Технологии дифференцированного обучения на уроках физической культуры. Технология дифференцированного подхода к школьникам в обучении на уроках физической культуры


Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе 30 человек с разным уровнем физической подготовленности?

Если у ребенка подготовительная группа

Сейчас очень многие школьники по состоянию здоровья отнесены к подготовительной медицинской группе. Для таких учащихся следует обязательно систематически организовывать дополнительные занятия. Уроки с ними следует проводить по общей программе с учетом их особенностей, индивидуализируя подбор упражнений и дозируя нагрузку при обучении технике программных упражнений, особенно по гимнастике, легкой атлетике и лыжной подготовке, устанавливая для них сниженные нормативы (для каждого индивидуально) и осуществляя в этом отношении особый контроль.

Роль учителя

У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества вызывают ту или иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.
Хорошее отношение к учителю физкультуры способствует появлению у многих школьников интереса к занятиям физическими упражнениями. Это особенно касается девушек-старшеклассниц, если учитель – молодой мужчина.
Для того чтобы сформировать у учащихся такой интерес и поддерживать его, необходимо:

1) стимулировать любознательность учащихся;
2) повысить качество обучения, приучая школьников к серьезному и упорному труду, а не превращать учебный процесс в забаву;
3) организовать самоподготовку учащихся, чтобы они, окончив школу, умели без посторонней помощи находить пути и средства для поддержания хорошей физической формы.

Когда физическая нагрузка – в радость

Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.
Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.
Объяснение и показ новых упражнений следует проводить со всем классом в начале основной части урока. Это даст учителю возможность сразу увидеть качество выполнения учениками упражнений и личные особенности каждого.

Индивидуальная круговая тренировка

Когда школьники достаточно хорошо освоили материал, можно строить занятия в группах в основной части урока по принципу круговой тренировки. Это позволяет повысить моторную плотность урока, а также дает учителю возможность видеть работу всех учащихся, контролировать их действия, давать консультации и своевременно оказывать индивидуальную помощь.
Данная методика обучения в основном заключается:

– в распределении учащихся по группам и отделениям с учетом уровня их физической подготовленности и состояния здоровья;
– в выполнении упражнений на гимнастических снарядах с учетом уровня развития физических качеств каждого учащегося;
– в возможности применения сразу нескольких педагогических приемов.

Распределение по группам

Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет учителю планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому ученику. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные ученики.
В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно делать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.

Педагогические приемы

Большое значение приобретают мотивация к занятиям физическими упражнениями, активность детей на уроках физической культуры и различных спортивных мероприятиях. Перед учащимися необходимо поставить цель и стимулировать их к ее достижению, искать новые интересные формы и методы работы для приобщения их к активным занятиям физкультурой. Одним из методических приемов является перевод учащихся из одного отделения в другое по мере их успехов, чтобы сформировать у них интерес.

Обучение по карточкам

Рассматривая вопрос индивидуального подхода к обучению и развитию двигательных качеств, необходимо сказать о некоторых приемах и методах, применяемых на уроках физической культуры. Одним из них является работа по карточкам с заданиями. Например, весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на маленькие порции – задания. Эти задания, а также сведения о развитии различных физических качеств и нормативные требования данного раздела программы записывают на карточках.

По объему материала и сложности задания карточки могут быть неодинаковыми, чтобы каждый ученик мог выбрать себе задание по силам и спокойно работать над ним, но при этом он обязательно должен выполнить материал со всех карточек. Такая методика позволяет не торопиться с выполнением упражнения, а отложить его, чтобы успеть хорошо подготовиться к ответу.

Учитель на протяжении урока консультирует детей, помогает им выполнять сложные задания, обучает новым движениям, страхует их. При таком подходе у учителя остается достаточно времени для помощи менее подготовленным учащимся, а дети, в свою очередь, могут самостоятельно объединиться в группы по 2–3 человека, чтобы вместе работать над упражнением. Ребята, выполнившие задания на выбранных ими первоначально карточках, переходят к следующим, и т.д. Главное в этой методике – общая занятость учащихся на уроке, возможность осваивать доступные на данный момент задания. Это повышает их заинтересованность и улучшает эмоциональное состояние.

Координация движений

Существенное значение для повышения успеваемости школьников на уроках физической культуры играет координация движений. Для ее улучшения необходимо:

– постепенно увеличивать дозировку упражнений;
– постоянно корректировать технику их выполнения;
– широко применять подводящие упражнения.

Психологический тип школьника

При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.

Выделяют три характерные группы школьников:

1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;
2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;
3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.

Индивидуальный подход к старшеклассникам

В старшей школе индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых на занятиях, и быстрее происходило восстановление организма.
Важно также, чтобы учащиеся не пропускали занятия, так как при больших перерывах физиологические реакции, вызванные физической нагрузкой, возвращаются к их исходному уровню, а в дальнейшем при отсутствии нагрузки даже оказываются ниже исходного. В этом случае происходит угасание условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе формирования двигательных умений и навыков.

Особенности методики индивидуального подхода

1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.

2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.

3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.

4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.

5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:

– создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;
– методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.

Фото Н. Журавка

Евгений Литвинов ,
к.п.н., Москва

Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки.

У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.

Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества, которые вызывают ту или иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.

Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.

Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.

При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик - гораздо медленнее и не столь прочно.

Выделяют три характерные группы школьников:

  • 1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;
  • 2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;
  • 3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры.

Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.

Индивидуальный подход к старшеклассникам

В старшей школе индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых на занятиях, и быстрее происходило восстановление организма.

Важно также, чтобы учащиеся не пропускали занятия, так как при больших перерывах физиологические реакции, вызванные физической нагрузкой, возвращаются к их исходному уровню, а в дальнейшем при отсутствии нагрузки даже оказываются ниже исходного. В этом случае происходит угасание условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе формирования двигательных умений и навыков.

Особенности методики индивидуального подхода

  • 1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.
  • 2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.
  • 3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.
  • 4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.
  • 5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:
    • - создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;
    • - методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.

Распределение по группам

Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому ученику. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные ученики.

В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно делать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.

индивидуальный ребенок обучаемость баскетбол

Роль уроков физической культуры и спорта неизменно растет с каждым днем. В компьютеризированный век детей тяжело заставить заниматься активными видами спорта, такими как футбол, бег и т.д., т.к. дети предпочитают провести время у телевизора или за компьютерными играми. Роль уроков физической культуры в данной ситуации заставить ребят полюбить спорт и сделать выбор в его сторону.

Но как привлечь ребенка заниматься спортом? В первую очередь нужно сделать уроки физической культуры интересными и познавательными. Добиться этого можно - лишь тщательно подготавливаясь к каждому уроку и индивидуально подходя к каждому учащемуся.

Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе 30 человек с разным уровнем физической подготовленности?

У меня, как и у каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.

Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества вызывают ту или иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.

Для того чтобы сформировать у учащихся такой интерес и поддерживать его, необходимо:

  1. стимулировать любознательность учащихся;
  2. повысить качество обучения, приучая школьников к серьезному и упорному труду, а не превращать учебный процесс в забаву;
  3. организовать самоподготовку учащихся, чтобы они, окончив школу, умели без посторонней помощи находить пути и средства для поддержания хорошей физической формы

Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения. Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха. Объяснение и показ новых упражнений следует проводить со всем классом в начале основной части урока. Это даст учителю возможность сразу увидеть качество выполнения учениками упражнений и личные особенности каждого. В раскрытии ученика как личность огромное значение имеют подвижные игры. Ведь по своим физическим силам и характеру дети разные – отчаянные, неловкие, вздорные, неуклюжие, и т.д..Учитель обязательно должен учитывать все особенности детей при распределении команд. С помощью игры в детях воспитываются недостающие качества.

Когда школьники достаточно хорошо освоили материал, можно строить занятия в группах в основной части урока по принципу круговой тренировки. Это позволяет повысить моторную плотность урока, а также дает учителю возможность видеть работу всех учащихся, контролировать их действия, давать консультации и своевременно оказывать индивидуальную помощь.

На моих уроках распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому ученику. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные ученики.

При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры так же необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного,
легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.

На своих уроках я выделяю три характерные группы школьников:

  1. быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;
  2. хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;
  3. посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.

Особенность методики индивидуального подхода заключается в следующем:

  1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.
  2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.
  3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.
  4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.
  5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:
  • создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;
  • методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.

Учитываю вышесказанное нельзя недооценивать роль индивидуального подхода на уроках физической культуры. Работая лично с учащимися на уроке или тренировке, важно научить каждого из них действовать самостоятельно, определяя нагрузку по силам и подготовленности, выполнять такие упражнения, которые разносторонне воздействуют на организм, укрепляя не только мышцы, но и развивая внутренние органы. Работая индивидуально с учениками, необходимо систематически проверять результаты воздействия выполняемых упражнений и, следовательно, контролировать уровень физической подготовленности. Именно этими возможностями и обладает метод индивидуального подхода к учащимся.

Использование индивидуального подхода на уроке
физической культуры.
Физическая культура в школе для детей с церебральным параличом
является одним из основных учебных предметов, обязательных для всех
учащихся, способствует укреплению здоровья, развитию основных движений
и физических качеств, овладению жизненно важными двигательными
умениями и навыками с коррекцией и компенсацией двигательного дефекта, а
также воспитанию устойчивого интереса к занятиям физическими
упражнениями. В связи с вышеизложенным, физическая культура в
специальной школе, имея оздоровительную и воспитательную направленность,
решает конкретные общеобразовательные и коррекционные задачи.
Общеобразовательные задачи предусматривают, прежде всего, создание
правильной основы для формирования жизненно важных двигательных
умений и навыков («школы движений») Коррекционные задачи направлены на
коррекцию и компенсацию дефекта в процессе формирования возрастных
локомоторно­статических функций.
Весь материал условно разделен на следующие разделы:
общеразвивающие прикладные упражнения с элементами гимнастики и легкой
атлетики, подвижные игры и элементы спортивных игр. Общеразвивающие
упражнения направлены на формирование элементарных движений и сложных
двигательных комплексов.
В занятия включаются дыхательные упражнения, упражнения для
развития координации движений, равновесия, прямостояния, для развития
пространственной ориентировки, и точности движений, формирования
правильной осанки и сводов стоп.
Общеразвивающие прикладные упражнения развивают возрастные
локомоторно­статические функции и разнообразные двигательные навыки,
необходимые в быту, учебном процессе и трудовой деятельности.
Выделяются подразделы: построения и перестроения, ходьба и бег, прыжки,
лазание и перелезание, упражнения с предметами для формирования функции
хвата и манипулятивной функции рук с предметами, различными по форме,
объему и весу.
Специфика прохождения каждого вида упражнений обусловлена
особенностью контингента учащихся. Легкоатлетические, гимнастические и
игровые упражнения проводятся в сочетании с дыхательными, в
расслаблении, на формирование правильной осанки и сводов стоп и пр.
Особое значение приобретает индивидуальный подход к детям.
Урок физической культуры строится с учетом состояния здоровья и
физического развития каждого ученика, учебный материал должен быть
патогенетически обоснованным. Поэтому работа учителя физкультуры
проводится в тесном контакте с врачом, который дает сведения об

индивидуальных особенностях учащихся, о коррекционно­восстановительных
задачах, о противопоказаниях к занятиям.
Важен также индивидуальный подход к дозировке физических нагрузок
на уроке. Целесообразно широко использовать все способы регулирования
физических нагрузок путем изменения исходного положения, количества
повторений упражнений, темпа, амплитуды движений и пр. Занятия по
адаптивному физическому воспитанию включают уроки гимнастики, легкой
атлетики, подвижных и спортивных игр.
Раздел гимнастики состоит из строевых упражнений, упражнений без
предметов, упражнений с палками и обручами, с малыми и набивными
мячами, упражнений на гимнастической стенке и скамейке, лазаний и
перелезаний. Обязательно включаются упражнения на формирование
правильной осанки,
дыхательные упражнения и упражнения на
пространственное представление, так как при церебральном параличе данные
проблемы выступают особенно остро.
В разделе легкой атлетики основную долю занимают метания, так как
при ДЦП бегом и прыжками многие дети не способны овладеть, при этом
внимание концентрируется на выработке навыка правильной ходьбы. В
разделе спортивных и подвижных игр включены элементы и основы
баскетбола, волейбола, бадминтона и различные подвижные игры по возрасту.
Контрольные требования:
1­4 класс
1. Элементарные пространственные понятия (впереди, сзади, вверху,
внизу, справа, слева, в стороне).
2. Понятие направлений движений (вперед, назад, вниз, вверх, направо,
налево, в сторону) в конкретных заданиях.
3. Знание физкультурной одежды и умение самостоятельно одеваться к
уроку.
4. Умение построиться в одну шеренгу и в колонну по одному. 5.
Умение пройти по доске гимнастической скамейки, по следам.
6. Умение бросать и ловить большой мяч.
5­6 класс
1. Понятие о спортивной форме (лыжная, гимнастическая).
2. Закрепление пространственных представлений и понятий о
направлении движений.
3. Умение сочетать глубину и темп дыхания с характером движений.
4. Умение самостоятельно принять правильную осанку в положениях
стоя, сидя, лежа, в ходьбе, при беге (с учетом индивидуальных особенностей).
5. Выполнить одно из заданий на расслабление, равновесие
7­8 класс
1. Умение правильно дышать при выполнении упражнений в различном
темпе.

2. Умение из любого положения принять правильную осанку с
контролем и без контроля зрения.
3. Умение пройти правильно и быстро 20 метров. Ходьба правильная и
быстрая в течение 2­х минут.
4. Умение преодолеть страх перед высотой в 2 метра (лазание по
гимнастической стенке).
Оптимальное развитие двигательных способностей детей происходит
только в том случае, если при становлении основных позиций здорового
образа жизни учитываются индивидуальные способности детей. Требование
учитывать индивидуальные особенности и способности ребенка в процессе
обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь
учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.
Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной
организации учебного процесса является обеспечение полного освоения
знаний и умений всеми учащимися. А это невозможно без учета особенностей
развития учащихся, их способностей, т. е. дифференцированного подхода.
Дифференциация в переводе с латинского «differentia» означает
расслоение целого на различные части, формы, ступени.
С психолого­педагогических позиций цель дифференциации –
индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий
для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов,
потребностей и способностей каждого школьника.
В классах, как правило, подбираются ребята с различным уровнем
физической подготовки, здоровья и психологическими качествами. Если
использовать единообразные требования и общий методический подход ко
всем учащимся, то эффективность уроков физической культуры значительно
снижается.
Особенно это касается одаренных учащихся, заниженные требования к
которым могут вызвать потерю интереса к занятиям, т.к. у них появляется
ощущение что они «все могут».
Не менее сильно это затрагивает и ослабленных различными факторами
учащихся. Отсутствие необходимой физической подготовленности, частые
пропуски уроков по болезни приводит к тому, что учащиеся не могут
справиться с упражнениями, не вызывающих затруднений у большинства
других. Это вызывает у некоторых из них «комплекс неполноценности»,
который дети пытаются скрыть, отказываясь от выполнения упражнений, что
приводит к еще большим проблемам. Соответственно все это снижает у части
детей заинтересованность в занятиях физической культурой.
Следовательно, основными задачами учителя физической культуры
являются:

 создание эффективной организации учебного процесса,
необходимой для обеспечения полного освоения знаний и умений
всеми учащимися;
 создание ситуаций успешности для каждого учащегося, что
послужит условием для повышения мотивации к занятиям
физическими упражнениями.
Хотя нельзя говорить о новизне метода дифференцированного
обучения, общих догм на этот счет нет, и эта проблема решается по ­разному,
исходя из конкретных условий и контингента учащихся. И для их решения
необходимо
 определять критерии деления учащихся, основанные на изучении
их индивидуальных способностей и возможностей;
 совершенствовать способности и навыки учащихся при
индивидуальном руководстве;
 анализировать работу, отмечая изменения, как в положительную,
так и в отрицательную сторону;
 планировать деятельность как перспективную и обучать этому
учащихся;
 изменять и заменять не эффективные способы воздействия на
более рациональные, по отношению к каждому отдельному
ребенку.
Рассматривая вопрос индивидуального подхода к обучению и развитию
двигательных качеств, необходимо сказать о некоторых приемах и методах,
применяемых на уроках физической культуры.
Одним из них является работа по карточкам с заданиями. Например,
весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на
маленькие порции – задания. Эти задания, а также сведения о развитии
различных физических качеств.
По объему материала и сложности задания карточки могут быть
неодинаковыми, чтобы каждый ученик мог выбрать себе задание по силам и
спокойно работать над ним, но при этом он обязательно должен выполнить
материал со всех карточек.
Такая методика позволяет не торопиться с выполнением упражнения, а
отложить его, чтобы успеть хорошо подготовиться к ответу. Работа по
карточкам применяется в 10 классе.
Игровой и соревновательный методы используются для повышения
двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками
физической культуры. Применяется во всех классах.
Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся
взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны строго
выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения

определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а
дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся.
Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна
является одним из основных средств и методов воспитания.
Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические
особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими­
либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или
элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на
основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются
организации в соответствии с особенностями этого метода.
В игре почти всегда существуют различные пути выигрыша,
допускаемые правилами игры.
Играющим предоставляется простор для творческого решения
двигательных задач, внезапное изменение ситуации по ходу игры обязывает
решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных
способностей.
В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко
эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения типа сотрудничества,
взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства,
когда сталкиваются противоположно направленные стремления.
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает
глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере
двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию
положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства
удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение
детей к занятиям физическими упражнениями.
Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать
положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям
физическими упражнениями так же, как игровой метод.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания
используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой
форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей
организации занятия, во втором ­ о самостоятельной относительной форме
организации занятий. Применение индивидуально­дифференцированного
подхода позволяет обучающимся овладеть навыками игры.
Основной смысл физкультуры в школе ­ приучить учеников к
подвижному образу жизни и побудить их заниматься спортом в свободное
время, а затем и на протяжение всей остальной жизни. Для того, чтобы
физкультура стала для детей приятным и интересным уроком, нужно
сосредоточить больше внимания на личностных достижениях учеников, а не
сравнении детей.