Инфантилизм личностный. Современные проблемы науки и образования


В современном научном дискурсе, посвященном проблемаv молодежи, в последние годы все чаще появляется термин «инфантильность».

Инфантильность (от лат, infantilis - детский) представляет собой задержку или остановку развития , сохранение у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту . Это понятие впервые было введено в 1864 г. французским психиатром Э. Ласегом, отметившим, свойственные некоторым лицам, страдающим психическими заболеваниями, беспомощность, неуверенность в себе, наличие особой потребности в чьей-либо заботе, чьем-либо авторитете.

В начале ХХ в. психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием каких-либо дефектов и проявляющийся исключительно нарушениями поведения, стал рассматриваться как особая психологическая и социальная характеристика личности. Наиболее изученной формой инфантилизма является, так называемый, простой психический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость ох-ватывает все сферы деятельности, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственной детям повышенной эмоциональной живости, неустой-чивости, преобладании мотива получения удовольствия, боязни всего нового. В интеллектуаль-ной деятельности также преобладает влияние эмоций, а игровые интересы преобладают над интеллектуальными.

Ряд авторов (Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко и др.) еще в последней четверти ХХ в. отмечали в своих исследованиях, что психический инфантилизм стал диагностироваться все чаще. Его типичные проявления: задержка развития чувства долга, ответственности, умения согласовывать свои желания с обстановкой, с интересами других, гибко учитывать ситуацию, медленном формировании морально-этических принципов. По мнению С.А. Кулакова при инфантильности или социальной незрелости ярко проявляются такие черты личности, как:

Эгоцентризм, избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущест-венно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям;

Эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность и быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобий, агрессивность;

Искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в самоутверждении, свободе, принад-лежности временной перспективы;

Наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармо-нию личности: «аффективная логика»; «произвольное отражение» - формирование выводов при отсутствии свидетельства в его под-держку, например «я-неудачник» или «я-супермен»; «селективная выборка» - построение заключения, основанного на деталях, вы-рванных из контекста; «сверхраспространенность» - построение глобального вывода, основанного на одном изолированном факте; «абсолютное мышление», проживание опыта в двух противоположных категориях «все или ничего», «мир или черный, или цветной»; ориентация на слишком жесткие нормы и требования, перфекционизм, нетерпи-мость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности об-рести устойчивость; «персонализация» - отнесение внешних собы-тий к собственной личности при отсутствии аргументов для такой связи; преувели-чение негативных событий и минимизация позитивных, что приво-дит к еще большему снижению самооценки, неприятию «обратных связей» и способствует закрытости личности .

Широкое распространение получил и термин «социальный инфантилизм» (social infantilism) - состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, свидетельствующее о нарушении механизма социализации и неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств . По сути своей социальный инфантилизм ограничивает «неразвитость» личности сферой социальных отношений, но если психический инфантилизм однозначно рассматривается как дефект развития, то социальная инфантильность не вписывается в рамки подобного подхода. Как справедливо отмечает В.С. Братусь «… о норме и патологии можно судить лишь на основании соотнесения особенностей культуры опреде-ленных социальных групп, к которым принадлежат ис-следуемые индивиды: то, что ВОлне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Существует целый ряд солидных иссле-дований, дающих примеры межкультурных различий, как в макромасштабе (например, между Востоком и Западом), так и в микромасштабе (например, между различными слоями и социальными группами одного и того же общества)» .

При таком подходе, по крайней мере два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социаль-ных общностей, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каж-дым таким «социумом» требований. «В силу этих об-стоятельств поведение индивида регулируется не еди-ным набором норм и ценностей, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рефе-рентной группы, рабочего коллектива, социальной сре-ды и т.д.; явные и скрытые нормы, юридические и нравственные и т. п.)... Очевидно, что, последовательно придерживаясь этого подхода и переходя ко все более мелким подразделениям социальной среды, мы для каж-дого индивида получим множество критериев нормы» .

Формирование социального инфантилизма связывают, в первую очередь с нарушением механизма социализации, соответственно и причины его могут быть столь же разнообразны, как и агенты социализации, влияющие на становление личности (семья, образовательные организации, средства массовой информации, а также более глобальные агенты, такие, как, например, культурное своеобразие, тип и уровень развития общества, ценности, активно продвигаемые СМИ как общецивилизационные и др.).

Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая подчеркивают, что, в первую очередь, именно «семья, как элемент макросреды является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью… Роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности, однако и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся основным референтным источником выбора ценностей и моделей поведения» .

Примечательно, что в Европе анализ влияния семьи как агента социализации в последнее время все теснее переплетается с изучением влияния модернизации общества на его (семейного воспитания) характер и особенности. При этом дети рассматриваются не как изначально гомогенная группа на пути к повзрослению, но как структурный компонент общества, отражаю-щий социальные и культурные изменения. Подверженность влиянию общего движения в сторону модернизации и цивилизации не подвергается при этом сомнению.

При изучении воздействия модернизации широко используются такие подходы, как, например, предложенная У. Беком концепция «рисковых сообществ» и введенное Н. Элиасом понятие «цивилизационного процесса». Модернизация касается меняюще-гося состава и структуры семьи и семейной жизни, изменения стилей жизни, структур общественной власти, форм социального контроля и участия, а также влияния меняющихся форм цивилизации (социальных стандартов поведения) на процесс воспитания.

Согласно У. Беку, тенденция к индивидуализации возникает как следствие эрозии традиционных классовых различий, укорененных в общественном «статусе» и традиционных стилях жизни. Процессы усиления многообразия и индивидуализации стилей жизни находятся в движении, которое отражает как возрастание благо-приятных возможностей и свободы выбора, так и новые формы риска и принуждения . Иначе говоря, роль семьи, как социализирующего института постепенно снижается, более того, государственные институты прямо иди косвенно способствуют ослаблению этого влияния.

Интересно, что подобная модель рассматривается западными учеными как форма преодоления социальной инфантильности, хотя с нашей точки зрения речь здесь идет скорее о смещении акцентов с семейной социализации к неким общественным моделям. Хорошо это или плохо - предмет отдельной дискуссии, хотя если мы обратимся не к теоретическим конструкциям, а к реалиям XXI в., то увидим, что разрушение семьи на Западе носит все более целенаправленный характер. Это и ослабление собственно институтов семьи, и всемерное поощрение ЛГБТ-культуры, и гипертрофированное развитие ювенальной юстиции, функции которой все в большей степени искажаются. Если добавить к этому постоянно продвигаемый глобальными СМИ «культ молодости», буквально вынуждающий людей и внешне, и внутренне сохранять «юность» сколь бы искусственные методы при этом не применялись, можно предположить, что деформация всего процесса социализации обретает непредсказуемый характер. Как справедливо отмечает М. Кириленко «культ молодости в современном обществе стал настолько агрессивен, что право на старение следовало бы записать в Декларацию прав человека» .

Наряду с семьей, важнейшими институтами социализации являются система образования и церковь, но и здесь мы видим выстраивание в так называемых, развитых странах, все более агрессивной модели, нивелирующей роль общественного сознания и низводящей всю систему ценностей до низового уровня (физиологического, личностного, потребительского). Это и программы сексуального воспитания, и последовательное размывание традиционных норм морали и этики.

Что же касается средств массовой информации, то их роль в процессе социализации достаточно давно и убедительно доказана. Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ, в силу интерпретативного характера передаваемых сведений, позволяют решить эту задачу максимально удобным способом. В итоге, «перед каждым обыденным человеком социальный мир уже определенным образом «обозначен» средствами массовой информации» .

Наиболее негативная сторона влияния СМИ заключается в том, что для большей части «потребителей» информации каналы «активного», самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными», интерпретативными. Не случайно специалисты в области социальной психологии подчеркивают специфику «особых социализационных процессов в новой информационной среде по сравнению с «реальной» социализацией» .

Все происходящее приводит к нарушению модели развития не столько молодежи, сколько всего общества в целом, т.е. инфантильности общества. Этот процесс в социокультурном контексте достаточно подробно описал А.С. Ахиезер в работе «Критика исторического опыта»: «…отставание способности принимать удовлетворительные решения массовым сознанием, властью, правящей и духовной элитой от фактического усложнения уровня общества, его динамизма, что приводит в конечном итоге к дезорганизации и, возможно, к необратимым катастрофическим последствиям. Инфантилизм выражается в низком уровне государственности массового сознания… приводит к тому, что… разрыв между минимальным уровнем способности принимать эффективные решения, определяемые сложностью проблем, и реальной способностью их принимать, может оказаться опасно большим» .

Естественно, что наиболее сильное влияние все перечисленные деформации общественного развития оказывают на молодежь, которая оказывается наиболее восприимчивой группой к принятию продуцируемых и транслируемых ценностей. Причем сегодня речь идет уже не столько о каких-то личностных нарушениях, сколько о массовом искажении сознания молодежи, которое в результате становится одной из наиболее серьезных угроз для общества и государства.

Именно молодежь становится не только легко манипулируемым коллективным субъектом, но и главным проводником наиболее разрушительных явлений в современном мире. Ее руками осуществляются «цветные революции», свергаются правительства, развязываются войны. Еще в 30-е гг. Й. Хейзинга использовал понятие близкое термину инфантильность - пуэрилизм. В философском, культурологическом и социологическом контексте это означает поведение «членов того или иного организованного коллектива по меркам отроческого или юношеского возраста» . И хотя Й. Хейзинга, автор концепции «человека играющего» провозглашал универсальность феномена игры и его непреходящее значение в человеческой цивилизации, пуэрилизм он рассматривал как «внушающее опасение явление современной общественной жизни», своего рода деструктивную модель развития, подчеркивая «массовость и жестокость, с каким оно распространяется в общественной жизни нашего времени.

Действительно, как показывает практика, «политическая детскость» обладает свойством проявляться именно в массовых форматах, формируя различные молодежные движения, часто несущие в себе мощный деструктивный потенциал: фанаты, нацисты и др. Показательным является тот факт, что Хейзинга впервые описал пуэрилизм как явление, свойственное молодежи Северной Европы, в 1938 г. В начале XXI в. человечество вновь сталкивается со схожими явлениями, а опасность социальной незрелости как особого социокультурного феномена нарастает не менее стремительно, чем в годы, предшествовавшие второй мировой войне.

Природа массового проявления инфантильности, по нашему мнению, кроется в разрушении работы социализирующих институтов. Это может происходить в ситуации крупных социетальных трансформаций, когда утрата ценностных ориентиров связана со сломом старой модели и выстраиванием новой. В то же время, во второй половине XX - начале XXI вв. проявилась и еще одна тенденция - целенаправленная деятельность по управлению ценностным восприятием общественных групп. Так, по мнению ряда исследователей, особую активность в этом отношении проявляют США, выступающие в качестве главного проводника идеологии глобализма. Главными ценностями, активно поощряемыми на всех уровнях влияния, объявляются ценности денег, индивидуализма, либерализма, личных свобод, часто доводимые до абсурда .

По мнению С. Халими, результатом подобной деятельности становится «вытеснение глубокого размышления над вопросами социального устройства, дискуссий об обществе и его перспективах, замещение интеллектуалов людьми спектакля» . Мягкое влияние, т.е. воздействие на ценности, а не на составляющие каркаса общественного устройства выступает сегодня в качестве основного инструмента достижения целей США, публично объявивших себя единственной супердержавой, миссия которой состоит в повсеместном распространении цивилизованной (с их точки зрения) модели общественного устройства.

«Влиянию через ценности» в той или иной степени подвержены все индивиды и общества, но наиболее восприимчивой группой выступает молодежь. Именно это ее свойство и стало активно использоваться, в том числе для формирования управляемых социальных кризисов.

Лабильность сознания и неустойчивость социальных ориентаций, априори присущие молодежи, оказываются очень важными факторами, позволяющими сравнительно легко манипулировать этой социальной группой в общественных процессах, воздействуя, в первую очередь, на их ценностные представления, разрушая (искажая, не позволяя сформироваться) «культурное ядро».

Проявления пуэрилизма как формы массовой инфантилизации молодежи мы можем видеть сегодня все чаще: это и футбольные фанаты, и молодежь «весело» протестующая на «майданах» и «болотных», и зарождающиеся в разных странах движения националистов, и менее яркие, но не менее опасные проявления инфантильности в виде социальной апатии, процветания потребительской культуры и др.

Сегодня перед отечественной педагогикой и перед всем обществом стоит очень серьезный вызов. Преодоление инфантилизации российской молодежи - сложная комплексная задача, которая должна решаться на всех уровнях.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Деревянных Елена Андреевна

студент 5 курса, кафедра культурологии, философии и социальных наук НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Гутова Светлана Георгиевна

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Инфантилизм - одна из важнейших проблем современности, поскольку в наше время все больше молодых людей не хотят взрослеть и принимать на себя ответственность в решении важных социальных, политических, экономических вопросов. Вследствие этого растет уровень инфантильности и социальной пассивности среди молодежи. Одним из наиболее распространенных среди современной российской молодежи видов является социальный инфантилизм.

Социальный инфантилизм - англ. infantilism, social; нем. Infantilismus, sozialer. Это состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в непринятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления .

По некоторым данным социальный инфантилизм более развит среди молодежи мужского пола. Среди психологов существует мнение о том, что это связано с появлением все большего количества женщин, добившихся успехов в карьере, которые как бы примеряют на себя роль мужчины. В таком обществе более слабые с психологической точки зрения мужчины выбирают для себя роль «детей», которым не нужно бороться за место под солнцем и не нужно принимать никакие «взрослые» решения. Человек физиологически взрослеет, а психологически он остается на уровне подростка. Такой человек не принимает условия общества, в котором живет, те новые возможности и уровни ответственности, которые предстают перед ним с возрастом.

Человек, страдающий социальным инфантилизмом, не готов к наступлению старости. Он останется ребенком и в шестьдесят и в семьдесят лет. Чем взрослее становится «взрослый ребенок», тем тяжелее ему жить в обществе, ориентированном на социально активных и зрелых людей.

Психологи из благополучных стран бьют тревогу о том, что именно социальный инфантилизм порождает такую тягу молодежи к гомосексуальным связям. Поскольку это снимает с партнера массу ответственности, например, за рождение и воспитание детей. Процесс этот происходит на подсознательном уровне и не является осознанным и просчитанным выбором. Просто воспитание и общество толкает молодых людей к представителям своего пола, как к наиболее простому средству для удовлетворения своих сексуальных потребностей.

Но есть и другой аспект этой проблемы. Человек, страдающий социальным инфантилизмом, не готов к наступлению старости. Он останется ребенком и в шестьдесят и в семьдесят лет. Чем взрослее становится «взрослый ребенок», тем тяжелее ему жить в обществе, ориентированном на социально активных и зрелых людей. По мнению Ю.А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение .

Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания и направляют деятельность. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру. Это свидетельствует о том, что иерархическая структура ценностных ориентаций составляет содержание позиции личности.

Для социально зрелой личности актуальны, прежде всего, экзистенциальные потребности человека, т. е. потребности его личного существования: свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, действий и поступков, позиции, самореализации в творчестве. Для инфантильной личности характерна недостаточная осознанность значимости удовлетворения этих потребностей для личностного благополучия, что лишает их личностного смысла для человека и, соответственно, препятствует выбору мотива, цели, поступка, нацеленного на удовлетворение экзистенциальных потребностей, обусловливающих самореализацию, самоактуализацию личности.

Таким образом, содействие становлению и развитию социальной зрелости будет способствовать целенаправленное воздействие на ценностно-смысловую сферу личности посредством расширения «степеней свободы» человека - его способностей, прав, перспектив. Создание таких условий обеспечит освобождение мышления и воли от страха перед неудачей, но будет способствовать осознанию своей личностной и социальной ответственности, что необходимо для преодоления возможного эгоцентризма и индивидуализма. Анализируя вышесказанное, сформулируем основные выводы по результатам анализа содержательных характеристик социальной зрелости и социального инфантилизма:

1. С позиций диалектического подхода понятия социальной зрелости и социального инфантилизма можно рассматривать как понятия завершенной бинарной оппозиции. Критериями их сравнительного анализа являются рефлексия, активность, ответственность, самостоятельность, умение конструктивно взаимодействовать с окружающей средой.

2. При этом социальная зрелость личности проявляется активным, осознанным, относительно автономным взаимодействием человека с окружающим миром. Это взаимодействие направлено на раскрытие собственных внутренних резервов, способствующих оптимальному включению в общественно значимую деятельность, и общение, интеграции с общностью и самоопределению в ней на основе реализации внутриличностного потенциала при благоприятном эмоциональном самочувствии. Соответственно, социальный инфантилизм личности проявляется нетворческим, безынициативным, пассивно-потребительским отношением человека к миру, препятствующим оптимальному включению человека в общественную среду и творческой самореализации личности. Страх инициативы и ответственности приводит к стагнации личности и социально-психологической дезадаптации.

3. С позиций экзистенциального и субъектного подходов сущностные характеристики социальной зрелости и социального инфантилизма проявляются в континууме «личностная свобода - личностная ответственность». Психологический механизм регуляции жизнетворчества в континууме - это воля. Главным условием развития воли как регуляторного механизма является включение человека в общественную деятельность в качестве ее участника и сознательное ее освоение, что требует осмысления индивидуальной и коллективной деятельности. Таким образом, социальной зрелости личность достигает посредством освоения своей человеческой среды. Соответственно: недостаточная включенность и без перспективных стратегий освоения своей среды являются причиной нравственно-психологической незрелости (инфантилизма).

В условиях развития современного российского общества системы семейного воспитания и государственного образования должны ориентироваться на предоставление подрастающему поколению максимальной возможности для жизненного самоопределения, означающей раскрытие перед ними мира человеческих взаимоотношений во всей их сложности и противоречивости, выделение тех моделей взаимодействия между людьми, которые ведут к социальному успеху и личностному развитию .

Преодоление социально-профессионального инфантилизма выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка (диагностика, профилактика и коррекция социально-профессионального инфантилизма) в условиях жизнедеятельности. Она предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности внутренней и внешней, профессиональной среды, а также формируется профессиональная компетентность.

Одна из форм профилактики социального инфантилизма - терапия работой. Человек в процессе работы, вырабатывает в себе необходимые навыки и умения. Беря на себя ответственность, тем самым человек формирует у себя те качества, которые помогают в повседневной жизни и в последствии он перестает бояться новой ответственности, что положительно влияет на его личную жизнь. Еще один вид профилактики – это работа социального педагога. Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Одновременно необходима пропаганда здорового образа жизни.

Профилактика - научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или культурных отклонений у отдельных индивидов групп риска, а так же на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика - это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана, прежде всего, со всеми субъектами педагогического процесса. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается, задолго до их возникновения .

Подводя итоги можно сделать вывод: современная молодежь не хочет брать на себя ответственность, тем самым усугубляя свое положение в обществе. Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре общества, характеризуемые, прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы. Сегодня многие ученые обращают внимание на увеличение количества молодых людей, не приспособившимся к новым жизненным условиям. Так можно выделить некоторые тенденции в развитии социального инфантилизма: нежелание молодежи в будущем вступать в брачные отношения и иметь детей; риск формирования социального пессимизма или неверия в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в будущем.

Факторы, влияющие на развитие социального инфантилизма у современной молодежи:

· экономический - молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей;

· духовный - потеря нравственных ориентиров, размывание традиционных норм и ценностей. Нивелируются ценности труда, свободы, межнациональной терпимости, а на смену им приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Проблема «отцов и детей» - конфликт молодежи с взрослым поколением;

· семья - играет важную роль в воспитании молодого человека. Молодежь зависит от родителей. В процессе воспитания закладываются основные ценности жизни.

В процессе социализации закладываются основные ценности жизни, они формируют отношение к окружающему миру, ориентируют нас в социальном пространстве [См. 3]. Многие социальные институты влияют на установки и жизненные планы молодежи. Так, семья по-прежнему играет важную роль в воспитании молодого человека. Действительно молодежь зависит от родителей и не только в материальном плане. Существует еще и психологическая зависимость, которая не позволяет молодым людям становится полностью самостоятельными.

Чтобы преодолеть социальный инфантилизм существуют различные методы профилактики. К ним относится преодоление социально-профессионального инфантилизма, которое выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка: диагностика, профилактика и коррекция социально-профессионального инфантилизма. Другая распространенная и эффективная форма профилактики социального инфантилизма - это трудовая терапия. Человек в процессе трудовой деятельности, накапливает опыт, вырабатывает необходимые навыки и умения. Возлагая на себя ответственность в процессе выполнения важных социальных функций, молодой человек формирует те качества, которые положительно влияют не только на его личную жизнь, но и на общественную организацию в целом.

Профилактикой инфантилизма помимо социальных педагогов и психологов также занимаются специалисты по работе с молодежью. Работа выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка. Она предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности внутренней, внешней, профессиональной среды.

Как следствие один из сценариев развития общества может быть связан с ослаблением социальных связей и даже частичной деградацией в моральном плане. Для того чтобы избежать подобных последствий, надо проводить комплектную социально-педагогическую работу по предупреждению и выявлению инфантилизма в молодежной среде.

Список литературы:

  1. Бенедик И.В. Психология аномального ребенка. Севастополь, 2008. - С. 284.
  2. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности. Вестник Пермского Университета. Выпуск 2 (14) Пермь, 2013. - С. 128-135.
  3. Молодежь как особая социально-демографическая группа. Лекции по социологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html - (дата обращения 15. 04. 2014).
  4. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. учеб. пособие. М.: ИНФРА, М. - С. 230.
  5. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы //Психологический журнал. - 2000. - Т. 3. - № 5. - С. 235-145.
infantilis - детский) - незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) - проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д., также неумение принимать своевременно продуманные решения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ [Уроки Благополучия] Как научить подростка самостоятельности. Важно знать!!

    ✪ Как распознать первые признаки системных неврозов у детей? Воспитание детей. Мамина школа

    ✪ Реальный и иллюзорный прогресс женщины. Руслан Нарушевич

    Субтитры

Психологический инфантилизм

Психический инфантилизм - незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности.

В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчётливо.

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения - тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем - и к социальным проблемам. Также влияет на психическое состояние.

Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных . Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям .

Физиологический инфантилизм

В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желез внутренней секреции (половых желез, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.

– психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

    Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов , психопатий , реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

    Причины психического инфантилизма

    Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

    • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии , асфиксии .
    • Психические расстройства . У детей с умственной отсталостью, аутизмом , шизофренией , задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
    • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
    • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

    Патогенез

    Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

    Классификация

    Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы , асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром .
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Симптомы психического инфантилизма

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Осложнения

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия , тревожность , истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром . Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией , аутизмом, поведенческими расстройствами . Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечение психического инфантилизма

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

Прогноз и профилактика

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

Абдрахимова Р.Г.

Ассистент, аспирант кафедры “Социологии труда и экономики предпринимательства” Института Экономики Финансов и Бизнеса Башкирского Государственного Университета.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕРМИНА «ИНФАНТИЛЬНОСТЬ»

Аннотация

В условиях формирования современного Российского общества, важной задачей является воспитание поколения, способного отвечать на вызовы современности будущего, которые обуславливается развитием социальной незрелости общества, синдромом позднего взросления или затянувшегося детства. В представленной статье для решения указанной проблемы, нами предпринята попытка исследования исторического аспекта возникновения и развития термина “инфантильность”.

Ключевые слова: исторические аспекты, развитие общества, возникновение термина, инфантильность, воспитание поколения, государственная безопасность.

Abdrakhimova R.G.

Assistant, graduate student of department of “Sociology of work and economy of business” of Institute of Economy of Finance and Business of the Bashkir State University

HISTORICAL ASPECTS OF EMERGENCE OF THE TERM “INFANTILISM”

Abstract

In the conditions of formation of modern Russian society, an important task is education of the generation capable to answer calls of the present of the future which it is caused by development of social immaturity of society, a syndrome of a late growing or the prolonged childhood. In the submitted article for the solution of the specified problem, we have made an attempt of research of historical aspect of emergence and development of the term “infantilism”.

Keywords: historical aspects, development of society, emergence of the term, infantilism, education of generation, state security.

Инфантилизм – это термин, который в частном порядке характеризует черты развития современной молодёжи. В общем смысле – это направление в формировании и эволюции общества. Специалисты говорят об инфантилизме как об уходе от ответственности, а выделяют его суть, как отказ от самостоятельного выбора и поручение решения проблемы другому человеку. Модель поведения «вечный ребенок» как бы освобождает индивидуума от ответственности.

Человек как индивид, физиологически зрелый в физическом плане, зачастую неустойчив и не сформирован в социальном плане, поэтому не может отвечать на требования, которые социум ему предъявляет. В таком случае, принято говорить о позднем гражданском формировании личности, протекании социальной адаптации и о диссонансе интеллектуального развития.

В науке, социальный инфантилизм (social- от англ. общество, infantility- от англ. infantilism; от нем.- infantilismus) обособлен как междисциплинарная проблема. Базовый вклад в анализ проблематики социального инфантилизма внесён психологами и педагогами, работающими в сфере обществоведения. Некоторую заинтересованность, как к предмету изучения проявляют социологи. Последние считают, что в определённой социальной категории общества, инфантилизм не что иное, как социальная характеристика личности, которая связана с протеканием первичной и вторичной общественной адаптации. Всё многообразие социальных институтов влияет на индивида в различной степени. В дальнейшем, это выражается в различии социального, физиологического и культурного взросления подрастающего поколения. Отсутствие желания у человека вникать в новые социальные роли и быть готовым к ответственности, приводит к нарушениям в социальной реальности.

Немало трудов отечественных и иностранных ученых посвящено изучению проблематики инфантилизма. Научные труды, таких зарубежных психологов как Антона Г., Фрейда З. , Ласега Э., Штутте Г. осведомляют о систематизации признаков и причин возможного зарождения и прогресса инфантилизма. Такие отечественные психологи как Шакурин С.В., Выготский Л.С., Гурьева В.А., Лебединский В.В., в своих работах сделали акцент на исследовании проблем инфантилизма.

Однако в работах психологов не всегда удаётся найти ответы на главные вопросы. Главным образом, учёные описывают действие уже функционирующего инфантилизма и способы его предотвращения. Без должного внимания остаётся вопрос изучения зарождения инфантилизма. Существует вероятность наличия заложенной программы социальной модели поведения, предрасположенности ребёнка или молодого человека к проявлению в будущем тех или иных признаков инфантилизма.

От латинского Infantilis означает «детский». Термин инфантилизм касательно медицинских и психофизических явлений, употребляется как оценка неготовности к развитию, сохранении в физическом образе поведении и черт, свойственным предыдущим этапам формирования личности. В буквальном смысле «детскость» – это легкомысленное отношение к жизни в любой деятельности. В психологическом плане, «инфантилизм» – это феномен слабой волевой активности, связанный с воздержанием от ответственности в пределах выбранной деятельности. Незрелость применяют к категориям самосознания и саморазвития.

По мнению различных специалистов – психологов, инфантилизм – это: запечатление психофизических признаков детского поведения у взрослых людей; частичное отставание в развитии на фоне истерии; детское расстройство процесса атрофии; неосознанная форма психического ограждения личности; специфичность психофизического и социологического развития у подростков; развитость сексуальности на почве инфантилизма; задержка в экспансивном развитии, отставание в развитии и незрелость психики; расстройство психического развития; расстройство интеллектуальной деятельности; биологическое отставание во взрослении в прямой зависимости от развития организма; низкий уровень нравственного созревания человека; задержка психического развития; заложенная модель поведения.

Данный анализ также помог нам выявить и обобщить следующие признаки инфантилизма: запоздалое развитие субъекта; безвольность; недостаток способностей к самодисциплине; бездействие; пассивность; бесхарактерность; непостоянство; неоднозначность жизненных целей; неконтролируемость эмоций; нежелание заниматься любой активной деятельностью; отсутствие стремления к физическому труду; задержка формирования нравственных ценностей; тяга к развлечениям; неудовлетворительные рефлексивные способности; иждивенчество и безответственность; хаотичность поведения; отсутствие потребности достижения целей.

Существует медицинское понятие инфантилизма . Физиологический инфантилизм – это замедление развития индивида в личностном плане с присутствием в физическом обличье человека признаков предыдущих возрастных периодов, где изъяны физического развития являются следствием заболевания. Психический инфантилизм – это неподготовленность человека, выражаемая в торможении формирования личности, когда поведение индивида не сообразно его биологическому возрасту. Правовой инфантилизм – это отсутствие чувства ответственности с точки зрения права, недостаточные правовые возможности при желании получения положительного результата.

О социальном инфантилизме специалисты говорят как о «личностной незрелости человека в сочетании с его эмоционально-волевой незрелостью». Иначе говоря, социальный инфантилизм – это различие социальных, биологических и культурных аспектов взросления молодого человека в индустриально-развитых странах Запада, Америки и России. Такие различия свидетельствуют о нарушениях систематизации социализации и вмешательства молодёжи во взрослую жизнь.

Подобная неподготовленность человека к осуществлению осмысленных поступков проявляется в отсутствии желания принимать те или иные решения самостоятельно. Множество таких признаков исключает индивида из разновидностей общественных взаимодействий, предлагая ему амплуа субъекта для наблюдения. Среди прочих критериев социального инфантилизма необходимо обозначить: чувство уязвимости, необоснованные требования к окружающим, иждивенчество, демонстрация эгоцентризма, слабое выражение эмоциональности, самокритичность, слабая воля, низкие моральные ценности, идеализация реальности, отсутствие мотивации к физическому труду, гедонизм, отсутствие тяги к самореализации, отсутствие желания достичь успеха, отсутствие модели поведения в жизни.

Разберём еще несколько характеристик феномена социального инфантилизма, способных дополнить наше представление об этом явлении. Психолог Э. Фромм описывает главный признак социального инфантилизма как отсутствие желания индивида возлагать ответственность за собственную жизнь только на себя.

Другой специалист А. Маслоу считает социальный инфантилизм потерей смысла жизни. К общим чертам социального инфантилизма можно добавить также: слабая воля, истеричность, деградация, отсутствие мотивации в профессиональной сфере, наличие удобной позиции направленной на быстрое достижение результата при незначительных финансовых и временных затратах. Также к этому списку можно отнести: отсутствие способностей для поиска способов решения проблем, отсутствие психологической и социальной защиты и нежелание приобрести защиту от негатива.

Олпорт Г., Эриксон Э, Хорни Г. – зарубежные учёные-психологи, трактующие инфантилизм как патологию, которая проявляется в полном или частичном понимании индивидуума различных сторон окружающей реальности, включаю социальную. В частности, по их версии, инфантилизм характеризуется отсутствием навыков к налаживанию жизненной модели поведения на долгосрочный период.

Социальный инфантилизм в общественных всевозможных смыслах проявляется самыми различными способами. Как минимум, необходимо выделить две степени социального инфантилизма. Первая степень отличается полным отсутствием желания брать на себя ответственность за собственную жизнь. Такая жизненная стратегия называется «иждивенческая». Вторая степень социального инфантилизма, замечена только в избранных сферах общественной жизни. Специалисты называют это явление «бытовой или политический инфантилизм». Назовём несколько признаков этого термина: отчуждённость субъекта от политической жизни социума, некоторая отстраненность личности от социальных групп, неграмотность в политической сфере, полное или частичное отсутствие интереса к политике.

Многие специалисты-социологи проводят аналогию между социальным инфантилизмом и конфортностью, как качеством индивида (конформизм). Стратегия конформизма – это модель поведения личности, которая заключается в модификации индивидом мнений и установок поведения, в соответствии с уже действующими установками в данном социуме или отдельной группе. Исключительный вариант конформизма гласит, что когда личность, не имеющай собственной точки зрения, в один момент подчиняется мнению общества, соглашается и примыкает к большинству.

«Конформный человек» – это человек податливый реальному или выдуманному давлению лидирующей группы общества, уступчивый и готовый к компромиссам. Конформность, как известно, имеет два способа своего проявления. Существует внутренняя и внешняя конформность. Внутренняя конформность – это объективный реальный пересмотр личностью своих взглядов и позиций. Внешняя (неискренняя) конформность – это внутреннее несогласие с поведением той или иной группы общества, с характерной чертой отсутствия сопоставления себя этой группе.

Как правило, социально зрелая личность, конморфизму не поддастся благодаря: внутреннему контролю (иначе именуемому интервальностью); готовностью сохранять здоровье (например, отказ от употребления алкогольных напитков и наркотических средств); психологической независимости (отсутствию рискованного поведения); социальной, гражданской и нравственной устойчивой позиции; здоровому отношению к реальности.

Антиподом инфантилизма является «зрелость», а синонимом «детскость». Детскость – наивное восприятие общественной реальности. К определению «социальная зрелость личности» существует немало подходов. Чаще всего, синонимом термина «зрелость» выступает понятие «взрослость», но, тем не менее, эти понятия не идентичные. Психологи анализируют зрелость по следующим признакам: интеллектуальность, морализм, трудолюбие, нравственность, духовность, эмоциональность, профессионализм. Немаловажны гражданская и политическая позиции. Социальная зрелая личность – это личность, прошедшая полную адаптацию к социальной реальности, к социальным нормам, ценностям и традициям общества.

В роли базовых составляющих социально зрелой личности также выступают: терпимость, ответственность, саморазвитие, позитивное мышление, эмпатия и не конфликтность, долгосрочные межличностные связи; умение адаптироваться в социальной среде. Среди прочих компонентов социальной зрелости выделим: социальную ответственность и активность, креативность, толерантность, эмпатию, само рефлексию, осознание себя значимым субъектом общества, способность принимать решения в рискованных и невыгодных условиях, способность отвечать за результат сделанных решений, способность формировать и сохранять долгосрочные отношения, способность к сопереживанию и прочие качества социально-зрелой личности.

Психолог И.С. Якиманская подошла к анализированию социальной зрелости личности через способности к умениям. К примеру: умение самостоятельно использовать приобретенные творческие навыки, умение принимать решения, умение прогнозировать и оценивать собственные действия; умение возлагать на себя ответственность за свое окружение, способности к коммуникации с другими личностями.

Тема феномена социальной зрелости также затронута в научных трудах отечественных психологов (Абульхановой-Славской К.А, Сатир В., Ананьева Б.Г., Покрасса М.Л., Асмолова А.Г., Божовича Л.И., Реана А.А., Леонтьева Д.А., Мудрика А.В., Фельдштейна Д.И., Франкла В.).

К признакам психологически зрелой личности относят: прошедший адаптационный период в общественной сфере, уважение к нормам и ценностям, податливость, наличие внутреннего чувства контроля, способность предусматривать последствия своих действий, умение брать ответственность за близких людей. Кроме этого, психологи выделяют следующие признаки зрелой личности: чувство юмора, наличие философской стратегии жизни, само принятие и самосознание, способность к отношениям, мудрость, податливость, общительность, позитивное мышление и отношение к миру, терпимость, снисходительность, самокритичность, духовность, ответственность, саморазвитие, толерантность, иждивенчество. Обосновать вышесказанное можно единым основным признаком социальной зрелости – просоциальным поведением, т.е. активной жизненной позицией.

Психолог Ананьев Б.Г. проводил изучение социальной зрелости на основе исследований об индивидах, личности, индивидуальности и субъектах деятельности. Учёный Реан А.А. зрелость с точки зрения интеллектуальности и эмоциональности. Обратим внимание ещё на несколько взглядов на термин «социальная зрелость». Каждый возрастной период соответствует своему уровню эволюции социальной зрелости (мнение психологов Дашкевич О.В, Арканцевой Т.А., Гудзовской А.А). Социальная зрелость наступает в зависимости от экономической независимости (мнение психологов Кона И.С., Кузьмина Е.С., Петровского А.В.). Наступление социальной зрелости начинается в юном возрасте, потому как в этом возрасте происходит заложение общественной сути индивида (мнение психолога Д.И. Фельдштейна).

Работы современных специалистов в области изучению феномена социального инфантилизма посвящены следующим темам:

  • прогресс в социальной зрелости личности в годы студенческой жизни;
  • трудности политической индифферентности как причины, формирующие социально-правовую позицию подрастающего поколения России в настоящее время;
  • преподавательские технологии решения проблем социального и профессионального инфантилизма у студентов средне-специальных учебных заведениях;
  • прогресс социальной зрелости у студентов вузов педагогической направленности;
  • трудности формирования психологической зрелости у подростков;
  • социальная зрелость как средство равновесия между человеком и обществом;
  • социальная зрелость полноценная личность, где все компоненты определенны системой и находятся в иерархической зависимости;
  • понимание трудностей инфантилизма у современной молодёжи с точки зрения философии;
  • различие жизненных убеждений личности в зависимости от их уровня социальной зрелости;
  • формирование социальной зрелости у будущих специалистов образовательной сферы;
  • вычисление индекса социальной зрелости.

На основании изученного материала, считаем должным продолжить дальнейшее исследование данной темы. Изучение феномена инфантилизма нуждается в комплексном анализе. К изучению инфантилизма следует подойти как к фактору, противодействующему изменениям в современном обществе и как к процессу созданию и контроля над инновационным ресурсом личности с выявлением индикаторов и дерминат инфантилизма. В исследовании феномена инфантилизма могут помочь создание педагогической модели инфантилизма, мониторинг социальной среды, который формируется на основе предпосылок социального инфантилизма, а также анализ форм изображения и продвижения социального инфантилизма в долгосрочной перспективе.

Становится очевидной необходимость создавать конкретные рекомендации, которые помогли бы в исследовании социального инфантилизма и в формировании стратегий сопротивления различным его формам.

Литература

  1. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. – С. 21.
  2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания // Под ред. А.А. Бодалева М., Воронеж, 1996. – С. 43.
  3. Антон Г. О расстройствах развития у детей. Перевод под редакцией д‑ра М.Б. Шапиро. Москва, 1913. – С. 17.
  4. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Вопросы психологии, 2003, № 4. – С. 32.
  5. Божович Л.И.Эгапы формирования личности в. онтогенезе / Л.И.Божович // Вопросы психологии. -1979. №4. – С. 34
  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М .: Педагогика-Пресс, 1996. – С. 106.
  7. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. – С. 68.
  8. Кон И.С. Психология самостоятельности / И.С.Кон // Педагогика здоровья. М., 1992. – С. 190.
  9. Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений Текст. / Е.С. Кузьмин // Экспериментальная и прикладная психология (Психология личности и малых групп). – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. Вып. 8. – С. 23-30.
  10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985. – С. 91.
  11. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – С. 176.
  12. Маслоу А.Г. Самоактуализация / пер. с англ. / под общ. ред. A.M. Татлыбаевой. Спб: Ихтик, 1999. – С. 82..
  13. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. – С. 90.
  14. Олпорт Г. Личность в психологии. – СПб.: Питер, 1998. – С. 71.
  15. Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. N 4. – С. 44.
  16. Покрасс М.Л. Освоение одиночества: О чем молчат любимым // М.Л. Покрасс. Самара: Бахрах, 2005. – С. 91.
  17. Реан А. А. Психология личности: Социализация, поведение, общение. – М.; СПб., 2004. – С. 25.
  18. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. – С. 12.
  19. Фельдштейн Д.И, Характер развития деятельности ребенка в онтогенезе и разработка психологических основ воспитания // Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д.И,Фельдштейна. М., 1982. – С. 3-18.
  20. Франкл В.Психотерапия на практике. Перевод Н. Паньков, В. Певчев. Серия: Мастерская психологии и психотерапии – М.: Ювента. 199. – С. 137.
  21. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991. С. 65–134.
  22. Фромм Э. Человеческая ситуация / Фромм Э. – Москва: Директ-Медиа, 2008. – С. 110.
  23. Хорни Г. Новые пути в психоанализе / Собрание сочинений // Пер. с англ. ВЗт.Т.2.-М.: Смысл, 1997. – С. 92.
  24. Штутте Г. Психиатрия детского и юношеского возраста.// в кн. “Клиническая психиатрия” под ред. Груле Г., Юнга Р., Майер-Гросса В., Мюллера М. (пер. с нем.).- М.: М. 1967.- С.76.
  25. Эриксон Э. Г. Проблема эго-идентичности // Реферативный журнал, серия: «Социология», 1991, № 1, с. 173-200; № 2. – С. 155.
  26. Якиманская И.С. Развитие образного мышления в процессе обучения // Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. М.: Педагогика, 1989. – С. 42.

References

  1. Abul’hanova K.A. Sootnoshenie individual’nosti i lichnosti v svete sub#ektnogo podhoda // Mir psihologii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2011. № 1. – S. 21.
  2. Anan’ev B.G. Psihologija i problemy chelovekoznanija // Pod red. A.A. Bodaleva M., Voronezh, 1996. – S. 43.
  3. Anton G. O rasstrojstvah razvitija u detej. Perevod pod redakciej d ra M.B. Shapiro. Moskva, 1913. – S. 17.
  4. Asmolov A.G. Prakticheskaja psihologija i proektirovanie variativnogo obrazovanija v Rossii: ot paradigmy konflikta k paradigme tolerantnosti // Voprosy psihologii, 2003, № 4. – S. 32.
  5. Bozhovich L.I.Jegapy formirovanija lichnosti v . ontogeneze / L.I.Bozhovich // Voprosy psihologii. -1979. №4. – S. 34
  6. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaja psihologija / Pod red. V. V. Davydova. – M.: Pedagogika-Press, 1996. – S. 106.
  7. Gur’eva V.A. Psihogennye rasstrojstva u detej i podrostkov. M.: KRON-PRESS, 1996. – S. 68.
  8. Kon I.S. Psihologija samostojatel’nosti / I.S.Kon // Pedagogika zdorov’ja. M., 1992. – S. 190.
  9. Kuz’min E.S. Social’no-psihologicheskie osobennosti lichnosti v svete teorii otnoshenij Tekst. / E.S. Kuz’min // Jeksperimental’naja i prikladnaja psihologija (Psihologija lichnosti i malyh grupp). – L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1977. Vyp. 8. – S. 23-30.
  10. Lebedinskij V.V. Narushenija psihicheskogo razvitija u detej. M.: Izd-vo MGU, 1985. – S. 91.
  11. Leont’ev D.A. Samorealizacija i sushhnostnye sily cheloveka //Psihologija s chelovecheskim licom: gumanisticheskaja perspektiva v postsovetskoj psihologii / Pod red. D.A. Leont’eva, V.G. Shhur. M.: Smysl, 1997. – S. 176.
  12. Maslou A.G. Samoaktualizacija / per. s angl. / pod obshh. red. A.M. Tatlybaevoj. Spb: Ihtik, 1999. – S. 82..
  13. Mudrik A.V. Vvedenie v social’nuju pedagogiku. Uchebnoe posobie dlja studentov. M.: Institut prakticheskoj psihologii, 1997. – S. 90.
  14. Olport G. Lichnost’ v psihologii. – SPb.: Piter, 1998. – S. 71.
  15. Petrovskij A.V. Vozmozhnosti i puti postroenija obshhepsihologicheskoj teorii lichnosti // Voprosy psihologii. 1987. N 4. – S. 44.
  16. Pokrass M.L. Osvoenie odinochestva: O chem molchat ljubimym // M.L. Pokrass. Samara: Bahrah, 2005. – S. 91.
  17. Rean A. A. Psihologija lichnosti: Socializacija, povedenie, obshhenie. – M.; SPb., 2004. – S. 25.
  18. Satir V. Semejnaja terapija. Prakticheskoe rukovodstvo. – M.: Institut obshhegumanitarnyh issledovanij, 2009. – S. 12.
  19. Fel’dshtejn D.I, Harakter razvitija dejatel’nosti rebenka v ontogeneze i razrabotka psihologicheskih osnov vospitanija // Problemy psihologii sovremennogo podrostka / Pod red. D.I,Fel’dshtejna. M., 1982. – S. 3-18.
  20. Frankl V. Psihoterapija na praktike. Perevod N. Pan’kov, V. Pevchev. Serija: Masterskaja psihologii i psihoterapii – M.: Juventa. 199. – S. 137.
  21. Frejd Z. Nedovol’stvo kul’turoj // Frejd 3. Psihoanaliz. Religija. Kul’tura / Sost. i vstup. st. A. M. Rutkevicha. M.: Renessans, 1991. S. 65–134.
  22. Fromm Je. Chelovecheskaja situacija / Fromm Je. – Moskva: Direkt-Media, 2008. – S. 110.
  23. Horni G. Novye puti v psihoanalize / Sobranie sochinenij // Per. s angl. VZt.T.2.-M.: Smysl, 1997. – S. 92.
  24. Shtutte G. Psihiatrija detskogo i junosheskogo vozrasta.// v kn. “Klinicheskaja psihiatrija” pod red. Grule G., Junga R., Majer-Grossa V., Mjullera M. (per. s nem.).- M.: M. 1967.- S.76.
  25. Jerikson Je. G. Problema jego-identichnosti // Referativnyj zhurnal, serija: «Sociologija», 1991, № 1, s. 173-200; № 2. – S. 155.
  26. Jakimanskaja I.S. Razvitie obraznogo myshlenija v processe obuchenija // Vozrastnye i individual’nye osobennosti obraznogo myshlenija uchashhihsja / Pod red. I.S.Jakimanskoj. M.: Pedagogika, 1989. – S. 42.