и ласки!

Любите женщину за грех, который вынесла из рая.
А не за то, что лучше всех она готовит и стирает.
Любите женщину за грусть, которую от Вас скрывает.
За то, что рядом с нею груз проблем быстрее убывает.

Любите женщину за ум, который и велик и скромен.
За детского веселья шум, рассветным утром в Вашем доме.
Любите женщину за ночь, которую она Вам дарит,
И за желание помочь, когда смертельно Вы устали.

И за бесценный дар небес- сарказмы терпеливо слушать.
Любите в женщине мечту и интригующую тайну.
Не унижайте красоту упрёком, брошенным случайно.
Любите женщину за лесть, ласкающую ваши уши.

Любите в женщине протест, как любит слабых победитель.
И ПРОСТО ТАК, ЗА ТО, ЧТО ЕСТЬ ОНА У ВАС-ЕЁ ЛЮБИТЕ

Распечатать

Редко какой лирик не касается темы «Прекрасной Дамы». Вот и Александр Блок, первый поэтический сборник которого вышел в 1905 году, его так и назвал — «Стихи о Прекрасной Даме».

Идею дать такое имя циклу подсказал автору русский поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Цензура не приложила руку к сборнику поэта; это произошло благодаря протекции Э.К.Метнера, будущего известного руководителя издательства «Мусагет», с которым автор в дальнейшем поддерживал дружеские отношения.

«Стихи о Прекрасной Даме» состоят из трёх разделов, связанных между собой: «Неподвижность», «Перекрёстки», «Ущерб».

В первом разделе, «Неподвижность», собраны стихи, непосредственно обращённые к Прекрасной Даме. «В само понятие «Неподвижность» Блок вкладывает глубокий философский смысл, и оно в его поэтическом иносказании имеет много оттенков. Самый несомненный из них выражает идею постоянства, верности, рыцарского служения Прекрасной Даме». В этот раздел сборника «отобраны наиболее лирически сильные, ответственные, резко звучащие стихи».

Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной — в улетающий день.

Раздышались цветы — и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

Второй раздел сборника, именуемый «Перекрёстки», другого плана. Существенно меняется палитра, ритм, появляется Петербург в видении Блока. Пред нами – его Город. Если «Неподвижность» — всё о деревенском, о чудном мире Природы, то «Перекрестки» — это о некоем повороте, который совершил автор. Уже стартовое стихотворение «Обман», его название, скажет нам о многом. Лучезарность строк позади, многозначительность и откровенная дерзость – впереди. Вместо розовых зорь – фабричная гарь, в глаза мечется красный свет.

Утро. Тучки. Дымы. Опрокинутые кадки.
В светлых струйках весело пляшет синева.
По улицам ставят красные рогатки.
Шлёпают солдатики: раз! два! раз! два!

Раздел «Ущерб», третий по счёту — переходного плана. Впереди новый сборник стихов — «Нечаянная радость».

«В одном из поздних писем (весна 1914 года) Блок изрёк вещие для него слова, относящиеся в равной мере к его прошлому, настоящему и будущему, ко всей его жизни, по которой он шёл «стезёю правды: «…искусство там, где ущерб , потеря, страдание, холод. Эта мысль стережёт всегда…». Название заключительного раздела книги «Стихов о Прекрасной Даме» — «Ущерб» — содержит в себе именно этот смысл, о котором говорилось в блоковском письме.

«Настоящее вокруг Тебя, живой и прекрасной русской девушки » — так писал Блок своей невесте, делая комментарии к сборнику о «Прекрасной Даме». Выход этого поэтического труда Блока не прошёл незамеченным. Одним из первых критиков поэта явился его друг Андрей Белый (конфликтных ситуаций на тот момент между ними ещё не было). «Здесь в Москве есть люди, которые ставят Вас во главе русской поэзии. Вы и Брюсов нужнейшие поэты для России ».