Создание гетто и жизнь еврейского населения в них.


21 октября 1943 года было ликвидировано Минское гетто, в котором (с начала оккупации Беларуси гитлеровцами) были убиты почти 100 тысяч евреев из Беларуси и со всей Европы…

Ровно три года Минск находился под оккупацией войсками вермахта.

Новая власть в первые же дни наложила «контрибуцию» на минских евреев, отбирая у них драгоценности и валюту.

Был создан еврейский комитет («юденрат», как и в других оккупированных европейских городах), председателем которого, благодаря знанию немецкого языка, стал Илья Мушкин (работавший до войны начальником одного из трестов).

В июле 1941 года, подчиняясь гитлеровской «Endlösung der Judenfrage» (программе уничтожения евреев), немцы начали создавать гетто. Начальник СС и полиции округа «Белоруссия» Ценнер вместе с генералом Шенкендорфом (командующим «Центром») провели совещание, на котором обсудили план уничтожения евреев столицы Белорусской ССР, а также евреев, свезённых с Минск со всей Европы.

Неограниченными правами в этом районе города отныне обладал представитель немецкого командования Городецкий – патологический садист, наполовину немец, проживавший ранее в Ленинграде.

Юденрад же никаких прав не имел. Ему вменялось только собирать с евреев деньги, а также проводить санитарные мероприятия (немцы опасались начала возможных эпидемий).

К 1 августа 1941 года было полностью завершено переселение в гетто всех евреев – 80 тысяч человек. К октябрю того же года их число уже превысило 100 тысяч.

Всего существовало три различных участка: «Большое» гетто, «Малое» гетто (в районе радиозавода им. Молотова) и «Зондергетто» (как раз для двух десятков евреев, депортированных из стран Восточной, Центральной и Западной Европы).

По периметру гетто было огорожено колючей проволокой и высоким забором. Охрана состояла из бойцов СС, а также литовских и белорусских полицаев.

Под страхом смерти все узники обязаны были носить спецзнаки – тканевые жёлтые «латы» и нашивки белого цвета с номерами домов (на спине и груди).

Фото из Могилёва, лето 1941 года —

Полицаи и немцы совершенно безнаказанно насиловали девушек, убивали и грабили обитателей гетто…

Жизнь узников была обожжена всевозможными запретами, за нарушение которых безоговорочно следовал расстрел. Территорию гетто, как уже упоминалось, покидать не разрешалось, запрещено было выменивать продукты у неевреев, носить меховые вещи, снимать опознавательные знаки, ходить по тротуарам и центральным улицам (только по мостовой), заходить в общественные места, сады… За 15 метров до встречи с немцем еврей должен был снять свой головной убор.

Несколько раз Городецкий собирал с гетто т.н. «контрибуции»: в первый раз 10 килограмм золота, 2 центнера серебра и 2 миллиона рублей, во второй раз 50 кг серебра и золота… Под страхом смерти в этом грабеже принимали участие и представители еврейского комитета.

Обычной пищей в гетто были оладьи из кожуры от картофеля, а также сало, которое удавалось соскоблить со свиных шкур, найденных на старом кожзаводе. Тем евреям, которые привлекались для работ, раз в сутки выдавали миску баланды.

На фото – колонна узников, 1941 год —

На фото – железнодорожные принудительные работы, Минск, зима 1942 года —

Также – принудительные работы минских евреев —

Существовал и нелегальный рынок обмена материальных ценностей через колючую проволоку и рабочие колонны (в таких обменах участие принимали и немецкие офицеры). Любопытен курс этого рынка: например, за золотые часы давали 3 луковицы и одну буханку хлеба.

Плотность населения была чудовищной – в двух квартирах проживали иногда до ста человек! Без учёта детей выделялось от 1,2 до полутора квадратных метров на человека.

Конечно, антисанитария, голод и скученность заселения были причинами постоянных эпидемий и повальных болезней.

На фото — типовые здания гетто –

Массовые убийства заключённых (которые немцы называли «акциями») имели место в ноябре 1941 года (убиты более 30 тысяч человек), в марте 1942 (до 10 тысяч евреев), в июле 1942 года (25 тысяч) и октябре 1943 года (когда за три дня до освобождения узников гетто были в спешке уничтожены 22 тысячи евреев, привезённых из европейских государств).

С весны 1942 года детей евреев убивали в газвагенах – душегубках, хватая их прямо на улицах и запихивая вот в такие автомобили —

Проходили и многочисленные погромы (самые известные и кровопролитные: в августе, ноябре 1941, январе, июле и декабре 1942 гг.) – как ночные и дневные. Популярным вариантом были массовые убийства днём, когда все трудоспособные евреи уходили на принудительные работы…

В исторической литературе есть понятие «бойня 2 марта» обозначающая погром 2-3 марта 1942 года, когда в сторону Дзержинска была отправлена большая группа узников. Тех, кто не замёрз по дороге, расстреляли в Путчинском сельсовете. В тот же день ещё 3,5 тысячи евреев были расстреляны к западу от Минска.

Тем временем в сам гетто въехали грузовики в полицаями и немцами, которые убили более 5 тысяч человек, трупы которых были сброшены в карьер, на месте которого (минская улица Мельникайте) в 2000 году был создан мемориальный комплекс «Яма» —

Но кровавые события «бойни 2 марта» на этом не закончились. К 10 часам утра, по причине того, что необходимого количества людей для расстрела не было найдено, немцы ворвались на территорию детского дома, построили всех детей (от 200 до 300 вместе с воспитателями и медперсоналом) в колонну, отвели в сторону по улице Ратомского и сбросили в яму…

К этой яме подошёл комиссар Вильгельм Кубе —

Он приказал подать ему конфеты и начал их бросать в яму детям, засыпаемым землёй заживо…

Гауляйтер прожил ещё более года, пока не был взорван бомбой с часовым механизмом. Вообще этот мерзавец получил кличку «везунчик», так как всякий раз умудрялся ускользать от многочисленных покушений, организованных советскими партизанами…

Фото Кубе в Минске, май 1943 года —

В завершение «бойни 2 марта» немцами были расстреляны ещё и люди, возвращавшиеся вечером с работы…

Вообще, некоторые истории из минского гетто просто заставляют кровь стыть в жилах. Так, например, начальник полиции Рибе 29 декабря 1942 года вошёл в детское отделение больницы и лично зарезал семь больных детишек ножом. После чего, вышел из здания, снял белые перчатки, съел шоколадку и закурил…

Разительна разница с кабинетными червями типа идеолога «окончательного решения вопроса» Гиммлера, который во время визита в Минск (на фото ниже) начал блевать и в итоге упал в обморок, когда в его присутствии расстреляли ОДНОГО минского еврея.

Всего из исходных ста тысяч человек к началу 1943 года остались в живых лишь 6 тысяч человек, то есть были убиты более 90 тысяч евреев!

К 21 октября 1943 года ВСЕ жители минского гетто были убиты. Выжили только 13 человек, несколько месяцев прятавшихся в подвале дома на ул. Сухой и вышедшие на свободу только в июле 1944 года (в день освобождения Минска), а также квалифицированные мастера, вывезенные оккупантами в Германию.

Уже с первых месяцев существования гетто было организовано подвольное сопротивление, состоящее из 22 групп, объединивших несколько сотен человек и координируемое Михаилом Гебелевым

Венецианское еврейское гетто - это изолированный каналами участок в квартале Канареджо, куда были выселены во времена Венецианской Республики. Само слово «Гетто» произошло от итальянского «ghetto» - «шлак», которое использовалось в связи с плавильней, в которой накапливался шлак, расположенной на том же острове, где и еврейское поселение.

Альтернативное объяснение исходит из итальянского слова «borghetto» произошедшего от borgo - « небольшой городок».

Евреи стали селиться в Венеции еще в 12 веке, в основном на острове Джудекка. В 1516 году папа издал приказ об изгнании евроеев из Венеции. Совет Десяти принял компромиссное решение о поселении евроеев на отдельном острове в квартале Каннареджо. Поселение стало называться Getto Nuovo - новая плавильня. Позже это же название стало использоваться для всех еврейских анклавов в Европе.

Венецианское гетто представляет собой островок, отделенный от остальной Венеции каналами, через которые перекинуто три моста. По вечерам ворота на эти мосты закрывались, а евреям, кроме врачей, была запрещено покидать Гетто ночью. Ворота охранялись христианской стражей. Со временем евреям было разрешено покидать Гетто при условии специальных головных уборов и знаков отличия желтого цвета.

Помимо геограчифеских ограничений, евреям было также запрещено заниматься некоторыми видами деятельности. Им было разрешено заниматься мануфактурой, ростовщичеством и медициной. Им было запрещено заниматься изобразительными искусствами и иметь недвижимость.

Численность гетто росла, в результате росла и этажность домов. Только здесь можно увидеть «венецианские небоскребы» - здания до 8 этажей.

В 1541 году к району добавилось Старое Гетто (итал. Ghetto Vecchio), а в 1633 году Новейшее Гетто (итал. Ghetto Novissimo). К этому времени еврейское население Венеции превышало 5000 человек и состояло из двух общин: ашкеназской и сефардской. Впоследствии в гетто существовали 5 синагог для различных еврейских общин.

Ворота в Гетто были демонтированы Наполеоном в 1797 году, но восстановлены с приходом австрийцев. Окончательно их снесли в 1866 году.

До настоящего времени в Гетто сохранилась каменная плита (при входе с Фондамента ди Каннареджо), на которой разъясняется наказание, которому будет подвергнут крестившийся еврей, продолжающий тайно соблюдать иудейские обряды.

Несмотря на большое число проживающих евреев, они никогда не ассимилировали между собой, чтобы сформировать «венецианских евреев». 4 из 5 существующих синагог четко разделены в зависимости от этнической принадлежности: есть немецкая синагога, итальянская, испанская и португальская, а также синагога левантийских сефардов. Пятая синагога, Scuola Canton , как полагают, была или французской, или приватной синагогой тех семей, кто оплатил ее постройку.

Еврейское гетто нашло отражение и в литературе. У Шекспира в его «Венецианском купце» (1595 г) упоминается венецианский еврей Шейлок и его семья. Райнер Мария Рильке написал в 1931 году Geschichten von lieben Gott, включив в нее сцену в Гетто. Кронбах написал трилогию «Kinder des Ghetto. Träumer des Ghetto. Komödien des Ghetto.» (1897 - 1907).

В телефонной трубке я услышал взволнованный голос моей приятельницы, живущей в Германии:

– Недавно путешествовала по Италии. Впечатления незабываемые. Была, конечно, и в Венеции. Там я узнала, этот город – родина первого в Европе еврейского гетто, и что слово «гетто» означает «литейная фабрика». Сегодня гетто – это название одного из семи венецианских городских районов. Посетив его, я пришла в шоковое состояние. Сделала там несколько фотографий. Пришлю обязательно.

Должен сказать, что и меня это сообщение потрясло. И дело не только в том, что понятие «гетто» заставляет сжиматься сердца многих людей, тем более, евреев, каковыми мы с ней являемся, но и в том, что мы с приятельницей еще и профессиональные литейщики – люди, полностью посвятившие себя этой трудной и очень интересной профессии. Моя национальная и профессиональная причастность к понятию «гетто» породила во мне множество вопросов. И вот к чему привели поиски ответов на них.

Положение евреев в христианской Европе в эпоху Возрождения было тяжелым. Великая диаспора сефардов, хлынувшая из Испании в 1492 г. и из Португалии в 1497 г., привела евреев к активной миграции. Венеция, крупный центр торговли в Средние века, была естественным местом поселения евреев. Со временем, когда их численность достигла «критического значения», им пришлось столкнуться там с враждебностью христианского населения. Монахи своими проповедями спровоцировали кампанию выселение евреев из города. Ее кульминация пришлась на 1515-1516 г. Власти Венеции были, отнюдь, не в восторге от изгнания евреев. Дело в том, что иудеи были мощным источником пополнения городской казны. И тогда 29 марта 1516 г. Сенат венецианской республики издал указ, узаконивающий проживание евреев в Венеции и одновременно ограничивающий их права:

Все иудеи, живущие на разных улицах нашего города, а также те, которые прибудут к нам из других мест, должны будут селиться в домах Гетто, что около церкви св. Иеронима. Иудеи должны селиться все вместе, а чтобы не выходили они оттуда по ночам, с одной стороны через мостик, а с другой – через большой мост, должны быть построены двое ворот, … которые будут охранять четверо стражей-христиан, оплачивать которых будут иудеи…

Первый еврейский квартал получил название «гетто нуово», что переводится как «новая литейка». (Ит. Ghetto – getto; венецианск. ghetum – литейная фабрика, от ghetta’r – лить.) Квартал этот расположен в части центральных островов, наиболее удаленной от центра города – площади Св. Марка. Напомним, Венеция – островной город. Новая литейка была превращена в остров при помощи каналов, по которым плавали две патрульные лодки с шестью стражниками-христианами. Кроме того, гетто ограждалось высокими стенами, а все окна домов, смотрящие наружу, были заложены кирпичом. Снаружи оно ничем не отличалось от других жилых районов города. Улицы такие же узкие и темные. Дома обшарпанные и совсем не похожи на великолепные строения, поныне стоящие в районе Сан-Марко и Санта-Кроче. Простота внешнего вида гетто диктовалась желанием не вызывать зависти христиан.

Ко всем упомянутым выше ограничениям жизни в гетто надо отметить и увеличенную на одну треть плату за аренду собственности. Конечно, унизительные ограничения не могли не вызывать у евреев протест и сопротивление. Однако в те времена они нередко сами поднимали вопрос об ограждении их кварталов стенами и о наращивании их высоты. Дело в том, что стены ограждали евреев от проявления религиозного фанатизма и от завистливых глаз. В то же время жизнь внутри гетто никем не притеснялась. Поэтому, войдя в еврейский дом, можно было обнаружить мир красоты и хорошего вкуса. В гетто существовали консерватория и театр, проводились занятия в музыкальных и танцевальных школах, работали великолепные музыканты, которых нередко приглашали в самые благородные венецианские дома. За высоким забором трудились великие мудрецы над переводами древних текстов, развивалось книгопечатание. Благодаря жителям гетто Венеция в XVI в. стала признанным центром еврейской культуры. Правда, за все это приходилось платить… Евреев облагали большими налогами, им запрещали заниматься ремеслами, земледелием и коммерческими сделками, но разрешали торговлю, занятия медициной и банковско-денежные операции. Последние были запрещены христианам.

Со временем в Венеции возникли еще два гетто. Были они расположены, как и первое, на двух близлежащих островах. В 1541 г. евреев выходцев из Леванта (городов восточной части Средиземного моря – Сирии, Ливана, Египта, Турции, Греции и др.) поселили около старой литейки. Так возникло «гетто векью», а в 1633 г. поселение евреев в Венеции было расширено путем присоединение к нему «гетто новиссимо», или «новейшей литейки».

В XVIII в. венецианские евреи подвергались сильным притеснениям, и население гетто стало сокращаться. В 1797 г. генерал Наполеон, будущий император Наполеон I, своим указом снял все ограничения на перемещение евреев по городу и отменил статус венецианского гетто как резервации. Видимо, и в этом сказалась верность генерала принципам Французской революции. В наши дни евреев в Венеции практически нет, а бывшее гетто стало объектом туризма.

Итак, термин «гетто» родился в Италии, и, начиная с 1562 г., им начали называть изолированные еврейские поселения в городах христианских стран. С этого года слово «гетто» стало официальным термином, употреблявшимся в папских буллах и антиеврейских законах.

Пора обратиться к «литейной стороне» столь зловещего термина. В многочисленных литературных источника абсолютно ясно только одно: все литейки, вокруг которых возникали гетто в Венеции, были брошенными и когда-то в них отливали пушки. Если учесть время и место, когда и где они функционировали, то можно предположить с высокой степенью вероятности, что это были бронзовые изделия. И, по всей вероятности, в венецианских гетто трудились отличные литейщики. Из исторических документов известно следующее. В XIII-XIV вв. Венеция, Византия, Генуя и Флоренция славились своими литыми изделиями. В 1474 г. русский царь Иван III дал наказ своему послу в Венеции С. Толбузину пригласить в Москву опытного зодчего, который бы хорошо знал литейное производство. Этот наказ был выполнен блестяще. Посол в том же году привез с собой мастера Аристотеля Фиораванти. В 1478 г. Фиорованти построил в Москве пушечный литейный завод, находившийся в Китай-городе и носивший название «Пушечная изба». Позднее он возвел на реке Неглинке новый завод – «Пушечный двор».

В связи с упомянутыми выше различными аспектами возникновения гетто в Европе нельзя не обратить внимания на следующее. В течение всего XV в. шла активная миграция евреев, изгнанных из Испании и Португалии. Большая их часть осела тогда в Османской Империи. Среди прибывших было множество ремесленников. Именно они привезли в Турцию порох и высокое искусство литья. Вот как оценил роль прибывших евреев султан Турции Баязет: «Вы считаете Фердинанда (испанский король; В. С.) умным королем, однако он разорил собственную страну и обогатил нашу». К этому можно добавить, что в XVI в. в руках евреев была вся дипломатия Османской империи.

Вскоре после первых двух упомянутых выше гетто в Италии возникло еще одно – римское (1555). Без рассказа о нем история еврейского гетто была бы неполной.

В XVI веке политика папства, как и князей, нередко была благосклонна к евреям, поскольку их использовали с выгодой. Папа Павел III (1534 – 1549) даже поощрял поселение в Риме евреев, изгнанных из Неаполя (1541), и спустя шесть лет он удостоил аудиенции марранов (так называли евреев, обращенных в христиан и возможно поддерживающих Иудаизм в тайне), пообещав им защиту от инквизиции. Его преемник Юлиан III возобновил эту гарантию. Однако в мае 1555 года на папский престол взошел под именем Павла IV кардинал Караффа. При новом папе отношение к евреям резко ухудшилось. Он считал, что иудаизм несет смертельную угрозу христианской вере. Через два месяца после избрания Павел IV специальной буллой (папский документ, скрепленный свинцовой, а иногда и золотой печатью) распространил на Рим венецианское решение о выселении евреев в гетто. В результате 26 июля 1555 года римские евреи были вытеснены на левый берег Тибра и два месяца спустя окружены стеной. При этом они были вынуждены продать всю свою недвижимую собственность, находящуюся вне территории гетто. Кроме того, согласно папскому решению, евреям запрещалось владеть землей, торговать зерном, а христианам лечиться у еврейских врачей. Почти все синагоги в Риме были закрыты.

Итак, римское гетто стало районом проживания самой древней общины Вечного города. Евреи начали приезжать сюда задолго до того, как был построен Колизей, задолго до того, как на противоположном берегу Тибра появился Ватикан. Поначалу гетто было не очень крупным – на 2000 человек, и занимало небольшую площадь. Его обитатели вынуждены были ютиться в невероятной тесноте. Из-за ограниченности территории дома приходилось строить по тем временам очень высокие – 5-6 этажей. Через 30 лет территорию расширили к Тибру, но это не повлияло на условия жизни, так как в гетто сгоняли евреев со всего папского государства. К концу XVII века там проживало больше 9000 человек. Место, где размещалось гетто, было «гнилым», нездоровым, оно затоплялось при наводнениях. Была там также проблема с питьевой водой: из-за недостатка фонтанов люди пили прямо из реки. В свете всего изложенного жителей гетто непрестанно косили эпидемии. Условия жизни в гетто были тяжелые: его ворота от заката до восхода солнца запирались.

В 1826 году гетто несколько расширили: стену перенесли к площади Маттеи, но за это евреи обязаны были посещать христианские богослужения. За отказ полагался драконовский штраф. И жителям пришлось подчиниться, правда, во время службы они плотно затыкали уши воском.

В 1870 году со светской властью папы в Италии было покончено. Тогда-то и произошло освобождение евреев римского гетто от заточения. Вместе с его стеной разрушению подверглись многие здания, включая старинную синагогу. Казалось, черная страница истории на этом перевернута. Но, увы… Спустя семьдесят лет фашисты возродили гетто.

В октябре 2008 года в средствах массовой информации появилось сообщение, что 5 числа в итальянской столице скончался Леоне Сабателло, последний из обитателей римского еврейского гетто, которые пережили расправу, учиненную гитлеровскими оккупантами 16 октября 1943 года. В тот день он был отправлен в концлагерь Освенцима вместе с тысячами своих товарищей. Сабателло, заключенного с лагерным номером 158621, освободили советские солдаты. Позднее он категорически отказывался посетить Освенцим в качестве «туриста».

Любителям русской словесности, особенно поэзии, хорошо известно стихотворение И. Бродского «Пьяцца Маттеи» (1981). Первое слово переводится как «площадь», а второе – известнейшая итальянская аристократическая фамилия. В комментарии Петра Вайля к упомянутому стихотворению сказано: «Площадь – на краю старого римского гетто, где теперь попадаются кошерные лавочки и закусочные, неподалеку – лучшее в городе заведение римско-еврейской кухни «Piperno”, со специально панированной треской и жаренными артишоками alla giudea». Главной достопримечательностью площади является, пожалуй, один их многочисленных фонтанов Рима – «Фонтан черепах»: четверо бронзовых юношей подталкивают черепах в чашу в виде вазы. Первые четыре строчки стихотворения Бродского буквально завораживают: «Я пил из этого фонтана/ в ущелье Рима./ Теперь, не замочив кафтана, / канаю мимо». Ощущения поэта от описываемой части Рима Вайль передает нам такими словами: «То, от чего становишься физически счастлив».

В нынешние времена бывшее римское еврейское гетто стало «кварталом художников», местом обитания богемы, «римским Монмартром». Шарм этого шумного района завораживает. Здесь встречается старое и новое, библейское и богемное.

Еврейские гетто… Для многих обывателей это страшные места совсем недолгого пребывания евреев, где они либо умирали, быстро и мучительно, либо так же недолго ожидали своей отправки в газовую камеру. Однако гетто и концлагерь – понятия разные. Гетто – формально часть города, где жили определенные категории граждан, отделенные по национальному признаку. В данном случае речь идет о евреях.

Находились они там долго. И потому имели свою администрацию и даже свою полицию. Причем полиция и администрация были не немецкими, а еврейскими. Администрация называлась юденратом (т.е. еврейским советом), формально ей подчинялась полиция – еврейская служба порядка.

Юденрат с самого начала не вызывал доверия немецкой администрации, хотя и исполнял непосредственно ее приказы. Полиция же стала структурой более благонадежной и даже местами более сильной, чем администрация, подчинив себе последнюю.

В полицию изначально пришли люди образованные. В некоторых гетто даже проводился строгий отбор при приеме на службу. Однако скоро единственным условием стала хорошая физподготовка, что сказалось на ее дальнейшей работе.

Еврейская полиция стала хорошим помощником оккупационных властей. Своих же собратьев они отправляли в концлагеря, отбирали их имущество и деньги, устраивали облавы, арестовывали «неблагонадежных», собирали непосильные налоги, следили за тем, чтобы никто не покидал территорию гетто. Евреи-полицейские расстреливали собственноручно узников гетто. Так в Ошмянском гетто еврейские полицейские были причастны к расстрелу более 400 человек.

При этом они не получали свободы. Их не отправляли в отпуск на курорты. Более того - они нередко также подвергались высылкам в концлагеря и уничтожению, только арестовывали и убивали их последними.

Правда, сами представители еврейского народа стараются мягко говорить об этом моменте в истории Второй мировой. В составе полиции, говорят, немало было агентов гестапо, которые морально разлагали евреев. Саму деятельность полиции гетто разделяют на периоды: 1) 1939-весна 1941г. – период первых высылок в трудовые лагеря, когда отношения узников гетто и полицейских были вполне нормальными; 2) весна1941-лето 1942 – период отправок в трудовые лагеря и начала отправки в лагеря смерти, когда отношения узников и полиции начали обостряться; 3) с июля 1942 г. – период массовых отправок в концлагеря, когда отношения полиции и узников были крайне напряженными.

В каждый период якобы в полиции служили разные люди. В последний – только те, кто преследовал одну цель – выжить. При этом приводится немало примеров, когда полицейские помогали своим собратьям – евреям, являясь членами подпольных организаций. Однако, в общем и целом, еврейская полиция – это те же коллаборационисты, такие же как и все остальные полицейские. Были среди них и подпольщики, и те, кто хорошо служил оккупационным властям.

После войны часть полицейских была арестована и осуждена на разные сроки заключения, некоторых приговорили к смертной казни. Но немало бывших полицейских гетто выехали на «историческую родину» и успешно дожили до старости. Далеко не всегда при этом бывшие «блюстители порядка в гетто» имели поддельные документы. Но их простили, ввиду «крайне суровых условий жизни в гетто»…

Всего в Европе было создано около 1000 гетто, в которых проживало не менее миллиона евреев. В «Справочнике о лагерях, тюрьмах и гетто на оккупированной территории Украины (1941-1944)», подготовленном Государственным комитетом архивов Украины в 2000 г., упомянуты свыше 300 гетто - это значит, в Украине было 300 юденратов, в каждый из которых входило 10-15 влиятельных евреев и раввинов, и десятки, а то и сотни еврейских полицейских (в гетто Львова было 750 еврейских полицейских).

Напомню, гетто - это существовавшие на принципах еврейского самоуправления жилые зоны на подконтрольных немцам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения.




Органом самоуправления гетто являлся юденрат («еврейский совет»), в состав которых входили самые авторитетные в городе или местечке люди. Например, в Злочеве (Львовская область) членами юденрата стали 12 человек со степенью доктора наук. Юденрат обеспечивал хозяйственную жизнь в гетто, а за порядком там следила еврейская полиция.

Чаще всего в контексте холокоста упоминают образованное в 1940 г. Варшавское гетто, максимальная численность которого достигала около 0,5 млн. человек. Евреи работали по немецким заказам как внутри гетто, так и вне его.

Верхний слой в гетто составили преуспевающие коммерсанты, контрабандисты, владельцы и совладельцы предприятий, высшие чиновники юденрата, агенты гестапо. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты, для них работали рестораны и ночные клубы с изысканными яствами и музыкой, для них ввозились тысячи литров водки.

«Приходили богачи, увешанные золотом и бриллиантами; там же, за столиками, уставленными яствами, под хлопки пробок от шампанского “дамы» с ярко накрашенными губами предлагали свои услуги военным спекулянтам, - так описывает кафе в центре гетто Владислав Шпильман, чья книга «Пианист» легла в основу одноимённого фильма Романа Поланского. - В колясках рикш сидели, раскинувшись, изящные господа и дамы, зимой в дорогих шерстяных костюмах, летом - во французских шелках и дорогих шляпах».

В гетто было 6 театров, рестораны, кафе, но евреи развлекались не только в общественных заведениях, но также в частных борделях и карточных клубах, возникавших чуть ли не в каждом доме...

Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигало астрономических размеров. Члены юденрата и еврейская полиция наживали на этом баснословные барыши.

Например, в гетто немцами было разрешено иметь всего 70 хлебопекарен, параллельно же существовало ещё 800 подпольных. Они использовали сырьё, провезённое в гетто контрабандой. Собственники таких подпольных хлебопекарен облагались крупной мздой своей же полицией, юденратом и гангстерами.

Многие попавшиеся контрабандисты становились агентами гестапо - сообщали о припрятанном золоте, о деятельности банд. Такими были контрабандисты Кон и Геллер, захватившие в свои руки всё транспортное дело внутри гетто и промышлявшие, кроме того, в широких масштабах контрабандой. Летом 1942 г. они оба были убиты конкурентами.

Варшавское гетто было общепольским центром нелегальных валютных операций - чёрная биржа гетто определяла курс доллара по всей стране.
Лично меня больше всего поразил другой факт из жизни чёрной биржи гетто: один чудом выживший еврей вспоминал, что там торговали земельными участками в Палестине!

Крайне интересно, почему евреи называют «восстанием» произведённую немцами в апреле 1943 года зачистку утопающего в антисанитарии, разврате и коррупции Варшавского гетто? Почему они боятся говорить правду о том кто и против кого там «восставал»?
Ведь рейд немцев спровоцировали вооружённые до зубов еврейские воры, рекетиры и контрабандисты, подставив тем самым под угрозу мирное население - стариков, женщин, детей.

Еврейские боевики «восстали» вовсе не против немцев, как гласит легенда, а перебили внутри гетто свою еврейскую полицию и почти весь юденрат, они убивали артистов театров, журналистов - от рук еврейских мафиози погибло 59 из 60 (!) сотрудников газеты «Жагев» (Факел). Они зверски лишили жизни одного из руководителей гетто, скульптора и видного сиониста 80-летнего Альфреда Носсига.

Бандиты терроризировали население Варшавского гетто, обложив практически всех рекетирским налогом. У тех, кто отказывался платить, они похищали детей или забирали их в свои подпольные тюрьмы на ул. Мила, 2 и на территории предприятия Тебенс - и там зверски пытали.

Шайки грабителей забирали всё без разбору и у бедных, и у богатых: они снимали с рук часы, украшения, забирали деньги, ещё не изношенную одежду и даже припрятанные на чёрный день продукты. Эти еврейские банды наводили ужас на гетто. Часто в ночной тишине начиналась перестрелка между самими бандами - Варшавское гетто превратилось в джунгли: один нападал на другого, по ночам слышались крики евреев, на которых напали грабители.

Бандиты трижды средь бела дня грабили кассу юденрата, отбирая деньги, которые шли на питание бездомных детей, лечение больных тифом и другие социальные нужды. Они обложили юденрат контрибуцией в четверть миллиона злотых, а отдел снабжения юденрата контрибуцией в 700 тысяч злотых.

Юденрат заплатил контрибуцию в срок, а отдел снабжения - отказался. Тогда еврейские гангстеры похитили сына кассира отдела и продержали его несколько дней, после чего получили требуемую сумму.

Но лишь после того как бандиты начали нападать на немецкие патрули, вмешались долго терпевшие все эти безобразия немцы, и начали «рейд против воров и бутлегеров». В акции активное участие приняли еврейские полицейские - они, как люди хорошо знающие местность, очень помогли немецким штурмовым группам при прочёсывании кварталов.

Не немцы, а еврейские гангстеры уничтожили гетто, взрывая дома и поджигая их бутылками с зажигательной смесью. В огне грандиозного пожара погибли сотни ни в чём неповинных людей. Немцы пытались потушить пожар, но безуспешно - бандиты поджигали новые здания.
Вот как о неудачной попытке заминировать здание рассказывает один из боевиков Аарон Карми: «И они таки не заложили там мины… Трое наших парней спустились в подвал, чтобы его взорвать.

И что? Они там торчат с языком, прилипшим к заднице. А я тут кручусь… и это была трагедия!».

Один из боевиков Казик Ратейзер признался через много лет: «Какое право имели мы, небольшая группка молодёжи из ZOB (одна из банд), решать судьбу многих людей? Какое мы имели право устроить бунт? Это решение привело к уничтожению гетто и смерти многих людей, которые, иначе возможно, остались бы живы».

Чем закончилось «восстание»? Гетто было полностью разрушено, всех жителей гетто отправили в трудовые лагеря - практически все они выжили. Немцы даже не расстреляли захваченных с оружием боевиков.

В Интернете популярно фото девушек-повстанцев в кепках. Крайняя справа - Малка Здроевич, она была схвачена с оружием, но её не расстреляли, а отправили трудиться в Майданек, конечно же она «чудом пережила холокост».

Ещё более популярно фото, на котором изображена группа евреев, которых выводят из подвала. На переднем плане идёт мальчик в коротких штанишках с поднятыми руками, за ним виден немецкий солдат в каске с винтовкой в руках.

Этот мальчик - Цви Нуссбаум (Zwi Nu;baum) - ЛОР-доктор, живущий недалеко от Нью-Йорка, а немецкий солдат - Йозеф Блоше (Josef Blosche) был предан суду в Восточной Германии после войны и казнён по обвинению в участии в акции для подавления «восстания» в Варшавском гетто.

Командир «восстания» - Мордехай Анилевич вместе со своим штабом совершили коллективное самоубийство в подвале по улице Мяла, 18, где размещался штаб одной из банд.

Несколько слов к портрету руководителя восстания: члены банды вспоминают, что когда Анилевич ел, закрывал руками миску. Они спрашивали: «Мордка, почему ты закрываешь руками миску?» Он отвечал: «Я так привык, чтобы братья не отняли». Он был сыном торговки рыбой из варшавского предместья, и, когда рыбу долго не брали, мать заставляла его подкрашивать краской жабры, чтобы казалось: свежая.

В начале мая руководители другой банды обнаружили ход через канализацию и покинули гетто (возможно, они ушли бы и раньше, но не знали об этой трубе) - покинули, бросив разрозненные группы своих боевиков, находившиеся в других местах.

По воспоминаниям одного из членов руководства этой банды, они при этом отказались забрать с собой нескольких мирных евреев, просивших о помощи... Последнюю банду уголовников немцы уничтожили 5 июня на Мурановской площади.

Убежавшие за пределы гетто воры, рекетиры и контрабандисты сбились в новые шайки, грабящие польских крестьян. Генерал Бур-Коморовский, командующий польской подпольной Армией Крайовой 15 сентября 1943 года издал приказ, прямо предписывающий уничтожение мародерствующих еврейских преступных группировок, обвинив их в бандитизме.

Возможно, кто-то будет продолжать искать злой умысел и вину немцев в гибели Варшавского гетто, но этим исследователям я предложу задуматься над тем, почему немцы не трогали сотни других гетто, где не было коррупции, контрабанды, рекета, антисанитарии, не разворовывались посылки Красного Креста, работали предприятия?

Как пример, можно привести сравнимое с Варшавским по количеству людей, гетто Терезиенштадт, где немецкие и чешские евреи поддерживали образцовый порядок. Еврейский Совет старейшин Терезиенштадта неоднократно сообщал инспекторам Красного Креста, что они пользуются на удивление благоприятными условиями, учитывая, что Германия шла к поражению в войне, а мировое еврейство было первым, кто призывал к её уничтожению.

Руководитель юденрата в гетто Белостока (город на северо-востоке Польши) Эфраим Бараш сумел переоборудовать жилые дома в цеха, раздобыть инструменты и станки, наладить работу более 20 фабрик, которые работали на нужды немецкой армии.

Приезжали комиссии, в том числе из Берлина и осматривали эти фабрики. Бараш организовал на арийской стороне выставку, чтобы показать, как гетто способствует военным усилиям Германии. В ноябре 42-го немцы ликвидировали некоторые бесполезные окрестные гетто, а гетто Белостока не тронули.

Следует заметить, что во многих гетто Восточной Европы еврейские кварталы из-за тотальной антисанитарии превращались в зону повышенной эпидемиологической опасности - там вспыхивали эпидемии тифа и дизентерии.

Наиболее частой причиной смерти среди еврейского населения в гетто был совсем не «холокост», а инфекционные заболевания. И если быть совсем откровенным, то основной причиной этих заболеваний было обусловленное иудаизмом неприятие европейских гигиенических процедур.

Приведённая здесь история Варшавского гетто выглядит достаточно необычно, однако всё, что здесь было написано, на 100% взято из еврейских источников, а вся статья строится на них примерно на 80%.

Если научиться очищать холокостные истории от пропагандистской шелухи, избавляться от навязчивых субъективных оценок и извлекать «голую информацию» - вы чаще всего обнаружите прямо противоположный смысл произошедшего.





Метки:

Почему евреи не исследуют жизнь в гетто Винницы, Жмеринки, Минска и десятков других городов? Не потому ли, что еврейские юденраты и раввинат сотрудничали с нацистами, а евреев терроризировала своя родная еврейская полиция?...

Жуткое еврейское гетто: театры, рестораны, кафе...

Всего в Европе было создано около 1000 гетто, в которых проживало не менее миллиона евреев. В «Справочнике о лагерях, тюрьмах и гетто на оккупированной территории Украины (1941-1944)», подготовленном Государственным комитетом архивов Украины в 2000 г., упомянуты свыше 300 гетто – это значит, в Украине было 300 юденратов, в каждый из которых входило 10-15 влиятельных евреев и раввинов, и десятки, а то и сотни еврейских полицейских (в гетто Львова было 750 еврейских полицейских).

Напомню, гетто – это существовавшие на принципах еврейского самоуправления жилые зоны на подконтрольных немцам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. Органом самоуправления гетто являлся юденрат («еврейский совет»), в состав которых входили самые авторитетные в городе или местечке люди. Например, в Золочеве (Львовская область) членами юденрата стали 12 человек со степенью доктора наук . Юденрат обеспечивал хозяйственную жизнь в гетто, а за порядком там следила еврейская полиция.

Чаще всего в контексте холокоста упоминают образованное в 1940 г. Варшавское гетто, максимальная численность которого достигала около 0,5 млн. человек. Евреи работали по немецким заказам как внутри гетто, так и вне его. Верхний слой в гетто составили преуспевающие коммерсанты, контрабандисты, владельцы и совладельцы предприятий, высшие чиновники юденрата, агенты гестапо . Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты, для них работали рестораны и ночные клубы с изысканными яствами и музыкой, для них ввозились тысячи литров водки.

«Приходили богачи, увешанные золотом и бриллиантами; там же, за столиками, уставленными яствами, под хлопки пробок от шампанского «дамы» с ярко накрашенными губами предлагали свои услуги военным спекулянтам, – так описывает кафе в центре гетто Владислав Шпильман , чья книга «Пианист » легла в основу одноимённого фильма Романа Поланского .

– В колясках рикш сидели, раскинувшись, изящные господа и дамы, зимой в дорогих шерстяных костюмах, летом – во французских шелках и дорогих шляпах». В гетто было 6 театров, рестораны, кафе , но евреи развлекались не только в общественных заведениях, но также в частных борделях и карточных клубах, возникавших чуть ли не в каждом доме...

Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигало астрономических размеров. Члены юденрата и еврейская полиция наживали на этом баснословные барыши. Например, в гетто немцами было разрешено иметь всего 70 хлебопекарен, параллельно же существовало ещё 800 подпольных. Они использовали сырьё, провезённое в гетто контрабандой. Собственники таких подпольных хлебопекарен облагались крупной мздой своей же полицией, юденратом и гангстерами.

Многие попавшиеся контрабандисты становились агентами гестапо – сообщали о припрятанном золоте, о деятельности банд. Такими были контрабандисты Кон и Геллер , захватившие в свои руки всё транспортное дело внутри гетто и промышлявшие, кроме того, в широких масштабах контрабандой. Летом 1942 г. они оба были убиты конкурентами.

Варшавское гетто было общепольским центром нелегальных валютных операций – чёрная биржа гетто определяла курс доллара по всей стране. Лично меня больше всего поразил другой факт из жизни чёрной биржи гетто: один чудом выживший еврей вспоминал, что там торговали земельными участками в Палестине !

Крайне интересно, почему евреи называют «восстанием» произведённую немцами в апреле 1943 года зачистку утопающего в антисанитарии, разврате и коррупции Варшавского гетто ? Почему они боятся говорить правду о том кто и против кого там «восставал»? Ведь рейд немцев спровоцировали вооружённые до зубов еврейские воры, рэкетиры и контрабандисты , подставив тем самым под угрозу мирное население – стариков, женщин, детей.

Еврейские боевики «восстали» вовсе не против немцев, как гласит легенда, а перебили внутри гетто свою еврейскую полицию и почти весь юденрат, они убивали артистов театров, журналистов – от рук еврейских мафиози погибло 59 из 60 (!) сотрудников газеты «Жагев» (Факел). Они зверски лишили жизни одного из руководителей гетто, скульптора и видного сиониста 80-летнего Альфреда Носсига.

Бандиты терроризировали население Варшавского гетто, обложив практически всех рэкетирским налогом. У тех, кто отказывался платить, они похищали детей или забирали их в свои подпольные тюрьмы на ул. Мила , 2 и на территории предприятия Тебенс – и там зверски пытали. Шайки грабителей забирали всё без разбору и у бедных, и у богатых: они снимали с рук часы, украшения, забирали деньги, ещё не изношенную одежду и даже припрятанные на чёрный день продукты. Эти еврейские банды наводили ужас на гетто. Часто в ночной тишине начиналась перестрелка между самими бандами. Варшавское гетто превратилось в джунгли: один нападал на другого, по ночам слышались крики евреев, на которых напали грабители.

Бандиты трижды средь бела дня грабили кассу юденрата, отбирая деньги, которые шли на питание бездомных детей, лечение больных тифом и другие социальные нужды. Они обложили юденрат контрибуцией в четверть миллиона злотых, а отдел снабжения юденрата контрибуцией в 700 тысяч злотых. Юденрат заплатил контрибуцию в срок, а отдел снабжения – отказался. Тогда еврейские гангстеры похитили сына кассира отдела и продержали его несколько дней, после чего получили требуемую сумму.

Но лишь после того как бандиты начали нападать на немецкие патрули , вмешались долго терпевшие все эти безобразия немцы, и начали «рейд против воров и бутлегеров». В акции активное участие приняли еврейские полицейские – они, как люди хорошо знающие местность, очень помогли немецким штурмовым группам при прочёсывании кварталов. Не немцы, а еврейские гангстеры уничтожили гетто, взрывая дома и поджигая их бутылками с зажигательной смесью. В огне грандиозного пожара погибли сотни ни в чём неповинных людей. Немцы пытались потушить пожар, но безуспешно – бандиты поджигали новые здания.

Вот как о неудачной попытке заминировать здание рассказывает один из боевиков Аарон Карми : «И они таки не заложили там мины... Трое наших парней спустились в подвал, чтобы его взорвать. И что? Они там торчат с языком, прилипшим к заднице. А я тут кручусь... и это была трагедия!». Один из боевиков Казик Ратейзер признался через много лет: «Какое право имели мы, небольшая группка молодёжи из ZOB (одна из банд), решать судьбу многих людей? Какое мы имели право устроить бунт? Это решение привело к уничтожению гетто и смерти многих людей, которые, иначе возможно, остались бы живы».

Чем закончилось «восстание»? Гетто было полностью разрушено, всех жителей гетто отправили в трудовые лагеря – практически все они выжили . Немцы даже не расстреляли захваченных с оружием боевиков.

В Интернете популярно фото девушек-повстанцев в кепках. Крайняя справа – Малка Здроевич , она была схвачена с оружием , но её не расстреляли, а отправили трудиться в Майданек , конечно же она «чудом пережила холокост ».

Ещё более популярно фото, на котором изображена группа евреев, которых выводят из подвала. На переднем плане идёт мальчик в коротких штанишках с поднятыми руками, за ним виден немецкий солдат в каске с винтовкой в руках. Этот мальчик – Цви Нуссбаум (Zwi Nu;baum) – ЛОР-доктор, живущий недалеко от Нью-Йорка, а немецкий солдат – Йозеф Блоше (Josef Blosche) был предан суду в Восточной Германии после войны и казнён по обвинению в участии в акции для подавления «восстания» в Варшавском гетто. Командир «восстания» – Мордехай Анилевич вместе со своим штабом совершили коллективное самоубийство в подвале по улице Мяла, 18, где размещался штаб одной из банд.

Несколько слов к портрету руководителя восстания: члены банды вспоминают, что когда Анилевич ел, закрывал руками миску. Они спрашивали: «Мордка, почему ты закрываешь руками миску?» Он отвечал: «Я так привык, чтобы братья не отняли». Он был сыном торговки рыбой из варшавского предместья, и, когда рыбу долго не брали, мать заставляла его подкрашивать краской жабры, чтобы казалась свежая. В начале мая руководители другой банды обнаружили ход через канализацию и покинули гетто (возможно, они ушли бы и раньше, но не знали об этой трубе) – покинули, бросив разрозненные группы своих боевиков, находившиеся в других местах.

По воспоминаниям одного из членов руководства этой банды, они при этом отказались забрать с собой нескольких мирных евреев, просивших о помощи... Последнюю банду уголовников немцы уничтожили 5 июня на Мурановской площади. Убежавшие за пределы гетто воры, рекетиры и контрабандисты сбились в новые шайки, грабящие польских крестьян. Генерал Бур-Коморовский , командующий польской подпольной Армией Крайовой 15 сентября 1943 года издал приказ, прямо предписывающий уничтожение мародерствующих еврейских преступных группировок, обвинив их в бандитизме .

Возможно, кто-то будет продолжать искать злой умысел и вину немцев в гибели Варшавского гетто, но этим исследователям я предложу задуматься над тем, почему немцы не трогали сотни других гетто, где не было коррупции, контрабанды, рекета, антисанитарии, не разворовывались посылки Красного Креста, работали предприятия?

Как пример, можно привести сравнимое с Варшавским по количеству людей, гетто Терезиенштадт , где немецкие и чешские евреи поддерживали образцовый порядок. Еврейский Совет старейшин Терезиенштадта неоднократно сообщал инспекторам Красного Креста, что они пользуются на удивление благоприятными условиями, учитывая, что Германия шла к поражению в войне, а мировое еврейство было первым, кто призывал к её уничтожению.

Руководитель юденрата в гетто Белостока (город на северо-востоке Польши) Эфраим Бараш сумел переоборудовать жилые дома в цеха, раздобыть инструменты и станки, наладить работу более 20 фабрик, которые работали на нужды немецкой армии . Приезжали комиссии, в том числе из Берлина и осматривали эти фабрики. Бараш организовал на арийской стороне выставку, чтобы показать, как гетто способствует военным усилиям Германии . В ноябре 42-го немцы ликвидировали некоторые бесполезные окрестные гетто, а гетто Белостока не тронули.

Следует заметить, что во многих гетто Восточной Европы еврейские кварталы из-за тотальной антисанитарии превращались в зону повышенной эпидемиологической опасности – там вспыхивали эпидемии тифа и дизентерии.

Наиболее частой причиной смерти среди еврейского населения в гетто был совсем не «холокост », а инфекционные заболевания . И если быть совсем откровенным, то основной причиной этих заболеваний было обусловленное иудаизмом неприятие европейских гигиенических процедур.

Приведённая здесь история Варшавского гетто выглядит достаточно необычно, однако всё, что здесь было написано, на 100% взято из еврейских источников, а вся статья строится на них примерно на 80%.

Если научиться очищать холокостные истории от пропагандистской шелухи , избавляться от навязчивых субъективных оценок и извлекать «голую информацию » – вы чаще всего обнаружите прямо противоположный смысл произошедшего.

Каких евреев уничтожали в гитлеровской германии

Холокоста не было! Не веришь смотри..

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Постоянный адрес статьи: http://xn----8sbeybxdibygm.ru-an.info/новости/еврейские-гетто-фашистской-германии-театры-рестораны-кафе-рэкет-нищета-антисанитария/