Ораторское искусство: базовые правила боя на словесной арене. Риторика? Ораторское искусство? Красноречие? Разберёмся


Введение

1. Оратор и его аудитория.

2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи.

3. Основные приёмы поиска материала.

4. Начало, завершение и развёртывание речи.

5. Логическое и интонационно – мелодические закономерности речи.

Заключение

Библиография

Введение

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается прежде всего высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство-это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторским искусством также называют исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления. Активное участие граждан в политической жизни страны.

Как подчёркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела. Убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху возрождения, в периоды социальных революций. Когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

Нравственная позиция оратора-это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна не только для политического деятеля, но и для любого оратора, чьё слово может оказать влияние на судьбу людей, помочь принять правильное решение.

Отметим ещё одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика - вот науки на которые опирается ораторское искусство.

Целью работы являетсяраскрытие содержания понятия «ораторское искусство», выявление основных особенностей ораторского искусства как социального явления и раскрытие основных правил, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления.

1.Оратор и его аудитория.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи- это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание. Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той мыслительной деятельностью и испытывают сходные сопереживания.

Главные показатели взаимодействия между говорящими и слышащими- это положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.

О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведёт себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашёл нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.

Следует иметь в виду, что оратору порой удаётся установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией.

Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют, прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора. Его репутация, сложившееся мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.

Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. Прежде всего, знать, однородна она или нет. Существенный признак - количественный состав слушателей. Также характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей.

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели- это одновременно и зрители. Аудитория также внимательно следит за поведением оратора во время речи. Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор.

Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории.

Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей. Закрепления у них определённых знаний и убеждений.

В заключении можно подчеркнуть, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно всё предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, поле и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности. Умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

2.Подготовка речи: выбор темы, цель речи.

Довольно часто перед выступлением люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п. Появилось даже такое понятие, как «ораторская лихорадка».

Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен определённым образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.

Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. п.

Рассмотрим основные этапы разработки ораторской речи.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Выбрав тему надо подумать о её формулировке. Название речи должно быть ясным, чётким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

Следует избегать и слишком общих названий, они требуют освещения слишком многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Оратор, готовясь к выступлению, должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьётся успеха в её подготовке и произнесения.

Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей.

3.Основные приёмы поиска материала.

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения. Факты примеры, иллюстрации для своей речи.

Важнейший этап подготовки ораторской речи - изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т. е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т. д.

Первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить более детально.

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы. При подготовке к лекции, докладу нужно делать обязательно соответствующие записи прочитанного.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

4. Начало, завершение и развёртывание речи.

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как к единому целому.

Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Контрольная работа

Ораторское искусство


Введение


Со всеми случались ситуации, когда для того, чтобы убедить собеседника требовалось нечто большее, чем красивые слова. Искусство красноречия приобретает особую значимость в наш век коммуникаций. Сегодня под ораторским искусством подразумевается вид монолога, нацеленный на обращение к определенной аудитории с целью убеждения. Как писал Сперанский: "красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий".

Простого навыка составлять фразы в предложения бывает недостаточно, чтобы аудитория слушала и усваивала произносимую оратором речь. Подчас для этого требуется умение логически мыслить и структурировано излагать свои мысли.

Тщательнее всего ораторское искусство изучалось в Древней Греции. Ни египтяне, ни аккадцы не придавали риторике такого глобального значения, как жители Эллады. Для постановки правильного дыхания и голоса известный оратор Демосфен даже набирал полный рот камней и декламировал речи на берегу океана, стараясь перекрикивать шум морского прибоя. Основным принципом риторики считалось построение убедительной и эффективной речи. Выдающийся ученый Аристотель даже создал работу, посвященную искусство красноречия, которая не потеряла актуальность и в наши дни, и назвал ее соответствующим образом - "Риторика".

Современное ораторское искусство опирается на свод дисциплин. Таких как: психология, философия, лингвистика, этика, эстетика. Своеобразная триада логика-грамматика-риторика является неким языковым триумвиратом. Если логика отвечает за связность и основательность речи, а грамматика демонстрирует правильное употребление слов, то риторика способствует последовательному и точному изложению мыслей.

Грамотную речь издавна было принято считать залогом успеха. В соответствии с данным утверждением, адепты риторики в свое время учились моделировать тембр голоса сообразно языковой ситуации, произносить фразы с правильной интонацией, а также улучшать культуру речи в целом. В арсенале ритора также находились невербальные средства общения, которые подчас оказывались гораздо эффективнее вербальных. Как говорил Аристотель: "красноречие есть работница убеждения". Действительно, навык убеждать клиентов и партнеров порой весьма способствует продвижению по карьерной лестнице.

Необходимо помнить, что ораторское искусство - это не врожденный талант, его можно и нужно тренировать и развивать. Наука риторика - это такая же наука, как и физика с химией, и, приложив опредёленные усилия, ей сможет овладеть любой желающий.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире, в связи с бурным развитием средств массовой информации и коммуникации, интерес к риторике резко возрос. Ей сейчас отводится особое место в сфере образования и социальной жизни, так как владение навыками ораторского искусства является важнейшим компонентом успеха личности в любой области его деятельности, а ораторское искусство представляет собой самый действенный инструмент государственной идеологии, манипуляции общественным мнением и настроением, а также процессом формирования мировоззрения каждой личности. Мастерство публичной речи, искусство полемики и общения в любом обществе - ключ к популярности, признанию, лидерству, самореализации и высокому уровню жизни.

Целью данной работы является изучение основ ораторского искусства. Для достижения которой необходимо выполнить следующие задачи:

)Изучит историю ораторского искусства

)Узнать принципы и законы риторики

)Распределить этапы публичного выступления

)Понять требования предъявляемые к оратору.


. История ораторского искусства


Ораторское искусство - это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства (подача) и психологических техник.

Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.).

Еще во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать "искусство говорить хорошо". Искусство здесь означало совершенствование речи со стороны ее воздействия на слушателя и с точки зрения ее эстетической характеристики. Во II в. до н.э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и ораторы Древней Греции, были политическими деятелями (Марк Катон Старший, Марк Туллий Цицерон).

Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе.

В V веке до Р.Х. появились софисты (в переводе - мудрецы) - философы-просветители и платные учителя риторики. Обладая даром слова, развитой культурой мышления, практическим опытом подготовки и произнесения речей, софисты обучали своих подопечных умению мыслить и говорить. При обучении они использовали такие приемы, как наблюдение за выступлениями наиболее опытных ораторов, анализ удач и поражений, организовывали словесные баталии, состязания в остроумии. Заслуга софистов в том, что они проводили практические занятия по подготовке молодежи к жизни и деятельности в качестве профессиональных риторов, а также в том, что они разработали основы теории красноречия, определили содержание обучения риторике. Добиться убедительности, как считали софисты, можно искусно составленной речью, для чего следует использовать различные приемы: выбирать оптимальную длину речи и фразы, заботиться о благозвучии, пользоваться специальной лексикой, украшать речь, используя, например, метафору, антитезу, аллегорию и т.п.

Софисты считали, что дар красноречия не дается человеку при рождении, а приобретается в учении и труде («поэтами рождаются, ораторами - становятся»). При обучении основное внимание уделяли составлению речей, искусству спора, упражняли память, а также изучали литературу, историю для того, чтобы иметь материал к победе в споре. Речи учителей-софистов Горгия, автора одного из первых учебников красноречия, Продика, Протагора и других являются образцовыми и в наше время. Сохранилась и терминология, предложенная софистами. Во времена софистов риторика была «царицей всех наук».

Вместе с тем, однако, большим недостатком софистической школы следует считать самую её основную задачу, сформулированную одним из известнейших софистов, Протагором, следующим образом: наихудший аргумент необходимо представить как наилучший путём хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде. Известно, что Протагор сам и оказался жертвой «софизма Эватла»:

В Древней Греции существовали школы софистов, где молодые люди могли обучаться красноречию, ораторскому искусству и юридическим наукам. За пренебрежение к истине школу софистов подверг критике Сократ (470-399 гг. до Р.Х.), считавший истину божественной мерой всех вещей. Сократ строил свою преподавательскую деятельность (он учил мыслить, доказывать, говорить) на устном слове. В историю эта форма вошла под названием «сократовой беседы» («сократической беседы»). Искусство Сократа состояло в умении так организовать беседу, чтобы она в конечном итоге привела учеников к нахождению истины. Системой вопросов и ответов Сократ заставлял их убедиться в том, что даже непреложная на первый взгляд истина требует глубокого осмысления.

Мысли Сократа записал его ученик Платон (427-347 гг. до Р.Х.). По мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины, которую надо постичь и составить о ней мнение. А внушить это мнение другим людям можно только тогда, когда узнаешь душу человека. Платон основал Академию, в которой риторике отводилось особое место. Она считалась царицей всех наук, а овладение ею - высшей степенью образованности.

Особое значение в развитии риторики принадлежит Аристотелю (384-322 гг. до Р.Х.), основавшему Ликей, где ведущими предметами были философия и риторика. Свои взгляды по теории красноречия Аристотель изложил в книге «Риторика». В ней он дает уже упомянутое нами выше определение риторики как способности «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета...». Определив цель, автор переходит к способам постижения науки. Он показывает, что для успеха речи важны следующие компоненты: характер самого говорящего, особенности слушателей и качества речи. Таким образом, Аристотель выводит триаду: отправитель речи - сама речь - получатель речи. Главным достоинством речи, по Аристотелю, является ясность. Большое внимание в книге уделяется технической стороне речи: происхождению способов убеждения, сущности и особенностям стиля речи, её композиции.

Идею о том, что ораторскому мастерству можно научиться, доказал примером своей жизни Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Ценой неустанного труда и собственных усилий он преодолел свои физические недостатки. С помощью наблюдений за выступлениями опытных ораторов, анализа речей и бесед ему удалось исправить ошибки своих первых выступлений. Историки пишут о приёмах работы над техникой речи, изобретённых Демосфеном: о подражании при постановке звуков (например, звук «р» отрабатывается при подражании рычащему щенку), о декламации перед зеркалом, о развитии «долгого» дыхания путем физических упражнений (например, бега, подъема на гору), об укреплении мышц речевого аппарата и улучшения дикции (известна история о тренировке Демосфеном губ и языка с помощью морской гальки, которой он набивал себе рот и произносил речи бурлящему морю) и др. Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особенного расцвета во время могущества Римской республики. Во II в. до Р.Х. в Риме существовали грамматические школы для мальчиков, проходивших курс гуманитарной подготовки, чтобы в будущем посвятить себя деятельности политического или судебного оратора. Обучение строилось в несколько этапов: в школе литератора обучали чтению; в школе грамматиста - письму; а на высшей ступени - в школе ритора - прививали навыки красноречия, осваивали теорию, упражнялись в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы, общественной жизни. Свой опыт преподавателя риторики и судебного адвоката обобщил в обширном сочинении «Риторические наставления»Марк Фабий Квинтилиан (36-96 гг. н.э.). В его риторической школе широкое общее гуманитарное образование сочеталось с глубоким изучением ораторского искусства времён античного классицизма. Наследие Квинтилиана содержит тщательный анализ теоретического и практического красноречия, мысли о воспитании оратора, рекомендации для чтения произведений. Автор намечает пути развития ораторских качеств: «...приобретение запаса лучших выражений сообразно предписанным заранее правилам, образование слога, путем продолжительных и добросовестных стилистических упражнений, причем даже то, что случайно сходит с пера, должно носить характер написанного, и, наконец, долгие устные беседы при долгих письменных работах, - лёгкость дают преимущественно привычка и практика».

По мнению Квинтилиана, хорошего оратора отличает как умение чётко и ясно говорить, так и красота и изящество речи. Значительно подробнее, чем предыдущие теоретики, Квинтилиан разрабатывает вопрос о логике выступления и путях украшения речи, даёт советы по улучшению техники речи, развивает мысли о значении жестов, мимики, телодвижений в ораторской практике. В Средневековье в странах Западной Европы происходило переосмысление античного ораторского искусства. Церковная гомилетика вытеснила все виды ораторской речи. Эпоха Ренессанса возродила риторическую науку и ораторское искусство в Германии, Англии, Италии, Испании и других европейских странах.


.Законы и принципы риторики


Основными законами риторики являются:

закон гармонизирующего диалога (достижение гармонии между орматором и аудиторией)

Для его реализации необходимо выполнение принципов: внимание адресату; близость речи к интересам адресата; корректность в изложении материала.

закон продвижения и ориентации (оратор должен ориентировать слушателя в пространстве)

закон эмоциональности речи

Для достижения необходимо использовать средства выразительности, например, тропы.

закон удовольствия (удовольствие должны получить и оратор и аудитория)

Основным отличием принципов риторики от законов является то, что принципы могут варьироваться в зависимости от той или иной ситуации, в то время как законы всегда остаются без изменений.


.Основные этапы публичного выступления


Первые два этапа входят в докоммуникативную фазу, т.е. в фазу подготовки к самому выступлению.

1) Подготовка - (если она возможна), наиболее ответственный этап. Общение нужно планировать, правильно выбирать его место и время, заранее определять для себя установки на результат общения.

2) Вхождение в контакт - важно почувствовать состояние, настроение аудитории, освоиться самому и дать возможность сориентироваться слушателям. На этом этапе важно расположить слушателей к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта.

А все остальные - коммуникативная фаза, иными словами, непосредственное взаимодействие выступающего с аудиторией.

) Концентрация внимания на какой-либо проблеме, задаче, являющейся предметом контакта.

) Поддержание внимания - к приемам поддержания внимания во время общения нужно обращаться неоднократно, чтобы не пропустить важнее моменты общения вербального и невербального характера.

) Аргументация и убеждение в том случае, если имеются расхождения во мнениях.

) Завершение выступления - это критический момент в выступлении и нужно сделать так, чтобы на нем был отпечаток перспективы продолжения контактов. Очень важным при этом является самый последний момент, последние слова. Иногда именно они могут сыграть решающую роль в позитивности выступления.


.Требования, предьявляемые к оратору


По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и способным вызвать уважение аудитории. Оратор также должен быть физически развит, проявлять умеренность в еде, чтобы выглядеть пристойно, носить чистый, аккуратный и модный костюм, обладать сильным голосом, т. е. быть привлекательным внешне.

Эти требования особенно важны в ораторике, когда оратор выступает перед аудиторией впервые и только один раз. Слушатели его еще не знают, а потому внешность выступающего должна располагать к себе.

В гомилетической речи эти общие требования к оратору ослабляются. В гомилетике слушатели и оратор уже объединятся в один коллектив, поэтому аудитория обращает внимание на содержание речи и мастерство, с каким его произносит оратор. Гомилетическая речь требует, чтобы оратор умел представлять характер своей профессии, показывать манеры, типичные для своей профессии, особенно манеру речи-мысли.

Оратор решительно отличается от актера: актер сегодня может быть принцем, а завтра шутом. Оратор всегда должен быть самим собой. Он должен быть представителем определенной идеи, которую отстаивает всей жизнью. По образу оратора судят о содержании речи.

Принцип подчиненности ораторского образа профессиональной или политической идее - необходимая часть смысла речи. Никто не станет слушать лектора, если он лицемерит, т.е. сам не верит в идею своей речи. Для аудитории личность говорящего является ключом к содержанию речи.

По определенному виду речевой деятельности мы различаем индивидуальное разнообразие людей. Образ оратора индивидуален, но представляет собой социальный тип личности, со своим мировоззрением, эстетическими установками, интеллектом и образованностью. Все это развивается в человеке с умением слушать, понимать и говорить.

Женщина и мужчина должны строить свои образы несколько по-разному. Мужчина может себе позволить большее своеобразие во внешнем облике. Женщина - нет. Требования, которые предъявляет к ней аудитория, таковы, что женщина-оратор будет несколько скрывать свои личные эмоции и высказываться обобщенно. Поэтому от женщины обычно ожидают внешности, в которой скрыты характерные черты индивидуальности. Они присутствуют, но даны как будто намеком. Разработка образа женщины-оратора сложна тем, что небольшими штрихами в костюме, голосе, жестикуляции можно подчеркнуть свое своеобразие, выделить природные и индивидуальные качества своей личности.

Образ оратора не складывается стихийно. Он - результат достаточно большой работы над собой независимо от меры ораторского таланта, отпущенного человеку природой.

Для создания ораторского образа необходима богатая практика. Наблюдения показывают, что воспитание красноречия сильно изменяет не только нервную конституцию говорящего, но и его внешность, формирует разные типы личности.


Заключение


Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом. Речь, не содержащая в себе новых мыслей, новых соотношений между старыми мыслями, наполнена уже известными сентенциями, а нередко не содержит в себе никаких мыслей как таковых. А как часто именно такую речь мы слышим в институте, по телевизору, на улице. Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли.

Именно этому и может научить предмет риторики. Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что если все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как минимум на порядок за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего.

Конкретно владение риторикой необходимо каждому человеку: нанимаясь на работу, надо уметь рассказать о себе, чтобы начальнику захотелось принять говорящего в число своих сотрудников; в новом коллективе заявить о себе как о человеке, с которым приятно и интересно говорить; отчитаться о проделанной работе так, чтобы открылись дальнейшие перспективы карьерного и материального роста.

Тот, кто обладает риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в процессе социального, бытового, делового и профессионального общения. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.


Список использованной литературы

ораторский риторика публичный выступление

1. Александров Д.Н. «Риторика», М «ЮНИТИ», 1999

Апресян Г.З. «Ораторское искусство», М МГУ, 1986

Гаудина Л.К Ширяев Е.И. «Культура русской речи»


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В современном мире ключом к успеху является овладение мастерством оратора . Это особое искусство, при котором каждый человек сможет открыть себя заново. Он будет красиво и правильно говорить, уверенно себя чувствовать перед любой аудиторией, быть интересным в общении. Конечно, есть люди, которые от рождения награждаются такой способностью, но их совсем немного. Поэтому человеку, обделенному Божьим даром, не стоит переживать, при желании ораторскому искусству можно учиться. Возраст при этом не играет особого значения, ведь получать новые знания и умения никогда не поздно.

Безусловно, есть профессии, которые просто обязывают досконально познавать искусство ораторской речи . К ним относятся политики, судьи, учителя, актёры, дикторы и др. Даже если Вы не относите себя к этим категориям, такое мастерство в любом случае не может Вам навредить. Кроме преимуществ, ни о чем другом не может быть и речи. В жизни оно может пригодиться, например, при устройстве на работу, и при новых знакомствах. Таким образом, это искусство в самых разных ситуациях может оказать неоценимую услугу.

Что такое ораторское искусство?

Это искусство живого слова. Человек, владеющий им, с лёгкостью может доносить мысли до окружающих. При этом предложения у него выстраиваются красивые и ясные. Он чувствует себя уверенно, ведь его речь привлекательна и интересна. Именно этому и учит ораторское искусство. Степень владения им может быть различной, но над собой нужно работать в любом случае. Нередко в жизни мы сталкивается с такими ситуациями, когда приходится задуматься над тем, как сказать или дать ответ на вопрос. Чтобы выглядеть убедительным, без важных приёмов особого мастерства не обойтись.

Ораторское искусство и риторика участвуют в формировании стиля и логических высказываний. Они помогают избежать нежелательных пауз и развивают память. Обычная речь превращается в привлекательную и наполняется нужными эмоциями. Настоящий оратор всегда интереснее для публики, чем тот, кто не умеет грамотно сформулировать свои мысли. Кроме того, своевременно приведённые аргументы и факты способствуют благополучному разрешению спорных вопросов. А это является своего рода гарантией наилучшего выхода из конфликтных ситуаций. Неподготовленные люди лишь в редких случаях смогут сформировать свои фразы чётко и правильно в нужный момент.

История ораторского искусства

Летописи ораторского искусства переносят в Древнюю Грецию. Именно здесь великому мастерству уделялось пристальное внимание. Отсюда идут корни стилистических образцов и развитие речи, ведь до появления письменности мысли излагались устно.

Греческие ораторы умело воздействовали на публику, поскольку они владели законами логики и правилами устной речи. Они смогли добиться того, что красноречие служило им главным оружием с политической точки зрения. Ораторское искусство, являясь царицей искусств, весьма эффективно могло влиять на решения государственных дел.

Именно в Древней Греции зародилась первая школа ораторского искусства . Её выдающимися мастерами стали Демосфен, Филократ, Гиперид, Эсхин и другие общественные деятели. Среди них Демосфен смог добиться наивысших достижений. Без его вклада сложно представить ораторскую практику и азы теории риторики, где слову придавалось огромное значение. На его речах учились не только в древности, сохранившиеся теории актуальны и сегодня. Они входят в золотой фонд риторики как отдельной науки.

Выступление перед аудиторией

Зрительное восприятие и внешний вид

Выступая перед публикой, оратор должен подготовить не только свою речь, но и старательно поработать над внешним видом . Не секрет, что выступающего в первую очередь встречают по внешнему виду. Уже давно доказано, что внешний облик играет важную роль при первом впечатлении. Исходя из статистических данных, 55% убеждающей силы приходится на внешний вид оратора и зрительное восприятие слушателей, на тон голоса - 35% и всего 10% на слова.

Слушатели в первую очередь являются зрителями. Они весьма внимательно будут рассматривать выступающего. Особенно женская половина уделяет пристальное внимание мелочам. Наряд, прическа и манера держаться не останутся незамеченными. Человек, который не уверен в себе, плохо подготовлен или нерешителен, быстро бросается в глаза. Публика не захочет сосредотачиваться и вникать в суть его выступления . И как бы не старался оратор, расположить к себе слушателей будет весьма трудно.

Удержание внимания

Искусство ораторской речи как раз и заключает в себе умение донести подготовленный доклад или на ходу выстроенное выступление. Настоящий мастер умеет быстро ориентироваться и выстраивать логические предложения. Кроме того, он умеет завлечь своих слушателей и заинтересовать своим выступлением.

Для удержания внимания оратор использует специальные приёмы, позволяющие не только расположить к себе, но и настроиться на одну психологическую волну. При этом жестикуляция и мимика, голос и интонация играют важное значение. Ведь одно дело слушать, а совсем другое - быть услышанным. Об этом еще говорила известная поэтесса М.Цветаева. Ни в коем случае нельзя дать публике ни малейшего повода для раздражения.

Контакт с аудиторией

Речь выступающего в большей части представляет собой монолог. Однако оратору нужно уметь находить контакт с аудиторией . Он должен стараться установить связь, пусть даже мнимую. Только в этом случае он сможет рассчитывать на отклик. Хороший оратор способен уловить настроение аудитории и в нужный момент откорректировать свое выступление. Он как бы читает мысли слушателей и не даёт им отвлечься от преподносимой информации. Это похоже на мысленный диалог, при котором вторая сторона не произносит вслух своих пожеланий. В свою очередь, это не отвлекает выступающего, но и не исключает двустороннее общение.

Таким образом, искусство публичных выступлений - это имитация живого общения. Новичку сложно добиться этого, но вполне реально при освоении основных риторических приемов. Среди них: непосредственное обращение к аудитории, наполнение выступления эмоциями, придерживание разговорного синтаксиса. Не стоит заранее переживать, всё приходит с опытом, нужно только приложить усилия и терпение.

Ещё одно немаловажное средство установления двустороннего общения - это зрительный контакт с выступающим. Если читать подготовленный текст и не отрываться от бумаги, интерес у публики быстро пропадёт. В этом случае докладчик самостоятельно сооружает стену, которая ограждает его от слушателей. Не рекомендуется смотреть в один угол или потолок. Лишь переводя взгляд от одного слушателя на другого, оратор может рассчитывать на объединение аудитории и достижение эффекта общения, пусть даже на мысленном уровне.

Нужно уметь читать реакцию по глазам. В этом случае оратор сможет контролировать аудиторию. Как только он заметит первые признаки переутомления слушателей, он сможет использовать один из проверенных способов для разрядки зала. К примеру, это может быть воспоминание смешного случая, вставка афоризма или пословицы. Желательно, чтобы они были близки к тематике выступления. Можно вообще отойти в сторону от доклада и рассказать веселый анекдот, расположив к себе аудиторию. Эмоциональная разрядка при утомлении наилучшим образом воссоздаст дружескую атмосферу. Всё это позволит продолжить выступление, интерес к которому только усилится.

Ораторское искусство при других видах речевой коммуникации

Многогранное искусство ораторского мастерства включает не только выступления перед большой аудиторией, но и ведение диалога с собеседником, дебаты, дискуссии, а также другие виды речевой коммуникации . При этом речь оратора должна всегда поражать железной логикой, но вместе с этим быть искренней и чувственной. Только в этом случае можно рассчитывать на заинтересованность слушателя и его расположение.

При любых речевых коммуникациях можно проявить ораторское мастерство и оставить неизгладимый отпечаток, хорошее мнение и заслужить уважение, поразив интересной беседой. При этом важное значение уделяется не только грамотности и начитанности говорящего, но и его эмоциональности, заинтересованности и умении выслушать собеседника. Безусловно, в этом помогают и природные данные, но полученный опыт, культура речи и интеллект не являются второстепенными.

Обучение ораторскому мастерству

Ораторскому мастерству может обучаться каждый. Главное, чтобы было желание и нацеленность на результат. Нужно не бояться трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения. Только терпение и старание принесут ожидаемые результаты. Даже многие известные люди, которые смогли добиться успехов в ораторстве , первоначально сталкивались со сложностями. К примеру, Маргарет Тэтчер сумела изменить свой визгливый голос, который от природы был таковым. Её усердная работа по изучению актерского мастерства дала свои плоды. Политический деятель Франции Мирабо так научился преподносить заученные тексты, что они стали казаться настоящей импровизацией.

Обучение ораторскому искусству можно проводить самостоятельно, но в специализированных школах и центрах занятия будут более эффективными. Разработанные программы и психологические тренинги - популярные способы избавления боязни выступать перед публикой, развития мышления и памяти, пополнения разговорного запаса и приобретения уверенности в себе. Здесь можно научиться правильно формулировать мысли, быстро заинтересовывать слушателя, получить артистические навыки и красиво говорить на любые темы, в том числе и экспромтом. Специалисты научат правильно подбирать интонацию и умело пользоваться разными речевыми приемами. Они расскажут о том, как извлекать пользу из общения, познакомят с непродуктивными моделями беседы и раскроют способы уклонения от «неудобных» вопросов.

Кто такой хороший оратор?

Мастером ораторского искусства является тот человек, который с лёгкостью владеет живым словом и может с его помощью воздействовать на собеседника или целую аудиторию. Говоря о таком профессионале, нельзя не упомянуть о высоком уровне . Хорошая дикция исключает любую нечёткость произношения слов и отдельных звуков. Выступающего приятно и легко слушать, поскольку нет скороговорок и шепелявости. Сила голоса проявляется не только в громкости, но и психическом воздействии на сознание и волю слушателей. Иными словами, техника речи настоящего оратора приближается к совершенству.

Состоявшийся оратор умело применяет различные приемы. Для красивой речи огромное значение имеет употребление крылатых выражений, известных пословиц и поговорок. Когда они неожиданны, но к месту сказаны, выступление кажется интереснее и лучше запоминается. Речевая культура оратора всегда оценивается по богатству его словарного запаса. Чем больше слов в арсенале профессионала, тем интереснее с ним общаться. А если ко всему этому предложения лаконичны и грамотно построены, с соблюдением точности словоупотребления и языковых норм произношения, то такому оратору нет цены.

  • Изучать ораторское мастерство может каждый. При этом важно настроиться на удачу и ни в коем случае не отступать от поставленной цели.
  • Никогда не следует показывать посторонним своё волнение и тем более говорить о плохой подготовке.
  • Избегайте монотонных выступлений, делайте правильную паузу и выделяйте нужные слова. Не забывайте про интонацию, повышая и понижая голос.
  • Больше времени уделяйте тренировкам, желательно заранее подготовленную речь отрепетировать не менее 3-х раз.
  • Попытайтесь заинтересовать аудиторию с самого начала выступления, придумав интригующее название.
  • При публичном выступлении пытайтесь установить контакт со слушателями.
  • Во время выступления меняйте своё положение, используйте жестикуляцию.

Главный совет заключается в следующем: чтобы овладеть искусством живого слова, нужно научиться красиво мыслить.

Многие профессии людей, что связаны с постоянным произношением речей, не могут обойтись без знания особого вида науки, как искусство красноречия. Можно смело утверждать, что ораторство наиважнейший рычаг культуры. Зная основы ораторского искусства, добиваются успеха в построении своей карьеры.

Публичное выступление сегодня рассматривают как своеобразное направление в науке и искусстве, ведь оно способно воздействовать как на ощущения, так и на мысли человека, менять его мировоззрение.

Такое понятие, как ораторское искусство признают направлением творческой деятельности публичного выступления, в котором наилучшим образом сочетаются, как риторика, так и приемы актерского мастерства и психологические техники, способствующие убеждению.

Каждый попадал в ситуации, когда для убеждения в своей позиции только слов недостаточно. Основы красноречия в таких ситуациях играют важную роль при достижении цели или доказательстве правильности своей позиции. Сегодня искусство убеждения играет важную роль.

Под ораторским искусством понимают вид диалога, который обращается к группе слушателей с четкой целью убедить и дать определенное понятие указанной проблемы. Сперанский писал: «красноречие есть дар потрясать души, переливать в них страсти и сообщать им образ своих понятий».

Факты о зарождении ораторства

Первое внимание искусству ораторства начали уделять еще в античной Древней Греции. История ораторского искусства возникла намного раньше. Но именно жители Эллады придавали такому искусству значение и определенное понятие. Чтобы добиться правильной и интересной для собеседника постановки речи многие философы использовали различные приемы.

Например, Демосфен набил полный рот камней и репетировал на берегу моря, пытаясь говорить громче прибоя. В основу этой науки положены принципы убеждения и эффективности речи.

Среди известных трудов Аристотеля, есть работа под названием «риторика», которая посвящена именно искусству красноречия.

Все достижения в искусстве ораторства древности переняли маститые теоретики средневековья. Для завоевания внимания и любви публики они использовали различные приемы, среди которых:

  • расположение;
  • нахождение;
  • запоминание.

Среди великих ораторов этого времени значатся Мартин Лютера, Фома Аквинский, Пьер Абеляра. Их цитаты и высказывания остались в истории и актуальны и сегодня.

История ораторского искусства имеет особые черты в каждом из государств. Иногда красноречие было направлено на достижение особых целей, убеждение. Ораторское искусство в России имело еще одно дополнительное назначение: используя красноречие, можно привести человека к добру.

Риторика и ораторство сегодня

В основе современного ораторского искусства лежат дисциплины. Это философия, психология, лингвистика, эстетика, риторика, этика. Они между собой тесно связаны. Четкая связь прослеживается в трио риторика-грамматика-логика:

  • знание риторики дает связность и последовательность мыслей в речи;
  • грамматика проявляется в правильном использовании слов и их форм;
  • логика обеспечивает основательность и смысловую связность речи.

С давних времен основой успеха считалась правильная речь. Подтверждали такие мысли и известные философы и ученые, например, Аристотель утверждал: «красноречие есть работница убеждения». Это утверждение справедливо и сейчас. Ведь достижения в построении карьеры во многих сферах деятельности зависит от способности уговаривать и убеждать своих покупателей, коллег и клиентов. Сегодня, как и раньше, ораторы уделяют значение следующим умениям:

  • моделировать интонации и тембр голоса в соответствии со сложившейся ситуацией;
  • правильность интонаций при произношении фраз;
  • улучшение культуры речи в целом.

При выборе профессии всегда стоит помнить, что ораторы не рождались с заложенным талантом, умение говорить и произносить убедительные речи следует постоянно тренировать и изучать существенные моменты и основные правила.

Риторика – наука, которая располагается на равных с химией или физикой, и, приложив усилия, можно ее освоить каждому человеку. Осилить основы ораторского искусства может каждый человек, а вот применять их на практике, вставляя нужные слова и цитаты, наверное, только целеустремленный и талантливый. Такая наука по силам всем.

Виды ораторства

Ораторское искусство и культура никогда не отличалось своей однородностью. В различные времена в зависимости от профессии и эпохи оно имело разные формы ораторства.

Современное учение ораторского искусства воспринимается как отдельная наука и классифицирует ее по признакам и подразумевает проявления и формы. Некоторые разделяют устные речи на монологические и диалогические речи, а некоторые подразделяют такое искусство на эмоциональные и рациональные выступления.

Существует классификация на роды и виды ораторского искусства в зависимости от сфер деятельности, в которой оно применяется. Каждая такая категория объединяет разные стили и виды речи, в зависимости в какой сфере жизни оно будет использовано. Одно понятно, что для общества важно ораторское искусство, как социальное явление.

Красноречие подразделяется на:

  • Социально-политическое красноречие, которое включает политические и дипломатические речи, доклады, что связаны с политикой, экономикой и социальной жизнью общества.
  • Академическое красноречие. В эту группу входят лекции, доклады и сообщения, которые разработаны для донесения слушателям познавательной и научной информации. Презентация научных работ выдерживается в определенном стиле.
  • Судебное красноречие представляет обвинительную и судебную речь. Такого типа ораторское искусство юриста залог его карьеры.
  • Социально-бытовое ораторское искусство включает поздравительные, юбилейные или поминальные речи.
  • Богословно - церковное искусство представлено проповедями в соборах и церквях.

Данная классификация отражает в полной мере искусство ораторства существующего мира, но это далеко не полная классификация. Роды и виды ораторского искусства в обществе представлены существенным списком.

Среди самых востребованных современных групп ораторства можно выделить красноречие, которое используется на радио и телевидении, рекламу, выступления политиков и дипломатов, ответы на пресс-конференциях и так далее. Не зная правила и понятие каждой группы, невозможно составить эффективное выступление. Культура и умение ведения разговора в таких случаях очень важны. В их основе всегда лежит риторика и культура разговора.

Ораторство и карьера

Как уже отмечалось, владение теорией ораторского искусства, играет роль в построении карьеры и продвижении по служебной лестнице. Знать такие правила полезно для любого человека, который работает в современных компаниях. Начиная от менеджера и заканчивая генеральным директором. Человек должен при деловом общении правильно и грамотно говорить, на это масса причин.

Менеджер компаний тратит массу времени на деловые переговоры с клиентами, а также с работниками других компаний и коллегами. Почему уходит столько времени?. Человек не может правильно, четко и лаконично донести нужную мысль и тратит много времени на объяснения. А ведь, зная основы ораторского искусства, можно быстро и четко донести мысль, и не нарушить взаимопонимания в коллективе из-за простого недопонимания.

Также стоит отметить, что у молодых руководителей иногда не складываются отношения с подчиненными по простой причине. Он не владеет основами этики и эстетики общения, вызывая шквал недовольств среди работников. Ораторское искусство, культура ведения диалога и риторика им обязательно для организации работы в коллективе подчиненных. Простые правила необходимы.

Существует масса ситуаций, с которыми сталкивается каждый работник офисов в течение рабочего дня, когда важно владение красноречием:

  • Выступление на заседаниях руководства с отчетом о проделанной работе или докладом. Графическая презентация результатов поддерживается понятной речью и объяснением. От произведенного впечатления зависит успех конкретной фирмы.
  • Доклад на совещании среди своих работников. От того, как хорошо работники умеют озвучивать задачи и формулировать мысли, зависит продуктивность работы и скорость принятия целесообразных решений. Презентация и доклад должны быть понятными и четкими.
  • Спонтанное деловое общение. Человеку на протяжении рабочего дня предстоят постоянные деловые беседы, кроме запланированных мероприятий. Разговоры стоит вести, как с клиентами компании, так и с работниками внутри коллектива. Культура и умение ведения таких бесед всегда сказывается на карьере. Руководители любят коммуникабельных, образованных и умеющих грамотно общаться работников, а не владея такими навыками можно с легкостью потерять работу.
  • Собеседование. При трудоустройстве огромную роль играет первое впечатление, а его важной составляющей считается умение говорить о себе, и культура речи.

Как видно, рядовые ситуации, которые связаны с деловым общением, требует от человека навыков правильной и грамотной реи, и красноречия. Но ведь огромное число профессий без ораторского искусства не существуют, и успех людей, выбравших такие специальности, зависит от владения ораторскими навыками.

Не владея ораторским искусством, успеха не добьется ни один юрист. Для него очень важно обладать умениями и навыками, которые помогут правильно, грамотно и лаконично излагать свою позицию, особенно во время судебной дискуссии. Значение имеет правильный эмоциональный окрас. Ораторское искусство юриста считается залогом его карьеры.

Хитрости и тонкости ораторского искусства

Все знают, что риторика предлагает секреты ораторского искусства, которые помогаю лучше воздействовать на аудиторию, чтобы добиться поставленных целей перед выступлением.

  • Выступление перед аудиторией не следует делать длительным и утомительным (это не касается лекций и других научных докладов). Информацию излагают четко и кратко. В среднем длина речи должна не превышать 20 минут.
  • Удержать и привлечь внимание помогает несложная хитрость из риторики, которая заключается в создании некоторой интриги. В начале выступления можно привлечь внимание словами «как-то раз я…» или «у меня как-то случилось так». Такие цитаты вызовут в глазах аудитории интерес к выступлению и оратору. Это наука. Неудивительно, что ораторы считались интриганами.
  • Несмотря на серьезность предстоящего выступления, научные термины или точные факты стоит всегда разбавлять легким юмором. Здесь важно знать меру, такие шутки не стоит делать плоскими или вульгарными, перед ними стоит цель поднять настроение слушателям.
  • Основополагающим моментом в выступлении считается эмоциональность. Риторика и культура разговора выделяет ей особую роль. Правильное ее применение это сложная наука, ведь если проявления эмоций покажутся слушателям наигранными и неестественными, то аудитория такому доклад не поверит, и человек не будет им внушать доверие.
  • Большое значения в выступлении играет молчание в нужный момент, пауза после высказанной полностью мысли. Такие моменты помогают слушателю включить мышление и задуматься над полученной информацией. Такой хитростью пользуются в моменты, когда сбился, чтобы собраться с мыслями и продолжить. Наука о красноречии рассказывает о таких моментах, и значимости их применения.
  • Полученная теория ораторского искусства и риторики всегда подкрепляется практическими навыками. При желании стать востребованным оратором и научиться произносить убедительные и грамотные речи. Не стоит отказываться от ситуации выступать публично даже, если слушателями являются родственники и гости за столом.

В заключение следует отметить, что ораторское искусство и риторика важны для каждого человека, как наука. Культура речи, ее правильность и грамотность помогают не только в работе, но и постоянном общении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Искусство - высокая, может быть, даже высшая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности: в литературе, музыке, живописи, танце, архитектуре, но искусство человеческого общения - это особо сложная и весьма ответственная сфера бытия. Слово имеет безграничную власть над человеком, над обществом. Лишь позже, в зрелые годы, мы начинаем понимать, что за словом должен стоять и поступок, дело... Но "вначале было Слово...", и слово, речь могут вдохновить, позвать на подвиг, а могут и убить. Но вспомните о речах вождей мирового пролетариата или борцов за чистоту арийской расы - сколько миллионов жизней уничтожено и искалечено ими!

Многочисленные тесты, опросы, эксперименты доказали, что человека больше всего волнуют два вопроса: его здоровье и вопрос о том, как разбираться в людях, как воздействовать на них, как руководить ими, их поступками? Интерес к своему здоровью понятен, и именно эту слабину души человеческой так успешно эксплуатируют колдуны, шаманы, "народные целители" и экстрасенсы всех мастей. А вот с умением разбираться в людях дело обстоит сложнее, хотя на обладание этим искусством претендуют все! Что тут сложного? Мудро замечено, что любой человек немного недоволен своей внешностью, но вполне удовлетворен своим умом. А раз человек умен, то оценить другого, посплетничать о нем - любимое и увлекательное занятие для развития аналитических талантов, и этого достаточно для самоутверждения (cogito, ergo sum - я мыслю, следовательно, я существую). Но проблема, увы, очень сложна, и понять человека, убедить его, повлиять на его поступки совсем непросто.

У руководителя любого ранга, который ежедневно, ежечасно общается с людьми, нет ничего, кроме Слова и знания принципов и методов искусства управления. Но это большая сила, если ты Мастер. Америка, да и весь мир были ошеломлены выводами Технологического института Карнеги: если специалист в области промышленного производства достиг крупных успехов, то своими достижениями он обязан на 15% своим специальным знаниям, а на остальные 85% - своей способности руководить людьми, таланту руководителя, знанию человеческой природы. Итак, задача руководителя - создать такие условия, чтобы коллектив трудился с максимальной отдачей. Кажется, что самый простой и понятный способ - разумная система материального вознаграждения. Но оказывается, что действительные побуждения к труду, мотивация деятельности весьма сложны, а временами их трудно определить. Важно понять основные модели мотивации, т. е. способы побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей (собственная мотивация) и для достижения целей организации (корпоративная мотивация). Не хотелось бы сужать рамки искусства управления только его утилитарными функциями - методы этого искусства одинаково применимы для любых жизненных ситуаций: взаимоотношений в семье, выступлений на совещании или шутливых поздравлений на дне рождения друга, умения вести спор (а может быть, умения избежать его?), умения убедить сотрудника, и даже весь коллектив, отдавать работе максимум усилий или сказать девушке такие слова, что ее сердце дрогнет. При активном целенаправленном формировании морального облика человека объективно необходимы определенные воспитательные воздействия на его сознание, психику. Все возможные виды воздействия условно можно разделить на две группы: убеждающие и принуждающие. Оба этих вида используются в современной педагогике, в том числе и военной.

1. Искусство красноречия в античной Греции

убеждение воздействие управление

Учение красноречия возникло из обобщения и систематизации тех приемов и методов ведения полемики, споров и диспутов, которые получили широкое распространение в античной Греции с ее развитой политической жизнью и борьбой разных партий за влияние на массы. В этих условиях умение убеждать людей, приводить убедительные аргументы против своих оппонентов, подкреплять их фактами, воздействовать не только на разум, но и чувства и эмоции слушателей, приобретало исключительно важное значение. Вот почему в античной Греции разработка проблем риторики начиналась задолго до того, когда были созданы надежные логико-методологические, психологические и нравственные основы и принципы, на которые должен опираться убедительный спор, диалог, диспут или полемика. Точнее говоря, эти принципы и методы формировались постепенно в процессе обобщения и систематизации тех приемов, доводов и способов ведения полемики или диспута, которые практиковались в публичной речи.

Анализируя эти речи, древние греки одними из первых задались целью объяснить, в чем заключается убедительная сила речи: почему с одной речью мы соглашаемся, а с другой -- нет, почему одна из них убеждает нас и заставляет признать доводы оратора, а в другой обнаруживаем изъяны, как в доводах, так и в самом построении речи? Первыми начали исследовать эти проблемы софисты, многие из которых были также учителями риторики как особого искусства красноречия, хотя само это искусство возникло задолго до появления софистов. Привлекательной чертой софистической риторики был демократический дух, стремление помочь всякому, желающему научиться искусству красноречия, умению убедительно и аргументировано спорить со своими противниками. Софисты обращали также внимание на воспитание у своих учеников стремления к свободе высказывания своих мнений и умения их защищать, невзирая на какие-либо авторитеты. Много занимались они и специальными вопросами произнесения и построения речей.

Однако со временем софистическая риторика выродилась в своего рода словесное фехтование, задачей ее стало не искание и обоснование истины, а достижение победы в словесном состязании любой ценой. Для этой цели использовались любые приемы и средства, начиная от преднамеренного нарушения законов и правил логики, получивших впоследствии название логических софизмов, и кончая различными психологическими уловками и недопустимыми с нравственной точки зрения методами ведения полемики. Заманчивая цель -- выйти победителем в любом споре-привлекала в многочисленные школы риторики большое число учеников, что давало возможность организаторам и учителям школы зарабатывать большие деньги. Таким образом, несмотря на известные заслуги в распространении и пропаганде знаний о приемах ведения полемики и искусстве красноречия, софистическая риторика к концу V в. до н.э. пришла в упадок и сошла с исторической сцены. Это и неудивительно, ибо она не стала анализировать и разрабатывать те приемы, методы и традиции, которые сформировались в реальной практике ведения полемики в публичных выступлениях лучших ораторов своего времени. В то время как эти ораторы, выступая в народных собраниях, общественных форумах и судах, стремились найти истину и тем самым убедить своих слушателей, в школах риторической софистики старались научить находить такие приемы и уловки в ведении полемики, с помощью которых можно было победить в споре ценой различных логических ухищрений, подтасовки фактов, психологического воздействия на оппонента и т.п. некорректных и недопустимых способов. Такая риторика, поэтому вряд ли имеет что-либо общее с подлинным искусством красноречия, которое ставит своей главной целью с помощью хорошо аргументированной, эмоционально окрашенной и стилистически безупречной речи, прежде всего, убедить слушателей в истинности выдвигаемых в ней положений.

2. Понятие убеждения

Собственный политический опыт граждане приобретают, участвуя в выборах в Государственную Думу и органы местного самоуправления, народные суды, в работе органов местного самоуправления в качестве депутатов, во всенародных обсуждениях проектов важнейших решений Государственной Думы, постановлений Правительства РФ, а также принимая участие в работе различных съездов, конференций, совещаний, в деятельности общественных организаций и политических партий, в осуществлении народного контроля за работой органов власти и управления.

Проводя воспитательную и агитационно-пропагандистскую работу, государство воспитывает у граждан уважение к правилам поведения в обществе.

Важное место среди мер убеждения занимает широкая система наград и поощрений. Материальное и моральное поощрение граждан является важнейшим стимулом повышения сознательности масс.

Использование разнообразных форм убеждения имеет решающее значение в непосредственной борьбе с правонарушениями. Убеждение здесь повышает уровень правосознания граждан, воспитывает уважение к российским законам и нетерпимость к их нарушению. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.

Убеждение - это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения сознательности и правовой дисциплинированности, добросовестного соблюдения всеми гражданами правовых норм российского общества. Это процесс последовательно осуществляемых действий, которое включает в себя такие элементы, как овладение вниманием, внушение, разжигание интереса, возбуждение желаний, стимулирование действий .

В обществе большинство граждан добровольно подчиняется юридическим нормам, если понимает цели и задачи государства, одобряет их, сознательно, активно участвует в их осуществлении. Это означает, что с помощью мер убеждения государство добилось желаемого воздействия на сознание и волю людей и у них сформировалось необходимое понимание, внутренняя убежденность в целесообразности юридических предписаний.

Применение мер убеждения - это часть большой идеологической работы, осуществляемой государственными и общественными организациями. Убеждение как метод административной деятельности, метод непосредственной борьбы с правонарушениями представляет собой активное и систематическое воздействие на сознание и поведение людей.

В административной деятельности государства убеждение служит достижению ряда конкретных целей:

воспитание у граждан внутренней потребности и стойкой привычки правомерного поведения;

предотвращение возникновения стимулов антиобщественного поведения, предотвращение противоправных поступков;

воздействие на правонарушителей.

Необходимость достижения названных целей предполагает использование различных форм убеждения, целой системы мер воздействия на сознание и поведение граждан.

Важное место занимает воспитательная работа среди населения. В процессе охраны общественного порядка сотрудники органов внутренних дел знакомятся с населением и учитывают особенности отдельных его групп - профессия, занятия, возраст и т.п. С учетом этого они и строят воспитательную работу.

Широкое использование находит также агитационно-пропагандистская деятельность, которая состоит в том, чтобы убедить граждан в необходимости правомерного поведения. Органы внутренних дел, используя беседы, прессу, радио, кино, телевидение, разъясняют характер и содержание установленных государством правил поведения и тем самым популяризируют законы, указы и другие нормативные акты, регламентирующие общественный порядок.

Важное место в деятельности милиции занимает информирование государственных органов, общественных организаций и населения о состоянии охраны общественного порядка на обслуживаемой территории.

Метод убеждения находит одно из своих конкретных выражений в поощрении органами внутренних дел граждан, активно участвующих в охране общественного порядка. Моральные и материальные стимулы повышения активности населения в борьбе с правонарушениями играют не меньшую роль, чем в других областях деятельности государства.

В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Пределы использования убеждения как средства воздействия на правонарушителей обусловливаются прежде всего природой правонарушения, степенью его общественной опасности, личностью нарушителя. Вместе с тем существует ряд условий, при которых, воздействуя на правонарушителей, можно ограничиться мерами убеждения. Эти условия следующие:

правонарушение является малозначительным и в силу этого не представляет большой общественной опасности (например, небольшой пропуск срока для обмена паспорта по истечении срока его действия);

малозначительное правонарушение совершено лицом впервые, случайно (малозначительное нарушение правил пользования городским транспортом, допущенное человеком, прибывшим из сельской местности);

меры убеждения достаточны для пресечения противоправного поведения и воздействия на правонарушителя (разъяснение участковым уполномоченным недопустимости пользования в ночное время музыкальными инструментами, если это мешает покою и отдыху граждан).

3. Убеждение как новая форма влияния

Чтобы оказывать влияние на другого, человеку нет необходимости быть способным наказывать или поощрять, иметь чары харизмы или иметь выдающиеся знания. Одним из самых эффективных способов влияния является убеждение -- эффективная передача своей точки зрения. Как и разумная вера, убеждение основано на власти примера и власти эксперта. Разница состоит лишь в том, что исполнитель полностью понимает, что он делает и почему. Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать -- он или она "продает" исполнителю то, что нужно сделать. Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает зависимость от исполнителя. Например, если руководитель службы маркетинга хочет реорганизовать отдел сбыта, было бы разумно, если бы он или она признали, что сотрудники отдела сбыта, способны так противостоять изменениям, что это существенно повлияет на выпуск продукции. Таким образом, даже при условии, что руководитель может обладать полномочиями для внедрения новой организационной структуры без совещания с подчиненными, все же правильней и практичней было бы устроить собрание, выслушать все мнения и объяснить, почему перемены желательны. Активно добиваясь согласия, руководитель оказывает очень сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении. Если исполнитель в свою очередь испытывает потребность в знаниях и авторитете, сила влияния путем убеждения возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал компетентность исполнителя, а исполнитель ощущает, что к нему или к ней переходит доля власти руководителя. Убеждение влияет тем, что доводит до сознания потенциального исполнителя, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит его или ее собственную потребность, какой бы она ни была.

4. Эффективное убеждение

Стараясь оказывать влияние на других, люди занимаются, выражаясь фигурально, "продажей", хотя и не так явно, как при продаже страховых полисов. Это особенно верно для организаций, в частности, когда у человека нет формальной власти над другим или когда он не может предложить никаких вознаграждений. Способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов.

Руководитель должен заслуживать доверие. Его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень слушателя: она не должна быть слишком сложной, но и не должна быть упрощенной. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей его слушателей. Дело только выиграло бы, если бы черты характера и поведение руководителя нравились бы его подчиненным. Многие аргументы и попытки "продать" что-то потерпели крах только потому, что потенциальному покупателю не понравилась именно личность продающего, а не его товар или услуга.

5. Убеждающие воздействия

Процесс убеждения человека включает в себя четыре убеждающих воздействия:

1 информирование;

2 разъяснение;

3 доказательство;

4 опровержение.

Информирование в процессе убеждения может быть реализовано различными методами. Среди них особое место занимает рассказ.

Рассказ представляет собой живое и образное изложение сути дела. Рассказ строится двумя путями:

· индуктивным (когда идут от общих положений к отдельным фактам) и

· дедуктивным (когда идут от отдельных фактов к обобщениям).

При индуктивном изложении воспитатель в начале рассказа должен поставить вопрос, ответом на который и станет весь последующий рассказ. Педагогическая практика показывает, что когда изложение предваряется вопросом, то основное сообщение воспринимается более активно.

При дедуктивном изложении вопрос ставится после сообщения главной мысли. Если вопрос поставить перед сообщением главной мысли, то следующая затем аргументация оказывается излишней.

Психологи считают, дедуктивный метод более действенным в отношении холериков, а для флегматиков предпочтительнее индуктивный метод. Такая зависимость не абсолютна, однако довольно высока: холерику присущ быстрый темп психической деятельности, отсюда он отдает предпочтение обобщениям; флегматик же, имея замедленный темп, склонен воспринимать сначала отдельные факты, а потом уже обобщения.

Разъяснение. Выделяют следующие основные виды:

· инструктивное;

· повествующее;

· рассуждающее.

Инструктивное разъяснение проводится тогда, когда от человека требуется запомнить, что и как нужно делать. При таком разъяснении задействуется не столько мышление человека, сколько его память. Такой прием не нравится творческим натурам и лицам с художественным типом мышления. Для человека с алгоритмическим типом мышления, привыкшим к строгим указаниям, инструктирование не порождает противодействия.

Повествующее разъяснение сродни рассказу, может быть использовано воспитателем при изложении фактов в виде живого повествования, которое приводит к определенным выводам. Лишь некоторые личности предпочитают такой вид разъяснений.

Рассуждающее разъяснение строится таким образом, что военнослужащий должен сам ответить на поставленный воспитателем вопрос "за" или "против". Вопрос призван побудить военнослужащего самого дать ответ. Нельзя требовать ответа, в этом случае рассуждающее разъяснение теряет смысл и превращается в инструктирующее. Преимущество рассуждающего разъяснения в том, что военнослужащий в процессе поиска ответа ощущает собственную значимость. Такой вид разъяснения предпочитают личности творческие и инициативные. Они предпочитают активное участие в общении. Для военнослужащих такого личностного типа важно активизировать их мыслительную деятельность.

Доказательство строится на законах логики:

· законе тождества;

· законе противоречий;

· законе исключающего третьего;

· законе достаточного основания.

Суть закона тождества в том, что каждая мысль в процессе рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Закон тождества следует учитывать в условиях спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко определенных понятий.

Закон противоречия проявляется в том, что два суждения, из которых в одно м утверждается нечто, а в другом то же самое отрицается, не могут быть оба истинными.

Закон исключенного третьего проявляется в том, что из двух отрицающих друг друга суждений одно непременно истинно, другое - ложно, а третьего - не дано. Из этого закона следует, что нельзя быть одновременно согласным с двумя взаимоисключающими утверждениями.

Закон достаточного основания. Суть закона заключается в том, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями) истинность которых проверена практикой.

Опровержение в логическом плане обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая воспитываемому лицу свою мысль, командир тем самым опровергает другую, то есть ту, которой придерживается его собеседник. С позиции психологии воспитатель в ходе опровержения создать, тем не менее, условия для нахождения решения, не ущемляющего достоинства собеседника. В этом случае воспитатель одерживает "красивую победу".

Люди могут поддаваться убеждению в разной степени. Специалисты отмечают что убеждению практически не поддаются:

1. Люди с ограниченной фантазией, не наделенные богатством воображения и не способные к яркому, эмоциональному воображению.

2. Внутренне ориентированные личности, для которых собственные переживания значат куда больше, чем переживания других.

3. Неконтактные люди, проявляющие признаки отчужденности, слабой эмоциональной привязанности к другим, с выраженным предпочтением к обособленной деятельности, имеющие слабую связь с формальными и неформальными группами.

4. Люди с явно выраженной агрессивностью или потребностью во власти над другими.

5. Лица, проявляющие открытую враждебность к людям, окружающим их в повседневной жизни.

6. Крайнюю степенью сопротивляемости убеждению обнаруживают индивиды с параноидальными тенденциями (с бредовыми идеями) и "криминальные психопаты" (люди с ярко выраженными антисоциальным поведением)

Список литературы:

1. Попов Л.Л. Убеждение и принуждение. М., "Московский рабочий", 1968

2. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М.: Наука, 1991. 215 с.

3. Корнилова Е.Н. Риторика - искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998. 208 с.

4. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбИВЭСЭП, 1999. 496 с.

5. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 191 с.

6. Шейнов В. П. Искусство убеждать - М.: Изд. "ПРИОР", 2001 - 304 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение понятия и основных задач ораторского искусства - формы красноречия, одного из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей. Культура ораторской речи. Способы установления контакта с аудиторией.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Древнегреческие риторы и первые теоретики судебного красноречия. Краткое описание ораторов гомеровской Греции. Сократ и Платон как создатели теории "подлинного красноречия". Сочинение Аристотеля под названием "Риторика" и ораторское искусство Демосфена.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Внеязыковое влияние воздействующей и убеждающей речи, произносимой профессионалом-оратором с целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения. Политическая деятельность и искусство красноречия Цицерона, его риторические трактаты.

    реферат , добавлен 06.06.2011

    Исследование ораторского искусства как одного из специфических видов человеческой деятельности. Зарождение риторики как науки в Древней Руси. Изучение правила речевого воспитания и поведения в сохраненных сочинениях. Развитие культурно-речевых традиций.

    доклад , добавлен 16.12.2015

    Сущность ораторского искусства и речи. Определение, предмет и содержание современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Особенности древнерусского красноречия. История развития риторики в работах русских ученых по ораторскому искусству.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2010

    История развития ораторского искусства. Роль красноречия в Древнем мире, пути развития ораторских качеств. Законы и принципы риторики. Основные этапы публичного выступления. Требования, предъявляемые к оратору, согласно правилам классической риторики.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2013

    Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом. Разнообразие жанров ораторского искусства. Владение техникой говорения. Виды речей. Подготовка оратора.

    доклад , добавлен 31.10.2008

    Ознакомление с разными трактовками понятия аргументации в логике, риторике и лингвистике. Сущность красноречия как особого вида искусства. Рассмотрение структуры и семантико-прагматических свойств аргументативных высказываний в политическом дискурсе.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2012

    Определение современной риторики и ее предмета. Общая и частная риторика. Особенности античного риторического идеала. Расцвет древнерусского красноречия. Особенностb публичной речи. Роды и виды ораторского искусства. Деловое общение и коммуникации.

    шпаргалка , добавлен 22.12.2009

    Теория риторики Марка Туллия Цицерона. Основные виды речи по Аристотелю: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Горгий как крупнейший учитель красноречия в V веке до н.э. Основные концепции ораторского произведения по Исократу.