Основные ошибки при выборе профессии. Типичные ошибки выбора профессии


Заметки о том, какие ошибки допускают молодые люди при выборе профессии. Итак, чего делать не стоит...

1. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора «кота в мешке».

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, в первую очередь необходимо найти информацию о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят. Сущность ведь не в названии профессии, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать.

Важно задуматься и над такими вопросами. Какие требования профессия предъявляет к способностям человека и что за противопоказания имеет, какой уровень подготовки необходим для овладения ею, где ее можно получить, дает ли она перспективы карьерного роста и с чем именно они связаны, востребована ли профессия на рынке труда.

2. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода - дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Конечно, потенциальный уровень доходности в разных областях деятельности различается, но дело здесь, прежде всего не в профессии как таковой, а в месте работы человека, его статусе, уровне мастерства, балансе спроса и предложения на рынке труда.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям...

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

3. Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.

Распространенное заблуждение школьников, а подчас и студентов состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: «нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Автор художественной литературы, что ли? Конечно, в принципе возможен и такой вариант, но куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т. д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожи на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.

Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.

4. Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» - это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

Так что вывод о том, как на кого реагировать, а также ответственность за профессиональный выбор все равно остаются за нами.

5. Выбирать профессию «за компанию».

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным - ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

6. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.

Более оправдана позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, неважно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в ВУЗе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

7. Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (дескать, буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

Еще одна причина такой ошибки - незнание собственных способностей и интересов. Невозможно сказать, понравится ли работа и будет ли она хорошо получаться, не попробовав себя в чем-то подобном. Конечно, далеко не всякие работы удастся попробовать на личном опыте, предварительно не получив соответствующее образование. Но в таких случаях можно судить о склонности к ним по косвенным признакам: интерес к конкретной сфере, желание активно получать информацию о деятельности таких специалистов, легкость осмысливания и запоминания этих сведений.

8. Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Так уж повелось, что давать советы, в том числе и по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие. Тем не менее, обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (специалист по профориентации, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.

Зизина Мария, Мануйлова Анастасия

Исследовательская работа раскрывает ошибки старшеклассников при выборе ими профессии, предлагается алгоритм правильного подхода при решении вопроса: "Кем быть?"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования

ГБОУ СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ №1373

ТРУДНОСТИ

ВЫБОРА

ПРОФЕССИИ

Зизина Мария,

Мануйлова Анастасия

Класс 10 «А»

Руководитель:

Панарина С.Г., учитель обществознания

Уткина И.Ю., учитель географии

Москва

2012

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

1. ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ стр. 5

11. ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ стр. 7

111. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА

ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. стр. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 18

ЛИТЕРАТУРА СТР. 20

ВВЕДЕНИЕ

Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. Чем раньше человек определит свое профессиональное призвание, тем больше у него шансов стать счастливым.

Все старшеклассники нашей школы хотят получить высшее образование. Мотивы выбора профессии у всех разные – престижность профессии, материальная обеспеченность, привлекательность содержания образования, желание родителей, традиции семьи, интерес к данной профессии.

Анкетирование и опросы учащихся 10, 11 классов нашей школы показали, что 63% старшеклассников определились с выбором профессии, но дополнительное проведенное тестирование по определению профессиональных склонностей показало 25% несовпадений! Кроме этого, 37 % учащихся не определились с выбором, хотя (по результатам тестирования) половина из них имеют выраженные склонности к определенным видам деятельности (приложение 1).

Такая картина нас озадачила, и мы решили выяснить, как же правильно осуществлять профессиональный выбор? Цель нашей работы - преодолеть трудности выбора профессии, которые существуют сегодня для многих. Результаты нашего исследования мы оформили в виде памятки, которая, мы надеемся, пригодится всем: и школьникам, и их родителям, нашим педагогам, и классным руководителям.

  1. ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ

Насколько важен правильный выбор профессии для человека?

С экономической точки зрения, если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, и к тому же и неправильно выбравшего профессию, - 30%.

На сегодняшний день существует пять вариантов деятельности человека в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определённой профессии):

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо пройти тест, который выявит профессиональную направленность (приложение 2). Его мы провели среди 57 старшеклассников. Список профессий, выбранных ими, разнообразен. Это учителя и врачи, менеджеры и экономисты, переводчики и программисты, журналисты и психологи (приложение 3).

11. ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Если верно выбрать профессию, то работа наша будет приносить радость и удовлетворение. Специалисты своего дела, как правило, успешно выдерживают конкуренцию и имеют достойный заработок. Важно знать, что существует ряд причин, из-за которых мы можем выбрать неподходящую для себя профессию.

1. ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ПРОФЕССИЮ НУЖНО ВЫБРАТЬ «РАЗ И НАВСЕГДА», КАК ЧТО-ТО ПОСТОЯННОЕ, НЕИЗМЕННОЕ.

В любой профессии неизбежно происходит смена занятий и обязанностей по мере продвижения к вершинам профессионального мастерства от простых и однотипных к сложным и разнообразным. Вслед за повышением квалификации происходит и карьерный рост. И чем качественней освоены азы профессии, тем быстрее достигается успех. Поэтому к выбранной профессии следует относиться не как к немедленному «скачку в специальность», как к протяженному процессу непрерывного профессионального самосовершенствования.

2. ПРЕДРАССУДКИ О ПРЕСТИЖНОСТИ ИЛИ, НАОБОРОТ, НЕДОСТОЙНОСТИ ПРОФЕССИИ.

Имеется в виду ложное, необоснованное отношение общественного мнения к некоторым профессиям. Нужно учитывать, что рынок труд может быть перенасыщен так называемыми «престижными» специалистами (отсюда проблемы с трудоустройством), и, с другой стороны, некоторые важные и востребованные профессии незаслуженно считаются неприличными, недостойными.

3. ВЫБОР ПРОФЕССИИ «ЗА КОМПАНИЮ», ПОД ВЛИЯНИЕМ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ.

Нет никакой уверенности, что те профессии, которые подходят нашим друзьям и знакомым, соответствуют нашим способностям, склонностям, особенностям характера. «На вкус и цвет товарища нет» - эта поговорка в полной мере соответствует ситуации выбора профессии. Только разобравшись в себе и узнав максимум информации об интересующей профессии, можно сделать правильный выбор.

4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ – ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ - НА САМУ ПРОФЕССИЮ В ЦЕЛОМ.

Подражание значимому для нас человеку, «идеалу» - не самый лучший довод при выборе профессии. Вообще, нельзя судить о профессии по тому, нравится или не нравится нам конкретный специалист. Гораздо важнее и правильнее учитывать те требования, которые профессия предъявляет к особенностям нашего характера, поведения, к нашим знаниям и умениям.

5. «ОДНОБОКОЕ» ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ, УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

Чтобы сформулировать верное представление о профессии, необходимо как можно тщательней собирать информацию не только внешних атрибутах профессии, но и обо всех особенностях повседневного труда профессионала. Так, за внешней яркостью и праздничностью работы в шоу-бизнесе скрывается, на самом деле, тяжелый будничный труд, ночная работа, частые разъезды.

6. ОТСУТСТВИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ, СПОСОБНОСТЯХ, СКЛОННОСТЯХ. НЕУМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ОСОБЕННОСТИ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ.

Лучше разобраться в себе помогут родители, друзья, учителя, чтение соответствующей литературы. Квалифицированный совет о том, какие наши увлечения смогут стать нашим жизненным призванием, дадут опытные психологи-профконсультанты.

7. НЕЗНАНИЕ ИЛИ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЯМИ СОСТОЯНИЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Существует ряд профессий, которые не рекомендуется или даже запрещены к освоению при тех или иных заболеваниях нашего организма. Знание таких ограничений необходимо не столько из-за того, что мы не сможем работой по той или иной специальности, а скорее потому, что эта работа может значительно ухудшить состояние нашего здоровья.

8. НЕОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ОБ ОСНОВНОЙ СХЕМЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.

Если мы хотим, например, точно решить математическую задачу, мы должны по определенной схеме выполнить подходящие действия, иначе ответ просто не будет верен. Точно также нужно поступить и при выборе профессии, чтобы принятие столь жизненно важного решения не было спонтанным и хаотичным.

111. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА

ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Этап 1. ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПРОФЕССИЙ.

Cоберите как можно больше информации о существующих профессиональных сферах, отраслях деятельности, о ключевых профессиях в этих отраслях, о том, какие специалисты актуальны и востребованы на рынке труда, какие области знаний и личностные качества соответствуют тем или иным профессиям и т.п.

Этап 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ.

Поразмышляйте над тем, чем Вы увлекаетесь, какие виды деятельности вызывают у Вас познавательных интерес (желание получать соответствующие знания, сведения), какой работой Вы хотели бы заниматься (изучать какие-либо тексты, придумывать новые образы, общаться с людьми и т.п.)

Этап 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Проанализируйте, какими личностными особенностями, содействующими успеху в той или иной деятельности, Вы обладаете. Это могут быть интеллектуальные и творческие способности (способности к математике, языкам, музыке, рисованию и т.д.), отличающие Вас черты характера (усидчивость, пунктуальность и т.д.), какие-либо особенности организма (например, физическая выносливость, хороший глазомер, тонкий слух и т.п.). Разберитесь, что у Вас получается делать, какие действия Вы можете выполнять умело и качественно.

Этап 4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

Результатом Ваших размышлений на данном этапе должен явиться перечень личных ожиданий и требований относительно Вашей будущей профессии. Этот перечень может отражать следующие моменты:

Мотивы будущей деятельности (стремление к признанию, потребность в творчестве, желание общаться, стремление к повышению уровня мастерства, потребность в стабильности и т.п.);

Предполагаемая сфера профессиональной деятельности (экономика, медицина, транспорт, строительство, искусство, общественная деятельность, сфера обслуживания и т.п.);

Планируемые профессиональные функции (управление, обслуживание, исследование, защита, контроль, производство и т.п.);

Уровень желаемого профессионального образования (колледж, ВУЗ, специализированные курсы и т.п.);

Предпочитаемые содержание и условия работы, режим рабочего дня, орудия труда, примерный уровень заработной платы, возможность трудоустройства, карьерного роста и т.д.

Этап 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.

Теперь нужно продумать те факторы, которые объективно могут ограничить круг выбираемых профессий. Эти ограничения могу быть связаны с особенностями Вашего физического и психологического здоровья, с обстановкой в семье, материальным положением, географией места проживания и т.п.

Этап 6. ФОРМИРОВАНИЕ СПИСКА ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Ориентируясь на Ваши знания о мире профессий, составьте список подходящих Вам профессий, не просто интересных, увлекательных, но которые Вы можете представить себе именно в качестве будущей специальности, как Ваше призвание.

Этап 7. ВЫБОР НАИБОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

Проанализируйте каждую профессию из составленного на этапе 6 списка по тем пунктам, которые обозначились у Вас на предыдущих этапах (со 2-ого по 5-ый), Можете буквально по баллам подсчитать (начисляя один балл за каждое совпадение), какая из выбранных профессий наиболее соответствует Вашим способностям и склонностям, требованиям, жизненным обстоятельствам.

Этап 8. ПРОВЕРКА ОПТИМАЛЬНОСТИ СОВЕРШЕННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Для того, чтобы получить объективную оценку, обсудите сделанный Вами выбор с теми людьми, чье мнение для Вас ценно и авторитетно: с родителями, друзьями, учителями, представителями данной профессии, психологами-профконсультантами. Но помните, что решающее «право голоса» остается всегда за Вами.

Этап 9.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ.

На заключительном этапе необходимо наметить конкретные шаги по пути следования выбранной профессии: определиться с учебным заведением, в котором можно приобрести профессию, продумать, где можно получить начальный профессиональный опыт и постоянное место работы, как совершенствовать свои профессиональные навыки.

Эту схему мы предлагаем в виде памятки (приложение 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Советы молодым людям, которые выбирают профессию:

  1. Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей.
  1. Вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы.
  1. Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься, т.е. представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы будущей работы.
  1. Соотнесите понравившуюся вам специальность с потребностями общества.

Для преодоления сложностей в профессиональной ориентации следует обратиться за помощью к специалистам в этой сфере. Это могут быть и школьные психологи, и консультанты в специальных пунктах и центрах (окружные и городские), в том числе по трудоустройству и занятости молодежи.

Сделать правильный выбор – это реально!

ЛИТЕРАТУРА:

1.Зельдович Б.З. Организационное поведение.

М.: Аспект-Пресс, 2008.

2. Под ред. Одегова Ю.Г. Трудоустройство: поиск работы. М.: изд. «Экзамен», 2002.

3. Фопель К. На пороге взрослой жизни. /Пер. с нем.

М.: Генезис, 2008.

Одним из основных факторов, препятствующих правильному выбору профессии, является сложившийся в обществе стереотип. Стереотип — это упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта и предвзятых представлениях.

Стереотип одновременно является оценкой и психологической установкой. Стереотипные оценки и установки очень сильны и основаны прежде всего на эмоциях, переживаниях, симпатиях или антипатиях. Поэтому их не считают нужным аргументировать. Для стереотипных оценок характерна, например такая формула: «Это так, потому что это так!» Отсюда не только их предвзятость, но и высокая регулирующая сила — стереотипы во многом определяют поведение и отношения людей.

В настоящее время в обществе существует устойчивый стереотип престижных и нежелательных путей профессионального развития выпускника школы. Сложившийся в обществе стереотип «нежелательности» множества профессий и специальностей (технических, рабочих) чаще всего связан с отсутствием необходимой информации о:

· мире профессий;

· условиях труда на современном производстве;

· закономерностях развития рынка труда (перспективы трудоустройства по той или иной профессии, востребованность профессии на рынке труда, и т.п.).

Кроме того, в настоящее время наблюдается наличие в средствах массовой информации (прежде всего в кинопродукции) того, что можно было бы назвать «отрицательной рекламой», а именно пропаганда образа жизни, который в реальности недоступен для среднестатистического молодого человека:

1. Доступность больших денежных средств без затраты труда.

2. Возможность мало работать и много отдыхать.

Современный киногерой — это зачастую предприниматель, юрист, банкир или вообще криминальный элемент. Исключение составляют только герои детективных сериалов — оперативники, следователи и т.д. Подобного рода «пропаганда» приводит к стремлению молодежи к «быстрым» и «легким» деньгам, которые можно получить, не особенно затрачивая при этом свои силы. Результаты опросов старшеклассников показывают, что учащиеся абсолютно не информированы о людях, добившихся профессионального успеха на базе технических, педагогических, рабочих специальностей. Учащимся известны только политики, миллионеры, актеры, звезды шоу-бизнеса, модельеры, жизненный путь которых широко освещается в СМИ. Поэтому множество выпускников школ предпочитают обучаться в вузах, получая «престижное» образование и не думая о возможностях и перспективах последующего использования полученного образования.

Таким образом, ошибки, происходящие при выборе профессионального будущего, обычно имеют в своей основе нехватку знаний. Как правило, выпускникам общеобразовательных учреждений не хватает знаний о: 1) мире профессий; 2) самом себе, своих возможностях и ограничениях; 3) требованиях и перспективах рынка труда региона, в котором они живут.

1. Незнание мира профессий складывается из :

· Устаревших представлений о характере и условиях труда в конкретной профессии.

В последние годы практически все профессии меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается новый характер труда. Появилось множество новых профессий. Например, сильно изменился характер работы по профессии «наладчик-оператор станков и аппаратов», меняется характер работы диспетчера, заведующего складом и так далее. В настоящее время появилось много профессий, связанных с обслуживанием компьютерных сетей (программист, системный администратор), рекламой (промоултеры, супервайзеры и т.д.), сферой торговли (менеджеры), бизнесом и финансами и т.д. Поэтому при выборе путей профессионального развития необходимо получить всю информацию о будущей профессии.

· Отождествления учебного предмета с профессией.

Типичной для выпускников школ ошибкой бывает мысль о том, что при выборе профессии стоит отталкиваться только от того, какой предмет в школе был любимым. Например, если речь идет о любви к истории, то это не значит, что стоит сразу становиться «историком», помимо этой профессии есть еще работники архива, журналист-историк, археолог, работник музея. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется знаний языка много — переводчик, экскурсовод, журналист. Таким образом, профессий существует намного больше, чем школьных предметов. Кроме того, стоит задуматься, где впоследствии можно будет применить полученные знания. Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык») может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом.

· Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За внешней легкостью и публичным успехом часто стоит незаметный на первый взгляд напряженный будничный труд. Такова, например, работа актера, телеведущего, журналиста, ученого.

· Подмена выбора профессии выбором уровня образования или места его получения.

Часто выпускник исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, неважно по какой специальности. Так бывает, когда исходят из понятий престижа, будущих материальных выгод или необходимости получения высшего образования. Однако более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии.

2. Незнание самого себя складывается из нескольких составляющих :

· Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение ).

Пример: некоммуникабельный человек выбирает профессию, требующую постоянного общения с людьми (учитель, менеджер, журналист).

· Непонимание возможностей и ограничений своего здоровья.

Множество случаев неправильного выбора профессии основано на том, что интерес к профессии противоречит медицинским показаниям.

Пример: при близорукости — нежелательно работать с чертежами, сборкой микросхем, огранкой камней, противопоказаны полиграфические профессии (наборщик, печатник, корректор).

· Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии .

Для того, чтобы соотнести свои возможности с требованиями профессии, необходимо ознакомится с описаниями профессий, представленными в профессиограммах, с возможностями последующего трудоустройства (обращая внимание на условия работы).

3. Незнание требований и перспектив рынка труда.

При выборе пути профессионального развития стоит проанализировать печатные издания и публикации в Интернете с описанием вакансий, существующих на рынке труда. После такого анализа может выясниться, что те, кто при выборе профессии опирался на ее престижность и популярность (юрист, экономист, журналист), после окончания вуза с трудом находят работу по специальности. Представителей же «непрестижных» технических и рабочих специальностей значительно меньше, однако их услуги востребованы и высоко оплачиваются. Таким образом, правильный выбор профессии зависит, в том числе, и от состояния рынка труда региона.

Солнцева В.А.

Молодёжь – это поколение людей, проходящих стадию взросления, под которой понимается становление личности, усвоение знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

Этот период жизни можно расценить как время возможностей, устремлённости в будущее, когда перед тобой открыты различные перспективы. Именно сейчас предстоит сделать выбор, который определит всю последующую жизнь. Как важно, чтобы он был правильным! Многие, сталкиваясь с необходимостью выбрать профессию, очень переживают, так как страшно взять ответственность за свой поступок. Конечно, молодые люди стараются опираться на свои интересы, но ведь они меняются с течением времени, а профессия останется с ними навсегда.

Выпускники имеют очень смутное и зачастую неправильное представление о том, какой должна быть их будущая профессия. В школах если и знакомят учеников с некоторыми видами деятельности, то только теоретически. Наглядно же с ней мало кто имеет возможность познакомиться. Нет никаких практических курсов, которые могли бы помочь в понимании того, какой на самом деле будет их работа. Например, мечтал человек всё своё детство о профессии врача, представляя себе, как он в чистом белом халате чинно восседает в кабинете, не торопясь, выясняя жалобы пациентов; как легко ставить диагнозы, спасая жизни тысячам людей. А на самом деле оказывается совсем неготовым к этой деятельности: теряет сознание от вида крови, не может произвести медицинскую процедуру, так как боится причинить боль даже во благо, или ему не хватает терпения слушать многочисленные жалобы слишком нудных пациентов. Да и правильный диагноз, оказывается, поставить трудно, особенно когда время ограничено, и ответственность за чью-то жизнь на себя тоже взять непросто. Или, получая экономическое или юридическое образование, мечтает о карьере финансиста, а на деле оказывается невостребованным на рынке труда, ведь в российском обществе на данный момент переизбыток этих специалистов. Таких примеров можно привести множество.

Часто на выбор профессии оказывают влияние родители, предлагая ребёнку тот вид деятельности, в котором они сами успешны. Или наоборот, советуют его не выбирать, если их профессиональная карьера не сложилась. Бывают ситуации, когда родители не желают принять собственный выбор ребёнка, считая его неверным, неподходящим, иллюзорным. И ему может быть очень сложно избежать сомнений и не изменить своего решения.

Средства массовой информации также играют свою роль. Совсем недавно, в советском прошлом, были перспективны рабочие специальности: о работниках фабрик и заводов снимались фильмы, в газетах и журналах восхвалялось стахановское движение. Сейчас же общество ориентировано на то, чтобы получить всё и сразу, выбрать выгодную профессию, а не ту, к которой лежит душа. Например, многие современные девушки мечтают повторить карьерный путь известных моделей, актрис или певиц, наблюдая за их жизнью с телеэкранов и обложек модных глянцевых журналов, считая учёбу бесполезным занятием.

Большое влияние на выбор профессии сейчас оказывает и финансовое положение родителей, так как большинство высших учебных заведений платные, а бюджетных мест совсем мало. Далеко не у всех есть возможность оплатить образование своему ребёнку, который, возможно, и мог бы преуспеть в выбранной им деятельности. Хотя другие, менее способные, но более обеспеченные дети такое образование получают. Ему же приходится остановить свой выбор на какой-либо другой доступной ему профессии.

Также мало кто осознаёт, что выбранной им деятельностью придётся заниматься большую часть жизни, а потому очень важно, чтобы она нравилась, чтобы ходить на работу с удовольствием, а не считать минуты до окончания трудовой смены, в душе проклиная себя за неправильный выбор. Кроме того, очень важно, чтобы были способности к выбранной деятельности, так как если их нет, то человек, скорее всего, не преуспеет в данной профессии и напрасно потратит время на получение соответствующего образования. Здесь важно понять, к каким наукам есть склонности: к гуманитарным, естественным или точным, а также оценить свою коммуникабельность, физические и физиологические возможности.

Могут на выбор профессии повлиять и друзья. В некоторых ситуациях, когда человек ещё не определился с тем, что ему на самом деле нравится, он идёт поступать в какое-либо учебное заведение за своими товарищами.

В настоящее время существуют тесты по профессиональной ориентации, которые помогут определить сферу интересов, личные особенности, при этом появится возможность выбрать какую-либо деятельность из предложенных.

При таком многообразии факторов, влияющих на выбор своей будущей профессии, сделать безусловно правильный выбор очень сложно, если вообще возможно. Страх допустить ошибку, выбрав не тот жизненный путь, которому захочется следовать долгие годы, может сковывать молодых людей, лишая их решимости сделать первый шаг. В то же время, следует помнить, что не все так плохо. Лучший способ узнать, что именно тебе действительно нравится - это попробовать что-то сделать самому. Следует помнить, что при выборе профессии непоправимых ошибок не бывает. В отличие от прежних времен, смена рода деятельности для современного человека не является чем-то необычным. В ряде случаев это рекомендуют даже психологи. В современном мире с его быстро меняющимися запросами и стандартами нужно оставаться мобильным и быть готовым к любым изменениям, в том числе и при выборе работы. Главное - не оставаться в бездействии, не поддаваться страхам и слабостям, смелее пробовать все новое и решительно идти навстречу своей судьбе. Именно такое отношение к жизни, в том числе и при выборе профессии даст молодым людям возможность самостоятельно создать свое будущее и пройти по жизни своим путем!

Таким образом, выбор профессии – это важный и серьёзный шаг в жизни каждого человека, и чтобы он был правильным, необходимо проанализировать многие аспекты: востребованность на рынке труда, финансовые затраты на образование, свои склонности и способности, осознавать взятые на себя обязательства, но, в любом случае, этот выбор должен быть самостоятельным и обдуманным.

Многие, можно даже сказать все, люди рано или поздно задаются вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Действительно, старшекласснику-выпускнику очень сложно самостоятельно ответить на эти и другие похожие вопросы, если ему заранее не помогли определиться с желаниями, предпочтительной сферой деятельности родители или школа. Несмотря на то, что существует огромное количество материалов по профориентации и профессиональному самоопределению в интернете и печатных изданиях, все они хаотично разбросаны и необходимо провести самостоятельную кропотливую работу по формированию цельной картины. Так и мучаются люди в попытках найти идеальную работу, чтобы и удовольствие от процесса труда получать, и заработная плата была на достойном уровне. Чтобы не допустить досадных ошибок при поиске подходящей профессии рекомендуем ознакомиться со статьёй Типичные ошибки выбора профессии .

В этом материале мы подробно расскажем о нелёгком процессе выбора профессии, разных подходах и направлениях, рассмотрим разные классификации профессий и выведем простые шаги, которые помогут выбрать профессию правильно.

Формула выбора профессии «Хочу — Могу — Надо»

Наверняка Вы уже встречали известную формулу выбора профессии «Хочу – Могу – Надо», но знаете ли Вы, что именно скрывается за каждым из этих слов?

ХОЧУ

Необходимо чётко знать свои интересы, желания и цели. Ни одним из пунктов формулы пренебрегать нельзя, но этим особенно, так как правильная мотивация и интерес это основа всей будущей жизни как профессионала в своём деле. Работа должна приносить удовольствие и никакая мотивация со стороны в виде заработной платы или социального пакета не смогут изменить тот простой факт, что придётся ходить на работу как на каторгу и каждый день с нетерпением ожидать когда же, наконец, наступит пятница. Понятно, что с таким отношением достичь значительных высот в карьере вряд ли удастся или будет стоить несоизмеримых с наградой физических и эмоциональных затрат.

Не спорим, это очень сложный вопрос для самостоятельного решения, но от него зависит многое, поэтому стоит поднапрячься и приложить максимум усилий. В этом могут помочь разнообразные тесты на профориентацию, которые доступны как в интернете, так и в печатном виде. Как вариант, подобные психологические тесты для детей и взрослых можно бесплатно пройти на этом сайте в соответствующем разделе или просто продолжить чтение статьи, задав себе пару вопросов, а матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной поможет определиться со специальностью.

Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать?

Возможные варианты ответов включают в себя:

1. Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми, такими как: ученики, студенты, покупатели, клиенты, пациенты, зрители и т.д.

2. Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков: текст, формулы, языки программирования, иностранные языки, схемы, чертежи.

3. Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования. Обычно связана с такими понятиями, как: деньги, кредиты, акции, лимиты, фонды, инкассация, бухгалтерское дело.

4. Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями. Управление, стройка, разработка и т.д. В качестве деятельности выступают: станки, механизмы, здания, приборы, машины.

5. Искусство – творческие профессии, занимающиеся театром, литературой, музыкой, балетом, живописью, кино.

6. Животные и растения – работа с животными любых видов (служебные, дикие, домашние, промысловые) и растениями (декоративными, дикорастущими, сельскохозяйственными)

7. Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции: изделия из металла, ткани, дерева, камня, предметы обихода, лекарства и множество других.

8. Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, леса, реки, водоёмы, горы, земли, месторождения.

Вопрос №2: Как хочется работать?

1. Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач.

2. Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д.

3. Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой.

4. Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров.

5. Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей.

6. Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей.

7. Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.

8. Контроль и оценка – проверка и наблюдение за деятельностью других профессий любой направленности.

Честно ответив самому себе на эти два вопроса, можно быстро определить рекомендуемые профессии, которые вполне могут оказаться интересными и заслуживающими внимания. Достаточно лишь найти пересечение этих ответов на таблице «Матрица выбора профессий».

Человек

Информация

Финансы

Техника

Искусство

Животные и растения

Изделия и продукты

Природные ресурсы

Управление

Администратор
Менеджер по персоналу
Секретарь

Системный администратор
Маркетолог
Диспетчер

Консультант
Финансист
Экономист

Водитель
Штурман авиации
Машинист
Техник

Режиссёр
Дирижёр
Балетмейстер
Продюсер

Зооинженер
Фермер
Дрессировщик
Почвовед

Менеджер по продажам
Товаровед
Логистик
Мерчендайзер

Инженер по кадастру
Геодезист
Техник-энергетик

Обслуживание

Продавец
Менеджер по туризму
Социальный работник
Медицинский работник

Оператор связи
Информатик
Гид-переводчик
Менеджер по рекламе

Инкассатор
Бухгалтер
Брокер
Кассир

Электромонтёр
Слесарь
Инженер
Механик

Дизайнер
Оператор
Экскурсовод
Парикмахер

Агрохимик
Зоотехник
Животновод
Растениевод

Продавец
Экспедитор
Товаровед

Мелиоратор
Эколог
Озеленитель

Обучение и воспитание

Воспитатель
Тренер
Педагог
Психолог

Филолог
Лингвист

Консультант

Инструктор по вождению

Учитель музыки
Учитель живописи

Дрессировщик
Жокей
Берейтор
Кинолог

Учитель труда

Эколог

Производство и добыча

Программист
Веб-дизайнер
Верстальщик
Кинооператор

Финансист
Экономист
Бухгалтер
Кассир

Строитель
Электрик
Слесарь
Фрезеровщик
Токарь

Ювелир
Резчик по дереву
Вышивальщица

Агроном
Зооинженер
Селекционер
Животновод
Растениевод

Провизор
Инженер-технолог
Повар
Слесарь
Токарь
Швея

Горный инженер
Гидролог
Гидрогеолог
Горнорабочий

Конструирование

Имиджмейкер
Генетик
Пластический хирург

Переводчик
Корреспондент
Журналист
Веб-дизайнер
Программист
Картограф

Аналитик
Экономист
Финансист

Конструктор
Механик

Композитор
Режиссёр
Дизайнер
Модельер
Артист
Художник
Музыкант

Селекционер
Флорист
Агротехник
Ландшафтный дизайнер

Архитектор
Инженер-технолог
Модельер
Закройщик
Монтажник

Горный инженер
Ландшафтный дизайнер
Инженер-гидролог
Озеленитель

Исследование

МОГУ

Разобравшись с интересами и желаниями, переходим к не менее важному компоненту формулы решения вопроса «Как выбрать профессию» – своим возможностям, как физическим, так и психологическим. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии необходимо тщательно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то значительно увеличивается вероятность не поступить в вуз или техникум на выбранную специальность или устроиться на работу в хорошую компанию. Если же удалось отучиться и трудоустроиться, то для достижения профессиональных успехов, а значит повышения заработной платы и продвижения по службе придётся прилагать намного больше усилий, чем окружающим коллегам, у которых имеются соответствующие задатки и предрасположенности. Даже просто держаться на одном с ними уровне может оказаться затруднительным и требующим большого количества сил.

Можно выделить несколько основных направлений, которые помогут определить собственные возможности.

Состояние здоровья

Самый банальный пункт, который, тем не менее, часто забывают. Для одних профессий состояние здоровья не играет большой роли, для других же такие особенности как слабое зрение, дальтонизм, плоскостопие или общая физическая подготовка играют решающую роль, и дорога к профессии будет закрыта навсегда. В снайперы не возьмут человека, который носит очки, а людям с дальтонизмом вряд ли получиться стать всемирно известными дизайнерами или даже просто получить водительские специальности.

Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести свои физические особенности с процессом будущей работы.

Личностные качества и психологические особенности

Темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные относятся именно сюда. Выявить их помогут психологические тесты, беседы с психологами-профконсультантами или простые вопросы к друзьям и знакомым.

При выборе профессии такие особенности личности играют значительную роль в удовлетворении от работы и её комфортности. Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми или бурными рабочими процессами. Активные люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе.

Профессиональные предрасположенности и способности

Сюда относятся любые умения, которые получаются лучше других людей и проще для освоения именно Вам: рисование, пение, тонкая работа руками, чувство стиля, идеальный слух и другие подобные. Тот факт, что для освоения каким-либо навыком требуется меньше усилий для большего результата может сыграть огромную роль в выборе идеальной профессии.

Профессиональная квалификация и опыт

Для тех, кто уже получил образование и работал по выбранной специальности, возможно, имеет смысл не менять сферу деятельности кардинально, а выбрать что-нибудь смежное, где можно применить уже имеющиеся знания, умения, навыки. С имеющимся наработанным опытом проще устроиться на работу и достигнуть успехов.

Учитывая всё вышеперечисленное, при знакомстве с той или иной профессией будет несложно определить, какие подходящие профессиональные качества уже имеются, а над какими стоит поработать для их развития.

НАДО

Согласитесь, будет не очень умно выбрать профессию, которая не востребована на рынке труда или, что ещё хуже, постепенно теряет свою значимость и уходит в небытие. В формуле выбора профессии компонент «НАДО» выступает в качестве востребованности профессии на рынке труда. Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет довольно сложно, но общие тенденции вполне возможно. Для этого можно почитать мнения специалистов, посмотреть государственные образовательные планы, найти соответствующую аналитику и составить своё мнение.

Рынок труда всегда находится в движении, с развитием технологий появляются новые профессии и постепенно отмирают старые. Даже после получения образования и успешной работы необходимо совершенствоваться и повышать свою квалификацию, чтобы оставаться конкурентоспособным и успешным специалистом в своей профессиональной области. Если же исключить «НАДО» при выборе профессии, то найти работу по специальности может оказаться затруднительно.

Результат формулы выбора профессии

Правильно оценив все компоненты формулы «МОГУ – ХОЧУ – НАДО» по отношению к себе шанс неправильного выбора профессии значительно уменьшится, а достигнуть профессионального успеха и стать востребованным специалистом будет проще. Вы найдёте такую профессию, которая будет одновременно:

  • Интересной для вас (ХОЧУ)
  • Лёгкой и приятной в освоении (МОГУ)
  • Пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)

Исключение же хоть одного из параметров формулы приводит к различным неблагоприятным последствиям, от невозможности получения удовлетворения от работы до значительно затруднённого трудоустройства по специальности.

Простые шаги выбора профессии

Для тех, кто любит хорошо структурированные пошаговые инструкции предлагаем воспользоваться алгоритмом выбора профессии и за семь несложных шагов значительно сузить перечень возможных профессий.

1. Составить список требований к идеальной профессии.

Чем больше требований получиться придумать, тем лучше и точнее получиться определить желаемую профессию. Можно начать с нижеперечисленных требований и расширить список своими.

  • Условия работы
  • Направление деятельности
  • Уровень заработной платы
  • Уровень требуемого обучения
  • Содержание и характер работы
  • Сложность трудоустройства по специальности
  • Сфера деятельности
  • Любые другие важные для Вас требования

2. Определить степень значимости каждого требования.

Проранжировать каждое требование по шкале от 1 до 10 или разбить любым другим удобным для себя способом на те, которые являются жизненно важными и те, которыми можно пренебречь в пользу других. Возможно получится избавиться от тех или иных требований, которые показались важными лишь на первый взгляд.

3. Составить список интересных профессий

Для знакомства с миром профессий можно использовать наш Каталог профессий или воспользоваться любым другим. В книжных магазинах продаются специальные справочники с подробным описанием существующих на рынке труда профессий. Основной отбор должен идти опираясь на интересность профессии, учитывая насколько хотелось бы получить такую специальность и начать карьеру в этой сфере.

4. Соотнести свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий

Следует помнить, что кроме списка Ваших требований к идеальной профессии существуют и требования самих профессий. Учитывайте свои личные таланты и способности, а также физические особенности. Возможно, что в какие-то профессии путь окажется закрыт по объективным причинам, а справляться с другими будет заметно проще.

5. Проанализировать результаты

На основе предыдущих пунктов определите несколько наиболее подходящих профессий и познакомьтесь с ними поближе. Найдите больше информации, сходите на экскурсию, дни открытых дверей или ярмарки вакансий. Совсем хорошо, если удастся побеседовать со специалистом в данной отрасли.

6. Проверить результаты

Обсудите свой выбор с родителями, друзьями, учителями, психологом-профконсультантом. Узнайте их мнение и аргументы в пользу той или иной профессии. Можно пройти профориентационные психологические тесты для подтверждения правильности выбора.

7. Определить шаги к получению профессии

Если удалось твёрдо определиться с одной или несколькими идеальными профессиями, то можно смело начинать искать информацию о том, в каком учебном заведении можно получить желаемую специальность, что требуется для поступления, какие профессиональные требования и навыки стоит развить, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и т.д.

Ещё один простой способ выбрать профессию

Приведём ещё один несложный способ как выбрать подходящую профессию. Для него потребуется всего лишь чистый лист бумаги и ручка.

Нарисуйте в центре листа себя или большую красивую букву «Я». Затем, как лучи от солнца, напишите вокруг свои любимые занятия и увлечения. Это могут быть уроки, хобби, просто приятные и простые занятия, совсем не обязательно связанные с миром профессий. Чем больше таких лучиков получится, тем лучше.

Дальше самое сложное, но и самое интересное – к каждому получившемуся лучу придумайте несколько подходящих профессий. Если возникнут сложности, то можно поискать информацию в интернете, журналах, газетах, спросить совета у друзей и родителей.

Таким нехитрым образом получится список профессий, которые могут Вам подойти. Выберите из них от 5 до 10 наиболее интересных и узнайте о них как можно больше: необходимое образование, средний уровень зарплаты, требования компаний-работодателей и т.п. Можно добавить список подходящих учебных заведений и подходящих курсов для развития профессионально важных качеств.

Проверьте правильность выбора с помощью мнения значимых для Вас людей (родители, учителя, друзья и т.п.), прохождения тестов на профориентацию, консультацией с хорошим психологом-профконсультантом.

Заключение

Не забывайте, что решение вопросов «Как выбрать профессию», «Кем стать?» и подобных это только первый шаг на пути к успешной карьере, но именно от него зависит будущая успешность и востребованность как профессионала.

Также не стоит забывать, что многие профессии находятся на стыке разных дисциплин и необходимо хорошо разбираться во всех из них. Ещё одним немаловажным фактором, который стоит учитывать, является то, что профессиональные требования и обязанности значительно меняются по мере карьерного роста. Несомненно, можно попробовать себя сразу же в роли руководителя, но это будет менее эффективно, чем пройти весь путь до него с низов и зная всю работу изнутри. Помните, что на кону будут стоять Ваши репутация, время и деньги.

Надеемся, что информация из статьи «Как выбрать профессию» окажется Вам полезной и поможет легко определиться с профессией. Любой самостоятельный выбор стоит проверить и обсудить с практикующими профессионалами. В каждом городе и почти каждом учебном заведении есть отделы профориентации, куда можно обратиться за беседой или прохождением специализированных профориентационных тестов.

Станете ли Вы человеком, который получает удовольствие от работы, стремительно растёт по карьерной лестнице и успешно реализует себя в условиях современного общества зависит только от Вас и Ваших первых шагов в выборе желаемой и перспективной сферы деятельности. От всей души желаем удачного определения трудового пути и пусть Ваша работа будет любимой!