Понятие о священном писании. Православие


Россию нередко называют святой землей. Если судить по количеству святых для представителей разных религий мест, то это действительно так.

1. Дивеево

Где находится? Нижегородская область, Дивеевский район.
В чем святость? Дивеево называется Четвертым Уделом Божией Матери на земле. Главная святыня Дивеевской обители - мощи преподобного Серафима Саровского. Святой Старец незримо, но явно утешает, вразумляет, исцеляет, открывая ожестевшие души приходящих к нему людей для Божественной любви, и приводит к православной вере, к Церкви, которая является основанием и утверждением Русской земли.

Паломники приезжают за святой водой из 4 источников, поклониться мощам и пройти вдоль святой канавки, которую, по преданию, не сможет пересечь антихрист

2. Оптина пустынь

Где находится? Калужская область.
В чем святость? Свято-Введенская Оптина пустынь - один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска.

Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой.

Оптинские старцы обладали огромным влиянием на умы людей самых разных сословий. Трижды здесь бывал Гоголь. После посещения Оптиной пустыни родились «Братья Карамазовы» Достоевского. Особые отношения с обителью (как, впрочем, и с церковью вообще) были у Льва Толстого.

3. Нило-Столобенская пустынь

Где находится? Остров Столобный, полуостров Светлица, озеро Селигер.
В чем святость? Монастырь назван Ниловой пустынью по имени преподобного Нила, который жил на острове 27 лет и завещал построить монастырь. В 1555 году Нил преставился и был похоронен на острове Столобный. По кончине преподобного близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь.

До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I.

После революции у монатыря была непростая судьба. Он успел побыть и колонией, и госпиталем, и лагерем для военнопленных, и турбазой. При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов.
Только в 1990 году Нилова пустынь была снова передана Православной церкви, а в 1995 сюда были возвращены мощи преподобного Нила.
.

4. Кижи

Где находится? Остров Кижи, Онежское озеро.
В чем святость? Многие считают, что Кижи – это красивый храм где-то на Севере. На самом деле это целый заповедник, в котором бережно сохраняют быт и уникальное деревянное зодчество.

Центром и главным памятником музея стал Кижский погост с церковью Преображения Господня. Ее заложили в 1714 году и построили без единого гвоздя и фундамента. Самое примечательное, что даже в советские годы святыню не тронули – даже оставили иконостас со ста двумя образами.

Весь кижский ансамбль внесен в Список Всемирного наследия Юнеско. Добраться до острова можно летом на ракете из Петрозаводска и зимой по ледовой трассе от с. Великая губа.

5. Соловецкий монастырь

Где находится? Белое море.
В чем святость? Еще в языческие времена Соловецкие острова были усыпаны капищами, а древние саамы считали это место святым. Уже в XV веке тут возник монастырь, который вскоре стал крупный духовным и общественным центром.

Паломничество в Соловецкий монастырь всегда было большим подвигом, на который осмеливались лишь немногие. Благодаря этому, вплоть до начала XX века монахам удавалось сохранить здесь особую атмосферу, которая, как ни странно не улетучилась за годы лихолетья. Сегодня сюда приезжают не только богомольцы, но и ученые, исследователи, историки

6. Троице-Сергиева лавра

Где находится? Московская область, Сергиев Посад.
В чем святость? Этот монастырь по праву считается духовным центром России. История обители неразрывно связана с судьбой страны – здесь Дмитрий Донской получил благословение на Куликовскую битву, местные монахи вместе с войсками в течение двух лет оборонялись от польско-литовских интервентом, тут принимал присягу бояр будущий царь Петр I.
По сей день паломники со всего православного мира приезжают сюда, чтобы помолиться и ощутить благодать этого места.

7. Псково-Печерский монастырь

Где находится? Печоры.
В чем святость? Псково-Печерский монастырь - один из древнейших и самых известных русских мужских монастырей. В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря.

Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой. На территории монастыря есть два святых источника

Особенностью Псково-Печерского монастрыя является то, что он ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) он находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

8. Кирилло-Белозерский монастырь

Где находится? Вологодская область, Кирилловский район.
В чем святость? Кирилло-Белозерская обитель – город в городе, самый большой монастырь в Европе. Гигантская крепость не раз выдерживала осаду неприятеля – на ее трехэтажных стенах спокойно могут разъехаться две машины.

Постриг здесь принимали богатейшие люди своего времени, а в казематах содержались государевы преступники. Сам Иван Грозный благоволил обители и вкладывал в нее немалые средства. Здесь ощущается странная энергетика, дающая умиротворение.

По соседству находятся еще две жемчужины Севера – Ферапонтов и Горицкий монастыри. Первый знаменит своими древними соборами и фресками Дионисия, а второй - монахинями из знатных родов. Те, кто побывал в окрестностях Кириллова хоть раз – возвращаются обратно.

9. Верхотурье

Где находится? Свердловская область, Верхотурский округ.
В чем святость? Когда-то здесь была одна из главных уральских крепостей, от которой осталось несколько зданий (местный Кремль – самый маленький в стране). Однако этот небольшой городок прославился не славной историей, а большим сосредоточением православных храмов и монастырей.

В XIX веке Верхотурье стал центром паломничества. В 1913-м году тут был построен третий по величине собор Российской империи – Крестовоздвиженский. Недалеко от города, в селе Меркушино жил чудотворец Симеон Верхотурский – покровитель Урала. Помолиться у мощей святого приезжают люди со всей страны – считается, что они излечивают болезни.

10. Валаам

Где находится? Ладожское озеро.
В чем святость? Валаам - одна из двух существовавших в России «монашеских республик». Время основания на островах православного монастыря неизвестно. В начале XVI века монастырь уже существовал; в XV-XVI веках в монастыре жили около десятка будущих святых, в том числе, например, будущий основатель другой «монашеской республики» Савватий Соловецкий (до 1429 года) и Александр Свирский. Именно в это время по соседним островам появились в большом количестве монашеские скиты.

В отличие от Соловецкого архипелага, где хозяином является музей-заповедник, на Валааме монашеские традиции возродились почти в полной мере. Все скиты здесь действуют, монастырь выполняет на островах и административные функции, а подавляющее большинство посетителей Валаама - паломники. По всей площади острова расположены скиты, «филиалы» монастыря, всего около десяти. Бесподобная природа Валаамского архипелага - своеобразная «квинтэссенция» природы Южной Карелии - способствует стремлению паломника отойти от мирской суеты и прийти к себе.

11. Пустозерск

Где находится? Фактически нигде. Пустозерск - исчезнувший город в нижнем течении Печоры, в Заполярном районе Ненецкого автономного округа. Находится в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мар.
В чем святость? Пустозерск был местом, где протопоп Аввакум жил в ссылке в земляной яме 15 лет, писал свое житие и был сожжен. Пустозерск и сегодня является местом старообрядческого паломничества и почитается ими как святое место. Здесь построена часовня и трапезная, стоят памятные кресты

12. Рогожская слобода

Где находится? Москва.
В чем святость? Рогожская слобода является историческим духовных центром русского старообрядчества. В 1771 году у Рогожской заставы было основано старообрядческое Рогожское кладбище, здесь же был построен карантин, больница и небольшая часовня.

Затем, на рубеже XVIII–XIX веков при кладбище были построены два собора – Покровский и Рождественский, Никольская часовня была перестроена в камне, рядом с храмами были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, шесть богаделен и множество частных и купеческих домов.

Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до 7000 верующих.
К началу ХХ века численность проживающих в окрестностях Рогожского старообрядцев достигала 30 000 человек

13. Великие Булгары

Где находится? Республика Татарстан, 140 км от Казани.
В чем святость? Булгар, один из величайших городов средневековья, сегодня является важным местом поклонения мусульман России. Помимо древних руин, от Великой Булгарии осталось село Болгары и стены большой мечети с минаретом XIII века. Через дорогу от входа в мечеть расположен хорошо сохранившийся Северный Мавзолей. К востоку от мечети находится Восточный мавзолей.

Белая мечеть расположена недалеко от въезда в Болгар, у Южных ворот болгарского музея-заповедника. Архитектурный комплекс представляет собой здание самой мечети, резиденции муфтия и медресе, и окружающие молельную площадь.

14. Источник Аулия

Где находится?

Республика Башкирия, гора Ауштау.
В чем святость? Аулия с башкирского переводится как «святой». Считается, что этот источник обладает целебными свойствами. Течет он чуть более 30 дней в конце мая и начале июня и собирает десятки тысяч людей каждый год.

Люди купаются в нем весной и пьют священную воду, которая, по их мнению, может избавить от камней в почках, а также лечить респираторные болезни и заболеваниях желудка. Весной вода источника, как говорят, приобретает свои целебные свойства только после 15 мая.

Поднятие на гору Ауштау состоит из двух этапов: первый заключается в достижении священного источника, второй - поднятие на вершину горы, где находятся три могилы, в которых, по легенде, хранятся останки трех исламских миссионеров из города Ош, убитых в XIII веке местными жителями. После покаяния эти же местные жители похоронили шейха Мухаммада Рамазан аль-Уш и его спутников на вершине горы, на склонах которой появился священный источник

15. Мавзолей Хусейн-Бека

Где находится? Республика Башкирия, 40 км от Уфы.
В чем святость? Мавзолей находится на кладбище Акзират. По легенде, он был построен в XIV веке для Хаджи-Хусейн-бека, первого имама на территории современной Башкирии. Приказ построить мавзолей был дан самим Тамерланом.

Недалеко от мавзолея есть несколько надгробий с надписями на арабском языке. Считается, что так были отмечены полководцы Тамерлана.

Мавзолей Хусейн-Бека считается одним из самых священных мусульманских мест в России. Всего в 10 км от этого места находится еще один древний мавзолей - могила Турухана. По мнению некоторых историков, он был потомком Чингисхана. По мнению историков, Турухан, как Хусейн-бек, был просвещенным мусульманский правителем.

16. Зиярат Кунта-Хаджи Кишиевa

Где находится? Чеченская республика, село Хаджи.
В чем святость? В Чечне есть 59 святых захоронений, зияратов. Зиярат Кунта-Хаджи Кишиева - самый почитаемый из них. В XIX веке деревня Хаджи была местом рождения суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, чеченского святого и миссионера, проповедовавшего зикр («поминания Аллаха»).
Рядом с местом, где стоял дом Кишиева, есть святой источник, вода из которого обладает лечебными свойствами. Желающие также могут посетить могилу матери Кишиева. Она расположена неподалеку на горе Эртина, которую чеченцы считают священным местом.

17. Крепость кала курайшитов

Где находится? Республика Дагестан, 120 км от Махачкалы.
В чем святость? Мечеть крепости Кала курайшитов - одна из старейших мечетей в России, она была построена в IX веке. Также на территории крепости расположены древняя усыпальница и музей.

Крепость расположена на высоте 1000 метров над уровнем моря. Из-за своего внешнего вида Кала курайшитов иногда называют Дагестанским Мачу-Пикчу.

Корейшиты, или курайшиты считались ближайшими родственниками и потомками самого пророка Мохаммеда, поэтому основанный ими Кала-Корейш превратился в важнейший в регионе центр распространения ислама.

К XX веку Кала-Корейш фактически превратился в город-призрак. Окрестные жители утверждают, что в 1970-е в Кала-Корейше жили две женщины и один мужчина. Это были последние обитатели древнего города потомков Мохаммеда.

18. Мавзолей Тути-бике

Где находится? Республика Дагестан, Дербент.
В чем святость? Мавзолей дербентских ханов – единственный из сохранившихся в Дербенте мавзолеев - возведен в 1202 году хиджры мусульманского летоисчисления (1787-1788) над могилой правительницы Дербента Тути-бике. Кроме нее в мавзолее захоронены ее сыновья, а также жена Гасан-хана Hyp-Джахан-ханум.
Правительница Дербента Тути-бике - фигура очень значимая в истории Дагестана. В 1774 году, во время штурма Дербента кайтагским уцмием Эмиром-Гамзы, Тути-бике лично принмала участие в обороне, была на городской стене, управляя дейсвтиями артиллерии. Во время осады города она не прервала молитвы и по ее завершении, выйдя во двор Джума-мечети, куда ворвался вражеский отряд, ударом кинжала убила их предводителя. Предание гласит, что изумленные мужеством женщины, враги разбежались.
В непосредственной близости от мавзолея находится Kырхляр («сорок» на тюркском). Это место захоронения исламских мучеников.

19. Мавзолей Борга-Каш

Где находится? Мавзолей находится на северо-западной окраине современного сельского поселения Плиево Назрановского района Республики Ингушетия, на левом холмистом берегу Сунжи, являющегося отрогом Сунженского хребта.
В чем святость? Историки до сих пор расходятся во мнениях относительно того, как и почему был построен этот мавзолей.

Борга-Каш переводится как «могила Боргана». По одной из версий, мавзолей был усыпальницей Буракана Бексултана, одного из главных предводителей ингушей в борьбе против войск Тимура, которые вторглись в местные земли в 1395 году. Буракан не погиб в войне с Тимуром, а умер спустя десять лет, что соответствует времени постройки мавзолея

600-летний мавзолей является важным местом паломничества и одним из самых ценных ингушских исторических памятников. До сих пор на здании мавзолея сохранились надписи на арабском языке.

20. Иволгинский дацан

Где находится? Республика Бурятия, село Верхняя Иволга. 30 км от Ула-Удэ.
В чем святость? Иволгинский дацан - главный дацан России, резиденция Пандито Хамбо ламы - Главы Буддийской традиционной Сангхи России, крупный буддийский монастырский комплекс, памятник истории и архитектуры.
В Иволгинском дацане находится тело одного из главных подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи.

Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба. Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным, а проведенные учеными уже в 2000 годы анализы показали, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики, а концентрация брома превышает норму в 40 раз.
Тут же, в Иволгинском Дацане можно увидеть волшебный камень. Возле него надпись: «По преданию, именно к этому камню прикасалась Ногоон Дари Эхэ (Зелёная Тара) и оставила на нём отпечаток своей кисти.

21. Ниловский дацан

Где находится? В Тункинской долине, в 4 км выше по течению реки от курорта «Нилова Пустынь"в лесу на 10 км дороги на горе Холма-Ула.
В чем святость? По древнему преданию, на этом месте приземлился мифический бог Хан Шаргай нойон, глава хаатов, восседающих на гребнях Саянских гор. В честь этого, в 1867 году здесь был построен небольшой сруб для молитв. Впоследствии здесь были построены два деревянных дацана.

На территории Ниловского дацана стоит вышка из длинного и гладкого бревна с круглой деревянной бочкой наверху. Такая конструкция не встречается больше ни в одном из дацанов Бурятии. Местные старожилы рассказывают, что, когда ламы обращали в буддизм местное население, они собрали всех шаманов в этом месте и убедили их принять буддийскую веру.

Были сожжены все бубны и шаманские костюмы. В бочку положили священные реликвии и серебряные монеты и подняли наверх, чтобы Будда видел подарки. Песок на месте приземления Хан Шаргай нойона считается святым. Распространено мнение, что песок, взятый мужчиной, придает ему силу.

22. Гора Белуха

Где находится? Наивысшая точка Горного Алтая. Находится на территории Усть-Коксинского района.
В чем святость? Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. По карте с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н.э., тюрколог Мурат Аджи дополнил популярную гипотезу.

На равном расстоянии от Меру находились четыре известные тогда океана, и Белуха в равной степени удалена от Индийского, Тихого и Северного Ледовитого океана.

Белуха считается священной горой у буддистов, сюда, в поисках легендарного Беловодья, шли спасаться от мира старообрядцы. По поверьям алтайцев на Белухе обитает богиня Умай, верховное женское божество, сопоставимое по своей значимости с Тэнгри.

23. Остров Ольхон

Где находится? Ольхон - самый большой остров на озере Байкал. Находится в 256 км от Иркутска.
В чем святость? Одно из главных культовых мест - скала Шаманка. В пещеру, расположенную в скале, запрещен вход женщинам и детям. Там когда-то располагалось буддистское святилище.

В чем святость? По итогам конкурса республиканского масштаба «Семь чудес природы Бурятии» Барагхан признали основным бурятским природным чудом.

Гору издревле почитают как святыню и баргузинские буряты, и моголоязычные народы. Бурятская мифология повествует о хозяевах горы бархане баабай и Хажар-Сагаан-нойоне – небесных владыках, сошедших на землю.

Также есть легенда о том, что на Бархан-Уула был похоронен знатный хан из золотого рода борджигинов. Есть легенда и о Соодой-ламе, великом йогине, который выбрал Барагхан для своих медитаций.

Считается, что взошедший на эту гору будет связан с вней мистической силой, а праведники могут видеть на её склонах изображение Будды. Врсхождение на гору обычно проводится в сопрвождении монахов Иволгинского дацана, в честь Барагхана на санскрите написан огромный молебен.

На плато Тэптээхэй, у самой вершины горы, есть древнее и священное каменное сооружение Обо, чествующее дух горы. Есть здесь и ламаисткий священный знак, символизирующий вечность и бесконечность мироздания.

В наши дни на Бархан-Уула осуществляют буддийские молебны и проводят обряды. Ежегодно проходят паломнические восхождения к вершине горы.
Но подняться на гору может не каждый. Для этого нужно получить разрешение ламы в Курумканском дацане. Женщинам запрещено подниматься на Бархан-Уула.

25. Меркитская крепость

Где находится? На юге Бурятии, в Мухоршибирском районе в 110 км от Улан-Удэ на правобережье устья р. Тугнуй.
В чем святость? Согласно легенде, именно здесь проходили первые бои Чингисхана с меркитами, когда-то населявшими эти земли. Меркиты с 1177 по 1216 год вели ожесточенные бои против Чингисхана и хана Джочи, пока не были разбиты. Меркитская крепость сегодня - это не крепость в привычном смысле этого слова. Это скальники, на которых сохранились элементы былых укреплений, углубления для сигнальных огней, колодец, наблюдательные площадки.
В Меркитской крепости есть два так называемых «гудящих камня», которые, согласно поверьям способны исцелить женщину от бесплодия и принести удачу в любви. К Меркитской крепости проводятся паломничества, сюда приезжают шаманы и ламы.
в 2010 году здесь были обнаружены буддийские свитки и иконы-танка, которые спрятали здесь ламы в годы гонений на религию. Так как с горы нельзя ничего брать, свитки были осмотрены и возвращены на место.

Священное Писание и Богослужение

Многие люди жалуются, что были в православном храме и не слышали чтения Слова Божия. Кто-то после этого идет в протестантский молитвенный дом, где Библия читается часто и на доступном языке, что сразу подкупает их, и они остаются там. «Имеющий уши слышать да услышит». Быть в православном храме и не слышать «Господи, помилуй» (Мф.17:15) – невозможно.

Баптист Кэмпбел Морган установил, что всю Библию (от Бытия до Апокалипсиса) можно прочитать за 78 часов. И вообще протестанты считают, что вера – это согласие с текстом. Поэтому не читать – это значит не знать Библию и не иметь веры.

Но православное богослужение, отводя Священному Писанию всеобъемлющее место, содержит в себе еще нечто важное. Каждый день за богослужением повторяется в общих чертах процесс всего дела спасения человека:

-вечерня – воспоминание о сотворении мира, грехопадении, покаянии Адама и Евы, даровании Синайского Закона;

-утреня рисует состояние ветхозаветного человечества перед пришествием Иисуса Христа в мир, о Благовещении, Рождестве Христовом;

-Литургия изображает всю жизнь Христа от Вифлеемских яслей до Вознесения, через символы вводя в реальность (Причастие Тела и Крови Иисуса Христа).

Повторение в богослужении процесса приготовления человечества к принятию Спасителя необходимо.

Священное Писание изображает исторический процесс приготовления человечества к приходу Иисуса Христа, потому что там изложены все исторические события с этим связанные. Оно готовит души к духовному росту и ко встрече с Господом. Например, когда Богородице явился архангел Гавриил и возвестил Благую Весть, она как раз читала книгу пророка Исаии, что помогло ей понять, подготовило ее к принятию великой тайны Боговоплощения.

Богослужение служит той же цели – готовит человечество к исполнению чаяний Израиля. Но православное богослужение это не только разговоры о Боге друг с другом, а это есть совместная молитва и священнодействие.

Священное Писание – основа богослужения.
Православное богослужение соткано из Священного Писания. Скажем, кто не умеет читать, тому церковная служба расскажет Евангелие, изобразит Евангельские события перед глазами.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим.3:16-17).
Еще пророк Моисей установил читать Закон по субботам, разделил свое Пятикнижие на чтения по числу суббот в году. Благочестивые иудейские цари повелели читать Писание по городам и селам [А. Волков. Использование Пятикнижия Моисеева в Богослужении Православной Церкви].

Христианское богослужение изначально (еще во времена Апостолов), по сути, это слушание и научение от Божественных глаголов обоих Заветов: чтение Псалтири, пение гимнов, воспевающих какое – либо Божие благодеяние, прославляющих чудеса Божии: «…Моисей пишет песнь, и Исаия песнословит, и Аввакум молится песненно» (св. Афанасий Александрийский).

Но, возвращаясь к протестантскому взгляду на Священное Писание как единственный источник знания о Боге и единственный путь ко спасению, напомним, что Христа во время Его земной жизни многие слышали, мало того, видели Его великие чудеса. Но последовали тогда за Ним единицы. Значит мало глаз, ушей, чтобы последовать Слову Божию. Значит нужно открыть сердце и молиться о разумении слышимого и видимого.

Прп. Памва (пам.18 июля), когда еще не владел грамотой, просил, чтобы ему читали. Словами 38-го псалма («Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим» ) он был настолько поражен, что сказал: «Довольно чтения, я буду на деле изучать этот урок».

Перед чтением Священного Писания в храме священник возглашает: «Премудрость, прости, услышим…» , — т.е. станем прямо, приготовимся к небесной мудрости. «Услышим» — значит послушаемся Его слов, которые Он сейчас обращает к нам. Во время чтения Писания в православном храме сохраняется Евангельская атмосфера: один читает (как бы от Лица Господа), все слушают стоя, в благоговейном молчании. Молитвенная обстановка чтения согревает веру.

«Вера от слышания, а слышание – от слова Божия» (Рим.10:17). Если, войдя в православный храм, успокоиться, замолчать в своих мыслях, то услышишь Священное Писание в каждую минуту церковного богослужения. [свящ. Алексий, Беларусь].
«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию» (Кол.3:16).

В течение года в храме прочитывается весь Новый Завет (кроме Апокалипсиса), многие книги Ветхого Завета. Ежедневно, как и во времена Апостолов (Деян.17:11), в храме читается Священное Писание. Это в первые века христианства, кроме всего прочего, имело и практическое значение: мало кто имел дома Библию.
Евангелие — как главная часть Нового Завета (поскольку содержит слова и деяния Господа Иисуса Христа в повествовании четырех Евангелистов) – лежит в алтаре на Престоле, символизируя присутствие в храме Иисуса Христа (Ин.1:1). Напрестольное Евангелие всегда богато украшено, на лицевой части оклада изображаются Христос Воскресший и четыре евангелиста.

«Кто регулярно ходит в церковь, тому достаточно года для приобретения богатого познания, ибо мы читаем Писание непрерывно» (свт. Иоанн Златоуст).
На богослужении слово молитвы подкрепляется священнодействиями.

Богослужение как способ сохранения Предания.
Даже если какой-либо текст богослужения не является прямой цитатой Священного Писания, то он имеет Священное Писание в своей основе. Например, ирмос «Глубины открыл есть дно и сушею Своя влечет, в ней покрыв противныя…»: не дословное цитирование Исх.14:21-30, но песнопение, передающее содержание данного места Ветхого Завета.

Т.е. богослужебный материал, который не есть собственно Писание, имеет Священные тексты в своем внутреннем содержании. Отсюда вытекает еще одно важное значение богослужения в жизни Церкви: сохранение Предания (т.е. того богодухновенного знания, которое не вошло в Священное Писание, но освящено авторитетом Писания и тоже передает Божественную истину).

Вот, что говорит об этом свт. Василий Великий: «…из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского Предания по преемству в тайне» (28 послание к Амфилохию Иконийскому о Духе Святом).

Православная Церковь в чистоте и неизменности хранит Откровение и благодать, дарованные еще Адаму и Еве. И богослужение ее в истоках соприкасается с первоначальным богоустановленным богослужением (Быт.2:2-3 – начало священного почитания дня седьмого).
Господь научил Адама и Еву приносить жертвы, через которые они прозревали будущую Голгофскую Жертву. Постепенно развивалось ветхозаветное богослужение: жертвы и просто созерцание премудрости и благости Творца, которое рождало благодарственные молитвы, а те в свою очередь обрастали внешними обрядами.
Через Синайское законодательство Господь дал повеление построить Скинию, установить священство, определил круг праздников и сроки жертв.

Новозаветное христианское богослужение восполняется Таинством Причастия.

Апостолы передали это воспринятое от века знание всем. После них богослужение лишь дополнялось новыми молитвами, службами в честь вновь прославленных святых и т.д. .

Постепенно богослужебные чины записывались, благодаря чему мы сегодня имеем наши богослужебные книги.
«Все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней или выбранных из Священного Писания текстов, или текстов, составленных по внушению Святого Духа, так, что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а собственно мы поем то же, что в Писании…» [Послание Восточных Патриархов].
Символическое содержание богослужения.
В основе всех внешних священнодействий в храме тоже лежит Священное Писание (Исх.25:9).

Все имеет смысл, все собирает ум: через зрение, слух, обоняние. Богослужебная символика соединяет земное и небесное, через видимое указывая на невидимое, духовное. Все символы (вода, хлеб, елей, ладан и т.д.) покрывают слово молитвы, делая ее зримой в движении ввысь, горе, к Богу.

Например, пение 140-го псалма (Да исправится молитва моя) сопровождается каждением, дым поднимается вверх, туда, где под куполом изображен Спаситель: пусть Ему будет приятна молитва, как нам — запах ладана.
Или крестное знамение – это символ христианской веры, знак любви и милосердия Божия к человеку, изображение жертвенника, на который взошел Христос ради нашего спасения.

Церковное богослужение действует словом и видимым символом как языком и двумя руками человек.
Обряды и символические действия необходимы как естественное обнаружение души человека. Кроме того, большинство из них суть наследие древности, переданы нам Самим Спасителем:

Иисус Христос при молитве и сообщении людям благодатной помощи возводил очи на небо (Мф.14:19);

Преклонял колени (Лк.22:41,Мф.26:39);

С поднятыми руками благословлял учеников (Лк.24:50);

По исцелении слепорожденного велел ему умыться в Силоамском источнике (Ин.9:11);

В сиянии света и елея и светильников в притче о десяти девах изобразил торжество в Царствии Божием (Мф.25:1-13);

Во дни Апостолов уже тоже преклоняли колени на богослужении (Деян.7:60, 9:40, 20:36; Еф.3:14), возжигали светильники (Деян.20:7-8), воздевали руки (1 Тим.2:8).

Вот, что такое православное богослужение, это и Писание, и Предание, и священнодействия.
Это «не только сокровище церковных догматов и душеполезных наставлений, но даже в большей степени школа благочестия, где мы не только узнаем, но и ощущаем свою жизнь и путь ко спасению» (С.Роуз).
«У христиан свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное – христиане, иное – миролюбцы; между теми и другими расстояние велико…Поелику ум и разумение христиан всегда заняты мудрствованием о небесном, по общению и причастию Святого Духа созерцают вечные блага; поелику рождены они свыше от Бога, в самой действительности и силе сподобились стать чадами Божиими…Обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесною приверженностью ко Господу от всех людей в мире отличается новая тварь – христианин…У христиан другой есть мир, иная трапеза, иные одеяния, иное наслаждение, иное общение, иной образ мыслей, почему лучше они всех людей…
Можно ли спастись без такого подвига? Весьма многие из людей хотят сподобиться Царства Небесного без трудов, без подвигов, без пролития пота, но сие невозможно…
Великие подвиги недостижимы для живущих в мире и связанных с мирскими заботами. Сколь же важно для нас воспользоваться возможностью благодатного и вдохновенного подвига, которую Церковь предоставляет для наших ищущих душ – дневным циклом церковных служб. Даже небольшое, но регулярное участие в нем способно сделать христианинa поистине отличным от других и открыть ему доселе неведомый мир мыслей и чувств – земную жизнь Христовой Церкви» (св. Макарий Великий).

Всенощное бдение.

Попытаемся на примере всенощного бдения показать, что богослужение, являясь формой Священного Предания, не есть, подобно Писанию, «человеческое, ибо Апостолы приняли его и научили не от человек, но через откровение Иисуса Христа» (Гал.1:11-12).

Откуда пошла традиция молиться ночью?

- Сам Спаситель часто молился ночью : Мф.14:23,26:36, Мк.6:46, Лк.6:12, Ин.6:15);

Ночная молитва известна в Деяниях : 12:5,16:25, 20:7;

-Апостол Павел упоминает ночную молитву: 2 Кор.6:5, 11:27, Еф.6:18.

Историческая справка : Говоря о ночных бдениях нелишне привести принятое в Римской империи во времена Апостолов деление ночи на 4 военные стражи. Это деление восприняло и гражданское население. Дело в том, что по всей империи были разбросаны римские легионы. А везде, где была хотя бы одна единица римских войск, в начале каждой стражи раздавался громкий звук военных труб. Конечно, жизнь окрестного населения вскоре тоже подчинялась такому временному делению.

Обобщив данные всех историков (Плиния, Фриника, Поливия, Тацита, Тита Ливия) и сопоставив вот эти Евангельские отрывки (Мк.13:35, Лк.12:38, Мф.14:25, Мк.6:48), можно привести следующее деление ночи, принятое и Евангелистами:

1-я стража – 1-3 часы (теперь 18-21 час) — вечер;
2-я стража – 4-6 часы (теперь 21-24 часа) – полночь;
3-я стража – 7-9 часы (теперь 24-3 часа) — ночь;
4-я стража — 10-12 часы (теперь 3-6 часов) — пение петухов.

До прихода римлян придерживались библейского порядка:
1 стража – 18-22 часа;
2 стража – 22-2 часа;
3 стража – 2-6 часов.

Если продолжить исторический процесс, в результате которого сложилось сегодняшнее всенощное бдение, то надо сказать, что во многом этому способствовало, конечно, появившееся позже монашествo .
Вот возможные схемы ночных бдений монахов по учению аввы Паламона: молитва до полуночи – отдых до утра; отдых до полуночи – молитва до утра; короткий отдых в начале ночи — ночная молитва – отдых до утра.
Полные ночные бдения сначала были исключением (ночь Пасхи, например).

-Апостольские Евхологии регламентируют порядок совершения крещально-пасхальных бдений:

1) «Апостольское Предание» , гл.20-21: всенощное бдение крещальное с вечера субботы до воскресенья. Во время него – чтения и поучения оглашенных. Затем – крещение — во время пения петухов, после него – Евхаристия;

2) «Завещание Господа Иисуса Христа» , книга 1, глава 8: предписывает во время великопостных бдений чтение, пение Псалтири, поучения; а также определяет совершение бдения перед крещением в ночь Пасхи;

3)Апостольская Дидаскалия: бдение с чтением, псалмопением, молитвами «в ожидании Воскресения» до 3-го часа (3-й стражи), когда кончается пост и совершается Евхаристия, в конце возглашается «Христос воскресе!»;

4)Апостольские постановления : всенощное бдение с Великой Субботы до дня Воскресения: молитвы, чтение Закона и Пророков, псалмопение, крещение на пение петухов, чтение Евангелия и окончание траура, «Христос воскресе!» и Евхаристия.

-Древний Софийский Типикон (древние западные обряды – миланские, испанские, римские):

В начале ночи – вечерня;

— крещение во время чтений;

— Евангелие и Литургия свт. Василия Великого;

Праздничная панихида с полным кондаком;

— утреня и Литургия свт. Иоанна Златоуста на следующее утро.

-Студийско-Савваитский Типикон :

Вечерня: 25 чтений, Апостол, Евангелие, Литургия свт. Василия Великого – после захода солнца – 1-я стража;

— повечерие, полунощница – в полночь – 2-3 стража;

— Пасхальная заутреня и Литургия свт Иоанна Златоуста – перед рассветом.

Всенощное бдение Аввы Нила на Синайской горе (рассказ Иоанна Мосха и Софрония):

От захода до восхода

Вечерня без стихир, братская трапеза, «канон» (шестопсалмие, весь Псалтирь по три статии – 50 псалмов в каждой, Отче наш…, Господи, помилуй, целое послание (Иоанна, Петра или Иакова), библейские песни, Отче наш…, Господи, помилуй, псалмы 148-150, Слава в вышних Богу…, Верую…, Отче наш…, Господи, помилуй.

-Неусыпающие монахи в Константинополе: круглосуточное чтение Священного Писания.

О важности ночной молитвы:

— св. Климент Александрийский говорил, что ночная молитва помогает избегать глубокого сна, а значит прилежнее ожидать Господа;

Ориген ссылался на Псалом 118:62 и Деян.16:25;

Св. Киприан приводил в пример пророчицу Анну (Лк.2:37) и призывал жить так, чтобы ночь стала днем в Божественном свете;

Свт. Иоанн Златоуст: «Божия Церковь встает в полночь; Христос в сопровождении ангелов стоит среди верующих; так и дети должны участвовать в части бдения, работа дня – не причина, чтобы не приходить на бдения, потому что после бдения сон более приятный»;

Апостол Павел в 1Фес.5:17 учит непрестанно молиться.

Постепенно сложился знакомый нам чин всенощного бдения. В нем просматриваются следы предшествующих поколений.

Приводим схему всенощного бдения , на примере которой попытаемся показать, что богослужение основано на Священном Писании:

Великое Повечерие

Тема – чаяние Израиля, ожидание Спасителя, ветхозаветные события.

Восстаните! (Встаньте)

Господи, благослови! (Тишина в храме, безмолвное каждение перед Престолом – символизирует начало творения мира)

Слава Святей и Единосущной и Животворящей и Нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки веков . (Возглас по Уставу – это святыня, к которой не должны прикасаться неосвященные уста, в нем впервые за богослужением звучит Имя Божие. Его произносит священник)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу, приидите, поклонимся Христу Цареви нашему Богу, приидите, поклонимся Самому Христу Цареви и Богу нашему, приидите поклонимся и припадем к Нему! (Типикон предписывает петь по нарастающей, сначала очень тихо, потом все громче)

Предначинательный псалом 103 (по Уставу поется весь, 8 гласом (праздничным), с припевами, что может занимать от 30 минут до 1,5 часов (так поют его на Афоне). Этот псалом художественно изображает сотворение мира и человека. Параллельно пению священник кадит весь храм (Быт.1:21). Еще открыты Царские Врата, начало торжественное, что символизирует невинное состояние прародителей в раю до грехопадения. В конце – Врата закрываются – вспоминается изгнание из рая)

Великая ектения (Всегда первая в службе. Это молитвенное прошение выражает суть наших просьб Господу, которые мы обращаем к Нему, стоя у закрытых Врат, как Адам и Ева – перед раем.)

Блажен муж…- псалом 1, кафизма 1 (За неделю должна быть прочитана вся Псалтирь, кафизмы распределены по дням. Седмица начинается в субботу вечером, следовательно, на великой вечерне в субботу читается первая кафизма, по Уставу вся. Первая кафизма содержит мессианские Псалмы — пророчества о Христе. Здесь сначала говорится об участи праведника, потом – «не тако нечестивые…». В полной мере праведник – это Иисус Христос, образно же – каждый праведник. Эта кафизма, после напоминания о грехопадении (закрытием Врат), напоминает, что спасение подается за исполнение воли Божией).
Малая ектенья

Стихиры на «Господи воззвах» … (Это стихи их псалмов (т.е. из Ветхого Завета) в соединении со стихирами – песнопениями праздников дня (это продукт церковного творчества часто на темы Нового Завета). Стихи из псалмов развивают покаянное чувство и подают одновременно надежду на Бога. Стихиры – это молитвы отрады и утешения, сообщающие, что молитва услышана (особенно это касается воскресных стихир). Через веру во Христа и исполнение Его учения – выход их греховного состояния. Стихиры святым обычно содержат в том числе призыв к подражанию. Последняя стихира на «ныне» — т.н. Богородичный догматик – догмат о воплощении Иисуса Христа от Божией Матери и Святого Духа и о соединении в Нем двух естеств.

Вход с кадилом — во время пения догматика (одновременно открываются Царские Врата, что символизирует явление Иисуса Христа ради спасения человека)

Премудрость, прOсти … (Призыв ко вниманию – «прOсти» — встать прямо – т.к. наступил важный момент службы)

Свете тихий… (Это древнейший гимн христианский, дошедший до нас записанным. Его древность подтверждается тем, что точно не известен автор (то ли св. Софроний Иерусалимский — 7 век, то ли мч. Афиноген – 4 век. Гимн отражает типичную христологию 2-3 веков, наподобие песнопений на агапах в древних эфиопских церковных постановлениях. Поется параллельно Входу и передает радость прихода Спасителя в мир (из алтаря льется свет, Христос пришел на землю тихо. Символизирует ветхозаветное ожидание Спасителя и новозаветное Его пришествие. Кадильный дым – наша молитва, крестообразное осенение входа в алтарь кадилом означает, что Рай открылся только через Крест)

Прокимен («предлежащий» — читаемый чаще всего перед чтением Священного Писания стих из Священного Писания, чаще из Псалтири, в котором передана суть дневного священного воспоминания. В древности читался целый псалом с припевом)

Паримии (звучат только в большие праздники. Это чтение отрывков из Ветхого Завета (реже – Нового Завета), содержащих пророчества о сути праздника. Образуют циклы, приуроченные к разным праздникам: Богородичные паримии, Господских праздников, святых различных ликов)

Сугубая ектения («двойное, усиленное моление»)

Сподоби, Господи… (как бы продолжение ектеньи – просьба о безгрешном вечере)

Просительная ектенья (в конце молящиеся преклоняют головы, а священник в это время молится тайно о ниспослании преклонившим головы помощи и заступления в наступающую ночь)

Лития (служится только в большие праздники. Это «общее моление» в притворе или около него, в котором Церковь молится о всех православных христианах)

Стихиры на стиховне (песнопения, созданные гимнографами, которые подкрепляют надежды молящихся на Спасителя, прославляют Его заслуги в искуплении человечества, если в честь святых – то восхваляют святых)

Ныне отпущаеши… (Лк.2:29-32. Молитва праведного Симеона, узловой момент истории мира – встреча Ветхого и Нового Заветов. Тема вечерни – ожидание Спасителя, здесь, т.о., пик вечерни – исполнение ожидания. Кроме того, пример праведного Симеона приводится нам в назидание: и мы должны во всякое время быть готовы предстать пред Господом)
Трисвятое – Отче наш (это концентрированное усиленное моление на пике вечерни, можно сказать – это есть законченная служба [М.С.Красовицкая. Литургика]. Характер моления нарастающий, это обращение ко Святой Троице и к каждому Ее Лицу, просьба о помиловании звучит много раз)

Богородице Дево, радуйся… (Лк.1:28 — приветствие архангела Гавриила Богородице в день Благовещения. Это день перехода от Ветхого Завета к Новому)

Благословение хлебов (если была лития. Идет от древнего обычая подкреплять силы на долгом всенощном бдении)

Буди им Господне…

Псалом 33 (до середины).
Утреня.
Тема утрени – явление Мессии на землю. Изображает новозаветные события.
Слава в Вышних Богу …(песнь Ангелов, воспетая в день Рождества Христова. Храм погружается в полумрак, тишину – символ рождественской ночи)
Шестопсалмие (псалмы 3,37,62, 87, 102, 142. Изображают беды, преследовавшие Давида. А жизнь Давида – прообраз бедственной земной жизни Иисуса Христа. Здесь говорится о греховном состоянии человека, единственной надеждой которого остается надежда на милость Бога. В середине чтения выходит священник и перед Царскими Вратами читает 12 «утренних» молитв о всех молящихся, даровании им утра и дня, об оставлении наших грехов, даровании веры, любви, о благословении в делах и даровании Царства Небесного)

Великая ектенья

Бог Господь, и явися (форма прошедшего времени – явился) нам, благословен Грядый во Имя Господне … (это мессианский – т.е. пророчествующий о Мессии – псалом 119, поется как победный радостный гимн.

Тропари праздника

Кафизмы (т.е. чтение Псалтири о страданиях, Кресте и Воскресении Господа)

Малая ектенья

Ипакои (древнейший гимнографический термин, в переводе – «послушание», автор неизвестен)

Седален (церковное творчество)

Антифоны «От юности моея…» (исполняемое на два хора песнопение о благодатной помощи через Иисуса Христа и Церковь Божию)

Прокимен (чаще всего стих из Псалтири, предваряющий чтение Евангелия и связанный с ним по смыслу)

Всякое дыхание да хвалит Господа …(из Псалтири)

Евангелие

Воскресение Христово видевше… (только на воскресной службе)

Псалом 50

Канон (ирмосы – ветхозаветные образы, остатки библейских песен, сами каноны – творчество церковной гимнографии)

Ирмосы канона :1-й и 2-й – песнь Моисея, 3-й – пророчицы Анны, матери Самуила, 4-я – пророка Аввакума, 5-я – пророка Исаии, 6 – пророка Ионы, 7 и 8 – трех отроков, 9 – Захарии.
Честнейшую Херувим …(поется после 8-й песни канона. Это из Евангелия от Луки…)

Эксапостиларий или светилен (песнопение в конце канона, моление о ниспослании света, о просвещении умa для достойного восхваления Господа)

Хвалитные псалмы (со стихирами дня поются. Это славословие Богу от всякой твари)

В конце хвалитных псалмов поется песнопение Божией Матери «Преблагословенна…» и открываются Царские Врата, что значит, что Богородица открыла вход в Царствие Небесное.

Великое славословие – «Слава в Вышних Богу…» (автор мученик Афинагор. Хвала Господу от всей земной Церкви. Слова«Слава Тебе, показавшему нам свет» напоминают, что в древности всенощное бдение служилось до утра, а эти слова священник произносил при виде зари. Образ дневного света символизирует духовный свет и Спасителя мира. Благодарность)

Трисвятое (в конце славословия прославляется Господь и Царство благодати)

Тропарь дня (в этих тропарях – т.н. «отпустительных» — говорится о Воскресении, о трудах Апостолов по распространению христианства)

Сугубая ектенья

Просительная ектенья

Отпуст великий (произносит священник).

Спрашивает: Александр

Отвечает:

Уважаемый Александр,

Мы Вам представляем небольшой очерк об иконах.

Об иконах вообще и святости их

Икона - это изображение Бога и Святых Его. На иконах Бог изображается во Святой Троице, т.е. все три лица вмес- те, а иногда особо. Бог Отец (1-е лицо св. Троицы) изобража- ется старцем, Бог Сын (2-е лицо) - молодым, а Бог Дух Свя-той (3-е лицо) - в виде голубя.

Кроме Бога на иконах изображаются Св. Дева Мария - Богородица, Св. Угодники Божий, Ангелы и события из жиз- ни Спасителя, Божией Матери и Св. Угодников. Иконы со- ставляют святыню, которой с благоговением поклонялись и поклоняются православные христиане. Кто почитает и лю- бит лицо, изображенное на картине, тот бережет эту карти- ну, дорожит ею и украшает ее. Не раз, я думаю, случалось вам видеть, как иной сын или дочь, горячо любящие своих родителей, носят на груди их изображения (портреты), ук- рашают их и целуют.

Если мы дорожим изображением своих родителей, то как же нам не дорожить изображением Бога и Святых Его! К не- счастию, у нас можно встретить, и даже нередко, что Св. Иконы покрыты пылью, паутиною, насекомыми, или от сы- рости до того испортились, что едва можно узнать, есть ли на досках какие изображения, а если и есть, то лик испорчен.

Крайнего осуждения заслуживает такая небрежность! Каждое утро мы убираем свою голову, моем свое грешное лицо, чистим пыль с платья, но не заботимся об убранстве Св. Икон. Неужели наше лицо, наши одежды дороже нам лика Божия и Святых Его. Кто нам дорог, кого мы любим и уважаем, тех изображе- ния стараемся исправить, когда они испортятся, а кто нам делает больше добра, как не Бог и Его Святые, наши хода- таи и молитвенники?

О святости икон св. Афонасий Великий рассказывает сле- дующее: «В городе Вирите, в небольшом домике, расположен- ном против еврейской синагоги, жил христианин. В доме у него на стене висела икона - распятие Спасителя на крес- те. Прошло некоторое время, христианин купил другой дом и переехал в него со всем своим имуществом, а икону-то, ви-сящую на стене, и позабыл взять. Прежний дом его достался еврею. Однажды у еврея обедал товарищ и, нечаянно взгля- нув на стену, увидел икону. Тотчас же он побежал к своим учителям и старцам и рассказал им об этом. На другой день они собрались в квартиру еврея, сняли икону и начали ру- гаться над ней. Они плевали на икону Распятия, били по го- лове и щекам изображенного на ней Господа Иисуса Христа. Потом взяли гвозди и вбили их в руки и ноги Святому Лику; вложили на трость губку, намоченную в уксусе и поднесли к устам Спасителя. Мало того- принесли копье, и один из евреев вонзил его в ребро Спасителя, изображенного на ико-не. Едва злодей ударил копьем в икону, как из нее потекла кровь и вода в таком множестве, что наполнился ею целый сосуд. Видя это чудо, евреи хотели испытать, не целитель- ны ли эти кровь и вода; для этого привели слепых, хромых, бесноватых и стали помазывать их этою кровью. Помазали одного хромого от рождения - и он вскочил и стал совершен- но здоровым; помазали слепых - и они прозрели; помазали бесноватых - и исцелились; прокаженных - и очистились.

Тогда напал на всех страх и, покаясь, они воскликнули: «Слава Тебе, Христе, Сыне Божий!» Уверовали в Него и крес- тились» (Чет. Мин., 11 октября).

Приведу другой пример: сарацинский воин пришел со сво- ими товарищами в церковь Св. Великомученика Георгия просто из любопытства. Один из них, увидев священника, молящегося на коленях пред образом Святого, с насмешкою сказал товарищам: «Вот безумец, поклоняющийся доске!» - и пустил стрелу в икону. Но стрела полетела не по данному ей направлению, а устремилась вверх и, оттуда падая, прон зила руку варвара, пустившего стрелу. Нестерпимая боль за- ставила его уйти из храма в свой дом; болезнь усиливалась, опухоль обняла всю руку. Варвар испугался. К счастью, у него были слуги из христиан. Узнав о происшествии в церкви, слуги сказали варвару, что его болезнь есть явное наказа- ние Божие за поругание св. иконы, что если он желает ис- целения, то пригласил бы к себе священника, который ска- жет ему, как получить желаемое исцеление.

Сарацин как бы ни был ожесточен против христианства, но, угрожаемый опасностью смерти, пригласил священника.

- Какую силу имеет икона, пред которой ты молился,
когда мы пришли в церковь? - спросил сарацин.

- Это образ Св. Великомученика Георгия, которому я
молился, как нашему ходатаю пред Богом - отвечал свя-
щенник.

- Кто же этот Георгий, если он не Бог ваш?

Возлюбленный слуга Божий. Он был такой же человек, как мы, но за имя Христово претерпел мучения и смерть и за это получил благодать творить чудеса. Из любви к Угод- нику Божию мы почитаем его икону и, смотря на нее как бы на самого Святого, поклоняемся ей, целуем ее. Дерзость твоя, так явно наказанная, свидетельствует, что мы с умилением припадаем не к простому дереву.

- Что же посоветуешь мне делать? Рука моя страшно бо-
лит и я опасаюсь смерти?

- Если хочешь остаться живым, то вели принести образ
св. Георгия в свой дом, поставь его над твоей постелью и заж-
ги лампаду, которая бы горела всю ночь, а поутру из этой
лампады возьми масла и помажь руку с полною верою, что
получишь исцеление.

Больной сделал все по совету священника, и тотчас про- пала опухоль, и рана закрылась.

Удивленный и признательный сарацин просил прочитать ему житие и страдания Св. Великомученика Георгия, и ког- да тот читал, сарацин, целуя икону святого, говорил со сле- зами: «О, святый Георгий! Ты был молод, но разумен и Богу любезен, а я стар, глуп и непотребен в очах Божиих: моли о мне Господа, да сделает меня рабом Своим!» Потом сарацин принял христианскую веру (Чет. Мин., 23-го апреля). Итак, христиане, почитайте священные изображения так, как св. церковь учит почитать их, и как до сих пор почитали их ваши отцы и деды правоверные, - и не смущайтесь при- мерами и упреками дурных людей!

Для убеждения в правоверии нашего чествования доволь- но и одних чудес силы Божией, которые совершаются через св. иконы в исцеление наших болезней и в утверждение на- шей веры и надежды на Бога.

Не утверждает Бог чудесами Своего Всемогущества того, что недостойно Его величия и святости. Но вы найдете под- крепление своей веры и в чувстве любви к изображаемым на иконах лицам, и в сознании душевной пользы от этих изоб- ражений (свящ. Н. Успенский).

Употребление и почитание св . икон основывается на священном писании

Сам Бог, запретивши творить кумиры, повелел однако же Моисею устроить Кивот Завета, который был видимым об- разом благодатного присутствия Бога Невидимого, повелел сделать Херувимов над Кивотом на церковной завесе, отде-лявшей Святая Святых от Святилища, и на завесах, покры-вавших Скинию и служивших для нее вместо стен.

Ангелы - существа бесплотные, а их изображения име- ли вид человеческий с крылами; но, несмотря на то, Бог по- велел устроить такие подобия Херувимов. По Божию также повелению Моисей воздвиг медного змия в пустыне для ис- целения угрызенных змиями; а змий был образом Распято- го на кресте Спасителя, уврачевавшего нас, угрызенных рай- ским змием (Иоан. 3,14-15). Соломон изобразил Херувимов на всех стенах сооруженного им храма. И этот храм, напол- ненный изображениями, посещал Сам Господь Иисус Хрис- тос со своими Апостолами, и Святые Апостолы, уже отделив- шиеся от Синагоги и Ветхозаветных обрядов, не переставали же, однако, ходить на молитву в этот храм и поклоняться ему. Итак, не сами мы изобрели достопоклоняемые иконы, но предписаны они в законе.

Сам Бог после того как запретил Израилю делать извая- ния ложных богов, образы и подобия тому, что есть на небе и на земле, Сам повелевает Моисею сделать изображения Херувимов. Также и Соломон, взяв образец из закона, испол- нил храм, который соорудил, изображениями Херувимов, и Бог не осудил его за это. Итак, если ты и меня хочешь осу- дить за иконы, то суди прежде Бога, Который повелел их нам делать, чтоб мы имели Его всегда в памяти (из слова Иоан. Дамаскина об иконах. «Хр. Чт.», ч. 30). В образе человека Сам Бог являлся Адаму в раю; в виде человека являлся Он Аврааму и принимал от него поклонение; в виде человека являлся Иакову и боролся с ним; и пророкам Исайи и Дани- илу являлся Бог то в виде Царя, то в образе Ветхого день- ми, в царском одеянии, сидящим на престоле, и Ангелы, ок- ружавшие престол Его, были в образе царских служителей (Быт. 3, 8; 32, 24; Исайи 6,1; Дан. 7,13). Иисус Навин видел Ангела в образе человека, пал лицем своим на землю и по- клонился ему (5,13-14).

«Никто не видел естества Божеского, но одно подобие и образ Того, Который имел явиться на земле».

Таким образом, все покланялись, видя одно подобие и образ имевшего прийти... Итак, ужели я не могу сделать изображения Тому, Который для меня стал видим в естестве плоти? Ужели не могу покланяться и почитать Его, почитая и поклоняясь Его образу? Видел Иисус Навин не естество Ангела, но образ; ибо естество Ангела для очей телесных невидимо, и пал лицем своим на землю и поклонился ему. Тоже сделал и Даниил (8,18), Ангел не Бог, а тварь, служа- щая и предстоящая Богу; посему он и поклонился ему, не как Богу, но как предстоятелю и служителю Божию. Почему же мне не изображать на иконах друзей Христовых, и для Него не поклоняться им, не как богам, но как изображениям дру- зей Божиих? Ибо и Иисус, и Даниил поклонялись являвшим- ся им Ангелам, не как богам: и я поклоняюсь иконе, не как Богу; но чрез поклонение иконам и изображенным на них святым приношу поклонение и честь Богу, и для Бога бла- гоговейно чту и друзей Его («Хр. Чт.», ч. 11, из Слова Иоан. Дамаскина).

Почитание икон, по учению Православной Церкви, выра- жаемое поклонением пред ними, каждением фимиама, воз- жжением свечей и елея, также основано на примере Ветхоз аветной Церкви, в которой бывшие священные изображения почитались точно таким же образом по повелению Са- мого Бога. Мы поклоняемся иконам. Иудеи также поклонялись Ки- воту Завета, служившему образом присутствия Божия; покло- нялись и храму Божию, образу и тени небесного (Евр. 8, 5), в котором на всех стенах находились изображения Херувимов. Так говорится о Моисее и Аароне: и пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня (Чис. 20, 6); и о Давиде: встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился (2 Цар. 12,20); и о Соломо- не, когда он в новосооруженном храме пред алтарем Гос- поднем молился Богу, - встав на колени и воздев руки к небу (3 Цар. 8, 54). Мы чествуем святые иконы каждением пред ними фими- ама. Это же чествование совершалось и в Церкви Ветхоза- ветной по повелению Бога. На нем (т.е. жертвеннике) Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить ща. И когда Аарон за- жигает лампады вечером, он будет курить им (Исх. 30,7-8). Кадили и над алтарем кадильным, находившимся против завесы, на которой были изображены Херувимы (Исх. 10,27). Мы чествуем святые иконы возжжением пред ними све- чей и елея. Возжигались светильники и в Ветхозаветной Церкви. И поставил (Моисей) светильник в скинии собрания против стола... И поставил лампады (его) пред Господом, как повелел Господь Моисею (Исх. 40, 24-25). И сказал Гос-подь Моисею: прикажи сынам Израилевым, чтобы они при- несли тебе елея чистаго, выбитаго для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откро- вения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ста- вить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это веч- ное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда (Лев. 24,1-4; свящ. Н. Успенский).

Об употреблении и почитании св. икон в христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное Предание

Первый образ в христианской Церкви был Нерукотворный Образ Спасителя.

Сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудес- ным образом Свой Лик на плате и послал этот образ к Едес- скому царю Авгарю. Потом Евангелист Лука написал три иконы Божией Матери и Св. Ап. Петра и Павла (Чет. Мин., 16 ав., 18 окт.). О Нерукотворенном Образе Спасителя священ- ное предание рассказывает следующее.

Когда Божественная сила чудес Господа Иисуса Христа сделалась известною всем, то надежда выздоровления при-влекала ко Христу бесчисленное множество больных, даже из далеких от Иудеи стран. Так и Авгарь, царь Едесский, изнуренный тяжким недугом, узнав о чудесах Иисуса Хрис- та, смиренно просил Его письмом, чтобы он пришел к нему в Едессу и исцелил от болезни. Но не вполне уверенный, вос- хочет ли Господь прийти к нему, послал письмо с искусным живописцем Ананиею, которому поручил изобразить на дос- ке Лице Спасителя, чтобы, по крайней мере, от видения Лица Его иметь отраду болезням. Анания пришел в Иерусалим в то время, когда Иисус Христос, окруженный множеством народа, преподавал Божественное Свое учение.

Желая воспользоваться случаем изобразить Лице Спаси- теля, Анания стал на камне, который несколько возвышал- ся от поверхности земли, и, всматриваясь в Лице Спасителя, старался изобразить оное на доске. Но все усилия живопис- ца были напрасны; черты Лица Христова были неуловимы. Между тем Сердцеведец, видевший пришельца и его напрас- ный труд, приказал представить его к Себе и милостиво бе-седовал с ним о возложенном на него поручении. Среди бе- седы Спаситель потребовал воды, умылся, взял поданный Ему убрус (полотенце), отерся им, и вдруг на этом убрусе отразилось подобие Лица Его, начертался Его образ Неру-котворенный. Господь отдал плат Ананию, сказав: «Иди и вручи сие тому, кто послал тебя». Авгарь оказывал глубокое благоговение к Образу. Начертав на нем надпись: «Христе Боже, всяк уповая на Тя, не постыдится», - Авгарь прика- зал поставить его в Едессе над городскими воротами с тем. чтобы все проходящие через эти ворота воздавали поклоне- ние Образу. Это повеление соблюдалось при нем, при его сыне и внуке; но один из правнуков, преданный идолопок- лонству, хотел было снять образ и на его место поставить идола. Епископ Едесский, узнав об этом по откровению Во- жию, пришел ночью к воротам, где стоял образ, поставил пред ним зажженную лампаду и закрыл его кирпичом и из- вестью так, что место сделалось вовсе неприметным. Много после того прошло времени, и про икону Спасителя забыли.

В царствование Юстиниана, в 574 году, во время осады Едессы Хозроем Персидским, Епископу Евлавию в видении явилась Богоматерь, напомнила о скрытом Образе и указа-ла самое место, где он сокрыт. По этому указанию Евлавий открыл икону, нашел ее неповрежденною во всех чертах, лампаду не угасшею, а на кирпиче, которым был заложен Образ, другое совершенно точное изображение Первообраза.

Епископ с народом, в чувстве благоговейной радости, со-вершил по городским стенам крестный ход с Нерукотворен- ным Образом, и все персидское воинство обратилось в бегство.

В 944 году Нерукотворенный Образ перенесен в Констан- тинополь, - и это перенесение празднуется Церковью 16 ав- густа (Чет. Мин., 16 авг.).

Об иконах Божией Матери, писанных Евангелистом Лу- кою, известно следующее. Удовлетворяя желание верующих, Евангелист Лука изобразил кистью на доске лик Пресвятые Богородицы, носящей на руках Своих Предвечного Младен- ца; потом написал еще две подобные иконы, и все три при- нес к Самой Владычице Приснодеве Марии. Она, видя изобра- жение Лика Своего на иконах, вспомнила и повторила прежнее свое проречение: «Отныне ублажат Мя вси роди», - и к сему присовокупила: «Благодать родившегося от Меня и Моя с сими иконами да будет!» Скоро это благословение Пречис- тые явило мощную свою силу на самом деле: ибо, по благо- дати Ее, от этих святых икон начали происходить бесчис- ленные чудеса. Одну из них Евангелист Лука в знак апостольского благословения послал к державному Феофи лу в Антиохию, где и была она благочестно почитаема все-ми христианами с достодолжным поклонением.

По прошествии многих лет она была перенесена в Иеру- салим, а в царствование Феодосия младшего - в Констан-тинополь, и поставлена во Влахернском храме. Благочести- вые жители Константинополя, удостоившись увидеть множество чудес от этой Святой Иконы, назвали ее одигит- риею, т.е. путеводительницею (Чет. Мин., 26 июня).

Об употреблении икон в христианской церкви в после- апостольские времена свидетельствуют церковные писате- ли. Так, Тертуллиан, живший между 160-245 гг., в своих со- чинениях говорит об изображении Спасителя на церковных потирах и о почитании изображения Креста. Евсевий Еп. Кесарийский, живший между 267-338 гг., говорит в церков- ной истории, что жена кровоточивая, исцеленная Господом, в благодарность за это исцеление, с позволения Ирода, по-ставила медное изображение Спасителя в г. Панеаде близ своего дома, откуда впоследствии оно перенесено в дом мо- литвы. Он же говорит, что сам видел живописные изображе- ния Спасителя и Св. ап. Петра и Павла, сохранившееся от древних христиан, у которых, следовательно, они были в благоговейном употреблении.

Св. Григорий Богослов (331-389) упоминает об изображени- ях на сводах храма, построенного его родителем в Назианзе.

Св. Григорий, Еп. Нисский (331-400), описывая церковь Св. мучен. Феодора, говорит, что все стены этой церкви были украшены изображениями его страданий вместе с изображе- ниями Спасителя. О подобном украшении храмов, частных домов, площадей и о поклонении пред иконами свидетель- ствуют Св. Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие Све- тильники Церкви IV и V веков (Православ. Догмат. Богосло- вие преосвящ. Макария, т. 5, стр. 142-146; «Христ. Чт.», ч. 30). Седьмой Вселенский Собор (787), после жестокого и продол- жительного гонения от иконоборцев на почитателей икон, навсегда утвердил почитание Св. икон, а не почитающих предал проклятию (свящ. Н. Успенский).


Ответ на этот вопрос прочитали 2725 посетителей

Вопрос: Где в Священном Писании сказано о сошествии в ад Спасителя?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров) :

О сошествии Спасителя в ад говорит св.апостол Петр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению (1Пет.3:18-20). Об этом же в других словах тот же св. апостол пишет в следующей главе Соборного послания: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет.4:6). Некоторые древние и новые экзегеты указание на сошествие Спасителя в ад видят и в Послании св. апостола Павла к ефесянам: Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф.4:8-10).На этих свидетельствах Священного Писания основано догматическое учение Церкви о сошествии Иисуса Христа по смерти и до воскресения в ад (преисподнюю) для проповеди Евангелия дохристианскому человечеству. Св. апостол передает состояние Спасителя по смерти на Кресте словами быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. Этому точно соответствует пасхальное песнопение «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По верованию Церкви проповедь Спасителя в аде была предварена там проповедью о Нем великим Пророком и Предтечей Иоанном. Это выражено в тропаре Предтече: «…Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость».

Уважаемый Батюшка! Спасибо за предыдущие ответы.
Пожалуйста, еще вопросы:
1. В Священном Писании в тексте отдельные слова (немногие) написаны курсивом. Что это значит?
2. Что означает (кто такой) термин ключарь?
3. Что означают (или как переводятся) отдельно имена Спасителя нашего - Иисус Христос?
4. В Библии посередине текста идет вертикальная колонка с какими-то пометками. Подскажите, что это?
Заранее благодарю.


23.03.2004, Владимир, Санкт-Петербург


Уважаемый Владимир!

Благодарим за Ваше внимание к нам.

1. По всей видимости, Вы читаете одно из изданий Священного Писания на русском языке. Перевод этот со славянского языка. Славянский же перевод является калькой с греческого. А русский перевод сделан с сохранением смысла и греческого перевода, и славянского, т.к. буквальный перевод был бы менее понятен, потому что поменялась грамматика этих языков. В русский перевод, таким образом, добавили слова, которых нет в буквальном тексте, но которые необходимы для уразумения смысла.

Например, Евангелие от Матфея, 3 глава, 15 стих в конце:
Слав.: Тогда остави его.
Рус.: Тогда Иоанн допускает его.

Или: там же, 13 глава, 18 стих:
Слав.: Вы же услышите притчу сеющаго.
Рус.: Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле.

Слова "Иоанн" и "значение" отсутствуют в прямом тексте, но они введены в русском переводе для правильного уяснения смысла написанного.

Русские переводы Библии читать лучше в Синодальном переводе или там, где написано о том, что этот перевод благословлен для употребления в Православной Церкви. Сейчас на Западе появилось очень много искаженных переводов Священного Писания, которые читать очень опасно и душевредно из-за тех искажений, внесенных туда авторами переводов.

2. Термин "ключарь" по словарю церковно-славянских сов прот. Г. Дьяченко означает "ключник, имеющий ключи от чего-либо". Это должность смотрителя, управителя храма.

3. "Иисус" означает Спаситель, "Христос" - Помазанник, это имя Спасителя.

4. О колонке с пометками. Более насыщенным шрифтом указывается тот стих главы, к которому в других местах Священного Писания есть схожие по смыслу выражения или стихи. Они-то и перечислены под этим номером.

Например: Евангелие от Матфея, глава 1 "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова". Это 1 стих 1 главы, к которому есть параллельные места, указанные под №1: Лук. 3, 24, где тоже дано родословие Иисуса Христа. Таким образом, эти пометки и называются "параллельными местами". Внимательно посмотрите эти сноски, и Вы найдете для себя очень много интересного. Кроме того, эти сноски говорят в пользу того, что Священное Писание написано под воздействием Святого Духа и, несмотря на то, что авторами многих текстов Его являются разные люди, оно во всей совокупности есть целостное произведение и не противоречит себе ни в одной из своих частей.