Мировое сообщество - что это? Какие страны входят в мировое сообщество. Проблемы мирового сообщества
Сегодня понятие «общество» стало даже более широким, чем об этом говорилось выше. Действительно, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно - все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.
Если общество понимают в двух значениях - узком и широком, то неизбежен переход от отдельного взятого общества, рассматриваемого в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство), к мировому сообществу, или мировой системе, подразумевающей все человечество как сущностное целое.
Представление о глобальном или, как сегодня принято говорить - планетарном, единстве всех людей существовало не всегда. Оно появилось только в XX веке. Мировые войны, землетрясения, международные конфликты дали почувствовать землянам общность своей судьбы, зависимость друг от друга, ощущение того, что все они - пассажиры одного корабля, благополучие которого зависит от каждого из них. Ничего подобного в прежние века не происходило. Еще 500 лет назад трудно было говорить, что проживающие на земле люди объединены в какую-то единую систему. В прошлом человечество представляло собой чрезвычайно пеструю мозаику, составленную из изолированных образований - орды, племена, царства, империи, имевших независимую экономику, политику и культуру.
С тех пор процесс создания мировой системы резко ускорился. Особенно это стало ощущаться после эпохи великих географических открытий (хотя начало было положено раньше), когда европейцам стали известны все, даже самые отдаленные уголки планеты. Сегодня можно говорить лишь о географической отдаленности или отдельном существовании стран и континентов. В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое пространство.
Центральным органом управления мирового сообщества выступает Организация объединенных наций (ООН). Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы («Голубые каски» ООН) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются региональные объединения типа Европейского Сообщества, куда входят 12 стран с 345 млн человек, объединенных экономическим, валютным и политическим союзом. Сообщество имеет Совет Министров и Европарламент.
Главным фактором в развитии мировой цивилизации становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Когда говорят о мировом сообществе, то подразумевают процесс глобализации, следствием которого такое сообщество и стало.
Наш мир постепенно превращается в глобальную коммуникационную систему, в которой общества распадаются на отдельные группы, перетекающие, в зависимости от меняющихся жизненных приоритетов, из одной социальной сети в другую. Возможно, что для описания новой ситуации больше подходит термин обществ-сетей, где происходит непрерывный обмен информацией и которые не замкнуты, благодаря глобальным сетям, в своих государственных границах.
В результате присоединения России к мировому информационному сообществу главным содержанием социального взаимодействия в российском обществе становится непрерывный обмен информацией. Это положение А.Н. Качеров обосновал с помощью результатов эмпирического исследования, в результате которого он пришел к следующим выводам:
С момента прорыва информационных потоков в Россию (начиная приблизительно с 1989-1992 гг.) наблюдается сокращение числа прямых контактов или так называемого «face-to-face» взаимодействия;
Увеличилось число контактов с помощью средств связи (телефон, факс, компьютерные сети);
Наблюдается экспоненциальный рост «искусственного» взаимодействия на основе радио и телевидения;
Личные контакты между индивидуумами сокращаются по количеству и по продолжительности времени в связи с тем, что возросшая скорость информационных потоков заставляет людей избегать излишней эмоциональной нагрузки и затрат энергии при личных контактах.
Вхождение России в систему мировых коммуникаций в определенной степени - в значительной или нет, это еще предстоит выяснить социологам, - изменило традиционный уклад жизни, свойственные ей каналы и способы общения. Современный житель крупного мегаполиса имеет в своем распоряжении все необходимые средства коммуникации и подключен к глобальной сети коммуникаций. Чем больше вызовов в сеть он принимает или осуществляет, тем больше соответствует образу жизни, принятому в мировом информационном сообществе. Старое содержание коммуникаций - научные беседы, жалобы и перебранка, разговоры с друзьями и любовницами, административные или деловые переговоры - облечено сегодня в новую техническую форму.
Глобализация - это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращаются в единую политическую систему. Начиная с середины XX века и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации качественно повлияла на общество. Национальные и региональные истории больше не имеют смысла.
Доиндустриальное общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная с орд, племен, царств, империй и кончая появившемся недавно национальным государством. Каждая из этих единиц имела независимую и самодостаточную экономику, собственную культуру. Постиндустриальное общество - совсем иное. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большая семерка»), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и ИНТЕРПОЛа. Усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, растет роль многонациональных и транснациональных корпораций, которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства. Такие компании, как Тойота, Макдональдс, Пепси-Кола или Дженерал Моторс утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки реагируют на события с молниеносностью.
Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Формируется единый или, по крайней мере, общепринятый разговорный язык - английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.
Наряду с термином «мировое сообщество» в науке широко используются и другие понятия, очень похожие на него, но обладающие своими отличительными особенностями. С ними вы можете встретиться читая не только специальную литературу или учебники, но и прессу, слушая радио и телевидение. Давайте разберемся в них. Речь пойдет о мировой системе, мировой экономической системе, мировой империи, цивилизации.
Термин «мировая система» ввел в научный оборот Иммануил Валлерштайн. Он полагал, что привычное слово «общество», позаимствованное учеными из обыденной практики, слишком неточное, поскольку его почти невозможно непротиворечивым способом отделить от термина «государство». Вместо того и другого он предложил понятие «историческая система», благодаря которому, как ему верилось, наконец-то воссоединятся два рода наук - исторические (идеографические) и социальные (номотетические). Старый термин «общество» их разъединял, а новый их призван объединить. В понятии «историческая система», уживаются социологический и исторический взгляды на мир.
Кроме него о мировом обществе писал Никлас Луман. Он определял общество через коммуникацию и коммуникативную досягаемость. Но если это так, то единственной закрытой системой, не являющейся частью другой, построенной на принципах коммуникации является только мировое общество.
И. Валлерштайн и Н. Луман считаются самыми влиятельными теоретиками мирового общества. Они ставят явления производства и воспроизводства неравенства в центр своей концепции.
Согласно И. Валлерштайну, существуют всего три формы, или разновидности, исторических систем, которые он назвал мини-системами, мировыми империями и мировыми хозяйствами (хотя можно выделить и другие их разновидности). Мини-системы небольшие по размерам, недолговременные (жизненный путь примерно шести поколений) и гомогенные с культурной точки зрения. Мировые империи являются крупными политическими структурами, в культурном плане они гораздо более многообразны. Способ существования - изымание дани с подведомственных территорий, прежде всего сельских округов, которая стекается в центр и перераспределяется среди немногочисленной страты чиновников. Мировые хозяйства - это огромные неравные цепи интегрированных производственных структур, разделенных многочисленными политическими структурами. Логика их существования заключается в том, что прибавочная стоимость неравномерно распределяется в пользу тех, кто смог захватить временную монополию на рынке. Это - «капиталистическая» логика 1 .
В ту далекую эпоху, о которой мы можем судить только по археологическим раскопкам, когда на земле обитали собиратели и охотники, преобладающей формой были мини-системы. На раннем этапе истории одновременно существовало множество общественных систем. Так как эти общества являлись, в основном, племенными, следует исходить из существования многих тысяч общественных систем. Позже, в связи с переходом к земледелию и изобретению письменности, а именно в период между 8000 г. до н. э. и 1500 г. н. э. на земле сосуществовали одновременно все три разновидности «исторических систем», но господствующей являлась мировая империя, которая, расширяясь, разрушала и поглощала как мини-системы, так и мировые хозяйства. Но когда мировые империи распадались, на их развалинах вновь появлялись мини-системы и мировые хозяйства. История, похоже, напоминает круговорот веществ в природе.
Большая часть того, что мы называем историей этого периода, - это история рождающихся и умирающих мировых империй, полагает И. Валлерштайн. Мировые экономики в то время были еще слишком слабыми, чтобы конкурировать с тремя формами «исторических систем».
Примерно в 1500 г. из консолидации разрозненных мировых хозяйств, чудом уцелевших после очередного нашествия мировых империй, родилась современная мировая система. С тех пор «она достигла своего полного развития как капиталистическая система. По своей внутренней логике это капиталистическое мировое хозяйство затем расширилось и захватило весь земной шар, впитывая в себя все существующие мини-системы и мировые империи. Таким образом, к концу XIX в. впервые в истории на Земле оказалась только одна историческая система. Мы до сих пор существуем в этом положении» 1 .
Теория мировой системы, созданная И. Валлерштайном в середине 70-х годов позволяет объяснить многие исторические факты, которые не поддавались объяснению традиционной теории общества. Несомненно, весьма эвристична гипотеза циклического возникновения и распада мировых империй, в число которых необходимо отнести и нашу страну, принимавшую форму то царского самодержавия, то советского тоталитарного государства. Из вечного круговорота исторических форм общества следует не только неизбежность распада социальных гигантов и возникновения социальных карликов. Но также гипотеза о внутренней нестабильности «слабо упакованных», неплотных по удельному весу грамма «социального вещества» на единицу площади мировых империй. Внутренняя культурная разнородность не позволила просуществовать СССР до третьего тысячелетия, несмотря на жесткий внешний политический контроль.
Весьма зыбкой и неустойчивой являлись все мировые империи. Что такое империя монголов в XIV веке, куда входила покоренная Русь, как негетерогенное и внутренне противоречивое объединение, где власть держалась только «на штыках»?
Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то такое объединение обречено на распад. Не спасает даже наличие единого политического центра и органов управления. Хотя русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление, данный ритуал оставался пустой формальностью, поскольку никто из монгольских «топ-менеджеров» никогда не вмешивался во внутренние дела удельных князей. Похожим образом в 70-80-е годы советские партийные функционеры перестали контролировать злоупотребления и вольнодумие «удельных князей» в Узбекистане, республиках Закавказья и даже поволжских областях. Автономия периферии по отношению к центру обернулась трагедией для всей системы.
Мировые империи включали несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец СССР, который также относят к типу мировых империй, представляли очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже - религиозно), обширные по территории, политически непрочные образования. Они создавались принудительно и быстро распадались.
Европейцы давно уже практиковали трансокеаническую торговлю и экономику. Именно они стали пионерами новой формы «исторической системы» - мировой системы. Со временем по всему миру люди попали в европейскую сферу влияния. Начало европейской гегемонии прослеживается с крестовых походов - христианских военных экспедиций, предпринятых между XI и XIV веками в целях отвоевания «священной земли» у мусульман. Итальянские города-государства использовали их для расширения торговых путей. В XV веке Европа установила регулярную связь с Азией и Африкой, а затем и с Америкой. Европейцы колонизировали другие материки, приезжая в качестве моряков, миссионеров, купцов, чиновников. Открытие Америки Колумбом навсегда соединило Старый и Новый Свет. Испания и Португалия добывали в чужих странах рабов, золото и серебро, оттесняя туземцев в глухие районы.
С освоением внеевропейских территорий изменился не только характер экономических связей, но весь уклад жизни. Если раньше, буквально до середины XVII века, рацион питания европейца составляла продукция натурального хозяйства, т. е. то, что было выращено внутри континента сельскими жителями, то в XVIII и XIX веках в ассортимент предметов, в первую очередь высшего класса (он всегда идет в авангарде прогресса), входит импорт. Одним из первых заморских товаров стал сахар. После 1650 г. его употребляют в пищу не только высшие слои, но также средние, а затем и низшие. На столетие раньше похожая история случилась с табаком. К 1750 г. даже самая бедная английская семья могла попить чай с сахаром. Из Индии, где впервые производственным способом получили сахар, европейцы завезли его в Новый Свет. Климат Бразилии и Карибских островов создавал идеальные условия для выращивания сахарного тростника. Европейцы основали здесь плантации, удовлетворяя растущий спрос на сахар по всему миру. Спрос на сахар и его предложение привели к международному рынку, а вслед за этим и к работорговле. Дешевая рабочая сила нужна была для растущей плантационной экономики, а рынком труда выступала Африка. Сахар и хлопок стали основным предметом международной торговли, связав континенты по разные стороны океана.
В XVII веке сложились два торговых треугольника, включающих в себя торговлю сахаром и рабами. Во-первых, производимые Англией товары продавались в Африки, а африканские рабы продавались в Америке, в свою очередь американские тропические товары (особенно сахар) продавались Англии и ее соседям. Во-вторых, спиртные напитки из Англии кораблями доставлялись в Африку, африканские рабы - на Карибы, а черная патока (из сахара) посылалась в Новую Англию для изготовления спиртных напитков. Труд африканских рабов увеличивал американское богатство, которое большей частью возвращалось в Европу. Продукты, выращенные рабами, потреблялись в Европе. Сюда из Бразилии шли кофе, краски, сахар и пряности, из Северной Америки - хлопок и спиртное.
Постепенно международная торговля превратилась в господствующий фактор развития. Вскоре и капитализм стали определять как экономическую ориентацию на мировой рынок в целях получения дохода. Сложилось понятие мировой капиталистической экономики - единой мировой системы, вовлеченной в производство для продажи и обмена больше с целью увеличения прибыли, чем для обеспечения благосостояния народа. Теперь она указывает, в каком направлении двигаться отдельным странам. Современный мир - это мировая система, базирующаяся на капитализме, поэтому она и называется «капиталистическая мировая система».
«Единицей анализа современной мировой системы является капиталистическое мировое хозяйство», - пишет И. Валлерштайн.
Мировая экономическая система - совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. Это понятие шире, чем мировая капиталистическая экономика, поскольку включает в свою орбиту страны с капиталистическим и некапиталистическим хозяйством, но уже, чем понятие мировой системы.
Мировая капиталистическая экономика - высшая и последняя форма мировой экономической системы. Он существует чуть ли не 500 лет, но так и не превратилась в мировую империю. Транснациональные корпорации находятся вне контроля единого правительства. Они свободно перебрасывают огромные капиталы через государственные границы. К типу мировых экономических систем следует отнести так называемый социалистический лагерь, куда в 60-80-е годы входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам. У них не было единого правительства, каждая страна - суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовало международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества.
Итак, на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы -мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).
К типу мировых, или глобальных, систем относятся цивилизации. Но в отличие от мировой системы цивилизация отражает социокультурный, а не экономический и политический аспект развития человечества. Это понятие, как мировая империя или мировая система, шире, чем страна или государство. О цивилизации также целесообразно поговорить специально.
Цивилизация, как и предшествующие понятия, отражает глобальный уровень человеческого общества, на котором происходит интеграция социальных систем. О его содержании ученые продолжают еще спорить. Цивилизация понимается ими в двух значениях.
В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. К нему примыкает определение О. Шпенглера: цивилизация - высшая стадия развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Оба подхода роднит то, что цивилизацию мыслят исторически - как этап прогрессивного либо регрессивного движения общества.
Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизация различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.
Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени различия, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет (там, где нет письменности, нет и цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.
Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, в частности, Евразийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и другие цивилизации.
Тот же И. Валлерштайн, о котором сказано выше, разделил мировую систему на три части:
Полупериферия,
Периферия.
Ядро - страны Западной Европы, Северной Америки, Японии - включает самые сильные и могущественные государства с совершенствованной системой производства. У них больше всех капиталов, самые качественные товары, самые сложные технологии и средства производства. Дорогую и высокотехнологичную продукцию эти страны экспортирует в периферию и полупериферию.
Государства полупериферии и периферии - это страны так называемого «второго» и «третьего» мира. У них меньше власти, богатства и влияния.
Термин «третий мир» придумали в 1952 г. французы для описания группы стран, которые в эпоху холодной войны между США и СССР (соответственно первым и вторым миром) не присоединились не к одной из враждующих сторон. Среди них были Югославия, Египет, Индия, Гана и Индонезия. Во второй половине 50-х годов термин приобретает более широкое значение. Он стал обозначать все слаборазвитые страны. Таким образом, его смысл наполнился не географическим, а экономическим содержанием. К слаборазвитым странам начали относить всю Латинскую Америку, всю Африку (исключая ЮАР), всю Азию (за исключением Японии, Сингапура, Гонконга и Израиля). А некоторые страны, такие, как страны Африканской Сахары, Гаити и Бангладеш, обремененные чрезмерной бедностью и нищетой, и вовсе были зачислены в разряд четвертого мира. Их отделили от третьего мира, который уже выбрался на путь экономического прогресса.
Страны периферии - это самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра. Полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только его интересы (даже если эти люди не уезжают за границу). Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты. Высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса.
Поскольку их благополучие зависит от экспорта сырья, технологии и капиталы поступают только извне. Правительства, чаще всего это диктаторские или авторитарные режимы, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции. Но и западная помощь часто оседает в карманах госчиновников или на их заграничных счетах. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Подобное то и дело происходит в странах Латинской Америки, Иране и Филиппинах. Даже после революций им не становится легче. Новые правительства поворачивают к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособность и вскоре их смещают.
Демографическую ситуацию стран третьего мира характеризуют разноречивые процессы: высокая рождаемость и высокая детская смертность; миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках рабочих мест.
С 60-х годов страны третьего и четвертого мира взяли в долг у развитых стран несколько биллионов долларов. Кредиты брали в период экономического подъема Запада, следовательно, при низких процентных ставках, а отдавать приходится совсем в иных условиях. Совокупный долг Западу превысил 800 биллионов долларов, но не видно способов, каким заемщики могли бы расплатиться с кредиторами. Самыми крупными должниками являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Нигерия, Перу, Чили и Польша. Стараясь поддержать на плаву экономику этих стран, западные кредиторы вынуждены рефининансировать займы. Но чаще они сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны. Невыполнение своих долговых обязательств в столь крупных масштабах разрушает международную финансовую систему.
В 1998 г. Россия объявила свою некредитоспособность перед западными инвесторами. Разразился скандал, а затем и мировой кризис, которого мир не знал с конца Второй мировой войны. Некоторые западные банки, купившие государственные бумаги (ГКО) в России, разорились или оказались на грани разорения. Россия, которая прежде твердо держалась в ряду развитых экономических держав, по существу показала, что относится к странам третьего мира.
Самое страшное состоит в том, что, как показывает опыт, обильные вливания иностранных инвестиций в такие страны очень мало помогают им выбраться из кризиса. Для улучшения ситуации нужна внутренняя перестройка экономики.
Полупериферия занимает промежуточную позицию между ядром и периферией. Это достаточно развитые индустриальные. Как и государства ядра, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества стран ядра. Например, Бразилия (страна полупериферии) экспортирует автомобили в Нигерию и моторы для машин, экстракт апельсинового сока и кофе в США. Производство механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологических достижений, которыми вооружается собственная промышленность, заимствуются у стран ядра. В полупериферию входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силы средним классом.
Если передать классификацию Валерштайна в терминах теории постиндустриального общества Д. Белла, то мы получим такие соотношения:
Ядро - постиндустриальные общества;
Полупериферия - индустриальные общества;
Периферия - традиционные (аграрные) общества.
Как уже говорилось, мировая система складывалась постепенно. Соответственно разные страны в разное время могли выполнять роль лидеров в ядре, откатываться на периферию или занимать место полупериферии.
Обычно в ядре доминирует одно государство. В XIV веке в мировой торговле господствовали североитальянские города-государства. Голландия лидировала в XVII веке, Англия после 1750 года, а Соединенные Штаты- после 1900 г. А в 1560 году ядро мировой системы располагалось в Западной Европе (Англия, Франция, Нидерланды, Португалия и Испания). Северо-итальянские города-государства, которые были до этого самыми могущественными, присоединились к полупериферии. Северо-Восточная Европа и Латинская Америка составляли периферию. Многие общества (особенно в Океании и внутренних областях Африки и Азии) до недавнего времени находились вне периферии. Они долго могли присоединиться к мировой капиталистической экономике, производя и потребляя свои же продукты, т. е. занимаясь натуральным хозяйством. Сегодня таких стран фактически нет. Страны бывшего советского блока (Венгрия, Польша, Болгария и др.) отнесены к странам «второго мира». Долгое время они были отгорожены от мировой капиталистической системы. Сейчас их зачисляют к периферии или полупериферии.
Выдвинутая в 80-е годы теория ядра и периферии И. Валерштайна сегодня считается в принципе правильной, но нуждающейся в известной корректировке и дополнении. Согласно новому подходу, основу современного международного сообщества, которое иногда именуют «транснациональным миром», составляют ведущие международные организации, 50-60 основных финансово-промышленных блоков, а также около 40 тысяч ТНК. «Глобальная экономическая федерация» пронизана тесными хозяйственными, политическими и культурными связями. Крупнейшие западные корпорации, создавая филиалы по всему миру, прежде всего в странах третьего мира, опутывают финансовыми и товарными потоками весь мир. Они делают различные регионы мира экономически зависимыми друг от друга.
На этом глобальном пространстве выделяются постиндустриальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы, высокоиндустриальный Запад - совокупность национальных экономик ведущих промышленного развитых держав, интенсивно развивающийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели, сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов, а также находящиеся в переходном состоянии государств посткоммунистического мира.
Движение мира к новому типу объединения называют геоэкономической или геополитической перестройкой планеты. Для нового международного пространства характерны две тенденции: а) концентрация принятия важных стратегических решений в небольшой группе ведущих держав, типа «Большой Семерки» (после присоединения к ней России ставшей «Большой Восьмеркой»), б) размывание централизованных регионов и формирований на множество самостоятельных точек, суверенизация мелких государств, повышение их роли в мировом сообществе (пример - события в Югославии, Палестине и т. д.). Между двумя тенденциями возникает противоборство и непонимание.
Важные политические и экономические решения, принимаемые узким кругом лиц, могут вести к серьезным последствия в различных частях земного шара, иногда затрагивая судьбы населения целых стран. Примером может служить влияние США на события в Югославии, когда Америка вынудила присоединиться к военному давлению на сербов чуть ли не все европейские страны. Хотя само это решение выгодно небольшой кучке политиков в Конгрессе США.
Мировое сообщество обладает огромной силой. До применения им экономических санкций к Ираку в его социальной структуре небольшая часть была богатой и такая же - бедной. Основное население проживало на среднем уровне даже по европейским меркам. А через несколько лет действия эмбарго национальная валюта обесценилась. Основная часть среднего класса скатилась до бедноты.
Являясь самым мощным экономическим государством мира. США ведет себя и как политический монополист. Доллары делают политику по принципу «один доллар - один голос». За решениями, принимаемыми от лица международных организаций, например Совета Безопасности, МВФ, МБРР, ВТО, финансируемых опять же развитыми странами, скрывается намерение и воля узкого круга ведущих держав.
Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга, или развивающиеся страны, борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития и, как Чили и Аргентина, ускоренными темпами догоняют экономически развитые Север и Запад. Другие, в силу разных обстоятельств, лишенные такой возможности, встают на «тропу войны». Они создают разветвленные криминально-террористические организации и мафиозные формирования, раскиданные по всему миру. Исламский фундаментализм, меделинский картель...
В новом мировом устройстве все связано со всем. Мировая валютно-финансовая система, крепость которой задают мировые лидеры, прежде всего США, Германия, Япония, Англия, уже не так стабильны как прежде. Финансовые кризисы на периферии этой системы, на которые прежде, может быть, и не обратили внимание ее киты, сегодня сотрясают всю мировую систему. Кризис 1997-1998 гг. в Индонезии и России сильно отразился на финансовых биржах всего мира. Индустриальные гиганты потеряли миллиарды долларов.
Мировое сообщество обладает огромной силой. До применения им экономических санкций к Ираку в социальной структуре последнего небольшая часть была богатой и такая же - бедной. Основное население проживало на среднем уровне даже по европейским меркам. А через несколько лет действия эмбарго национальная валюта обесценилась. Основная часть среднего класса скатилась до бедноты.
термин, который используется для обозначения некоторой гипотетической общности граждан всех стран мира, которые объединены в общем порыве интернационализма в единый фронт. Данное выражение обычно употребляется в осуждающем контексте: «все мировое сообщество осудило акт...», «мировое сообщество обеспокоено...», «мировое сообщество выдвинуло требования к диктаторскому режиму...» и т. д. Вполне понятно, что никакого сплоченного мирового сообщества на самом деле нет, большинство государств живет сами по себе, пытаясь не вмешиваться во внутренние дела прочих государств и не допуская в свои внутренние дела вторжения извне. Более того, многие государства и блоки государств находятся друг с другом если не в открытом противостоянии, так в состоянии холодной войны, что вообще не позволяет говорить о какой-либо целостности.
Из всего вышеописанного ясно, что выражение «мировое сообщество» - это элемент манипуляции общественным мнением, когда под этими словами получателю информации навязывается определенная точка зрения, выгодная манипуляторам. Ведь если все мировое сообщество осудило, то как же не осудить простому обывателю, который смотрит репортаж об осуждении. Естественно, что данная технология манипуляции используется для давления на неугодные новому мировому порядку режимы, а также для оправдания различного рода гуманитарных миссий в отношении таких режимов.
См. также: государство-изгой, гуманитарная помощь, международный терроризм, общечеловеческие ценности, прогрессивное человечество, самоопределение, свобода вероисповедания, социал-дарвинизм, экономическая блокада.
Сообщество? В каждой стране на региональном и глобальном уровнях разворачивается мировой политический процесс как совместная работа социальных общностей и институтов, предприятий и отдельных лиц. На мировую арену в качестве субъектов выходят народные массы, государства, общественные движения и организации.
Что такое мировое сообщество: определение
Для регулирования взаимоотношений между субъектами разных стран была основана В ее документах употребляется термин «мировое сообщество», но до этого с 19 века до начала 20 принято было использовать понятие «цивилизованный мир». Мировое сообщество - это сложнейшая система многообразных коммуникаций на международном уровне: политические связи, военные, экономические, финансовые, информационные и др. Первое место среди них занимают политические. Это определяется тем, что вся система в целом имеет политическую ориентацию и выполняет, прежде всего, политическую деятельность.
Вместе с тем стоит отметить, что все виды связей постоянно взаимодействуют между собой. Помимо этого, существует планетарный политический строй, который является самостоятельной надстройкой над мировым сообществом. Данная система представляет собой глобальное социально-экономическое устройство, она управляет отношениями мирового сообщества. Однако природу этой системы определяет характер сообщества.
Проблемы глобализации
Глобализация значительно увеличила и усложнила международную систему.
Более точно ответить на вопрос о том, что такое мировое сообщество, поможет ряд которые оно решает:
1. Загрязнение окружающей среды. Мировое сообщество занимается решениями экологических проблем, которые охватывают фактически все географические районы мира.
2. Сохранение мира. Цель заключается в прекращении гонки вооружения для экономического развития и создания процветающих государств.
3. Проблемы миграции. В настоящее время данная проблема особенно актуальна. В связи с нестабильным экономическим положением многих стран, военными конфликтами происходит вынужденная массовая миграция людей.
4. Права человека. Остро стоит вопрос об усилении личной и экономической свободы.
Научно-техническая революция
Существенно обостряет проблему глобализации научно-технический прогресс. Это требует принятия решений и четких норм в мировом пособничестве, которые бы отвечали культурным ценностям, моральным интересам каждого человека и всего человечества в целом.
Итак, видим, что мировое сообщество - это международные отношения, представляющие собой системный комплекс политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных, гуманитарных связей и отношений среди субъектов мирового сообщества.
политология власть легитимность государство
Мировое сообщество - политический термин, часто употребляемый в работах по политологии, выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира. В зависимости от контекста, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь -- ООН , как организацию, объединяющую практически все страны земного шара. Часто применяется в качестве риторического приёма для противопоставления одного государства и его политики группе других государств, называемых в этом контексте «мировым сообществом» (например, «Иран и мировое сообщество» или «Израиль и мировое сообщество»).
В XIX -- начале XX века в аналогичном значении употреблялся термин «цивилизованный мир», который сейчас считается неполиткорректным .
Международные отношения -- это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные (их субъектами служат не государства, а разнообразные неправительственные организации), культурные, информационные и т.д.
Современные тенденции международных отношений:
- -- интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;
- -- формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, минимизация военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями и преступностью;
- -- демилитаризация и демократизация -- постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем (так как они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающей к ним стороны), а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.
Мировая политика -- это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д.
Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.
Сфера мировой политики охватывает все поле политических отношений, складывающееся между государствами ив надгосударственных рамках. Поскольку основные элементы мировой политики взаимосвязаны, постольку можно и нужно говорить о мировых политических отношениях, о едином мировом политико-временном пространстве, на протяжении которого или в его составных частях и развертываются основные международные политические действия. Основные приоритеты мировой политики обусловлены необходимостью решения общих проблем, стоящих перед человечеством и национальными интересами ее субъектов.
Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена следующими факторами:
- 1) субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностями воздействия на весь окружающий мир, владеют мощными рычагами управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами. К ним относятся деятельность ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, ведущих и авторитетных международных организаций, органов, общественных группировок. Именно политические решения и соглашения международного характера выступают в качестве основы для всего мирового порядка; они служат ориентирами для развития всего комплекса отношений между государствами.
- 2) международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, усложнению и расширению, что требует совершенствования международных политических механизмов для их регулирования.
- 3) как никогда остро стоят вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания. Именно на этом направлении концентрируется главное направление мировой политики в ядерную эпоху.
- 4) все большее значение приобретает разрешение противоречия современного мирового развития, между растущим разнообразием мира и функционирующих в нем политических и социально-экономических систем, с одной стороны, и действующей тенденцией к целостности человечества, к развитию и расширению взаимных отношений между народами и государствами - с другой. Единение человечества означает и углубление свободы человеческой практики, свободы выбора и ориентации в направлении прогресса. Ориентиры и пути такого единения на планете намечают и пролагают совместными усилиями все члены мирового сообщества.
СООБЩЕСТВО МИРОВОЕ - одно из самых употребимых в международной политике и в то же время одно из наиболее противоречивых и двусмысленных в науке понятий. В узком - политическом (и государственно-центристском), а также правовом - смысле под сообществом мировым понимают объединение государств в универсальную международную организацию, преследующую общие для всех цели защиты мира и справедливости: иначе говоря, в данном случае под ним сегодня подразумевают ООН и ее институты. В широком - социологическом - смысле оно подразумевает как наличие совместных институтов и правил поведения для всего человечества, так и существование единых интересов и ценностей, а также общепланетарной мор.
Широкая трактовка сообщества мирового характерна главным образом для британской школы, коммунитаризма и других течений социологии международных отношений. Исходной в них выступает концепция международного общества, которая внутренне связана с идеями порядка и легитимности в мировой политике. М. Уайт и X. Булл определяли международный порядок как регулирование межгосударственных взаимодействий, создающее и поддерживающее определенные ценности и нормы. Он содержит три основных компонента, представляющих собой первичные цели членов международного общества. Во-первых, стремление всех государств к безопасности. Во-вторых, их заинтересованность в том, чтобы соглашения, которые заключаются, выполнялись. В-третьих, их забота о поддержании своего суверенитета.
В целом в научной литературе, относящейся к социологическому направлению в изучении международных отношений, существует три основных допущения: 1) международное общество рассматривается как факт международных отношений; 2) этот факт создает обязательства со стороны членов международного общества; 3) международное общество находится в процессе перехода от общества государств к обществу людей (т.е. к мировому обществу) и от международного порядка к мировому. Последнее означает, что по мере такого перехода формируется международное общественное сознание, распространенное по всему миру чувство сообщества.
При этом, как подчеркивает К. Браун, понятие «сообщество мировое» никогда не используется в отрицательном значении: может быть не совсем понятно, что должно или что подразумевается под ним, но ясно, что те, кто его используют, уверены, что мир мог бы стать лучше, если бы он мог быть назван сообществом. Иначе говоря, данное понятие отличается глубокой внутренней противоречивостью.
В самом деле, понятие «сообщество мировое» включает в себя как должное, так и сущее; содержит нормативный и рациональный, но одновременно ценностный и эмоциональный аспекты. Оно предполагает плюрализм и терпимость в отношениях между государствами и вместе с тем распространение по всему миру западную по происхождению и культурной основе ценностей (рыночная экономика, индивидуализм, права человека). Наконец, имея основой убеждение в превосходстве либеральных принципов добра и справедливости, оно выступает базой для навязывания этих принципов через политические теории, институты и действия. В итоге, будучи направленной по своему содержанию на достижение стабильности и справедливого мира, на устранение причин международных конфликтов, концепция сообщества мирового одновременно способствует их закреплению и распространению. Главная проблема состоит в том: кто определяет пути движения человечества к сообществу мировому, формирует нормы и правила поведения его членов, устанавливает их жизненные стандарты? Иначе говоря, в конечном счете понятие «сообщество мировое» отражает борьбу интересов и ценностей государств и народов Земли.
П.А. Цыганков
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 429-430.
Литература:
Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М., 1981;
Гладков В.П. Междунар. об-во: утопия или реальная перспектива // Мир. экономика и междунар. отношения. 1989. № 6;
Моро Дефарж Ф. Осн. понятия междунар. политики. М., 1995;
Burton N.J.W. World Society. Cambridge, 1972;
Culture, Ideology and World Order / Ed. by R.B.J. Walker. Boulder, 1984;
OnufN.G. World of Our Making: Rules and Rule in Social Theory of International Relations. Columbia, 1989;
Board E. International Society. L., 1991;
Badie B. L"Etat importe, L"occidentalisation de I"ordre Politique. P., 1992.