Архимандрит Алипий (Светличный): Как святитель Николай появился на атеистической газете. Архимандрит Алипий (Светличный): Сто лет назад в православной России был обычай изображать демонов


«Общепринятую точку зрения о дохристианских истоках праздника критикует современный историк В. Я. Петрухин.

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно. Название "Иван Купала” имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как "купатель, погружатель” (греч. βαπτιστής). Выбор именно глагола "купать” для перевода эпитета "креститель” был обусловлен и собственно славянскими представлениями: праслав. "kǫpati” обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах.

Божество «Купала» впервые упоминается в поздней Густынской летописи (XVII век) и является плодом недоразумения: летописец, зная о "бесовских игрищах” на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое "божество”. "Бесовские” имена начали тиражироваться в русской позднесредневековой книжности как имена "богов” под влиянием польской историографии. На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях.

Церковь о народной обрядности

Празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них осуждает ещё 65-е правило Трулльского собора (692 год), приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Феодор Вальсамон (XII век) в своём комментарии к этому правилу детально описывает празднование Рождества Иоанна Предтечи в Константинополе:

"Вечером 23-го июня месяца собирались на морских берегах и в некоторых домах мужчины и женщины и какую-нибудь первородную девицу убирали как невесту. Затем после пиршества и неистового плясания, после пения и криков, наливали в медный сосуд с узким горлом морскую воду и влагали туда некоторые вещи, принадлежащие каждому из них. Как скоро эта девица получала от сатаны силу давать ответы на вопросы, они с криком спрашивали о чём-нибудь добром или предвещающем несчастье, а девица, вынув из вложенных в сосуд вещей какую-нибудь наудачу попавшуюся, показывала. Принимая вещь, неразумный владелец ее тотчас же приобретал уверенность, что в будущем ему предстоит благополучие или неблагополучие. На следующий день с тимпанами и хорами выходили на морские берега, почерпали много морской воды и окропляли свои жилища. И эти неразумные люди делали не только это, но и во всю ночь жгли груды сена, скакали чрез них и демонскою силою ворожили, то есть гадали о счастье и несчастии и о другом. Свой путь туда и обратно, здание, в котором происходило волхование, с прилежащими к нему наружными местами убирали коврами и украшали шелковыми тканями и венками из древесных листьев”.

Патриарх Михаил III Анхиальский, по словам Вальсамона, приказывал покончить с этими обрядами.

В средневековой Руси обряды и игрища этого дня тоже считались бесовскими и запрещались церковными властями. Так, в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505 г.) к псковскому наместнику и властям обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи:

"зело не престала зде ещё лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское… тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание.

В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) также осуждается разгул купальских празднеств, который возводится к эллинскому язычеству:

"Еще же мнози от неразумения простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различныя игры и плескание против праздника рождества великого Ивана Претечи в нощи и на самый праздник в весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех, и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, ещё же и пьянством” (Стоглав. Гл. 92. Ответ о игрищах еллинскаго бесования).

Но, несмотря на однозначное осуждение купальских традиций, поселяне очень стойко их держались. Ещё в XVIII веке Никодим (Кононов) писал:

"Народ издавна привык и не скоро оставляет эти <купальские> обычаи, а ревностным священникам приходилось терпеть и обиды. Ольшанский, напр., священник Потап чуть не был избит сотником за эту ревность. Наговоры, заговоры, залом колоса, гаданье с сушеною жабою, чтение заговорных волшебных тетрадей даже военными, гадание с родильною младенческою рубашкою, отравы - все это было в большом ходу среди насельников белгородской епархии”.

Современные представители Русской Православной Церкви по-прежнему выступают против некоторых обычаев праздника. При этом, отвечая на вопрос о "переплетении” христианского и языческого праздников, иеромонах Иов (Гумеров) выразил мнение:

"Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество”«.

Итак, язычество мимикрировало и использовало торжество Церкви. Однако сегодня, как ни стараются журналисты, «купала» не имеет популярности у народа и остается фольклорным изыском массовиков-затейников.

Церковь же прославляет истинного Виновника торжества - Бога - и ликует о Предтече Христовом и его славном Рождестве.

С Праздником, други!

Архимандрит Алипий (Светличный) отстоял ночь между митингующими на улице Грушевского и «беркутовцами», около 7 утра он написал об этом на своей странице в facebook :

"Отцы, братия и сестры! Я вернулся живым с ул. Грушевского. Милостью Божией отстояли эту ночь с отцом Сергием Заименко (моим сослужителем), монахом Амвросием, нашим пономарем Георгием. Мы подменили братию в 23:48.

Не могу не высказать своего восхищения их дерзновению и стойкости! Я их полюбил всей душой: отца Мелхиседека и отца Гавриила! Это ж надо: просто сорвались и пошли с Крестом и хоругвью в пекло! Вот уж силища и любовь!!! Невольно вспомнились Пересвет и Ослябя.

Стояли мы на молитве ночь не одни. Рад был видеть сомолитвенником и мужественным стоятелем на посту Владислава Головина.

С любовью лобызал Вячеслава Дятлова, принесшего свою икону Нерукотворенного Спаса и ею постоянно пытался остановить все агрессивные выходки! Рядом с Крестом и хоругвью стояли два парня, имена которых забыл. Не спросил имена еще двоих (пусть не обижаются, я их полюбил и безымянных!), там было не до сентенций!

Ночь выдалась сложноватой. То, что били постоянно в десятки металлических бочек и газовые балоны, - мелочь! А вот когда стали метать смесь «коктейль Молотова» - было не до шуток. Ведь на наших глазах горели бойцы «Беркута»! Один этот «коктейль» разорвался низко над головой: чудом уцелели. На плечо что-то горящее упало, но ряса была мокрая от снега и не загорелась. А отец Сергий все переживал о своей пышной бороде: не спалили ли!

Отвратительно было, когда пускали дорогущие фейерверки прямо в строй беркутовцев. Везде взрывы, как на войне. Представьте себе, каково было там молиться!

Фото в 2 часа ночи

Кстати, видели прецедент, когда пожарные поливали водой людей из пожарного шланга? На самом деле они гасили пожар, устроенный «коктейлем Молотова» в очередном ларьке на стадионе. И туда ринулись (как их называют) активисты майдана, чтобы не дать им загасить пожар. Там им и досталось из шланга. Но даже направление струи не меняли. Просто сами подлезли.

«Беркут» тихонько отстреливал активистов из травматического оружия. Знаю, что должны стрелять по ногам. Но не уверен, что именно так и поступали. Потому что из-за баррикад никто ноги для прострела не будет им показывать. Однако в итоге раненных не видел. И «скорой помощи» тоже.

К сожалению, был свидетелем, что из-за баррикад бросали булыжники. Но силенок было немного: ни один не долетел до «Беркута». А несколько упало рядом с нашей молитвенной церковью.

Очень приятно осознавать, что мы реально мешали обеим сторонам устраивать войнушку друг с другом. И не дали сойтись им в драке!

Надо сказать, что ребята на баррикадах совсем не звери. Там находятся довольно-таки положительные персонажи. Мы спокойно ходили по баррикадам. Везде встречали уважительное отношение к духовенству. Нам помогали перелазить через их баррикадные сооружения, везде подавали руку, понимая, что со своими рясами-подрясниками нам будет нелегко преодолеть то, что они нагородили. Очень трогательно было, когда из-за баррикад нам принесли горячий растворимый кофе. Замечу, что это вообще особый майдановский ритуал: всех угощать горячими напитками. Война - войной, а согреться надо!

Но, как ни странно, на тех же баррикадах вовсе немного воюющих! Думаю, что человек тридцать, до сорока. Впечатление такое, что нужны они не для войны, а для создания воинственного шума. Постоянные ритмичные выбивания на металлических бочках до сих пор в ушах! А воевали, может, человек шесть-семь. Это они были самыми активными забрасывателями «коктейлем Молотова», файерами, петардами. Со стадиона «Динамо» постоянно летели жуткие фейерверки низко над головой (не дешёвые: каждый за 1000 гривен!).

Я не слышал, но говорят, что на баррикадах возмущались нами, кричали, чтобы нас убрали, не обошлось и без «Геть московського попа!». Но это были несколько молодых крикунов (три хлопца лет до 20) с «Правого сектора»- анархистов. Они пытались вообще на баррикадах устанавливать свои порядки, практически всем руководили. Были бесстрашны, потому что почти не прятались. И удивительно, как не были травмированы.

В жутком шуме, особенно когда еще и беркутовцы начинали бить по своим щитам дубинками, приходилось молиться, едва слыша себя. Я еще пошутил над о. Сергием: «А ты говоришь, что наши старушки в храме шумят, молиться мешают!» На что он ответил, что теперь бормотания наших бабушек будет воспринимать как сладкую музыку.

Ночь выдалась трудная, но главное: не было кровопролития! Господь нас не оставил.

Сменили нас опять незаменимые отец Мелхиседек и отец Гавриил уже в 4:40. Спать не хочется. Возбужден, под впечатлениями. Но надо заставить себя лечь и укрыться - уже утро. И опять, видать, придется днем идти на Грушевского. Кому-то же надо сменить отцов Десятинки! Что-то киевское духовенство не очень хочет выйти в строй молитвенников между баррикадами и беркутовцами. А вот если бы все вместе вышли, стали бы между враждующими: это был бы толк! Никто не посмел бы и маленький камешек бросить!

Священник Украинской православной церкви рассказал, чем вызван конфликт с Константинопольской патриархией

«Ну зачем, в конце концов, спорить? Неужели не все равно, какой патриархат или какая Церковь? Был Московский, теперь — Константинопольский, потом будет Киевский…»

Вопрос не праздный. Зачем вообще выступать против чего-то или защищать что-то?

Так многие удивляются и святому Предтече Иоанну.

Сидел бы себе на Иордане. Проповедовал, анахоретствовал, крестил бы… Чего он полез с обличениями царя? Зачем была ему эта политика?

Но дело в том, что там, где политика соприкоснулась с нравственными вопросами, человек такого авторитета, как Иоанн Креститель, не имел права молчать.

Ведь царь Антипа был предводителем религиозного народа, он стоял на вершине богоизбранного народа и служил, вольно-невольно, примером для тех, кого святой призывал к покаянию. Любой поступок царя становился тягостным соблазном или возвышенным примером, вдохновляющим на подвиг. Нужен был голос совести!

Нравственно-моральное преступление царя заставило Предтечу возвысить свой голос. И он оказался за решеткой в тюрьме.

Царь пользуется близостью присутствия праведника для продолжительных с ним бесед.

Возможно, что они бы привели к изменению жизни Ирода Антипы, если бы не развратный танец юной девицы — его племянницы во время попойки и пьяное бахвальство перед гостями…

Итак, стоило ли Иоанну Предтече обличать царя, стоило ли, как теперь жаргонно выражаются, «подписываться» тогда, когда Ирод был неправ, когда лично грешил?

Почему теперь мы не имеем права молчать о грехе патриарха Константинопольского против Христовой Церкви? Зачем эта принципиальность вплоть до гонений?

Неужели не проще закрыть глаза и согласиться, что с патриархом Константинопольским тоже можно спастись? Важна ведь любовь!

Можно со всем согласиться. Но в том-то и проблема, что, по словам апостола Павла, любовь «не бесчинна». И если это бесчиние навязывается под вывеской любви — это сугубое преступление! Против самой Любви!

Церковь веками разрабатывала каноны, как удерживающий порядок жизни церковного организма в норме и порядке. И единое нарушение канона бывает болезненным от любого христианина. Но особенной, смертельной раной становится тогда, когда это делает предстоятель Церкви и ему в этом разбое способствуют те, кто призван блюсти Церковь, —архиереи!

Власть, богатство и политика уничтожают Христианство в каждом, кто прилепляется этой грязи. Константинопольский Патриархат нынче пал. И быть с ним — быть в его преступлении против Церкви и Любви.

Я не могу на это согласиться. Я — грешник. Но масштабы прегрешения Константинопольского Синода меня просто пугают.

Оттого я остаюсь с Церковью гонимой, но стоящей на верной позиции, на позиции Истинной Церкви. И этим я счастлив.

Потому что в этой Церкви остаются только верные Христу. И я с благоговением взираю на нынешних святых архиереев и священников, на мирян Украинской Православной Церкви, созидающих полноту святости своей верностью. И прошу их не отвергать меня, грешного.

31 октября. Киев. ПРОТОИНФО — Известный украинский священник, стоявший в январе на Грушевского между митингующими и «беркутовцами», раскритиковал в своем Фейсбуке заявления протоиерея Георгия Коваленко, сделанные в его блоге на ТСН.

Служба ПРОТОИНФО уже о скандальной публикации руководителя Синодального просветительского отдела УПЦ, которую священник Коваленко допустил в своем новом блоге на сайте «Телевизионной службы новостей» телеканала «1+1», принадлежащего олигарху Игорю Коломойскому.

На страницах своего Фейсбука ему ответил настоятель храма святых апостолов Петра и Павла, что на Нивках города Киева. Тот самый архимандрит Алипий (Светличный), который один из немногих священников и монахов встал на киевской улице Грушевского между митингующими и бойцами «Беркута». Таким образом православные христиане дежурили несколько дней, подменяя друг друга, чтобы не допустить кровопролития.

Отец Алипий посетовал, что ему горько от того, что подобное в блоге написал священник, которого он много лет уважал и любил. И теперь архимандрит не знает как себя вести при встрече с этим человеком, который оскорбил его Церковь.

««На майдане была Украинская Православная Церковь»? — ЛОЖЬ!!! Церковь была со Христом! Она была в храмах Божиих», — восклицает отец Алипий. — «Церковь не устраивала оргии на этом торжище пустословия! Украинская Православная Церковь не является Церковью народа Украины — она Церковь народа Божьего в Украине! Не надо делать столь крутой политический замес только, чтобы оправдать свою политическую религиозность!»

На слова протоиерея Георгия, который обвинил Московский Патриархат в «совковости», архимандрит Алипий заметил что именно от купели Русской Православной Церкови родился этот неблагодарный священник. Автор поста в Фейсбуке засвидетельствовал, что Церковь, от которой протоиерей отрекается — объединяет единой Евхаристической Чашей Украину, Белоруссию, Эстонию, Молдавию, Латвию, Литву, Казахстан, Японию, Китай и другие государства.

«Это Советский Союз? Какой глоток из ада надо сделать, чтобы потом излить столько яда?» — удивляется архимандрит. — «И чем этот иерей теперь отличается от невзоровых и подобных им? Я хотел бы вновь Причащаться из единой Чаши с этим священником. Но не сегодня. Потому что его слова слишком инфернального происхождения, чтобы мне позволить заявить о Евхаристическом единстве с ним».