Ору как средство воспитания правильной осанки. Физические упражнения - основное средство формирование правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста


1. Значение правильной осанки

5. Практическое задание

Литература

1. Значение правильной осанки

Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки , естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.

2. Виды, признаки неправильной осанки

Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

А) Лордогическая.

Лордоз шейного отдела - это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.

Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.

Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.

Б) Кифотическая.

Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.

В) Выпрямленная.

Плоская спина - длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.

Г) Сутулая

Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.

Д) Сколиоз

Если сколиоз - это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела - оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.

Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.

3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки

У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа "калачиком", когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают "ошибочные" условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель - стол, стул - должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки - для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава.

Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на следующее:

· при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30-35 сантиметров;

· очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у школьников младших классов вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10-15°) наклоном букв.

Также очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: необходимо минимум через каждые 25-30 мин. устраивать короткие, на 10 мин., перерывы для отдыха с простыми физическими упражнениями, которые быстро восстанавливают работоспособность, и обязательной гимнастикой для глаз.

Систематические занятия физической культурой и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела.

4. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение

Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия - все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.

При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10-12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, развивается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а, следовательно, удлиняется.

Виды плоскостопия.

В соответствии с причинами, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемоестатическое плоскостопие.

Часто статическое плоскостопие вызывают и длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека: "весь день на ногах".

Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

На подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;

На тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями;

Под внутренней и наружной лодыжками;

Между головками предплюсневых костей;

В мышцах голени из-за их перегрузки;

В коленном и тазобедренном суставах;

В бедре из-за перенапряжения мышц;

В пояснице на почве компенсаторно-усиленного лордоза (прогиба).

Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки появляется отечность.

Другой вид этой болезни - травматическое плоскостопие.

Как и следует из названия, этот недуг возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны.

Следующий вид - врожденное плоскостопие. Его не следует путать с "узенькой пяткой" аристократических леди, характерной для статического плоскостопия. Причина врожденного плоскостопия иная.

У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.

Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.

Рахитическое плоскостопие - не врожденное, а приобретенное, образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция - этого "цемента" для костей. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).

Паралитическая плоская стопа - результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Часто человек не догадывается, что у него плоскостопие. Бывает, вначале, уже при ярко выраженной болезни, он не испытывает болей, а только жалуется на чувство утомления в ногах, проблемы при выборе обуви. Но позже боли при ходьбе становятся все ощутимее, они отдают в бедра и поясницу; икроножные мышцы напряжены, появляются натоптыши (участки омозоления кожи), костно-рубцовые разрастания у основания большого пальца, деформация других пальцев стопы.

Профилактика плоскостопия.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.

Следующим методом профилактики является проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвешивают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.

Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5-8 минут, а с детьми от 1 до 3 лет - не только индивидуально, но и группами по 4-5 человек: продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18 - 20 минут. Для детей 3 лет и старше проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.

Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3-5 лет - 20 минут, для детей 6-7 лет - 25 минут.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца - органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма питательными веществами и обмен газов.

Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.

5. Практическое задание

1. Определить вид осанки (3 мальчика, 3 девочки).

В обследовании принимало участие 6 детей. Были получены следующие результаты: Весельева К. - нормальная осанка, Скобелев Ю. - сутулая осанка, Тюрина А. - нормальная, Гладун А. - сколиотическая, Плешков И. - сутулая, Кожухов К. - нормальная.

2. Выявить все нарушения осанки у детей вашей группы и дать рекомендации по их исправлению или коррекции.

В обследовании участвовало 10 детей. Из них 2 ребенка имеют сколиотическую осанку (Гладун А., Румянцева М.), 4 ребенка сутулую осанку (Скобелев Ю., Чебкасова Л., Сучкова Н., Плешков И.).

1. Следует регулярно проводить с ребенком физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие его здоровье и опорно-двигательный аппарат.

2. Не допускать, чтобы ребенок лежал или спал в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью его тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку.

3. Не следует разрешать ребенку подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах.

4. Следить за тем, чтобы ребенок не стоял и не сидел на корточках продолжительное время на одном месте, не ходил на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносил тяжестей.

5. Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой ребенка. Мебель должна соответствовать его росту и пропорциям тела.

6. Определить стопу ребенка (5 детей).

В обследовании принимало участие 5 детей. Из них 3 ребенка имеют плоскостопие: Плешков И., Зенкова Н. - статическое плоскостопие, Кожухов К. - врожденное.

Литература

1. Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]. - М., Просвещение. 1975 г.

2. Халезин Х.Х. Правильная осанка [Текст]. - М., Медицина. 1972 г.

3. Танкова-Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний [Текст]. - М., Просвещение. 1981 г.

4. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - Новокузнецк. 1998 г.

5. Коростелев Н.Б. От А до Я [Текст]. - М., Медицина. 1980 г.

УДК 796.012.62

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Г.Н. Богданова, П.Ф. Шевлякова, Р.Ф. Богданова

Определено влияние физических упражнений на формирование правильной осанки. Дана оценка эффективности физических упражнений при нарушениях осанки в детском возрасте.

Ключевые слова: нарушение осанки, детский возраст, физические упражнения, дошкольные учреждения, занятия в бассейне

По данным статистики 15-17 % дошкольников имеют нарушения осанки, в 7-9 лет - у каждого третьего ребенка, а среди школьников процент возрастает до 80 %. Значение правильной осанки трудно переоценить. Она формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка и легко изменяется под действием позитивных или негативных факторов

Цель исследования: изучить влияние физических упражнений на формирование правильной осанки у детей.

Задачи работы:

1. Определить влияние физических упражнений на формирование правильной осанки.

2. Оценить эффективность физических упражнений при нарушениях осанки в детском возрасте.

Основой правильной осанки является здоровый позвоночник -именно он опора всего организма. Нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, органы пищеварения, мышечный и связочный аппарат всего организма .

Осанка - привычная непринужденная поза человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.

Правильная осанка характеризуется вертикальным положением головы и остистых отростков, горизонтальным уровнем надплечий, симметричным расположением углов лопаток, симметричными треугольниками талии, физиологическими изгибами позвоночника, правильной формой грудной клетки и живота, наклоном таза, одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также

эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей .

Причины нарушения правильной осанки у детей:

Слабость естественного мышечного корсета ребенка;

Снижение двигательной активности;

Несоответствие мебели весо-ростовым показателям ребенка;

Увлечение компьютерными играми;

Длительное сидячее положение;

Плохая организация рабочего и игрового пространства.

В подведомственных дошкольных учреждениях проведен углубленный медосмотр 8814 детей. Отставание в физическом развитии выявлено у 205 (2,34 %) детей, нарушение осанки у 324 (3,67 %) дошкольников.

В детском саду коррекционного вида были дети с различными отклонениями в состоянии здоровья. Нами оценивалось физическое развитие детей подготовительной группы методами наружного осмотра и антропометрических измерений. При наружном осмотре оценивались осанка, формы костного скелета: грудная клетка, спина, живот, нижние конечности, состояние мускулатуры, кожных покровов и жироотложения. У четырех детей подготовительной группы выявлены нарушения осанки. У трех детей была сутуловатость и у одного ребенка - сколиоз грудного отдела позвоночника. У других детей были изменения формы спины: круглая, плоская.

Нарушения осанки у детей были вызваны слабым физическим развитием и отсутствием навыка правильной осанки, а не следствием обменных заболеваний или ортопедической патологии. Функциональные нарушения относительно легко поддаются коррекции. Поэтому при составлении комплексов лечебной гимнастики и физкультурного занятия в них включались общеразвивающие упражнения и упражнения корригирующего характера.

Наиболее эффективным средством профилактики нарушений осанки являются систематические занятия физической культурой. Задачи ЛФК при нарушениях осанки: 1) обучение навыкам правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка. 2) укрепление мышц туловища и конечностей. 3) нормализация трофических процессов в мышцах туловища. 4) целенаправленная коррекция имеющихся нарушений осанки.

В основе применения ЛФК лежат три основных направления -корригирующая, симметричная и асимметричная гимнастика.

Применялись следующие упражнения: дыхательные упражнения, общеразвивающие упражнения (бег, прыжки, подвижные игры), упражнения на тренажерах или упражнения на равновесие, упражнения с использованием различных видов снарядов (флажки, мячи, кубики, кегли,

массажеры).

Такие упражнения и физкультминутки рекомендуются при длительных педагогических занятиях или длительной умственной деятельности. Перерывы хорошо делать каждые 45-60 минут, в которых необходимо выполнять простые физические упражнения, упражнения для туловища, спины, кистей рук и упражнения для глаз .

Для исправления дефектов осанки использовались определенные упражнения, которые подбирались в соответствии с видами нарушения осанки. Дыхательные и общеразвивающие упражнения использовались при всех видах нарушений осанки. Они способствуют улучшению дыхания, органов кровообращения, трофических процессов. Упражнения выполнялись из различных исходных положений, для всех мышечных групп, с предметами или без них.

Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза) применялись: прогибание спины назад с отведением рук вверх назад; ходьба на носках с наклоном спины; растягивание мышц спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием; вытягивание сцепленных рук назад; прогибание спины в положении лежа с упором на локти; укрепление мышц спины стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны.

При боковом искривлении позвоночника (С- и 8-образный сколиоз): подбирались специальные упражнения для мобилизации позвоночника, упражнения для коррекции деформации и удержания коррекции. Пружинящие наклоны вправо и влево; поднимание левой руки вверх с отведением правой назад и наоборот.

Исходное положение лежа на животе. Голова в упоре на подбородок, руки в позе коррекции: левая вверх, правая в сторону ладонью к полу, левая нога отведена до угла 15 градусов. Приподнимаем голову, плечи, руки, левую ногу, кисти рук сжаты в кулак. Удерживаем положение с напряжением на 4 счета 6-8 раз. Выполняем медленно и следим за дыханием. Сгибание спины с отведением левой руки вверх в положении лежа на животе, затем то же с отведением правой руки; прогибание спины из положения стоя на четвереньках с подниманием левой руки вверх, затем то же для правой руки. Лежа на спине. Руки в позе коррекции: левая -вверх, правая - в сторону. Сгибание и разгибание левой ноги в тазобедренном и коленном суставах на 6 счетов («насос») 6-8 раз.

Упражнения, выполняемые лежа на спине, животе разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности пораженного сегмента, укрепляют мышечный корсет. Активно использовались упражнения на равновесие: ласточка, перешагивание через препятствия, «бой на бревне», ножницы и велосипедные упражнения.

Эффективность ЛФК заключается в целенаправленной коррекции, имеющегося нарушения осанки, укреплении мышечного корсета и

нормализации трофических процессов в мышцах. Хороший эффект коррекции осанки был получен у детей, занимающихся в плавательном бассейне. Также специально подбирали комплекс упражнений с учетом степени деформации позвоночника. При кифозе необходимо больше плавать на спине. Широко использовались упражнения оказывающие легкое вытягивающее воздействие на позвоночник, способствующие укреплению мышц живота и спины, вызывающие расширение грудной клетки и улучшающие жизненную емкость легких и тренирующих дыхательный аппарат. Температура воды в бассейне была комфортной, не ниже 28-30 градусов. Организация лечебно-оздоровительных занятий проводилась с сентября по июнь и предусматривала решение задач по периодам.

Задачи подготовительного периода: 1) повышение уровня физического развития; 2) выработка правильной осанки, приобретение навыков держаться на воде, выполнять специальные упражнения.

Задачи основного периода: 1) укрепление мышечного корсета;

2) стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки путем дозированных плавательных нагрузок и специальных упражнений в воде;

3) совершенствование техники плавания, выполнение специальных упражнений.

Задачи заключительного периода: 1) стойкое закрепление результатов лечения и оздоровления; 2) повышение функциональных возможностей организма и общего уровня физического развития, 3) поддержание хорошего уровня физического развития и функциональных способностей, приобретенных в основном периоде.

При оценке эффективности занятий использованы пробы Ромберга, Штанге, Генча, тесты на силовую выносливость, тест Адамса, тест на гибкость позвоночника.

Все дети, обучающиеся в плавательном бассейне улучшили свое физическое развитие, добились поддержания позвоночника в правильном положении, правильной осанки, хорошо укрепили мышечно-связочный аппарат, значительно улучшили функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы. Занятия в бассейне позволили эффективно выполнять самые различные упражнения с нагрузкой на позвоночник для улучшения осанки в сочетании с приобретением навыков плавания.

Различные варианты нарушений осанки, установленные у воспитанников детских учреждений, не требуют выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Для формирования навыков правильной осанки необходимо соблюдать ряд условий: правильное чередование занятий и отдыха, правильное рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости, систематическое развитие и укрепление

мускулатуры спины, брюшного пресса. Обязательно следить за правильной осанкой не только вовремя занятий ЛФК, играх на компьютерах, но и во время приема пищи, сидя за столом при рисовании, уроках письма.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых выявлены какие-либо отклонения. В процессе занятий следует напоминать детям о правильной рабочей позе и требовать сохранения её, оберегать их от непосильных нагрузок.

Необходимо использовать комплекс физических упражнений: утренняя гимнастика, дыхательные, корригирующие, общеразвивающие упражнения и подвижные игры в работе с детьми. Обязательно обучать педагогический коллектив детских садов, самих родителей и детей систематическому применению комплекса специальных гимнастических упражнений, занятий в бассейне, необходимости внедрения физической культуры для укрепления здоровья, улучшения осанки и повышения иммунитета.

Выводы. Раннее выявление и коррекция нарушений осанки в детском возрасте приносит более заметные успехи при выполнении комплекса физических упражнений, регулярных занятий в бассейне. Занятия физическими упражнениями значительно улучшили осанку, повысили физическую активность и сопротивляемость организма детей к различным заболеваниям.

Список литературы

1. Волков И.П., Букреев А.П. Правильная осанка человека - ключ к здоровью и долголетию. Минск: Полымя, 2004. 172 с.

2. Забалуева Т.В. Закономерности формирования осанки средствами физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 4. С. 51-54.

3. Кашин А.Д. Сколиоз и нарушение осанки: лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: учеб. пособие. Минск: НМ Центр, 2000. 240 с.

4. Котешева И. А. Нарушение осанки. Лечение и профилактика. М.: Эксмо, 2004. 208 с.

Богданова Галия Нагимовна, д-р мед. наук, проф., е1епааП-712@уапёех.ги, Уфа, Башкирский институт физической культуры,

Шевлякова Полина Феодосиевна, зав. отделением, е1епаат1- 712@уапйех. ги, Уфа, дет. поликлиника № 2,

Богданова Регина Флюровна, аспирантка, е1епааП- 712@уапёех. ги, Уфа, Башкирский медицинский университет

FORMA TION OF CORRECT POSTURE PHYSICAL EXERCISES IN PRESCHOOL

G.N. Bogdanova, P.F. Shevlyakova, R.F. Bogdanova

The effect of exercise on the formation of correct posture. The estimation of the effectiveness of exercise in violation ofposture in children.

Key words: violation of posture, children, exercise, preschool, classes in the pool

Bogdanova Galiya Nagimovna, doctor of medical Sciences, elenaart-7l2@yandex. ru, UFA, Bashkirian Institute of Physical Culture,

Shevlyakova Polina Feodosievna, mad of the Department, elenaart- 7l2@yandex. ru, UFA, children"s polyclinic № 2,

Bogdanova Regina Flurovna, graduate student, elenaart- 7l2@yandex. ru, UFA, Bashkir Medical University

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.П. Губа, В.Н. Егоров, Е.Д. Грязева

Рассмотрена динамика физического развития и физической подготовленности студентов вузов города Тулы и Смоленска, которые позволяют судить о здоровье современной молодежи. Представлены росто-весовые, обхватные и тотальные данные физического развития студентов, а также результаты развития физических качеств, являющихся фундаментом физической подготовленности и функционального состояния студентов.

Ключевые слова: здоровье, здоровый стиль жизни, физическое воспитание, студенческая молодежь, мониторинг.

Одна из центральных проблем физического воспитания в системе высшего образования - повышение здоровья занимающихся и создание механизма по формированию стиля жизни, который позволяет эффективно решать профессиональные задачи будущих специалистов .

Теоретический и практический аспекты рассмотрения и анализа системы физического воспитания в высшей школе обычно ограничивается вопросами контроля физической и функциональной подготовленности, не образуя эту концепцию как фундаментальный подход. Безусловно, проблема повышения физической и функциональной подготовленности представляют важный, а подчас, кардинальный интерес при рассмотрении тенденций развития феномена «здоровый стиль жизни». Важной составляющей при формировании новой парадигмы в физическом

По данным Минздрава России у 50% детей школьного возраста отличаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения в школе двигательная активность снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать.

Все родители мечтают вырастить детей здоровыми и счастливыми, но многие из них хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий с их стороны. Они были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, медики, школьные учителя, социальные работники. Достаточно часто родители, стремящиеся помочь своему ребенку вырасти физически и психически здоровым человеком, не в состоянии правильно и своевременно решать эти задачи из-за недостатка знаний. В тоже время, почти все родители в глубине души хорошо осознают, что лучше них никто не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех отношениях. Основы здоровья, образа жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства. Воспитать здорового умного ребенка - это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения. Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить закаливание, занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка. Нарушение осанки чаше всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как правило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки - это болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологи позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения и т.д.

С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. В младших классах учащиеся проводят за партой от 4 до 6 часов. Вместе с тем статическая выносливость у школьников невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и подвижное состояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 минут. Для подростков также весьма утомительно стояние, которое является основной позой при проведении различных линеек в школе. Этим и объясняется актуальность данной темы.

Выявление причин нарушения осанки является одной из главных задач по врачебному контролю на уроках физической культуры.

Проблема исследования: заключается в том, что детей младшего школьного возраста с нарушением осанки в настоящее время увеличивается, а не уменьшается.

Объект исследования: профилактика нарушений осанки.

Предмет исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на развитие осанки школьников.

Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.

Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;

  • 2) определить методы экспериментальной работы;
  • 3) определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;

Гипотеза: если будет правильно подобрана методика проведения занятий, включающих комплекс специальных физических упражнений, то это будет способствовать профилактике нарушений осанки младших школьников.

Методы исследования:

  • - Анализ научно-методической литературы;
  • - Методы соматоскопии, антропометрии;
  • - Анализ документов учета медицинских карт;
  • - Анализ полученных результатов и их математическая обработка.

Работа состоит из введения, одной главы, выводы по 1- ой главе, список информационных источников. В ведении раскрыты цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования. В первой главе раскрыты понятия осанки, её виды и анатомо-физиологические особенности.

Выполнила: Цигиман Татьяна Владимировна.

Тема: Физические упражнения - основное средство формирование правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста .

Исследования последних лет в области экологического воспитания свидетельствуют о серьезных нарушениях в здоровье людей, в частности, об отклонениях в развитии опорно-двигательного аппарата.

Комплексным показателем состояния физического развития и здоровья детей является осанка. По данным научно-исследовательского института физиологии детей и подростков РАН, у 79,8 % учащихся первого класса обнаружены нарушения осанки, в основном – нестойкого функционального характера (69,9 %). Наибольшее число нарушений осанки зафиксировано у детей дошкольного возраста.

Формирование осанки тесно связано со всеми сторонами развития: физической, умственной, нравственной, эстетической, психической. Правильная осанка обеспечивает высокую физическую и интеллектуальную работоспособность. Особую роль в сохранении детьми правильной осанки играет сформированность психологической установки на поддержание тела в пространстве.

Важнейшее условие правильной осанки - нормальное развитие позвоночника. Если положение тела правильное, то каких-либо негативных изменений в состоянии здоровья человека не происходит. Особенно это касается состояния костного скелета и мышц. Нарушения осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом вопросы ранней диагностики и профилактики нарушений осанки у детей заслуживают, особого внимания. Неотъемлемой составной частью физической культуры, является воспитание и формирование правильной осанки человека.

Применение разнообразных физических упражнений с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста на основе анализа рефлекторной возбудимости нервных центров, иннервирующих скелетные мышцы по обе стороны позвоночного столба и особенностей развития физических качеств повысит процесс оздоровления детей, склонных к нарушению осанки во фронтальной плоскости.

Актуальность данной темы несомненна, ведь здоровье детей во многом зависит от постановки физической культуры в семье и в детских учреждениях. Необходимо добиваться, чтобы дети испытывали потребность в физических упражнениях так же, как в ежедневном потреблении пищи.

Объект исследования – формирование правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – физические упражнения как средство формирования правильной осанки.

Цель исследования – определить значение правильной осанки у дошкольников и эффективность физических упражнений в формировании правильной осанки.

Задачи:

1. Изучить проблему формирование правильной осанки дошкольников

2.Определить уровень сформированности правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста

3. Составить и апробировать систему физических упражнений как основного средства формирования правильной осанки.

Гипотеза: Физические упражнения будут являться эффективным средством формирование правильной осанки если:

- Они будут использованы в разных формах работы по физическому воспитанию;

Будут созданы соответствующие условия для формирования правильной осанки;

Будет установлен тесный контакт детского сада и семьи;

- Будут использованы разные физические упражнения.

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы,

Беседа.

Методы качественной и количественной обработки.

Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.

Все методы диагностики деформации позвоночника можно разделить: субъективные и объективные. К субъективным методам относится визуальный осмотр.

Наиболее распространенным является тест Адамса. При наклоне больного вперед визуально оцениваются фронтальные искривления позвоночника и торсио-ротационные смещения туловища.

Базой экспериментальной работы определена средняя группа № 4 ДОУ № 60 г. Благовещенска в количестве 30 человек.

Нами была определена цель констатирующего этапа: выявить уровень состояния работы по формированию правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста ДОУ № 60.

Задачи исследования:

1. Установить содержание работы воспитателей по использованию физических упражнений для формирования осанки.

2. Определить уровень нарушения осанки у исследуемой группы.

Дошкольное детство - важный период в формировании правильной осанки , так как, несмотря на возросшие функциональные возможности организма ребенка, его костная система еще находится в стадии формирования.

Помня об этом, в ДОУ № 60 постоянно ведется работа по совершенствованию общего режима, закаливания, по улучшению питания, по воспитанию культуры движений. В дошкольном учреждении созданы хорошие условия для жизни детей и их воспитания. Воспитатели постоянно следят за сменой деятельности детей, систематически проводятся углубленные медицинские осмотры. Подбор мебели происходит в соответствии с ростом и возрастом детей.

В детском саду практикуется проведение проверки осанки детей в присутствии воспитателя, что дает возможность познакомиться с методикой обследования. Врач детского сада, определяя состояние осанки каждого ребенка, говорит о выявленных дефектах и причинах их возникновения, дает воспитателям конкретные рекомендации по их устранению, назначает корригирующие упражнения.

После обследования по совету врача были проведены наблюдения за индивидуальными особенностями поведения детей. Нас интересовало, какое положение тела они принимают в разных ситуациях: при ходьбе, сидя, стоя и лежа. При внимательном наблюдении во время занятий мы заметили, что дети или опускают голову, наклоняются вперед и опираются грудью на крышку стола, или принимают еще более неудобные позы: туловище отклоняют вправо, влево, ноги поджимают под стул. Во время игр на ковре многие дети часто сидели, подложив одну ногу под себя.

После беседы с врачом мы поняли, что для формирования правильной осанки требуется повседневная коррекционная работа, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Прежде всего поставили перед собой конкретную задачу - вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей.

Определение состояния осанки детей в сагиттальной плоскости проводилось гониометрическим методом по В.А. Гамбурцеву; во фронтальной - измерением ромба Мошкова. В исследовании приняли участие дети 5 лет ДОУ № 60 г. Благовещенска, в количестве 30 человек (12 девочек, 18 мальчиков).

Следует отметить, что 41,6 % девочек и 72,2 % мальчиков имеется первая степень нарушения осанки, что говорит о недостаточном внимании, уделяемом процессу ее формирования в дошкольных учреждениях и семье. Сравнение распространенности нарушений осанки у мальчиков и девочек не выявило значительных половых различий.

Кроме общего состояния осанки детей нами анализировался характер выявленных нарушений самый распространенный тип нарушения осанки у дошкольников - сутулая спина-23,1 % детей, плоская спина - 13,2 %, лордотическая осанка - 3,5 %, кифотическая - 3,5 % и кругло-вогнутая - 10,1 %.

В соответствии с перспективным планом работы по формированию здорового образа жизни, в который входят мероприятия по формированию осанки работу начали с организации в группе рационального двигательного режима.

В течение года с детьми были проведены беседы о значении правильной осанки, знакомство со скелетом человека.

В дополнение к проводимой работе по физической культуре прибавили физкультурные паузы и начали их проводить между занятиями по 5-6 мин, а после дневного сна, в сочетании с закаливающими процедурами, длительностью до 15 мин.

Мы пересмотрели и организацию двигательной деятельности детей на прогулке. Вместе с методистом составили план-график на неделю, где распределили все подвижные, спортивные игры и игровые упражнения, предусмотрев разнообразное их использование с учетом условий проведения и времени дня. Такое планирование определило перспективу и дало возможность шире использовать все основные виды физических упражнений в работе с детьми.

Одновременно мы начали воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула, предплечьями о крышку стола; правильно ходить и стоять, равномерно распределяя тяжесть туловища на обе ноги или чередуя опорную ногу.

Учили детей принимать правильное положение тела и по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу, видеть и исправлять неправильное положение тела товарища, приучали их активно помогать нам в этой работе.

Для профилактики нарушений осанки составили систему специальных упражнений, которые проводили.

Корректирующие движения мы включаем в подвижные игры и игры-эстафеты.

При повторном осмотре у детей группы были лучшие результаты по всем показателям физического развития. Они больше прибавили в весе, окружность грудной клетки увеличилась на 2-3 см. Простудные заболевания снизились на 12%, по посещаемости группа стала лучшей в детском саду.

У 9 детей признаки нарушения осанки совсем исчезли, у 6 значительно сгладились. У детей исчезла сутулость, только у одной девочки пока осталась плечевая асимметрия.

Достигнутые результаты убедили нас в том, что воспитание правильной осанки возможно при проведении воспитательно-оздоровительной работы с детьми в комплексе, при условии строго научного подхода к ее планированию и проведению.