Конституционные принципы организации и функционирования гражданского общества. Конституционные основы гражданского общества


Гражда?нское о?бщество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством. Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен

Одно из общепризнанных определений гражданского общества: гражданское общество есть объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне и возможно против государства в аспекте сохранения свободы, собственности и безопасности его граждан.

Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, прессу и т. д. Разумеется, это не относится к тоталитарному обществу, где все упомянутые институты носят государственный характер и гражданское общество подменено государством.

Реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.

Общественно-политические процессы развития гражданского общества в современной демократической России неразрывно связаны с развитием ее конституционных основ.

Конституционное развитие России происходит сложно и противоречиво. Тем не менее, на современном этапе развития нашего общества созрели условия для формирования целостной системы гражданского общества и ее конструктивного взаимодействия с системой государственной и местной власти. Сущность этого процесса можно определить как поэтапный переход от государственного (властного) к государственно-общественному управлению в масштабах страны, субъектов федерации и на местном уровне. Проблема развития гражданского общества - это, в первую очередь, проблема взаимодействия государства и общества, органов власти и общественных объединений в решении всего спектра социально-экономических и общественно-политических задач.

Новая Конституция провозгласила Россию правовым государством, в центре внимания которого, как и всего общества, находится человек, его права и законные интересы, которые признаются высшей ценностью. Никогда за всю многовековую историю России даже в период, когда самодержавие, казалось, пошло на конституционные уступки, человек не выдвигался в центр государственной политики, а его интересы всегда открыто игнорировались властью.

В России, впервые за всю ее многовековую историю, реально реализуются гражданские права и свободы по отношению ко всему населению. Вопрос лишь заключается в качестве и полноте обеспечения этих прав и свобод.

Становление демократического правового государства в России зависит не только от самого государства, но и от каждого его гражданина. Если каждый человек станет стремиться к процветанию страны, отстаивать собственные и коллективные интересы, выполнять возложенные обязанности, только тогда возможно развитие России как правового государства с развитым гражданским обществом.

Сегодня одной из важнейших потребностей России является развитие и усиление влияния гражданского общества и Конституция РФ является базовым документом для его развития. В этом заключается основной потенциал Основного Закона страны. Государству необходим общественный центр политической поддержки. В условиях демократии от гражданского общества исходят стратегические инициативы во всех областях национального строительства, а государство только выполняет общественный заказ. Однако, полноценный диалог между обществом и властью возможен лишь при наличии развитой системы гражданских институтов.

Одним из важнейших прав является право участвовать в референдуме, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из главных своих целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества . Идея о гражданском обществе была порождена идеей о свободе человека как гражданина общества, независимого от государства.

В дореволюционной литературе гражданское общество понималось как совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом (Б.Н. Чичерин). Современный подход рассматривает гражданское общество как систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Конституция РФ в гл. 1, 2 устанавливает базовые, основополагающие правовые связи, на которых строится и функционирует гражданское общество в современной России. В основу взаимоотношений государства и личности в РФ положен принцип: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью". Это означает безусловный приоритет прав человека в России над правами и интересами государства.

Гражданское общество – это общество экономической свободы. Конституция РФ в ч.1 ст.8 провозглашает свободу экономической деятельности, в том числе и предпринимательской, чем создает правовую основу реализации потребностей и интересов человека. Конституция РФ закрепляет, что в России признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право на частную собственность, в том числе на землю и другие природные ресурсы (ч.2 ст.9) , является необходимым условием реализации экономической свободы.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Учредителями общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13).

Одной из основ гражданского общества в России является закрепленный в ст. 13 Конституции РФ принцип идеологического многообразия, многопартийности. Согласно ФЗ 2001 г. «О политических партиях» политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Деятельность политических партий в России основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности . Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

Термин «гражданское общество» был предметом научного внимания Аристотеля и Цицерона, Гоббса и Локка, Гумбольдта и Маркса и многих других мыс­лителей прошлого. Естественно, что с развитием самого общества взгляды ученых на его природу постепенно трансформировались. Абстрагируясь от многообразия исторических фактов и ситуаций, можно выделить три спектра мнений и три основных этапа формирования данного понятия.

На заре человеческой цивилизации гражданское обще­ство полностью отождествлялось с государством. Так, Аристотель утверждал, что государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество. В более поздний период (XVIII–XIX вв.) общество стало восприниматься либеральными теоретиками как реак­ция на опасность беспредельного вмешательства госу­дарства в частную жизнь индивида, произвольного ограничения его свободы. Наиболее крайним проявле­нием этих взглядов стала теория анархизма, отрицаю­щая государство как таковое. В последние годы все более заметной в науке становится тенденция поиска оптимальных взаимосвязей между человеком, государ­ством и гражданским обществом, выявления содержа­тельных моментов, отражающих богатство взаимоотно­шений между людьми, разнообразие их личных и кол­лективных интересов.

Современное понимание и значение гражданского общества как категории науки конституционного пра­ва и реального явления могут быть раскрыты при помощи классификации его структурных элементов, описания общих и специфических черт, выявления тенденций и закономерностей развития. Разумеется, мы не в состоянии провести здесь широкомасштабные исследования и создать целостную теорию граждан­ского общества. Это требует времени, стабилизации конституционных отношений и целенаправленных усилий представителей различных отраслей науки. Вместе с тем, думается, нужно попытаться ответить на вопросы, что такое «гражданское общество», чем оно отличается от «негражданского», каковы его взаимоот­ношения с государством, можно ли считать таковым современное российское общество.

Понятие «гражданское общество» сопряжено с ка­тегориями «человек» и «гражданин» во всем многообра­зии их проявлений. Первоначальной структурной еди­ницей (клеточкой) любого сообщества выступает чело­век – индивид с его естественными правами, свобода­ми и обязанностями. Приобретение человеком статуса гражданина означает приобщение его к организованно­му общественно целому, признание и закрепление его прав и свобод в позитивном законодательстве, обеспе­чение последних не только самим укладом жизни, но и государством. Можно утверждать, что широкий спектр гражданских прав, их воспроизводство и рас­ширение по мере роста общественного благосостояния служит основой свободного и демократического разви­тия отдельной личности и общества в целом.



Для уяснения данной проблемы необходимо также четко определить аспекты взаимоотношений государ­ства и гражданского общества. Представляется, что главное здесь не впадать в крайность, т. е. не отожде­ствлять их и не рассматривать их как нечто совершен­но отдельное друг от друга. Истина состоит в том, что государство –это уникальное произведение человече­ства – есть неотъемлемая и органичная часть общества. Одновременно оно выступает в качестве и политико-территориальной формы существования общественной системы, и организационно-властного средства, способ­ствующего сохранению и развитию последней. При этом нужно помнить, что общество исторически непре­ходяще, генетически первично по отношению к госу­дарству, у него собственные источники и закономерно­сти развития, в конечном счете независимые от госу­дарства. При различных исторических условиях воз­действие государства на общество может быть мини­мальным, нормальным и тотальным. Гражданским же надо считать общество, способное обеспечить функци­онирование демократических институтов, реальность личной и экономической свободы людей и их объеди­нений, сохранение общественного контроля над госу­дарственно-властными структурами.

Самостоятельными признаками гражданского обще­ства являются его системность и структурированность. Разумеется, любой социальный организм обладает опре­деленным набором системных качеств. Но гражданскому обществу присущи полнота, устойчивость и воспроиз­водимость этих качеств. Важно видеть в гражданском обществе сложноструктурированную, саморазвиваю­щуюся, целостную систему, открытую для взаимодей­ствия с аналогичными системами в планетарном масш­табе. Причем высокая степень структурированности, т. е. наличие многообразных форм и институтов, по­зволяющих раскрыть всю оригинальность человеческо­го существа,– отличительная черта именно граждан­ского общества.

Решающее значение для характеристики гражданско­го общества имеет его многогранная естественная связь с правом. С одной стороны, лишь в условиях гражданского общества действительно могут быть реализованы естественные права человека, обеспечена правовая за­щищенность отдельной личности, с другой – только при наличии конституционно-правовой стабильности, развитой правовой системы и системы правосудия возможно формирование гражданского общества.

Таким образом, гражданское общество – это сво­бодное демократическое правовое общество, ориенти­рованное на конкретного человека, создающее атмос­феру доверия и миролюбия, уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим нравст­венным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, со­здающее возможность достижения благополучия и ре­ализации прав человека и гражданина, органично вы­рабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Разумеется, данное определение, как и все дефини­ции, имеет относительное значение.

Вместе с тем абсолютизировать и идеализировать гражданское общество ни в коем случае нельзя. Оно есть одновременно результат и процесс развития кон­кретного социального организма и мирового сообщест­ва в целом. Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но в одном случае они на определенном историческом отрезке находятся в неразвитом, зачаточном состоянии, в другом, напри­мер в условиях тоталитарного государства, – они мо­гут быть временно подавлены, находиться в состояний сжатой пружины, в третьем, при ярко выраженном классовом характере общественного строя, – они дози­руются, и, наконец, в четвертом, при достижении соци­ального равновесия и всех названных факторов, – полу­чают нормальное развитие.

В российских научных кругах активно заговорили о гражданском обществе после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и опубликования в этом же году проекта Конституции Российской Федерации, в котором один из разделов назывался «Гражданское общество». Про­блема органично увязывалась с задачей построения правового государства в обновленной суверенной России, и термин получил широкое распространение в литературе по конституционному праву. Однако в Основном Законе Российской Федерации о гражданском обще­стве прямо нигде не упоминается. А потому возникает вопрос: можно ли вести речь о категории, которая не получила законодательного закрепления в качестве конституционной? Полагаем, что да. В пользу этого можно привести следующие аргументы:

1) конституционное право как научная и учебная дисциплина не должно да и не может быть адекватно тексту Основного Закона; "

2) категория «гражданское общество», прошедшая проверку временем, традиционно связывается с идея­ми конституционализма не случайно. Само граждан­ское общество есть источник и основа возникновения и развития конституционно-правовых форм;

3) положения гл. 1 и 2 Конституции РФ фактически отражают сложившиеся в теории представления о со­держании и структуре гражданского общества;

5) без всестороннего анализа гражданского общества нельзя раскрыть значение конституционных положе­ний о демократическом, социальном, светском харак­тере российской государственности.

Российское гражданское общество – реальность XX столетия. Но многие его черты и качества еще находятся на стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленностью выхода экономики к цивилизованным рыночным отно­шениям, отсутствием широкого социального слоя соб­ственников, низкой эффективностью механизма право­вой защиты личности. И все же несмотря на названные сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирово­го развития с сохранением позитивного опыта собст­венного прошлого, своих самобытных черт. Оно зави­сит от ряда объективных и субъективных факторов. Одним из действенных рычагов здесь является консти­туционно-правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, определение круга правомочий его структурных элементов. Значение такого правового регулирования заключается в решении при помощи права двух основных задач: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; установить обязанности государства перед граждан­ским обществом.

Рассмотрим теперь структуру гражданского общества как социального явления и объекта правового регулирования.

Структура – внутреннее строение общества, кото­рое отражает многообразие и взаимодействие его со­ставляющих и обеспечивает его целостность и дина­мизм развития.

Системообразующим началом, генерирующим ин­теллектуальную и волевую энергию общества, являет­ся человек со своими естественными потребностями и интересами, которые внешне выражены в его юри­дических правах и обязанностях. Составляющими (эле­ментами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отно­шения) между ними. Структуру современного россий­ского гражданского общества можно представить в виде единства пяти подсистем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности: социальной (в узком смысле слова), экономической, политической, духовно-культурной и информационной. В науке конституци­онного права они рассматриваются: а) как обществен­но-политические категории; 6) как сложные системные образования; в) как относительно самостоятельные конституционные институты.

Социальной системой охватывается совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и вза­имоотношений между ними. Это первичный, фунда­ментальный пласт гражданского общества, оказываю­щий определяющее влияние на другие его подсистемы.

Прежде всего, здесь следует назвать блок связей, обусловливающих продолжение рода человеческого, воспроизводство человека, продление его жизни, вос­питание детей. Сюда входят институт семьи и отноше­ния, которые опосредствованы её существованием и обеспечивают соединение биологического и социаль­ного начал в обществе.

Второй блок составляют взаимосвязи, отражающие сугубо социальную природу человека: конкретные отношения между людьми как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.).

Третий блок образуют опосредствованные отноше­ния между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой сумму экономических институтов и связей, которые возника­ют между людьми при реализации отношений собст­венности, производства, распределения, обмена и по­требления совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь выступают отно­шения собственности, пронизывающие всю ткань эко­номической системы. В Российской Федерации при­знаются и защищаются равным образом частная, госу­дарственная, муниципальная и иные формы собствен­ности.

Отношения по поводу производства материальных и нематериальных благ – второй и наиболее важный для общества структурный слой. В основе производст­ва лежит созидательный труд его членов, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений явля­ются трудовые отношения. Более опосредствованный и абстрактный характер носят производственные отно­шения, которые в силу своей специфики перестают быть зависимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы служат государственные, частные, муници­пальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные пред­приятия граждан.

Отношения распределения, обмена, потребления об­щественного совокупного продукта есть важная со­ставная часть экономической системы, хотя они в опре­деленной степени присутствуют и в другой подсисте­ме – социальной.

Политическая система – это взятые в единстве и многообразии взаимодействующие и развивающиеся на основе определенных форм собственности в ходе раз­решения социальных противоречий объединения (орга­низации) людей, которые отражают интересы и волю социальных общностей (народа, классов, наций, слоев, групп), осуществляют политическую власть или борют­ся за её осуществление. В структуру политической системы входят целостные саморегулирующиеся эле­менты (организации) – государство, политические пар­тии, общественно-политические движения, объедине­ния и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Глубинным, сущностным слоем политической сис­темы являются отношения по поводу власти, которые пронизывают данную систему во всех её сферах, на всех этапах жизнедеятельности. Властные отношения весьма разнообразны: между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и др.

Особое место занимают взаимосвязи, складывающи­еся в процессе деятельности политических партий, конечная цель которых – всегда политическая (госу­дарственная) власть.

Помимо сугубо властных наличествует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические ор­ганизации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредст­венной демократии и т. д.

Духовно-культурную систему образуют связи меж­ду людьми, их объединениями, государством и обще­ством в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующими материализованными институтами и учреждениями (образовательными, научными, куль­турными, религиозными), через которые реализуются эти связи.

Базовый блок в этой сфере – отношения, возника­ющие по поводу образования. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности, его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества, без образования не может нор­мально функционировать не только духовно-культур­ная сфера, но и общественная система в целом.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и разви­тие науки, культуры, религии. Разнообразны пути их

формирования, неоднозначно воздействие на человека, но их консолидируют направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духов­ных, культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом лично и при помощи средств массовой информации. В число её структур­ных элементов входят государственные, общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осу­ществляющие производство и выпуск таких средств. Информационные отношения пронизывают все сферы гражданского общества.

При характеристике структуры гражданского об­щества необходимо иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, приведенная классификация предпринята в учебных целях и достаточно условна. В действитель­ности названные структурные части тесно взаимосвя­заны и взаимопроникаемы. Объединяющим их факто­ром, эпицентром выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей. Во-вторых, при изучении указанных подсистем как относительно самостоятельных явлений нужно кроме материализованных институтов и взаимосвязей между ними учитывать и другие составляющие. В реальной жизни экономические структуры, политические орга­низации, социальные общности невозможно отделить от соответствующих идей, норм, традиций. В-третьих, надо видеть то, что упорядочивающим фактором струк­туры и процесса жизнедеятельности общественного ор­ганизма служит право с его естественной общегумани­стической природой, подкрепленной прогрессивным демократическим законодательством.

Конституционное право рассматривает гражданское общество прежде всего как объект правового регулирования . Необходимость и возможность конституционного регулирования отношений гражданского общества обус­ловлены тем, что Конституция Российской Федерации является Основным Законом не только государства, но и всего общества. Она содержит естественно-правовые установления, соответствующие международным ак­там о правах человека и гражданина, и принята всенародным голосованием (референдумом).

Под конституционным регулированием понимается целенаправленное регулятивное воздействие на обще­ственные отношения путем закрепления в нормах Основного Закона правовых принципов, условий, прав и обязанностей субъектов конституционного права и гарантий их реализации. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать действие не только Конституции, но и федеральных конституционных, за­конов, а также конституционное и уставное регулирова­ние, осуществляемое субъектами Российской Федера­ции в пределах своей компетенции. Кроме того, следу­ет помнить о том, что в этом разделе речь идет лишь о конституционных основах гражданского общества.

Юридическая специфика позволяет выделить четы­ре направления конституционного регулирования об­щественных отношений:

1) Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования гражданского общества. Так, в ст. 2 говорится о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а в ст. 3носителем суве­ренитета и единственным источником власти в Россий­ской Федерации провозглашается её многонациональ­ный народ;

2)Конституция устанавливает правовые условия, в соответствии скоторыми могут возникнуть опреде­ленные правовые отношения. Например, согласно ст. 6 гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается согласно федеральному закону;

3) Конституция фиксирует права и обязанности субъектов конституционных отношений. В ст. 32 за­крепляются право граждан на участие в управлении Делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранны­ми в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

4) Конституция содержит гарантии реализации прав, обязанностей и полномочий субъектов. В частности, в ст. 12 содержится положение о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Гарантии осуществления прав граждан могут быть выражены в виде обязанности государства или его органов. Например, в ст. 24 устанавливается обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать каждому воз­можность ознакомления с документами и материала­ми, непосредственно затрагивающими его права и сво­боды, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со структурой гражданского обще­ства можно выделить институты конституционного регулирования, опосредствующие определенные сфе­ры его жизнедеятельности.

Институт социальной системы охватывает отноше­ния, составляющие первичную, естественную основу человеческого общества. Конституционное законодатель­ство исходит из того, что российский народ с его общей судьбой должен утвердить права и свободы человека, мир и согласие на своей земле. Он несет ответствен­ность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. Поэтому земля и другие ресурсы ис­пользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на её территории (ст. 9). Конституция объявляет Рос­сийскую Федерацию социальным государством, поли­тика которого направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

В Конституции закрепляются главные направления социальной политики государства: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного ми­нимального размера оплаты труда; 3) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 4) развитие системы социальных служб; 5) назначение государственных пенсий и социальных пособий.

Институт экономической системы – это совокуп­ность конституционных норм, регулирующих отноше­ния людей по поводу собственности, производства и потребления материальных и нематериальных благ. Конституционное регулирование названных отноше­ний идет по пути создания благоприятных условий для их развития и надежных правовых гарантий беспре­пятственного осуществления, закрепления прав собст­венника и предпринимателя. «В Российской Федера­ции, – гласит ст. 8, – гарантируются единство экономи­ческого пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Важное значение для характеристики конституци­онного регулирования современных экономических от­ношений имеет конституционный статус предпринима­теля. В ст. 34 Основного Закона закрепляется право каждого на свободное использование своих способно­стей и имущества для предпринимательской деятель­ности. Новизна, демократизм и распространенность этого статуса на всю территорию Федерации делают его необходимым интегрирующим фактором экономи­ческой жизни страны. Впервые в российском законо­дательстве реализован подход к предпринимательству прежде всего как к сфере частных, а не сугубо государственных интересов. Подтверждением тому служит новый Гражданский кодекс РФ (часть первая), развивающий и конкретизирующий конституционные положения.

Институт политической системы регулирует отноше­ния, связанные с осуществлением политической власти. Единственным её источником признается российский народ, он же является носителем суверенитета. Политическая власть реализуется через систему политиче­ских институтов (организаций), предусмотренных и за­крепленных нормами Основного Закона. Центральное место в политической системе принадлежит государ­ству. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ госу­дарственная власть в Российской Федерации осущест­вляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 11 её осуще­ствляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Государственную власть в субъектах Федерации реализуют образуемые ими органы госу­дарственной власти. Подробнее эти вопросы рассмат­риваются в следующих разделах учебного пособия.

Необходимым звеном в механизме осуществления политической власти выступают политические партии. «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» (ч. 3 ст. 13). Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в органах законодательной власти, учреж­дать средства массовой информации и вести пропаганду своих идей, чем оказывают значительное влияние на функционирование политической власти. В настоящее время идет процесс становления многопартийной сис­темы, из множества мелких политических партий по­степенно выкристаллизовываются крупные политиче­ские объединения, вырабатывающие долговременные программные документы и опирающиеся на определен­ные социальные слои и группы населения. Важную роль в общественно-политической жизни страны играют различного рода общественные объеди­нения. Они участвуют в формировании органов госу­дарственной власти, представляют и защищают законные интересы своих членов в государственных и обще­ственных органах и ведут иную работу для достижения целей, предусмотренных их уставами. Регистра­цию уставов общественных объединений и контроль за соответствием их деятельности уставным положениям осуществляет Министерство юстиции РФ. Конститу­ция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федера­ции, подрыв безопасности государства, создание воо­руженных формирований, разжигание социальной, ра­совой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).

духов­но-культурной системы состоит из комплекса норм, расположенных в различных главах Основного Закона (ст. 14, 26, 28, 29, 43, 44, 71, 72). Для цивилизованного гражданского общества Российской Федерации опре­деляющее значение имеет провозглашение её светс­ким государством. Светский (гражданский) характер влияет на все аспекты духовно-культурных отноше­ний, обусловливает независимость и самобытность формирования духовного мира личности. Конституция в ч. 2 ст. 26 предоставляет каждому право на пользо­вание родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. По ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода веро­исповедания, включая право исповедовать индивиду­ально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и рас­пространять религиозные и иные убеждения и дейст­вовать в соответствии с ними.

С учетом ст. 13 Всеобщей декларации прав человека и на базе опыта конституционного развития страны в ст. 43 Основного Закона закрепляется право каждого человека на образование. В этой статье гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основ­ного общего и среднего профессионального образова­ния и бесплатность высшего образования на конкурс­ной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Образо­вание – важнейший участок духовно-культурной жизни страны, оказывающий влияние на развитие науки, литера­туры, искусства, религии и другие сферы обществен­ного сознания. Конкретизацию конституционных положений мы находим в Федеральном Законе «Об образовании в РФ», в котором даны понятия образования, системы образования, образовательного учреждения, программы и стандарта. В частности, под системой образования понимается совокупность: системы преем­ственных образовательных программ и государствен­ных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образователь­ных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Непреходящее значение для функционирования ду­ховно-культурной сферы имеют конституционно за­крепленные свобода литературного, художественно­го, научного, технического и других видов творче­ства, преподавания и право каждого человека на уча­стие в культурной жизни и пользование учрежде­ниями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).

Институт конституционного регулирования инфор­мационной системы находится в стадии становления, так как сама эта система еще только формируется. Основополагающими здесь являются положения ст. 29 Конституции РФ, где говорится, что каждому гаранти­руется свобода мысли и слова, что каждый человек имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура.

Прямое отношение к данному институту имеют положения ст. 15 Основного Закона о том, что законы подлежат официальному опубликованию, а неопубли­кованные законы не применяются. Когда затрагивают­ся права, свободы и обязанности человека и граждани­на, любые нормативные правовые акты не могут при­меняться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Гарантия доступа к документам и материалам, в которых содержится информация, затра­гивающая права и свободы человека, установлена ст. 24 Основного Закона РФ. В его ст. 41 предусмотрена ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здо­ровья людей.

В отечественной и зарубежной литературе имеется множество определений гражданского общества . Однако представители различных отраслей науки и прежде всего юриспруденции, экономической теории, политологии, социальной и политической истории , философии и социологи сходятся в одном - гражданское общество является более высокой ступенью развития человеческой общности, отношений между людьми. Отсюда с логической последовательностью делается вывод, что его интерпретацию следует проводить через родовое понятие «общество», последовательно раскрывая сущность видового понятия, более низшего порядка.
Общество можно определить как исторически сложившуюся общность людей, объединенных определенными производственными, социальными, духовно-культурными и политическими отношениями, объективно соответствующими уровню его цивилизационного развития.
Важнейшей предпосылкой возникновения гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности человека , который превращается из подданного в гражданина с равными правами и юридическими обязанностями со всеми другими гражданами. Общество никогда не станет гражданским, если в нем представлены рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, партийная номенклатура и прикрепленные к заводам рабочие, беспаспортные колхозники.
При тоталитарном режиме общество становится полностью огосударствленным. Властно-принудительное регулирование и управление государства охватывает все сферы жизнедеятельности общества, вплоть до семейной. Формула власти , господства над обществом, доведенная до своего логического завершения, превращает свободных граждан в широкие народные массы, настоящих крепостных государства, одинаково бессильных перед лицом власти, а потому равных. В этих условиях сама идея гражданского общества теряет всякий смысл.
Однако было бы опасным заблуждением считать, что в демократическом государстве общество не должно подвергаться его властному регулированию и управлению. Но производственные, социальные и духовно-культурные отношения общества должны упорядочиваться главным образом косвенными методами, исключающими непосредственное воздействие государства на волю их участников.
Опыт демократических стран свидетельствует, что в их национальных конституциях и законах формулируются нормы - принципы, предусматривается разработка целевых программ, определяется налоговая и бюджетная политика в отношении юридических и физических лиц , закрепляется механизм мотивации активной деятельности граждан и выбора оптимальных вариантов их поведения, разрешения противоречий и споров. С помощью таких методов формируется благоприятная среда, создаются оптимальные условия для развития производственных, социальных и духовно-культурных отношений, для самоопределения свободных индивидов и их объединений. Эти отношения ограждаются нормами конституций и законов от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти .
Вместе с тем следует отметить, что и в демократическом государстве все политические отношения, связанные с осуществлением публичной власти, подвергаются упорядочению методами прямого воздействия на волю их участников с целью стабилизации или перевода в более благоприятное состояние. Но в то же время сама власть должна осуществляться в рамках конституции и закона, что гарантирует определенную меру свободы личности, ее права и интересы.
Сказанное позволяет сделать вывод, что гражданское общество представляет собой исторически сложившуюся общность людей, объединенных определенными производственными, социальными, духовно-культурными и политическими отношениями, объективно соответствующими уровню его
цивилизационного развития, которые подвергаются властному регулированию и управлению со стороны государства методами как косвенного, так и прямого воздействия на основе и в рамках конституции и закона.
Субъектами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья ; 3) частные предприятия и хозяйственные организации; 4) экономические ассоциации и объединения; 5) профсоюзы ; 6) местное сообщество; 7) социальные группы и слои населения, средний класс; 8) религиозные организации; 9) общественные объединения ; 10) политические партии ; 11) политические и общественные движения; 12) независимые СМИ.
Характерная особенность субъектов гражданского общества заключается в том, что они вступают в различные отношения как свободные и формально равные участники» реализующие и защищающие свои частные интересы. Только частные интересы являются той силой, которая объединяет их в гражданское общество с его многочисленными отношениями, структурами и связями «Интерес, - совершенно правильно подметил К. Маркс, - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества. Реальной связью между ними является не политическая, а гражданская жизнь. Не государство, стало быть, сцепляет между собой атомы гражданского общества... Только политическое суеверие способно еще изображать в наше время, что государство должно скреплять гражданскую жизнь, между тем как в действительности, наоборот, гражданская жизнь скрепляет государство».
В системе правового регулирования отношений в различных отраслях и сферах гражданского общества преобладают нормы частного права , обеспечивающие охрану интересов свободных и равноправных собственников, защиту их личной инициативы и . Тем не менее частное право не вытесняет за пределы гражданского общества публичное право. Если столетие назад нормы публичного права регулировали преимущественно отношения по осуществлению государственной власти, то теперь они помимо прочего закрепляют каркас гражданского общества, выражают общие интересы людей как разного рода объединений и сообществ. Они обеспечивают устойчивость гражданского общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической и социальной сфер, что служит важнейшим условием реализации норм частного права , оптимального сочетания интересов личности с интересами общества и государства.
Гражданское общество и государство находятся в состоянии диалектической противоречивости. С одной стороны, государство представляет собой обособленную политическую организацию общества, а с другой - служит формой организации самого общества. В связи с этим чрезмерное усиление государства влечет распространение власти на те сферы жизнедеятельности общества, которые носят сугубо частный характер. В результате происходит свертывание рыночных механизмов регулирования национальной экономики , установление контроля государства над обществом, произвольное ограничение прав и свобод личности. Доминирование гражданского общества над государством, преобладание договорных начал в системе правового регулирования в публичных сферах связаны с ослаблением государства, что приводит к нарушению законности и правопорядка , возникновению угроз безопасности самого общества, переходу его в хаотическое состояние.
Разрешение диалектической противоречивости в данном случае заключается в формировании правового государства , призванного определить нормами конституционного права частную и публичную сферы жизнедеятельности общества, установить запрет на ограничение свободы реализации частных интересов административными методами. Его регулирующая роль в этой связи сводится к обеспечению государственной и общественной безопасности, укреплению правопорядка, созданию законодательных основ для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, проявлению активности и предприимчивости. В свою очередь гражданское общество сможет добиваться демократизации государственной власти за счет перераспределения полномочий между ее уровневыми структурами, путем обеспечения адекватного представительства интересов разных слоев населения в национальном парламенте , осуществления общественного контроля, защиты прав и свобод личности от нарушений, связанных с превышением должностными лицами своих служебных полномочий и злоупотреблений властью.
В то же время в конституционном праве появилось много норм, обеспечивающих оптимальное сочетание публичных и частных интересов, интересов личности и государства. В качестве примера можно привести положение ст. 2 Конституции РФ, провозглашающей: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Публичные интересы, нормативно закрепленные в данной статье, заключаются в признании необходимости охраны государством прав и свобод каждого члена общества. С точки зрения охраны частных интересов конституционная норма позволяет конкретному лицу в случае нарушения его прав и свобод обратиться за защитой к государству. Все нормы второй главы Конституции РФ, названной «Права и свободы человека и гражданина», охраняют, с одной стороны, публичные интересы, определяя возможности участия каждого в жизни общества и государства, а с другой стороны, они устанавливают определенные границы и условия реализации правомерных интересов отдельно взятого лица. С помощью таких норм можно достигнуть сбалансированности интересов правового государства и гражданского общества, установить их взаимные обязанности и ответственность, возвести в закон свободу и долг каждого лица.

Конституционно-правовое регулирование производственных отношений гражданского общества

В гражданском обществе производственные отношения складываются при многообразии форм собственности и экономической свободе личности . В нем собственность существует в таких основных формах, как публичная и частная. Все остальные формы собственности являются производными от них.

Назначение публичной собственности заключается в удовлетворении интересов народа, населения региона или местного сообщества, что обусловливает распространение на объекты публичной собственности принципов неотчуждаемости и неприменимости сроков давности. Как сказано в ст. 132 Конституции Испании, закон регулирует правовой режим публичного имущества, исходя из принципов его неотчуждаемости, неприменимости сроков давности, невозможности обращения на него взыскания, а также охраны его от использования не по назначению.

Важную роль в развитии производственных отношений гражданского общества играет рыночная экономика . Однако в конституциях демократических стран отсутствуют правовые нормы, детально регулирующие отношения в системе рыночной экономики, определяющие ее тип. Обычно закрепляются лишь такие основные принципы рыночной экономики, как свобода экономической деятельности, свобода заключения договоров , свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории страны, поддержка конкуренции .

Значительно реже конституции зарубежных стран для обозначения рыночной экономики используют собирательные понятия, определяющие ее тип. Так, в ст. 20 Конституции Польши сформулирована правовая норма, согласно которой «социальное рыночное хозяйство, опирающееся на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров, образует основу экономического устройства Республики Польша». В Конституции Перу говорится о сложившейся в стране «социальной рыночной экономике», о роли государства, призванного обеспечить «свободу рынка » (ст. 58, 61). В соответствии с Конституцией Португалии государство обязано «обеспечить эффективное функционирование рынка» (п. «е» ст. 81).

На основе принципа экономической свободы осуществляется конституционно-правовое регулирование производственных отношений гражданского общества в Швейцарии. В соответствии с Конституцией Союз и кантоны обеспечивают в стране единство экономического пространства, пресекают экономическую деятельность влиятельных на рынке предприятий и организаций, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускают злоупотреблений в ценообразовании . Ограничения экономической свободы могут практиковаться только в случаях, когда они прямо предусмотрены в Союзной конституции или обосновываются историческими прерогативами некоторых кантонов (ст. 94-96).

1. Отношения между трудом и капиталом в демократических странах регулируются конституционными нормами с целью достижения социального партнерства между работодателями и работниками, обеспечения их сотрудничества при разрешении трудовых конфликтов. В этой связи государство наделяет каждого правом на свободный труд и возлагает на работодателя юридические обязанности создавать благоприятные условия для его осуществления, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, и выплачивать вознаграждение за проделанную работу без какой бы то ни было дискриминации (ст. 35 Конституции Нидерландов). Одновременно государство определяет посредством конституционных норм порядок установления минимального размера оплаты труда , ниже которого работодатель не вправе выплачивать работнику вознаграждение за его труд (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, § 110 Конституции Норвегии).

Конституции стран с развитым гражданским обществом закрепляют механизм разрешения трудовых конфликтов между работодателем и работниками. Он включает правовые нормы , которые устанавливают порядок деятельности профсоюзов , судебных органов и самих работников по разрешению трудовых конфликтов, определяют условия обеспечения безопасности и поддержания в надлежащем состоянии оборудования и сооружений в период проведения забастовки , сохранения минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения неотложных социальных нужд (ст. 54- 57 Конституции Португалии).

Роль государства здесь сводится к тому, чтобы гарантировать конституционными нормами демократические процедуры разрешения трудовых споров , не допустить их разрастания до такой степени, когда они перейдут в политические конфликты и создадут угрозу безопасности страны, анархии и распада гражданского общества.

2. Отношения по социальному обеспечению населения страны регулируются нормами конституционного права посредством юридических предписаний, адресованных их участникам. В национальной конституции закрепляются право каждого на социальное обеспечение и соответствующая ему юридическая обязанность государства принимать все необходимые меры по его реализации, а также определяются категории населения страны, нуждающиеся в социальной защите. Государство обычно гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом .

Вместе с тем следует отметить, что конституции некоторых стран с развитым гражданским обществом расширяют круг участников и состав объектов отношений по социальному обеспечению.

Так, Конституция Португалии выделяет в качестве субъекта таких отношений молодежь, которая пользуется в соответствии с ее нормами особой защитой государства в реализации своих социальных прав, в том числе при приеме в первый раз на работу и получении жилья (ч. 1 ст. 70). Конституции Исландии (ст. 76), Испании (ст. 42), Монако (ст. 26), Финляндии (§ 19) наряду с другими объектами отношений по социальному обеспечению населения называют и безработицу , при наступлении которой назначаются и выплачиваются пособия каждому лицу, лишившемуся рабочего места не по своей вине.

Конституционные нормы создают благоприятные условия для обеспечения частного интереса при наступлении социального риска и сохранения источников формирования публичных финансов , необходимых для развития гражданского общества, свободных собственников. Однако государство, как сказано в Основном законе Швейцарии, сможет обеспечить социальную защиту определенных категорий населения страны лишь в рамках своей конституционной компетенции и имеющихся у него финансовых средств (ч. 3 ст. 41). Даже в самых высокоразвитых странах мира оно не может стать общенациональным собесом.

3. Межнациональные отношения регулируются прежде всего методом установления равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, языка и религии. Как сказано в ст. 14 Конституции Испании, «все испанцы равны перед законом, и не допускается никакая дискриминация по рождению, расе, полу, вероисповеданию, взглядам или по любым другим основаниям персонального или социального характера».

В несколько иной редакции это положение сформулировано в Конституции Швеции, нормативно установившей, что «в законе или ином предписании не может содержаться неблагожелательное отношение к какому-либо гражданину, который на основании расы, цвета кожи или этнического происхождения принадлежит к меньшинству» (§ 15).

Конституционными нормами в данном случае государство интегрирует свободных, равных по своему статусу лиц в единое гражданское общество. Однако при регулировании межнациональных отношений нормами конституционного права государство в демократических странах обеспечивает также защиту публичных интересов наций, народностей и этнических групп. На конституционном уровне им предоставлено право реализовать свой национальный суверенитет в форме субъекта федерации, территориальной автономии, самобытного муниципального образования , национально-культурной автономии. Соответствующие нормы имеются в Конституционном акте о Союзе Канады, Новой Шотландии и Нью-Браунсуика 1867 г., в конституциях Испании (ст. 2), Италии (ст. 114-115), Норвегии (§ 110а), Португалии (ст. 6) и Финляндии (§ 120).

Значительное место в системе конституционного регулирования межнациональных отношений в странах с развитым гражданским обществом занимают нормы, определяющие статусы коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.

В законодательстве и научной литературе коренные малочисленные народы определяются как народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, имеющие незначительную численность и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Коренные народы являются потомками тех этносов, которые населяли его территорию до прихода туда людей с другой материальной и духовной культурой, другого этнического и расового происхождения. Они отличаются от остальной части населения страны своими обычаями и традициями, языком и религией, формами ведения экстенсивного хозяйства на базе возобновимых природных ресурсов. В местах традиционного проживания для них характерна высокая интеграция в исконную среду обитания, что выражается в духовной, экономической и физиологической зависимости от природы. Сами коренные малочисленные народы сознательно считают себя не только самостоятельными этническими общностями, но и неотъемлемой частью природной среды.

В целях защиты публичных интересов коренных малочисленных народов демократические государства гарантируют сохранение их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, родного языка, самобытной культуры и общественного уклада, родоплеменной юстиции, этнического самоуправления.

Создание ценностей культуры возможно лишь в результате целостного, длительного и вдохновенного напряжения талантливой личности или творческого коллектива, способных отыскать прекрасную форму для выражения в ней глубокого содержания. Поэтому национальные конституции зарубежных стран нормативно определяют позицию государства по отношению к творческим работникам, признавая их исключительную роль в гражданском обществе. В Швейцарии, например, государство поддерживает на федеральном уровне культурные устремления, представляющие общенациональный интерес, а также содействуют искусству и музыке, особенно в сфере профессиональной подготовки (ст. 69 Конституции). В Конституции Турции выделена специальная статья, посвященная «защите искусств и художников» (ст. 64).

Конституции высокоразвитых стран возлагают на государство обязанности по созданию условий для самореализации талантов, обеспечению приоритете в развитии национальных культур, преодолению монополизма в данной области. На основании ст. 78 Конституции Португалии государство в сотрудничестве с учреждениями культуры обязано «поддерживать инициативы, которые способствуют индивидуальному и коллективному творчеству в его многообразных формах и проявлениях и большему распространению произведений и объектов культуры высокого уровня».

Конституция Финляндии наряду с провозглашением свободы занятия наукой и искусством предписывает властям принимать меры по развитию культуры народа саами и шведскоговорящего населения на основе принципов, применяемых и к финской культуре (§16-17).

Богатство культуры в любой стране в значительной степени зависит от многообразия методов познания реальной действительности, наличия разных научных и художественных школ и направлений, настоящей свободы творчества, В тоталитарных государствах нет условий для формирования высокой культуры, создания подлинных шедевров, поскольку существует идеологический диктат, политический подход к оценке научных и художественных явлений. Через всеохватывающую тоталитарную власть в жизнь воплощаются примитивные произведения, в которых глубокое содержание подменяется политическим и идеологическим эквивалентом.

Новейшие конституции зарубежных стран закрепляют принцип культурного многообразия, гарантируют соблюдение публичных интересов в сфере культуры. Так, Конституция Швейцарии в числе одной из важнейших целей федеративного государства называет содействие «совместному благосостоянию, устойчивому развитию внутренней сплоченности и культурному многообразию страны» (ч. 2 ст. 2). Конституция Бельгии «особо гарантирует права и свободы идеологических и философских меньшинств» (ст. 11).

Принцип культурного многообразия предполагает, что в стране созданы условия для творческого самовыражения личности, формирования различных научных и художественных школ и направлений, для их развития на основе свободы и конкуренции . В конституционном аспекте принцип культурного многообразия выражается, прежде всего, в том, что он является нормативной основой для реализации права каждого на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Создавать произведения искусства, заниматься творчеством человек может только тогда, когда он живет в гражданском обществе, где личность свободна от какого-либо идеологического или политического диктата, жестких цензурных ограничений.

Одной из гарантий реализации принципа культурного многообразия служит светское государство. Оно занимает мировоззренческий нейтралитет не только по отношению к религии, но и по отношению к материализму. Государство согласно ст. 19 Конституции Бельгии гарантирует свободу культов, их публичное отправление, а также свободу выражать свои мнения любым способом. Тем самым оно создает условия для развития как религиозного, так и светского творчества, обогащения национальной культуры материальными и духовными ценностями.

2. Отношения по освоению достижений культуры регулируются способом позитивного обязывания государства по созданию условий, необходимых для оптимального развития духовно-культурной сферы человеческой личности. Для этого в национальных конституциях нормативно закрепляются важнейшие принципы, на базе которых обеспечивается доступность получения каждым лицом духовно-культурных благ. Среди них на первое место по своей значимости ставится принцип равного доступа к достижениям отечественной и мировой культуры (ст. 34 Хартии основных прав и свобод Чехии 1991 г., ст. 44 Конституции Испании, ст. 73 Конституции Польши).

Основной формой освоения достижений культуры является семейное воспитание. Его практическая значимость подчеркнута в ст. 42 Конституции Ирландии, согласно которой «первым и естественным воспитателем ребенка является Семья ». В этой связи государство «гарантирует уважение к неотъемлемому праву и обязанности родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное и моральное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание» (ч. 1).

В семье происходит становление задатков личности, ее дарований и способностей, практических навыков. Родители могут оказать решающее воздействие на формирование у ребенка чувства восприятия красоты в природе и лучших творениях человека, приобщить его к миру прекрасного в определенной отрасли культуры, сознательно сориентировать на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании эталоны социального поведения личности. Воистину «человек станет тем, - верно подметил выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, - чем он стал до пятилетнего возраста».

Второй формой планомерного освоения достижений культуры является образование. В демократических странах оно включает нравственное, культурное, профессиональное и физическое воспитание человека, формирование у него патриотических чувств, национального и религиозного сознания, восприятия себя как свободной и ответственной личности (ст. 16 Конституции Греции, ст. 15 Конституции Лихтенштейна).

Особую роль в освоении достижений культуры выполняют высшие и средние специальные учебные учреждения отраслевого профиля. Они дают профессиональное образование во всех областях культуры, готовят специалистов для практической деятельности. Многие из них пользуются академической свободой, которая позволяет преподавателям определять формы и методы обучения, а студентам - выбирать себе преподавателей. В Италии «учреждения высокой культуры, университеты и академии имеют право принимать собственные уставы в пределах установленных законами государства» (ст. 33 Конституции). Полностью самоуправляемыми являются и все вузы Греции (ч. 5 ст. 16).

Третьей формой освоения достижений культуры является просвещение. Оно заключается в приобщении населения страны к национальной и мировой культуре, распространении знаний о ее достижениях, воспитании молодежи на лучших образцах культуры. Конституция Андорры закрепляет право каждого на просвещение, «целью которого является наиболее полное раскрытие человеческой личности при уважении свободы и основных прав» (ч. 1 ст. 20).

Основная тяжесть в культурном просвещении населения каждой демократической страны ложится на публичные библиотеки, книжные издательства, театры, музеи, филармонии, творческие союзы, радио и телевидение. Их просветительная деятельность по-разному регулируется нормами конституционного права . Так, например, в Австрии художественное творчество, популяризация искусства и развитие его теории согласно ст. 17а Основного закона государства от 21 декабря 1867 г. «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете» полностью свободны. Напротив, в Греции радио и телевидение находятся под непосредственным контролем государства. Их деятельность должна быть направлена на объективную и на равных условиях передачу информации и известий, а также на распространение произведений литературы и искусства при обеспечении качественного уровня передач, диктуемого их специальной миссией и интересами культурного развития страны (ст. 15 Конституции).

Определить эффективность конституционных норм о просвещении в области культуры практически невозможно. Однако в странах с развитым гражданским обществом наблюдается тенденция отмены платы за вход во все музеи и другие музейные комплексы. Так, например, во Франции вход в государственные музеи стал с 4 апреля 2009 г. бесплатным для молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Это открыло доступ к музейным ценностям широкой публике, которая как раз и нуждается в эстетическом воспитании.

3. Отношения по охране материальных и духовных ценностей культуры регулируются конституционными нормами посредством возложения на каждого члена общества обязанности с уважением относиться к историческому, культурному и духовному наследию, заботиться о нем, охранять памятники истории и культуры (ст. 54 Конституции Беларуси, ст. 37 Конституции Казахстана). В этом случае государство обладает правом требовать от каждого индивида исполнения юридической обязанности по охране материальных и духовных ценностей культуры, должного поведения в обществе, обусловленного необходимостью проявления повседневной заботы о сохранении культурного наследия страны.

Однако такой способ конституционного регулирования отношений по охране уже созданных материальных и духовных ценностей культуры является недостаточно эффективным. Как свидетельствует новейшая история, культурное наследие народов обычно уничтожается, продается за бесценок скупщикам краденных музейных шедевров и антиквариата самими властями тоталитарных государств. Массовые преступления против культуры стали повседневной практикой в Советском Союзе, фашистской Германии, в Китае в годы так называемой великой пролетарской культурной революции, в Камбодже при кровавой диктатуре «красных кхмеров», в теократическом Афганистане.

Невольно напрашивается вывод, что оптимальным вариантом конституционного регулирования отношений по охране материальных и духовных ценностей культуры может служить лишь позитивное обязывание государства по их сохранению для нынешних и будущих поколений людей. Соответствующие нормы имеются в конституциях Андорры (ст. 34), Италии (ст. 90), Литвы (ст. 42), Португалии (ст. 78), Турции (ст. 63) и ряда других государств.

В конституциях отдельных зарубежных стран в числе объектов культуры, охраняемых государством, выделяются и природные ландшафты. Так, например, в ст. 9 Конституции Мальты записано: «Государство должно охранять ландшафт, историческое и художественное наследие нации».

Такой подход к регулированию конституционными нормами отношений по охране материальных и духовных ценностей культуры является вполне оправданным. Культурные ландшафты, музеи-усадьбы, заповедники и национальные парки, памятники природы есть не только лицо земли, но и лицо общества. Они в значительной степени отражают достижения народа в области культуры.

Конституционно-правовое регулирование политических отношений

Политические отношения как объект конституционно-правового регулирования отличаются своим многообразием. Но они объединены функциональными связями, поскольку складываются в рамках политической системы общества между социальными общностями, классами, коллективами, гражданами страны по поводу государственной власти .

Политические отношения с участием наций, народностей и этнических групп регулируются конституционно-правовыми нормами , когда они складываются при осуществлении ими права на самоопределение в формах субъекта федерации, унитарного государства , национально-территориальной или национально-культурной автономии, при реализации ими своего статуса (ст. 1-4 Конституции Бельгии, ст. 225 Конституции Португалии, § 75 Конституции Финляндии).

Особое место в гражданском обществе занимают политические партии . Будучи самыми активными субъектами политической системы общества, они участвуют в формировании и выражении политической воли народа, содействуют демократическим путем определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, соперничают в рамках действующей конституции и демократических процедур в борьбе за власть (ст. 27 Основного закона ФРГ, ст. 6 Конституции Испании, ст. 49 Конституции Италии, ст. 10 Конституции Португалии). В парламентской республике или монархии политическая партия или партийная коалиция, имеющая большинство в парламенте , формирует из своих представителей правительство и получает, таким образом, возможность контролировать все структуры исполнительной власти , реализовать в их деятельности свою политику. В этой связи политические партии вступают в отношения с избирательным корпусом, избирательными комиссиями разного уровня, с органами государственной и муниципальной власти, которые регулируются нормами конституционного права (Закон ФРГ от 24 июля 1967 г. «О политических партиях» (в ред. Закона от 22 декабря 1988 г.).

На иных принципах осуществляется конституционно-правовое регулирование политических отношений государства с общественными и религиозными объединениями, бизнес структурами и их ассоциациями. В качестве таких принципов выступают сотрудничество, взаимопомощь, координация, определение основных направлений совместной деятельности, государственный контроль и надзор.

При этом в демократических государствах сохраняется их внутренняя самостоятельность и относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Все негосударственные объединения гражданского общества действуют в рамках правового режима, установленного государством посредством конституционно-правовых норм, призванного создать благоприятные условия для реализации их уставных задач, удовлетворения частных и публичных интересов. Прежде всего, это выражается в предоставлении прав на объединение, на свободу мысли и слова, на проведение массовых публичных мероприятий (ст. 12, 14 Конституции Греции, ст. 77-78 Конституции Дании).

Религиозные объединения оказывают косвенное воздействие на состояние и динамику политических отношений. Хотя в демократических странах религиозные объединения отделены от государства, но их совершенно невозможно да и не нужно отделять от гражданского общества. Распространяя среди широких слоев населения страны религиозные учения, они тем самым формируют общественное мнение. В свою очередь религиозные идеи и убеждения, разделяемые массами граждан, в той или иной мере учитываются в деятельности органов государственной власти.

Государство защищает не только права и законные интересы общественных и религиозных объединений, бизнес структур и их ассоциаций, но и права и законные интересы граждан, добровольно вступивших в их состав. В случае необходимости оно применяет меры конституционно-правового принуждения. Так, в ст. 7 Основного закона Австрии от 21 декабря 1867 г. «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете» установлено, что «все объединения, направленные на подчинение личности и закрепление ее зависимости, ликвидируются навсегда. Всякое обязательство или повинность в отношении собственности на недвижимость , вытекающие из ее прежней принадлежности, может быть погашено, непогашаемая повинность в отношении недвижимости не может устанавливаться и в будущем».

Аналогичные нормы, но сформулированные в более современной редакции, имеются в текущем законодательстве почти все зарубежных стран с развитым гражданским обществом.

Однако главным участником политической жизни гражданского общества и носителем его политических отношений является гражданин государства. Национальные конституции наделяют каждого гражданина политическими правами и свободами и одновременно возлагают на государство корреспондирующие им обязанности. В свою очередь государству предоставляются определенные права по отношению к гражданину, а гражданина обременяют юридическими обязанностями по отношению к государству. Тем самым между государством и гражданином складываются на началах равенства и справедливости политические отношения, которые регулируются преимущественно нормами конституционного права.

Самостоятельными объектами конституционно-правового регулирования гражданского общества являются политические процессы, связывающие все элементы политической системы общества в единое целое. Признание их в качестве объектов конституционно-правового регулирования в политической сфере является вполне допустимо, поскольку они опосредованы общественными отношениями, связями между людьми. Правовому регулированию , в частности, подвергаются такие политические процессы, как развитие демократии, всенародное обсуждение проекта конституции, избирательный процесс , референдумный процесс, реализация народной законодательной инициативы, отзыв избирателями депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти. Эти процессы служат динамической характеристикой политической сферы гражданского общества, рычагом ее поступательного развития, средством расширения социальной базы поддержки государственной власти.

Человека и гражданина (ст. 2, 19);

  • правовое государство , основанное на принципе разделения и взаимодействия властей (ст. 1, 10);
  • политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции (ст. 13);
  • право на свободу мысли и слова, право на информацию, независимость СМИ (ст. 29);
  • светское государство, свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 14, 28);
  • запрет вмешательства государства в частную жизнь личности (ст. 23);
  • гражданский мир, партнерство государства и гражданского общества , национальное согласие (вводная часть Конституции РФ);
  • эффективную социальную политику государства, обеспечивающую достойный уровень жизни людей (ст. 17);
  • признание и гарантированность местного самоуправления (ст. 12, 133).
  • Таким образом, в России сформирована прочная конституционная основа гражданского общества. Правовые нормы, взятые в своей совокупности, дают довольно полное представление об устоях гражданского общества, его структуре и механизме функционирования. Поэтому нет никаких оснований пересматривать ныне действующую Конституцию РФ под надуманным предлогом, что в ее структуре отсутствуют правовые нормы, регулирующие отношения гражданского общества. Проблема состоит в том, что в России не сложились основы гражданского общества, вследствие чего конституционные нормы остались благими пожеланиями, носят программный, разъяснительный характер.

    В России в отличие от западных стран нет рыночной экономики . Существующие олигархические группы являются субъектами централизованной, а отнюдь не рыночной экономики. В конце прошлого века государство выделило им в централизованном порядке огромные материальные и финансовые ресурсы. По существу за бесценок им были переданы все сырьевые отрасли экономики России, ведущие предприятия перерабатывающей промышленности. В результате сложилась национальная экономика, где в каждой ведущей отрасли господствуют несколько крупных компаний, которые контролируют рынок , практически делят его между собой, произвольно устанавливают цены на товары и услуги. Антимонопольные механизмы государства не могут обеспечить равновесные конкурентные цены, которые в нищей стране намного выше мировых.

    Создание в России крупнейших государственных корпораций, куда перекачиваются сотни миллиардов бюджетных средств, свидетельствуют, что государство намерено и впредь удерживать «командные высоты» в экономике.

    В сложившихся условиях в России отсутствуют объективные предпосылки для формирования среднего класса, класса свободных собственников. В странах Западной Европы с развитым гражданским обществом он составляет не менее 60-70% от общей численности населения. В России его численность не превышает 20-25% от численности городских слоев населения, поскольку сельские жители стали менее благополучными социальными слоями.

    Средний класс является главной движущей силой экономического, культурного и политического развития гражданского общества. Преследуя собственные интересы, представители среднего класса стремятся заработать как можно больше средств для обзаведения частной собственностью с тем, чтобы накопить ее, передать по наследству, обеспечить себе и своим детям свободу индивидуального выбора жизненного пути, образа жизни, привлекательной идеологии. Представители разных слоев среднего класса переплетаются между собой, связаны родственными, имущественными, профессиональными и политическими интересами. Это служит решающим фактором развития гражданского общества, расширения социальной базы поддержки государственной власти, сохранения политической стабильности.

    Отсутствие в российском обществе дифференциации экономических интересов различных слоев населения тормозит процесс формирования многопартийной системы. Ни одна из существующих в России партий не имеет четкой социальной ориентации, не представляет на какие слои населения ей необходимо опираться в своей политической деятельности, чьи конкретно интересы она должна защищать. Все партии вроде бы заняты защитой интересов народа, но на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ по их спискам проходят в основном миллиардеры.

    В России не существуют независимые средства массовой информации. Совершенно нормально, что в обществе имеются государственные, партийные и частные СМИ. Но они обеспечивают общество официальной, узко партийной и коммерческой информацией. Вместе с тем, между различными по своей принадлежности СМИ должна быть налажена такая же система сдержек и противовесов, что и в механизме осуществления государственной власти. На эту роль могут претендовать только независимые СМИ, способные в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента. Общество нуждается в информации о деятельности государственных органов и должностных лиц. Информированность дает ему реальную возможность адекватно изменять поведение в различных политических ситуациях, принимать правильные и взвешенные политические решения в период организации и проведения выборов , массовых публичных акций. В конечном счете, это поможет обществу установить контроль и над СМИ, и над теми политическими силами, в чьих руках они находятся.

    В большинстве зарубежных стран Западной Европы и Северной Америки местное самоуправление легально признается как частный случай государственного управления . Между тем в России местное самоуправление в пределах своих полномочий является самостоятельным. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Это дает возможность с полным основанием рассматривать местное самоуправление в России в качестве важнейшего института гражданского общества.

    Местное самоуправление может сформироваться только в определенных условиях, обязательно по инициативе граждан, снизу. Для него необходимы такие предпосылки, как высокий уровень развития экономики и культуры, успешное решение важнейших социальных проблем, формирования у людей истинного гражданского самосознания и чувства ответственности за положение дел в городе или на селе. В этих условиях у большинства граждан появляются потребности в самоутверждении, стремление освободиться от патернализма государства, объединить свои усилия для самостоятельного решения вопросов местного значения, обустройства своей малой Родины. Потребности выступают в качестве побудительных причин, определенных поводов для занятия местным самоуправлением. В итоге местное самоуправление есть результат удовлетворения потребностей личности, формирования у нее нового содержания бытия.

    В России пока не сложились условия для формирования местного самоуправления. В угоду Совета Европы оно было введено сверху, учреждено законом. Но нормы права не создают новые общественные отношения, они регулируют уже сложившиеся. Для самоуправления у нас нет автономной материально-финансовой базы, мало кто из «простых смертных» понимает его смысл и назначение. В общественном и индивидуальном сознании местное самоуправление воспринимается как система низовых органов государственной власти, призванных заботиться о благосостоянии населения, его физическом и духовном здоровье. Между тем местное самоуправление - это особый стиль жизни, принципиально новая форма самоорганизации граждан, особый экономический уклад. Оно по определению не может возникнуть и развиваться в государствах с авторитарными политическими режимами, разновидностью которых является авторитарно-консервативный режим, утвердившийся в России.

    Не обладают независимостью от государства и общественные объединения России. Эффективно осуществляют свою деятельность лишь те объединения, которые финансируются за счет средств государственного бюджета и выполняют роль приводных ремней от властных структур к избирателям страны.

    Исключением из общего правила являются лишь саморегулируемые организации России, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности в определенной отрасли производства, выполнения специальных работ или оказания услуг юридическим и физическим лицам . Они создаются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях», а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности. Основная цель деятельности саморегулируемых организаций заключается в том, чтобы переложить контрольные и надзорные функции в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом государство освобождается от избыточных функций, что влечет снижение бюджетных расходов и смещает акцент государственного надзора с хозяйственной деятельности на ее конечный результат.

    В странах Западной Европы и Северной Америки гражданское общество складывалось вне и помимо государства, постепенно заполняя ниши, свободные от воздействия государственной власти. При защите частных интересов оно во многом противостояло государству, отвоевывало у него позиции для самоорганизации и самоуправления, а также ставило пределы вмешательства в свою жизнь. В России гражданское общество никогда не сформируется без снятия государством административных барьеров для его самоорганизации, без разведения политической и экономической власти, публичных и частных интересов.

    Основные конституционные начала гражданского общества в России.

    конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

    Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

    Конституция России, принятая в 1993 г., создает благо­приятные условия для формирования полноценного граж­данского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода, постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

    Рассматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего следует обратить внимание на нормы, регулирующие основы эконо­мической системы.

    Так, в п. 2 ст. 8 Конституции устанавливаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственнос­ти, и государство обеспечивает равную их защиту. Пункт 2 ст. 9 допускает нахождение земли, природных ресурсов в различной собственности и указывает (ст. 36) на право граж­дан и их объединений иметь в собственности землю. Про­возглашается свобода пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интере­сов иных лиц. В целях создания основ социальной рыноч­ной экономики Конституция (ч. 1 ст. 8) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение варов, услуг и финансов, поддержку конкуренции и свободы экономической деятельности.

    "Специальный Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 2 марта 1991 г. регулирует вопросы ограничения деятельности монополистов и создает условия для борьбы с недобросовестной конкуренцией.

    Социальные основы гражданского общества также отражены в содержании действующей российской Конституции. Прежде всего следует выделить ст. 7 Конституции где в 1 говорится о России как о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни человека и его свободного развития.

    Введение термина «социальное государство» в текст Конституции подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей и свободное развитие каждого человека.

    Закрепляя демократический характер государства, ст. 3 Конституции признает единственным источником власти и носителем суверенитета ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления обществен­ные организации.

    Впервые в России на конституционном уровне закрепля­ется принцип разделения государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), орга­ны которых являются самостоятельными.

    Важное значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции РФ демократи­ческие принципы функционирования политической систе­мы. Провозглашение в ней идеологического многообразия, отказ от одной идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно вы­бирать и следовать выбранной им системе взглядов и пред­ставлений. Запрещается существование в обществегосудар­ственной или иной обязательной идеологии.

    В этой же ст. 13 содержится и другой важный для поли­тической жизни страны принцип - принцип политическо­го многообразия. На его основе возникает возможность уча­ствовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, фор­мированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

    Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч. 5 ст. 13 (Конституции РФ вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружен­ных формирований, разжигание социальной, расовой, на­циональной и религиозной розни.

    Политический плюрализм, предоставляя свободу поли­тических действий в рамках закона, позволяет беспартий­ным гражданам России участвовать в политическом процес­се, лично или с помощью независимых объединений и дви­жений.

    Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

    Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики, многие конкретные стороны политического режима.

    Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представлять себе как мир изолированных индивидов. Единство состоит в том, что в гражданском обществе действуют разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями к совместной жизни.

    Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в длительном и сложном процессе исторической трансформации от средневековья к новому времени. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от публичной жизни государства, образуя необходимый момент рационально структурированного политического общества. Социальная жизнь, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнедеятельности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество, подчеркивал Гегель, - это комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от самого политического государства.