Как сделать бетонную отмостку гаража. Как построить гараж – выбираем отмостку


Сроки службы любого строения напрямую зависят не только от качества самой постройки, но и от прочности фундамента. Именно на эту часть здания приходится основная нагрузка на протяжении всего периода эксплуатации.

Известно, что такие внешние факторы окружающей среды как вода и заморозки оказывают негативное воздействие на фундамент и приводят к его постепенному разрушению. Для того, чтобы минимизировать воздействие окружающей среды и максимально защитить фундамент гаража, создаётся специальная отмостка.

В этой статье мы расскажем, как сделать отмостку гаража и какие виды отмостки существуют.

Очень часто гаражи строят с подвальными помещениями, которые используют для хранения сезонной резины, запасных частей или продуктов питания. В этом случае создание отмостки является обязательным требованием при проектировании и постройке гаража.

К сведению. Даже если вы купили или построили гаражное помещение без отмостки, её можно сделать в любой момент самостоятельно и без привлечения сторонних специалистов.

Устройство и особенности отмостки для гаража

Отмостка – это специальный защитный пояс по всему периметру фундамента, защищающий его от воздействия морозов и влаги, однако, очень многие предпочитают экономить средства и время, пренебрегая этим. В качестве материала для отмостки обычно используется бетон, который заливается монолитным слоем, как показано на фото ниже, и не должен иметь никаких швов или трещин.

Если осуществляется с нуля, то создание защитного пояса необходимо стразу после возведения стен.

Обычно отмостка состоит из двух основных слоёв:

  • Утепляющий слой , который укладывается по периметру фундамента и служит основой для финишного водонепроницаемого слоя.
  • Финишный слой – это самый верхний слой защитного пояса, который обычно делается из бетона и составляет единое целое с фундаментной частью гаража. Для декорации отмостки можно использовать камни, кирпичи, тротуарную плитку и даже асфальтное покрытие.

К сведению. При создании такого защитного пояса для фундамента общая цена постройки гаража увеличивается незначительно, но полученный результат гарантирует целостность и нормальное функционирование фундамента долгие годы.

Основные виды отмостки

В зависимости от месторасположения гаража и интенсивности эксплуатации окружающей территории, необходимо выбрать нужный вид отмостки.

  • Твердая отмостка у гаража изготавливается из бетона, который заливается по периметру гаража. Это самый быстрый и относительно не дорогой вид, который используется в том случае, если вокруг гаража практически никто не ходит и это пространство никак не используется. У такого варианта есть один существенный недостаток. Она постоянно находится вод воздействием влаги, солнца и перепадов температуры, что приводит к растрескиванию бетона и каждые несколько лет её приходится ремонтировать.
  • Мягкая отмостка для гаража потребует больших временных и финансовых затрат. В этом случае поверх бетонного слоя укладывают цементно-песчаную смесь и декорируют её тротуарной плиткой, камнями или кирпичами. Этот вид подходит в тех случаях, когда пространство у гаража используется для прохода людей, а также его необходимо гармонично вписать в общий дизайн ландшафта.

После того, как был выбран вид отмостки, можно приступать к процессу создания защитного пояса.

Создание отмостки твердого типа

Далее мы опишем пошаговый процесс создания защитного пояса, который может быть использован вами как инструкция для самостоятельной работы. Нам потребуется речной песок, щебёнка мелкой или средней фракции, цемент марки М-300 или выше.

Процесс создания выглядит следующим образом:

  • Первым делом необходимо произвести выемку грунта по периметру гаража на глубину 40 см и с шириной от 60 до 100 см от стенки фундамента (см. ), после чего основание тщательно утрамбовывается. Рекомендуется обильно полить грунт раствором специального гербицида, который уничтожит корневую систему растений и предотвратит прорастание под отмосткой.
  • Затем на дно канавы укладывают слой речного песка с толщиной 10-15 см и так же тщательно утрамбовывают.
  • Следующим слоем укладывается щебёнка толщиной 10 см и утрамбовывается максимально плотно. После чего устанавливается опалубка и укладывается арматура в виде сетки, как показано на рисунке ниже.

Важно. Как видно на фото, поперёк отмостки устанавливают деревянные доски, которые будут разделять заливаемое бетоном пространство на секции. Эти доски перед укладкой пропитывают антисептиками и желательно покрыть битумной мастикой. Они служат амортизаторами для бетона во время расширения или усадки при воздействии перепадов температур и предотвращают растрескивание.

  • Последним шагом производится заливка бетона, но перед этим фундаментная часть строения очищается от мусора и грунтуется для лучшего сцепления с бетонной отмосткой.

После того, как отмостка своими руками гаража создана, её накрывают мешковиной на 3-5 дней. При этом мешковину нужно периодически смачивать для обеспечения равномерного застывания раствора.

После застывания можно дополнительно оштукатурить бетонное основание, только в штукатурный раствор добавить специальный полимерный пластификатор. Этот слой закроет установленные доски и полностью предотвратит растрескивание.

После устройства фундамента и засыпки пазух по периметру всех наружных стен выполняют строительство отмостки гаража. Отмосткой называют покрытую бетоном или другим изолирующим материалом полосу земли, примыкающую к фундаменту. Такая конструкция препятствует проникновению атмосферной и другой влаги под фундамент и тем самым предотвращает его проседание. Она позволяет нижней части стен здания даже при сильных дождях оставаться сухой.

Отмостку лучше делать из бетона. Асфальт использовать нежелательно, так как он дает вредные для человека испарения. Для того чтобы грамотно выполнить отмостку, производят выемку грунта по периметру здания на глубину 15-20см. Канаву, особенно часть, примыкающую к гаражу, поливают гербицидом (например, симазином) для уничтожения корней сорняков. Затем приступают к выполнению бетонной или песчаной отмостки.

Бетонная отмостка. В вырытую и подготовленную для отмостки траншею укладывают слой песка толщиной 10см и утрамбовывают его ручной бабой. Затем в траншею насыпают слой мелкого щебня толщиной 10 см и уплотняют его. Поперек отмостки с шагом 1–1,2м ставят на ребро деревянные рейки, обмазанные битумом. Верх реек располагают на уровне поверхности бетона, учитывая небольшой уклон отмостки от дома.

На подготовленное ложе укладывают бетон, а рейки служат так называемыми маяками, по которым идет правилка при выравнивании поверхности бетона. Деление отмостки на участки с помощью реек предохраняет бетонное покрытие от разрывов в морозные дни. Сплошная отмостка из бетона разрушается, как правило, в первую же зиму.

Уложенную бетонную отмостку тщательно железнят, то есть припудривают влажную поверхность несколько раз цементом и заглаживают железным мастерком. Затем поверхность накрывают мокрой мешковиной и выдерживают 1 неделю. Бетон поливают время от времени водой из лейки, чтобы ткань все время была влажной.

Песчаная отмостка. Если песчаную отмостку полностью пропитать теплым раствором жидкого стекла, а затем закрепителем (отвердителем), то песок в результате связывается и превращается в камень-песчаник. Отмостка из закрепленного песка не размывается водой и препятствует ее проникновению в фундамент.

Растворимое стекло – силикат натрия (калия) – имеет обычно плотность 1,35г/см3. В малярных работах применяют калиевое жидкое стекло, в бетонных работах – натриевое. Есть в продаже и так называемая силикатная глыба, то есть твердая основа жидкого силикатного стекла. Чтобы превратить эту глыбу в жидкое стекло, ее размельчают, загружают в бак и варят в небольшом количестве воды 6–8 часов. При небольшом избыточном давлении в котле варку сокращают до 2–4 часов.

Изготовление отмостки, как и в первом случае, начинают со снятия растительного слоя толщиной 15–20см. В яму заливают гербицид, затем ее засыпают слоем песка толщиной 10см, который тщательно трамбуют.

Утрамбованный слой поливают из лейки теплым жидким стеклом, а затем сразу же раствором отвердителя. В качестве отвердителя применяют 5–10%-ный раствор кремнефтористого кальция или 3–7%-ный раствор кремнефтористого натрия. Песчаный слой должен быть весь пропитан растворами жидкого стекла и отвердителя. Верхний слой делают по возможности из просеянного мелкого песка. Его обрабатывают сначала жидким стеклом, затем отвердителем. Готовую отмостку прикрывают на 2–3 суток пленкой, рубероидом, пергамином, толем и др. Отмостку желательно окантовать водоотводной канавкой, которую также бетонируют.

Можно просто воспользоваться распиленной трубой, которую укладывают в эту канавку (рис. 171).

Рис. 171. Устройство отмостки: 1 – цементный раствор; 2 – слой щебня или битого кирпича; 3 – глина; 4 – грунт; 5 – водосточная канавка; 6 – фундамент

При устройстве отмостки следует предусмотреть небольшой уклон от здания, чтобы обеспечить сток талых и дождевых вод. Отмостку выполняют шириной 60–100 см.

Устранение неудобств, связанных с подъездом к гаражу

Если гараж находится на тихой улице или в небольшом поселке, то не исключено, что по обеим сторонам улицы будет проходить канава для стока воды. Нередко она является досадным препятствием для автомобилиста. Из этого следует, что при устройстве гаража следует заранее позаботиться о преодолении таких препятствий.

Наиболее простым сооружением, служащим для переезда через такую канаву, является деревянный мостик. Вдоль краев канавы роют ямы для лежней. Лежни изготавливают из наиболее смолистых бревен, тогда они дольше прослужат без замены. Под лежень на дно каждой ямы кладут песчаную подушку толщиной 15–20см.

Перед укладкой лежни обрабатывают, то есть затесывают с одной стороны и смазывают сторону, обращенную вверх, антисептиком, горячей смолой или гудроном. После этого их кладут в ямы, стараясь, чтобы они были расположены на одном уровне. Далее на лежни кладут четыре поперечных бревна, обтесанные сверху на всю длину, а снизу – в местах опирания на лежни. Бревна располагают таким образом, чтобы они совпадали по ширине с колесной базой автомобиля. Крепление бревен на лежнях производят с помощью скоб или глухарей – специальных больших гвоздей.

Поверх бревен набивают настил из досок-шестидесяток. Доски укладывают с просветом в 15–20мм: это нужно для проветривания настила. Кроме этого, бревна пропитывают антисептиком или горячей смолой. По обеим сторонам настила для лучшего закрепления поверху прибивают дополнительные доски.

Мостик можно сделать из железобетона, тогда он будет более долговечным. Основанием мостика могут служить заводские бетонные плиты или изготовленные самостоятельно.

Под опоры предварительно вырывают ямы, которые выкладывают плитами. До заливки бетона делают необходимую опалубку. Под опоры обязательно насыпают песчаную подушку толщиной 15-20см. Плиты кладут на опоры. Теперь мостик через канаву готов.

Чтобы избавиться от неприятностей, связанных с придорожной канавой перед гаражом, можно воспользоваться еще одним способом. В канаву помещают трубу, пропускающую через себя воду. Эта же труба будет служить опорой для колес автомобиля при переезде канавы. Глубина придорожных канав колеблется в пределах 1м. Необходимо отметить наибольшую высоту, которую будет занимать вода в период дождей или таяния снега. В том случае, если труба одиночная, необходимо, чтобы ее внутренний диаметр превышал расстояние от дна канавы до отметки уровня воды. Это нужно для того, чтобы в случае замерзания воды ледяная пробка не закупорила трубу и не закрыла весной отверстие стока.

Длина сточной трубы должна быть не менее 3м. После укладки в канаву трубу засыпают песком и щебнем с последующим трамбованием.

При отсутствии трубы большого диаметра можно использовать несколько тонких, расположив их друг над другом. В этом случае верхняя труба будет находиться выше максимального уровня поднятия воды. Смещение труб можно предотвратить, установив под ними деревянные стойки. Во избежание проседания стоек в грунте их желательно выполнить из более прочного материала, например бетона. Последующая засыпка труб песком и щебнем обязательна.

Для любого автовладельца важно иметь не только гараж, но и оборудовать правильно въезд в него. От того, насколько точно и удобно он будет выполнен, зависит безопасный заезд автомобиля. Небрежно сделанный въездной вход может привести к тому, что на территорию гаража неудобно будет въезжать, а также в него станут попадать осадки в виде дождя и снега. О том, как правильно и с наименьшими затратами и силами сделать въезд в гараж, расскажем ниже.

отсутствие подъезда в гараж

Погодные неприятности в виде грязи, наледи, луж, способны создать проблемы перед любым гаражом. Обледенелые выступы, на которых колеса машины проскальзывают, увеличивают не только нагрузку массы на подвеску автомобиля, но и становятся причиной внештатных ситуаций.

Темное время также может стать причиной возникновения неисправностей из-за постоянного риска задеть бампером какое-либо препятствие. Кроме того, накапливающаяся вода у входа в гараж активно старается попасть вовнутрь помещения. Все эти моменты подчеркивают значительность правильной организации въезда в гараж.

деревянный пандус

Разновидности въездов в гараж

Обустраивая гараж, обязательно оборудуйте для него въездной путь. Это поможет не только сделать заезд удобным, но и сгладит перепад плоскости перед воротами. Оснастив дополнительно оборудование пандусом, вы сможете защитить внутреннюю часть помещения гаража от попадания внешних осадков.

Отличным решением для подземных гаражей также будет оборудованный въезд. Он послужит ориентиром и станет пополнением для усиления грунта. Правильно оборудованный заезд способен минимизировать тяжесть на ходовой узел, что гарантирует безопасную парковку и беспроблемный въезд.

Заехать в гараж можно:

  • по въезду, оборудованному пандусом;
  • по отмостке;
  • по стяжке.

отмостка перед гаражом

Как сделать въезд в гараж с подъемом и спуском

Основная цель сооружения – организация удобного въезда в помещение гаража. Чем более крутой пандус, тем удобнее его использовать. Пандусы в гараж бывают двух видов:

  • сооружение с подъемом;
  • пандус со спуском (чаще всего используется в подземных гаражах).

Отличительной особенностью между ними является: у пандусов с подъёмом имеются бордюры для предотвращения съездов, а у сооружений со спуском в роли ограничителя выступают стены.

Размеры пандуса обычно составляют примерно на 30 см больше, чем ширина гаражных ворот. В конце тоннеля пандуса сооружение ненамного расширяется, чтобы облегчить въезд автомобиля. Средняя длина составляет 3-5метров, в зависимости от выбора владельца гаража.

В устройстве пандуса предусмотрен наклон поверхности и система дренажа. Чтобы не скапливалась вода, перед порогом устанавливается специальная небольшая канава с вмонтированной решеткой. Такой дренаж отлично выводит осадки и не дает скапливаться дождевой воде. По желанию хозяина гаража можно установить навес, чтобы уберечь гаражные ворота от сильного ветра или снегопада.

Материалом для изготовления пандусов могут служить различные варианты:

  • бетон;
  • дерево крепких пород;
  • металл.

У каждого материала есть свои плюсы и минусы.

Деревянный пандус легко собирается. Он прост в изготовлении, но не долговечен. Менять его или собирать заново вам придется раз в два-три года.

Металлическое сооружение – наиболее надежный и долговечный вариант. Но при низких температурах появляется коррозия.

Бетонный пандус – самый подходящий вариант по соотношению качество-цена. Правильно установленное, по всем технологическим нормам, сооружение прослужит долго.

въезд со спуском

Отмостка

Отличительной особенностью сооружения является поверхность из забетонированного или асфальтового материала с уклоном от гаража отвода сточных вод.

Наиболее вероятным вариантом для оснащения остмосткой гаража будет сооружение наклонной поверхности пола с уклоном на 20 градусов, ширина может базироваться до 1 метра и более, в зависимости от того, какую площадь занимает гараж.

Часто можно увидеть, как отмосткой выложена вся территория перед домом или гаражом. Варианты выкладки могут быть различными: плитка, бетон, асфальт. Выложенная отмостка перед гаражом по всем техническим правилам будет не только выглядеть хорошо, но и поможет без трудностей заезжать вовнутрь помещения.

возведение отмостки

Стяжка

Вариантом изготовления въезда из стяжки служит смесь, состоящая из цемента и песка, или забетонированный слой с примесью асфальтовой крошки. Стяжка является идеальным вариантом для въезда в гараж в том случае, когда необходимо выровнять и придать твердости поверхности. Стяжка применяется, когда грунт недостаточно жесткий.

стяжка перед въездом

Как правильно сделать въезд в свой гараж

Перед тем, как приступить к строительным работам, проводят предварительный расчет. По средним показателям правильный выезд должен быть больше на 30 см по ширине, чем ворота гаража. Размер может варьироваться, в зависимости от желаний владельца и особенностей прилегающей территории.

Наклон заезда рассчитывается по нормам, описанным в СНиПе. Средний показатель составляет примерно 15-20 градусов на всем расстоянии пути.

  • расчистить территорию перед гаражом от мусора;
  • при наличии коммуникаций – изолировать их в специальные короба или рассчитать конструкцию с учетом их включения или обхода.

угол наклона

Как правильно сделать пандус в гараже подземном

Строение пандуса для гаража представляет собой небольшой помост, который примыкает к въезду в гараж. Он ставится под небольшим углом. Изготовить пандус можно своими руками, как во временном, так и в постоянном варианте.

В первом случае подъезд делается из досок – подойдут любые пиломатериалы. Плюсом такого изготовления является:

  • быстрота;
  • небольшая цена;
  • скорость ввода в эксплуатацию.
  • недолговечность;
  • малые нагрузки;
  • разрушение от влаги.

Оптимальным вариантом для изготовления пандуса послужит бетон. Как изготовить или залить въезд в гараж, расскажем далее.

параметры пандуса

Бетонированный пандус

Для строительства подъезда к гаражу вам понадобятся:

Перед тем, как приступить к работе, подготовьте участок:

  1. Очистите от мусора. Обозначьте границы. Уплотните грунт с помощью вибромашины. Образовавшуюся площадь залейте водой, это поможет в усадке почвы.
  2. Следующий этап – формирование опалубки. Установите конструкцию из досок или любых пиломатериалов, в которую будет заливаться бетон.
  3. Сварите каркас из арматуры в виде сетки и установите на дно опалубки. Он придаст прочности бетону и поможет ему прослужить долго.
  4. Смешайте все ингредиенты в пропорции: цемент 1 часть + щебень 5 частей + песок 3 части. Заливайте опалубку полученным раствором сразу после изготовления.
  5. Пандус заливается в несколько слоев. Можно условно отмерить 10-15 см и протянуть вдоль опалубки нитку или леску. Залитый слой выравнивается при помощи шпателя и тщательно утрамбовывается, чтобы избежать пустот и внутренних пузырей.
  6. Сформированным слоям дают время на высыхание, не забывая отслеживать их состояние.
  7. Перед готовым пандусом для въезда в гараж обязательно формируют дренажную канаву. Для этого выкапывается траншея с наклоном на глубину 40-50 см. Полученный дренаж будет выводить воду в специально установленный резервуар или просто на отдаленный участок.
  8. Канаву бетонируют, и сверху устанавливают решетки, чтобы предотвратить попадание грязи, листьев и иного мусора.

бетонный пандус

Как сделать отмостку

Подобная конструкция также имеет большое значение не только для заезда в гараж, но и для хозяйственных нужд. Отмостка помогает отвести сточные воды от фундамента. Материалом для изготовления может послужить бетон или тротуарная или бордюрная плитка. Оборудованный подъезд к гаражу своими руками этими материалами не только смотрится красиво и аккуратно, но и обеспечивает безопасные маневры при въезде автомобиля.

Основные правила при обустройстве оснастки:

  • ширина – до 0,5-0,7 метра;
  • высота устанавливается в зависимости от особенностей материала, который будет использоваться (щебенка или гравий до 50 см. бетон или плитка до 40-60 см);
  • уклон въезда – до 10-15 мм на каждые полметра (если отмостка строится в подземном гараже).

Обустройство площадки под отмостку:

  1. Подготовьте площадь перед гаражом. Уберите мусор и утрамбуйте поверхность до ровного состояния.
  2. Следующий шаг – выкладка щебня или гравия на грунт. Вместо опалубки устанавливаем бордюр и начинаем производить укладку плиток или брусчатки.
  3. Выкладывая материал, корректируем установку при помощи киянки (легкими постукиваниями).
  4. Зазоры между уложенными плитками или брусчатками засыпаем песком.

отмостка возле гаража

Правильная стяжка

Установка стяжки аналогична вышеперечисленным способам. Первым делом необходимо произвести расчеты будущей площади стяжки, а также необходимых материалов. После расчистки участка и установки опалубки с арматурой на дно выкладывается песчаная подушка из песка, цемента и щебня или гравия (высотой 10-15 см), а затем заливается бетоном. Если въезд предназначается для грузовых автомобилей, лучше всего использовать в качестве основы подушки бетон М 500, 600 и выше.

Заключительный этап состоит в эстетическом оформлении. Украсят вашу площадку различные полимерные покрытия, придадут аккуратный вид, а также помогут сохранить длительный срок эксплуатации бетонного основания.

стяжка перед гаражом

Материалы для строительства въезда

Задумываясь об изготовлении въезда в гараж, просчитайте заранее площадь вашего участка. Также подготовьте материал, который вам будет необходим:

  • цемент (чем выше его марка, тем прочнее будет основание);
  • песок;
  • бетон (сухой или разбавленный, определенной марки);
  • вода;
  • глина;
  • плитка;
  • бордюрный камень;
  • брусчатка;
  • щебень, гравий.

В заключение

Оборудовав площадку для заезда в гараж по всем техническим правилам, вы, как автовладелец, сможете уверенно и безопасно совершать любые маневры. Кроме того, любые внешние осадки не попадут внутрь, а значит, фундамент гаража прослужит долго.

Затратив силы, время и деньги на установку, вы с лихвой окупите удобство и комфорт от въезда автомобиля в гараж.

Отмостка – единое непрерывное покрытие, опоясывающее дом или другую постройку по периметру. Обустройство отмостки является одним из завершающих этапов строительства, т.е. ее делают после возведения здания. Если застройщик запланировал отделку цоколя штукатуркой, плиткой, кирпичом или другим материалом, отмостка сооружается после полного завершения упомянутого мероприятия.

Полезный совет! С выполнением всех задач, связанных с обустройством отмостки, необходимо справиться до прихода холодов.

Для изготовления рассматриваемой конструкции могут использоваться разнообразные материалы: брусчатка, асфальт, плитка и т.д. Наибольшее распространение среди частных застройщиков получила отмостка из бетона. Данный материал характеризуется длительным сроком службы, высокими эксплуатационно-техническими характеристиками и сравнительно доступной стоимостью.

Отмостка вокруг дома
Отмостка бетонная

Отмостка из камня
Отмостка из кирпича

Многие хозяева не до конца осознают важность отмостки, считая ее исключительно декоративным элементом ландшафта. Наряду с этим, подобное покрытие выполняет ряд значимых практических функций. Ознакомившись с нижеизложенной информацией, вы узнаете, зачем нужна отмостка, какие материалы можно использовать для ее обустройства и как сделать подобное покрытие собственными силами.

Как отмечалось, декоративная функция отмостки является одной из основных, но далеко не единственной. С информацией о предназначении рассматриваемой конструкции вы можете ознакомиться в следующей таблице.

Таблица. Функции отмостки

Функции Пояснения
Декоративная Отмостка делает общий вид постройки более привлекательным, солидным, продуманным и завершенным.
Защитная Правильно обустроенная отмостка – надежный барьер на пути талых вод. Данный конструктивный элемент не позволяет влаге контактировать с опорной конструкцией дома, за счет чего будет значительно уменьшен риск разрушения фундамента. Конструкция обустраивается так, чтобы сточные и прочие воды сразу отводились в канализационную систему или другое подходящее место, для чего задается необходимый уклон поверхности.
Теплоизоляционная На этот момент мало кто обращает внимание, и зря. Наличие правильно обустроенной отмостки способствует значительному уменьшению степени промерзания почвы и, как результат, фундамента, а вместе с ним и всего строения.
Предотвращение вспучивания грунта Как отмечалось, наличие отмостки позволяет уменьшить степень промерзания почвы. Наряду с этим, вспучивание грунта тоже будет заметно снижено. Благодаря этому будет обеспечена хорошая защита фундамента постройки от сдвигов в грунте, что исключит риск нарушения целостности опорной конструкции и ухудшения ее характеристик в целом.





Особенности конструкции и требования к отмостке

Конструкция отмостки включает 2 основных слоя. Первый – подстилающий. Его главная функция сводится к созданию плотного надежного основания для вышележащего слоя. Подстилающий слой может быть выполнен под уклоном или без такового. Для изготовления данного шара конструкции разрешается использовать щебенку, гравий, песок. Рекомендованная толщина подстилающего слоя – порядка 2 см.

Иногда грунт вокруг строения дополнительно обрабатывается специальными химическими средствами – гербицидами. Применение таковых исключает разрастание корней растений и травы в будущем, благодаря чему минимизируется риск нарушения целостности опорной конструкции дома.

Верхний слой – покрытие, обеспечивающее декоративную функцию и защиту фундамента от воды. Толщина – до 100 мм. Для изготовления верхнего шара применяются асфальт, брусчатка, бетон и другие материалы.

Помимо вышеперечисленного, в состав отмостки входят другие важные слои. С особенностями строения конструкции можно ознакомиться на следующем изображении.

Чтобы отмостка в полной мере справлялась с выполнением упомянутых ранее задач, в процессе ее обустройства нужно обеспечить соблюдение ряда важных требований.

  1. Во-первых, ширина отмостки должна превышать аналогичный показатель кровельного свеса. При обустройстве площадки на песчаном грунте, ее ширину рекомендуется делать на 25-30 см больше карниза (суммарная ширина, при этом, должна быть более 60 см). В большинстве случаев суммарная ширина отмостки не превышает 80 см, но при работе на грунтах пучинистого типа упомянутый показатель увеличивается в среднем до 100 см.

    Отмостки: а – глинощебневая; б – бетонная; в – асфальтовая; г – булыжная; 1 – утрамбованный щебень 20 мм; 2 – глина; 3 – цементная стяжка 15 мм; 5 – бетонная подготовка 100 мм; 5 – асфальт 15-20 мм; 6 – щебень 10 мм; 7 – булыжник; 8 – песчаная подготовка 50 мм

  2. Во-вторых, отмостку нужно делать с уклоном в направлении территории участка. Конкретное значение уклона подбирается с учетом особенностей финишного покрытия. К примеру, в случае с бетонной отмосткой делают 3-10-градусный уклон от стен. Минимально допустимое значение уклона, вне зависимости от используемого материала, должно составлять 1,5 градуса.

  3. В-третьих, отмостка должна быть сплошной, опоясывающей строение по всему периметру. Промежутки делать настоятельно не рекомендуется – общее качество конструкции существенно снизится.

  4. В-четвертых, отмостку нельзя связывать с фундаментом – эти системы характеризуются разной степенью осадки. Ввиду этого, между опорной конструкцией и опоясывающей поверхностью должен быть выдержан минимум 1-1,2-сантиметровый компенсационный шов. Его можно залить битумом, заделать герметиком, заполнить геотекстилем и подобными материалами или засыпать песком.

Разновидности отмосток и их предназначение

В зависимости от материала изготовления, конструкционных особенностей, срока службы и ряда других показателей все существующие разновидности отмосток можно классифицировать на 3 основные группы. Информация о них представлена в таблице.

Таблица. Типы отмосток

Группа отмосточных покрытий Описание
В эту группу относятся монолитные конструкции из бетона, асфальтированные отмостки, а также покрытия, обустраивамые наливным методом (применяется цементный раствор) по щебенке с последующим железнением заливки.

Монолитная конструкция при прочих равных условиях прослужит не меньше, чем опоясываемое ею здание. Существенным недостатком подобной системы является высокая стоимость и трудоемкость обустройства. Это актуально и для асфальта: применение гудрона, являющегося связующим элементом, целесообразно в финансовом плане исключительно при выполнении масштабных работ по асфальтированию дорог.

Важно! Если запланировано утепление отмостки, жесткая система является единственным возможным вариантом – утеплять мягкие и полужесткие покрытия бессмысленно.

К дополнительным недостаткам жестких отмосток следует отнести их низкие декоративные показатели – бетонную или асфальтированную площадку вряд ли можно назвать очень красивой.

Функции подстилающего слоя здесь выполняет многослойная подушка, верхнего – тротуарная плитка или брусчатка. Помимо плитки и брусчатки (наиболее популярные варианты) могут использоваться железобетонные плиты, булыжник, керамогранит и т.д.

Наливные покрытия сравнительно просты в обустройстве, они требуют гораздо меньших трудовых и финансовых вложений по сравнению с монолитными системами, но не подходят для использования на грунтах пучинистого типа.

Обустраивается многослойная подушка, сверху засыпается слой щебенки.

Являются наименее финансово затратными и трудоемкими. Недостатком мягких отмосток является низкий срок службы, составляющий в среднем до 7 лет. Наряду с этим, подобную конструкцию можно безо всяких опасений использовать в любых климатических регионах, не обращая, при этом, внимания на тип грунта. Да и разобрать вышедшую из строя мягкую отмостку с целью ее ремонта или замены несложно.

Практика показывает, что к использованию мягкой отмостки целесообразно прибегать лишь в качестве временного решения при наличии проблем с финансами, временем или трудовыми ресурсами – вряд ли вам понравится каждые 5-7 лет заниматься одним и тем же.

Наиболее оптимальной разновидностью покрытий по соотношению показателей стоимости, качества и внешнего вида являются полужесткие отмостки. Служат они до 20-30 лет, подходят для использования практически во всех климатических зонах, за исключением разве что вечной мерзлоты, характеризуются высокой ремонтопригодностью и требуют сравнительно небольших затрат ресурсов на свое обустройство.

Дополнительным преимуществом полужестких отмосток является привлекательный внешний вид. К примеру, сделав покрытие из тротуарной плитки, владелец получает в свое распоряжение очень красивую площадку, ничем не отличающуюся от традиционных садовых дорожек. При этом обустраиваются полужесткие отмостки в одном и том же порядке – различается лишь материал финишного покрытия (обычно это брусчатка или тротуарная плитка).

Цены на тротуарную плитку

тротуарная плитка

Подстилающий слой (подушка) изготавливается в одинаковом порядке, вне зависимости от выбранной разновидности отмостки (исключение составляет разве что монолитная бетонная система, сопутствующие вопросы будут рассмотрены отдельно).

Как видно на изображении, подушка состоит из грунта, глины и песка. В случае с мягкой щебенчатой отмосткой, сверху засыпается слой щебня. Если обустраивается полужесткая отмостка, поверх продемонстрированной на изображении подушки засыпается слой щебенки и дополнительная прослойка песка, после чего укладывается плитка/брусчатка. В случае же заливки жесткой площадки, обустраивается песчано-гравийная подушка, засыпаются песок и щебенка, укладывается утеплитель, выполняется армирование и проводится ряд других мероприятий, предшествующих заливке бетонной смеси, о чем будет отдельно рассказано в соответствующем разделе руководства.

Песчаная подушка под отмостку
Щебневая подушка

Порядок обустройства подушки описан в таблице.

Таблица. Подушка для отмостки своими руками

Этап работы Описание
По периметру будущей отмостки выкапывается траншея. Глубина определяется типом грунта. Минимальный рекомендованный показатель – 15-20 см. При работе на пучинистых грунтах глубину следует увеличить минимум до 30 см.

Для большего удобства работы, можете предварительно сделать разметку, взяв за основу рекомендации из статьи по обустройству фундамента, либо пойдите наиболее простым путем:

Вбейте в грунт в углах будущей отмостки металлические стержни или деревянные колышки;

Вбейте промежуточные колышки;

Натяните между ориентирами шнур-причалку (или другую аналогичную веревку) и копайте в соответствии с подготовленной разметкой.

На этом же этапе можете задать упомянутый ранее зазор между фундаментом и отмосткой, воспользовавшись для этого любым из перечислявшихся материалов, к примеру, очень удобно работать с демпферной лентой и полиуретановым герметиком.

В зависимости от выбранного типа отмостки, на этом же этапе можно задать требуемый уклон конструкции. Для этого достаточно попросту вырыть траншею на разную глубину в точках наклона.

Дно траншеи тщательно утрамбовывается. Для этого можно использовать обыкновенное бревно: берете его в вертикальном положении, поднимаете вверх, опускаете с усилием вниз, и продолжаете, пока не будет утрамбована вся земля.

Вертикально ровно вбейте в грунт промежуточные колышки, если это не было сделано на этапе разметки.
Одновременно они будут выполнять функцию подпорок для опалубки.
Подойдут бруски сечением в 2-3 (до 5) см – больше не имеет смысла.
Подпорки устанавливайте с полуметровым шагом.
Принцип продемонстрирован на изображении. Вооружившись уровнем, отметьте на колышках высоту опалубки. По меткам будете прибивать доски.
Для сооружения опалубки подойдут доски толщиной 3-4 см. Высоту элементов подбирайте в соответствии с параметрами отмостки. Для большего удобства можете предварительно нанести на доски метки по высоте будущих слоев, входящих в состав подушки.

Углы конструкции можете стянуть по наружной стороне уголками. Для скрепления элементов предпочтительнее использовать болты – такой крепеж проще демонтировать. Болтов диаметром до 1 см будет достаточно.

Важно! Если вы не планируете демонтировать опалубку в будущем, предварительно обработайте ее деревянные составные элементы антисептиком и оберните рубероидом или другим изоляционным материалом – незащищенная древесина вскоре начнет гнить, что не лучшим образом отразится на качестве отмостки.

Примечание первое. На изображении продемонстрировано армирование. На него пока не обращаем внимание.

Примечание второе. На изображении показан вариант с наклонными подпорками. При желании можете отдать предпочтение этому методу – принципиального значения данный момент не имеет. В целом можно обойтись и без таких подпорок, обеспечив устойчивость досок с помощью установленных с обратной стороны кирпичей/блоков.

Важно! Температурный шов делается не только на стыке отмостки со стенами дома, но и поперек обустраиваемой конструкции. Несоблюдение данной рекомендации приведет к крайне неблагоприятным последствиям: в результате пучения грунта при температурных перепадах отмостка со временем растрескается.

Поперечные швы обустраиваются в среднем с 2-метровым промежутком. Для обеспечения требуемых зазоров устанавливайте доски толщиной до 2 см с указанным шагом, как продемонстрировано на изображении.

Важно! Все деревянные элементы конструкции перед использованием нужно пропитать антисептиком.

Если запланировано устройство отмостки, не предполагающей заливку бетона, вы вполне можете обойтись и без опалубки – с ней просто удобнее.

Засыпьте в траншею 10-15-сантиметровый (в зависимости от исходной глубины ямы) слой песка. По возможности используйте речной песок мелкой фракции. Этот слой подушки возьмет на себя функции гидроизоляции.

Засыпка тщательно утрамбовывается. Можете использовать тот же способ, что и для трамбовки грунта. Для лучшего уплотнения пролейте песок водой. Важно! Толщина на уровне 10-15 см должна получиться после трамбовки, а не первичной засыпки материала.

Щебень засыпается 5-10-сантиметровым слоем, опять-таки, в зависимости от исходной глубины траншеи. Лучше всего использовать разнофракционный песок, чтобы количество пустот в засыпке было минимальным. Вместо щебня можете засыпать гравий или кирпичный бой.

Данный слой подушки будет обеспечивать отведение влаги, проникшей через песок, от вышележащих конструкций.

Важное примечание! Если в месте проведения строительных работ отмечается высокое расположение подземных вод, обязательно проложите между песчаным и щебенчатым слоями геотекстиль для дополнительной гидроизоляции. Делайте небольшие (в рассматриваемых условиях хватит 5-10 см) нахлесты на стенки опалубки.

Не забывайте выдерживать заданный уклон поверхности (если предусмотрен) при засыпке песка и щебня.

Подушка готова. Дальнейший порядок действий определяется особенностями выбранной застройщиком разновидности отмостки. Мы предлагаем ознакомиться с инструкциями по обустройству наиболее распространенных вариантов рассматриваемой конструкции.

Мягкая щебневая отмостка

По факту вышеописанную подушку можно рассматривать в качестве мягкой отмостки из щебенки. Для расширения кругозора предлагаем вам ознакомиться с альтернативным вариантом обустройства такой конструкции с задействованием дополнительного гидроизоляционного материала.

Предварительно выройте траншею и засыпьте слой песка, выровняв его и задав требуемый уклон, как в вышерассмотренной инструкции, после чего следуйте нижеизложенным положениям.

Таблица. Мягкая отмостка

Этап работы Описание
Поверх песка укладывается слой гидроизоляционного материала. Многие застройщики используют рубероид, но мы рекомендуем отдать предпочтение рубимасту – стоит он немногим дороже, зато служит гораздо дольше.

В рассматриваемом примере обустраивается опалубка шириной 80 см. Ширина рулона рубимаста составляет 100 см. Чтобы не заниматься обрезкой материала, попросту загните его излишек и приклейте к стене с помощью расплавленного битума или другого подходящего состава.

Поверх гидроизоляционного материала засыпается 10-сантиметровый слой смеси, включающей равное количество песка и гравия/щебенки. Засыпка тщательно утрамбовывается и разравнивается с соблюдением заданного уклона.
Поверх песчано-гравийной засыпки можно насыпать дополнительный 3-5-сантиметровый (или доверху) слой щебенки и хорошо его уплотнить – так отмостка точно не будет проседать во время хождения по ней.

Временная мягкая щебенчатая отмостка готова. При желании можете спрятать доски опалубки с помощью декоративных бордюров.

Цены на щебень

Основные сведения

Как отмечалось, технология обустройства отмостки с финишным покрытием в виде брусчатки и плитки остается одинаковой. Выбор конкретного материала остается за владельцем, но есть несколько важных замечаний.

Так, применение брусчатки допустимо лишь в том случае, если фундамент предварительно был гидроизолирован. Среди недостатков брусчатки можно отметить разве что сравнительно высокую стоимость.

Плитка – один из наиболее популярных материалов, широко используемых при обустройстве отмостки. Данный вариант имеет ряд значимых преимуществ:

  • плитка стоит гораздо дешевле бетона в количестве, необходимом для заливки площадки;
  • материал представлен в огромном ассортименте размерных вариаций, расцветок и форм, что позволяет получить именно такой вариант отделки, каким его хочет видеть владелец;
  • плитку можно уложить собственными силами, затратив на это относительно немного времени – ждать 3-4 недели, пока застынет бетон, точно не придется.

Цены на брусчатку

брусчатка

Какую плитку использовать?

Выбирая плитку для отмостки, следуйте нижеперечисленным советам.

Совет первый. Для выполнения рассматриваемой работы лучше всего подходит плитка, изготовленная по методу вибропрессования. Покупая такой материал, вы существенно уменьшаете для себя риск приобретения подделки, т.к. изготовление данной отделки в кустарных условиях невозможно – для производства плитки этой группы применяется серьезное дорогостоящее промышленное оборудование.

Вибролитая же плитка (вторая популярная разновидность) относительно легко изготавливается в обыкновенном гараже. Стоит она дешевле, но реальное качество таких изделий обычно остается загадкой.

Совет второй. Предварительно подготовьте план будущего расположения плиток на бумаге или в специальной компьютерной программе – так вы сможете подобрать наиболее нравящийся вам рисунок и облегчите себе дальнейшее выполнение работы. При желании можете использовать один из готовых вариантов, представленных на изображениях.



Совет третий . Подбирайте для мощения отмостки такую плитку, которая будет хорошо сочетаться с другими дорожками и прочими участками с подобной отделкой, расположенными на территории участка.

Технология мощения

Подушку для отмостки вы уже сделали. Дальнейшая работа выполняется в последовательности, приведенной в таблице.

Таблица. Отмостка из плитки своими руками

Этап работы Описание
Как вы могли видеть на одном из
вышепредставленных изображений,
подушка для отмостки с мощением
плиткой имеет дополнительный
верхний слой в виде песчаной
засыпки.
Насыпьте 8-10 см песка поверх
щебенки. Рекомендации в
отношении разравнивания и
трамбовки материала аналогичны
ранее обустроенному слою.
Приступайте к мощению отмостки.

Плитку укладывайте от любого удобного угла. Двигайтесь в направлении от себя. Элементы размещайте по принципу кирпичной кладки, т.е. со смещением швов в близлежащих рядах. Конкретный вариант укладки можете выбрать из предложенных ранее иллюстраций или придумать самостоятельно.

Для обеспечения плотного прилегания плитки/брусчатки к основанию используется резиновая киянка. Работа с инструментом осуществляется в следующем порядке:

Укладывается плитка;

Сверху нее кладется деревянная дощечка;

Исполнитель осторожно постукивает по дощечке, стараясь достаточно сильно, но аккуратно нажимать на плитку киянкой через упомянутую прокладку.

В такой последовательности укладывается каждая плитка.

С помощью уровня проверяйте ровность укладки плиток по отношению друг к другу и соотношение рядов. Под проседающие элементы отделки подсыпайте песок, выступающие части плитки осаждайте киянкой, следуя вышеприведенному руководству, выдерживая одновременно с этим нужный уклон отмостки.

Вымостите в соответствии с приведенной последовательностью всю площадку. Если возникнет необходимость прирезки плитки, делайте это с помощью болгарки.

Важное примечание! Многие застройщики настаивают на том, чтобы перед укладкой брусчатки/плитки был залит слой цементной стяжки. Мы же советуем класть отделку прямо на утрамбованный песок – в данном случае будет обеспечен более эффективный отвод воды через зазоры между плитками вниз. В случае же обустройства цементной заливки, проходимость системы уменьшится, а это грозит возникновением наледи в холодное время года и всеми сопутствующими неприятностями.

Если же ввиду каких-либо обстоятельств устройство отмостки без применения цементной стяжки не является возможным, после засыпки слоя песка сделайте следующее:

  • приготовьте смесь из 1 доли цемента (от М400), 3 долей песка (просеянного, мелкофракционного, речного) и чистой воды в количестве, достаточном для получения однородного пластичного раствора средней густоты;
  • разложите раствор по поверхности обустраиваемой площадки с помощью кельмы или любого другого подходящего инструмента, после чего разровняйте его шваброй или длинной прямой рейкой (правилом). Итоговая толщина цементной прослойки должна составить 30-40 мм.

Дождавшись высыхания цемента, приступайте к укладке плитки. Удобнее всего использовать для этого клей, разработанный специально для фиксации рассматриваемых отделочных материалов. Порядок приготовления и правильного использования клея уточните в инструкции производителя – для разных составов эти моменты могут отличаться.

Некоторые застройщики и вовсе принимают конструкцию с цементной заливкой без последующей отделки в качестве готовой отмостки.

Такой вариант возможен, однако его внешний вид удовлетворяет далеко не каждого. При желании в состав цемента можно добавить специальные красящие пигменты – поверхность примет более привлекательный вид.

Отмостка из бетона

Вариант для хозяев, привыкших делать все капитально и надолго. Потратив единожды сравнительно существенную сумму на обустройство бетонной отмостки, вы получите в свое распоряжение долговечную, надежную и максимально прочную конструкцию.

Мы расскажем о порядке обустройства утепленной железобетонной отмостки. Наличие теплоизоляционного слоя благотворно скажется на ряде ключевых эксплуатационно-технических характеристик фундамента, цоколя и всего строения в целом. При желании можете исключить этапы, затрагивающие устройство утеплителя из руководства и использовать эту же инструкцию, но отказываться от теплоизоляции настоятельно не рекомендуется.

Отмостка из бетона утепленная – фото слоев
Отмостка из бетона – схема

В идеале ширина утепленной отмостки должна соответствовать или превышать показатель глубины промерзания почвы. На практике же устройство подобной конструкции, во-первых, потребует очень больших финансовых вложений, во-вторых, отнимет полезную площадь участка. Ввиду этого, застройщики придерживаются «золотой середины», составляющей 700-900 мм.

Перед началом работы нужно выбрать подходящий теплоизоляционный материал. Чтобы выбор был максимально объективным и правильным, необходимо учесть ряд значимых моментов.

  1. Во-первых, это соотношение стоимости утеплителя и его характеристик.
  2. Во-вторых, условия эксплуатации (в земле, вне помещения, т.е. материал не должен гнить).
  3. В-третьих, климат в месте расположения строения.

С учетом вышеперечисленных критериев, наиболее оптимальным материалом для утепления отмостки является пенопласт. Еще лучше себя проявляет экструдированный пенополистирол, но стоит он дороже. Для большинства регионов РФ достаточно 5-сантиметрового слоя утеплителя. В особенно холодных зонах этот показатель можно увеличить до 10 см. В данном случае изоляцию лучше обустраивать в 2 слоя.

Состав подушки для бетонной отмостки остается аналогичным предыдущим конструкциям, но последовательность действий претерпевает определенные изменения.

Прежде всего, вам необходимо разобраться с нюансами бокового утепления конструкции. Если отсутствие возможности последующего демонтажа деревянной опалубки вас не смущает (к примеру, запланировано последующее декорирование видимых элементов конструкции специальными бордюрами или другими подходящими элементами), можете попросту приклеить плиты утеплителя к предварительно смонтированным доскам, используя связующий состав, предназначенный специально для пенополистирольных материалов.

Наряду с этим, доступен альтернативный вариант: листы шифера оборачиваются полиэтиленовой пленкой и углубляются в землю по линии отмостки. Такая конструкция если и останется на виду после проведения рассматриваемого мероприятия, замаскировать ее будет гораздо проще, чем деревянные элементы. Выглядит данная система следующим образом.

Импровизированная опалубка с теплоизоляционным материалом устанавливается по всей длине отмостки. В качестве подпорок можно использовать кирпичи или строительные блоки, установив их на землю с обратной стороны опалубки. Будут показаны на следующих фото.

Пенопласт и так будет довольно уверенно стоять на предварительно уплотненном основании, при этом его подопрут засыпаемые далее материалы. Для большей уверенности можете закопать плиты в землю на пару сантиметров или приклеить утеплитель к шиферу. Применять механические крепежи не стоит – каждое отверстие в шифере приводит к уменьшению его прочности, а в пенопласте – к образованию мостиков холода.

Из утеплителя же в данном случае можно сделать демпферную прослойку между цоколем дома и отмосткой. С помощью разделительного слоя вы сможете обеспечить соблюдение уклона опалубки: для этого он (демпфер) должен иметь большую высоту по отношению к противоположной стенке.

Установив боковые теплоизоляционные плиты, сделайте рассмотренную ранее подушку. Ее состав будет таким же, как и при обустройстве отмостки с последующим мощением тротуарной плиткой.

Таблица. Бетонная отмостка своими руками

Этап работы Описание
В данном случае было решено использовать двухслойную теплоизоляцию из обычного пенопласта и экструдированного пенополистирола. Сначала обустраивается слой пенопласта. Плиты укладываются максимально плотно друг к другу. Для временной фиксации используются кирпичи. Выложив утеплителем всю площадку, задуйте имеющиеся зазоры монтажной пеной. Дайте ей высохнуть, срежьте выступившие излишки острым ножом и приступайте к укладке второго изоляционного слоя.

Плиты экструдированного пенополистирола в большинстве случаев оснащены торцевыми пазами, наличие которых исключает вероятность возникновения щелей между уложенными рядом элементами.

Важно! Теплоизоляционные слои укладываются с перевязкой швов, т.е. стыки верхнего ряда должны быть смещены по отношению к стыкам нижнего ряда. При необходимости подрезки плит, можете использовать для этого обыкновенный острый нож.

Для армирования можно купить готовую сетку или сделать ее самостоятельно из арматуры диаметром 8-10 мм. Прутки собираются в сетку с ячейками 150х150 мм и скрепляются в местах пересечения при помощи вязальной проволоки (дешевле) либо специальных фиксаторов (быстрее и проще).

Сетку нужно уложить с отступом от основания. Для его обеспечения применяются специальные фиксаторы-подпорки. При отсутствии достаточного бюджета можно обойтись камнями, боем кирпича и т.п. Обеспечить 5-сантиметровый отступ как при заливке фундамента в данном случае не получится, т.к. это приведет к нецелесообразному увеличению высоты отмостки. Старайтесь выдержать хотя бы 5-10-миллиметровый зазор.

Бетон готовится по стандартному рецепту: доля цемента марки не ниже М400 смешивается с 3 долями просеянного песка и 4-5 долями гравия либо щебенки. Вода добавляется в таком количестве, чтобы на выходе была получена пластичная однородная масса нормальной густоты.

Заливка готового раствора осуществляется так же, как и цементно-песчаной смеси, т.е. состав раскладывается поверх основания и разравнивается с помощью швабры или другого подходящего приспособления, к примеру, правила – длинной прямой рейки. Функцию маяков в данном случае на себя возьмут боковые стенки опалубки.

После заливки проткните бетон арматурным прутком в нескольких местах, чтобы выпустить лишний воздух, заделайте образовавшиеся углубления раствором, посыпьте поверхность тонким слоем сухого цемента и оставьте конструкцию набирать прочность. По ГОСТу на это требуется 28 суток.

Для защиты конструкции от атмосферных осадков, укройте ее полиэтиленовой пленкой. Периодически (через каждые 1-2 дня) поднимайте пленку, проливайте бетон небольшим количеством воды и укрывайте обратно – благодаря этому в реакцию вступит максимальное количество цемента, что обеспечит более высокое итоговое качество бетонной конструкции.

Полезный совет! Перед заливкой бетонной смеси, укройте выступающие над грунтом части утеплителя стеклопластиковой сеткой. Для скрепления ее с пенопластом подойдет обыкновенный клей ПВА. Наличие сетки обеспечит защиту утеплителя от возможных повреждений.

В данном случае было решено отказаться от промежуточных поперечных демпферных перегородок из досок (описывались ранее). Конструкция утеплена в 2 слоя и по бокам, ввиду чего теплоизоляция одновременно берет на себя функцию демпферов, да и армирование лучше не разрывать – прочность уменьшится.

Цены на бетонную смесь

бетонная смесь

Вопросы дренажа

Для обеспечения эффективного отведения атмосферных осадков, отмостка укомплектовывается дренажной системой. Конструкция элементарна в своем исполнении:

  • асбестоцементная труба диаметром от 10 см разрезается вдоль на 2 части. Для резки подойдет болгарка;
  • полученные половинки трубы укладываются по периметру отмостки вплотную к ней;
  • в углах отмостки в местах стыка упомянутых выше труб размещаются цельные водоотводы. Подойдут те же асбестоцементные трубы. Для их размещения выкапываются траншеи. Размеры ямы выбирайте так, чтобы по бокам и сверху трубы оставалось минимум 5 см свободного пространства. На дно траншеи предварительно засыпьте 5-сантиметровый слой песка и утрамбуйте. Сами трубы оборачиваются геотекстилем и отводятся в направлении конструкции для сбора сточных вод. Конкретный вариант зависит от индивидуальных особенностей обустройства участка.

Выглядит описанный дренаж следующим образом.

Для улучшения внешнего вида бетонной отмостки, ее можно облицевать плиткой или декорировать другим материалом на выбор владельца.

Удачной работы!

Видео – Отмостка своими руками

Является задачей довольно сложной для выполнения. Причем имеется в виду не лишь общая трудоемкость процесса, но и необходимость технологического соответствия проводимых действий установленным нормам. Например, многими домашними мастерами (а иногда и профессионалами) часто уделяется поверхностное внимание сооружению отмостки вокруг постройки, что неправильно в корне. О том, как делается отмостка вокруг гаража своими руками и зачем это, вообще, делать, и пойдет речь в этой статье.

Общее описание

Прежде чем переходить к непосредственному описанию технологии сооружения отмостки, необходимо определиться с тем, что этот элемент собой представляет и для какой цели предназначен.

Отмостка – это элемент постройки, представляющий собой полосу материала вокруг периметра фундамента, основным назначением которой является защита этой части постройки от внешних воздействий.

Обратите внимание! От правильности изготовления отмостки зависит сохранность фундамента.

Немаловажно будет заметить, что отмостка может иметь как жесткую форму изготовления (бетонная заливка), так и нефиксированную (утрамбованный щебень). Однозначно сказать какой вариант является наиболее правильным нельзя, так как решать вопрос выбора необходимо исходя из конкретной ситуации. Однако стоит заметить, что какое бы технологическое решение ни было принято, необходимые для работ материалы должны быть качественными.

Изготовление бетонной отмостки

Как было сказано выше, одним из вариантов изготовления отмостки является выполнение бетонной заливки. Проводить этот процесс необходимо поэтапно:

  • Сначала проводится подготовка к работам. Здесь подразумевается очистка периметра гаража от возможных загрязнений, а также разметка. Дело в том, что ширина отмостки будет находиться в зависимости от ширины свесов крыши. Защита фундамента должна быть как минимум на 20 см шире, чем свесы. Для разметки участка грунта можно использовать металлические или деревянные колья, между которыми натягивается прочная нить.
  • Далее следует очередь земляных работ. Внутри очерченного периметра снимается слой дерна и выкапывается траншея глубиной около 30 см. Дно траншеи стоит обработать гербицидными составами с целью предотвращения роста корней растений, что может впоследствии привести к растрескиванию отмостки. Основание также следует утрамбовать.
  • Когда траншея буде готова, внутри нее нужно смонтировать опалубку. Для ее изготовления можно взять фанерные щиты. Высота этих частей может подбираться так, чтобы соответствовать высоте будущей отмостки, то есть, как минимум выступать над поверхностью земли на 5 см. Опалубка выполняется только по внешнему относительно гаража периметру траншеи.
  • Далее внутрь траншеи насыпаются поочередно слой песка, толщиной около 10–15 см, а затем слой щебня средней фракции такой же толщины. Стоит добавить, что перед засыпкой щебня периметр внутри опалубки следует разделить деревянными досками соответствующей ширины. Назначение таких разделителей – не допустить возможность последующего растрескивания опалубки, а также обеспечить возможность посекционного выполнения работ. При установке этих элементов своими руками необходимо учитывать, что расстояние между ними может выбираться произвольно, но обычно составляет около 1 м.
  • Поверх насыпанных слоев выполняется бетонная заливка. Для приготовления раствора необходимо смешать в пропорции 1/3 цемент и песок, которые разбавить водой до оптимальной консистенции. Верхний слой заливки разравнивается, подобно бетонной выравнивающей стяжке и оставляется до застывания.

В итоге работ получается жесткая отмостка, которая будет защищать фундамент. Кроме того, следует добавить, что, вследствие сезонных смещений грунта, отмостка может фундаменту повредить. Чтобы этого не происходило, между защитой и «телом» фундамента необходимо оставить небольшой зазор шириной около 1–2 см, для чего можно использовать, например, сложенный в несколько раз рубероид.

Нефиксированная отмостка

Ещё одним вариантом изготовления отмостки является так называемая нефиксированная отмостка. Для её изготовления потребуются следующие действия:

  • Аналогично вышеописанному случаю выкапывается траншея.
  • Дно траншеи покрывается слоем песка, толщиной около 15 см.
  • Далее выполняется сама кладка с применением цементного раствора.

На этом основные моменты работ завершаются. С точки зрения монтажа этот вариант значительно проще, по сравнению с обозначенным выше способом, да и цена материала получается ниже.

Обратите внимание! Однако такая защита крайне чувствительна к механическим воздействиям. Поэтому в местах, которые планируются для проходов, требуется дополнительное усиление поверхности. Например, можно уложить тротуарную плитку. Для этих целей поверх щебня насыпается слой песка, а затем с использованием цементного раствора укладывается плитка. Швы между отдельными элементами кладки затираются тем же раствором.

Как видно с изложенного выше материала, самостоятельное изготовление отмостки вокруг гаража вполне возможно, но при работах следует соблюдать все правила монтажа.

Видео

Благодаря видеоматериалу, вы сможете наглядно ознакомиться с технологией производства отмостки вокруг гаража: