Рабочее место реставратора антиквара из металла. Реставрация антиквариата


Характеристика работ . Реставрация и консервация художественных изделий и декоративных предметов из фарфора, стекла, керамики, пластмассы, майолики, металла и других материалов под руководством реставратора художественных изделий и декоративных предметов более высокой квалификации. Подбор частей художественных изделий и подготовка поверхностей к склеиванию. Зачистка швов склейки. Приготовление красок по заданным рецептам. Тонирование и подрисовка художественных изделий с незначительной растушевкой и доводкой. Присоединение отдельных деталей или узлов кукол и других игрушек при помощи шарниров, резинок, крючков. Подбор и подготовка деталей к монтажу.

Должен знать: технологию склеивания художественных изделий и декоративных предметов; свойства склеиваемых материалов; приемы выполнения простых операций по склеиванию и подрисовке художественных изделий; рецептуру приготовления применяемых клея и красок; принцип работы и правила применения обслуживаемого оборудования, приспособлений и инструмента; устройство игрушек; способы травления и правила снятия затеков с зеркал.

Примеры работ

1. Горчичницы, крышки, пепельницы, рюмки, солонки - склеивание.

2. Зеркала прямоугольной формы - вытравливание защитных покрытий серебряной пленки, снятие затеков лака сурика, серебра с лицевой стороны.

§ 42. Реставратор художественных изделий и декоративных предметов 3-го разряда

Характеристика работ . Реставрация и консервация художественных изделий и декоративных предметов простой конфигурации из фарфора, стекла, керамики, пластмассы, майолики, металла и других материалов. Склеивание изделий и предметов из небольшого количества фрагментов и имеющих ровный излом, с зачисткой выходов клея, шпатлевкой мелких утрат и сколов по швам с последующей тонировкой. Приготовление мастики по заданному рецепту. Подбор красок. Тонирование изделий в местах склейки с нанесением до трех тонов. Очистка от загрязнений, продуктов коррозии. Снятие легкоудаляемых загрязнений, старых реставрационных доделок, клея, записей металлическими щетками, скальпелями, шкуркой, моющими средствами и компрессами с растворителями. Обезжиривание металлов. Восполнение незначительных утрат, сколов, трещин, выбоин доделочными массами. Шлифование, полирование, тонирование доделок без воспроизведений рисунка. Изготовление форм из гипса, воска и пластилина. Формовка деталей в формы. Первичный обжиг. Наблюдение за температурным режимом. Приготовление замазок и массы, нарезка заготовок для воссоздания изделий и предметов. Грубая обработка после литья при воссоздании утрат литых деталей из металла.

Должен знать: виды и свойства основных материалов; рецептуру мастики; приемы, обеспечивающие получение прочного и ровного шва; приемы покрытия изделий и предметов красками; устройство обслуживаемого оборудования, приспособлений и инструмента; устройство заводных механизмов игрушек; приемы прошивок и удаления нестойких загрязнений; технологию заделки трещин, швов и сколов.

Примеры работ

1. Вазы, сувениры, тарелки, чашки - склеивание с заделкой швов.

2. Зеркала сферической и фигурной формы - вытравливание защитных покрытий серебряной пленки, снятие затеков лака, сурика, серебра с лицевой стороны.

3. Игрушки - склеивание с укреплением звуковых механизмов.

4. Изделия и предметы различные - заделка выбоин, отверстий, трещин площадью менее 1 см2.

5. Предметы из хрусталя - демонтаж.

6. Статуэтки без тщательно проработанных анатомических форм - склеивание с заделкой швов.

7. Экспонаты из стекла - склеивание.

§ 43. Реставратор художественных изделий и декоративных предметов 4-го разряда

Характеристика работ . Реставрация и консервация простых и средней сложности художественных изделий и декоративных предметов, разбитых на части, сопряженных в одном или нескольких узлах, имеющих сложный, неровный излом из фарфора, фаянса, стекла, хрусталя, майолики, металла и других аналогичных материалов. Подбор клея. Подбор красок и лаков для тонирования реставрируемых изделий и подкрашивание в местах склеивания с нанесением от трех до пяти тонов. Многократное и равномерное нанесение лака на поверхность изделий. Удаление стойких загрязнений и записей с поверхности с помощью активных моющих средств, электролитическим и электромеханическим способами. Воссоздание утраченных фрагментов изделий из стекла прямолинейных очертаний методом прессования и ручного шлифования. Резка стекла по шаблону. Снятие и изготовление форм, состоящих из двух частей. Приготовление левкасов, шпатлевок и доделочных масс по рецептуре. Имитация гравированного рисунка и рельефа. Монтировочные доделки на изделиях из черного и цветного металла с применением пайки, клепки, кузнечной сварки.

Должен знать: технологию и приемы реставрации изделий; основные технические свойства и характеристики материалов, применяемых при реставрации изделий; последовательность восстановления художественной росписи; приемы сложного покрытия изделий различными красками; технологию лакирования изделий и удаления стойких загрязнений; способы монтировки и склеивания скульптуры и декора; методику восстановления утрат по аналогам; свойства натуральных и искусственных пигментов, красителей и их смесей; стилевые особенности прикладного искусства из металлов.

Примеры работ

1. Вазы, кофейники, сухарницы с рельефом, статуэтки с тщательно проработанными анатомическими формами, чайники - склеивание.

2. Игрушки - склеивание с укреплением звуковых механизмов.

3. Изделия различные - заделка отверстий, трещин, выбоин площадью 1 см2 и более.

4. Люстры, бра, другие осветительные приборы - монтаж фрагментов.

5. Рюмки, фужеры, бокалы из хрусталя ручного гранения, венецианского стекла - склеивание.

6. Предметы тонкостенные ажурные - склеивание с заделкой выбоин.

7. Статуэтки многофигурные - склеивание.

§ 44. Реставратор художественных изделий и декоративных предметов 5-го разряда

Характеристика работ . Реставрация сложных художественных и антикварных изделий и декоративных предметов из фарфора, фаянса, керамики, хрусталя, стекла, металла и других материалов с восстановлением недостающих частей по образцам, рисункам и фрагментам. Приготовление составов, необходимых для изготовления восстанавливаемых деталей. Тонирование росписи на изделиях с нанесением более пяти тонов. Восстановление тонкой ажурной гравировки и чеканки. Тонирование при воспроизведении многоцветной росписи, имитации глазури. Рихтовка деформированных металлических деталей, подчеканка потерявших рельефность рисунков, инкрустация. Воссоздание значительных утрат по сохранившимся деталям, рисункам, эскизам, фото- и другим документам. Доделка фрагментов в материале изделия и различными доделочными массами с изготовлением форм, моделей и отливкой деталей. Шлифование, полирование, тонирование и другие отделочные работы. Резка толстых стекол и вставка в оправу рисунка. Удаление трудноудаляемых наслоений, реставрационных записей с применением специального подбора моющих средств и химических реактивов. Восстановление значительных утрат изделий и предметов с подборами материала по структуре и цвету.

Должен знать: приемы восстановления изделий и предметов; приемы тонирования художественной росписи; физико-химические свойства материалов, применяемых при восстановлении изделий; рецептуру эмалей и лаков, доделочных масс; требования, предъявляемые к качеству клея, красок; приемы гравирования и чеканки; основные приемы работы с эмалью; технологию укрепления сильно разрушенных произведений; методы монтажа и крепления художественных изделий из различных материалов.

Примеры работ

1. Вазы, тарелки, чашки и другие предметы обихода - восстановление недостающих частей.

2. Витражи - монтировка.

3. Изделия различные - подкраска под мрамор, кость, перламутр с восстановлением художественного рисунка.

4. Изразцы - восстановление недостающих частей.

5. Экспонаты объемные - склеивание с применением шаблонов.

§ 45. Реставратор художественных изделий и декоративных предметов 6-го разряда

Характеристика работ . Реставрация и консервация особо сложных художественных, антикварных, археологических, уникальных декоративных изделий и декоративных предметов из фарфора, фаянса, мрамора, хрусталя, стекла, керамики, майолики и других материалов. Воссоздание изделий по образцам или аналогам, эскизным проектам реставрации. Воссоздание рельефа и фактуры в местах склеивания, или заделывания, в местах, требующих воссоздания рисунка. Резка, отточка и вставка узорчатого, волнистого, закаленного стекла в оправу рисунка. Гравирование сложных рисунков на хрустале. Полирование воссозданных деталей. Выправление деформаций на предметах с вытяжкой металла, с замковыми вмятинами, с дальнейшей правкой рисунка. Воссоздание на поверхности изделий отдельных деталей или отдельных частей видовых, портретных рисунков и скульптурная обработка. Восстановление тончайшей гравировки. Реставрация и консервация на миниатюре. Удаление иризации, продуктов кристаллизации солей. Склеивание и крепление на штифтах, каркасах фрагментов. Снятие и изготовление форм с уникальных фрагментов. Тонирование и восстановление живописи. Приготовление эмали с подбором цветов по сохранившимся фрагментам.

Должен знать: марки фарфора и фаянса разных стран и эпох; основы технологии производства изделий из фарфора, фаянса; виды и свойства материалов, применяемые при реставрации изделий; приемы и способы обработки изделий; основы цветоведения и композиции рисунка; законы построения теней; приемы высокохудожественной росписи на керамических изделиях; приемы гравирования; историю скульптуры и пластики; стилистические особенности скульптуры и декора различных эпох и школ; специфику реставрации антикварных, археологических, уникальных изделий и предметов.

Примеры работ

1. Барельефы, горельефы, орнаменты - воссоздание.

2. Статуэтки людей в одежде с глубокими складками в динамических позах, с характерными и тщательно проработанными формами лица - воссоздание.

3. Статуэтки многофигурные с композиционными построениями - воссоздание.

Специалисты компании «Реставратор» – последователи Петербургской школы реставрации. Реставрация - это требующая специальных знаний кропотливая и аккуратная работа. Точность и профессионализм здесь стоят во главе угла, так как утрата может быть невосполнимой, а неудачная реставрация значительно понижает ценность вещи.

Именно поэтому коллектив наших мастеров трепетно соблюдает традиции, сохраняет старинные технологии и следует канонам давно зарекомендовавшей себя реставрационной школы. Это гарантирует высочайшее качество производимых работ и возвращение предметам их первозданного вида.

Работу проводят мастера с большим стажем на высоком профессиональном уровне. Все работы по реставрации производятся в нашей мастерской только вручную, по традиционным технологиям старинного производства. Профессиональные чеканщики, получив необходимое образование, обладают навыками чеканки в самых разных стилях (французская, русская чеканка, и т.д.) и готовы осуществить любой самый сложный заказ.

Мы предлагаем следующие услуги:

  • Реставрация изделий из металла, цветного и черного;
  • Устранение механических дефектов;
  • Восполнение недостающих элементов;
  • Воссоздание покрытия (золочение, серебрение);
  • Воссоздание по фотографии;
  • Тиражирование изделий;
  • «Докомплектация» (восполнение коллекций, изготовление изделий в одном стиле со старинными предметами).

Очарование старинных изделий

Тот, кто далек от искусства и коллекционирования, вряд ли поймет истинного ценителя старинных вещей. Лишь настоящие поклонники подобных изделий знают, как ценны такие изделия и как много они вносят в интерьер помещения.

К сожалению, старинные изделия подвергаются неблагоприятному воздействию внешних факторов, которые со временем могут привести к их порче. Возникает необходимость в реставрации. Реставрация включает задачи по консервации и реконструкции изделия. Ее цель - насколько это возможно, возвратить предмету не только первоначальный внешний вид, но и художественный смысл. Знание всех методов консервации, свойств материалов и стилей необходимы для успешного выполнения работы.

Реставрация антиквариата начинается с диагностики износа предмета реставрации. Мастер оценивает состояние вещи, определяет используемые материалы и их количество и приступает к работе.

Реставрация изделий из металла

Реставрируя предмет из металла, реставратор должен, прежде всего, верно оценить его состояние и выбрать наиболее подходящую последовательность работы. Иногда некоторые части предмета отсутствуют, их надо заменить. Иногда форму той или иной части изделия можно восстановить по другим фрагментам, сохранившимся в большей степени. Но возможно такое не всегда, и тогда реставратор восстанавливает деталь, не опираясь на образец, пользуясь своим опытом.

Так, пройдя процесс реставрации, изделия получают новую жизнь и возможность прослужить своим хозяевам еще не один десяток лет. Чтобы сохранить ценные предметы старины для будущих поколений, реставрация металлических изделий должна быть очень аккуратной и исходить из принципа «не навреди».

Профессионализм компании «Реставратор» является гарантией того, что любые работы по реставрации изделий из металла выполняются аккуратно и надежно, возвращая предметам старины их первоначальный вид. Вы смело можете доверить нам самые ценные и любимые вами вещи: мы знаем, как позаботиться о них. Также наши специалисты готовы помочь вам с оценкой ваших вещей в любом их состоянии.

«Реставрация - восстановление обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в первоначальном виде» - С. Ожегов, Словарь русского языка.

Время летит незаметно! Эта свежая мысль вспыхнула особенно ярко, когда я вдруг осознал, что самые простые предметы домашнего обихода середины прошлого (то есть XX) века успели незаметно превратиться в истинные раритеты. Например - ламповый радиоприемник «Балтика» выпуска 1953 года, знакомый с детства, с недоступным нынешним пластиковым чудищам качеством звука, который, к счастью, не был выброшен вон, а тихо почиет в шкафу как реликт прошедших дней.

Это только в доброй старой Англии веками размеренный быт и здоровые традиции ненавязчиво поощряли и поощряют британцев лелеять прабабкины зеркала, комоды и кресла в качестве само собой разумеющихся спутников жизни. Так, у одного моего доброго приятеля, Джона, благополучно стоит на полке фамильный талисман - хрупкий кувшинчик рубинового стекла трехсотлетнего возраста. И, между прочим, настоящие англичане терпеть не могут пластиковые окна и прочие «евроремонты», а предпочитают из года в год чистить и красить свои родные настоящие деревянные переплеты вековой давности, потому что отлично понимают элементарный, но совершенно недоступный российскому уму принцип создания домашнего уюта - нет и не может быть нормальной жизни среди пластика и иного «хай-тека».

Кстати, Россия (отчасти из-за менталитета основной массы населения, отчасти в силу непреодолимых исторических событий) не может похвастать аналогичной стабильностью. Дикие социальные катаклизмы, терзавшие страну один за другим, привели к вымыванию древностей из квартир и домов, к замене их простыми, дешевыми экземплярами. Поэтому 99% всей наличной старины у нас сегодня представлены массовыми предметами меблировки и утвари конца XIX - начала XX веков, каковыми украшал свою жизнь обширный средний класс - купечество и чиновный люд. Но даже этот псевдо АНТИКВАРИАТ активно переправлялся в костры и на помойки по мере появления все новых и новых «модных и современных» образцов, что, в свою очередь, исподволь деформировало представления о том, как должно выглядеть добротное человеческое жилье, в котором находят покой и душа, и тело.

В этой связи желательно уточнить термины, так как сплошь и рядом стулья, вазы и граммофоны 1915 года именуют «антиквариатом» , необоснованно распространяя на вполне ординарные вещи громкое имя, которое изначально подразумевало именно античность, в крайнем случае - объекты материальной культуры не менее чем пяти вековой выдержки. Но в соответствующем месте словаря С.И. Ожегова говорится только о «старинных и ценных» предметах, без уточнения срока давности, так что пусть остается, как есть, только не стоит называть кресло сталинских времен «антикварным ». Кстати, в Японии традиционные самурайские мечи даже столетнего возраста официально проходят как «современные».

Поскольку со стороны автора было бы неоправданной самонадеянностью и даже дерзостью пытаться рассказать обо всех известных видах реставрационных работ , в кое-каких он не намного опытнее большинства читателей, тематика публикации ограничивается двумя лично знакомыми разделами, а именно: деревом и металлом .

Эпизодически затронуты аспекты восстановления живописи, изделий из кости, керамики и стекла, но абсолютно в стороне остаются такие специфические и сложные «пациенты», как бумага (и все, что с ней связано), кожа, ткани и т.п., ибо означенные субстанции, помимо всего прочего, предполагают сложный и профессиональный комплекс мероприятий по их консервации с привлечением обширного арсенала чисто химических методов.

Исходя из этого, сферой наших интересов остаются: мебель, включая целый сонм мелких вещиц, заполняющих собой дома и квартиры, а также небольшой ассортимент металлических штуковин, от кочерги до бронзовых канделябров и статуэток.

Однако почему публикация посвящена «домашней» реставрации , и какие вообще типы реставрации существуют?

Пусть подобная классификация останется на моей совести, но рискну заявить, что реально (не вдаваясь в тонкости) известен еще всего один вид реставрации - музейная, она же научная, или историческая.

Являясь ветвями единого древа, сии жанры обладают таким набором особенностей в приемах и методах, а также в подходе к оценке допустимости тех или иных действий, что справедливо будет придать различиям ранг «принципиальных».

Строго говоря, бытовая реставрация антиквариата представляет собой упрощенный до предела вариант музейной, и по справедливости должна бы называться унылым словом «ремонт», однако граница размыта очень сильно, и лишь уровень личной квалификации мастера, его опыт, пристальность и мера уважения к памятнику старины определит в конечном итоге качество и статус работы. Я достаточно насмотрелся как на удивительные по профессионализму творения любителей, так и на первобытную неряшливость «профессионалов». Например, один мой добрый знакомый притащил когда-то домой напольные английские часы с боем, высокие и величественные, которые у себя на родине в обиходе называются «Grandfather’s Clock» («дедушкины часы», в отличие от стенных, именуемых «бабушкиными»). Привез он их зимой на двух санках в виде бесформенной груды заиндевелого хлама. Но, поглядев на них после реанимации, любой специалист поклялся бы на костях предков, что они простояли в первозданном виде в кабинете Уинстона Черчилля со дня изготовления. А потребовалось всего-то пара лет весьма скрупулезной работы с привлечением таких материалов, как серебро, шеллак, ореховое дерево и т.д. Разумеется, они прекрасно идут и мелодично отзванивают положенные отрезки времени. Являясь любителем в самом прямом и благородном смысле этого слова, сей волшебник попросту делал вещь для себя, не считаясь со временем, - и результат превзошел ожидания. Но вернемся к теме.


Музейная РЕСТАВРАЦИЯ

В качестве основополагающего и неукоснительного требования здесь царствует обратимость результатов работы, означающая, что и через триста лет потомки должны иметь возможность полностью удалить следы вмешательства, дабы ценная рухлядь могла предстать хоть в унылом, но первозданном виде. Это воистину оправдано, так как исторической ценностью являются абсолютно все компоненты предмета антиквариата , включая ржавый гвоздик или обрывок шнурка. Сами по себе такие мелочи кажутся смешными, но подумайте - точно такого гвоздя или пружины не будет уже сделано никогда. Никогда! Соответственно, перед нами хоть мизерное, но окно в прошлое. К слову сказать, старинные гвозди представляют собой интереснейший объект коллекционирования, поскольку большинство из них кованые, с неожиданными формами сечения, крученые и т.д.

Поэтому, работая с музейным экспонатом, мастер обязан свести любые привнесенные изменения к минимуму, что сразу налагает ряд категорических ограничений на инструментарий и технологию. Определяющим критерием качества работы является полное и достоверное восстановление внешности - но не более!

Требуется создать видимость, а эксплуатационные и прочностные характеристики в расчет не идут. На кровати никогда уже не станут спать, за столом кушать, а в кресле сидеть, поэтому проблема функциональности антикварной вещи отодвигается на второй или третий планы. Безусловно, следует избавлять ветхие раритеты от ветхости, но не в ущерб исторической правде, так как научную ценность представляет решительно всякая деталь, хотя бы и съеденная ржавчиной или червями. Между прочим, как с первой, так и со вторыми ведется непримиримая химическая война, а изысканные приемы расчистки, пассивирования, дезинсекции и консервации занимают в работе с музейными экспонатами едва ли не ведущее место. Собственно говоря, расчистка, восполнение утрат и окончательная консервация и составляют необходимый и достаточный перечень операций, производимых над всяким действительно ценным предметом антиквариата .

На практике это проявляется в подборе средств, каковые обязаны быть поверхностными и щадящими, с минимальной деформацией авторских замыслов.

Разумеется, недопустимы мощные абразивы, современные клеящие композиции, лаки, краски и прочая химия (кроме растворителей и консервантов). Все должно быть традиционно, в соответствии с эпохой: если клей, то столярный (костный, мездровый) или казеиновый, или рыбий, если лак - то шеллачный и т.д. Восполняются утраченные фрагменты строго по примеру сохранившихся, точно из того же материала, насколько бы редким он ни был. Конский волос идет взамен конского волоса, карельская береза и палисандр - взамен березы и палисандра, а бронзовое литье водворяется на свое законное место.

Но это в теории, потому что реально кушетки Екатерины II и посохи Иоанна Грозного давно отреставрированы , а дореволюционная купеческая утварь не вдохновляет мастера на творческие подвиги - и вместо слоновой кости и серебра делается более или менее сносная имитация из пластика и алюминия. Кстати, отношение самих музейных работников (за редким исключением) к той груде сокровищ, которые они призваны беречь, лелеять и пополнять, никак не вдохновляет реставраторов на творческие подвиги. Вероятно, в Эрмитаже все более или менее хорошо, но провинциальные музеи демонстрируют такое пренебрежение к сохранности коллекций, что оторопь берет. Я лично имел возможность сравнивать текущее состояние предметов с тем, что имело место пять-десять лет назад - и диву даваться, что это с ними произошло в тихой музейной гавани. Так что пусть ревнители академической реставрации попридержат свои ядовитые языки!


Домашняя РЕСТАВРАЦИЯ

Или, скажем так: восстановление любимых предметов антиквариата в бытовых условиях. Тут можно выделить два направления - либо ценная реликвия извлекается из небытия посредством такого усердия и количества затраченного времени, какое профессиональный музейный реставратор позволить себе не может (как в истории с английскими часами), либо антикварная вещь просто ремонтируется, и главной целью работы становится прочность и долговечность.

Скрупулезное сохранение внешнего облика антиквариата отнюдь не является приоритетным, вполне допустимы замены пород дерева, способов крепления деталей, каких-то металлических частей на более или менее подходящие, использование современной бытовой химии и т.д.

Преимущество здесь в том, что домашний умелец совершенно не ограничен сроками и волен скрести и подсушивать, отмывать и лакировать свою драгоценность годами, тем более что зачастую именно сам процесс становится настоящим смыслом трудов.

Недурная техническая оснащенность мастерской (равно как и само ее наличие) предполагается априори, поскольку мало проку пускаться в специфическое мероприятие, имея лишь молоток, плоскогубцы и пару тупых стамесок в придачу к ржавому коловороту. Нет ничего хуже, чем исправлять чудовищные последствия варварских действий какого-нибудь «дяди Васи», приглашенного когда-то «подремонтировать» столик или расшатанный резной стул, поскольку эта публика привыкла обходиться гвоздями и топором. Результаты подобных ремонтов заставляют иногда думать, что лучше бы невезучий предмет сразу кинули в костер.

В тщетной надежде пресечь повышенную шкодливость рук домашних умельцев, подогреваемую внутренним зудом делать все по-своему, эта публикация призвана убить двух зайцев - рассказать не только о том, как и что, следует делать, но и чего делать не стоит, а иногда и категорически нельзя. Возможно, это хоть немного поможет сохранению отдельных предметов еще лет на сто почти в том виде, какой они имели когда-то.

Наряду с широким применением декоративной резьбы из дерева для украшения старинной мебели часто использовали металл. Эти детали изготовлялись в виде лицевой и крепежной фурнитуры, накладных декоративных элементов. Фоном для них всегда служила фанерованная поверхность художественной мебели.

Металлические части представляют собой тонкие накладные полоски из латуни, золоченые, бронзовые накладки и вставки, прорезные и чеканные ленты, ленты из цветного металла с орнаментом различных завитков, спиралей и растительных мотивов. Кроме того, для украшения дорогой деревянной и фанерованной мебели в прошлом часто применялись бронзовые литые детали и скульптура с декоративной отделкой золотом, реже серебром.

Декоративная отделка художественных изделий из металла значительно отличается от отделок других материалов и включает ряд сложных процессов. Поэтому при восполнении таких утрат требуются знания старинной технологии и приемов работы по декоративной отделке металла. Это может вызвать затруднения у реставратора по дереву. Тем более если утраченные металлические украшения принадлежат к уникальным мебельным памятникам и представляют большую ценность, В таком случае по решению Реставрационного совета они восполняются реставраторами по металлу.

Все металлические части, не требующие вмешательства реставраторов по металлу, осторожно снимаются с деревянной или фанерованной поверхности. С ними все реставрационные операции может производить реставратор по дереву.

Наиболее распространенными повреждениями и дефектами декоративных накладных металлических украшений являются отслаивание их от деревянной основы, сильные поверхностные загрязнения, трещины, потертости поверхностной отделки, деформации от механических ударов, коррозии и частичные утраты.

Реставрацию металлических элементов с подобными повреждениями начинают со слабо держащихся на поверхности мебели. Их снимают, удаляют старый клей, деформированные плоские детали выправляют рихтовочным молотком и в случае необходимости полоски дополнительно выравнивают в прессе между двумя стальными пластинами.

Удаление поверхностных загрязнений позолоченных элементов из латуни и бронзы выполняют щетинной жесткой кистью и горячим раствором воды с «детским» мылом. Потом их промывают чистой теплой водой, тщательно протирают сухой мягкой ветошью и окончательно просушивают тампоном, слегка смоченным этиловым спиртом. Загрязнения можно снимать раствором нашатырного спирта (можно смешанным с небольшим количеством пчелиного меда). Старый защитный лаковый слой бронзовых литых деталей удаляют спиртовыми растворителями так же, как поверхностные загрязнения плоских элементов из латуни.

Коррозийные наслоения могут быть двух видов. Первый - в виде благородной патины, представляющей собой тончайшую пленку различных цветов и оттенков (от зеленого, до коричневого), образующейся на бронзе (сплавах меди) под действием благоприятной воздушной среды хранения мебели. Эта же патина может образоваться в результате сознательного воздействия на поверхность металла специальными реагентами. Благородная патина образует защитную оксидную пленку, предохраняющую металл от дальнейших разрушений. Эта тончайшая пленка не мешает воспринимать мельчайшие элементы детали и формы ее рельефа. Однако этот вид патины встречается редко. Второй вид -«дикая» патина, отличается от благородной более рыхлыми коррозийными наслоениями. Дикая патина образуется в неблагоприятных условиях хранения. Она не только не предохраняет поверхность металла от разрушений, а, напротив, активизирует их. Такое наслоение, конечно, подлежит удалению. Снятие подобных наслоений производят с помощью растворов каустической соды, аммиака, муравьиной кислоты, углекислого аммония и других средств, содержащих мелкие абразивные материалы. Можно применить и механическую чистку скальпелем, острым ножом, латунной щеткой.

Механические повреждения литых деталей в виде царапины, пробоины, трещин устраняют сплавами металла, с последующей декоративной отделкой реставрируемой поверхности.

Следует особо остановиться на реставрации мебели стиля Жакоб (фото 1) с накладными декоративными латунными полосками (протяжками). В книге «Очерки по истории художественной мебели XV-XIXвеков» Т. Соколова отмечает, что французскому мебельщику Жоржу Жакобу и его сыновьям мы обязаны широким распространением стульев и кресел прямолинейных форм из красного дерева с латунными тягами, которую иногда называют «гладкой латунью».

В дальнейшем они получили название «мебель стиля Жакоб». Это свидетельствует о широкой популярности мастера. Отличительной особенностью мебели Жакоб является наличие декоративного мотива куба с резной розеткой в месте крепления ножки. Другие мебельные мастера его часто копировали и подделывали, поэтому в настоящее время трудно выделить авторские экземпляры Жоржа Жакоба.

Фото 1. Кресло Жакоб

Можно предположить с большой долей вероятности, что мебель, исполненная в стиле Жакоб, заполняла дворцы и особняки Петербурга. В настоящее время образцы такой мебели имеются в собрании Павловского дворца-музея и в коллекции Русского музея.

Реставрация жакобовской мебели с элементами из «гладкой латуни», выполненными в виде декоративных металлических протяжек, представляет значительные трудности для реставратора-мебельщика. Эти трудности заключаются в качественном восполнении утрат декоративных протяжек из латуни с определенным содержанием цинка, которое обеспечивает необходимый цвет металла. Кроме того, сложность заключается в воспроизведении нужного профиля и соблюдении размеров.

Реставрацию сохранившихся, но поврежденных от жестких соприкосновений и ударов твердыми предметами, а также отслоившихся от деревянной основы полосок выполняют описанными выше способами.

Чтобы изготовить утраченную декоративную полоску из латуни, реставратору необходимо иметь устройство с фильерами, соответствующими нужному профилю. Для фильевок заготовляют две одинаковые болванки из твердой стали. Затем им придают необходимый смежный профиль на металлообрабатывающих станках и закрепляют болтами на рабочем месте. Латунные полосы протягивают через изготовленный фильер с помощью лебедки. Как правило, делают не менее трех холодных протяжек во-избежании изменения прямолинейности и толщины металла. При каждой следующей протяжке части фильера понемногу сводят. Последняя протяжка проводится на толщину металла. Изготовленные профилированные полосы шлифуют, полируют специальными пастами и в случае необходимости выполняют декоративную отделку (тонирование, патинирование), покрывают защитными средствами. Латунные протяжки (фото 2) достаточно высокого качества можно изготовить с помощью вальцов (фото 3).


Фото 2. Латунные протяжки


Фото 3. Вальцы для изготовления металлических протяжек: 1) фильеры со сменным профилем; 2) болванки для изготовления фильеров с нужным профилем; 3) варианты образцов, изготовленных протяжек

Вальцы устанавливают на рабочем месте, и процесс изготовления полосок аналогичен описанному выше. Фильеры также представляют собой две круглые смежные профильные детали из стали, повышенной твердости, выполненные из заранее проточенных на токарных станке болванок. Эти детали установлены в вальцах таким образом, что с помощью зубчатой передачи плавно и понемногу можно их сводить. Кроме того, вальцы с помощью цилиндрических деталей из твердой стали (см. фото 3, деталь а) позволяют выполнять протяжки из мягкой бронзовой проволоки. Протяжку латунных полосок осуществляют с помощью ручки также в несколько приемов и при каждой протяжке части фильеры сводят до толщины металла.

После завершения работ по металлу, в случае утраты на мебели деревянного профиля под протяжку, его восстанавливают из массива дерева.

Для запрессовки реставрируемых протяжек изготавливают деревянные цулаги из массива дерева лиственных пород с заданным профилем.

Перед установкой края металлических протяжек обрабатывают и придают им необходимый вид. Затем приклеивают густым столярным клеем к основе (тонкий деревянный профиль) и зажимают струбцинами через подложенные цулаги. При этом клей заполняет пустоты между профилем и протяжкой, придавая поверхности утрат повышенную твердость. После высыхания клея снимают прижимные струбцины, а выступивший клей удаляют влажным тампоном. Далее готовые протяжки приклеивают осетровым клеем по месту утраты с надежной фиксацией.

Металлические протяжки, изготовленные с помощью вальцов, не имеющие деревянной основы, в зависимости от конкретного случая сначала можно наклеивать на полоски березового шпона, а края загнуть (завальцевать), как показано на фото 2. Наклеенная полоска шпона исключает изломы латунной полоски при установке на криволинейных местах, например на подлокотнике кресла. Подготовленные таким образом протяжки устанавливаются на хороший столярный клей по месту обычным способом.

Если металлические части реставрируемой мебели сохранились и нарушен лишь клеевой шов, то дефектное место очищают от старого клея, процинубливают соприкасающиеся поверхности и вновь приклеивают. После снятия прижимных устройств выступающий клей удаляют.

Министерство культуры Российской Федерация
Проектный институт по реставрации

памятников истории и культуры "Спецпроектреставрация"

ОСНОВЫ РЕСТАВРАЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО МЕТАЛЛА

Москва 1992

Вторая часть справочника по основам реставрации архитектур­ного металла посвящена конкретным вопросам консервации в рестав­рации металлических элементов архитектурных сооружений. Приводят­ся основные правила техники безопасности при производстве работ с архитектурным металлом. Издание сопровождается терминологичес­ким словарем.

Справочник адресован рабочим-реставраторам, архитекторам, учащимся специализированных учебных заведений, мастерам и прора­бам для практической работы при реставрации памятников архитек­туры, имеющих металлические элементы.

© Институт Спецпроектреставрация, 1992

I. КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО МЕТАЛЛА
I.I. Основные принципы
Всестороннее научное изучение архитектурного металла теснейшим образом связано с памятником архитектуры: его общестроительными конструкциями и материалами (кирпичной, ка­менной кладкой, деревом, штукатуркой, росписью, предметами при­кладного искусства); датировку металла проводят по характеру об работки и его клеймам.

Изучение особенностей архитектурного металла; назначение конструкций, их коррозионное состояние, прочность (балочные перекрытия, фермы, конструкции крыш, глав, шпилей; каркасы, ог­раждения, решетки, подставы, связи и т.п.).

Изучение архивных материалов, договоров со строителями, кузнецам, установление поновлений и реставраций.

Лабораторные исследования металла на виды коррозии, проч­ность конструкций, составы сплавов, возможность применения раз­личных видов пайки, сварки, расчистки от коррозии и масляных покрасок и т.п.

Выработка технологической "тактики" реставрации: с раз­боркой конструкций из металла (строительных конструкций из кам­ня, кирпича, дерева и других материалов с временным укреплением и подпором основных архитектурно-строительных элементов - сводов, арок, колонн, столбов, элементов, стен и т.п.) или без разборки.

Разработка технологии консервации методами катодной и протекторной защиты от коррозии, а также шпатлевок, грунтовок, герметиков и покрасок.

Разработка методов монтажа металлоконструкций с производством общестроительных работ, предварительной вычинкой кирпича, камня, дерева и других видов материалов, заготовкой гнезд для последующей установки металлических элементов (балочных конст­рукций), связей, перемычек, парапетов, балконных и лестничных ограждений, лестничных маршей, настила металлических полов, оконных решеток, ставен и т.п.

Разработка методов реставрации архитектурного металла (литья, ковки чеканки, гальванопластики, металлопластики, на­плавок) с предварительным изготовлением моделей недостающих элементов декора или включением в модель элементов подлинника для последующей формовки и отливки.

Определение вида материала, применяемого в реконструкции и воссоздании декоративных элементов архитектурного металла: легкоплавкий сплав алюминия, полимерные и кремнийорганические материалы и т.п.

Разработка методов и видов креплений элементов между со­бой (пайка, кузнечная сварка, газо- или электросварка, клепка, склейка и т.п.) и установка на памятнике с разборкой фрагмен­тов, демонтажом и транспортировкой для реставрации в мастерские или производство работ на месте с последующим монтажом на памятнике, с применением определенных механизмов и приспособле­ний для этого. На кровельные покрытия должны быть даны развертки, лекала и рабочие чертежи с указанием видов сочленений кар­тин (например, "в фальц", "в рейку", "в заклепку"), а также шаб­лоны на фигурные элементы.

В проекте реставрации архитектурного металла должны най­ти отражение вое технологии работ по расчистке, окраске, по­золоте и другим видам декоративной отделки с максимальным сох­ранением подлинных элементов и фрагментов памятника, с особым бережным отношением ко всем способам отделочной художественной техники древних металлов.

В каждом конкретном случае вопрос об определении квалифи­кации и специальности прямых исполнителей реставрационных работ должен решаться комиссией (архитекторами, искусствоведами, пред­ставителями органов инспекции охраны памятников) на месте с составлением соответствующего акта на производство работ.

К реставрационным работам могут быть допущена только ат­тестованные комиссией органов культуры реставраторы-худож­ника по металлу определенной категория или класса, в то время как к реставрации кровельных покрытий, орнаментальных чугунных элементов и т.п. могут быть допущены рабочие - реставраторы кровельных покрытий, реставраторы металлических конструкций или реставраторы художественных изделий и декоративных предметов не ниже 4 6 разрядов.

В отдельных случаях для производства реставрационно-консервационных газет могут привлекаться различные группы реставраторов с конкретным определением видов и места работ.

В акте на производство реставрационных работ также должна быть определена категория сложности архитектурно-конструктивных и декоративных элементов памятника (I,II или III категории) и сформулировано заключение по техническому состоянию металли­ческих конструкция памятника с приложением фиксационного (по металлу) чертежа, карт утрат и выводами по результатам иссле­дований.

Акт на производство реставрационных работ должен быть составлен в 5 экземплярах: для заказчика, для инспекции по ох­ране памятников, для исполнителей, для проектной организации, для архива учреждения.

В процессе производства реставрационных работ проводится фотофиксация до начала работ, в процессе и после их окончания (фотоотпечатки 13x12 см с четким изображением сюжета) в коли­честве 5 экземпляров каждого сюжета.

В отдельных случаях, когда это необходимо, составляются акты на скрытые виды работ по существующим правилам (при рас­чистке от коррозии и покрасок, при восполнении утрат с после­дующей покраской и т.п.).

В технологической части проекта реставрации архитектур­ного металла и в акте на производство работ должны излагаться правила техники безопасности, производственной, санитарной и противопожарной безопасности (так как при производстве рестав­рационных работ по металлу исполнители имеют дело с огневыми работами, механизмами, химическими реактивами, растворителями, смывками, окрасочными составами на различной основе, гермети­ками, кислотами и щелочами), а также правила техники безопас­ности при работе на высоте.

Учитывая специфику производства реставрации архитектур­ного металла, необходимо строго соблюдать последовательность операций и технологию работ, особенно это касается реставрации художественного металла - золотой наводки, гравированных на металле рисунков и т.п.

Замена материалов должна быть, письменно согласована с технологами-химиками. При использовании золота и серебра в про­цессе реставрации архитектурного металла автор проекта рестав­рации - архитектор должен выдать исполнителям всю необходимую документацию: расчеты площадей под золочение, нормы расхода драгоценных металлов и т.д. согласно существующим правилам. Например, должен быть указан вес сусального зелота в книжках в зависимости от условий эксплуатации позолоты (в интерьере, при позолоте глав, крестов, подзоров), вид золоченая (на "мордан", "на гульфарбу" или Ян-52), методы промывки и очистки старой по­золоты /42/ .

Необходимо отметить, что снятая позолота методом соскаб­ливания или позолота вместе с металлическим покрытием, а также остатки позолоты от нового золочения подлежат сдаче на специ­альные заводы по переработке отходов цветных и драгоценных металлов / 42 /.

тонировкам металла
После тщательного наружного осмотра предметов архитектур­ного металла, определения его вида, состава, художественной ценности, конструктивных особенностей, внешних факторов, воз­действующих на памятник (температурно-влажностный режим, эко­логическая обстановка), необходимо определить технологическую тактику, приемы и методы реставрации, последовательность про­ведения работ, а также методы консервации, укрепления, защиты от коррозии и другие.
I.2.1. Расчистка и подготовка поверхности

Металла
Первым этапом в исследовании металла и его дальнейшей реставрации и консервации является расчистка и подготовка по­верхности под различные виды обработки.

В зависимости от вида металла и сплавов, наличия декора, его характера, технологии изготовления (просечка, ковка, чекан­ка, литье, гальванопластика, выколотка и т.п.) выбирается вид расчистки: химический, огневой или термический, пескоструйный, водопескоструйный, дробеструйный, абразивный, пароотпарочный, физический, осуществляемый ударными и режуще-скоблящими инстру­ментами (скальпелями, царапками, клюкарзами, иглами, стальными щетками и т.п.) с последующей промывкой, нейтрализацией и обез­жириванием объектов реставрации.

Расчистки в реставрации имеют различное назначение:

- расчистки-зондажи , связанные с научным изучением памят­ника в целях реставрации, служат уточнению первоначального об­лика, состояния, характера изменений, ремонтов, поновлений, вы­явлению художественных, конструктивных и технологических особенностей конструкций и материалов памятника (документируемые специальными актами, ведением журналов, обмерами, фотографиями, графической документацией и т.п.);

- пробные расчистки определяют и отрабатывает методы, ре­цептуры и технологии расчистки металлических элементов памятни­ка архитектуры;

- расчистки - "марки" - послойное раскрытие красочного слоя для выявления характера и видов красочных наслоений, первона­чальных окрасок, рельефа, рисунка, масляно-лаковых покрытий, позолоты. Расчистки - "марки" документируется так те, как и расчистки-зондажи; они имеют ограниченный характер (несколько см 2) и оставляются на объекте (фрагменте) постоянно для контроля правильности определения цвета, фактуры, вида окраски и декора­тивной обработки в процессе реставрации;

- фрагментарные расчистки - расчистки металла в отдельных местах для выявления и сохранения подлинных фрагментов, уцелев­ших на памятнике в процессе его существования;

- полная расчистка металла от покрасок, наслоений и кор­розии для последующей антикоррозионной обработки и окончатель­ной декоративной отделки как с сохранением первоначальных ок­расок и отделки глубины рельефа, так и с полной расчисткой мест утрат до поверхности металла (в зависимости от реставрационного задания).

В ходе расчисток определяется общее состояние металла, вид металла и его сплавов, прочность, характер, скорость обра­зования коррозии, технология изготовления металлических элемен­тов методами литья, ковки, прокатки, чеканки, выколотки, галь­ванопластики, гравировки, различных видов "наводки", лужения, золочения т.п.

Необходимо отметить, что каждый вид архитектурного метал­ла требует своей специфики осмотра к реставрации. Например, де­коративный металл (просечной, золотая наводка, серебрение, зо­лочение, росписи полихромная окраска) требует особой техноло­гии и материала, а также мастеров - позолотчиков и художников высокого класса мастерства.

Химический способ расчистки металла - наиболее распространенный. Он относительно безвреден для металла и отделочных покрытий, но требует особой осторожности там, где, предположи­тельно, под покрасками - серебрение, позолота, золотая наводка я т.д.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в XVI-XVII вв. существовала монохромная и полихромная раскраска металлических связей и штанг в интерьерах церквей и палат.

Химические способы расчистки металла обеспечивают сох­ранность рельефа, послойную расчистку поверхности металла как без разборки фрагментов, так и с разборкой. В отдельных случа­ях, в зависимости от величины, очистка фрагментов осуществля­ется погружением в ванну с раствором.

Так, для расчистки чугунных лафетов пушек в Московском Кремле от покрасок и коррозии экспериментами были установлены наиболее эффективные химические составы травления (в граммах на 1 литр раствора): серная кислота - 175±25, хлорид натрия - 120±10, сульфакол- 4±1 при экспозиции травления до 90 мин. Это дало возможность полностью удалить краску и продукты коррозии; но этот метод исключается при глубокой коррозии, так как ин­тенсивное насыщение металла водородом повышает хрупкость ме­талла.

Ускорить расчистку Фрагментов из чугуна от покрасок удалось предварительным травлением раствором (г/л): серная кислота - 150-180, хлористый натрий - 30-40, ингибитор ПБ-5 - 5-7 (экспо­зиция травления 1 час, температура 20°С).

Химическая расчистка предполагает в основном три техноло­гических приема: травление; очистка красочных слоев смывками и ручными инструментами; обезжиривание и защита металла от кор­розии /60/. Наиболее широкое применение при расчистках поверх­ностей металла от покрасок нашли смывки, растворители и специ­альные пасты, Мелкие детали - съемные элементы декора, фурниту­ра, накладные детали - обрабатывают в специальных ваннах с раст­вором кислот и щелочей, после чего их обезжиривают в органичес­ких растворителях. В качестве обезжиривающих средств используют уайт-спирит, хлорэтилен, дихлорэтан, тетрахлорэтилен.

I.2.2.Составы и технологические режимы обезжиривания металлов /60/, г/л

Обезжиривание производят при температуре 60-70 °С от 5 до 20 мин.

Медь и ее сплавы : Тринатрийфосфат - 20

Сода кальцинированная - 5

Эмульгатор типа "Новость",

"Лотос" - 5

Обезжиривание производят при температуре 60-70°С от 5 до 20 мин.

Цинк и его сплавы : Сода кальцинирования - 15-20

Тринатрийфосфат - 5-10

Силикат натрия - 5-10

ПАЗ - 0,6-1,0

ПАВ - поверхностно-активные вещества типа "Вепос","Лотос" "Прогресс" и др.; обезжиривание производят при температуре 60-70°С от 5 до 15 мин.

Алюминий и его сплавы : Сода кальцинированная - 10-15

Тринатрийфосфат - 5-10

Силикат натрия - 3-4

Эмульгатор (синтанол ДС-10, сульфанол, ОП-7,

Обезжиривание производят при температуре 60-70°С в те­чение 3-5 мин.

Обезжиривание производят при температуре 60-70°С 5-20 мин. Обезжиривание старой позолоты и росписей должно произво­диться только по рекомендациям специальных лабораторий, занимающихся реставрацией памятников.
Составы травильных паст для черных металлов /60, с.7/

Травильная паста (для удаления ржавчины), %

Ингибитор (ПБ-5, катапин и др.) 0,5

Нефтяной контакт 0,5

Серная кислоте (уд. вес 1,84) 7,7

Фосфорная кислота (уд. вес 1,70) 2.4

Соляная кислота (уд. вес 1,19) 21,3

Сульфитцеллюлозный щелок 14,6

Трепел (инфузорная земля) 36,0

После нанесения пасты выдержать 1-3 часа, после чего про­мыть и пассивировать.

Пассивирующая паста (после удаления ржавчины), %

Едкий натр 0,9

Бихромат натрия или калия 2,3

Сульфитцеллюлозный щелок 9,6

Инфузорная земля (трепел) 36,0

После обработки промыть и просушить.

Время выдержки с наложенной пастой 0,5-1,0 час.

Травление в щелочах и кислотах съемных деталей из черных и цветных металлов производят в эмалированных и фарфоровых ван­нах (емкостях). Состав травильного раствора приведен в табл.1.

Таблица 1
Состав травильного раствора /60/


Металл

Раствор-состав

Концентра­ция, г/л

Режим обработки

температура, °С

продолжитель­ность, мин

Черный

Соляная кислота (уд. вес 1,19)

110±15

50-70

10-30

Серная кислота (уд. вес 1,84)

35±5

Ингибитор катапин

Черный

Серная кислота (уд. вес 1,84)

110±10

18-20

5-15

Ингибитор – формалин

1-3

Примечание: травление можно производить раствором каус­тической соды (NaOH) в концентрации 240 г на 1 литр раствора при 93-95°C от 5 до 15 мин.

При реставрации кровельных покрытий из черного металла, а также для обработки полосового металла и чугунов после трав­ления и расчисток перед покрасками можно рекомендовать для устранения ржавчины толщиной до 100 мкм грунт-преобразователь ВA-0112. Такой грунт можно наносить на поверхность, покрытую тонкой плотной окалиной, в один слой. Он также будет одновре­менно и защитным покрытием. Толщину ржавчины и равномерность покрытия грунтом можно определить прибором-толщиномером ИТП-1 (измеритель толщины покрытия). Измерение основано на зависи­мости силы притяжения постоянного магнита к металлу от толщины покрытия. Вращая выдвижную часть прибора, растягивают его пру­жину до момента отрыва магнита от металла.

Показания прибора тарированы по толщине покрытия /14, с.44/.