Демонтаж кондиционера самостоятельно с сохранением фреона. Демонтаж сплит-системы: пошаговый инструктаж


Демонтировать сплит-систему, состоящую из внутреннего и внешнего блока, намного сложнее, чем моноблочный оконный кондиционер . Основная проблема в распределенной схеме циркуляции хладагента, которую придется разгерметизировать. Давайте подробно поговорим о том, как снять сплит-систему и сохранить ее работоспособность.

В каких случаях можно провести демонтаж своими руками

Есть несколько обязательных условий, при которых имеет смысл проводить демонтаж сплит-системы своими руками:

  1. Расположение внешнего блока позволяет отключить трубы и кабели, демонтировать сам блок и монтажную конструкцию без использования снаряжения для промышленного альпинизма или специального оборудования.
  2. Есть в наличии (свой или взятый в аренду) манометр или манометрическая станция (коллектор) для работы именно с тем типом фреона, который закачан в систему.
  3. Для демонтажа довольно тяжелых внешнего и внутреннего блоков, а также для безопасного отключения компрессора необходим помощник.

Почему важно сохранить фреон

Если кондиционер исчерпал свой ресурс, то его можно демонтировать без сохранения фреона. Конечно, как утверждают ученые, такой способ нанесет определенный ущерб окружающей среде, но он будет совершенно незначительным (даже в сравнении с неправильной утилизацией лампы дневного света).

Проведение демонтажа без сохранения фреона «рабочего» внешнего блока сплит-системы технически проще, но после этого кондиционер придется выбросить. И причиной этого будет практически гарантированный выход из строя вакуумного насоса компрессора.

Герметичность камер насоса при его работе обеспечивается не прокладками или поршневыми кольцами (значительную разницу температуры и давления они просто не выдержат), а высокой точностью обработки и идеальной сбалансированностью деталей. Малейшая царапина на поверхности камеры от пыли или льдинки замерших паров воды, которые наверняка попадут в насос вместе с атмосферным воздухом, приведут к потере работоспособности этого основного узла компрессора после вторичного подключения и закачки фреона.

Демонтаж внешнего блока

На внешнем блоке расположены два штуцера, к которым подходят трубки: тонкая для жидкого фреона от конденсатора и толстая для газообразного фреона от испарителя из внутреннего блока.

Оба штуцера имеют перекрывающие клапаны, закрытые крышками на резьбе. Клапаны регулируются головками под торцевые гаечные ключи. От газового штуцера отходит ниппель, также закрытый крышкой.

Перед началом работ все крышки необходимо снять.

К ниппелю подключают манометр и включают кондиционер в режиме «холод».

Спустя 10 минут, когда кондиционер войдет в заданный рабочий режим, клапан жидкостного штуцера затягивают, чем отключают подачу фреона от конденсатора внешнего блока.

Затем снимают манометр и навинчивают на штуцеры все три крышки.

В это время весь фреон собран в конденсаторе внешнего блока, а в остальной части системы (испарителе и трубках) — технический вакуум.

Теперь необходимо отключить внешний блок от трубопроводов. Есть два варианта:

  1. Отвинтить накидные гайки, крепящие на фланцы штуцеров развальцованные трубки. Входы в штуцеры закрыть заранее подготовленными крышками с таким же диаметром и шагом резьбы, что и у гаек. Но если крышек нет, то идут вторым, более радикальным, путем.
  2. С помощью бокорезов обрезают (по очереди) трубки в 10-15 см от штуцеров. Сгибают обрезанный конец со стороны штуцера и крепко зажимают слесарными тисочками. Ту же процедуру проделывают с «ответной частью». Такой способ считается более надежным, так как снижает риск попадания пыли в сам штуцер во время отсоединения трубки.

Остается только отключить от внешнего блока кабели (силовой и сигнальный), открутить крепеж блока к монтажной конструкции, снять блок.

Особенности расположения и подключения внутренних блоков

Внутренние блоки сплит-систем имеют разные варианты размещения и крепления.

В принципе, большинство типов блоков (кроме канального) имеют схожий алгоритм демонтажа:

  • снимают крышку;
  • отключают кабели;
  • отсоединяют трубы системы циркуляции хладагента (те же два варианта, что и для внешнего блока);
  • обрезают дренажную трубу;
  • опорожняют дренажную емкость;
  • раскрывают защелки, крепящие внутренний блок к монтажной пластине (у каждого типа и торговой марки своя система);
  • снимают блок;
  • демонтируют пластину.

Самый сложный демонтаж у канального кондиционера. И не столько сложно снять внутренний блок, хотя до него надо еще добраться, сколько демонтировать систему воздуховодов, адаптеров, диффузоров и решеток.

При переезде в новую квартиру или дом либо смене местоположения офиса возникает необходимость в проведении демонтажа кондиционера или сразу нескольких устройств. Нюансы этого вида работ во многом зависят от того, каков тип устройства.

Произвести демонтаж кондиционера оперативно и очень качественно способны подчас исключительно профессионалы, умудренные опытом работы в этой области. Однако их услуги достаточно дороги, поэтому нередко многие предпочитают провести демонтаж устройства самостоятельно. При этом возникает справедливый вопрос: как демонтировать кондиционер своими руками? Такое решение позволит неплохо сэкономить, но только, если делать все правильно.

Когда лучше демонтировать кондиционер

У многих фирм существуют сезонные скидки, причем весьма существенные

Сезонность практически не влияет на стоимость услуг по демонтажу климатического оборудования. Но гораздо важнее учесть погодные условия при проведении работ. Так, не стоит проводить демонтаж в зимнее время, поскольку низкие температуры существенно усложнят работу или сделают ее попросту невозможной (например, из-за необходимости выпуска фреона). Не следует проводить демонтаж в дождь и снегопад, так как влага способна повредить элементы наружного блока. Если нет дождя, снега и мороза, то, пожалуйста, демонтируйте ваше устройство.

Меры предосторожности

Большинство поломок устройства возникает при его транспортировке

Любой современный кондиционер оснащён двумя блоками: один из них находится снаружи, другой - внутри. Они соединены двумя магистралями, предназначенными для перемещения по ним хладагента. После циркуляции по трубке с меньшим диаметром фреон перемещается к наружному блоку от внутреннего по трубке с большим диаметром. Далее уже газообразный фреон циркулирует в обратном направлении. Как раз здесь и могут возникнуть проблемы, способные помешать произвести самостоятельный демонтаж устройства.

  • Потеря фреона (полная либо частичная) вполне может случиться, если некорректно отключат магистральные трубопроводы. Содержащий влагу воздух вполне способен попасть в теплообменник, а также трубки, а это приведет к неисправности сплит-системы уже на месте, где он будет заново установлен. Почему? В компрессор устройства проникнет влага, и последний попросту поломается.
  • Если мелкие частички при ненадлежащей транспортировке либо в случае вытягивания их через стенку проникнут в трубки, то поломки не миновать.
  • Обратите пристальное внимание на сгоны, имеющиеся на резьбе, которые припаяны к трубкам. При их малейшем повреждении не избежать ремонта, который влетит «в копеечку».
  • Если провода подсоединить некорректно, а именно не отметить на клеммах нужные места особыми метками, то при повторной установке правильно подключить кондиционер будет весьма проблематично.
  • Четко определяйте размер дренажной трубки (если ее обрезать коротко, то совсем скоро ее придётся заменять). Это хоть и не слишком дорого, однако трудоёмко.
  • Наконец, не теряйте детали и крепеж в процессе транспортировки устройства. Для этого их нужно попросту надежно закрепить.

Все вышеприведённые моменты могут повлечь за собой совсем недешевый ремонт кондиционера, так что перед началом самостоятельного демонтажа устройства самым внимательным образом изучите прилагаемую к нему инструкцию.

Подготовительные работы

Игнорирование советов профессионалов наверняка приведет к некорректному отключению кондиционера

Перед самостоятельным осуществлением демонтажа кондиционера нужно провести подготовительные работы. И это относится не только к подготовке инструмента.

Так, демонтаж устройства может быть проведён без предварительной закачки фреона в устройство. А утечка фреона не так уж легко восполняется. Если заново заполнять хладагентом всю систему, то придется раскошелиться. Так, эта операция для недорогих кондиционеров будет стоить порядка 4 тыс. руб. (зависит от используемого хладагента).

Если вести разговор о самостоятельном демонтаже кондиционера, то сделать это можно тремя способами. Давайте вкратце рассмотрим их.

  • Разборка устройства, которая предполагает выпуск фреона.
  • Сохранение внутри сплит-системы газа.
  • Полное сохранение фреона с применением особой методики и использованием специального оборудования.

Наиболее эффективным считается последний вариант, поскольку он не предполагает каких-либо потерь. Что советуют специалисты? Они настоятельно рекомендуют сохранять весь хладагент, поскольку в этом случае при монтаже устройства на новом месте проблем не возникнет.

Для самостоятельного отключения кондиционера без сколько-нибудь существенных потерь фреона нужно обеспечить перекачку последнего в конденсатор. Чтобы это сделать при функционирующем в охлаждающем режиме устройстве, между трубкой небольшого диаметра и кондиционером следует перекрыть вентиль. После перекачки в конденсатор всего хладагента (на это уйдет не больше минуты) перекройте вентиль на трубке наибольшего диаметра, отключив тем самым подачу фреона.

Необходимые материалы и инструменты

Кроме инструментов нужен будет материал для заглушек

Перед проведением демонтажа кондиционера стоит подготовить нужные для этой цели инструменты. Приведём их перечень.

  • шестигранные ключи (набор);
  • газовый ключ (альтернатива - разводной ключ);
  • торцевые и рожковые ключи (комплект);
  • манометр;
  • труборез;
  • отвёртка.

Пошаговая инструкция

Итак, рассмотрим инструкцию по проведению демонтажа кондиционера пошагово.

Работаем с наружным блоком

Наружный блок в процессе хранения и при перевозке необходимо ставить вертикально. Важно не допускать ударов и тряски, поэтому блок стоит поместить в коробку с пенопластом

  1. Проводим отсоединение проводов фреона.
  2. Отвинчиваем все гайки, соединяющие штуцеры блока с магистралями. Подобный способ применяют при длине трубок, которая дает возможность их повторного применения.
  3. Далее заклеиваем открытые штуцеры скотчем либо изолентой, чтобы они не засорялись.

Поскольку наращивание фреоновых проводов не допускается, повторно их не используют. В подобном случае трубки обрезаются, а затем их концы зачеканиваются.

Если в разобранном виде кондиционер будет находиться длительное время, то, как правило, трубки закупоривают, предварительно заполнив их азотом. Дело в том, что азот не окисляет изделия.

Далее с отключенного от сети прибора нужно снять крышку защиты, которая располагается там, где присоединяется электрический кабель. Помечаем как-то его клеммы (делается это для того, чтобы при новом подсоединении не допустить путаницы). Затем откручиваем зажимы, прикручивающие жилы к контактам. После этого конец провода нужно прикрутить к фреонопроводам. Дальше надо открутить удерживающие наружный блок гайки и снять его вместе с кронштейнами.

Снимаем компрессор

Если кондиционер демонтируют для того, чтобы провести его ремонт, то устройство следует корректно отсоединить. Для этого необходимо сделать следующее.

  1. Снять крышку с наружного блока
  2. Отсоединить трубки нагнетания и всасывания от компрессора.
  3. Отключить питающие вентилятор и компрессор кабели.
  4. Открутить крепления, которые удерживают конденсатор и вентили.
  5. Снять конденсатор.
  6. Снять компрессор.

Если вы будете действовать именно так, то не повредите трубопроводы обвязки. Кроме того, можно будет одновременно ремонтировать несколько элементов наружного блока, а это существенно ускорит выполнение задачи.

Чтобы начать работу с компрессором, следует вылить из него масло. В поршневых устройствах его сливают через патрубок. В моделях роторного либо спирального типа нужно будет сверлить днище (причем не допускается просверливать его насквозь, поскольку внутрь вполне может попасть стружка). Следует оставить тонкую перегородку, а затем проткнуть ее пробойником.

Снимаем внутренний блок

После снятия блока необходимо отвинтить монтажную пластину, затем извлечь фреоновые провода, кабель и короб

Для получения доступа к удерживающим внутренний блок фиксаторам снимаем лицевую панель . Потом обеспечиваем отсоединение электрических, фреоновых проводов, фиксаторов, и только потом снимаем с направляющих блок.

На этой стадии могут возникнуть ряд трудностей: если действовать неосторожно, то запросто можно сломать защёлки испарителя. Данный элемент, как правило, закрывается крышкой. К защёлкам специально затруднили доступ, поскольку это гарантия того, что демонтаж устройства будут проводить исключительно профессионалы. Две тонкие отвертки помогут подобраться к фиксаторам.

При отщёлкивании фиксаторов также необходимо быть осторожным. При их повреждении на новом месте устройство зафиксировать не получится, и по причине вибраций оно очень быстро поломается.

Тем, кто проводит демонтаж самостоятельно, следует пригласить помощника

Разумеется, при самостоятельном демонтаже кондиционера возможны ошибки самого разного характера. Вот некоторые из них.

  • Утечка хладагента. Она приведёт к дополнительным затратам, ведь устройство придётся заправлять заново. Чтобы этого не допустить, демонтаж необходимо провести таким образом, чтобы хладагент остался внутри кондиционера.
  • Попадание пыли либо влаги во внутренний контур устройства. Это быстро выведет из строя компрессор. Для минимизации попадания воды не стоит демонтировать технику при снегопаде либо дожде.
  • Падение блока. Поскольку внешний блок достаточно тяжелый, можно не рассчитать силы и уронить его. Специалисты, применяющие специальное снаряжение, от такого исхода событий застрахованы.
  • Повреждение элементов устройства. Самыми серьезными являются повреждения, в результате которых разгерметизируется контур кондиционера. Даже через незаметную трещину может происходить утечка фреона либо попадать внутрь вода и грязь. Поэтому будьте аккуратны.

Теперь вы узнали, как демонтировать кондиционер своими руками. Если у вас имеется хоть небольшой опыт проведения ремонтных работ, то можете смело приступать к работе.

  • традиционный способ . Принцип заключается в том, что во время работы «сплита» сначала закрывается кран на выходе из внешнего блока (в это время происходит «нагнетание» фреона во внешний блок). Через несколько секунд перекрывается второй кран, и «сплит» выключают (весь фреон оказывается в наружном блоке). Для выключения кондиционера желательно привлечь помощника.

Последовательность:

  1. Откручиваем «заглушки» на кранах. Подсоединяем манометры. ВНИМАНИЕ! При их подключении будет выходить фреон под давлением! Будьте аккуратней, чтобы не получить ожог и пользуйтесь перчатками.
  1. Запускаем кондиционер на охлаждение . Настраиваем самую низкую температуру.
  1. При помощи шестигранного ключа закрываем кран тонкой трубки. По часовой стрелке закручиваем гайку до упора с небольшим усилием (происходит понижение давления на манометре).
  1. Через 10-20 секунд (когда давление упало до нуля) закрываем кран толстой трубки. И после этого немедля отключаем кондиционер.
  • второй способ если нет манометров! Последовательность как в предыдущем варианте, только пропускаем первый пункт. А на четвертом пункте ждем «вслепую» около 15 секунд. НЕ РЕКОМЕНДУЮ ТАКОЙ СПОСОБ, ЕСЛИ У ВАС НЕТ НИКАКОГО ОПЫТА (можно «убить» компрессор);
  • существует третий способ (не совсем правильный), если другого выхода нет. Например, при отрицательных температурах на улице (когда кондиционер запускать нельзя), или нет возможности дождаться мастера (экстренные случаи), или другие трудности. При таких обстоятельствах просто закрываем два крана на внешнем блоке (не включая кондиционер). А остаток фреона из трубок и внутреннего блока «стравится» при дальнейшем откручивании гаек. В этом случае большую часть фреона удастся сохранить (особенно при отрицательных температурах, когда основная масса газа конденсируется во внешнем блоке).

При дальнейшем подключении ВОЗМОЖНО и не понадобиться заправка хладагентом. Если в кондиционере используется 22 фреон, то его можно просто немного добавит (без перезаправки).

Как правило, владельцы частных домов и квартир устанавливают 2 разновидности кондиционеров - моноблочные (мобильные) и сплит-системы. С первыми особых проблем не возникает, поскольку в подобных моделях все основные элементы заключены в едином корпусе, и для перемещения агрегата достаточно просто отсоединить воздуховод.

Сплит-система состоит из двух секций, расположенных внутри и снаружи жилища. Они соединены между собой двумя магистралями, по которым в различных агрегатных состояниях циркулирует хладагент - фреон. По медной трубке малого диаметра он в виде жидкости течёт из внешнего блока во внутренний. По магистрали большого диаметра газообразный хладагент движется в противоположном направлении. Отсюда возникает ряд трудностей, поджидающих несведущего пользователя при попытке самостоятельного демонтажа:

  1. Полная либо частичная потеря фреона в результате неквалифицированного отсоединения магистральных трубопроводов.
  2. Попадание в трубки и теплообменники воздуха, содержащего влагу. При неправильной установке сплит-системы в другом месте несжимаемая влага попадёт в компрессор и может нанести ему вред.
  3. Засорение медных трубок при вытягивании их из стены и во время транспортировки. Влага или песок во фреоновом контуре - это быстрая «смерть» компрессора.
  4. При отключении магистралей от патрубков внутренней секции можно случайно свернуть припаянные к ним резьбовые сгоны.
  5. Отсоединение проводов электропитания без пометок на клеммах, куда они были подключены, ведёт к путанице в процессе повторного монтажа.
  6. Слишком короткая обрезка дренажной трубки, выводящей на улицу конденсат.
  7. Потеря во время перевозки винтиков и прочих мелких деталей, не закреплённых после демонтажа.

Демонтировать внутренний и наружный блок можно тремя способами:

  • простая разборка с выпуском хладагента в атмосферу;
  • с сохранением фреона в системе по методике «на глазок»;
  • с применением специального оборудования, позволяющего полностью сберечь хладагент в контуре.

Наилучший результат даёт последний способ, хотя в определённых обстоятельствах применяются все три. Чтобы у вас не возникло проблем с установкой снятого кондиционера и его дальнейшей эксплуатацией, рекомендуется действовать по третьему варианту, предварительно ознакомившись с методикой сохранения фреона.

Причины для демонтажа кондиционера

Необходимость убрать сплит-систему возникает в следующих ситуациях:

  • Кондиционер отработал свой срок и нуждается в замене на новый и усовершенствованный;
  • Фасад дома, на который прикреплён внешний блок системы, планируется отштукатурить и покрасить;
  • Намечается новоселье, переезд рабочего персонала в иной офис с сохранением старого климатического оборудования;
  • Проведение в квартире ремонта - покраски стен, оклейки обоев или установки натяжного потолка.

Климатическое оборудование можно разделить на три группы:

  • сплит-система;
  • кассетные кондиционеры;
  • кондиционеры канального типа.

Из сплит-системы во время демонтажа невозможно слить рабочую жидкость, запустив процесс вхолостую, как это делают с кассетными и канальными кондиционерами. В этом случае хладагент собирают в специальную ёмкость. Причём имеет значение даже очерёдность опустошения патрубков. Сначала хладагент сливают из тонкого патрубка, а затем из толстого.

Кассетный кондиционер - оборудование тяжёлое, поэтому его невозможно демонтировать в одиночку. Блок кассетного кондиционера обязательно защищён арматурой. Поэтому после отсоединения патрубков, через которые проходит хладагент, и отключения техники от сети, потребуется применить электроинструмент для резки металла.

Демонтаж кондиционера канального типа отличается повышенной сложностью. Всё-таки канальный агрегат для охлаждения воздуха много весит, имеет большие габариты и особую конструкцию с воздуховодами. Значит, в этом деле не обойтись без помощника.

Главное требование к проведению демонтажа - соблюдение осторожности. Пренебрежение этим правилом может привести к потере фреона из трубок, осуществляющих охлаждение воздуха. Чтобы снова залить в оборудование специальную жидкость, придётся отдать мастеру немалые деньги.

Также некачественный демонтаж климатического оборудования чреват проникновением внутрь конструкции воздуха, способного окислить его детали из металла. Позже на внутренних элементах кондиционера может появиться ржавчина, которая выведет его из строя.

Важно снимать нужные детали с климатического оборудования с предельной аккуратностью, иначе они могут сломаться. В лучшем случае для кондиционера потребуется приобретать некоторые новые элементы, в худшем - придётся покупать новую сплит-систему.

Поэтому стоит семь раз подумать, прежде чем снимать кондиционер своими силами. Следует отказаться от самостоятельного демонтажа и пригласить на дом мастера в представленных ниже случаях:

  • Нужно демонтировать тяжёлый канальный или кассетный кондиционер;
  • Нет знаний и уверенности для совершения демонтажа;
  • Не нашлось инструментов, позволяющих снять кондиционер.

Подготовительные мероприятия

Первым делом необходимо приготовить такой комплект инструментов и приспособлений:

  • отвёртки с крестообразным и плоским шлицем;
  • набор рожковых ключей;
  • канцелярский нож;
  • шестигранные ключи размерами 5…10 мм;
  • манометрический коллектор либо манометр с трубкой и резьбовым соединением, рассчитанный на максимальное давление 10-15 Бар;
  • скотч малярный и маркер;
  • изоляционная лента либо обычный скотч.

Также для удобного и безопасного ведения работ необходима стремянка, чтобы спокойно добраться до внутреннего модуля, установленного под потолком. Внешнюю секцию, расположенную на стене многоквартирного дома, лучше втягивать через окно, предварительно обвязав верёвкой. Здесь нелишними будут услуги помощника.

Важный этап подготовки - обеспечить сохранение хладагента с наименьшими потерями. Для этого используется принцип действия кондиционера, благодаря которому весь фреон можно собрать в одном месте - контуре наружного блока. Приготовив инструменты, действуйте согласно инструкции:

  1. Прикрывая рукой инфракрасный элемент на пульте дистанционного управления, переключите сплит систему в режим «Турбо» и выставьте минимальную температуру. Уберите руку с элемента и направьте пульт на кондиционер. Таким способом вы запускаете компрессор сразу на полную мощность.
  2. Подключите шланг от манометра к сервисному штуцеру, расположенному на боковой стороне наружного блока, после чего он сразу покажет давление в системе. В некоторых моделях эти патрубки прячутся под крышкой, её нужно снять.
  3. Открутите 2 гайки - заглушки, находящиеся на торцах штуцеров. Под ними обнаружатся вентили, регулируемые шестигранным ключом. Подберите подходящий шестигранник по размеру.
  4. Перекройте кран магистрали с жидким хладагентом (это более тонкая трубка) и следите за показаниями манометра. В это время компрессор втягивает газообразный фреон через вторую трубку.
  5. Когда стрелка прибора упадёт на ноль и станет уходить в зону вакуума, закройте второй вентиль и быстро отключите кондиционер пультом дистанционного управления. На этом всё, хладагент в полном объёме находится в контуре внешнего модуля.

Сохранение хладагента по способу «на глазок» производится без манометрического коллектора. После закрытия жидкостного вентиля надо выждать около 40-50 секунд, после чего закрывать газовый кран и отключать бытовой прибор. Недостаток ясен: вы не узнаете, сколько фреона успело попасть в наружный блок, а долго держать работающий компрессор с перекрытой магистралью недопустимо. Результат проявится при следующей установке «сплита» и его запуске.

Снимаем кондиционер своими руками

Перед демонтажем климатического оборудования нужно приготовить инструменты:

  • Набор шестигранных ключей;
  • Разводной ключ (альтернативный вариант - газовый ключ);
  • Комплект рожковых и торцевых ключей;
  • Отвёртка;
  • Манометр;
  • Труборез.

Помимо инструментов, понадобится материал, который послужит для создания заглушек.

Перечисленными предметами пользуются при демонтаже кондиционера в квартире, на балконе или даче. Но чтобы снять бытовую технику, прикреплённую к стене многоэтажного здания, потребуется найти оборудование для выполнения работ на большой высоте.

Внешний блок

  • На торце внешнего блока с помощью разводного ключа открывают заглушки вентилей;
  • Применяя шестигранный ключ, завинчивают жидкостной кран;
  • На полминутки включают кондиционер, установив режим охлаждения (для перетекания фреона во внешний модуль). В тот момент, когда компрессор начнёт работать лишь на втягивание воздуха, к вентилю от газового трубопровода прикрепляют манометр. После этого ожидают обнуления значений и немедленно перекрывают вентиль обратного забора хладагента;
  • Отсоединяют кондиционер от электросети. После этого нужно убедиться в отсутствии тока - вставить индикаторную отвёртку в клемму с фазой;
  • С помощью трубореза режут магистраль фреона и закрывают оставшиеся от неё края изолентой, чтобы через них в конструкцию не попал мусор, и не просочилась влага;
  • Срезают соединительные трубки, отступив от штуцеров примерно 20 см;
  • Отсоединяют дренажный трубопровод и провода, которые связывают между собой блоки. Конец каждого провода, а также дренажную трубку, обматывают защитной материей;
  • Откручивают от кондиционера болтики и гайки, используя при этом торцевой (можно рожковый) ключ. Эту работу обязательно проделывают вдвоём;
  • Взяв торцевую головку, снимают защитную арматуру и кронштейны со стены на балконе или здании.

Демонтированный кондиционер убирают в надёжную коробку, накрывая его со всех сторон пенопластом и упаковочной плёнкой. Чтобы во время перевозки оборудования не случилось поломки, его нужно ставить в автомобиль только вертикально.

Способы демонтажа сплит системы с сохранением фреона

Наружный блок кондиционера приходится демонтировать при переезде или его перестановке на новое место. Для проведения ремонта квартиры снимать внешнюю секцию необязательно, но отсоединить фреоновые магистрали, кабель и дренаж всё равно придётся. Работы выполняются в таком порядке:

  1. Открутите шланг манометра, используемого при перекачивании хладагента, и поставьте на место торцевые гайки - заглушки.
  2. Рожковым ключом открутите накидные гайки, прижимающие медные трубки к штуцерам, отогните их в сторону. С помощью скотча либо изоленты защитите все открытые отверстия в магистралях и патрубках внешнего модуля, чтобы внутрь не попал мусор и пыль в процессе работы.
  3. Чтобы отсоединить электрический кабель, отключите аппарат от электросети и снимите крышку, закрывающую клеммы (находится над фреоновыми вентилями). Прежде чем открутить провода, наклейте над клеммами полоску малярного скотча и подпишите маркером цвета, чтобы зафиксировать порядок подключения. Отсоедините жилы и уберите кабель.
  4. Отключённые магистрали привяжите к кронштейну наружного блока, чтобы медные трубки не болтались и не перегнулись, иначе их придётся менять.
  5. Открутите 4 гайки крепления внешнего модуля к кронштейну, обвяжите его верёвкой и вместе с помощником снимите агрегат.

Профессиональные холодильщики часто практикуют несколько другой подход: они не откручивают накидные гайки и не снимают фреоновые трубки со штуцеров наружного блока, а откусывают их. Тогда не нужно обматывать концы трубопроводов скотчем с целью защиты от влаги и мусора, потому что они сплющиваются кусачками. При последующем монтаже сплющенные концы обрезаются и выполняется развальцовка под соединение накидной гайкой.

Сам кронштейн лучше снять позже, когда вы отвяжете от него трубопроводы фреонового контура. Если магистрали выходят из стены не более, чем на метр, то привязывать их не нужно. Следует аккуратно выровнять трубки, чтобы их было легче втащить изнутри. Кронштейн чаще всего крепится на 4 анкерных болта, откручиваемых обычным рожковым ключом.

Как самостоятельно демонтировать внутренний блок кондиционера

Внутренний блок снимается отдельно, когда тот мешает в проведении ремонта. После ремонта снова устанавливается на место. Его можно снять отдельно, если кондиционер установлен правильно. Бывают случаи, когда гайки внутреннего блока спрятаны в стене, что недопустимо. Тогда снятие кондиционера придется производить вместе с «трассой».Сначала проделываем операции пунктов с 1 по 4. Далее делаем следующее:

  • отщелкиваем нижние клипсы внутреннего блока. Ставим какую-либо подпорку под блок;
  • раскрываем флекс под блоком. Откручиваем гайки двумя ключами, при этом стравливается остаток газа (может вытечь немного масла). Заклеиваем все концы трубок;
  • открываем крышку подключения межблочных проводов внутреннего блока. Подписываем, как соединены провода. Затем отключаем их;
  • отсоединяем дренажный шланг (при этом может потечь вода);
  • отсоединяем кабель «питания», если он идет к внутреннему блоку. Проверяем, нет ли других дополнительных проводов;
  • убираем подпорку и снимаем внутренний блок (вверх) с пластины;
  • затем снимаем пластину внутреннего блока.

И не забудьте прикрепить пластину и пульт к внутреннему блоку, чтобы не потерять. Для последующей установки внутреннего блока на место обязательно потребуется вакуумирование системы.

Чтобы снять со стены внутренний модуль, необходимо отсоединить от него все коммуникации - кабель, трубки для фреона и конденсата. Место скрутки трубопроводов находится, как правило, в нише корпуса, устроенной в нижней части. В зависимости от модели сплит-системы, применяется 2 способа добраться до этой ниши:

  1. Разблокировать 3-4 пластмассовых защёлки, фиксирующих нижнюю часть блока к монтажной пластине. Отклонить низ корпуса от стены и вставить между ними любой стержень, извлечь из ниши жгут коммуникаций.
  2. Если на вашей модели «сплита» защёлок нет, то нужно снять лицевую пластиковую панель, предварительно демонтировав жалюзи и дополнительные крышки (когда они есть).

Когда вы добрались до жгута, сделайте на нём продольный разрез канцелярским ножом, что позволит отодвинуть утеплитель и ухватиться ключами за гайки. Не делайте слишком длинный разрез, иначе потом придётся менять теплоизоляционный материал. Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:

  1. Двумя рожковыми ключами раскрутите стыки магистралей. Важный момент: сгон, припаянный к короткой трубке самого блока, нельзя вращать, его нужно удерживать ключом на месте, откручивая накидную гайку.
  2. Концы трубопроводов замотайте изолентой или скотчем, дабы защитить от попадания грязи.
  3. Найдите стык дренажного патрубка с выводящим трубопроводом и разъедините его. Не стоит резать гофру где попало, чтобы потом было удобнее её стыковать обратно.
  4. Снимите крышку электрического отсека (находится справа на торце корпуса либо под лицевой панелью), сделайте с помощью маркера и скотча пометки, после чего открутите винты и отключите жилы кабеля. Винты затяните обратно и прикрутите крышку.
  5. Когда все коммуникации отключены, возьмитесь за корпус с двух сторон и снимите с монтажной пластины, приподняв немного вверх. Передайте блок помощнику.
  6. Демонтируйте монтажную пластину, открутив все дюбели.

После снятия внутренней секции со стены поставьте на неё все открученные детали, затяните винты и наденьте монтажную пластину. Торчащие патрубки уложите в нишу, зафиксировав малярным скотчем. Этим же материалом закрепите открывающуюся переднюю панель, чтобы она не болталась при перевозке.

Последний шаг - демонтаж коммуникаций, проложенных по стене либо внутри её. Здесь нет никаких сложностей, главное, - не перегнуть медные трубки под малым радиусом. От подобного обращения в месте изгиба уменьшается проходное сечение, а выровнять трубку с овальным профилем достаточно сложно. Из наружной стены жгут вытаскивайте аккуратно, чтобы не повредить утеплитель. Если отверстие было заделано монтажной пеной, то её необходимо вырезать по частям. По окончании жгут сверните в кольцо и скрепите скотчем.

Разборка в зимнее время

Если температура на улице снизилась до -5°С и более, рекомендуется воздержаться от демонтажа по следующим причинам:

  • не удастся перекачать хладагент во внешний модуль;
  • на морозе нельзя разбирать соединения, откручивать заглушки и закрывать сервисные порты;
  • в результате разборки часто выходят из строя сальники сервисных вентилей.

В ситуации, когда без снятия сплит-системы при отрицательной температуре не обойтись, обязательно прогрейте штуцеры наружного блока строительным феном. Затем открутите заглушки и закройте оба вентиля, сохранив таким образом часть фреона, оставшегося в контуре наружного блока. Затем медленно открутите магистрали от штуцеров и отсоедините их, выпустив вторую часть хладагента в атмосферу. Дальше действуйте по алгоритму, описанному выше.

При температуре выше -5°С работы можете выполнять по стандартной инструкции, но желательно пользоваться манометром для контроля над перекачиванием хладагента. Если станете действовать «на глазок», то можете не угадать время выдержки и всё равно потеряете часть фреона. Столь же опасно передержать компрессор в работе без охлаждения (а он охлаждается циркулирующим фреоном), от перегрева он может выйти из строя.

Вы успешно демонтируете домашний кондиционер, если возьмётесь за работу в тёплый период года и станете соблюдать приведённую инструкцию. Нельзя упускать ни единой мелочи, действовать очень аккуратно и без спешки. Не пренебрегайте манометром, поскольку потеря хладагента сведёт к нулю всю экономию от данной процедуры.

В жизни иногда бывают ситуации, когда мы изменяем место жительства или просто переезжаем в новую квартиру. Вместе с нами переезжает все имущество и мебель, сюда же относится и кондиционер. В этом материале мы расскажем, как самостоятельно демонтировать кондиционер, чтобы потом его можно было установить в новом жилище.

Если кондиционер оконного или мобильного типа, то нужно лишь немного потрудиться, чтобы извлечь агрегат из окна или, в случае с мобильным охладителем, просто демонтировать воздуховод. Другое дело, когда требуется разобрать сплит – систему, где наружная и внутренняя части соединены трубками с хладагентом, проходящими сквозь стену. Так как потребуется установка охладителя на новое место, то нежелательно при разборке выпустить весь фреон или его часть в атмосферу. Понятно, что потеря фреона приведет к дополнительным затратам по заправке агрегата новым хладагентом, чего вполне можно избежать.

Существует 2 способа, с помощью которых можно отсоединить трубки от наружного аппарата и не выпустить хладоноситель. Оба эти способа основаны на циркуляции хладагента в различных агрегатных состояниях. Обратите внимание, что соединительные медные трубки имеют разный диаметр. Это сделано потому, что по одному, меньшему каналу фреон движется в виде жидкости, а по трубке большого диаметра в наружный блок он поступает как газ.

Суть операции заключается в том, чтобы весь хладоноситель оказался в одном месте – наружном блоке сплит - системы. После этого можно смело отсоединять от него магистральные трубки.

Если при включенном агрегате перекрыть патрубок с жидким хладагентом, уходящим из наружного блока в дом, то компрессор достаточно быстро перекачает весь газообразный фреон в наружный аппарат. Как уже было сказано, операцию можно произвести двумя способами:

  • «на глазок», следуя советам опытных специалистов;
  • с помощью манометрического коллектора.

Демонтаж кондиционера с сохранением фреона

Перед началом демонтажа следует подготовить все инструменты. Это разводной ключ для вращения разных гаек или набор рожковых ключей, шестигранник для открывания сервисных вентилей сплит – системы и отвертка. Кроме того, вам потребуются услуги помощника хотя бы потому, что самому снять кондиционер со стены достаточно тяжело.

Последовательность выполнения операции первым способом следующая: с сервисных вентилей наружной части скручиваем защитные колпачки и вставляем шестигранник в шлицы жидкостного вентиля с более тонкой трубкой (как правило, находится снизу). Затем включаем кондиционер на охлаждение в турбо – режиме. При этом выставляем самую низкую температуру воздуха, какая предусмотрена в вашей модели охладителя.

Совет. Если демонтаж кондиционера своими руками производится в квартире высотного дома, то функции по включению / выключению сплит – системы лучше доверить помощнику, поскольку вам удобнее будет иметь свободными обе руки.

После включения магистраль с жидким хладагентом перекрывается путем закручивания вентиля, в который мы ранее вставили шестигранный ключ. С момента закручивания засекаем 1 минуту, в течение этого времени весь фреон должен перекачаться компрессором в наружный блок. Промежуток времени выбран согласно советам опытных монтажников, оттого этот метод и называется – «на глазок». По истечении минуты закручиваем и второй вентиль, перекрывая газовую магистраль, после чего надо немедленно выключить агрегат. Хладоноситель перекачан и можно браться за демонтаж.

Чтобы правильно выполнить демонтаж кондиционера, следует ослабить и открутить гайки крепления магистралей, отсоединить их, и скотчем либо изолентой тщательно обмотать патрубки, избегая попадания внутрь пыли или грязи при транспортировке. Затем с наружных участков фреоновой магистрали надо снять теплоизоляцию и вручную выровнять медные трубки, чтобы они легче проходили через отверстие в стене.

Внимание! Перед выполнением демонтажных работ следует отключить сплит – систему от электрической сети.

Далее, снимаем защитную крышку и ослабляем зажимы электрического кабеля, отсоединяем его и прикручиваем свободный конец к магистральным трубкам. Теперь остается только открутить гайки крепления наружного блока и вместе с помощником снять последний с кронштейна. Последняя наружная операция – демонтаж металлических кронштейнов.

Переместившись внутрь дома, снимаем лицевую панель агрегата и отсоединяем его от монтажной пластины. Магистрали вместе с кабелем можно демонтировать самостоятельно, открутив их от охладителя и аккуратно протянув сквозь стену. Эта же операция выполняется вместе с помощником, не откручивая трубки от агрегата. Последнее, что остается – это снять монтажную пластину со стены, теперь сплит – система полностью готова к транспортировке. Как произвести весь демонтаж, наглядно показано на видео:

Более правильно демонтировать кондиционер, перекачав фреон в наружный блок, ориентируясь по манометрическому коллектору. Последний подключается к сервисному патрубку с газообразным хладагентом и после включения агрегата и перекрытия жидкостного трубопровода на приборе видно, как в системе падает давление.

Когда оно достигнет нуля, необходимо закрыть второй вентиль, а охладитель сразу же отключить. Вся остальная процедура производится так же, как описано выше. Как данный этап выполнить правильно, можно посмотреть на видео:

Заключение

Демонтировать бытовые кондиционеры несложно и вполне реально это делать своими руками. Главное – правильно выполнить операцию по перекачке хладоносителя, не перепутав при этом последовательность операций.

Как выбрать сплит систему Какое давление фреона должно быть в кондиционере Как почистить сплит-систему Как самостоятельно почистить кондиционер в домашних условиях