Положение евреев во время войны. Гетто


Давно хотелось понять, что же произошло в Варшавском гетто в апреле-мае 1943 года. Вообще Варшавское гетто было образовано на месте средневекового еврейского поселения в Варшаве. До 1940 г. в этой части города проживало порядка 160.000 человек (треть населения польской столицы ), а в 1942 г. было почти 400.000.

Еврейский сайт пишет:
Тяжелые условия гетто - скученность, голод, отсутствие топлива, распространившиеся эпидемии и отсутствие медикаментов - стали причиной высокой смертности: около 4000 человек в месяц .”

Заметим, что в то время естественная смерть среди такого числа людей составила бы порядка 1200 человек в месяц. Если же к факторам естественной смертности добавить пренебрежение иудейскими канонами к правилам элементарной гигиены, то любая вспышка болезни оборачивается катастрофой...

Упомянутый ниже Уильям Ширер, работавший на еврейских хозяев , пишет:
22 июля (1942 г.) началось великое «переселение». За период до 3 октября, согласно данным Штропа, были «переселены» 310 322 еврея. Точнее, они были перевезены в лагеря истребления, главным образом в Треблинку, где их направляли в газовые камеры (??? откуда это известно? ). И все же Гиммлер не был доволен. Когда он неожиданно приехал в Варшаву в январе 1943 года и обнаружил, что 60 тысяч евреев все еще живут в гетто ,

Почти 400.000 человек, минус 310.000 и минус 60.000 даёт менее 30 000 человек. Т.е. именно такое максимальное число людей может считаться превышением умерших над родившимися. Если логично допустить, что в непростых условиях жизни в гетто уровень рождаемости не превышал уровня естественной смертности, то за 2,5 года или 30 месяцев от неестественных причин ежемесячно погибало менее 1000 человек. Например, в результате эпидемий, внутренних бандитских разборок и кровожадности фашистов.

Согласитесь, что менее 1000 человек - это не то же самое, что „около 4000 человек в месяц”! Т.е. даже применив лишь толику здравого смысла, можно убедиться, что ложь - главное средство сионистской пропаганды .

Вот что пишет об условиях жизни в Варшавском гетто известный в то время американский журналист и историк Уильям Ширер:
Работать евреям было негде, за исключением нескольких предприятий по производству оружия, принадлежавших вермахту или ненасытным немецким предпринимателям, которые умели извлекать крупные барыши из эксплуатации подневольного труда. По меньшей мере 100 тысяч евреев пытались выжить, имея миску супа в день, зачастую приготовленного из соломы . Это была безнадежная борьба за жизнь .”

Люди в гетто . Сионистский сайт http://www.memo.ru/history/getto/history/f007.htm
Отощавшие от супа из соломы узники Варшавского гетто .

Опять-таки необходимо уточнить, что Ширер в то время работал в компании СВS, основателем которой был некто Самюэль Палый , сын еврейского эмигранта из Украины (Paley"s father, Samuel Paley, a Ukrainian Jewish immigrant ). Поэтому неудивительно, что исследования ленинградского историка Алексеева В.М. освещают совершенно по-другому ситуацию в гетто.

Вот что он пишет в своей книге „ Варшавского гетто больше не существует” по поводу ситуации с работой:
В 1941 г. шопы предоставляли постоянную работу всего лишь 27 000 человек из 110 000 рабочих, проживавших в Варшавском гетто .”

Вы спросите, что такое „шопы” ? Нет, это не магазины.
Ряд немецких, польских и еврейских предпринимателей получили военные заказы и право нанимать еврейских рабочих. Возникшие таким образом предприятия называли «шопами ».”

Т.е. богатые евреи официально эксплуатировали своих менее имущих сородичей прямо при фашистском режиме. Но и оставшиеся официальные безработные гетто также не сидели без дела.

Кожевники обрабатывали шкуры, специально для этой цели завозившиеся с «арийской стороны». Из обломков самолетов (и такое нелегально доставлялось в гетто) делали миски, ложки и прочую алюминиевую утварь. Множество игрушек изготовлялось малолетними детьми. Часовых дел мастерам доставлялись с «арийской стороны» часы — для ремонта .

Жизнь гетто. Фото с сионистского сайта http://www.memo.ru/history/getto/history/f005.htm
Нормальная жизнь, мужчины работают .

Развилась деревообделочная промышленность — распиловка дерева, изготовление мебели, трубок, мундштуков, предметов мелкой галантереи. Из старых труб делали ложки. Были налажены химико-фармацевтическое производство, переработка жиров, маслоделие, мыловарение. Возникло литейное дело: изготовляли железные печи, дверные засовы и т. п.
.
Сотни мельниц перемалывали для «арийской стороны» специально доставляемое в гетто зерно. Наряду с 70 легальными пекарнями в гетто работало 800 нелегальных. Собственники подпольных предприятий должны были платить крупные взятки агентам польской и еврейской полиции, однако при дешевизне рабочей силы, гарантированном сбыте и отсутствии налогов «дело» в конечном счете давало хороший доход.

Изделия для черного рынка изготовлялись также и на некоторых шопах, где выполнялись немецкие заказы. Нелегальный товар упаковывался вместе с законной, заказанной немцами продукцией. Общая стоимость нелегального экспорта из Варшавского гетто составляла 10 миллионов злотых в месяц , тогда как шопы производили продукции на 0,5-1 миллион в месяц. Нелегальной продукцией еврейских ремесленников не брезгали и представители интендантской службы немецкого вермахта, по дешевке приобретавшие товар через польских посредников .
.

Экономика гетто не могла развиваться без хорошо налаженной контрабанды. Контрабанда в значительной мере сорвала гитлеровские планы быстрого удушения Варшавского гетто голодом. В записках, оставленных погибшими жителями гетто, не раз встречается пожелание, чтобы после войны был поставлен памятник «неизвестному контрабандисту».”


Такая „безнадежная борьба за жизнь”, питаясь исключительно „в день тарелкой супа из соломы”.

Дети в гетто. Тот же сайт .
Обратите внимание на обилие бутылок со спиртным.

Кстати, ленинградец приводит очень интересные свидетельства сосуществования фашистов, поляков и евреев в Польше. Как говорится, ворон ворону глаз не выклюет.

Порядки, заведенные гитлеровцами в оккупированной Польше, необыкновенно быстро развращали в первую очередь самих немцев. Отдельного немца, взятого вне официальной системы, т. е. действующего по внутренним побуждениям и для себя, писал В.Ястшембовский, на которого мы уже имели случай сослаться, можно определить как вора. Не преступника, не грабителя — это относится к системе, — а просто вора. «Полицейский, обыскивая мою квартиру, украл кусок мыла, помощник мастера на фабрике, где я был рабочим, украл у меня свитер, министр Франк, посетив обреченный на уничтожение Королевский замок, украл орлов с коронационного трона, солдат СС, проверяя мои документы на улице, украл у меня из портфеля 20 злотых».

Но дело даже не в этом, продолжает польский экономист. Согласно немецким законам и немецкой морали, польская вещь — бесхозная вещь, присвоение ее немцем не воровство. Но немец воровал у немецких властей и продавал вещь поляку! Воровали почти все немцы. На черном рынке — а он обеспечивал в оккупированной Польше 80 % всего потребления — товары, украденные у немецкой армии и администрации самими немцами, составляли половину.
.

Служба в гетто, по мнению многих жадных и развращенных жандармов, предоставляла особенно благоприятные условия для быстрого обогащения. Жандармы договаривались — всегда стараясь скрыть это от коллег и от начальства — с еврейскими полицейскими и в условленное время пропускали телеги с контрабандой. Возница показывал лишь какой-нибудь листок бумаги, якобы пропуск, чтобы у посторонних не возникало подозрений. Еще более активное участие в контрабанде принимали дежурившие у ворот польские полицейские. Им доставалась львиная доля поборов — в среднем около 60 %. Остальное шло немецким жандармам и еврейским полицейским .”
.

Такие условия существования в Варшавском гетто как-то мало согласуются со словами упоминавшегося выше еврейского сайта об „ узниках гетто ”. Всё же в русском языке со словом „узник ” связаны совсем другие ассоциации, подразумеваются совершенно иные условия содержания людей.

В общем, вся сионистская пропаганда в СМИ об условиях жизни евреев в Варшавском гетто - набор лживых фраз, сильно воздействующих на эмоциональное состояние читающих, но имеющих мало соответствия с реальностью. Ложь же видна повсюду.

И не зря поляки, при встрече колонны евреев, идущих на работу, кричали им вслед:

«Гитлер милый, Гитлер злотый, научил жидов работать! ». Хотя сами поляки в нравственном отношении ещё те...

Теперь, собственно о восстании. Либеральная Википедия:

Во время восстания в варшавском гетто Еврейская боевая организация состояла из 22 вооружённых отрядов, среди которых были пять групп Дрора,..

Общая численность составляла до 600 вооружённых бойцов. Командный штаб располагался в доме по улице Милей, 18 (здание стало называться бункером Анелевича). Плохо обученные и слабо вооружённые отряды сопротивлялись в течение почти месяца.

Во время восстания в гетто большинство членов Еврейской военной организации погибли. Некоторым удалось вырваться из гетто с помощью Симхи Ротайзера-Ротема и скрыться в вышкувских лесах, где они организовали партизанские отряды и сражались под управлением Ицхака Цукермана .


Возникает масса вопросов, и главный из них - против кого восстали люди? Ведь восстание было в гетто, внутри. А вся администрация поселения была своя, еврейская, ибо еврейское гетто - это территория самоуправления .

Кому сопротивлялись „плохо обученные и слабо вооружённые ” люди почти месяц ? Немцам???

Снова обратимся к книге американца „Конец варшавского гетто”, где с большим пафосом заявлено:


У них было совсем мало оружия — несколько пистолетов и винтовок, дюжины две пулеметов, украденных у немцев, да самодельные гранаты . Но в то апрельское утро они были полны решимости применить их в первый и последний раз в истории третьего рейха против нацистских поработителей .”

Смотрите, плохо обученные с таким незначительным вооружением без подвоза боеприпасов люди почти месяц сопротивлялись закалённым в боях частям СС. И всё это - на уменьшившейся территории Варшавского гетто („900 X 270 метров ”) против „генерал СС Штроп бросил на них танки, артиллерию, огнеметы и взводы подрывников ”.

Не верю!


Исследователь иудейской лжи Алексей Токарь также не верит официальной сионистской пропаганде. Поэтому мы продолжим публикацию его трудов.

***

Почему я не верю в холокост?

Рейд против воров и бутлегеров
Почему евреи не исследуют жизнь в гетто Черновиц, Проскурова, Кременчуга, Винницы, Жмеринки, Каменца-Подольского, Минска и десятков других городов? Не потому ли, что еврейские юденраты и раввинат сотрудничали с нацистами, а евреев терроризировали вовсе не немцы, а своя родная еврейская полиция ?

Всего в Европе было создано около 1000 гетто, в которых проживало не менее миллиона евреев. В «Справочнике о лагерях, тюрьмах и гетто на оккупированной территории Украины (1941-1944)», подготовленном Государственным комитетом архивов Украины в 2000 г., упомянуты свыше 300 гетто — это значит, в Украине было 300 юденратов, в каждый из которых входило 10-15 влиятельных евреев и раввинов, и десятки, а то и сотни еврейских полицейских (в гетто Львова было 750 еврейских полицейских).

Напомню, гетто — это существовавшие на принципах еврейского самоуправления жилые зоны на подконтрольных немцам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения.

Органом самоуправления гетто являлся юденрат («еврейский совет» ), в состав которых входили самые авторитетные в городе или местечке люди. Например, в Злочеве (Львовская область) членами юденрата стали 12 человек со степенью доктора наук. Юденрат обеспечивал хозяйственную жизнь в гетто, а за порядком там следила еврейская полиция.

Чаще всего в контексте холокоста упоминают образованное в 1940 г. Варшавское гетто, максимальная численность которого достигала около 0,5 млн. человек. Евреи работали по немецким заказам как внутри гетто, так и вне его.

Верхний слой в гетто составили преуспевающие коммерсанты , контрабандисты, владельцы и совладельцы предприятий, высшие чиновники юденрата, агенты гестапо. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты, для них работали рестораны и ночные клубы с изысканными яствами и музыкой, для них ввозились тысячи литров водки.

«Приходили богачи, увешанные золотом и бриллиантами; там же, за столиками, уставленными яствами, под хлопки пробок от шампанского “дамы» с ярко накрашенными губами предлагали свои услуги военным спекулянтам, — так описывает кафе в центре гетто Владислав Шпильман, чья книга «Пианист» легла в основу одноимённого фильма Романа Поланского. — В колясках рикш сидели, раскинувшись, изящные господа и дамы, зимой в дорогих шерстяных костюмах, летом — во французских шелках и дорогих шляпах».

В гетто было 6 театров, рестораны, кафе , но евреи развлекались не только в общественных заведениях, но также в частных борделях и карточных клубах, возникавших чуть ли не в каждом доме...

Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигало астрономических размеров. Члены юденрата и еврейская полиция наживали на этом баснословные барыши.

Например, в гетто немцами было разрешено иметь всего 70 хлебопекарен, параллельно же существовало ещё 800 подпольных . Они использовали сырьё, провезённое в гетто контрабандой. Собственники таких подпольных хлебопекарен облагались крупной мздой своей же полицией, юденратом и гангстерами.

Многие попавшиеся контрабандисты становились агентами гестапо — сообщали о припрятанном золоте, о деятельности банд. Такими были контрабандисты Кон и Геллер, захватившие в свои руки всё транспортное дело внутри гетто и промышлявшие, кроме того, в широких масштабах контрабандой. Летом 1942 г. они оба были убиты конкурентами.

Варшавское гетто было общепольским центром нелегальных валютных операций — чёрная биржа гетто определяла курс доллара по всей стране .

Лично меня больше всего поразил другой факт из жизни чёрной биржи гетто: один чудом выживший еврей вспоминал, что там торговали земельными участками в Палестине!

Крайне интересно, почему евреи называют «восстанием» произведённую немцами в апреле 1943 года зачистку утопающего в антисанитарии, разврате и коррупции Варшавского гетто? Почему они боятся говорить правду о том кто и против кого там «восставал»?

Ведь рейд немцев спровоцировали вооружённые до зубов еврейские воры, рекетиры и контрабандисты, подставив тем самым под угрозу мирное население — стариков, женщин, детей.

Еврейские боевики «восстали» вовсе не против немцев , как гласит легенда, а перебили внутри гетто свою еврейскую полицию и почти весь юденрат, они убивали артистов театров, журналистов — от рук еврейских мафиози погибло 59 из 60 (!) сотрудников газеты «Жагев» (Факел). Они зверски лишили жизни одного из руководителей гетто, скульптора и видного сиониста 80-летнего Альфреда Носсига.

Бандиты терроризировали население Варшавского гетто, обложив практически всех рекетирским налогом. У тех, кто отказывался платить, они похищали детей или забирали их в свои подпольные тюрьмы на ул. Мила, 2 и на территории предприятия Тебенс — и там зверски пытали.

Шайки грабителей забирали всё без разбору и у бедных, и у богатых: они снимали с рук часы, украшения, забирали деньги, ещё не изношенную одежду и даже припрятанные на чёрный день продукты. Эти еврейские банды наводили ужас на гетто. Часто в ночной тишине начиналась перестрелка между самими бандами — Варшавское гетто превратилось в джунгли : один нападал на другого, по ночам слышались крики евреев, на которых напали грабители.

Бандиты трижды средь бела дня грабили кассу юденрата, отбирая деньги, которые шли на питание бездомных детей, лечение больных тифом и другие социальные нужды. Они обложили юденрат контрибуцией в четверть миллиона злотых, а отдел снабжения юденрата контрибуцией в 700 тысяч злотых.

Юденрат заплатил контрибуцию в срок, а отдел снабжения — отказался. Тогда еврейские гангстеры похитили сына кассира отдела и продержали его несколько дней, после чего получили требуемую сумму.

Но лишь после того как бандиты начали нападать на немецкие патрули, вмешались долго терпевшие все эти безобразия немцы, и начали «рейд против воров и бутлегеров». В акции активное участие приняли еврейские полицейские — они, как люди хорошо знающие местность, очень помогли немецким штурмовым группам при прочёсывании кварталов.

Не немцы, а еврейские гангстеры уничтожили гетто , взрывая дома и поджигая их бутылками с зажигательной смесью. В огне грандиозного пожара погибли сотни ни в чём неповинных людей. Немцы пытались потушить пожар, но безуспешно — бандиты поджигали новые здания.

Вот как о неудачной попытке заминировать здание рассказывает один из боевиков Аарон Карми : «И они таки не заложили там мины… Трое наших парней спустились в подвал, чтобы его взорвать. И что? Они там торчат с языком, прилипшим к заднице. А я тут кручусь… и это была трагедия! ».

Один из боевиков Казик Ратейзер признался через много лет: «Какое право имели мы, небольшая группка молодёжи из ZOB (одна из банд), решать судьбу многих людей? Какое мы имели право устроить бунт? Это решение привело к уничтожению гетто и смерти многих людей, которые, иначе возможно, остались бы живы ».

Чем закончилось «восстание»? Гетто было полностью разрушено, всех жителей гетто отправили в трудовые лагеря — практически все они выжили . Немцы даже не расстреляли захваченных с оружием боевиков.

В Интернете популярно фото девушек-повстанцев в кепках. Крайняя справа — Малка Здроевич , она была схвачена с оружием, но её не расстреляли, а отправили трудиться в Майданек, конечно же она «чудом пережила холокост».

Ещё более популярно фото, на котором изображена группа евреев, которых выводят из подвала. На переднем плане идёт мальчик в коротких штанишках с поднятыми руками, за ним виден немецкий солдат в каске с винтовкой в руках.

Этот мальчик — Цви Нуссбаум (Zwi Nu;baum) — ЛОР-доктор, живущий недалеко от Нью-Йорка, а немецкий солдат — Йозеф Блоше (Josef Bl o sche) был предан суду в Восточной Германии после войны и казнён по обвинению в участии в акции для подавления «восстания» в Варшавском гетто.

Командир «восстания» — Мордехай Анилевич вместе со своим штабом совершили коллективное самоубийство в подвале по улице Мяла, 18, где размещался штаб одной из банд.

Несколько слов к портрету руководителя восстания: члены банды вспоминают, что когда Анилевич ел, закрывал руками миску. Они спрашивали: «Мордка, почему ты закрываешь руками миску?» Он отвечал: «Я так привык, чтобы братья не отняли». Он был сыном торговки рыбой из варшавского предместья, и, когда рыбу долго не брали, мать заставляла его подкрашивать краской жабры, чтобы казалось: свежая.

В начале мая руководители другой банды обнаружили ход через канализацию и покинули гетто (возможно, они ушли бы и раньше, но не знали об этой трубе) — покинули, бросив разрозненные группы своих боевиков, находившиеся в других местах.

По воспоминаниям одного из членов руководства этой банды, они при этом отказались забрать с собой нескольких мирных евреев, просивших о помощи... Последнюю банду уголовников немцы уничтожили 5 июня на Мурановской площади.

Убежавшие за пределы гетто воры, рекетиры и контрабандисты сбились в новые шайки, грабящие польских крестьян. Генерал Бур-Коморовский, командующий польской подпольной Армией Крайовой 15 сентября 1943 года издал приказ, прямо предписывающий уничтожение мародерствующих еврейских преступных группировок , обвинив их в бандитизме.

Возможно, кто-то будет продолжать искать злой умысел и вину немцев в гибели Варшавского гетто, но этим исследователям я предложу задуматься над тем, почему немцы не трогали сотни других гетто, где не было коррупции, контрабанды, рекета, антисанитарии, не разворовывались посылки Красного Креста, работали предприятия?

Как пример, можно привести сравнимое с Варшавским по количеству людей, гетто Терезиенштадт, где немецкие и чешские евреи поддерживали образцовый порядок. Еврейский Совет старейшин Терезиенштадта неоднократно сообщал инспекторам Красного Креста, что они пользуются на удивление благоприятными условиями , учитывая, что Германия шла к поражению в войне, а мировое еврейство было первым, кто призывал к её уничтожению.

Руководитель юденрата в гетто Белостока (город на северо-востоке Польши ) Эфраим Бараш сумел переоборудовать жилые дома в цеха, раздобыть инструменты и станки, наладить работу более 20 фабрик, которые работали на нужды немецкой армии.

Приезжали комиссии, в том числе из Берлина и осматривали эти фабрики. Бараш организовал на арийской стороне выставку, чтобы показать, как гетто способствует военным усилиям Германии . В ноябре 42-го немцы ликвидировали некоторые бесполезные окрестные гетто, а гетто Белостока не тронули.

Следует заметить, что во многих гетто Восточной Европы еврейские кварталы из-за тотальной антисанитарии превращались в зону повышенной эпидемиологической опасности — там вспыхивали эпидемии тифа и дизентерии.

Наиболее частой причиной смерти среди еврейского населения в гетто был совсем не «холокост», а инфекционные заболевания. И если быть совсем откровенным, то основной причиной этих заболеваний было обусловленное иудаизмом неприятие европейских гигиенических процедур.

Приведённая здесь история Варшавского гетто выглядит достаточно необычно, однако всё, что здесь было написано, на 100% взято из еврейских источников, а вся статья строится на них примерно на 80%.

Если научиться очищать холокостные истории от пропагандистской шелухи, избавляться от навязчивых субъективных оценок и извлекать «голую информацию» — вы чаще всего обнаружите прямо противоположный смысл произошедшего.

Алексей Токарь

Кровавые годы Второй мировой унесли миллионы невинных жизней. Страшные факты геноцида еврейского народа стали известны мировой общественности уже в послевоенные годы. Злодеяния фашистов в отношении беззащитных женщин, детей, больных и израненных людей этой несчастной нации были настолько масштабными и беспощадными, что ужаснули все человечество. В советской исторической литературе евреи позиционируются как безынициативная жертва немецкого террора, и лишь факты, обнародованные в 90-е годы, говорят о том, что даже в Минском лагере шла активная подпольная борьба с ненавистными оккупантами.

Лазарь Ран. Минское гетто


Многие из выживших узников Минского гетто недоумевали, почему партийное руководство города не удосужилось предупредить население о том, чем грозит фашистский плен евреям. Вторжение действительно было неожиданным для союзной Белоруссии, однако большинство политработников хорошо знали об отношении Гитлера к евреям. На произвол судьбы было брошено более 75 тысяч человек этой национальности, проживавших в Минске. Сегодня можно убедиться по сохранившимся свидетельствам современников тех ужасов, а также по обрывкам документов, что администрация города позаботилась об эвакуации не только своих близких, но даже о вывозе имущества. В то же время беременные женщины, грудные младенцы, старики, больные были оставлены ими на растерзание оккупантам. Некоторые, предчувствуя опасность, все же попытались бежать из города, однако почти все вернулись, так как не представляли, какая страшная участь их ожидает. Многие еще надеялись на милость захватчиков, некоторые ожидали скорого освобождения советскими войсками. Отдельные люди пытались прятаться среди русских и белорусов, однако, опасаясь за судьбу своих укрывателей, им пришлось вернуться в город.

Минское гетто было образовано в июле 1941 года и имело сложную структуру. По сути, на территории города находилось три лагеря: Большое, Малое и Зондергетто. Уже через три недели после того как Минск был взят, был издан приказ об образовании еврейской зоны. Границы лагеря проходили от Колхозного переулка по линии одноименной улицы и вдоль Немигской, затем следовали Республиканская, Шорная и Коллекторская. Далее граница тянулась по Мебельному переулку и улицам Перекопской и Нижней. В территорию лагеря включалось Еврейское кладбище, а далее колючая проволока огораживала улицы Обувную и Вторую Опанскую, а также переулок Заславский.

В Большом гетто содержалась основная масса узников, они более других страдали от массовых казней и погромов. Организован лагерь был с самого начала оккупации и просуществовал вплоть до 1943 года. К Малому историки относят район Молотовского радиозавода, а Зондергетто представлял собой отрезки улиц Обувная и Сухая. Все помещенные в лагерь узники были обязаны собрать и передать командованию все золото и деньги, кроме того, были взяты заложники, многих из которых убили. На каждого взрослого человека предоставлялась площадь не более 1, 2 метров, а в период сокращения лагеря действовали и еще меньшие нормы.

Официально приводимые данные о количестве массовых расстрелов и погромов следующие:
1. дневных погромов не менее 5-ти: в ноябре 1941, марте 1942, июле 1942, октябре 1943 гг.;
2. ночных погромов не менее 5-ти: в марте и апреле 1943 года.
В реальности погромов было, конечно, больше, а убийства не прекращались ни на один день. По сути, по той или иной причине погибало несколько узников, так как гауляйтер наделил охранников правом расстрела любого подозрительного еврея. Несчастные могли быть убиты даже при попытке подойти к колючей проволоке, окружавшей лагерь, поэтому цифры статистики весьма недостоверны и занижены.

Основная задача немцев сводилась к уничтожению несчастных узников, однако сделать это единовременно было практически невозможно. Массовое истребление могло вызвать серьезный протест и вылиться в отчаянное восстание, поэтому был разработан план методичного убийства людей. Уничтожение велось по заранее установленному плану. Сначала в лагере были созданы очень тяжелые условия и вырезаны самые сильные и инициативные. Практически сразу по вступлении в город фашисты разделили «жидов» и нееврейское население, затем из среды евреев выделили самых образованных и также немедленно их ликвидировали.

Узникам не поясняли, зачем проводится такой отбор, поэтому многие из них добровольно рассказывали и о своей квалификации, и о прошлой жизни и работе. Единственным звеном интеллигенции, которое до определенного времени фашисты не трогали, были врачи. В условиях чрезвычайной антисанитарии гитлеровцы сильно опасались эпидемий, которые не щадили ни пленных, ни самих оккупантов, поэтому даже в некотором роде поощряли медицинскую деятельность в гетто. Так как деньги и драгоценные металлы были изъяты сразу, роль денег стали выполнять отрезы ткани, которые сохранились в некоторых семьях. Их обменивали на продукты питания и предметы первой необходимости у населения за пределами лагеря. Такой обмен, порой, был смертельно опасен, так как узникам запрещалось даже подходить к ограждению.

Кроме периодических массовых убийств, фашисты практиковали активную провокационную деятельность. На территории лагеря действовали подпольные группы сопротивления и за оказываемую им помощь или даже малейшее подозрение следовала кровавая расправа. Также был введен комендантский час, все евреи были обязаны получить специальные паспорта, а также разместить на хорошо просматриваемых местах списки проживающих в комнатах и квартирах. Работа не предоставлялась, а выходить из лагеря разрешалось лишь в строго установленных случаях. По большей части евреи имели нестабильные заработки и жестоко голодали.

Кроме физических издевательств и открытого уничтожения, немцы усиленно использовали средства психологического давления. Так, среди нееврейского населения проводилась антисемитская агитация, а сами узники всячески унижались. Евреи выставлялись виновниками сталинских репрессий, невзирая на то что многие из представителей этой нации были репрессированы. Гауляйтером были установлены специальные знаки позора для несчастных в виде лат из желтой ткани. Вообще, для выделения евреев было характерно размещать на их одежде отметки из желтого материала в форме шестиконечной звезды, однако начальникам лагерей в этом вопросе предоставлялась свобода выбора, и каждый мог издеваться так, как хотел. Ценными в плане описания жизни в Минском гетто являются работы Абрама Рубенчика. Автор интересных и правдивых рассказов о лагере сам побывал в его условиях в юном возрасте. Враги не сломили его духа, и все время пребывания в этом наземном аду он думал лишь о том, как отомстить ненавистным фашистам.

О жестоких расправах немцев над евреями до сих пор ходят легенды, тем не менее даже самые страшные из них не могут отразить того кошмара, который происходил в реальности в Минске и его окрестностях. За колючей проволокой в неимоверной тесноте томилось более ста тысяч напуганных и обреченных людей. Мучители выводили толпы с детьми на улицу, выстраивали их рядами, вручали им советские плакаты и транспаранты и глумились над узниками. Их заставляли улыбаться и сажать детей себе на плечи, после чего сволакивали в закрытые и душные ангары и оставляли без воды и еды на несколько дней. Люди не падали, поскольку их тела плотно подпирались в невообразимой тесноте. Многие так и умирали стоя, дети погибали на глазах обезумевших матерей. Оставшихся в живых после этого ужаса приводили к оврагам и расстреливали по-очереди. Могилы не засыпали, и из них еще долго можно было услышать стоны смертельно раненых узников, погребенных под трупами. Через некоторое время тела все же покрывали песком, землей и снегом, однако, по словам современников, поверхность могил в отдельных местах была не спокойна.

За весь период существования гетто в Минске немцы планомерно его сокращали. Жителей из «обрезанных» районов вывозили в специально организованные подразделения по уничтожению людей. Немецкое руководство не стеснялось даже самых бесчеловечных средств умерщвления, и в целях экономии старалось не расходовать патроны. На несчастных испытывали химические вещества, новые медицинские препараты и прочие методы. Евреи стали тем «расходным материалом», который безжалостно использовал вермахт. Цифры, которые приводятся даже в официальной статистике, поражают воображение современного человека. За один день могло быть убито несколько тысяч человек. Так, 28 июля 1942 года было убито около 25 тысяч человек, а в октябре 1943 - 22 тысячи.

Однако сопротивление сломлено не было. Несмотря на то, что большинство узников избавились от партийных билетов, многие из них продолжали надеяться на скорую победу советской армии и освобождение. Свыше двадцати двух организаций партизанского характера действовало на территории, огороженной колючей проволокой. Сегодня нам известны славные имена этих отважных людей. Череда их имен золотыми буквами вошла в историю Отечества. Смольский, Шуссер, Левина, Кисель, Кривошеина и многие другие под угрозой страшной опасности поддерживали партизан. Многие из подпольщиков, проработав длительное время в гетто, уходили в партизанские отряды и продолжали бороться с захватчиками. Огромное количество верных отечеству людей погибли от рук фашистов, но были и те, кто увидел конец ненавистного гетто в 1943 году.

Мемориал «Яма» расположен на улице Мельникайте в Минске и посвящён жертвам холокоста

Вспоминать о жертвах холокоста тяжело, но совсем нелегко видеть, как стираются в памяти людей события тех далеких лет. Сегодня по нашей стране свободно разгуливают бритые парни со свастикой, попирая память свои предков бездумным поклонением фашизму. На постсоветском пространстве забыли о страшных преступлениях Вермахта и пытаются приравнять его к советскому режиму, поэтому мы будем вновь и вновь напоминать о случившемся, чтобы избежать подобного в будущем. Злодеяния фашистов, захлебнувшихся кровью беззащитных младенцев и слезами матерей, заслуживают вечного порицания.

Еврейские гетто… Для многих обывателей это страшные места совсем недолгого пребывания евреев, где они либо умирали, быстро и мучительно, либо так же недолго ожидали своей отправки в газовую камеру. Однако гетто и концлагерь – понятия разные. Гетто – формально часть города, где жили определенные категории граждан, отделенные по национальному признаку. В данном случае речь идет о евреях.

Находились они там долго. И потому имели свою администрацию и даже свою полицию. Причем полиция и администрация были не немецкими, а еврейскими. Администрация называлась юденратом (т.е. еврейским советом), формально ей подчинялась полиция – еврейская служба порядка.

Юденрат с самого начала не вызывал доверия немецкой администрации, хотя и исполнял непосредственно ее приказы. Полиция же стала структурой более благонадежной и даже местами более сильной, чем администрация, подчинив себе последнюю.

В полицию изначально пришли люди образованные. В некоторых гетто даже проводился строгий отбор при приеме на службу. Однако скоро единственным условием стала хорошая физподготовка, что сказалось на ее дальнейшей работе.

Еврейская полиция стала хорошим помощником оккупационных властей. Своих же собратьев они отправляли в концлагеря, отбирали их имущество и деньги, устраивали облавы, арестовывали «неблагонадежных», собирали непосильные налоги, следили за тем, чтобы никто не покидал территорию гетто. Евреи-полицейские расстреливали собственноручно узников гетто. Так в Ошмянском гетто еврейские полицейские были причастны к расстрелу более 400 человек.

При этом они не получали свободы. Их не отправляли в отпуск на курорты. Более того - они нередко также подвергались высылкам в концлагеря и уничтожению, только арестовывали и убивали их последними.

Правда, сами представители еврейского народа стараются мягко говорить об этом моменте в истории Второй мировой. В составе полиции, говорят, немало было агентов гестапо, которые морально разлагали евреев. Саму деятельность полиции гетто разделяют на периоды: 1) 1939-весна 1941г. – период первых высылок в трудовые лагеря, когда отношения узников гетто и полицейских были вполне нормальными; 2) весна1941-лето 1942 – период отправок в трудовые лагеря и начала отправки в лагеря смерти, когда отношения узников и полиции начали обостряться; 3) с июля 1942 г. – период массовых отправок в концлагеря, когда отношения полиции и узников были крайне напряженными.

В каждый период якобы в полиции служили разные люди. В последний – только те, кто преследовал одну цель – выжить. При этом приводится немало примеров, когда полицейские помогали своим собратьям – евреям, являясь членами подпольных организаций. Однако, в общем и целом, еврейская полиция – это те же коллаборационисты, такие же как и все остальные полицейские. Были среди них и подпольщики, и те, кто хорошо служил оккупационным властям.

После войны часть полицейских была арестована и осуждена на разные сроки заключения, некоторых приговорили к смертной казни. Но немало бывших полицейских гетто выехали на «историческую родину» и успешно дожили до старости. Далеко не всегда при этом бывшие «блюстители порядка в гетто» имели поддельные документы. Но их простили, ввиду «крайне суровых условий жизни в гетто»…

Всего в Европе было создано около 1000 гетто, в которых проживало не менее миллиона евреев. В «Справочнике о лагерях, тюрьмах и гетто на оккупированной территории Украины (1941-1944)», подготовленном Государственным комитетом архивов Украины в 2000 г., упомянуты свыше 300 гетто - это значит, в Украине было 300 юденратов, в каждый из которых входило 10-15 влиятельных евреев и раввинов, и десятки, а то и сотни еврейских полицейских (в гетто Львова было 750 еврейских полицейских).

Напомню, гетто - это существовавшие на принципах еврейского самоуправления жилые зоны на подконтрольных немцам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения.




Органом самоуправления гетто являлся юденрат («еврейский совет»), в состав которых входили самые авторитетные в городе или местечке люди. Например, в Злочеве (Львовская область) членами юденрата стали 12 человек со степенью доктора наук. Юденрат обеспечивал хозяйственную жизнь в гетто, а за порядком там следила еврейская полиция.

Чаще всего в контексте холокоста упоминают образованное в 1940 г. Варшавское гетто, максимальная численность которого достигала около 0,5 млн. человек. Евреи работали по немецким заказам как внутри гетто, так и вне его.

Верхний слой в гетто составили преуспевающие коммерсанты, контрабандисты, владельцы и совладельцы предприятий, высшие чиновники юденрата, агенты гестапо. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты, для них работали рестораны и ночные клубы с изысканными яствами и музыкой, для них ввозились тысячи литров водки.

«Приходили богачи, увешанные золотом и бриллиантами; там же, за столиками, уставленными яствами, под хлопки пробок от шампанского “дамы» с ярко накрашенными губами предлагали свои услуги военным спекулянтам, - так описывает кафе в центре гетто Владислав Шпильман, чья книга «Пианист» легла в основу одноимённого фильма Романа Поланского. - В колясках рикш сидели, раскинувшись, изящные господа и дамы, зимой в дорогих шерстяных костюмах, летом - во французских шелках и дорогих шляпах».

В гетто было 6 театров, рестораны, кафе, но евреи развлекались не только в общественных заведениях, но также в частных борделях и карточных клубах, возникавших чуть ли не в каждом доме...

Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигало астрономических размеров. Члены юденрата и еврейская полиция наживали на этом баснословные барыши.

Например, в гетто немцами было разрешено иметь всего 70 хлебопекарен, параллельно же существовало ещё 800 подпольных. Они использовали сырьё, провезённое в гетто контрабандой. Собственники таких подпольных хлебопекарен облагались крупной мздой своей же полицией, юденратом и гангстерами.

Многие попавшиеся контрабандисты становились агентами гестапо - сообщали о припрятанном золоте, о деятельности банд. Такими были контрабандисты Кон и Геллер, захватившие в свои руки всё транспортное дело внутри гетто и промышлявшие, кроме того, в широких масштабах контрабандой. Летом 1942 г. они оба были убиты конкурентами.

Варшавское гетто было общепольским центром нелегальных валютных операций - чёрная биржа гетто определяла курс доллара по всей стране.
Лично меня больше всего поразил другой факт из жизни чёрной биржи гетто: один чудом выживший еврей вспоминал, что там торговали земельными участками в Палестине!

Крайне интересно, почему евреи называют «восстанием» произведённую немцами в апреле 1943 года зачистку утопающего в антисанитарии, разврате и коррупции Варшавского гетто? Почему они боятся говорить правду о том кто и против кого там «восставал»?
Ведь рейд немцев спровоцировали вооружённые до зубов еврейские воры, рекетиры и контрабандисты, подставив тем самым под угрозу мирное население - стариков, женщин, детей.

Еврейские боевики «восстали» вовсе не против немцев, как гласит легенда, а перебили внутри гетто свою еврейскую полицию и почти весь юденрат, они убивали артистов театров, журналистов - от рук еврейских мафиози погибло 59 из 60 (!) сотрудников газеты «Жагев» (Факел). Они зверски лишили жизни одного из руководителей гетто, скульптора и видного сиониста 80-летнего Альфреда Носсига.

Бандиты терроризировали население Варшавского гетто, обложив практически всех рекетирским налогом. У тех, кто отказывался платить, они похищали детей или забирали их в свои подпольные тюрьмы на ул. Мила, 2 и на территории предприятия Тебенс - и там зверски пытали.

Шайки грабителей забирали всё без разбору и у бедных, и у богатых: они снимали с рук часы, украшения, забирали деньги, ещё не изношенную одежду и даже припрятанные на чёрный день продукты. Эти еврейские банды наводили ужас на гетто. Часто в ночной тишине начиналась перестрелка между самими бандами - Варшавское гетто превратилось в джунгли: один нападал на другого, по ночам слышались крики евреев, на которых напали грабители.

Бандиты трижды средь бела дня грабили кассу юденрата, отбирая деньги, которые шли на питание бездомных детей, лечение больных тифом и другие социальные нужды. Они обложили юденрат контрибуцией в четверть миллиона злотых, а отдел снабжения юденрата контрибуцией в 700 тысяч злотых.

Юденрат заплатил контрибуцию в срок, а отдел снабжения - отказался. Тогда еврейские гангстеры похитили сына кассира отдела и продержали его несколько дней, после чего получили требуемую сумму.

Но лишь после того как бандиты начали нападать на немецкие патрули, вмешались долго терпевшие все эти безобразия немцы, и начали «рейд против воров и бутлегеров». В акции активное участие приняли еврейские полицейские - они, как люди хорошо знающие местность, очень помогли немецким штурмовым группам при прочёсывании кварталов.

Не немцы, а еврейские гангстеры уничтожили гетто, взрывая дома и поджигая их бутылками с зажигательной смесью. В огне грандиозного пожара погибли сотни ни в чём неповинных людей. Немцы пытались потушить пожар, но безуспешно - бандиты поджигали новые здания.
Вот как о неудачной попытке заминировать здание рассказывает один из боевиков Аарон Карми: «И они таки не заложили там мины… Трое наших парней спустились в подвал, чтобы его взорвать.

И что? Они там торчат с языком, прилипшим к заднице. А я тут кручусь… и это была трагедия!».

Один из боевиков Казик Ратейзер признался через много лет: «Какое право имели мы, небольшая группка молодёжи из ZOB (одна из банд), решать судьбу многих людей? Какое мы имели право устроить бунт? Это решение привело к уничтожению гетто и смерти многих людей, которые, иначе возможно, остались бы живы».

Чем закончилось «восстание»? Гетто было полностью разрушено, всех жителей гетто отправили в трудовые лагеря - практически все они выжили. Немцы даже не расстреляли захваченных с оружием боевиков.

В Интернете популярно фото девушек-повстанцев в кепках. Крайняя справа - Малка Здроевич, она была схвачена с оружием, но её не расстреляли, а отправили трудиться в Майданек, конечно же она «чудом пережила холокост».

Ещё более популярно фото, на котором изображена группа евреев, которых выводят из подвала. На переднем плане идёт мальчик в коротких штанишках с поднятыми руками, за ним виден немецкий солдат в каске с винтовкой в руках.

Этот мальчик - Цви Нуссбаум (Zwi Nu;baum) - ЛОР-доктор, живущий недалеко от Нью-Йорка, а немецкий солдат - Йозеф Блоше (Josef Blosche) был предан суду в Восточной Германии после войны и казнён по обвинению в участии в акции для подавления «восстания» в Варшавском гетто.

Командир «восстания» - Мордехай Анилевич вместе со своим штабом совершили коллективное самоубийство в подвале по улице Мяла, 18, где размещался штаб одной из банд.

Несколько слов к портрету руководителя восстания: члены банды вспоминают, что когда Анилевич ел, закрывал руками миску. Они спрашивали: «Мордка, почему ты закрываешь руками миску?» Он отвечал: «Я так привык, чтобы братья не отняли». Он был сыном торговки рыбой из варшавского предместья, и, когда рыбу долго не брали, мать заставляла его подкрашивать краской жабры, чтобы казалось: свежая.

В начале мая руководители другой банды обнаружили ход через канализацию и покинули гетто (возможно, они ушли бы и раньше, но не знали об этой трубе) - покинули, бросив разрозненные группы своих боевиков, находившиеся в других местах.

По воспоминаниям одного из членов руководства этой банды, они при этом отказались забрать с собой нескольких мирных евреев, просивших о помощи... Последнюю банду уголовников немцы уничтожили 5 июня на Мурановской площади.

Убежавшие за пределы гетто воры, рекетиры и контрабандисты сбились в новые шайки, грабящие польских крестьян. Генерал Бур-Коморовский, командующий польской подпольной Армией Крайовой 15 сентября 1943 года издал приказ, прямо предписывающий уничтожение мародерствующих еврейских преступных группировок, обвинив их в бандитизме.

Возможно, кто-то будет продолжать искать злой умысел и вину немцев в гибели Варшавского гетто, но этим исследователям я предложу задуматься над тем, почему немцы не трогали сотни других гетто, где не было коррупции, контрабанды, рекета, антисанитарии, не разворовывались посылки Красного Креста, работали предприятия?

Как пример, можно привести сравнимое с Варшавским по количеству людей, гетто Терезиенштадт, где немецкие и чешские евреи поддерживали образцовый порядок. Еврейский Совет старейшин Терезиенштадта неоднократно сообщал инспекторам Красного Креста, что они пользуются на удивление благоприятными условиями, учитывая, что Германия шла к поражению в войне, а мировое еврейство было первым, кто призывал к её уничтожению.

Руководитель юденрата в гетто Белостока (город на северо-востоке Польши) Эфраим Бараш сумел переоборудовать жилые дома в цеха, раздобыть инструменты и станки, наладить работу более 20 фабрик, которые работали на нужды немецкой армии.

Приезжали комиссии, в том числе из Берлина и осматривали эти фабрики. Бараш организовал на арийской стороне выставку, чтобы показать, как гетто способствует военным усилиям Германии. В ноябре 42-го немцы ликвидировали некоторые бесполезные окрестные гетто, а гетто Белостока не тронули.

Следует заметить, что во многих гетто Восточной Европы еврейские кварталы из-за тотальной антисанитарии превращались в зону повышенной эпидемиологической опасности - там вспыхивали эпидемии тифа и дизентерии.

Наиболее частой причиной смерти среди еврейского населения в гетто был совсем не «холокост», а инфекционные заболевания. И если быть совсем откровенным, то основной причиной этих заболеваний было обусловленное иудаизмом неприятие европейских гигиенических процедур.

Приведённая здесь история Варшавского гетто выглядит достаточно необычно, однако всё, что здесь было написано, на 100% взято из еврейских источников, а вся статья строится на них примерно на 80%.

Если научиться очищать холокостные истории от пропагандистской шелухи, избавляться от навязчивых субъективных оценок и извлекать «голую информацию» - вы чаще всего обнаружите прямо противоположный смысл произошедшего.





Метки:

Это кажется невозможным. Нацисты силой сгоняли евреев в резервации, а здесь живут так добровольно.

Квартал ультраортодоксов меньше всего похож на остальной Израиль. Некоторые даже не признают еврейское государство, расплачиваясь долларами или евро.

Туристам сюда лучше не соваться, могут закидать камнями. Но Меа Шеарим - один из самых интересных районов Иерусалима.

1 Иерусалим сам по себе очень религиозный город, человеку светскому здесь будет не очень комфортно. Но всё-таки, обычные люди здесь тоже живут.

2 Если же девушки в коротких юбках пропали, и всё чаще попадаются мужики в чёрных сюртуках, вы на верном пути.

3 На входе в квартал предупреждают: организованным группам туристов, а также людям в неприличной одежде вход воспрещён. В неприличной это значит в шортах, футболках и с непокрытыми головами. Девушкам нельзя в джинсах или юбках не “в пол", мужчинам в кроксах.

4 Фотографировать здесь тоже нельзя. Увидят - побьют. Так говорят, по крайней мере. Рисковать не стал, и все кадры сделал “от пуза”. Что-то получилось.

5 Район Меа Шеарим переводится как “сто ворот”, и построен по образу и подобию бедных еврейских местечек Восточной Европы. Тех, в которых жили предки здешних жителей до Второй мировой войны.

6 Неразрывная связь с прошлым, жить как жили деды. Вот главная идея этого квартала. Они не говорят на иврите, только на идише. Не пользуются телевизором, телефонами и интернетом. И редко контактируют с другими жителями города. Даже с другими верующими иудеями.

7 Ещё всё время молятся. Даже на ходу.

8 Колорита тут как отбавляй.

9 Эта женщина похожа на религиозную арабку, но на самом деле это религиозная еврейка. Так ходят очень немногие ультраортодоксальные женщины, это крайность.

10 На стенах висит много ящиков, но это не почта. Почтой ортодоксы тоже не пользуются.

11 Цдака , или пожертвование, одна из заповедей иудаизма и одна из особенностей жизни в этом районе. Нужно жертвовать деньги тем, кто беднее тебя, и в местную общину для развития религиозных проектов. Меа Шеарим и так один из беднейших районов города, но они ещё и жертвуют.

12 Местная социальная реклама и объявление о продаже бобровой шапки. Такая стоит 1300 долларов, ничего себе!

13 Стены квартала похожи на московские остановки, все увешаны объявлениями. Эти большие листы заменяют ортодоксам фейсбук и телевизор. Эти стенгазеты для меашеаримцев главный источник информации. В них сообщают о свадьбах, похоронах и семейных торжествах. Это главное, что нужно знать в общине. Весь остальной мир их не касается.

14 У нас тут не зоопарк! - как бы намекают надписи на плакатах. И ещё раз повторяют про неприличное поведение и одежду. Современные средства связи оскверняют душу, поэтому в некоторые дома запрещено входить с мобильными телефонами.

15 Владелица магазина просит не входить к ней в неприличной одежде.

16 Некоторые жители этого ультрарелигиозного квартала не признают государство Израиль, не имеют документов и не пользуются местными деньгами. Более того, они активно поддерживают арабов, одобряют теракты и считают Холокост справедливой карой для евреев.

17 Детки в клетке. Чтобы спиногрызы не выпадали из окон, на них ставят решётки. Так они “гуляют”. Детей в семьях очень много. Десять - не предел. И их никто не считает, дети это счастье.

18 Чем-то эти решётки напоминают китайские, но там они часто стоят на всех окнах в доме. Не бывает же, чтобы у всех поголовно маленькие дети. Хотя вот в Меа Шеарим как раз бывает!

19 Так одеваются молодые девушки, которым бы на дискотеках и пляжах зажигать или в армии служить. Нет, ортодоксы не служат. Чем вызвают дикую неприязнь у остальной части израильтян.

20 Кока-кола, кстати, кошерная.

21 Несмотря на то, что район проездной, в шаббат улицы перекрывают, а если увидят машину, могут забросать её камнями.

22 Ультраортодоксы часто нигде не работают, а только молятся и изучают Тору.

23 Такие люди живут только за счёт пожертвований от заграничных еврейских общин.

24 Гуляешь, удивляешься, а через дорогу - обыкновенная, нормальная жизнь. Вот это тоже религиозные иудеи, например. Стоят в очереди к банкомату. Курят, пьют, смеются.

25 Ортодокс-мотоциклист.

26 Архитектура в Меа Шеарим отсутствует, застройка хаотичная и очень плотная. Люди живут в маленьких квартирках по 10-15 человек. Ещё здесь очень грязно. Но вы и сами заметили.

27 Это настоящее гетто, и мне кажется, его обитатели - сектанты. Не знаю, правильно ли их так называть. Они замкнулись в своём маленьком правоверном мирке и считают себя лучшими иудеями, чем другие. Поэтому, с теми даже разговаривать не о чем.

28 Что за Моисей не знаю, но сандалии он носит с носками.

29 Пройдя несколько улиц, мы снова возвращаемся в “нормальный” Иерусалим.

30 Здесь тоже много религиозных людей, как положено, скромно одетых.

31 Но разница с меашеаримцами сразу ощущается.

32 Я писал когда-то про

Венецианское еврейское гетто - это изолированный каналами участок в квартале Канареджо, куда были выселены во времена Венецианской Республики. Само слово «Гетто» произошло от итальянского «ghetto» - «шлак», которое использовалось в связи с плавильней, в которой накапливался шлак, расположенной на том же острове, где и еврейское поселение.

Альтернативное объяснение исходит из итальянского слова «borghetto» произошедшего от borgo - « небольшой городок».

Евреи стали селиться в Венеции еще в 12 веке, в основном на острове Джудекка. В 1516 году папа издал приказ об изгнании евроеев из Венеции. Совет Десяти принял компромиссное решение о поселении евроеев на отдельном острове в квартале Каннареджо. Поселение стало называться Getto Nuovo - новая плавильня. Позже это же название стало использоваться для всех еврейских анклавов в Европе.

Венецианское гетто представляет собой островок, отделенный от остальной Венеции каналами, через которые перекинуто три моста. По вечерам ворота на эти мосты закрывались, а евреям, кроме врачей, была запрещено покидать Гетто ночью. Ворота охранялись христианской стражей. Со временем евреям было разрешено покидать Гетто при условии специальных головных уборов и знаков отличия желтого цвета.

Помимо геограчифеских ограничений, евреям было также запрещено заниматься некоторыми видами деятельности. Им было разрешено заниматься мануфактурой, ростовщичеством и медициной. Им было запрещено заниматься изобразительными искусствами и иметь недвижимость.

Численность гетто росла, в результате росла и этажность домов. Только здесь можно увидеть «венецианские небоскребы» - здания до 8 этажей.

В 1541 году к району добавилось Старое Гетто (итал. Ghetto Vecchio), а в 1633 году Новейшее Гетто (итал. Ghetto Novissimo). К этому времени еврейское население Венеции превышало 5000 человек и состояло из двух общин: ашкеназской и сефардской. Впоследствии в гетто существовали 5 синагог для различных еврейских общин.

Ворота в Гетто были демонтированы Наполеоном в 1797 году, но восстановлены с приходом австрийцев. Окончательно их снесли в 1866 году.

До настоящего времени в Гетто сохранилась каменная плита (при входе с Фондамента ди Каннареджо), на которой разъясняется наказание, которому будет подвергнут крестившийся еврей, продолжающий тайно соблюдать иудейские обряды.

Несмотря на большое число проживающих евреев, они никогда не ассимилировали между собой, чтобы сформировать «венецианских евреев». 4 из 5 существующих синагог четко разделены в зависимости от этнической принадлежности: есть немецкая синагога, итальянская, испанская и португальская, а также синагога левантийских сефардов. Пятая синагога, Scuola Canton , как полагают, была или французской, или приватной синагогой тех семей, кто оплатил ее постройку.

Еврейское гетто нашло отражение и в литературе. У Шекспира в его «Венецианском купце» (1595 г) упоминается венецианский еврей Шейлок и его семья. Райнер Мария Рильке написал в 1931 году Geschichten von lieben Gott, включив в нее сцену в Гетто. Кронбах написал трилогию «Kinder des Ghetto. Träumer des Ghetto. Komödien des Ghetto.» (1897 - 1907).