Устройство тротуаров из бетонных плит. Устройство бетонных дорожек


Описание:

Статус: действующий

Обозначение: ТР 158-04

Дата введения: 2005-03-09

Разработан в: ГУП "НИИМосстрой" 119192, Москва, Винницкая ул, 8

Утверждён в: Управление научно-технической политики в строительной отрасли (27.12.2004)

Область и условия применения: Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г. Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.
Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Заменяет собой: ВСН 15-95 «Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит»

Оглавление: Общие положения
2. Подготовка земляного полотна и устройство дренажей мелкого заложения
3. Устройство песчаного подстилающего слоя
4. Установка бортового камня
5. Устройство основания
6. Устройство покрытий из плит и мелкоразмерных элементов
7. Контроль качества работ
8. Требования безопасности
9. Охрана окружающей среды
10. Эксплуатация тротуаров
Приложение 1. Характеристика мелкоразмерных элементов
Приложение 2. Характеристика решетчатых плит из мелкоразмерного бетона
Приложение 3. Номенклатура криволинейных бортовых камней для тротуаров, пешеходных улиц, дорожек
Приложение 4. Схемы раскладки прямоугольных плит
Приложение 5. Вид фрагментов покрытия из квадратных плит с декоративной поверхностью
Приложение 6. Вид фрагментов покрытия из мелкоразмерных элементов
Приложение 7. Вид фрагментов покрытия и швов с заполнением отверстий газонной травосмесью
Приложение 8. Схема расположения швов расширения в покрытии тротуара из мелкоразмерных фигурных элементов
Приложение 9. Общий вид плитоукладочной машины фирмы «Optima»
Приложение 10. Виброплиты для уплотнения и посадки сборных покрытий, оснащенные рамой на роликах (а) и без нее (б)

Текст документа ТР 158-04












  • Строительство дорожек из бетона
    • Устройство сплошных дорожек
    • Устройство дорожек из отдельных бетонных камней

Невозможно представить любой садово-огородный участок, дачу или загородный дом без хорошо распланированного участка. Планировка участка проводится сначала на бумаге. Отметив на плане участка дом и хозяйственные постройки, расположение сада; отмечают места расположения дорожек. Если дорожки от дома до хозяйственных построек планируют сделать прямыми, то в саду они могут быть извилистыми.

Бетонная садовая дорожка прочная, способна служить долгие годы и имеет привлекательный внешний вид.

Размеры садовых дорожек планируют такой ширины, чтобы по ним можно было не только пройти, но и свободно провести груз на садовой тележке.

Оптимальная ширина их составляет 70-100 см.

Инвентарь: молоток, шнур, кельма, лопата.

Строительство простейших садовых дорожек

Этапы бетонирования дорожки: 1 - копаем траншею; 2 - вбиваем деревянные колышки; 3 - подготавливаем опалубку; 4 - добавляем слой щебня; 5 - делаем температурные швы; 6 - укладываем бетон в опалубку; 7 - трамбуем бетон; 8 - продолжаем бетонировать.

Технология их строительства достаточно проста. На ширину дорожек снимают верхний слой грунта приблизительно на 15 см в глубину, образовавшуюся траншею заполняют каким-либо пористым материалом вперемешку со щебнем или гравием и песком. Для засыпки пригоден шлак, домовый строительный мусор, щепки, хворост и выполотые растения. Все перемешивают, укладывают слоем в 10 см, поливают водой и утрамбовывают. Затем сверху насыпают слой песка с просеянным шлаком толщиной в 10 см и снова смачивают и трамбуют. Этот слой должен выступать над уровнем почвы на 5 см и иметь горбатый профиль. Состав его 1:1 (песок: шлак).

Раз в сезон его нужно ворошить граблями и делать свежую подсыпку. Дорожки из гравия или щебеночные устанавливаются так же в грунтовой траншее, которую заполняют песком. На смоченный песок укладывают слой щебня или гравия и поливают жидким раствором состава 1: 20 (цемент: песок) после чего трамбуют. Первые два дня бетон поливают из лейки (в жаркую погоду). Для получения дорожек одинакового профиля по всей длине нужно сделать деревянный шаблон с вырезом.

Вернуться к оглавлению

Последние этапы бетонирования дорожки: 9 - оформляем поверхность; 10 - бетон твердеет; 11 - завершаем работу.

Они отличаются повышенной прочностью. Себестоимость строительства их не высока, особенно, если обойтись без найма дополнительной рабочей силы. Для изготовления бетона и устройства дорожек, обязательно используется цемент, который различается по наименованию (обыкновенный портландцемент, шлако-портланд цемент и т.д.) и маркам: 100, 200, 300 до 600. Марка цемента означает величину давления в килограммах на 1 кв. см поверхности, при котором разрушается затвердевший цементный камень 1:3 (1 весовая часть цемента на 3 весовые части песка) Чем выше марка цемента, тем меньше его надо брать для получения раствора, и тем прочнее получается затвердевший раствор.

В отличии от остальных вяжущих материалов, цемент набирает прочность во влажной среде, а затвердев, не боится подмачивания. Он начинает схватываться через 45 минут после затворения водой. Это необходимо учитывать, чтобы израсходовать всю приготовленную порцию раствора или бетона, иначе оставшаяся часть начнет затвердевать и будет непригодна. Считается, что через 7 дней раствор приобретает достаточную прочность, а через 28 дней - окончательную.

Если дорожки на участке будут использоваться не только для ходьбы, но и для хозяйственных целей (перевозка перегноя на тележке), то их лучше делать сплошными.

Вернуться к оглавлению

Схема бетонной автодорожки: 1 - монолитное бетонное покрытие; 2 - основание (бут); 3 - расшивка под природный камень; 4 - бордюр (газонный).

Для планировки строительства садовых дорожек на местности потребуется молоток, колья, шнур. Определив направление, по проложенному шнуру в землю вбиваются колья с двух сторон будущей дорожки. Роют траншею, для чего снимают грунт на глубину 20-25 см. Грунт можно использовать для других ландшафтных работ. Заполняют траншею песком на высоту не более 10 см и утрамбовывают его. Хорошо проливают его водой, чтобы не оставалось пустот. Выставляют опалубку из пиломатериала. На кирпичи кладут арматуру и засыпают траншею щебнем (можно смесью щебня и гравия). Готовят цементный раствор: одна весовая часть цемента, 3 весовые части песка и 1 весовая часть воды. Перемешав цемент с песком, добавляют к нему воду и тщательно перемешивают, чтобы в растворе не было воздуха. Залив им траншею ровным слоем ровняют поверхность. Если сделать бетонную дорожку без армирования, то ее может повести (грунт осядет).

На следующий день снять опалубку, засыпать свободное пространство грунтом, можно добавить немного гравия и кельмой сделать на бетоне небольшие канавки, которые залить цементным раствором с небольшим содержанием цветного пигмента или мраморной крошки. Это придаст дорожке определенную оригинальность. Технология строительства таких дорожек довольно проста и, сделать ее на своем участке может сам хозяин, не привлекая наемных рабочих.

Вернуться к оглавлению

Можно, конечно, и усложнить себе работу, делая ямки под каждый камень, сделанный из бетона. Устройство таких дорожек делают в местах предназначенных для отдыха, а не на садово-огородных участках. Да и прочность бетона может быть ниже, то есть можно взять цемент марки М 25.

Технология строительства такой дорожки тоже не сложная. Начинают устройство с определения направления дорожек и разметки их расположения с помощью шнура. Вырыть траншею глубиной не более 30 см. Засыпать ее песком на высоту примерно 10 см. Утрамбовать и хорошо пролить водой. Это надо сделать обязательно, чтобы песок лежал ровным слоем, и в дальнейшем не возникло проблем с проседанием дорожек.

Определить расстояние между расположением будущих камней, изготовленных из бетона. Далее производят устройство опалубки из пиломатериала, которую выкладывают по ширине траншеи. Промежутки можно засыпать грунтом или сделать подсыпку из гравия. Насыпать щебень и залить цементным раствором. Раствор должен быть достаточно вязким, чтобы вода не стекла в подушку из песка, щебня или гравия, тем самым снизив его качество. Нужно вдавить в раствор нарезанный пруток арматуры, увеличив жесткость камня изготовленного из бетона. Разгладить поверхность дорожек. После того, как раствор схватится, можно прорисовать на поверхности камня кельмой рисунок, и, соединив жидкий цементный раствор с пигментом либо с мраморной крошкой или другим наполнителем, залить сделанные бороздки.

Можно просто оставить эти канавки, и дорожка будет смотреться, как если бы она была сложена из отдельных кирпичей. После того, как раствор окончательно затвердеет, вытащить опалубку и освободившееся место засыпать грунтом. Строители рекомендуют поливать бетонные покрытия водой, до полного их застывания. Это увеличивает их прочность. При желании можно придать камням округлую форму, стесав его края. Это нужно делать пока цемент не затвердел. В местах расположенных между сделанных бетонных камней посадить газонную траву.

1landscapedesign.ru

Обустройство дорожек

  • Изготовление бетонных плит для устройства дорожек в саду
  • Устройство монолитных бетонных дорожек
  • Необходимый инструмент

Садовые дорожки - удобно, практично и стильно. Первое, что приходит в голову владельцам садовых участков - это устройство дорожек из бетона. Обусловлено это доступной ценой и возможностью выполнения своими руками. И еще такие дорожки в саду могут быть очень разнообразны. Они отличаются по форме, цвету и фактуре, значит, используя этот вариант для устройства дорожек на даче, легко сделать ландшафтный дизайн участка неповторимым.


Бетонные дорожки – это завершение ландшафтного дизайна, которое придаст дачному участку индивидуальность и неповторимость.

Некоторые владельцы дач выполняют дорожки из различных комбинаций строительных материалов, совмещая бетон с кирпичом, булыжником либо натуральным камнем. Итак, как залить дорожки на даче правильно, красиво и качественно? Давайте выяснять.

Устройство дорожек из бетонных плит


Схема устройства дорожек.

Перед тем как приступить к выкладыванию бетонных плит на будущую дорожку, необходимо подготовить основание под нее. Для этого вам понадобится песок. Его слой необходимо тщательно выровнять и утрамбовать и только после этого можно приступать к укладке плит.

  1. Для того чтобы избежать смещения при передвижении по дорожке, при осуществлении укладки выполняют их заглубление с помощью молотка, используя доску.
  2. Что касается слоя песка, то его толщина соответствует 3 см, этот вариант подходит для почвы песчаного характера. Если же ваш участок имеет глинистую, либо суглинистую почву, то первым слоем будет гравий (10 см), следующий слой - шлак и только потом песчаный слой (5 см).
  3. Если на вашем участке предусмотрено размещение плит одиночного характера, то под них не требуется устройства основания.

Есть еще и другие способы, пригодные для укладки плит из бетона, например на раствор. Раствор наносится не по всей поверхности плиты, а только в углах и по центру. После того как вы надавите на плитку, раствор равномерным образом распределится по поверхности.

Теперь давайте рассмотрим возможные варианты расположения плит в саду. Оно зависит от того, для каких целей предназначается дорожка или площадка.

  1. Если вы делаете дорожку, ведущую от улицы к дому, то укладка плит производится рядом друг с другом.
  2. Если дорожка используется по назначению не очень часто, то между плитами можно устроить промежутки, которые заполняются землей или засаживаются травой (цветами).
  3. При прямом расположении дорожки из одиночных плит расстояние между ее частями по всей длине должно быть одинаковым, желательно соблюдать соответствие размеру среднего шага. На тропинках другого типа расстояние между элементами может отличаться.

Достаточно интересно смотрится вариант дорожки, выполненной из плит, имеющих разную форму или с использованием соединения при помощи клинкера или камня.

Вернуться к оглавлению

Помимо готового варианта для устройства дорожек на даче можно использовать плиты, изготовленные своими руками.


Схема строительства дорожки.

Для этих целей вам потребуются деревянные формы либо шаблоны (из металла или дерева).

Преимуществом изготовления бетонных плит самостоятельно является возможность соблюдения единой дизайнерской идеи, который будут соответствовать и форма плит, и рисунок укладываемой дорожки. Изготавливается плитка для дачных дорожек различной формы.

  1. Это может быть прямоугольник, треугольник, шестиугольник, трапеция и даже любая неправильная форма. Цвет вы тоже сможете выбрать тот, который вам наиболее подходит, например кирпичный.
  2. В поверхностный слой плитки иногда добавляют крошку из мрамора или камня, разноцветное стекло, осколки керамики, частички металла и так далее. А еще на поверхность плит, изготовленных своими руками, можно нанести интересный рельефный рисунок.

Схема армирования бетонной дорожки.

Для самостоятельного изготовления плит применяют формы из дерева. Их можно сделать из досок и бруса. Для этих целей хорошо подходят бруски с пазами, при их соединении получаются прочные, но разборные конструкции.

  1. Стандартные размеры плит - 40Х60, 50Х60, а их толщина обычно варьируется от 5 до 8 см. В качестве арматурных элементов используют стальной прут (диаметр от 5 до 8 мм), располагают его в виде клетки.
  2. Не забудьте, что перед самой заливкой бетоном, форму обрабатывают при помощи олифы, либо другого технического масляного раствора.

Для изготовления плит круглой формы можно использовать часть трубы (металлической), либо старое ведро, у которого отсутствует дно.

Арматурные составляющие закладывают после того, как вы зальете выбранную форму наполовину, после чего можно продолжить заливку формы бетоном. Не забудьте тщательно утрамбовать раствор бетона и выровнять его поверхность. И еще один важный момент: следите за тем, чтобы арматура не выглядывала из раствора.

Окрашивать плиты можно по своему желанию. Для придания какого-либо оттенка в смесь необходимо добавить красящие вещества минерального происхождения, а можно в верхний слой бетонной смеси (с лицевой стороны) погрузить разноцветные камешки (гальку).

Для достижения желтого оттенка в раствор добавляется охра в пропорции 0,5:1:1, где первое значение - охра, второе - цемент, третье - белый песок. Для коричневого цвета можно использовать умбру (пропорции те же, что и в первом примере). Зеленая окраска достигается использованием глауконитовой зелени, все составляющие в этом случае используются в равных пропорциях.

Вернуться к оглавлению

К их достоинствам можно отнести хорошую прочность, отсутствие деформации и долгий срок службы. Такой вариант дорожек делают обычно около гаража, ворот, сараев и там, где ведутся строительные работы, так как они с легкостью выдерживают значительные нагрузки.

Но это не значит, что устроить их в другом месте нельзя (например, в саду). Украшение таких тропинок проводится различными методами, что позволяет достичь высокий уровень эстетичности. В основном все, что подойдет для декорирования бетонных плит, может использоваться и при устройстве монолитных дорожек (в саду, возле дома и т.п.).

Устройство этих дорожек на даче своими руками не доставит вам больших проблем.

  1. Первое, что необходимо выполнить, - это разметка. После этого подготавливают основание, для этого нужно снять плодородный почвенный слой глубиной около 15 см. Не забудьте выполнить качественное уплотнение подготовленного основания (дна).
  2. Следующий этап подразумевает устройство опалубки, в которую будет производиться заливка бетонной смеси. Доски, используемые для нее, должны быть толщиной от 2 до 2,5 см. Интервал устройства поперечной опалубки примерно 2 м.
  3. Далее в пространство опалубки нужно засыпать песочный слой, потом щебеночный (10 см).
  4. После чего проводят тщательную трамбовку уложенных слоев и только потом можно заливать бетоном, вплоть до верхнего уровня опалубки.
  5. Дальнейшие действия (после заливки бетоном) включают в себя раскатку бетона, его выравнивание и заглаживание при помощи мастерка (штукатурного). На начальной стадии высыхания бетона, но при сохранении его влажного состояния, нужно выполнить разравнивание, используя плотную щетку.

В результате этого образуется поверхность, имеющая шероховатости. Теперь нужно укрыть готовую дорожку полиэтиленовой пленкой. Это позволит ей высыхать постепенно и защитит от различного рода природных воздействий.

КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГЕНПЛАНА

МОССТРОЙЛИЦЕНЗИЯ

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ
НА УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ
ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ

ВСН 15-95

МОСКВА - 1998

Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит (взамен ВСН 6-76) разработана кандидатами технических наук В. М. Гольдиным, Л. В. Городецким, Р. И. Бега (НИИМосстрой) при участии Ю. И. Столярова, к. т. н. В. Д. Фельдмана (Мосстройлицензия).

Инструкция обобщает накопленный за период с 1976 по 1995 гг. опыт службы тротуаров на эксплуатируемых улицах.

Инструкция составлена с учетом нового ГОСТа на тротуарные плиты, разработанного НИИМосстроем, Мосинжпроектом и Академией коммунального хозяйства.

Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект, трестом Гордорстрой, муниципальным предприятием Мосинжстрой.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция распространяется на устройство в летний и зимний периоды в г. Москве тротуаров, садово-парковых, пешеходных дорожек и площадок из бетонных плит, выпускаемых заводами МПХК Моспромстройматериалы и удовлетворяющих ГОСТ 17608-91 .

1.2. Конструкции тротуаров следует принимать по альбому СК 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы». Строительство тротуаров производят с учетом действующих норм.

1.3. Тротуары и пешеходные дорожки должны располагаться между проезжей частью и застройкой; между проезжей частью и газоном; между газонами, в полосе зеленых насаждений.

Расчетная ширина одной полосы пешеходного движения принята 0,75 м.

1.4. Приняты конструктивные элементы тротуаров: песчаный подстилающий слой; основания из песка, песчано-цементной смеси, щебня и бетона; покрытие из плит.

Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий тротуаров включает следующие этапы: рытье и уплотнение корыта, установка бортового камня, устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, в том числе и заполнение швов.

1.5. Покрытие тротуаров, садово-парковых дорожек и площадок осуществляют из сборных квадратных (К), прямоугольных (П), шестиугольных (Ш), фигурных бетонных плит и элементов мощения (Ф) и элементов декоративных дорожных (ЭДД). Виды, марки и размеры тротуарных плит согласно ГОСТ 17608-91 представлены в .

Виды, марки и размеры тротуарных плит

Тип плиты, марка плиты

Размеры плиты, мм

а

б

Толщина плиты

на щебеночных и бетонных основаниях А

на песчаных и стабилизированных основаниях Б

в местах заезда тяжелого транспорта на тротуар В

Квадратные плиты

1К.5, 1К.6, 1К.8

2К.5, 2К.6, 2К.10

3К.5, 3К.6, 3К.10

4К.5, 4К.7, 4К.10

5К.5, 5К.7, 5К.10

6К.5, 6К.7, 6К.10

7К.6, 7К.8, 7К.10

8К.8, 8К.10

1000

Прямоугольные плиты

1П.5, 1П.6, 1П.10

2П.5, 2П.7, 2П.10

3П.5, 3П.7, 3П.10

4П.6, 4П.7, 4П.10

5П.6, 5П.7, 5П.10

1000

6П.8, 6П.10

Шестиугольные плиты

1Ш.5, 1Ш.6, 1Ш.10

2Ш.6, 2Ш.7, 2Ш.10

3Ш.6, 3Ш.8, 3Ш.10

Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины пропитки подстилающего слоя

2.10. Устройство подстилающего слоя следует производить с учетом завершения уплотнения песка до начала его смерзания.

2.11. Бортовые камни, отделяющие проезжую часть от тротуаров, изготавливают из гранита, бетона или железобетона и устанавливают на бетонное основание.

2.12. Для отделения тротуара от газонов устанавливают бетонные бортовые камни размером 1000×200×80 мм (БР 100.20.8).

2.13. Бетонные бортовые камни БР 100.20.8 устанавливают вручную на бетонное основание толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой.

2.14. Ширина шва между бортовыми камнями не должна превышать 5 мм. Заполнение швов производят цементным раствором состава 1: 4, после чего расшивают раствором состава 1: 2.

2.15. В случае устройства основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть толщиной 7 см выполняется из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см- из сухой смеси.

Песчано-цементный раствор применяют марки не ниже 50 и изготавливают его в заводских условиях. Ориентировочный состав на 1 м 3 раствора марки 50: цемент марки 400 - 155 кг, воды - 170 л, песка - 1650 кг. Сухую песчано-цементную смесь приготовляют так же, но без добавления воды при естественной влажности песка 5 - 6 %.

2.16. В зимнее время песчано-цементную смесь, приготовленную в заводских условиях на подогретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре наружного воздуха не ниже - 15 °С, не допуская разрыва во времени при укладке песчано-цементного раствора и сухой смеси.

2.17. Уплотнение песчано-цементного раствора производится виброрейками и виброплощадками.

2.18. Основания из щебня устраивают при помощи щебнеукладчиков, при площади тротуара менее 1000 м 2 щебень можно разравнивать автогрейдером или бульдозером способом «от себя».

2.19. Щебеночные смеси оптимальной влажности (4 - 6 % по массе, марки по дробимости в цилиндре не ниже 400) доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают в приемный бункер щебнеукладчика или на подготовленное земляное полотно.

Смесь укладывается в дорогу не позже 3-х часов после доставки на место работ. Уплотнение смеси производят самоходными катками статического действия весом 5 - 10 т или вибрационными - весом 1,5 - 3,5 т. Проверка плотности основания из щебня производится тяжелым катком, после прохода которого основание не должно иметь заметных деформаций.

2.20. При устройстве оснований из тощего бетона применяют марку бетона М100. Ориентировочный расход материалов на 1 м 3 бетонной смеси составляет: цемент марки 400 - 90 - 100 кг, щебень фр. до 40 мм - 1440 - 1400 кг, песок - 650 - 600 кг, вода - 120 - 130 кг. Раскладка тощего бетона осуществляется бетоноукладочными машинами, щебнеукладчиком. Уплотнение производят 5-тонными моторными катками 8 - 10 проходами по одному следу.

2.21. Для устройства бетонного основания применяют бетон марки 100. Устройство бетонного основания производится по спланированному и уплотненному песчаному подстилающему слою бетоноукладочными машинами или экскаватором Э-153 с навесным оборудованием. В последнем случае уплотнение смеси производится виброрейкой или площадочным вибратором. Через каждые 30 - 40 м в основании устраивают температурные швы шириной 20 мм.

2.22. На свежеуложенное бетонное основание наносится пленкообразующий материал - битумная эмульсия - из расчета 0,7 кг/м 2 .

2.23. Устройство бетонного основания в зимнее время допускается при температуре, наружного воздуха до - 15 °С. Укладку бетонной смеси следует производить на подготовленный до наступления морозов песчаный подстилающий слой.

3. УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЯ

3.1. Плиты доставляют на объект автотранспортом в специальных контейнерах. Погрузочно-разгрузочные работы и монтаж покрытия из плит с размером сторон 100 см производят при помощи навесного оборудования конструкции СУ-32 Треста строительства набережных к 3- 5-тонному автокрану или автопогрузчику ().

Плиты с размером сторон до 50 см можно укладывать в покрытия специальным вакуум-захватом конструкции ГДС-1 () или вручную.

3.2. Раскладка плит может осуществляться по различным схемам ().

3.3. Укладку плит следует производить поперечными рядами от края и до края. Перед укладкой плит должны быть разбиты и закреплены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит ().

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные».

2. ГОСТ 6665-91 «Камни бортовые бетонные и железобетонные. Технические условия».

3. СНиП Ш-4-80 * «Техника безопасности в строительстве».

4. Альбом СП 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы» Мосинжпроект. НИИМосстрой.

6. Инструкция по строительству полносборных городских дорог (ВСН 1-94). Департамент строительства.

7. Технические указания на устройство тротуаров из бетонных плит (ВСН 26-76). Главмосинжстрой.

8. Нормаль на конструкцию тротуаров и отмосток, 1976. Главмосстрой.

9. Тимофеев А. А. Сборные бетонные и железобетонные покрытия городских дорог и тротуаров. 1986. Стройиздат.

10. Гольдин В. М., Бега Р. И. Сборные покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, 1973, ЦБНТИ Мосжилкомхоза РСФСР.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРА С ПОКРЫТИЕМ ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007 .

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- типовые чертежи;

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

2.2. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, входят следующие технологические операции:

- геодезическая разбивка;

- подготовка корыта под тротуар;

- устройство песчаного подстилающего слоя;

- устройство щебеночного основания;

- устройство покрытия из бетонных плит.

2.4. Для устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600 , отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 ; песок строительный по ГОСТ 8736-93 ; бетонная плитка ТП-5-3 (400х200х50 мм, вес Р=9,6 кг, объем V=0,004 м) по ГОСТ 17608-91 .

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до К=0,95); специальное оборудование UNIMOBIL UM-SM для укладки плит.

Рис.1. Виброплита TSS-VP90T

Рис.2. Устройство для укладки UNIMOBIL UM-SM

Рис.3. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.4. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.6. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011. "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" ;

- СП 126.13330.2012. "Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84" ;

- Пособие к СНиП 3.01.03-84. "Производство геодезических работ в строительстве" ;

- СП 78.13330.2012. "Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" ;

- СП 82.13330.2015. "Благоустройство территорий . Актуализированная редакция СНиП III-10-75 ";

- СНиП 2-07.01-89*. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" ;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. "Организация строительного производства. Общие положения" ;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. "Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ" ;

- ГОСТ 8736-2014. "Песок для строительных работ. Технические условия" ;

- ГОСТ 8267-93. "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" ;

- ГОСТ 17608-91. "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" ;

- СНиП 12-03-2001. "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" ;

- СНиП 12-04-2002. "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" ;

- НПО РОСДОРНИИ-1993 г. "Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" ;

- РОСАВТОДОР-2002. "Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них" ;

- РД 11-02-2006. "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" ;

- РД 11-05-2007. "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" ;

- МДС 12-29.2006. "Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты" .

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- разработать ППР на благоустройство территории и согласовать его с Генеральным подрядчиком и техническим надзором Заказчика;

- решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;

- назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

- обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

- укомплектовать бригаду дорожных рабочих, ознакомить их с проектом и технологией производства работ;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;

- обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь;

- установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ.

3.3. Общие положения

3.3.1. Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины к толщине h больше 4, при меньших значениях 4 - мелкоразмерными элементами.

3.3.2. Плиты из бетонов классов В22,5 и В25 предназначены для устройства покрытий садово-парковых и пешеходных дорожек, тротуаров во внутриквартальных проездах, а плиты из бетона классов В30 и В35 - для покрытий тротуаров на магистралях.

3.3.3. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение - 46 см; если допускается движение легковых автомобилей - 68 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей - 810 см.

3.3.4. Укладку плит следует осуществлять поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

3.3.5. Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

3.3.6. Ширина шва между смежными плитами должна быть 58 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3:1.

3.3.7. Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

3.3.8. К устройству покрытия из бетонных плит следует приступать после проверки соответствия проекту положения в плане и высотных отметок основания. Основания должны быть не переувлажненными и не деформированными.

Рис.5. Конструкция тротуара с покрытием из бетонных плит

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. До начала производства работ по устройству покрытия из бетонных плит должны быть выполнены предусмотренные ТК подготовительные работы, в т.ч.:

- принята от заказчика строительная площадка;

- проведен контрольный осмотр рабочей площадки, на предмет проверки всех видимых источников риска, таких как: указатели скрытых средств (не копать, кабель), распределительные шкафы и крышки люков, газо- и водосчетчики, отсутствие наружных коммуникаций вблизи объектов, которые логически должны их использовать и т.д. и выполняет предусмотренные проектом охранные мероприятия;

- выполнена геодезическая разбивка тротуара;

- на объект завезены строительные материалы в необходимом объеме.

3.4.2. Строительная площадка передается лицу, осуществляющему строительство, представителем технического надзора Заказчика по Акту передачи земельного участка под строительную площадку, в соответствии с Приложением Б , СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 .

3.4.3. Геодезическую разбивку устройства тротуара можно производить от оси проезжей части, красных линий, существующей застройки и других постоянных сооружений. Вертикальные отметки покрытия в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера.

3.4.4. Для переноса запроектированного и представленного на чертежах плана устройства тротуара на местность, необходимо иметь, как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них производится разбивка тротуара, процесс которой заключается в следующем:

- по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

- полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками);

- переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера.

3.4.5. От осевой линии тротуара, через 20 м замерами рулеткой в обе стороны разбивают корыто под тротуар и в полученных точках забивают колья, и между ними натягивают шпагат. Проектная отметка по оси (дна корыта) низа дорожной одежды (подстилающего слоя) определяется по формуле:

Где - отметка верха покрытия дорожки;

Глубина корыта;

- ширина корыта;

- уклон корыта.

3.4.6. Поперечные уклоны дна корыта должны быть равны уклонам поверхности покрытия и направляются к лоткам проезжих частей или к дренажам. Толщину слоёв конструкции тротуара в плотном теле, наносят на забитые в дно корыта деревянные колышки.

Разбивку делают на сменный объем работ.

Рис.6. Схема разбивки для укладки плит тротуара

3.4.7. Закрепительные знаки (колышки) сохраняются до сдачи тротуара представителю технического надзора Заказчика. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить. Точность разбивочных работ должна соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84 и СНиП 3.02.01-87 .

3.4.8. Выполненные работы необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта разбивки осей объекта капитального строительства на местности в соответствии с Приложением 2 , РД 11-02-2006 и получить разрешение на отрывку траншеи под установку бортовых камней.

3.4.9. Фракционный щебень и песок грузят на приобъектном складе экскаватором-погрузчиком JCB 3CX m в автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 , а бетонные плитки на поддонах грузят автомобильным стреловым краном КС-45717 в седельный тягач КамАЗ-54115 с полуприцепом СЗАП-93271 и доставляются на объект строительства.

Доставленные на объект фракционный щебень, песок и бетонные плитки следует раскладывать в зоне действия бригады с созданием не менее чем 2-сменного запаса, который должен постоянно пополняться. Поддоны с плитами раскладывают вдоль корыта в линию так, чтобы расстояние их подноски не превышало трех метров.

3.4.10. Не позже чем за смену до устройства тротуара рабочую зону закрывают для движения, устанавливают ограждения, дорожные знаки, подготавливают съезды и объезды.

Рис.7. Схема организации работ по устройству тротуара

1-я захватка - отрывка корыта под тротуар; 2-я захватка - устройство подстилающего слоя песка; 3-я захватка - устройство основания из щебня; 4-я захватка - укладка тротуарных плит; 5-я захватка - заделка швов тротуарных плит

3.5.2. Работы по устройству тротуара выполняются на 5-ти захватках длиной по 50 м.

3.5.3. Бригада при выполнении работ камней делится на два звена. Распределение трудовых обязанностей в звеньях производится следующим образом.

3.5.4. Первое звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2 разрядов и машиниста экскаватора выполняет установку плит. Монтажник 2 разряда подвозит плиты. Монтажники 4 и 3 разрядов укладывают плиты и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.
автоматически обновлена