Обоснование для проведения капитального ремонта. Капитальный ремонт здания школы: как написать обоснования, планы, сметы? Условие производства работ


Лето - это пора ремонтных работ в образовательных учреждениях. На этот период, как правило, планируются текущие и капитальные ремонтные работы. От того, какой вид работ будет выполняться, зависит форма их финансирования. В статье рассмотрим, чем отличается проведение текущего ремонта от капитального и как следует отражать в учете проведение ремонтных работ.

Принятие решения о ремонте

Одним из основных документов, которым следует руководствоваться при подготовке к проведению ремонтных работ зданий и сооружений, является Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с ВСН 58-88 (р)) , утвержденное Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 №  312 (далее - ВСН 58-88 (р)).

Согласно нормам данного документа (п. 3.2 ВСН 58-88 (р) ) учреждение должно осуществлять контроль за техническим состоянием зданий и объектов путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики, который, в свою очередь, поможет принять решение о необходимости проведения того или иного вида ремонтных работ.

Плановые осмотры делятся на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства (п. 3.3 ВСН 58-88 (р) ).

Неплановые осмотры проводятся после стихийных бедствий (землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений), которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований (п. 3.4 ВСН 58-88 (р) ).

Согласно п. 3.5 ВСН 58-88 (р) общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью.

При весеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливать объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра.

При осеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.

При общих осмотрах следует также осуществлять контроль за выполнением нанимателями и арендаторами условий договоров найма и аренды, если таковые имеют место.

Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться:

  • оценка технического состояния здания или объекта и его элементов;
  • выявленные неисправности;
  • места их нахождения;
  • причины, вызвавшие эти неисправности;
  • сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте (п. 3.9 ВСН 58-88 (р) ).

Согласно определению, приведенному в приложении 1 к ВСН 58-88 (р) , ремонт здания - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.

Разберемся с определениями текущего и капитального ремонта, которые также даны в приложении 1 к ВСН 58-88 (р) :

Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта (п. 4.1 ВСН 58-88 (р) ).

Работы, которые следует относить к текущему ремонту, перечислены в приложении 7 к ВСН 58-88 (р) . Этот список достаточно большой и в нем поименовано большинство ремонтных работ, которые охватывают все здание от фундамента до крыши, включая наружную и внутреннюю отделку, а также все инженерные коммуникации.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории (п. 5.1 ВСН 58-88 (р) ).

Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88 (р) . Он не такой большой, как перечень текущих ремонтных работ. Согласно ему к работам по капитальному ремонту относятся:

  • обследование зданий и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ);
  • оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 мм;
  • перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение;
  • устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
  • изменение конструкции крыш;
  • оборудование чердачных помещений жилых и нежилых зданий под эксплуатируемые;
  • утепление и шумозащита зданий;
  • замена изношенных элементов внутриквартальных инженерных сетей;
  • ремонт встроенных помещений в зданиях;
  • экспертиза проектно-сметной документации;
  • авторский надзор проектных организаций;
  • технический надзор.
Согласно п. 5.2 ВСН 58-88 (р) на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Определение стоимости работ

Для проведения ремонтных работ по результатам проведенных осмотров необходимо составить дефектную ведомость. Форма данного документа законодательно не утверждена, поэтому ее может разработать само учреждение с учетом требований, предъявляемых к первичным учетным документам, указанных в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» , и закрепить в приложении к учетной политике.

На основании дефектной ведомости принимается решение о проведении текущего или капитального ремонта. В случае если будут проводиться незначительные ремонтные работы силами самого учреждения, то в дальнейшем закупаются необходимые материалы и выполняются работы.

Если принимается решение о проведении текущего ремонта силами подрядной организации, то согласно п. 4.4 ВСН 58-88 (р) для этого следует применять принципы ценообразования и порядок оплаты выполненных работ, предусмотренные для капитального ремонта.

В свою очередь, в соответствии с п. 5.7 ВСН 58-88 (р) определение стоимости капитального ремонта объектов должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным для капитального ремонта ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.

В сметной документации должен предусматриваться резерв средств на непредвиденные работы и агрегаты, распределяемый на две части:

  • предназначенную для оплаты дополнительных работ, вызванных уточнением проектных решений в ходе производства ремонта или реконструкции (резерв заказчика);
  • предназначенную для возмещения дополнительных затрат, возникающих в ходе ремонта или реконструкции при изменении способов производства работ против принятых в сметных нормах и расценках (резерв подрядчика).
За итогом смет должны указываться возвратные суммы - стоимость материалов от разборки конструкций и демонтажа инженерного и технологического оборудования, определяемая исходя из нормативного выхода пригодных для повторного использования материалов и изделий на объектах ремонта.

Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать (п. 5.8 ВСН 58-88 (р) ):

  • проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования;
  • составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам;
  • технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции;
  • разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией.

Финансирование работ

Финансирование текущего и капитального ремонта казенных учреждений образования будет осуществляться в соответствии с бюджетной сметой, а бюджетных и автономных учреждений - за счет субсидий на иные цели или субсидии на выполнение государственного задания.

Целевое финансирование текущего и капитального ремонта осуществляется в рамках различных федеральных программ. Так, например, в рамках федеральной программы по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.01.2014 № 22 определен порядок предоставления и распределения федеральных субсидий региональным бюджетам, в том числе на проведение текущего и капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений.

При размещении заказов на проведение текущего и капитального ремонта автономные учреждения должны соблюдать требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и разработанного Положения о закупках, а казенные и бюджетные образовательные учреждения - все процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вне зависимости от того, привлекается к этим работам подрядчик или производится закупка материалов для выполнения ремонтных работ силами учреждения.

Напомним, что образовательные учреждения имеют право на упрощенную процедуру заключения контрактов с единственным поставщиком, если цена такого контракта не превышает 400 000 руб. (пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ ).При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более 20 млн руб. в год.

Отражение в бухгалтерском учете проведения ремонтных работ

Незначительные различия отражения в бухгалтерском учете проведения ремонтных работ будут зависеть от того, привлекаются ли для этого сторонние подрядчики. Рассмотрим два варианта:
  1. Ремонт проводится силами самого учреждения.
  2. Ремонт проводится подрядной организацией.
При 1-м варианте, как правило, только производится закупка необходимых материалов. При 2-м - в стоимость проводимых работ закладывается стоимость материалов.

Стоимость работ по текущему и капитальному ремонту не увеличивает стоимость самих ремонтируемых зданий и сооружений.

Согласно Указаниям № 65н приобретение расходных (строительных и отделочных) материалов осуществляется учреждением по подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Расчеты с подрядчиками по оплате услуг по ремонту зданий и сооружений будут осуществляться за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Организация и проведение ремонтных работ в бухгалтерском учете будет отражаться на основании первичных учетных документов (акт на списание материальных запасов (ф. 0504230), акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) и др.) у казенного учреждения в соответствии с Инструкцией № 162н , бюджетного учреждения - Инструкцией № 174н , а автономного учреждения - Инструкцией № 183н .

Приобретение материалов у поставщиков и списание их на нужды учреждения будет отражаться в учете следующим образом:

Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Закупка материалов для ремонта
1 105 34 340 1 302 34 730 0 105 34 340 0 302 34 730 0 105 34 000 0 302 34 000
Списание материалов, израсходованных на ремонт
1 401 20 272 1 105 34 440 0 401 20 272

0 109 хх 272

0 105 34 44 0 401 20 272

0 109 хх 272

0 105 34 000

При выполнении ремонтных работ подрядчиком в учете учреждений будут произведены следующие бухгалтерские записи:

Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Отражение задолженности перед подрядчиком
1 401 20 225 1 302 25 730 0 401 20 225

0 109 хх 225

0 302 25 730 0 401 20 225

0 109 хх 225

0 302 25 000
Предоплата подрядчику
1 206 25 560 1 304 05 225 0 206 25 560 0 201 11 610 0 206 25 000 0 201 11 000
Окончательный расчет с подрядчиком
1 302 25 830 1 304 05 225 0 302 25 830 0 201 11 610 0 302 25 000 0 201 11 000
Зачет ранее оплаченного аванса
1 302 25 830 1 206 25 660 0 302 25 830 0 206 25 660 0 302 25 000 0 206 25 000

Рассмотрим несколько примеров.

Казенное образовательное учреждение в рамках проведения текущего ремонта собственными силами произвело замену напольного покрытия в столовой. Для этих целей был приобретен линолеум на сумму 40 000 руб. по 100%-й предоплате поставщику.

Данные хозяйственные операции будут отражены в бюджетном учете следующим образом:

Бюджетное образовательное учреждение за счет средств целевой субсидии произвело капитальный ремонт фасада здания. Стоимость работ составила 2 000 000 руб. Согласно договору предусмотрена 30%-я предоплата. По окончании работ подписан акт выполненных работ и произведен окончательный расчет с подрядчиком.

Данные факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут отражены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Произведена предоплата подрядчику по договору

(2 000 000 руб. х 30%)

5 206 25 560 5 201 11 610 600 000
Отражена задолженность перед подрядчиком 5 401 20 225 5 302 25 730 2 000 000
Произведен зачет ранее перечисленного аванса по окончании работ 5 302 25 830 5 206 25 660 600 000
Произведен окончательный расчет с подрядчиком после подписания акта выполненных работ

(2 000 000 - 600 000) руб.

5 302 25 830 5 201 11 610 1 400 000

Для определения необходимости проведения текущего или капитального ремонта учреждение должно осуществлять контроль за техническим состоянием зданий и проводить для этого систематические осмотры. Перед началом ремонта необходимо провести закупочные или контрактные процедуры в соответствии с действующим законодательством и определить источники финансирования планируемых мероприятий. В зависимости от выбранных сил и средств проведения ремонта, данные факты хозяйственной жизни учреждения подлежат отражению в бюджетном или бухгалтерском учете.

  • Как Ресурсонабжающей организации получать получать сведения о собственниках, если УК отказывается предоставлять информацию?
  • Вправе ли УК выставить собственникам квартир единовременные однократные начисления за диагностику газового оборудования?
  • Можно ли произвести испытание системы центрального отопления без заявления собственников?
  • Кто может подписать протокол вместо председателя УК? Достаточно ли подписи других собственников?
  • Имеет ли право физлицо после достижения 70 лет на скидку по оплате коммунальных услуг на кап. ремонт?

Вопрос

Как доказать необходимость ремонта крыши здания?

Ответ

Необходимость текущего или капитального ремонта крыши определяется с учетом износа конструктивных элементов, а также истечения срока эффективной эксплуатации крыш. В случае возникновения спорных вопросов, заключение о необходимости ремонта крыши, как и других конструктивных элементов здания, могут выполнить экспертные организации или организации имеющие допуск СРО.

В настоящее время в РФ действуют следующие нормативные акты, в области регламентации проведения текущего и капитального ремонта:

Нормы от 23.11.1988 № ВСН 58-88 (р) (орган, утвердивший документ или приложение к документу — ГОССТРОЙ СССР) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения». В данных нормах приводятся определения текущего и капитального ремонта здания, согласно которым:

Текущий ремонт здания — ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.

Капитальный ремонт здания — ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом прил. 3, а состав основных работ по текущему ремонту — в рекомендуемом прил. 7.

Таким образом, необходимость ремонта крыши можно обосновать истечением срока эффективной эксплуатации, установленном в прил. 3. Например, срок эффективной эксплуатации покрытия крыши из черной стали составляет 10 лет с момента строительства, соответственно по истечении данного срока необходимо проводить текущий ремонт покрытия.

Также определены переченьосновных работ по текущему ремонту зданий и объектов; переченьдополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов.

Определение степени износа крыш и необходимость ее ремонта, возможно также определить из Приказа Госгражданстроя СССР от 24.12.1986 №№ 446, ВСН 53-86(Р).

Разъяснения о текущем и капитальном ремонте также приведены в методической документации Госстроя СССР от 29.12.1973 №№ 13-14.2000, 279 «МДС 13-14.2000 Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

НОРМЫ ОТ 23.11.1988 № ВСН 58-88 (Р) (ОРГАН, УТВЕРДИВШИЙ ДОКУМЕНТ ИЛИ ПРИЛОЖЕНИЕ К ДОКУМЕНТУ — ГОССТРОЙ СССР)

"4. Текущий ремонт зданий и объектов

4.1. Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом прил. 3, а состав основных работ по текущему ремонту — в рекомендуемом прил. 7.*

4.2. Текущий ремонт должен выполняться по пятилетним (с распределением заданий по годам) и годовым планам.

Годовые планы (с распределением заданий по кварталам) должны составляться в уточнение пятилетних с учетом результатов осмотров, разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт, мероприятий по подготовке зданий и объектов к эксплуатации в сезонных условиях.

4.3. Приемка законченного текущего ремонта жилых зданий должна осуществляться комиссией в составе представителей жилищно-эксплуатационной, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организаций, а также домового комитета (правления ЖСК, органа управления жилищным хозяйством организации или предприятий министерств и ведомств).

Приемка законченного текущего ремонта объекта коммунального или социально-культурного назначения должна осуществляться комиссией в составе представителя эксплуатационной службы, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организации и представителя соответствующего вышестоящего органа управления.

Порядок приемки жилых зданий после текущего ремонта должен устанавливаться Минжилкомхозами (Минкомхозами) союзных республик, а объектов коммунального и социально-культурного назначения — соответствующими органами отраслевого управления.

4.4. При производстве текущего ремонта зданий подрядным способом следует применять принципы ценообразования и порядок оплаты выполненных работ, предусмотренные для капитального ремонта.

4.5. Текущий ремонт жилых и подсобных помещений квартир должен выполняться нанимателями этих помещений за свой счет на условиях и в порядке, определяемых законодательством союзных республик. Перечень работ по ремонту квартир, выполняемых нанимателями за свой счет, приведен в рекомендуемом прил. 8. Эти работы должны выполняться за счет средств эксплуатирующей организации, если они вызваны неисправностью элементов здания (кровли, инженерных систем и др.), техническое обслуживание и ремонт которых входят в ее обязанности".

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

В ходе текущей финансово-хозяйственной деятельности учреждения силовых ведомств в целях поддержания нормальных технико-эксплуатационных характеристик закрепленных за ними зданий и сооружений осуществляют текущий и капитальный ремонт, а иногда реконструкцию и строительство новых объектов основных средств. Поговорим о том, на что следует обратить внимание учреждениям при проведении ремонтных работ.

Понятийный аппарат

Перед тем как непосредственно переходить к проведению ремонтных работ, учреждению следует определить, к какому типу будут относиться выполняемые работы: к капитальному (текущему) ремонту или реконструкции. Ведь в случае неправильной квалификации работ и оплаты не того вида расходов учреждение может быть привлечено к ответственности за нецелевое использование средств.

Для этого необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность в области строительства, так как действующее бухгалтерское и налоговое законодательство не содержит определений указанных понятий.

В соответствии с п. 3.8 МДС 81-35.2004 к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

Для справки: предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В ходе анализа приведенных определений можно сделать вывод, что при текущем ремонте можно проводить только незначительные работы, следовательно, все основные работы должны выполняться при капитальном ремонте. Например, частичный ремонт кровли с учетом незначительности материальных и трудовых затрат будет являться текущим ремонтом, а сплошная смена или замена всех видов кровли – капитальным.

Согласно п. 3.4 МДС 81-35.2004 при реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия:

  • расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
  • строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;
  • строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

Таким образом, если учреждение планирует заменить покрытие кровли, это будет признано ремонтом (текущим или капитальным), а если оно хочет оборудовать на чердаке рабочие кабинеты или надстроить на кровле мансарду, то данные работы уже будут являться реконструкцией.

Заметим, что аналогичные нормы есть в Градостроительном кодексе.

Перечень основных работ, проводимых в ходе текущего и капитального ремонта в отношении объектов социально-культурной сферы, приведен в ВСН 58-88(р), а в отношении объектов производственной сферы – в МДС 13-14.2000.

В соответствии с п. 1.1 ВСН 58-88(р) данное положение распространяется на объекты коммунального и социально-культурного назначения независимо от формы собственности. Согласно приложению В к СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 635/10 к зданиям и помещениям общественного назначения относятся:

  • здания и сооружения для объектов, обслуживающих население;
  • здания объектов по обслуживанию общества и государства (в частности, здания судов и прокуратуры, а также правоохранительных организаций (полиция, таможня)).

Обратите внимание: перечень дополнительных работ, проводимых при капитальном ремонте, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88(р).

Согласно п. 5.1 ВСН 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

При реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:

  • изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований – их частичная разборка;
  • повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
  • улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения могут предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.

Перечень основных работ, выполняемых при текущем ремонте, представлен в приложении 4 к ВСН 58-88(р).

Обоснование проводимых работ

Особое внимание следует уделить вопросам обоснованности проведения ремонтных работ. Согласно п. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации учреждения должны обеспечивать техническое обслуживание зданий, сооружений, их эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений осуществляется в период их эксплуатации путем периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Для справки: на основании п. 3.2 ВСН 58-88(р) проводимые осмотры делятся на плановые и внеплановые. В свою очередь, плановые осмотры подразделяются на общие и частичные.

При общих осмотрах контролируется техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах – техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Внеплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований.

Обратите внимание: общие осмотры должны проводиться два раза в год (весной и осенью).

Для проведения указанных осмотров учреждению следует создать комиссию, а их результаты нужно отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В данных документах должны содержаться оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтных работах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.

Основанием для проведения ремонтных работ должны служить акты осмотра имущества и дефектные ведомости (дефектные акты) (Письмо Минфина РФ от 04.12.2008 № 03-03-06/4/94). С целью проведения осмотров в учреждении необходимо сформировать комиссию или назначить ответственных лиц. В дефектной ведомости целесообразно показать следующие сведения:

  • идентификационные данные объекта основных средств (инвентарный номер, краткую характеристику объекта, место его расположения и т. д.);
  • выявленные дефекты и недостатки;
  • перечень необходимых работ для приведения объекта основных средств в рабочее состояние;
  • подписи членов комиссии, проводящих осмотр.

Вместе с тем, по нашему мнению, целесообразно утвердить формы документов в учетной политике учреждения. В качестве примера можно использовать акт о выявленных дефектах оборудования, который составляется по форме ОС-16, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Обратите внимание: формы указанных документов не утверждены. Значит, эти документы могут быть составлены в произвольной форме.

Ремонтные работы могут проводиться как силами работников учреждения (в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей), так и с привлечением сторонних организаций. Напомним, что привлечение сторонней организации должно осуществляться в соответствии с процедурами, предусмотренными федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Проектная и разрешительная документация

После того, как учреждение определилось с недостатками, которые должны быть устранены, составляется смета на проведение ремонтных работ и заключается государственный контракт на основании процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе. Напомним, что договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна представить соответствующую документацию.

Основанием для определения цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный или текущий ремонт объекта капитального строительства является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ.

В силу ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Состав проектной документации приведен в ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Обратите внимание: следует учитывать, что в случае проведения текущего ремонта достаточно лишь сметы, обосновывающей стоимость работ.

В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также при проведении этой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации данной проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безо­пасности объектов.

После получения положительного заключения государственной экспертизы проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.

Согласно п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Оформление выполненных работ

Напомним, что оплата выполненных работ должна осуществляться в порядке, установленном заключенным контрактом. При этом следует помнить, что согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта учреждение обязано провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться учреждением своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае проведения ремонтных работ экспертизу следует осуществлять в виде контрольных обмеров выполненных работ.

Обратите внимание: в том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносится только имеющаяся в документах информация.

Суть данной проверки заключается в сопоставлении фактически выполненных объемов работ в натуре (на объекте строительства или ремонта) с аналогичными объемами, указанными в актах по форме КС-2.

Исходными документами для проведения контрольных обмеров являются:

  • акты выполненных работ по форме КС-2, где отражены виды и стоимость проведенных работ;
  • акты на скрытые работы.

Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии он подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчик в те же сроки направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

На практике встречаются случаи, когда необходимо провести изначально не предусмотренные дополнительные работы. Следует помнить, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, кроме случаев, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении возможно, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются установленные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить его цену исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на установленное в контракте количество такого товара.

Итак, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работ, но не более чем на 10%.

Что касается возникновения необходимости выполнить работы, не предусмотренные контрактом, для их проведения учреждению нужно осуществить новую закупку конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом о контрактной системе.

Для отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных) для проведения ремонта, следует применять акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) (далее – акт (ф. 0504103)).

В акте (ф. 0504103) содержатся сведения о сроках проведения работ по договору и фактически сведения об объекте основных средств и расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции и (или) модернизации.

Первый экземпляр акта остается в учреждении, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт. Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию. Он утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Обратите внимание: если ремонт выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах.

Если же ремонтные работы осуществляются силами работников учреждения в соответствии с их должностными обязанностями, затраты оформляются следующими унифицированными формами первичной документации:

  • расход материалов – актом о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  • затраты на оплату труда – табелем учета использования рабочего времени (ф. 0504421), расчетными и платежными ведомостями (ф. 0504401, 0504403).

Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость, включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета – инвентарной карточке учета объекта нефинансовых активов (ф. 0504031) соответствующего объекта основных средств путем внесения записей о произведенных изменениях без отражения на счетах бухгалтерского учета (п. 27 Инструкции № 157н).

Списание использованных в процессе проведения работ материальных запасов, приобретенных заказчиком самостоятельно и переданных исполнителю (подрядчику), оформляется актом списания материальных запасов, который составляется на основании перечня использованных при проведении работ материалов, обозначенных в акте приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.

В заключение еще раз отметим, что в ходе проведения ремонтных работ осуществляется замена выбывших из строя частей, деталей новыми, при этом функции основного средства не меняются, то есть такая замена не расширяет и не увеличивает возможности объекта основных средств и не улучшает его технические характеристики. В ходе же проведения реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования. Затраты на реконструкцию объекта основных средств после ее окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта.

— постановление АСМосковского округа от19.09.14 №А40-116450/13. Демонтаж и замена элементов и систем помещения направлены на восстановление его функционального назначения и не являются капитализируемыми работами (разд. III, V, VI, VIII, XI, XII, XIII, XIV прил. 8);

— постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от10.07.14 №А53-17409/2013. Расходы на ремонт по заделке трещин фундамента, стен, перекрытий и крыши, усиление конструкции, оштукатуривание стен, покраска, замена кровли, новое бетонное покрытие полов могут быть учтены для целей налогообложения единовременно;

— постановление ФАС Центрального округа от05.11.13 №А54-7269/2012. Произведена замена изношенных конструкций на более новые и долговечные, замена коммуникаций, частичная перепланировка с увеличением общей площади перегородок до 20 процентов. Инспекция отметила, что выполненные работы привели к увеличению площади помещений. Но суд на основании поэтажных планов сделал вывод, что общая площадь спорных помещений изменилась незначительно за счет использования более современных материалов при строительных работах;

— постановление ФАС Волго-Вятского округа от25.12.13 №А43-32179/2012. Устранены неисправности, здание приведено в состояние, пригодное для эксплуатации, установлены перегородки. Инспекция указала на изменение назначения объекта недвижимости. Суд отметил, что увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, изменения основных технико-экономических показателей здания не произошло;

— постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от01.11.13 №А19-3291/2013. Разборка облицовки стен из фанерной ДСП, перегородок, металлических перемычек, плинтусов, подставок деревянных, шкафных полок, облицовка стен и устройство подвесного потолка из гипсокартона, заделка выбоин в существующих цементных полах; замена деревянных окон на блоки из ПВХ, установка дверных блоков; прокладка трубопроводов отопления; перемонтаж радиаторов отопления; пробивка проемов в кирпичных стенах; ремонт бетонной подготовки; устройство финишной стяжки, изоляции минватами, линолеумных и ковровых покрытий и иные работы являются ремонтными;

— постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от17.05.12 №А81-888/2011. Инспекция указала, что вследствие монтажных работ фактически созданы новые объекты основных средств, без демонтажа старых. Суд учел, что демонтаж до проведения работ был невозможен, поскольку работы осуществлялись на действующем, эксплуатирующемся объекте (разд. ХХприл. 8). Работы отвечают признакам капитального ремонта;

— постановление ФАС Уральского округа от15.09.11 №А76-25924/10. Смена чугунных труб на полиэтиленовые является капитальным ремонтом, а не реконструкцией, функциональное назначение трубопровода не изменилось (разд. ХVI прил. 8);

— постановление ФАС Волго-Вятского округа от12.08.11 №А82-7144/2010. Ремонт полов, кабельных каналов и замена дверных блоков являются капитальным ремонтом (разд. VIприл. 8);

— постановление ФАС Северо-Кавказского округа от11.04.11 №А53-10464/2010. Монтаж новых вентиляционных систем и водопровода отвечает признакам капитального ремонта (разд. XII и XIII прил. 8), а не модернизации или реконструкции. В результате ремонта не произошло совершенствование производства и повышение его технико-экономических показателей, не увеличена пропускная способность трубопроводов;

— постановления ФАС Северо-Кавказского округа от16.02.11 №А32-15838/2010, от11.02.11 №А32-16132/2010. Утепление, шпатлевка, грунтовка, окраска стен, отделка балконов, демонтаж и укладка тротуарной плитки, демонтаж и установка колодцев являются ремонтными работами, их стоимость не капитализируется (разд. IV и XVI прил. 8);

— постановление ФАС Центрального округа от30.12.10 №А68-1971/10. Расходы на ремонт фасада и усиление конструктивных элементов здания относятся к ремонту. Также к текущим относятся расходы на работы, предшествующие ремонту (подготовка плана-проекта, проведение геодезических испытаний), и на перепланировку, связанную с проведением этих работ;

— постановление ФАС Московского округа от03.12.10 №А40-13115/10-114-80. Выполнены работы по демонтажу плит покрытий, обрешетки из бруса, утепления покрытий, выравнивающих стяжек, ограждений кровель, по разборке покрытий кровель из рулонных материалов, обшивке низа галереи, монтажу щитов покрытий, устройству пола, по монтажу прогонов, устройству по фермам настила, по смене окон. Данные работы относятся к ремонту (в частности, разд. IV прил. 8);

— постановление ФАС Волго-Вятского округа от02.11.10 №А82-4702/2009. Административно-производственное здание «превратилось» в культурно-развлекательный центр, произошло изменение количественных параметров (после завершения работ увеличилась общая площадь сдаваемых в аренду помещений). Не изменились площадь, этажность и объем здания. Суд признал, что проведенные работы по своему характеру направлены на восстановление здания и являются ремонтными;

— постановление ФАС Уральского округа от21.09.10 №А47-6070/2008. Указанные в договоре работы по реконструкции являются ремонтными работами, поскольку не вызвали изменения целевого назначения здания проходной (сторожки), не изменились технико-экономические показатели функционирования здания. Произведены демонтаж конструкций на фундаменте, разборка утепления покрытий, разборка кирпичных стен, перекрытий железобетонных, армирование кладки стен и бетонных оснований, кладка перегородок из кирпича, укладка плит и покрытий, смена мелких покрытий из стали и рулонных покрытий, устройство пароизоляции, утепление, стяжка, шпатлевка и огрунтовка, окраска, штукатурка, монтаж каркасов ворот, замена кровли и отопительной системы; установка оконных и дверных блоков, оборудовано подвальное помещение;

— постановление ФАС Московского округа от04.09.09 №А40-94373/08-139-447. Работы по частичной перепланировке, ремонту тамбура, полов, смене воздуховодов, ремонту и частичной замене кладки, замене перегородки и части бетонного основания правомерно отнесены к работам по капитальному ремонту. В результате проведенных работ служебное или технологическое назначение как в целом здания, так и отремонтированного помещения здания не изменилось (разд. II, III, V, XII прил. 8);

— постановление ФАС Московского округа от15.02.10 №А40-95760/08-116-293. В результате произведенных работ демонтировано старое ограждение, установлено и окрашено новое ограждение, осуществлен монтаж калиток и распашных ворот. Поскольку технологическое и служебное назначение ограждения не изменилось, данные работы являются капитальным ремонтом (разд. XXI прил. 8);

— постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от14.07.09 №А40-16205/09-99-33. При замене тип нового покрытия должен соответствовать требованиям норм и технических условий для нового строительства. В рабочих помещениях установлены огнеупорные двери. Для этого произведены вспомогательные работы: снятие наличников, снятие дверных полотен, демонтаж дверных коробок. Также были проведены работы по улучшению косметического и производственного состояния офисных помещений. Работы признаны текущим ремонтом, поскольку не отвечают признакам капитального (разд. VI и VIII прил. 3);

— постановление ФАС Московского округа от26.05.09 №А40-27155/07-98-157. Произведена пробивка проемов в конструкциях из кирпича и установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах, разборка кладки и кладка отдельных участков стен из кирпича, разборка и установка стропил двухскатных, смена обрешетки с прозорами из досок толщиной до 30 мм, разборка металлоконструкций, монтаж перфорированного настила, старой изоляции из минеральной ваты, утепление покрытий плитами из минераловатных плит, установка вентиляционных систем из листовой оцинкованной стали, гидроизоляции герметиком, жалюзийных решеток, дверных блоков и другие строительно-монтажные работы, относящиеся к капитальному ремонту;

— постановление ФАС Северо-Западного округа от17.10.08 №А56-48759/2007. Регулировка систем центрального отопления, смена отдельных секций отопительных приборов и небольших участков трубопроводов при устранении утечек и засоров в трубах, ремонт и замена в отдельных помещениях регулировочной и запорной арматуры и прочие работы по содержанию относятся к работам текущего ремонта, их стоимость не капитализируется (разд. XIII прил. 3);

— постановление ФАС Западно-Сибирского округа от27.08.08 №А81-461/2008. Осуществленные компанией работы по ремонту трубопровода полностью соответствуют по содержанию капитальному ремонту (разд. XVII прил. 8);

— постановление ФАС Северо-Западного округа от21.05.07 №А56-27115/2006. Кладка перегородок, устройство дополнительных санузлов и вытяжек, ремонтно-отделочные работы (шпаклевка, окраска стен, укладка плитки, устройство подвесных потолков, ремонт дверей) являются капитальным ремонтом

В процессе эксплуатации автомобиля его надежность и другие свойства постепенно снижаются вследствие изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются различные неисправности, которые устраняют при ТО и ремонте. Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей обусловлены прежде всего неравно-прочностью их деталей и агрегатов. Следовательно, ремонт автомобиля даже только путем замены некоторых его деталей и агрегатов, имеющих небольшой ресурс, всегда целесообразнее и с экономической точки зрения оправдан. Поэтому в процессе эксплуатации автомобили проходят на автотранспортных предприятиях (АТП) периодическое ТО и при необходимости текущий ремонт (ТР), который осуществляется путем замены отдельных деталей и агрегатов, отказавших в работе. Это позволяет поддерживать автомобили в технически исправном состоянии.

При длительной эксплуатации автомобили достигают такого состояния, когда затраты средств и труда, связанные с поддержанием их в работоспособном состоянии в условиях АТП, становится больше прибыли, которую они приносят в эксплуатации. Такое техническое состояние автомобилей считается предельным, и они направляются в капитальный ремонт (КР) на АРП. Задача КР состоит в том, чтобы с оптимальными затратами восстановить утраченные автомобилем работоспособность и ресурс до уровня нового йля близко к нему.

Все детали с поступающих в КР автомобилей можно разбить на три группы:

К первой группе относятся детали, которые полностью исчерпали свой ресурс и при ремонте автомобиля должны быть заменены новыми. Количество таких деталей сравнительно невелико и составляет 25...30%. К деталям такой группы относятся поршни, поршневые кольца, вкладыши подшипников, различные втулки, подшипники качения, резинотехнические изделия и др.

Вторая группа деталей, количество которых достигает 30...35%, - это детали, ресурс которых позволяет использовать их без ремонта. К этой группе относятся все детали, износ рабочей поверхности которых находится в допустимых пределах.

К третьей группе относятся остальные детали автомобиля (40...45%). Эти детали могут быть использованы повторно только после их восстановления. К этой группе относится большинство наиболее сложных и дорогостоящих базовых деталей автомобиля, в частности блок цилиндров, коленчатый вал, головка блока, картеры коробки передач и заднего моста, распределительный вал и др. Стоимость восстановления этих деталей не превышает 10... 15% от стоимости их изготовления. Таким образом, основным источником экономической эффективности КР автомобилей является использование остаточного ресурса деталей второй и третьей групп. Себестоимость КР автомобилей и их агрегатов даже в условиях сравнительно небольших современных предприятий обычно не превышает 60... 70% от стоимости новых автомобилей. При этом достигается большая экономия в материалах и трудовых ресурсах. КР автомобилей позволяет также поддерживать не высоком уровне численность автомобильного парка страны. Организации ремонта автомобилей в нашей стране постоянно уделяется большое внимание.

В данном курсовом проекте в дальнейшем будет рассматриваться технологический процесс ремонта ведущего моста ЗИЛ-1З0. Имеющий дефекты:

  • 1. Трещины на картере
  • 2. Износ отверстия под роликовый подшипник ведущей опор конической шестерни;
  • 3. Износ отверстий под подшипник ведущей шестерни;
  • 4. Износ отверстий под подшипник дифференциала;