Какие у школьников социальные роли. Человек в малой группе


Настоящий педагог не только учит, но и учится сам. И прежде всего у детей. А трудные дети – странные, неблагополучные, выбивающиеся из общей колеи – становятся для него учителями вдвойне.
Именно такие дети вольно или невольно бросают педагогу вызов – и особенно классному руководителю. Ему ведь приходится постоянно разгребать и улаживать конфликты, вспыхивающие то и дело по вине того или иного «изгоя».
Именно дети-изгои больше других напоминают учителю, каково значение индивидуальности. У каждого из них – свой мир, своя логика действий. С ними хочешь не хочешь, а без индивидуального подхода отношений не наладить. Так и будут уроки срывать да в классе провоцировать то бойкот, то травлю, то смешки…
Так какие же они, дети-парии? Откуда берутся? И можно ли подыскать к ним ключик, разобраться в их поведении и привычках?
Труднее всего, наверное, преодолеть собственное предубеждение. Различить в баламутящем класс и внешне отталкивающем ребенке – боль и беду.

Татьяна Алексеева,
кандидат филологических наук

Мишени для бойкота

По материалам работы известного социолога А. Сперанского «Система социальных ролей в ученическом классе»

Ученики могут найти повод для бойкота даже там, где для него, казалось бы, нет видимых причин. В каждом классе неизбежно распределение по ролям. Есть роль лидера, но есть и роль изгоя. И тут уже не личные качества определят, быть бойкоту или не быть, а особенности роли.

О тношения ученика и учителя достаточно формализованны. А между самими учениками отношения свободны и допускают большой набор вариантов. Социальные роли в классе распределяются не только под влиянием психофизиологических возможностей учеников. Разделение по ролям зачастую происходит под воздействием эмоциональной сферы ученического класса.
Предугадать распределение учеников по системе социальных ролей невозможно. Но учителю очень важно знать закономерности развития межличностных отношений в классе.
Как показывают социологические исследования, формирование системы социальных ролей имеет ряд особенностей.
1. Система социальных ролей формируется под воздействием эмоциональной сферы класса.
2. Лидерское место сформировано с самого начала, но заполняется по принципу перебора претендентов.
3. В первую очередь из социальных ролей формируется изгойская роль.
Каждая социальная роль не может существовать отдельно. Они возникают во взаимосвязи, как единая система.

ТРИ ТИПА ИЗГОЕВ

Каждый человек, ребенок, подросток испытывает не только положительные, но и негативные эмоции. Если не отводить их за рамки своей личности, они начнут ее разрушать. Ну а учитывая, что человек находится в социальном окружении, понятно, что свои негативные эмоции он, как правило, сбрасывает на людей, постоянно находящихся рядом. Постепенно негативные эмоции концентрируются на одной или нескольких персонах. Так и возникает «образ врага».
Изгойское место – это некоторая точка в социальном пространстве малой группы, которая концентрирует негативные эмоции. За всю свою историю человечество выработало большое количество механизмов, которые позволяли бы сдерживать проявление негативизма в социальном пространстве. Битье чучел, поклонение идолам – лишь некоторые из них. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и иудейство – направляют личностный негативизм в сферу самосовершенствования.
Подростки же не владеют опытом регулирования негативных эмоций в социальном плане, накопленного историей человечества. Поэтому они поддаются своим мифическим представлениям о классе, в котором учатся. В ученической среде достаточно быстро распространяются мифы об одноклассниках – как позитивные, так и негативные. В итоге в общем мифическом сознании класса о некоторых учениках создаются мифы, которые вызывают к ним негативные эмоции одноклассников.
Причинами такого явления могут быть разные социальные особенности семей, которые резко отличаются от социальных качеств семей одноклассников, а также физические недостатки ученика. Условно можно изгоев разделить на три типа: изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист. Рассмотрим последовательно все три типа изгойской позиции.

«Клоун»

Изгой-клоун играет с окружением на грани фола. Своим поведением он сознательно провоцирует насмешки. И, подобно средневековому шуту, выявляет границы и несовершенства социального устройства в классе. Такой тип изгойства требует от ученика достаточно развитого интеллекта. Ученик-клоун может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагогов, работающих в этом классе. Далеко не всегда такой ученик осознает себя «критиком» социального устройства класса. Даже педагоги часто не осознают такой особенности клоуна.
Клоун забирает на себя не очень большое количество негативных эмоций. Обычно подросток, выступающий в этой роли, достаточно чутко следит за уровнем негативных эмоций, адресованных ему лично. Когда негативизм в классе достигает определенного уровня, подросток совершает поступок, который, вызвав смех одноклас­сников, снижает уровень негативизма.
Такой тип изгойства могут поддерживать ученики, прекрасно понимающие или чувствующие механизм социальных отношений. Но внутренне они стараются отгородиться от своего окружения.

«Белая ворона»

Изгойство «белой вороны» вызвано совсем другими причинами. Изгой этого типа имеет серьезные этические отличия от этических основ одноклассников. Как правило, они заложены семейным воспитанием. Причиной таких отличий может служить принадлежность семьи ученика к другому этносу, к другому социальному слою, к другой религии т.д.
Подросток становится «белой вороной», в сущности, по одной причине – он не может вести себя по-другому, в отличие от «клоуна». Но логика его поведения непостижима для большинства.
У одноклассников «белой вороны» создается масса мифических домыслов и вымыслов. Их распространяют ученики, входящие в лидерскую группу. Все домыслы рождаются из-за невозможности лидера и интерпретатора объяснить поведение одноклассника. Но признать неудачу или свою ограниченность лидер не может. И «белая ворона» становится изгоем.

«Антагонист»

Изгой-антагонист олицетворяет крайнюю степень изгойства. Такое изгойство основано на взаимном неприятии ученика и класса в целом. Нередко в антагонистическую степень изгойства срываются максимально эгоистичные ученики, которые склонны обвинять всех вокруг, а не искать недостатки в себе.
Причинами антагонистического изгойства служат изъяны семейного воспитания. Осознавая свое неприятие со стороны одноклассников, изгой-антагонист не находит ничего лучше, как платить той же монетой. Он обосновывает свои действия недостатками, наблюдаемыми в классе. Изгой-антагонист выстраивает свое поведение по принципу – в чужом глазу соринку вижу, а в своем и бревна не замечаю.

Неудавшиеся лидеры

Практически все изгои, вне зависимости от типа, имеют один общий недостаток – неспособность мыслить конструктивно. Критиканствующий настрой любого изгоя виден сразу, когда он попадает на лидерское место.
В принципе изгой – это претендент на лидерство, за которым не пошли одноклассники, лидер-неудачник, ставший мстить своим одноклассникам. Изгой никогда не видит свое социальное окружение в целом, не может построить перспективу, увлекающую абсолютное большинство одноклассников.
Он может только разрушать то, с чем он не согласен. Изгой обречен вечно оставаться в оппозиции.

ТРИ ТИПА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Если признается наличие трех типов изгойства, то следует признать и три типа педагогического взаимодействия с изгоями.
Выстраивая свою работу с изгоями, учителю необходимо помнить, что изгой – это изнаночная сторона эмоциональной жизни ученического класса. На практике изгойство нередко оборачивается травлей одного или двух учеников целым классом. В разгар травли многие поступки учеников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.
Сама по себе система образования не имеет механизмов противодействия формированию изгойской позиции. Но на индивидуальном уровне с этим можно справиться.
Классному руководителю, который рано или поздно обязательно столкнется с этой проблемой, важно знать о ряде ошибок, наиболее распространенных в учительской среде.

Переиграть «клоуна»

Клоунада до последнего времени не рассматривалась педагогами как изгойское поведение. Но подтверждением тому, что клоунада – часть изгойства, может стать публичность поведения клоуна. Привлекая к себе внимание, клоун через свое поведение старается обратить внимание на социальные парадоксы, отмеченные им в своем классе.
Как показывает опыт наблюдения, первые свои клоунские действия ученик испытывает на учителе, ставя его публично в нестандартную ситуацию. К сожалению, далеко не все педагоги могут эффективно, с юмором, достойно выйти из создавшейся ситуации.
Попытка учителя дать действиям «клоуна» негативную эмоциональную оценку, критиковать или унижать его, только лишь укрепляет его тип поведения. Педагогическое воздействие на клоуна необходимо строить по принципу «клин клином вышибают», ставя такого ученика в нестандартную для него ситуацию.

Помочь «белой вороне»

При работе с изгоем-белой вороной важно помнить, что отношения этого изгоя со своими одноклас­сниками не заходят дальше вербальной агрессии.
Как правило, агрессия в отношениях между «белой вороной» и классом бывает односторонней, нередко со стороны класса. Ученики просто боятся своего сверстника, который имеет ценности, непохожие на их собственные. Большинство подростков, имеющих физический изъян, попадают (пусть кратковременно) в «белые вороны».
Необходимость особого отношения к сверстнику, имеющему видимые физические недостатки, понимается подростками довольно быстро. Но необходимость особого отношения к своему однокласснику, имеющему непохожие социально-культурные ценности (исповедующего другую религию и др.), подростками воспринимается далеко не сразу.
В целом проблема «белой вороны» решается вербальными средствами. Поэтому достаточно эффективны дискуссионные формы педагогической работы, помогающие ученикам правильно воспринять различия между ними. Современная педагогическая практика уже научилась в своем большинстве решать проблемы таких изгоев, приучая класс жить с человеком непохожим на всех остальных.

Спасти «антагониста»

Изгой-антагонист не только сам активно не воспринимает класс, но и провоцирует к себе негативное отношение, доходящее до агрессивности.
Наиболее распространенная ошибка учителя в подобной ситуации – это попытка занять чью-либо сторону. Как правило, он встает на сторону класса, хотя могут быть и варианты. Такой подход лишь ухудшает ситуацию. Педагог, по сути, становится орудием своих учеников и теряет профессиональные качества.
Если учитель обладает достаточным авторитетом и при этом встает на защиту изгоя, то иногда он даже может привести его к лидерству в классе. Тогда бывший изгой начинает мстить одноклассникам, прикрываясь мнением и авторитетом учителя.
Другой подход – перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны. С уходом ученика в классе остается социальное место, на которое попадет другой одноклассник.
Сам изгой, переходя в другой класс, нередко снова начинает провоцировать негативное отношение в свою сторону. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, связанные с ситуацией появления нового изгоя-антагониста.
Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1–2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.

Инфо

Среди педагогов и родителей бытуют разные мнения по поводу того, какую роль в жизни ребенка и его обучении играют одноклассники. Воспитание детей - сложный процесс, который очень часто вызывает разнобой мнений и дискуссий. Некоторые считают, что родители и учителя должны отслеживать то влияние, которое оказывают друзья и окружение на успехи детей в школе. Есть другие, которые считают, что одноклассники ребенка имеют исключительно положительное влияние на наши успехи. Хотя родители и учителя действительно часто могут быть правы, на мой взгляд, одноклассники чаще оказывают положительное влияние на успех ребенка, потому что ученики имеют много общего и проводят большую часть своего времени вместе.

Начнем с того, что одноклассники, как правило, имеют много общего, поэтому они могут дать друг другу полезные советы. Одноклассники имеют одних и тех же учителей, выполняют те же домашние задания и сталкиваются с подобными трудностями, поэтому они легко могут разобраться в подобных ситуациях. Когда у ученика возникают проблемы с хулиганами в школе, он, скорее всего, предпочтет обратиться за советом к своим одноклассникам, а не к родителям или учителям, потому что те могут предложить им больше сопереживания и сочувствия. Все потому, что одноклассники делятся общими социальными проблемы друг с другом. Таким образом, если у ученика возникают проблемы с учебой, он навряд ли сможет справиться с ними, спрашивая совета у своих родителей. Однако, если он обратится к однокласснику, они теперь смогут найти решение проблемы. Аналогично, если другой студент приходит к ним, они имеют больше возможностей, чтобы помочь с его проблемой. Это ситуация, в которой возраст не является важным фактором.

Кроме того, проводя вместе большую часть дня, одноклассники более доступны, чтобы помочь друг другу. Родители заняты работой и другими обязанностями, а вот одноклассники проводят весь день вместе. Для учеников проще обращаться за советом друг к другу, потому что у них уже есть базовое понимание проблем друг друга. Если ученик подходит к родителям с проблемой, родители часто не могут понять серьезности беспокойство ребенка. Все потому, что они заняты и имеют другую жизнь, другие заботы. Однако, одноклассники всегда готовы прийти на помощь друг другу и понять проблемы, которые кто-то из друзей сейчас переживает. Эта доступность делает одноклассников лучшими советчиками и составляет важный вклад в успехи ребенка в школе.

В завершение, есть много различных факторов, которые влияют на жизнь детей, но для успешного обучения в школе одноклассники играют важнейшую роль. Все это потому, что дети в классе делят почти все совместно, от учителей, к выполнению домашнего задания. Одноклассники всегда приходят на помощь друг другу, потому что они проводят много времени вместе. По этим причинам я считаю, что одноклассники ребенка оказывают важнейшее влияние на ее успехи в школе.

Разработка

занятия по теме: «Социальные роли в команде».

Цель: Определение своей социальной роли для повышения эффективности командной работы.

Задачи:

    Знакомство с навыками командного взаимодействия.

    Повышение эффективности работы в команде через работу в социальных ролях.

    Получение результата эффективной работы команды.

Оборудование: стулья, мультимедиа (проектор, экран).

Новые термины: Социальные роли, генератор идей, исследователь ресурсов, координатор, организатор, контролер, игрок команды, исполнитель, специалист

Участники: 12 обучающихся 7-8 классов.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Львовна, я педагог-организатор Красноселькупского центра дополнительного образования детей.

Я предлагаю всем вам представиться. Мы все встанем в круг и каждый из вас должен выйти в круг, назвать свое имя и выполнить любое движение. Повторяться нельзя.

(выполняется игра)

Хорошо! Мы знаем имена друг друга, но прежде чем приступить к работе, я предлагаю всем поздороваться. Но не просто, а выполняя определенные действия. Пока я считаю до 5 вы должны успеть поздороваться со всеми ребятами. (предлагается насколько вариантов приветствия: руками, локтями, ногами, и т.д.)

Теперь, мы знакомы.

Предлагаю поиграть в интеллектуальную игру, а для этого давайте разделимся на две команды. У меня есть коробочка с геометрическими фигурами (треугольники и квадраты по 6 шт.). Каждый из вас должен выбрать любую фигуру. А теперь, предлагаю вам разделиться на две команды по 6 человек: по правую руку – квадраты, по левую - треугольники. (дети рассаживаются согласно выбранных фигур)

Целью нашей игры является определение своей личной социальной роли в той команде, в которой вы будете работать, используя навыки командного взаимодействия. А теперь, я объясню вам, что такое

социальные роли – это командные роли, которые определяют, как каждый конкретный член команды влияет на процесс выполнения задания.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ:

    Реализатор – воплощает идеи в практические дела.

    Контролер – доводит дело до конца, избавляет команду от ошибок - инспектор.

    Ведущий – распределяет задачи. Не давит на мнение команды. Социальный лидер.

    Аналитик – оценивает предложенные идеи, выбирает лучшую.

    Генератор идей - выдвигает новые идеи, умеет решать нестандартные проблемы.

    Гармонизатор – сглаживает конфликты, разряжает обстановку.

Сейчас я раздам вам карточки с заданием для каждой команды и с перечислением социальных ролей и их описанием.

Перед каждой командой встанет определенная задача. Решая ее, вы должны правильно распределить социальные роли в своей команде, выбрать те, которые подходят вашим партнерам по их возможностям. В соответствии выбранных ролей и будет строиться ваша работа. На распределение ролей вам дается 5 мин. , остальные 7 минут на выполнение задания. По окончании, команды демонстрируют выполненное задание. На защиту каждой команде дается 5 мин.

Задания:

    «Воздушный замок»

«

    «Мост» «

Нельзя использовать дополнительные предметы.

Прошу команды приступить к работе.

Выполнение задания в командах.

- Время истекло, и я прошу первую команду показать выполненное задание. Но прежде – представьте всех участников команды в их социальных ролях, т.е. кто какую роль занимал во время выполнения задания.

Вопросы для обсуждения:

Подведение итогов занятия:

Давайте подведем итог игры:

    С какими социальными ролями мы познакомились работая в команде?

    Что влияет на успешность действия команды?

    Где вы будете применять полученные знания?

    Какое настроение у вас, участников?

- Вы все молодцы! Поэтому я предлагаю всех вознаградить. Я буду называть участников, а вы дарить свои аплодисменты. (перечисляются социальные роли, называя каждую все аплодируют) А теперь аплодируем всем (аплодисменты)

Заключение:

Знания, полученные вами в ходе сегодняшней игры, помогут вам в эффективности командной работы в вашем классе.

Приложение 1

Карточка с заданием:

    «Воздушный замок»

« Команде необходимо построить из бумаги «башню». Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня может быть любой конструкции, но не ниже одного метра в высоту.

Вопросы для обсуждения:

    Почему так распределились роли?

    Кто был инициатором распределения ролей?

    Все ли роли использовали? Если нет, почему?

    Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?

Карточка с заданием:

    «Мост» « Команде необходимо построить из бумаги «мост». Ничего кроме бумаги и двух стульев использовать нельзя. Расстояние между стульями не менее одного метра. «Мост» может быть любой конструкции.

Вопросы для обсуждения:

    Почему так распределились роли?

    Кто был инициатором распределения ролей?

    Все ли роли использовали? Если нет, почему?

    Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?

Люди, вспоминаем школу кто с ностальгией, кто с улыбкой, а кто-то из нас, до сих пор вздрагивает от ужаса, вспоминая школьные годы.

Как когда-то наши родители, теперь и мы отправляем в школу наших детей. Мы хотим, чтобы они научились быть успешными, добрыми, разумными, самыми лучшими.

Наши дети ходят в школу, учатся, получают оценки. Мы переживаем за них, волнуемся, направляем, стараемся поддержать. Но давайте разберемся, что ждет ребенка в школе. Вспомните свое детство. Вы думаете, что с тех пор многое изменилось? Только не в системе школьной иерархии.

Придя в школу, ваш ребенок попадает в жесткую систему социальных отношений в классе. В начальной школе она почти никак не проявляется. Почти все первоклассники в значительной степени находятся под влиянием родителей.

Тем не менее, уже в начальной школе класс делится на две категории: те, кто работают на статус и те, кто работают на дневник. Статус оценивают лидер и одноклассники, дневник оценивают сам школьник и его родители. Чья оценка для школьника существеннее, ту сторону он и выбирает.

Как вы, наверное, помните из детства, резкое структурирование иерархии начинается в пубертатном периоде (десять-двенадцать лет). Особенно ярко это проявляется в классах, которые не сохраняют состав с начальной школы, а собираются заново.

Первое время все друг к другу присматриваются, а после «притирки» формируется окончательный состав групп, формируются роли, практически на всё оставшееся время существования класса. Пикового значения уровень школьной иерархии достигает в шестых—девятых классах.

Место вашего ребенка в школьной иерархии зависит, от того насколько он уверен в себе, его самооценки, независимости от мнения других, от его характера, от многих других факторов.

Набор школьных ролей в системе школьной иерархии невелик. Вот они:

Социальные роли мальчиков:

Альфа .

Основная роль Альфы — организация класса, поддержание единой структуры и управление этой массой. Например, хочет Альфа уйти с уроков — класс уходит вместе с ним. Или хочет Альфа громко возмутиться действиями учителя — весь класс ещё громче возмущается следом за ним. Ни одно более-менее серьёзное решение не приниматься без ведома и согласия Альфы. И, естественно, травля местной Омеги организуется им же.

Второй Альфа

Довольно редкое явление. Представляет собой ещё одного школьника в классе с качествами лидера. Мирное сосуществование двух альф возможно потому, что альтернативный Альфа никак не участвует в ранговой борьбе, у него и без того есть куда расходовать свой потенциал.

В присутствии второго Альфы Омеге живётся спокойнее, так как он единственный кто может встать на его защиту. Но так как постоянно защищать его всё равно некогда, наличие такого защитника в классе статус жертвы с изгоя не снимает.

Беты

В классе их один или двое. Единственные друзья Альфы. Это люди, которым он доверяет и к чьим мнениям прислушивается. Они могут быть как из обычных семей среднего достатка, так и из семей интеллектуалов. У Бет либо не так хорошо, как у Альфы, подвешен язык, либо недостаёт харизмы, потому классом напрямую они управлять не могут. Зато они управляют через Альфу.

Гаммы

Большинство, как правило - полкласса. Ходят по пятам за Альфой, выполняя его прихоти и заискивая, если в чём-то провинились. Иногда получают ресурсы (иногда материальные, но чаще моральные), которые завоёвывает Альфа со свитой. В сравнении с Гаммами, Альфа и Беты получают больше, Эпсилоны не получают ничего, а Омеги даже отдают.

Эпсилоны

Это те, кого принято называть «серая масса». По количеству - оставшаяся неохваченной мужская составляющая класса минус Омега. В школу ходят не для того, чтобы чувствовать себя «крутыми», а потому что так надо.

Омега

Центральное лицо во всей иерархической системе. Совершенно необходимая составляющая для любого тесного коллектива. Как известно, при наличии общего врага коллектив сплачивается для беспощадной борьбы с ним. Класс, в котором присутствует ярко выраженный Омега, дружен, весел и с виду здоров.

Если жертва по каким-то причинам класс покидает (или приобретает стрессоустойчивость), ей обычно находят замену из числа Гамм, или же класс делится на несколько группировок, между которыми начинаются межгрупповые процессы.

Социальные роли девочек:

Девочки в классе тоже образовывают иерархии, которые с иерархиями мальчиков на первых порах практически не пересекаются. Пересечение происходит только в 13-15 лет- период наступления половой зрелости.

Девочек- лидеров обычно несколько, и с самого начала образуются две-три почти не контактирующие группировки по интересам. В возрасте до тринадцати лет девочкам не интересны ни Альфы, ни мальчики вообще. В редких случаях пересечения группировок девочки-лидеры имеют авторитет над мальчиками-лидерами.

Из-за такой неоднородности женской части класса девочка-изгой, которую травят все, возникает не часто. И вообще иерархическая структура у девочек имеет гораздо меньшую прочность, чем мальчишеская, и за годы учёбы может достаточно сильно измениться.

Альфа.

В основном ими являются либо девочки, имеющие репутацию первой красавицы и, ко всему прочему, стервозный характер, либо девочки-отличницы с высокой самооценкой. В первом случае Альфа является законодательницей моды в классе.

Основной особенностью Альфы является то, что они становятся любимыми ученицами у учителей. Учитель может не послушать Альфу-мальчика, а к мнению Альфы-девочки он прислушается обязательно.

Альфа-девочка обладает исключительным, неоспоримым и не подлежащим обсуждению правом на Альфу-мальчика. По сравнению с Альфой- мальчиком её позиции далеко не так крепки в классе, потому что женский коллектив никогда и нигде не является сплочённой структурой, в которой все «друг за друга».

Отсутствие Омеги-девочки может сделать лидирующую позицию вообще чисто символической, особенно когда группировок девочек больше одной. Если в классе присутствует больше одной Альфы-девочки, то между ними будет происходить перманентная война.

Беты

Как правило, две-три подружки Альфы. Они нужны Альфе для распространения сплетен и оказания мелких услуг, например, сопровождения в туалет, предоставления квартиры и т.п. в случае надобности. Но настоящими подругами, как в отношениях Альфа- и Бета-мальчиков, они не являются. И от Гамм-девочек они отличаются не сильно.

Причина - в женской природе, в соответствии с которой девушки могут полностью доверять только парням, а с другими девушками у них всегда соперничество.

Заметим, что Альфы-девочки предпочитают брать себе в подруги более невзрачных особ. Это связано с тем, что не каждой Альфе понравится, что подружка у неё отбивает парней, поэтому она ищет приятельниц поневзрачнее, чтобы на их фоне выглядеть более выигрышно перед мальчиками.

Гаммы

Находятся в более выгодном положении, чем Гаммы-мальчики, в силу того, что Альфа всё-таки уважает их и практически не срывает на них свою злость.

Эпсилон — это та же серая масса.

Омега у девочек избирается по тем же шаблонам, но больше внимания уделяется внешности — зачастую это самые некрасивые, глупые или бедно одетые, или не способные следить за своей внешностью.

Наиболее распространённый вид травли неугодной девочки — её полное игнорирование, но такое практикуется в более высококультурных классах, в элитных лицеях и т.п. В менее культурных - травля принципиально не отличается от мужского варианта.

Идеальный пример возможных издевательств применительно к девочке-Омеге показывает советский фильм «Чучело».

Учтите, что учитель почти никогда не встаёт на сторону жертвы травли и вообще по мере возможностей старается скрыть сам факт неуставных отношений в классе. Происходит это по очень простой причине: любой зафиксированный факт издевательств над ребёнком - пятно на репутации, как отдельного учителя, так и всего педагогического коллектива школы с обязательными санкциями.

Кроме того, ухудшение репутации учебного заведения приведёт к оттоку наиболее полезной для школы клиентуры, которая спихивает детей не куда попало, да могут и просто денег отсудить. Потому на любые жалобы проблемного ребёнка или его родителей учитель, скорее всего, ответит по шаблону «проблема в вас».

Дальнейшая судьба. жизнь.

Лучше всех устраиваются в жизни, конечно же, Беты-мальчики. Ребята, которые умеют где надо войти в доверие и в нужный момент снять все сливки, став Альфой уже во взрослом понимании этого термина.

Сами же школьные лидеры, не обладающие реальной пробивной силой и внутренним стержнем, используются как инструмент, как источник харизмы. Большинство руководителей государств выполняют именно эту функцию.

Если же Альфа был со стороны хулиганов, то тут дело заканчивается обычно посадкой на долгий срок в места не столь отдаленные, гибелью от ножа в одной из драк или смертью от передозировки наркотиками или несчастным случаем.

Что касается Альфа-девочек, то чаще всего они удачно выходят замуж (за тех же Альфа или Бета-мальчиков).

В случае, если Альфа-девушка сочетается браком с Бета-парнем, то она может продвигать своего супруга по карьерной лестнице благодаря своей харизме и обаянию, и, в конечном счёте экс-Бета становится Альфой и достигает богатства и славы.

Гамма-мальчики остаются Гаммами всю сознательную жизнь. С Гаммами женского пола тоже, в принципе, всё понятно: после школы они, как правило, выходят замуж рано за, себе подобных Гамма-парней.

Эпсилоны устраиваются совершенно по-разному, но чаще на неплохое тихое место.

С экс-Омегами сложнее всего. После школы им приходиться заново учиться общаться с людьми. Конечно, ведь они привыкли, что их никто не любит, и за малейшую ошибку будут наказывать. Если через несколько лет Омега сможет победить в себе эти комплексы, то дальше станет проще.

Некоторых экс-Омег можно обнаружить хорошо устроившимися в этой жизни, что может быть объяснено выработавшимся за трудные годы умением переживать стрессовые ситуации. Некоторые Омега-мальчики благодаря юношеской закалке и врождённым способностям или патологиям (за которые в детстве их и не любили) приходят к такому успеху, о котором Альфы и Беты и мечтать не могли.

Если Вы заметили, что ваш ребенок в жесткой системе школьной иерархии занял место «Омеги», то это серьезный повод бить тревогу! Самостоятельно ему с этой проблемой не справиться, он может рассчитывать только на вашу помощь и поддержку. Как крайний вариант - будьте готовы, если понадобиться сменить школу. В любом случае посоветуйтесь с опытным психологом.