Высшая школа экономики нии филиалы. Высшая школа экономики


Полное название учебного заведения - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», сокращенно НИУ ВШЭ. Неофициальное название - результат студенческого народного творчества - «Вышка».

Этот университет входит в топ-5 лучших вузов страны и справедливо считается самым прогрессивным и престижным среди столичных заведений.

Общие сведения о НИУ "Высшая школа экономики"

Университет работает на бюджетно-коммерческой основе: заведение получает государственные дотации, доходы от собственных научных проектов, контрактных студентов и от сторонних спонсоров и организаций. Такие многоканальные вливания в бюджет университета дают возможность руководству заведения все время улучшать материально-техническую базу ВШЭ и само качество образования.

На базе НИУ «Высшая школа экономики» работает 128 научно-исследовательских центров, 36 научных и проектных лабораторий, 32 международные лаборатории под руководством иностранных научных сотрудников. ВШЭ ведет самую интенсивную среди столичных вузов международную деятельность, сотрудничает с 298 зарубежными партнерами, имеет 41 программу двойных дипломов с иностранными университетами.

Примечательно, что с самого дня основания заведение возглавляет постоянный ректор — Я. И. Кузьминов.

«Не для школы, а для жизни мы учимся» — девиз Высшей школы экономики.

История университета

Высшая школа экономики не может похвастаться бурной историей. Первый кирпичик этого европейско-ориентированного университета не закладывал сам Петр I, а его коридоры не топтали Ломоносов или Ницше.

Это сравнительно молодой, но очень интенсивно развивающийся, прогрессивный вуз. Если бы учебные заведения отождествляли с городами, то ВШЭ был бы Сингапуром или Гонконгом.

Итак, школу открыли для студентов с 17 ноября 1992 года. Уже в 2009-м этот вуз на конкурсной основе получил звание Национального исследовательского университета.

Факультет права. Можно смело утверждать, что этот факультет готовит лучших юристов русской современности. Это небезосновательно, ведь университет сам был создан не без участия административной и правящей верхушки. Важно отметить, что студентам преподают материал с огромным акцентом на практику. Приглашают специалистов из государственных учреждений, практикующих юристов и т. д.

Факультет гуманитарных наук . Этот факультет никак не назовешь профильным для ВШЭ, отзывы специалистов также отмечают, что гуманитариев здесь готовят с пониманием того, что их специализация априори уступает делам компьютерщиков или экономистов. Но на факультете сильнейшая школа иностранных языков. Также большинство лекций являются публичными и факультативными для студентов других специальностей. На культурологию, философию и дополнительные курсы иностранных языков может приходить каждый студент, который жаждет расширения кругозора.

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна. Этот факультет - вотчина студенток, особ мужского пола здесь даже меньше, чем в пединституте. Видимо, лавры Анны Винтур или Кэрри Брэдшоу не дают покоя больше особам прекрасного пола. А если серьезно, то на факультете готовят не только журналистов, а скорее полноценных специалистов для медиакоммуникаций с уклоном на работу в интернет-среде, PR-компаниях, проектных учреждениях.

Факультет экономических наук - самый что ни на есть профильный и крупнейший факультет. Студенческие отзывы об экономике и статистике в ВШЭ как о направлении подготовки звучат довольно неоднозначно. Якобы академическая нагрузка среди учащихся на грани непосильной. Зато сотрудничество с мировыми транснациональными корпорациями и университетами, которое имеется на этом факультете, дает студентам доступ к уникальным знаниям и возможность безграничного развития и успешного трудоустройства в любой точке мира. Здесь выпускают будущих Генри Фордов и Адамов Смитов. Опустим глаза на то, что здесь успешно отучился небезызвестный С. Мавроди.

Международный институт экономики и финансов (МИЭФ)

Об этом факультете однозначно следует поговорить отдельно. Это бриллиант среди жемчужин. Уникальное образовательное учреждение на просторах СНГ. Для его создания в далеком 1997 году НИУ ВШЭ и Лондонская школа экономики (входит в тройку лидеров экономического образования в мире) объединили усилия. И получилось такое грандиозное детище. Выпускники института получают и конфетку, и мороженое - диплом ВШЭ и диплом Лондонской школы экономики.

Конкурс беспощадный, да и нагрузка на факультете внушительная. С самого первого учебного дня все обучение проводится на английском. Бюджетные места только для победителей всероссийской олимпиады. Восторженные отзывы о международных отношениях у ВШЭ только подогревают интерес публики к этому вузу. Студенты треть курса проводят в Лондоне, вбирая все практические знания, которые может подарить опыт подобного образования. Ажиотаж вокруг поступления на этот факультет огромен, не останавливает абитуриентов даже плата за обучение в размере 600 тыс. рублей в год.

Если смелости и финансов не хватило на обучение в МИЭФ, можно получить степень бакалавра на другом факультете, а на магистратуру поступать по программе двойного диплома. Таких программ у «Вышки» 40 штук.

Особенности обучения в ВШЭ

Существует большое количество образовательных особенностей в НИУ ВШЭ. Отзывы студентов отмечают, что обучение в этом вузе не похоже на стандартное образование в нашей стране совершенно. Но это объяснить как раз легко - университет жадно вбирает опыт успешных мировых учебных заведений. И если обратить внимание на успех выпускников ВШЭ, то остальным национальным университетам также не помешало бы расширить взгляды на преподавание и не отворачиваться от успешного мирового опыта.

Высшая школа экономики стала одним из первых национальных университетов, которые перешли на программу обучения 4+2 (бакалавриат, магистратура). Учебный год разбит не на семестры, а на модули, их четыре, в конце каждого студентов ждет аттестация. Сумма оценок за модули определяет годовую оценку.

Система оценивания - десятибалльная, на европейский манер.

В тактике построения образовательного процесса видна ориентация на успех. Студентов сразу готовят быть уверенными, конкурентоспособными и крайне мотивированными. В университете работает система рейтингов. Отзывы студентов НИУ ВШЭ об этих самых рейтингах пестрят дьявольскими смайлами, но даже недовольные, уставшие студенты признают, что ничто так не мотивирует, как этот самый рейтинговый риск.

Так в чем тут дело? Да все просто. Контрактники с высоким рейтингом получают скидки или переводятся на бюджет. Бюджетники с высоким рейтингом сохраняют стипендию, со средним рейтингом - теряют стипендию, с низким переводятся на контракт. Это стимулирует студентов быть активными, учиться нон-стопом, привыкать к условиям высококонкурентной среды.

Такого предмета, как «Физическая культура», в университете нет. Есть тренажерный зал, различные секции, курсы и т. д. Пожалуйста, развивайтесь, заботьтесь о своем здоровье и физическом состоянии. Но это дело выбора.

Положительные отзывы студентов о ВШЭ

Субъективнее мнения студентов может быть только мнение детей. Часто отзывы учеников ВШЭ основаны на личном успехе или провале в процессе учебы. Но довольно много молодых людей осмеливаются изложить-таки объективно и рационально свое мнение о Вышке.

Огромный плюс университету - за одно это обстоятельство ему нужно поставить монумент в виде счастливого студента - в ВШЭ практически нет коррупции. Это отмечает большинство студентов. То ли причина в интенсивном финансировании деятельности вуза спонсорами, то ли в верности принципам «европейской прозрачности», но студенты сходятся на том, что получить диплом только знаниями тут очень даже реально.

Качество знаний, лекций и подготовка преподавателей варьируется на разных факультетах. Если анализировать отзывы о ВШЭ в Москве, то студенты сходятся на том, что качество преподавания на гуманитарном и политологическом профиле немного отстает.

Ни один отзыв не опишет качество образования настолько красноречиво, как статистика трудоустройства по профилю после окончания этого вуза: 94 % выпускников нашли подходящую работу. Это притом, что 48 % пригрели теплое корпоративное местечко еще до получения диплома. Ведущие компании засылают своих рекрутов в престижные университеты, чтобы те присматривались к ценным кадрам, когда они еще сидят на студенческой скамье.

Какие отрицательные аспекты обучения в ВШЭ чаще всего указывают студенты в отзывах

Больше всего студенты жалуются на нагрузки и на необходимость получать знания в условиях перманентной конкуренции. Рассуждать о том, можно ли сталкивать лбами студентов, которые еще вчера были детьми, можно бесконечно. Но руководство ВШЭ сделало выбор, и систему рейтингов отменять не собирается.

Также студенты негодуют по поводу системы «Антиплагиат». Есть университетская программа, на которой проверяют каждую работу. В тексте допускается только 20 % цитирования с точным указанием источника. Все остальное - личные суждения автора, выводы и т. д. Естественно, это многократно увеличивает время на подготовку рефератов и курсовых для студентов.

Общежития Высшей школы экономики

Корпусы ВШЭ разбросаны по городу, как и общежития. Сегодня у Высшей школы экономики работает 9 общежитий. Отзывы об общежитиях ВШЭ преимущественно положительные, но ироничные донельзя. Весь юмор в том, что находятся они в Подмосковье, и дорога от места жительства до учебного корпуса - это неиссякаемая почва для студенческих шуток. Если отбросить это неудобство, то в остальном общежития ВШЭ сделаны «для людей». Они квартирного типа, в них есть все удобства. В Москве есть Оно дешевле и ближе, но подходит только для непритязательных в плане комфорта жильцов.

Во всех общежитиях есть беспроводной бесплатный интернет с возможностью доступа в любое время суток.

Атмосфера в общежитии приподнятая, продуктивная и мотивирующая. В ВШЭ сделали элементарно-гениальную вещь, отдали должное стремлению каждого человека к бытовому комфорту. Сделали для студентов современные аудитории и общежития, и те не заботятся, как бы накопить воду в тазиках, помыть волосы над раковиной и т. д. А заботятся о приобретении знаний и саморазвитии.

Магистратура в ВШЭ: отзывы студентов, магистерские программы

Документы в принимает в электронном виде. После утверждения электронной заявки оригиналы можно привезти в приемную комиссию или отправить почтой.

Все абитуриенты проходят конкурс в виде вступительных экзаменов (чаще всего экономика + английский язык + математика, но дисциплины варьируются в зависимости от факультета).

Приказ о зачислении выдается где-то в середине августа, за две недели до начала лекций.

Магистерские программы в ВШЭ выглядят очень привлекательно. Практически все они двусторонние и дают возможность студентами получить двойные дипломы и получить уникальный опыт обучения в Сегодня ВШЭ сотрудничает с университетами Гумбольдта в Берлине, Пантеон-Сорбонна в Париже, Мейсона в Нью-Йорке, с 10 вузами Британии, включая Лондонскую Школу политических наук, а также высшими заведениями в Канаде, США, Люксембурге, Финляндии и т. д.

ВШЭ создавалась как экономический вуз, поэтому первые факультеты Вышки готовили, в основном, экономистов , менеджеров и социологов . Но современное социально-экономическое образование базируется на междисциплинарности. Не только образовательные, но и исследовательские открытия и прорывы происходят на пересечении различных дисциплин и наук. На взаимодействии экономических , инженерных и гуманитарных школ основаны модели таких всемирно известных университетов, как MIT и Caltech. По этому же пути пошла Вышка.

Юристы и философы появились в университете достаточно давно. Чуть позже ВШЭ открыла историческое направление подготовки. Студенты-историки получают широкое гуманитарное образование, которое позволяет им работать не только сугубо по специальности, но и в аналитических организациях, изучающих общественное развитие. В 2014 году в ВШЭ начинают преподавать еще и историю искусств . А востоковедов из Вышки (университет готовит китаистов, японистов, арабистов и корееведов) можно одновременно считать и историками, и культурологами, и философами, и политологами.

После присоединения к ВШЭ Московского института электроники и математики в Вышку стали поступать будущие специалисты по электронной технике, телекоммуникациям, компьютерной безопасности и космическим технологиям . При участии компании «Яндекс» в университете открыт факультет компьютерных наук. Его студенты изучают программную инженерию , анализ данных и проблемы искусственного интеллекта , а также решают принципиально новые исследовательские задачи - в области big data и информационного поиска .

На стыке математики и гуманитарной науки создано направление «Фундаментальная и прикладная лингвистика ». Вместе с тем в университете преподают и классическую филологию . Знания компьютерных технологий пригодятся будущим журналистам - в Вышке их обучат всем тонкостям производства и функционирования цифровых медиа. А весь учебный процесс у графических, интерьерных, веб- и других дизайнеров Вышки «завязан» на проектной деятельности под руководством «звезд» российской дизайнерской индустрии.

Своего рода пространственным «дизайном» занимается Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ. Пока что это единственный научно-исследовательский и образовательный центр в России, который готовит специалистов в области пространственного развития городов и регионов , а также проводит фундаментальные и прикладные городские исследования.

В 2019 году ВШЭ вошла в 16 предметных и 3 отраслевых рейтинга QS . В топ-100 ВШЭ представлена 3 предметами: «Социология», «Политика и международные отношения», «Экономика и эконометрика» и отраслью «Социальные науки и менеджмент». По этим же предметам ВШЭ является безусловным лидером среди российских вузов.

Вышка вошла в топ-100 по социологии и математике Шанхайского рейтинга , стала лидером среди российских университетов по экономике, политическим наукам и менеджменту, а также входит в топ-75 лучших университетов мира по социологии, где является единственным российским представителем.

ПРИЕМНАЯ КАМПАНИЯ В РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ЛИЦЕЙ НИУ ВШЭ

2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Для участия в приемной кампании необходимо подать заявку, пройдя по ссылке

О наборе, приеме в классы РЛ НИУ ВШЭ

Положение о классах Распределенного Лицея НИУ ВШЭ

Прием в классы Распределенного Лицея НИУ ВШЭ осуществляется по 3 направлениям:

1. Информатика, инженерия и математика

2. Гуманитарное направления

3. Экономика и математика

Для зачисления в классы Распределенного Лицея НИУ ВШЭ необходимо подать электронную заявку (см.выше). Все заявки будут рассмотрены до 30 июня 2019 г. На адрес электронной почты, указанной в заявке, по итогам рассмотрения всех кандидатур, будет направлено информационное письмо с решением


Условия зачисления в класс РЛ НИУ ВШЭ

Условия зачисления в класс РЛ НИУ ВШЭ:

1. Средний балл по итогам учебного года не ниже "4,5"

2. Сдача ОГЭ на оценку не ниже "4"


О зачислении по результатам олимпиад, конкурсов и тестирования в Лицее НИУ ВШЭ

Зачисление по результатам олимпиад и конкурсов

Вы можете быть зачислены в классы Распределенного лицея НИУ ВШЭ без участия в дополнительных мероприятиях, если являетесь призером / победителем следующих конкурсов и олимпиад по профильным предметам направлений:

  • региональный или заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников,
  • московская олимпиада школьников,
  • олимпиада школьников "Высшая проба",
  • конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»,
  • проектные конкурсы и олимпиады вузов-партнеров ГБОУ Школа №1317 (по усмотрению)

Зачисление по результатам тестирования в Лицее НИУ ВШЭ

Обучающихся, прошедшие вступительные испытания в Лицее НИУ ВШЭ, могут подать заявление в классы Распределенного лицея ГБОУ Школа №1317 при условии преодоления проходного балла Лицея, сниженного до 7 баллов по каждому из направлений


Информация о скидках на обучение в НИУ ВШЭ

Ученики классов РЛ НИУ ВШЭ могут претендовать на скиду при получении высшего образования в НИУ ВШЭ. Количество мест на скидку от школы расчитывается по формуле - 15% от общего числа выпускников (но не более 30 чел.)

Условия получения образовательной скидки:

1. Обучение в классе РЛ НИУ ВШЭ

2. Заявление ученика класса РЛ НИУ ВШЭ с указанием индивидуальных достижение за 10,11 классы (срок подачи заявления до 5 июня 2019 г.)

Все ученики, подавшие заявки до 5 июня 2019 г., выстраиваются в рейтинговый список по следущим критериям:

1. Результаты аттестата о среднем общем образовании (все оценки "отлично" - 5 баллов, все оценки "хорошо" и "отлично" - 2 балла)

2. Участие в мероприятиях НИУ ВШЭ (по 1 баллу за каждое мероприятие, по 3 балла за участие в выездных школах и проектных сессиях)

3. Результаты участия в олимпиад (ВОШ, МОШ, "Высшая проба") (окружное уровень - 1 балл, городской уровень - 3 балла, всероссийский уровень - 5 баллов, заключительный этап "Высшей пробы" - 4 балла)

4. Социальная активность (участие в общешкольных мероприятиях, волонтерской деятельности) (максимум 5 баллов по оценке классного руководителя)

Размер образовательной скидки:

  • 50% - если абитуриент не добрал до проходного от 1 до 10 баллов
  • 25% - если абитуриент не добрал до проходного балла от 11 до 30 баллов.


Условия обучения в классе РЛ НИУ ВШЭ

1. Выбор индвидуальной образовательной траектории развития для каждого учащегося.

2. Углубленное изучение предметов в соответствии с профилем (направлением) обучения

3. Обязательное участие во внеурочной деятельности

Учебный план гуманиитарного направления:

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

10 класс

11 класс

Русский язык и литература

Русский язык

Литература

Математика и информатика

Математика

Иностранные языки

Иностранный язык

Естественные науки

Астрономия

Общественные науки

История (Россия в мире)

Физическая культура

Итого

Второй иностранный язык (испанский) 4 4

Обществознание

Практикум по обществознанию

Учебный план направления "Информатика, инженерия и математика":

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

10 класс

11 класс

I II I II

Русский язык и литература

Русский язык

2 2

Литература

3 3

Математика и информатика

Математика

8 8

Информатика

5 5

Иностранные языки

Иностранный язык

6 6

Естественные науки

2 2

Астрономия

1

Общественные науки

История (Россия в мире)

2 2

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

2 2

Основы безопасности жизнедеятельности

1 1
32 31

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (обязательно выбрать не менее 1 предмета)

Обществознание

Практикум по программированию 2 2
Практикум по физике 2 2

Максимально допустимая недельная нагрузка

34 34
34 34

Учебный план направления "Экономика и математика":

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

10 класс

11 класс

I II I II

Русский язык и литература

Русский язык

2 2

Литература

3 3

Математика и информатика

Математика

8 8

Иностранные языки

Иностранный язык

6 6

Естественные науки

2 2

Астрономия

1

Общественные науки

История (Россия в мире)

2 2

Обществознание

2 2
Экономика Б/У 2 4 1 3

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

2 2

Основы безопасности жизнедеятельности

1 1

Итого

33 31

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (обязательно выбрать не менее 1 предмета)

Информатика

Практикум по обществознанию

Максимально допустимая недельная нагрузка

34 34
34 34

Обязательное участие во внеурочной деятельности:

Выбор индивидуальной траектории обучения в рамках дополнительного образования (min 1 кружок)

Название занятия

10 класс

11 класс

Название занятия

10 класс

11 класс

Название занятия

10 класс

11 класс

Подготовка к олимпиаде по истории

4 4

Подготовка к олимпиаде по математике

2 2 Подготовка к олимпиаде по обществознанию 6 6

Подготовка к олимпиаде по обществознанию

6 6

Робототехника

2 2

Робототехника

2 2

Высшая школа экономики - университет, готовящий экономистов, социологов, управленцев и юристов и ведущий активную международную научно-исследовательскую деятельность. Здесь учат философии, математике, истории литературы, журналистике, психологии, социологии и даже дизайну. Под крышей этого современного авторитетного университета собрались лидеры российских научных школ, блестящие преподаватели, учиться у которых интересно и перспективно.

Особенности учебного процесса:

За время обучения в бакалавриате можно изучить более 30 различных дисциплин. Их набор зависит от содержания конкретной образовательной программы и выбора самого студента. Учебные планы составляются таким образом, чтобы студент изучал одновременно не более пяти дисциплин (без учета иностранных языков и физкультуры). На первом и втором курсе аудиторная нагрузка и самостоятельная работа составляют примерно равные доли. На третьем и четвертом курсе студенту предлагается больше самостоятельной работы.

Учебный год делится не на семестры, а на модули. Всего модулей в году 4 — таким образом, модуль по продолжительности примерно соответствует школьной четверти. После каждого модуля наступает неделя сессии, на которой в зависимости от рабочего учебного плана могут проводиться контрольные и экзамены, а может и ничего не проводиться — в последнем случае эта неделя превращается в неофициальные каникулы.

Вышка — это более 100 студенческих организаций, тысячи мероприятий и свое студенческое самоуправление. Студенческая жизнь университета практически не поддается описанию: слишком динамичная, разнообразная и для каждого своя. Единственный способ ее познать — стать ее частью.

Приветствие абитуриентам ВШЭ:

Высшая школа экономики — исследовательский университет, осуществляющий свою миссию через научно-образовательную, проектную, экспертно-аналитическую и социокультурную деятельности на основе международных научных и организационных стандартов. Мы осознаем себя частью мирового академического сообщества, считаем международное партнерство, вовлеченность в глобальное университетское взаимодействие ключевыми элементами нашего движения вперед. Будучи российским университетом, мы работаем на благо России и ее граждан.

Основа нашей деятельности — теоретические и эмпирические исследования и распространение знаний. Не поступаясь качеством исследований и не ограничиваясь преподаванием фундаментальных научных знаний, мы стремимся обеспечивать практический вклад в строительство новой России.

Наш университет — это коллектив ученых, сотрудников, аспирантов и студентов, которых отличает внутренняя приверженность к поддержанию высоких академических стандартов своей деятельности. Мы стремимся обеспечить наиболее благоприятные условия для развития каждого члена нашего коллектива.

Нас, занимающих порой различные позиции по разным проблемам современности и прошлого, объединяют общие ценности:

  • стремление к истине;
  • сотрудничество и заинтересованность друг в друге;
  • честность и открытость;
  • академическая свобода и политический нейтралитет;
  • профессионализм, требовательность к себе и ответственность;
  • активная общественная позиция.

Высшая школа экономики была создана Постановлением Правительства России 27 ноября 1992 г. первоначально как центр подготовки магистров.

Стартовый период был отмечен интенсивным «обучением учителей»: Р. Энтов читал всему коллективу преподавателей — в основном бывших сотрудников академических институтов и МГУ — курс узловых проблем экономической теории, а Г. Канторович обновлял их знания математики. Начиная с 1993 г. преподаватели ВШЭ регулярно стажируются в ведущих европейских университетах.

Принцип Школы с первого дня ее существования — сочетание строгой, даже жестокой подготовки с обсуждением и решением животрепещущих проблем российской экономики. Профессорами ВШЭ стали ведущие экономисты, работавшие в Правительстве — Е. Ясин, А. Шохин, С. Васильев, Я. Уринсон, В. Коссов, Е. Гавриленков, М. Копейкин, В. Баранов.

С 1995 г. ВШЭ стала превращаться в университет, где наряду с экономистами готовят социологов, управленцев и юристов. Вокруг пришедших в Школу О. Шкаратана, Л. Ионина, С. Филоновича и других ведущих преподавателей стали формироваться эффективные научно-педагогические коллективы.

В это же время создается система научных центров ВШЭ, ориентированных на прикладные исследования по заказам Минэкономики, Центробанка, Минобрнауки, коммерческих предприятий и банков.

В 2015 году НИУ ВШЭ вошел в группу «51-100» рейтинга QS по направлению development studies (исследования социального развития). В этой категории рейтинга Высшая школа экономики стала единственным российским университетом. Также ВШЭ оказалась единственным российским вузом, который попал в рейтинг по таким предметным группам, как «экономика и эконометрика» и «социология» (группа 151-200). Четвертым направлением рейтинга, в который попала Высшая школа экономики, стала философия (группа 151-200).

Подробнее Свернуть https://www.hse.ru

  • 1992-1999
  • 2000-2009
  • 2010-настоящее время

Идея Школы родилась на рубеже 1980-1990 гг., когда стало ясно, что существовавшая система экономического образования в стране не соответствует требованиям новой политической и экономической ситуации. Тогда группа преподавателей экономического факультета МГУ — , — после нескольких попыток внедрить основы «нормальной» экономической теории в учебные планы действующих вузов осознали необходимость построить новую экономическую школу, которая с самого начала основывалась бы на принципах мировой экономической науки. Это значило — предоставить студентам инструментарий для анализа и прогнозирования реальных процессов, научить их работать со статистикой и экономическими моделями, дать им общий язык с мировым сообществом профессионалов-экономистов.

Первой реальной попыткой создать Школу можно считать альтернативные кафедры экономической теории, организованные в МФТИ (1989-1990) и на физическом, историческом факультетах МГУ (1990-1991). Студенты могли выбирать между курсами, которые вели молодые преподаватели, вчерашние выпускники экономфака, и традиционной политической экономией. Школу этих кафедр прошли многие из тех, кто потом составил костяк ВШЭ. Там же отрабатывалась методика преподавания экономической теории в стране с переходной экономикой. Начало нового дела облегчила поддержка Фонда Сороса, предоставившего в 1989 г. годичный грант.

Стартовый период был отмечен интенсивным «обучением учителей»: Р. Энтов читал всему коллективу преподавателей — в основном бывших сотрудников академических институтов и МГУ — курс узловых проблем экономической теории, а обновлял их знания математики. Начиная с 1993 г. преподаватели ВШЭ регулярно стажируются в ведущих европейских университетах.

Принцип Школы с первого дня ее существования — сочетание строгой, даже жестокой подготовки с обсуждением и решением животрепещущих проблем российской экономики. Профессорами ВШЭ стали ведущие экономисты, работавшие в Правительстве — , С. Васильев, В. Баранов.

С 1995 г. ВШЭ стала превращаться в университет, где наряду с экономистами готовят социологов, управленцев и юристов. Вокруг пришедших в Школу , и других ведущих преподавателей стали формироваться эффективные научно-педагогические коллективы.

В это же время создается система научных центров ВШЭ, ориентированных на прикладные исследования по заказам Минэкономики, Центробанка, Минобрнауки, коммерческих предприятий и банков.

К этому времени можно сказать, что сформировались, устоялись принципы Школы: опора на требования мировой экономической и социальной науки; междисциплинарное взаимодействие (экономисты получают юридическое образование, и наоборот); непосредственная связь преподавания с практикой реформ, с результатами прикладных исследований; просветительская миссия в образовательном сообществе России, в ее регионах.

Политическая деятельность в Школе запрещена. Педагоги имеют право делать любые выводы, отстаивать социалистические, кейнсианские или либеральные принципы, если их аргументы основаны на современном теоретическом анализе факторов.

В 1996 году у Высшей школы экономики появился первый . В следующем году кампусы Школы открылись в и .

Традиции

Ворона

Ворона уже много лет считается символом Высшей школы экономики. Ее придумала художник Анна Аренштейн, в 1996 году иллюстрировавшая новый информационный буклет о Вышке. Теперь ворону можно встретить на любой сувенирной продукции ВШЭ, она также стала символом ежегодных наград университета.

В 1997 году университет стал одним из первых российских вузов, успешно внедривших на российской почве (за несколько лет до начала Болонского процесса) так называемую «программу двух дипломов». Высшая школа экономики и один из лидеров экономического образования в мире — Лондонская школа экономики (ЛШЭ) создали . Создание бакалавриата и магистратуры МИЭФ международного уровня стало возможным благодаря финансовой поддержке, которую оказали крупнейшие банки, компании и финансовые институты: ВТБ24, Внешторгбанк, Сбербанк. Обучение на программах с первого курса стало вестись на английском языке, а выпускники получают сразу два диплома.

В 2000 году у университета появился свой , который стал специализироваться на выпуске научной, учебной и справочной литературы по профильным дисциплинам университета: экономика, менеджмент, социология, политология, психология, право и другим. На настоящий момент Издательским домом ВШЭ выпущено более 1500 изданий, из них — 100 переводных. Серия «Учебники Высшей школы экономики», основанная в 2003 году насчитывает более 50 наименований книг совокупным тиражом свыше 170 тыс. экземпляров.

В том же году состоялась первая Апрельская , с тех пор ставшая наиболее заметным академическим событием в стране. Ежегодно в ней, помимо исследователей из России и из-за рубежа, участвуют руководители Правительства РФ и Администрации Президента России, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, главы крупнейших российских и иностранных компаний.

Традиции

Золотая Вышка

В конце 2010-го — начале 2011 года в Высшей школе экономики начали работу , совместное руководство которыми осуществляют известные зарубежные исследователи и ведущие ученые университета. Это стало частью стратегии развития университета по созданию и развитию научного, преподавательского и кадрового потенциала.

В 2011 году распоряжением Правительства РФ к Высшей школе экономики были присоединены (МИЭМ), Учебный центр подготовки руководителей (Кочубей-центр) и Государственная академия специалистов инвестиционной сферы.

В 2011 году началась работа над созданием Концепции социально-экономического развития России до 2020 года. Стратегию 2020 по заказу Правительства РФ готовили более тысячи экспертов. Их работу координировали НИУ ВШЭ и РАНХиГС, которые стали главными площадками проведения экспертных слушаний, семинаров и дискуссий. Была организована 21 экспертная группа по различным аспектам социальной и экономической политики, основная работа в группах проходила в течение 2011 года, но отдельные положения стратегии корректировались экспертами и в 2012 году.

В этом же году начал свою работу Высшей школы экономики как автономного учреждения. Его возглавил вице-премьер РФ Александр Жуков. В 2014 и 2016 годах состав Наблюдательного совета обновлялся, его возглавляли первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Вячеслав Володин и первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко.

Традиции

День Вышки

Приуроченный к 20-летию Вышки в 2012 году этот праздник впервые объединил и День первокурсника, и встречу выпускников, и дни открытых дверей различных факультетов ВШЭ. А поскольку все мероприятие проводилось на открытом воздухе в Парке Горького, День Вышки стал по-настоящему городским праздником, открытым для всех.

В 2013 году НИУ ВШЭ вошел в число 15 победителей конкурсного отбора вузов на право получения специальной субсидии на реализацию мероприятий, которые будут способствовать продвижению вузов в международных рейтингах (Проект 5-100).

В этом же году Высшая школа экономики начала свое сотрудничество с международной образовательной платформой Coursera . За год на курсы ВШЭ было записано более 350 000 человек из 190 различных стран, а в мае 2017 года количество слушателей онлайн-курсов Вышки на Coursera достигло 1 миллиона пользователей.

В сентябре 2013 года в составе университета появился , который стал первым в Москве учебным заведением, работающем по новому образовательному стандарту. Уже в 2016 году Лицей НИУ ВШЭ вошел в ТОП-10 лучших школ страны, а в 2017 году возглавил рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников. В 2018 году Лицей впервые набрал 9-е классы.

Традиции

Выпускной

Самая молодая из традиций Вышки, выпускников которой становится все больше и больше. Чтобы собрать вместе всех выпускников 2013 года, понадобилась одна из самых больших площадок в Москве — «Лужники».