ЕГЭ. История России IX-XVIII века



А 1. В каком веке произошли все названные события – Соляной бунт в Москве, восстания в Пскове и Новгороде, Медный бунт в Москве?

1) XV в.2) XVI в.3) XVII в.4) XVIII в.


А 2. Как назывался свод законов России, принятый в 1649 г.

1)«Судебник»

2)«Жалованная грамота»

3)«Соборное Уложение»

4)«Табель о рангах»

3)«Соборное Уложение»


А 3. Какая дата связана с окончательным закрепощением крестьян?

1)1480 г.2)1556 г.3)1649 г.4)1721 г.


А 5. Что из названного было одной из причин бунтов 1648 г. и 1662 г. в Москве?

2)ликвидация городского самоуправления

3)введение рекрутской повинности для посадского населения

4)предоставление иностранным купцам преимуществ в торговле

1)введение новых пошлин и денег


А 6. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя церковного деятеля, о котором идет речь.

«Это был властолюбец, фанатично веривший в свое великое предназначение. С началом церковной реформы в 1654 г. патриарх стал публично заявлять о первенстве «священства над царством», что означало подчинение царской власти патриаршей. Со временем это различие характеров царя и патриарха породило взаимное отчуждение. Алексей Михайлович все более и более тяготился его назойливой опекой и высокомерием. Дружбе пришел конец, и, когда патриарх в 1658 г. публично в кремлевском Успенском соборе отрекся от своего сана, царь не стал его отговаривать».

1)Иов 2)Аввакум 3)Никон 4)Филарет


А 9. Какое из приведённых положений относится к церковной реформе патриарха Никона?

  • открытие славяно-греко-латинской академии
  • учреждение Святейшего Синода
  • отделение церкви от государства
  • замена двоеперстного крестного знамения троеперстным

А 10. Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было то, что

1) Россия получила Левобережную Украину и Киев

2) Россия получила выход к Балтийскому морю

3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины

4) Речь Посполитая вернула России Новгород

Ответ: Россия получила Левобережную Украину и Киев


А 11. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите название этого документа.

«Также буде кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и бобылях тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам без урочных лет.

Суд за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всех делах, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств».

1)«Соборное Уложение» 1649 г.2)«Судебник» 1497 г.3)«Судебник» 1550 г. 4) Русская Правда


15. Первое высшее учебное заведение в России:

1) Московский университет;

2) Петербургский университет;

3) Институт благородных девиц;

4) Славяно-греко-латинская академия.


16. Годы 1497, 1581, 1597, 1649-й отражают основные этапы:

1) борьбы за выход к морю;

2) образования Российского централизованного государства;

3) утверждения патриаршества в России;

4) закрепощения крестьян.


  • 1497 Судебник Ивана III
  • 1581 «Указы о заповедных летах»
  • 1597 Указы об урочных летах (5-летний сыск)
  • 1649 Соборное Уложение

17. Не является современником царя Алексея Михайловича:

1) патриарх Никон;

2) Степан Разин;

3) Андрей Курбский;

4) Афанасий Ордин-Нащокин.


18. «Двоецарствие» - период совместного правления:

1) Ивана и Петра Алексеевичей в конце 17 в.;

2) Бориса Годунова и Лжедмитрия 1 в начале 17 в.;

3) Федора Иоанновича и Бориса Годунова в конце 17 в.;

4) патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича в 20-30-е гг. 17 в.


19. Крупнейший русский иконописец 17 в.:

1) Феофан Грек;

2) Симон Ушаков;

3) Андрей Рублев;

4) Владимир Боровиковский.

Ответ: 2 (Троица, Спас Нерукотворный)


21. Крестьянская война под руководством Степана Разина проходила одновременно с таким событием, как:

1) «медный бунт»;

2) «соляной бунт»;

3) Соловецкое восстание;

4) «хованщина».

Ответ: 3 (1668-1676)


23. Какое имя в приведенном ряду имен участников событий Смуты является лишним:

1) К.Минин;

2) Д. Пожарский;

3) И. Болотников;

4) Е. Пугачев.


25. Укажите, какое событие произошло позже всех других:

1) принятие Соборного уложения;

2) воцарение Романовых;

3) получение Россией выхода к Балтийскому морю

4) появление на политической арене Лжедмитрия 1.

Ответ: 3 (1721г., Ништадский мир)


26. Какое из приводимых положений содержалось в Соборном уложении 1649 г.:

1) введение опричнины;

3) установление Юрьева дня;

4) объявление крепостного состояния наследственным.


28. Событие, получившее в истории название «угличская драма», связано с:

1) гибелью царевича Дмитрия;

2) походом Лжедмитрия I ;

3) смертью Бориса Годунова;

4) восстанием под предводительством И. Болотникова


29. «Бунташным веком тишайшего царя» назвали современники царствование;

1) Алексея Михайловича;

2) Михаила Романова;

3) Федора Ивановича;

4) Федора Алексеевича.


30. Соборное уложение – это:

1) свод законов;

2) порядок продвижения по службе;

3) представительный орган при дворе;

4) литературное произведение.


33. Какое из названных литературных произведений было создано в 17 в.:

1) «Слово о полку Игореве»;

2) «Задонщина»;

3) «Житие протопопа Аввакума»;

4) «Хождение за три моря».

Ответ: 3 (автобиографический жанр)


35. Что на Руси называлось «урочными летами»?

1) срок розыска беглых крестьян;

2) период правления «семибоярщины»;

3) срок, на который была введена опричнина;

4) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому.


36. Как назывался орган государственного управления в России 15-17 в.в.:

1) боярская дума;

3) Государственный совет;

4) Верховный тайный совет.


40. Что из названного относилось к итогам внешнеполитической деятельности царя Алексея Михайловича:

1) присоединение к России Левобережной Украины;

2) заключение Ништадтского мирного договора со Швецией;

3) присоединение к России Казанского и Астраханского ханств;

4) получение Россией выхода в Черное море.


41. Что из названного было одной из причин церковного раскола в 17 в.:

1) проведение царем секуляризации церковных земель;

2) решение об исправлении церковных книг;

3) учреждение патриаршества;

4) обострение борьбы между нестяжателями и иосифлянами.


42. В результате восстания в Москве в 1662 г. царь вынужден был:

1) отменить медные деньги;

2) ликвидировать «белые слободы»;

3) отменить рекрутчину;

4) ввести подушную подать.


43. Одним из следствий принятия Соборного Уложения 1649 г. было:

1) установление бессрочного сыска беглых крестьян;

2) продление сроков поиска крестьян до 15 лет;

3) упразднение правила «с дона выдачи нет»;

4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь.


44. Какие из названных имен связаны с событиями церковного раскола в России в 17 в.:

А) Филарет;

Б) Аввакум;

Г) Иосиф Волоцкий;

Д) царь Алексей Михайлович;

Е) царь Федор Иоаннович.

Укажите верный ответ:


45. Какие из названных ниже положений содержало Соборное Уложение 1649 г.:

А) введение подушной подати;

Б) окончательное юридическое закрепощение крестьян;

Г) создание земских соборов;

Д) прикрепление жителей городов к посаду;

Е) освобождение дворян от обязательной службы.

Укажите верный ответ:


46. Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича:

А) принятие Соборного Уложения;

Б) Северная война;

В) разделы Речи Посполитой;

Г) Медный бунт;

Д) Семилетняя война;

Е) крестьянско-казацкое движение под руководством С. Разина.

Укажите верный ответ:

АБД; 2) АГЕ; 3) БВЕ; 4) ВДЕ.


В1 . Расположите в хронологическом порядке документы, отражавшие процесс закрепощения крестьян:

1)«Соборное уложение»

2) Указы о «заповедных летах»

3) Судебник 1497 г.

4) Указы об «урочных летах»

Ответ: 3241


В 3. Установите соответствие между именами современников.

1)Ярослав Мудрый А)патриарх Никон

2)Дмитрий Донской Б)митрополит

3)царь Алексей Илларион

Михайлович В)Сергей Радонежский

4)царь Михаил Федорович

Г)патриарх Филарет

Д)Иосиф Волоцкий

Ответ: БВАГ


В1. Расположите фамилии исторических лиц в хронологическом порядке их деятельности:

А) Богдан Хмельницкий;

Б) патриарх Филарет;

В) царь Федор Алексеевич;

Г) царь Федор Иоаннович.

Ответ:ГБАВ


В5. Прочтите отрывок из сочинения историка о Соловецком монастыре и напишите название явления в церковной жизни, с которым связаны описываемые события:

«Монахи, искушенные книжники, обладатели богатейшей библиотеки, и «мирские» поселенцы болезненно восприняли незначительные изменения в богослужебных книгах, признав их злостным отступлением от истинной веры и благочестия. И когда в первых, доставленных в 1657 году в монастырь, исправленных книгах были обнаружены многие богопротивные ереси и новшества лукавые», их решено было, не принимая к службе, спрятать».

Ответ: церковный раскол


В1 Расположите в хронологическом порядке события:

1) церковные реформы патриарха Никона;

2) утверждение патриаршества в России;

3) церковная реформа Петра I ;

4) церковная деятельность Сергия Радонежского.

Ответ: 4213


В5 Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные дела», «бессрочный сыск беглых крестьянских», называется_____ крестьян.

Ответ: закрепощение (или закрепощением)


В4 Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XVII века.

1. Принятие Соборного уложения

2. «Поход за зипунами»

3. Заключение Столбовского мира со Швецией

4. Заключение «Вечного» мира с Польшей

5. Парижский мирный договор

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.


В6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

1.Северная война

2.Ливонская война

3.Алексей Михайлович

4.Крымская война

7.Екатерина II

8. Елизавета Петровна

Ответ: 231457

Правитель

Событие

Иван Грозный

Церковный раскол

Николай I








В3. Установите соответствие между названиями законодательных документов и закрепленными в них положениями:

ДОКУМЕНТЫ 1) Судебник 1497 г.

2) указы об урочных летах

3) Судебник 1550 г.

4) указы о заповедных годах

Ответ: БВАГ

ПОЛОЖЕНИЯ

А) подтверждение положения о Юрьевом дне

Б) введения положения о Юрьевом дне

В) установление 5-летнего срока сыска беглых крестьян

Г) временное запрещение перехода крестьян в Юрьев день

Часть С (ЕГЭ 2005, вариант № 21)

С 1-3. Из работы историка Р.Г. Скрынникова.

« Время правления Алексея Михайловича вошло в историю как « бунташное время». Из всех народных выступлений той эпохи самым разрушительным и кровавым был бунт Разина. Донской атаман Степан Разин совершил разбойный поход на Каспийское море. Казачье войско разграбило несколько провинций на южном берегу Каспия и нанесло поражение персидскому флоту. Разин обещал народу волю и призывал к поголовному истреблению бояр и чиновников. Мятежных казаков поддержали нерусские народности Среднего и Нижнего Поволжья. Восстание охватило огромную территорию… Мятеж Разина сопровождался истреблением дворян и приказных людей . В ответ власти казнили много тысяч повстанцев. Самозванческая интрига не получила развития в движении Разина и не привела к расколу российского дворянства, из-за чего бунт казаков так и не превратился в гражданскую войну».

С 1. К какому веку относится описанное в документе событие? Что дало основание автору назвать время правления Алексея Михайловича « бунташным временем»? (к 17 веку)

С 2. На основе текста документа и знаний по истории назовите характерные черты выступления С. Разина. Укажите не менее 3 черт.

С 3. Почему, по мнению историка, восстание не переросло в гражданскую войну? Назовите не менее 2 причин.


С 4. Укажите основные разновидности социальных движений в России в XVII – XVIII вв. Приведите примеры известных вам движений.

Бунт (Медный, Соляной)

Крестьянское восстание (С. Разин, И. Болотников, Соловецкое восстание)


С 4. ЕГЭ, 2004 г., вариант № 18.

Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры войн, походов и экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трёх примеров).


Основные задачи внешней политики:

1) добиться выхода к Балтийскому морю;

2) вернуть захваченные Польшей русские территории;

3) выйти на побережье Черного моря.

Русско-Шведская война 1656-1661гг. Смоленская война 1632-1634гг.,

Русско-Турецкая война 1677-1681гг.


С 4. Назовите не менее четырех черт государственно-политического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о переходе к абсолютной монархии. Приведите не менее трех положений «Соборного уложения» 1649 г.


Признаки абсолютизма:

Наивысшая степень централизации

Развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат

Высокий уровень экономики

Сильная армия и органы охраны порядка

Ликвидация представительных организаций

Развитая дипломатия

Полное подчинение церкви светской власти


Положения Соборного Уложения 1649 г.

  • окончательное юридическое закрепощение крестьян;
  • укрепление авторитета, власти и престижа личности царя;

Прикрепление жителей городов к посаду;


ЕГЭ, 2004 г., вариант № 22, 29.

С 4. Назовите основные причины народных движений 17 в. Приведите примеры наиболее крупных выступлений. В чем заключались причины их поражений?



  • Недостаточно четкая выработка программы восстания
  • Отсутствие единства интересов различных его групп


В1. Расположите следующие исторические документы в хронологическом порядке их создания. Запишите буквы, которыми обозначены документы, в правильной последовательности в таблицу.

А) «Новоторговый устав»

Б) «Правда Ярославичей»

В) Судебник Ивана IV

Г) Соборное уложение

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: БВГА.


В5. Напишите фамилию руководителя восстания, о котором идет речь в историческом документе.

«…Овладев без всякого боя такой большой силой, [он] выдал каждому из них за два месяца жалованье, пообещав вперед свободу грабить и убивать по их желанию, и прибавил: “За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, – будьте только мужественны и оставайтесь верны”. После этих слов каждый готов был итти за него на смерть и все крикнули в один голос: “Многая лета нашему батьке. Пусть он победит всех бояр, князей и все подневольные страны!” Это известие испугало господина Прозоровского, он опасался за Астрахань, ибо глупый народ начал роптать и высказывать похвалы разбойнику, и во всех городах той местности начались такие волнения и каждый миг приходилось со страхом ждать ужасного кровопролития».

Ответ: Разин.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из постановления Собора (январь 1682 г.).

«…Мы, великий государь, потому ж те книги повелим предати огню, чтоб то было в вечном забвении. И от сего времени повелеваем боярам нашим и окольничим и думным и ближним и всяких чинов людем на Москве в приказех и у росправных, и в полках у ратных и у посольских, и везде у всяких дел быть всем меж себя без мест и впредь никому ни с кем никакими прежними случаи не считаться и никого не укорять, и никому ни над кем мимошедшими находами не возноситься».

С1. Определите, что отменяется данным постановлением.

С2. Объясните, в интересах какого слоя населения было принято данное постановление. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ваше мнение.

С3. Как повлияло принятие постановления на положение различных слоев населения?



С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Возможно, он рассчитывал, что его будут молить вернуться. Но Собор 1666–1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана Никона. Царь Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх, бывший «собинный друг» царя, его соправитель, привыкший повелевать, а не повиноваться, последние 15 лет жизни провел в заточении.

В чем заключались противоречия между царем и патриархом?

Почему стало возможным отстранение Никона от власти?

(Укажите не менее двух причин.)







С5 Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

«Россия в XVII веке находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы»

Ответ:

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение :


Аргументы в подтверждение:

  • Московская дипломатия не участвовала в европейских делах (постоянные контакты были только с Польшей и Швецией)
  • До 1710 года Россия не смогла освоить производство современных видов вооружения (покупалось за границей). Это свидетельствует об отсутствии контактов с Западом, предполагающее заимствование производственных технологий.

Аргументы в опровержение:

  • Крупные мануфактуры основывались иностранцами, что свидетельствует о заимствовании Россией передового опыта западноевропейских стран.
  • В Немецкой слободе служили офицеры-иностранцы
  • Началась военная революция: появились солдатские, драгунские, рейтарские полки, созданные по европейскому образцу.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Всеобщая история

История России

ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем

Сергей Агафонов, соавтор , методист корпорации «Российский учебник»*, учитель высшей категории: «На мой взгляд, половина успеха (если не больше) на экзамене по истории и обществознанию, зависит от количества досконально разобранных типовых заданий. Именно разобранных заданий, а не только выполненных. При этом важно вписывать события, процессы, явления отечественной истории в контекст всеобщей истории, устанавливая связи между различными социальными явлениями и процессами».

Евгений Михайлович Полушин, учитель истории и обществознания I категории, стаж работы учителем 5 лет, выпускник исторического факультета МПГУ им. В.И. Ленина, к.и.н.: «Единый государственный экзамен по истории состоит из 25 заданий. Ответами на задания 1-19 являются последовательность цифр или слова, задания 20-25 предполагают развернутые ответы. Давайте разберем выполнение этих заданий. Кажущаяся простота первых 19 заданий нивелируется отсутствием вариантов ответа, поэтому требуются прочные знания, а на удачу рассчитывать не приходится».

1. В первом задании предполагается расположить в хронологическом порядке события, относящиеся к отечественной и всемирной истории:

1) Созыв первого Земского собора

2) Провозглашение Карла Великого императором

3) Присоединение Крыма к Российской империи

Здесь хорошо было бы твердо знать даты: 1) - 1549 г.; 2) - 800 г.; 3) - 1783 г. и проблема решена, но такие яркие события в истории неплохо запоминаются хотя бы в хронологическом порядке.

2. Во втором задании нужно установить соответствие между событиями и годами. И опять необходимо знать даты, хотя бы представлять - об эпохе правления какого политического деятеля идет речь. События нашей истории зачастую соотносят с правителями страны, почему бы это не использовать на экзамене? Задание осложняется тем, что дат больше событий, то есть метод исключения здесь не сработает.

Дату крещения Руси твердо знает любой школьник, сдающий ЕГЭ по истории - 988 г. Указ «о вольных хлебопашцах» тоже хрестоматиен - 1803 г., отмена местничества четко ассоциируется с XVII веком - 1682 г., ну и XIX конференция КПСС - это Горбачев, следовательно - 1988 г.

3. Третье задание предполагает исключение двух аббревиатур, не относящихся к периоду 1945-1953 гг.:

1) КПСС; 2) НАТО; 3) СЭВ; 4) СНГ; 5) СНК; 6) ООН.

В данном случае от нас потребуется знание того, что СНК (совет народных комиссаров) - первое советское правительство. Его существование относится к более раннему периоду, а СНГ (содружество независимых государств) на слуху в настоящее время, что также не соотносится с указанным периоду.

4. Напишите термин, о котором идет речь:

Высшая государственная должность в Новгородской республике в XII-XV вв. избирался на вече на один-два года и руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом.

По первым словам, «Высшая государственная должность в Новгородской республике…» понятно, что речь идет о посаднике. Кроме посадника в Новгороде избирали тысяцкого, помощник посадника он руководил городским ополчением. Архиепископ был главой церкви, а князь обладал лишь военными функциями.

5. Установите соответствие между событиями и фактами:

Пара Первая мировая война - Брусиловский прорыв очевидна. Битва при Аустерлице и Антифранцузские коалиции тоже. Князь Игорь и его знаменитый неудачный поход на половцев в школе изучается кроме истории еще и на уроках музыки и литературы. Сражение при Клушино - это неудачная попытка Василия Шуйского остановить польское войско, после которой его свергла Семибоярщина, а поляки заняли Москву.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их крат­кими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами:

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Жалуем сим именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, Находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градских мздоимцев­ судей крестьянам и всему народу- налагаемых податей и отягощений».

Б) «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли·или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. ...Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ издан Александром 11
2) Исполнение данного документа поставлено в зависимость от воли помещиков
3) Современником издания данного документа был А.Д. Меншиков
4) Данный документ издан Александром 1
5) По данному документу упраздняются некоторые повинности, введённые Петром 1
6) Данный документ издан предводителем народного восстания.

РАССУЖДЕНИЕ

Первый фрагмент относится к манифестам Емельяна Пугачева. Это становится очевидным, если обратить внимание на стиль - он похож на императорские манифесты XVIII века, а также содержание - обещание отмены рекрутских наборов и возвращение старого креста и бород. Именно рекрутские наборы и подушная подать - нововведения Петра I.

Второй фрагмент - это отрывок из указа «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который, как известно, позволял отпускать помещикам на волю крестьян с землей с согласия императора.

Таким образом, ответ: А - 5,6; Б - 2,4

7. Какие три из перечисленных событий относятся к XVIII в.:

1) Бородинекое сражение
2) Гангутское морское сражение
3) оборона Шипки
4) сражение при Гросс-Егерсдорфе
5) Синопское морское сражение
6) сражение при Рымнике

Здесь представлены довольно известные сражения, давайте их вспомним. Бородинское сражение - это война 1812 г., Гангутское морское сражение относится к Северной войне 1700-1721 гг., Оборона Шипки - эпизод русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Сражение при Гросс-Егерсдорфе относится к Семилетней войне 1756-1763 гг., Синопское морское сражение - Крымская война, 1853 г., Сражение при Рымнике произошло во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

Соответственно к XVIII веку относятся: Гангутское морское сражение, Сражение при Гросс-Егерсдорфе и сражение при Рымнике.

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содер­жащего пропуск, выберите номер нужного элемента:

А) Командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве___
Б) Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады произошло в январе___
В) 30 сентября 1941 г. началась___

Пропущенные элементы:
1) оборона Брестской крепости
2) 1943 г.
3) 1944 г.
4) В.И. Чуйков
5) Н.Ф. Ватутин
6) битва за Москву

Великой Отечественной войне в курсе истории России XX в. уделяется большое внимание, а особенно выделяются значимые сражения, оказавшие существенное влияние на ход Второй мировой войны. Одно из них Сталинградская битва, в которой особо отличилась 62-я армия под командованием В.И. Чуйкова.

Ленинградская блокада была снята в ходе одной из 10 операций 1944 г., а именно Ленинградско-Новгородской, в то время как прорвана блокада была еще в 1943 г.

30 сентября 1941 г. началась, конечно, Московская битва, то есть ее оборонительный этап, а контрнаступление под Москвой 5-6 декабря 1941 г. стало первой крупной успешной наступательной операцией Красной армии в ВОВ.

9. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую пози­цию второго столбца:

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)
А) освоение Россией Сибири и Дальнего Востока
Б) междоусобная война в Московском княжестве
В) Северная война
Г) экономические реформы 1960-х гг. в СССР

УЧАСТНИКИ
1) Дмитрий Шемяка
2) Иван 111
3) Е.П. Хабаров княжестве во второй половине XV в.
4) А.Н. Косыгин
5) Г.А. Потёмкин
6) Б.П. Шереметев

Освоение Россией Сибири и Дальнего Востока связано с именем Е.П. Хабарова. Междоусобная война в Московском княжестве велась между Василием Темным и его братьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Б.П. Шереметев - полководец Северной войны. А.Н. Косыгин - председатель Совета министров СССР.

10. Прочтите отрывок из Постановления президиума правления Союза писателей СССР и укажите фамилию, трижды пропущенную в тексте:

«Присуждение___ Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов... Учитывая политическое и моральное падение___,его предательство по отношению к советскому народу, к делу социализма, мира, про­гресса, оплаченное Нобелевской премией в интересах разжигания холодной войны, - Президиум правления СП СССР, бюро Оргкомитета СП РСФСР и Президиум правления Московского отделения СП РСФСР лишают___ звания советского писателя, исключают его из числа членов СП СССР».

В данном задании название романа подскажет имя автора. Конечно, это Пастернак.

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущен­ных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нуж­ного элемента:

Пропущенные элементы:
1) образование Священной Римской империи
2) первый созыв Генеральных штатов во Франции
3) XIII в.
4) Куликовская битва
5) XVII в.
6) возникновение государства франков
7) X в.
8) опричнина
9) начало составления Русской Правды

Сложность этого задания в том, что необходимо синхронизировать события отечественной и зарубежной истории, что дается детям непросто.

XI в. в истории России - это создание «Русской правды».

Ледовое побоище или битва на Чудском озере - 1242 г., а значит XIII в., крещение Руси - 988 г., т.е. X в., а образование Священной Римской империи 962 г. - также X в.

Получается, что в XIV в. произошла Куликовская битва (1380 г.) и первый созыв Генеральных штатов во Франции (1302 г.).

12. Прочтите отрывок из Конституции СССР:

«Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интел­лигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государствен­ную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государствен­ной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений выше­стоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело. Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистиче­ской законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы. Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенарод­ное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Статья б. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его поли­тической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу... ».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения:

1) Данная Конституция СССР была принята в период руководства СССР И.В. Сталина
2) Принцип демократического централизма предполагает обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих
3) Статья 5 данной Конституции СССР в период всей истории Советского Союза никогда не была реализована
4) Согласно данному отрывку в СССР существует советская власть
5) Данная Конституция СССР была принята XXV съездом КПСС
6) Одна из представленных в отрывке статей Конституции СССР была отменена до распада СССР

В этом отрывке из Конституции СССР есть несколько «маяков», на которые нужно обратить внимание:

1) упоминание в ст. 6 о КПСС как о «руководящей и направляющей силе» советского общества. Это сразу говорит о том, что перед нами - «Брежневская» Конституция 1977 г.
2) упоминание референдума.

Нам нужно выбрать верные суждения. 1) - отметаем сразу, т.к. руководил Брежнев. 2) - подходит, т.к. в ст. 3 достаточно понятно про это написано. 3) - не подходит, т.к. референдум о сохранении СССР проводился в 1991 г. 4) - подходит однозначно. 5) - не годится, т.к. съезды партии не принимали Конституции, а только Съезды советов. 6) - подходит, т.к. 6 ст. была отменена в 1990 г., до распада СССР, который произошел в 1991 г.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16:



13. Назовите страну-противницу России в войне, которой посвящена схема:

Задания по исторической карте часто вызывают затруднения. В данном случае представлена карта русско-японской войны 1904-1905 гг. это понятно по географическим названиям.

14. Назовите фамилию командующего русскими войсками в сражении, обозначенном на схеме цифрой «1»:

Цифрой «1» обозначено Мукденское сражение в Маньчжурии. Командовал русскими войсками генерал Куропаткин.

15. Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме циф­рой «2»:

Цифрой «2» обозначено Цусимкое морское сражение.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верны­ми? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны:

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», не был сдан врагу
2) Русской эскадрой в сражении, обозначенном на схеме цифрой «2», командовал З.П. Рожественский
3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был под­писан в американском городе Портсмуте
4) Одним из защитников города, обозначенного на схеме цифрой «3», был Р.И. Кондратенко
5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия потеряла г. Владивосток
6) В сражении, обозначенном на схеме цифрой « 1 », русские войска одержали победу.

Здесь снова выбираем верные суждения. Цифрой 3 обозначен город-крепость Порт-Артур, он был сдан врагу генералом Стесселем в 1904 г. Соответственно, 1) - не подходит. 2) - подходит, т.к. русской эскадрой командовал Рожественский. 3) - подходит, т.к. мирный договор был действительно подписан в американском Портсмуте. 4) - подходит, т.к. Кондратенко - герой обороны Порт-Артура. 5) - не подходит, Владивосток Россия не теряла. 6) - не подходит, под Мукденом русская армия, скорее, потерпела поражение, а Мукден был захвачен японцами.

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характери­стиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца:

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
А) «Повесть временных лет»
Б) Царь-пушка
В) картина «Боярыня Морозова»
Г) скульптура «Рабочий и колхозница»

ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) памятник культуры создан в XVI в.
2) памятник культуры создан в XVII в. автор - И.Е. Репин
4) автор - В.И. Мухина
5) автор-монах Киево-Печерского монастыря Нестор
6) автор - В.И. Суриков

«Повесть временных лет» по общепринятой версии принадлежит перу монаха Нестора. Царь-пушка отлита мастером Чоховым в XVI в. Картину «Боярыня Морозова» написал В.И. Суриков. Скульптура «Рабочий и колхозница» создана В.И. Мухиной.


18. Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных:

1) Данная монета выпущена после Карибского кризиса
2) Монумент, изображённый на монете, установлен в память о Сталинградской бит­ве
3) К моменту распада СССР количество ленточек на гербе СССР, изображённом на монете, сократилось
4) Война, юбилею победы в которой посвящена монета, началась в первой декаде июня
5) Монумент, изображённый на монете, создан по проекту скульптора В.И. Мухиной.

На юбилейной монете изображена скульптура «Родина-мать зовет». Она создана к 1967 г. по проекту скульптора Вучетича. Снова выбираем верные суждения. 1) - верно, Карибский кризис был в 1962 г. 2) - верно, в память о Сталинградской битве и установлена в Волгограде. Здесь можно и остановиться, в условии требовалось выбрать два верных суждения. 3) - не верно, количество лент с 1956 г. не менялось. 4) - не верно, ВОВ началась 22 июня, а это третья декада. 5) - не верно, Вучетича.

19. Укажите фотографии, где изображены здания, строительство которых завершилось в тот же период, когда была выпущена данная монета (в период руководства СССР того же государственного деятеля):


Для начала нам нужно вспомнить, кто руководил СССР в 1967 г., к моменту открытия памятника «Родина-мать зовет!» в Волгограде. Это Л.И. Брежнев (1964-1982 гг.). Значит подходит здание под цифрой 2) - дом Советов, построенный в конце 1970-х, а 3) - это дом-книжка на Новом Арбате, построенный при Брежневе.

ЗАДАНИЯ 20-25

Из манифеста императора

«Бессмертной славы, премудрый Монарх, Любезный Государь, Дед Наш, Петр Великий, Император Всероссийский, какую тягость и коликие труды принужден был сносить един­ственно для благополучия и пользы отечества Своего, возводя Россию к совершенному познанию, как военных, гражданских, так и политических дел, тому не только вся Европа; но и большая часть света неложный свидетель. Но как к восстановлению сего нужно было, в наипервых... благородное дворянство приучить и показать, сколь есть велики преиму­щества проевещенных держав в благоденствии рода человеческого против бесчисленных народов, погруженных в глубине невежеств; то по сему в тогдашнее ж время самакрай­ ность настояла Российскому дворянству, оказывая отличные свои к ним знаки милости, повелел вступить в военные и гражданские службы, и сверх того обучать благородное юношество, не только разным свободным наукам, но и многим полезным художествам...
Упомянутому ж установлению, хотя оное в начале несколько и с принуждением сопря­жено было, но весьма полезное, последовали все со времен Петра Великого владеющие Российским Престолом, а особливо Любезная Наша Тетка, блаженной памят, Государыня Императрица Елизавета Петровна, подражая делам Государя Родителя Своего, знание политических дел и разные науки распространила и умножила... Мы с удовольствием нашим видим, и всяк истинный сын отечества своего признать должен, что последовали от того несчетные пользы, истреблена грубость в нерадивых о пользе общей, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежиость к службе умножило в военном деле искусных и храбрых генералов, в гражданских и политических делах поставило сведущих·и годных к делу людей, одним словом заключить, благородные мысли Вкоренили в сердцах всех истинных России патриотов беспредельную к Нам верность и любовь, великое усердие и отменную к службе Нашей ревность, а потому и не находим Мы той необходимости, в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была...

1) Все находящееся в разных Наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают...»

20. Укажите год, когда был издан данный манифест. Укажите императора, издавшего этот манифест. Укажите название данного манифеста:

В самом начале документа указано, что это манифест. В тексте документа говорится об освобождении дворян от обязательной службы, установленной Петром I. Соответственно это Манифест о вольности дворянской от 1762 г., а автор его - Петр III.

21. В чем, по мнению автора манифеста, состоит причина, заставившая Петра I обязать дворян служить и учиться? В чем автор манифеста видит заслугу Елизаветы Петровны? Как автор объясняет причину принятия решения, выраженного в последнем предло­жении данного отрывка?

Данное задание можно выполнить, опираясь исключительно на текст документа. 1) Причиной стала необходимость иметь образованное дворянство для службы на благо отечеству. 2) Елизавета Петровна «разные науки распространяла и умножила» (основала Московский университет, например). 3) Причина в том, что дворянство стало образованным и прилежным к службе. А значит и незачем его принуждать к ней.

22. Укажите любые три меры, о которых не говорится в данном манифесте, предпринятые автором манифеста в период своего правления:

Петр III правил недолго, около полугода, был убит гвардейскими заговорщиками, возведшими на престол Екатерину II, но кое-что сделать успел. Во-первых, отменил преследование старообрядцев (старую веру обещал Пугачев, выдавая себя за Петра III); во-вторых, начал секуляризацию церковных земель, продолженную затем Екатериной II; в-третьих, вывел Россию из Семилетней войны, заключив союз с Пруссией, что, во многом, навлекло на него гнев гвардии.

23. В 1990 г. была разработана программа перехода СССР к рыночной экономике, которая называлась «500 дней». Укажите любые два направления реформирования экономики, которые предусматривалось осуществить в рамках реализации этой программы. Ука­жите причину отклонения этой программы Президентом СССР:

Программа «500 дней» предполагала переход к рыночной экономике для чего необходимо было: 1) приватизировать государственную собственность и 2) отменить централизованное управление экономикой, т.е. планирование. Горбачев отклонил эту программу, опасаясь социальных возмущений.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказыва­ются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Политическая деятельность князя Святослава Игоревича была успешной»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвер­дить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

РАССУЖДЕНИЕ

Аргументы в подтверждение:

1) Святослав разгромил соседа Киевской Руси - Хазарский каганат, которому славяне некогда даже платили дань.

2) Поставил правителями отдельных земель не вождей племенных союзов, как это было раньше, а своих сыновей, что снизило риск сепаратизма.

Аргументы в опровержение:

1) Святослав много времени проводил в походах, оставляя без прикрытия дружины Киев, чем не раз пользовались печенеги.

2) Святослав потерпел поражение от византийской армии, заключив не особенно выгодный для Руси мир, и был убит печенегами, возвращаясь домой из этого похода.

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов истории России:

1) 912-945 гг.; 2) декабрь 1812 г. -декабрь 1825 г.; 3) март 1921 г. -октябрь 1928 г. В сочинении необходимо:

Евгений Михайлович Полушин, учитель истории: «Я решил взять период с декабря 1812 г. по декабрь 1825 г. Это время с изгнания французов с российской территории во время Отечественной войны 1812 г. до восстания декабристов. В этом насыщенном событиями историческом периоде, на мой взгляд, особенно выделяются два - создание Священного союза в 1815 г. и восстание декабристов 1825 г.

Инициатором создания Священного союза стал русский император Александр I, который еще с юности мечтал о международном третейском суде, необходимом для предотвращения военных конфликтов. Священный союз был сформирован после наполеоновских войн с целью сохранения того европейского порядка, который был установлен после победы антифранцузской коалиции над Наполеоновской Францией и недопущения революций.

В этот союз, первоначально основанный Россией, Пруссией и Австрией, постепенно вошли почти все европейские монархи. Но существование Священного союза принесло совсем не те плоды, на которые рассчитывал Александр I. Россия, верная идеалам Священного союза, подавила польское восстание 1830-1831 гг. и даже направила русские войска для подавления революции в Австро-Венгрии. Такая активность России напугала некоторые европейские страны и позволила заподозрить нашу страну в наличии планов экспансии, например, на Балканах, что сказалось в дальнейшем во время Крымской войны, в которой у России не оказалось союзников. Отсутствие союзников и международная изоляция стали важными причинами обидного поражения России в этой войне.

Н. Муравьев - один из основателей Северного общества декабристов и автор «Конституции» - программы этого общества. Тайные общества возникли в среде русских офицеров после заграничного похода русской армии. В Европе они познакомились с образом жизни и способами государственного управления, которые сильно отличались от российских реалий. Отсутствие крепостного права, относительное экономическое благополучие крестьян офицеры мечтали реализовать в России. На пути этого, по их мнению, стояла самодержавная власть, крепко стоявшая на страже крепостничества и управленческого произвола. Хотя до конца 1810-х годов молодые офицеры ее надеялись на добрую волю императора и мечтали помогать власти в реформировании страны. Убедившись, что Александр охладел к реформам, заговорщики взяли курс на вооруженное восстание. Северное общество, созданное Н. Муравьевым, представляло умеренное крыло заговорщиков, предполагавшее сохранение монархии при условии, что она станет конституционной. Восстание декабристов, как их позже стали называть, состоялось 14 декабря 1825 г. и было жестоко подавлено верными правительству войсками. Декабристы оказали огромное влияние на дальнейшую историю нашей страны, всколыхнув думающую часть общества, став примером бескорыстного служения идее благополучия страны. Хотя существует и иное мнение, сформулированное П. Чаадаевым. Он не одобрял восстания декабристов. Считал его бессмысленным и даже вредным, напугавшим и озлобившим власти, и сделавшим невозможными в обозримом будущем либеральные преобразования. Во многом он оказался прав».

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ».

Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.

17 век. Социально - экономическое развитие. Новое время Сельское хозяйство (основное) Трехполье Экстенсивный путь развития земледелия (юг России, Поволжье, Сибирь) Рост товарного производства сельхозпродукции Ремесло Превращение ремесла в мелкотоварное производство Товарная специализация отдельных районов Появление мануфактур (до 30 в 17 в.) Торговля Появление торгового капитала Развитие купечества Формирование российского внутреннего рынка Отрасли экономики


17 век. Особенности русской мануфактуры 1. В отличие от европейской основывалась не на вольнонаемном труде, а на крепостном (приписка и покупка крепостных крестьян) 2. Чаще всего мануфактуры основывались государством и выполняли его заказ 3. Слабая заинтересованность мануфактуристов в совершенствовании техники из - за дешевизны рабочей силы Тормозило рост производства! Россия оставалась феодальной страной, но появились зачатки промышленного развития, усиливается обмен между областями и началось складывание всероссийского рынка.


17 век. Политическое развитие Усиление власти царя Отмена местничества, как факт ослабления боярства Рост приказной бюрократии – новой опоры царской власти Абсолютная монархия (с 17 в.) Прекращается созыв Земских соборов (последний – 1653 г.) Изменяется социальный состав Боярской думы – введение в нее дворянства и думных дьяков, самозабвенно преданных царю Сословно - представительная монархия (до 17 в.) Земский собор Боярская дума


17 век. Признаки абсолютизма Наивысшая степень централизации Развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат Высокий уровень экономики Сильная армия и органы охраны порядка Ликвидация представительных организаций Развитая дипломатия Полное подчинение церкви светской власти


17 век. Реорганизация армии Создание полков нового строя: рейтарские и драгунские Вооружение и экипировка за счет казны Жалование Сначала комплектование из « охочих людей », затем и из « даточных людей »=> регулярная национальная армия регулярная национальная армия"> регулярная национальная армия"> регулярная национальная армия" title="17 век. Реорганизация армии Создание полков нового строя: рейтарские и драгунские Вооружение и экипировка за счет казны Жалование Сначала комплектование из « охочих людей », затем и из « даточных людей »=> регулярная национальная армия"> title="17 век. Реорганизация армии Создание полков нового строя: рейтарские и драгунские Вооружение и экипировка за счет казны Жалование Сначала комплектование из « охочих людей », затем и из « даточных людей »=> регулярная национальная армия">




17 век. Социальные движения: городские восстания Дата события Очаг восстания Причины УчастникиИтоги 1648 « Соляной бунт » Москва, Курск, Воронеж Рост налогов вообще Введение пошлины на соль Недовольство некоторыми представителям и власти (Морозов, Плещеев) Горожане, стрельцы, крестьяне Казнь бояр; прекращение взимания недоимок, соборное Уложение 1649 г. (ликвидация « белых слобод », которые не платили гос налоги) 1662 « Медный бунт » Москва Усиление налогового гнета Дороговизна и голод из - за обесценивания выпущенных медных денег Посадский люд Прекращение чеканки медных денег




17 век. Степан Разин Дата события Очаг восстания Причины УчастникиИтоги (поход за зипунами) (крестьянская война) Дон, Поволжье 1) Скопление на Дону « горючего материала »- беглых крестьян, холопов, посадских, недовольных усилением крепостного права и феодального гнета 2) Активность казачества, недовольство государственными порядками России Донское казачество (голытьба), беглые крестьяне, холопы, посадские люди Сохранение незыблемости государственных порядков России, усиление крепостного права Казнь С. Разина в июне 1671 г.


Унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »" title="17 век. Церковная реформа Никона: причины Централизованное государство => унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »" class="link_thumb"> 12 17 век. Церковная реформа Никона: причины Централизованное государство => унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим » унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »"> унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »"> унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »" title="17 век. Церковная реформа Никона: причины Централизованное государство => унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »"> title="17 век. Церковная реформа Никона: причины Централизованное государство => унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »">


17 век. Церковная реформа Никона: суть Единый культ богослужения За образец – греческий богослужебный чин Установление единогласия (понятность текста) Обрядовые изменения: троеперстие, поясные поклоны, крестный ход навстречу солнцу, иконы греческого письма Все старые книги и иконы подлежат уничтожению


17 век. Церковная реформа Никона: последствия Церковная реформа () Старообрядцы Протопоп Аввакум Раскольники Соловецкого монастыря (восстание) Никонианцы Патриарх Никон (1652 г.) Конфликт с царем Алексеем Михайловичем – « священство выше царства »


17 век. Внешняя политика Михаила Федоровича Романова (г. г.) Смоленская война (г. г.) – « вечный мир » с Польшей (на реке Поляновке): Польша возвращаются все занятые города, но польский король отказывается от московского престола Азовское сидение г. г. – крепость вернули туркам


17 век. Внешняя политика Алексея Михайловича Романова (г. г.) Основная задача: вернуть земли, потерянные в период Смуты => войны с Польшей и Швецией войны с Польшей и Швецией"> войны с Польшей и Швецией"> войны с Польшей и Швецией" title="17 век. Внешняя политика Алексея Михайловича Романова (1645-1676 г. г.) Основная задача: вернуть земли, потерянные в период Смуты => войны с Польшей и Швецией"> title="17 век. Внешняя политика Алексея Михайловича Романова (1645-1676 г. г.) Основная задача: вернуть земли, потерянные в период Смуты => войны с Польшей и Швецией">






17 век. Андрусовское перемирие 1667 г. Смоленские и Черниговские земли отходили к России Польша признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией Правобережная Украина и Белоруссия сохраняются под властью Польши Киев на 2 года остается за Россией (так и не вернули)


17. век. Внешняя политика при Федоре Алексеевиче () и Софье () Бахчисарайский мир с Крымским ханством и Турцией (1681 г.): Россия отказывается от Правобережной Украины (кроме Киева), но за ней признается Левобережная Украина « Вечный мир » с Польшей 1686 г. Походы на Крым (1687, 1689 г. г.) – неудача Нерчинский договор с Китаем (1689 г.): отступились от берегов Амура => избежали войны, закрепились за Байкалом избежали войны, закрепились за Байкалом">








17 век. Литература Социальный протест против крепостничества Образ идеального царя в УНТ Любимый герой – Степан Разин Популярный писатель, поэт Симеон Полоцкий (полемика с Никоном) Первая рукописная газета « Куранты » Основные жанры: бытовая повесть, демократическая сатира, автобиографическая повесть 17 век. Архитектура Характерно: стремление к внешней нарядности и отказ от строгих церковных канонов Каменные шатровые храмы Запрет Никона Новый стиль – « московское барокко » Каменное строительство переходит от церковного к жилым и хозяйственным постройкам Теремный дворец в Московском Кремле Церковь Вознесения в Коломенском Церковь Николы в Хамовниках Царский дворец в Коломенском




17 век. Наука и образование Накопление научных знаний Вклад России в географические открытия Развитие образования Экономическое развитие Военное дело Север и северо - восток Азии Изучение Сибири – Семен Ремезов 1674 г. – первое учебно - историческое произведение 1658 г. – московская славяно - греко - латинская академия – первый ВУЗ Рост числа библиотек Правительственные, частные школы, при монастырях Итог: распространение грамотности в среде городского посада привело к появлению прослойки Образованных людей

Даты по истории России для ЕГЭ с комментариями. 17 век

17 век

1598-1605 - царствование Бориса Годунова.

1598-походы на Крымское ханство, мирное соглашение

1600-перемирие с Речью Посполитой на 20 лет

1601-1603- голод

1603-1604 - восстание Хлопка.

1604 - вторжение Лжедмитрия I в Россию.

1604 - смерть Бориса Годунова, свержение и убийство его сына Федора.

Январь 1605- битва под Добрыничами с войсками Лжедмитрия 1, бегство Лжедмитрия 1 в Путивль

1605-1606 - правление Лжедмитрия I.

1606 - избрание Земским собором Василия Шуйского царем.

1606-1610 - правление Василия Шуйского.

1606-1607 - восстание И. Болотникова.

1608-1610 - Тушинский лагерь Лжедмитрия II.

1609 - обращение русского правительства к Швеции с просьбой за помощью. Отказ от условий Тявзитского мира.

1609- Начало открытой польской интервенции. Начало осады поляками Смоленска.

1610 - низложение Василия Шуйского. Переход власти в руки «семибоярщины». Приглашение на русский царский престол польского королевича Владислава.

24 июня 1610- разгром войск Шуйского у деревни Клушино под Можайском польскими войсками.

1611 - первое ополчение во главе с И. Заруцким, князем Д. Т. Трубецким, П. Ляпуновым.

1611- взятие Смоленска поляками.

1611- взятие Новгорода шведами

1611-1612 - второе ополчение во главе с Д. Пожарским и К. Мининым. Начало формироваться в Нижнем Новгороде. Создание «Совета всея земли »- временного правительства. Глава - Д.Трубецкой. Освобождение Москвы .

Последствия смутного времени: династический кризис, распад политической структуры общества, экономическая разруха, территориальные потери.

Задачи, стоявшие перед правительством: восстановить самодержавие и государство, преодолеть рознь в обществе, ликвидировать разруху, вернуть утраченные земли.

Направления перемен: укрепление абсолютной монархии, подавление казачьего движения, создание крупной промышленности, развитие внутренней торговли, создание регулярной армии, получение выхода к морям, расширение связей с другими государствами.

1613-1645 - царствование Михаила Федоровича.

1617 - Столбовский мир со Швецией . Переход Ивангорода, Яма, Копорья к Швеции. Потеря Россией выхода в Балтийское море.

1618 - Деулинское перемирие с Польшей . Потеря Россией Смоленской, Черниговской и Новгород-Северской земель.

1632-1634 - Смоленская война с Польшей.

1631-1634- создание «полков иноземного строя».

1634 - Поляновский мир . Отказ Владислава от претензий на русский трон.

1637-1642 - захват донскими казаками Азова («Азовское сидение»).

1642-1651- походы Е.Хабарова В.Пояркова за Амур

1645 - Увеличение срока сыска беглых крестьян до 10 лет .

1645-1676 - царствование Алексея Михайловича.

1646- создание Ближней думы

1648-1654 - освободительная борьба украинского народа во главе с Богданом Хмельницким.

1648 - Соляной бунт

1649 - Зборовский мир между казаками и Польшей.

1649- -Принятие Соборного уложения - основного свода законов России Оно окончательно оформило крепостное право , упрочило права дворянства и сблизило по статусу поместья и вотчины. Отмена урочных лет и введение бессрочного сыска беглых крестьян.

1651 - Белоцерковский мир между казаками и Польшей.

1653 - принятие Торгового устава.

1653 - решение Земского собора о принятии Украины в состав России.

1653 - церковная реформа патриарха Никона . Раскол Русской Церкви и возникновение многочисленных старообрядческих течений.

1654 - Переяславская Рада. Решение о переходе Украины (Малороссии) под московское покровительство.

1658- создание Приказа тайных дел

1654-1667 - русско-польская война .

1656-1658 - русско-шведская война.

1661 - Кардисский мир со Швецией.

1662 - «Медный бунт» в Москве.

1666 - поход Василия Уса на Москву.

1666-1669 - дело патриарха Никона.

1667-1669 - поход «за зипунами» донских казаков во главе со С. Разиным.

1667 - Андрусовское перемирие с Речью Посполитой. Присоединение к России Левобережной Украины и Смоленска.

1667 - принятие Новоторгового устава , носившего протекционистский характер.

1668-1676 - Соловецкое восстание.

1670-1671 - казацко-крестьянское восстание Степана Разина.

1676-1682 - царствование Федора Алексеевича.

1677-1681 - война России с Турцией и Крымским ханством . Бахчисарайский мир : 20-летнее перемирие с Турцией, Турция признала вхождение Украины в состав России.

Наиболее полная справочная таблица основные даты и события истории России 17 век . Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события России 17 век

Голод в России

Восстание крестьян и холопов под предводительством Хлопка

Основание Томска

Вступление войск Лжедмитрия I на территорию России

Правление Лжедмитрия I

Патриаршество Игнатия

Восстание в Москве против поляков. Убийство Лжедмитрия I

Царствование Василия IV Шуйского

Крестьянское восстание под предводительством И. И. Болотникова

Патриаршество Гермогена

1606,
окт. – дек.

Осада Москвы войском Болотникова. Разгром войска Болотникова в районе Коломенского близ Москвы

«Уложение» царя Василия IV Шуйского. Установление 15-летнего срока сыска беглых крестьян

Взятие Тулы войсками Василия Шуйского. Арест Болотникова (сослан в Каргополь, утоплен)

Начало похода Лжедмитрия II на Москву. Создание «Тушинского лагеря»

Осада польскими войсками Троице-Сергиева монастыря

Осада Смоленска польскими войсками

Польско-шведское вторжение в Россию

Бегство Лжедмитрия II в Калугу

Свержение царя Василия IV Шуйского

Договор «тушинцев» с королем Речи Посполитой Сигизмундом III о призвании на русский престол королевича Владислава

Правление «семибоярщины» во главе с князем Мстиславским

Вступление в Москву польских войск

1611,
янв. – мар.

Формирование первого ополчения против польских войск во главе с П. Ляпуновым

Восстание в Москве против польских войск. Пожар в Москве

Распад первого ополчения

1611,
сен. – окт.

Формирование в Нижнем Новгороде второго ополчения во главе с Кузьмой Мининым и князем Д. М. Пожарским

Создание в Ярославле «Совета всей земли» (временного правительства России)

Вступление войск второго ополчения в Москву. Капитуляция польского гарнизона в Кремле

Патриаршество Филарета

Созыв Земского собора в Москве

1613, 21 фев.

Избрание Земским собором на русский престол Михаила Федоровича Романова

Царствование Михаила Федоровича

1617, 27 фев.

Столбовский «вечный мир» со Швецией

Деулинское перемирие с Речью Посполитой

Возвращение из польского плена отца Михаила Федоровича, Филарета. Возведение его в сан патриарха Московского (до 1633)

Основание Красноярска

Военная реформа. Формирование регулярных полков и полков иноземного строя

Война России с Речью Посполитой за возвращение Смоленска

Поляновский мир с Речью Посполитой. Отказ короля Владислава IV от претензий на русский престол

Патриаршество Иоасафа I

Введение новых оборонительных сооружений – «засечных черт» на южных рубежах России

Основание Симбирска

Патриаршество Иосифа

Походы В. Пояркова и Е. Хабарова за Амур

Царствование Алексея Михайловича

Основание Охотска

«Соляной бунт» в Москве. Восстания в Сольвычегорске, Великом Устюге, Соликамске, Козлове, Курске, Воронеже, Томске, Сургуте и др.

Поход С. Дежнева. Открытие пролива между Азией и Америкой

Созыв Земского собора. Начало работы Уложенной комиссии князя Н. И. Одоевского

Принятие Земским собором нового свода законов – Соборного уложения царя Алексея Михайловича

Восстания в Пскове и Новгороде

События истории России 17 век

Образование в Москве кружка «ревнителей благочестия», выступавших за проведение церковной реформы

1652 – 1658, 1667

Патриаршество Никона.

Установление казенной монополии на торговлю хлебным вином (водкой)

Начало церковной реформы патриарха Никона

Переяславская рада. Присоединение Украины к России

Русско-польская война

Русско-шведская война

Основание Иркутска

Кардисский мир со Швецией

«Медный бунт» в Москве

Восстания в Сибири и Башкирии

Учреждение почты в России

Церковный собор. Осуждение патриарха Никона, лишение его патриаршего сана

Патриаршество Иосафа II

Андрусовское перемирие с Речью Посполитой. Возвращение России Смоленской и Черниговской земель

Восстание в Соловецком монастыре («Соловецкое сидение»)

Патриаршество Питирима

Патриаршество Иоакима

Война России с Турцией и Крымским ханством

Царствование Федора Алексеевича

Введение подворного налогообложения (вместо посошного)

Бахчисарайское перемирие с Турцией и Крымским ханством

Отмена местничества (система феодальной иерархии, существовавшая с 15 в.)

Сожжение в Пустозерске лидеров церковного раскола Аввакума, Епифания и др.

Борьба за власть боярских группировок Нарышкиных и Милославских после смерти царя Федора Алексеевича. Стрелецкий бунт.

Совместное царствование братьев Ивана V и Петра I

Правление царевны Софьи Алексеевны – регентши при малолетних государях

Создание Петром I «потешных войск»

«Вечный мир» с Речью Посполитой

Основание Эллино-греческой (с 1701 Славяно-греко-латинская) академии в Москве

Крымские походы русских войск под командованием князя В. В. Голицына

Нерчинский договор с Китаем. Установление русско-китайской границы по рекам Аргунь и Горбица

Патриаршество Адриана

Единоличное царствование Петра I (после смерти царя Ивана V)

«Великое посольство» Петра I в Европу

Бунт стрелецких полков. Массовые казни стрельцов

Указ Петра I о запрещении ношения бороды и введении европейской одежды

Реформа городского управления. Создание Бургмистерской палаты

Расформирование стрелецкого войска

Введение нового летоисчисления (юлианский календарь)

Константинопольский мирный договор с Турцией

Северная война России со Швецией