Тема стресс на рабочем месте коллективный вызов. Семинар-совещание - «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов


Добрый день, уважаемые коллеги!

28 апреля – Всемирный день охраны труда. И в рамках этого события была предложена тема: Стресс на рабочем месте: коллективный вызов» Учебный год близиться к концу, этозначит, что вы накопили усталость, поэтому прошу всех расслабиться, расслабить мышцы, освободить голову от мыслей, глубоко вдохнуть и выдохнуть. Итак, мы начинаем.

Для многих мои слова не будут новыми, я не открываю Америку…но иногда, очевидное, озвученное со стороны, может оказаться полезным.

Темой нашей встречи ко дню охраны труда – стресс, эмоциональное выгорание, т.к. наша с вами профессия более всех подвержена этим неприятным последствиям.Да, охрана труда - это не только инструкции, план эвакуации и комиссии. Это еще ипсихологическая гигиена, профилактика стрессов и тд, т. е все то, что помогает оградить работающего человека от производственных травм, улучшает его физическое и эмоциональное здоровье, повышает производительность труда. Значит, для начала давайте разберемся, каковы причины стресса. Все мы прекрасно знакомы с этим понятием, состоянием, часто его испытываем.

Итак, существует множество причин стресса: накопленная усталость, хроническое недосыпание, конфликты, экология, питание, проблемы на работе и дома, экономика страны, плохие новости, зависть, проблемы со здоровье, не благоустроенность. Причин, как мы видим, множество и как следствие, человек, который не умеет или не хочет бороться со стрессовыми ситуациями приводит себя к депрессии (что, кстати, уже является диагнозом). Кому от этого плохо? Вам, вашей семье, близким, коллегам.

Это отражается на вашей жизнедеятельности, производительности труда и тд.

Человек как сосуд – чем его наполнишь. То и будет выливаться. И если вы долгое время наполняете его негативом, плохими новостями, завистью, критикой, недовольством и тому подобным, необходимо найти выход этому содержимому.

Кроме этого у нас еще есть дом, семья, хозяйство, кастрюли, уборка – это огромная дополнительная нагрузка.

Накопленный стресс и усталость могут привести к Синдрому Эмоционального Выгорания (СЭВ). Причины мы видим на экране.

I фаза – напряжение психологических защит личности
Вроде бы все нормально, но приглушаются эмоции, исчезает острота чувств и переживаний. Все становится скучным, на душе пусто, любимая работа не радует, возникает недовольство собой и даже чувство собственной бесполезности, отсутствия выхода.
Внезапно, якобы беспричинно, активизируются внутренние конфликты личности, прежде дремавшие внутри, и подкрадывается состояние депрессии.

II фаза – резистенция, (сопротивление) психологических защит
Люди, с которыми человек работает, начинают его раздражать, особенно клиенты и посетители. Человек начинает пренебрежительно относиться к ним, а затем почти ненавидеть. При этом «выгорающий» человек сам не может понять причину нарастающей в нем волны раздражения.
В фазе резистенции возможности для работы в предлагаемом режиме исчерпываются, и психика человека начинает бессознательно менять режим, удаляя факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, эмпатию, сопереживание людям, - и, желательно, самих людей тоже: чем дальше люди – тем спокойнее.

III фаза – истощение
На этом этапе возникает утрата профессиональных ценностей и здоровья. По привычке специалист еще сохраняет свою респектабельность, но уже виден «пустой взгляд» и «ледяное сердце». Само присутствие рядом другого человека вызывает чувство дискомфорта и тошноты, вплоть до настоящей рвоты.
В этой фазе ресурсы психики полностью исчерпаны, происходит соматизация. Велика вероятность инфарктов, инсультов, и т.п.

Вы много и напряженно работаете.ДЛЯ чего? Чтобы заработать, реализоваться, обеспечить семью, построить карьеру. Понятно. Но чтобы делать это хорошо, нужно уметь отдыхать и набираться энергии и сил. Все мы хорошо знаем колесо жизни. Чтобы жить в гармонии с собой,с окружающим, нужно все аспекты привести в порядок: здоровье, семья, работа, материальное благополучие, чтобы колесо жизни катилось ровно, и в правильном направлении.

Выяснили, что это такое, теперь КАК с этим бороться! Самое важное, что вы для себя должны решить. ЕСТЬ ли у вас мечта? То, ради чего вы живете, двигаетесь, встаете по утрам, терпите всетрудности, выгораете на работе. Если ее нет, надо заиметь. Тогда жизнь не будет бессмысленной, рутинной и серой. Для начала напишите для себя все мечты, планы, желания. Не будет списка, не будет четкого видения.

Начинайте и заканчивайте день с благодарности. Богу. Себе, близким.

Выпишите все проблемы и задачи. Краткосрочные и долгосрочные, первоочередные и те, которые могут подождать. Обязательно выпишите, и вы увидите, что многих проблем то и нет, или они не такие уж и страшные. Ваши мысли систематизируются, придут решения и выходы.

Если вас раздражает коллега по работе, избегайте встреч с ним. Повесьте напротив на стену то, что вам нравится,на перемене включите музыку…..закройтесь на некоторое время, отвернитесь к окну. Сделайте несколько дыхательных упражнений, закройте глаза, ни о чем не думайте….помечтайте…улыбнитесь

Вот еще несколько советов как можно не допускать или избежать стресса:

Отделяйте работу и отдых. Раз в неделю, в месяц устройте себе день «ничегонеделания». Даже домашние дела оставьте, посуду, стирку, почитайте книжку, послушайте музыку….

Встреча с подругой…бокальчик вина, чашка ароматного кофе..непринужденная беседа или обсуждение проблем..если это коллега по работе, никаких разговоров о работе.

Выход на природу, рыбалка, поход, экскурсия, поездка.

Уделите своей внешности внимание. Сходите к парикмахеру, маникюр, Массаж…цена вопроса 200-300 руб, вы их не заработали?

Велосипедные прогулки, пешие, в парк, в зелень, на речку

Аутотреннинг еще никто не отменял. Чаще говорите себе в зеркало, какая вы красивая, умная, что у вас все хорошо, замечательно, что вы любите жизнь и окружающих. Кстати, в это момент поблагодарите Бога за то, что у вас есть, и простите врагов и завистников. Научитесь дыхательной гимнастике, зарядке.

Хобби. Займите себя делом, приносящим удовольствие. Может со временем это хобби начнет приносить деньги.

Сбалансированное, полезное питание

Поездка к морю, экскурсия по Крыму, поход в кино, театр

Это я вам привела РЕАЛЬНЫЕ примеры.

Есть еще путешествия, смена деятельности, спорт, шоппинг, экстрим.

Самое главное-это смена активности. Т.е. если ваша жизнь динамична и суетлива, то размерьте ее и сбалансируйте. Если жизнь кажется однотипной и скучной, то добавьте адреналин.

Стрессы на самом деле не так страшны и даже полезны. Адреналин, динамика, развитие, главное не накапливать стресс и не доводить себя до депрессии и выгорания.

Полюбите себя, жизнь, окружающих. Помните, что пахать должны лошади..а мы женщины, должны украшать мир, потому что на наших хрупких и сильных плечах держится вселенная. Научитесь получать удовольствие от жизни, работы, от себя.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В 2016 году темой Всемирного дня охраны труда стал стресс на рабочем месте. Международная организация здоровья причисляет стресс к главным болезням XXI века. По статистике каждый третий работник испытывает сильный стресс хотя бы раз в неделю, 13 процентов – ежедневно. Более 90 процентов сотрудников признаются, что их психологическое состояние определяют результаты работы. Эта проблема есть во всех странах. В США 20 процентов кадровых потерь связаны с профессиональными неврозами и стрессами. В Канаде 33 процента работников сказали, что брали отгул, потому что чувствовали себя вымотанными. Кроме того, стресс нередко становится причиной несчастных случаев. На мероприятиях к Всемирному дню охраны труда будут решать, как бороться с этой проблемой.

3 слайд

Описание слайда:

Стресс на работе является важнейшим фактором, влияющим на высокий уровень заболеваемости, прежде всего, сердечно-сосудистыми и нервно-психическими, приводящими к стойкой и длительной утрате трудоспособности.

4 слайд

Описание слайда:

Стресс - это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в трудных жизненных ситуациях. На рисунке отражено влияние интенсивности стресса на индивидуальную деятельность, выделено две зоны

5 слайд

Описание слайда:

В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального уровня исполнения, в деструктивной зоне рост интенсивности приводит к обратному эффекту. Вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельность. Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Для того чтобы преодолеть стресс, необходимо выявить его причины. Использование схемы, отражающей основные причины рабочего стресса (рис.), способствует этому.

6 слайд

Описание слайда:

Выделяют восемь групп причин стресса. Первая группа - личностные причины. К стрессу могут привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе. Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо. К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.

7 слайд

Описание слайда:

К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и т. п. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.

8 слайд

Описание слайда:

Третья группа причин - организационные. К ней можно отнести: неадекватные стиль и методы управления, низкий уровень координации совместной деятельности, неопределенность в области целеполагания, несоответствие других работников требованиям деятельности, сокрытие необходимой и достаточной информации, отсутствие в организации «корпоративного духа». Стресс возникает в связи с отсутствием обратной связи, особенно если подчиненный не знает, как руководитель оценивает результаты его деятельности. Высокая конкуренция внутри организации и достижение работником предела карьеры - дополнительные источники стресса.

9 слайд

Описание слайда:

Так называемая «социальная» группа причин включает неблагоприятные физические факторы рабочей среды (шум, освещенность, температура и т. п.). Для жителей городов большое значение имеет транспортная усталость, жилищные проблемы, высокий уровень преступности и т. п. Группа причин стресса, связанных с культурой: - расовые, религиозные, сексуальные предрассудки и дискриминация; - жесткие ожидания определенного типа поведения от людей, согласно их статусу или положению в обществе, ущемляющие их достоинство и т. п.

10 слайд

Описание слайда:

В шестую группу входят национальные причины. Стрессовыми факторами в современной России являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и т.п. Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.

11 слайд

Описание слайда:

Причины стресса, свойственные для человека как вида, относят к группе глобальных. Традиционно выделяются четыре глобальные проблемы, которые имеют различную значимость для различных возрастных групп.. К глобальным причинам относятся болезненное восприятие процесса старения, сравнительная незначимость человека в мире, осознание необратимости смерти.

12 слайд

Описание слайда:

Работники, силы которых на исходе, склонны к постоянным жалобам, связывают свои ошибки с действиями других людей, раздражительны. Отчуждение, которое они испытывают, побуждает их задуматься об уходе с работы, к поиску возможностей получения новой профессии. Помимо увеличения текучести кадров истощение сил приводит к повышению показателей невыходов на работу и снижению производительности труда.

13 слайд

Описание слайда:

В Японии эквивалентный истощению сил термин звучит как «кароши», или «внезапная смерть» на работе. Считается, что ее причина - перегрузки в процессе труда, кульминацией которых становится сердечный приступ или паралич. Когда-то «кароши» были предметом гордости подобно харакири у самураев, но приблизительно 10000 смертей в год потребовали применения профилактических мер. Японские корпорации все чаще заставляют работников уходить в заслуженные отпуска, пропагандируют диетическое питание, занятия физкультурой и управление уровнем стрессов.

14 слайд

Описание слайда:

Организациям следует выявлять как ведущие к раннему истощению сил виды работ, так и сотрудников, у которых проявляются симптомы этого состояния. В каких-то случаях имеется возможность изменить характер требующих высоких затрат энергии работ (снизить частоту или интенсивность межличностных контактов), в других - фирма может помочь сотрудникам научиться справляться со стрессовыми ситуациями в процессе труда.

15 слайд

Описание слайда:

Другой неприятный результат стресса - моральные травмы, источник которых - непосредственная угроза безопасности работников (природное бедствие, кризис организации, оскорбление со стороны менеджера или потеря работы). Работникам расположенных в океане нефтяных платформ, подвергшимся воздействию урагана, иностранным рабочим, которых похитили террористы, членам бригады электриков, которым пришлось быть свидетелями поражения электрическим током своего сослуживца, - всем им нанесены моральные травмы. Широкое распространение получили три вида моральных травм - на рабочих местах, болезни сотрудников, переживших волну сокращений, и посттравматические расстройства в результате насилия на рабочих местах.

16 слайд

Описание слайда:

Индивидуальное негативное воздействие нередко усиливается отсутствием предупреждения (когда увольнение происходит после того, как менеджмент выступил с заявлением о том, что «больше не будет никаких сокращений») и отсутствием защищенности, ощущаемым даже высококвалифицированными профессионалами (безопасность работы быстро потеряла свое значение для многих работников, не только для отдельных сотрудников). Как правило, причиной моральных травм на рабочем месте является внезапная потеря работы и ее потенциально разрушительное воздействие на самооценку работника. Это явление получило широкое распространение в 1990-е гг. вследствие волны сокращений персонала компаний, под которые попали более 9 млн. И большинство из них испытали, по меньшей мере, кратковременный «удар» по самооценке.

17 слайд

Описание слайда:

Но стресс пережили не только потерявшие работу в ходе массовых сокращений сотрудники, но и те, кто остался на своих местах. Некоторые из них перенесли болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, характеризующуюся ощущением неопределенности, раздражения, вины и недоверия. Они одновременно испытывали чувство радости оттого, что у них есть работа, и вины перед своими уволенными сослуживцами. Вместе с тем выполняемый ими объем работ существенно увеличился, поскольку они обязаны выполнять задачи бывших коллег. А как быть с мыслями: «Не буду ли я следующим?»

18 слайд

Описание слайда:

Другой источник моральных травм (и результат стресса) - присутствие в момент насилия на рабочем месте. Часто находящийся в состоянии стресса сотрудник предпринимает действия, наносящие вред физическому здоровью сослуживцев, руководителей или причиняющие ущерб имуществу компании.

19 слайд

Описание слайда:

Проблемы стресса на работе затрагивают практически всех работников, включая руководителей самого высокого ранга. При этом можно выделить несколько «групп повышенного риска».

20 слайд

Описание слайда:

Первой являются руководители, на которых лежит наибольшая ответственность. Персонал среднего звена (менеджеры) пребывают в состоянии постоянного стресса, так как им приходится постоянно вступать во взаимоотношения с персоналом и клиентами и принимать решения. К персоналу среднего звена руководство предъявляет высокие требования и часто имеет к ним серьезные претензии.

21 слайд

Описание слайда:

Причины стресса у работников нижнего звена вызваны тем, что на них ложится основная «черновая» нагрузка, и на них зачастую списываются все огрехи. У них мало прав, но много обязанностей. К тому же перспектив профессионального и карьерного роста, как правило, почти нет. Для занятых в тяжелых и вредных условиях малоквалифицированных работников основными стрессогенными факторами являются воспринимаемая вредность условий труда, его тяжесть и монотонность.

22 слайд

Описание слайда:

Впервые этот синдром был выявлен у врачей, но впоследствии был диагностирован и у работников многих других, так называемых коммуникативных профессий. То есть тех, кто по роду служебных обязанностей вынужден много и интенсивно общаться с различными людьми. Одной из наиболее нерешенных проблем современности специалисты считают высокую вероятность формирования у работников синдрома профессионального выгорания, как следствия противоречия между величиной физических, нравственных и эмоциональных затрат, необходимых в его профессии ежедневно, и степенью удовлетворенности своим трудом и его оценкой обществом.

23 слайд

Описание слайда:

Методы борьбы со стрессом на работе Что мы можем делать сами, если не поленимся и захотим снизить уровень стресса на работе?

Ежегодно 28 апреля Международная организация труда (МОТ) отмечает Всемирный день охраны труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту количества травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню охраны труда.

28 апреля 2016 г. в Ситуационном центре Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова была проведена международная видеоконференция «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов», посвященная Всемирному дню охраны труда по теме.

Конференция была организована и проведена кафедрой трудового права Юридического факультета МГУ при участии комиссии по социальному законодательству Ассоциации юристов России, Московского общества трудового права и права социального обеспечения, Бюро МОТ в Москве. В ее работе приняли участие представители Казахского гуманитарного юридического факультета (г. Астана), юридического факультета СПбГУ (г. Санкт-Петербург), Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Московского гуманитарного университета, Высшей школы экономики, Московской федерации профсоюзов.

На конференции были обсуждены правовые возможности предотвращения стресса на рабочих местах, локальные практики управления организацией и трудом, вопросы совершенствования законодательства, актов социального партнерства, локальных нормативных актов в целях предотвращения стрессов, рассмотрен отечественный, зарубежный, международный правовой опыт.

С научными сообщениями выступили: главный специалист Бюро МОТ в Москве Валентин Мокану; председатель Московского общества трудового права и права социального обеспечения, профессор К.Д. Крылов; заместитель председателя Московской федерации профсоюзов С.А. Чиннов; профессор Юридического факультета МГУ Г.В. Хныкин; доцент Юридического факультета МГУ А.А. Бережнов; заведующая кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права МосГУ, профессор Т.А. Сошникова, доктор (PhD) Б.Ш. Нурашева (КазГЮУ, г.Астана); судья Верховного Суда Республики Казахстан в отставке Н.И. Мамонтов; доцент С.С. Ахметтаева-Нурашева (КазГЮУ, г.Астана); студентка МосГУ К.В. Морозович.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад№169»

Всемирный день охраны труда

Тема: Стресс на рабочем месте: коллективный вызов.

Психологический тренинг

«Профилактика эмоционального выгорания

педагогов».

Место проведения: МБДОУ №169

Время проведения: 28.04.2016г., 13ч.15мин.

Участники: педагоги, администрация.

Ход тренинга:

Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).

Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:


  • предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка

  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства

  • недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное

  • невозможность влиять на принятие важных решений

  • необходимость внешне проявлять эмоции,не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)

  • работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадобным поведением)

  • отсутствие каких – либо интересов вне работы

  • переживание несправедливости

  • неудовлетворенность работой
1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска (слайд №7).

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки . Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.


  • Диагностическая процедура “Симптомы профессионального “выгорания”
Давайте посмотрим, какие симптомы характерны для профессионального “выгорания”, прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки “выгорания”

Приложение 1(Справочник руководителя дошкольного учреждения)

Ведь эти процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания” дают возможность нам понять, что с нами происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или постараться скорректировать проявление синдрома. А своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами !

Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”.

Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

Так гласит древняя восточная мудрость.

Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов”.


  • Практические упражнения “Осваиваем саморегуляцию”
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием

  • Упражнение “Улыбка”
Инструкция: Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом навашем лице обязательно, но должна быть улыбка.

Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.


  • Упражнение “Мышечная энергия”
Релаксация способна улучшить состояние человека. Во время глубокого расслабления в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, которые поднимают человеку настроение, снижают уровень артериального давления. Эти гормоны способны нормализовать работу сердца, нервной системы, ритма мозга. Чтобы релаксационные упражнения, были более эффективными, следует запомнить три правила:

Перед тем, как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.

Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.

Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.

Инструкция: Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисти руки ? А дальше идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука напрягается. Проверьте.

Постарайтесь убрать лишнее напряжение. Держите палец напряжённым, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец- напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного…. А указательный – напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.


  • Упражнение “Маска гнева”
Алгоритм релаксации мышц может быть следующим

Инструкция: Сидя или стоя. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.


  • Упражнение “Отдых”
Инструкция: Стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширине плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

  • Упражнение “Мобилизующие силы”
Инструкция: Стоя или сидя. Выдохнуть из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох- такой же продолжительный как вдох.Затем постепенно увеличиваем фазу вдоха. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, а в скобках заключена пауза (задержка дыхания), затем - фаза выдоха.

  • Упражнение “Похвалилки”
Инструкция: Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять: “Меня замечают, любят и высоко ценят”. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: “Все идет хорошо”. Приподнимаясь на носочках, поднимая руки как можно выше, повторять:

“В моей жизни случается только хорошее”

III часть

Цель: Установление обратной связи, анализ опыта полученного в группе.


  • Упражнение: “Телеграмма”
Инструкция: На своем листочке напишете прилагательные, обозначающие ваши качества личности. Эти слова вставьте в готовый текст телеграммы, в места, где стоят точки, и телеграмму зачитайте вслух.

Рефлексия: Анализ полученных знаний и умений.

Список литературы:


  1. Агеева И.А. “Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы”. – СПб.: Речь, 2007. 208с.

  2. Анн Л.Ф. “Психологический тренинг с подростками”. – СПб.: Питер, 2008. 272 с.: ил.

  3. Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психологическойсаморегуляции. Л.: Методический центр по психологическойсаморегуляции, 1988.

  4. Мельник Ю. Управление стрессами. Управление персоналом. – 2002. №3.

  5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. “Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство “Речь”, 2007.224 с.: ил.

  6. Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. №9 2009 г., №16 2011.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Администрации Пестяковского муниципального района

Ивановской области

Глава Пестяковского

муниципального района Т.А. Ковалёва

Приложение к постановлению

Администрации Пестяковского

муниципального района

от 05.04.2016 г. №

П Л А Н
МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ТЕМЕ

«СТРЕСС НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ: КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЫЗОВ»

Мероприятия

Дата и время

Место проведения

Примечание

«Всемирный день охраны труда. Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний в образовательном учреждении»

МБОУ «Пестяковская средняя школа»

МКОУ «Нижнеландеховская ОШ»

«Всемирный день охраны труда. Сохранение жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности»

ООО «Пестяковское ЖКХ»

«Всемирный день охраны труда. Методика и практика расследования несчастных случаев на производстве»

ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ»

круглые столы:

«Всемирный день охраны труда. Стресс на рабочем месте: коллективный вызов»

Администрация Пестяковского муниципального района

«Всемирный день охраны труда. Организация работы по охране труда в организации».

ООО «Пестяковское ЖРЭУ»

«Всемирный день охраны труда. Особенности организации работы по охране труда в организациях социальной защиты»

ТУСЗН по Пестяковскому муниципальному району

««Всемирный день охраны труда. Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний»

ПАО «МРСК Центра и Приволжья»

По мнению Херцберга...
  • Организация образовательного процесса на основе требований СанПиН. Директор Халимова Г. К. зам директора по икт халиуллина Г. С. зам директора по увр бадретдинова А. М

    Документ

    Киномероприятия по профилактике алкоголизма и табакокурения. 28 ноября участвовали в районной акции, посвященной Всемирному дню борьбы... журнал», автоматически сохраняются на «рабочем месте » учителя, а после синхронизации попадают на сервер в единую...

  • Автор книги Р. Эпперсон, специалист по политическим наукам, видит историю не как безумную игру слепого случая, а как заранее спланированные и целесообразно орган

    Документ

    C на рабочем месте , если... на коллективную ... Тем не менее, в период с 1907 по 1913 гг. рост производительности труда в промышленности опередил по ... по расследованию, посвященных ... мероприятие по ... всемирный налог, то следовало иметь всемирного ... Стресса ... охраны труда ...

  • Данный сборник является компиляцией лекций известного российского астролога С. В. Шестопалова, прочитанных им в разных аудиториях на промежутке от 1989 до 1999 г. Астрология для начинающих

    Документ

    ... коллективное ... стресса : сами в стрессе ... на других. Марс (Скорпион) в VI доме. Активный физический труд . Рабочий , тренер, военный по ... мероприятий ... вызов ... посвящения ... охраны на ... по тем ... места регистрации ГШС = 55°38" с.ш. Перевод местного времени рождения во всемирное ...

  • Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве «Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве»

    Справочник

    ... посвященные ... на всемирно известные (например, дата аварии на ... соответствующих мероприятий (в... договор о коллективной (бригадной... по тем основаниям... на своем рабочем месте , но и на территории предприятия, учреждения, организации либо объекте, где по ...