Егэ по русскому языку задание 6.


«ЕГЭ по русскому языку» - Вы нашли позицию автора и отношение автора к проблеме. Время выполнения части В – 30 минут. Принципы русской пунктуации. Слова категории состояния - неизменяемые слова, по форме совпадающие с наречиями. Запомните. Принципы русской орфографии. Время выполнения задания – 1 – 2 минуты. Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ.

«Готовимся к ЕГЭ» - Готовимся к егэ. Повторим термины! Составьте и запишите предложение, содержащее обособленные определения. Поработать с любым отрывком из романа «Отцы и дети», найти тропы. Орфоэпическая работа. Составить с любым словосочет. простое распростр. предложение. Гипербола Синекдоха Инверсия Эпитет Литота Оксюморон.

«Сочинение-рассуждение ГИА» - Русский язык – один из развитых языков мира. Примеры аргументов. Примеры комментария. Вводные слова. Рассуждение. Структура сочинения. Типы речи. Сочинение – рассуждение С2. Речевые клише. Стили речи. Разговорные слова придают речи оттенок непринуждённости, оживляют текст. С помощью русского языка можно выразить самые прекрасные чувства.

«Оценивание ГИА» - Изложение. Наличие примеров-аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (ИК3). Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Сочинение с2.2. Критерии оценивания экзаменационной работы ГИА 9 класс. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос.

«Подготовка к ЕГЭ по русскому» - Подготовка к ЕГЭ. Методическая карта урока русского языка. Задачи учебного занятия: Домашнее задание (основное задание по вариантам и дополнительное-по уровням). компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, учебник (Власенков А.И.. Выполнение заданий ЕГЭ, проверяющих знания разделов «Орфоэпия» и «Лексика».

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа :

Слова на Ы - И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А - Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Образование форм родительного падежа множественного числа :

1. Образование и изменение форм составных числительных :

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят . При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных : в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных : в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых .

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги .
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна .

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами .

Местоимение

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

Глагол

1. Образование личных форм :

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят .

2. Образование возвратных форм :

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения :

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг .

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование причастий :

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий ; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий :

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав .

Слайд 1

Отработка задания №6

Слайд 2

1.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) пара сапогов 2) решать гораздо лучше 3) четырьмя способами 4) лягте на пол 1 сапог

Слайд 3

2.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) береговые катера 2) скоро выздоровеет 3) трое братьев 4) у новых туфлей 4 туфель

Слайд 4

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) четырьмястами строчками 2) полощущий бельё 3) все директора гимназий 4) более выше 4 более высокий

Слайд 5

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) шестьюстами учебниками 2) едь вперёд 3) спелых абрикосов 4) жёстче дерева 2 поезжай

Слайд 6

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) мокла под дождём 2) косвенных падежов 3) чудеснейшим образом 4) здоровые дёсны 2 падежей

Слайд 7

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) чудеснейший день 2) много вишен 3) две седьмых участка 4) сади дерево 4 сажай

Слайд 8

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) много облаков 2) хорошо проповедовает 3) поезжай 4) с двумястами бойцами 2 проповедует

Слайд 9

8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) полутораста книгам 2) толковые инженера 3) трех восьмых 4) наименее удобный 2 инженеры

Слайд 10

9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) всех милее 2) ящик мандаринов 3) подошел к ему 4) жарких пустынь 3 к нему

Слайд 11

10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) много народу 2) семисот двадцати 3) группа англичан 4) директоры заводов 4 директора

Слайд 12

11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) двести килограмм 2) выступали профессора 3) их предложения 4) более красивый 1 килограммов

Слайд 13

12. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) пара сапог 2) ехайте быстрее 3) шесть гусаров 4) мало народу 2 поезжайте

Слайд 14

13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) двумстам сорока трем 2) рядом с ними 3) самый умнейший 4) плантации чая 3 самый умный

Слайд 15

14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) видели арабов 2) к обоим старикам 3) авторы пособий 4) пятистами рублями 4 пятьюстами

Слайд 16

15.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) приближаются выборы 2) трехсот девяноста писем 3) не реже двух раз 4) в двухтысяч восьмом году 4 две тысячи восьмом

Слайд 17

16. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) построили катера 2) пара цапель 3) более тише 4) два ведра баклажанов 3 более тихий

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении и сложном предложении с различными видами связи (задания 18, 19) Кирей Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 имени А.А. Дейнеки» г.Курск

2 слайд

Описание слайда:

Цель: закрепление и углубление знаний о пунктуации в СПП и сложном предложении с разными видами связи. Задачи: отработать умение выполнять задания 18 - 19.

3 слайд

Описание слайда:

№ 18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем. 14

4 слайд

Описание слайда:

Как выполнять задание 18 Определите грамматические основы каждого из предложений, которые входят в состав сложного. Установите границы придаточного предложения. Поставьте знаки препинания. Помните: перед словом КОТОРЫЙ ставится запятая, если оно имеет форму именительного или винительного падежа и находится в начале придаточного предложения, в остальных случаях оно может занимать в предложении любое место, запятая ставится после главной части, после слова КОТОРЫЙ запятая никогда не ставится; если изъять из предложения придаточную часть, которую вы выделили запятыми, предложение не должно утратить смысл.

5 слайд

Описание слайда:

№ 19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят ее из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от ее бирюзового свечения. , и (3когда космонавты видят ее из глубин Вселенной), . 13

6 слайд

Описание слайда:

1. Обозначьте в предложении грамматические основы. 2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции. 3. Выясните, есть ли в предложении союз И и что он соединяет: если однородные члены, то перед ним запятая не ставится; если части сложного предложения, то перед ним запятая ставится. Помните: на стыке союзов что если, что когда, и если, и хотя, но когда, чтобы если, и когда запятая НЕ ставится, если в предложении есть слова то, так, но, если этих слов нет, то запятая между союзами ставится.

7 слайд

Описание слайда:

№1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Казалось (1) что вечно будут стоять по горизонтам (2) эти бледно-синеющие тучки (3) под которыми (4) серели соломенные крыши (5) зеленели лозины (6) и пестрели разноцветные клетки окрестных полей. № 2. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер (4) закрыв лицо рукавами (5) низко пронёсся (6) вдоль опустевшей улицы. 135 12345

8 слайд

Описание слайда:

№ 3. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. № 4. Для нас ещё не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья (1) и человек (2) который не трудится (3) заведомо воспринимается с отрицательным знаком (4) если он здоров (5) и психически полноценен. 2 1234

9 слайд

Описание слайда:

№ 5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. 14

10 слайд

Описание слайда:

№ 6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Приближалась огромная туча (1) за которой тянулась пелена дождя (2) и (3) когда всё небо затянуло плотной завесой (4) то по земле застучали большие капли. № 7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси. 124 2

11 слайд

Описание слайда:

№ 8. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В гимназии он всегда был круглым пятёрочником (1) и (2) если бы гимназия не закрылась (3) его имя можно было бы прочесть на мраморной доске среди золотых медалистов (4) которые окончили в разное время Ришельевскую гимназию. № 9. В русской литературе (1) начало (2) которой исчисляется (3) со второй половины X века (4) сформировалось представление о единстве мира и его истории. 1234 124

12 слайд

Описание слайда:

№ 10. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Волчиха помнила (1) что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки (2) и (3) когда она не так давно пробегала мимо (4) то ей послышалось (5) будто в хлеву блеяли. № 11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мохнатые ветви деревьев (1) образуют тёмный свод (2) сквозь (3) который только кое-где (4) весело проглядывает солнечный лучик. 1245 2

13 слайд

Описание слайда:

№ 12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил правила игры. № 13. Я просто не готов к тому (1) чтобы проститься со своим увлечением живописью (2) и (3) если мне суждено когда-то стать настоящим художником (4) я им всенепременно стану. 14 1234

14 слайд

Описание слайда:

№ 14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте кото­рой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Для лечения самых разных болезней в медицине широко используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4) постоянно растёт. № 15. Сначала я думал (1) что ничего не пойму в учебнике шахматной игры (2) но (3) когда начал читать (4) то увидел (5) что он написан очень просто и понятно. 2 1245

15 слайд

Описание слайда:

№ 16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Казанский собор (1) к фасаду (2)которого (3) примыкает колоннада из 96 колонн (4) выходит на Невский проспект. № 17. Он хотел уверить себя (1) что никакой опасности нет (2) и что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха (3) и (4) хотя ему удавалось на короткие минуты обмануть ум ребёнка (5) но в глубине души он ясно чувствовал приближение неотвратимой трагедии. 14 135

16 слайд

Описание слайда:

№ 18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Почудилось вдруг (1) будто кто бросил в воду голубые лоскуты дорогой материи (2) которая в сочетании с золотым блеском солнечных лучей (3) и трепещущим серебряным светом берёзовых стволов казалась сотканной из волшебной бирюзовой пряжи. № 19. Лебеди с криком взлетели ввысь (1) сделали несколько прощальных кругов над озером (2) где провели лето (3) и (4) когда белокрылая стая скрылась в туманной дали (5) мы со старым егерем (6) ещё долго молча смотрели в небо. 12 12345

17 слайд

Описание слайда:

№ 20. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Звёзды сверкали так ярко (1) что казалось (2) как (3) будто их к этому вечеру кто-то прилежно вычистил щёткой с мелом (4) чего не могло быть. № 21. Нам было жаль расставаться с Байкалом (1) и (2) когда наступил день отъезда (3) мы пришли попрощаться с озером (4) берега (5) которого так всем полюбились. 124 1234

18 слайд

Описание слайда:

№ 22. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Книг (1) которые превратили Аксакова из дилетанта в крупнейшего русского писателя (2)которые сразу по мере выхода их в свет привлекали к себе внимание читателей и писателей (3) книг (4) которые вошли в золотой фонд отечественной словесности (5) всего четыре. 12345

19 слайд

Описание слайда:

№ 23. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Чем ближе осень (1) тем заметнее и ярче становится это дерево (2) и (3) когда совсем обеднеет земля (4) и нечем ей будет порадовать глаз человека (5) вспыхнут среди долины яркие костры рябин. № 24. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Освежённая дождём земля (1) только что проснулась и весело улыбалась голубому небу (2) на далёком горизонте (3) которого (4) сияла корона земли – солнце. 1235 2

20 слайд

Описание слайда:

№ 25. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Митроша подмигнул товарищам (1) и (2) в то время как соперники безуспешно пытались забросить мяч в корзину (3) вдруг в одном молниеносном прыжке перехватил его (4) чтобы передать нападающему своей команды. № 26. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Построенный в новом микрорайоне учебный центр(1) в просторных залах (2) которого (3) созданы все необходимые условия для обучения и творчества (4)Россия в сентябре будет готов принимать ежедневно свыше восьмисот учащихся. 234 14

21 слайд

Описание слайда:

№ 27. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Озон – сильнейший окислитель (1) и (2) если в малых дозах он весьма полезен (3) поскольку убивает микробов (4) то в больших озон способен приносить здоровью человека немалый вред. № 28. В вечерней тишине (1) когда видишь перед собой одно только тусклое окно (2) за которым (3) тихо-тихо замирает природа (4) когда доносится сиплый лай чужих собак (5) и слабый визг чужой гармоники (6) трудно не думать о далёком родном гнезде. 134 1246

22 слайд

Описание слайда:

№ 29. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. И землемер с певучей грустью смотрел на сероватые поля (1) над которыми уже реял (2) чуть серебристый и (3) как всегда в засуху (4) рассеянный лунный свет. № 30. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Впоследствии я не раз вспоминал, как некое зловещее предзнаменование (1) что (2) когда я вошёл в свою комнату (3) и чиркнул спичкой (4) чтобы зажечь свечу (5) на меня мягко метнулась крупная летучая мышь. 124 1245

23 слайд

Описание слайда:

№ 29. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Только листья сирени (1) в упор освещаемые лампой (2) резко (3) и странно выступали из темноты (4) неподвижные (5) гладкие и блестящие (6) точно вырезанные из зелёной жести. № 30. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он (1) к изумлению своему(2) может быть (3) даже (4) попал бы в статские советники; но выслужил он (5) как выражались остряки (6) его товарищи (7) пряжку в петлицу! 123567 12456

24 слайд

Описание слайда:

№ 31. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я ничего не имею против художников и писателей (1) которые считают (2) что искусство и литература ничему не служат (3) что они игра свободных внутренних сил (4) которая никак не касается жизни (5) и не отвечает перед ней. № 32. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Человека (1) который ищет мудрости (2) можно назвать учёным (3) но (4) если он думает (5) что нашёл её (6) он безумен. 1234 123456

25 слайд

Описание слайда:

№ 32. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта около Благовещенского моста установлен гранитный обелиск(1) скромная надпись на котором(2) сообщает(3) что от этого места в сентябре 1922 года на так называемом философском пароходе отправились в вечное изгнание высланные Лениным лучшие российские учёные, писатели, философы, историки. 13

26 слайд

Описание слайда:

№ 33. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов (1) и к той поре(2) когда надо было решать (3)что же всё-таки делать в этой жизни дальше (4) Саввушка огорошил мать (5) объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву (6) в университет. № 34. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Среди сотен тысяч людей (1) спасающихся после революции от голода (2) тюрем(3) и расстрелов (4) были такие (5) которых (6) на чужбине поджидала невероятная судьба (7) какую ни придумать (8) ни описать. 123456 124578

27 слайд

Описание слайда:

№ 35. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Мальчик же больше ни о чём не спрашивал и никуда отца не тянул(1) как (2) если бы они навсегда поселились на этой пристани (3) и так (4) и стали здесь жить (5) словно беженцы или переселенцы. № 36. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Когда он высказал бесполезную мысль вслух(1) его товарищ неожиданно снова занервничал и стал раздражённо говорить(2) что не понимает он беспечный российский народ(3) который(4) не только свою жизнь ни во что не ставит (5) но и на других ему плевать. 15 1235

Выполнение этого задания связано с образованием форм слова. Разберем несколько примеров.

Употребление имени существительного

1.Запомните формы мн. ч. Им. п. некоторых существительных.

Нормативные формы: бега, болота, векселя, векторы, гнёзда, директора, доктора, донья (бочек, сосудов), катера, корма, купола, кучера, отпуска, паспорта, повора, профессора, сторожа, сорта, терема.

Бухгалтеры, возрасты, выборы, выпуски, дёсны, договоры, инженеры, клапаны, консулы, лекторы, контейнеры, офицеры, очереди, переговоры, плоскости, площади, почерки, разы, секторы, слесари, супы, торты, редакторы, ректоры, шофёры.

Вариантные нормы: вымпелы, вымпела, прожекторы, прожектора, теноры, тенора, тракто­ры, трактора, фельдшеры, фельдшера, цехи и цеха.

Иногда окончания указывают на смысловые различия: кондукторы (приспособления в тех­нике), кондуктора (работники транспорта), пропуска (документы), пропуски (что-либо пропущенное), тона (цветовые), роды (ряд поколений), роды (при рождении ребёнка), тоны (звуковые), хлебы (печё­ные), хлеба (злаки).

2. Запомните формы падежа имени существительного.

· Сущ. М. р. 2 скл. в П.п. в случае обстоятельственного значения имеет окончание –У : в шкафУ, в бытУ , в садУ ; а в случае объектного значения - окончание Е : разбираться в садЕ , понимать в бытЕ народа

· Запомните варианты окончаний РОДИТЕЛЬНОГО падежа часто употребляемых в речи существительных м. р.:

Названия единиц измерения: (несколько) ампер, киловатт, рентген, НО акров, граммов, килограммов

Названия овощей, фруктов: дынь, маслин, яблок, НО абрикосов, ананасов, апельсинов и т. д.

Названия, связанные с воинской службой: партизан, солдат, кадет (название лиц по принадлежности к воинским соединениям), НО кадетов (при обозначении отдельных лиц), офицеров, саперов, рекрутов

Названия лиц по национальности: англичан, болгар, лезгин, осетин, румын, армян, НО греков, курдов, монголов, эскимосов, якутов

Названия парных предметов: пара ботинок, брюк, валенок, колготок, лосин, манжет, мокасин, погон, сандалий, сапог, туфель, чулок, НО гольфов, носков

3.Запомните некоторые примеры употребления форм рода.

Вуаль – ж. р.; гуашь – ж. р.; мозоль – ж. р.; тюль – м. р.; шампунь – м. р.: кофе – м. р.

Употребление форм РОДА ЗАПОМНИ!

Вуаль - ж. р. (смотрю за тёмную вуаль), гуашь - ж. р. ( белой гуашью), мозоль - ж. р. ( наступить на любимую мозоль), тюль - м. р. ( красивым тюлем), шампунь - м. р. ( мыть голову шампунем).



УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

ОСТОРОЖНО! ОШИБКА

1. Ошибка... от избытка чувств!

Избыток чувств отражается в одной распространённой ошибке. Речь идёт о формах сравнительной и превосходной степени прилагательных. Очень часто при образовании таких форм соединяются два способа: простой (с помощью суффикса или изменения основы) и сложный (с помощью вспомогательных слов). Выгля­дит это так: более лучшая песня, более тяжелее, самый наилучший мой друг. Особый случай здесь - сочетания такого типа: самый слабейший спортсмен, самый жесточайший обряд, самый высочайший разряд, самая сложнейшая программа. По-видимому, прилагательные с суффиксами -айш-, -ейш- воспринимаются сегодня многими говорящими уже не как формы превосходной степени, а как элятивы (формы прилагательных со зна­чением «очень высокая степень проявления признака»)... Вот и получается, что, если чувств... слишком много, а языковой вкус далёк от совершенства, в текстах неизбежны неправильности и речевые штампы.

ИТАК, НЕЛЬЗЯ соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и состав­ные формы обеих степеней сравнения ( самый тончайший, более худшее, наименее красивое, менее легче, самый красивейший )!!!



2. ЗАПОМНИ! (Нестандартное образование форм сравнительной степени прилагательных)

Близкий - ближе, богатый - богаче , бойкий - бойчее и бойче, высокий - выше, гибкий - гибче, глад­кий - глаже , глубокий - глубже, горький (опыт) - горше, горький (на вкус) - горче, далёкий - дальше , дикий - дичее и диче, жаркий - жарче, звонкий - звонче, красивый - красивее, краше, крепкий - крепче , ловкий - лов­чее и ловче, мелкий - мельче, мягкий - мягче, поздний - позже, слабый - слабее , сладкий - слаще, тонкий - тоньше, твёрдый - твёрже, толстый - толще, узкий - уже, хлёсткий - хлестче , чистый - чище, широкий - шире, ярк ий -ярче.



У сложных числительных от двухсот до девятисот при склонении также изменяются обе части, причём первая часть изменяется как соответствующее простое числительное, а вторая часть – как существительное во множественном числе.

Двухсот, четырёхсот, девятисот (книг)

Двумстам, четырёмстам, девятистам (книгам)

Двести, четыреста, девятьсот (книг)

Двумястами, четырьмястами, девятьюстами (книгами)

(О) двухстах, четырёхстах, девятистах (книгах)

При склонении составных числительных изменяется каждое слово.

Двух тысяч пятисот семидесяти трёх (книг)

Двум тысячам пятистам семидесяти трём (книгам)

Две тысячи пятьсот семьдесят три (книги)

Двумя тысячами пятьюстами семьюдесятью тремя (книгами)

(О, на) двух тысячах пятистах семидесяти трёх (книгах)

Ошибки при употреблении глаголов
При употреблении форм повелительного наклонения

Начальная форма глагола

Форма повелительного наклонения (единственное число)

Форма повелительного наклонения (множественное число)

ТЫ ЛЯГ (неправильно ЛЯЖЬ)

ВЫ ЛЯГТЕ(неправильно ЛЯЖЬТЕ)

ТЫ ПОЕЗЖАЙ (неправильно ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ)

ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ (неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ)

ТЫ ЕЗДИ (неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ)

ВЫ ЕЗДИТЕ (неправильно ЕЗДИЙТЕ, ЕЗДЬТЕ)

ПОЛОЖИТЬ

ТЫ ПОЛОЖИ (неправильно ПОЛОЖЬ)

ВЫ ПОЛОЖИТЕ (неправильно ПОЛОЖЬТЕ)

ТЫ КЛАДИ (неправильно ЛОЖИ)

ВЫ КЛАДИТЕ (неправильно ЛОЖЬТЕ)

ТЫ БЕГИ (неправильно БЕЖИ)

ВЫ БЕГИТЕ (неправильно БЕЖИТЕ)

ТЫ ЛАЗАЙ (неправильно ЛАЗЬ)

ВЫ ЛАЗАЙТЕ (неправильно ЛАЗЬТЕ)

Ошибки при образовании форм глаголов настоящего, будущего, наклонения:
ЕЗДИТЬ – Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ (неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ)
ЛАЗИТЬ – Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)

Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ:
СЛОВО «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чьё- либо тело одеждой». ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЁНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.
СЛОВО «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя». НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ. НАДЕТЬ можно что-нибудь на другого человека (НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? - НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО)

1. Одеть брюки или надеть?
Одеваю я Надежду, надеваю ей одежду.
Неправильно: одеть брюки

2. Займи мне или одолжи мне?
Я занял у родителей денег,
И не вернул, потому что бездельник

Весной друг байк мне одолжил,
И я до лета не дожил.
Неправильно: займи мне, я одолжил (в значении «взял взаймы»)

3. Пожарник или пожарный?
Я тушил вагон товарный,
Потому что я пожарный.
Неправильно: пожарник

4. Согласно чего или согласно чему?
Согласно царскому указу
Боярам выбили по глазу.
Неправильно: согласно указа.

5. В Митино или в Митине, из Бутова или из Бутово? (Склоняются ли топонимы славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно)*
Баба Люба (сама живет в Митине)
Позвала зятя из Бутова на чаепитие.
Неправильно: в Митино, из Бутово
*Если во фразу добавить родовое слово («город», «село»), топоним не склоняется. Пример: «в районе Митино».

6. Договоры или договора?
Мы не жулики, не воры,
Подписали договоры
Неправильно: договора

7. Носок или носков, чулок или чулков?
Я оставил ей в залог,
Пару синеньких чулок,
И уехал сразу в Псков,
С ящиком цветных носков.
Неправильно: носок и чулков

8. По средАм или по срЕдам?
Не советую я вам
Напиваться по средАм.
Неправильно: по срЕдам (дни недели)

9. Подпись/роспись
Агенты Моссада
Поймали араба, организовав засаду.
Сделав на фасаде еврейского дома роспись,
Араб поставил в акте сдачи-приемки не ту подпись.
Неправильно: поставить в акте роспись

10. ОдноврЕменно/одновремЕнно?
Сразу две сказали одноврЕменно:
«Дорогой, похоже, я берЕменна».
Неправильно: одновремЕнно.

1. Выбор правильного падежа и предлога

Производные предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ «дружат» только с Дательным падежом.

Например: согласно расписаниЮ , вопреки прогнозУ , благодаря наставникУ

P.S. употреблять эти предлоги с родительным падежом: потерять балл!

2. Предлог ПО употребляется с дательным, винительным и предложным падежами.

Например: уехать по истечнИИ , по окончанИИ лекции, по приездЕ в Москву

Предлог ПО при местоимения МЫ и ВЫ употребляется в предложном падеже.

Например, скучать по ваС , тосковать по наС

3. Управление в предложении с однородными членами

Часто в предложении при двух или нескольких однородных членах имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие слова требуют одного падежа и предлога .

Стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при однородных членах, требующих разного управления.

Например: Трест организовал и руководил предприятием.

4. Ошибки при употреблении предложений с однородными членами

Вы должны помнить, что в языке есть парные союзы КАК…ТАК И, НЕ ТОЛЬКО…НО И . Составлять неправильные пары типа не только, а также, не только…но, не только…а нельзя !

Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.

Например, Главный герой полюбил войну и рисковать жизнью – или глаголом и прилагательным: Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая .

5.Ошибки при употреблении конструкций с прямой речью.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. Неправильно строить такие конструкции: Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил Я свободу». Правильно : «в свой жестокий век восславил» он свободу.

6.Распространенной ошибкой является неправильное употребление приложения в названиях книг, фильмов и т.д.

Неправильно: В романе Л. Н. Толстого «Войне и мире» рассказывается…

Правильно: В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» рассказывается… или В «Войне и мире» Л. Н. Толстого рассказывается…

ТРЕНАЖЕР по подготовке к заданию 6 ЕГЭ от
Марины Николаевны Максимовой

Видеоурок подготовлен школой "Хочу знать"